Правила написания сочинения для огэ

В 2022 году огэ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен

В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.

Каким будет ОГЭ 2022 года

Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.

ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:

  1. устной (февральское собеседование);
  2. письменной (собственно, сам экзамен).

Изложение на ОГЭ 2022 года по русскому языку

Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:

  • Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
  • Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
  • Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.

Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.

Задание №1 – изложение

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:

Изложение ОГЭ в 2022 году - задание №1

В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.

Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:

  1. При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
  2. При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
  3. Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
  4. После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
  5. Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.

Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

Критерии оценивания изложения

Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.

Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:

  • изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
  • каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
  • в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).

Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Содержание изложения 2
К-2 Сжатие исходного текста 3
К-3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.

Приемы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

  • исключение;
  • обобщение;
  • замена.

Как писать изложение на ОГЭ 2022 по русскому языку

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений;
  • связанных одной мыслью, частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  2. Найти в них общее.
  3. Объединить эти факты на основе общего.
  4. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения — простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи — косвенной;
  • части текста — одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  2. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Видео-урок

Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года
  • Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане

Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.

Формат экзамена

В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:

  • Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
  • Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).

Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).

ОГЭ 2022 по русскому языку - структура КИМа, изменения, подготовка

Итоговое собеседование

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.

Структура КИМа

На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:

  • задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
  • задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
  • задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
  • задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:

Оценивание

Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:

Задание Тип задания Макси2мальный бал
1 Чтение вслух 2
2 Пересказ текста 5
3 Монолог 3
4 Диалог 2
Владение русским зыком 8
Всего 20

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».

Важные моменты собеседования

Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.

№1 – чтение вслух:

  • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
  • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

№2 – пересказ текста:

  • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
  • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
  • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
  • правильность цитирования;
  • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

№3 – монолог:

  • в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
  • монолог должен содержать не менее 10 фраз;
  • в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
  • участник должен учесть речевую ситуацию;
  • высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.

№4 – диалог:

  • отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
  • учитывать речевую ситуацию.

Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.

Письменный ОГЭ по русскому языку

Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.

Формат экзамена

Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.

  • На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
  • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
  • Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.

Структура КИМа

Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
  • на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Устный и письменный ОГЭ по русскому языку в 2022 году, что нужно знать 9-класснику

Оценивание

Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:

Часть Задания Максимальный балл
I №1 7
II №2-7 7
III №9 9
За грамотность и точность речи 10
Всего 33

Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Оценка Баллы
5 29-33
4 23-28
3 15-22
не сдал 0-14

Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Секреты подготовки

Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы)  и сочинения (3 часть работы).

Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.

Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:

  • Орфография;
  • Лексика;
  • Синтаксис;
  • Пунктуация.

Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.

Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).

Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:

  1. Объем ответа – не менее 70 слов.
  2. Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
  3. Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.

Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • ОГЭ по литературе в 2022 году
  • ОГЭ по биологии в 2022 году
  • ОГЭ по информатике в 2022 году

Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа №1» г. Щучье

(корпус 2)

Проект на тему:

«Разработка рекомендаций для
написания

сочинения — рассуждения  в формате
ОГЭ»

Выполнила: Б.Н , ученица 9 Б класса

Руководитель: Лагойда Ольга Александровна,

учитель русского
языка и литературы

Предмет: Русский язык

Щучье – 2020
Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………….стр.3

2.Основная часть………………………………………………………………стр.6

2.1.Раздел 1.Теоретическая часть……………………………………………стр.6

2.1.1.Что такое сочинение-рассуждение?……………………………………………….стр.6

2.1.2.Как писать
сочинение-рассуждение?……………………………………………..стр.6

2.1.3.
Структура сочинения-рассуждения?……………………………………………..стр.7

2.1.4. Написание сочинения-рассуждения, связанного с
объяснением слова (15.3)………………………………………………………………………….стр.9

2.1.5.
Пример: вступление, толкование значения слова………………….стр.12

2.1.6. Основные
критерии оценивания…………………………………….стр.13

2.2.Раздел
2.Практическая часть……………………………………………стр.15

2.2.1.
Организация исследования…………………………………………..стр.15

2.2.2.
Результаты исследования……………………………………………стр.15

3.Заключение………………………………………………………………….стр16

4.Источники…………………………………………………………………стр.17

Введение

Тема: «Разработка рекомендаций для
написания сочинения в формате рассуждения ОГЭ»

Проблема: Недостаток знаний в написании
сочинения в формате рассуждения ОГЭ

Актуальность: Повышение объективности
результатов государственной итоговой аттестации выпускников
IX классов общеобразовательных
учреждений во многом определяется качеством экспертной проверки предметными
комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом.

Третья часть работы содержит творческое задание
(Задание 9), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с
заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание
культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей
задачей современной школы.

Умение
аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно
сформированным у выпускников девятых классов. Чтобы результат проверки был
положительным, необходимо научить девятиклассников правильно писать сочинение
на любую тему, четко  выстраивать свои мысли в письменной работе, умело
использовать доказательную базу.

В
«Учебно-методических материалах для подготовки экспертов предметных комиссий по
проверке заданий с развернутым ответом» отмечается, что сочинение-рассуждение
проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на
заданную тему на основе прочитан­ного текста. Это высказывание должно
соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и строиться
по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется
умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя
прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что
все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности
выпускников, а также при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого
вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.

В связи с тем, что к заданию по
написанию сочинения на лингвистическую тему (9.1) добавились ещё два (9.2 –
объяснение смысла фрагмента текста и 9.3 – толкование значения слова), очень
важно проработать все шаги, которые необходимо выполнить  экзаменуемым.

Цель: Помочь одноклассникам
подготовится к сочинению ОГЭ и сдать на хорошую оценку/балл.

Объект
исследования:

сочинение – рассуждение формата ОГЭ

Предмет
исследования:
Разработка рекомендаций для написания сочинения- рассуждения в формате
ОГЭ

Задачи:

1. Найти
информацию в Интернете.

2. Составить
алгоритм действий, который поможет моим одноклассникам при подготовке к
сочинению.

3. Подобрать
примеры удачных сочинений.

4. Создать
презентацию.

Методы работы
над проектом:

— Поиск и сбор информации в библиотеке и в сети Интернет

— Знакомство с материалом по теме

— Беседы с учителем

— Составление текста, презентации

— Анализ и обработка данных

— Оформление проведённой работы на компьютере

2.1.Раздел 1

2.1.1.Что такое
сочинение-рассуждение?

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем
следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут
предложены три темы,
касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в
одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих
какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

2.1.2. Как писать
сочинение-рассуждение?

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

·                    
умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной
форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);

·                    
один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание
мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного
положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);

·                    
функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое
коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти
логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и
оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной
семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии
с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и
перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь
каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис 
утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских
и убедительных доводов.

Сочинение может быть основано как на
рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и
на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного
положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые
факты, но иногда и доказательства от противного.

Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на
личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни
и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко
сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из
утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой
работы.

2.1.3. Структура сочинения-рассуждения?

Сочинение рассуждение имеет свою
четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее
придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей
схеме:

1.                
Тезис (точка зрения);

2.                
Аргументы (доказательства точки зрения);

3.                
Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы,
скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на ОГЭ или ЕГЭ или получить
отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе,
или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие
вопросы:

·                    
Какова тема предложенного текста (о чем текст)?

·                    
Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает
текст)?

·                    
Какова позиция автора по этому вопросу?

·                    
Как он доказывает свою позиции?

·                    
В чем замысел и как он реализован?

·                    
Какова моя точка зрения на проблему?

·                    
Как я могу доказать свою точку зрения?

Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет
следующую композицию:

·                    
ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

·                    
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

·                    
А) описание проблемы

·                    
Б)  ваш комментарий по данной проблеме

·                    
В) описание позиции автора

·                    
Г) авторская аргументация, но вашими словами

·                    
Д) описание вашей позиции

·                    
Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или
читательский опыт

·                    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и
собственные аргументы)

·                    
Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети
основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ
будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки.
Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно
начинать с красной строки. Таким образом, при написании сочинения-рассуждения
важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

2.1.4. Написание сочинения-рассуждения, связанного с объяснением слова
(15.3).

Задание в КИМе  звучит так:

Как Вы понимаете значение
слова _________?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое_______»,
взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
опыта.

Объём сочинения должен
составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет
собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то
ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно,
разборчивым почерком.

Данный вид
сочинения-рассуждения  девятиклассникам предлагается впервые. Практически мы не
встречаем разработок или методических указаний по написанию такого сочинения. 
Только у А.Г. Нарушевича можно встретить советы для учителя и ученика,
необходимые при работе  над подобным сочинением.

Он предлагает  такую композицию
сочинения:

                   
Вступление.  Толкование значения слова

                   
Комментарий

                   
Первый пример (из текста)

                   
Второй  пример  (из  текста или из опыта)

                   
Вывод

Критерии оценивания данного задания:

image001

Способы толкования слов могут быть
следующими:

                   
1. Перечисление основных признаков,
составляющих понятие.

Доброта – это душевное расположение к
людям, стремление делать добро другим.

                   
2. Перечисление синонимов.

Человечность – это внимательность,
чуткость, гуманность.

                   
3.Указание на типичные качества характера,
поступки людей, в которых проявляется понятие.

Человечность – это готовность
помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие
слабости.

При формулировании комментария нужно
использовать вводные слова, речевые клише, хотя учителей часто упрекают в
«одинаковости»  сочинений.

«Клиширование» вполне допустимо при
выполнении данного задания. В разных частях сочинения можно использовать
предложенные речевые клише.

             
Автора цитаты мы
можем назвать по-разному:  автор высказывания, филолог, журналист
,писатель, публицист

             
Его деятельность также
можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет,
рассуждает.

             
Кроме существительного высказывание,  можно
использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение,
мнение, слова.

             
Оценка высказывания
может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо,
бесспорно.

Между частями сочинения необходимы
логические переходы, которые повлияют на смысловую ценность
сочинения-рассуждения.

В окончательном варианте
сочинение-рассуждение 15.3 может выглядеть примерно так.

Вступление. Толкование значения слова

Я считаю, доброта-это способность к
сопереживанию и состраданию, желание придти на помощь и разделить боль другого
человека. Доброта- важное качество. В ней нуждается каждый человек.

Логический переход. Пример из текста

В тексте рассказывается о внуке и
дедушке. В войну не было хлеба и дедушка отдал свой кусок внуку. Это пример
настоящей доброты.

Логический переход. Пример из опыта

В жизненном опыте каждого человека
немало примеров доброты. Например, волонтёры помогают людям в трудную минуту.

Вывод

Тема, на которой я рассуждаю, очень
важна. Рано или поздно об этом задумывается каждый.

2.1.5. Пример: вступление, толкование
значения слова

1.Слово «________» обозначает _________________________________.

2.Мне кажется, что слово  «________»
обозначает __________________.

3. Что такое «_________»? Как можно
объяснить данное слово?

По-моему, это
________________________________________________.

Комментарий

1. Я считаю, что в наше время это
одно из самых важных слов, потому что (с опорой на текст или на личный
опыт)__________________________.

2. На мой взгляд, данное слово стало
очень актуальным в наши дни, так
как_______________________________________________________________.

3. По мнению средств массовой
информации (Как утверждают средства массовой информации)_______(можно указать
конкретное название газеты, журнала,
передачи)___________________________________________________.

Логический переход. Пример из текста

1. В тексте ______ (фамилия, имя,
отчество автора текста) можно найти пример, подтверждающий мою мысль.(Указать
номера предложений)

2. Неслучайно в тексте________(Ф.И.О.
автора) в предложениях №_____ говорится ________, что подтверждает мысль о
важности данного слова.

3. Подтверждение моему рассуждению
можно увидеть в предложениях №_____ (возможно цитирование)

Логический переход. Пример из опыта

1.Проявление __________ мы часто
встречаем и в повседневной жизни. (Пример из личного опыта, из телепрограмм, из
художественны фильмов, из прочитанных книг, моделирование жизненной ситуации)

2.Значение данного слова
подтверждается и жизненными фактами._______(примеры).

3.Это понятие стало одной из
нравственных ценностей (добродетелей, мерилом) в мире людей (общества,
человечества)_______(пример)_____.

Вывод

1.Таким образом, «_________» –  это
одно из тех слов, которые учат нас __________________________(чему?).

2. Значит, «________»  стало
неотъемлемой частью нашей жизни. Оно помогает нам понять_______(что?)

3. Следовательно, «________»   – это
такое понятие, которое делает нас_____(какими?)

В этой форме даны несколько вариантов
каждой части сочинения-рассуждения, что поможет создать относительное
разнообразие экзаменационных работ. Для сильных ребят, с широким кругозором,
она поможет не уйти в сторону от критериев и требований экспертов, а  менее
сильным позволит выполнить задание с наименьшими потерями.

2.1.6.Основные
критерии оценивания вашего сочинения таковы

С3К1 Толкование
значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б.

С3К2 Наличие
примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.

 С3К3 Смысловая
цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок,
нарушений абзацного членения)  — 2б.

 С3К4
Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б.

Максимальное
количество баллов — 9

Практическая
грамотность письменной речи (сочинение):

ГК1 Соблюдение
орфографических норм  (не более 1 ошибки) – 2б.

ГК2 Соблюдение
пунктуационных норм  (не более 2 ошибок) – 2б.

ГК3 Соблюдение
грамматических норм  (не более 1 ошибки) – 2б.

ГК4 Соблюдение
речевых норм  (не более 2 ошибок) – 2б.

ФК1 Фактическая
точность письменной речи (нет ошибок в изложении материала, в понимании и
употреблении терминов)- 2б.

Максимальное
количество баллов – 10

Отметка
выставляется по пятибалльной шкале

Отметка «2» — не
более 14 баллов

Отметка «3» — не
менее 15 и не более 24 баллов

Отметка «4» — не
менее 25 и не более 33 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать 
не менее 4 баллов!!!

Отметка «5» — не
менее 34 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать  не менее 6
баллов!!!

2.2. Раздел 2

Практическая часть

2.2.1. Организация
исследования

Над проектом
работала ученица 9 класса, работа шла в течение двух месяцев.

Работа шла в несколько
этапов:

1 этап.

-Поиск проблемы.

-Определение темы
исследовательской работы.

-Обоснование
выбора данной темы,  её актуальности.

-Выбор оптимального
решения поставленной проблемы.

-Составление
плана работы.

2 этап.

-Поиск
информации.

-Сбор и анализ
информации.

-Написание
реферата, презентации.

3 этап.

-Проведение
анализа полученной в ходе исследовательской работы информации.

-Создание
продукта.

-Вывод.

2.2.2. Результаты
исследования

В ходе сбора и
обработки информации я выяснила, что материала по данной теме недостаточно, и
для её изучения ученикам приходится тратить большое количество времени на поиск
нужной информации. Это побудило меня к созданию дополнительного материала,
который будет использоваться в  ходе подготовки к ОГЭ. В презентации, которую
я  подготовила, есть все  рекомендации для написания сочинения. Она включает в
себя основные термины и может использоваться в качестве наглядного материала.

3.Заключение

В ходе написания
данного проекта я усвоила особенности  написания сочинения- рассуждения в
формате ОГЭ. Изучила дополнительный материал.

Обработала
большое количество материала и выполнила поставленные в ходе проекта цели,
задачи.

Были определены 
методы изучения и собрана исчерпывающая информация.

Обобщая  полученных
данных, я создала  презентацию.  Мне кажется, проект может помочь успешно
справиться с этим заданием не только мне, но и другим ученикам.

Таким образом,
можно сделать вывод
. Каждый ученик должен соблюдать рекомендации для написания сочинения в
формате рассуждения. Придерживаться алгоритма действий, который поможет при
подготовке к сочинению.

4.Источники

1)
-«Сочинение-рассуждение»

Программа элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания сочинения и изложения»

9 класс

Составитель программы: Потапова С. Л.,

учитель русского языка и литературы

Макаров

2021-2022 учебный год

I. Результаты освоения элективного курса

1.Подготовка к сжатому изложению

1.Точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

2. Адекватно воспринимать авторский замысел;

3. Вычленять главное в информации;

4. Членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы;

5. Сокращать текст разными способами: исключение, упрощение, обобщение.

6. Правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

7. Находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

8. Писать изложение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части ИК1-ИК2-ИК3

2. Подготовка к сочинению-рассуждению

1.Создавать собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

2. Извлекать из прочитанного текста соответствующей информации для аргументации своих утверждений.

3.Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

4.Приводить примеры из других источников или из собственной жизни.

5. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

3.Подготовка по заданиям исходного текста

1.Работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания   и вникать в её смысл.

2. Анализировать предложения: пунктуационный и синтаксический анализ предложения и словосочетания.

3. Применять на практике орфографические правила написания различных частей речи.

4. Понимать содержание текста и выбирать верные утверждения.

5.Находить средства выразительности и проводить лексический анализ слов.

II. Содержание элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Содержание элективного курса

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Введение

1.Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

Лекция учителя

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

Презентация, записи в тетради печатными буквами

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ

Раздел 2. Часть 1

3.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4.Структурные особенности сжатого изложения

Слушание текста в формате «диск», отбор ключевых слов

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5.Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

Презентация, беседа, отбор материала, слушание текста

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Презентация, беседа, отбор материала

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста ( приём исключения)

7.Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

Слушание текста-описания, отбор материала

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста-описания.

8.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста (приём обобщения)

9.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

Практическое занятие.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста (приём обобщения) Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Раздел 3. Часть 2

10.Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

11.Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

Презентация, беседа, отбор материала

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Отработка заключения в сочинении.

12.Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

13-14. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

Презентация, отработка цитирования по тексту.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Повторение способов цитирования.

15. Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

16.Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на определённое понятие-слова. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

17. Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с разными способами толкования значения слова.

18.Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор текстов авторов на различные понятия слов.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по определённому понятию слова.

19.Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 4. Часть 3

20-21. Синтаксический анализ текста предложения

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради. Коллективное и самостоятельное выполнение задания 2

Повторение видов сложных предложений, простых односоставных предложений, видов сказуемых, нахождение грамматических основ предложений.

22-23. Пунктуационный анализ предложения

Презентация, составление алгоритма по пунктуационным правилам.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 3.

Повторение пунктуационных правил.

Отработка задания

24. Синтаксический анализ словосочетания.

Презентация, составление алгоритма замены одного способа связи на другой в словосочетании

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 4.

Повторение способов связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Отработка замены одного способа на другой.

25-27. Орфографический анализ.

Лекция, составление алгоритмов на правописание различных частей речи

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 5.

Повторение орфографических правил.

Отработка задания на орфографический анализ.

28. Анализ содержания текста.

Обсуждение текста, диалог; 

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 6.

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение верных утверждений.

29-30. Анализ средства выразительности.

Тезисные записи в тетради по средствам выразительности

Анализ, выбор, выразительных средств речи

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение средств выразительности речи.

31-32. Лексический анализ.

Презентация, беседа.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 8.

Работа с тестом. Чтение текста. Нахождение синонимов, фразеологизмов, слов с конкретным лексическим значением.

32-34. Комплексный анализ текста.

Практические занятия

( 2-8 задания)

Работа с текстом.

III. Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Название раздела

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Введение

2

2

Раздел 2. Часть 1

7

3

Раздел 3. Часть 2

10

4

Раздел 4. Часть 3

15

IV. Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Раздел 1. Введение

Кол-во

час

дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

1

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

1

Раздел 2. Часть 1

3

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

1

4

Структурные особенности сжатого изложения.

1

5

Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

1

6

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

7

Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

1

8

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

9

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

1

Раздел 3. Часть 2

10

Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

1

11

Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

1

12

Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания.

1

13-14

Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

2

15

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

16

Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

1

17

Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

1

18

Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

19

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

Раздел 4. Часть 3

20

21

Синтаксический анализ текста предложения

2

22

23

Пунктуационный анализ предложения

2

24

Синтаксический анализ словосочетания.

1

25-27

Орфографический анализ.

3

28

Анализ содержания текста.

1

29

30

Анализ средства выразительности.

2

31

32

Лексический анализ.

2

33

34

Комплексный анализ текста

2

  • Правила написания итогового сочинения в 11 классе 2022
  • Правивший лошадьми как пишется
  • Правдоподобно как правильно пишется слово
  • Правивший конями как пишется
  • Правила безопасности в сказках ульева