Прав ли добролюбов называя катерину лучом света в темном царстве сочинение

760 слов драма а. н. островского гроза рассказывает об индивидуальном бунте героини против закостенелых и лицемерных нравов провинциального города. герои

(760 слов) Драма А. Н. Островского «Гроза» рассказывает об индивидуальном бунте героини против закостенелых и лицемерных нравов провинциального города. Герои пьесы очень интересны даже для современного читателя, и их характеристика позволит наиболее полно отразить замысел автора.

Главная героиня пьесы, Катерина, отличается внутренней свободой, в отличие от всех окружающих. Она хотела бы жить так, как ей подсказывает сердце, окружая себя природой, добром, верой. Однако ее отдали замуж за Тихона Кабанова, и героиня попала в дом к свекрови Кабанихи, в темное царство лжи и ханжества. Она убедилась в лживости всего происходящего. Даже верили в Бога в доме Кабанихи как-то фальшиво, исключительно потому, что так заведено. Сама Катерина, духовно развитая, честная и свободолюбивая девушка, верит искренне и желает жить по заповедям Божьим, но как это реализовать в среде, где жестокость и деспотизм заменяют подлинную мораль и доброту?

Отзывчивая и добродетельная Катерина не находит понимания ни в муже, ни в его сестре, ни в свекрови. Для них главное, чтоб внешне всё было благопристойно, а она жить во лжи не может. Она встречает Бориса, который так непохож на местных жителей, влюбляется в него. Борьба с чувствами не приводит ни к чему, и она ныряет в них как в омут. Однако даже в любви она оказывается одна, Борис не способен изменить свою жизнь, возлюбленный фактически отказывается от нее. Катерина сама признается мужу в измене, после чего ее жизнь превращается в ад: свекровь изводит, муж (по настоянию матери) бьёт. Героиня не видит другого пути, кроме смерти, и кончает жизнь самоубийством. Этот поступок – бунт против лживого общества, которое заботится лишь о том, чтобы внешне всё было «шито да крыто», а что внутри – совершенно неважно. Для них не существует доброты, семейного участия, высоких целей. Все это заменяет традиционный, «единственно верный» уклад.

Кабаниха — глава семьи Кабановых. Но ее власть строится не на мудрых решениях, а лишь на деспотизме. Она чтит традиции, для нее это единственная мера благополучия: жить так, как заведено. Согласно этим принципам, сыну обязательно надо бить жену и держать в страхе, к самой матери семейства надо относиться с почтительным страхом, а решения без нее принимать нельзя. Кабаниха создала в своем доме удушливую атмосферу, от которой все бегут: сын Тихон постоянно стремится уехать и где-нибудь напиться, чтоб хоть на секунду забыться, дочь Варвара в финале драмы убегает с Кудряшом, которого не очень и любит, но другого варианта нет. Катерину же Кабаниха считает главным противником и пытается сломать, подчинить себе. Однако героиня выбирает смерть, но остаётся внутренне свободной. А после ее гибели даже Тихон восстаёт против материнского террора.

Тихон Кабанов – бесхребетный и безынициативный человек. Он не может и не хочет принимать самостоятельные решения. Герой с детства привык, что за него решает мать. Возможно, его это и устраивает, хотя он и пытается постоянно куда-то скрыться. Несмотря на то, что ему невыносимо дома, никаких шагов для изменения ситуации он не предпринимает, ведь самостоятельность неизбежно приводит к ответственности, а брать её он не хочет.

Варвара Кабанова – дочь Кабановой, которая втайне гуляет и веселится, ходит на свидания по ночам, но внешне пытается обставить все благопристойно, потому что опасается матери. Варвара приспособилась к обстоятельствам, она не борется за свободу. В финале она сбегает из дома, ей так хочется вырваться, что она бежит со своим возлюбленным Кудряшом, который имеет схожие взгляды с горожанами (такой же невежественный и закостенелый), поэтому Варвару вполне может ждать судьба Катерины.

Кулигин – мещанин, механик-самоучка. Он поэт, любитель природы и мечтатель. Кулигин хочет быть полезен обществу – придумывает громоотвод, солнечные часы. Мечтает герой изобрести и вечный двигатель. Да вот только его проекты никому не нужны, а то, что он прочел в книгах, –  блажь и глупость для власть имущих. Герой честен, умён, даёт мудрые советы, не боится высказывать свое мнение. Но он один, остальные либо смирились с общей темнотой и узколобостью, либо приспособились к ситуации.

Борис – возлюбленный Катерины, он выглядит не так как горожане: хорошо одет, более образован, однако по сути он также труслив и бесхребетен, как Тихон. Катерине хотелось любви и ласки, именно этим он ее привлек, хотя ему самому хотелось лишь развлечься. Борис зависит от своего дяди Дикого, он не делает ничего, чтобы стать самостоятельным. Катерина выбрала не того человека, он не соответствует ее натуре.

Дикой – богатый купец, сварливый и скандальный. Он тиранит свою семью, ругает и бранит каждого встречного, он упивается своей несдержанностью. Герой – Кабаниха в мужском обличии. Для него важно сохранить старый уклад, потому что он помогает властвовать над всеми.

Критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». И действительно, эта героиня представляет собой борьбу за свободу, правду и честность. Остальные герои либо не могут, либо не хотят бороться против «темного царства» лицемерия и невежества. Тем не менее, смерть Катерины была не напрасной, она будто бы будит, встряхивает всех героев.

Автор: Мария Копусова

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.41 [105 Голоса (ов)]

Одной из главных героев драмы «Гроза», написанной Островским, является Катерина. Ее можно охарактеризовать как «луч света в темном царстве», потому что эта героиня воплощает в себе сильный, чистый и светлый русский характер. Однако, несмотря на твердость характера и душевную силу, Катерину постигает печальная участь, она погибает.

Образ Катерины воплощает в драме мотив простора, ведь в мечтах девушка летает, как птица. Она предчувствует свою смерть с самого начала. Вероятно, это связано с тем, что Катя не создана для жизни в «темном царстве», хоть она и происходит из той же среды, что и Тихон, Кабаниха и остальные. Одним из самых трогательных монологов является рассказ девушки о жизни до замужества, в котором она говорит, что жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле.

Теперь же ее жизнь состоит из религии и домашней работы, на которых строятся патриархальные устои. Но, если разобраться, Катерина вынуждена жить в мире, построенном на принуждении и насилии. На фоне этого в героине зарождается новое, еще непонятное ей самой, чувство – чувство личности. В Кате возникает любовь, идущая вразрез того общества, в котором ей приходится жить. Это чувство в силу своей религиозности героиня воспринимает как страшный грех. Для замужней Катерины любовь к Борису стала нарушением нравственного долга. Она же хотела быть правильной и безупречной.

Девушка изо всех сил старается противостоять любви к другому мужчине, воспринимая ее как полет в пропасть. Но все подталкивает ее туда: Тихон уезжает, Варвара дает Кате ключ от калитки. Героиней овладевает сознание греха. Иного исхода своим мукам, кроме смерти, девушка не видит. К самоубийству ее толкает отсутствие надежды на прощение. Катерина считает, что она все равно уже погубила свою душу. Ее гибель неизбежна, как бы ни повели себя окружающие.

Парадоксально, но смерть Катерины становится ее победой над «темным царством», в результате которой появляется «луч света».

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • «Город Калинов и его обитатели» — сочинение
  • «Был ли иной путь у Катерины?» — сочинение-рассуждение
  • Люди с горячими сердцами в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница»
  • «Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — сочинение
  • «Тихон и Борис — сравнительная характеристика» — сочинение

Сочинение на тему почему катерина луч света в темном царстве

Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Добролюбов, увидели в ней всю народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи. Островский как художник является глубоким реалистом. Создавая свои произведения, он руководствовался принципом, что “драматические произведения есть не что иное, как драматизированная жизнь”. Может быть, поэтому герои его пьес нам частенько кого-то напоминают: и Кабаниха, и Дикой, и Тихон, и Борис… Только вот катерины встречаются не так часто! Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”. “Темным царством” он считал мир бессмысленного самодурства и страданий “наших младших братии”, “мир затаенной, тихо вздыхающей скорби”, мир, где “наружная покорность и тупое, сосредоточенное горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевнейшего обезличения”, сочетаются с “рабской хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу Волги. И это очень важно, что Катерина появилась не откуда-то извне, а сформировалась в калиновских условиях. Именно в душе женщины из обычного российского города рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине. “Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю”. Это. просыпающееся чувство личности. В лице героини оно естественным образом принимает не форму гражданского протеста (это было бы неправдоподобно, учитывая понятия и образ жизни купеческой жены), а форму любви. Любовь и воля нераздельно сливаются в ее сознании. Стремление к воле, поселившееся в ее душе, Катерина воспринимает как нечто гибельное, противоречащее ее собственным, вполне патриархальным представлениям о жизни. Протест Катерины также идет вразрез с ее идеальным представлением о нравственности, и в этом ее трагедия. Мы знакомимся с Катериной в тот момент, когда в ее сердце уже зародилась любовь к Борису, но она еще отчаянно старается сохранить добрые отношения со своим мужем. Мы пока не знаем Катерину, но уже сочувствуем ей, потому что диалог между ее мужем и свекровью заставляет нас содрогаться от ужаса. Тихон выглядит совершенно бесхарактерным, хотя и не злым, не смеющим ничего сказать, а уж тем более сделать, вопреки матери. Кабаниха же производит впечатление абсолютно темной, злой, деспотичной женщины. Мы сразу же можем представить себе положение Катерины в этом семействе. Кабаниха ругает сына за то, что жена его не боится. отвечает ей совершенно правильно, только как-то неуверенно (так неуверенно, что мы не ждем от него защиты для Катерины): “Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит”. Эта реплика вызывает просто взрыв гнева у его матери: “Как зачем бояться? Как зачем бояться? Даты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно: какой же это порядок-то в доме будет!” Тихон не перечит, и здесь он выглядит настолько жалким и ничтожным, что мы понимаем: он не так безвреден, как кажется, потому что молчаливо поддерживает мать в ее самодурстве. Катерина терпит, но это не то терпение, которое заканчивается привычкой. Нет, в каждой ее сдержанной реплике чувствуется такая сила характера, что мы понимаем: Катерина никогда не смирится с оскорблениями и не привыкнет к своему положению — рано или поздно она вырвется из него. Она никогда не жалуется, но свекровь чувствует в ней что-то непонятное и враждебное. Видимо, поэтому она всеми силами старается натравить сына на жену. И Тихон покорно наказывает Катерине, чтобы она без него “в окна глаз не пялила” и “на молодых парней не заглядывалась”. Он прекрасно знает, что его жена не из тех, кто “в окна глаза пялит”, видит, что оскорбляет ее этими словами, но состояния ее до конца понять не может. Он также не в силах постичь ее неожиданного душевного порыва, когда она прижимается к нему и ласкает его. Он как будто мимо ушей пропускает ее слова-причитания: “Ах, беда моя, беда!.. Куда мне, бедной, деться! За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!” Нет, за Тихона не ухватишься. У него одна радость — исчезнуть с материнских глаз и где-нибудь не стороне предаться разгульной жизни. Очевидно, что он поступает так всякий раз, когда есть возможность, и при этом совесть его не мучает, в отличие от Катерины, которая даже мысль о другом мужчине считает тяжким грехом. Еще ничего не было, а она уже угрызается, просит мужа взять с нее какую-нибудь страшную клятву: “…чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком другом, кроме тебя”. Интересно, что клятва эта напоминает наставление самого Тихона о том, чтобы она “на молодых парней не заглядывалась”, но те слова оскорбительны, потому что в них содержится ни на чем не основанное подозрение, а здесь Катерина чувствует свою вину. Другое дело — Варвара, которая советует Катерине скрывать свою любовь к Борису: “А по-моему — делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Но она не чувствует характера Катерины: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. В пьесе нет ни одного человека, способного понять, что творится в душе этой женщины. Невозможно представить, чтобы кому-нибудь из них, как Катерине, пришло в голову задуматься, “отчего люди не летают так, как птицы?” Никто из них никогда не захочет “разбежаться, поднять руки и полететь”. Борис, которому посчастливилось быть любимым такой женщиной, тоже бескрылый. Он мог бы стать ее спасителем, ведь она, узнав, что он едет в Сибирь, просит забрать ее с собой. Но Борис материально зависит от своего дяди Дикого, мало чем отличающегося от Кабанихи. Дикой и Кабаниха сговорились отправить его в Сибирь и никогда не дадут ему взять с собой Катерину. Борис не стоит Катерины, которая и полюбила-то его от безысходности. Больше всего он боится показаться своему дяде непочтительным и лишиться наследства. Может быть, его следует понять — ведь он заботится о своей сестре, старается для нее, — но наши симпатии целиком и полностью на стороне Катерины, только она вызывает наше сострадание. Встреться ей другой человек, ее судьба сложилась бы по-другому, в этом можно быть уверенным: Катерина использовала бы свой шанс. Добролюбов пишет: “Но в том-то и дело, что среда, подчиненная силе Диких и Кабановых, производит обыкновенно Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу, даже при столкновении с такими характерами, как Катерина”. Смерть становится для Катерины избавлением. Был ли это протест? Можно понимать и так, но, скорее, это — отчаянное стремление вырваться из “темного царства”, давившего и душившего ее самобытную личность. Протест должен был возникнуть у читателей и зрителей пьесы, которым следовало, по мнению Добролюбова, задаться вопросом: “Но ведь есть же какой-нибудь выход из этого мрака?” Сам Добролюбов предлагает нам оглянуться вокруг себя и обратить “свои требования к самой жизни, так вяло и однообразно плетущейся вокруг нас”. В пьесе Островского эту попытку могла совершить только Катерина, и за это мы и называем ее “лучом света в темном царстве”.

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?

Драма А. Н. Остовского «Гроза» несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.

«Гроза» прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не желает гнуться Под давлением патриархального деспотизма и открыто объявляет протест.

Так сложилось, что в жизни против Катерины обернулось все. Она, гордая, во-левая женщина, была отдана замуж за слабого и безвольного Тихона, который под-чинялся беспрекословно своей деспотичной матери.

Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины оказалась в плену ханжества, жестоких законов, лжи. К тому же ей выпало несчастье полюбить неса-мостоятельного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделила его всевозможными достоинствами, а на самом деле Борис не имеет ни четких нравственных принципов, ни жизненных ориентиров, ни чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной не возвысили его, не окрылили.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь вызывает у нее ог-ромный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и полететь, широко раскинув крылья.

Героиня чувствует себя в Калинове очень одиноко. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер воспоминаний детства свидетельствует об одухотворенности Катерины и ее восприимчивости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные… А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и беско-нечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает то своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не позволяет глумиться над собой. Она справедливо возражает Кабановой, и при этом придерживается собственной внутренней культуры, сознает свою правоту: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя тоже любит»; «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю»; «Напраслину-то терпеть кому ж приятно».

Не находит она поддержки и понимания и у своего мужа, Тихона. Так, перед отъездом он по указке матери дает Катерине унизительные наказы. Слова Тихона глубоко ранят героиню: «Не разберу я тебя, Катя! То слова от тебя не добьешься, не то что ласки, а то сама лезешь. (…) Вы меня уж заездили совсем! Я не чаю, как выр-ваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Тихон не способен поддержать свою жену. Катерина предчувствует, что после отъезда Тихона случится беда.

У Катерины есть большая мечта — стать свободной в своих поступках, в чув-ствах, освободиться от каждодневной кабалы, «где все как будто из-под неволи». Героиня совершенно четко представляет, на какие поступки она может быть способна, что свидетельствует о ее объективном отношении к самой себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Так и произошло. Каждое слово героини мотивировано складом ее характера, сложившимися жизненными обстоятельствами и общей обстановкой, царившей в городе. Катерина уже в начале пьесы появляется со словами, которые предрекают ее скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!… Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Катерина говорит о зарождающемся в ней чувстве, и она предвидит, что оно принесет ей беду. Дей-ствительно, прощание с Борисом подвело черту под жизнью Катерины. Она осознает, что вернуться к прежней удушающей жизни она просто не в состоянии. Возврат к прошлому означает для нее духовную смерть. Героиня же предпочла смерть физическую насилию над волей. Она, глубоко религиозная натура, не побоялась совершить самого страшного греха – самоубийства, потому что смерть Катерина воспринимает как переход в новое состояние, состояние счастья и свободы

Добролюбов не случайно назвал Катерину «лучом света в темном царстве». «Луч света» – это живая и чистая душа Катерины, но, увы, она не соответствовала законам мрачного патриархально-деспотического уклада жизни. Однако со смертью Катерины этот луч не погас – мы видим, что поступок героини оказал влияние на многих горожан. Тихон, например, потрясенный смертью жены, осмеливается бросить в лицо матери обвинение: «Маменька, вы ее погубили, Вы, вы, вы…» Варвара же убегает из дому с Кудряшом. Требование безропотного повиновения и беспрекословного подчинения встречают протест. Грядущие перемены в обществе уже кажутся близкими. Добролюбов писал: «Конец этот нам кажется отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе. (…) В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Понравилось сочинение » Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 10 класс

Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.

Случайна ли гибель катерины? можно ли было ее избежать? и, наконец, был ли иной путь у героини? на все эти вопросы нет однозначного ответа. был ли другой путь? я думаю, что был. катерина могла стать монахиней и посвятить себя богу, которого она так любила. могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед богом. случайна ли была смерть героини? вряд ли. все к этому и шло. бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на катерину, терзали ее душу. когда же девушку предал борис, это стало последней каплей. предательство любимого человека сломило катерину, и она решилась на отчаянный поступок. девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну. добролюбов называл катерину «лучом света в темном царстве». девушка пыталась бороться со старыми порядками в калинове. она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. смерть катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения. можно ли встретить таких людей как катерина в наше время? я полагаю, что можно. даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.

Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.

Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?
Конфликт между Катериной и Кабанихой неизбежен, потому что они являются полными противоположностями друг друга. Для раскрытия этих образов автор использует прием антитеза. Катерина – свободолюбивая, хрупкая девушка, имеющая очень тонкую душевную организацию. Она была воспитана в атмосфере любви и благополучия, поэтому даже в «тёмном царстве» Кабанихи она до последнего цеплялась за возможность любить и быть любимой. Даже своего мужа Тихона она сначала пыталась полюбить и быть ему верной, но под влиянием Кабанихи сделать это было невозможно. Добролюбов назвал катерину «Луч света в тёмным царстве», ты был прав, Витино единственная чистая и не испорченная нравами Калинова была в этом городе. Она считала любовь и свободу высшим счастьем из-за этого погибла, не выдержав жестоких рамок. Кабаниха же, напротив, считает, что рамки помогают держать все в порядке. Она не только сама «живёт по правилам Домостроя», но и заставляет так жить всю свою семью поэтому Катерина, не желающие мириться с правилами свекрови, так раздражает Кабаниху.Она постоянно настраивает своего сына Тихона против жены, тем самым усложняя их семейную жизнь. Кабаниха была набожной, верующий, но она не видела глубины религии. Она считала религию очередным сводом каких-то законов ,за неподчинение которым всех ждёт Божья кара. Кабаниха искренне верит в то, что без неё в этом доме все развалится. Она деспот, который мешает жить окружающим. « Ханжа,сударь …Нищих оделяет,а домашних заела совсем»,-говорит про неё Кулигин. Но казалось бы, у этих несовместимых личностей, есть общие черты. Такие,как максимализм. Они обе никогда не примириться с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Для Катерины это свобода. Она хочет жить свободно и без греху of на душе. Для Кабанихи это «Домострой». Любой грех должен караться, а измена – высший грех наказание за которые – смерть. Для Катерины любовь – это высшая ценность, а для Кабановой любовь – это слабость. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что конфликт между Катериной и Кабаниха Й неизбежен, потому что они имеют противоположные взгляды на жизнь. Катерина покончила с собой знак протеста против устоев Кабанихи. И гибель её значит их крушение.
59. Какую роль в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» играет пейзаж?
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» композиционно делится на три части, и каждая из них особую роль играет описание природы. Пейзаж меняется вместе с героями, характеризует их состояние. В рассказе открывается особый мир легенд и сказок, автор создает красочный фон свободной, вольной жизни. В первой части рассказчик повествует об одной прекрасной ночи в Бессарабии. Образ природы фантастический: многообразие красочных туч, запах моря, золотые звезды: «все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Действительно, этой ночью рассказчик узнаёт две чудесные легенды и историю жизни старухи Изергиль. Также пейзаж дополняет щедрая кроваво-красная луна, ярко светящаяся над ночным небом. Именно с этой картины, начинается сказка старухи Изергиль о Ларре: «море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах». Природа спокойна, красочна, она отражает все события этой ночи. На протяжении истории старухи Изергиль погода меняется. Когда Ларра убил прекрасную девушку, жителей могучего племя оковал страх, а в реальности луна бледнеет, будто удаляется от земли. Старуха заканчивает свой рассказ, Ларра вынужден жить вечно, одинокий и отверженный, и автор обращает внимание на то, что на берегу моря раздается хор мужских и женских голосов, перекрывающий шум волн. Во второй части рассказа старуха Изергиль повествует о своей жизни, очень разнообразной и интересной. Во время ее истории природа молчит, буто слушает героиню, и только волны изредка напоминают о себе тихими звуками. Тем не менее, когда старуха замолчала и задремала, пейзаж начинает меняться: появляется черная тяжкая туча, луна прячется за облаками, а в степной дали виднеются маленькие голубые огоньки. Именно с такой картины начинается легенда и Данко. В ней природа играет особенную роль. Автор повествует о людях, живших вокруг непроходимых лесов, среди болота, и Данко решает спасти народ, найти дорогу к свету. Природа оказывается жестокой, беспощадной: леса становились все гуще по мере того, как герой ведет людей. Данко находит путь ценой собственной жизни, народу открывается прекрасный солнечный мир, чистый воздух. Природа является контрастом между тьмой и светом, спасением и гибелью. Таким образом, пейзаж играет важную роль в рассказах старухи и рассказчика. Он передает настроение героев и меняется на протяжении всего произведения. Природа – это отдельный персонаж, отражающий все происходящее и создающий особую атмосферу в рассказе.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

К большому сожалению, Борис отличался от остальных особ «темного царства» лишь внешне. Внутри он оказался трусом и предателем. Возлюбленный Катерины не смог защитить обиженную женщину в самый тяжкий для нее момент. Без поддержки и опоры, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Это был единственный выход.
Кабаниха была рада такому исходу, ведь Катерина постоянно раздражала ее своей самостоятельностью и решительностью. Кабаниха невзлюбила Катерину за ее вольный и сводный дух.
В усадьбе Кабановых был установленный закон – все подчиняются Кабанихе, и никто не может и слова сказать против ее приказаний. А тут появляется Катерина, которая нарушает общественный устой усадьбы Кабановых. Кабаниха постоянно бранит и угнетает молодую женщину.
Признание Катерины про измену приводит Кабаниху в ярость, и она со всей своей гнусной натурой начинает издеваться над своей жертвой. Поэтому, самоубийство оказалось самым верным выходом в ситуации Катерины.
Если сравнивать образы двух женщин и далее, можно подметить, что у них совершенно разное отношение к Всевышнему. Кабаниха только лишь делает видимость богомольной дамы, холит в церковь лишь для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Катерина же, верит в Бога со светлыми мыслями и чувствами. Всевышний – это святость для молодой женщины.
Образы Катерины и Кабанихи можно сравнить со светом и со тьмой. Они совершенно противоположны. Светлый образ несет в себе добро и чистоту, а темный образ порождает злость, черствость и жестокость.

Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.

Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

Катерина — решительный, цельный русский характер (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

В XIX веке русская литература приобрела всемирное значение. В России шли бурные социальные процессы. «Переворотился» старый патриархальный порядок, «укладывался» новый, еще неведомый русским людям строй — капитализм. Перед литературой стояла задача показать русского человека переходной эпохи. Нa этом фоне Островский занимает особое место. Он был единственным русским писателем первого ранга, целиком посвятившим себя драматургии и написавшем около пятидесяти пьес. Своеобразен и тот мир, который Островский принес в литературу: нелепые купцы, старомодные стряпчие, бойкие свахи, кроткие приказчики и строптивые купеческие дочки, актеры провинциальных театров.

Пьеса «Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным источником творческих достижений Островского. В этой пьесе драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличив естественно слилось в этом произведении с утверждением в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. В героине пьесы Катерине Кабановой писатель нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства».

Действительно, цельность характера Катерины прежде всего отличает эту иронию. Обратим внимание на жизненные истоки этой цельности, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка па цветок.

Вспомним, как молится героиня, «какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица как будто светится». Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние. Нo излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ec молитва — светлый праздник духа, пиршество воображения: эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетанием птиц. «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». A ведь «Домострой» учил молиться со страхом и трепетом, со слезами. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от изживающих себя норм старой патриархальной нравственности.

В мечтах юной Катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде Эдеме, возделывать который завещано было первотворным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был свободным трудом вольных людей. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Очевидно, что легенда о рае обнимает у Катерины и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей — студенцов, светлые образы ангелов и птиц.

В ключе этих мечтаний Катерины и другое нешуточное стремление полететь: «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».

Откуда приходят и Катерине эти фантастические мечты? He плод ли они болезненного воображения? Нет. В сознании Катерины воскресают вошедшие в плоть и кровь русского народного характера языческие мифы. А для народного сознания характерны всевозможные поэтические олицетворения. И Катерина у Островского обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному как к существам одухотворенным.

He осознав этой первозданной свежести ее внутреннего мира, не поймешь жизненной силы и мощи ее характера, образной красоты ее народного языка. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». И верно, цветущая заодно с природой душа иронии действительно «увядает» в мире Диких и Кабановых.

Нежность и удаль, мечтательность и земная страстность сливающих друг с другом в характер Катерины, и главным в нем оказывается не мистический порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухотворяющая земную жизнь.

Душа героини Островского из числа тех избранных русских душ, которым чужды компромиссы, которые жаждут вселенской правды и на меньшем не помирятся.

В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Томление героини но земной любви духовно возвышенно, чисто: Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке нa хорошей, обнявшись». Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь, от нее героиня ждет слитком многого. Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Ни потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса.

Душевная культура Бориса совершенно лишена национального нравственного приданого. Он единственный герой в «Грозе», одетый не по-русски. Калинов для него трущоба, здесь он чужой человек. Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет настоящим днем и едва ли способен всерьез задуматься о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело и этого достаточно: «Надолго ль муж — то уехал? О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто и не узнает про нашу любовь… Сравним его реплики со словами Катерины: «Пусть все знают, пусть все видят что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Какой контраст! Какая полнота свободной и открытой всему миру любви в противоположность робкому, сластолюбивому Борису!

Народные истоки характера Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Коллекция сочинений: Народные истоки характера Катерины (по пьесе А. Н. Островского» Гроза»)

«Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой — сельский вид», — такой ремаркой Островский от­крывает» Грозу». Действие русской трагедии возносит­ся над волжской ширью, распахивается на всероссийс­кий простор, ему сразу же придается поэтическая окрыленность:» Не может укрыться град, в верху горы стоя».

В устах Кулигина звучит песня» Среди долины ров­ная» — эпиграф и поэтическое зерно» Грозы». Это пес­ня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и нравственнее человек, тем меньше у него опор, тем драматичнее его существование. В этой песне уже пред­восхищается судьба героини с ее человеческой непри­каянностью, с невозможностью найти опору и поддержку, с ее неумением приспосабливаться к обстоятель­ствам.

И вот перед нами Катерина, которой одной дано в» Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал народной культуры. Откуда же берутся у Катерины жизненные истоки этой цельности? Для того чтобы это по­нять, надо обратиться к культурной почве, которая ее питает. Без нее характер Катерины увядает, как скошен­ная трава.

В мироощущении Катерины гармонически сочетает­ся славянская языческая древность с христианской куль­турой, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабо­чек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощу­щении Катерины бьется родник исконно русской песен­ной культуры и обретают новую жизнь христианские верования.

Давайте посмотрим, как молится Катерина,» какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Что-то иконописное есть в этом лице, от ко­торого исходит светлое сияние. Но излучающая духов­ный свет земная героиня А. Н. Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ее мо­литва — светлый праздник духа, пиршество воображе­ния:» Точно, бывало, я в Рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной морали.

Радость жизни переживает она в храме, солнцу кла­дет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цве­тов, утренней свежести, просыпающейся природы:» Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко вос­ходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианс­ких легенд о рае, божественном саде Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает у нее и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посе­щения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточное стремление — полететь:» Отчего люди не летают!.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утонченной натуры? Нет. В сознании Кате­рины пробуждаются вошедшие в плоть и кровь русско­го народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры».

Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях тоже не стихийны. В них также ощущается влияние на­родной культуры.» Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я вы­бежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от бере­га. На другое утро уж нашли, верст за десять!» Ведь этот поступок согласуется с народной сказкой о правде-ис­тине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах. Так что порыв маленькой Катерины искать за­щиты у Волги — вполне сказочный и вполне социальный: здесь уход от неправды и зла в страну правды и добра, здесь неприятие напраслины с самого детства и реши­тельная готовность оставить этот мир, если все в нем ей опостылеет.

И вот в доме Кабановых Катерина попадает в» тем­ное царство» духовной несвободы.» Здесь все как будто из-под неволи», здесь поселился суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, исчезла жизнелю­бивая щедрость народного мироощущения.

По ходу действия Катерина не слышит Феклуши, но принято считать, что именно таких странниц немало перевидела и переслышала она на недолгом своем веку. Монолог героини, играющий ключевую роль в траге­дии, опровергает подобный взгляд. Даже странницы в доме Кабанихи другие, из числа тех ханжей, которые» по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают они о» последних временах», о грядущей кончине мира. Эти странницы чужды чи­стому миру Катерины, они на службе у Кабанихи, и значит, ничего общего у них с Катериной быть не мо­жет.

В монологах героини пьесы воплощаются заветные народные чаяния и надежды. Нежность и удаль, мечта­тельность и земная страстность сочетаются в характе­ре Катерины; главным в нем оказывается не мистичес­кий порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухот­воряющая земное бытие.

В Катерине торжествует жизнелюбие русского наро­да, который искал в религии не отрицание жизни, а ут­верждение ее. Душа героини Островского — из числа тех избранных русский душ, которым чужды компромиссы, которые жаждут вселенской правды и на меньшее не согласны.

  • Прабабушка как пишется правильно на русском языке
  • Прав ли обломов говоря имя нам легион сочинение
  • Прав ли добролюбов утверждая что в каждом из нас сидит значительная часть обломова сочинение
  • Пр терпеть лишения как пишется
  • Пр сытиться как пишется