Правила цитирования в сочинении

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Приложение 2
к письму 

Рособрнадзора
от 24.09.2020 № 05-86

Правила
заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

Москва, 2020

Оглавление

1. Общая
часть…………………………………………………………………………………………………………………………..
3

2. Основные правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)…………………….. 3

3. Заполнение бланка регистрации итогового сочинения (изложения)…………………………………. 4

4. Заполнение бланков записи…………………………………………………………………………………………………. 7

5. Заполнение бланка регистрации при проверке итогового сочинения
(изложения)…………
12

6. Заполнение
поля «Результаты оценивания сочинения (изложения)» в случае проверки итогового
сочинения (изложения) участника, сдававшего итоговое сочинение (изложение) в
устной форме…………………………………………………………………………………………………………………………..
14

7. Заполнение полей бланка регистрации в случае если участник итогового
сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не
может завершить написание итогового сочинения (изложения)……………………………………………………………………….
15

8. Заполнение полей бланка регистрации в случае если участник
итогового сочинения (изложения) удален с итогового сочинения (изложения)……………………………………………………..
16

Настоящие правила заполнения бланков итогового
сочинения (изложения) предназначены для:

участников итогового сочинения
(изложения);

                членов
      комиссии       по       проведению       итогового       сочинения       (изложения) 

в образовательных организациях и
(или) членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) в местах,
определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ) (далее
вместе – комиссия по проведению итогового сочинения

(изложения);

                экспертов
      комиссии      по       проверке       итогового       сочинения        (изложения) 

в образовательных организациях и
(или) экспертов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в местах,
определенных ОИВ (далее вместе – комиссия  по проверке итогового сочинения
(изложения).

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют
итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том
числе бланках записи, выданных дополнительно (далее – дополнительные бланки
записи) формата А4.

При заполнении бланков итогового сочинения
(изложения) необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация,
внесенная в бланки, сканируется  и обрабатывается с использованием
специализированных аппаратно-программных средств. 

Все бланки сочинения (изложения) заполняются гелевыми
или капиллярными ручками с чернилами черного цвета. 

Участник итогового сочинения (изложения) должен
изображать каждую цифру  и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и
верхней части бланка записи (дополнительного бланка записи), тщательно копируя
образец ее написания из строки  с образцами написания символов, расположенной в
верхней части бланка регистрации. Небрежное написание символов может привести к
тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой
позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника итогового
сочинения (изложения). 

Если участник итогового сочинения (изложения) не
имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить
это поле пустым (не делать прочерков).

Категорически запрещается:

делать в полях бланков, вне полей
бланков какие-либо записи и (или) пометки, 

не относящиеся к содержанию
полей бланков;  использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо
гелевой 

или капиллярной ручки с чернилами
черного цвета, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для
исправления внесенной в бланки информации (корректирующую жидкость, «ластик» и
др.). 

Бланк регистрации (рис. 1) состоит из трех частей – верхней, средней и
нижней.

image001 

Рис. 1.
Бланк регистрации

В верхней части бланка регистрации (рис. 2) расположены:  

вертикальный и горизонтальный штрих-коды; поля для
рукописного занесения информации; строка с образцами написания символов.

image002  

Рис. 2.
Верхняя часть бланка регистрации

По указанию члена комиссии по проведению итогового
сочинения (изложения), участником итогового сочинения (изложения) заполняются
все поля верхней части бланка регистрации (см. табл. 1).

Поле «Количество бланков записи» заполняется
членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по завершении
итогового сочинения (изложения)  в присутствии участника итогового
сочинения (изложения) (в указанное поле вписывается то количество бланков
записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по
запросу участника), которое было выдано участнику итогового сочинения
(изложения).

Поля,
заполняемые участником 

Указания
по заполнению

Код региона

Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой
федерального справочника субъектов Российской Федерации 

Код
образовательной организации

Код образовательной организации, в которой обучается участник, в
соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации
(участники итогового сочинения, участвующие в сочинении по желанию, вписывают
код образовательной организации, в которой такой участник получил уведомление
на итоговое сочинение)

Класс:
номер, буква

Информация о классе, в котором обучается выпускник (участники итогового
сочинения, участвующие в сочинении по желанию, указанные поля не заполняют)

Место
проведения

Код образовательной организации, в которой участник пишет итоговое
сочинение (изложение)

Номер
кабинета

Номер учебного кабинета, в котором проходит итоговое сочинение
(изложение)

Поля,
заполняемые участником 

Указания
по заполнению

Дата
проведения

Дата проведения сочинения (изложения)

Код вида
работы

20 – сочинение, 21 – изложение

Наименование
вида работы

Указывается вид работы (сочинение или изложение)

Номер темы

Указывается в соответствии с выбранной темой

Таблица 1.
Указание по заполнению полей верхней части бланка регистрации

Поле «Код работы» заполняется автоматизировано.

В средней части бланка регистрации (рис. 3)
расположены поля для записи сведений об участнике итогового сочинения
(изложения).

image003 

Рис. 3.
Сведения об участнике

Поля средней части бланка регистрации заполняются
участником итогового сочинения (изложения) самостоятельно (см. табл. 2).

Поля, самостоятельно заполняемые
участником 

Указания по заполнению

Фамилия

Вносится информация из документа, удостоверяющего личность
участника, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Имя

Отчество

Документ

Серия

Буквенные и цифровые значения указываются строго в
соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность

Номер

Буквенные и цифровые значения указываются строго в
соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность

Таблица 2.
Указания по заполнению полей «Сведения об участнике»

В средней части бланка регистрации также
расположена краткая инструкция (рис. 4) по заполнению бланков и выполнению
итогового сочинения (изложения), а также поле для подписи участника итогового
сочинения (изложения). Участнику итогового сочинения (изложения) необходимо
ознакомиться с этой инструкцией и поставить свою подпись  в соответствующем
поле.

image004 

Рис. 4.
Краткая инструкция по заполнению бланков 

Бланки записи, в том числе бланки записи, выданные
дополнительно (дополнительные бланки записи) предназначены для написания
итогового сочинения (изложения). 

Возможны два варианта печати бланков
записи: односторонний и двусторонний. 

Комплект участника содержит один двусторонний бланк
записи при двусторонней печати или два односторонних бланка записи при
односторонней печати. Допускаются  и четырёхстраничные комплекты
бланков. По умолчанию в программном обеспечении печатаются комплекты,
содержащие два двухсторонних или четыре односторонних бланка.

В верхней части бланка записи (рис.
5) расположены:

вертикальный и горизонтальный
штрих-коды;

поля для заполнения участником итогового
сочинения (изложения);

поле «Лист №» заполняется членом комиссии по
проведению итогового сочинения (изложения).

Информация для заполнения полей о коде региона, коде
вида работы  и наименовании вида работы, а также номере темы должна быть
продублирована с бланка регистрации. «ФИО» участника заполняется прописью. В
поле «ФИО участника»  при нехватке места участник может внести только фамилию и
инициалы.

image005 

Рис. 5.
Лицевая сторона двустороннего бланка записи

image006 

Рис. 6.
Оборотная сторона двустороннего бланка записи

В случае использования двустороннего бланка записи
при недостатке места для оформления итогового сочинения (изложения) на лицевой
стороне бланка записи участник итогового сочинения (изложения) может продолжить
записи на оборотной стороне бланка (рис. 6), сделав внизу лицевой стороны
запись «смотри на обороте». 

Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы
и разлинованы пунктирными линиями.

При недостатке места для оформления итогового сочинения
(изложения)  на основном бланке записи участник итогового сочинения (изложения)
может продолжить записи на дополнительном бланке записи, выдаваемом членом
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового
сочинения (изложения), в случае, когда на основном бланке записи (включая его
оборотные стороны – в случае двусторонней печати бланка) не осталось места. В
случае использования одностороннего бланка записи (рис. 7) при недостатке места
для оформления итогового сочинения (изложения) на лицевой стороне бланка записи
участник итогового сочинения (изложения) может продолжить записи на следующем
бланке записи из комплекта, а при  его заполнении – на дополнительном бланке
записи. 

Дополнительный бланк записи выдается членом комиссии
по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового
сочинения (изложения) в случае нехватки места.

image007 

Рис. 7.
Лицевая сторона одностороннего бланка записи

1.                
Правила заполнения экспертом (техническим специалистом)
нижней части копии (оригинала) бланка регистрации 

Нижняя часть бланка регистрации заполняется гелевой
или капиллярной ручкой  с чернилами черного цвета. 

В бланке регистрации отмечаются «Х» клетки,
соответствующие результатам оценивания работы. «Х» должен быть
поставлен четко внутри квадрата. Небрежное написание символов может
привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть не распознан
или распознан неправильно.

2.                
Заполнение поля «Требование к сочинению (изложению)»

Для каждого требования должно быть помечено только
одно поле: либо «зачет», либо «незачет». 

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее
150 слов  (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет»         за невыполнение требования № 1 и «незачет» за
всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по
требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и
критериям оценивания). 

В клетки по всем требованиям (№ 1 и № 2) и критериям
оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения
(изложения)» ставится «незачет»        

(см. рис. 8). 

Требование № 2.  «Самостоятельность        написания   итогового
   сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение (изложение)
выполняется самостоятельно. 

Итоговое сочинение: не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение
по памяти чужого текста (работа другого участника, чужой текст, опубликованный
в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное
цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной
форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста
участника. 

Итоговое изложение: не допускается списывание
изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и
др.).

                Если
      итоговое       сочинение       (изложение)       признано        несамостоятельным, 

то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 2 и «незачет» за всю работу         в целом (такие
итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Выставляется «незачет» за невыполнение требования №
2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат
проверки сочинения (изложения)» ставится «незачет» (см. рис. 9).

image008 

Рис. 8.
Область для оценки работы

image009 

Рис. 9.
Область для оценки работы

Если итоговое сочинение (изложение) соответствует
требованию № 1 и требованию № 2, то выставляется «зачет» за выполнение
требования № 1 и требования № 2. Указанные сочинения (изложения) далее
оцениваются по критериям.

3. Заполнение
поля «Результаты оценивания сочинения (изложения)»

Для каждого критерия должно быть помечено только одно
поле: либо «зачет», либо «незачет» (за исключением заполнения поля «Результаты
оценивания сочинения (изложения)» в случае проверки итогового сочинения
(изложения) участника, сдававшего итоговое сочинение (изложение) в устной
форме). 

1.                 
Если за итоговое сочинение (изложение) по критерию № 1 выставлен
«незачет», то итоговое сочинение (изложение) по критериям №№ 2–5 не
проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

2.                 
Если за итоговое сочинение (изложение) по критерию № 1 выставлен
«зачет», а по критерию № 2 выставлен «незачет», то итоговое сочинение по
критериям №№ 3–5  не проверяется. В клетки по критериям оценивания №№ 3–5
выставляется «незачет».

3.                 
Во всех остальных случаях итоговое сочинение (изложение)
проверяется  по всем пяти критериям и оценивается по системе «зачет»/«незачет»
(например, нельзя  не проверять работу по критериям К4 и К5, если участник
получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

image010 

Рис. 10.
Область для оценки работы

После окончания заполнения бланка регистрации
ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле. 

Итоговое сочинение (изложение) для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их
желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в
устной форме. 

К эксперту комиссии по проверке итогового сочинения
(изложения) поступают копии бланков итогового сочинения (изложения) от
участников итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации
отметкой «Х» в поле «В устной форме», подтвержденной подписью члена
комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

В таком случае оценивание итогового
сочинения (изложения) указанной категории участников проводится по двум
установленным требованиям «Объем итогового сочинения (изложения)» и
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)». Итоговое
сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается
по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение)
необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно
«зачет»  по одному из критериев №№ 3–4. Такое итоговое сочинение (изложение) по
критерию № 5 не проверяется и отметки в соответствующее поле «Критерий 5» не
вносятся (остаются пустыми) (см. рис. 11).

После окончания заполнения бланка регистрации
ответственное лицо ставит свою подпись в специально отведенном для этого поле.

image011 

Рис. 11. Область для оценки работы сочинения
(изложения) в устной форме

В случае если участник итогового сочинения
(изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может
завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место
проведения итогового сочинения (изложения).

Члены комиссии по проведению
итогового сочинения (изложения) составляют «Акт  о досрочном завершении
написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма
ИС-08), вносят соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения
итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)»
(участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в
указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения
(изложения) необходимо внести отметку «Х» в поле «Не закончил» для учета при
организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к
повторной сдаче итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки.
Внесение отметки в поле «Не закончил» подтверждается подписью члена комиссии по
проведению итогового сочинения (изложения) (см. рис. 12).

image012 

Рис. 12.  Заполнение полей нижней части бланка
регистрации (завершение написания сочинения (изложения) по уважительным
причинам)

В случае если участник итогового сочинения
(изложения) нарушил установленные требования, изложенные в п. 27 Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования (приказ Минпросвещения Российской Федерации и
Рособрнадзора от 07.11.2018 г. №190/1512), он удаляется  с итогового сочинения
(изложения). Член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
составляет «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» (форма
ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения
итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» (участник итогового сочинения
(изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме).  В бланке
регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо
внести отметку «Х» в поле «Удален». Внесение отметки в поле «Удален»
подтверждается подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения
(изложения) (см. рис. 13).

image013 

Рис. 13. Заполнение полей нижней части бланка
регистрации (удаление с экзамена)

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ, пусть и значительно облегчающий работу экзаменуемым, свидетельствует больше о незнании правил цитирования или нежелании соответствовать выбранной стилистике.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Однако, как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений  может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

В конце предложения
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина…

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»

Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»

Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию.
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.
  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.
  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.
  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.
  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

  • философские;
  • социальные;
  • политические;
  • нравственные;
  • экологические;
  • эстетические и др.

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Вот как может выглядеть комментарий:

как выглядит комментарий в сочинении

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

типичные речевые конструкции в сочинении

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

3 простых правила работы с шаблонами:

  1. Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
  2. Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
  3. Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

цитирование_Монтажная область 1.png

Написание диссертации требует больших усилий. Качество работы – показатель компетентности студента в своей специальности. В этом непростом деле важно учесть множество деталей, в том числе правила оформления цитирования в диссертации.

Как оформить цитирование в диссертации

Цитирование

Это использование в работе высказываний из других источников.

Соискатель квалификации «магистр» или учёной степени приходит к новым умозаключениям на основе изучения многочисленных исследований других авторов. Указать их в диссертации необходимо, но это нужно сделать правильно. Чтобы объёмный труд не был расценен системой как плагиат, следует оформлять цитаты строго по ГОСТу.

Для чего нужно цитирование

Идеи, высказывания и выводы научных деятелей разрешается использовать только при упоминании первоисточников. Грамотное оформление цитат снимает со студента обвинения в присвоении чужих трудов. По факту, цитирование защищает авторские права. Ссылки на первоисточники информации позволяют читателю, при желании, найти цитируемую работу и прочесть её целиком.

Важно! Работа, «склеенная» из фрагментов чужих исследований, без указания авторства считается плагиатом. Она не подлежит повторному рассмотрению комиссией.

Когда следует прибегнуть к цитированию

Перед тем, как приступить к написанию собственной научной работы, а также в процессе её изготовления магистрант или соискатель учёной степени занимается изучением больших массивов научных публикаций других авторов. Выводы и теории исследователя строятся на фундаменте проработанной информации. Чтобы объяснить, на основе чего было разработано решение проблемы, необходимо добавить чужой текст в свою работу. Если его просто скопировать – ждите неприятностей. Как оформить фрагмент правильно, чтобы избежать обвинений в присвоении идей?

Методические нормы цитирования

Оформление цитирования, актуальное в 2021 году, прописано в ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Методические пособия в вузах, на которые сегодня ориентируются студенты, разрабатываются с учётом положений данного государственного стандарта.

Магистерская диссертация оценивается Государственной аттестационной комиссией (ГАК). Исследовательские работы на соискание учёной степени кандидата и доктора наук защищаются перед диссертационной комиссией, а затем рассматриваются Высшей аттестационной комиссией (ВАК).

Общие требования к использованию цитат в диссертациях

Мы собрали требования, которые необходимо соблюдать при использовании цитат в своем исследовании:

  • цитирование должно быть уместным и обоснованным;
  • цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой на автора и название работы;
  • если работа, служащая источником информации, выполнена коллективно, указываются все её авторы;
  • сокращать заимствованное высказывание следует вдумчиво, без искажения смысла;
  • цитирование информации из интернета оформляется по тем же стандартам, что и печатные издания.

Важно! В научной работе нужно ссылаться на первоисточники. Убедитесь, что выбранная статья является оригиналом, а не переработкой.

Виды цитирования

Основные способы оформления заимствованного текста в диссертации – прямое и косвенное цитирование (парафраз). Первый вариант представляет собой дословное воспроизведение авторского текста, с сохранением пунктуации, орфографии и стиля. Второй – краткое изложение чужой концепции или обобщенный вывод, к которому приходят в своих работах разные авторы. Говоря простым языком, парафраз – это пересказ.

Цитирование в диссертации: пример оформления

Фрагменты текста разрешено заимствовать из книг, статей в сборниках и периодических изданиях, документов. Цитируемый текст должен сопровождаться библиографической ссылкой.

Прямое (дословное) цитирование

«Цитата, – автор, – цитата»:
«Цитата», – автор:
Автор: «Цитата»:

Обратите внимание на разное оформление ссылок. Давать информацию об источнике информации разрешается не только в виде подстрочной сноски. Допускается использование затекстовой ссылки: сразу после цитаты в скобках указывается фамилия автора, год, страница. Иной вариант – написание в квадратных скобках порядкового номера источника в списке литературы и страницы, с которой взята цитата. Например, вместо «Кузьминов, Юдкевич, 2007, с. 144» можно написать так: «[1, с. 144]».

Важно! При сокращённом оформлении не забудьте указать в списке литературы полную информацию об источнике.

Косвенное цитирование

Парафраз не обязательно брать в кавычки, главное обозначить, кому принадлежит конкретная идея или мысль.

Самоцитирование

Выдвижение кандидатуры на получение учёной степени невозможно без наличия собственных публикаций. К студенту магистратуры таких требований, как правило, нет, если с руководством учебного заведения не оговорено обратное.

Если магистрант ранее писал научные статьи по теме, выводы из них можно включить в работу. Использование собственных наработок может стать дополнительным плюсом в глазах комиссии, но только в том случае, если не превышен допустимый процент самоцитирования – 25%. Исключением могут стать малоизученные темы узкой направленности.

Чтобы избежать самоплагиата лучше оформить ссылку на свою работу без приведения длинных цитат.

Зарубежные источники

Изучение темы и определение её степени разработанности нередко приводит исследователя к концепциям иностранных учёных. Предположим, вы читаете англоязычную литературу и находите в ней интересную теорию. Возникает вопрос: «Как оформить этот фрагмент в диссертации?».

В целом, правила цитирования иностранного текста мало чем отличаются от цитирования на родном языке. Главное безошибочно выполнить перевод – это единственная сложность. Например, вы хотите добавить в свои труды отрывок психологической статьи:

Здесь также допустимо применение затекстовой ссылки. Она будет иметь вид «Thaler, 2000, p. 138)».

Помните, что чрезмерное цитирование лишает вашу работу новизны, без неё диссертация не имеет практической ценности.

Цитирование и Антиплагиат ВУЗ

Все, кто имел дело с системой проверки на плагиат, знают, как порой непросто добиться заветных показателей. Ведь уникальность диссертации, как правило, должна составлять 80-90% – это довольно высокий процент. Алгоритмы проверки не всегда понятны – почему одни цитаты понижают уникальность, а другие нет?

Дело в том, что в памяти сервиса заложены авторитетные для цитирования источники. С каждым годом система совершенствуется, и в базу данных вносятся новые авторы и работы. По этой причине действительно может возникнуть проблема с плагиатом.

Рекомендуем сделать в диссертации акцент на личный вклад изучения темы и больше писать самостоятельно – тогда сомнений в уникальности вашей работы не возникнет даже у самой «капризной» системы проверки.

Не можете справиться с оформлением и написанием работы? Заказать диссертацию под ключ можно у профильных авторов Студворк!

  • Правило как пишется не с разными частями речи
  • Правило выучено как пишется
  • Правило общо как пишется
  • Правила сочинения стихов для начинающих
  • Правило как пишется не с причастиями правило