Новый «Дон Жуан» был приурочен к 100-летию Зальцбургского фестиваля, но по понятным причинам премьера состоялась только в этом году. Спектакль ждали и поклонники рафинированного символизма итальянского режиссёра Ромео Кастеллуччи, и любители непредсказуемой экстравагантности российского маэстро Теодора Курентзиса, и те, для кого Зальцбургский фестиваль не просто шестинедельное мероприятие из раздела «Культура», но важная часть собственной жизни.
Новый «Дон Жуан» — мощное, провокационное, эпатажное и многослойное театральное полотно, главным героем которого является… Зальцбург. Новый «Дон Жуан» — целиком и полностью про Зальцбург. Ни в одном другом городе мира этот спектакль показывать нельзя. Это будет бессмысленно. И даже в прекрасно сделанной трансляции 7 августа, невозможно рассмотреть всех оттенков, мелочей, намёков и полутонов, из которых складывается этот грандиозный художественный оммаж Зальцбургу – городу, который в эпоху Ренессанса называли Северным Римом, городу, в котором впервые севернее Альп была исполнена опера, городу, подарившему миру Моцарта и ставшему местом самого дорогого, самого драгоценного, самого спорного и самого главного музыкально-театрального фестиваля за всю обозримую историю мировой культуры.
Эта незримая связь Зальцбурга с Италией и открывает спектакль: на фоне символичных трёх арок – основной визуальной компоненты главного фестивального события – представления мистерии Гофмансталя «Йедерманн», с которого 22 августа 1920 г. и началась история Зальцбургского фестиваля, — появляются… итальянские (!) рабочие.
Ведь именно итальянец Сантино Соляри 1) является архитектором зальцбургского кафедрального собора, который стал первым крупным зданием за пределами Италии на стилистическом стыке итальянского ренессанса и новомодного тогда барокко, и вполне возможно, что на стройке собора рабочие действительно говорили по-итальянски!
И как тут не вспомнить представителя итальянского рода Медичи князя-архиепископа Вольфа Дитриха фон Райтенау, возглавившего зальцбургское княжество в 28-летнем возрасте и своими строительными преобразованиями снискавшего Зальцбургу славу «немецкого Рима» и «северной столицы барокко» 2).
И, конечно же, именно итальянцем был главный душитель моцартовской музы последний зальцбургский князь-архиепископ Иероним граф Колоредо, из-за финансово-культурной политики которого Моцарт вынужден был эмигрировать в Вену в 1781 г.
Но и это ещё не всё. Примерно на 10-й минуте спектакля на сцене вспыхивает огонь, и мы тут же переносимся в Коллегиенкирхе – второй по значению зальцбургский белоснежный храм, в котором во времена наполеоновской оккупации с 1803 по 1805 гг. был сенной склад и в средокрестии которого французские солдаты жгли костры (чёрное пятно кострища сохранилось в храме до сих пор!).
Замечу, что мы лишь прикоснулись к содержанию всего одной сценографической доминанты — трёх арок в обрамлении абстрактных пилястр и оконных проёмов. А сколько смыслов сконцентрировано в более мелких деталях! Просто невозможно перечислить. Кастеллуччи создаёт спектакль, по которому, как по самому Зальцбургу, можно писать путеводитель. 3)
Но есть в спектакле, разумеется, не только локальные символы, как те же серп и молот, будто снятые с герба Австрийской Республики и разделённые между «колхозником» Мазетто и «горожанином» Дон Жуаном, или тот же «упоротый лис», который, будучи талисманом зальцбургских мусорщиков, появляется в свальной вакханалии финала I акта. 4)
О незримой взаимозависимости реалий, фактов и деталей режиссёр напоминает посредством непременно присутствующих в его спектаклях нитей: нитями зашивает в могильный матрац костыль Командора Донна Анна, нитями привязывает дерево (древо познания Добра и Зла) к матрасу наслаждения искуситель Дон Жуан в дуэте с Церлиной, которую он опутывает, как и Донну Эльвиру, канатами своего сексуального обаяния. Любопытно, что Дон Жуан практически не касается своих жертв: его магнетизм так же незрим и неуловим, как и окутывающая зрителя полутуманная символика спектакля.
Много у Кастеллуччи и театрально-кинематографических цитат: это и эринии, напоминающие чёрных духов из фильма «Призрак» Джерри Цуккера (1990), и самоцитаты из «Саломеи» (Зальцбург, 2018) и «Тангейзера» (Мюнхен, 2017), и пародия на провального зальцбургского же «Идоменея» Курентзиса и Селларса (2019) в финале II акта (мусорная вакханалия), — перечислять можно бесконечно. Гигантское постмодернистское полотно войдёт в историю Зальцбургского фестиваля как перенасыщенный символикой, циклопически-калейдоскопический тезаурус с миру по нитке – зрителю верёвка. И как тут не посочувствовать тому отчаянию, с каким восклицает в своей рецензии на спектакль одна из немецких журналисток: «Да дайте же толкователь [Glossar] всех этих символов!»
Коллега права: количество деталей удушающе. Но и сама раблезианская избыточность предложенной символики, включая разбивающийся вдребезги рояль, прилетающий на сцену с колосников, разве не отражает общей избыточной мозаичности современного мировосприятия, его инстаграммно-фейсбучной фрагментарности, вторгающийся развлекательной лавиной в нашу жизнь? Девиз пост-постмодернизма «Кому надо — тот поймёт (и лайкнет)» отражается в актуальном сегодня отсутствии линейно выстроенного нарратива практически во всём, что нас окружает: мы не понимаем, с чего всё началось и куда всё движется. Ну если не принимать в расчёт того, что мы все в конце концов умрём.
Интересно, что этим же отсутствием линейной драматургии отличается и либретто Да Понте, что не раз отмечалось исследователями. Да и вся драматургическая ткань партитуры «Дон Жуана» балансирует на грани жанровой дивертисментности — сюжетной рассыпчатости собранных под одним названием музыкальных номеров (не случайно у главного героя нет ни одной «программной» арии: он как будто лишь повод попеть другим персонажам). Мы часто не замечаем этих актуальных сегодня особенностей давно известных нам произведений. Точно так же мы не замечаем в повседневной жизни города жертв избыточной похотливости Дон Жуана, как на улицах Зальцбурга мы не замечаем тех 150 женщин, которых Ромео Кастеллуччи выводит на сцену в своём спектакле, в котором алтарь лжи в сопровождении рассказа Донны Анны о нападении Дон Жуана не отличим от алтаря правды.
И несмотря на все фестивальные достоинства этой экстраординарной постановки, этого искромётного шоу-посвящения родине Моцарта и Зальцбургского фестиваля всё ещё сложно забыть знаменитое высказывание Густава Малера «Ничего не стоит та музыка, которую нужно объяснять». С одной стороны, режиссура Ромео Кастеллуччи – оригинальный культурный код «не для всех», но с другой — необходимость объяснять театрально-визуальный контент так же, как юридические формулировки в сложно составленных циркулярах, не может не вызывать недоумения: уж слишком всего много даже для любителей кроссвордов. В конце концов, разве «Дон Жуан» Моцарта… про Зальцбург? Вот внутри партитуры где-то есть хоть что-то, напоминающее о родном городе композитора? Эта эмансипация режиссуры от фактуры интерпретируемого материала породила за последние десятилетия такой трагикомический феномен, как режиссёрская опера, или режопера. Мы уже смирились с тем, что визуальные образы никак не связаны не только со временем и местом действия, но и с текстом произведения. Это расползание художественной ткани – явление, прямо противоположное тому, о чём в связи с новыми формами искусства говорил в своё время Вагнер: Gesamtkunstwerk (объединённое произведение искусства) превращается сегодня если не в полный Getrenntkunstwerk (разъединённое произведение искусства), то как минимум в Konfliktkunstwerk (произведение как конфликт искусств).
Джордж Оруэлл, актуальность наследия которого сегодня уже невозможно переоценить, предупреждал об опасности создания новояза, разрушающего привычные способы коммуникации. В нашем случае речь идёт не столько об искажении лексического значения слов («война – это мир»; «белое – это чёрное»), сколько о разрушении базовых принципов взаимодействия человека с окружающим миром, когда показывают не то, что говорят, делают не то, что обещают, исполняют не то, что написано. И здесь мы переходим к самому интересному – к музыке.
Я не поклонник маэстро Теодора Курентзиса, и мне совсем не близко то, что маэстро делает с нотами (чаще всего по причинам чисто техническим), но в любом случае, маэстро Курентзис – личность экстраординарная, смелая, авантюристичная. Это всегда любопытно, нередко талантливо и занятно. Занятность как самоцель в работе с классическим материалом – штука довольно рискованная: так ведь можно и до жонглирования тарелками дойти. Что, впрочем, вряд ли бы смутило маэстро: во время арии Дон Жуана «Finch’han dal vino» Теодор Курентзис вместе со своим оркестром musicAeterna буквально вырастает из оркестровой ямы, будто демонстрируя, кто в этом фестивальном доме хозяин. С одной стороны, мы так долго ждали, чтобы дирижёры, наконец, вышли на первый план в современном оперном производстве, но с другой стороны, автором «Дон Жуана», если не ошибаюсь, является всё-таки Моцарт, а не Курентзис.
В предложенном же прочтении с добавленными инструментами (что странно, но допустимо), дописанными нотами (что вообще непонятно), фразами (что не очень понятно, но ситуативно приемлемо), мелодическими инкрустациями и фиоритурными инсталляциями мне видится не диалог с композитором, а попытка его переделывания. И тут сам собой возникает вопрос: неужели оригинальная партитура Моцарта так бледна, что нуждается в предложенном макияже? Замечу при этом, что к самому «макияжу» у меня претензий нет: так, например, неожиданно интересной показалась мне звуковая инсталляция в сцене на кладбище, капризно забуканная фестивальной публикой (уж к чему, а к этому чёрному пламени из «вспыхивающих» в нервной вибрации женских волос, претензии, на мой взгляд, предъявлять не за что). Но вот замена финального секстета на хор… Конечно, хор звучит эффектнее (возможно, ещё более эффектно он звучал бы в этом зале с балкона), но Моцарт написал секстет. У Моцарта была возможность закончить оперу хором. Но он её не использовал.
Вне всяких сомнений маэстро Курентзис – талантливый музыкант и умеет блестяще работать с фактурой. Но на мой скромный вкус, Моцарт – музыкант, как минимум не менее талантливый. Не Курентзис, конечно, но тоже всё-таки не из последних. Впрочем, Моцарт не мог предвидеть современных не только режоперных, но и дирижоперных тенденций, в рамках которых стало допустимым не только укрупнять или ослаблять звучание оригинального нотного текста, но и переделывать его. И тут мне вспоминаются слова великого русского драматурга Григория Горина, который устами Барона Мюнхгаузена напоминает: «Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют, это становится нестерпимо». Но автор-то, как известно, уже умер, правда? 5)
Переходя к оценкам вокальных работ, невозможно не выделить американского тенора Майкла Спайрза, буквально вдохнувшего жизнь в трафаретный образ Дона Оттавио. И с технической, и с драматической, и с какой угодно ещё точки зрения, образ стал настоящим откровением и подлинным драматургическим открытием постановки. Идеальный баланс на грани пародии и гротеска, изумительное звучание в замедленном темпе в обеих ариях способно вызвать головокружение. Это невероятно красиво и тонко. Сложно себе представить, что ещё можно сказать об этом герое после Майкла Спайрза. Совершенно исчерпывающая интерпретация.
Легко, изящно и вдумчиво прозвучала Церлина в исполнении Анны Лючии Риттер, а Дэвид Штеффенс экспрессивно и уверенно исполнил партию Мазетто.
Финский бас Мика Карес изумительно прозвучал в партии Командора: и плотность тембра, и сила звука, и драматический рисунок роли, и финальные реплики – всё было превосходно.
Донна Эльвира в исполнении Федерики Ломбарди в выходной арии предстала женщиной весомых достоинств, облачённой в сильный цветастый по тембру вокал с местами размашистым вибрато. В душераздирающей арии «Mi tradi quell’alma ingrata», после которой героиня, будто предчувствуя гибель любимого человека, устремляется с последним предупреждением к Дон Жуану, голос певицы, напротив, приобретает льющиеся шёлковые оттенки.
Надежда Павлова представила на редкость провокационное прочтение партии Донны Анны: сначала перед нами появляется насквозь стервозная фурия, де факто отцеубийца, не вызывающая ни малейшего сочувствия. Эта монструозность отражается не только в демонической пластике, чёрном наряде и злодейском макияже, но и в мощном, дерзком и резком звуке. Смотришь, слушаешь и думаешь: вот ведь угораздило мужиков: один её родил, другой его из-за неё убил, третий её полюбил… Но далее в ансамблях и в арии „Non mi dir…“ голос певицы преображается: мы слышим лучезарную кантилену, наполненную пронзительной чистотой и изысканной филировкой звука. Исключительно многогранная работа.
Неаполитанец с филологическим образованием, Вито Прианти в 2017 г. стал лауреатом оперного «Оскара» — «Opera Award» BBC — именно за партию Лепорелло в известной пермской записи «Дона Жуана» (2016, musicaAeterna, дир. Курентзис). Звучит певец превосходно, выглядит исключительно, играет блестяще, — настоящее alter-ego главного героя.
Вряд ли есть ещё одна партия, в которой, казалось бы, сказано, спето и сыграно столько, сколько в партии Дон Жуана. Но итальянскому баритону Давиде Лучиано удаётся создать образ, которого ещё не было. Этот Дон Жуан не мачо-стриптизёр, не кобель-двурушник, не клоун-потаскун. Мы видим человека с простой и внутренне гармоничной конституцией, который искренне не понимает, как можно не восхищаться и не пользоваться женской природой во всём её животворящем разнообразии. И ария Лепорелло, в которой точно названо количество жертв Дон Жуана 6), в связи с этим прочтением не вызывает вопросов: этот Дон Жуан действительно любит женщин как хорошую еду и прекрасное вино. И даже более того: женщины – такая же естественно неотъемлемая часть жизни настоящего мужчины, как воздух. А разве воздуха может быть много? Его может только не хватать… И неслучайно Дон Жуан в этой постановке теряет сознание от одного только предложения Лепорелло оставить женщин: без женщин, как без воздуха, ему нет жизни.
И финальное обездвиживание этого Дон Жуана, превращение его в белую мумию, подобную фигурам, найденным во время раскопок в засыпанных пеплом Помпеях, — самое страшное наказание. Это конвульсивное обесточивание, в котором обнажённый герой покрывается белой краской-известью, превращаясь в безжизненную окостеневшую фигуру, — абсолютно гениальное режиссёрское решение, с которым артист виртуозно справляется, если и не оправдывая своего героя изображением его истошных предсмертных мук, то уж точно канонизируя своим прочтением право живого человека быть в гармонии с самим собой вне зависимости от того, что думают по этому поводу другие.
Признаться, я не увидел в этом образе той анархической угрозы, которая была заявлена в пресс-релизах и программке. На мой взгляд, большей анархической угрозой стало искажение постановщиками оригинального моцартовского текста. Но и в этом случае звучание хора, включая изменённый финал, было бесподобным несмотря на то, что его загрузка/выгрузка из оркестровой ямы создавали дополнительные сложности для непрерывного ведения спектакля и причиняли оригинальному нотному тексту всё новые и новые травмы.
Разумеется, в рамках одного фестивального проекта такое мелкое хулиганство, как вмешательство в партитуру, — шалость, возможно, и невинная. Но если мы вспомним другие подобные вторжения-искажения в рамках, так скажем, репертуарной активности (например, совершенно вопиющий случай скрещивания партитур Чайковского и Стравинского в Мюнхене), то нам придётся уже говорить о довольно тревожной тенденции, когда сквозь брешь, пробитую режоперой в традиционном уважении к авторскому замыслу, в святая святых музыкального театра – в оригинальный набор нот – пролезла под свет пульсирующей цветомузыки так называемая дирижопера, когда для решения развлекательно-маркетинговых задач по желанию музыкального руководителя постановки изменяется партитурный облик оригинала: в финал «Дон Жуана» вставляется хор, в лирический дуэт Иоланты и Водемона вторгается «хаванагила», Джоконде пририсовываются усы, а партия фортепиано в Первом концерте Чайковского украшается, к примеру, барабаном.
В эпоху тотальной энтропии социально-этических и эстетических ориентиров серьёзно переживать по поводу одного фестивального продукта, по-видимому, не стоит. В конце концов, «Дон Жуан» Курентзиса-Кастеллуччи – продукт не только штучный и локальный, но ещё и одноразовый: использование этих же трюков как в оркестровой яме, так и на сцене второй раз с другим материалом уже не сработает. Но вместе с тем, не стоит забывать, что по меткому выражению Лорина Маазеля интерпретаторы (дирижеры, музыканты, постановщики, артисты, оформители) являются лишь творцами второго уровня: главным же человеком в музыке является композитор, а в театре – всё ещё драматург, будь то Шекспир, Кальдерон, Гольдони, Пушкин, Островский, Чехов или Гофмансталь. Они настоящие и полноправные хозяева в этом художественном пространстве. И какие бы выдающиеся интерпретации ни предлагали мастера второго уровня, канонизировать (отмечать наградами, осыпать восторгами) их проказы – тенденция недальновидная. Ведь для того, чтобы определять исторические векторы развития искусства, нужно не интерпретировать чужое (и уж тем более не искажать его), а создавать своё. От. И. До.
- P.S. Большое спасибо Ольге Аксёновой и Анастасии Ромм за помощь в подготовке материала.*
Примечания:
1) Годы строительства 1614 – 1628. Первым архитектором барочно-ренессансного собора был тоже итальянец — Винченцо Скамоцци, для реализации проекта которого в старом Зальцбурге было снесено более полусотни дворов и купеческих домов. Проект не был реализован в связи с его дороговизной, но чтобы представить себе его масштабы, достаточно вообразить, что нынешняя длина зальцбургского кафедрального собора 100 м должна была быть его шириной, а алтарная часть должна была врезаться в гору Мёнхсберг, на которой находится знаменитая крепость Хоэнзальцбург, которая по замыслу Скамоцци должна была как бы короновать кафедральный собор, подчёркивая абсолютистскую власть зальцбургского князя-архиепископа.
2) Годы правления Вольфа-Дитриха фон Райтенау 1587 – 1612. По маме фон Райтенау был связан не только с обедневшей, но знатной ветвью миланских Медечей, но и с Карло Борромео, которому посвящена венская Карлскирхе.
3) Взять хотя бы козу, появляющуюся на сцене под звуки увертюры: ведь это не просто коза, а коза особой породы, нигде, кроме отдельных зальцбургских областей, не встречающейся. Да и сама порода этой козы стала среди знатоков истории австрийского животноводства своеобразным символом независимости Австрии от нацистской Германии. А как тонко оформлен небольшой диалог Дон Жуана с Лепорелло, в котором частично замурованное в гипсокартонную ширму живое женское тело явно перекликается с композицией «Целый человек» (Der ganze Mensch) в 8 зале монастырского музея в Мельке. Эта композиция символически связана с онтогенетикой человека Карла-Фридриха Весселя. В основе междисциплинарного исследования Весселя, Темброка, Шмидта и Дёрнера лежало утверждение о недопустимости одностороннего развития человека. Именно поэтому аллюзия на «Целого человека» выбрана в спектакле Кастеллучи для иллюстрации односторонней, разрушительной зацикленности Дон Жуана на сексуальной самореализации. Здесь же знатоки зальцбургской истории легко увидят намёк на связь зальцбургского монастыря Святого Петра, на земле которого и находится огромный фестивальный комплекс, с дунайской долиной Вахау, в которой в конце VII в. пытался обосноваться легендарный патрон Зальцбурга Св. Руперт и в которой до сих пор имеются доходные владения, принадлежащие зальцбургской церкви.
4) К общеевропейским символическим абстракциям, кроме упомянутого золочёного яблока раздора, можно отнести и костюмы Дона Оттавио, который предстаёт то диктатором в коротких штанишках, то полярником с белым пуделем, то норвежским Гамлетом с черепом («черепом Моцарта»?) на лестнице из радиаторов, то белоснежным королём-солнцем в мантии-пеньюаре с плюмажем на голове. Сюда же относится и крыса, напоминающая нам одновременно и о сериале «Комиссар», в котором фигурирует безумный Моцарт, и об эксперименте 1968 г., когда было проведено исследование с целью изучения воздействия классической и атональной гармонии на формирование акустических привычек. Во время исследования подопытных крыс разделили на 2 группы — одной группе с рождения давали слушать Моцарта, а другой — Шёнберга, — а потом проверили, захотят ли крысы испытать радость узнавания от музыки, под которую выросли (доставят ли звуки детства радость интеллектуально развитым грызунам). Так вот те, кто росли под Моцарта, безошибочно выбирали его музыку посредством нажатия на специально маркированные клавиши, а те, чьё детство прошлом под Шёнберга, не хотели слушать никакую музыку вообще. С Моцартом же связано и странное присутствие на сцене баскетбольных мячей, которые режет Дон Оттавио: здесь мы вспоминаем имя легендарного хорватского спортсмена Дражена Петровича, которого называли Моцартом баскетбола и который погиб в том числе и из-за своей возлюбленной. И золочёное яблоко, и целый яблочный конвейер на свадьбе Церлины и Мазетто, само собой, относятся к символам грехопадения.
5) Когда Ролан Барт в 1967 г. писал своё эссе «Смерть автора», он всё-таки не имел в виду отсутствие структурной неприкосновенности у художественного произведения как вещи в себе. Между тем, именно деструктивный пафос работы Р. Барта стал знаменем современного релятивизма не только в эстетике, но и в этике. Так вот в нашем случае, Моцарт как личность, может быть, и не возражал бы против предложенных маэстро Курентзисом искажений, тогда как Моцарт как автор, насколько мы можем судить по сохранившимся документам, не принял бы их никогда.
6) Признаться, я был удивлён, когда увидел в премьерной немецкоязычной критике цифру 1003: мне почему-то казалось, что оперные критики умеют пользоваться калькулятором. Сумма всех побед Дон Жуана, упомянутых в арии Лепорелло, — 2065.
Фото: © Salzburg Festival / Monika Rittershaus
Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Словарные статьи
Автор
Пролог
Лина поправила туфлю, ощущая, что пятку уже натирает. Вот не носила никогда, не стоило и начинать.
«А всё Алёна с Риткой со своими безумными идеями…» – проворчала, беззвучно шевеля губами, и выпрямилась.
В арендованном для бала-маскарада зале гремела музыка. Студенты двигались, словно паралитики, крутили попами почти до гола раздетые студентки.
Лина заинтересованно склонила голову. Это надо же, бывают настолько короткие юбки. Или это всё же ремень? Диджей, не жалея сил, заводил толпу, рекой лилось шампанское…
По правилам проведения бала, никто не должен снимать маски, а в конце вечера коллегия преподавателей объявить Короля и Королеву этого вечера, которые станцуют финальный танец и будут представлять родной ВУЗ на городском конкурсе Мистер и Мисс Универ. Такое себе удовольствие и даже страшно представить, кто победит. Никто сильно с костюмами не заморачивался, только вот Лина, как дурочка… а всё заклятые подруги виноваты. Заставили нарядиться, а сами куда-то испарились.
«И где их теперь искать?» – воинственно упёрла руки в бока и тут за спиной раздался мягкий мурлыкающий голос, заглушающий биты:
– Эй, Санта, а мне подарок полагается в этом году? Я был хорошим мальчиком.
Медленно повернулась, меря «хорошего мальчика» пристальным, слегка скептическим взглядом.
«А мальчик-то ничего, хорошо сложен…» – подумала отстранённо.
Тёмно-синий костюм тройка сидел на нём великолепно, демонстрируя подтянутую спортивную фигуру и не малый рост. Тёмные волосы тщательно уложены, а половину лица закрывала золотая маска.
– Так уж и хорошим? Все хорошие мальчики послушно спят в своих кроватках и видят розовые сны, проказник, – Лина погрозила пальчиком и потеряла к незнакомцу всякий интерес.
«Да где эти вешалки, мать их?!» – думала сердито, рыская подруг взглядом в толпе.
– Ты меня раскусила, – прозвучало томное над ухом, а тело мгновенно покрылось мурашками. Это что? Змей-искуситель выполз из Эдема? – Отличные штанишки.
Лина опустила взгляд на свои короткие красные бриджи с белыми отворотами и хмыкнула. Да уж, отличные…
– Хочешь выпить? – не унимался «хороший мальчик».
– Санта на службе, Санта труженик, а не алкоголик, – отозвалась назидательно, лишь мельком скользнув по парню взглядом. Чего пристал, спрашивается? Коротких юбок мало?
Он приглушённо рассмеялся и протянул стакан.
– Апельсиново-яблочный фреш и ни капли алкоголя, как знал.
Недоверчиво покосилась, но напиток взяла, пить хотелось страшно. Набегалась, пока подруг искала.
– Учти, если это яд, я тебя укушу, умрём вместе, – пригрозила многозначительно и сделала несколько глотков.
… парень смеялся.
Он смеялся весь вечер. Много шутил, много рассказывал историй из жизни. Они договорились не называть имён и снять маски, лишь в конце вечера, если пожелают.
Как-то ненавязчиво они оказались на мягком диване в vip-зоне, где не гремела музыка, а звучала робко и горел мягкий приглушённый свет. Лина не была очарована, не была легкомысленной и пошла за «хорошим мальчиком» осознанно, потому что с ним хотя бы весело, а заклятых подруг искать надоело. Кинули на произвол судьбы, так почему бы не воспользоваться случаем?
Когда не видишь лица собеседника, всё как-то проще. Проще общение, ситуация воспринимается проще, ни о чём не думаешь, да и последствия не важны. Вы видитесь в первый и последний раз, а маску Лина снимать не собиралась.
– Мне твой голос кажется знакомым, – усмехнулась она, ставя бокал с коктейлем на стеклянный стол.
– Не удивительно, – хмыкнул парень, развалившийся на диване. Закинул руку на спинку, практически касаясь спины и плеча Лины, но это не смущало. Она уже и забыла, когда флиртовала в этой жизни, а тут, будто села на любимого коня. До одного дурацкого случая, она легко общалась с парнями, а потом… замкнулась в себе, стала серой и невзрачной для всех, кроме подруг. И сейчас, общение с незнакомцем, будто долгожданный глоток воды во время засухи. – Мы учимся в одном универе, возможно пересекались. Твой голос мне тоже кажется знакомым. Не хочешь поиграть в правду или действие?
Коктейль был слабоалкогольным, но в голове приятно шумело. Телефон по-прежнему предательски молчал, подруги на связь не выходили, а значит нет причин суетиться. Можно попытаться нормально расслабиться и приятного провести ночь.
– Давай, но без пошлостей, – тоном ментора предупредила Лина и сделала ещё глоток. Коктейль приятно щекотал вкусовые рецепторы, растекался сладостью на языке и горячил кровь.
– Знал, что ты так скажешь, поэтому был готов, – усмехнулся незнакомец. – Спаивать я тебя тоже не планирую, это было бы грубо, поэтому давай, если кто-то из нас отказывается говорить правду, не будет пить штрафную, а станцует макарена или расскажет новогодний стишок. На табуретке.
Лина подавила смешок, качнув головой, и заметила:
– Не думаю, что ты знаешь так много детских стихов.
Парень хитро сощурился, склонив голову набок.
– А кто сказал, что я откажусь говорить правду? Мне скрывать нечего.
Лина закатила глаза, не став спорить. Игра обещала быть как минимум интригующей. Хоть раз, но она обязана заставить этого «хорошего мальчика» станцевать макарена.
– Кто начинает первым? – поинтересовался парень, отпивая свой коктейль в пузатом бокале.
– На камень-ножницы-бумага? – невозмутимо предложила Лина.
– О, да ты полна сюрпризов! – одобрительно протянул он и сжал руку в кулак. – Я в деле!
Лина коротко хохотнула.
– Тогда на счёт три?
– Ну какое «три»? Цу-е-фа, всё по канону, – назидательно заметил незнакомец, рассмешив в очередной раз. Лина уже и забыла, когда так веселилась с кем-то мужского пола, с кем-то кроме подруг.
– По канону, так по канону, – кивнула важно и выставила руку, сжатую в кулак, вперёд. – Цу-е-фа! – она поставила бумагу, а незнакомец камень. Самодовольная ухмылка сама потянула губы. – Правда или действие?
1.
… всегда женщины. Он был грубоватый проказник и повеса. Культурный и даже сдержанный, с манерами джентльмена, но …
Пратер Ричард. Танец с мертвецом
2.
… с ног до головы. — Вот проказник! — засмеялся Карандаш. — Обрызгал нас водой. — Здесь очень много дельфинов водится …
Постниковы ЮиВ. Истории о Карандаше и Самоделкине 1-6
3.
… танцевал, человечек юности с сердцем проказника вдруг шнурок на ботинке своем порвал, — и тогда все постройки …
Превер Жак. Стихи
4.
… всегда женщины. Он был грубоватый проказник и повеса. Культурный и даже сдержанный, с манерами джентльмена, но …
Пратер Ричард. Тепло оружия
5.
… в сказке, вот он кто. Проказники-эльфы выкрали младенчика из колыбели и взамен подкинули матери свое …
Портер Кэтрин Энн. Корабль дураков
6.
… сперва, потом подумают. Не Лакки Проказник, которого он за тобой в Квартал засылал… Они замолчали. Ткачу … таких, да один, сломанный, правда, Проказник за тебя в Квартал снес… во-от, а ты, создание …
Полунин Николай. Край, где кончается радуга
7.
… за столом, — был здесь премилый проказник, который принимал себя за понюшку табака и все страдал, что … остряк, этакий, знаете ли, drole <Проказник (франц.).>, не принимайте его всерьез! — А еще, — раздался голос с …
По Эдгар Аллан. Рассказы
8.
… Маняши. Да, они частенько его, проказника и упрямца, ругают, да, они нередко недовольны им, но — они …
Попов Александр. Мала Белла
9.
… себе нацепит, то мантию напялит. Проказник, одним словом. Если на кассетах мы обнаружим, как он равлекался …
Полякова Татьяна. У прокурора век недолог
10.
… с милых сняв очей, Идет проказник к Гименею… А что такое Гименей? Он из Кипридиных детей … пенистую влагу. «Что смотришь ты, проказник, На пенистую влагу? — Спросил я Купидона, — Скажи, что так утихнул … с милых сняв очей, Идет проказник к Гименею… А что такое Гименей? Он сын Вулкана молчаливый … От подозрительных подруг. Тебя страшит проказник милый, Очарователь легкокрылый, И хладной важностью своей Тебе несносен Гименей … готов; Меж тем как ты, проказник умный, Проводишь ночь в беседе шумной, И за бутылками Аи …
Пушкин А.С.. Полное собрание сочинений с критикой
11.
… весьма убого. Этакий слабосильный похотливый проказник — цап дрожащей ручонкой потненькой за пышную грудь, а ему по …
Пучков Лев. Кровник 1-4
12.
… новой работой. И рассказывают, смеясь, проказники, что когда при отступлении нашей армии на польском фронте тов …
Радек К.. Генуэзская и Гаагские конференции
13.
… к Лючии Санте, и маленькие проказники затеяли возню в груде отбракованной одежды, негодных ящиков и старых …
Пьюзо Марио. Счастливая странница
14.
… палец. — А вы, рыцарь, оказывается, проказник! — Саглара неопределенно хмыкнула, схватила меня за руку и, обогнув лысенькую …
Пучков Лев. Киллер 1-3
15.
… не мешает разговорам и что проказник амур ранит сердца, даже повернутые спиной друг к другу. Чем … на шести моргах земли!.. — Ах, проказник, проказник!.. Ах, и какой же проказник этот ветер! — ворчали красноголовые маки, заглядевшиеся в небо подсолнечники и …
Прус Бореслав. Рассказы
16.
… что застолье взорвалось от смеха. Проказник стал показывать, как рядится с покупателем скупой рыночный торговец. А … богиня любви, — и все-таки, проказник, вредно. Она присмотрелась к живым картинкам в руках крылатых малышей …
Проталин Валентин. Тезей
17.
… чего еще ожидать от этих проказников? Они не могут быть серьезными больше, чем несколько часов кряду …
Пузий Владимир. Летописи Ниса 1-3
18.
… под ветром! Что касается маленького проказника, то он не заботился о распространяемом им скверном запахе, а …
Пталь, И. Масе. Новый швейцарский Робинзон
19.
… через день, — тут же откликнулся проказник, — а по выходным с самого утра. Будем вас ждать. Только …
Платова Виктория. Смерть в осколках вазы Мэбен
20.
… Рос он большим шутником и проказником, а когда вырос, женился на девушке по имени Камала и …
пер. Ибрагимов Алев. Народные повести и рассказы Южной Индии
21.
… пробуя его сознание, — словно малолетние проказники, обнаружив, что дверь в библиотеку не заперта, с хихиканьем проскальзывают …
Пауэрс Тим. Врата Анубиса 1-3
22.
… пылающие мечи. Всех мелких бесов, проказников и смутьянов, отправили в Саммит, к великому их недовольству. Разрушитель …
Перетти Фрэнк. Пронзая тьму
23.
… Надолго Моцарт. Ай, Сальери. Тебя проказник заразил, или душа бессмертна? Да ты разметан беспокойством, освистан — ни …
Перевалов В.П. Сказка детства
24.
… полно отражены в книге «Белый проказник» («White Mischief») и одноименном кинофильме, о которых в те времена …
Паттерсон Гарет. Львы 1-3
25.
… даже не заметил, как этот проказник успел привязать ему к ноге какую-то мочалу-бодягу. — Я … них? — Да, он самый главный проказник. Он и в Дракона превращался… Понимаешь, когда мы приносили тебе … их сторону рукой, и оба проказника вдруг потеряли человеческие очертания, превратились в больших бабочек и взмыли … Ой, чудную. Пришельцы — сорвиголовы, беглые проказники. Плюс ко всему, наверное, двоечники. Дальнейшее произошло за какие-то …
Панасенко Леонид. Рассказы
26.
… Паратова за ухо). Ах ты, проказник! Паратов. Я завтра сам привезу подарок, получше этого. Огудалова. Я … другой свиной хрящик. Огудалова. Ах, проказник! Откуда вы столько пословиц знаете? Паратов. С бурлаками водился, тетенька …
Островский А.Н.. Бесприданница
27.
… что на этот раз наш проказник скрывается с какой-то авантюристкой. Возможно, она приходит за почтой … именно вас, но граф, ох, проказник, ничего мне не сказал. Садитесь, — предложила Мегги, указывая на низкий … именно вас, но граф, ох, проказник, ничего мне не сказал. Садитесь, — предложила Мегги, указывая на низкий … напоминать себе о том, какие проказники все мальчишки! — И что же ты сказал им? — Я сказал … хорошо его помнишь. Он был проказник и сорванец, но без малейшей вредности или чванства. И по …
Патни Джо Мери. Романы 1-12
28.
… не удержался от слезливой улыбки. Проказник Росконес и во сне продолжал нести службу, веселя отравленное ночными …
Парнов Е.И.. Александрийская гемма
29.
… своей. А лешаенок, этот маленький проказник, тайком от родите- лей вернулся к озеру и забрался в мешок … день лешаенка приметил — вот он, проказник этакий, с золотой чашкой в руках сидит. Вот он золотые … жалко юного Дикки, этого ве- селого проказника и шалуна. — Дикки, что случилось? — спрашивали они. — Ты на себя …
Писарев В.. Волшебные сказки
30.
… Контанго. И поторопился, поскольку юный проказник Сэм Маннаро, помощник санитара, подсыпал квасцы в оставленное на пианино …
Пинчон Томас. В.
толковый словарь
I ж.
Шалость, проделка.
II ж.
1. Хроническое общее инфекционное заболевание человека, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних органов; лепра.
отт. Язвы, струпья, пятна и т.п., покрывающие кожу при таком заболевании.
2. Эпидемия такой болезни.
3. перен. разг.
То, что растлевает, губит; зло.
толковый словарь ушакова
1.
ПРОКА́ЗА1, проказы, мн. нет, жен. Кожная хроническая заразная болезнь, считающаяся неизлечимой. Больных проказой содержат в лепрозориях.
2.
ПРОКА́ЗА2, проказы, жен. Шалость, проделка. Детские проказы. «Все от твоих проказ!» Грибоедов. «Я долго терпел твои проказы.» Пушкин. «Меня так и подмывало устроить какую-нибудь проказу.» Салтыков-Щедрин.
толковый словарь ожегова
ПРОКА́ЗА, -ы, жен. Хроническая инфекционная болезнь, поражающая кожу, глаза, нервную систему и нек-рые внутренние органы.
II. ПРОКА́ЗА, -ы, жен. То же, что шалость. Детские проказы.
толковый словарь даля
ПРОКАЗА — жен. наследственая и, может быть, заразительная накожная (худосочная) болезнь lepra, о которой много говорится в Священном Писании. В то время она походила на злокачественый лишай, переходящий в гнойные язвы, отчасти и поныне известный на востоке; вот описание его: И узрит жрец язву на кожи плоти его и влас в язве изменится в бело, и взор язвы умален от кожи плоти его (т. е. впадиной), язва проказы есть, Левит, XIII, 3. Ныне проказой зовут довольно редкую болезнь утолщения и обезображения кожи, с гнойными язвами и конечным истощением, изнурением.
| Проказа, растение лишай, ягель. Прокажать, проказить кого, заразить проказой; -ся, страд. или заразиться ей. Прокаженный или прокаженник, одержимый, страждущий проказой. Прокажение ср. заражение или вообще заболевание проказой, либо состояние прокаженного.
| Проказа, или мн. проказы, пакости, проделки на зло кому, прокуда; шалости, дурачества, вредные шутки; или затеи, забавы и потехи. Его (вола) принесть богам, за все его проказы! Река проказы строит! дурит, рвет плотины, сносит мельницы. С ним дело без проказ не обойдется, он затейлив, придирчив, лукав. С ним много проказ было, смеху, потех. Без проказ ни на час. Проказить и проказничать, строить проказы, выкидывать штуки, чудить, чудачить; каверзить, пакостить, прокудить, южн. шкодить (нем. scaden), тешиться, делая что на зло, во вред другим; дурить, шалить, шутить, забавляться, смешить людей. Кошка проказит, молоко вылакала. Барин проказит, словно не в своем уме. Этот шут всегда проказничает. Что тут у вас проказится? что делается, строится. Ты что напроказил тут? наделал беды. Допроказишься до беды! Опять запроказил! Попроказили ребята на святках. Спроказить, напроказить. Проказное дело! Проказливый парень, шутник, затейник. Проказливая кошка, прокудливая. Проказник, -ница, кто проказит; б.ч. в шутл. ·знач. шутник, потешник, забавник и выдумщик.
| Проказник, растение проказа, лишай, ягель. Проказливый человек, кто строит шутки, проказы, потехи;
| прокудливый, шалостливый. И не приказный, да проказлив. Приказный проказлив: что ни сдерет, то все проживет!
словарь существительных
ПРОКА́ЗА1́, -ы, ж
Хроническое инфекционное тяжелое заболевание, заключается в поражении кожи, глаз, нервной системы и некоторых внутренних органов.
В старые времена люди, больные проказой, ходили по городам и весям с мешками на головах, где были лишь прорези для глаз.
ПРОКА́ЗА2́, -ы, ж То же, что шалость.
Вот если б Маланья Петровна приехала, уж тут было бы проказ-то! Чего она не затеет! И олово лить, и воск топить, и за ворота бегать… (Гонч.).
энциклопедический словарь
ПРОКАЗА
1. ПРОКА́ЗА, -ы; ж. Шалость, проделка. Детская, мальчишеская п. Потешаться над проказами клоунов.
2. ПРОКА́ЗА, -ы; ж. Тяжёлое хроническое инфекционное заболевание человека, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних органов; лепра.
* * *
прока́за — то же, что лепра.
* * *
ПРОКАЗА — ПРОКА́ЗА, то же, что лепра (см. ЛЕПРА).
большой энциклопедический словарь
ПРОКАЗА — то же, что лепра.
академический словарь
1)
-ы, ж.
Озорная шутка, дурачество.
Всегдашние занятия Троекурова состояли — в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец. Пушкин, Дубровский.
Зрительный зал то дружно смеется над веселыми проказами клоунов, то невольно замирает. М. Медведев, Ленинградский цирк.
||
Детская шалость.
И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей. Пушкин, Евгений Онегин.
Если случалось соседу поймать парнишку в какой-нибудь проказе и постегать его, Силантий тотчас же заводил с соседом ссору. Григорович, Деревня.
Без Игорька, так напоминающего ей сыночка Сережу, без его проказ она теперь не могла представить своей жизни. Холопов, Иванов день.
2)
-ы, ж.
Тяжелое хроническое заразное заболевание, проявляющееся гл. образом в поражении кожи и других тканей и органов.
энциклопедия кольера
ПРОКАЗА (лепра), хроническое инфекционное заболевание, обычно поражающее кожу и периферические нервы. Вопреки предрассудкам, проказа не передается при простом прикосновении больного и не всегда смертельна. Лишь от 5 до 10% лиц, подвергающихся опасности заражения проказой, действительно заболевают ею, так как большинство людей обладает достаточным уровнем иммунологической защиты от возбудителя, а кроме того, его патогенность, т.е. способность вызывать заболевание, относительно низка. Среди медиков давно известно, что распространение проказы происходит в результате длительного прямого кожного контакта. Однако многие современные исследователи считают, что заражение возможно и при вдыхании бактерий, попадающих в воздух из полости носа или рта больного. Известны два основных типа проказы: лепроматозный, поражающий в основном кожу, и туберкулоидный с поражением главным образом нервов. Выделяют также стертую и пограничную формы заболевания, но их можно считать промежуточными, имеющими тенденцию развития в какой-либо из двух основных типов.
Географическое распространение и частота. В настоящее время проказа встречается главным образом в тропиках и субтропиках; в районах с более холодным климатом она редка. Болезнь распространена в Африке и Азии (особенно в Индии), в Испании и Португалии, в странах бывшего СССР и Корее, в Японии и на Филиппинах, а также в странах Центральной и Южной Америки. В США больные проказой встречаются на побережье Мексиканского залива, в Южной Калифорнии и на Гавайях. Проказа не относится к массовым заболеваниям, однако по данным ВОЗ в мире ею страдают около 11 млн. человек, среди которых мужчин втрое больше, чем женщин. Дети более восприимчивы к проказе, чем взрослые.
Возбудитель. Проказу вызывают палочковидные микроорганизмы, Mycobacterium leprae, открытые в 1874 Г. Хансеном. Инкубационный период от заражения до проявлений заболевания может длиться от 2 до 20 лет, но в большинстве случаев первые симптомы появляются через 3-10 лет. Микобактерии лепры близки по своим свойствам к туберкулезным, но неспособны к росту на искусственных питательных средах, что затрудняло изучение проказы. В 1957 Ч.Шепарду впервые удалось культивировать их в подушечках лап лабораторных мышей. В 1971 была обнаружена восприимчивость к заражению проказой у броненосца Dasypus novemcinctus и его стали использовать для получения больших количеств микобактерий лепры в экспериментальных целях.
Симптомы. В основном при проказе поражаются охлаждаемые воздухом ткани организма: кожа, слизистая оболочка верхних дыхательных путей и поверхностно расположенные нервы. В нелеченных случаях инфильтрация кожи и деструкция нервов могут приводить к выраженной деформации облика и уродству. Однако сами микобактерии лепры не способны вызывать отмирание пальцев кисти или стопы. К утрате частей тела в результате некроза тканей приводит вторичная бактериальная инфекция в тех случаях, когда лишенные чувствительности ткани подвергаются травмам, что остается незамеченным и невылеченным. Из двух типов проказы лепроматозный протекает тяжелее. Микобактерии обильно размножаются в коже, вызывая образование узлов, называемых лепромами, а иногда и чешуйчатых бляшек. Постепенно кожа утолщается, образуются крупные складки, особенно на лице, которое приобретает сходство с львиной мордой. При проказе туберкулоидного типа на коже появляются плоские чешуйчатые пятна красноватого или беловатого оттенка; в местах поражения происходит утолщение оболочек нервов, которое, прогрессируя, приводит к локальной потере чувствительности. Следствием повреждения крупных нервных стволов может быть деструкция костей и суставов, которая обычно ограничивается конечностями. При проказе туберкулоидного типа возможно спонтанное излечение.
Лечение. Сульфоновые препараты заменили применявшееся столетиями в лечении проказы хаульмугровое масло. Терапевтическое действие сульфонов проявляется только после длительного приема. Их нельзя отнести к специфическим лечебным средствам, но в большинстве случаев они способны остановить развитие проказы. При легком ее течении больной может выздороветь в результате двухлетней терапии, но в тяжелых случаях для излечения может потребоваться не менее восьми лет. Однако в начале 1980-х годов было отмечено появление штаммов микобактерий лепры, устойчивых к дапсону (диафенилсульфону), который был основным средством лечения проказы с 1950-х. Поэтому теперь его часто применяют в комбинации с другими препаратами. При лепроматозном типе заболевания широко используется также клофазимин.
Профилактика. Способов предупреждения проказы на сегодняшний день нет. Однако ведутся перспективные исследования по усовершенствованию вакцины, содержащей убитые микобактерии лепры; ее эффективность показана в опытах на мышах и броненосцах.
История. Проказа, по общему убеждению, — одно из древнейших заболеваний. О ней упоминается в Ветхом Завете, но большинство современных исследователей полагают, что в библейские времена проказой называли целый ряд кожных болезней, делавших больного «нечистым». В средневековье к «нечистым» относили страдающих не только проказой, но и многими другими заболеваниями, например сифилисом. С 12 по 14 вв. заболеваемость проказой достигла в Европе своего пика, затем начала быстро падать и к концу 16 в. исчезла в большинстве европейских стран, за исключением средиземноморского побережья, ряда регионов России и Скандинавии. В Америку проказу принесли первые колонисты из Испании, Португалии и Франции. Новый подъем заболеваемости был вызван афро-американской работорговлей, приведшей к появлению проказы в некоторых районах западного полушария.
иллюстрированный энциклопедический словарь
ПРОКАЗА, то же, что лепра.
орфографический словарь
словарь ударений
формы слов
прока́за, прока́зы, прока́з, прока́зе, прока́зам, прока́зу, прока́зой, прока́зою, прока́зами, прока́зах
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 20
1. см. шалость
2. лепра (мед.)
сущ.
1.
лепра
2.
шалость
баловство
озорство
ПРОКАЗА
ПРОКАЗА, спец. лепра
См. шалость
строить проказы…
омонимы
проказа I
хроническое инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями лепры и поражающее кожу, нервную систему, верхние дыхательные пути, а также конечности
Больных проказой содержат в лепрозориях.
После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
проказа II
шалость, проделка, озорной поступок
Детские проказы.
Я долго терпел твои прока́зы.
Простите, милые друзья, // Когда за ва́жностью рассказа // Всегда родится у меня // Некстати шутка и прока́за!
морфемно-орфографический словарь
1. прока́з/а¹ (шутка).
2. прока́з/а² (болезнь).
грамматический словарь
этимология
Это слово, заимствованное из старославянского, образовано от глагола проказити — «погубить», в свою очередь образованного префиксальным способом от казити, восходящего к чезнути — «исчезать».
этимологический словарь
Заимств. из ст.-сл. яз. Производное от проказити «повредить, погубить», преф. образования от казити «вредить, губить» < «заставлять исчезать». См. того же корня исчезать.
прока́за
прокажённый. От про- и кази́ть «искажать, обезображивать» (см.). Связано чередованием гласных с ис-че́знуть.
Проказа — от старинного русского корня «-каз-» произошло много жестоких слов: «казнь», «казнить», «козни». И — «проказа», имевшая на Руси несколько значений: «зло», «вред», «колдовство». Не удивительно, что и страшную неизлечимую болезнь, от которой человек гниет заживо, назвали проказой. В других странах и научной медицине она именуется лепрой.
Сейчас болезнь проказа, эпидемии которой выкашивали некогда население целых городов, те так опасна, как прежде: случаи заболевания ею единичны. Многократно смягчилось и значение другого слова, происходившего от того же корня «-каз-» — проказити: погубить. В самом деле, кого может погубить теперь проказа — детская шалость?
сканворды
— Детская шалость.
— Детская выходка.
— Озорной поступок.
— От какой болезни умер Лазарь, впоследствии воскрешённый Иисусом Христом?
— Носителей этой болезни отправляли в лепрозорий.
— Инфекционная болезнь, поражающая кожу, глаза, нервную систему (лепра).
полезные сервисы
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Склонение существительного «проказник»
Существительное «прока́зник» (одуш.)
прока́зник | прока́зники |
прока́зника | прока́зников |
прока́знику | прока́зникам |
прока́зника | прока́зников |
прока́зником | прока́зниками |
прока́знике | прока́зниках |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: платиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «проказник»
Синонимы к слову «проказник»
Предложения со словом «проказник»
- Угроза громовержца-отца лишить маленького проказника наследства, не осуществилась.
- Старый проказник, распрощавшись с нею, как нежный супруг, похоронил свою жену в озере.
- Однако у меня в столе лежит за семью печатями ещё один набросок работы того же юного проказника, с него-то и нарисован фронтиспис этой книги.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «проказник»
- Аляповатые лубки изображали их в виде маленьких смешных полуобезьян, с хвостами крючком и с птичьими ножками, и всюду они представлялись только проказниками, то прячущимися в рукомойники, где их монахи закрещивают и запирают, то принимающими вид девиц, то являющимися в виде свиней, больших ящериц, змей или собак.
- А тут еще к их хитростям вмешался всесветный шалун, проказник, утешающийся мучениями смертных, крылатый божок, слепец, все зрящий, одним словом — Амур, балованный сынок, Венеры.
- — Перестаньте, проказник этакой! Ай, батюшки, завертели… посмотрите, гребенка выпала, — говорила сорокалетняя девица, делая быстрые туры с ловким танцором.
- (все цитаты из русской классики)
Значение слова «проказник»
-
ПРОКА́ЗНИК, -а, м. Тот, кто проказничает; шалун, озорник. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРОКАЗНИК
Значение слова «проказник»
-
ПРОКА́ЗНИК, -а, м. Тот, кто проказничает; шалун, озорник. И там проказник был препоручен Старухе тетке самых строгих правил. Лермонтов, Сашка. Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «влюбленный антропос». Чехов, Человек в футляре.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
ПРОКА’ЗНИК, а, м. (разг. фам. укор.). Шалун, озорник. Он все боялся, чтоб проказник не отшутился как-нибудь. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
-
прока́зник
1. тот, кто шалит, проказничает ◆ Почивал наш герой весьма нехорошо, то есть никак не мог даже на пять минут заснуть совершенно: словно проказник какой-нибудь насыпал ему резаной щетины в постель. Достоевский, «Двойник»
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова проектант (существительное):
Ассоциации к слову «проказник»
Синонимы к слову «проказник»
Предложения со словом «проказник»
- Угроза громовержца-отца лишить маленького проказника наследства, не осуществилась.
- Старый проказник, распрощавшись с нею, как нежный супруг, похоронил свою жену в озере.
- Однако у меня в столе лежит за семью печатями ещё один набросок работы того же юного проказника, с него-то и нарисован фронтиспис этой книги.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «проказник»
- Аляповатые лубки изображали их в виде маленьких смешных полуобезьян, с хвостами крючком и с птичьими ножками, и всюду они представлялись только проказниками, то прячущимися в рукомойники, где их монахи закрещивают и запирают, то принимающими вид девиц, то являющимися в виде свиней, больших ящериц, змей или собак.
- А тут еще к их хитростям вмешался всесветный шалун, проказник, утешающийся мучениями смертных, крылатый божок, слепец, все зрящий, одним словом — Амур, балованный сынок, Венеры.
- — Перестаньте, проказник этакой! Ай, батюшки, завертели… посмотрите, гребенка выпала, — говорила сорокалетняя девица, делая быстрые туры с ловким танцором.
- (все цитаты из русской классики)
Понятия со словом «проказник»
-
Весёлые проказники (англ. Merry Pranksters) — название неформальной субкультурной коммуны, существовавшей с 1964 по 1966 годы в Соединённых Штатах Америки. Коммуна оказала существенное влияние на популяризацию ЛСД и спровоцировала психоделическую (также называемую кислотной) революцию.
- (все понятия)
ПРОКАЗНИК
проказник См. баловник, забавник, шалун… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. проказник баловник, забавник, шалун; прокурат, распроказник, окудник, пострел, озорник, постреленок, ерник, шалыган, циркач, сорвиголова, сорванец, прокуратник, шалыхвост, баловень, указейник, шалунишка, проделыватель, шкодник, шалопай, весельчак, куролесник, глумитель, безобразник, бесенок, шалопут, бедокур, егоза, чудитель Словарь русских синонимов. проказник см. шалун Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. проказник сущ. • шалун • баловник • баловень • озорник • сорванец • пострел • постреленок • бедокур • шкодник Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. проказник сущ., кол-во синонимов: 49 • акудник (6) • баловень (15) • баловник (22) • бедокур (12) • безобразник (17) • бесенок (12) • бешава (12) • благовник (3) • блазень (4) • варза (4) • варзун (4) • вередник (8) • весельчак (37) • выдумщик (29) • галушник (3) • глумитель (14) • глумослов (8) • глумословец (6) • глумотвор (9) • егоза (25) • забавник (33) • клус (4) • куд (5) • куролесник (10) • лихоман (6) • озорник (40) • окудник (8) • повеса (43) • пострел (13) • постреленок (12) • проделыватель (1) • прокуда (2) • прокурат (9) • прокуратник (2) • распроказник (1) • сорванец (21) • сорвиголова (31) • указейник (3) • циркач (22) • чудесник (9) • чудитель (6) • шалопай (30) • шалопут (22) • шалун (42) • шалунишка (11) • шалыган (9) • шалыхвост (6) • шкодник (15) • ёрник (24) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: акудник, баловень, баловник, бедокур, безобразник, бесенок, бешава, благовник, блазень, варза, варзун, вередник, весельчак, галушник, глумитель, глумослов, глумословец, глумотвор, егоза, забавник, клус, куд, куролесник, озорник, окудник, пострел, постреленок, проделыватель, прокурат, прокуратник, распроказник, сорванец, сорвиголова, указейник, циркач, чудитель, шалопай, шалопут, шалун, шалунишка, шалыган, шалыхвост, шкодник, ёрник
найдено в «Формах слова»
прока́зник, прока́зники, прока́зника, прока́зников, прока́знику, прока́зникам, прока́зника, прока́зников, прока́зником, прока́зниками, прока́знике, прока́зниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: акудник, баловень, баловник, бедокур, безобразник, бесенок, бешава, благовник, блазень, варза, варзун, вередник, весельчак, галушник, глумитель, глумослов, глумословец, глумотвор, егоза, забавник, клус, куд, куролесник, озорник, окудник, пострел, постреленок, проделыватель, прокурат, прокуратник, распроказник, сорванец, сорвиголова, указейник, циркач, чудитель, шалопай, шалопут, шалун, шалунишка, шалыган, шалыхвост, шкодник, ёрник
м. monello, birichino m; bricconcello Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: акудник, баловень, баловник, бедокур, безобразник, бесенок, бешава, благовник, блазень, варза, варзун, вередник, весельчак, галушник, глумитель, глумослов, глумословец, глумотвор, егоза, забавник, клус, куд, куролесник, озорник, окудник, пострел, постреленок, проделыватель, прокурат, прокуратник, распроказник, сорванец, сорвиголова, указейник, циркач, чудитель, шалопай, шалопут, шалун, шалунишка, шалыган, шалыхвост, шкодник, ёрник