Правда ли что муки совести страшнее любого наказания сочинение

Сочиненияпо литературедостоевскийобраз и характеристика родиона раскольникова в романе преступление и наказание достоевскогоначиная читать эпопею преступление и наказание, мы видим родиона
  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского

Начиная читать эпопею «Преступление и наказание», мы видим Родиона Раскольникова. Историю главного героя автор рассказывает с особым размышлением.

Описание образа героя начинается с первоначальной главы. Раскольников был молодым парнем, который переживал жизненные трудности. Парень был замкнутым и всегда ходил с мрачным видом. Ранее он учился в университете на юридическом факультете. Из университета Родиона давно отчислили. Он жил в крошечной и мрачной комнате, которая была в плохом состоянии. Родион ходил в изношенной и старой одежде. У него не было денег отдать долги и оплатить квартплату и обучение.

Автор характеризует героя постепенно. Несмотря на бедность, Раскольников был привлекательным парнем. У него были темные глаза и волосы. Родион был худощавого телосложения и высокого роста. По характеру он отличался независимостью, гордостью и умом. Парень стал замкнутым из-за плохого материального положения. Общение с людьми повышало в нем злобу и гнев. Любую помощь он воспринимал как унижение.

Больное самолюбие и гордыня, также нехватка денег подкидывают парню идею. Раскольников стал делить людей на 2 сословия, как право имеющие и обычные. Раскольников решил исполнить свое предназначение и готовился к преступлению. Он хотел убить старуху, которая была ростовщицей и давала деньги долг под завышенные проценты.

Он все запланировал, хотя не знал, что в реальной жизни, все получается по – другому. Во время нападения Раскольников забыл закрыть дверь. Ему пришлось убить беременную Елизавету, которая стала свидетелем убийства. Он забрал с собой деньги и драгоценности, но не смог пользоваться украденными вещами. Ему было плохо. Отняв у человека жизнь, Родион стал сторониться общения с другими людьми. Раскольников был на грани сумасшествия. Его единственный друг хотел понять и помочь ему. Раскольников отказался от помощи.

После преступления Родион стал помогать чужим людям. Жизнь Раскольникова разделилась на 2 части. Родион не чувствовал себя преступником и не признавал своей вины. Герой пытался запутать инспектора, который вел дело об убийстве. Герой лишился сил из-за постоянной лжи и напряжения.

Герой вновь приобрел веру в жизнь после знакомства Соней Мармеладовой. Соне было 18 лет, и она жила в полной бедности. Девушка была вынуждена жить и работать по желтой карточке. Заработанные деньги она отдавала семье. Несмотря на свою работу, Соня была доброй и миролюбивой. Любовь девушки спасла Родиону жизнь. По совету девушки Раскольников признался в преступлении и отправился на каторгу. Раскольников не верил в бога. Соня считала, что счастье дается после получения наказания. Терпение и забота Сони помогли парню начать жизнь заново.

Вариант 2

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», недоучившийся студент. Действие романа происходит в Санкт – Петербурге в девятнадцатом веке. Образ Раскольникова является одним из самых сложных и противоречивых образов классической литературы, вокруг него — всегда споры и диаметрально противоположные мнения.

Раскольников – привлекательный молодой человек с тонкими чертами лица. Глаза у него темные, волосы – темно – русые. Высокий, стройный, статью похож на свою сестру, красавицу Авдотью Романовну. И даже, в чем-то, не хуже, как думает о нем его мать: лицо и глаза – прекрасные.

Он очень неглупый. В его статье о психологическом состоянии преступника во время приготовления и совершения преступления рассматриваются совершенно необычные трактовки возможности совершать преступления различными лицами: выделение необыкновенных людей, которые могут делать все. А точнее, разрешить совести «перешагнуть» через что-то, если идея потребует это. Это — люди будущего, которые смогут сказать «новое слово» в отличие от просто низших и любящих послушание людей. Да, это настоящие «господа» будущего, и пусть они разрушают, но они разрушают настоящее во имя будущего. Им это дозволено, и даже дозволена или «разрешена» кровь. Очевидно, что и себя он причисляет к этой высшей группе.

Для Раскольникова материальные факторы ничего не значат – он задавлен бедностью, но она его не тяготит. Ему нет никакого дела до простых и обыденных вещей: что надеть и что поесть. Он одет плохо, но ему не стыдно. И когда люди обращают внимание на его жуткую шляпу-цилиндр, то его беспокоит только то, что по этой шляпе его легко смогут вычислить после преступления, а не то, что она старая и грязная. Взятый у убитой старухи кошелек он, даже не проверив его содержимое, хотел выкинуть в воду.

Но и о душе Раскольников мало беспокоится: он не продумывает, что его ждет потом, после совершения преступления. Он живет за счет матери и сестры, но это его не тяготит. Он совершенно не верит в Бога: совершает страшный грех, подведя под это философский базис. И даже после убийства двух ни в чем не повинных человек ему не ведомы угрызения совести: он переживает только о том, что так глупо попался. И стыдится не того, что убил, а того, что погиб безнадежно и слепо, а совесть у него всегда спокойна.

Раскольников не жадный и добрый: учась в университете, помогал посильно больному товарищу, а после того, как товарищ умер, помогал его отцу, хотя больших доходов никогда не имел. Во время пожара вынес из огня чужих детей, хотя и получил ожоги. Отдает последние деньги Катерине Ивановне на похороны.

Он любит «ходить по краю»: признается Заметову, что это он убил Алену Ивановну, а потом отказывается от своих слов. Идет в квартиру убитых им женщин «пощекотать нервы» и объясняет, что хочет «нанять квартиру». Там ведет себя странно, намекая на причастность к преступлению и вызывая подозрение окружающих.

Действия Раскольникова часто не понятны окружающим: зачем он хотел полтора года назад жениться на дочери хозяйки, больной и некрасивой бесприданнице? Любви там не было, к особенной жалости Раскольников тоже не склонен, так зачем хотел жениться? И зачем, все-таки, убил старуху — процентщицу? Ведь не для денег убил, не для того, чтобы облагодетельствовать человечество, а для себя убил. А разве нельзя было выбрать другой, менее кровавый, способ, чтобы доказать себе, что ты не «вошь»?

Раскольников высоко себя оценивает, на первом месте у него только «я». И ему, в сущности, не никакого дела до матери и сестры. И позже, он ведет себя, как хочет: живя в Сибири, он не поддерживает никаких отношений с матерью и сестрой. И только тихая Соня находит силы и время, чтобы написать о нем матери и Дуне с Разумихиным. Иногда, по мнению того же Разумихина, он может быть просто бесчеловечным. Живя в остроге и продолжая думать, он приходит к выводу, что его мысль – не глупее других. И, следовательно, он прав.

Он не позволяет себе насмешек над окружающими не потому, что уважает их, а потому, что у него «нет времени «отвлекаться на пустяки» — ему надо делать важную работу, думать, осмысливать, готовиться, подводить почву, оправдывать себя.

Достоевский называет его мономаном, и это, наверное, самое хорошее, что может сказать автор о своем детище. Если копать глубже, то напрашиваются другие выводы, да плюс еще галлюцинации (хозяйку бьют). Да, действительно, у него есть «сверхценная идея», его мания, мечта, главная мысль своей жизни, которую он вынашивает и лелеет. А все, что мешает ее воплощению, он отсекает от себя: мать может узнать о его преступлении, поэтому надо прекратить видеться с родными. Для воплощения идеи хорош любой способ, даже такой кровавый. И последнее: нет раскаяния. Да и в чем раскаиваться? Мечта сбылась, а старушонка так вообще никому не была нужна, что тут жалеть.

Если бы в наше непростое время одержимый какой-нибудь манией человек, например, балетоман, убил балерину за то, что она недостаточно хорошо «крутила» фуэте и тем самым «улучшил» состояние российского балета, то никто бы не стал слушать его рассуждения, что он не балерину убил, а себя убил. Но это уже другая история.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции.

Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории.

Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Сочинение 3

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет о бедном студенте Родионе Раскольникове, который еле-еле сводит концы с концами. Раскольникова возмущает такая несправедливость, почему он бедный, а богачи наживаются на честных людях. Рассуждая об этом, Раскольников собирается бороться с этим. Живя в своей маленькой комнате, которая больше похожа на коробку, он решает убить старуху процентщицу. Родион считает, что он имеет полное право решить жить ей дальше или стоит умереть.

Раскольников делит людей на разные группы. Себя же студент относит к особой группе. Родион думает, что убив старуху, он решит проблемы многих людей. Лишив жизни процентщицу, он избавит огромное количество людей от страданий. Он очень хорошо обдумывает все свои действия и решается на преступление. Родион не знал, что за этим преступлением мгновенно последует наказание. Наказанием для Раскольникова считается не заключение под стражу, а муки его совести.

Убив старуху, Раскольников как можно быстрее прячет то, что украл у старухи. Достоевский показывает читателю, что Раскольников сильно ошибся в своих действиях и не был убийцей, который хладнокровно убил старуху и продолжил спокойно свою жизнь. Родиона начала мучать совесть он стал нервным и нелюдимым. Хоть он рассчитал все до мелочей, после убийства в нем осталось что-то человеческое.

Совершив такое страшное преступление, Раскольников помогает людям. Родион помогает своему знакомому, который живет очень бедно со своей семьей. Раскольников оставляет ему деньги на существование. На этом его добрые дела не закончились. Раскольников так же помогает девушке, которая из-за нужды вынуждена заниматься проституцией. Этими поступками он хотел доказать себе что человек внутри него все еще жив.

Раскольников терзает себя мыслями о том, что он не правильно поступил и теперь ему придется, мучатся угрызениями совести до конца своих дней. Он много раз себя убеждал, что поступил правильно. Раскольников считал, что такой человек как Алена Ивановна недостойна жить. Таких людей как она он считает вошью и их можно прихлопнуть без всякого угрызения совести. Когда он убил Алену Ивановну и его сестру Лизавету он понимает, что теперь он вынужден скрываться от людей. Раскольников замкнулся в себе и перестал общаться со знакомыми и друзьями. Раскольников ругает себя за столь опрометчивый шаг и считает, что ему стоило зарабатывать на жизнь честным трудом. У Родиона начинается истерия, он думает, что все вокруг него знают, что это он убийца. Раскольников сам себя выдает перед следователем Порфирием Петровичем. Улик против Родиона нет, но Заметов решает подождать, пока преступник сам сознается. Долго ждать не пришлось, ведь Родион Романович начал паниковать и вскоре сдался властям.

Перед тем как явится с признанием к Порфирию Петровичу, Раскольников делится Соней Мармеладовой. Она ему советует покаяться в содеянном. Раскольников идет на площадь и начинает целовать землю. Раскаянье все же к Родиону Романовичу не приходит, ведь он не считает себя виноватым.

Роман «Преступление и наказание» был признан самым близким к реалистичности произведением.

Сочинение Образ и характеристика Раскольникова

Роман Достоевского «Преступление и наказание» неслучайно не теряет своей актуальности сквозь века и продолжает читаться и изучаться в школах, ведь главной темой его является сложный психологический конфликт главного действующего лица — Родиона Раскольникова. Он проживает в Петербурге и учится на юридическом факультете, но за неимением средств вынужден покинуть обучение. Внешность его была довольно-таки привлекательной: у Родиона были темные глаза, темно-русые волосы, он был достаточно высоким и стройным, да и просто хорош собой, несмотря на то, что вынужден был носить дешевую одежду. Интересно, что после преступления внешность героя уже описывается несколько иначе: он угрюмый, злой, мрачный, скрытный. Но поскольку «Преступление и наказание» является романом социально-психологическим, гораздо важнее описать именно психологический портрет лирического героя.

Одним из ключевых элементов всего произведения смело можно назвать теорию Раскольникова, ведь через нее раскрывается истинная сущность главного героя и именно эта идея в конце-концов и побуждает его совершить грех. Казалось бы, довольно заурядный, как для такого известного романа, случай: человек не имеет денег и решает их украсть, в процессе чего приходится убить человека. Если бы этим все ограничивалось, вряд ли произведение стало бы настолько известным. Интерес привлекает именно мотив упомянутого преступления. Раскольников совершает его не ради денег, а для того, чтобы проверить истинность своей собственной теории. Он написал статью, в которой разделил всех людей на Земле на низших и высших, первый и второй разряды, героев и обычный материал, ресурс для них. Замышляя убийство старушки, Родион хочет определить, к какой группе принадлежит он сам. Совершив запланированное, он осознает, что, вопреки своим ожиданиям, является не Наполеоном, не героем, а обычной «тварью дрожащей», ведь переживает и жалеет о содеянном, а сразу после преступления в панике даже не может найти в квартире денег и ценностей . Так и разочаровался Раскольников в себе и своей теории.

Однако, теория эта могла бы так и остаться всего лишь идеей и не воплотиться. Родион вынашивал такие мысли давно, но, скорее всего, если бы не письмо о том, что сестра Дуня вынуждена насильно выходить замуж за человека, которого не любит, он бы так и не перешел от планов к действию. Противоречивая личность. С одной стороны, Раскольников действует ради помощи родным, но какими методами, какой ценой… Он решился убить, а когда домой раньше положенного времени вернулась сестра процентщицы, он убил еще и ее, беременную и ни в чем не виноватую.

Неотъемлемым элементом произведения являются также сны Раскольникова. Они сопровождают его от самого начала произведения вплоть до пребывания героя на каторге после его явки с повинной и отражают страх героя быть раскрытым и пойманным. Большую роль отыграла каторга в Сибири, на которой Родион пребывал вместе с Соней Мармеладовой, в личностном преображении героя. Фактически, там он обрел новую жизнь, искупил свои грехи, насколько это было возможно, и очистил душу. На самом же деле, другая, душевная каторга, началась еще сразу после совершения преступления в подсознании героя, а в Сибири она просто пришла к своему логическому завершению. Сначала Раскольников совсем не сожалел о содеянном преступлении, он всего лишь жалел о том, что у него не получилось осуществить его на должном уровне, скрыть от всех и переступить через себя, доказать, что он поистине «Наполеон», человек второго разряда. В конце же, хотя автор об этом прямо не говорит, можно предположить, что, с помощью Сони и под ее влиянием, Родион понимает, что он совершил, сожалеет об этом и делает все для того, чтобы стать на истинный путь и не сворачивать с него.

Популярные сочинения

  • Дубровский благородный разбойник сочинение (6 класс)
    Кого можно называть благородным разбойником? На мой взгляд, это человек, который нарушает законны не ради своей выгоды, а ради других людей, которые нуждаются в помощи со стороны.
  • Сочинение Образ Петра Гринёва (характеристика) в Капитанской дочке
    Одним из главных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка» является Пётр Гринёв, шестнадцатилетний юноша, молодой дворянин. Будучи мальчиком, он получил очень слабенькое образование
  • Сочинение Тема любви в повести Ася
    Повесть Тургенева «Ася» — это одно из очень поучительных и интересных произведений. Все происходило в маленьком городке на немецкой реке Рейн. Во всех произведениях этого автора о любви есть какая-то тайна

Вариант 5

После прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мне захотелось пролить свет на образ главного героя романа – Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников – молодой студент, приехавший из провинции в столицу на учёбу, но из-за болезни оказавшийся в очень бедственном положении. Однако из-за гордости и замкнутости он не хочет принимать помощь ни от родных, ни от лучшего друга. Молодой человек живёт мыслью, что люди делятся на два типа: серая масса и личности, которые вершат историю и ради своей цели могут пойти на что угодно. Раскольников относит себя ко второй группе, но обладая моральными ценностями и относительной честью, долго не решается пойти на убийство. Он очень долго не может договориться с собой, но вскоре принимает решение что он «право имеет» и убивает старуху-процентщицу. Однако вместе со старухой парень убивает и её сестру, которая стала свидетельницей.

После совершения преступления Родиона Романовича начинают одолевать кошмары, спровоцированные муками совести и чувством вины. Парень долго рассматривает свой поступок с разных сторон и пытается найти себе оправдание или наказание. Он окончательно перестаёт верить людям, замыкается в себе, но продолжает искать человека, который смог бы понять его терзания. Но, всё-таки даже после этого он не перестаёт помогать людям: Соне Мармеладовой, своей сестре Дусе. Когда он знакомится с Соней Мармеладовой и видит её грехопадение, понимает, что они похожи и, возможно, Сонечка сможет его понять. Однако после того, как Раскольников рассказал Соне о своём преступлении, она начинает убеждать его в необходимости сознаться в преступлении.

В конце концов, он не выдерживает мук совести и сознаётся в преступлении, в качестве наказания его отправляют на каторгу. Соня желая поддержать любимого следует за ним, заботится о нем и помогает жить дальше. В конце романа Родион понимает всю никчёмность, бессмысленность и жестокость своих убеждений, и, отрекаясь от них, встаёт на путь духовного возрождения.

Через образ Родиона Раскольникова автор призывает молодых и не очень людей не идти слепо на поводу своих желаний, а прислушиваться к себе. Потому что если то или иное решение противоречит вашим принципам или моральным ценностям, то лучше от него отказаться. Ведь разлад в душе от противоречивых чувств не принесет человеку абсолютно никакого счастья и покоя.

Можно ли оправдать жестокость Раскольникова

Как часто люди сталкиваются с жестокостью. Относятся этому по-разному: одни осуждают, другие пытаются найти оправдания, третьи остаются равнодушными. Как правило, равнодушны или ищут оправдания те, которые не испытали влияние жестокости на себе. Как бы там ни было, но вопрос, можно ли оправдать жестокость всегда остается актуальным. Я думаю, что все из-за того, что на него нельзя найти универсальный ответ.

Все зависит от того, что стало причиной жестокости. Некоторые люди просто наслаждаются, причиняя боль другим, относясь к ним грубо. Если жестокое поведение – способ получить удовольствие, запугать другого человека, показать «кто в доме хозяин» или отомстить, оправдать ее никак нельзя. Если же жестокость – мгновенный порыв, к которому человека вынуждают серьезные обстоятельства, объяснить ее можно.

Представьте себе, отец видит, как его ребенка сбивает автомобиль. Потом оказывается, что водитель пьян. Думаю, первое желание отца отомстить за своего ребенка, причем отомстить жестоко. И эту жестокость можно оправдать, ведь можно понять состояние отца. Бывает и такое, что человек проявляет жестокость к другим только из-за того, что завидует их успехам или хочет показать свою «силу». Разве такую жестокость можно оправдать? Я думаю, что нет.

На поставленный вопрос помогут ответить произведения русских и зарубежных писателей. Для этого стоит проанализировать мотивы жестокого поведения героев, результаты его. Читая роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, наблюдаем за тем, как ожесточается сердце главного героя Родиона Раскольникова.

Сначала молодой человек поражается жестокостью окружающего мира, наблюдает за тем, как она делает людей несчастными. В какой-то момент у него возникает желание отомстить за все обиды. И месть герой выбирает страшную – убийство старушки-процентщицы.

Разве на такой шаг может решиться добрый человек? Я думаю, что нет, поэтому и считаю, что Родион стал жестоким под влиянием обстоятельств. Молодой человек убивает старуху, но жить с этим спокойно не может. Он раскаивается и, благодаря поддержке Сони Мармеладовой, становится на путь исправления.

Жестокость Родиона можно объяснить. Герой понимает, что такие люди, как старуха-процентщица, Мармеладов – причина бед таких, как людей он. Наблюдая за тем, как живут его родственники, Соня Мармеладова, Раскольников чувствует, как гнев в нем возрастает, порождает жестокость.

Таким образом, жестокость можно оправдать, если она вызвана действительно серьезными причинами. Но это единичные случаи, чаще жестокость заслуживает только осуждения.

Сочинение 6

Родион Раскольников в произведении «Преступление и наказание» представлен читателям в образе привлекательного, умного, но бедного молодого человека. Он обитает в небольшой квартирке. У него нет денег, чтобы продолжить обучение. Себя он считает наилучшим, других людей относит к серой массе. Следуя такому убеждению, он решает убить мерзкую старуху и украденные деньги потратить на благо.

В произведении писатель показал, как у героя происходит борьба с самим собой. У Раскольникова постоянные сомнения, то он хочет совершить злодеяние, то отказывается от него. В итоге он идет на дерзкое и жестокое преступление.

Он предполагал ранее, что не способен на убийство, но решается на него. Разработав свой план, Родион осуществляет его, однако все заканчивается по другому сценарию: он совершает двойное убийство. От его руки погибают злая старуха – ростовщица и её беременная сестра. Родин панически растерян, забирает у старухи горстку украшений.

У Родиона Раскольникова высокие помыслы – восстановить справедливость и помочь бедным. Свои цели он решает низким и жестоким способом – убить старуху – ростовщицу. Раскольников совершает убийство и крадет деньги. Но это не приносит ему счастья, а, наоборот, у героя отсутствует душевный покой, он уже не может быть прежним человеком. Каждый день Раскольников мучается и терзает себя. После совершения жестокого преступления, Родион так сильно напуган, что серьезно заболевает, страдает от кошмаров, вспоминает случившееся. Он постоянно боится, что обо всем узнают окружающие. Почему у простого образованного парня возникла такая коварная идея? Думается, что это из-за бедности, в которой живет Раскольников. Он считает, что жизнь несправедлива, он достоин наилучшего. Поэтому он и решает встать над жизнью, над её законами.

Преступление совершено, почему же так тяжко на душе у молодого парня? Почему он избегает общества? Такое чувство, что он боится «запачкать» окружающих своим жестоким поступком.

В развязке произведения Раскольников сдается полиции. В эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости своей идеи, и, отрекшись от нее, герой встает на духовный путь исправления.

Текст: Ольга Лапенкова

Где грань между злым умыслом и преступлением — и в какой момент человек, задумавший недоброе, проходит точку невозврата? Все мы не без греха: иногда мы осуждаем людей, совершивших глупые ошибки, и думаем, что нас-то точно не провести, — а спустя некоторое время оказываемся в положении намного худшем, чем те, над кем мы недавно смеялись. Или наоборот. Мы завидуем людям, у которых, кажется, всё идеально: прекрасные отношения с родителями, много друзей, отличные оценки в школе и крепкое здоровье… Как правило, потом мы выясняем, что у наших «кумиров» не всё так уж безоблачно — а порой именно нам приходится их утешать и успокаивать. Но чувствовать или думать что-то «неудобное», плохое — ещё не преступление… Или нет?

Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло. Да-да, всё как в «Звёздных войнах»: есть светлая сторона Силы, есть тёмная, а третьего не дано.

Пусть так, спросит читатель, но как понять, какое решение — правильное? Если перед нами стоит простой и понятный выбор — потратить, например, полчаса свободного времени, чтобы помочь в учёбе отстающему однокласснику, или пройти мимо, — всё вроде бы понятно. С другой стороны, откуда мы знаем, в какой момент наша помощь начинает идти во вред? Условный троечник попросит позаниматься с ним раз, два, три… а потом привыкнет, что вы делаете домашнее задание вместе, — и, оставшись с учебником и тетрадкой наедине, не ударит пальцем о палец. А затем, когда он получит «два» за контрольную, виноватым окажетесь вы…

Здесь читатель наверняка запротестует и скажет: при чём же тут преступление? Плохая оценка — совсем не то же самое, что кража, или порча чужого имущества, или нанесение побоев. А если есть сомнения, что считается преступлением, а что нет, — нужно всего-навсего прочитать Уголовный кодекс.

Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет. Но смогли бы вы, как говорится, простить и отпустить?

Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.

Кстати, вот ещё любопытный вопросец: как отличить человека, который пошёл на преступление осознанно, от «клинического» психопата? Даже профессионалы порой расходятся во мнениях, считать того или иного пациента невменяемым. Тогда как обезопасить себя и своих близких: не сидеть же сутками напролёт дома?

Однозначных ответов на все эти вопросы нет и быть не может — к такому выводу, нужно думать, вы и придёте в сочинении, если выберете направление «Преступление и наказание».

  • А вот и возможные темы:
  • • Где пролегает грань между моралью и законом?
  • • Что может помешать человеку совершить страшную ошибку?
  • • Кто виноват в том, что человек стал преступником: он сам или окружающее его общество?
  • • Может ли человек совершить преступление против своей воли?
  • • Существуют ли «благородные разбойники» не в легендах, а в реальной жизни?
  • • Можно ли совершить дурной поступок из хороших побуждений?
  • • Правда ли, что муки совести страшнее любого наказания?
  • • Существуют ли преступники, которых не мучает совесть?

ЦИТАТЫ

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно):

  • • Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
  • (Евангелие от Марка)
  • • Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
  • (С. В. Лукьяненко)
  • • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • (Ф. И. Тютчев)
  • • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?
  • (М. А. Булгаков)
  • • На свете можно ли безгрешного найти?
  • (Омар Хайям)
  • • Мы живем, умереть не готовясь,
  • забываем поэтому стыд,
  • но мадонной невидимой совесть
  • на любых перекрестках стоит.
  • (Е. А. Евтушенко)
  • • Какие б ни грозили горести
  • И где бы ни ждала беда,
  • Не поступайся только совестью
  • Ни днем, ни ночью, никогда!
  • (Э. А. Асадов)
  • • Я всё простил, что испытал когда-то,
  • И ты прости, — взаимная расплата!
  • (У. Шекспир)

Напоминаем, что в основной части работы нужны аргументы, то есть примеры-иллюстрации к своим рассуждениям. Предлагаем две книги и один фильм: они наверняка подойдут вам, какая бы тема ни попалась.

КНИГИ

Ф. М. Достоевский. «Кроткая» (1876)

Само название направления — «Преступление и наказание» — неприкрыто отсылает к знаменитому роману Фёдора Михайловича, так что в декабре школьники всей страны завалят экспертов почти одинаковыми (а то и вовсе списанными из интернета) работами о теории Раскольникова и его «двойниках» — Лужине и Свидригайлове. Ничего плохого в таком аргументе, разумеется, нет — но мы предлагаем вам пойти более оригинальным путём и обратиться к небольшому произведению Достоевского, которого нет в школьной программе, а именно к повести «Кроткая». Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.

Молодой человек, некогда служивший в «блестящем» полку, самовольно отправился в отставку; ушёл, как говорится, в никуда, но ему повезло — далёкая родственница упомянула его в завещании и оставила 3 000 рублей (по тем временам — солидный капитал). На эти-то деньги герой и открыл нечто вроде ломбарда, где и познакомился с будущей супругой:

«Меня прежде всего поразили её вещи: серебряные позолоченные серёжечки, дрянненький медальончик — вещи в двугривенный. Она и сама знала, что цена им гривенник, но я по лицу видел, что они для неё драгоценность, — и действительно, это всё, что оставалось у ней от папаши и мамаши, после узнал. Раз только я позволил себе усмехнуться на её вещи. То есть, видите ли, я этого себе никогда не позволяю, у меня с публикой тон джентльменский: мало слов, вежливо и строго. <…> Но она вдруг позволила себе принести остатки (то есть буквально) старой заячьей куцавейки, — и я не удержался и вдруг сказал ей что-то вроде как бы остроты. Батюшки, как вспыхнула! Глаза у ней голубые, большие, задумчивые, но — как загорелись! Но ни слова не выронила, взяла свои «остатки» и — вышла. Тут-то я и заметил её в первый раз особенно и подумал что-то о ней в этом роде, то есть именно что-то в особенном роде. Да; помню и ещё впечатление, то есть, если хотите, самое главное впечатление, синтез всего: именно что ужасно молода, так молода, что точно четырнадцать лет. А меж тем ей тогда уж было без трёх месяцев шестнадцать».

Итак, насмерть запуганная девушка, недавно похоронившая отца и мать, остаётся одна в бездушном городе. Где раздобыть денег на жильё и пропитание? Героиня не хочет идти по той же дорожке, что Соня Мармеладова из «Преступления и наказания», — и решает выйти замуж за надменного ростовщика. Человек этот на первый взгляд не такой уж плохой, но именно его ужасное обращение в конце концов становится причиной гибели несчастной. (И нет, это не спойлер: читатель видит девушку в гробу уже на второй странице.)

«Подслушивая» размышления и воспоминания главного героя, автор задаётся вопросом: можно ли назвать убийцей человека, который изводил другого не физически, а психологически? А если он делал это не вполне осознанно, но вследствие душевных травм, которые, судя по всему, «идут» из самого детства? Умеющий, когда нужно, быть жёстким и даже жестоким со своими героями, в этой повести Фёдор Михайлович по-своему жалеет и жертву, и палача — но жертву, конечно, больше.

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1890)

Переместимся из Российской Империи в викторианскую Англию: здесь проживает молодой аристократ удивительной красоты — Дориан Грей. Его семейство, некогда наделённое огромной властью и неизмеримыми богатствами, нынче вырождается: наш главный герой — последний потомок клана Девере. Его мама, неотразимая Маргарет, отклоняла одно предложение руки и сердца за другим, пока не сбежала с каким-то «ничтожеством». Разгневанный, отец Маргарет нанял человека, который под надуманным предлогом вызвал неугодного зятя на дуэль и убил. Изнемогая от горя и ненависти, девушка вернулась-таки под отчий кров — и спустя полгода умерла во время родов. Но не слишком долгой оказалась и жизнь дедушки Дориана, так что в свои двадцать этот молодой человек, которого никто толком не воспитывал, только и делает, что расхаживает по приёмам — и общается с такими же аристократами, как он сам.

Один из друзей мистера Грея — художник Бэзил Холлуорд: этот человек восхищён красотой юноши и готов потакать всем его капризам, лишь бы Дориан позировал ему в мастерской. Бэзил, в свою очередь, близок с опаснейшим человеком по имени Генри Уоттон. Генри, в общем-то, не злодей, — но его циничные шутки и «отеческие» наставления приводят к тому, что Дориан отвергает общественную мораль и решает «изучить жизнь», проще говоря — пуститься во все тяжкие. В судьбу юноши вмешиваются и сверхъестественные силы: один из портретов, написанных Бэзилом Холлуордом, стареет вместо своего натурщика, а Дориан может творить что угодно — и не терять своей изумительной красоты…

Дориан Грей, в начале романа невинный, разве что немного избалованный, ближе к развязке предстаёт воплощением всех смертных грехов. Сможет ли он вернуться на путь истинный? Раскается ли Генри Уоттон в том, что «отравил» душу Дориана, — и сумеет ли верный Бэзил помочь давнему другу?

Виртуозный стилист, Оскар Уайльд прописывает диалоги высокообразованных, но пустоватых аристократов так умело, что читатель, вслед за главным героем, охотно подпадает под обаяние острослова Уоттона. И только на последних страницах понимает: слова — оружие не менее опасное, чем нож или пистолет.

ФИЛЬМ

«Матч-пойнт» (2005), реж. Вуди Аллен

Ирландский теннисист Крис Уилтон, понимая, что добиться высот в профессиональном спорте ему не под силу, устраивается тренером в частный клуб. Там он знакомится с молодым аристократом Томом Хьюитом, который, в свою очередь, сводит его со своей сестрой Хлоей. Хлоя твёрдо намерена выйти замуж за Криса, а ещё, используя возможности отца, «вылепить» из молодого человека преуспевающего дельца. Уилтон понимает, что такая возможность выпадает раз в жизни, но не может забыть о другой девушке — знающей себе цену актрисе-красавице Ноле Райс. Вот только Нола встречается с Томом…

Начинаясь как любовная драма, ко второму часу фильм классика американского кинематографа Вуди Аллена превращается в настоящий триллер. Уже женатый, Крис Уилтон не может избавиться от тяги к Ноле, и та начинает его шантажировать. Чем дальше заходит обманутая любовница, тем на более решительные меры готов пойти главный герой… Тут-то автор и спрашивает у зрителя: что такое преступление — и в какой момент Крис переходит черту, которая навсегда «отрезает» его ото всех людей мира?

Финал поражает зрителя, привыкшего, что в большинстве кинокартин с подобным набором персонажей — сомневающийся глава семейства, властная супруга, вольная как ветер любовница — всё заканчивается разоблачением незадачливого муженька и одним на троих «разбитым корытом». Вуди Аллен наглядно показывает: есть кое-что намного хуже, чем срыв покровов и неизбежно следующий за ним семейный скандал. Но не будем спойлерить — это было бы кощунственно: фильмы, оказывающие на зрителя настолько же сокрушающее воздействие, надо ещё поискать. Не случайно произведение Вуди Аллена номинировали на самую престижную кинопремию — «Оскар».

  • Правда и кривда сказка читать владимир даль
  • Правда и ложь в драме на дне сочинение по литературе 11 класс
  • Правда или ложь в драме на дне краткое сочинение
  • Правда и ложь в повести невский проспект сочинение
  • Правда и ложь в драме горького на дне итоговое сочинение