Много званых, но мало избранных
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
За две недели до великого праздника Рождества Христова Святая Православная Церковь напоминает нам о его приближении. Начинается первая приготовительная неделя к празднику. Она называется Неделей святых Праотец, когда мы вспоминаем святых, живших до Рождества Христова. Ими были ветхозаветные пророки и все благочестивые люди, которые с верой ожидали пришествия Спасителя.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 20 декабря 2021
Людей спасет доброта и любовь
В мае мы вспоминали грузинского святого последнего времени – преподобного Гавриила (Ургебадзе). Помните, как первого мая он сжёг портрет Ленина? А потом отца Гавриила благословили быть духовником женского монастыря, и с годами к нему стали приходить люди со всей Грузии за духовной помощью. Хотя подчас вёл себя отец Гавриил очень странно, как самый настоящий юродивый: мог и грозно обличать кого-то, кто был неискренним и фальшивым, мог и по непонятной причине поднять крик даже во время службы.
Подробнее »
Притчи святителя Николая Сербского и другие
Здравствуйте, дорогие братия и сестры!
Причти, которые мы собрали для вас в этой статье о грехах и добродетелях. В них в иносказательной, но очень понятной форме рассказывается, почему нельзя обманывать, быть жадным; почему надо стремиться выметать из своего сердца всякое зло и грех; что только любовь принесет счастье и другие блага, а не наоборот.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 02 декабря 2021
Святые старцы
Преподобные святые старцы Оптины окормляли и продолжают окормлять верующих людей. Николай Васильевич Гоголь писал: «…Никогда я не встречал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное». Мудрость старцев Оптиной пустыни, как благодатный источник, несёт нам духовное и душевное исцеление. Даже спустя время, их наставления не потеряли своей актуальности.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 01 декабря 2021
Оптина пустынь и Введение Пресвятой Богородицы
Оптина пустынь и Введение Пресвятой Богородицы неразрывно связаны. Православный ставропигиальный мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы расположен близ города Козельск, у реки Жиздра. Оптина пустынь – самая жаркая и яркая свеча, возжжённая русским народом перед Богом. И, конечно же, главной святыней монастыря являются его старцы, прославленные в лике святых.
Подробнее »
Непридуманные истории — 25 ноября 2021
Мое чудесное исцеление
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Дорогие посетители и постоянные читатели нашего сайта, в мире постоянно происходят чудеса от Бога. Но, к сожалению, иногда мы их просто не замечаем. Только чистое сердце, далекое от грехов и страстей, стремится во всем увидеть удивительную небесную заботу. А чтобы очистить сердце, православному человеку необходимо постоянно следить за своей душой, иметь покаянный настрой и стремление жить по Божьей правде. Очень важна регулярная исповедь и причастие. Ведь грех не только приносит страдания и болезнь душе, но и тело человека начинает болеть. Подтверждение этим словам Вы сможете найти в рассказе о чудесном исцелении после искренней исповеди и причастия.
Подробнее »
Притча об осле
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Жизнь не проходит без проблем. На нашем пути ежедневно встречается множество задач, вопросов. Некоторые из них требуют особого напряжения сил, ума, времени, а иногда требуют и жертв.
Подробнее »
Притчи о доброте, благородстве и рассудительности
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Иногда мир перед глазами тускнеет. Жизнь кажется бессмысленной, пустой и однообразной. Бывает даже, что к такому состоянию может примешаться тоска или страх за будущее. Конечно же, такое состояние не должно быть приемлемо для христианина. Нужно спешить от него избавиться. И в христианстве есть немало средств, помогающих побороть уныние, страх и страсти, темной тучей забирающиеся в человеческие души.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 15 ноября 2021
Небесный защитник
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Совсем недавно вся наша страна праздновала день народного единства. Вспоминалось очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляли Царицу Небесную, Покровительницу земли русской через явление Её чудотворной иконы – Казанской.
Подробнее »
Рассказы о святых и святынях — 01 ноября 2021
Из Дармштадта в Иерусалим
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В 1864 году, 1 ноября по новому стилю, в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига Четвёртого родилась девочка Елисавета. И мог ли себе представить герцог и его жена герцогиня Алиса, дочка английской королевы Виктории, что новорожденная станет когда-нибудь русской святой, преподобномученицей Елисаветой, о которой вспоминали мы в середине лета.
Подробнее »
Список детской литературы ко Дню
матери
2
Детям о маме / Сост. Михаленко Е. –
Издательство Белорусский Экзархат, 2017. – 47 с.
В сборник вошли литературные произведения о матери и
всепобеждающей силе материнской любви классических и современных писателей
для детей среднего школьного возраста. В них рассказывается о
самом важном человеке в жизни каждого — о маме, и о
том, как нужно её любить и беречь. Из известных авторов: Лидия Чарская
(«Мама»), Василий Сухомлинский («Седьмая дочь» и «Самые ласковые руки») ,
Семён Надсон («Старая сказка»), Иван Бунин («Матери»), Агния Барто
(«Разлука»), Елена Благинина («Мама спит, она устала»), Евгений Пермяк
(«Шестой малахай»), и др. Елена Михаленко замечательный детский автор. Одно
из лучших её детских произведений рассказ «Господь с тобою». Может тоже
подойти к празднику День матери.
3 Детям о материнской любви /Сост.
Велько А.В. – 3-е изд.- Белорусская Православная Церковь, 2015. – 63с.
В сборник вошли стихи, рассказы и притчи для детей младшего и среднего
школьного возраста о материнской любви. Мама, словно птица, заботливо
прикрывает надежным крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у
кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно или одиноко.
Советует в первых сложных ситуациях. Учит доброте, умению дружить и любить,
помогать и сострадать. Материнская любовь — это бездонная чаша ангельского
терпения, житейской мудрости, душевной доброты и сердечного тепла, неутомимой,
бескорыстной заботы и бесконечной преданности. Также в книгу включены
пословицы и поговорки о материнской любви, которые могут быть использованы в
библиотечных мероприятиях. Из произведений известных авторов: замечательный
педагог Василий Сухомлинский («Легенда о материнской любви»); Плещеев А. («Ручонки»), «Мать»; Сергей
Есенин «Молитва матери»; Саша Чёрный («Материнская песня»), Валентина
Осеева («Весёлая ёлка»), А.Фёдоров-Давыдов («Материнское благословение»);
Иван Тургенев («Материнская любовь» и др.
4. Лопатина А, Скребцова М. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по
семейному воспитанию в школе и дома. – Издательство «Философская книга», 2015.
– 250 с.- (Серия «Семейное воспитание»)
Первые 6 бесед книги посвящены матери: «Мамин портрет», «Любовь
мамы», «Сердце матери», «Материнские руки», «Подвиг матери», «Забота
матери», К каждому уроку даны письменные и устные задания по теме, вопросы.
Авторы данной книги поместили в неё и свои замечательные стихи и рассказы
среди которых: «Сердце матери» (Мария Скребцова), «Если мама далеко»,
«Спасибо, мама», «История о чайке», «Слеза матери» (А.Лопатина), «Мама с
нами» (М.Скребцова»)
5 Моя мама. Рассказы и стихи. – Издательство «Отчий дом», 2011.-
221 с. – (Серия «Православная детская библиотека»)
Рассказы, собранные в этой книге, посвящены самому близкому и родному
существу на свете — маме. Мама — это первое слово, которое произносит человек,
с ней он делает первый шаг, у нее учится первой молитве. Вырастить и воспитать
детей — нелегкое дело. Сколько терпения, заботы, неустанного труда и любви
требуется от матери! Сколько тревог, бессонных ночей и переживаний выпадает на
ее долю! Мать готова жертвовать самым дорогим, порой и своей жизнью, ради
детей, ради их счастья. Будем же любить наших матерей!
Включены произведения: «Мать (Автор: Баринов Н.);
Мама на войне. Рассказ (Автор: Дмитриева Валентина Иововна); В бурю.
Стихотворение (Автор: Плещеев Алексей Николаевич); Мать. Стихотворение (Автор:
Майков Аполлон Николаевич); Метель. Рассказ (Автор: Митропольский И.)
«Чадо, как фонарик, освещает и просветляет
женское сердце, делает его зрячим. Сердце матери начинает улавливать то, что
для других недоступно. Тончайшие переливы в состоянии природы, духовная сторона
вещей и событий являются в зримой простоте. Жизнь, доселе полная суеты и
досадных случайностей, вдруг утихает, упорядочивается, послушная Промыслу Божию…
Любой дар Божий в материнстве преумножается многократно! И речь не о том
только, что этот дар передается детям и расцветает в них. Нет, он незримо
растет и готовится явить себя миру и в те минуты, когда мать всецело посвящает
себя малышам, когда ей и вздохнуть некогда»(Цитата Дмитрия Шевдрова из
предисловия к книге автора Елены Литвяк.» Небо над колыбелью. Дневник мамы.
– Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2008. – 120 с.)
Подборка поэтических и
прозаических произведений ко дню матери и международному женскому дню.
1 Адель Ростова. Птица материнской любви.
2
Андрей Дементьев. Баллада о матери
3
Василий Сухомлинский. Сказка о гусыне.
4 Василий Сухомлинский. Крылья матери.
5
Василий Сухомлинский. Легенда о
материнской любви
6 Елена Михаленко «Господь с тобою»
7 Елена Шустрякова. Материнская молитва
«О, Господи, как краток путь земной»
8
Елена Фёдоровна Зайцева. Православная
писательница. Рассказ «Они нас понимают». О том как курица спасла своих
детишек от непогоды, и как спасла одного из своих детёнышей. Рассказ напечатан
в православном журнале для юношества «Кораблик», издаваемый редакцией
Пафнутьевского Боровского монастыря. – 2007. — №4. Журнал можно скачать .
9
Наталья Жукова-Бабина. Материнская молитва («Новый
день, и рассвет и лали…»)
10 Фаина
Соколова. Любите маму, маленькие дети.
11 Василий
Сухомлинский. Самые ласковые руки
12 Маленький
скрипач. Автор: Ермаков Олег
13 Как
надо любить маму. Станислав Брейер
Мамочка наша родная,
Эти нежные строки – тебе.
Самой милой и самой красивой,
Самой доброй на этой земле
(Иван Бородулин)
Есть такой удивительный текст в Постной Триоди: «Кто премудр убо приобрести за немногие дни вечность?». Мне кажется, что «Лед и пламя» Рэя Брэдбери – именно об этом.
«Лед и пламя». На первый взгляд перед нами обыкновенная научно-фантастическая повесть. Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Выбравшись из ракет, космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий страшные изменения в организме. Даже укрывшись в глубоких пещерах, люди продолжают меняться под воздействием окружающего их мира, их пульс учащается, ускоряется метаболизм, они стареют все быстрее и быстрее.
Рассказ Брэдбери незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче
В конце концов продолжительность жизни сокращается до 8 дней. Дети, рожденные в понедельник, к воскресенью превращаются в высохших стариков… И вот тут оказывается, что рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче.
«Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество – будто зарница. Возмужание – сон, зрелость – миф, старость – суровая быстротечная реальность, смерть – скорая неотвратимость».
Сильно, не правда ли? Но разве это только о фантастическом мире с чудовищной радиацией? Разве это не о падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, а оно беспощадно, скоротечно. Пусть нам дано не 8 дней, а 80 лет, 90, 100, но оглянется на прожитую жизнь столетний старик – и она покажется ему мгновением.
В рассказе Брэдбери прекрасно передано это ощущение скоротечности земной жизни, оно предельно заострено (кстати, обратите внимание, что в этот мир люди попадают в прямом смысле в результате падения).
Из вечности мы выпали во время, а оно беспощадно, скоротечно, как те самые 8 дней
Вот один из героев говорит, что есть способ продлить жизнь на целых три дня, «три долгих, славных дня». В ответ раздаются восторженные крики, ликование. Три дня.
А читателю сразу становится стыдно, потому что каждому из нас, слава Богу, уже было дано и, если Бог благословит, будет дано еще много-много таких славных дней (а разве день, Божий дар миру, каждому из живущих, может быть иным?).
Но разве они будут прожиты нами так, чтобы, как мечтал Достоевский, ни одна минута не была потрачена впустую? Кто из нас на самом деле умеет дорожить временем?
***
Но «Лед и пламя» хорош не только этим заостренным восприятием времени. В тексте с удивительной силой воплощена не только идея скоротечности земной жизни, но и мысль о возможности обретения вечности.
Через 10 тысяч дней после катастрофы в пещерах появляется на свет мальчик, которому дают имя «Сим». Конечно, неслучайно, ведь «Сим» – сокращенное от « Симон», то есть Петр. Иными словами, Сим – носитель веры.
Спасение Сим находит в корабле. Стоит вспомнить, что одним из древнейших символов Церкви и является корабль
На третий день жизни возмужавший Сим пробирается обратно к кораблю, веря, что там отыщет что-то, что поможет спастись от поджидающей его уже через 5 дней смерти. Он попадает внутрь – и происходит нечто для него невероятное, но вполне естественное. Обшивка корабля укрывает Сима от смертоносной радиации, от излучения чужого мира. Проходит день, другой, Сим уже должен был стать дряхлым стариком, но он остается прежним полным сил юношей и на десятый, и на двенадцатый день.
Итак, спасение Сим находит в корабле. Притча проступает все отчетливее, стоит лишь вспомнить, что одним из древнейших символов Церкви и является корабль. Церковь спасает от радиации разлитого в мире греха, возвращает первозданную природу человека, вводит в вечную жизнь.
***
И вот еще один крайне емкий эпизод: Сим находит календарь и показывает его своей спутнице, Лайт. «Он предназначен для измерения времени», – говорит потрясенный Сим.
Давайте на секунду представим, чем были для него, знавшего, что ему отпущено лишь 8 дней, листки календаря. Каким колоссальным богатством стали для него привычные для нас недели, месяцы, годы! Не замечаемое нами и ежедневно растрачиваемое богатство.
Как тут снова не вспомнить Достоевского! Помните, как он стоял на площади, ожидая смерти, и несметным богатством казались ему даже пять минут, и он клялся, что, если ему дана будет жизнь, он ни минуты больше не потратит впустую?
И снова охватывает горечь. Потому что, полагаю, позади у каждого из нас – огромное количество попусту потраченных дней. Только и остается, что вспомнить: идет Рождественский пост. Еще один дар, 40 дней до Вифлеемской пещеры.
А что если сделать это одной из задач на пост? Наполнить смыслом каждый из оставшихся до явления звезды дней? Ни один день не прожить вхолостую, в черновую, «просто так»? Потому что каждый – уникален.
Каждый – дан один раз.
Он не повторится.
***
И вот финал. Сим и Лайт возвращаются к пещерам и рассказывают остальным: есть спасение. Мы можем жить вечно!
Происходит потрясающая вещь: люди не желают уходить из пещер! Не желают променять гарантированные (более-менее) 8 дней на вечность
И тут происходит потрясающая вещь: люди не желают уходить из пещер! Не желают променять гарантированные (более-менее) 8 дней на вечность. Не хотят предпринять сложный путь к кораблю, боятся расстаться с обжитыми жилищами (разумеется, здесь в тексте вновь проступают очертания библейских историй, хотя бы тех же самых египетских котлов, которые оказались слаще жизни с Богом).
В конце концов Сим с горечью понимает: мало кто желает приобрести вечность… С ним уходят далеко не все.
***
Разумеется, текст Брэдбери – все-таки не притча в чистом виде. Много в тексте избыточных деталей, есть навязчивые повторы, местами излишне цветасты метафоры.
Вряд ли станешь многократно перечитывать его.
Но это и не нужно. Основное запомнится надолго. Может, навсегда.
«Жизнь пролетает стремительно».
«Мы можем жить вечно».
Кто убо премудр приобрести за немногие дни вечность?
12 ноября 2021 г. 17:03
11 ноября 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона, выступил на открытии научно-богословской конференции «Исследуйте Писания», посвященной переводу на английский язык шеститомного исследования владыки под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Перед открытием конференции ректор Свято-Владимирской семинарии дал в честь председателя Отдела внешних церковных связей торжественный ужин. На вечере присутствовали Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, иерархи Православной Церкви в Америке архиепископ Нью-Йорский и Нью-Джерсийский Михаил и архиепископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ епископ Манхэттенский Николай, митрополит Северо-Восточной епархии Маланкарской Ортодоксальной Церкви в США Мар Захария Николаос, викарий Патриарха Сирийской Ортодоксальной Церкви в США архиепископ Мар Дионисий Иоанн (Кавак), ректор римско-католической семинарии и колледжа им. Святого Иосифа епископ Джеймс Масса, протосингел Антиохийской архиепископии Северной Америки архимандрит Иеремия (Дэвис), декан Свято-Тихоновской духовной семинарии (ПЦА) протоиерей Иоанн Паркер, представитель главы Англиканской Церкви в Северной Америке каноник Кристофер Калпеппер, декан богословской семинарии Nashotah House профессор Гарвуд Андерсон, декан Свято-Троицкой духовной семинарии РПЦЗ Николай Шидловский, представители Благотворительного фонда Grace and Mercy Foundation во главе с его основателем Биллом Хваном, а также многочисленные представители других христианских конфессий, работающие в области новозаветных исследований.
Открывая мероприятие, президент семинарии протоиерей Чад Хатфилд рассказал о сотрудничестве возглавляемого им учебного заведения и издательства SVS Press с митрополитом Иларионом, которому в 2014 году была присуждена степень почетного доктора богословия Свято-Владимирской семинарии. За прошедшее десятилетие переведено на английский язык и издано восемнадцать книг митрополита Илариона, в том числе четыре из шести томов монографии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Последний из переведенных и изданных томов посвящен притчам Иисуса Христа.
Далее президент семинарии предоставил слово митрополиту Волоколамскому Илариону, который открыл научно-богословскую конференцию программным докладом на тему «Иисус Христос и Его притчи».
В первой части доклада митрополит Иларион рассказал о том, как создавалась шеститомная монография об Иисусе Христе, и об основных проблемах западной новозаветной науки, с которыми приходится сталкиваться православному исследователю. «В течение более двухсот лет, — отметил он, — новозаветная наука развивалась под воздействием мифов, создаваемых учеными. Тот или иной миф сначала возникал в уме исследователя или группы исследователей, затем другие ученые его подхватывали, начинали анализировать, дополнять, развивать, оспаривать. В результате сюжетом научного поиска становился миф, а не сам евангельский текст, который использовался лишь в качестве подспорья для доказательства правоты создателей мифа».
К числу таких мифов относится, в частности, представление о том, что Евангелия создавались для конкретной аудитории, а именно для церковных общин, к которым принадлежали евангелисты. Суть этой теории сводится к тому, что в конце I века существовали изолированные иудеохристианские общины, подвергавшиеся гонениям со стороны язычников и переживавшие различные внутренние кризисы, связанные с конфликтами между новообращенными из язычества и иудаизма. Внутри таких общин якобы и появились Евангелия, ставившие целью укрепить в вере членов этих общин, утешить их в гонениях от «внешних», снизить уровень внутренней конфликтогенности. Каждая община, согласно этой точке зрения, «проецировала свои проблемы и вопросы на рассказы о жизни Иисуса»: в свете этих проблем и вопросов якобы и следует воспринимать евангельский текст. На практике данная концепция применяется следующим образом: сначала на основе текста того или иного Евангелия делаются выводы об основных характеристиках гипотетических общин, в которых оно создавалось, а затем этот же текст рассматривается в свете сделанных выводов.
Такой подход докладчик назвал ошибочным и порочным по целому ряду причин. Во-первых, он подрывает доверие к Евангелиям как историческим источникам, содержащим достоверные сведения о том, что делал и чему учил Иисус Христос, поскольку превращает Иисуса в литературный персонаж, созданный тем или иным автором для конкретных пастырских нужд. Во-вторых, он недооценивает роль межцерковной коммуникации в I веке, когда между различными христианскими общинами существовала налаженная связь, позволявшая быстро и регулярно обмениваться информацией самого разного рода: в этой ситуации трудно представить себе автора, который писал бы текст такого калибра, как любое из четырех Евангелий, исходя из узких нужд своей общины и не имея при этом в виду потенциального читателя из других общин (не говоря уже о будущих поколениях читателей). Наконец, в-третьих, данный подход основывается на парадигме «литературного мышления», согласно которой весь процесс создания Евангелий происходил в кабинетной обстановке и сводился к написанию текстов и их редактированию. Данная парадигма не учитывает особенности устной традиции, внутри которой Евангелия или их прототипы — отдельные сюжеты из жизни Иисуса и Его отдельные изречения — существовали на протяжении, по-видимому, достаточно долгого времени.
Митрополит Иларион призвал собравшихся в зале ученых к совместной работе по «демифологизации» новозаветной науки, то есть по освобождению ее от мифов, созданных учеными в XIX-XX веках и не имеющих основания в тексте Нового Завета. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее направление новозаветных исследований, подчеркнул докладчик.
Во второй части своего выступления митрополит Иларион рассказал о притчах Иисуса Христа. По его словам, притчи Иисуса «представляют собой наиболее сложный для интерпретации пласт Его прямой речи. Даже для Его современников они были по большей части непонятны, что подтверждают неоднократные попытки учеников получить разъяснение той или иной притчи». Одно из объяснений причин, по которым Иисус говорил притчами, «основывается на том, что сам образ Иисуса, Его чудеса и Его проповедь оказывали двоякое действие на людей: в одних они укрепляли веру, у других, напротив, вызывали отторжение и ненависть».
Простые, но убедительные ответы на вопрос о том, почему Иисус говорил притчами, дает Иоанн Златоуст. По его мнению, Иисус говорил притчами «для большей выразительности»; использовал «прикровенную» речь, потому что говорил о возвышенном. По словам святителя, «сначала Он не притчами говорил им, но просто и ясно. Но так как они стали неохотно слушать Его, то Он, наконец, стал говорить им притчами».
Жанр притчи, отметил далее докладчик, является одним из промежуточных звеньев между прозой и поэзией. Притчи излагаются, как правило, в прозаической форме, однако их образный строй, язык, лаконичная форма изложения, присказки и присловия, которыми они часто сопровождаются («кто имеет уши слышать, да слышит»; «много званых, но мало избранных»; «будут последние первыми, и первые последними») — все это сближает притчи с поэзией, придает им поэтическую окрашенность. Соответственно, и восприятие притч слушателем близко к тому, как люди воспринимают поэзию. В стихотворении читатель, как правило, не ищет мораль, выводы или инструкции: гораздо важнее оказываются образы, звукопись, ритм, игра слов, другие приемы поэтического мастерства.
Притча, кроме того, имеет некоторое сходство с басней или сказкой. Подобно басне, она построена на принципе метафоры и в некоторых случаях заканчивается прямым указанием на то, как эта метафора соотносится с реальностью. Подобно сказке, притча не претендует на реализм и может содержать в себе разного рода фантастические детали, закончиться раньше, чем хотелось бы слушателям. Прослушав сказку или басню, дети иногда спрашивают: «А что было дальше?» Этот вопрос взрослым кажется неуместным и комичным, так как они знают законы жанра. У жанра притчи тоже есть свои законы. Один из них заключается в том, что не все детали притчи имеют равное значение, и не каждая деталь требует истолкования. Не случайно святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что «не на все в притчах надо обращать внимание».
В завершение своего доклада митрополит Иларион отметил: «Церковь является хранительницей и авторитетной толковательницей учения Иисуса. Именно внутри Церкви в течение многих веков развивалась экзегетическая традиция, позволившая многим поколениям христиан понимать смысл притч, применять их к собственной жизненной ситуации, извлекать из них нравственные уроки и духовные наставления. Не впадая ни в чрезмерный аллегоризм, ни в излишний буквализм, такие толкователи, как Иоанн Златоуст, проецировали притчи Иисуса на ситуацию, в которой находились их современники, помогая им воспринимать притчи не как теоретические выкладки, какими они никогда не были, а как руководство к действию».
«Никакая церковная община не может «приватизировать» Иисуса и Его учение, объявить себя эксклюзивным обладателем прав на Его наследие. — сказал председатель ОВЦС. — Иисус шире Церкви, потому что Он — Сам Бог, пришедший к людям в человеческой плоти. Значение Его личности и учения настолько универсально и всеобъемлюще, что оно выходит за границы Церкви. Иисус принадлежит всему миру и всякому человеку. Ему есть что сказать каждому — и тому, кто уже в Церкви, и тому, кто на пути к ней, и людям, далеким от нее и вообще от религии и религиозности». И притчи Иисуса «принадлежат не только Церкви и не только верующим людям. Они принадлежат всему человечеству. Каждому они способны сказать что-то свое».
На выступлении митрополита Илариона присутствовали Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон и другие участники ужина, данного в честь гостя из Русской Православной Церкви президентом семинарии протоиереем Чадом Хатфилдом. Еще около тысячи человек слушали доклад с помощью средств дистанционной связи.
Конференция продолжится 12 ноября выступлениями ведущих американских специалистов по Новому Завету, в числе которых: почетный профессор Кендлерской богословской школы Университета Эмери профессор Карл Холладей, профессор библейских исследований Богословской семинарии Эшбери Крейг Кинер, профессор новозаветных исследований Йельского университета Грегори Стерлинг, почетный профессор Питтсбургской богословской семинарии Эдит Хамфри, декан богословской семинарии Nashotah House профессор Гарвуд Андерсон, доцент кафедры Нового Завета Свято-Владимирской духовной семинарии Джон Барнет, доцент кафедры Нового Завета Богословской семинарии Святого Креста в Бруклине (штат Массачусетс) Брюс Бек, декан и профессор религии и философии Университета Christian Brothers в Мемфисе (штат Теннесси) Джеймс Уоллес.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
притчи | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|