Прав ли обломов говоря имя нам легион сочинение

Слайд 1 текст слайда: урок - творческая мастерская на тему мастерство создания художественных образов по роману и.а.гончарова обломовучителя русского
Слайд 1

Урок - творческая мастерская на тему « Мастерство создания художественных образов (по роману И.А.Гончарова

Текст слайда:

Урок — творческая мастерская на тему « Мастерство создания художественных образов (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)»

©Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №32 Морозовой Натальи Алексеевны

2018


Слайд 2

1.Индукция (цель: мотивация дальнейшей деятельности, создание эмоционального настроя) История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва

Текст слайда:

1.Индукция (цель: мотивация дальнейшей деятельности, создание эмоционального настроя)

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…
М.Ю.Лермонтов

-Какие ассоциации связаны у вас со словом «душа»? (Внутренний мир человека, переживания, настроения, чувства, привязанности; сам человек, его личность, характерные черты и свойства личности).

-Найдем его толкование в словарях.

-Какие истории души раскрывает пред нами Гончаров? А, может быть, это истории ума, рассудка, расчетливости… «Ум тогда истинный и высокий ум, когда он и ум и сердце вместе»,- писал автор романа.


Слайд 3

2.Создание творческого продукта (групповое задание)Деконструкция (цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты), реконструкция (цель: создание

Текст слайда:

2.Создание творческого продукта (групповое задание)

Деконструкция (цель: разъединить материал на отдельные части, отыскать словесные доминанты),

реконструкция (цель: создание из разрозненных частей нового представления)


Слайд 4

1 группаРассказать и проанализировать историю жизни И.И.Обломова, историю его души по вопросам: образ главного героя: основные черты

Текст слайда:

1 группа

Рассказать и проанализировать историю жизни И.И.Обломова, историю его души по вопросам: образ главного героя: основные черты его характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке главного героя, жизненные идеалы героя, отношение автора к нему. Захар и Обломов: обломовские черты в Захаре.
— Почему обломовская лень не производит на нас впечатления пошлости?
— Каков идеал любви и семейного счастья героя романа?
— Основные факторы, оказавшие влияние на формирование Обломова.
— Что общего у Обломова с «лишними» людьми (Онегиным, Печориным)?
— Можете ли вы сказать, что Обломов – характер типический? Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам – легион»?
— Как понять сочетание в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить, с третьей стороны — «мне давно совестно жить на свете».


Слайд 5

2 группаКто такой Штольц? Деятельность Штольца. Отношение автора к этому герою. Штольц – антипод Обломова или его

Текст слайда:

2 группа

Кто такой Штольц? Деятельность Штольца. Отношение автора к этому герою. Штольц – антипод Обломова или его двойник? Выделить привлекательные черты и слабости этого героя. Можно ли говорить об истории души Штольца в романе А.И.Гончарова?

— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

— Почему автор романа и критики считали, что образ А.Штольца не удался писателю? Согласны ли вы с этим?

— Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, но я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…». Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания.


Слайд 6

3 группа Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской.- Портретная характеристика.- Характер и идеалы Ольги. Как

Текст слайда:

3 группа

Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской.
— Портретная характеристика.
— Характер и идеалы Ольги. Как воспринимает любовь и брак Ольга?
— Какие обстоятельства повлияли на развитие отношений Ольги и Обломова?
— Любила ли Ольга Обломова или приняла за любовь другое чувство? Почему между ними произошел разрыв?
— Почему состоялся брак Ольги Ильинской и Штольца после любовной неудачи с Обломовым?
— Можно ли Ольгу считать положительной героиней романа?
— Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
— Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?
— Какова история души героини?


Слайд 7

4 группаРассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Матвеевны Пшеницыной.- Портретная характеристика.- Характер героини, ее идеалы.- Описание

Текст слайда:

4 группа

Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
— Портретная характеристика.
— Характер героини, ее идеалы.
— Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Агафье Пшеницыной, опускается еще больше. Почему?
— Любовь Агафьи Матвеевны к Обломову.
— Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
— Агафья Матвеевна после смерти мужа.
— Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам?
— Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?
-Сделайте выводы об истории души Агафьи Матвеевны.


Слайд 8

3.Социализация и корректировка творческого продукта (цель: предъявление созданного продукта коллективу)Заполнение таблицМногие исследователи творчества Гончарова противопоставляют Штольца и

Текст слайда:

3.Социализация и корректировка творческого продукта (цель: предъявление созданного продукта коллективу)

Заполнение таблиц
Многие исследователи творчества Гончарова противопоставляют Штольца и Обломова, чем можно мотивировать это противопоставление?


Слайд 9

К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры.

Текст слайда:

К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры.
В.Г.Белинский


Слайд 10

4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем (цель: отражение чувств, возникших у участников в ходе мастерской,

Текст слайда:

4.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем (цель: отражение чувств, возникших у участников в ходе мастерской, создание нового варианта, версии, гипотезы)

— Почему автор романа и критики считали, что образ А.Штольца не удался писателю? Согласны ли вы с этим?

— Штольц, по словам И.А.Гончарова, «мог быть близок Обломову». Почему?

— Почему писатель показывает Обломова в разных сценах и ситуациях, а о Штольце преимущественно рассказывает? Какие «обломовские» черты есть в Штольце?

— Почему цель жизни Штольца не удовлетворяла Обломова?

— Какая история души вам более близка? Будет очень интересно, если вы расскажете историю своей души…


Слайд 11

5.Домашнее задание – сочинение на одну из предложенных тем Темы творческих работ: «Кто необходим будущей России –

Текст слайда:

5.Домашнее задание – сочинение на одну из предложенных тем

Темы творческих работ:

«Кто необходим будущей России – «деятельный» Штольц или созерцательный «добряк-ленивец» Обломов?»,
«Судьба Обломова: закономерность или случайность?»,
«У тебя были крылья, да ты отвязал их…» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»),
«Образ Ольги Ильинской в галерее женских образов в литературе XIX века»,
«Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?»


Слайд 12

Творческие задания по группам1. Предложите идею оригинального памятника Обломову2. Возьмите интервью у Штольца (5

Текст слайда:

Творческие задания по группам

1. Предложите идею оригинального памятника Обломову
2. Возьмите интервью у Штольца (5 вопросов к герою, ответы героя)
3. Напишите четверостишие, посвящённое Ольге Ильинской
4. Создайте синквейн на тему «Агафья Матвеевна Пшеницына»


Мешаешь — плати

В Ижевске собираются штрафовать за авто, мешающие уборке снега. С такой инициативой выступила директор управляющей компании Ирина Плигина на республиканском совещании по уборке снега.
«Предлагаю внести в закон Удмуртской Республики статью, предусматривающую административную ответственность автомобилистов, нарушающих требование СанПиН, а именно — паркуются на расстоянии менее десяти метров от стен домов, что запрещено», — пояснила Плигина.

По ее словам, на просьбы убрать авто в определенное время откликаются далеко не все. На первый взгляд, все логично. А на второй — нереалистично. Где в условиях уплотнительной застройки найти место для парковки не ближе десяти метров от дома? И еще. Далеко не всегда уборка проходит в то время, которое указано в объявлении.

Тем не менее председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов попросил Ирину Плигину оформить предложение о штрафах в письменном виде и направить в администрацию, чтобы его рассмотрели вместе с главой Ижевска.

Против введения штрафов уже высказался председатель общественной организации «Автомобильная Удмуртия» Борис Ломаев. Он считает, что управляющие компании должны активнее работать с автомобилистами. Он предлагает развешивать объявления при въезде во двор с расписанием уборки снега. И строго выполнять запланированное.

Коллега Бориса Ломаева из Екатеринбурга — председатель регионального комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов — сомневается, что штрафы смогут ввести быстро: «Это сложная правовая процедура. Нужна четкая юридическая трактовка: что значит «мешают уборке», какой объем выпавшего снега должен при этом находиться рядом и прочее. Все это не такие простые вопросы, если переводить дело в юридическую плоскость».

По прогнозам Ларионова, если «снежно-уборочный закон в Ижевске и примут, то не раньше чем к следующей зиме». Однако он не исключает, что «в Ижевске могут угодить в такой же снежно-правовой капкан», как случилось в Екатеринбурге».

«Обломов и Штольц?» ( И.Гончаров «Обломов»).

1

Тема

: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»).»

Цель

: выявление особенностей авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца).

Задачи:

образовательные:

  1. формировать навыки характеристики литературных персонажей;
  2. помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

  1. развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  2. развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;
  3. совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;
  4. способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;
  5. способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
  6. способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

  1. воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;
  2. воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;
  3. воспитывать умение слушать и слышать друг друга;
  4. воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы:

урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения:

эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока:

комбинированный.

Оборудование:

портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману «Обломов», проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф

: «Пока останется хоть один русский , — до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя

: Обломов и Штольц – в широком смысле, — есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя:

Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова «Обломов» – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся:

Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя:

Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока

: «Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц — друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

— Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова. (Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев

на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

Как знакомит нас автор со Штольцем? (Уроки 1, 2, где знакомство с Обломовым уже состоялось.) Так же, как с Обломовым, или иначе?

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание — трудовое, практическое,

его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын…”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит… в покое и наслаждении

; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц — друзья?

Что, кто является центром дружбы?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо…”

3–4-я главы второй части.

Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора — КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода.
После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы.
Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

— Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

  • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»
  • «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
  • «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
  • «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»
  • «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»
  • Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.
  • Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)
  • Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)
  • Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).
  • Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?
  • Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?
  • В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?
  • В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?
  • Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?
  • В чем все-таки причина угасания Обломова?
  • Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода: Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

А где же тут автор?

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, — и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

  • Жизнь. Цель:

    “труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие:
    жизнь — счастье в труде; жизнь без работы — не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” — сказал Штольц».
    Принципы:
    иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

  • Любовь.

    Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

  • Дружба.

    Друзей у Штольца всегда и везде было много — люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

  • Отношения с окружающими.

    Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным — его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

  • Больше всего боялся

    того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

  • Жизнь. Цель:

    прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие:
    колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы:
    делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

  • Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова.
  • Любовь.

    Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

  • Дружба.

    Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

  • Отношения с окружающими.

    Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

  • Больше всего боялся

    всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного.

Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся:

Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

  1. Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…
Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»
Ответ:
Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает — неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

1. Ответить на вопрос «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?»

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

3. Перечитать главы об Обломове и Агафье Пшеницыной.

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

— Как знакомит нас автор со Штольцем? (Так же, как с Обломовым, или иначе?)

— Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

— Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

— Чего больше всего боялся Штольц?

— Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит… в покое и наслаждении

).

— Так почему же Обломов и Штольц — друзья?

Что, кто является центром дружбы?

Суть спора — КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода

.

— Как возникает спор?

— Когда наступает перелом в споре?

Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

А где же тут автор?

  1. Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…
Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Для меня

Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но в и в это время в нём идёт борьба, которой он не выдержит.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова. Кроме главных героев, в романе даны внесюжетные персонажи. И один из них – это Захар.

Какую роль играет в романе Захар Трофимович Трофимов? Что мы узнаём о нём? (рассказуч-ка о Захаре) (часть первая, седьмая глава, часть вторая, глава третья)

  1. Беседа по содержанию главы «Сон Обломова»

В чём корни «обломовщины»? Какой эпизод романа помогает нам ответить на этот вопрос?

Учитель: Сон Обломова – эта картина детства героя. В которой Н. Добролюбов увидел средоточие дворянско-помещичьей «обломовщины» как жизни за счёт труда крепостных крестьян. Привычкой к ней критик и объяснил в своей статье всё последующее поведение и саму судьбу И.И. Обломова.

Насколько частей можно разделить сон Обломова? (на три части):

  1. Благословенный уголок земли.
  2. Чудесное страна.
  3. Корни «обломовщины»
  1. Аналитическая беседа.
      Какой смысл жизни обломовцев? (еда, сон, продолжение рода, а не духовные потребности.

Цикличность жизненного круга в его основных биологических проявлениях: родин, свадеб, похорон. Привязанность людей к одному месту.

Замкнутость и равнодушие к остальному миру)

  1. Какой по-вашему главный вопрос ставит Гончаров перед читателями (Что сгубило человека?)
  2. Что же сгубило человека? («обломовщина»)
  3. Почему не дружба, ни любовь не смогли победить жизненную апатию Обломова? (воспитание, социальные условия, бездуховное общество)

Учитель: Автор показал жизнь Обломова от колыбели до могилы. Сам Обломов понимает, что его губит. Штольцу он говорит: «Моя жизнь началась с угасания, начал гаснуть над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки. Сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню, пустоту»

О чем заставляет размышлять жизнь и судьба Обломова? (жизнь и судьба Обломова заставляют размышлять о сложных вопросах: как нужно жить, как должна быть устроена жизнь, что бы не погибал человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений)

Каково место романа И.А. Гончарова «Обломов» в истории русской литературы? (роман занимает в истории русской литературы особое место. Гончаров создал произведение колоссальной обобщающей силы. Высокую оценку роману дали Добролюбов, Писарев, Дружинин. Как ни в одном другом романе, здесь цельно и полно отражена русская предреформенная действительность, показан русский национальный характер. Роман Гончарова по-прежнему остаётся в ряду выдающихся достижений русского реалистического искусства. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что роман «Обломов» — это «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было.»

  1. Чтение стихотворения наизусть Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться»
  2. Учитель. «Сама жизнь и труд – есть цель жизни». На этой оптимистической ноте мы и закончим свой урок.
  1. Домашнее задание

Подготовка к тестированию по творчеству И.А. Гончарова.

12

Не получилось

В Екатеринбурге власти решили устанавливать временные знаки «стоянка и парковка запрещена» на улицах, которые планируют чистить ночью. Активные автомобилисты разрушили эти замыслы.

«Представьте, человек припарковал машину, где не было запрещающих знаков, а затем попал в больницу, уехал в другой город, — рассуждает Дмитрий Ларионов. — Потом пошел снег, установили запрещающие знаки, и его машину увезли на штраф-стоянку. Владелец автомобиля может оспорить действия властей и взыскать с них всю сумму ущерба. Предупреждать об установке временных и постоянных знаков о запрете стоянки и парковки необходимо не менее чем за 21 день».

В соцсетях развернулись жаркие дискуссии на тему уборки улиц и прав автомобилистов. Власти решили временные знаки не ставить. Теперь мэрия предупреждает, на какие улицы выйдет техника на ночную уборку за один-два дня на своем сайте и в местных СМИ. Реагируют не все. Часть машин неизбежно приходится эвакуировать.

Но оказывается, можно было ввести и временные запреты на стоянку, как это сделали в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Здесь так все продумали, что горожане практически не замечают нововведений.

Обошлись без штраф-стоянки

В Петербурге, сообщили «РГ» в комитете по благоустройству, работает целая система знаков. В спальных районах снег чистят по будням в рабочее время. В центре города — по ночам.

Еженедельно на различных участках улиц запрещают парковку на несколько часов для уборки дороги, в том числе и от снега. Об этом сообщают заранее. Если в это время на улице обнаруживают машину, то ее эвакуируют. Но бывает, снегопады, как в этом году, лавиной обрушиваются на город. Тогда используется практика перемещения. На улицу приезжает дорожная техника и эвакуатор. Но он увозит машины не на штраф-стоянку, а в соседние дворы. За это владельцы машин не платят.

Во дворах ситуация сложнее. Там дорожных знаков не поставить. Но управляющие компании как-то уговаривают владельцев авто подвинуться. В Петербурге это получается с большим успехом, чем в Ижевске. Поэтому и штрафы вводить никто не собирается.

Ничего не мешает и властям Нижнего Новгорода вводить временные запреты на парковку. В эту снежную зиму на шесть дней даже остановка машин стала «вне закона» на одиннадцати центральных улицах. Постановление об этом подписал глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. И не понадобился 21 день, о которых говорил защитник прав автомобилистов из Екатеринбурга. В городе утвержден порядок введения временных ограничений или прекращения движения транспорта по автодорогам региона. Впрочем, есть и другие варианты, которые дают возможность очищать дороги от снега.

Спор Обломова и Штольца

Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем. Вся эта суета, которую внес в жизнь Ильи Ильича Штольц, сильно утомляла его. Однажды, не выдержав, он «особенно восстал против этой суеты».Обломов беспощадно утверждает, что такая жизнь, в которую его решил вовлечь Штольц, его вовсе не привлекает.»Все,вечная беготня взапуски, вечная игра дряных страстришек, особенно жадности»,-рассказывает Обломов о том, что его не устраивает в общественной жизни. Илья упрекает Штольца в том, что Андрей посылает его в свет и общество лишь за тем, чтобы отбить больше охоту быть там. Очень пренебрежительно Обломов относится к людям, которых он встречает в общественной жизни:»Снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?».Но своими доводами он вовсе не заставляет Штольца принять свою точку зрения.»Это все старое, об этом тысячу раз говорили»,- упрямо отвечает Штольц.Он спокойно относится к размышлениям Обломова и внимательно его выслушивает:»По крайней мере, рассуждаешь, не спишь. Ну, что еще? Продолжай», и Обломов продолжает, повествуя о том, что для него вся это беготня — не жизнь, а просто суета и нелепица.»Ты философ, Илья!»,- именно так охарактеризовал Обломова Андрей Штольц, спрашивая о том, каким же он видит свой идеал жизни, и Обломов мечтательно рассказывает ему о своей мечте завести семью, жить в тишине и покое где-нибудь за городом, в своем домике, с утра вставать пораньше,»собирать букет для жены»,завести детей. Покой, спокойствие и мирное лежание на диване, отсутствие труда и всякой деятельности, о которой рассказывает Обломов, не находит отклика в душе Штольца, и он упрямо отрицает:»Это не жизнь…Это…Какая-то…обломовщина».По его мнению, жизнь — это движение и труд, и ему вовсе не нужен покой. Он не собирается переставать трудиться, причем даже тогда, когда «учетверит капиталы». В конце этого эпизода каждый все равно остался при своем мнении, так и не сумевши убедить друг друга в своей правоте, но оба сошлись на идее уехать из города куда-нибудь подальше,»похудеть немного, перестать хандрить». В этом эпизоде сосредоточены духовные пристрастия Штольца и Обломова. Читатели составляют полную картину о том, какой представлялась идеальная жизнь для главных героев романа. Лишь на небольшую долю времени в эпизоде появляется Захар, который просто отвечает на вопрос Штольца о том, кто же перед ним лежит кратким ответом:»Это барин, Илья Ильич».Если Захар и правда воспринимал Илью как барина, то Штольц лишь простодушно рассмеялся этому. На протяжении всего эпизода, настроение Штольца и Обломова практически не меняется- Обломов рассказывает наступательно и уверенно, а Штольц лишь его спокойно выслушивает. Лишь раз настроение у Обломова изменилось на мечтательное, когда он рассказывал об идеале жизни: «По лицу разлилось выражение покоя». Действия в эпизоде происходят логично и довольно стремительно — ход мыслей Обломова протекает со смыслом, из одного его вывода следует другой, поэтому нить диалога не теряется. Гончаров, настоящий гений по созданию образов и описанию характеров, во всем своем произведении использует большое количество изобразительно-выразительных средств. В его романе много сравнений: «Люди снуют каждый день, как мухи. «,»ты рассуждаешь, точно древний»,эпитетов:»мучительная забота»,»изящная мебель»,гипербол:»чудовищный арбуз».Все это составляет определенные чувства при прочтении романа. Роль этого эпизода во всем романе очень важна для полного представления характеров героев, их мировоззрения, представлении об идеальной жизни для них.

Снежный билет

Во Владивостоке на двое суток ограничили проезд по городу тяжеловесного, крупногабаритного транспорта и грузовиков с прицепом. Их отсутствие дает возможность оперативно ликвидировать последствия снежной стихии.

Креативно подошли к проблеме в Ярославле. Здесь после мегаснегопада на один день для автомобилистов ввели «снежный билет». Чтобы они пересели на общественному транспорту. Проезд для них — бесплатный. Надо только предъявить кондуктору водительские права и свидетельство о регистрации транспортного средства. Власти объяснили, что эта акция позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, уменьшить аварийность в сложных погодных условиях, а также качественно очистить дороги и вывезти снег с прибордюрной части.

Акция «Снежный билет» после сильных снегопадов проводится в Ярославле уже не первый год. Она была объявлена впервые в январе 2016 года. Тогда на общественный транспорт пересели около семи тысяч автомобилистов. После сильного январского снегопада 2021 года участниками акции стали уже больше девяти тысяч человек.

В сочинении на тему «Судьба Обломова – закономерность или случайность?» автор приходит к выводу, что судьба персонажа И. А. Гончарова является закономерностью.

Начало работы над романом «Обломов» относится к 1846 году. И. А. Гончаров писал его в течение двенадцати лет. Это немалый срок. Начавшись с одной главы «Сон Обломова», опубликованной в журнале «Современник» в 1848 году, спустя годы произведение превратилось в полноценный роман. Нужно ли говорить, что первоначальный замысел претерпел изменения? Менялся образ главного героя, менялись детали, переписывались целые главы. Гончаров говорил, что в этом романе он «писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». В образе главного героя действительно присутствуют автобиографические черты.

Роман стал не только литературным, но и общественным событием. Он появился за два года до отмены крепостного права. Передовые люди восприняли его как выступление против застоя в общественной жизни. В то же время многие тогда опасались, что изменения, происходящие в обществе, коснутся нравственных принципов, уничтожат духовную составляющую человека.  Все эти сомнения нашли отражение в романе «Обломов» и в образе главного героя.

Судьба помещика Ильи Ильича Обломова находится в центре изображения. Герой получил хорошее образование, разбирается во многих сферах жизни. Обломов знает толк в музыке, его чувствительная душа откликается на музыкальные звуки. Он любит читать, мог бы даже сам стать хорошим писателем, если бы не был так ленив.

Обломов живет в Петербурге в квартире на Гороховой. На службу он не ходит, разочаровавшись в этом занятии.  Большую часть жизни герой проводит лежа на диване в своем любимом халате. Не часто его можно увидеть в гостиных, на балах, вечерах, гуляющим в парке, по проспекту. Обломов не видит толку в том, чем занимаются его ровесники, люди его круга. Он считает, что они так же, как и он, спят. Спят, сидя за картами, спят, сидя в театре, ресторане. Только поведение Обломова более искреннее. Остальные только делают вид, что занимаются какими-то интересными, полезными делами.

Герой дремлет, предается мечтам о будущем. В них он живет в поместье вместе с женой и детьми. Их часто навещают друзья, которые живут поблизости. Они весело и душевно проводят время: поют, танцуют, смеются, беседуют о жизни. Только время идет, а мечты остаются мечтами. Обломов не делает никаких попыток по воплощению их в жизнь. План по внесению изменений в имение, который он годами создавал на диване, он так и не выполнил.

Обломов встретил женщину своей мечты Ольгу Ильинскую. Образ женщины, жены, матери своих детей, который он рисовал в воображении, полностью соответствовал Ольге. Илья Ильич отказался и от этой мечты. Он не сделал предложения Ольге, так как побоялся разочаровать девушку. В результате Обломов  женился на простой деревенской женщине, вдове с двумя детьми Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Большую роль в понимании характера героя играет глава «Сон Обломова». Не случайно именно с нее началось создание романа. В ней содержится ключ к идее произведения. В главе рассказывается о том, что дорого Обломову, в чем заключаются его жизненные идеалы. В далеком от столицы месте находится место с красивой природой. Тихая жизнь в родительском имении имела простой распорядок дня. Проснувшись, готовили завтрак, потом решали, что приготовить на обед. После обеда все имение погружалось в сон. Жизнь шла неторопливо, без суеты. Все в имении жили счастливо. Здесь не совершали преступлений, люди были здоровыми, трудились в свое удовольствие. Все люди в имении представляли одну большую семью. В таких условиях мог сформироваться только такой характер, как у Обломова.

Находясь в Петербурге, Обломов мечтал о такой жизни. Он был воспитан в патриархальной обстановке. Герой был настоящим барином, за которого все делали крепостные. Он не одевался сам, не готовил пищу, не мог зарабатывать на жизнь. Ему обязательно нужна была прислуга. Обломов – сын своих родителей. Он далек от какой бы то ни было деятельности. Герой ценит покой больше всего на свете. Он наслаждается жизнью как таковой.

Штольц и Ольга пытались изменить Обломова, хотели, чтобы он начал жить другой жизнью. Возможно, в этом была их ошибка. Они хотели лишить Обломова индивидуальности, хотели, чтобы он стал таким, как все. Герой оказался стойким и не поддался их влиянию. Он прожил свою жизнь, плохую или хорошую, правильную или нет, но свою.

И все-таки главная мечта героя стала реальностью. Подобно доктору Фаусту он произнес фразу о том, что достиг прекрасного мгновения в жизни. Обломов решил, что стремиться больше некуда. Он грезил о тихой, спокойной, размеренной жизни в деревне, хотел жить так, как жили его родители. Эта мечта стала реальностью. Правда, такие детали как друзья, песни, развлечения отсутствовали, но жизнь не тревожила Илью Ильича под крылом Агафьи Матвеевны. Герой толстел, дряхлел и умер от удара, не дожив до почтенной старости.

Смерть героя, на мой взгляд, символична. Она означает изменения в жизни поместного дворянства. Крепостное право изжило себя и должно быть уничтожено. Дворяне должны были начать действовать, чтобы жить дальше. Обломов – добрый, душевный, порядочный человек, но этого недостаточно в новых условиях. В этом и заключается закономерность его судьбы.

Образ Обломова вызывает противоречивые чувства. Даже критики высказывают противоречивые оценки жизни героя, но все они сходятся в одном, что Обломов – порождение среды и ее жертва одновременно. Только время показало, что изменились условия жизни, но такие люди, как Обломов, продолжают существовать. Они перекочевывают из одной эпохи в другую, что убеждает в их необходимости. Возможно, они сохраняют душевность, доброту, нравственность, не позволяют человечеству превратиться в рациональных, бездушных существ.

  • Прав ли добролюбов утверждая что в каждом из нас сидит значительная часть обломова сочинение
  • Пр терпеть лишения как пишется
  • Пр сытиться как пишется
  • Пр словутый как пишется
  • Пр ободрить как пишется