Задание формата ЕГЭ
Для орфографического анализа выпускникам даны пять рядов слов. При этом в словах находятся пропущенные буквы. Количество верных ответов может варьироваться от 2-х до 4-х. Правильное выполнение задание дает 1 балл.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..конечный, и..балованный, бе..вкусица
2) пр..глубокий, пр..гражденный, пр..вышать
3) пред..дущие, под..тоженный, без..сходный
4) ра..писание, пр..никнут, пр..бабушка
5) с..ёмщик, от..явленный (прогульщик), в..езд
Ответ:_______________
Комментарий к заданию 12
Это задание проверяет правило правописания
1) неизменяемых приставок;
2) приставок, оканчивающихся на З-(С);
3) правописание гласных Ы и И после приставок;
4) правописание приставок ПРИ-/ПРЕ;
5) правописание разделительного твердого и мягкого знака.
Напомним, что приставка – это значимая часть слова (морфема), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. В этом традиционном школьном определении подчеркивается две функции приставки: «значимая» и «образование новых слов». Таким образом, приставка, образуя новое слово, что-то обозначает. Благодаря приставке слово получает новое значение, меняется его смысл.
Например, возьмем глагол лететь и образуем с помощью приставок новые слова.
Лететь – прилетает – улетает – перелетает – взлетает.
Каждая приставка придает слову новое смысловое значение. Прилетает – это «приближение»; «улетает» — это, наоборот, «удаление; перелетает – «перемещение с одного места на другое», а взлетает обозначает «движение ввысь».
Чтобы успешно выполнить задание, необходимо уметь делить слово на части (морфемы) и понимать значение анализируемых слов. Ошибки, встречающиеся при выполнении задания, связаны с неправильным определением состава слова и – как следствие – неверным применением правил.
1. Неизменяемые приставки
> Приставки В-, ВЫ-, ДО-, ЗА-, НАД-, О-, ОБ-, ОТ-, ОТ-, ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПО-, ПОД-, С-, У-, ПРО-, ПРА-, ПОЗА-
Это приставки исконно русские. Во всех словах, где они встречаются, всегда пишутся одинаково.
Например, приставки ПОД-, ЗА-, ОТ-. С их помощью образуется множество слов в русском языке, и везде они пишутся одинаково: подбежать – подлететь — подставка, подоконник – подкаблучник — подхалим, — подрамник; заморозить – запирать — записать, занести – заложить; отнимать – отпирать – отбирать – отставать.
> Приставка ПОЗА-
С помощью этой приставки образовано совсем немного слов: позавчера, позавчерашний, позапрошлый, позапрошлогодний. Эта приставка имеет значение события, происходившего в прошлом на два промежутка времени.
> Приставка ПРА-
Имеет временное значение, указывая на старину и дальнюю степень родства:
праязык, прародина, прародитель, праславянский, праиндоевропейский, праисторический, правнук, правнучка, прадедушка, прабабушка, прапрадедушка, пращур, праматерь.
> Приставки А-, АНТИ-, АРХИ-, ДЕ-, ДЕЗ-, ДИС-, ИН-, КОНТР-, РЕ-, СУБ-, ЭКС-
Это приставки иноязычного происхождения. Во всех словах пишутся одинаково.
апробировать, антинаучный, архиважный, депопуляция, дезинформация, диспозиция, инсценировка, контрразведка, регресс, субтропики, экспортировать.
> Приставка заканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную
Если приставка заканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную букву, то в слове пишутся две согласные:
поддержка, поддавки, подделка, поддавать, поддакивать, наддверный, преддверие. Одна согласная относится к приставке, а вторая к корню.
> Приставка заканчивается на согласный, а корень начинается двумя согласными
Если приставка заканчивается на согласный, а корень начинается двумя согласными буквами, то между приставкой и корнем появляется буква О:
отодвинуть, предоставить, обозначить, отобрать, воплотить.
Иногда говорят, что такие приставки являются двойными ОТ-(ОТО-), ПРЕД-(ПРЕДО-), ОБ-(ОБО-), В-(ВО).
2. Приставки, оканчивающиеся на З- и С-
РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-), БЕЗ-(БЕС-), ВОЗ-(ВОС-), ВЗ- (ВС-), ИЗ-(ИС-), НИЗ-(НИС-), ЧРЕЗ-(ЧРЕС-), ЧЕРЕЗ-(ЧЕРЕС-)
> В приставках, оканчивающихся на З- и С-, перед гласными и звонкими согласными
пишется буква З.
Напомним. Звонкими согласными в школьном курсе русского языка называются такие звуки, которые состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р.
> А перед глухими согласными в этих приставках пишется буква С.
Глухие согласные состоят только из шума: П, К, Т, С, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Прочитайте слова-примеры вслух, обращая внимание на условие написания З- и С- на конце приставок.
Разбудить – растереть, розвальни – роспись, безрассудный – бесполезный, возглавить – восполнить, взбежать – вспотеть, издалека – испепелить, низложить – ниспослать, чрезвычайный – чресполосица, чересчур.
> Если корень слова начинается на буквы З и С, то при добавлении к нему приставки пишется две буквы З или две буквы С:
раззвонить – рассмешить, беззаботный – бессовестный, бессистемный, воззвание, воссоздать.
> Приставки
З- нет в русском языке, а есть только приставка С-.
Поэтому надо внимательно относиться к написанию слов с приставкой С- и отличать их от слов, корень которых начинается с буквы З-.
Слова с приставками:
сдаться — раздаться,
сделать — возделывать,
сгораемый – несгораемый- разгореться,
сжечь — разжечь,
сдулся — раздулся,
сжалился — разжалобить,
сбросить — разбросать,
сбежать — взбежать,
сбитый — разбитый — сбитень,
связаться развязать,
спрашивать — расспрашивать, спросить – расспросить,
съесть — несъедобный.
Слова с корнями: здоровенный, нездоровиться, здесь, здание, здешний, здороваться.
> Не существует в русском языке приставки «близ». В словах близстоящий, близлежащий первая часть является корнем в сложном слове. Проверочное слово близость.
3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Написание этих приставок зависит от их значения. Поэтому, выбирая написание, надо обращать внимание на смысл слова.
а) Приставка ПРИ-
имеет следующие значения:
♦ Присоединение: пристроить, пришить, прибить, прибавить, придвинуть, приделать;
♦ Приближение: приехать, приплыть, примчаться, прибывать, прибежать, прибиться, пригреть, привадить, приласкать, приманить, приютить, приручить, приголубить, присватать;
♦ Близость в пространстве: пригородный, приморский, прибрежный, придорожный, приграничный, прилюдно, придворный;
♦ Неполное действие: приоткрыть, приостановить, присесть, приподнять, пригубить, притихнуть, приударить;
♦ Прибавление: приумножить, приукрасить, прикладывать, прибавить, прибарахлиться, прикупить, пристраститься;
♦ Доведение действия до конца: приучить, придумать;
♦ Совершение действие в своих или чьих-то интересах: прибрать, припрятать, прикарманить, приберечь, придержать, прикупить.
б) Приставка ПРЕ- придает словам такие значения:
♦ Значение высокой степени качества или действия. Для проверки правильности написания возможна замена приставки словами «очень», «весьма».
Пребольшой – очень большой, прекрасный – очень красивый, премудрый – весьма мудрый, пренизкий – очень низкий, превысокий – очень высокий, превеликий – весьма великий, преогромный – весьма огромный, превеселый – очень веселый, превкусный – очень вкусный, премного – очень много, пребольно – очень больно, прехороший – весьма хороший, пребыстрый – очень быстрый.
♦ Приставку ПРЕ- близка по значению к приставке ПЕРЕ- (переход, превращение, преграда, взаимное действие, деление надвое)
Преступать, превращать, преображать, превзойти, преобразовать, превысить, превозмочь, претерпеть, преступить, преодолеть, претворить, превратиться, препоручить, препроводить, пресечь, прекратить, преградить, прервать, преломить, прерываться, препираться.
> Приставки ПРЕ- и ПРИ- часто употребляются с одним и тем же корнем. В этом случае их написание зависит от значения слова.
пребывать (находиться) на станции – прибывать (приезжать) на станцию
претворить планы – притвориться спящим
предать друга – придать значение
презирать за подлость — призреть (дать приют) обездоленного
преклонить колено — приклонить голову
преходящая слава — приходящий курьер
предел мечтаний — придел в храме
преемник профессора — приёмник (аппарат)
> Запомните слова-исключения: преследовать, приумножить, приуменьшить.
> Существует большое количество слов с приставками ПРЕ-
и ПРИ-, в которых значение приставки определить трудно или невозможно. Многие из них стали частью корня. Написание таких слов надо запомнить.
ПРЕ-: прецедент, претендент, престижный, пресловутый, прерогатива, препирательство, препарат, пренебрежение, прелюдия, преимущество, президент, президиум, презент, преамбула, превалировать, прекословить, премьера, препинания (знаки), препятствие, пререкание, пресмыкаться, престол, претензия.
ПРИ-: приурочит, прихотливый, притязание, притязать, присяга, присягать, примитивный, примирить, непримиримый, примерный, примерный, приличие, пригожий, привычка, привилегия, привилегированный, привидение, приверженец, привередничать, прибаутка, неприхотливый, приоритет.
4. Гласные Ы и И после приставок
> После приставки, которая оканчивается на согласную букву, в корне слова вместо И
пишется Ы.
Прочитайте вслух примеры, обращая внимание на условия написания гласных Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласный.
играть – сыграть – подыграть – взыграло (самолюбие)
инициативный – безынициативный
история – предыстория
иметь – отымать
искать – сыскать – разыскать – подыскать – взыскать – изыскивать – розыск
исход – безысходный
искусный – безыскусный
иллюзия – безыллюзорный
игла – безыглый
инфаркт – предынфарктный
импровизировать – сымпровизировать
издержаться – подыздержаться
имя – безымянный – отыменный.
> Слово-исключение: взимать. Всегда включают в задание ЕГЭ.
> Буква И сохраняется в следующих случаях:
1) Русские приставки МЕЖ- и СВЕРХ- (постоянно встречаются на ЕГЭ). После этих приставок буква И в корне слова не меняется на Ы.
Примеры: сверхинтересный, сверхизысканный, межинститутский, межирригационный, межиздательский, межигровой, сверхиндустриальный, сверхинтеллектуальный, сверхинтуиция.
2) Иноязычные приставки КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-, ГИПЕР-, ДЭЗ-, ИНТЕР-, КОНТР-, ПОСТ-, СУПЕР-.
Примеры: субинспектор, трансиранский, постинфарктный, гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, суперинфекция, суперинтересный, дезинфекция.
3) После числительных ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ- в составе сложных слов.
Примеры: двухигольный, трехимпульсный.
4) В сложных словах перед вторым корнем.
Примеры: пединститут, спортинвентарь, политинформация, госинспекция, госимущество, фининспектор,
5. Правописание разделительного Ъ и Ь знака
а) Разделительный твердый знак Ъ пишется перед гласными Я, Е, Ё, Ю
в следующих случаях:
> После приставок на согласную
Примеры: подъезд, отъезд, подъём, предъюбилейный, съёмка, съедобный, объявить, объяснение, разъяренный, отъявленный, съёжился, изъян, межъязыковой
> В сложных словах с числительными ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-
Примеры: двухъярусный, двухъёмкостный, трехъязычный, трехъядерный, четырехъякорный.
Не путаем с правописанием буквы И после числительных.
Сравните: двухигольный – двухъядернный – двухэтажный;
трехимпульсный — трехъёмкостный – трехугольный.
> В иноязычных словах после АД-, ДИЗ-, ИН-, ИНТЕР, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-.
Примеры: субъект, адъютант, инъекция, трансъевропейский, суперъяхта, постъюбилейный, конъюнктивит, конъюнктура, субъективный, объект, объективный, панъевропейский, фельдъегерь, постъядерный, субъединица, суперъяхта.
Внимание! Не путаем с правописанием буквы И после иноязычных приставок. Сравните: суперинфляция – суперъёмкий, суперъяркий.
б) Разделительный мягкий знак Ь пишется перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И в корне и перед окончанием после согласной буквы.
Примеры: семья, вьюга, обезьяна, бильярд, колосья, ничья, подьячий, соловьи, ружьё, премьера, серьёзный, оладьи, медвежьи следы, затишье, пьеса, житьё, конферансье, варенье, пьёт, пью.
Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..конечный, и..балованный, бе..вкусица
2) пр..глубокий, пр..гражденный, пр..вышать
3) пред..дущие, под..тоженный, без..сходный
4) ра..писание, пр..никнут, пр..бабушка
5) с..ёмщик, от..явленный (прогульщик), в..езд
Ответ: ______________
1. Найдите в словах корни и приставки.
2. Выделите приставки.
3. Уточните для себя место пропуска: приставка, Ы- и И- после приставки, Ъ и Ь знаки.
4. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, применяя правила правописания приставок и разделительных твердого и мягкого знака.
5. Запишите ответ. (Не забудьте перенести ответ в бланк №1)
Наш совет. Для экономии времени на экзамене необязательно делать орфографический анализ каждого слова. Попробуйте использовать метод исключения. Если в ряду замечаем 2 слова с разными буквами, то третье слово в ряду не рассматриваем.
1) бесконечный, избалованный, безвкусица —
2) преглубокий, прегражденный, превышать +
3) предыдущие, подытоженный, безысходный +
4) расписание, приникнуть, прабабушка —
5) съёмщик, отъявленный (прогульщик), въезд +
Выполняя задание, рассуждаем примерно так:
Первый ряд: 1) БЕСКОНЕЧНЫЙ (перед глухим К в приставке пишется С) – приставка БЕС-; 2) ИЗБАЛОВАННЫЙ (перед звонким Б в приставке пишется буква З) – приставка ИЗ-
— Первый ряд не подходит.
Второй ряд: 1) ПРЕГЛУБОКИЙ (приставка имеет значение «очень», пишем Е) – приставка ПРЕ—; 2) ПРЕГРАЖДЕНИЕ (приставка имеет значение «пере-», пишем Е) – приставка ПРЕ-; 3) ПРЕВЫШАТЬ (приставка имеет значение «пере-», пишем Е) – приставка ПРЕ-.
+ Второй ряд подходит.
Третий ряд: 1) ПРЕДЫДУЩИЕ (после приставки на согласный в корне пишется Ы); 2) ПОДЫТОЖЕННЫЙ (после приставки на согласный в корне пишется Ы); 3) БЕЗЫСХОДНЫЙ (после приставки на согласный в корне пишется Ы).
+ Третий ряд подходит.
Четвертый ряд: 1) РАСПИСАНИЕ (перед глухим П в приставке пишется С) – приставка РАС-; 2) ПРИНИКНУТЬ (приставка имеет значение «присоединение», пишем И).
— Четвертый ряд не подходит.
Пятый ряд: 1) СЪЁМЩИК (после приставки на согласный пере Ё пишем Ъ); 2) ОТЪЯВЛЕННЫЙ (после приставки на согласный перед Я пишем Ъ); 3) ВЪЕЗД (после приставки на согласный перед Е пишем Ъ)
+ Пятый ряд подходит.
Ответ: 2 3 5
Краткое описание
В слове «разыграть» принято писать приставку -раз. Именно ударение помогает выбрать правильную гласную букву в аналогичных словах. Если ударение падает на приставку, тогда нужно писать букву -о, а вот в безударной позиции указывается буква -а. Среди учеников начальных классов чаще всего возникает вопрос, который связан с тем, как пишется «розыгрыш». В выражении «разыграть» необходимо писать букву -ы после приставки, что полностью соответствует нормам русского языка для слов, корень которых начинается на -и. Приставка должна заканчиваться только согласной.
Запрещено использовать слово «розыграть», так как это грубая ошибка. В русском языке не существует приставки -роз. Для лучшего усвоения материала следует ознакомиться с примерами:
- Мы хотим разыграть нашего друга, который является хорошим защитником, но так, чтобы шутка получилась доброй и смешной.
- Самостоятельно придумать, как разыграть близких людей, довольно трудно, особенно первого апреля. Поэтому мы решили разыграть суперлотерею.
- Всего один раз школьники решили разыграть своего учителя, но для самих детей шутка закончилась не слишком удачно, из-за чего было решено просто переразыграть подготовленные подарки.
- Разыграть мою любимую дочь не так уж и легко, но мы нашли интересный вариант.
- Мы серьёзно решили разыграть этот замечательный набор косметики на её день рождения, так как это поможет прекратить неинтересную раздачу призов.
Для правильного выбора буквы -а или -о в безударной приставке изучаемого глагола следует воспользоваться базовым орфографическим правилом, которое гласит, что в приставках -раз, -рас без ударения должна быть записана буква -а, но под ударением ставится буква -о. Например:
- Разыграть — розыгрыш.
- Распустить — роспуск.
- Разливать — розлив.
В настоящем и будущем времени в окончании глаголов второго лица обязательно в конце пишется буква -ь. Если рассматривать это правило более подробно, то речь касается выражений, которые отвечают на логичный вопрос (что делаешь?). К примеру: грустишь, сидишь, молчишь, смотришь, пьёшь, следишь.
Правила спряжения глаголов
Если окончание является безударным, тогда нужно определить начальную форму изучаемого выражения. Даже без предварительной подготовки можно попробовать установить инфинитив самостоятельно, а вот для проверки можно задействовать результат морфологического разбора. Окончание обязательно должно быть записано в начальной форме, чтобы отнести изучаемое выражение к первому и второму склонению. Только соблюдение всех правил убережёт от ошибок.
К первому спряжению относятся все глаголы, за исключением примеров второго спряжения. А вот к глаголам второго спряжения относятся:
- Четыре распространённых исключения: дышать, слышать, гнать, держать.
- Все слова, которые заканчиваются на -ить. В категорию исключений вошли: зиждиться, брить, стелить.
- Ещё несколько исключений на -еть (видеть, смотреть, обидеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть).
Для всех ударных окончаний для проверки можно задействовать изучаемое слово «разыграть» в третьем лице множественного числа. Если окончание будет соответствовать второму спряжению -ат либо -ят, тогда глагол второго лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь. Когда окончание относится к первому спряжению -ут или -ют, то слово во втором лице единственном числе будет иметь в конце -ешь. В соответствии с нормами правописания запрещено использовать следующие выражения: розыгрываемый, розыгрываться, розыгрывать, подъиграть, розыгрались.
Во время произношения всех форм «разыграть» человек обязательно услышит сразу после приставки -раз не -и, а букву -ы. Это отражается и в письме. Правильно писать «разыграть», а вот вариант «разиграть» является ошибочным. Для корректного изложения информации можно задействовать различные словоформы: обыграть, разыграться, заиграть, доиграться, отыграть.
Все личные формы должны быть записаны по принципу аналогичного правила с буквой -ы. К примеру: разыгрываешь, разыгрывает. Обогатить собственный словарный запас помогут синонимы «разыграть»: переиграть, сымпровизировать, сыграть, исполнить, доиграться, обхитрить, одурачить, разыгрываться, перерозыгрыш, позаигрывать, выиграть, пошутить, играться. Чтобы не возникало вопросов, почему нужное выражение пишется именно таким образом, следует задействовать проверочный материал.
Морфологический разбор
Популярное слово «разыграть» пишется через букву -а, что важно запомнить. Морфологический разбор очень важен в русском языке, так как именно в этом случае можно выполнить комплексный анализ изучаемого выражения как части речи. Крайне важно для достижения желаемого результата определить общее грамматическое значение слова, морфологические признаки, а также синтаксическую роль.
Развёрнутый анализ слова как части речи представляет собой максимально ёмкую и полную характеристику отдельной словоформы с учётом всех грамматических нюансов употребления выражения в предложениях. Каждой части речи свойственны свои постоянные и изменяемые характеристики. Для морфологического анализа нужно уметь определять не только часть речи, но и находить первоначальную форму. План действий выглядит так:
- Указать часть речи анализируемого слова и его значение.
- Написать первоначальную форму.
- Правильно определить постоянные признаки.
- Максимально лаконично охарактеризовать форму, в которой было употреблено слово.
- На последнем этапе указывается роль в предложении. Нужно отобразить, каким именно членом является оно в предложении (главным либо второстепенным). В некоторых случаях может понадобиться запись целое словосочетание, чтобы изобразить графически синтаксическую роль.
Непостоянные признаки у прилагательных определяются исключительно по тому слову, которому оно подчиняется. Род у глаголов можно установить исключительно в прошедшем времени единственного числа. Для определения синтаксической роли необходимо изучить контекст предложения. Существительное может выступать в виде обстоятельства. Если прилагательное примыкает к существительному и выступает в роли определения, то в краткой форме оно может быть сказуемым. Глагол во всех ситуациях является сказуемым. Элементарная буква -ё может кардинально менять значение слова, что отобразится и на морфологическом анализе.
«Разыграть» — глагол. Начальная форма — «разыграть» (инфинитив). Постоянные признаки: первое спряжение, переходный, совершенный вид. К непостоянным характеристикам можно отнести изъявительное наклонение.
Развёрнутый фонетический анализ
Фонетика является неотъемлемой частью науки языкознания, так как она занимается изучением звуков речи, а также описывает законы и строение языка в аспекте звучания. К этой категории относятся звукосочетания, слоги, а также различные закономерности соединения звуков в речи. Качественный фонетический разбор помогает правильно определить звучание каждой единицы по отдельности. Буква является элементарным графическим знаком, с помощью которого можно передать определённый звук. Но количество букв в каждом слове не всегда соответствует числу звуков.
Существует определённая система записи фонем в слове, которая называется транскрипцией. Изучаемое выражение заключается в квадратные скобки и записывается так, как и произносится (в независимости от правил орфографии). В школьной программе используется сокращённый вариант фонетического разбора, состоящий всего из пяти пунктов:
- Нужно правильно записать слово.
- Выражение делят на слоги, чтобы можно было правильно определить ударение, так как всё зависит от интенсивности звучания слога.
- Необходимо затранскрибировать слово в строгом соответствии с фонетическими правилами.
- Нужно охарактеризовать все присутствующие звуки в соответствии с транскрипцией.
- В конце записывают точное количество букв и звуков.
В слове «разыграть» присутствует три слога: ра-зы-грать. Ударение падает на последний слог. Фонетическая транскрипция выглядит так: [разыгр`ат’]. Разбор изучаемого слова на буквы и звуки:
- Р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый.
- А [а] — гласный, безударный.
- З [з] — согласн., звонк. парн., твёрд.
- Ы [ы] — гласн., безударн.
- Г [г] — согласн., звонк. парн., твёрд.
- Р [р] — согласн., звонк. непарн., твёрд.
- А [‘ а] — гласный, ударный.
- Т [т‘] — согласный, глухой парный, мягкий.
- Ь — не обозначает звука.
На основании выполненного фонетического разбора можно сделать вывод, что всего в слове 9 букв и 8 звуков. Именно такой анализ является самым простым вариантом, так как в школе его изучают в пятом классе, а потом повторяют в старших классах, разбавив материал сложными транскрипциями. Минимальное знание основных законов фонетики необходимо для гарантированной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Морфемный состав
Чтобы больше не возникло сложностей с тем, как правильно писать, «разыграть» или «розыграть», необходимо выполнить анализ морфем. Лучше всего следовать следующей схеме:
- Слово записывают без изменений. Обязательно устанавливают, к какой именно части речи оно относится.
- Если выражение может быть изменено, тогда нужно определить окончание. Это правило не касается деепричастий, определённых имён существительных и прилагательных, а также наречий. У служебных частей речи окончание отсутствует.
- Выделяют основу слова.
- На этом этапе работают с корнем выражения. Нужно подобрать родственные примеры. В некоторых случаях корни могут быть омонимичными. К примеру, к слову «коса» (женская причёска) нельзя записать в качестве однокоренных выражений «косить», «косарь». В этом случае уместно будет указать «косичка», «космы».
- Остаётся выделить другие формообразующие и словообразующие части слова (приставку, суффиксы, соединительные гласные).
Нельзя путать морфологический и морфемный анализ, так как это грубая ошибка. В первом случае слово рассматривается как часть речи, анализируются присущие грамматические категории. А при морфемном разборе изучению подвергаются исключительно морфемы, из которых состоит слово.
Правильный морфологический разбор «разыграть»: приставка (раз) + корень (игр) + суффикс (а) + постфикс (ть). Основой является выражение «разыгра». Метод образования: префиксально-суффиксально-постфиксальный.
На страницах некоторых источников указано, то морфемный разбор и анализ слова по составу являются практически идентичными. Но на самом деле это грубая ошибка, так как существует ряд весомых отличий. Во время словообразовательного разбора обязательно записывается в тетрадь, является ли изучаемое слово производным либо нет. В случае с морфемным анализом выполнять такие действия не нужно. При словообразовательном разборе нужно чётко обозначить способ формирования слова, а не стараться подобрать уместные выражения, которые были сформированы при помощи суффиксов/приставок.
Для морфемного разбора выражение не подвергается изменениям. А вот для анализа по составу понадобится начальная форма. Именно морфемный разбор позволяет гораздо лучше понять составляющие элементы слова и родственных ему выражения, а также проанализировать и научиться использовать на практике механизмы словообразования.