Правда всего дороже план рассказа

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 135-136. укм школа россиираздел чудесный мир классики.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Конспект урока для 2 класса на тему: Правда всего
дороже

Цель: Познакомить с рассказом
Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»

Задачи урока:

  1. воспитывать
    у учащихся честность, трудолюбие;
  2. учить
    находить главную мысль произведения.
  3. Познакомить
    с рассказом Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»

Ход
урока

1.    
Организационный момент.

— Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища
влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки
(поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду
цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее
(трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее
(хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье
сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в
стороны)

Молодцы садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше
утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и,
закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного
чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

 — Долгожданный дан
звонок,

   Начинается
урок!

   Пусть нам
всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки,
мальчики.

Не смотря на пасмурный
осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые
лучики и  желает всем  хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните
главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно
слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай
других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

2.Активизация
на познавательную деятельность.

На уроках чтения мы совершаем
путешествие в мир книг. В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

Как вы понимаете это
высказывание?

Книги учат человека выражать
свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно
поступать в тех или иных ситуациях.

Мотивация учебной
деятельности.

Сегодня на уроке мы
познакомимся с новым произведением, и в конце урока ответим на вопрос: «Чему
учит нас это произведение?» (вопрос на доске).

Организация познавательной
деятельности.

Подготовка к первичному
восприятию произведения.

Слайд 3.

Перед вами репродукция картины
Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на
картине?

На репродукции картины
изображены дети, учитель, который ведёт урок.

Как вы думаете, где находится
школа? И кто в ней учится?

Школа находится в селе. Учатся
в ней крестьянские дети.

Действительно, в сельской
школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую
предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут
решение з адачи.

Н. Богданов-Бельский на своей
картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) – российского ученого, педагога.
Продолжая начинания своих родителей, он преподавал в сельской школе. С.А.
Рачинский был любимым наставником крестьянских детей.

Предположите, о чем мы сегодня
будем читать?

Сегодня мы будем читать
произведение о школе.

Подумайте, а кто учится в этой
школе?

Наверное, крестьянские дети.

Кто же является автором
произведения, которое мы сегодня будем читать и анализировать? На этот вопрос
вы сможете ответить, прослушав мой рассказ.

Автором этого произведения
является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной
Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много
произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот писатель?

Этот писатель – Лев Николаевич
Толстой.

Слайд 4.

А что интересного из жизни
Л.Н. Толстого вы знаете. Поделитесь своими знаниями со своими товарищами.

Учитель и ученики заслушивают
ответы детей.

В самом начале нашей беседы мы
сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские
дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей?

Мы знаем, что Лев Николаевич
Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где
сам и учил их. А помогали ему дочери.

Слайд 5.

Правильно, ребята. В школе Л.
Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской
истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий
Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал
гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес или на
речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с
удовольствием ходили в школу.

Пришла пора узнать название
нашего рассказа.

Слайд 6.

Расшифруйте запись.

Филипок.

Молодцы, ребята. Сегодня мы
прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».

Слайд 7.

Как вы думаете, кто такой
Филипок?

Филипок-это крестьянский
мальчик.

Он взрослый или маленький?

Филипок – маленький мальчик.

Почему вы так решили?

Его автор называет не Филипп,
а детским именем – Филипок.

Посмотрите на обложку книги и предположите
о чем будем сейчас читать?

Ответы учащихся.

3.Изучение нового

ПРАВДА
ВСЕГО ДОРОЖЕ

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и
спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.


Какова главная мысль этого произведения?
– Каким вам представился мальчик? А отец?
– Чему учит этот рассказ?


Каким вам показался этот рассказ?
   (интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)’

Анализ произведения. 
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
– Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
–  Как поступил мальчик?
–  (Сказал правду).
–  Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).

–  Если
бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).

Л. Н.
ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»
                                     
(быль)

Цели:

  1. воспитывать
    у учащихся ответственность за совершенные поступки, доброе отношение к
    животным;
  2. познакомить
    с понятием «быль».
  3. Учить
    составлять план.

Сегодня
мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого , а с каким произведением
узнаете, если отгадаете загадку:

                            
Он первым входит в дом
                            
И живёт подолгу в нём
                            
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
                            
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
                            
Пьёт парное молоко. (Котёнок)

2.
Работа над былью «Котенок».
 

Словарная
работа:
 

Что
такое быль?  (Это то, что было в действительности.)

 подле 
– около,

что
было духу
 – очень быстро.

Амбар –
сарай

Беседа.

– К какому жанру относится произведение?( рассказ, так как мало действующих лиц
и описывается один эпизод)
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Какие мысли. Чувства возникли?

-какой
самый напряженный момент в рассказе, задайте друг другу вопросы по содержанию .
 


Что можно сказать о Васе? Какой он?
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
– Почему ваше настроение менялось?
– Чему учит эта быль?

Давайте
проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали
дети.
1. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
2. А когда нашли?
3. Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
4. Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак
около него?
5. Как вы думаете, что пережил Вася?
6. А кто виноват, что котенок попал в беду?
7.  А как поступили бы вы?
8. Чему учит рассказ?

  • Составление плана

-Разделим
рассказ на части. Подготовьте по нему пересказ.

1.
У Кати и Васи пропала кошка;

2.
Под крышей амбара

3.
Пятеро котят

4.Расстование
с котятами

5.
Игра на дороге

6.Вася
спасает котенка

Физкультминутка. 

Мы дружно трудились, 

Немного устали.

Быстро все сразу 

За партами встали.

Руки поднимем, 

Потом разведем.

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем.

5.Закрепление

1. Было ли в твоей жизни что-то подобное?

Нет, я не
попадал в такие ситуации, но если бы было, я бы обязательно сказал правду.

2. За что отец поблагодарил сына?

За правду
и смелость сказать ее.

3. Понравился ли тебе поступок мальчика?

Да.

4. Какие качества ценятся в людях? Обсудите
с друзьями.

В людях ценится
честность, доброта, отзывчивость, мудрость.

6.Итог и рефлексия
учебной деятельности на уроке

Подошёл к концу наш урок.

С каким рассказом мы сегодня
познакомились?

Кто автор этого произведения?

Что нового узнали?

Какие бы черты характера вы хотели бы воспитать
в себе?

В начале урока мы поставили перед собой
цель узнать: «Чему учит нас это произведение?».

Так чему же учит нас это произведение?

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу.

Дети оценивают свою работу с помощью смайликов.

Слайд 12.

Какая из пословиц подойдет к нашему
произведению?

Грамоте учиться — всегда
пригодиться.

Друзья познаются в беде.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой, тот
истинный герой.

Слайд 13.

Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.

«Откуда у нас брались деньги, мы до сих пор понять не можем», — говорит Алексей из Слуцка, который прислал историю о ремонте в старой квартире на конкурс читательских историй с онлайн-гипермаркетом 21vek.by. Как семья своими силами всего за 2,5 месяца и 4,5 тысячи долларов преобразила жилье — читайте в материале. А еще Алексей расписал все расходы до копейки! 

Правда всего дороже план рассказа

Алексей рассказывает, что в феврале 2021 года они с женой и ребенком решили расширить жилплощадь и продали свою однокомнатную квартиру. В марте они купили двушку площадью 47 квадратных метров на пятом этаже в старом панельном доме с батареями в стене.

— Хорошо, что в прошлой квартире мы всего три года назад делали ремонт и руки еще не забыли, что это. Для ускорения ремонта решили временно переехать к родителям супруги, забыть, что такое выходные, и все бесшумные работы делать до трех часов ночи. Супруга морально поддерживала, носила бутерброды с кофе, чтобы я хоть как-то питался. Все нажитое непосильным трудом мы отправили на временное хранение в гараж. Квартира досталась нам, так сказать, от бабушки с отделкой 90-х.

Правда всего дороже план рассказа

Правда всего дороже план рассказа

Супруги оформили документы на квартиру и в этот же день приступили к демонтажным работам.

— Спасибо родственникам, что помогли с этим дружной компанией, иначе бы мы одни за год все не вынесли. На одну только выноску мебели ушло два дня (ведь это пятый этаж и узкие панельные подъезды). Далее приступили к удалению культурного слоя со стен. Скажу вам так: это еще то удовольствие. Не знаю, на что клеили обои, но местами они отрывались вместе с бетоном, а на снятие краски со стен в кухне и санузле ушло восемь дней, три скребка и 17 баллончиков газа. Потом мы сняли старые полы и ура — перед нами голая бетонная коробка.

Алексей говорит, что по образованию и по характеру работ он инженер-строитель. Супруга — медицинский работник, отец — электромонтажник.

— Это и была наша основная строительная бригада. Все работы, за исключением замены ПВХ-окна и стяжки пола, делали сами. Экономить старались на всем, без ущерба качеству и без растягивания сроков строительства. Сэкономить получилось прилично, основную часть работ и закупку сделали до строительного бума и подорожания цен. Ну и «21-й вeк» со своими акциями пришелся очень кстати. Так, мы купили дверную фурнитуру, ванну, унитаз, смесители, полотенцесушитель, лампочки, точечные светильники, духовой шкаф (правда, привезли с дефектом на лицевой панели, но сделали скидку в пункте самовывоза, чему я был сильно удивлен) и кучу всякой мелочи со скидкой в среднем 20-30%. Хвала тем, кто придумал и ввел промокоды! Но удивляло и то, что цена даже без скидок была ниже, чем в большинстве строительных магазинов.

Правда всего дороже план рассказа

Правда всего дороже план рассказа

Когда настал момент выбирать плитку, супруги поняли, что цена у частника на кераминовскую плитку гораздо ниже, чем в официальных салонах производителя даже с предоставлением скидки в 20%. Алексей добавляет, что плитку на пол брали в «Березакерамике».

— Далее сделали полусухую стяжку пола. У нас было несколько дней, чтобы накидать небольшой проект и понять примерный план, что как будет выглядеть. К сожалению, не все удалось воплотить в жизнь, но мы над этим работаем.

Правда всего дороже план рассказа

Проект квартиры Алексея

Потом приступили к электромонтажным работам.

— Было шумно, пыльно и больно соседским ушам, но многие отнеслись к этому с пониманием и согласились с безвыходностью происходящего, позволили чуть пошуметь тогда, когда не стоит, и вот — за четыре дня электрика была готова. Параллельно выполнялись работы по возведению перегородок из гипсокартона. Трубы я заменил за вечер и предусмотрел дополнительные отводы на случай перестановки мебели. Спасибо большое отцу, который шпаклевал стены, пока я мучился с укладкой плитки.

Правда всего дороже план рассказа

Правда всего дороже план рассказа

Дальше семья начала выбирать кухню и шкаф для вещей.

— Пробежавшись по мебельным салонам, я был шокирован. Кухня в 2,2 метра стоит от 540 долларов, гардероб 2,4 на 1,6 метра — 610 долларов. Цены — космос, а зная, сколько это стоит на самом деле, я был не готов расстаться с такой суммой. Хорошо, что есть интернет и фабричное частное производство. В итоге я нашел кухню за 767 рублей. Еще 35 рублей стоила доставка из Гомеля.

Правда всего дороже план рассказа

Правда всего дороже план рассказа

Гардероб Алексей делал сам. Он нарисовал проект, деталировку, а также нашел в Минске фирму по распилу.

— Заказал за 172 рубля. Счастью не было предела, и я установил все сам за три часа. Далее купили ламинат 33-го класса по старым ценам (результаты одного месяца поисков). После его укладки я сломя голову привез диван и провел первую ночь в нашей новой квартире. Эти эмоции не описать, им не было предела! Но впереди было еще много работы.

Потом супруги поменяли окно в кухне, потому что в других комнатах изначально стояли окна ПВХ.

— Мама с супругой поклеили обои, пока я был на работе. Дверь в санузел купили белорусского производства. Дешево и сердито, но в нашем случае еще и симпатично. Правда, из-за расцветки под бетон изготовление заняло 60 дней. В детскую комнату, к сожалению, дверь поставить в этом году не успеем, ведь изготовление занимает 65 дней. Цвет — все тот же светлый бетон.

Правда всего дороже план рассказа

Правда всего дороже план рассказа

Алексей повторяет, что работы в квартире предстоит еще много. Но они рады, что сделали ремонт с нулевым финансовым запасом. На сегодня на ремонт потрачено около 11,3 тысячи рублей.

— Откуда брались деньги, мы до сих пор понять не можем, ведь с момента покупки до полноценного переезда прошло два с половиной месяца. И мы рады, что Новый год проведем в новой для нас квартире. Что хотелось сказать по окончании ремонта: главное не бояться! Ремонт — это не всегда дорого, есть много способов сэкономить. Есть акции, скидки, интернет-площадки в конце концов, где новые вещи люди отдают в два раза дешевле. Да и многие работы можно выполнить самим без специального инструмента.

Кроме рассказа, Алексей прислал полную смету расходов на ремонт, где все прописано до копейки. Отметим, что часто это были одни из самых бюджетных материалов, купленные до подорожания. Вот таблицы с цифрами:

Санузел

На что потратили Сколько потратили рублей
Плитка настенная 341,24
Клей для плитки 35,64
Фуга 41,5
Доставка плитки 5
Ванна 205,38
Унитаз 138,2
Полотенцесушитель 84,41
Перенос приборов учета 120
Трубы и комплектующие 187,69
Вентиляция 31,35
Смеситель 61,12
Дверь, фурнитура 400
Полка и вешалка 16
Освещение 29,51
Потолок 71,96
Неучтенные расходы 43
Итого 1812

Кухня

На что потратили Сколько потратили рублей
Кухня 767
Варочная панель 650
Мойка 63
Духовой шкаф 950
Окно 520
Электрика 25
Обои 50
Освещение 13
Сушилка для посуды 22
Трубы вытяжки 2,85
Плитка, фартук 58
Смеситель и шланги 68
Газовый шланг и вентиль 19,78
Светодиодная подсветка 55
Неучтенные расходы 20
Итого 3238

Детская

На что потратили Сколько потратили рублей
Профиль для ГВЛ 63,91
ГВЛ 31,5
Ламинат, подложка 276
Обои 179
Гардеробная (распил и фурнитура) 208,1
Освещение 11,7
Розетки 65
Неучтенные расходы 22
Итого 857,2

Коридор

На что потратили Сколько потратили рублей
Обои 72
Клей 21,8
Плитка 233,93
Ламинат, подложка, плинтус 43
Освещение 33,06
Стяжка пола вся квартира 730
Утеплитель на пол под стяжку 128
Фуга 18,94
Клей монтажный 11
Вешалка 17
Неучтенные расходы 17,88
Итого 1327

Гостиная

На что потратили Сколько потратили рублей
Профиль для ГВЛ 105,7
ГВЛ 63
Ламинат, подложка, плинтус 478
Электрика 70
Шпаклевка 13,49
Обои 165
Освещение 66,86
Интернет-кабель 13,76
Штукатурные уголки 8
Дверь 630
Саморезы 30
Неучтенные расходы 15
Итого 1659

Инструменты

На что потратили Сколько потратили рублей
Система СВП 57
Инструмент 122
Краска для труб 14,46
Смеси 111
Транспорт 85
Москитная сетка на балкон 12
Электрика 300
Неучтенные расходы 145
Итого 846,5

Оформление квартиры

На что потратили Сколько потратили рублей
Сделка купли-продажи квартиры (с ускоренным оформлением) 371,44
Регистрация 29
Переделка договоров 120
Итого 520,4

Кроме того, Алексей накинул еще 10% на неучтенные расходы. 

Итого сумма за оформление квартиры и ремонт — 11,3 тысячи рублей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Тема урока: Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» 

Класс: 2

Цель фрагмента урока: организовать
деятельность обучающихся
по представлению о биографии в творчестве Л.Н. Толстого
посредством чтения и анализа произведения «Правда всего дороже»

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:

-формирование учащимися
знания о произведения Л.Н. Толстого «Правда дороже всего», умения осуществлять
анализ произведения.

Развивающие:

-способствовать развитию
устной речи, умение отвечать на вопросы, правильно формулировать свою речь,
слушать и слышать других людей, работать в коллективе друг с другом,
совершенствовать навыки работы с художественным произведением и правильно его
анализировать.

  Воспитательные:

— Проявлять интерес к творчеству Л.Н. Толстого, воспитывать
личностные качества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап
урока, время

Образовательная
задача этапа урока

Методы
и приемы

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Форма
организации учебной деятельности

Дидактические
средства,

интерактивное
оборудование

Формы
контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

(П,
Р, К)

Личностные

Организационно-мотивационный

Приветствие,
проверка готовности учащихся и  организация их внимания. Подготовка к
дальнейшей работе.

Слово
учителя.

Здравствуйте,
ребята! Присаживаемся на свои места. Выпрямите спину, ноги поставьте ровно,
чтобы я видела, что вы готовы к работе.

Прежде чем начать
урок, проверьте все ли у вас готово. У вас на партах должен лежать учебник и
цветные карандаши.

Слушают стихотворение.

Настраиваются на работу.

Садятся на места.

Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

К: слушают партнёра
по общению и деятельности.

Постановка
учебной задачи

Совместное
формулирование темы, целей и задач урока.

Сегодня наш урок
будет посвящен очень важной теме. А чтобы узнать ее, я предлагаю вам
поработать с пословицами в парах.

Я раздам вам
разрезанные карточки с пословицами. Вам нужно собрать их и объясните их
смысл.

1.Кто вчера
солгал, тому и завтра не поверят.

2.Кто сам врет,
другим не верит.

3.Лучше печальная
правда, чем радостная ложь.

О чем данные
пословицы?

Все верно!

Как вы думаете, о
чем будет произведение, которое мы будем сегодня изучать?

Все верно!
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого. Давайте
вместе составим его название. Вам нужно поставить слова в правильном порядке.
Как будет звучать тема?

Сейчас нам нужно
составить цель урока, работая в группах по 3 человека. Вам дана разрезанная
карточка. Ваша задача – поставить слова в правильном порядке, чтобы узнать
цель урока.

Какой будет цель
урока? Давайте проверим с помощью документ-камеры.

Посмотрите на экран. Составим задачи урока,
работая все вместе. Вам предложено начало предложений. Вам нужно называть
продолжение задачи.

Что мы должны прочитать?

Чему мы должны дальше?

Что мы должны применить?

Как вы думаете,
зачем нам нужно реализовать данные цели? Где они нам пригодятся?

Молодцы!  Перед
тем, как прейти к изучению новой темы, составим план работы. Посмотрите на
слайд, предположите, в какой последовательности мы будем работать.

Сейчас я раздам
вам карточки с планом. Как только мы выполним один из пунктов, вы отмечаете
его знаком «+».

Работают с пословицами.

Собирают пословицы, читают, объясняют их смысл.

О правде и лжи.

О правде и лжи.

Л.Н. Толстой «Правда дороже всего».

Изучить произведение Л.Н. Толстого «Правда дороже всего».

1) Прочитать произведение Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

2) Проанализировать произведение.

3) Применить полученные знания на практике.

В жизни, на ВПР, на экзамене.

1. Узнать новые факты из биографии Л.Н. Толстого.

2.Прочитать произведение
Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

3.Проанализировать произведение Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

4. Применить полученные знания на практике.

Фронтальная,
групповая, парная

Дидактические
средства: пословицы, карточка для цели, карточка с планом.

Интерактивное
оборудование: компьютер, проектор, документ-камера.

Опрос

П: строят
рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

К: включаются в
коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулируют
ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности.

Учебное
действие

Обеспечение
восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися изучаемого
материала.

Технология
проблемного обучения

Давайте приступим
к реализации нашего плана. Как звучит первый пункт?

Я предлагаю вам
посмотреть небольшой видеоролик, чтобы продолжить знакомство с биографией
Л.Н. Толстого. Смотрите внимательно, так как после вам нужно будет ответить
на вопрос «Что нового вы узнали о Л.Н. Толстом?».

Хорошо! Я хотела
бы рассказать вам еще один интересный факт о нем. Мы выполнили первый пункт
плана?

Значит, что мы
делаем?

Какой второй
пункт плана?

Приступим к его
выполнению. Откроем учебник на странице 116. Я прочитаю вам текст, а вы
должны меня слушать и внимательно следить. После мы с вами будем отвечать на
вопросы.

Скажите, какова
главная мысль этого произведения?

Каким вам представился
мальчик?

А отец?

Какой пункт плана
мы выполнили?

Что мы должны
сделать?

Хорошо! А теперь
давайте прочитаем это произведение по ролям. Нам нужен автор, мальчик и отец.

Для деления я
приготовила карточки. Ребята, постарайтесь передать настроение и эмоции своих
героев. Все остальные внимательно слушают и следят за текстом.

Молодцы, ребята!
Вы очень хорошо передали эмоции своих героев.

Посмотрите, на
партах у вас лежат белые пятна. Переверните их. На них написаны вопросы по
рассказу. Давайте по порядку читать эти вопросы и отвечать на них.

1.Кто является
главным героем рассказа?

2.Что случилось с
мальчиком?

3.Как поступил
мальчик?

4.Как вы
оцениваете поступок мальчика?

5.Если бы вы
оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?

6.Чему учит этот
рассказ?

7.Каким вам
показался этот рассказ?

Хорошо!

Узнать новые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Смотрят видео.

Ответы детей.

Да.

Отмечаем пункт.

Прочитать произведение Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Читают по ролям.

Слушают чтение.

Мальчик.

Он разбил чашку.

Сказал правду.

Он поступил
хорошо, правильно.

Поступили так же,
как мальчик из рассказа «Правда всего дороже».

Ответ.

Интересным,
грустным, поучительным.

Мальчик сказал
правду.

Второй.

Отмечаем пункт.

Фронтальная

Дидактические
средства: учебник, презентация, белые пятна.

Интерактивное
оборудование: компьютер, проектор.

Тест
(белые пятна)

Знают произведение
Л.Н. Толстого «Правда дороже всего», умеют осуществлять анализ произведения.

Р: демонстрируют
навык работы с художественным произведением, анализируют его.

П: строят
рассуждения (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами.

К: включаются в
коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулируют
ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности.

Демонстрирую интерес
к творчеству Л.Н. Толстого, проявляют личностное качество – честность.

Действие
контроля и самооценки

Закрепление
полученных на уроке знаний.

ИКТ

Мы с вами хорошо поработали. Давайте отдохнём. Встаем с
мест.

Если я назову часть правду, то вы хлопаете. Если неправду,
то вы топаете.

Молодцы, вы были очень внимательны! Присаживайтесь на
свои места.

Какой пункт плана у нас остался?

Сейчас вам в подгруппах по 3 человека нужно обсудить
вопрос «Какие качества ценятся в людях?». Давайте составим кластер по данному
вопросу. На доске он уже появился. Вам нужно написать на листочках качества.
Затем мы их прикрепим к доске и обсудим.

Приступаем к выполнению задания.

Время работы подошло к концу.

Давайте прикрепим карточки. Прочитаем, какие качества вы
написали.

Все ли согласны с написанными качествами.

Я предлагаю оценить вам работу своих товарищей по
подгруппе. Как они работали?

А как бы вы оценили свою работу в группе?

Хорошо! Сейчас я предлагаю вам подобрать пословицу к
произведению, которое мы прочитали. Они написаны на слайде.

Какая пословица лучше подойдет к произведению? Почему?

Встают со своих
мест.

Выполняют
физкультминутку.

Третий.

Работают в
подгруппах.

Обсуждение
работы.

Оценивание работы
товарищей.

Оценивание своей работы.

Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.

Всё забывается, а правда остаётся.

Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и
мучиться

Третья.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Фронтальная,
индивидуальная, групповая

Дидактические
средства: презентация, кластер.

Интерактивное
оборудование: компьютер, проектор.

Кластер

Знают произведение
Л.Н. Толстого «Правда дороже всего», умеют осуществлять анализ произведения.

Р: демонстрируют
навык работы с художественным произведением.

П: строят
рассуждения урока в соответствии с возрастными нормами.

К: включаются в
коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулируют
ответы на вопросы.

Демонстрирую интерес
к творчеству Л.Н. Толстого, проявляют личностное качество – честность.

Действие
оценки и самооценки

Рефлексия
деятельности.

ИКТ

Вы большие
молодцы, ребята! Выполнили большой объем работы и справились со всеми
предложенными заданиями, но все-таки давайте вспомним, какое произведение мы
сегодня изучили?

Какую цель мы
перед собой ставили?

А какие задачи?

Мы достигли цели
и задач?

Давайте
посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили?

Молодцы!
Посмотрите на доску, на ней висит карточка с началами предложений. Вам нужно
закончить любое из предложений.

На уроке я узнал
(а)

На уроке мне
понравилось

На уроке мне бы
хотелось

На уроке было
интересным

На уроке было
трудным

Давайте похлопаем
и скажем, какие мы молодцы!

Достаньте из
пенала красный, желтый и зеленый карандаш. Оценим свою работу на уроке с их
помощью.

Я очень рада, что
у вас все получилось. Спасибо за урок!

Л.Н. Толстой «Правда дороже всего».

Изучить произведение Л.Н. Толстого «Правда дороже всего».

1) Прочитать произведение Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

2) Проанализировать произведение.

3) Применить полученные знания на практике.

Да.

Да.

Продолжают предложение.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Дидактические
средства: презентация, карточка для рефлексии.

Интерактивное
оборудование: компьютер, проектор.

К: включаются
в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулируют
ответы на вопросы; слушают партнёра по общению и деятельности.

Самоанализ
урока по теме Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»

Возрастная группа: 2
класс (7-8 лет).

Правильность и обоснованность цели урока: «организация
деятельности обучающихся по представлению о биографии в творчестве Л.Н.
Толстого посредством чтения и анализа произведения «Правда всего дороже»», соответствовало
программным требованиям ФГОС НОО. Соотносится с содержанием материала,
представленного в учебнике УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс. С
классом цель урока формулировалась и была проговорена. Детям была дана
установка на урок, чего они должны добиться в результате.

Структура занятия соответствовала поставленным
задачам:

Образовательная задача была направлена на формирование учащимися знания о произведения
Л.Н. Толстого «Правда дороже всего», умения осуществлять анализ произведения.

формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Развивающая задача направлена на совершенствование
способствовать развитию устной речи, умение отвечать на вопросы, правильно
формулировать свою речь, слушать и слышать других людей, работать в коллективе
друг с другом, совершенствовать навыки работы с художественным произведением и
правильно его анализировать.

формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Воспитательная задача, которая направлена на проявлять
интерес к творчеству Л.Н. Толстого, воспитывать личностные качества.

Следуя из вышесказанного, можно
сделать вывод о том, что задачи реализованы и соответствуют возрасту детей,
цель достигнута на высоком уровне, так как сформулирована исходя из задач по
требованиям ФГОС НОО.

Урок
был организован с 6 детьми. Продолжительность занятия составляет – 15 минут.
Время занятия было использовано
рационально.

При планировании занятия были
учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей
уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы учителя,
поддерживали беседу, с интересом выполняли задания.
Дети были активны, чувствовали себя комфортно, выполняли задания на высоком
уровне.

В проведении занятия были
следующие этапы:

1.      Мотивация к учебной деятельности.

2.      Постановка учебной задачи;

3.      Учебное действие;

4.      Контроль и самоконтроль;

5.      Оценка и самооценка.

На
организационно-мотивационном этапе
педагог создаёт атмосферу заинтересованности и психологического комфорта.
Урок начался с приветствия,
оно было направлено на развитие коммуникативных качеств, и настроя
детей на урок.

Следующий этап
Постановка учебной задачи на данном этапе педагог предлагает детям разделиться
на группы и составить пословицы из разрезанных карточек (пословицы о лжи и
правде).

На этапе учебное
действие дети смотрят видео биографию о Л. Н. Толстом и отвечают на вопросы по
видео, так же они читают произведение – сначала учитель , потом по ролям. Это
помогает детям лучше усвоить текст. После прочтения текста дети отвечают на
вопросы, что помогает учителю понять, кто и насколько хорошо усвоил
произведение.

На этапе Контроль, самоконтроль
детям предлагается разделиться на группы и ответить на вопрос: Какие качества
ценятся в людях? Из ответов детей учитель составляет кластер на доске. Так же
после этого дети оценивают работу товарищей в группе и свою собственную.

На заключительном этапе занятия
Оценка самооценка дети проверяли все ли — пункты плана были выполнены, а также
оценивают себя с помощью квадратиков, лежащих на партах.

Педагог использовал
технологии: ИКТ технология, технология проблемного обучения,
здоровья сберегающие.

Задачи решаются на
всех этапах занятия. Дети учатся сотрудничать друг с другом, слушать педагога.

Я считаю, что выбранная
форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Для детей
важно быть партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта.
Свои высказывания стараться строить грамотно и доступно для понимания детей,
побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощрять
индивидуальные достижения детей.

Данная структура
занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение
определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и
приёмов.

          Минусы: задачи и план работы одно и то же.

           
Плюсы:

использовала художественное слово на мотивационном этапе, напоминание о правилах
посадки, составление пословицы по средствам определение темы.

  • Правда и кривда пословицы и поговорки из сказки
  • Правда дороже всего рассказ толстого
  • Права ребенка в сказках викторина
  • Правда ведь как пишется
  • Права на благоприятную окружающую среду сочинение