Правильно ли поступил тарас в рассказе приемыш

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: д. н. мамин-сибиряк. цель урока: познакомить с биографией писателя.

Конспект
урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Д. Н. Мамин-Сибиряк.

·        
Цель урока:  
познакомить с биографией
пи
сателя.

·        
Задачи: продолжать знакомство с
произведениями детской классической литературы;

·        
развивать навыки связной речи, творческое
воображение;

·        
формировать навыки осознанного, правильного,
выразительного чтения;

·        
повышать уровень восприятия учащимися
литературного произведения.

·        
1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В мир
знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Дмитрий
Наркисович Мамин-Сибиряк – русский писатель, родился 6 ноября 1852 г.

Настоящая
фамилия писателя – Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного
заводского священника и сельской учительницы. В доме на счету была каждая
копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую
духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского
университета, но не закончил его.

Родители
Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его еще в детстве любить
книгу. Он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова.
Семья выписывала для детей журнал «Детский мир». Да, в этой семье очень любили
книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши
лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»

В
мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вел дневник, куда
записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Печататься начал
Мамин-Сибиряк в возрасте 23 лет. Публикуя свои произведения, он подписывался
Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

Любовь к
родному Уралу автор пронес через всю жизнь.

— А вы
знаете, где находится Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские
горы).

1878 году
умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать
образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в
крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая
жизнь.

В 1890
писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 —
1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Алёнушку на руках отца,
потрясённого этой смертью.

После
горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный
писатель о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки»
имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.

В своих
произведениях автор передал дух русского народа, раскрыл их судьбы,
национальные черты – мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

Для детей
и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для
детей», — говорил писатель.

Знакомство
с произведением

— Не
читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите
это слово – приемыш?

— В
словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приемный сын или
приемная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приемыше идет речь в нашем
произведении.

— О чем
вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?


Предлагаю вам план работы над произведением:

познакомиться
с героями;

определить,
кто такой Приемыш;

охарактеризовать
главных героев;

выяснить
главную мысль;

высказать
свое отношение.

Словарная
работа

— В
тексте встретятся незнакомые слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их
смысл.

Церемония
– 
установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Доспехи
– 
1) в старину: воинское снаряжение;

2)
тяжеловесное снаряжение.

Протока
– 
1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;

2) узкая
соединительная полость, канал.

Сайма
– 
рыбацкая стоянка.

Заводь
– 
небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением

Муштровать
– 
обучать, подвергать муштре.

Муштра
– 
суровая система воспитания, обучения.

Увечить
– 
наносить увечья кому-нибудь, калечить.

Хиреет
– 
становиться хилым, хилее, чахнуть (болеть).

Бобылём
– 
бедный, безземельный, бездомный, одинокий.

Божья
тварь – 
бессловесная тварь, животное

Барин
– 
богатый человек

Слушание
произведения

6.
Первичное понимание текста

— Как вы
понимаете название рассказа «Приёмыш»? Это тот, кого приняли, приютили.

— Только
ли о лебеде идёт речь в рассказе? В рассказе три главных героя: старик Тарас,
собака Соболько, лебедь Приёмыш.

— Где
происходит событие, которое описал автор? Действие происходит на Светлом озере.

— Почему
Тарас решил приютить птицу?

— Почему
старик назвал лебедя особенной птицей?

— Лебедь
– это очень красивая птица. (Предлагаю прочитать)

Клип
Сен Санс «Лебедь»

— Какие
отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

— Что
почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел?

— Как вы
считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя? Старик поступил
правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.

— Почему
так сильно тосковал Тарас о Приёмыше? Тарас понимал, что лебедь мог и не
долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.

— А мог
ли Тарас не отпустить птицу?

Тарас
любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы
посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог
обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья расстались.

— А легко
ли расставаться с другом?

Тарас был
очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит
Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и
там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с
лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до
тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы.

Все
зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приемыш вернулся к Тарасу,
но такой дружбы и верности уже не будет: Приемыш – птица, которой нужна полная
свобода, и у нее должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные
птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой
они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

— Что же
Д.Н.Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль
определил?

— А можно
ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело
разлучиться»?

7. Работа
с текстом

Тест

Как
называется озеро, на котором жили герои рассказа?

а)
Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро

В какое
время года происходят описываемые события рассказа?

а) Осенью
б) Зимой в) Весной

Сколько
лет жил старик на озере?

а) 30 лет
б) 40 лет в) 20 лет

Как звали
старика, который жил на озере?

а) Тарас
б) Семён в) Иван

С кем
Тарас жил на озере?

а) С
кошкой б) С собакой в) С семьёй

Какое
животное приютил старик?

а) Гуся
б) Утку в) Лебедя

Как звали
собаку Тараса?

а)
Соболько б) Шарик в) Тузик

Как
старик назвал лебедя?

а)
Приёмыш б) Соболько в) Прикормыш

Где
старик запер Приёмыша от лебедя?

а) В
чулане б) В избушке в) В корзине

Как
сложилась дальнейшая судьба лебедя?

а) Улетел
от Тараса б) Остался жить с Тарасом

в)
Застрелили охотники

Дать
характеристику героям

— В чём
же заключается доброта старика? Старик спас Приёмыша от верной гибели, он
говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.


Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и
жалостливым человеком.

Давайте
попробуем составить характеристику героям произведения Какие черты характера
присущи обитателям, живущим на Светлом озере.

Работа в
группах по карточкам

Проверка: зачитывание
получившейся цепочки с объяснением.

Тарас —
умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый,

Лебедь –
умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.

Соболько
– ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.

— В своей
работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества
характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту
душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у
кого-нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

8. Подведение
итогов

— Теперь
проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока.

9. Рефлексия

— Я
предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях:

Рассказ
«Приемыш» вызвал у меня чувства …

Рассказ
помог понять …

Для меня
было сложным …

Мне
понравилось …

Давайте
будем дружить друг с другом.

Как птица
с небом, как поле с лугом,

Как ветер
с морем, трава с дождями,

Как
дружит солнце со всеми нами!

Давайте
будем к тому стремиться,

Чтоб нас
любили и звери, и птицы,

И
доверяли повсюду нам,

Как самым
верным друзьям!

10. Домашнее
задание

— Поделить
текст на части, подготовить пересказ.

План.

1.
Появление лебедя у Тараса. 
2. Приёмыш и Соболько. 
3. Приёмыш и стадо лебедей. 
4. Прощание с Тарасом.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

Мамин сибиряк приемыш читать краткое содержание

Создание произведения и главные герои

Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.

Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:

  1. Тарас. Пожилой одинокий сторож, человек с добрым и отзывчивым сердцем. Обитает почти 40 лет в рыбачьей избушке на берегу Светлого озера. Когда-то у него была семья и дом, но из-за жизненных обстоятельств он живет одиноко (бобылем).
  2. Приемыш. Молодой лебедь, которого старик спас от гибели.
  3. Соболько. По описанию — старый пес, верный слуга и друг Тараса.

Краткое содержание

Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.

 мамин сибиряк приемыш

Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.

Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?

Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.

Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.

Пересказ и план для читательского дневника

Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:

 приемыш краткое содержание

  1. Путь автора к домику Тараса, скрытому камышом.
  2. Верный Соболько.
  3. Пустая избушка.
  4. Встреча со старым сторожем.
  5. История лебедя Приемыша.
  6. Совет автора.
  7. Приход поздней осени.
  8. Одиночество Тараса.
  9. Стая лебедей.
  10. Прощание с дорогим питомцем.

Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.

Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.

Главная мысль

 мамин сибиряк приемыш кратко

Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.

Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.

Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:

  1. Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
  2. Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
  3. Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
  4. Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
  5. Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.

Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.

Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.

После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.

«Приемыш» — краткое содержание рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка

Источник

Поделиться

  • Правила безопасности в сказках clever
  • Православная сказка для детей на ночь аудиосказка
  • Православные рассказы и истории батюшек читать
  • Православные рассказы в контакте
  • Появление лисы музыка для сказки