Пр словутый как пишется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: исключения из правила пре и при. также вы можете бесплатно проконсультироваться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исключения из правила пре и при». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сэкономить, сузить – перед этими буквами Ъ и Ь не ставятся. Двуязычный – первая часть заканчивается не на согласный.

Обратите внимание! Что такое неполнота действия? Это глаголы, выражающие полудействие лица или предмета, т.е. выполнение чего-либо не до конца.

Значение приставки пре- может быть выражено:

  1. Превосходным значением слова. Пребольшой, преважный, премудрый, преимущество, преспелый, пресочный.
  2. Приставка пре- может быть заменена на пере-. Преходящий момент – переходящий (момент, который изменится), преплывать (устаревшая форма) – переплывать.

Правописание приставок пре-/при- у глаголов

А Василию всё равно. Притопнет на министра, для виду, чтоб отстал, и опять бегает за своими мышами. Увлечение. Ему бы этих мышей на золотом подносе сколько хочешь принесли, — нет, сам бегает.

В некоторых словах могут употребляться как приставка пре-, так и приставка при-, но при этом слова отличаются своим значением.

Дмитрия Медведева в свое время называли преемником Владимира Путина — к нему ПЕРЕшли полномочия президента. Но никак не прИемником! Запомните: приемник — это аппарат, а не человек.
Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В таблицах систематизирован материал по правописанию приставок. Его можно использовать при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ…

Путаница в написании может возникать в омофонах – словах, которые звучат одинаково, но имеют разное написание. Претворить – воплотить в жизнь, притворить – закрыть, преходящий – временный, приходящий – являющийся куда-то, презирать – ненавидеть, призирать – заботиться о ком-либо, преклонить – почтительно опустить, приклонить – наклониться, предавать – обманывать, придавать – усиливать роль предмета.

При выполнении заданий по теме 1 будьте внимательны — вам предстоит вписать все пропущенные буквы. Постарайтесь перед отправкой на проверку учителю еще раз просмотреть свои ответы, а после получения проверенной работы — обязательно посмотрите, где ошиблись, и постарайтесь сделать работу над ошибками, выписав в тетрадь все слова, в которых вы ошиблись, написав их правильно.

Пр…одолеть, пр…рвать, пр..рывистый , пр…градить , пр…подавать, пр…словутый.

Особые случаи написания слов с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

Второе может быть и прилагательным, и существительным и означает близость к королевской особе и королевскому двору.

Вы используете расширение AdBlock или подобное. Вы можете добавить этот сайт в белый список, и тем самым внесете свой вклад в его развитие.

Так бывает: 5-й класс ребенок закончил в одной школе, а в 6-й пошел в другую, более продвинутую. А там — другая программа по русскому языку, и всю орфографию уже изучили (а он — еще нет). Как догонять? Для подобных целей — вспомнить пройденное или изучить непройденное, структурировать обрывочную информацию — теперь есть «Неучебник по русскому языку».

В школе это правило учила, помню до сих пор, но вот слова «преклонить» и «приклонить» постоянно вызывают сомнения, приходится заглядывать в словарь, никак не могу запомнить. Может быть, Вы сможете объяснить, чтобы я запомнила раз и навсегда?

Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить.

По напи­са­нию раз­ли­ча­ют при­став­ки, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во и при­став­ки, напи­са­ние кото­рых зави­сит от того, с како­го зву­ка начи­на­ет­ся корень сло­ва. Отдельно мож­но выде­лить смыс­ло­вые при­став­ки, напи­са­ние кото­рых зави­сит от их зна­че­ния в сло­ве.

Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-.

Русские искон­ные при­став­ки, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный звук, пишут­ся оди­на­ко­во, неза­ви­си­мо от того, с како­го зву­ка, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва, напри­мер:

  • отбро­сить — отхва­тить
  • поджать — подпереть
  • надруб­ка — надкле­ить
  • обдумать — обхва­тить
  • вдавить — входить
  • предгор­ный — предписать.

Возможно, вам также будет интересна статья о способах словообразования , в которой описан приставочный способ.

Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать.

Приближение: прибежать, прийти, притащить, принести, привезти, прикатить, пригнать, приплыть, прискакать, приземлиться, прилуниться, прибыть, приехать, прилететь.
Близка по значению к слову «очень»: прелестный, прекрасный, премудрый, преогромный, премилый, преувеличить, превозносить, пренеприятный.

Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться).

Претерпеть — это почти то же самое, что и ПЕРЕтерпеть. То есть перенести, переждать, пережить. А значит, нужна приставка пре-.

Правописание приставок «ПРЕ» и «ПРИ» зависит от лексического значения слова (то есть от его определения, толкования).

Правила, используемые алгоритмом для определения переносов

В русском языке есть особая группа слов, лексическое значение которых сложно или невозможно отнести к какому-либо пункту правила.

Греческая при­став­ка анти- сино­ни­мич­на рус­ской при­став­ке противо-, напри­мер:

  • антивирус
  • антиген­ный
  • антидот
  • антимаг­нит­ный.

Лиза, существуют слова, различающиеся оттенками значения, и в зависимости от значения мы выбираем написание. ПРЕУМНОЖИТЬ — значительно умножить, то есть увеличить; ПРИУМНОЖИТЬ — немного умножить, то есть увеличить. Соответственно, так же пишутся слова ПРЕУМЕНЬШИТЬ и ПРИУМЕНЬШИТЬ. А вот слово ПРЕУВЕЛИЧИТЬ пишется только с приставкой ПРЕ (в значении очень).

София, у «приступить» есть ещё одно значение: близко подойти, подступить. Поэтому НЕПРИСТУПНЫЙ — такой, к которому нельзя подойти (подступиться). Поэтому приставка ПРИ — приближение.

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния в рус­ском язы­ке суще­ству­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

А: Две, комбинированное подчинение. Б: Две, последовательное подчинение. В: Три, последовательное подчинение. Г: Три, комбинированное подчинение. Укажите два варианта ответа, в которых в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными нет пунктуационной ошибки. А: Однажды, когда гудящий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая ель.

В отглагольных частях речи написание пре-/при будет сохраняться. Преграждать – преграждение – преграждающий, примеривать – примеривание – примеривающий.

Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам? На нашем сайте много участников, готовых помочь. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут ? Войди и задай свой вопрос.

Вместо «с» перед звон­ки­ми соглас­ны­ми кор­ня этих слов слы­шит­ся звук [з]. Но запом­ним, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ет толь­ко при­став­ка с-, неза­ви­си­мо от зву­ча­ния сло­ва.

Помню, как заботливо Горький искал у себя на библиотечных полках лучшие книги, которые должен переиздать Детгиз, как бережно держал он, точно взвешивая на своих крупных ладонях, облюбованные им аккуратные томики, как серьезно и сосредоточенно обдумывал во время беседы со мной темы десятков и сотен будущих детских книг. А: Пять, однородное соподчинение. Б: Семь, комбинированное подчинение.

Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30–40 – значит, у вас совсем не плохая готовность памяти. Если меньше – отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

В: Юноша подумал, что, если бы речь шла о пустяках, он бы не противился. Г: Однажды, когда гудящий ветер уносил шапки, и прятались птицы, рухнула старая ель.

С этой стороны холма правил Сигизмунд Прежадный, наверху — Василий Прекрасный, а за пригорком — Артур Престрашный.

Сложность представляют примеры, где значение приставки затемнено или же это не приставка вовсе (слово, по сути, становится словарным, и работать с ним надо как со словарным), а также пары слов, в которых приставка различает значение.

Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.

Приставка пре- сино­ни­мич­на при­став­ке пере- в сло­вах:

  • прервать — перервать
  • прегра­дить — перегоро­дить.

В ряде слов зна­че­ние эти­мо­ло­ги­че­ских при­ста­вок при- и пре- затем­не­но, поэто­му напи­са­ние этих лек­сем сле­ду­ет запо­ми­нать:

  • при­вет, при­чуд­ли­вый, при­мер, при­бор, при­леж­ный;
  • непре­лож­ный, пре­сле­до­вать, пре­ко­сло­вить, пре­ко­сло­вить, пре­сло­ву­тый, пре­смы­кать­ся, пре­стол, пре­ми­нуть, (зна­ки) пре­пи­на­ния, пре­иму­ще­ство.

Похожие записи:

ГОТОВИМСЯ
К ЕГЭ. Орфография. Задания №9-№15.

Задание№9.

1.Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) плавник,
сотворение, заниматься

2) зачинатель,
заблистать, стилистический

3) придираться,
горевать, зажимать

4) выгарки,
замирать, касание

5) вымокнуть,
ростовщик, постирать (бельё)

2. Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная
непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) специфический,
контролёр, менеджмент

2) растительность,
напоминание, сотрудник

 3) планета,
пропаганда, травянистый

4) выкладка,
похоронить, расположение

5) стабильность,
директор, виртуозный

3. Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) подгореть,
косить (траву), растение

2) поджимать,
почитать (старших), заблистать

3) проросли,
проклинать, Ростислав

4) пробираться,
задирать, выскочка

5) кастрюля,
стилистика, вымокнуть (под дождём)  

4. Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) снимать,
заколдованный, закоснеть

2) соприкасаться,
понимание, предложение

3) морковь,
котлета, выращенный

4) подросток,
упоминание, загорелый

5) заровнять
(дорогу), вымокнуть, поскакал

5. Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная
чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ровесник,
промокашка, недоросль

2) потерявший,
касательная, безоблачный

3) постелил,
сочетательный, воспринимать

4) горностаевый,
теребить, душераздирающий

5) выскочка,
озорной, подгорелый

Задание№10.Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.

1.1)
по..кладывать, на..писать, пре..полагать

2) пр..словутый,
пр..кословить, пр…цедент

3) об..ективный,
двух..ярусный, об..ятия

4)
спорт..нвентарь, мед..нститут, вз..мать

 5)
неп..двластный, пр..славянский, нед..работка

2. 1)
с..змала, под..грать, меж..нститутский

2) пр..хотливый,
пр..рогатива, пр..тендент

3) с..трудник,
в..спламениться, р..спись

4) на..треснутый,
по..писать, пре..последний

5) ад..ютант,
ин..екция, под..ячий

3. 1)
пр..станище, пр..слуга, пр..ходящая (няня)

2) не..доровится,
ра..досадованный, не..добровать

3) о..деление,
пре..ставить, на..писать

4) вз..грать,
роз..грыш, с..митировать

5) поз..вчера,
над..рвать, п..дарить  

4. 1)
пр..бражение, пр..амбула, пр..неприятный

2) суб..ективный,
четырёх..ядерный, сверх..естественное

3) поз..прошлый,
под..брать, неп..далёку

4) бе..численный,
во..препятствовать, в..лелеянный

5) пр..бабушка,
пр..язык, пр..российский

5. 1)
пр..вратник, пр..словутый, пр..карманить

2) р..списной,
поз..вчера, пр..матерь

3) трёх..язычный,
фельд..егерь, под..ячий

4) во..кликнуть,
бе..толковый, не..добровать

5) без..скусный,
из..мать, пред..нфарктный

Задание№11.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.

5. 1)
решетч..тый, доверительн..

2) заботл..вый,
гуттаперч..вый

3) гостин..ца,
строень..це

4) подразум..вать,
ослаб..вать

 5) град..нка,
баш..нка

Задание№12.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.

1. 1)
выгор..шь, (мы) мол..м (кофе)

2) высп..шься,
закле..вший

3) (овцы) бле..т,
(дети) плач..т

4) (снег) раста..т,
(ты) бре..шься

5) (он) бор..тся,
(она) держ..тся

2.  1)
забле..вший (баран), (они) плач..т

2) дорогосто..щая
(вещь), (дети) увид..т

3) (ты)
заплат..шь, (он) выбеж..т

4) (ты)
успоко..шься, (он) труд..тся

5) услыш..нные,
выкач..нный (воздух)

3.  1)
услыш..шь, встревож..шь

2)
обволакива..мый, раскол..шь

3) прикле..вший,
взлеле..нный

4) (пёс) зала..т,
(снег) раста..т

5) обид..вшийся,
увенч..нный

4.  1) (они)
мол..т (кофе), (травы) стел..тся

2) раста..вший
(снег), закашл..вшись

3) (он) пиш..т, (он)
вылет..т

4) закле..в,
перемеш..нное (тесто)

5) повал..нное
(дерево), (он) тон..т

5. 1) терп..шь, невид..мый

2) кле..щий,
раска..вшийся

3) обид..вший,
замеч..нный

4) пыш..щий, (они)
слыш..т

5) (он) выгляд..т,
(она) стел..т

Задание№13.Определите
предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
это слово.

1.Этот
сезон сериала оказался (НЕ)МЕНЕЕ интересным, чем прошлый.

(НЕ)УГОДНО ли Вам
сыграть ещё партию? Костёр, так и (НЕ)ПОГАСШИЙ за ночь, всё ещё тлел и согревал
путников.

В этой
(НЕ)ПРОГЛЯДНОЙ тьме сложно было что-либо разглядеть.

Петя шёл ничуть
(НЕ)БЫСТРЫМ шагом.

2. Он вышел
из комнаты, (НЕ)ГЛЯДЯ ни на кого из присутствующих. Домашние задания Коля делал
(НЕ)СТАРАТЕЛЬНО, а небрежно, стараясь поскорее перейти к играм.

Этот год был
(НЕ)ХУЖЕ предыдущего.

 (НЕ)СМОТРЯ на
морозное утро, мы всё-таки вышли погулять. Было (НЕ)ПО-ВЕСЕННЕМУ свежо и
прохладно.

3. Страховка
на этом аттракционе показалась нам вовсе (НЕ)НАДЁЖНОЙ.

Мы гуляли,
(НЕ)ОБРАЩАЯ никакого внимания на моросящий дождь. Памятник показался нам
высоким, хотя высотой был (НЕ)БОЛЕЕ полутора метров.

 Пакет был
(НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, однако к концу пути Андрей сильно утомился. (НЕ)ПЧЕЛА ли тебя
укусила?

4. Он совсем (НЕ)СТАРАЛСЯ сделать работу
добросовестно. Это был далеко (НЕ)ПРОСТОЙ путь. Мимо (НЕ)ТОРОПЛИВО ходили люди,
дожидаясь своей очереди. Вещи в дорогу были ещё (НЕ)УЛОЖЕНЫ. Толком
(НЕ)ПРОСНУВШИСЬ, он пытался вспомнить вчерашние события.

5. Бывшие
студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои
семьи.

Старшина злился,
видимо, так и (НЕ)СОГЛАСИВШИСЬ с лейтенантом.

 К Фамусовым
приехал (НЕ)КТО иной, как Чацкий, всё ещё влюблённый в Софью. Мне (НЕ)ДОРОГ
твой подарок – дорога твоя любовь. (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и
отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Задание№14.Определите
предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите эти два слова.

1.Пёс
бросился было мне (НА)ВСТРЕЧУ, но ТУТ(ЖЕ) отскочил: поводок не позволял.

Нам попадались
ОТКУДА(ТО) появлявшиеся летучие мыши, (ПО)ТОМУ идти было сложно.

(В)СЛЕДСТВИЕ
затяжных дождей река сильно разлилась, (ПО)ЭТОМУ тропинки вдоль берега уже не
было.

 (ПО)ТОМУ пути, что
мы шли (ПОЗА)ВЧЕРА, идти было невозможно. Времени было (В)ОБРЕЗ, и Вика решила
не спать до (ПОЛУ)НОЧИ.

 2. (В)ТЕЧЕНИЕ
недели он чувствовал себя неважно, но (В)СКОРЕ пошёл на поправку.

(КАК)ТОЛЬКО карета
остановилась у дома, мальчик выбежал (ИЗ)ЗА угла дома и бросился помогать
бабушке выйти.

 (ПО)БЛИЗОСТИ
горел костёр, и Волк бросился (В)ЛЕВО, почуяв людей. (ПО)ТОМУ, как она смотрела
на коробочку, можно было догадаться, (НА)СКОЛЬКО вещь ценна для неё.

(ПО)МИМО
обязательных предметов, он сдаёт экзамен по физике. ТАК(КАК) это нужно для
поступления в вуз.

3.
 Ребёнок (НА)ОТРЕЗ отказался есть кашу, ТАК(ЧТО) завтрак затянулся. Он имел
(В)ВИДУ ТОТ(ЖЕ) фильм, о котором мы говорили вечером. (ПО)МЕРЕ того, как мы
приближались к городу, засеянных полей (В)ДОЛЬ дороги было всё больше. ЧТО(БЫ)
выйти из дома незамеченным, нужно было торопиться: отец (В)СКОРЕ должен был
вернуться из сада. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня шёл снег, ТАК(ЧТО) мы вышли во двор и
слепили снеговика.  

4.
(В)ТОРОПЯХ он забыл поздороваться и испытывал неловкость (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей
беседы.

 (НА)ИСКОСОК от
дома был расположен парк, ТУТ(ТО) и начинается эта история.

 Их вещи были
сброшены в сумку (В)ПЕРЕМЕШКУ, и (ОТ)ЭТОГО было сложно понять, всё ли взято.

Идти было
недалеко: повернуть (НА)ПРАВО по дорожке парка, (ЗА)ТЕМ следовать по улице
прямо.

 (В)ТЕЧЕНИЕ часа я
думал над задачей, и (НА)КОНЕЦ нашёл решение.

5. На
Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события,
менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались
снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах
зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров:
(НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут
расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

 Корсакову
казалось, что авторы критических статей говорят не то, ЧТО(БЫ) им хотелось
сказать, и (ПО)ТОМУ пребывают в раздражении.

«(В)ПРОЧЕМ,
(В)ВИДУ недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции», — подвёл
профессор итог своим размышлениям по поводу высказывания любознательного,
обладающего пытливым умом студента. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н.
Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас
его мозг.

Задание№15.

1. Укажите
все цифры, на месте которых пишется НН.

Болезне(1)ый вид
племя(2)ика говорил то ли о бессо(3)ой ночи, то ли о безукоризне(4)о и рья(5)о
соблюдаемом им обеща(6)ии, да(7)ом дяде.

2. Укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

 Стра(1)ая
старушка вынула из заплата(2)ого замасле(3)ого холщового мешочка засале(4)ую
колоду карт и, расстелив прямо на земле полотня(5)ый платок, разложила
стари(6)ый пасьянс.

3.
Укажите все цифры, на месте которых пишутся НН.

Все были
чрезвычайно взволнова(1)ы происходящими таинстве(2)ыми и даже потусторо(3)ими
событиями, в ту ночь вновь никто не сомкнул глаз, путешестве(4)ики
прислушивались к стра(5)ым стукам из гости(6)ой, ударам стари(7)ых часов,
стоявших на ками(8)ой полке.

4.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

 Пройдя по
посыпа(1)ой гравием дорожке мимо подреза(2)ых кустов вербы, мы опустились на
деревя(3)ую скамью, на которой было выреза(4)о перочи(5)ым ножом слово «Жора».

5.
Укажите
все цифры, на месте которых пишется НН.

Деревья,
посаже(1)ые его предшестве(2)иком, только начали плодоносить. Орехи, собра(3)ые
в первый раз, лежали в гости(4)ой на подоко(5)ике. Неожида(6)о трогательное
удовольствие приносили хозяину плоды, выраще(7)ые собстве(8)ыми руками.

КЛЮЧИ.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Орфография. Задания №9-№15.

1

2

3

4

5

№9

14

15

234

245

13

№10

1234

34

14

12

245

№11

235

45

1345

25

34

№12

24

2345

124

125

123

№13

непроглядной

несмотря

нетяжёлым

неторопливо

невнятный

№14

вследствие поэтому

поблизости

влево

чтобы

вскоре

направо

затем

впрочем

ввиду

№15

12347

5

234578

4

1245678

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФАМИЛИЯ,
ИМЯ УЧЕНИКА _______________  _________________

КЛАСС____________________ДАТА_______________________

№ЗАДАНИЯ

1

2

3

4

5

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

Количество баллов_________________________Оценка

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФАМИЛИЯ,
ИМЯ УЧЕНИКА _______________  _________________

КЛАСС____________________ДАТА_______________________

№ЗАДАНИЯ

1

2

3

4

5

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

Количество
баллов___________Оценка  ____________________________

Блоги компаний на Хабре — настоящая точка кипения. В них, как в известном треке, треснул мир напополам, дымит разлом, и льётся кровь, идёт война добра со злом: трудятся внутренние редакции, привлекаются лучшие авторы Хабра (не лучшие и имитирующие лучших — тоже), минусы ставятся даже под самой крутой статьёй, а в комментариях как раз то дневной, то ночной дозор. Мы ведём блог на Хабре уже 6 лет и готовы раскрыть немного внутряка, а заодно пригласить вас поучаствовать в баттле авторов — который, к слову, вас ни к чему не обяжет по окончании, если вы сами этого не захотите.

7cp5var5niyjomqjtu4urcryyha

TLDR: Не хочу ничего читать, сразу к делу!

Зачем компании блог на Хабре?

У каждой компании на Хабре (как и на любой другой контентной площадке) свои задачи. Но в целом можно выделить три основные: поиск персонала и партнёров; PR, продвижение и информирование рынка — имиджевая стратегия; информирование рынка о своих продуктах и услугах. Чистая стратегия встречается очень редко, обычно блог на Хабре преследует микс целей с разной долей каждой из трёх перечисленных.

Хабр как сообщество и как мощная аудитория диктует свои условия: ни прямая реклама, ни заигрывания, ни официозные «релизные» статьи здесь не катят. Даже если не будет минусов, контент просто никто не заметит. И здесь происходит очень важная, ключевая трансформация: компания начинает писать «подходящие» статьи, постепенно всё тщательнее выбирает темы, работает с контент-планом — и вот уже блог сам по себе становится крутым продуктом (конечно, если удалось выстоять и пройти через все муки хабратворчества). 

Мы ведём блог RUVDS уже много лет и если первое время он был похож на релизоприёмник, то сейчас мы рассказываем о реальном опыте, находим экспертов для циклов статей, привлекаем хороших авторов из числа аудитории Хабра, которые в рамках корпоративного блога могут раскрыть свой потенциал с другой стороны. То есть у нас получается такой наш собственный журнал, но в рамках и «под крышей» Хабра. И мы вкладываемся в этот журнал, как в самостоятельный крупный проект: развиваем внутреннюю редакцию, работаем с контент-планом, экспериментируем с форматами и стараемся делать не контент ради рекламы, не контент ради контента, а контент ради пользы. И, справедливости ради стоит сказать, что мы на Хабре не одни такие. 

Кто авторы в этих блогах?

Хорошие авторы — 80-90% успеха корпоративного блога. Если они способны самостоятельно генерировать классный контент, делиться опытом, экспертизой и выбирать форму подачи, работа с Хабром (как и любым другим СМИ) становится настоящим удовольствием. С той разницей, что в отличие от ряда СМИ ваши статьи не переврут, не исказят и не искромсают журналисты и редакторы. На Хабре мы кромсаем сами — и то если очень надо, чаще всего экспертные статьи принимаются и выходят без правок. 

Так кто же они, авторы?

  • Мы сами, сотрудники и руководители RUVDS — носители экспертизы в нашей сфере деятельности, инженеры, админы, математики, которые знают всё о хостингах и ведении бизнеса в России. Мы стараемся не грузить аудиторию сложными темами, но нет-нет, да напишем что-то полезное и нескучное. Мы же пишем о фишках, приколах, хобби, излагаем личное мнение и т.д.
  • Привлечённые эксперты — узкая группа специалистов, для которых создание контента лишь сопутствует основной деятельности. Именно они рассказывают вам о трудоустройстве, биржевом деле, образовании, обучении, DIY и проч. 
  • Авторы из числа пользователей Хабра — адекватные (чаще всего) авторы, которых мы нашли среди вас, на Хабре. Они пишут о том, что им интересно, высказываются со страниц нашего блога и получают за свой труд гарантированную компенсацию.
  • Внешние авторы, пишущие на классные темы — авторы, которые приходят ради каких-то конкретных публикаций и серий статей.
  • Профессиональные переводчики — увы, уже бывшие наши авторы. Постепенно ввиду внешних обстоятельств мы почти отказались от переводных материалов. Хотя, откровенно говоря, мы по ним скучаем: во-первых, мы перевели огромный пласт информации по JavaScript и сделали его навсегда доступным русскоязычным читателям, а во-вторых, мы работали не с машинным переводом, а с сильными профессиональными переводчиками (спасибо им!). 

Ну и, конечно, очень редко (но метко) в блоге выходят особые форматы спецпроектов, которые мы готовим с коллегами из Хабра и партнёрскими организациями. Это большие истории про запуск сервера в космос, регату, квесты (вот и вот), хабрабургер и хабрапиво, — в общем, что-то масштабное и нестандартное. Кстати, если у вас есть идеи, какой спецпроект можно запилить (особенно в условиях ковида), пишите нам изо всех сил.

Все эти ребята при чутком и крайне корректном сотрудничестве с нашей внутренней редакцией превращают простой блог компании RUVDS в интересный, разноплановый и популярный онлайновый журнал с 37,5 тыс. подписчиков.

Я, вообще-то, тоже пишу!

Если вы пишете на Хабр или на другие сайты, вы можете просто отправить письмо с примерами статей и коротким резюме на почту нашего редактора — мы рассмотрим ваш контент и, если всё хорошо, предложим сотрудничество на нормальных таких условиях.

Но мы сами парни азартные и драйвовые, поэтому знаем, что вот так просто ради денег или перспективы поработать вместе писать не так интересно, поэтому придумали новый конкурс с отличной мотивацией и сверхпрозрачными условиями.


Итак, конкурс

▐ Сроки

Сроки самого конкурса

с 20 ноября по 20 декабря.

Сроки подачи материалов — с момента публикации этого анонса.

▐ Кто может принять участие?

Любой автор, который пишет на темы, предусмотренные потоками и хабами Хабра. То есть это могут быть:

  • хорошие авторы, которые никогда не писали на Хабр (боялись, не было времени, не хватало мотивации)
  • авторы, имеющие опыт работы с блогами на Хабре
  • любые категории авторов Хабра (если необходимо, мы сохраним вашу анонимность — вы просто зарегистрируете новый аккаунт, а мы вам дадим инвайт после утверждения публикации)

Вы можете прислать как хороший перевод на интересную тематику (обязательно с указанием оригинальной публикации), так и авторскую статью со своим личным опытом, практикой, с хорошим погружением в теорию и т.д.

▐ Что делать?

  1. Прислать готовый черновик в любом удобном для вас формате, кроме черновика на самом Хабре (Google Docs, файл, ссылка на текст и т.д и т.п). Количество присылаемых материалов не ограничено. Кому присылать? Нашему редактору в личку с пометкой конкурс в начале сообщения или на почту dolina@rucloud.host
  2. Дождаться решения по материалу. 
  3. Опубликоваться. Profit!

▐ Что не делать?

  1. Не присылать чужой материал / перевод / перепечатку. 
  2. Не присылать статьи с заведомо спорными материалами (например: «как я нагнул правительство», «как построить социализм» или «как угнать самолёт» и т.д. и т.п.). Мы понимаем, что вам хочется выделиться, но такой материал публиковать точно не станем. Материалы, нарушающие правила Хабра, опубликованы также не будут.
  3. Не заниматься компиляцией статей из разных материалов, лучше придумать что-то менее хайповое, зато своё.

▐ Что по плюшкам?

4icqyweripx evqmovfeez 8owa

1 место — ноутбук Lenovo ThinkPad L13 20R3000GRT или денежный эквивалент. Всё просто: первое место получит автор конкурсной статьи с наивысшим рейтингом. 

2 место — клавиатура и мышь Microsoft Sculpt Ergonomic Desktop Black USB или клавиатура HyperX Alloy FPS RGB Black USB Kailh. Второе место присудит наша команда тому автору, чья статья понравится нам больше остальных.

▐ FAQ

Мы уже проводили похожий конкурс и у нас появился набор самых распространённых вопросов от участников.

Q: Можно ли будет забрать денежный эквивалент приза?

Да можно, если вас это ещё больше замотивирует.

Q: От кого будет публиковаться статья?

От имени автора, который её пришлёт (с его аккаунта на Хабре). Если у вас есть желание или необходимость сохранить анонимность, вы можете завести отдельный аккаунт, а мы поможем с инвайтом после утверждения публикации.

Q: Есть ли ограничения по хабам?

Нет, мы готовы рассмотреть любой качественный материал в рамках хабов, которые уже присутствуют на Хабре.

Q: До какого числа можно присылать статьи, когда итоги?

Конкурс будет проходить с 20 ноября до 20 декабря, но статьи можно присылать уже сейчас — мы ничего не потеряем и не забудем. Итоги подведём в конце декабря, чтобы последние опубликованные статьи успели набрать заслуженный рейтинг.

Q: Как будет учитываться рейтинг? Ведь будут статьи, которые опубликованы за месяц до конца конкурса.

Подсчёт рейтинга будет фиксироваться на сроке длиной в неделю от даты публикации, чтобы все получили справедливую оценку. 

Q: Если я не хочу писать статью на конкурс, а есть желание просто посотрудничать?

Отлично, такой вариант взаимодействия также предусмотрен, вы можете написать Johurn и договориться о сотрудничестве.

Q: Что если я могу написать текст, но есть проблемы с оформлением?

Не переживайте, с уже утверждённым материалом мы поможем и подскажем. 

 *информацию о дополнительных требованиях к оформлению статьи и т.п можно уточнять у JohurN

А я могу писать, но боюсь или стесняюсь!

Это распространённая и немного грустная история: хороший профессионал и иногда даже спикер или наставник наотрез отказывается писать статьи о своём опыте и рассказывать действительно крутые вещи. Потом, позже, если удаётся его замотивировать на несколько статей, оказывается, что это просто топовые материалы, и автору даже редактор не особо-то и нужен.

Поэтому, если вам есть что рассказать Хабру и миру, пишите в любой форме, с любой подачей и присылайте нам — мы как минимум дадим вам честный фидбэк, о котором никто кроме вас не узнает. Первый текст открывает огромный горизонт нового мышления, вы сами почувствуете, как перестраиваются и упорядочиваются ваши профессиональные знания. Мы хоть не эксперты в психологии, но за столько лет убедились: текст — это особая и весьма продуктивная форма мышления.

Пишите в комментариях, чего вам не хватает в блогах компаний и как нам

обустроить Хабр

изменить мир. Ну и это, let’s the sratch begin!

UPD от 15.12.2021г.: По прошествии некоторого времени, стало понятно, что отведённого времени нехватает для того, чтобы все желающие авторы подготовили свои материалы, потому, после множества принятых запросов, было принято решение о продление времени приёма заявок на конкурс — ещё на один месяц, т.е. до 20.01.2022г.

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приставка рас или раз правило». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Главное отличие приставки с от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.

Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.

Когда пишется приставка «рас» а когда «раз»? Какое правило?

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

  • вы́расту — вы́ращенный;
  • росли́ — вы́росли.

Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

  • позарастали тро­пин­ки;
  • прорастить вовре­мя;
  • подрастить дочь;
  • цве­ты разрастались;
  • возрастной актер;
  • нарастающий гул;
  • проращенное семя;
  • выращенный уро­жай;
  • наращение.

Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

Основной трудностью при выполнении заданий с приставками рас-/рос- и раз-/роз- является правильное проговаривание слов. Во многих случаях школьники воспринимают их только на слух, из-за чего и делают ошибки при написании.

Приставки раз-/роз- и рас-/рос- не подпадают под общее правило написания. В данных случаях алгоритм такой:

  • Если гласная безударная, пишется буква «а». Например, расписание, разыскать, распускать, разливать.
  • Если гласная стоит под ударением, то «о». Например, роспись, розыск, роспуск, розлив.

Для того чтобы определить окончание приставки в слове, необходимо обратить внимание на букву, стоящую после нее:

Перед глухими согласными к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишутся рос- и рас-: расшевелить, растаявший, россыпь.

В остальных случаях перед звонкими — роз- и раз-: розыгрыш, раздать, разыскивать.

Чтобы не ошибиться при написании приставки раз-/рас-, советуем воспользоваться нашим сайтом. На нем размещены все необходимые материалы, с помощью которых вы сможете без труда справиться с заданиями из итогового тестирования. Наши преподаватели собрали, систематизировали и предоставили всю информацию по различным тематикам в наиболее простой форме, чтобы помочь учащимся быстрее усвоить правила.

Мы предлагаем совершенно новый подход к подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку. Советуем сначала ознакомиться с примерами, чтобы понять алгоритм решения того или иного упражнения. После этого переходите к выполнению самых простых заданий, постепенно повышая уровень сложности. Если упражнение кажется слишком трудным, его можно добавить в «Избранное», чтобы позже вернуться к его решению с преподавателем. В итоге после пары недель занятий вы сможете справиться даже с заданиями, которые ранее казались вам невыполнимыми.

База нашего портала постоянно обновляется и дополняется. Школьники ежедневно получают новые индивидуальные задания с учетом личных возможностей. Занятия доступны всем желающим повысить уровень знаний и навыков. Для сохранения результатов тестирований и отслеживания собственных достижений советуем зарегистрироваться на портале «Школково». Желаем успешной подготовки!

Приставки раз и рас, роз и рос — какое правило чередования гласных?

Как и все русские приставки, оканчивающиеся на з, префикс раз- имеет два варианта написания. Использование буквы з или с в составе данной морфемы зависит от того, какой звук следует за ней. Звонкий согласный «з» в конце приставки используется в случаях, когда после префикса следует:

  • гласный звук: разукрасить, разорять, разинуть, разочаровать, разойтись, разум, разумный, разоружение, разочарование, разъединение, разъяснение и т. д.
  • сонорный звук, то есть один из согласных л, м, н, р: разломать, разлететься, разлад, разминка, разметать, размораживать, разнуздать, разнежить, разрезать, разрушить, разрыхлить и т. д.
  • звонкий согласный (б, в, г, д, ж, з): разбежаться, разбавить, разбивка, разбогатеть, разветвление, разверзнуться, развесить, разведка, разговаривать, разгонять, раздробить, раздеться, раздутый, разжать, разжаловать, раззадорить и т. д.

Вариант рас- употребляется только в словах, где за приставкой следует глухой согласный (п, ф, к, т, ш, с, щ, ч, х, ц): распереть, распространять, распределить, распорядок, расфасовка, раскатывать, раскрывать, раскодировать, растворяться, растолкнуть, растолковывать, растеряться, расширяться, расшнуровать, расшатывать, рассчитывать, расщелина, расщепление, расчистить, расход, расцарапать и др.

Варианты роз-/рос- используются в словах, где ударение падает на приставку: розыгрыш, россыпь, роспись.

Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением – о, напр.: разда́ть (ср. ро́здал, ро́зданный), расписа́ние, распи́ска (ро́спись), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь), разлива́ть, разливно́й (ро́злив), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск), разже́чь (ро́зжиг), распусти́ть (ро́спуск), разыгра́ть (ро́зыгрыш).

Список литературы

  1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина //Правописание безударных гласных, §40
  • приставка
  • правописание приставок
  • Конспект урока русского языка по теме: «Правописание приставок на з и с».
  • Слова на правило с з на конце приставок — Юридическое бюро
  • Правило про приставки при и пре — Юридический статус
  • Приставки, оканчивающиеся на буквы З//С / Русский на 5
  • Приставка грамматика — Википедия
  • Приставки пре- и при- — это. Что такое Приставки пре- и при-?
  • Рас-рос правило — New-Advocat. Ru

Правило правописания приставок на «з» и «с». Примеры

В каком слове правописание ПРИСТАВКИ НЕ зависит от качества последующего звука?Искупаться отправляющийся взбунтуется развлечениями — — -Слайд 64.В каком слове правописание ПРИСТАВКИ НЕ определяется ее значением?Приезжавший придержать приобретя беспримерный — — -Слайд 75.В каком слове правописание ПРИСТАВКИ определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку.Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда.Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест». В каком слове правописание ПРИСТАВКИ определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

Расставил разбросал застелил сделали — — -Слайд 162 .Приколоть наказание разделить представить — — -Слайд 173 .

В каком слове правописание ПРИСТАВКИ определяется её значением –«присоединение» ?Прикован прорезались выскользнула приехали — — -Слайд 184.В каком слове правописание ПРИСТАВКИ определяется её значением –« неполнота действия »?Прищурились прибегать прицепить прервать — — -Слайд 195.В каком слове правописание ПРИСТАВКИ определяется ее значением – «переход в другое состояние. превращается природных На приколе предел — — -Слайд 206.

Для того, чтобы сделать правильный выбор в написании приставок на «з» и «с», обратим внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».

Например:

  • бесконечный,
  • воспламениться,
  • вспыхнуть,
  • исследователь,
  • нисходить,
  • обесцветить,
  • расшипеться,
  • роспись,
  • чересполосица.

Примечание.

Глухие согласные поможет запомнить фраза «Фока, хочешь поесть щец?».

Перед звонким согласным в корне слова на конце приставки пишется буква «з».

Например:

  • безрадостный,
  • воздаяние,
  • взглянуть,
  • изделие,
  • низвержение,
  • обезглавить,
  • разделочный,
  • розданный,
  • чрезмерность.

Примечание.

Только приставка с- не подчиняется этому правилу. Она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень.

Пример: сгубить, сдача, срезать.

Примечание.

В русском языке не существует приставки з-, а есть слова с начальным корневым согласным «з».

Пример: здание, здравствуй, здесь.


Запомни!

Приставки З- в русском языке не бывает!
Есть только приставка С-
Сжечь
Сбежать
Спеть
Сделать


Примечание.

Есть так называемый «подводный камень» в написании данных слов: несбыточный, несгибаемый, несговорчивый, несданный, несгораемый, несдобровать.

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

Есть ещё одна трудность в написании приставок раз-/рас-. Правило правописания для приставок на «з» и «с» не является единственным. В данных приставках есть ещё одна орфограмма.

Правильное написание гласных в приставках раз-/рас- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу.

Без ударения пишется приставка раз-/рас-, а под ударением пишем роз-/рос-.

Пример: раздать — розданный, разливать — розлив.

Выведем алгоритм правильного написания букв «з» и «с» в приставках.

  • Приставки раз-, (рас-), с-.

Разберем слово по составу. Однокоренные слова: разброс, бросать, выбросить, бросок, брошенный. Выяснилось, что корень слова – «брос», значит, «раз-» – приставка. Вспоминаем правило о «з» и «с» на конце приставок. Если корень слова начинается с глухого звука, пишется «с», со звонкого – «з». В начале корня – звук «б», звонкий. Значит, приставка «раз-», а слово пишется «разбросать». Сравните: разглядеть и рассмотреть. «Г» – звук звонкий, «с» – глухой.

Помочь запомнить правильное написание слова поможет его морфологическая схема. В слове «рассвет» есть приставка «рас» и корень «свет». От сюда вытекает стык согласных, поэтому в данном слове нужно писать удвоенную букву «с».

  • Мы с возлюбленным предпочитаем встречать рассвет с чашкой кофе на крыше нашего дома.
  • Смотря на летний рассвет так и хочется писать стихи и сочинять прекрасную музыку.
  • Некоторым не нравится осень, а я вижу в ее рассветах нечто мистическое и загадочное.
  • Презентация к уроку русского языка 3 класс пнш «Приставки раз- и рас-»

В изъятие из общего правила не под ударением всегда пишется приставка раз-(рас-), а не роз- (рос-) например: раздать (при рóздал), расписание, расписка (при рóспись).

В помощь школьнику

Упражнение: раздел синтаксис, слов 176
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. […]
Наконец, он увидел, что едет не в ту сторону. […]
Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерёв, обнажённых зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился. […]
Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слёзы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна. Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырёх или пяти дворов. Владимир поехал к ней.
А. С. Пушкин, Метель.
Подчеркни:
сложно-сочинённые предложения (6);
сложно-подчинённые предложения (5).

  • Назад
  • Вперед

В русском языке нет приставки «з», только приставка «с». В данном случае она как раз и применяется: дать – с-дать. Ошибка в вопросе как правильно «здать» или «сдать» – может объясняться тем, что существуют приставки раз- (рас-), воз- (вос-) и прочие, правописание которых зависит от глухости или звонкости последующего согласного, то есть пишется так, как слышится. В данном случае слышится «з», но правописание приставки с- не зависит от глухости или звонкости, она всегда пишется только так: сдал, а не здал или здала, сдай, а не здай, сдача, а не здача.

  • Мы решили сдать макулатуру.
  • Учитель велел сдать тетради с домашним заданием.
  • Дом должны сдать к ноябрю.
  • Сдать прочитанные книги в библиотеку – это обязательное правило.
  • Я открыл сайт с объявлениями «сдать или снять жилье».

Правописание согласных «с/з» в приставках (раз-/рас-):

  • пишем «з» перед гласными, звонкими согласными: разбить.
  • пишем «с» перед глухими согласными: расписаться.

Важно! Приставки з- в русском языке нет. Независимо от произношения всегда пишется с-: свить, сбить, сжать. В словах здесь, здание, здоровый з не является приставкой.

Приставки «раз» и «рас»

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: разостлать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

1. Приставки без-, воз-, (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный беспутный, возбуждение воспитание, взлететь вспомнить, изранить испугать, низложить нисходить, разделаться расходиться, чрезвычайный чересчур.

Примечание 1. В словах низкий, низший согласный з входит в состав корня, а не приставки, поэтому на письме не происходит замены зс. Ср. сложное слово близсидящий.

Примечание 2. Написания расчет, расчесть, расчетный, расчетчица рассчитать, рассчитывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одно с (кроме слова бессчётный), перед корнем чит два с.

Примечание 3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и производных от них пишется одно з, но: раззява.

Примечание 4. В современном языке в словах здание, здесь, здоровье, в сочетании ни зги приставка не выделяется.

2. В приставках раз-(рас-) роз-(рос-) без ударения пишется а, под ударением – о, например: развали́ть – ро́звальни, разли́в – ро́злив, расписа́ние –ро́спись, рассы́пать – ро́ссыпь (но: розыскно́й от ро́зыск).

Примечание. Перед собственным именем приставка раз- пишется через дефис, например: Будь ты Ваня, раз-Ваня мне все равно.

↑ Cодержание ↑

1. Приставка пре- придает словам:

а) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами «очень», «весьма»), например: преинтересный,пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;

б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-), например: превращать, преображать, преступать.

2. Приставка при- придает словам следующие значения:

а) пространственной близости, смежности, например: прибрежный, пришкольный;

б) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать;

в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрыть, приостановиться;

г) доведения действия до конца, например: придумать, пристукнуть;

д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: приберечь, припрятать.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-: пребывать прибывать; предать придать; предел придел;преемник приемник, восприемник; презирать призирать; преклонить приклонить; преступить приступить; претворить притворить; преходящий приходящий и др.

↑ Cодержание ↑

Сюда входят приставки, чьё написание зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Правило написания приставок на З и С

Если корень начинается с глухой согласной, то приставка пишется с С, соответственно в случае со звонкой согласной, пишем З:

  • без-/бес-: бездарный, бескровный;
  • раз-/рас-: раздавать, рассматривать;
  • воз-/вос- (вз-/вс-): воздержание, восславить, вздумалось, вспомнить;
  • из-/ис-: изрисовать, испепелить;
  • низ-/нис-: низвергнуть, нисходящий;
  • через-/черес- (чрез-/чрес-): чересполосица, чрезмерный.

Частично эта группа связана с предыдущей, а конкретно с приставками раз/рас

Правило написания приставок РАЗ/РАС

Если на приставку падает ударение, то она будет писаться с О (роз/рос):

  • раз/роз: разы՛скивать, ро՛зыгрыш (исключение: розыскно՛й);
  • рас/рос: расска՛з, ро՛ссыпь.

К таким приставкам относятся пре- и при-, чьё использование зависит от значения слова.

Правила написания приставок ПРЕ/ПРИ

Приставка ПРЕ-

Приставка ПРИ-

  1. = высшая степень качества (ОЧЕНЬ): прекрасный, превосходить
  2. =ПЕРЕ-: преграда, преподаватель
  1. приближение: прибежать, прилететь
  2. близость: прибрежный, приморский
  3. присоединение: пришить, приклеивать
  4. неполнота действия: приоткрыть, пригнуть
  5. завершённое действие: придумать, приготовить

В некоторых словах написание приставки будет определяться контекстом:

ПРЕ-

ПРИ-

пребывать в городе (=находиться)

претворить мечту в жизнь (воплотить)

преступить закон (=нарушить)

преклоняться перед гением (=восхищаться)

предать товарища (=передать его секрет)

преемник царя (=перенимает власть)

преходящая слова (=временная)

превратный смысл (=который перетолковывают)

предел терпению (=граница)

презирать врага (=ненавидеть)

непреложная истина

непременное условие

претерпеть лишения (=мужественно переносить)

прибывать в город (=приезжать)

притворить дверь (=закрыть)

приступить к делу (=начать)

приклоняться к земле (=нагибаться)

придать форму круга (=добавить)

новый приёмник (=принимает сигнал)

приходящий учитель (=который приходит)

привратник в замке (=швейцар)

церковный придел (=пристройка)

призреть бедняка (=приютить)

приложение на телефоне

применить правило

притерпеться к неволе (=привыкнуть)

ПРЕ- ПРИ-

• пренебрегать • пренебрежение • пренебрежительный • прелестный • преподобный • преследовать • пресмыкаться • президент • препятствие • препона • премьера • претензия • претендент • препарат • прегрешения • преимущество • преамбула • камень преткновения • превратности судьбы • знаки препинания • престижный • беспредельный • пресловутый • презентация • прерогатива • претерпевать • превалировать • префектура • прецедент • преувеличивать

• привередливый • причудливый • неприступный • примитивный • неприхотливый • привлекательный • прилежный • пригодный • пригожий • приятный • привилегия • приоритет • приключение • привидение • причина • приверженец • присяга • приказ • присутствовать • приурочить • придираться • притязать • беспристрастный • примадонна • приватизация • прибор • неприязнь • прибаутка • прискорбный • без прикрас • приумножить

Правописание приставок РАЗ и РАС

Чтобы запомнить какие бывают приставки, ознакомьтесь с таблицей ниже.

Тип приставки Примеры Описание
Первая группа В, во, до,вы, пра, из, изо, пред, предо, па, пере и так далее Приставка может произноситься как угодно, но пишется при этом, всегда одинаково
Вторая группа Без, бес, низ, нис, раз, рас, через, черес и так далее Приставки, которые оканчиваются на «з» или «с» за исключением приставки «с», которая относится к первой группе
Третья группа При, пре Пре и при. Приставки, означающие превосходную степень чего бы то ни было или приближение к чему бы то ни было.
Заимствованные приставки Анти, архи, де, контр, экс и так далее Приставки, которые пришли в русский язык из других стран и значение которых в полной мере раскрывается только если знать перевод каждой приставки.

Теперь вы знаете, какие бывают приставки в русском языке, таблица же будет вам в помощь.

Вместо зазубривания лучше всего постараться понять логику, по которой развивается русский язык.

Если приставка в слове относится к первой группе, с ней меньше всего проблем. Такие приставки русского языка неизменяемые, а стало быть, всегда пишутся одинаково. В любых словах.

Возьмем такие слова как «переход, выходить, проходить».

Кажется, что все просто. Такие приставки русского языка понятны, можно переходить к следующим. Но вспомним другое слово «правнук».

Здесь уже используется приставка «пра», хотя существует другая приставка, отличающаяся всего одной буквой — про. Как мы узнаем какие приставки русского языка следует использовать в данный момент?

Для этого определим лексическое значение слова. Нам известно, что в русском языке каждая буква в слове находится на своем месте и не может находиться ни на каком другом. Поэтому слова с приставкой про всегда означают что-то конкретное и заранее определенное.

Если речь об имени существительном, приставка «про» будет значить сторонника группы людей, организации и т. п. Например, проактивность — термин гуманистической психологии.

Если перед нами глагол, приставка может означать действие, направленное сквозь что-то. Например, пробить, проломать. Глагол может также означать направленность движения, указание на место. Например, проехать мимо магазина.

Другое лексическое значение таких глаголов — направленность действия или движения через что-либо. Например, пролезть. Наконец, это может означать доведение действия до конца. Например, проплыть все море.

Если вы не хотите запоминать все слова с приставкой пред и значение части слова, а заодно слова с приставкой по и другие неизменяемые приставки, можно поступить проще.

Достаточно учитывать значения следующих приставок:

  1. Пра. В русском языке эта приставка указывает на древность, старость. Например, правнук, прадед, пращур. В остальных случаях правильно писать «про».
  2. А. Означает отрицание или отсутствие. Например, «алогичный» значит нелогичный, человек с отсутствием логики. Знакомый из математики термин «асимметрия» значит отсутствие геометрической или какой бы то ни было другой гармонии.

Неизменяемые приставки должны вызывать меньше всего затруднений в правильности написания.

Третья группа приставок включает в себя всего две возможные части слова. Это «пре» и «при». Как же нам определить в каком случае используется первый, а в каком второй вариант?

Оказывается, надо вновь обратить внимание на лексическое знание:

  1. Пре. Превосходная степень. Эта приставка ставится в том случае, если речь идет о том случае, когда приставка может быть заменена словом «очень». Не обязательно при этом сохранение строгой грамматической чистоты. Например, слово «прекрасный» может значить то же самое, что «очень красивый». Если сказать «очень красный», получится новое лексической значение. Тем не менее, «очень красивый» имеет тот же корень, что и слово «прекрасный», а потому может по праву быть им заменено.
    Другое возможное значение приставки «пре» сравнимо с приставкой «пере». Как и в предыдущем случае, важно не точное совпадение, а лексическое сходство. Например, слова «прервать» и «перервать» разные и по звучанию, и по смыслу. Тем не менее, определенное лексическое сходство невозможно отрицать.
  2. При. Приставка «при» несет сразу много лексических смыслов. Если слова с приставкой меж и другими подобными всегда имеют примерно одинаковое значение, то в случае с «при» таких значений целых пять. Первое и главное значение — приближение. Если мы куда-то едем, то в конечном итоге мы приедем, то есть, приблизимся к требуемому месту.
    Похожее значение приставка «при» имеет в том случае, когда речь идет о присоединении одного предмета к другому. Например, «прикрутить лампочку». Иногда, мы совершаем какое-то действие не до конца. Например, можно встать, а можно привстать. Эти два слова имеют разные лексические значения.
    Если приставка в слове может замениться словом «слегка», надо писать «при». И, наоборот, случается так, что нам выпадает честь завершить начатое дело. Например, придумать что-нибудь. В этом случае, вновь спасает приставка «при». Последнее значение похоже на первое. Близость к чему-либо обозначается знакомой приставкой «при». Например, придорожный.

Иногда встречаются слова с двумя приставками. Возьмем такое слово как

«соприкоснувшись»

В данном случае перед нами сразу две приставки: со и при. Обе упоминаются не просто так, а несут лексический смысл в слове. Приставка «со» означает нечто совместное. В тот момент, когда в слове появляется приставка «со» возникает соучастие, сопереживание, совместная деятельность и многое другое.

Соприкоснуться можно руками, ногами, рукавами, взглядами, да чем угодно. Приставка «при» в данном случае обозначает «присоединение» упомянутых выше рук, рукавов или взглядов.

Если слово имеет сразу две приставки, они не объединяются. Не существует приставки «сопри». Невозможно выдумывать несуществующие приставки.

Помните: всякая приставка в русском языке используется неслучайно. Каждая несет какой-то смысл. Если вы указываете на ту или иную приставку, постарайтесь определить для себя какое лексическое значение используется в данном конкретном случае.

Если самостоятельно определить его не получается, воспользуйтесь словарем. Если же и в словаре такой приставки нет, вероятнее всего, ее вовсе нет в русском языке. Тогда постарайтесь найти ошибку в морфемном разборе и выполнить его правильно.

  • Правописание приставок
  • Правописание приставок пре- и при-
  • ФГОС урок русского языка в 6 классе: «Приставки ПРЕ и ПРИ»
  • Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание и-ы после ц»
  • Практикум по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Правописание приставок на «з» и «с»

Таблица префиксов первой группы:

В- (во-) (взо-) Над- (надо-) Па-
Вы- Не-, недо- Пере-
До- О- По-
За- (изо-) Об- (обо-) Под- (подо-)
На- От- (ото-) Пра-
Пред- (предо-) Про- (разо-) С- (со-)
Су- У-

Это самая многочисленная группа. С некоторыми совсем нет хлопот, например:

  • вы-,
  • су-,
  • у-,
  • па-,
  • пра-.

Пра- встречается нечасто. В па- гласный звук всегда под ударением. Также безопасны те, в которых есть звуки «ы» и «у».

Большинство же префиксов первой группы могут звучать по-разному. Вот типичные каверзы:

  • безударный звук «о» превращается в «а», и наоборот;
  • парный звонкий звук «глохнет» при встрече с глухим звуком;
  • глухой звук озвончается при соседстве со звонким «родственником» (исключение – в).

Это самая сложная из приставочных групп. Правописание пре- и при- зависит от их смысла, надо запоминать значения приставок, и это связано с тремя проблемами:

  • чтобы правильно написать пре- или при-, нужно понять их смысл;
  • о правописании этих префиксов написано шесть правил;
  • многие слова не подчиняются ни одному из шести правил (такие слова надо запомнить).

К таким морфемам относят те, что в любых обстоятельствах пишут одинаково, хотя произношение их в разном фонетическом контексте отличается:

  • Списать – сделать: в первом примере слышится [с], во втором – [з], хотя приставка одна, вариантов написания не существует – С.
  • Сны – снять: в первом случае написание и произношение морфемы совпадает – [с], во втором слышим мягкий вариант [сʹ], но в написании это не отражается.

Чтобы не ошибиться с написанием неизменяемых приставок, звучание которых не всегда совпадает с написанием, их запоминают:

Например:

о- обежать, остановка, одуматься
у- увести, убежал, успокоиться
до- дожить, дойти, доставка
по- побежать, подворье, посмотреть
про- прокатить, пробел, просмотр
пра- «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- нападки, накрыть, надавить
за- закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-) надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-) подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-) отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-) облететь, обтереть, обойти
в- (во-) вдоволь, вверх, вовлечь
вы- вылавливать, выход, выстоять
с- (со-) сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-)
дез- дезинформировать
контр- контраргумент
транс- трансатлантический
пост- постмодернизм
суб- субкультура
супер- супергерой
пан- панъевропейский
пред- (предо-) пере-

предпочтение, предрешать, предостеречь

перерыв, перелить, перекос

Последнюю приставку из списка часто путают с первой буквой корня, отчего допускают ошибки. Надо убедиться, что в слове есть приставка, чтобы написать верно:

Сбежать = с + бежать; сдаваться = с + давать + ся; здание – приставки нет.


Запомнить!

  • здесь
  • здание
  • здоровье
  • не видно ни зги
  • з… — часть корня

Иноязычные приставки пишутся всегда одинаково:

Приставки Приставочный способ образования
а- моральный → аморальный
анти- народный → антинародный
де- мобилизация → демобилизация
дез- информация → дезинформация
дис- гармония → дизгармония
ре- конструкция → реконструкция; регресс
про- ректор → проректор; прогресс
архи- важный → архиважный
супер- игра → суперигра
ультра- модный → ультрамодный
инфра- красный → инфракрасный
транс- европейский → трансъевропейский
пост- советский → постсоветский
пан- американский → панамериканский
контр- атака контратака

Если перед корнем морфема, последняя буква которой З или С, выбирают по следующему звуку. Характеристики двух согласных на стыке приставки и корня должны совпадать – рядом стоят либо два звонких, либо два глухих. Например,

  • Распилить, вскочить, искоренить – корень начинается с глухого, поэтому префикс заканчивается глухим С.
  • Разбудить, взбодриться, изгнать – первый звук корня звонкий, значит префикс выбирают со звонким звуком на конце.

Похожие записи:

  • Главная
  • Общество

Анна МИЩИШИН

11 декабря 08:00
0

Самая грамотная жительница страны: Кто такой Андрухович - узнала перед радиодиктантом

Фото: Иванов Алексей / УНИАН / ФБ Галина Шура

«Только вперед!»

Небольшое село Комарове над речкой Припять находится в десяти минутах езды от поселка Ратно на Волыни, к чьей общине оно принадлежит. До границы с Беларусью – километров 20. Как и все селения в глуши, Комарове понемногу вымирает… В местной школе осталось всего 57 детишек — здесь учатся до девятого класса. Местные вздыхают: скорее всего, заведению осталось работать недолго — уже со следующего года могут оставить только начальные классы, а там и вовсе, чего доброго, закроют… Содержать его общине не под силу.

Хотя школа в Комарове не пасет задних по уровню образования. Местные выпускники учатся в престижных вузах в Киеве и других областных центрах. А учительница украинского языка и литературы Галина Шура, которая работает в ней уже 36 лет, на днях второй раз стала победительницей радиодиктанта национального единства. На этот раз — единственной среди многочисленных участников, не допустившей ни одной ошибки.

«КП в Украине» связалась с победительницей.

— Галина Серапионовна, поздравляем с победой! Поделитесь, зачем вам, учителю украинского языка, сдался этот диктант? Вы не уверены в своих знаниях?

— Не то, что не уверена — хочется больше знать. Пишешь, что-то новое узнаешь, совершенствуешь полученные навыки, а что неизвестно — ищешь. Хочется писать — потому, что это шаг вперед. А мы же с детьми работаем, и нам нужно только вперед.

— Много сомнений было во время диктанта?

— На первый взгляд, он показался мне несложным. Но зная, что там будет и какое-то усложнение, в нескольких местах раздумывала — не сразу отправила.

— Что было самым сложным?

— Самой тяжелой была определенная конструкция во втором абзаце, которая выделялась тире. Автор читал, и на этом месте слово «проносилось» прозвучало громче… Уже в последние секунды поставила там восклицательный знак.

«Как жить в Украине, не зная родного языка?»

— Как нужно готовиться к диктанту, чтобы победить? Вы как готовились? 

— Честно говоря, я не готовилась. Просто искала, кто такой Андрухович, чтобы с его стилем познакомиться. И уже потом, когда закончила писать, продолжила совершенствовать свои знания об авторе. А особенной подготовки не было.

— И как вам Андрухович? Нравится?

— Честно — не читала особо. Так, урывками — оттуда кусочек, оттуда. Слышала — современный, модерный, популярный… Но, знаете, в программе школы для изучения его нет. Получается, интересуешься, но в общих чертах.

— Галина, такая идеальная грамотность что-то дает в жизни? Так ли это необходимо в наш век, когда все ошибки в текстах автоматически исправляются?

— Быть грамотным — это не является чем-то плохим, это очень даже хорошо. И как жить в Украине, не зная своего родного языка? В первую очередь надо знать свой родной язык, в совершенстве знать. Хотя часов в школе у нас немного — уже английского больше по расписанию, а украинский сокращают… И английский, как международный язык, важен, но и родной важен. Если б увеличивали часы, то дети были бы грамотнее. Но не все дети гуманитарии и не всем легко идет язык.

— Может ли ваша победа в этом соревновании среди самых грамотных сегодня быть стимулом для детей?

— Да, это же пример. Я стараюсь писать с детьми и отправлять работы вместе, но сейчас из-за карантина и дистанционного обучения не сделали этого. Хотя дети из 8-го класса дома пытались, но не успевали записывать и забросили. В прошлые годы я писала со своими выпускниками, а в последнее время и дети не очень хотят, и эти ограничения выбивают из колеи. Если б были в школе, то писали бы, а дома я не могу их проверить и организовать.

— А как вы вообще этот диктант проходите? Знаю, некоторые записывают на диктофон, а потом еще раз слушают.

— Я записала за один раз, а что не успевала, дописывала при повторном чтении. Просто почерк вышел такой «карлючками» — потому, что спешила. Но потом села и спокойно переписала. Еще немного подумала, исправила и так отправила.

Джамала научила: «крымскотатарский» пишется слитно

— Вы уже не первый год пишите диктант…

— Я пишу уже лет шесть, но отправляю не всегда. В 2017 году тоже была победителем. Тогда мне прислали диплом за безупречное написание. После этого еще несколько раз писала. В прошлом году «короной» заболела и по состоянию здоровья не писала. А в этом году решила не пропускать. Это второй раз я победила, но первый, когда я единственная победительница. Есть диплом, две книги прислали интересные.

— На этот раз вы были уверены в своей победе?

— Нет, я не была уверена. Прошел период, можно было свериться с правильным текстом, а я как-то… Не то, что боялась, а думала просто: что будет, то будет. А раньше проверяла, это был стимул — я чего-то не знаю, значит, нужно посмотреть и запомнить. Когда был текст про Джамалу, я написала «крымскотатарский» через дефис, а нужно слитно. Это я на всю жизнь запомнила.

— Еще кто-то из вашего окружения пишет диктант? Может, родные или с учителями соревнуетесь в грамматике?

— Мама, ее уже год как нет, оставалась дома и радио слушала. И в день письменности тоже писала, пока еще видела. Я в школе, она — дома. Она не отправляла, дома я проверяла —   даже не знала, что моя мама пишет так грамотно. Было несколько ошибок, но все равно такого я не ожидала от нее. Она библиотекарь. Но в последние годы перед пенсией работала совсем не по профессии — бухгалтером-кассиром…

— 75-летняя Кристина Гоянюк из Львова пишет диктанты уже 20 лет… Вы тоже не настроены бросать?  

— Я по радио слышала о ней, в прошлом году тоже какую-то ошибку допустила. Думаю, что у меня получилось благодаря моей интуиции. Конечно, я каждый год буду писать диктант с детьми вместе. Все — дети хотят или нет, но будут!

— Как вообще проводите день радиодиктанта? Диктант и проверка много времени занимают, отпрашиваетесь с работы?  

— Я ставлю в известность дирекцию, мне выделяют класс, и с желающими детьми из разных классов мы организовываемся и пишем. Дирекция помогает, не запрещает.

— К вам односельчане приходят с просьбами помочь правильно что-то написать, составить письмо?  

— Если обращение, какие-то документы оформить — то да, были случаи, когда обращались.

Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/

Следующие диктанты Галина Шура обещает писать с учениками. Фото: facebook.com/НВК-с-Комарове-110528190434264/photos/pcb.468200538000359/468200474667032/

Ученик — на автомобиле, а учитель — на велосипеде

— Много ваших учеников являются призерами или победителями олимпиад?  

— В последние годы нет. Школа маленькая — по пять-шесть детей в классе. Одна выпускница учится в Киево-Могилянской академии на журналиста — она и в конкурсах, и на олимпиадах призовые места занимала. Она уже взрослая. У каждого ребенка своя склонность. Не все гуманитарии, не все математики. Может, и от учителей зависит. Знаю по себе: если учителя любишь, то и предмет любишь.

— Какие проблемы сейчас есть в украинской школе?

— Если нашу школу брать… В этом году мы еще учимся, а что будет в следующем — не знаю… Когда организовалась Ратновская община, возник вопрос о понижении нашей школы до первой степени — должны остаться только начальные классы. А средние, с пятого по девятый, хотят возить в райцентр в семи километрах от нас. Нам сказали, что будут 28 детей возить, а нас закроют. Дорога очень плохая, грунтовая — по проекту это не дорога, а дамба, которая отделяла реку от села. Родители собирались и туда ездили, и сюда их вызывали — и на этот год отстояли школу. У нас новое большое помещение, и у общины нет денег на содержание полноценной школы. В дальнейшем, мы так думаем, хотят закрыть нас совсем. Мы сейчас боремся, отстаиваем свою школу. Наши выпускники учатся и в Киеве, и в Виннице, и в Тернополе в престижных вузах… Почему мы должны закрываться?

— Что нужно сделать, чтобы профессия учителя снова стала престижной?

— Ой, я даже не знаю… Если смотреть в селе — то нам немного легче, у нас есть домашнее хозяйство, и мы выживаем. Надо поднять зарплату — потому, что молодой специалист получает зарплату, на которую нельзя прожить. Это мы уже с опытом и надбавками имеем чуть больше. А молодой не пойдет. Поэтому, мне кажется, первое — это материальное обеспечение. Если будет это, то престиж поднимется, мы будем выглядеть более достойно в селе. Ученик ездит в Польшу и покупает автомобиль, а учитель или пешком идет на работу, или на велосипеде. Этот ученик подвозит меня и подсмеивается: «Вот, у меня за месяц столько, сколько у вас за год». У нас молодому специалисту платят шесть тысяч, а если у него меньше часов, то и шести не будет. Все упирается в материальный вопрос.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

  • Пр ободрить как пишется
  • Пр пятствие как пишется
  • Пр возносить как пишется
  • Пр образовать как пишется
  • Пр рвать как пишется