Праматерь как пишется слово

Будни законченного идеалиста 9 322 13 262 сейчас на сайте роль внешности в персонаже как обычно пролистывая иллюстрации, зацепилась за

Будни законченного идеалиста


9 322



13 262

Сейчас на сайте




Роль внешности в персонаже

Как обычно пролистывая иллюстрации, зацепилась за 2 картинки подряд обложка в «Пути демона» Марии Ларго и «Клумба LVL3» некоего Holname. Разная стилистика, но одинаковые героини. Условно одинаковые конечно же, белые волосы и сиреневые-фиолетовые глаза. Где-то у Панды мне еще чей-то персонаж с такой же внешностью попадался. Как часто авторы в погоне за оригинальностью создают наоборот одинаковых внешне персонажей. Может лучше наоборот страшненьких или уродливых персонажей делать, более…

Читать дальше →




Ну за НГ

Где-то внутри зреет пост, ядовито-желчный и саркастичный, за который снова начнут минусовать и кидать в ЧС, но не хочу. Вот правда не хочу, какое-то чувство умиротворения и даже покоя. Спасибо добрым обитателям АТ, всем понемногу, всем за разное. Пойду почитаю разные поздравительные блоги, да наставлю плюсиков. Круговорот добра в природе) Ну и внезапный экспромт. В лютую темную ночь Хочется всем тепла Тени метнутся прочь Ярко горит свеча Манит она людей, Идущих издалека Черные…

Читать дальше →




Итоги года 2 (много грустного, не хотите портить новогоднее настроение — не читайте)

Все-таки напишу, раз тянется рука к клавиатуре в порыве излить душу. 2021 год был очень тяжелым для меня в личностном плане. Преддепрессивное состояние, качели эмоциональные. Несколько раз хотелось выйти в окно. Я потеряла друга, вернее человека, которого принимала за друга, но таковым не являлся. До сих пор меня периодически колотит, когда вижу ее здесь на портале в комментах и не только. Иногда отпускает. А иногда в самые неподходящие моменты всплывает какая-нибудь фигня, которая…

Читать дальше →




Итоги года.

Вряд ли стоит писать реальные итоги года, не уверена, что они интересны. А может и напишу. Превращаю блог в личный дневник. Shame on me. Впрочем, есть у меня стих в тему, пока актуальны только первые 2 строфы, жду когда воплотятся другие. Впрочем в сказки я уже и не верю почти. Они если и случаются то не с отрицательными персонажами. Этот год расставил все по своим местам, Подвел баланс и друзьям, и врагам, Растрепал все снасти и паруса. Подыхаю в безмолвном штиле. За закатом…

Читать дальше →




Налейте мне чашу вина… (стих)

И снова старое. Когда-нибудь я вспомню как это писать стихи. Налейте мне чашу вина Я им нарисую рассвет, В букет соберу слова И ярость сведу на нет, Ветра позову гулять На крыше станцую вальс И кошкой Луну обожать Я б научила вас. Но лики далёких звёзд Невидимы в нашей норе. Осколки хрустальных грёз, Разбитые в сентябре. 2008

Читать дальше →




Затянет тебя в омут книги… (стих

Ух, вспомнила про совсем старое, зато в тему на этом сайте Затянет тебя в омут книги, Потеряешь под толстой обложкой Свою жизнь, душу и мысли. Всё серьёзно и понарошку. Под лучами чужого солнца Расплетётся лента дороги. Ты уснул и уже не проснёшься, Перейдя сознанья пороги. Но с душою омут опасный Поглотит твою боль и печали. Он подарит тебе веру в сказку Счастье новых надежд и мечтаний. Ты по тонкой грани сознанья Проскользнёшь над мрачною бездной, И познав тишину мирозданья, Ты…

Читать дальше →




Чудеса остаются в детстве (стих)

До НГ совсем немного. А настроение совсем не праздничное, нет ожидания чего-то. Дольше всех этот праздник держался как самый эмоциональный и положительный. Но и он обесцветился, выгорел или это я выгорела совсем. Как-то в тему вспомнилось старое стихотворение. Чудеса остаются в детстве Как звонок незваного гостя. Дайте мне таблетки от роста Заморожу душу и сердце. Чудеса карусели яркой Мимо скачут нарядные кони Как смеятся уже не помню Не улыбка, а просто маркер. Чудеса…

Читать дальше →




Вот зачем ты вылез из прошлого… (стих)

Вот зачем ты вылез из прошлого Позабытого и заброшенного, Запыленного каменным крошевом. Не пробиться, не отгрести. Похоронены под завалами Мысли, песни, мечты с идеалами, Танцы, домик под одеялами Где-то там похоронен и ты. Новый строится трудно и медленно Стены дранкой и не побелены В очаге огонек бледненький. Не пытайся наладить мосты. 2014

Читать дальше →




Предновогодние мысли (стих)

Новый год- это не мандарины, не ёлка, салаты и мишура, это теплые мысли о милых, с которыми тебя развела судьба. С кем-то ты был близок и рядом, а кто попутчиком на два часа. И пусть день, заботы и прочее не напишешь ни слова им, но станет теплее ночью о том что ты думаешь-помнишь о них. И по паре слов как молитву, чтоб с улыбкой уснуть и не видеть сны, это и страшно и жутко, но такие правила этой игры. Написать сказать да я помню и желаю тебе всякого добра, но нужно ли, значимо?…

Читать дальше →




Что делать

Что делать, когда рвется наружу, когда история не закончена, игра не доиграна, а персонажи хотят, чтобы их воплотили, дали жизнь, поведали об их нелегких судьбах. Нарисовала, рассказала устно нескольким, не помогает. Видимо «Негероической истории» все-таки быть. Фэнтези по Забытым королевствам, ЛитРПГ по незаконченной данжен-партии (без циферек и абилок, это важно). Кезеф, Эрельтана, Кейлет, Нефис, Наэрис, Тай, Айзек, Химо, Вирантир и, конечно же персонаж игрока. С ним сложнее всего, я его…

Читать дальше →




Фамильные алмазы

Есть у нас в семье легенда об алмазах. Мой дед по маминой линии, Владимир Ашихмин, флотский служивый был человеком непростым, неусидчивым, любителем гулянок на широкую ногу и склонным к маргинальному образу жизни. Он перевез мою бабушку Ангелину Ивановну Григорьеву из Архангельской области в порт Тикси с маленьким ребенком. Бабушка осела, устроилась работать в РСУ маляром, неплохо зарабатывала, и несмотря на любовь к водочке, деньги у нее дома были всегда, чего нельзя было сказать о ее…

Читать дальше →




Тотем

Забавно про некоторые стихи я уже и забыть успела. Написано под песни «Мельницы» Тотем На лапах безумья Крадёшься в ночи Под хищную песнь луны. Всегда одинокий. Кричи-не кричи. Трепещет знамя войны. Полуночный вой, Заменяющий клич Разрежет клинком тишину. И сузит круги Одинокий сарыч. Мышь тенью мелькнула внизу. Бесцветные тени В глазах у змеи. Один смертоносный бросок. Урод или гений Вопросы твои Запутает жизнь в клубок. Ночь пахнет полынью Вода – тишиной. И голод уводит в…

Читать дальше →




Если вас не критикуют, возможно вы умерли.

Последнее время в сети очень много мертвых авторов, поэтов и художников. Мертвых конечно же метафорически, ведь о покойниках или хорошо или ничего. Соц сети сделали возможным общение с полюбившимся творцом контента. У кого-то это волны обожания, смайликом, восхваления и дифирамбов. Кто-то просто верно лайкает каждый пост. А у кого-то потребность пообщаться, высказать совет, указать на ошибку. Живет и рисует одна талантливая художница, некоторые авторы на АТ тоже заказывают у нее обложки и…

Читать дальше →




Метель (стих)

И снова из старенького. Возможно снова начну писать когда-нибудь. Метель-праматерь чистоты Все белым обнарЯдит цветом. Вернет к истокам пустоты Где только горы, лес и ели. Где в тишине лишь снег шуршит Да ветер все о вечном стонет Ни грязи, ни людей и ни машин И только белый тихий город.

Читать дальше →




Ну и меня с почином:)))

Первый удаленный комментарий и занесение ЧС. А формулировка-то какая «за троллинг». Кхе, можно наверное начинать гордиться)). А всего-то показала как высказывание автора поста выглядит со стороны. Хорошо, может выглядеть со стороны. Иногда правда стоит и в бан отправить и подчистить, но если человек переходит на личности и потоком льется грязь, но тут-то я была белой и пушистой:) Строго говоря занесение в ЧС второе, но там человек психанул по личным причинам. Кстати бесит, когда ты попал в…

Читать дальше →




Свободные идеи для рассказов

или даже повестей, романов и прочего. Не знаю как у вас, а мне приходят иногда в голову идеи для рассказов, которые я никогда не напишу. Некоторые идеи зреют годами и я лелею себя надеждой однажды их воплотить в письменной форме. А некоторые нужно отпускать на волю, как птиц. Может кому-то пригодится или натолкнет еще на что-то. Есть у меня одна такая задумка. Про попаданцев. В юмористическом ключе (наверное, можно и серьезно). Вроде как Сталин и Гитлер были помешаны на поиске Шамбалы. И все…

Читать дальше →




Чайка по имени Джонатан Ливингстон и да простит меня Ричард Бах (стих)

Иногда вместо рецензии и длинных описаний о чем книга рождается простое, но емкое стихотворение, по крайней мере для меня оно такое. Опять же из старого, нового давно не рождалось. Ты был не таким как все, И верил в свою мечту. И в крыльях твоих – полет, Не способ добыть еду. Пока этот птичий базар Спорил себе о мирском, Ты крылья свои ломал, Но вверх летел все равно. Они изгнали тебя, Не в силах понять и принять, Ты стал одиноким, да, Но продолжал искать. Свободы…

Читать дальше →




Наркомеломания (наверное стих)

Так вышло, что я перестала слушать музыку от слова совсем. Долгие беседы с мамой по телефону, прогулки с мелким, когда нельзя позволить себе беспечность расслабиться под что-нибудь бодрое или напевное. Очень редко, когда иду куда-то одна могу включить на телефоне несколько любимых треков. Человек ко всему привыкает, даже если его этого лишить. А раньше… Я тут откопала свой, ну наверное, стих:) Плеер в уши и в мир другой соскользнуть, снова стать когтистой. И под быстрый ритм, что…

Читать дальше →




Феминитивы в тексте

Не хочу поднимать тему употребления феминитивов в повседневной речи, это личное идеалогическо-лингвистическое дело каждого. А вот феминитивы в тексте это другое. К счастью, до нас еще не добралась повесточка во всей красе, мне в целом пофиг читать про героя женщину или мужчину, если написано интересно. Я отвлеклась, вернемся к теме. Попадалось мне разное в ознакомительных рекламных фрагментах. Например магесса. А чем автора не устроили магичка, волшебница, колдунья, ворожейка и прочее. Такие…

Читать дальше →




Мы были богами… (Стих)

Новое не пишется, хотя наверное и к лучшему. Но кое-что из старого мне до сих пор нравится. Был когда-то давно такой форум в Томске под названием Фэнтези портал, и в классе литераторов было выложено стихотворение с первой строчкой «Мы были богами…». Оригинальное стихотворение мне не очень понравилось, зато вдохновило написать свое. Может быть напишите свою версию?:) Мы были богами И храмы стремились в высь Голодными алыми ртами Мы пили людскую жизнь. Мы были богами Играли в…

Читать дальше →

Недельная глава с комментарием РАШИ

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ (аббревиатура: рабби Шломо Ицхаки), содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы

17/10/2021 — 11 хешвана 5782 года

Вайера

Первый день недели

Глава 18

1. И явил Себя ему Г-сподь в Элоней-Мамре; а он сидел при входе в шатер в знойную (пору) дня.

и явил Себя ему. Чтобы навестить больного. Рабби Хама бар Ханина говорит: «Был третий день после обрезания, и Святой, благословен Он, пришел справиться о его здоровье» [Бава мециа 86б].

в Элоне-Мамре. Это (Мамре) дал ему (Аврааму) совет в связи с обрезанием, поэтому Он открыл Себя (Аврааму) в его (Мамре) уделе [Берейшит раба 48].

сидел. Пишется ישב, сидел (читается יושב, сидит). Он хотел подняться, но Святой, благословен Он, сказал ему: «Ты сиди, а Я буду стоять. Тебе (служить) знаком для твоих сыновей, что Я стоять буду в собрании судей, они же будут сидеть, как сказано: „Б-г стоит в общине Б-жьей“ [Псалмы 82,1]».

при входе в шатер. Смотрел, не покажется ли путник, чтобы пригласить его к себе в дом.

в знойную пору дня (на жару дневном). Святой, благословен Он, извлек солнце из его вместилища, чтобы не обременять (Авраама приемом) гостей, но видя, как он огорчен тем, чтo гости не приходили, привел к нему ангелов в образе людей [Бава мециа 86б].

2. И поднял он глаза свои и увидел: в вот три мужа стоят над ним и побежал им навстречу от входа шатрового, и поклонился он до земли.

вот три мужа. Один (послан) известить Сару (о рождении сына), второй — ниспровергнуть Сдом, третий — исцелить Авраама, так как один ангел не исполняет двух поручений. Знай, (что это так), ибо везде в этом разделе о них говорится во множественном числе: «и они ели» [18,8], «и сказали ему» [18,9], но при извещении сказано (в единственном числе): «И сказал: „Вернусь к тебе“» [18,10] и в связи с ниспровержением Сдома сказано: «ибо я не могу сделать, ничего» [19, 22] и «не ниспровергну» [19, 21]. А Рефаэль, исцеливший Авраама, пошел оттуда спасти Лота (т. к. спасение и исцеление суть одна миссия). Поэтому сказано: «Когда вывели их, сказал: Беги ради души твоей» [19,17]. (Отсюда) заключаешь, что спасителем был один (ангел) [Берейшит раба 50].

букв.: стоят над ним. Перед ним. Однако (здесь находим) эвфемизм по отношению к ангелам.

и увидел. Почему дважды (сказано) «и увидел“? Первый раз в буквальном смысле. А во втором (случае) означает понимание: увидев, что они стоят на месте, понял, что они не желают потревожить его. Хотя они знали, что он выйдет им навстречу, все же остались стоять на месте из уважения к нему, (тем самым) показывая, что не желают его беспокоить. (Тогда) он опередил их и побежал им навстречу. В Бава мециа [86б] (находим): Написано «стоят перед ним» (рядом) и написано «и побежал им навстречу». (Понимать следует так): видя как он снял, а затем вновь наложил (повязку), они стали отдаляться от него, тотчас «и побежал им навстречу».

3. И сказал он: Господа мои! Если обрел я милость в твоих глазах, то не пройди мимо раба твоего.

и сказал: Господа мои (или: Господин мой), если… Он обратился к старшему из них. Всех их назвал господами, а старшему (из них) сказал: «не пройди (мимо)», ведь если он не пройдет мимо, его спутники (также) остановятся вместе с ним. В этом случае это (слово) является несвятым (то есть означает «господа») [Швуот 35б]. Другое объяснение: это (слово) свято (т. е. означает «Господин, Г-сподь»). (Авраам) просил Святого, благословен Он, подождать его, пока он поспешит пригласить путников к себе в дом. И хотя (это) стоит после «и побежал им навстречу», сказано было раньше. Такой ход изложения является обычным (т. е. нередко встречается в Писании), как я разъяснял относительно (стиха) «Не спорить духу Моему из-за человека» [6,3], который стоит после «и породил Ноах» [5,32]. (здесь же), несомненно, предопределение было (вынесено) за двадцать лет до рождения (старшего сына Hoaxa). Oбa толкования («господа» и «Г-сподь» находим) в Берейшит раба.

4. Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом.

пусть же принесут (букв.: будет принесено). (Будет принесено тем, кому велено, т. e.) через посланца. И Святой, благословен Он, воздал его сыновьям (также) через посланца, как сказано: «И поднял Моше руку свою и ударил скалу» [Бамидбар 20, 11]. Он думал, что они (как) арабы, которые поклоняются праху на ногах своих. А он строго следил за тем, чтобы не допустить в свой дом (предмета) идолопоклонства. Но Лот, который (за этим) не следил строго, говорил о ночлеге перед омовением (ног), как сказано: «переночуйте и омойте ваши ноги» [19,2].

под деревом. Под деревом (растением, а не под деревянной балкой, под кровом).

5. И я возьму ломоть хлеба, и подкрепите сердце ваше, затем (дальше) пойдете; ибо (прошу) потому, что вы проходили мимо раба вашего. И сказали они: Делай так, как ты говорил.

и подкрепите сердце ваше. В Торе, в Книгах пророков и в Писаниях находим, что хлеб (служит для) подкрепления сердца. В Торе: «и подкрепите сердце ваше»: в Книгах пророков: «подкрепи сердце твое ломтем хлеба» [Судьи 19, 5]; в Писаниях: «и хлеб, сердце человека подкрепляющий» [Псалмы 104, 15]. Сказал рабби Хама: «Написало не לבבכם (где две буквы «бет» указывают на присутствие в сердце двух побуждений, доброго и дурного), а לבכם (где одна буква «бет») указывает (на то), что дурное побуждение не властно над ангелами» [Берейшит раба 48].

затем (букв.: после) пройдете. После того уйдете.

ибо… потому, что вы приходили. Ибо прошу вас об этом, потому что вы почтили меня тем, что проходили мимо меня.
כי על כן — то же, что על אשר, потому что. И так везде, где это (встречается) в Писании: «потому что вступили под сень крова моего» [19, 8]; «потому что я видел твое лицо» [33,10]; «потому что я не дал ее» [38, 26]; «потому что ты знаешь наши стоянки» [Бамидбар 10, 31].

6. И поспешил Авраам в шатер к Саре и сказал: Поспеши! Три меры муки, мелкого помола замеси и сделай хлебы.

муки, мелкого помола. (Мука) мелкого помола для хлебов, и мука для теста, которым покрывают горшок, чтобы оно собирало накипь.

7. И к скоту побежал Авраам, и взял он тельца, нежного и хорошего, и передал отроку, и поспешил приготовить его.

тельца, нежного и хорошего. Было три тельца, чтобы подать им три языка с горчицей (изысканное кушанье для почетных гостей) [Бава мециа 86б].

отроку. Это Ишмаэль. Чтобы приучать его к (исполнению) заповедей. [Берейшит раба 48]

8. И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил пред ними. И он стоял подле них под деревом, а они ели.

и взял сливок. А хлеба не принес, потому что Сара оказалась в состоянии «нида», ибо в тот день у нее вновь появилось обычное у женщин, и поэтому тесто стало нечистым. [Бава мециа 87а]

сливок. Это жир, который снимают с молока.

и тельца, которого (букв.:) сделал. Которого приготовил. По мере того, как было готово, приносил и ставил перед ними.

а они ели. Казалось, что они ели. Отсюда (следует), что человек не должен нарушать обычаев [Бава мециа 86б].

9. И сказали ему: Где Сара, жена твоя? И сказал он: Вот в шатре.

и сказали ему. В (слове) אליו «алеф», «юд» и «вав» отмечены надстрочными знаками (из этих букв состоит слово, означающее «где он»). В Брайта рабби Шимон сын Элазара, говорит: «Везде, где неотмеченных букв больше, чем отмеченных, истолкуй неотмеченные. Здесь же отмеченных букв больше, чем неотмеченных, и ты должен истолковать отмеченные, (т. е.) что у Сары они также спросили: «Где Авраам?» Это учит нас, что, остановившись (у кого-либо), человек должен справиться у хозяина о его жене, а у хозяйки — о ее муже.
В Бава мециа [87а] сказано: «Ангелы-служители знали, где была наша праматерь Сара, но (спросили), чтобы показать, насколько она скромна, и тем самым сделать ее еще милее в глазах мужа».
Рабби Йосе, сын Ханины, говорил, (что они спросили), чтобы передать ей кубок, (над которым произносится) благословение.

Вот в шатре. Она скромна.

10. И сказал он: Вернусь, вернусь я к тебе как в пору сию; и вот сын у Сары, жены твоей. И Сара слушала при входе в шатер, что позади него.

вернусь, вернусь я. (Не по собственному почину) ангел известил его о том, что вернется к нему, но сказал по поручению Вездесущего. Подобно «И сказал ей ангел Г-сподень. Премного умножу…» [16, 10], а ведь не в его власти умножить, и (он говорил) по поручению Вездесущего. Так и здесь сказал ему это в качестве посланца Вездесущего.
Элиша сказал шунамит: «К этому сроку в пору сию ты Будешь обнимать сына. И сказала она: Нет, господин мой, человек Б-жий. не введи в заблуждение рабу твою» [II Кн. Млахим 4, 16]. Ведь ангелы, известившие Сару, сказали: «К сроку вернусь» [18, 14]. Сказал ей Элиша: «Ангелы, живущие вечно, сказали: «К сроку вернусь», я же — плоть и кровь: сегодня жив, завтра мертв. Но будь я жив или мертв, «к этому сроку (ты будешь обнимать сына)».

как в пору сию. В эту пору в будущем году, — был Песах, а через год в Песах родился Ицхак, — потомок что мы читаем не כעת (в какое-то время), а כעת (в определенное время).

букв.: как в пору живую. Как в эту пору, которая будет «живой» для вас, потому что все вы будете целы и невредимы.

11. А Авраам и Сара стары, в летах преклонных, прекратилось у Сары обычное у женщин.

букв.: перестало быть. Прекратилось у нее.

обычное у женщин. Месячные крови.

12. И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар.

про себя (что до утробы своей). Имея в виду свою утробу, сказала: «Может ли это чрево носить дитя, а эта высохшая грудь дать молоко?» [Танхума].

Младость (или: временное). Чистое тело (т. е. гладкое и нежное). И таково употребление (слова) в Мишне [Менахот 86а]: «удаляет волосы и делает кожу гладкой». Другое объяснение: означает עידן, время, период месячных кровей, временное.

13. И сказал Г-сподь Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась?

подлинно ли. Действительно ли смогу родить?

а я состарилась. Писание изменило (ее слова) ради мира, ведь она сказала: «И господин мой стар» [18, 12].

14. Ужели для Г-спода недоступное есть? К сроку вернусь к тебе, как в пору сию, и у Сары сын.

ужели недоступное есть. Согласно Таргуму. есть ли сокрытое? Есть ли для Меня что-либо недоступное, устраненное и сокрытое, чего Я не мог бы совершить по воле Моей?

К сроку. К тому определенному сроку, который Я назначил тебе прежде, говоря: «к этому сроку в будущем году» [17, 21].

א. וַיֵּרָ֤א אֵלָיו֙ יְהוָ֔ה בְּאֵֽלֹנֵ֖י מַמְרֵ֑א וְה֛וּא יֹשֵׁ֥ב פֶּֽתַח הָאֹ֖הֶל כְּחֹ֥ם הַיּֽוֹם׃

לבקר את החולה. אמר רבי חמא בר חנינא יום שלישי למילתו היה, ובא הקב»ה ושאל בשלומו:

הוא שנתן לו עצה על המילה, לפיכך נגלה עליו בחלקו:

ישב כתיב, בקש לעמוד, אמר לו הקב»ה שב ואני אעמוד, ואתה סימן לבניך, שעתיד אני להתיצב בעדת הדיינין והן יושבין, שנאמר (תהלים פב א) אלהים נצב בעדת אל:

לראות אם יש עובר ושב ויכניסם בביתו:

הוציא הקב»ה חמה מנרתיקה שלא להטריחו באורחים, ולפי שראהו מצטער שלא היו אורחים באים, הביא המלאכים עליו בדמות אנשים:

ב. וַיִּשָּׂ֤א עֵינָיו֙ וַיַּ֔רְא וְהִנֵּה֙ שְׁלֹשָׁ֣ה אֲנָשִׁ֔ים נִצָּבִ֖ים עָלָ֑יו וַיַּ֗רְא וַיָּ֤רָץ לִקְרָאתָם֙ מִפֶּ֣תַח הָאֹ֔הֶל וַיִּשְׁתַּ֖חוּ אָֽרְצָה׃

אחד לבשר את שרה ואחד להפוך את סדום ואחד לרפאות את אברהם, שאין מלאך אחד עושה שתי שליחיות. תדע לך שכן כל הפרשה הוא מזכירן בלשון רבים (פסוק ח) ויאכלו, (פסוק ט) ויאמרו אליו, ובבשורה נאמר (שם י) ויאמר שוב אשוב אליך, ובהפיכת סדום הוא אומר (יט כב) כי לא אוכל לעשות דבר, (שם כא), לבלתי הפכי. ורפאל שרפא את אברהם הלך משם להציל את לוט, הוא שנאמר (שם יז) ויהי כהוציאם אותם החוצה ויאמר המלט על נפשך, למדת שהאחד היה מציל:

לפניו, כמו (במדבר ב כ) ועליו מטה מנשה. אבל לשון נקיה הוא כלפי המלאכים:

מהו וירא וירא שני פעמים, הראשון כמשמעו והשני לשון הבנה, נסתכל שהיו נצבים במקום אחד והבין שלא היו רוצים להטריחו ואף על פי שיודעים היו שיצא לקראתם, עמדו במקומם לכבודו ולהראותו שלא רצו להטריחו, וקדם הוא ורץ לקראתם. בבבא מציעא (פו ב) כתיב נצבים עליו, וכתיב וירץ לקראתם, כד חזיוה דהוה שרי ואסר פירשו הימנו, מיד וירץ לקראתם:

ג. וַיֹּאמַ֑ר אֲדֹנָ֗י אִם נָ֨א מָצָ֤אתִי חֵן֙ בְּעֵינֶ֔יךָ אַל נָ֥א תַֽעֲבֹ֖ר מֵעַ֥ל עַבְדֶּֽךָ׃

לגדול שבהם אמר, וקראם כולם אדונים ולגדול אמר אל נא תעבור, וכיון שלא יעבור הוא, יעמדו חבריו עמו, ובלשון זה הוא חול. דבר אחר קודש הוא, והיה אומר להקב»ה להמתין לו עד שירוץ ויכניס את האורחים. ואף על פי שכתוב אחר (פסוק ב) וירץ לקראתם, האמירה קודם לכן היתה, ודרך המקראות לדבר כן, כמו שפירשתי אצל (ו ג) לא ידון רוחי באדם, שנכתב אחר (ה לב) ויולד נח, ואי אפשר לומר אלא אם כן קודם גזירת מאה עשרים שנה, ושתי הלשונות בבראשית רבה (מח י):

ד. יֻקַּֽח נָ֣א מְעַט מַ֔יִם וְרַֽחֲצ֖וּ רַגְלֵיכֶ֑ם וְהִֽשָּׁעֲנ֖וּ תַּ֥חַת הָעֵֽץ׃

על ידי שליח, והקב»ה שלם לבניו על ידי שליח שנאמר (במדבר כ יא) וירם משה את ידו ויך את הסלע:

כסבור שהם ערביים שמשתחוים לאבק רגליהם והקפיד שלא להכניס עבודה זרה לביתו. אבל לוט שלא הקפיד, הקדים לינה לרחיצה, שנאמר (יט ב) ולינו ורחצו רגליכם:

תחת האילן:

ה. וְאֶקְחָ֨ה פַת לֶ֜חֶם וְסַֽעֲד֤וּ לִבְּכֶם֙ אַחַ֣ר תַּֽעֲבֹ֔רוּ כִּֽי עַל כֵּ֥ן עֲבַרְתֶּ֖ם עַֽל עַבְדְּכֶ֑ם וַיֹּ֣אמְר֔וּ כֵּ֥ן תַּֽעֲשֶׂ֖ה כַּֽאֲשֶׁ֥ר דִּבַּֽרְתָּ׃

בתורה בנביאים ובכתובים מצינו דפתא סעדתא דלבא. בתורה סעדו לבכם. בנביאים (שופטים יט ה) סעד לבך פת לחם. בכתובים (תהלים קד טו) ולחם לבב אנוש יסעד. אמר רבי חמא לבבכם אין כתיב כאן אלא לבכם, מגיד שאין יצר הרע שולט במלאכים:

אחר כן תלכו:

כי הדבר הזה אני מבקש מכם מאחר שעברתם עלי לכבודי:

כמו על אשר, וכן כל כי על כן שבמקרא (לקמן יט ח) כי על כן באו בצל קורתי, (לקמן לג י) כי על כן ראיתי פניך, (שם לח כו) כי על כן לא נתתיה, (במדבר י לא) כי על כן ידעת חנותנו:

ו. וַיְמַהֵ֧ר אַבְרָהָ֛ם הָאֹ֖הֱלָה אֶל שָׂרָ֑ה וַיֹּ֗אמֶר מַֽהֲרִ֞י שְׁלֹ֤שׁ סְאִים֙ קֶ֣מַח סֹ֔לֶת ל֖וּשִׁי וַֽעֲשִׂ֥י עֻגֽוֹת׃

סלת לעוגות, קמח לעמלן של טבחים, לכסות את הקדרה, ולשאוב את הזוהמא:

ז. וְאֶל הַבָּקָ֖ר רָ֣ץ אַבְרָהָ֑ם וַיִּקַּ֨ח בֶּן בָּקָ֜ר רַ֤ךְ וָטוֹב֙ וַיִּתֵּ֣ן אֶל הַנַּ֔עַר וַיְמַהֵ֖ר לַֽעֲשׂ֥וֹת אֹתֽוֹ׃

שלשה פרים היו כדי להאכילן שלש לשונות בחרדל:

זה ישמעאל לחנכו במצות:

ח. וַיִּקַּ֨ח חֶמְאָ֜ה וְחָלָ֗ב וּבֶן הַבָּקָר֙ אֲשֶׁ֣ר עָשָׂ֔ה וַיִּתֵּ֖ן לִפְנֵיהֶ֑ם וְהֽוּא עֹמֵ֧ד עֲלֵיהֶ֛ם תַּ֥חַת הָעֵ֖ץ וַיֹּאכֵֽלוּ׃

ולחם לא הביא לפי שפירסה שרה נדה, שחזר לה אורח כנשים אותו היום, ונטמאת העיסה:

שומן החלב שקולטין מעל פניו:

אשר תקן, קמא קמא שתקן, אמטי ואייתי קמייהו:

נראו כמו שאכלו, מכאן שלא ישנה אדם מן המנהג:

ט. וַיֹּֽאמְר֣וּ אֵׄלָ֔יׄוׄ אַיֵּ֖ה שָׂרָ֣ה אִשְׁתֶּ֑ךָ וַיֹּ֖אמֶר הִנֵּ֥ה בָאֹֽהֶל׃

נקוד על אי»ו שבאליו, ותניא רבי שמעון בן אלעזר אומר כל מקום שהכתב רבה על הנקודה אתה דורש הכתב וכו’, וכאן הנקודה רבה על הכתב אתה דורש הנקודה, שאף לשרה שאלו איו אברהם, למדנו שישאל אדם באכסניא שלו לאיש על האשה ולאשה על האיש. בבבא מציעא (פז א) אומרים יודעים היו מלאכי השרת שרה אמנו היכן היתה, אלא להודיע שצנועה היתה כדי לחבבה על בעלה. אמר רבי יוסי בר חנינא כדי לשגר לה כוס של ברכה:

צנועה היא:

י. וַיֹּ֗אמֶר שׁ֣וֹב אָשׁ֤וּב אֵלֶ֨יךָ֙ כָּעֵ֣ת חַיָּ֔ה וְהִנֵּה בֵ֖ן לְשָׂרָ֣ה אִשְׁתֶּ֑ךָ וְשָׂרָ֥ה שֹׁמַ֛עַת פֶּ֥תַח הָאֹ֖הֶל וְה֥וּא אַֽחֲרָֽיו׃

לא בשרו המלאך שישוב אליו אלא בשליחותו של מקום אמר לו, כמו (טז י) ויאמר לה מלאך ה’ הרבה ארבה, והוא אין בידו להרבות, אלא בשליחותו של מקום, אף כאן בשליחותו של מקום אמר לו כן. אלישע אמר לשונמית (מלכים ב’ ד טז) למועד הזה כעת חיה את חובקת בן ותאמר אל אדוני איש האלהים אל תכזב בשפחתך, אותן המלאכים שבשרו את שרה אמרו למועד אשוב. אמר לה אלישע אותם המלאכים שהם חיים וקיימים לעולם אמרו למועד אשוב, אבל אני בשר ודם שהיום חי ומחר מת, בין חי ובין מת למועד הזה וגו’:

כעת הזאת לשנה הבאה, ופסח היה, ולפסח הבא נולד יצחק, מדלא קרינן כעת אלא כעת. כעת חיה כעת הזאת שתהא חיה לכם שתהיו כלכם שלימים וקיימים:

הפתח היה אחר המלאך:

יא. וְאַבְרָהָ֤ם וְשָׂרָה֙ זְקֵנִ֔ים בָּאִ֖ים בַּיָּמִ֑ים חָדַל֙ לִֽהְי֣וֹת לְשָׂרָ֔ה אֹ֖רַח כַּנָּשִֽׁים׃

יב. וַתִּצְחַ֥ק שָׂרָ֖ה בְּקִרְבָּ֣הּ לֵאמֹ֑ר אַֽחֲרֵ֤י בְלֹתִי֙ הָֽיְתָה לִּ֣י עֶדְנָ֔ה וַֽאדֹנִ֖י זָקֵֽן׃

מסתכלת במעיה ואמרה אפשר הקרבים הללו טעונין ולד, השדים הללו שצמקו מושכין חלב, תנחומא (שופטים יח):

צחצוח בשר, ולשון משנה (מנחות פו א) משיר את השער ומעדן את הבשר. דבר אחר לשון עידן, זמן וסת נדות:

יג. וַיֹּ֥אמֶר יְהוָ֖ה אֶל אַבְרָהָ֑ם לָ֣מָּה זֶּה֩ צָֽחֲקָ֨ה שָׂרָ֜ה לֵאמֹ֗ר הַאַ֥ף אֻמְנָ֛ם אֵלֵ֖ד וַֽאֲנִ֥י זָקַֽנְתִּי׃

הגם אמת אלד:

שינה הכתוב מפני השלום, שהרי היא אמרה ואדוני זקן:

יד. הֲיִפָּלֵ֥א מֵֽיְהוָ֖ה דָּבָ֑ר לַמּוֹעֵ֞ד אָשׁ֥וּב אֵלֶ֛יךָ כָּעֵ֥ת חַיָּ֖ה וּלְשָׂרָ֥ה בֵֽן׃

כתרגומו היתכסי, וכי שום דבר מופלא ומופרד ומכוסה ממני מלעשות כרצוני:

לאותו מועד המיוחד שקבעתי לך אתמול למועד הזה בשנה האחרת:

АФТАРА — отрывок из книг Пророков, завершающего публичное чтение недельной главы Торы

Млахим II 4:1-37

Одна женщина из жен сынов (учеников) пророков с воплем говорила Элише: «Раб твой, мой муж, умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Г-спода. А (теперь) пришел заимодавец взять обоих моих детей себе в рабы». И сказал ей Элиша: «Что мне сделать для тебя? Скажи мне, что есть у тебя в доме?» И она сказала: «Нет у рабы твоей в доме ничего, кроме посудины с маслом (оливковым)». И сказал он: «Пойди, попроси себе сосудов на стороне; сосудов порожних (набери) немало, у всех соседей твоих. И пойди, запри дверь за собою и за сыновьями своими, и наливай во все эти сосуды, а наполненный отставляй». И ушла она от него, и заперла дверь за собою и за сыновьями своими. Они подносили ей (сосуды), а она наливала. И было, когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: «Подай мне еще сосуд». Но он сказал ей: «Нет больше сосудов». И перестало (литься) масло (оливковое). И пришла она, и рассказала (об этом) человеку Б-жьему. И сказал он: «Иди, продай масло и уплати долг свой; а на то, что останется, будешь жить с сыновьями своими». И было однажды, пришел Элища в Шунам, а там была знатная женщина, и упросила она его (к себе) есть хлеб; и когда бы он ни проходил, всегда заходил туда поесть. И сказала она мужу своему: «Вот, теперь я знаю, что человек Б-жий, который постоянно проходит мимо нас, святой. Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придет к нам, то будет заходить туда». И было однажды, пришел он туда и поднялся в верхнюю комнату, и лег там. И сказал он Гэйхази, отроку своему: «Позови эту Шунамитянку». И позвал тот ее, и она стала пред ним. И сказал он ему: «Скажи ей, прошу, вот, ты так заботилась о нас, что сделать для тебя? Не нужно ли поговорить о тебе с царем или с военачальником?» Но она сказала: «Среди своего народа я живу». И сказал он: «Что же сделать для нее?» И сказал Гэйхази: «Воистину, нет у нее сына, а муж ее стар». И сказал он: «Позови ее». Он позвал ее, и стала она у входа. И сказал он: «Через год, в это же время, ты будешь обнимать сына». И сказала она: «Нет, господин мой, человек Б-жий, не разочаровывай рабы твоей». И женщина зачала, и родила сына через год, в то самое время, как сказал ей Элиша. И вырос мальчик, и однажды пошел он к отцу своему, к жнецам. И сказал он отцу своему: «Голова моя! Голова моя!» И тот сказал слуге своему: «Отнеси его к матери его». И понес его тот, и принес его к матери его. И сидел он на коленях у нее до полудня, и умер. И поднялась она, и положила его на постель человека Б-жьего, и закрыла за ним, и вышла. И позвала она мужа своего, и сказала: «Пришли мне, прошу, одного из слуг и одну из ослиц; и я (быстро) съезжу к человеку Б-жьему и возвращусь». Он сказал: «Почему ты едешь к нему? Сегодня не (начало нового) месяца и не суббота». Но она сказала: «Все в порядке!» И оседлала ослицу, и сказала слуге своему: «Веди и иди, не останавливай моей езды, доколе не скажу тебе». И отправилась она, и пришла к человеку Божьему, к горе Кармэль; и было, когда увидал ее издали человек Б-жий, то сказал отроку своему Гэйхази: «Вот та Шунамитянка. Беги же, прошу, ей навстречу и скажи ей: „Здорова ли ты, здоров ли муж твой, здоров ли ребенок?“» И она сказала: «Здоровы». И пришла к человеку Божьему на гору, и ухватилась за ноги его. И подошел Гэйхази, чтобы оттолкнуть ее, но человек Б-жий сказал: «Оставь ее; потому что душа ее горестна, а Г-сподь скрыл (это) от меня и не рассказал мне». И сказала она: «Просила ли я сына у господина моего? Не говорила ли я: „Не утешай меня несбыточным обещанием“»? И сказал он Гэйхази: «Опояшь чресла свои и возьми посох мой в руку свою, и пойди. Если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему. И положи посох мой на лицо отрока». И сказала мать отрока: («Как) жив Г-сподь и жива душа твоя, что я не отстану от тебя». И встал он, и пошел за нею. Гэйхази пошел впереди них и положил посох на лицо отрока. Но не было ни голоса, ни слуха. И возвратился он навстречу ему, и доложил ему, сказав: «Не пробудился отрок». И вошел Элиша в дом, и вот, отрок умерший положен на постель его. И вошел он (в комнату), и закрыл дверь за обоими, и помолился Г-споду. И поднялся, и лег на мальчика, и приложил уста свои к его устам, и глаза свои к его глазам, и ладони свои к его ладоням, и простерся на нем. И потеплело тело мальчика. И сошел он, и прошелся по дому раз туда и раз сюда, и поднялся, и простерся на нем. И чихнул отрок семь раз, и открыл отрок глаза свои. И позвал он Гэйхази, и сказал: «Позови эту Шунамитянку». И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: «Возьми сына своего». И подошла она, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли. И взяла она сына своего, и вышла.

17/10/2021 — 11 хешвана 5782 года

Выбор Пятикнижия с РАШИ по дате:

Выбор по главе и дню недели

Используется перевод Фримы Гурфинкель

Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите

Ctrl + Enter

Перед началом учебы желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

17/10/2021 — 11 хешвана 5782 года

ХУМАШ (недельная глава Торы с комментариями РАШИ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Вайера

Первый день недели

Глава 18

1. И явил Себя ему Г-сподь в Элоней-Мамре; а он сидел при входе в шатер в знойную (пору) дня.

и явил Себя ему. Чтобы навестить больного. Рабби Хама бар Ханина говорит: «Был третий день после обрезания, и Святой, благословен Он, пришел справиться о его здоровье» [Бава мециа 86б].

в Элоне-Мамре. Это (Мамре) дал ему (Аврааму) совет в связи с обрезанием, поэтому Он открыл Себя (Аврааму) в его (Мамре) уделе [Берейшит раба 48].

сидел. Пишется ישב, сидел (читается יושב, сидит). Он хотел подняться, но Святой, благословен Он, сказал ему: «Ты сиди, а Я буду стоять. Тебе (служить) знаком для твоих сыновей, что Я стоять буду в собрании судей, они же будут сидеть, как сказано: „Б-г стоит в общине Б-жьей“ [Псалмы 82,1]».

при входе в шатер. Смотрел, не покажется ли путник, чтобы пригласить его к себе в дом.

в знойную пору дня (на жару дневном). Святой, благословен Он, извлек солнце из его вместилища, чтобы не обременять (Авраама приемом) гостей, но видя, как он огорчен тем, чтo гости не приходили, привел к нему ангелов в образе людей [Бава мециа 86б].

2. И поднял он глаза свои и увидел: в вот три мужа стоят над ним и побежал им навстречу от входа шатрового, и поклонился он до земли.

вот три мужа. Один (послан) известить Сару (о рождении сына), второй — ниспровергнуть Сдом, третий — исцелить Авраама, так как один ангел не исполняет двух поручений. Знай, (что это так), ибо везде в этом разделе о них говорится во множественном числе: «и они ели» [18,8], «и сказали ему» [18,9], но при извещении сказано (в единственном числе): «И сказал: „Вернусь к тебе“» [18,10] и в связи с ниспровержением Сдома сказано: «ибо я не могу сделать, ничего» [19, 22] и «не ниспровергну» [19, 21]. А Рефаэль, исцеливший Авраама, пошел оттуда спасти Лота (т. к. спасение и исцеление суть одна миссия). Поэтому сказано: «Когда вывели их, сказал: Беги ради души твоей» [19,17]. (Отсюда) заключаешь, что спасителем был один (ангел) [Берейшит раба 50].

букв.: стоят над ним. Перед ним. Однако (здесь находим) эвфемизм по отношению к ангелам.

и увидел. Почему дважды (сказано) «и увидел“? Первый раз в буквальном смысле. А во втором (случае) означает понимание: увидев, что они стоят на месте, понял, что они не желают потревожить его. Хотя они знали, что он выйдет им навстречу, все же остались стоять на месте из уважения к нему, (тем самым) показывая, что не желают его беспокоить. (Тогда) он опередил их и побежал им навстречу. В Бава мециа [86б] (находим): Написано «стоят перед ним» (рядом) и написано «и побежал им навстречу». (Понимать следует так): видя как он снял, а затем вновь наложил (повязку), они стали отдаляться от него, тотчас «и побежал им навстречу».

3. И сказал он: Господа мои! Если обрел я милость в твоих глазах, то не пройди мимо раба твоего.

и сказал: Господа мои (или: Господин мой), если… Он обратился к старшему из них. Всех их назвал господами, а старшему (из них) сказал: «не пройди (мимо)», ведь если он не пройдет мимо, его спутники (также) остановятся вместе с ним. В этом случае это (слово) является несвятым (то есть означает «господа») [Швуот 35б]. Другое объяснение: это (слово) свято (т. е. означает «Господин, Г-сподь»). (Авраам) просил Святого, благословен Он, подождать его, пока он поспешит пригласить путников к себе в дом. И хотя (это) стоит после «и побежал им навстречу», сказано было раньше. Такой ход изложения является обычным (т. е. нередко встречается в Писании), как я разъяснял относительно (стиха) «Не спорить духу Моему из-за человека» [6,3], который стоит после «и породил Ноах» [5,32]. (здесь же), несомненно, предопределение было (вынесено) за двадцать лет до рождения (старшего сына Hoaxa). Oбa толкования («господа» и «Г-сподь» находим) в Берейшит раба.

4. Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом.

пусть же принесут (букв.: будет принесено). (Будет принесено тем, кому велено, т. e.) через посланца. И Святой, благословен Он, воздал его сыновьям (также) через посланца, как сказано: «И поднял Моше руку свою и ударил скалу» [Бамидбар 20, 11]. Он думал, что они (как) арабы, которые поклоняются праху на ногах своих. А он строго следил за тем, чтобы не допустить в свой дом (предмета) идолопоклонства. Но Лот, который (за этим) не следил строго, говорил о ночлеге перед омовением (ног), как сказано: «переночуйте и омойте ваши ноги» [19,2].

под деревом. Под деревом (растением, а не под деревянной балкой, под кровом).

5. И я возьму ломоть хлеба, и подкрепите сердце ваше, затем (дальше) пойдете; ибо (прошу) потому, что вы проходили мимо раба вашего. И сказали они: Делай так, как ты говорил.

и подкрепите сердце ваше. В Торе, в Книгах пророков и в Писаниях находим, что хлеб (служит для) подкрепления сердца. В Торе: «и подкрепите сердце ваше»: в Книгах пророков: «подкрепи сердце твое ломтем хлеба» [Судьи 19, 5]; в Писаниях: «и хлеб, сердце человека подкрепляющий» [Псалмы 104, 15]. Сказал рабби Хама: «Написало не לבבכם (где две буквы «бет» указывают на присутствие в сердце двух побуждений, доброго и дурного), а לבכם (где одна буква «бет») указывает (на то), что дурное побуждение не властно над ангелами» [Берейшит раба 48].

затем (букв.: после) пройдете. После того уйдете.

ибо… потому, что вы приходили. Ибо прошу вас об этом, потому что вы почтили меня тем, что проходили мимо меня.
כי על כן — то же, что על אשר, потому что. И так везде, где это (встречается) в Писании: «потому что вступили под сень крова моего» [19, 8]; «потому что я видел твое лицо» [33,10]; «потому что я не дал ее» [38, 26]; «потому что ты знаешь наши стоянки» [Бамидбар 10, 31].

6. И поспешил Авраам в шатер к Саре и сказал: Поспеши! Три меры муки, мелкого помола замеси и сделай хлебы.

муки, мелкого помола. (Мука) мелкого помола для хлебов, и мука для теста, которым покрывают горшок, чтобы оно собирало накипь.

7. И к скоту побежал Авраам, и взял он тельца, нежного и хорошего, и передал отроку, и поспешил приготовить его.

тельца, нежного и хорошего. Было три тельца, чтобы подать им три языка с горчицей (изысканное кушанье для почетных гостей) [Бава мециа 86б].

отроку. Это Ишмаэль. Чтобы приучать его к (исполнению) заповедей. [Берейшит раба 48]

8. И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил пред ними. И он стоял подле них под деревом, а они ели.

и взял сливок. А хлеба не принес, потому что Сара оказалась в состоянии «нида», ибо в тот день у нее вновь появилось обычное у женщин, и поэтому тесто стало нечистым. [Бава мециа 87а]

сливок. Это жир, который снимают с молока.

и тельца, которого (букв.:) сделал. Которого приготовил. По мере того, как было готово, приносил и ставил перед ними.

а они ели. Казалось, что они ели. Отсюда (следует), что человек не должен нарушать обычаев [Бава мециа 86б].

9. И сказали ему: Где Сара, жена твоя? И сказал он: Вот в шатре.

и сказали ему. В (слове) אליו «алеф», «юд» и «вав» отмечены надстрочными знаками (из этих букв состоит слово, означающее «где он»). В Брайта рабби Шимон сын Элазара, говорит: «Везде, где неотмеченных букв больше, чем отмеченных, истолкуй неотмеченные. Здесь же отмеченных букв больше, чем неотмеченных, и ты должен истолковать отмеченные, (т. е.) что у Сары они также спросили: «Где Авраам?» Это учит нас, что, остановившись (у кого-либо), человек должен справиться у хозяина о его жене, а у хозяйки — о ее муже.
В Бава мециа [87а] сказано: «Ангелы-служители знали, где была наша праматерь Сара, но (спросили), чтобы показать, насколько она скромна, и тем самым сделать ее еще милее в глазах мужа».
Рабби Йосе, сын Ханины, говорил, (что они спросили), чтобы передать ей кубок, (над которым произносится) благословение.

Вот в шатре. Она скромна.

10. И сказал он: Вернусь, вернусь я к тебе как в пору сию; и вот сын у Сары, жены твоей. И Сара слушала при входе в шатер, что позади него.

вернусь, вернусь я. (Не по собственному почину) ангел известил его о том, что вернется к нему, но сказал по поручению Вездесущего. Подобно «И сказал ей ангел Г-сподень. Премного умножу…» [16, 10], а ведь не в его власти умножить, и (он говорил) по поручению Вездесущего. Так и здесь сказал ему это в качестве посланца Вездесущего.
Элиша сказал шунамит: «К этому сроку в пору сию ты Будешь обнимать сына. И сказала она: Нет, господин мой, человек Б-жий. не введи в заблуждение рабу твою» [II Кн. Млахим 4, 16]. Ведь ангелы, известившие Сару, сказали: «К сроку вернусь» [18, 14]. Сказал ей Элиша: «Ангелы, живущие вечно, сказали: «К сроку вернусь», я же — плоть и кровь: сегодня жив, завтра мертв. Но будь я жив или мертв, «к этому сроку (ты будешь обнимать сына)».

как в пору сию. В эту пору в будущем году, — был Песах, а через год в Песах родился Ицхак, — потомок что мы читаем не כעת (в какое-то время), а כעת (в определенное время).

букв.: как в пору живую. Как в эту пору, которая будет «живой» для вас, потому что все вы будете целы и невредимы.

11. А Авраам и Сара стары, в летах преклонных, прекратилось у Сары обычное у женщин.

букв.: перестало быть. Прекратилось у нее.

обычное у женщин. Месячные крови.

12. И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар.

про себя (что до утробы своей). Имея в виду свою утробу, сказала: «Может ли это чрево носить дитя, а эта высохшая грудь дать молоко?» [Танхума].

Младость (или: временное). Чистое тело (т. е. гладкое и нежное). И таково употребление (слова) в Мишне [Менахот 86а]: «удаляет волосы и делает кожу гладкой». Другое объяснение: означает עידן, время, период месячных кровей, временное.

13. И сказал Г-сподь Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась?

подлинно ли. Действительно ли смогу родить?

а я состарилась. Писание изменило (ее слова) ради мира, ведь она сказала: «И господин мой стар» [18, 12].

14. Ужели для Г-спода недоступное есть? К сроку вернусь к тебе, как в пору сию, и у Сары сын.

ужели недоступное есть. Согласно Таргуму. есть ли сокрытое? Есть ли для Меня что-либо недоступное, устраненное и сокрытое, чего Я не мог бы совершить по воле Моей?

К сроку. К тому определенному сроку, который Я назначил тебе прежде, говоря: «к этому сроку в будущем году» [17, 21].

Теилим (псалмы Давида)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20

Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек. Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. Они склонились и упали, мы же встали и поднялись Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №120.

Песнь восхождения. К Б-гу воззвал я в беде моей, и ответил Он мне. Б-г, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? [Ведь он — словно] изощренные стрелы богатыря, с горящими углями дроковыми. Горе мне, что я живу на чужбине у Мешеха, пребываю среди шатров Кедара. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен, но только заговорю, они — [сразу] к войне.

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №60.

Руководителю [музыкантов], на шушан эйдут. Золотой венец Давида, для обучения. Когда воевал он против Арам-Наараима и Арам-Цовы, когда Йоав, возвращаясь, поразил Эдом — двенадцать тысяч [человек] в Соляной долине. Всесильный! Ты покинул нас, Ты сокрушил нас, Ты гневался: [теперь же] обратись к нам! Ты сотряс землю, расколол ее: исцели повреждения ее, ибо она опустошена. Ты дал испытать народу Твоему [падение] тяжкое, напоил Ты нас горьким вином. Даруй [отныне] боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, вовек. Чтобы избавлены были возлюбленные Твои, спаси десницей Твоей и ответь мне! Всесильный говорил в святости Своей, [что] я восторжествую, разделю Шхем, долину Сукот размерю. Гильад [будет] мой, Менаше — мой, Эфраим — крепость головы моей, Йеуда — законодатель мой, Моав — мой умывальный горшок, на Эдом наложу замок свой. Плешет, ликуй обо мне! Кто ввел меня в укрепленный город? Кто повел меня на Эдом? Ведь это Ты, Всесильный, Который [ранее] отринул нас, и не выходил Всесильный во главе войск наших. Подай же нам помощь в [борьбе нашей с] врагом, ибо защита человеческая тщетна. Со Всесильным мы силу сотворим — Он попирать будет врагов наших.

Псалом №61.

Руководителю [музыкантов], на негинат, [песнь] Давида. Услышь, Всесильный, вопль мой, внемли молитве моей! От края земли я взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую. Ибо Ты был моим прибежищем, мощной крепостью перед лицом врага. В шатре Твоем я буду пребывать вечно, укрываться под кровом крыл Твоих, вовек. Ибо Ты, Всесильный, услышал обеты мои, отдал наследие боящимся имени Твоего. Дни ко дням царя прибавь, годы его [да будут] — как в каждом поколении. Да пребудет он вовек пред Всесильным, милосердие и истина [его] будут охранять его. Так я буду воспевать имя Твое вовек, исполняя обеты мои ежедневно.

Псалом №62.

Руководителю [музыкантов] для Йедутуна, песнь Давида. Только на Всесильного уповает душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя и спасение мое. Он убежище мое: не пошатнусь сильно. Доколе вы будете строить козни против человека? Вы будете убиты все, [став] словно стена наклонившаяся, словно ограда пошатнувшаяся. Только из-за гордости своей замышляют они низвергнуть [меня], стремятся ко лжи, устами благословляют, а в сердце своем клянут. Только на Всесильного уповай, душа моя, ибо на Него надежда моя! Только Он — твердыня моя и спасение мое. Он убежище мое: не пошатнусь. Во Всесильном — спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое — во Всесильном. Полагайтесь на Него во всякое время, народ, изливайте пред Ним сердце ваше: Всесильный — прибежище наше вовек! Сыны человеческие — только тщета; сыны людские — обман; если положить их на весы, все вместе они легче пустоты. Не полагайтесь на грабеж и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не стремитесь к нему сердцем. Однажды сказал Всесильный, дважды услышал я, что сила — у Всесильного. И у Тебя, Г-сподь, милосердие, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

Псалом №63.

Песнь Давида, когда он был в Иудейской пустыне. Всесильный! Ты Всесильный [Б-г] мой, Тебя ищу я, жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя [словно] в земле пустынной, иссохшей и безводной. Так, в святилище да увижу я Тебя, [страстно желая] видеть мощь Твою и славу Твою. Ибо милосердие Твое лучше жизни: уста мои будут хвалить Тебя. Тогда благословлять буду Тебя всю жизнь мою, имени Твоему вознесу я руки мои. Как жиром и туком душа моя будет насыщаться, радостным гласом восхвалят Тебя уста мои. Когда я вспоминаю о Тебе на ложе моем, о Тебе размышляю я в страже ночной. Ибо Ты был в помощь мне, в тени крыл Твоих я воспою. [Следовать] за Тобою присоединилась душа моя. Десница Твоя меня поддерживает. А те, кто ищет гибели для души моей, сойдут в низины земли. Сразят их мечом, добычей лисиц они станут. Царь же будет веселиться о Всесильном, восхвален будет каждый, кто клянется Им, ибо заграждены будут уста говорящих ложь.

Псалом №64.

Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Услышь, Всесильный, голос сетования моего, от страха перед врагом сохрани мою жизнь. Укрой меня от замысла коварных, от мятежа творящих беззаконие, которые изострили язык свой, как меч, направили стрелы свои — язвительное слово, — тайком стрелять в непорочного. Внезапно стреляют в него, не боясь. Они утвердились в злом намерении, совещались, чтобы скрыть сети, говорили: кто увидит их? Изыскивают неправду, ведут расследование за расследованием даже во внутренней жизни человека и до глубины сердца. Но поразит их Всесильный стрелой: внезапно будут они уязвлены. Языком своим они поразят самих себя, все видящие их удалятся от них. И убоятся все люди, и возвестят дело Всесильного, и поймут [все], что это Его дело. Будет веселиться праведник о Б-ге и уповать на Него. И прославятся все честные сердцем.

Псалом №65.

Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Тебе, Всесильный, [обитающий] в Сионе, молчание — хвала, и Тебе обет воздается. Ты слышишь молитву, всякая плоть к Тебе прибегает. Дела греховные преобладают во мне, Ты же очистишь преступления наши. Счастлив тот, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами Дома Твоего — святого Храма. Дивными делами в правосудии [Своем] ответь нам, Всесильный [Б-г] спасения нашего, [Ты], надежда [жителей] всех окраин земли и морей далеких. Своей силой утверждаешь горы, [Ты], препоясанный могуществом. Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов. Знамений Твоих устрашатся обитатели окраин земли. Выходящие утром и вечером славят Тебя. Ты вспоминаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Всесильного полный воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; насыщаешь борозды ее, удовлетворяешь скопления ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее. Венчаешь Ты год благом Твоим, пути Твои источают тук, источают [тук] пустынные луга, холмы препоясываются радостью. Пастбища одеваются стадами, долины покрываются хлебом, ликуют и поют.

Вы можете зарегистрироваться на сайте и выбрать главы для себя и своих близких в разделе Мои даты, который будут автоматически отображаться здесь. Подробнее об этом см. в статье Набор псалмов для ежедневного чтения.

Выбор нескольких глав по номерам — введите соответствующие цифры от 1 до 150 через запятую (например: 1,20,6), через тире для последовательной группы (например: 5-10) или совмещенно (например: 4,27,10-14,7)

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

11 Хешвана

Шхина выйдет из плена «клипат нога» (др. версия — «клипот») после того, как завершится процесс высвобождения искр Божественного света из сфер зла, и зло будет отделено от добра, и «постигнет всех творящих беззакония гибель». В тот период Древо познания добра и зла не будет властвовать над миром, ибо добро отделится от него, и тогда основной целью изучения Торы и исполнения заповедей станет не высвобождение искр, но лишь объединение сфирот на более высоком уровне, нежели это происходит в наше время; в результате такого объединения будет привлечен в низшие миры свет из более высоких Божественных источников, чем мир Ацилут, — как писал рабби Ицхак Лурия, — что станет возможным благодаря могуществу, заложенному в той сокровенной части Торы, которую в будущем суждено постичь людям. Изучая эту часть Торы, человек будет исполнять заповеди, направляя свои мысли к высшим сферам, поскольку такая медитация соответствует сущности заповедей — свету из высших Божественных источников, ибо заповеди уходят своими корнями в выси высот, в бесконечность Эйн Соф Всевышнего, благословен Он.

(Когда наши учители писали, что в грядущем мире заповеди будут отменены, они имели в виду период после возвращения мертвых к жизни. Но до этого, в эпоху Мошиаха, их исполнение останется обязательным.) В ту эпоху изучение Торы будет состоять, в основном, в постижении внутренних аспектов заповедей, их тайного смысла. А те их аспекты, которые связаны с реалиями физического мира, станут открытыми и доступными всем евреям с момента их рождения и не забудутся никогда. Заниматься изучением законов об исполнении заповедей будет необходимым лишь для тех, в чьей душе — многочисленные примеси зла, ибо они не удостоятся познать вкус плодов Древа жизни, представляющих сокровенные аспекты Торы и заповедей; им придется заниматься (Устной Торой — ), Мишной, — чтобы ослабить с помощью изучения Торы силу воздействия сферы, противоположной святости, под влиянием которой они находятся, дабы она не властвовала над ними, склоняя их к греху, — ибо написано: «…Люди будут проклинать грешника: „Пусть умрет молодым, столетним“», так как такие люди будут грешить и в то время. Им потребуется изучать законы Торы не только по духовным, но и по сугубо практическим соображениям: они будут нуждаться в знании деталей законов о запрещенном и нечистом в большей степени, чем евреи. Всевышний убережет последних от всего изначально непригодного, ставшего запрещенным и ритуально нечистого, «ибо с праведником не случится ничего дурного…». Возможно и допустимо также следующее предположение: евреи, подобно нашему праотцу Аврааму, — да будет душе его покойно в раю, — будут знать, изучая Тору на том уровне, где речь идет о высших мирах, все, что составляет основу тех ее разделов, где говорится о реалиях физического мира, и для них вообще сделается лишним изучение этих разделов. Во времена Второго Храма необходимо было заниматься изучением тех частей Торы, предметная область которых — физический мир, не только для практических целей, но и потому, что основная задача, поставленная Всевышним перед человеком, — ослабить силу влияния сферы, противоположной святости, и способствовать взлету искр Божественного света посредством изучения Торы, служением Творцу в молитве и исполнением заповедей, как об этом говорится в другом месте.

После всего сказанного станет более понятным термин «Древо познания добра и зла», которым oneрирует автор книги «Раая меэймана» в приведенном выше отрывке: здесь подразумевается «клипат нога» — духовная основа нашего мира. — как написано о том в книге «Эц хаим». Разумный да поймет сказанное.

«Йом йом» (хасидский календарь «День за днем»)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 11 Хешвана

В книге «Тора Ор» в эссе, начальные слова которого «Начал Элияу…» (посвященном недельной главе «Вайера»), в абзаце, начинающемся словами «И вот сокращение…», вместо «…что аспект глаз — источник аспекта сосудов» должно быть написано «…что они — аспект глаз и высшее звено структуры сосудов».

Там же в эссе, начальные слова которого «Спущусь-ка Я…» в абзаце, начинающемся словами «И вот в книге „Зоар“…» вместо «…что смысл слова „пошатнувшиеся“…» должно быть написано «…что смысл слова „расшатанные“…».

К эссе под названием «Начал Элияу…», есть примечания, составленные Ребе Шолом-Дов-Бером, который начал писать их зимой 5652 (1891) года.

«Книга заповедей» РАМБАМа

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 126

126-я заповедь «делай» — повеление отделять в дар коэнам долю от урожая (трума гдола). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Отдавай ему (коэну) долю от своего хлеба, своего вина и своего масла…» (Дварим 18:4).

И эта заповедь, согласно Торе, выполняется только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены в трактате Трумот (гл. 1-4).

129-я заповедь «делай» — повеление, обращенное к левитам, отделять десятину от десятины, которую они получают в дар от евреев других колен, и передавать ее в дар коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Говори с левитами и скажи им: „Когда вы будете получать от сыновей Израиля десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите от нее дар Всевышнему — десятину от десятины“» (Бемидбар 18:26).

И объясняется, что эта десятина, называемая трумат маасэр (возношением от десятины), передается коэну. Сказал Он: «Возносите дар Всевышнему от всех десятин, которые вы будете брать от сынов Израиля, и будете давать из них дар Всевышнего — Аарону, коэну» (там же 18:28).

И поясняет Писание, что в эту десятину отделяют самое лучшее и отборное. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Из всех приношений возносите дар Всевышнему, из всего лучшего — священную его часть» (там же 18:29).

И затем подчеркивается, что левиты согрешат, если не отделят самую лучшую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого» (там же 18:32). Из отрицания вытекает запрет. Сказано: не будет на вас греха, если принесете в дар лучшую долю. Следовательно, если отделите от плохой части, согрешите. И сказано в Сифри (Корах): «Откуда известно, что левиты совершат грех, если отделят не от лучшего? Из того, что Тора сказала: „И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого“».

Другими словами, поскольку левиты обязаны отделять от лучшего, отделять от плохой части им запрещено. И подобно запретам, вытекающим из заповедей «делай», такой запрет не включается в число заповедей «не делай».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Трумот (1:6, 2:4-6) и Маасрот, а также в нескольких местах трактата Дмай.

«Мошиах и Освобождение» на каждый день

Уроки из книги, в которой собраны отрывки выступлений о Мошиахе и Освобождении…

Очищаем воздух

Источник: дополнение к книге «Кетер Шем-Тов», гл. 137

Как уже говорилось, мы поднимаем мир к святости и очищаем его от духовной нечистоты. Но эта работа происходит не только со странами и народами, а и с воздухом!

Это мы видим на примерах того, что, если еврей попадает на необитаемый остров. Или заблудился в джунглях, где каждый шорох заставляет сердце трепетать от страха и мурашки по всему телу! В таких местах еврей становится духовным «кондиционером». А питается этот «кондиционер» той верой во Всевышнего, которая имеется в сердце каждого еврея, даже если эта вера никак не проявляется внешне.

Эта самая вера очищает воздух от духовной нечистоты и подготавливает его к Освобождению!

17/10/2021 — 11 хешвана 5782 года

Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите

Ctrl + Enter

  • Православные рассказы и истории слушать бесплатно
  • Православные сказки для детей смотреть
  • Прадедушка как пишется и почему
  • Православный рассказ для детей слушать
  • Православные рассказы для детей аудио слушать