Мною
разработана и используется система упражнений для развития памяти, внимания и
логического мышления на уроках русского языка в 5 — 9 классах. Я охотно делюсь
своими методическими разработками с коллегами, размещаю их на образовательных
сайтах в сети интернет.
ЛОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Важной задачей
школьного образования является развитие логического мышления школьников в
условиях поисковой деятельности. Логическое мышление в процессе изучения
русского языка – это способность и умение учащихся правильно представлять себе
явления языка в их существенных свойствах и отношениях. Развивать логическое
мышление на уроках русского языка – значит формировать у школьников названные
способности. Проявляется логическое мышление в процессе овладения знаниями в
следующих умениях:
— выделении
главного, существенного в языковом явлении;
— установление
сходства и различия между языковыми явлениями;
— группировка,
классификация языковых явлений по определённому основанию;
— формирование
обобщающих выводов;
— установление
истинности или ложности тех или иных утверждений.
В системе
средств обучения большее место занимает учебник. Теоретический материал в
учебниках представлен главным образом через определения и правила. Эта форма
научной речи сложна для детского восприятия и требует специально
организованного обучения, направленного на прояснение сути правила или
определения. Поэтому на уроках из теории учебника делаем выводы в виде
алгоритмов, таблиц, схем. Это способствует лучшему запоминанию и пониманию материала.
Например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с
существительными» учащимся предлагается выбрать самое основное из
теории. Составляем таблицу:
НЕ – СЛИТНО | НЕ — РАЗДЕЛЬНО | не |
Без НЕ не | НЕ сущ., А сущ. | |
НЕ – (синоним без НЕ) | Частицы: далеко отнюдь вовсе нисколько ничуть |
В учебнике
достаточно упражнений, дающих возможность обобщать и сопоставлять. Например, в
упражнении даны слова: бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон,
зазвонить; отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.
Ученикам предлагается распределить слова на несколько групп, обосновать свою
точку зрения. Успешное выполнение задания зависит от умения самостоятельно
анализировать, обобщать, выделять главное. Дети могут предложить самые
непредсказуемые варианты:
— 4 группы
(однокоренные слова);
— 2 группы (сущ. –
глагол);
— количество
гласных и согласных и т.д.
То, что дети
группируют разными способами, открывает простор мысли ребёнка. В работу
включаются все, поэтому выслушиваю ответы и постепенно подвожу к верному
ответу:
— з группы (по
расположению корня среди других морфем)
– корень в начале
слова;
— корень в середине
слова;
— корень в конце
слова.
Это задание
несложное, поэтому провожу подобные упражнения на начальном этапе развития
логического мышления в 5 классе.
Ещё одним
важным средством развития логического мышления считаю опорные конспекты
(методика Меженко). Опорный конспект представляет собой приём, облегчающий
восприятие темы и её понимание. Они помогают лучшему запоминанию материала,
предполагают активную мыслительную деятельность учащихся.
В работе
использую упражнения, способствующие умению сравнивать, сопоставлять, обобщать:
- Учитиывая
значение слов, выберите и запишите к нему проверочное.
СПЛ..ТИТЬ(плотный – плата)
М..НЯТЬ (мина – замена)
ОБЪЕД..НЕНИЕ ( едет – единый)
УМ..ЛЯТЬ) ( малый – молит)
- Почему разные
слова звучат одинаково? Подчеркнуть орфограмму в корне
Волы –валы
Спешу – спишу
Поласкать – полоскать
Отварить – отворить
Поседеть – посидеть.
- Из группы слов
выбрать родственное.
1)
Лето, летать, лётчик, полёт, летний;
2)
Косилка, кость, косьба, костный, скосить,
костистый;
3)
Горный, гористый, горелка, гора, горчица,
горький,горе;
4)
Вспахать, пахарь, запах, пахнуть, запашистый.
- Можно ли одно
слово заменить другим? Если нет, подбери своё.
С..лач
– сёла
Кр..ить
– край
К..снуться
– косы
Г..реть
– горка
Тр..вить
– травушка
К..тать
– кот.
5. дети очень
любят такой вид работы, как решение лингвистических задач (умение доказывать).
Дано:
Пригнулся
Приморский
Премилый
Решение
(Объяснить,
почему?)
найти лишнее слово
6.Решение поисковых
задач показывает, насколько учащиеся владеют умением обосновывать свои
суждения, применять определённый способ решения к конкретной поисковой задаче,
умением делать выводы и, конечно же, насколько развито нестандартное мышление.
Вот пример такой
задачи:
Дождик на
долгих ногах шагает по городу.
— Почему автор так
сказал?
— Разве у дождя
есть ноги?
(ответ 6-классника)
— Автор сказал про
дождь, что он шагает на долгих ногах, в переносном смысле. Он сказал так
потому, ч то, когда идёт дождь, кажется, что тучка на длинных ногах-дождинках
шагает по городу. Анализ проведённых поисковых задач показывает, что учащиеся 6
класса умеют делать правильные выводы – 44% детей, частично правильные – 31 %,
неправильные выводы – 14% и отсутствие выводов – 11%.
В 5 классе эти же
дети могли делать правильные и частично правильные выводы лишь менее 50%
детей.
К 7 классу
умение доказывать, обобщать, обосновывать свои суждения возросло, 100 % детей
делают правильные и частично правильные выводы – а это залог грамотного
письма.
ПАМЯТЬ
Среди многих
способностей, которыми одарён каждый нормальный человек со дня своего рождения,
одной из важнейших является способность нашего мозга запоминать, сохранять и
воспроизводить различные сведения. Из всех видов памяти, по утверждению
психологов, наиболее развитыми являются:
— зрительная память
(у 80% уч-ся);
— слуховая память
(учащиеся, которые лучше воспринимают на слух);
— двигательная
память (процесс запоминания учащиеся сопровождают записью (или имитацией её)
заучиваемого).
Многие
учащиеся обладают смешанным типом памяти, т.е. запоминают материал на основе
увиденного, услышанного, записанного одновременно.
При
«тренировке» памяти соблюдаю следующие правила:
- Делаю так, чтобы
запоминаемая информация была не безразлична, а вызывала интерес; - Приучаю
сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете, материале; - Формирую
сознательное, волевое намерение запомнить данный материал.
Стараюсь, чтобы запоминание материала учениками было осмысленным, а не
механическим, чтобы они смогли применить свои знания в решении разнообразных
жизненных задач.
Связывать успехи и неуспехи в учении лишь с хорошей или плохой памятью нельзя.
Память может помочь, если она хорошая, и затруднить процесс учения, если
человек не умеет управлять своей памятью. Чтобы помочь ученикам подчинить
память учебной деятельности, учителю необходимо знать особенности развития
памяти у своих обучающихся. Память у школьников – одна из основных психических
функций. Мышление ребёнка во многом определяется его памятью.
К 5 классу уже можно говорить о наличии у ребёнка достаточно сформированной
двигательной, слуховой и зрительной памяти. Задачей школы является формирование
и развитие словесно-логической памяти. Если память дошкольника и младшего
школьника опирается на наглядные образы, вызывающие у них эмоциональный отклик,
то в старшие школьные годы с освоением различных мыслительных операций, она
начинает претерпевать существенные изменения. Здесь речь идёт о произвольном
запоминании, когда процесс запоминания требует волевых усилий.
Очень эффективным в развитии всех видов памяти считаю опорные конспекты,
которые использую в своей работе. При объяснении нового материала (1 урок) с
помощью опорных конспектов работает и зрительная, и слуховая память, причём
способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового
понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов (2 урок)
подключается речедвигательная память.
Этот вид работы помогает лучшему запоминанию материала, активизирует
мыслительную деятельность учащихся. В классе есть консультанты, которым я
доверяю опрашивать других учеников. Появляется заинтересованность рассказать
теорию на «отлично». (работа в
парах). Несмотря на внедрение в образовательный процесс инновационных
технологий, роль традиционных форм работы также не следует умалять, т.к.
многие из них дают прекрасные результаты и не до конца исчерпали свои
возможности. Известно, что ученик
усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой
информации применяет на деле или передаёт другим.
На следующих уроках идут
тренировочные упражнения по формированию грамотного письма. И здесь, конечно, важно разнообразить эти упражнения, чтобы пробудить
интерес и уверенность в собственные силы.
1. Сначала это несложные задания, направленные
на закрепление изученной темы, например:
а)
-чик или –щик?
Камен…ик,
буриль…ик, водопровод…ик, барабан…ик, сбор…ик и т.д.
б) при-
или пре-?
Пр…вокзальный, пр…хорошенький, пр…сесть,
пр…градить, пр…интересный и т.д.
в) о или ё?
Ш…лк, ш…в, ш…пот, ж…лтый, ш…л, ш…рох, девч…нка,
плащ…м и т.д.
2. Одним из распространённых приёмов
тренировки памяти считаю зрительный диктант. Этот вид работы,
развивая зрительную память, в то же время способствует формированию навыков
безошибочного письма.
Как работаю с подобным видом упражнений:
1.
Прочитать предложение, чтобы понять и запомнит его(
читаем так, как надо говорить).
2.
Повторить предложение, не глядя в текст, чтобы
проверить, запомнил ли. Повторяя предложение таким образом ученик развивает
память, учится запоминать осмысленно.
3.
Выделить орфограммы в тексте.
4.
Прочитать предложение так, как будешь себе
диктовать во время письма.(осмысленное запоминание) Проговаривание давно
используется как один из приёмов в обучении орфографии. Здесь участвуют все
виды памяти. При проговаривании ученик особенно чётко произносит трудные для
него места. Проговаривание часто сочетаю с комментированием. ( ра-с-с-ка-з-чик
— «рас- приставка, -сказ- корень, -чик — суффикс, пишем «ч», т.к. после т, д,
з, с». )
5.
Повторите предложение так, как будете его писать.
Выполняя это, ученик готовится к тому, чтобы правильно диктовать себе во время
письма.
6.
Писать, диктуя себе так, как проговаривал последние
два раза. Необходимо проследить, чтобы уч-ся действительно диктовал себе во
время письма, не глядя в текст.
7.
Проверить написанное:
-прочитать
то, что написал:
-подчеркнуть
орфограммы в написанном:
-сверить
каждую орфограмму с текстом.
При такой организации работы на списывание коротких упражнений уходит много
времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, во-вторых, по мере
автоматизации навыка списывания алгоритм выполнения действия сокращается
с
7 до 4 пунктов:
1.
Прочитать предложение и повторить его по памяти.
2.
Прочитать предложение ещё раз так, как оно написано.
3.
Написать, диктуя себе так, как читал последний раз.
4.
Проверить списанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
(Взаимопроверка/ самопроверка). Один
из методов, помогающий научить объективности при оценивании, развивать критическое
мышление.
При списывании у школьников ещё формируется необходимый навык быстрого письма.
Известно, что медленно пишущие дети делают при списывании в 3 раза больше
ошибок.
Учащиеся понимают, что избежать плохой отметки можно, если быть внимательным.
3.
Развитию памяти способствуют слуховые
диктанты, которые провожу на уроках (по методике И. Т. Федоренко.)
Как
проводятся такие диктанты? Для этого необходимо:
1.
Подготовить наборы, состоящие из 6 предложений.
Каждый последующий набор на 1 – 2 знак больше предыдущего.
2.
Каждое предложение читается громко, чётко и только
один раз. Учащиеся должны обязательно нумеровать предложения и каждое
записывать с новой строки. Затем подсчитывается количество знаков в первом и
последнем предложении, оно отмечается на полях.
3.
Далее идёт проверка правильного воспроизведения
предложений (наличие всех слов, их порядок). Затем громко, чётко дети вместе с
учителем проговаривают каждое слово так, как оно пишется. В ходе чтения
комментируем отдельные орфограммы. Оценку за диктант дети ставят себе сами.
Через
несколько занятий дети в основном справляются с такой работой. Не у всех
получается сразу, особенно трудно тем, у кого внимание неустойчивое, волевое
усилие выражено слабо. Таких учащихся я держусь под контролем и стараюсь их
подбадривать. То, что ученик не может иногда точно воспроизводить услышанную
строку, заставляет его быть активным, перебирать несколько вариантов. Особенно
это касается стихотворных строк. Например, одна ученица, не запомнив точно
строчку «Догорел апрельский светлый вечер…», записала: «Догорел весенний тёплый
вечер». Строка воспроизведена неверно, но процесс её восстановления в памяти
был творческим, активным.
Несколько наборов предложений для слуховых диктантов:
1)
Один день год кормит. (17)
2)
Сосны машут ветвями. (17)
3)
Всё расцвело кругом. (17)
4)
Голова хвоста не ждёт. (18)
5)
За всеми не угонишься. (18)
6)
Правда светлее солнца. (19)
1)
За прудом была полянка. (19)
2)
Вороне соколом не быть. (19)
3)
Книга растит человека. (19)
4)
Листья падали дни и ночи. (20)
5)
Мы легко шагаем по троп. (20)
6)
После дождей пошли грибы. (21)
В каждом
последующем наборе орфограммы усложняются. Развивая память таким образом,
развивается грамотность обучающихся.
4. Письмо по памяти –
распространённый приём «тренировки» памяти на уроках русского языка.
а) заученные
дома тексты;
б) работа со
словарными словами. (дома дети заучивают написание слов на страницах, указанных
учителем, на уроке 1 ученик у доски пишет эти слова по памяти).
5. Помогает развивать память творческая работа по карточкам.
Такая работа помогает увидеть, как учащиеся умеют применять прочитанный ранее
текст.
Многие виды
работ, которые я использую на уроках, способствуют развитию памяти, логического
мышления, внимания одновременно, т.к. они неразрывно связаны между собой и
работают на развитие грамотного письма у детей.
ВНИМАНИЕ – это
умение сосредоточиваться на определённых сторонах и явлениях действительности.
Основные свойства
внимания:
— устойчивость
(способность длительно сосредоточиваться на чём-нибудь). По данным психологов
в старшем школьном возрасте учащиеся могут управлять устойчивостью внимания;
— объём внимания
(количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в
относительно короткий момент времени;
— распределённость
(способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных
деятельностей, когда человеку приходится действовать сразу с несколькими
предметами);
— возможность переключения
(способность переходить от одной деятельности к другой).
К 5 классу у
детей уже вырабатываются навыки выполнения одновременно различных по характеру
действий: слушать учителя, письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения,
контролировать, насколько правильно они поняли объяснение и отразили это в
тетради.
К среднему
школьному возрасту происходит переход от непроизвольного внимания к
произвольному ( умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не
интересно).
Существует несколько
критериев, которые косвенно свидетельствуют о наличии внимания у уч-ся – это
поза, выражение лица, взгляд, а также быстрое и качественное выполнение
задания. Так, если в работе глупые, неоправданные ошибки ( пропуски или
перестановка букв), можно с уверенность говорить, что ученик в процессе
выполнения задания был невнимателен. И напротив, аккуратное, тщательное
выполнение задания, хорошее осмысление нового материала говорит об усиленном
внимании.
Мы, учителя,
хорошо знаем, как тяжело привести класс в рабочее состояние после перемены, да
и не все дети могут активизировать своё внимание , когда к этому призывает
учитель в течение урока. Своевременная активизация внимания – важнейшее
условие продуктивной классной работы. Словесная команда, с помощью которой
стараюсь привлечь внимание учеников — приём оправданный, но никакие призывы не
приведут к активизации внимания, если ребёнок не испытывает интерес к
выполняемой работе. Чтобы научить ребёнка чему-то, создаю такую ситуацию, в
которой цель научения эмоционально значима для него. Например, похвала за
старание или удивление, что всё сделано так замечательно. В таких случаях часто
в сою работу вношу соревновательность, игровой компонент. Очень нравится детям
работа с сигнальными ракетками, которые использую при повторении изученных
орфограмм. Ещё интересно проходит «вопрос – ответ» при помощи небольшого
мячика. Кидаю мячик детям, одновременно предлагая ответить на вопрос.
С первых же
уроков в 5 классе выясняю, насколько внимательно дети могут списывать готовые
тексты, как могут управлять своим вниманием, могут ли сосредоточиться на
выполняемом упражнении.
Формированию
устойчивого внимания способствуют слуховые и зрительные диктанты, о которых я
уже упоминала.
Концентрировать своё внимание, развивать память, логику мышления помогают
тесты.
Тестовая форма
стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют
Решению учебных
задач по овладению программным материалом. Использование на уроке тестов
требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции
наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает
детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную
траекторию учения каждого ребёнка.
Развитию памяти,
внимания, логического мышления, а вместе с тем, и грамотности помогают
использование различных карточек, перфокарт. Перфокарты удобны при проверке
знаний после изучения орфограммы или как вид повторения. При выполнении
карточек у учеников развивается произвольное внимание – умение находить
орфограмму. Обязательным в своей работе считаю проведение уроков-зачётов по
каждой изученной теме, к которому дети готовят ответы на контрольные вопросы.
Зачёт состоит из 2-х частей: первая – устная работа (знание теории), вторая –
письменная (карточки, самостоятельная работа, словарный диктант, выборочный,
объяснительный(графически) диктанты. И, как итог, контрольный диктант. За зачёт
выставляется две оценки: за теорию (её ставят консультанты на листке учёта знаний)
и за письменную работу (её выводит учитель). Таким образом, на зачёте ученикам
доверяется оценить ответ своего товарища, а это учит их внимательности и
ответственности. Если остаётся на уроке время, группам предлагается творческая
работа: сочинить рассказ на изученную тему. Учащиеся выполняют подобные
творческие задания с увлечением, развивая тем самым логическое мышление,
память.
В тренировке
логического мышления, памяти, внимания эффективным считаю такой вид работы: на
экран проецируются слова ( 8 – 10 ) на заданную тему на 12 – 13 секунд.
Задание:
- Запомнить и
записать в тетрадь как можно больше слов. - Объяснить, почему
именно в этой последовательности.
Этот вид использую
на этапе словарной работы, при выполнении упражнений по развитию речи. Например,
составить рассказ, используя все записанные слова по теме: спорт. (ТРЕНЕР,
ТРЕНИРОВАТЬ. СПОРТСМЕН, СПОРТЗАЛ, БАСКЕТБОЛ, ВОЛЕЙБОЛ, МЯЧ, КОРЗИНА, ФУТБОЛ,
ХОККЕЙ).
Срезовые
работы, проведённые на примере одного класса, показали, насколько возрос
уровень внимания и памяти.
5 кл.
6 кл. 7 кл (I четв.)
Считаю, что
подобные виды работ оправдывают себя и имеет смысл проводить их в других
классах с учётом уровня трудности.
В своей
работе я применяю учебно-электронные пособия, большое количество дидактического
материала получаю из интернет-ресурсов. Данные ресурсы позволяют провести
рефлексию знаний. Постоянно стремлюсь к сотрудничеству с учащимися, на ученика
смотрю как на субъект воспитания, как на равноправного участника школьной
жизни. Ищу пути подхода к каждому ученику, создаю условия для развития
способностей, заложенных в каждом. Помогаю ученикам осознать себя личностью,
побуждаю потребность в познании себя, окружающего мира, воспитываю в них
чувство человеческого достоинства, осознание ответственности за свои поступки
перед собой, товарищами, школой, обществом. Образовательные и воспитательные
задачи обучения русскому языку я стараюсь решать комплексно, с учетом возрастных
особенностей учащихся, специфики русского языка как предмета, определяющего
роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
В результате
работы по данной теме я сделала вывод, что все ученики проявляют интерес к
изучению предмета. У детей сформированы знания и умения, предусмотренные
программой, ребята научились рассуждать, анализировать, классифицировать,
творчески мыслить. У детей повысился уровень развития памяти, внимания,
логического мышления — это позволило повысить качество знаний, сформировать
навыки самоконтроля и взаимоконтроля. (Приложение 2 ). У учащихся возникла
потребность в сотрудничестве. Мои
учащиеся принимают активное участие в неделях русского языка и
литературы, в международных и всероссийских конкурсах по русскому языку и
литературе: «Русский медвежонок», «Олимпус», становятся призерами в
городских конкурсах. Учащиеся активно собирают дополнительную
информацию по предмету, участвуют во внеклассных мероприятиях, в городских и
дистанционных олимпиадах. (Приложение 3) Дети показывают положительные
результаты ГИА, мониторинга в ходе аккредитации ОУ и в дальнейшем успешно
продолжают своё образование.
Я не
останавливаюсь на достигнутом, систематически прохожу курсы повышения
квалификации, повышаю уровень квалификации через систему самообразования.
Делюсь педагогическим опытом на городских методических объединениях, участвую в
городских педагогических конференциях, в профессиональных конкурсах, имею
свой сайт, где размещаю методические разработки.
Помимо учебной
деятельности, руковожу школьным пресс-центром, выпускаем с детьми газету
«Школьные вести», в прошлом учебном году стали победителями в городском
конкурсе школьных газет. Помимо этого, помогаю детям пробовать себя в жанре
поэзии, в результате чего дети участвуют в городских конкурсах юных поэтов,
работы моих детей печатаются в сборнике стихов искитимских поэтов.
Лето отпылало. Осень напустила холода. Деревья оголились. Солнце потускнело. Пошли дни пасмурные и не разгульные.
Природа была в порядке. По божьему замыслу она и должны быть такой в осеннюю пору, а вот головы посельчан, несмотря на божий замысел, были не в порядке и началось это с нашествия львов, которое оказалось настолько неожиданным для поселковой администрации, что она в панике бежала из государственного здания, думая не о том, как руководить посёлком за стенами, а как спастись. Посёлок – вообще вещь государственная и государству очень нужная, но оказываться на кладбище администрации как – то не хотелось.
Рассказ можно начать и по-другому. Как мне думается другое будет лучше предыдущего.
Нет в России таких городов, посёлков, станиц, сёл, хуторов, в которых не случались бы необычные происшествия. В любом населенном российском местожительстве найдутся мужик или баба которые такое учудят, что заграничным хлопцам никогда в голову не придёт.
Итак, начнём.
Иван Яковлевич Близнюк, посельчане называют его «Самоделкин», выходит на порожки дома, украшенному со всех сторон резьбой, особенно порожки по бокам с завитушками, пересекает заасфальтированный с нарисованными морскими и горными пейзажами двор, останавливается возле собачьей хатки с окнами и ставнями и говорит: «Спишь, дорогой товарищ, и не знаешь, что у твоего хозяина сегодня непостижимо напряженный и ответственный день».
Хатка не отвечает. Дворовой спит и не догадывается, что у хозяина нелады с его дальними родственниками.
Иван Яковлевич скрывается в мастерской, в которую, чтобы попасть, нужно пройти через деревянный лабиринт. Это ловушка для воров. Иван Яковлевич вытащил из неё уже больше десятка посельчан. Мастерская оживает звуками, они подобны звукам церковных колоколов, которые позитивно влияют на Яковлевича, но отрицательно на жену Марию.
— Опять, — голосит Мария. — Когда я умру, не хорони меня на кладбище. Поставь гроб со мной в доме. Я буду смотреть, как ты без меня жить будешь.
— Так мёртвые не могут смотреть.
— А ты был им, что так говоришь. Ты думаешь, что я живая. Я мёртвая. Только не лежачая, а ходячая. Работ по хозяйству полно, а он никак не отлипнет от своей мастерской. Чтоб она сгорела. Чтоб её гром разбил. Чтоб, — долбит она, пока не выдыхается.
— Дорогая Марьюшка, — воркующий голос из мастерской. – Ты же знаешь, как я тебя люблю, — завораживает Яковлевич. — Захлопоталась в своём хозяйстве и не видишь, что посельчане с приходом осени стали подвергаться большой опасности, а я хочу её искоренить.
— Совсем сбился с толка мужик, — наступает жена. — О какой опасности ты мелишь?
— О большой. Я пугающее изобретение разработал, чтоб люди спокойно жили и не только в нашем посёлке, но и во всей России, — замахнулся Яковлевич. — Его можно будет использовать даже в посильных военных целях, как тактических, так и стратегических. – Иван Яковлевич закладывает такие слова, что у жены начинается переполох в голове. — Изобретение в высшей степени гуманное. Без стрельбы и крови. Такого ещё даже не было. Прошу тебя успокоится и заняться полезным частным трудом. Особенно готовкой пищи.
— Так я им и занимаюсь, — отбивает жена. – Парюсь возле печки.
— Мало паришься, — припекает жену Яковлевич. — Если бы много, то не отвлекала бы своего достойного мужа от изобретательского и добродетельного дела.
Вытащить мужа из мастерской, чтобы поставить на хозяйственную дорогу Марии не удается.
Иван Яковлевич снимает с гвоздя сумку, вытаскивает из неё два свёртка: один большой, другой маленький, завёрнутые в бумагу.
— Ну, друзья, мои драгоценные, — говорит он, глядя на свёртки, — не подведите. Мы сегодня проводим очень сильные наступательные испытания и подвергаемся великому риску. – Иван Яковлевич усиливает речь, добавляя «риск в квадрате», и расшифровывает его следующими словами. — Вы останетесь в живых, они вас не одолеют, а я могу сильно пострадать. Вплоть до смертоубийства моей жизни.
Он забрасывает ремень сумки на плечо, выходит из мастерской и направляется к воротам.
— Ты куда? – кричит жена.
— Не кричи, женщина, — запускает строгача Яковлевич. — Мне сейчас очень требуется душевное спокойствие. Повторяю, Моё изобретение спасет посёлок от нашествия.
— Ой, мама, — всхлипывает жена. – То опасность, то нашествие. Ваня, давай сходим в больницу. Пусть врач просмотрит твои мысли. Может в них что – нибудь застряло. Ты же то молотком стучишь, то дрелью крутишь. Отскочило что – то и застряло.
— При благородном труде ничто не отскакивает и ничто не застревает, — бросает Яковлевич.
Он выходит на улицу и направляется на окраину посёлка, где располагается поселковая свалка, которую посельчане называют свалочный полигон. Время не властно над ней. Она остается в одном и том же «росте», так как посельчане, сколько выбрасывают, столько и растаскивают по домам и не убирают её. Мало ли что может в будущем случиться.
— Итак, — говорит Яковлевич, подходя к огромной куче, которую разгребают хозяева свалки: собаки. – Испытуемые находятся на месте. Уговорить их провести эксперимент мирно – не получится. Придётся прибегать к нестандартным поступкам и сверх разумному мышлению.
Собаки, увидев Ивана Яковлевича, перестают рыться, сбиваются в стаю, настораживаются, начинают рычать и готовятся к атаке.
— Вы не спешите рычать, граждане свалки, — говорит Иван Яковлевич. – Послушайте, что я скажу. До меня дошли слухи, что вы нападаете на посельчан и особенно на школьников и так далее. Наносите вред. Я понимаю, что вам хочется есть, но вы поступаете не благородно. Не по – совести. Вчера чуть пацана не разорвали. Мужики еле отбили. Я не хочу наносить вам ущерб, это противно моей природе, но проучить вас надо.
Собаки начинают наступать. Иван Яковлевич быстро отворачивается от них, вытаскивает из сумки большой свёрток, разворачивает: разукрашенная маска льва из картона с клыками, огромной пастью, из которой «бежит кровь». Он пришпандоривает маску на своё лицо, затем достаёт другой свёрсток и также разворачивает. Какой – то предмет с красной кнопочкой. Яковлевич поворачивается к наступающим, становится на четвереньки и нажимает кнопочку на предмете.
Какое потрясение! Какой поворот! Какой ужас! Из предмета вырывается вулканический рык льва. А маска! Невиданный зверь, страшилище. Вихрь. Ураган! Собаки начинают загребать лапами с такой скоростью, что через секунду исчезают из вида.
— Молодцы, — довольно говорит Иван Яковлевич, похлопывая по маске и предмету с красной кнопочкой. — Отработали на славу. Теперь нужно пустить изобретение в общественное и полезное производство.
Он возвращается домой. Жена возится возле плиты. Увидев мужа, садится на стул.
— Вань, — говорит она. – Я слышала какой – то странный рёв. Так перепугалась. Ты не слышал?
— Слышал, — отвечает Иван Яковлевич. – Хочешь ещё раз послушать.
Он лезет рукой в сумку, нащупывает кнопочку и нажимает. Лицо жены и вкривь, и вкось. Она медленно сползает со стула и распластывается на полу. В это время в кухню врывается сосед Кузьмич и орёт.
— Ваня. Львы атакуют посёлок. Наверное, убежали из городского зоопарка. Я слышал, как они революционно отвратительно (почему Кузьмич ухватил эти слова — неизвестно) рыкали. Закрывай кухню.
Кузьмич бросается к двери, Иван Яковлевич нажимает кнопочку. Сосед дико осматривается, львов нет, а рык во всю мощь, наверное, львы за стенами и сейчас начнут ломить. Он мертвенно бледнеет, оседает в ногах и валится рядом с женой Яковлевича.
— Очень хорошее общественному вниманию похвальное и сильное изобретение, — говорит Иван Яковлевич. – Противник наступает. Наши выскакивают из окопов с пришпандоренными масками тигров и нажимают кнопочки. Всё. Враг бескровно деморализован до корня. – Яковлевич рубит правой рукой. — Завтра пойду в администрацию и проведу там эксперимент. Высшие инстанции должны убедиться в необходимости массового производства моего изобретения. Вот наглядное доказательство. – Он смотрит на распластавшихся Кузьмича и жену.
— А ну, дорогие граждане — вставайте. Львов загнали в клетки. А ведь изобретение простое. Смастерил небольшой переносной магнитофон и записал в городском зоопарке рык льва. Нажал красную кнопочку и порядок. Нужно завтра попробовать моё изобретение на станичной администрации.
И попробовал. А как повела себя администрация, читатель сам догадается и пофантазирует.
Ïðîâåðî÷íûé FAQ
Ïðîâåðêà òåëåâèçîðà ïåðåä ïîêóïêîé
Çàëèâêè äëÿ ïðîâåðêè FULL HD òåëåâèçîðîâ (ñ ðàçðåøåíèåì 1920 x 1080) ìîæíî ñêà÷àòü çäåñü
Çàëèâêè äëÿ ïðîâåðêè Ultra HD (4K) òåëåâèçîðîâ (ñ ðàçðåøåíèåì 3840 x 2160) íàõîäÿòñÿ òóò
Ðàñïàêóéòå ñêà÷àííûé àðõèâ è ñîõðàíèòå ñîäåðæèìîå íà USB-íàêîïèòåëü (ôëåøêó).
Âñòàâüòå ôëåøêó â USB-ïîðò òåëåâèçîðà, âûáåðèòå ñ ïîìîùüþ ïóëüòà òåëåâèçîðà íóæíûé âõîä (USB), ïðîâåðî÷íûå çàëèâêè ìîæíî çàïóñêàòü â ëþáîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè.
Âíèìàíèå !
à) Ïðè ïîêóïêå òåëåâèçîðà â çèìíåå âðåìÿ ãîäà, ïîñëå äîñòàâêè äîìîé ðàñïàêóéòå åãî, íî íå âêëþ÷àéòå â ñåòü â òå÷åíèè äâóõ ÷àñîâ !
á) Ïîäêëþ÷åíèå òåëåâèçîðà ê àíòåííå, êàáåëüíîìó îïåðàòîðó èëè äðóãîé A/V òåõíèêå, íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü ïðè ïîëíîì îáåñòî÷èâàíèè âñåé ïîäêëþ÷àåìîé àïïàðàòóðû !
Òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê íåîáõîäèìàÿ êîììóòàöèÿ áóäåò âûïîëíåíà, ìîæíî ïîäêëþ÷àòü òåëåâèçîð è êîììóòèðóåìóþ àïïàðàòóðó ê ðîçåòêàì ýëåêòðîïèòàíèÿ
1. Ïðîâåðêà òåëåâèçîðà íà íîâèçíó
à) Íîâûé òåëåâèçîð äîëæåí èìåòü çàâîäñêóþ óïàêîâêó. Ïóëüò, ïîäñòàâêà è ïðî÷èå àêñåññóàðû äîëæíû áûòü çàïàêîâàíû. Ïðîâåðÿéòå ïîëíîòó êîìïëåêòàöèè;
á) Îñìîòðèòå òåëåâèçîð íà ïðåäìåò ïîâðåæäåíèé, öàðàïèí, ïîòåðòîñòåé è ïðî÷èõ ñëåäîâ ýêñïëóàòàöèè. Çàòåì ïóëüò, ïîäñòàâêó;
â) Äëÿ íåêîòîðûõ ìîäåëåé ñ ïîìîùüþ ïîëüçîâàòåëüñêîãî ìåíþ ìîæíî óçíàòü, ñêîëüêî ÷àñîâ ïðîðàáîòàë òåëåâèçîð. Äëÿ äðóãèõ ýòó èíôîðìàöèþ ìîæíî íàéòè òîëüêî â ñåðâèñíîì ìåíþ.
Äàííûå î íàðàáîòêå ìîãóò áûòü îáíóëåíû, ïîýòîìó íå ñòîèò ïîëíîñòüþ ïîëàãàòüñÿ íà ýòè ñâåäåíèÿ.
Èíôîðìàöèþ ïî âõîäó â ïîëüçîâàòåëüñêîå èëè ñåðâèñíîå ìåíþ è ðàñøèôðîâêå äàííûõ äëÿ êîíêðåòíîé ìîäåëè òåëåâèçîðà ìîæíî ïîëó÷èòü â âåòêå ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðîèçâîäèòåëÿ;
ã) Ïî ìàðêèðîâêå íà êîðïóñå íåêîòîðûõ òåëåâèçîðîâ ìîæíî óçíàòü î äàòå âûïóñêà (ìåñÿö è ãîä âûïóñêà), ìåñòå ñáîðêè (ñòðàíà, ãîðîä) è äðóãóþ èíôîðìàöèþ;
ä) Âî èçáåæàíèå ïðîáëåì ñ ãàðàíòèåé, ïðîâåðÿéòå íàëè÷èå ÷åêà è ïðàâèëüíî çàïîëíåííîãî ãàðàíòèéíîãî òàëîíà (ãàðàíòèéíîé êíèæêè) — ñåðèéíûé íîìåð òåëåâèçîðà íà êîðïóñå äîëæåí ñîâïàäàòü ñ ñåðèéíûì íîìåðîì â òàëîíå. Äîëæíà áûòü óêàçàíà äàòà ïðîäàæè, ïðèñóòñòâîâàòü íàçâàíèå, ïîäïèñü è ïå÷àòü ïðîäàâöà. Ñðîê ãàðàíòèè äîëæåí áûòü íå ìåíüøå çàÿâëåííîãî ïðîèçâîäèòåëåì.
2. Ïðîâåðêà íà äåôåêòíûå ïèêñåëè
Çàïóñòèòå â ëþáîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè çàëèâêè ðàçëè÷íîãî öâåòà (áåëîãî, ÷åðíîãî, ñèíåãî, êðàñíîãî, çåëåíîãî) è îñìîòðèòå ñ ïîìîùüþ óâåëè÷èòåëüíîãî ñòåêëà âñþ ïëîùàäü ýêðàíà.
Äåôåêòíûå ïèêñåëè âûãëÿäÿò êàê òî÷êè, öâåò êîòîðûõ îòëè÷àåòñÿ îò öâåòà çàëèâêè.
Êàê ìîãóò âûãëÿäåòü äåôåêòíûå ïèêñåëè ïðîèëëþñòðèðîâàíî íà ðèñóíêå, ôîòî 1 è ôîòî 2.
3. Ïðîâåðêà íà òèíò è áàíäèíã
Òèíò è áàíäèíã ìîæíî îáíàðóæèòü ñ ïîìîùüþ çàëèâîê áåëîãî, ñåðîãî è ñèíåãî öâåòà (èñïîëüçóéòå âñå ïåðå÷èñëåííûå çàëèâêè). Íà çàëèâêàõ ýòè íåãàòèâíûå ÿâëåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå íåðàâíîìåðíîñòåé ëþáîé ôîðìû (ïîëîñ, ïÿòåí, íåîäíîðîäíîñòåé, îòòåíêîâ/ãðàäàöèé è ò.ï.).
Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè ïðè÷èíàìè òèíòà è áàíäèíãà ÿâëÿþòñÿ ïðîèçâîäñòâåííûé áðàê, ïîëó÷åííîå ïîâðåæäåíèå (ïðè òðàíñïîðòèðîâêå è äð.) èëè ÷ðåçìåðíîå óäåøåâëåíèå ïðîèçâîäèòåëÿìè ñèñòåìû ñâåòîäèîäíîé ïîäñâåòêè â íåêîòîðûõ ìîäåëÿõ — òèïîâîé ïðèìåð ïîäîáíîé ýêîíîìèè ïðåäñòàâëåí íà ôîòî 3.  ðåçóëüòàòå òàêîãî óäåøåâëåíèÿ, íà èçîáðàæåíèè ÷àñòî çàìåòíû ãîðèçîíòàëüíûå ïîëîñû-çàçîðû è ïîìóòíåíèÿ ïî óãëàì ýêðàíà (ôîòî 4).
Äðóãèì ïðèìåðîì ÷ðåçìåðíîãî óäåøåâëåíèÿ, ÿâëÿåòñÿ ïðèìåíåíèå îäíîñòîðîííåé ïîäñâåòêè (êîãäà âñå ñâåòîäèîäû ïîäñâåòêè ðàñïîëîæåíû â íèæíåé ÷àñòè ýêðàíà).  ýòîì ñëó÷àå íà ìåíåå óäà÷íûõ ýêçåìïëÿðàõ íèæíÿÿ ÷àñòü èçîáðàæåíèÿ ìîæåò âûãëÿäåòü ñâåòëåå, à âåðõíÿÿ — çàìåòíî òåìíåå.
Ïðèìåð îáðàçöîâîãî ýêçåìïëÿðà òåëåâèçîðà (íå ñòðàäàþùåãî òèíòîì è áàíäèíãîì) ïðåäñòàâëåí íà ôîòî 5.
Ïðèìåðû íåóäà÷íûõ ýêçåìïëÿðîâ ìîæíî ïîñìîòðåòü íà ôîòî 6 (Òèíò), ôîòî 7, ôîòî 8, ôîòî 9 (âñå — Áàíäèíã) è ôîòî 10 (Êðóãîâîé Áàíäèíã — âèäåí ïîä óãëîì ê ýêðàíó).
4. Ïðîâåðêà íà óðîâåíü çàñâåòîâ
Ïðîâåðÿòü íóæíî òîëüêî LCD (ÆÊ)-òåëåâèçîðû.
Ïðîâåðêó æåëàòåëüíî ïðîâîäèòü ïðè ìèíèìàëüíî âîçìîæíîì âíåøíåì îñâåùåíèè.
Ïðè èñïîëüçîâàíèè ñïëîøíîé ÷åðíîé çàëèâêè ñâåòîäèîäíàÿ ïîäñâåòêà íåêîòîðûõ òåëåâèçîðîâ ïðîñòî îòêëþ÷àåòñÿ, òåì ñàìûì ñêðûâàÿ âîçìîæíûå ïðîáëåìû. Ïîýòîìó ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü êîíòåíò, ñîäåðæàùèé ëþáûå ñâåòëûå ýëåìåíòû íà ÷åðíîì ôîíå — íàïðèìåð, ÷åðíóþ çàëèâêó ñ áåëûìè áóêâàìè (ïðèñóòñòâóåò â âûøåïðèâåäåííîì ïðîâåðî÷íîì íàáîðå), çàñòàâêó ñ áåëûì ëîãîòèïîì íà ÷åðíîì ôîíå, ñîáñòâåííîå ìåíþ òåëåâèçîðà (ñâåòëûå íàäïèñè/çíà÷êè íà ÷åðíîì ôîíå) è ò.ï.
Ïåðåä ïðîâåðêîé íà çàñâåòû æåëàòåëüíî îòêëþ÷èòü «ðåæèì ýíåðãîñáåðåæåíèÿ» è íàñòðîéêè, êîòîðûå àâòîìàòè÷åñêè ïîäñòðàèâàþò ÿðêîñòü òåëåâèçîðà (óðîâåíü ïîäñâåòêè) â çàâèñèìîñòè îò âíåøíåãî îñâåùåíèÿ è êîíòåíòà.
Íàñòðîéêè, êîòîðûå ñëåäóåò îòêëþ÷èòü, ìîãóò èìåòü ðàçëè÷íûå íàçâàíèÿ (çàâèñèò îò ìîäåëè òåëåâèçîðà): «äàò÷èê îñâåùåíèÿ», «äèíàìè÷åñêèé êîíòðàñò», «äèíàìè÷åñêàÿ ïîäñâåòêà», «Smart LED», «êîððåêòîð ÷åðíîãî», «ëîêàëüíîå çàòåìíåíèå» è ò.ï.
Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæåí áîëåå ïðîñòîé ïîäõîä.
Êàê ïðàâèëî, â ìåíþ òåëåâèçîðà äîñòóïíî äëÿ âûáîðà íåñêîëüêî çàâîäñêèõ ðåæèìîâ èçîáðàæåíèÿ (íàïðèìåð, «Äèíàìè÷åñêèé», «Íîðìàëüíûé», «Êèíîòåàòð», «Èãðà», «Ôîòî» è ò.ï.).
Äëÿ ïðîâåðêè íà çàñâåòû (íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ íàøåé ïðîâåðî÷íîé ÷åðíîé çàëèâêè ñ áåëûìè áóêâàìè) ñëåäóåò âûáðàòü òîò ðåæèì èçîáðàæåíèÿ, â êîòîðîì ýòè áóêâû âûãëÿäÿò äîñòàòî÷íî ÿðêèìè (ôîòî 11). Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî â äàííîì ðåæèìå ïî óìîë÷àíèþ îòêëþ÷åíû äèíàìè÷åñêèå «ïðèãëóøèòåëè» óðîâíÿ ïîäñâåòêè.
Äëÿ òåëåâèçîðîâ ñ áîêîâîé ïîäñâåòêîé äîïóñêàåòñÿ ìàëîçàìåòíîå èçìåíåíèå ÿðêîñòè ïî êðàÿì ýêðàíà (íåäîñòàòîê òåõíîëîãèè).
Íà ôîòî 12 ïðåäñòàâëåí ïðèìåð íåóäà÷íîãî ýêçåìïëÿðà, ñòðàäàþùåãî ñèëüíîé íåðàâíîìåðíîñòüþ ïîäñâåòêè. Òåëåâèçîð èìååò ñåðüåçíûé çàñâåò â ëåâîì íèæíåì óãëó ýêðàíà óæå ïðè ñðåäíåì óðîâíå ïîäñâåòêè.
Ýêçåìïëÿð íà ôîòî 13 òàêæå èìååò ïîâûøåííûé óðîâåíü çàñâåòîâ, ÷åðíûé ôîí öåëèêîì âûñâåòëåí â òåìíî-ñèíèé.
Ðåçþìèðóÿ ñêàçàííîå: âñå çàëèâêè èç FAQ (êðîìå çàëèâêè äëÿ ïðîâåðêè íà çàñâåòû) ÿâëÿþòñÿ îäíîöâåòíûìè è ìîíîòîííûìè. Ïîýòîìó ïðè îòîáðàæåíèè äàííûõ çàëèâîê, íà ýêðàíå ïðîâåðÿåìîãî òåëåâèçîðà íå äîëæíî ïðèñóòñòâîâàòü çàìåòíûõ òî÷åê ïîñòîðîííåãî öâåòà, ïÿòåí, ïîëîñàòûõ îòòåíêîâ, ñóùåñòâåííîé íåðàâíîìåðíîñòè, ïîñòîðîííèõ ýëåìåíòîâ (îñòàòî÷íûõ èçîáðàæåíèé).
Åñëè ó Âàñ âîçíèêëè âîïðîñû, áåç êîëåáàíèé îáðàùàéòåñü â êîíôåðåíöèþ IXBT.com !
Âûðàæàåòñÿ îãðîìíàÿ áëàãîäàðíîñòü çà ïîìîùü â ñîñòàâëåíèè äàííîãî FAQ ó÷àñòíèêàì êîíôåðåíöèè:
vol-men, sinist@r, Gorovenko, myhnet, FQL, 1920×1080, StasChel, Ñàòóðèíåö, Skipper
-
larsen
- Сообщения: 3140
- Зарегистрирован: 16 окт 2013, 16:34
- Откуда: Свердловская обл.,г.Сысерть
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
larsen »
Наталия 2807 писал(а): ↑
09 дек 2021, 13:27
Снегом слегка припорошило
Наташа, а я думала, вас снегом завалило — сегодня ночью в новостях прочитала, что у нас в Кольцово приземлилось несколько самолётов, которые не приняла Пермь из-за сильного снегопада
-
Тать яна
- Сообщения: 1059
- Зарегистрирован: 06 янв 2018, 16:56
- Откуда: Москва, сад Московская обл. Бронницы
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Тать яна »
Монголка писал(а): ↑
09 дек 2021, 13:20
от отсутствия солнца хожу как сонная муха, все время хочу спать.
Галина, то же самое и со мной. Дни короткие и те пасмурные, в 9 утра только просветлеет, а в 16 уже темень. Со снежком правда веселее и светлее, а сегодня даже солнце весь день светит! Галина, держитесь, что-то Вам в последнее время с погодой не везет
Выношу мозг, откладываюсь в памяти, радую своим существованием и вообще, дел по горло … Я Таня
-
Муся
- Сообщения: 842
- Зарегистрирован: 24 сен 2020, 13:24
- Откуда: Москва. Сад — Новая Москва, Минка
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Муся »
t_syringa, Вообще без вкусного низзя! Правда, «вкусное» у всех разное… /Задумалась./ Я, вот, могу забрести в полночь на кухню и сожрать бутерброд с колбасой…
Про погоду. Была в центре. В центре Москвы. Солнце, небо синее, тротуары подо льдом. Не, ну ладно, старый Арбат подмели. На этом, собственно, все. В переулках каток, сосульки с крыш. Меня прямо ностальгия одолела, надо же, думаю, годы идут — а жкх не меняется! Как двадцать лет назад пробирались вприсядку — так и сейчас, гуськом, хватаясь за стены. А так-то хорошо, красиво! Во дворах дети и собаки упоенно барахтаются в снегу. Хочется присоединиться…
-
Leo
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 09 дек 2018, 12:04
- Откуда: Москва. Дача на востоке МО. Почва — песок.
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Leo »
Муся писал(а): ↑
09 дек 2021, 16:07
В переулках каток, сосульки с крыш. Меня прямо ностальгия одолела, надо же, думаю, годы идут — а жкх не меняется!
«Ну и кой черт занёс Вас на эти галеры? “
Все улицы скребут до асфальта)
Ну если только нужда острая
Елена
-
Татьяна Кудрино
- Сообщения: 2474
- Зарегистрирован: 19 сен 2020, 12:14
- Откуда: Москва, сад в Калужской обл.
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Татьяна Кудрино »
Leo,
Лен, может я что-то не понимаю или не вижу? Сегодня очень много прошла пешком — везде все вычищено, посыпано, убрано.
Каждый Новый год приезжаю в Рязань проведать одинокую тетушку — вот где квест на выдержку!! Ни разу не видела, чтобы снег убирали или посыпали лед. Зараннее к этому готова и соответсвенно обувь подбираю.
Мне нравится, что всю ночь тарахтит снегоуборочная техника, что дворники машут лопатами и посыпают реагентами вовремя, до морозов и гололеда.
Как ни старайся, от судьбы не уйдёшь
Можно Таня и на «ты»
-
Leo
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 09 дек 2018, 12:04
- Откуда: Москва. Дача на востоке МО. Почва — песок.
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Leo »
Татьяна Кудрино писал(а): ↑
09 дек 2021, 19:49
Сегодня очень много прошла пешком — везде все вычищено, посыпано, убрано.
Татьян, я тоже сегодня пробежалась по личным делам. Не только по центру, но и по окраинам. Чистенько. Но, правда, я не искала приключений в переулках) Ноги уже ломаные
Елена
-
Татьяна Кудрино
- Сообщения: 2474
- Зарегистрирован: 19 сен 2020, 12:14
- Откуда: Москва, сад в Калужской обл.
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Татьяна Кудрино »
Leo,
Лена, у нас даже дорожка к мусорному баку почищена и посыпана.
Все остановки просто блестят. С недоумением слушаю недовольные реплики по поводу плохой работы коммунальных служб
Как ни старайся, от судьбы не уйдёшь
Можно Таня и на «ты»
-
Leo
- Сообщения: 3753
- Зарегистрирован: 09 дек 2018, 12:04
- Откуда: Москва. Дача на востоке МО. Почва — песок.
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Leo »
Татьяна Кудрино,
Возможно от управы зависит. Но все мои тропы после сильного снегопада на 2-й день почищены)) ттт))
Елена
-
Marylia
- Сообщения: 1375
- Зарегистрирован: 29 сен 2015, 20:01
- Откуда: Беларусь, Брестская обл 5b USDA , г. Лунинец
Re: Розоводы и погоды: дневник наблюдений
Сообщение
Marylia »
У нас тоже зимушка пришла. 7 вечером насыпало снежка см 1,5 , утром вчера было -11, днём -8. Сегоднia утром -8, днём -7. Завтра уже плюс обещают…
Заяц-русак является растительноядным млекопитающим. Он является представителем зайцеобразных. Длина туловища особи примерно 57-67 сантиметров, масса зайца 4 килограмма. Однако иногда млекопитающее может весить и 7 кг. Такие животные обитают на севере ареала обитания.
Внешний вид
Окрас зайца-русака охристого или серого цвета. На мехе есть пестринки тёмного цвета, которые создаются за счёт концов волос. Покров животного шелковистый, боковая часть тела светлее меха на спине. Живот у русака белого цвета. Такого же цвета и пятна вокруг глаз. На концах уши млекопитающего чёрные. Зимой русак линяет и его новый мех заметно светлее обычного окраса, но покров на спине и на ушах остаётся такого же цвета даже зимой.
Линька обычно происходит осенью. Однако животные могут линять и весной, в самом её начале. Длится этот тяжелый период около 4-х месяцев. Самым активным период линьки является апрель. Тогда шерсть выпадает сильнее всего, от покрова на голове до волос на хвосте. В осенний период летний образ практически полностью сменён на более красивый зимний.
Сходства с беляком
Сходств с беляком у этого вида немного. Они оба являются представителями одного рода зайцев. Образ жизни этих видов преимущественно оседлый и они употребляют в пищу только растения. Животные также не создают запасы пищи на зиму. Линька у беляка и русака происходит 2 раза в год.
Если хотите узнать более подробно, чем отличается заяц-русак от зайца-беляка, то у нас есть целая статья на эту тему – https://ecoportal.info/sxodstvo-zajca-belyaka-i-zajca-rusaka/.
Образ жизни, поведение
Обычно заяц-русак ведёт оседлый образ жизни. Если кормовая база хорошая, то ареал обитания зайца не меняется и составляет примерно 30 гектар. В ином случае они совершают миграции от спального места к участку, где кормятся. Так, животное преодолевает несколько десятков километров ежедневно. Сезонные миграции происходят зимой и осенью, тогда русаки подходят ближе к городам и сёлам, приходят на окраины леса и на участки, где меньше всего снега.
Млекопитающие, которые живут в горах, в осенний период спускаются ниже, поближе к поймам рек. Однако к началу весны они возвращаются обратно. Если погода оставляет желать лучшего, например, снега слишком много, то животные массово покидают места обитания. На юге русаки делают это летом. Откочевки происходят потому что люди начинают вести активную хозяйственную деятельность. Русаки более активны ночью и ранним утром. Когда наступает гон, активны все особи.
За период жировки животное преодолевает километры, но особи, проживающие на открытой местности, проходят намного больше тех, кто живет на опушках и в зарослях. Если в этот момент условия неблагоприятные, зайцы обычно не идут на жировку. В летний период лёжка является ямкой, которая прячется за кустами или деревьями, но зачастую русаки ложатся отдыхать в меже.
Русаки не создают постоянных нор, однако могут рыть временные в случае зноя. Иногда они могут отдохнуть в нормах других животных, таких как барсуки и лисы. Расположение норки напрямую зависит от сезона и погод. Весной русаки часто располагаются в тёплом месте, а во время дождей они предпочитают отдыхать на сухих участках. В зимний сезон они лежат в плохо проветриваемых местах.
В регионах, где снежный покров глубок, зайцы обычно создают норы глубиной в 2-3 метра. В холодные периоды они любят залегать прямо в сене.
Продолжительность жизни зайца-русака
Обычно русаки живут в неволе примерно 10-12 лет. Так происходит из-за наличия множества врагов. Самки живут меньше самцов – примерно 5 лет, а особи мужского пола – около 9. Рекордный возраст составляет 14 лет.
Половой диморфизм
Половой диморфизм, как ни странно, не выражается в окрасе. Зато понять пол особи можно по её размеру.
Ареал обитания русака
Этот вид начал завоевывать север примерно в четвертичном периоде, сейчас же животное можно встретить в тундре и степях Европы, в Шотландии и Турции. Зайцевые обитают и в Новой Зеландии. В России и Казахстане млекопитающие живут практически везде, в Закавказье и в Павлодарской области, в Караганде и Приуралье. Русаки приспособились и к обитанию на Дальнем Востоке.
Животные любят обитать на открытых пространствах. К ним относятся поля и луга, гари и опушки леса. Чаще всего их можно увидеть в глубине лиственных лесах, рядом с сельскохозяйственными участками и оврагами.
Рацион зайца-русака
Летом зайцы едят растения, любят полакомиться молодыми побегами. Могут они есть и корни деревьев. Во второй половине сезона они едят семена, которые плохо перевариваются. Так животные распространяют их повсеместно. Итак, корм главным образом состоит из одуванчика и цикория, клевера и гречихи. Русаки любят яблони и клён, их животные объедают с особым упорством. Зайцевые едят и злаковые культуры. В зимний период русаки выкапывают плоды из снега, употребляют ветошь и семена.
Интересные факты
- Сезон размножения этих млекопитающих длится более полугода: с начала весны и до осени. Почти у всех самок появляется четыре выводка за это время.
- Самки вынашивают потомство примерно 45-50 дней.
- Зайчата рождаются уже зрячими, их вес составляет 100 грамм.
- Через месяц после появления на свет детёныши уже обретают полную самостоятельность.
В зоологических парках часто рождаются тумаки – гибриды, появляющиеся при спаривании беляков и русаков.