Практико ориентированный как пишется грамота ру

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности  специалиста.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.

Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я  использую , являются:

  • метод проблемно-ориентированного обучения;
  • метод проектов;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • технологии коллективного взаимообучения;
  • технология проблемного обучения (научно-практическое творчество, проблемно-поисковые);
  • информационные технологии (презентации, тесты, портфолио, использование электронных учебников),;
  • CASE-технологии;
  • личностно-ориентированные технологии (игры, семинары);
  • рефлексивные технологии (тренинги, мозговой штурм);
  • деятельностные технологии (закрепление компетенций на практических работах и на практике)

Практико – ориентированные занятия

В связи с требованиями ФГОС СПО и  современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.

Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию в торговле  и принимать верные решения.

Практико-ориентированные занятия можно разделить на два типа:

  • экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за работой торговых предприятий, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости. Каждый год мы проводим экскурсии на торговые предприятия, оптовые базы и склады “Сладкая жизнь” и “Магнит”. До пандемии экскурсий был гораздо больше. Студенты посещали Дзержинскую швейную фабрику “Русь”, Нижегородскую ярмарку, ВУЗ’ы.
  • выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия. Выездные занятия проводились в ТД “ЦУМ”, ТД “Союз”, ТД “Меркурий”, в торгово-промышленной палате г. Дзержинска.

Практико-ориентированное обучение достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, по специальности  38.02.04.Коммерция (по отраслям) на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения,  знакомятся со структурой предприятия.

С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника),  происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности в сфере торговли. Задачи:  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного торгового предприятия , освоение профессиональных и общих компетенций по виду деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного торгового предприятия ; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида деятельности.

Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей –это АО Тандер гипермаркет Магнит ,магазины Красное-Белое ,Бристоль , Пятерочка. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин и МДК.

Одним из профессиональных модулей у товароведов является ПМ 01 Управление ассортиментом товаров. Он включает освоение профессиональных  компетенций :

ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах

ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции

ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками

ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и  реализацию товаров

Осваиваем и закрепляем профессиональные компетенции, также как и общие, не только на лекциях, и практических  работах, но и на учебной , производственной и преддипломной практиках ,при оформлении и защите рефератов, докладов, презентаций, курсовых работ,  отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ .В освоении профессиональных компетенций помогает участие в городских ,областных конкурсах и олимпиадах, во Всероссийских дистанционных олимпиадах по ДОУ и по Статистике, в научно-исследовательской конференции студентов.  Раньше нас приглашали на мероприятия проводимые Бизнес-инкубатором г. Дзержинска. Мои студенты принимали активное участие в проведении рекламных акций, дегустаций в Т.Д, Союз  и ТД ЦУМ. Получали почетные грамоты и от этих организаций и от АО Тандер. В настоящий момент  из-за панлемии никуда не приглашают. Но мы стараемся  в условиях дистанционного обучения осваивать цифровые и информационно-коммуникационные технологии на платформе Moodle и проводить онлайн-уроки для достижения наилучшего результата в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки высококвалифицированных  конкурентоспособных специалистов.

Профессиональные компетенции осваиваем и закрепляем на практических работах по МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров, например:

ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах – изучаем ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров по каталогам и натуральным образцам, учимся давать полную товароведную характеристику, оцениваем качество, работаем с нормативными документами, используем торговое оборудование и инвентарь, анализируем маркировку и подлинность товара или его фальсификацию, проводим работу по изучению покупательского спроса, оформляем рекламные материалы, производим расчёты, решаем ситуационные задачи.

ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции – отрабатываем правила выбора поставщика, форму установления хозяйственных связей, навыки ведения переговоров, оформления договоров поставки, оферты, акцепта, документов по приёмке и претензий,

ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками – изучаем процесс товароснабжения, операции приёмки, транспортировки и хранения товаров. Проводим анализ логистических потоков предприятия, рассчитываем издержки, себестоимость, отрабатываем схемы товародвижения, использование различных видов транспорта, анализ  эффективности и прибыльности работы торгового предприятия и других статистических данных.

ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и  реализацию товаров – оформляем документы в электронном виде и на бумажных бланках, анализируем информацию и работаем с готовыми документами.

Таким образом, практико — ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Практико-ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированный
подход в обучении

русскому языку

Единственный
путь, ведущий к знаниям, — деятельность.

Б. Шоу

Мы
слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними
проблемы, которые надо решить.

Р. Левин

Реформы в системе
образования направлены на создание условий для самореализации и саморазвития
личности учащегося на протяжении всей его жизни.

Современная школа
должна формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве;
ответственное отношение к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий с
учётом устойчивых познавательных интересов. Согласно требованиям ФГОС каждый
выпускник школы должен обладать целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной практики.

Слайд 3     По данным исследований, в памяти
человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75%
материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

  Конечно,
быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать
знания и способы действий, самостоятельно ставить цели, анализировать,
сопоставлять, оценивать, а главное — не бояться ошибаться в поисках нового
пути. Именно этому необходимо учить в школе.
Такое
образование требует практико-ориентированного подхода.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Выяснение ожиданий и опасений слушателей

Рефлексия индивидуальной цели работы

—  Какова цель Вашего участия в
нашей совместной работе? Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для
Вас?  Выберите не более трёх целей.

1. Практически познакомиться с практико-ориентированным подходом
в образовании.

2. Научиться узнавать практико-ориентированные задания.

3. Научиться использовать практико-ориентированные задания в
работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать практико-ориентированные задания.

5. Найти единомышленников среди коллег из других школ.

6. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

Постановка задач мастер-класса

—  Сегодня в конце нашей совместной работы Вы сможете:

·        
отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных
заданий;

·        
формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;

·        
видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на
своих уроках.

    А ведь каждый из вас делает это каждый день и на каждом
уроке. Давайте сейчас попробуем совместить задачную
формулировку и результат образования.

    Работа в группах (задания даются
каждой группе)

·        
Запомнить и ответить — это накопление знаний;

·        
Поставить нужную букву или знак препинания — это реализация
умений;

·        
Узнать среди слов слова с чередующимися гласными — проявление
навыков;

·        
Применить свои знания и умения в жизненной ситуации — это
компетентность.

 Слайд
4           Давайте проверим

Работа в группах (задания даются каждой
группе)

 Определите, какой результат образования
проявляется учеником при выполнении каждого из предложенных заданий.

1.Укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Один из оврагов (1)
глубоко (2) разрезающих тут наши поля (3) не успев начаться как следует (4)
врезался в густые заросли.

 Компетентность  
навык      знание   умение

2.Подбери 2 загадки с безударными
окончаниями в именах существительных. Запиши, выделяя все орфограммы.

Компетентность   навык     
знание   умение

3.Найдите все существительные в
предложении.
Снежное покрывало зимой всю землю покрывало

Компетентность   навык     
знание   умение

4.Сформулируйте правило о правописании
приставок пре- и при-

Компетентность  
навык      знание   умение

·        
Шаг
первый. Что это такое?

Слайд 5   Подытожим  результаты
выполнения наших заданий:

·        
Знания
информация, которую необходимо получить и использовать для выполнения работы.
 

·        
Умения
способности проделать определенную работу в соответствии с полученными
знаниями.
 

·        
Навыки – это
действия, выполняемые автоматически
 

·        
Компетентность включает
знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности, общении,
жизни.

В сравнении с другими результатами
образования компетентность является интегрированным
результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных
ситуациях.

      Использование практико-ориентированных
заданий является средством формирования ключевых компетентностей
школьника.

Слайд 6  Практико-ориентированные технологии, на которые делается акцент в ФГОС, не
являются совершенно новыми в образовании. К данным технологиям, наиболее
применяемым на занятиях русского языка, можно отнести проблемное обучение,
проектную деятельность,
технологию
развития критического мышления (ТРКМ).

Педагогическое
мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить
оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и
поставленными образовательными задачами.

— Для начала давайте определимся с целью, сущностью, принципами практико-ориентированного
обучения

Слайд
7
Целью практико-ориентированного обучения является
развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний,
повышение эффективности образовательного процесса.

Сущность практико-ориентированного
обучения заключается в пос­троении учебного процесса на основе
приобретения новых знаний и формировании практического опыта их
использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Слайд
8
Принципами организации
практико-ориентированного обучения яв­ляются: мотивационное обеспечение учебного
процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в
обучении, деятельностный подход.

Слайд
В системе практико-ориентированного обучения формируется следу­ющий
практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления
причинно-следственных связей, постановки задач, потреб­ности в дальнейшем
пополнении предметных знаний.

Огромную роль
практико-ориентированное обучение играет в раз­витии творческой деятельности
учащихся.

Слайд
10
При реализации практико-ориентированного обучения необходимо
учитывать
 следующие принципы:

·     
принцип целеполагания;

·     
принцип личностного подхода;

·     
принцип продуктивности обучения;

·     
принцип ситуативности обучения;

·     
принцип образовательной рефлексии.

Это соответствует не
только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к
выпускникам школы, а именно получение практико-ориентированных навыков в
процессе прохождения обучения.

Для школьников важно осознать практическую направленность
изучения русского языка. Нужно отметить, что пока хорошее владение родным
языком, умение грамотно, культурно говорить и писать не стало общественной
ценностью. Большинству достаточно уже того, что он с детства говорит на родном
языке, но, к сожалению, его знание поверхностное. Зачастую люди говорят о себе:
«У меня с русским языком со школы проблемы», «Я слова плохо связываю», «Я всё
пониманию, но высказать не могу», а ведь знание родного языка, коммуникацию,
культуру общения взрослый человек должен совершенствовать в течение всей своей жизни.

Слайд 11  Шаг второй. Предлагаю вашему вниманию

Некоторые формы и приёмы работы на уроках
русского языка

     1.
Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного
упражнению учебника.

     Например,
пятиклассникам предлагается в пословицах изменить лицо глагола или пословицы
подобрать самостоятельно.

     2. Самостоятельный
подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.

   
Слайд 12 3. Задания, ориентирующие
учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими
явлениями.

     Задание:
вставить гласные е-и в окончаниях глаголов и доказать, что выбор орфограмм
невозможен без знания грамматики.

Задание: поставить
существительные в форме дательного падежа и подчеркнуть орфограммы; указать,
какие ранее полученные знания и навыки необходимы для выполнения этого задания.

    
4. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения
задания.

    
Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные
лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами
зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

     Например:

     Сколько
вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе
группировки.

    
Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ,  город Керчь, из училищ, дочь, без
калош.

     Учащиеся
могут предложить массу вариантов группировки: 1) наличие мягкого знака и его
отсутствие; 2) тип склонения; 3) род; 4) падеж; 5) собственные – нарицательные;
6) одушевлённые – неодушевлённые; 7) с предлогами – без предлогов.

   
Слайд 13  5. Задания на сравнение,
сопоставление явлений.

     Лингвистические
«почемучки»

Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово
следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую
сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.


1) Палец – перст = Лоб -?
2) Живой – мёртвый = Восторгаться-?
3)Брег – берег = Прах -?
4) Закат – рассвет = Добродетель — ?

Синонимом  какого из выражений является фраза
«ВЛЮБИТЬСЯ БЕЗ ПАМЯТИ»? 

А) Вскружить голову              
Г) Сломя голову

Б) Потерять голову                 
Д) Вешать голову

В) Отвечать головой

Неожиданность формулировок вопросов по форме и
нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий.
Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области
лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому
языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. 

   
Слайд 14  6. Задания
исследовательского характера. 

        а)Мини-исследование. 
В современном языке появилось немало
«обрубленных слов», образованных путем отсечения части слова (типа криминал – криминал/ный).
Приведите пять примеров таких слов. 

б)
 Подбор доказательств к данному умозаключению. Например:

     Докажите
справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются
в научных определениях, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время
с максимальной краткостью и чёткостью
». Использовать учебники, толковые
словари.

     в) Формулировка
собственных умозаключений на основе собранного материала.

     Например:      Сравнительные
обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».

   
Слайд 15  7. Задания, ориентирующие
учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки
заданий.  

    
Так выполняя упражнения, ученики могут предложить
более рациональную для проверки запись слов не в строчку, а в столбик, сначала
выписать слова с орфограммой и, потом е.

Разб…рать, отп…реть,
зад…рать,  выт…рать, зам…реть, бл…стеть, расст…лать, выж…гать, разб…ру,
отп…рать, зад…ру, выт…реть, зам…рать, бл…стать, расст…лить.

    
8. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания
учащимися знаний.

     Например,
работая над прилагательными, можно преднамеренно столкнуть детей с причастиями:
в предложении для разбора слова таинственный и мерцающий
учащиеся классифицируют как прилагательные. Учитель должен исправить ошибку и
предложить раскрыть тайну второго слова, шагнуть «за горизонт программы»
вперёд, указав адрес, куда можно обратиться за справками. На следующем уроке
заслушиваются сообщения «разведчиков», учитель показывает, как отличить
прилагательные от причастий; в дальнейшем этот термин систематически звучит на
уроке и понятие практически усваивается учащимся.

     Большое
значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний имеет работа
со словарями на базе ситуативных задач. Например:

     1.
Представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить
для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами,
машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки,
подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

     2. Вы
готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова:
феномен, договор, средство, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия.
Поставьте ударения в словах, используя словарь.

         Слайд 16  9. Творческие задания.

          Каждый
нормальный ребёнок стремится к творческой деятельности.    
Репродуктивно-творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по
образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии.
Например, в процессе работы над частицами в качестве дидактического материала
используется такое предложение: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки
и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» (Гоголь).
Учащиеся
анализируют структуру предложения, объясняют знаки препинания, находят
орфограммы, выделяют частицы, определяют их разряды. Затем их внимание
обращается на средство эмоциональности и экспрессии (инверсия, однородные
члены, повторы) и учащимся предлагается дать оценку какого-то явления, события
или личности, используя аналогичные средства языка.

     Следующий
этап – создание сочинений.

Например, предлагается
вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного или солнечного
дня.

     Чаще всего на
уроках русского языка используются не естественные ситуации, а ситуации
учебные, созданные на основе определённой установки, устной зарисовки,
иллюстративного материала или специально подобранного текста. Например:

    
1. «Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут берёзы. Запах дыма.
Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костёр. Начался лесной пожар».

     Опишите ваши
чувства и ваши действия, используя вводные слова.

http://media.ffclub.ru/up82877-www_artru_info.jpg   
         Слайд 17   2.
Представьте себе, что это не две девочки, а вы сидите на киле перевёрнутой
лодки (картина О. Д. Яновской «Ждут») и смотрите в бескрайнюю и
загадочную даль моря. Опишите, что вы видите там, используя наречия и
деепричастия.

            Слайд 18   3. Сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему

Так, в 9 классе
при изучении различных видов придаточных на уроках отрабатывается навык
написаний сочинений на лингвистическую тему.   Например, при
изучении темы «СПП с придаточными определительными» можно предложить
сочинение-рассуждение «Есть ли у придаточных определительных свои признаки?»

Памятка

«Признаки
придаточных определительных».

(Аргументы
для доказательства).

1.                 
На
какой вопрос отвечают придаточные определительные?

Ответ:_
_________________________________________________________
________________________________________________________________

2.                 
К чему относятся придаточные
предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к
придаточным?

Ответ:_
_________________________________________________________
________________________________________________________________

3.       Каким образом
придаточные определительные присоединяются к     главному предложению?

Ответ:_
_________________________________________________________
________________________________________________________________

Сочинение-рассуждение
на тему
«Есть ли у придаточных определительных свои признаки?»

  1. Тезис.
     

  
У придаточных определительных (есть/нет) свои отличительные признаки.

  1. Доказательства.
    Аргументы. (Признаки).

Мы
знаем, что… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Вывод.

  
Итак, мы убедились, что у придаточных определительных, действительно,___________________________________________________________________________________________________________________________

Примерная
запись учеников

  1. На
    какой вопрос отвечают придаточные определительные?

Ответ:_
Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?
какая? какое? какие?

2. К чему относятся придаточные
предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к
придаточным?

    Ответ:   Придаточные
определительные относятся к существительным в
главном предложении, от них ставится вопрос.

3. Каким образом придаточные
определительные присоединяются к главному предложению?

Ответ : Придаточные
определительные присоединяются к главному с помощью союзных слов  который,  куда,  что,  где.

         Слайд
19
 4.
Творческие задания, которые
ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание
; его форма, содержание
и отбор языковых средств определяются темой. Вот несколько примеров таких тем:

    
«Есть вещи, которые лучше бы не делать». (Эйнштейн
).
(Сложноподчинённое предложение).

     «Что бы я
хотел получить в наследство?»
(Условное наклонение).

5. Прием «Синквейн» (из ТРКМ) – это
стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе
полученных знаний. Это стихотворение из 5
строк,
которое строится по правилам:

1
строка – тема или предмет (одно существительное);

2
строка – описание предмета (два прилагательных);

3
строка – описание действия (три глагола);

4
строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5
строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно
слово).

   
     Слайд 20   Сиквейны учащихся
при изучении частей речи  

Для чего используют?


обогащает словарный запас;


подготавливает к краткому пересказу;


учит формулировать идею (ключевую фразу);


позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

— получается у всех.

    
 Всячески стараюсь привлечь учащихся к различным районным и другого уровня конкурсам,
пробудить у них любовь к искусству слова, поощряю их собственные поэтические и
прозаичные опыты. Конечно, много времени уходит на их корректировку. Но не зря.
Учащиеся на протяжении нескольких лет занимают места в различных конкурсах и
награждены грамотами.

  Слайд 21  10. Задания, целью которых является
расширение кругозора учащихся, формирования навыка передавать полученные знания
товарищам.

      Учащиеся
получают от учителя задания, готовят небольшие сообщения и выступают с ними на
уроках (так называемые этимологические пятиминутки («В мире слов», «Загадки
слов», «В гостях у фразеологизмов» и др.).

     При изучении
темы «Падеж имен существительных» можно познакомиться с происхождением названий
падежей

     Интересен и
материал о происхождении наречий.

         
11. Задания, формирующие навык использования полученных знаний в жизненной
практике.

    
В процессе ролевых игр или групповой работы идет не только шлифовка знаний,
более глубокое их осмысление, но и формируется навыки применения знаний на
практике, воспитываются организаторские способности.

    
1. Проверка заданий, выполненных учащимися на доске, и рецензирование качества
выполнения работы.

    
2. Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, имеющими более
низкий уровень подготовки.

    
3. Помощь слабым учащимся при выполнении работы над ошибками в диктантах,
сочинениях, изложениях.

    
4. Выполнение обязанностей консультантов в процессе индивидуально- групповой
работы.

    
5. Помощь учителю в проверке знаний на уроках- зачетах.

   Шаг третий. Работа в группах
«Пробуй, выдумывай, дерзай»

— Придумайте
практико-ориентированное задание, указав тему урока.

Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Слайд 22  Вывод

Практико-ориентированные задания  изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на
знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в
практической деятельности. Назначение практико-ориентированных заданий –
«окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Данные задания дают возможность активизировать
познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в
их решении присутствует элемент открытия.     По мере того, как ребёнок
начинает систематически упражняться в решении нестандартных задач, его мышление
неизбежно начинает перестраиваться. От эффективности использования данных задач
в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и
воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.

Современная притча «Нельзя научить
всему»

    
У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них
обучался долгие годы и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к
мастеру:


Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?


Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.

От
этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что
теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя.
Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.

После
ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на
обе лопатки.


Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы
знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом.


Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но
этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!


Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.

— Этому
я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

ГОУ Педагогическая академия

последипломного образования Московской области

           Практико-ориентированный проект на тему:

           «Современный урок русского языка».

                           Выполнил:

                                                                         Караховская Наталья Николаевна

                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                         МОУ СОШ №12 г. Подольск

                                                                         Проверил:

                                                                         к.ф.н., доцент

                                                                         Крапотина Т. Г.

 Москва 2011 г.

Содержание

                   Введение                                                                                 2    стр.

                   Глава 1.Цели и задачи современного обучения.              3-8    стр.                                                                                    

                   Глава 2.Применение инновационных технологий                                                                                          

                                 на уроке русского языка.                                     9- 20  стр.            

                   Заключение                                                                             21  стр.

                   Список используемой литературы                                        22  стр.

                   Приложение                                                                       23-27  стр.

Введение.

    Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

    Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

    Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

    В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.

    Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».                              

Глава 1.

Добиться успеха не означает,

что вы должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что вы должны делать то же,

 что и все, только исключительно хорошо.

К.Тернер.

    Чем же сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса.

Особенности

Традиционный

Современный

1

Цель

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

2

Интегральная характеристика

« Школа памяти »

  « Школа развития »

3

Преобладающий тип и характер     взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъкт-субъектный

4

Девиз педагога

« Делай как я »

« Не навреди »

5

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

6

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

7

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные:

-проблемного изложения

-частично-поисковый, эвристический

-исследовательский

8

Ведущий принцип

« продавливания »

« выращивания »

9

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

10

«Формула обучения»

Знания-репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность-рефлексия- знания          

11

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

12

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарныx знаний

Организатор сотрудничества, консультант, Управляющий поисковой работой учащихся,консультант

13

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

    В данной сравнительной таблице мы отчетливо можем видеть различие школы «памяти» и школы «развития».

    Школа «памяти» строится на традиционных основах:

— классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавания;

— фронтальной форме организации учебного пространства;

— контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.

    Школа « развития » ориентируется на личность обучаемого.

Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как : синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр..

Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитие его эмоционально-образной сферы, приобретение опыта эмоционально-целостных отношений в коллективе, группе.

    Целевой установкой школы « памяти » является :

— формирование у учащихся знаний, умений, навыков;  

— ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой       школы, является воспроизводящим.

    Критерием развития эмоционально-образной сферы в школе « развития » может быть комфортность учащегося  в образовательном пространстве.

    И каков же результат работы?

В наилучшем варианте в рамках школы « памяти » происходит обогащение и развитие памяти обучаемого, поэтому-то она и получила такое название.

Критерием же развития деятельностной сферы в школе «развития» может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой нестандартной ситуации.

    Каковы же образовательные цели современной школы?

1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы.

2. Создавать психологический комфорт ученика; создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения.

3. Создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями.

4. Строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных.

5. Применение в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использование групповых форм организации учебного процесса.

6. Обеспечение организации поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.

7. Создание зоны затруднений для учащихся для последующей радости её преодоления.

    Новые образовательные цели ставят акценты в развитии потребностно-мотивационной сферы учащихся. В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности. В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности. Акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т. е.  знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.

    В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

    В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно:

1. Создавать для каждого ученика своеобразный «банк ситуаций успеха», т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем.                                           Важно,чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.

2. Реализовать принцип относительной успешности.

При оценивании учебных  действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности.

3. Строить при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов условия развития личности обучаемых, а именно: «перевода информации извне-вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос в результате деятельности.

4. При проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития., основными компонентами которого (по К. Коффке) являются: «операция-действие-способ деятельности-обобщенный способ или способность».

    Таким образом в учебном процессе, ориентированном на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том,чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу; какие выбираются условия для проведения образовательного процесса.

    Как известно, в учебном процессе проблема «чему учить» состоит в определении цели обучения и содержания обучения.

    Проблема «как учить» состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных успехов» учащегося. (Аналогичное-и в воспитательном пространстве школы).

    Как же может быть организован образовательный процесс современного типа?

    При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного процесса современного типа. Это педагогические технологии:

1. исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели  «обучение через открытие».

2. коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, составлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

3. имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

4. психологическая (самоопределенческая)

Особенностью этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

5. деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

6. рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устроены, и что чувствовал ученик при этом.

Глава 2.

Технология-это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве.

(Толковый словарь).

Педагогическая технология-это продуманная

во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса

с безусловным обеспечением комфортных условий

для учащихся и учителя.

( В. М. Монахов).

    Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

— соответствие концепции гуманизации образования;

— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

— использование личностно -ориентированного обучения;

— поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

— соответствие социокультурной потребности современного общества

— самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

— развивающее обучение;

— проблемное обучение;

— развитие критического мышления;

— дифференцированный подход к обучению;

— создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

— креативность (ориентация на творчество) ;

— усвоение знаний в системе;

— нетрадиционные формы уроков;

— использование наглядности.

    А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

    При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

— ассоциативный ряд;

— опорный конспект;

— ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

— мозговая атака;

— групповая дискуссия;

— чтение с остановками и Вопросы Блума;

— кластеры;

— синквейн;

— «Продвинутая лекция» ;

— эссе;

— ключевые термины;

— перепутанные логические цепочки; n

— дидактическая игра;

— лингвистические карты;

— лингвистическая аллюзия (намек) ;

— исследование текста;

— работа с тестами;

— нетрадиционные формы домашнего задания.

    Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

    Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

    Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

— актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

— сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

— побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

— получить новую информацию;

— осмыслить ее;

— соотнести с уже имеющимися знаниями;

— искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— присвоение нового знания, новой информации учеником;

— формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

    Эффективным я считаю прием « чтение с остановками».

Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения.

Критерии отбора текста:

— он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае

 теряется смысл и логика использования приема);

— динамичный, событийный сюжет;

— неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

    Педагог  дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

    Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

    При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько).Поможет в этом составление кластера.

    Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

— посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

— вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

— по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.(Приложение 1).

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.  

    5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1. написать,что они узнали по новой теме;

2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

    Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.

    Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).

    Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

    Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
    Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Для чего используют?

— обогащает словарный запас;

— подготавливает к краткому пересказу;

  1. — учит формулировать идею (ключевую фразу);

— позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

— получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

— На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

— На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

— На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

— На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

— Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

    Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Пример синквейна:

русский язык

живой,удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

познание

    Исследовательские методы обучения возможно применять на

всех этапах урока.

    Некоторые правила технологии развития критического мышления:

1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Приемы постановки вопросов:

— стратегия «Вопросительные слова».( Приложение 2).

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

— «Толстый» и «тонкий» вопрос.( Приложение 3).

Этот прием используется в следующих обучающих ситуациях:

— для организации взаимоопроса;

— для начала беседы по изучаемой теме;

— для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

2. Анализируйте идеи,предположения, тексты.

Анализ — это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

V-«уже знал»       + -«новое»         (-) — думал иначе или не знал   ? — не понял,есть вопросы  

Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение 4).

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

 Здесь целесообразно использовать «Ромашку вопросов» или «Ромашку Блума».(Приложение 5).

   Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

    Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

    Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

    Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов :

— Урок — семинар

— Урок — лекция

— Урок – беседа

— Урок — практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование;  Урок – игра )

— Урок — КВН

— Урок — защита проекта

— Урок – диспут

— Урок — конференция

— Урок — театрализованное представление

— Урок — маскарад

— Урок – путешествие

— Урок — зачет

    Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

    Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

— творческая работа;

— лингвистическое исследование текста;

— художественное чтение;

— создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

— продолжение неоконченных произведений;

— наблюдение за природой;

— подготовка словарных диктантов;

— составление вопросника к зачету по теме;

— составление конспекта, опорных таблиц;

— письмо по памяти.

    Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

    Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об  информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

    Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

— формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

— обогащение словарного запаса;

— овладение нормами литературного языка;

 знание лингвистических и литературоведческих терминов;

— формирование общеучебных умений и навыков.

 Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

 

Заключение.

    Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

    Ответ прост-нужен адаптивный урок.

    Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

    Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся  выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

    Я готова к изучению новых педагогических технологий, так как мне это интересно.

Список используемой литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996

3. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

4. Данюшенков, В.С. Организация профильного обучения в сельской школе на основе использования технологии уровневой дифференциации/ В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова //Профильная школа.-2008.-№1.

5. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.

6. Левин, Э.А. Методика индивидуально-группового обучения: [практика индивидуально-группового обучения рассматривается под углом зрения решения проблемы самообразования школьников] / Э.А. Левин, О.И. Прокофьева.- М.: Сентябрь,2007.  

7. Кондакова, М.Л. Дистанционные образовательные технологии как средство осуществления профильного обучения/ М.Л. Кондакова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.-№3.

8. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.

9. Воронцов, В.А. Симфония разума -М.:Художественная литература, 1980

Всего найдено: 131

Подскажите, пожалуйста, как верно писать «эколого ориентированный»?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание: эколого ориентированный.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как правильно написать — «социально-ориентированная организация» или «социально ориентированная организация»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание социально ориентированный пишется раздельно.

Добрый день, бесценные наши помощники! Нигде не нашла, как пишется ПРОФИЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ (ВУЗ). В тексте написано слитно. Я усомнилась и вот взываю к вашей помощи. С уважением, Роми.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно писать раздельно: профильно ориентированный вуз.

Добрый день!
Вы рекомендуете в разделе «Справка» ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ писать раздельно. А в разделе «Словари» орфографический словарь выдает написание через дефис. Объясните, пожалуйста, как всё-таки верно. Это очень важно.
С уважением, Анна.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: практико-ориентированный. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Здравствуйте, хотелось бы уточнить ответ на вопрос № 272902: в нём (ответе) было сказано, что обороты с «кроме» в смысле «не считая» обычно обособляются, — значит, иногда не обособляются? А когда?

Ответ справочной службы русского языка

Правила обособления дополнений, обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, относятся к тем пунктуационным правилам, которые подчеркивают смысловые взаимоотношения частей предложения-высказывания. Поскольку смысловые оттенки речи могут быть разнообразными, то и знаки, ориентированные на их передачу, допускают вариантность. Именно поэтому не приходится говорить о жесткой обязательности выделения / невыделения запятыми тех или иных оборотов. Слово «обычно» подчеркивает, что в большинстве контекстов оборот с предлогом кроме выделяется запятыми. Но можно предположить, что в каких-то ситуациях запятые будет лишними, помешают автору выразить свою мысль.

Здравствуйте! Как правильно пишется телесно ориентированная тепапия? В журналах почему-то пишут через дефис: телесно-ориентированная терапия. Но это же не два прилагательных, это наречие и причастие. Возможно, правила изменились?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Надо писать раздельно: телесно ориентированная терапия (ср.: коммуникативно ориентированный, объектно ориентированный, личностно ориентированный – раздельное написание этих сочетаний зафиксировано в «Русском орфографическом словаре» РАН).

Здравствуйте! «Компьютерно(-)ориентированные средства» пишем раздельно или через дефис? С уважением, AGM.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

Пожалуйста, скажите, как пишется слово «экспортоориентированный»? Мне кажется, что оно должно писаться вместе, поскольку существует зависимость одного слова от другого — ориентированный на экспорт. Так ли это? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: экспортно ориентированный. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. М., 2012.

Подскажите, какие существуют приемлемые варианты написания словосочетания «экспортно ориентированный»? Верно ли, что в Русском орфографическом словаре оно уже зафиксировано в следующем написании: экспортно-ориентированный?

Ответ справочной службы русского языка

В «Русском орфографическом словаре» зафиксировано раздельное написание: экспортно ориентированный.

Здравствуйте!

Как правильно писать: «социально ориентированные проекты» или «социально-ориентированные проекты»? (нужен ли дефис?)

Заранее благодарю за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста, какими документами, нормами и правилами следует руководствоваться при составлении оглавления книги.
В частности допустимо ли использование сокращений, ранее не встречавшихся в тексте?
Пример:
Есть книга по объектно-ориентированному программированию. Эти слова часто сокращают до ООП. Книга начинается с оглавления. Будет ли являться ошибкой написать «Несколько слов об ООП», притом, что раннее это сокращение не приведено в явном виде?

Какие общие требования применяются к сокращениям? Отдельный список в начале книги, обязательное явное сокращение, применение сноски?

Вопрос не критичен, больше для интереса и решения возникшего дружеского спора.
Заранее спасибо!
С уважением, Андрей.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос очень обширен, Вы можете найти подробные рекомендации по оформлению сокращений и оглавлений в книге А. Э. Мильчина «Справочник издателя и автора». Книга есть в Интернете в электронном виде.

Уважаемый коллектив «Грамоты»!
Ответьте, пожалуйста, как писать (слитно, раздельно, через дефис) следующий термин:

статусно-ориентированный.

Смущает отсутствие наречия «статусно». В орфографическом словаре приводится похожее написание — «практико-ориентированный». Можно ли ориентироваться на него и ставить дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше использовать раздельное написание. Вот слова для проведения аналогии:

личностно ориентированный

общественно ориентированный

социально ориентированный

и др.

правильное ударение в слове «ориентированный»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ориентИрованный.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как пишется «дисциплинарно ориентированная система» ( через дефис или раздельно) и какое правило объясняет написание с «ориентированный»

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание и подобные (со вторым компонентом ориентированный) пишутся раздельно: дисциплинарно ориентированная система.

Как и почему — слитно, через дефис или раздельно — пишутся слова:
1) практико(-)ориентированный;
2) социально(-)ориентированный?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: практико-ориентированный, социально ориентированный.

  • Пошалить как пишется правильно
  • Почему у зайца губа рассечена эстонская сказка
  • Почему сказка называется народной
  • Почему с каждым разом море волновалось все больше в сказке о рыбаке и рыбке пушкина
  • Постельное белье ооо сказка иваново