Правда и кривда сказка в обработке в и даля слушать

Литературная сказка прямая наследница сказки народной направление литература автор: корчагина полина 5а класс мбоу сш 19 руководитель: турченко нина

Литературная сказка –
прямая наследница сказки народной

Направление      Литература

                                                                      
                                Автор: Корчагина Полина

                                                                                 
                        5А класс МБОУ «СШ №19»

                                                   
                              Руководитель:

 Турченко
Нина Рудольфовна

                                                            
                               учитель литературы

                                                                                          
МБОУ «СШ №19»

2020г

Литературная сказка – прямая наследница
сказки народной

                                           
   Введение

Кто в детстве не любил слушать или читать сказки? Это
настоящее чудо, когда твои родные – мама или папа вечером перед сном открывают
книгу сказок и читают тебе. Ты переносишься в этот сказочный мир, мир чудес,
превращений, колдовства, борьбу добра и зла. Позже, когда ты сам начинаешь
читать, то сам погружаешься в этот сказочный мир, удивляешься, негодуешь,
радуешься хорошему окончанию этого волшебства. Когда я задавала вопрос, кто
написал эту или иную сказку, ответы были разные: либо это народная сказка, либо
ее написал какой-либо писатель-сказочник.

Так как появились сказки, что такое народная сказка? И
что такое литературная сказка? Эти вопросы заинтересовали меня,  и я решила
исследовать эти понятия.

Гипотеза: народная сказка
является влияющим фактором на появление
 литературной
сказки. Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно
не верно.

Методы исследования:


теоретические: поиск, анализ и обобщение литературы, интернет ресурсов;
обобщение полученных данных;


эмпирические: создание своей сказки, сравнение ее схемы построения со схемой
народной сказки.

Цель: исследование влияния
народной сказки и ее роли в появлении нового жанра —  литературная сказка.

Задачи:

 1.
Изучить  литературу по теме и установить, что такое сказка, выявить      
этимологию слова «сказка».

2.
Изучить историю возникновения народной сказки.

3.
Выявить влияние народной сказки на развитие и появление нового жанра в
литературе – литературной сказки.

4.Сравнить
и сопоставить народную сказку и литературную сказку, выявить общее и разное.

4.
Написать свою сказку на основе схемы   построения народной сказки

5.
Обобщить полученные данные,  сделать вывод; поделиться с результатами
исследования на классных часах, школьных и городских мероприятиях.

Объект исследования:  сказка
как литературный жанр.

Предмет исследования:
история и особенности развития сказки.

                                   
     Основная часть

«Что за прелесть эти сказки! И каждая
есть поэма!» А.С. Пушкин

Первые
сказочные истории пришли к нам из глубокой древности. Сказка прошла длительный
путь своего становления.

В Большом универсальном словаре русского языка
написано, что сказка – это фольклорное или авторское произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера. В Толковом словаре русского  языка В. Даля
сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,
сказание, а также (что для меня было новое) – объявление, весть, оглашенье.

Сказка народная или фольклорная  —
эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный
рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов
.
Сказка
народная
занимательный устный рассказ о
невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки
народной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки
является народ.

В народной сказке главную роль играет рассказчик,
сказитель. Само слово сказка появилось только в XVII в., ранее такие
произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью»
(слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем».

Народные сказки передавались из уст в уста на
протяжении столетий и дошли до нас благодаря сказочникам  – талантливым
сказителям. Рассказывая о жизни народа, народные сказки показывают жизнь людей,
высмеивают лень, глупость, жадность, встают на защиту бедных, мечты народа о
справедливости, о торжестве добра над злом!

Все фольклорные сказки делятся на три вида:

1.                 
Сказки о животных, растениях, неживой
природе и предметах.

2.                 
Волшебные сказки.

3.                 
Бытовые сказки.

        Народные
сказки строились по традиционной схеме, в них использовались общие приемы.

      Зачин — начало сказки, обозначение условного, неопределенного места
действия. («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве»).

     
Присказка – шутливое вступление или концовка сказки, иногда в форме прибаутки
или пословицы. Заканчивается присказка часто словами: «Это присказка, не
сказка. Сказка будет впереди».

    
Основная часть — интересное, непредсказуемое развитие сюжета.

    
Повтор – повторение отдельных слов, словосочетаний и целых предложений («Ехали
они, ехали»), а также троекратный повтор схожих эпизодов.

     
Концовка — заключительные слова сказки, завершающие рассказ («И я там был»,
«Стали они жить-поживать и добра наживать»).

                      
Особенности русских народных сказок:

          В русских сказках часто
встречаются постоянные эпитеты: добрый конь; серый волк; красная девица;
добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза
глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты
белокаменные. Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся
синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Как любая история народного творчества, история
народных сказок пришла к тому, что с появлением письменности, более глубокого
изучения и желания как можно больше оставить новым поколениям, появлялись очень
талантливые люди, которые перекладывали народные сказки на перо,
систематизировали их, сохраняя их самобытность и индивидуальность.

В народе всегда было много талантливых
сказочников, но данных о них почти не осталось. Разве что мы знаем из
литературы о Садко и  Бояне.  В 19 веке стали появляться люди, которые собирали
и систематизировали народные сказки. Ярким собирателем был
Александр
Николаевич Афанасьев —
выдающийся русский
собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов,
историк и литературовед. Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и
систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные
русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках. В своём
сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов
первой половины XIX века. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой
классификации сказок.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков
России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Среди прочих сказок,
включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка»,
«Теремок», «Морозко», «Гуси–лебеди», «По щучьему велению» и т. д., которые
стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно
назвать бесчисленными сказочными богатствами.

Собирателями русских народных сказок были: Владимир
Иванович Даль,
Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич
Толстой.

           
Из зарубежных собирателей народных сказок можно вспомнить бра́тьев Гримм Якоба и Вильгельма, Шарля
Перро́, Джамбатти́сту Бази́ле.

 Итак, постепенно собирая сказки, легенды, многие авторы перешли к
созданию своих собственных сказок, либо переписыванию почти полностью сюжета и
истории народной сказки, либо изменяя его. Либо же создавалось совсем новое
произведение со своими канонами и правилами – это авторская или литературная
сказка.

Сказка
литературная
 — эпический жанр:
ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой,
но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до
публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Сказка литературная
авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение,
основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное;
произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные
приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей;
произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

Первые писатели, обратившиеся к жанру сказки,
пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной
народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка
родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки
подсказывают писателю весьма экзотические источники.

Петр Павлович Ершов, Сергей
Тимофеевич Аксаков, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,  Павел
Петрович Бажов, Астрид Линдгрен, Редьярд Киплинг – эти писатели и их
произведения известны читателям  уже с малых лет.

Александр Сергеевич Пушкин — величайший
русский поэт. Живой ум маленького Александра Сергеевича, очень быстро впитывал
информацию с самого детства, он живо интересовался народными сказками, былинами
и повестями. А благодаря няне будущего поэта Арине Родионовне, которая
рассказывала ему сказочные истории, вышедшие из народа, бурная фантазия и
воображение Александра Сергеевича Пушкина по крупицам складывала в уме будущие
сказки, которые покорят целую страну.

Я сделала анализ двух сказок: народной сказки
«Царевна-лягушка»  в обработке ученого – фольклориста М.А. Булатова (эта сказка
имеет около тридцати    вариантов) и   «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях» А.С. Пушкина.

Схема
построения сказки

«Царевна-лягушка»

Русская
народная сказка


обработке М.А. Булатова)

«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С.
Пушкин

Зачин

В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три
сына.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Главные герои

 Иван-царевич, Василиса Премудрая,
Царь, Кащей Бессмертный, Баба Яга

Царевна, царь, царица-мачеха,
королевич Елисей, семь богатырей, Чернавка.

Сюжет

 Царь
сказал своим сыновьям взять по стреле, и пустить стрелы в разные стороны. Где
стрела упадет — там и свататься. Ивану досталась лягушка-квакушка,
заколдованная Василиса Премудрая.

 Злая
царица-мачеха от зависти к красоте падчерицы заставляет Чернавку отвезти
царевну в лес и убить ее там. Но Чернавка пожалела девушку и отпустила ее.
Царевна нашла приют в доме семи богатырей.

Повтор

Василиса
Премудрая выполняет три желания Царя.

Иван-царевич
преодолевает три препятствия.

  Королевич
Елисей по пути поиска царевны обращается за помощью трижды: к солнцу, к
месяцу, к ветру

Тема

 Борьба
добра и зла

 Борьба
добра и зла

Автор

 Автор
неизвестен

 Автор
известен

Концовка

 И стали они жить дружно, в любви и
согласии.

Я там был, мед, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Жанр

Проза

Поэзия

         
В
результате анализа этих двух сказок я прихожу к выводу, что народная и
литературная сказка имеют много общего. Прежде всего, это — обязательное
наличие главного героя, сказочность сюжета, приключения и борьба со злодеями.
Это волшебные или магические предметы, описание реального мира, это нарушение
героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному путешествию.
 Несомненно,
А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество,
рассказы Арины Родионовны,

Я
сравнила две сказки – народную «Царевна-лягушка» и литературную «Сказку о
мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, сопоставила их, нашла
сходство и различие.

Сходства и различия в народных и литературных сказках

Народные сказки написаны коллективно и изначально устно, то авторские
сказки определенным автором и в письменной форме. У литературной сказки есть
определенный автор. Текст сказки — не изменен, тогда, как народная сказка имеет
множество вариантов повествования.

В народной сказке часто образы героев — собирательные.
В литературной сказке автор четко описывает облики главных героев. При этом, мы
всегда можем догадаться об отношении автора к этому герою. Автор ярче описывает
чувства и переживания персонажей.

В народной сказке важнее поступки героев, а не их
мотивы. События обусловлены традициями народа.

Есть в народных и литературных сказках и сходства.
Прежде всего обязательное наличие героя, сказочность сюжета, приключения и
борьба со злодеем. Это волшебные или магические предметы, описание реального
мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному
путешествию. Хотя это необязательно в авторской сказке. Там часто развитие
сюжета происходит свободной волей героев, как в «Приключениях
Незнайки» или действием непредсказуемых сил как, например, в
«Волшебнике Изумрудного города». Ну, и, конечно, главным сходством
этих типов сказок является победа добра в финале.

Я
люблю читать сказки и решила написать свою сказку, опираясь на традиционную
схему построения народной сказки.

1. Зачин

Жила-была
в небольшой деревушке около леса девочка, звали ее Алиса.

2.
Присказка

Сказка —
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

3.
Основная часть

Однажды 
их отец очень сильно заболел. Для того чтобы вылечить его, нужны были
прекрасные чудо-ягоды, которые хранились у одного очень злого царя. Братья
девочки струсили и не поехали за чудо-ягодами. А Алиса не побоялась, и
отправилась в путь.

4.
Повтор

Приехали
они к царю Мафсону…

Ехали
три дня и три ночи, наконец, добрались до царства Эпикура…

Пришлось
ей возвращаться к Царю Мафсону за чудо-ягодами…

5.
Концовка

Все
вместе жили они долго и счастливо!

                            
«Олень и волшебные ягоды»

Жила-была в небольшой деревушке около леса девочка,
звали ее Алиса. У нее был отец и два старших брата. Однажды  их отец очень
сильно заболел. Для того чтобы вылечить его, нужны были прекрасные чудо-ягоды,
которые хранились у одного очень злого царя. Братья девочки струсили, и не
поехали за чудо-ягодами. А Алиса не побоялась, и отправилась в путь. Когда она
шла по лесу, увидела прекрасного оленя, попавшего в капкан. Она освободила его.
Олень в знак благодарности поклонился девочке и заговорил человеческим голосом:

— Спасибо тебе, ты спасла меня, за это проси все, что захочешь.

— Мне нужно добыть для отца чудо-ягоды, он сильно
болен, а я не знаю куда мне идти — ответила девочка.

— Нам нужно к царю Мафсону, но это будет очень долгий
путь, поэтому, садись ко мне на спину, так будет быстрее – ответил олень.

Алиса села, и они вместе с оленем отправились в путь.
Приехали они к царю Мафсону, олень и говорит девочке:

— Заберись через окно в комнату, где хранятся чудо-ягоды,
возьми их, но золотую чашу, в которой они лежат, не трогай!

Алиса забралась в комнату, взяла ягоды и так
захотелось ей поближе рассмотреть прекрасную чашу! Она взяла ее в руки. Тут же
начался звон-перезвон, со всех сторон прибежали слуги и охрана. Прибежал  и
царь, хотел он казнить девочку, но подумал и предложил Алисе обмен. Он отдаст
ей чудо-ягоды если она привезет ему волшебную скатерть-самобранку, которая
хранится у другого царя Эпикура. Делать нечего, поехали девочка и олень к
другому царю за скатертью. Ехали три дня и три ночи, наконец, добрались до
царства Эпикура. Олень и говорит опять Алисе:

— Залезь опять через окно, возьми скатерть-самобранку,
только не разворачивай ее, а то прибежит царь и казнит тебя!

Алиса залезла через окно, взяла скатерть, но так
захотелось ей посмотреть на волшебство прекрасной скатерти! Девочка раскрыла
ее, ту же начался звон-перезвон, сбежались слуги и охрана. Прибежал царь
Эпикур. Хотел он казнить девочку, но увидел ее прекрасного оленя и предложил
обмен. Он отдаст ей скатерть самобранку взамен на ее оленя. Алиса не хотела
соглашаться, но олень сказал ей отдать его. Девочка послушалась. Пришлось ей
возвращаться к Царю Мафсону за чудо-ягодами, но без верного оленя. А олень,
когда царь спал, превратился в маленькую мышку и ускользнул из замка. Он догнал
Алису, и они вместе продолжили путь. Когда девочка и олень легли спать на
лужайке, их увидели ее братья, увидели рядом с ней чудо-ягоды и решили
привязать сестру к дереву, а самим забрать скатерть-самобранку. Но олень проснулся
и отпугнул братьев. Они убежали навсегда. А олень с девочкой обменяли у царя
Мафсона скатерть на ягоды и вылечили отца Алисы. Все вместе они жили долго и
счастливо!

Заключение

Каждая
эпоха создавала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих
отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и
страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень,
честность и обман. Известные русские поэты и писатели восхищались народными
сказками. А.С. Пушкин, говорил, что каждая из них является настоящей поэмой.
В.Г. Белинский назвал их драгоценными историческими документами и подчеркивал
их социальное значение. А.М. Горький писал о такой важной особенности русской
сказки, как способность «заглядывать наперед».

 Сказки
играют большую роль в развитии личности. Сказки помогают развить в ребенке
отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным
эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Сказка для
ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность
мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в
сказочной форме дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами,
как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство
и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная
пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются
подлинными, «взрослыми».

Поэтому
те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для
взрослых. Для детей это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых
это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на
ребенка.

 В
ходе работы над проектом  была поставлена цель, определены задачи, методы,
выдвинута гипотеза, была изучена литература по теме.  Я сравнила две сказки –
народную «Царевна-лягушка» и литературную «Сказку о мертвой царевне и о семи
богатырях» А.С. Пушкина, сопоставила их, нашла сходство и различие.
Литературная сказка выросла не на пустом месте. Я выяснила, что фундаментом ей
послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям
ученых-фольклористов и собирателей сказок.

Народные
сказки написаны коллективно и изначально устно, авторские же сказки
определенным автором и в письменной форме. Текст литературной сказки — не
изменен, тогда, как народная сказка имеет множество вариантов повествования.

В
народной сказке часто образы героев — собирательные. В литературной сказке автор
четко описывает облики главных героев. При этом, мы всегда можем догадаться об
отношении автора к этому герою. Есть в народных и литературных сказках и
сходства. Прежде всего, это — обязательное наличие героя, сказочность сюжета,
приключения и борьба со злодеем. Это волшебные предметы, описание реального
мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному
путешествию. Хотя это необязательно в авторской сказке. Там часто развитие
сюжета происходит свободной волей героев, как в «Приключениях
Незнайки» или действием непредсказуемых сил как, например, в
«Волшебнике Изумрудного города».

Хотя
это необязательно в авторской сказке. Ну, и, конечно, главным сходством этих
типов сказок является победа добра в финале. Так и в моей сказке   «Олень и
волшебные ягоды» добро победило зло. Моя сказка построена на традиционной схеме
народной сказки, и она является авторской. Я —  автор.

Гипотеза
моя подтвердилась, народная сказка повлияла на возникновение литературной
сказки. Данная работа демонстрирует пример и доказательства передачи сказки из
поколения в поколение.  Полученные  результаты могут  пригодиться при 
изучении  сказок  на  уроках литературы.

Данная
работа демонстрирует пример и доказательства передачи сказки из поколения в
поколение.  Полученные  результаты могут  пригодиться при  изучении  сказок 
на  уроках литературы.

   Литература:

1.         Большой
универсальный словарь русского языка/Гос. ин-т им. А.С. Пушкина. М.: 
АСТ-ПРЕССКНИГА; Словари XXI века,2016.

2.         В.И.
Даль Толковый словарь русского языка. Современное написание. -М,: ООО
«Издательство АСТ», 2001.

3.         Минералова
И.Г. Детская литература. — М., 2002.

4.         Литература.
Учебник для 5 класса под редакцией В.Ф.Чертова, М., «Просвещение», 2019

5          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0

6.         http://narodstory.net

7.         http://hobbitaniya.ru/

8.         https://diletant.media/articles/25585939/

9.         https://narodstory.net/pushkin.php

10.       https://vseskazki.su/skazka-ershova.html

11.       http://skazkoved.ru/index.php?fid=2&sid=20

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.

Сегодняшний
урок я хочу начать с небольшой притчи.

Однажды
человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не всё. Зажав в ладонях
бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая
или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая –
выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.


Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным и познавательным для
этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу. 
Сегодня мы будем говорить о крылатых выражениях, пословицах и поговорках
русского народа.

Запишите
тему в тетрадь: «Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы,
поговорки»

Вы,
конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы

используем
и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов.

Можно, например,
сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у

него
куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать:

послали
его к черту на кулички. 

Запишем
определение пословицы и поговорки, крылатые слова.

 Пословица
– это 
краткое, мудрое суждение о жизни, содержит
поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека, их
образ жизни, украшает нашу речь

Поговорка
– это 
меткое суждение, часть суждения, незаконченное
предложение, дает оценку поступкам человека, но не поучает, а выражает
чувства

Крылатые
слова — это
яркие, часто образные слова и целые
высказывания, вошедшие в нашу речь из фольклора (сказок, былин), произведений
художественной литературы, песен, кинофильмов и т.п., известные практически всем
носителям русского языка.

Как и
фразеологизмы, они не создаются в речевом общении, а воспроизводятся целиком.
Например, выражение А Васька слушает да ест из басни И. А.  Крылова
«Кот и Повар» может употребляться в ситуации, когда один упрекает, а другой
не обращает на упрёки никакого внимания. Нередко такие выражения становятся
фразеологизмами. Например, остаться у разбитого корыта, то есть «оказаться,
очутиться ни с чем, потеряв всё приобретённое, имевшееся». 

Слушают,
отвечают на вопросы учителя.

Записывают
тему.

Запись
определений в тетрадь.

Коммуникативные
УУД:


воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;


слушать и понимать речь других;


формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

— оформлять
свои мысли в устной форме.

Регулятивные
УУД:


определять и формулировать цель деятельности на уроке;


определять последовательность действий на уроке;


принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные
УУД:


воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;


слушать и понимать речь других;

— оформлять
свои мысли в устной форме.

Личностные
УУД:

 — у
ребенка сформирована учебная мотивация

3.Актуализация
знаний.

Подумай
и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение

 1 вариант.
В гостях хорошо, а дома лучше.

2 вариант.
Лучше поздно, чем никогда.

Обучающиеся
письменно выполняют задание. Потом зачитываю ситуации  с использованием
пословиц.

Крылатые
слова.
Часто
мы употребляем так называемые крылатые фразы (фразеологизмы, идиомы, термины,
пословицы, поговорки), не подозревая об их происхождении. Многие крылатые
выражения стали настолько привычными, что нам даже в голову не приходит, кто
сказал их первым.

 
    Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых
ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя
понимать буквально.

В нашей
речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами,
используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть,
кто-то назовет такие выражения? (Обучающиеся приводят примеры крылатых
выражений)

В
 русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно
заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать: Через час по
чайной ложке (очень медленно).

Крокодиловы
слёзы (притворные).

Делать
из мухи слона (делать проблему из мелочи).

Медведь
на ухо наступил (нет музыкального слуха).

Заговаривать
зубы (отвлекать от сути дела).

На один
зубок (очень мало).

Смотреть
сквозь розовые очки (иметь наивное представление о жизни).

С
гулькин нос (очень мало).

Бросаться
со всех ног (бежать стремглав).

 
 — Можно ли понимать эти выражения буквально?( обучающиеся отвечают
отрицательно)

Послушайте
о происхождении фразеологизма.

ЗАРУБИ
СЕБЕ НА НОСУ
.
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь не
очень приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом деле
все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего
общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка или
бирка для записей.

В Средние века в качестве долговых расписок использовали деревянные палочки.
Это было связано с тем, что должники и кредиторы не умели писать. Например, в
Древней Руси, если крестьянин брал у соседа 2 мешка муки, то он выстругивал
палочку и делал на ней 2 надреза. Затем, должнику нужно было расколоть
палочку на 2 продольные части и одну часть отдать соседу, а вторую оставить
себе как доказательство признания долга. В момент расчета обе половинки
складывались, зарубки при этом должны были совпасть. Такие палочки на Руси
еще называли «носом» и всегда носили с собой для памяти. Отсюда выражение
«зарубить себе на носу».

Самостоятельная
работа.

Коллективная
работа

Слушают
учителя

Коммуникативные
УУД:


слушать и понимать речь других;


строить понятные для собеседника высказывания;


высказывать свое мнение (точку зрения);


анализировать и делать выводы.

Познавательные
УУД:


осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);


определять и формулировать проблему;


осуществлять синтез как составление целого из частей.

Личностные
УУД:

— смыслообразование
( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него).

4.
 Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у
учащихся общеучебных умений. 

Работа с
текстом (работа в парах). Чтение учителем текста и выполнение задания.

Пригласил
нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу
ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы,
конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову
потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер
разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да
пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не
знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились
прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего
“приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

— Он же
нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.

— Вот
пустомеля, — возмутился дед, — все время кому-нибудь морочит голову.

У
братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.


Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, — со мной пойдете.

И пошли.
И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером
описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.

Чтение
текста вслух.

Каким
выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)

Что
означает это выражение? (Обманулись)

Можно ли
дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (Нет)

Почему?
(Это выражение употребляется в переносном значении, поэтому рисунок не
подойдёт
)

Какие
выражения, употреблённые в переносном значении, вам встретились в тексте?
Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову,
собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в
своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)

Вопросы-шутки.

1.      Из каких фразеологизмов можно заключить, что у
человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

2.      В каком фразеологизме упоминается таблица
умножения?

Как дважды два (знать).

3.      Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».

4.      Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли
след быть холодным?

Да, во фразеологизме «И след простыл».

5.      Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

6.      Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

7.      Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

8.      Известно, что собственный локоть укусить
невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?

«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

9.      Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».

10.  Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая»

9.     
 

10. 
Игра «Знатоки пословиц»

11. 
Света села готовить
уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую
пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

12. 
Несколько дней Люда не
выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что
ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь
и рыбку из пруда.)

13. 
Сказала Нина что-то по
секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте,
которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По
секрету – всему свету)

14. 
Коля смотрел, как дети
катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята
поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и
саночки возить)

15. 
Саша решил собрать из
конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша
был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
)

Слово учителя.

Теперь, я думаю, ребята,  вы имеете
представление о том, что  такое  крылатые выражения, что за каждым
из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о
его жизни, культуре, обычаях.

       
 М.А.Шолохов  в предисловии к одному из изданий «Словаря живого
великорусского языка» В.И.Даля писал: «Необозримо многообразие человеческих
отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах.
Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и
страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и
кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство
предрассудков».

 А чтобы  знать больше о таких
выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые
называются фразеологическими.

Слушают
учителя.

Работа в
парах.

Коллективная
работа

Выполняют
задания

Познавательные
УУД:


формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;


соотносить информацию, представленную в разных формах;


извлекать необходимую информацию из текстаю.

Коммуникативные
УУД:


строить монологическую и диалогическую речь;


строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;


слушать и понимать речь других;

— с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные
УУД:


сознательно организовывать свою познавательную деятельность;


оценивать свои учебные достижения, поведение;


работать по плану;


выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

— принимать
и сохранять учебную задачу.

Личностные
УУД:

-нравственно-этического
оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Конспект
урока по русскому родному языку 3 класс

Урок
1

Тема
урока:
Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель:
познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты:
учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка»,
«фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из
текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с
учебной задачей и оценивать его.

Ход
урока

1.     
Организационный момент

2.     
Актуализация знаний

Перед
вами учебник «Русский родной язык». Вспомните, какие разделы были включены в
учебники 1 и 2 классов. Проверьте, совпадают ли они с разделами 3 класса.
(«Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и
этикета». Разделы совпадают с учебниками 1 и 2 классов)

— Как вы думаете, если мы уже изучали
такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое,
углублять знания)

3.
Самоопределение к деятельности

Знакомство
с учебником


Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название
раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)


Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.


Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)


Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)


По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)


Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4.
Работа по теме урока Упр. 1 (с.4 – 5)

(Выполняется
коллективно)

 —
Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и
делать выводы)


Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные
слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)


Прочитатйте выделенные слова. Чем они похожи? (Придумывали небылицы, сочинял,
врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем. Эти слова похожи тем, что
они обозначают – говорить неправду)


Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем
выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют
человека)


Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка.
На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они
составили).

Придумывали
небылицы – придумщик.

Сочинял
– сочинитель

Врут
– врун

Обманываем
– обманщик

Выдумываем
– выдумщик

Сказки
рассказываем – сказочник (или рассказчик)


Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова
(Фантазировать)


Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду».
Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки
рассказывают, это не плохо)

Если
бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных
книг.


А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).


Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной
выгоды).


Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)


Послушайте стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия»

В
моей Вообразилии,

В
моей Вообразилии

Болтают
с вами запросто

Настурции
и Лилии;

Умеют
львы косматые

Скакать
верхом на палочке,

 А
мраморные статуи

Сыграют
с вами в салочки!

Ура,
Вообразилия,

Моя 
Вообразилия!

У
всех кому захочется,

Там
вырастают крылья;

И
каждый обязательно

Становится
кудесником

Будь
он твоим ровесником

Или
моим ровесником!…

В
моей Вообразилии.

В
моей Вообразилии –

Там
царствует фантазия

Во
всем своем всесилии;

Там
все мечты сбываются

А
наши огорчения

Сейчас
же превращаются

В
смешные приключения!

В
мою Вообразилию

Попасть
совсем несложно:

Она
ведь исключительно

Удобно
расположена!

И
только тот, кто начисто

Лишен
воображения, —

Увы,
не знает, как войти

В
её расположение!…


Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует
о том, чего нет на самом деле)


Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть
фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и
тогда она приносит вред)

Рубрика
«Из истории языка и культуры» (с.5)


Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что
обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту
болтать)


С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а
врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь
слушать – уходи и не мешай слушать другим)


Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни».
Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2
(с.5) Трудное задание


Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)


Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел,
небылица, …В словаре дано 20 антонимов)


Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда  — одна)

5.
Физминутка

Это
– правая рука,

Это
– левая рука.

Справа
– шумная дубрава,

Слева
– быстрая река.

Справа
– роща протянулась,

Слева
– чей – то огород…

А
когда я обернулась (Повернулись)

Стало
все наоборот

Слева
стала вдруг дубрава

Справа
– быстрая река…

Неужели
стала правой

Моя
левая рука?

6.
Закрепление изученного материала.  Упр. 3 (с. 5 – 6)

(Коллективная
работа)


Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.


Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка –
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)


Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)


Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)


Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)


Запишите предложения.


Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)


В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? (В 1)

Рубрика
«Из истории языка и культуры» (с.6)


Прочитайте самостоятельно статью рубрики.


Что обозначало слово «правый» у русских людей? (Правильный, справедливый,
честный)


Какое слово использовалось для обозначения направления? (Десный, от слова «десница»
— правая рука)


Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

Упр.
4 (с. 6 – 8)

Работа
в парах.


Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание
(касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель
читает текст сказки)


Объясните значение слов

Чевствуют
— …..(оказывают почести, уважают)

Постылая
— … (вызывающая неприязнь, отвращение)

Заспесивилась
–… (загордилась, заважничала)

Увертка,
изворот –… (хитрость, уловка)

(Самостоятельное
выполнение задания. Проверка)

Правда

1.      Правда
чище красного солнца.

2.      Из
ясных очей приветом светит.

3.      Идет
прямо, как стрела.

4.      Покачала
головой и пошла

5.      В
увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Кривда

1.     
Заслонила рукой глаза, прищурилась.

2.     
Ковыляет да пошатывается.

3.     
Говорит себе под нос.

4.     
Говорит сладким голоском

5.     
Подслеповатые очи.

6.     
Рассердилась, ощетинилась, закричала,
зашипела.


Составьте общий текст.

(Совместная
работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

Ответ

(Правда,
как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда
прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда
покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не
раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела)


Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? (Правда уверена в своей
правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно
доказывать что – то, изворачиваться)


Какие пословицы произносит Правда? (Кривде за худым делом далеко не ходить.
Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не
вернешься. Ложь не живуча)


Прочитайте пословицы Кривды. (Правда как глянет в лицо, то словно горький дым
глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь)

7.
Рефлексия


Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у
Кривды?

(Путь
прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому
лучше говорить правду)

7.     
Подведение итогов урока.


Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? (Слова «врать» раньше
обозначало «говорить глупости», слово «россказни» — «выдумки», «небылицы».
Слово «правый» в давние времена обозначало «правильный, честный», а то, что
находится справа, — десный; десница – правая рука)


Какая пословица вам понравилась больше?


Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

Домашнее
задание


Найти по две пословицы о правде и о лжи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • умение свято хранить   традиции своей семьи; своей родины;
  • умение видеть и наслаждаться  красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление  к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • понимание  родной  литературы  как  одной  из  основных  национально- культурных  ценностей  народа;
  • осознание  значимости  чтения  на  родном  языке  для  личного  развития.

Метапредметные результаты.

У обучающихся будут сформированы умения:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • умения работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные результаты

У обучающихся  будут сформированы умения:

  • находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
  • осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные результаты

У обучающихся  будут сформированы умения:

  • задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;
  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

У обучающихся  будут сформированы умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  •  задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности, отношения к художественным произведениям как искусству слова;
  • сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  •  находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  •  определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • выявлять развитие настроения в художественном тексте.
  • характеризовать героя произведения;
  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  • находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
  • находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Прошлое и настоящее (10 часов) 

История славянской письменности. История профессий. Отношения между людьми. Предметы русской культуры. Олицетворение природных явлений в русских народных сказках. Происхождение названий старинных русских городов.

В.И. Даль «Правда и Кривда». В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал», А. Рыбаков «Тяжелый песок», К.Г. Паустовский «Золотая роза». Русская народная сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки в творчестве музыкантов, художников. Б.Петров «Поднялся ветер». В. Песков «Опушка». Из истории языка и культуры. Русские былины и сказки. «Садко», К. А. Васильев «Садко». Славные города России. Сравнение сказок. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..» и «Перышко Финиста ясна сокола»

Язык в действии (1 час)

Конструирование деформированного текста. Сказка «Золотой ключик или приключение Буратино»

Секреты речи и текста (6 часов)

Языковые особенности текстов фольклорных произведений. Художественных текстов или фрагментов. Создание текстов разных типов: рассуждений, описаний,повествований. Редактирование.

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тексты-рассуждения. Сказка-быль  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», К.Д. Ушинский «Спор деревьев». Г. Скребицкий «Белая шубка». Д. Шеваров «Приключение книжного мальчика». Тексты-повествования. Из истории языка и культуры. Из истории языка и культуры. А.Е. Клиентов «Народные промыслы».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Планируемая дата

I триместр (5 часов)

Прошлое и настоящее (10 часов)

Где путь прямой, там не езди по кривой. В.И. Даль «Правда и Кривда». В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» (с.6-8)

06.09. – 10.09.

История языка и культуры. А. Рыбаков «Тяжелый песок» (с.16)

20.09. – 24.09.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. К.Г. Паустовский «Золотая роза» (с.18-19)

11.10. – 15.10

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Русская народная сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки в творчестве музыкантов, художников. (с.30-31)

25.10. – 29.10

Ветер без крыльев летает. Б.Петров «Поднялся ветер» (отрывок)

08.11. – 12.11.

II триместр (6 часов)

Какой лес без чудес. В. Песков «Опушка» (с.44-45)

29.11. – 03.12

Дело мастера боится. Из истории языка и культуры. (с.54)

13.12. – 17.12

Заиграйте, мои гусли… Русские былины и сказки. «Садко», К. А. Васильев «Садко» (с.62-64)

27.12. – 30.12

Что ни город, то норов. Славные города России. (с.70-71, 75)

17.01. – 21.01

У земли ясно солнце, у человека – слово. Сравнение сказок. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..» и «Перышко Финиста ясна сокола» (с.80-81)

31.01. – 04.02

Язык в действии (1 час)

Сказка «Золотой ключик или приключение Буратино» (с.88-89)

14.02. – 18.02

III триместр (6 часов)

Секреты речи и текста (6 часов)

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с.116)

07.03. – 11.03

Тексты-рассуждения. Сказка-быль  М.М. Пришвина «Кладовая солнца», К.Д. Ушинский «Спор деревьев» (с.120-123)

21.03. – 25.03

Редактирование. Г. Скребицкий «Белая шубка» (с.127)

11.04. – 15.04

Д. Шеваров «Приключение книжного мальчика» (с.131)

25.04. – 29.04

Тексты-повествования. Из истории языка и культуры. (с.134-138)

09.05. – 13.05

Из истории языка и культуры. А.Е. Клиентов «Народные промыслы». ((с.139-140) Резерв.

23.05. – 25.05.

Элементы адаптации и методы оценивания

Данная рабочая программа может быть скорректирована с учетом контингента и успеваемости обучающихся. Для более мотивированных детей используется технология дифференцированного обучения (задания повышенной сложности,  задания творческого  и поискового характера), увеличение объема заданий по темам, возможно выполнение проектных работ с учетом меры трудности ученика.  

Для работы с отстающими обучающимися  предусмотрен  индивидуальный подход в обучении.   Можно предусмотреть увеличение объема выполнения лексико-грамматических и текстовых упражнений за счет методических ресурсов официального сайта издательства «Просвещение».

Методы оценивания:

Уроки строятся на принципах системно-деятельностного подхода в обучении и включают практическую работу, работу в группе, паре, самостоятельную и применением различных форм проверки. Используется прием самооценки, взаимооценки.

Самооценивание.

Данный метод предполагает самостоятельное оценивание обучающимся ряда письменных и устных работ, выполненных им самим по заранее известным критериям. Последующая проверка работ учителем и обсуждение результатов обязательны.

Взаимооценивание.

Данный метод используется при парной /групповой работе, оценивании публичной презентации ответа. Критерии известны всем участникам процесса оценивания, предполагается совместное обсуждение результатов. Отдельное оценивание учителем необязательно при данном виде работы.

Оценивание учителем подразумевает использование заранее известных критериев при оценивании письменных и устных работ. При разработке критериев учитываются лексическая наполненность ответа, его грамматическая оформленность, организационная адекватность, эмоциональная окрашенность, манера публичного представления.

Недавно певица Тэйлор Свифт ворвалась в чарты с 10-минутной версией своего хита 2012 года All Too Well – трек возглавил хит-парад Billboard, установив новый рекорд: это самая длинная композиция, когда-либо попадавшая на вершину чартов (предыдущий рекорд 49 лет принадлежал 8-минутному «Американскому пирогу» Дона Маклина). 15-минутное видео песни набрало больше 40 млн просмотров. Изначально записанная как типичная breakup song – этакий стереотипный жанр женской музыки – All Too Well рассказывает про разрыв отношений с актером Джейком Джилленхоллом с дополненной перспективы, где «память превращается в оружие», как отметил журнал The New Yorker. Тэйлор пересобирает, как старый паззл, события 2012 года и переоценивает разрыв с позиции себя нынешней: теперь это песня о манипуляциях, страхе (душераздирающие образы забытого шарфика и танца при свете холодильника в ночи), а еще о том, как певица «переписывает» память об отношениях, основанных на дисбалансе, которого она не чувствовала десять лет назад. («Ты сказал, если бы не разница в возрасте, может, у нас бы что-то и вышло. И я просто захотела умереть, когда услышала это»).

Все хвалят Тейлор за терапевтичный подход –оказывается, можно реорганизовать свое травматичное прошлое, отправив себе туда сочувствие и поддержку.

Да, сейчас певиц лучше не обижать – это в 1960-е The Supremes могли петь «Он ударил меня, и это было как поцелуй», а теперь, во времена #MeToo, женщины в песенной лирике все чаще называют вещи своими именами.

Смелые и откровенные женщины в американской музыке были и раньше. Американки и раньше пели о насилии, абьюзе и токсичных, разрушающих отношениях. И многие в песнях честно делились собственным опытом. Для кого-то это была авто-терапия, для кого-то – попытка предупредить других женщин или поддержать их. Поэтому мы решили сделать подборку честных женских песен об эмоциональном или физическом насилии, чтобы вспомнить, что в музыке США эта тема далеко не новая.

Как ни странно, те же He Hit Me And It Felt Like A Kiss и You Keep Me Hanging On от The Supremes были написаны мужчинами – может, поэтому женщины там немножко безвольные и страдающие по своим брутальным партнерам.

Более того – даже гимн I Will Survive Глории Гэйнор – вот где прекрасная песня о триумфальном расставании с абьюзивным прошлым – тоже написана мужчиной! Автор, Дино Фекарис, написал ее после того, как его уволили со студии Motown Records – его жгла обида, ведь он столько лет был их штатным песенником!

Та же история со знаменитыми песнями о том, где женщина, уставшая от домашнего насилия, убивает мужа – одну из них, Stone Cold Dead in the Market (1939), не без удовольствия поет Элла Фицджеральд (там мужа убивают сковородкой), еще одну – Goodbye Earl, где абьюзивного Эрла отравили – мстительно распевают девушки из Техаса Dixie Chicks.

Но нам важна именно лирика, написанная женщинами – поэтому у нас сложилась вот такая десятка самых эмоциональных песен о пережитом насилии. Если вам есть что добавить в плейлист – добро пожаловать в комментарии!

Billie Eilish – Happier Than Ever (2020)

Самая душераздирающая песня с одноименного нового альбома Билли Айлиш рассказывает о ее токсичных взаимоотношениях с человеком, который, пользуясь тем, что она «была еще ребенок», заставил ее отдалиться от семьи и друзей, всегда опаздывал на встречи, смертельно пугал ее, когда звонил пьяный, под веществами и за рулем автомобиля. Билли, как всегда, написала ее вместе с братом, и поначалу песня звучит в ее фирменной воркующе-шепчущей манере – но во второй части певица выдает злой и отчаянный рок, крича во всю глотку: «Из-за тебя я возненавидела этот город!», «Ведь я никогда не обливала тебя дерьмом в интернете, вообще слова плохого о тебе не сказала!» и «Да оставь же меня, #$%^#!, в покое!». О ком это вообще? Скорей всего, о ее отношениях с рэпером Q.

Я просто выкричала там все свои легкие

Хорошенько покричав от души во время записи, Билли поняла, что это самая терапевтичная песня в ее жизни. «Я просто выкричала там все свои легкие, – признавалась она в интервью сервису Spotify, – И в этом было какое-то удовольствие. Я так долго хотела выпустить этот крик наружу».

Mitski – А Pearl (2019)

Японско-американская певица Мицки – спасение для депрессивной молодежи: она честно и точно поет о самых неудобных в мире вещах, например, о том, как себя чувствует азиатская девочка, которую американский парень знакомит с расистски настроенной мамой. Песня «Жемчужинка» – о том, как пережитая травма остается с человеком на всю жизнь. Героиня песни вроде понимает, что партнер ее любит, но она почему-то мучается бессонницей, «и еще есть всякие штуки, о которых я не говорю». В припеве Мицки поет: «Прости, я не хочу, чтобы ты меня трогал. Это не значит, что я не хочу тебя. Я просто не выношу, когда меня трогают».

В мыслях лирической героини воспоминание о том, почему она не выносит прикосновений, превратилась в жемчужинку внутри ее головы – жемчужинку памяти о травме, выросшей из «необязательной» песчинки. «И я перед сном кручу эту жемчужинку, наблюдая, как она растет, каждую ночь». Сама певица признавалась в интервью, что песня – о глубоких токсичных отношениях, которые настолько вплавлены в твою идентичность, что даже оправившись и оказавшись в других отношениях, ты лелеешь память про свой прошлый ад, словно жемчужинку – «потому что как же можно оставить это позади, это же как будто стереть саму себя».

Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно

Фанаты Мицки обожают эту песню – в комментариях к трэку на YouTube они пишут: «Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно» или, например, «можно годами сражаться с эмоциональными последствиями токсичных отношений, а можно послушать «Жемчужинку» и получить катарсис» и «Мне понадобилось 18 лет, чтобы понять, что я страдаю от пост-травматического стрессового расстройства, и что мое нежелание прикосновений – это ненормально. И именно эта песня помогла мне разобраться». Метафора ядовитой жемчужинки сработала идеально.

Melanie Martinez — Teddy Bear (2015)

Юная певица Мелани Мартинез прославилась благодаря шоу «Голос», а в 2015 году выпустила суперхитовый дебютный альбом. Мелани в основном поет про всякие игрушечные вещи, да и выглядит как кукла-игрушка из сна. Песня «Плюшевый мишка», при этом – жуткая композиция о насилии, и нет, это не «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», там абьюзер – сам мишка. По сюжету песни, ранее нежный плюшевый мишутка начинает угрюмиться, отдаляться, бормотать во сне нехорошее, прятать под кроваткой ножи, а затем пытается убить лирическую героиню. «Мне, #%$;%!, страшно, – поет Мелани. – Как любовь превратилась в насилие?». Далее выброшенный к чертовой матери мишка приходит к дому и бдит, звонит по ночам и пьяно дышит в трубку. «Мишка мой милый, – поет Мелани. – Все было так чудесно, пока ты меня чуть не убил».

Через пару лет после этого релиза выяснилось, что мишка, в некотором смысле – сама Мелани: ее лучшая подруга Тимоти Хеллер обвинила певицу в изнасиловании, выдав длиннейший Твиттер-тред на эту тему: Тимоти сто раз говорила «нет», но Мелани отказывалась это понимать.

Сама Мелани в ответ сообщила, что ужасно огорчена, и что секс между девушками и правда был, но без насилия. «Дружба плюс молчание – не равно согласие», – ответила Тимоти. Вот такой мишка.

Lady Gaga — Til It Happens To You (2015)

Композиция «Пока это не случится с тобой» была записана Леди Гагой для документального фильма о проблеме насилия в студенческих кампусах. Собственно, об этом и видеоклип, который предваряется триггер-предупреждением: видео может быть эмоционально некомфортным, но это – реальность того, что происходит в кампусах.

Песню номинировали на «Грэмми». Гага ее много где пела, но самое душераздирающее исполнение – на 88-й церемонии «Оскар», где в финале к певице присоединяется толпа людей, переживших сексуальное насилие, с написанными на запястьях фразах вроде «ты не виновата» и «выжившая» – естественно, зал отреагировал слезами и овациями. В то же время, текст песни довольно пространный – в нем утверждается, что невозможно узнать, как себя ощущают жертвы насилия, не побывав на их месте.

Lana Del Rey – Ultraviolence (2014)

Лану Дель Рэй только ленивый не пнул за эту песню, где она рассуждает о насилии в отношениях с позиции жертвы, которая почему-то не уходит. Более того, она даже цитирует там мазохистскую фразу из песни Supremes про побои, похожие на поцелуи: He hit me and it felt like a kiss. Не все критики поняли, что это цитата, и ополчились на Лану: что это у вас там, девушка, гимн виктимизации и романтизирование брутальности?!!

Вообще, романтизация кошмаров в отношениях – это то, на чем Лана, так сказать, выстроила карьеру. Но Ultraviolence – как сама песня, так и одноименный альбом – все-таки о том, что она не считает, что боль и абьюз –это норма и источник вдохновения.

Оригинальную песню The Supremes написал семейный дуэт сонграйтеров Джерри Коффин и Кэрол Кинг, впечатлившись историей своей няни, которая оправдывала поколачивающего ее мужа: «если бы он обо мне не заботился, его бы не бесило мое поведение, но он меня ударил, и я обрадовалась». Теперь эту песню считают токсичной: в ней нет критики агрессора, а только безграничное женское всепрощение.

В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я.

Но сама Лана вовсе не всепрощающий зайчик. И своим критикам, проклинающим ее за «гламуризацию абьюза» и антифеминизм, ответила в Инстаграме: «Моя лирика – о разных “реальностях” эмоционально абьюзивных отношений, и я считаю, что в современной музыке должно быть место и для таких тем. Я пишу обо всем честно. Потому что для многих женщин оно – именно так. Я не считаю, что рассказывая о своем опыте подчинения или пассивности в отношениях, отбрасываю женщин на сотню лет назад. В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я. О тех, кто говорит “нет”, но мужчина слышит “да”, о тех, кого безжалостно порицают за то, что они не боятся быть собой; о женщинах, чьи голоса и истории забирают себе женщины более авторитарные, либо мужчины, ненавидящие женщин».

Alanis Morissette – Hands Clean (2002)

Суперхитовый сингл Аланис Мориссетт «Умыл руки» с альбома Under Rug Swept сейчас воспринимается как жизнерадостная песенка из начала 1990-х. Но вслушаемся в текст! Он про отношения девочки-подростка со взрослым мужчиной, который является для нее ментором («Ты моя протеже, и однажды ты скажешь, что я тебя всему научил») – и требует молчать про их отношения («Никто не знает, кроме нас. Я удовлетворила твою просьбу о тишине. А ты просто умыл руки»).

И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться…

В подростковом возрасте, как вспоминает певица, у нее были отношения со взрослыми мужчинами – это трагичная и неизбежная история про шоу-бизнес: когда Аланис стала суперзвездой, ей было всего 16. Повзрослев, певица называет вещи своими именами и даже пытается поставить себя на место мужчины, пытаясь понять, что же у него было в голове, когда он заводил отношения с подростком: «Ты от меня зависишь, потому что все молоденькие девочки находятся в зависимости от своего покровителя, и я знаю, что ты меня сексуализируешь, потому что так делают все молодые девочки, и я думаю, что мне это нравится. Главное, никому не говори, особенно своей семье. Лучше сохраним это в секрете. Жаль, что я не могу сказать всему миру, какая ты милашка. И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться, если ты приложишь усилия к тому, чтобы остаться такой же худенькой и будешь поддерживать свое молодое тело в тонусе».

Аланис тоже поет о молчании, которое может длиться годы: «Какая часть нашей биографии переписана и заметена под коврик? Какая часть твоей памяти избирательна и старается все забыть?».

В интервью певица признается, что вроде как ей самой в 17 хотелось общаться с мужчинами постарше, но теперь, вспоминая те времена, она чувствует: «тоску и эмпатию: черт подери, да что ж ты делал-то, когда встречался с 17-леткой!»

Regina Spektor — Flyin’ (2001)

Родившаяся в СССР американская певица Регина Спектор, помимо того, что чудесно поет – еще и замечательный лирический поэт (не случайно она любит перепевать песни советских бардов). В этой коротенькой – меньше двух минут! – околоджазовой вещице она уместила целую трагедию, яростную и жуткую: это история о девочке-школьнице, скучающем и раздраженном подростке, изнасилованной школьным учителем, который пригласил ее домой «просто поспать». В тексте девочка пытается как-то отбиться («Он целовал меня в щеки и гладил мои ступни, но мне было противно, и я повторяла, что просто хочу спать»), а потом происходит что-то странное – то ли насильник выбрасывает ее из окна, то ли сама девочка, пытаясь убежать, выпрыгивает в окно. Первое время она просто падает, а потом осознает, что умеет летать – и, счастливая и ликующая, летит в небеса. В конце песни Регина радостно хохочет – все-таки, хэппи-энд.

Fiona Apple — Sullen Girl (1996)

Одна из знаковых американских певиц-сонграйтеров 1990-х, Фиона Эппл, в 12 лет пережила попытку изнасилования. В интервью журналу Rolling Stone Фиона признается, что песня Sullen Girl – о том, какую роль этот страшный опыт сыграл в ее жизни и творческой карьере.

Текст песни не содержит в себе травматичных деталей – это, скорей, эмоциональный портрет жертвы. «В такие дни я не знаю, что с собой делать. Я, бывает, днями и ночами брожу по коридорам вдоль стен. И где-то глубоко на фоне моего дыхания я говорю себе: мне нужны силы, чтобы продолжать бороться». Лирическая героиня переживает, что ее называют «угрюмая девушка», но дает понять, что за каждой «угрюмой девушкой» прячется трагедия, о которой невозможно рассказать и которую даже невозможно хранить в памяти: «Но под волнами в синеве забвения моего – тишина и покой».

Tori Amos – Silent All These Years (1992)

Тори Эймос одной из первых открыто заговорила в своих песнях о насилии. И не о таком, где таинственно поблескивает в ночи холодильник, а настоящем. В юности она пережила изнасилование, и этот сингл 1992 года – именно об этом, прямо в лоб, без приукрашиваний. Песня «Все эти годы молчала» как будто является ответом на вопросы в духе: что ж ты молчала-то все эти десять лет. Вторая сторона сингла – песня «Я и пистолет», исполненная а-капелла и подробно документирующая изнасилование в машине, где преступник угрожает пистолетом. Слушать ее невозможно, поэтому лучше послушать более метафоричную и поэтическую Silent All These Years – тогда же, в 1992 году, песню использовала как промо-материал американская «Национальная сеть помощи жертвам изнасилований, абьюза и инцеста».

Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!

Когда Тори записала первую версию песни в студии, ее продюсер Эрик Росс сказал ей: «Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!» Cама Тори считает, что ей помогла написать песню аналогия с Андерсоновской «Русалочкой», которую она читала перед сном племяннице: сказка увиделась ей историей о женщине, которая физически не может заговорить и рассказать о себе страшную правду, но каждый шаг причиняет ей нестерпимую боль.

Madonna – Till Death Do Us Part (1989)

Вроде бы жизнерадостная поп-песенка в духе танцевальных 1980-х, но в ней Мадонна предстает очень ранимой – ведь здесь идет речь о ее травматичном разводе с Шоном Пенном.

Мадонна довольно осторожна в тексте, не говоря о побоях прямо («синяки со временем рассосутся – но ты бьешь меня словами, которые произносишь»), но произносит тревожные фразы «я не хочу больше оставаться и наблюдать, как растет твоя ненависть», а еще приходит к честному выводу: «Дело не в том, что ты полюбил кого-то еще. Проблема, что ты даже себя самого не любишь. Только вот я все-таки хотела бы, чтобы ты попросил меня остаться».

Несмотря на то, что лирическая героиня хочет, чтобы муж-абьюзер ее остановил на пороге и пал на колени, она таки уходит, вспоминая пьяные скандалы, когда муж орал на нее и швырялся вазами (в песне даже слышен звук разбитой посуды). Мадонна неоднократно подавала на Пенна в суд за избиения (в том числе бейсбольной битой) и чудовищные издевательства, но потом их отзывала, защищая Пенна в суде. В то же время певица признавала, что его пьяные вспышки агрессии – чистая правда, и ссорились они и правда довольно жестко. В общем, темная история.

  • Пр рекаться как пишется
  • Права в сказках для дошкольников
  • Права ребенка в современном обществе сочинение рассуждение
  • Почитать сказки для детей на ночь
  • Пошел на попятную как пишется