Правонарушения в сказках примеры

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 49 проектная работа на тему: сказки, нарушающие права человека руководитель: максимова татьяна

 «Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа №49»

Проектная
работа на тему:

«Сказки,
нарушающие права человека»

                                                                          
Руководитель:  Максимова Татьяна   
Геннадьевна                                              

                                                                           
Выполнила:

Гаврик
Ангелина,

Ученица
9 «А» класса

Слюдянка,
2020г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

I.Теоретическая
часть

1.     Права
человека……………………………………………………………..

2.     Документы,
регламентирующие права человека …………….

3.     Нарушение
прав человека …………………………………………….

II.Практическая
часть

1.           
Нарушение прав человека в
сказках……………………….

III.
Заключение……………………………………………………..

Список
использованной литературы………………………………

Введение

         Произведения русского
литературного фольклора в школе изучаются с первых ступеней обучения, а еще
раньше с устным народным творчеством знакомят нас наши родители, начиная с
младенчества. Это русские народные сказки, считалки, загадки.  Не зная
народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной
образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

         Многие думают, что кроме
«Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не
так. В народном творчестве сказка — вероятно, самое большое чудо. Откройте
сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено! Это наша
звучащая жизнь о том, что всё на свете повторимо.

         Действительно, все очень
любят  народные сказки. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость и
человечность. Но задумывался ли кто-нибудь о том, что данные произведения способны
не только побеждать зло добром, но и сами нарушать права человека?

         Предлагаемая
исследовательская работа посвящена нарушениям  человеческих прав в сказках.

         Актуальность работы
определяется тем, что в настоящее время не все люди знают свои права и
обязанности, но знают народные сказки, поэтому именно через образы и поступки
героев в них мы попытаемся привести пример правонарушений, привлекаемых к себе
пристальное внимание общественности.

         Цель
работы

– проанализировать  детские сказки, как устного народного творчества, так и
авторские; рассмотреть поступки сказочных героев с точки зрения статей
конституции Р.Ф.

         Для достижения
поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1) Выяснить, что такое права
человека.

2) Разобраться с понятиями «закон»,
«правонарушение», «наказание»,

«сказка».

3) Классифицировать нарушения прав
человека в сказках.

         Гипотеза — в
сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев

         Объект
исследования

послужили известные народные  сказки.

         Предмет
исследования

– анализ текста.

         Методы
исследования:

работа с литературой,
интернет-ресурсами,

сбор информации,

наблюдение,

анализ

         Работа состоит из
введения, теоретической части, практической части и заключения.

I. Теоретическая
часть

1.                
Права
человека

         При рождении человек
приобретает одну из самых важных ценностей — свои права. С момента своего
первого вздоха он имеет огромное количество прав: на жизнь, на гражданство, на имя,
на защиту своих прав, на здравоохранение и другие права. Некоторые права
человек получает, когда достигает определенного возраста, например, с трех лет
ребенок имеет право посещать детский сад, с шести может пойти в школу, с
четырнадцати лет может без согласия родителей распоряжаться своими доходами и
т.д.

         Права человека — это
права, присущие всем людям, независимо от расы, пола, национальности,
этнической принадлежности, языка, религии или любого другого статуса

         Права человека включают
право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их
свободное выражение, право на труд, образование и многое другое. Каждый человек
имеет право на эти права без какой-либо дискриминации.

         Права и свободы человека
отражают идеалы гуманизма, справедливости, свободы, равноправия, толерантности.
Реализация прав человека играет решающую роль для развития современного
общества, защиты настоящего и будущего человечества. 

Выделяют 5 видов прав человека:

• личные (гражданские);

• культурные;

• политические;

• социальные;

• экономические.

         Личные права человека
обеспечивают само его существования и защиту от государственного произвола
(право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность).

         Культурные права
обеспечивают духовное развитие и самореализацию (право пользоваться
достижениями культуры).

         Политические права
обеспечивают участие граждан в политической жизни страны (право избирать и быть
избранным).

         Социальные права
обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (право на труд, на отдых,
на медицинское обслуживание).

         Экономические права
обеспечивают свободное распоряжение предметами потребления и основными
факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой.

2.                
Документы,
регламентирующие права человека

          Закон – это
обязательные для исполнения всеми людьми нормы и правила, установленные
государством, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

         Гражданство — один из
элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является
предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод,
признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за
ее пределами.

         В настоящее время все
отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией РФ и Федеральным
законом « О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31. 05. 2002г.

         Понятие гражданства
сформулировано в преамбуле Федерального закона РФ « О гражданстве РФ»,
определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

         Конституционные права и
свободы регулируются Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948г. В российском законодательстве она впервые была
воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой
Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991г., а затем отражена в
Конституции РФ 1993г.

         Право на жизнь защищено не
только Конституцией РФ, но и отраслевым законодательством. Например,
установлена уголовная ответственность за убийство (ст. 102-106 УК РФ),
доведение до самоубийства (ст. 107 УК РФ), оставление в опасности (ст. 127 УК
РФ).

         Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
охраняет жизнь человека, вводя ответственность за нарушение правил по охране
труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических
правил и норм, нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и
боеприпасов и др. Жизнь человека охраняется рядом запретов на применение
огнестрельного оружия и спецсредств.

         Право избирать и быть
избранным регулируется Федеральным законом от 19 сентября 1997г. « Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»

         Политические права и
свободы граждан РФ регулируются следующими законами: в ст. 5 Закона РФ «Об
общественных объединениях» формулируется понятие «общественного объединения».
Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе
общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов
добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

         Конституция гарантирует
свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эти положения
Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991г. Законом «О средствах массовой
информации».

         Для предотвращения
злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным
спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено
Указом Президента от 31 января 1994г.

         Право собственности на
информацию охраняется Федеральным законом «Об информации, информатизации и
защите информации» от 20 февраля 1995г.

         Закреплено Конституцией РФ
и законом от 31 июля 1995г. « Об основах государственной службы» право на
равный доступ к государственной службе.

Права детей защищены «Конвенцией о
правах ребенка» от 20 ноября 1989г.

         Все граждане, проживающие
на территории РФ, могут свободно передвигаться по ее территории и их права
закреплены Законом РФ от 25 июня 1993г. «О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации»

         Все уличные шествия,
митинги и демонстрации регулируются Указом Президента РФ от 25 мая 1992г. « О
порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и
пикетирования».

         В ч. 4 ст. 123 восстанавливается
институт присяжных заседателей. Конституция гарантирует каждому право обращения
лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав. Это
детально регламентировано в законе «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г.

         Создание данных документов
-это способ для правительства взять на себя ответственность
за соблюдение прав на территории своей страны. Такие документы нужны,
чтобы нарушители могли понести ответственность за содеянное.

         Правонарушения являются
неотъемлемой частью жизни современного общества. Человек способен преступить
закон для достижения собственной цели или получения необходимого блага.
Причинами, по которым человек совершает незаконное деяние, можно назвать различные
противоречия (политические, социальные, религиозные и т. д.), низкий уровень
жизни или несоответствие потребностей имеющимся возможностям.

         За каждым правонарушением
следует наказание
 –
это те неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые наступают в
результате его проступка или преступления. То есть наказание применяется к
лицу, признанному виновным в совершении правонарушения. Мера наказания зависит
от тяжести совершенного правонарушения. За каждое правонарушение для
правонарушителей законом предусмотрено соответствующее наказание для
правонарушителей.

3.                
Нарушение
прав человека

         Известно,
что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

·                    
основные права и свободы личности являются естественными, а не
дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;

·                    
права человека регулируются только законом, никакой подзаконный
акт не может их ограничить;

·                    
перед законом все равны;

·                    
основные права и свободы должны быть едины на всей территории
страны;

·                    
коллективные права граждан не должны противоречить правам
личности;

·                    
права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе
во время войны или чрезвычайного положения.

         Права граждан находят
сегодня отражение в трех кодексах Российской Федерации. Это Уголовный, Семейный
и Трудовой кодексы. Все права для наглядности мы представим в виде таблиц.

Таблица 1.
Нарушение прав человека в уголовном кодексе

Статья

Преступление

Наказание

Оценка наказания

126

Похищение
человека –

Использование
человека в своих целях, при этом держа его в заложниках.

1.Принудительные

работы
до 5 лет.

2.Лишение
свободы.

1)По
числу участвующих людей.

2)Из
корыстных

 побуждений.

3)Повлекли
ли смерть заложника.

4)По
степени тяжкого

вреда.

5)Применение
оружия.

128

Торговля
людьми


продажа человека в своих целях.

1.Принудительные
работы

2.Лишение
свободы.

1)Продажа
людьми по отношении к несовершеннолетним.

2)Незаконным
удержанием заграницей.

3)Использование
поддельных документов.

4)Изъятие
органов.

5)Применение
насилия.

127.2

Злоупотребление
рабочим трудом,

использование

труда в
своих

целях,
при этом не учитывая права используемого человека.

1.Принудительные
работы

2.Лишение
свободы.

1)В
отношении

несовершеннолетнего

ребенка.

2)Насилия
над человеком.

3)Отобрали
ли документы, которые

показывают
личность.

128. 1

Клевета
– ложная информация о том или ином человеке, которая принесут плохие
последствия для человека.

1.Штраф.

2.Обязательные
работы.

1)Публичная
клевета.

2)Обвинение
тяжкого

преступления.

105

Убийство
– лишение    гражданина жизни.

1. 
Лишением

свободы
с

ограничением

свободы.

1)Умышленное
убийство.

2)Убийство
с целью продажа органов.

3)Убийство

 несовершеннолетнего.

4)Убийство
опасным

методом.

125

Оставление
в опасности – нахождение личности в опасном для него месте.

1.Штраф.

2.Принудительные

работы.

3.Обязательные

работы.

4.Лишение
срока.

156

Невыполнение
обязанностей по воспитанию ребенка.

1.Штраф.

2.Лишение
родительских прав.

3.Принудительные

работы.

4.Обязательные

работы.

5.Лишение
свободы.

1)Жестокое
обращение с детьми.

Таблица 2.
Нарушение прав человека в Трудовом кодексе

Статья

Название статьи

Право

92

Продолжительность

рабочего времени

для работников в возрасте до
шестнадцати лет — не более 24 часов в

неделю; для работников в возрасте
от шестнадцати до восемнадцати лет — не

более 35 часов в неделю

94

Продолжительность

ежедневной работы.

Для работников в возрасте от
пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов,

в возрасте от шестнадцати до

восемнадцати лет — 7 часов;

Для школьников, совмещающих школу
и работу- 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4

часа

265

Работы, на которых

запрещается применение

труда лиц в возрасте до

восемнадцати лет.

Запрещается работа, которая
принесет

вред ребенку и его здоровью.

Переносить тяжести

несовершеннолетним.

267

Ежегодный основной

оплачиваемый отпуск.

Отпуск 31 день

Таблица 3.
Нарушение прав человека в Семейном кодексе

Статья

Название
статьи

Право

54

Право    жить, воспитываться
в семье

Ребенок имеет право жить и
воспитываться в семье, имеет право знать родителей, право на заботу, право на
совместное проживание.

55

Право на защиту

Ребенок  обязан  быть  защищен 
от  опасности

любой ценой.

56

Право    общения с родителями,
родственниками.

Ребенок, если хочет, имеет право
общаться с

родственниками.  Никто   не  
имеет   право препятствовать ему.

57

Свобода выражать свое мнение.     

Никто 
не  имеет  право мешать  выражать

мнение ребенку.

58

Право  иметь  фамилию, имя,
отчество.

В 
случае  имеет  право  носить  полное  имя,

независимо
от ситуации.

60

Имущество.

Имущество ребенка незыблемо.

         Как видно
из таблиц, права человека, хоть они и нарушаются, находятся под защитой законов
Российской Федерации, в частности, Уголовного, Семейного и Трудового кодексов.

II.Практическая
часть

1.
Нарушение прав человека в сказках

         Сказки — это один из самых
удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния
жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые
рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В них фигурируют как представители
дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные
животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Долгие века сказки играли в
жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты,
телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.

         Отправляясь путешествовать
по миру сказок, неважно: авторская ли она, народная ли, мы наталкиваемся на
нарушение многих прав человека в них.

 Свое наблюдение я начала с
того, что перечитала некоторые  народные сказки и сказки разных авторов с
целью найти правовые нарушения, ведь сказка– это своего рода «конституция», в
которой большое внимание уделяется правам. Для убеждения в этом мною было
рассмотрено огромное количество авторских и народных сказок. За основу мы брали
наиболее известные по содержанию сказки, рассмотрели, какие правонарушения в
них существуют и соотнесли их со статьями КоАП, Уголовного, Семейного и
Трудового кодекса.
Ниже в таблице мы сгруппировали
сказки и попытались выявить статистику правонарушений.

Таблица 4.
Нарушение прав человека в сказках

Сказка

Статья Р.Ф

Нарушение

КОЛОБОК

Статья 105 УК Р.Ф

Статья
119 УК Р.Ф

Статья 5.35 КоАП РФ

Убийство

«Угроза убийством или причинением
тяжкого вреда здоровью»

Неисполнение родителями или иными
законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и
воспитанию несовершеннолетних

ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА

Статья 139 УК
Р.Ф

Статья 209 ГК РФ

Нарушение
неприкосновенности жилища

Содержание
права собственности

КРОШЕЧКА -ХАВРОШЕЧКА

Статья 37 Конституции
Р.Ф

Статья 24 Всеобщей декларации
прав человека

Статья 137 УК Р.Ф

Право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию

Право на отдых 

Нарушение неприкосновенности частной
жизни

ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА

Статья 152 УК
Р.Ф

Статья 159 УК РФ

Статья 286 УК РФ

Статья 283 УК РФ

Статья 126 УК РФ

Неприкосновенность
частной жизни

Мошенничество

Превышение служебных полномочий и
злоупотребление служебным положением

Разглашение государственной тайны
о местонахождении Кощеевой смерти

Похищение человека

Толстой А.Н.

БУРАТИНО

Статья126 УК
Р.Ф

Статья 158 УК РФ

Статья 209 ГК РФ

Статья 12 УК РФ

Статья 43 Конституции Р.Ф

Похищение
человека – использование человека в своих целях

Тайное
хищение чужого имущества

Содержание
права собственности

Неприкосновен­ность
жилища

Право на образование

С.Я. Маршак

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

Статья 92,94
(Трудового кодекса)

Статья 5.35 КоАП РФ

Злоупотребление
трудом

ребенка.

Неисполнение
родителями или иными законными представителями несовершеннолетних
обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Шарль Перро

ЗОЛУШКА

Статья 92,94 (Трудового кодекса)

Статья 150 УК РФ

Статья 5.61 КОАП
РФ

Статья 7 Конституции РФ

Статья 5.35 КоАП РФ

Злоупотребление трудом

Эксплуатация детей

Унижение ребёнка

Право на достойный уровень жизни

Неисполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних

Эдуард  Успенский

ПРОСТОКВАШИНО

Статья 57
(Семейного кодекса)

Статья 233 ГК
РФ

Статья 20.1.
КоАП РФ

Статья 5.35 КоАП РФ

Свобода
мнения

Клад

Мелкое хулиганство

Неисполнение родителями или иными
законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и
воспитанию несовершеннолетних

Рассмотрев конкретные ситуации
правонарушений в сказках, мы решили результаты подсчетов нарушений разных
кодексов представить в диаграмме, для того, чтобы увидеть, какие виды
нарушений преобладают (рис.1).

image001
Рис.1

image002

Рис.2

         По данным результатов наших
наблюдений  мы можем увидеть, что  в наибольшей степени отражение нарушений в
сказках находит Уголовный кодекс (рис.2).

Заключение

         Права человека включают право на
жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное
выражение, право на труд, образование и многое другое. Каждый человек имеет
право на эти права без какой-либо дискриминации.

         Права и свободы человека отражают
идеалы гуманизма, справедливости, свободы, равноправия, толерантности.
Реализация прав человека играет решающую роль для развития современного
общества, защиты настоящего и будущего человечества. 

         В человеческом обществе всегда
существовали законы (писаные и неписаные), по которым люди жили, общались,
трудились. В каждом законе определялись основные права и обязанности людей.
Однако, не все люди соблюдали законы. 

         В своей работе мы выяснили, что
такое права человека, разобрались с понятиями «закон», «правонарушение»,
«наказание», «сказка». На основе этого смогли классифицировать нарушения прав
человека в сказках.

         Цель работы – проанализировать  детские
сказки, как устного народного творчества, так и авторские; рассмотреть поступки
сказочных героев с точки зрения статей конституции Р.Ф — была достигнута. Сюжеты
сказок отражают нарушения прав человека.   Я считаю, что моя проектная
работа полностью подтвердила выдвинутую гипотезу: в сказках, как и в жизни,
существуют нарушения прав героев, т.е. сюжеты сказок демонстрируют нарушение
прав человека.    

         Мы
считаем работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного и
правового воспитания. Сказки — это один из самых удивительных по
информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в
фольклоре.
  Где
наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права.

            Таким
образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека.
Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что
интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые
люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего
нарушений.  Взрослые герои сказок нарушают права только тогда, когда
являются второстепенными персонажами.

         Мы думаем, что наша работа
принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о
своих правах. Это поможет им правильно вести себя, как со взрослыми, так и со
сверстниками.         

Список использованной литературы

1.     Заюшкина
избушка. Книга-панорамка. — М.: Проф-Пресс, 2013. — 283 c.

2.     Лучшие
народные сказки. — М.: Казка, 2010. — 545 c.

3.     Русские
народные сказки.Колобок. — М.: Азбука, 2013.

4.     Самые
лучшие русские сказки. — М.: Издательство «Эксмо» ООО, 2006. — 224 c.

5.     https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-tolstogo-a-n/buratino-tolstoj-a-n/

6.     https://skazkibasni.ru/skazki-dlya-3-5-let/zolushka.html

7.     https://nukadeti.ru/skazki/marshak_dvenadcat_mesyacev

8.     https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/prava-cheloveka-i-ih-zaschita

9.     https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/spisok-prav-cheloveka/

10.  https://nukadeti.ru/skazki/kolobok

11. https://www.litmir.me/br/?b=214219&p=1

12. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

13. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

14. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

15. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

16. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

17. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

18. https://uo.edukuitun.ru/index.php/shkolnym-psikhologam/215-metodicheskie-rekomendatsii/264-prava-i-skazki

19. https://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-po-skazkam-pravovoe-vospitanie.html

Судья из Одессы Александр Гарский признал двоих молодых людей виновными в краже. Одного приговорил к году условно, другого – к трем годам условно. Обязал регулярно являться в центр пробации, сообщать о перемене места жительства и так далее. А помимо этого, судья Гарский обязал осужденных читать Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я увидел, что они дети»

«Допрашивая обвиняемых в судебном заседании, судом установлено, что они фактически по своему развитию еще несовершеннолетние дети, хотя и имеют соответствующий возраст. Отвечая на вопрос сторон и суда, обвиняемый явно не понимает всех последствий возможной уголовной ответственности за совершение правонарушения против собственности. В целом отношения собственности для обоих обвиняемых являются определенным пробелом в знаниях. И это неудивительно, поскольку воспитанием обоих обвиняемых, очевидно, занимались не в достаточной мере» – так звучит цитата из приговора одесского судьи Александра Гарского по делу о воровстве.

Фигуранты – 23-летний Максим и 19-летний Руслан. Они вытащили из нескольких машин магнитолы и динамики. Их заметил охранник, они бросились бежать и выбросили рюкзаки. А потом за ними вернулись – и были задержаны. Помимо условного срока, судья Малиновского районного суда обязал Максима и Руслана прочесть книги Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я стараюсь в каждом деле подойти индивидуально к каждому человеку. Здесь я увидел, что они дети. Они не понимают, что совершили. Они улыбаются, не могут нормально какую-то свою мысль выразить. Для них это какая-то игра, но последствия могли быть гораздо серьезнее, чем они думали», – объясняет Александр Гарский.

Во время процесса судья интересовался, что могло сподвигнуть молодых людей на преступление. От Максима в детстве отказалась мать, а родной отец с мачехой сдали его в интернат. У Руслана отец погиб, когда тот еще учился в школе, юношу воспитывали мать и отчим. Денег вечно не хватало. Кроме Руслана в семье росли еще трое младших братьев. Из-за этого он бросил учебу, книги были не в приоритете. Сейчас Руслан и сам уже отец. Рассказывает, что на воровство они с товарищем решились, чтобы заработать на билет домой:

«Ему не хватало, его с работой тогда кинули. И так закрутилось, получилось. Мы ничего не отрицали, приняли все как есть, помогли следствию. Конечно, я в школе читал. Я до седьмого класса хорошистом был, а потом подрос, учебу забросил, друзья, знакомые…»

Среди произведений, которые по решению суда нужно прочитать осужденным, – «Том Сойер» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Белый клык» Джека Лондона и стихотворение «Проходят дни, проходят ночи» Тараса Шевченко.

«Он так хорошо к нам отнесся, не дал по всей мере закона, а так вот, мягко. Больше не хочется в такую ситуацию попадать. Вечером после работы буду читать», – обещает Руслан.

«Я не обращал внимание на название, я обращал внимание на содержание, – объясняет выбор литературы судья Гарский. – Некоторые детские произведения нужно читать и взрослым. Там много чего полезного, и каждый может там из своей жизни увидеть сюжеты. Запомнилось – и мысль пришла сама собой. В англосаксонской системе правил такие решения принимаются очень часто, надо какую-то правовую традицию внедрять и в Украине».

Что думают библиотекари и психолог

Одесский судья благодаря своим решениям прославился на всю страну. Выбор произведений для Руслана и Максима оценили литераторы, филологи и библиотекари. Многие говорят, судья подобрал книги с глубоким смыслом, они дают возможность получить необходимый жизненный опыт.

«Жизнь не всегда так безнадежна, как кому-то кажется. Собственно, что и есть в «Белом клыке» Джека Лондона, где бесконечная тяга к жизни, к хорошему», – комментирует библиотекарь Ольга Нагорнюк.

Но есть и другие мнения. Директор детской библиотеки Татьяна Палий полагает, что наказанные могут просто не понять перечисленные судьей книги: «Мне кажется, что они вообще ничего не читали, и поэтому на первый взгляд кажется, что в этом возрасте им книги того же Марка Твена будут достаточно сложными. Им надо начинать, наверное, со сказок».

По мнению психолога Марии Фендюры, измениться можно в любом возрасте, и судья в этом случае взял на себя воспитательную функцию:

«[Прежде чем] осуждать, надо сначала пройти путь этих детей, понять, с чем они столкнулись в своей жизни, с какими сложностями. У них нет опыта, когда их понимают, принимают, если учитываем историю их жизни. И когда их еще отправляют в тюрьму – наказание такое привело бы к какому-то разочарованию в людях в целом. У такой меры наказания, [которую выбрал судья], есть шансы дать им возможность понять свою ошибку, найти другие возможности в жизни, реализовать себя».

Адвокат Александр Гладенко, комментируя решение судьи, назвал его и законным, и человечным:

«Это способствует воспитанию и исправлению человека. Если люди, которые считают, что наказание в виде отбывания срока в специальных учреждениях способствует перевоспитанию человека, – я не знаю. Но уверен, что вряд ли наши учреждения ориентированы на эту функцию. Скорее делают хуже. У этих ребят есть шанс. Это послужит холодным душем, и они больше не будут повторять таких ошибок».

Контролировать исполнение приговора будет центр пробации. После прочтения книг Руслан и Максим должны будут сдать экзамен. А пока они готовятся, судья Гарский вынес новый приговор по еще одному делу о воровстве: обязал мужчину прочесть трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и выучить стихотворение Ивана Франко.

«Дать людям шанс» или «чтение из-под палки»? Судья Лариса Гольник об инициативе коллеги

В эфире Настоящего Времени мы обсудили инициативу судьи из Одессы с его коллегой – украинской судьей Ларисой Гольник. Она сейчас работает в Октябрьском райсуде Полтавы и известна в Украине борьбой за честное и справедливое правосудие, за независимость судей.

— Как вам такой приговор коллеги? Получится у него, по вашему мнению, перевоспитать этих парней?

— Я надеюсь, что получится. Я считаю, нужно, чтобы суд не только карал. Я согласна со своим коллегой – суд должен и воспитывать, давать шанс тем людям, которые оступились. Это называется индивидуальный подход к каждому человеку. Поэтому я думаю, что в данной ситуации это должно сработать. Я тоже читала об этом, очень редко, когда судьи своими решениями становятся известными на всю Украину. Это тот положительный пример, который мы сейчас видим.

— В приговоре судья ссылается на статью 76 Уголовного кодекса Украины, где описаны обязательства, которые суд может наложить на людей при условном сроке. Там есть пункт 6: «Придерживаться установленных судом требований о в том числе проведении досуга». Если так трактовать эту статью, судья, получается, может присудить, например, петь арии по утрам или танцевать гопак на площади перед прохожими?

— Конечно, есть и достаточно скептическое отношение к этому. Нельзя так массово, практически к каждому такое применять – это действительно должен быть индивидуальный подход. Может ли [такое решение судьи] для этого человека повлиять на его дальнейшую жизнь? Видимо, судья подумал, он считает, что через книги возможно перевоспитать этих людей. Тут есть и другая сторона медали, кроме такой позитивной: как же этот приговор будет проверяться? Если эти осужденные не выполнят приговор суда – то как же тогда они будут отбывать наказание?

— Вообще непонятно, честно говоря. Они придут в центр пробации, а там им говорят: «Перескажите содержание», – так это должно быть?

— Да, тут как раз возникает вопрос, как это должно происходить. Знаете, я тоже начала читать, интересоваться, а как же в других странах… Тут действительно [судья] должен быть тонким психологом, тут нужно понимать, что не каждый человек может через книжку измениться.

— Правильно ли я поняла, что этот приговор лежит в рамках украинского законодательства и теоретически любой судья вправе что-то подобное нестандартное присудить?

— Конечно, в принципе этот приговор в рамках законодательства, и он как бы действительно может быть возложен на определенный досуг. Но обычно судьи с таким определенным формализмом подходили к этой статье. Что значит досуг? То есть прибывают в вечернее время туда, где распиваются спиртные напитки, например. Это более понятно.

— Так трактовалась статья.

— Скажем так: я, допустим, не ожидала, что к ней можно так оригинально подойти.

— Будете теперь использовать эту практику?

— Я сейчас не рассматриваю уголовные дела, поэтому я не буду применять, но в принципе для себя на заметку возьму.

Но я скажу еще, что я по первому образованию педагог. И поэтому я думаю, что нужно очень осторожно относиться к такому обязательному чтению, потому что обязаловка может иметь негативный подтекст: «меня заставляют читать».

— Хочется через какое-то время отыскать этих парней и понять, повлияет или нет.

— Это интересно. Некоторые психологи как-то очень настороженно относятся к такого рода мере наказания. Поэтому нужно следить за этим и смотреть, возможно, какие-то научные исследования провести.

  • Право в сказках конкурс рисунков ко дню юриста
  • Правленный корректором текст как пишется
  • Право на счастье рассказ на дзен фантазия без границ
  • Право на утилизацию рассказ автор
  • Право имеющий как пишется