Позвони как сможешь как пишется правильно

Многие пары ошибаются, когда думают, что могут восстановить отношения после измены, просто наслаждаясь совместной жизнью. хотя приятное времяпрепровождение крайне важно

Многие пары  ошибаются, когда думают, что могут восстановить отношения после измены, просто наслаждаясь совместной жизнью. Хотя приятное времяпрепровождение крайне важно для исцеления, но оно не заменит разговоров о боли и недовольстве. В этой статье разберемся, как оправиться после измены и начать работу над восстановлением отношений. Но для начала нужно определить, что в твоем понимании измена?

Фото: unsplash.com

Что можно считать изменой?

Измена обязательно подразумевает сексуальный акт? А что насчет поцелуя? А совместный обед? На эти вопросы нет однозначного ответа, потому что границы доверия зависят исключительно от того, о чем вы договорились, — или думали, что договорились.

Практически любой человек почувствует, что его предали, если партнер переспал с другим, будь то разовые отношения или следующий этап длительной эмоциональной связи. Но для многих предательство и угроза появятся и в других проявлениях интимного поведения: объятиях или переписке откровенно сексуального характера.

Три стадии исцеления

После того, как ты определишь, что партнер вышел за рамки твоего доверия, или, возможно, он сам признается в этом, вам обоим предстоит пройти через три стадии исцеления. Они позволят взглянуть на отношения со стороны и понять, куда двигаться дальше.

Разберем их подробнее.

Первая стадия: нормализация чувств

После того как факт измены вскроется, вас обоих, скорее всего, затянет в эмоциональный водоворот. Пострадавший партнер будет охвачен всепоглощающим чувством потери, изменившего будут одолевать противоречивые эмоции и решения. На этом этапе важно осознать, что возникающие у тебя и партнера чувства и эмоции, — это естественно. 

Облекая чувства в слова, вы оба поймете, что не сходите с ума, у вас нормальная нервная система, и что другие тоже испытывали боль и смятение.

Вторая стадия: решить — остаться или уйти

Как только измена раскрывается, партнерам нужно решить: работать над восстановлением отношений или закончить их. Изучая варианты, ты сможешь принять разумное решение, основанное на твоих потребностях и учитывающее личные обстоятельства.

Но здесь важно не полагаться только на эмоции. Даже самые сильные чувства зачастую основываются на крайне субъективных убеждениях, которые впоследствии могут оказаться нереалистичными, непрактичными или ложными.

Сейчас твое решение может казаться единственно верным, но потом ты рискуешь обнаружить, что это была импульсивная и необдуманная реакция. И можешь даже пожалеть о принятом решении, но отменить его уже не получится.

Что можно сделать?

Сначала давай рассмотрим два варианта, которые точно ведут в тупик.

Первый: остаться вместе и ни разу не задуматься о том, почему партнер изменил, и не работать над тем, чтобы подобная ситуация вновь не повторилась. Это билет в жизнь тихого — или не очень тихого — отчаяния.

Второй: остаться вместе при том, что как минимум один из вас по-прежнему будет неверен, в то время как другой будет подавлять в себе депрессию и гнев. В данном случае никаких улучшений не предвидится.

Но есть и жизнеспособные варианты:

Первый — остаться с партнером и работать над улучшением отношений. Опасность для пострадавшего партнера тут в том, что его может слепо влечь к спутнику, и он будет настаивать на сохранении прежнего порядка в отношениях, что бы ни случилось. Это пример безответной любви. «Я просто хочу вернуть своего супруга», — скажешь ты. Но будете ли вы счастливы вместе?

Второй вариант — распрощаться и начать строить жизнь раздельно. Опасность для неверного партнера состоит в том, что его может слепо влечь к любовнику, и он будете настаивать на том, чтобы остаться с этим человеком, вне зависимости от обстоятельств. Это пример романтической любви.

Если вы с партнером выбираете первый вариант и хотите поработать над улучшением отношений, вы переходите на третий этап, который не будет простым. Для восстановления доверия и близости могут понадобиться месяцы или даже годы. Но когда вы дойдете до конца, поймете, насколько важно для ваших отношений было пройти через все это.

Третья стадия: восстановление отношений

В своей книге «Измена» Джанис Абрамс Спринг дает множество подробных рекомендаций, как выявить причины измены, вернуть доверие и сексуальную близость и простить своего партнера и себя. Но в любом случае, вам придется много разговаривать, слушать и пытаться услышать друг друга. Делимся с тобой несколькими общими советами, которые следует держать в голове во время беседы:

Не думай, что то, что ты слышишь — это непременно именно то, что партнер хочет сказать. Ты можешь слышать только то, что ты знаешь или ожидаешь услышать.

Прежде чем начать говорить, подумай о том, куда ты хочешь повернуть ваши отношения, и спроси себя: «Что я должен сказать, чтобы это случилось?» Старайся сопротивляться старым, знакомым паттернам в общении. Например, вместо того чтобы уязвить партнера сарказмом («Вряд ли тебе будет интересно то, что я хочу сказать»), дай себе установку быть обезоруживающе конкретным («Я хочу сказать тебе, что я чувствую по этому поводу. Мне очень важно, чтобы ты слушал внимательно»).

То, что вы обсуждаете, зачастую менее важно, чем то, как вы это обсуждаете. Когда вы разговариваете, не забывай транслировать: «Я люблю тебя, верю в тебя, горжусь тобой, забочусь о тебе. Мне интересно, что ты хочешь сказать и что чувствуешь».

Не набрасывайся на каждое слово партнера, дай место неидеальным реакциям. Нужно быть терпеливым и внимательным, если видишь, что партнер пытается понять тебя. Не зацикливайся на словах, а постарайся понять мысль, которая стоит за ними.

Вам обоим может быть неприятно рассказывать о том, о чем вы глубоко сожалеете или стыдитесь, — может показаться, что из-за этого тебя будут меньше любить или захотят уязвить. Но на самом деле обычно происходит наоборот.

Восстанавливать отношения после измены непросто, но и не безнадежно. Те из вас, кто способен честно заглянуть внутрь себя, кто был рядом со своим партнером во время стрессов на работе и в жизни и пережил вместе с ним финансовые неурядицы, личные тревоги, проблемы с родственниками и со здоровьем, нереализованные цели и всепоглощающее чувство никчемности, которое часто приходит после рождения детей, — у вас есть уникальная, может быть, единственная возможность связать свои жизни вновь, с большей уверенностью и любовью, не жертвуя чудесными воспоминаниями.

По материалам книги «Измена».

Во время загрузки произошла ошибка.

Как найти свои сильные стороны, сделать недостатки  фишкой и причем здесь шариковая ручка? Секреты ораторского мастерства участникам образовательных программ, кураторам и лицеистам раскрыла Юлия Бомштейн, бизнес-тренер, руководитель в проекте «Наука Говорить», ведущий тренер в школе ораторского мастерства «Человек Слова», член Ассоциации Science Slam Россия, преподаватель Soft skills в ОЦ «Сириус».

Публикуем интервью с экспертом.

С чего начать, если хочешь научиться говорить правильно?

– Лучше всего действовать по методу дедукции – от общего к частному. Любое публичное выступление начинается с понимания его цели – зачем человек хочет научиться говорить. Потом нужно услышать, как человек в принципе говорит. Лично я прошу,  чтобы ученик поговорил на какую-то  простую тему,  например, о своем родном городе. По технике речи многое понятно сразу. В самом начале в первую очередь эффективнее акцентировать внимание на  сильных моментах,  развивать то, что уже хорошо получается. Уже потом подтягивать слабые стороны. Это вопрос психологии. Человек охотнее идет вперед, когда у него сразу что-то получается, он ощущает вдохновение, прилив сил, азарт. Потом уже нужно постепенно подключать и прорабатывать более слабые моменты. Если первые шаги начинаются с неудач, есть риск, что человек просто все бросит. Такое правило, мне кажется, работает в любом деле.

Характер и темперамент влияет на нашу обучаемость ораторскому мастерству?

– Да, есть те, кто получают удовольствие от того, что находятся в центре внимания. Таким людям нужно только научиться правильно себя подавать, подкрепить желание знаниями и умениями. А есть люди, которые буквально превозмогают себя, но им тоже нужно уметь говорить, например, чтобы проводить совещания на работе. Но раскрыться может каждый.

Что самое важное в науке говорить?

– Естественность. Человек может даже ошибаться, делать какие-то неправильные жесты, но, когда ему есть что сказать, и он является самим собой – это выглядит очень гармонично. Тренинги и нужны для того, чтобы освободить свое “я”. Многие боятся выйти на публику такими, какие они есть. Ко мне однажды обратился парень из одной крупной компании. В его обязанность входило мотивировать других сотрудников на увеличение объемов продаж. У них в компании другими супервайзерами это достигалось благодаря напору, голосу, энергетике. А этот парень был совсем не таким и из-за этого терялся. Мы с ним стали работать и раскрыли, что у него прекрасное чувство юмора, он легко и просто шутит в нужный момент.  Речь – это в конечном счете не про жесты и контакт глаз. Речь – это про мышление, знания, установки, ценности. Важнее всего не играть чужую роль. Я называю такие попытки «Ежик, стань зайчиком». Публика это чувствует. Будьте собой.

А можно сделать оратора из человека, который имеет явные проблемы с дикцией? Например, картавит или не выговаривает какие-то буквы?

– Это можно превратить в фишку. Я бы искала в таких людях то, что у них получается хорошо, и доводила это до мастерства. Например, у человека могут быть способности к образной речи. Человек может картавить, но говорить метафорами, образами. Очень часто мы слышим про энергетику, подачу, харизму. Нужно двигаться в этом направлении.

Если человек умеет красиво писать это означает, что он автоматически умеет красиво говорить?

– Нет, письменная и устная речь – это разные навыки. Есть много журналистов, которые отлично пишут, но вообще не говорят. Соответственно, и обратные ситуации тоже есть.

А может быть, просто зазубрить текст предстоящего выступления?

– Такое вряд ли сработает. Я называю публичное выступление здоровой импровизацией по маршруту. Спикер четко понимает, что идет из точки А в точку В, знает, где на этом пути остановки, владеет всеми главными тезисами. Но нужно всегда быть готовым к импровизации. А вот практиковаться, наговаривать текст нужно. Не зубрить, а именно тренироваться. Можно это делать перед зеркалом или в машине, чтобы элементарно привыкать к своему голосу. Потому что некоторые люди на сцене берут микрофон и, первый раз услышав свой голос, начинают бояться и теряются.

У вас есть курс по ораторскому мастерству для детей и подростков. В чем особенности работы с ними?

– Я очень люблю работать с подростками. Поработав в «Сириусе» и в других городах, я поняла, что они дают очень правдивую обратную связь, всегда говорят, как есть. У меня несколько курсов. Один из них – «Убеди меня, если сможешь». Это системный блок из трех занятий, который завершается кейсом. Я даю две позиции, и ребятам в ходе таких переговоров необходимо договориться. Нужно, не потеряв свои интересы, найти компромисс, используя необходимые техники. Такие навыки полезны и в жизни. Я учу подростков грамотно выходить из разных конфликтных ситуаций. В их возрасте все воспринимается острее: от споров в магазине до споров с родителями. Можно разжечь конфликт, а можно конструктивно перенаправить внимание оппонента с негатива на позитив. Также у меня есть курсы по стрессоустойчивости и презентационным навыкам. Последний учит емко и лаконично презентовать проект, ведь в «Сириусе» многие ребята защищают свои проекты. И такие знания будут для них полезны. А еще в этом году у меня появился отдельный курс для кураторов.

Какой минимальный возраст ребят, которым вы преподаете ораторское мастерство?

– В «Сириусе» я провела занятия для лицеистов 6-7 класса. Сейчас на самом деле много детей, которым хочется говорить. Этому способствуют соцсети, например, YouTube и ТикТок. В соцсетях умение излагать свои мысли особенно важно. На занятиях я учила ребят логично выстраивать мысли и уметь доносить свою позицию. Например, одной из тем дискуссии стал WI-FI в школе. Я попросила ребят обосновать, нужен он или нет.

А на что нужно обратить внимание, если выступаешь с научным проектом?

– Очень часто спикеры уходят в детали и при ограниченном количестве времени на выступление не успевают передать смысл. Когда ты работаешь над проектом кажется, что важно все. Ключевой инструмент – придумать метафору, чтобы сложное объяснить просто без потери смыслов. Простой пример: «Выступление похоже на ручку. У него есть стержень, содержание (чернила) и форма (пластиковый корпус)». И слушателям сразу понятно, о чем я, возникает картинка. Другой пример: «С точки зрения эрудиции каждый индивидуум, способный к когнитивным…». Все, фразу можно не продолжать. Мы мыслим образами, а за этими словами их нет. Людям должно быть интересно, а интересно, когда понятно.

Что можно почитать тем, кто хочет больше узнать об ораторском мастерстве?

– Мне очень нравятся книги Алексея Каптерева. Это тренер, который занимается подготовкой к публичным выступлениям. Также могу посоветовать работы Нэнси Дуарте. Это американский автор, коуч по презентационным навыкам. Очень полезны будут книги журналиста и спикера Нины Зверевой. Ну, и, конечно, практика и еще раз практика. 

Можете напоследок дать несколько  советов,  как  построить удачное выступление? 

– Выделю ключевые моменты. Начать подготовку нужно с завершения. То  есть продумать в первую очередь, что именно вам хочется оставить в головах слушателей. Далее – грамотно занять пространство. Важно сразу держать в поле зрения  всех  слушателей.  Не «учите» со сцены, а разговаривайте с людьми: с помощью интерактива, образной речи и риторических вопросов, например. Не зубрите текст, будьте готовы к импровизации. Не читайте со слайдов. Помните, что это только помощник спикера. И самое главное – будьте собой. Как известно, остальные роли уже заняты. 

Стать руководителем — один из вариантов развития карьеры разработчика. Но что делать дальше, когда кода в жизни становится всё меньше, а управления всё больше? Мы поговорили с техлидами и СТО о том, что значит, когда очередная галочка в списке целей поставлена и вы уже руководитель небольшой (или очень даже большой) команды. Как правильно развиваться в профессии дальше и что предпринять, чтобы при этом не выгореть самому и не дать выгореть команде.

Выгорел и забухал…

Отчего выгорают тимлиды и СТО


Если долго никуда не двигаться, а стоять на одном месте — велик риск эмоционального истощения, считают опрошенные нами эксперты. А приблизить это могут следующие факторы.

1. Ощущения стагнации


pytbegegzqrjwuf nmboeum w 8Евгений Антонов, IT-консультант. Ведёт Telegram-канал «Тимлид Очевидность»

В целом профессия тимлида более напряжная, чем просто работа разработчиком. Выгорание во многом происходит от повышенной нагрузки и овертаймов — когда ты сам себя загоняешь, или позволяешь себя загнать не профессиональному менеджменту.
Часто выгорают тимлиды, которые вышли из технических профессий и стали руководить. Они мало пишут код и чувствуют стагнацию как технические специалисты. А когда ты мало делаешь то, на чем строилась вся твоя карьера, то это давит.

Задача тимлидов становится больше, чем просто писать код, а успехи сложнее оценить. Цикл получения обратной связи в руководстве куда дольше, чем в инженерной должности. Разработчиком ты можешь писать код день, два, неделю, потом релизнуть и удовлетвориться тем, что видишь, как твоя разработка работает в проде. Руководителем ты можешь тащить проект через кучу согласований, обсуждений, конфликтов, бюджетных планирований и т.д. месяцами, прежде чем увидеть в итоге финальный результат своего труда.

Нужно понимать, что теперь твои цели глобальнее. Многим не хватает именно понимания важности того, что они делают. Кажется, будто в постоянных созвонах и согласованиях бесполезно пролетают дни и ты не сделал ничего полезного.

Свежеиспеченным тимлидам хорошо бы разговаривать с другими коллегами по профессии — теми, у кого схожие проблемы, кто наступал на те же грабли и может поделиться своим опытом.

Если ты стараешься общаться с людьми, смотришь доклады, читаешь книги, например Друкера «Эффективный руководитель», все время находишься в контексте и примеряешь чужой опыт на себя, то будет расти осознание важности того, что делаешь, и как именно это делать, чтобы быть хорошим, полезным и востребованным.

2. Непонимание куда двигаться дальше и отсутствие возможности это выяснить


wh0092clnwdf1mpqldzw8z2bmreРоман Ивлиев, организатор конференций TeamleadConf, ex СТО в MOS.RU

Мы испытываем давление начальства, экономической ситуации, пандемии, семейных обстоятельств. Был момент, когда я сильно устал, начались серьезные проблемы со здоровьем. На этом фоне подорвалась эмоциональная составляющая — тяжело быть веселым, когда у тебя что-то болит, и ты устал. Начинают раздражать обычные вещи, нет сил и желания что-то делать, не хочешь брать трубку, когда звонят с работы.

Это как снежный ком: в семье недовольны что ты все время в работе, а на все вопросы отвечаешь, что все плохо. А еще хуже, когда ты не знаешь, будет ли еще хуже, чем сейчас. Неопределенность еще сильнее усугубляет ситуацию.

В конечном счете я уволился из места, в котором выгорел. Чтобы выйти из этого состояния, нужно искать положительные эмоции, делать побольше приятных вещей, смотреть по сторонам и изучать опыт других. Мне это помогло. Я много читал про выгорание в разных книгах, искал идеи и умные мысли. Раз про это пишут — значит я не одинок. Если много кто с этим сталкивался и смог справиться — значит смогу и я. Это ключевой момент — поверить в себя и поставить цель исправить ситуацию.

8i5fd0ahmm5jhq3kvzraa4 hggy

Занятия тем, что нравится очень прилично добавили сил, стало отпускать, вернулись интересы и желание что-то делать. Я сопровождал это большим количеством отдыха, легким фитнесом и здоровым образом жизни. Месяцы не употреблял то, что может влиять на работу головы, например, чай и кофе. В совокупности это меня взбодрило, облегчило состояние.

Но есть одно наблюдение. Не стоит пытаться в разбитом состоянии «назначать» себе что-то в качестве лекарства, например, пет-проект. Это скорее всего не сработает. Я брал в руки то, что бралось и приносило удовольствие. Если вы себя заставляете, то даже хобби приведет к дальнейшему выгоранию. Другое дело, если ты всю жизнь мечтал сделать собственную CRM систему, выгорел, взял отпуск и начал ее делать и получаешь от этого удовольствие. Такие проекты наоборот дают не свалиться в выгорание, профилактируют его.

3. Бешеная нагрузка и несбывшиеся ожидания


Глеб Михеев, технический директор и основатель агентства Beta, программный директор по программированию Skillbox, руководитель программного комитета конференции FrontendConf

Если долго работаешь на износ, обязательно выгоришь. Еще быстрее это происходит, когда заставляешь себя потерпеть, а конца работы не видно. Обычно в придачу перестаешь видеть ценность своей работы, особенно когда не получаешь положительной обратной связи.

В этом случае единственный выход — поменять работу. Но скорее всего ты выгоришь и там, если не отрефлексировал, что именно к этому привело.

Если тебе постоянно плохо уже месяцы или годы, выпиши на листочек, что именно к этому привело. Например, что в компании все разобщены или что руководитель не ценит твою работу или что тебя только ругают и никогда не хвалят.

mr

Проблема может быть и в чувстве незаконченности. Нужна культура правильно двигаться к цели — в походы нужно уметь ходить. А если ты работаешь над продуктом с длинным циклом разработки, без еженедельного подведения итогов и разделения большой задачи на более мелкие то чувству завершенности просто неоткуда будет взяться.

Если ты понял, в чем проблема выгорания, можно поговорить об этом с руководителем и командой. Но если к тебе не захотят прислушаться, значит в этом месте работы тебе больше делать нечего.

Сценарии развития карьеры для тимлидов или СТО


Чтобы не стоять на одном месте, нужно что-то делать: пойти в бизнес, изменить сферу ответственности, податься в другой стек технологий или вообще стать консультантом или сменить сферу работы. Какие преимущества и риски у этих карьерных маршрутов?

1. Сменить стек


Есть разные варианты развивать карьеру, когда ты уже тимлид. Сменить стек, податься в другую компанию. Но когда ты уставший тимлид, тебе может быть неинтересно снова идти на ту же должность.

Если вы решили сменить место работы, нужно спланировать заранее, куда вы хотите попасть в итоге. Выберите цель и подумайте, в какой компании сможете ее достичь. Если вы хотите стать крутым кибербезопасником, устройтесь в компанию, где она важна — например, в банк.

А еще попробуйте пойти на курсы, читайте лидеров мнений, следите за новостями в индустрии и ходите на профильные конференции. Без постоянного пополнения знаний, вы не сможете построить траекторию карьеры.

Еще одна версия для тимлида — податься в СТО. Вопрос, куда идти — в маленький стартап или в большую компанию. В маленькой компании СТО — тот же тимлид, но с нагрузкой административного характера. Он занимается кадровыми вопросами, бизнес вопросами и отвечает за все технологии, а спросить за ошибки ему не с кого.

Если перейти СТО в большую компанию, то придется отвечать за большой штат (до нескольких тысяч) разработчиков. Но если у вас нет опыта работы техническим директором, то устроиться на такую вакансию будет проблематично. Другой вариант — стать мини-СТО в конкретном проекте или направлении. В этой иерархии можно расти постепенно.

lbl3sdufvekdnmmmnwnlseqyz 4

Но чем больше людей будет у вас подчинении, тем меньше технических и больше организационных вопросов будет входить в ваши обязанности. Вам придётся становиться все дальше от кода и все ближе к бизнесу. В продуктовой разработке принято делить большой коллектив на маленькие продуктовые команды. Например, если ты в одной из них лид, то можешь переквалифицироваться в продуктолога. Это классный вариант, если тебе больше нравится работать над продуктами и метриками. А еще можно стать техническим руководителем с экспертизой в конкретной сфере или больше управлять людьми.

В больших компаниях существует матричная модель. Много команд с разными особенностями. Поэтому можно найти оптимальную версию для собственного развития.

2. Уйти в бизнес


pjvfhneuj9ep8i51 sw6 ukgj4Если вы уже доработали до должности лида или СТО, дальше открывается несколько вариантов развития. Можно развиваться вертикально, то есть брать под свое начало все большие команды и все более масштабные проекты.

А можно сменить сферу деятельности или стек технологий, это горизонтальный рост. Например, можно пойти в e-commerce, если раньше занимался порталами. Или перейти в сферу банкинга. Это выход из зоны комфорта, смена стека. Это интересно и позволяет вырасти как специалисту.

Но этот вариант не всегда подойдет узкопрофильным специалистам. Например, если ты всю жизнь работал в медтехе с оборудованием, то попасть в веб-разработку будет непросто. Или 10 лет занимался банкингом, а потом решил перейти работать в классифайд, то скорее всего придется приложить серьезные усилия. Это при условии, что компания-работодатель согласится сотрудничать с «непрофильным» сотрудником.

Тимлид в России — это практически всегда старший инженер — больше технарь, чем управленец. Но так как сейчас практически все строят кроссфункциональные команды, тимлид в них не может быть специалистом во всем, он эксперт в чем-то одном. Тем не менее, у него есть много возможностей для карьерного роста — начальник отдела, департамента, технический директор.

tivey4s46j0

Важно понимать, что есть развилка: в одних компаниях техлид — прежде всего технический специалист, а в других тимлид — прежде всего управленец. Если ты длительное время был управленцем, а сейчас решил уйти в технические специалисты, то будет сложно. Потому что технологии очень быстро развиваются, и скорее всего успели сильно уйти вперёд. Отсюда очень важно постоянно поддерживать свой технологический уровень.

Если ты классный специалист, то все равно сможешь во всем разобраться и начать работать в новой сфере. Но нужно, чтобы компания дала такую возможность и готова была ждать, пока ты разберешься.

Многим компаниям, особенно небольшого размера, не хватает техэкспертизы и им нужен как раз хардкорный СТО, который будет и код писать, и административные функции выполнять. Чтобы стать таким, нужно развивать и хардскиллы, и софтскиллы.

Многие СТО уходят в бизнес — то есть их роли в компании становятся больше бизнесовые. Например, мне в своё время предложили должность ИТ-бизнес-партнера. Перечень выполняемых задач на таких позициях может быть очень обширным. Еще одна подобная должность — технический менеджер продукта или менеджер программы. Часто это интерфейс между бизнесом и техническими специалистами.

Вариантов для развития на самом деле масса. Работа СТО — это не тупик. Часто это люди с большим опытом, которым открыты дороги везде. Они могут уйти в советники, открывать свои консультационные программы, брать под управления большие команды или просто заработать много денег и вообще ничего не делать.

3. Стать консультантом


pbpbovejnsqj33uptrmrt 9ffvuМой карьерный путь в фултайме выглядит примерно одинаково. Я приходил в компании рядовым сотрудником, а потом дорастал до тимлида. После чего переходил в другую компанию.

Сейчас, работая фултайм тимлидом, я нашел возможность для развития через организацию своего парт-тайм ИТ консалтинга. На данный момент в нем я уже не тимлид, а выполняю, можно сказать, роль техдиректора.

Если в компании нет команды, понимания как работать с людьми и как делать продукт, ей нужен кто-то, кто понимает ситуацию достаточно разносторонне, и может либо подсказать направление, в котором необходимо двигаться, либо закатать рукава, занырнуть поглубже в компанию и помочь уже в настройке всего этого дела своими руками. Именно этим я и занимаюсь.

Я далеко не единственный, кто это делает. Есть ряд людей, для которых это основная работа. Они приходят в компанию на позиции ближе к C-level, налаживают процессы, запускают производство и переходят в другие компании. Такой трансфер позволяет все время развиваться и заниматься интересными проектами.

4. Уйти в крупную корпорацию или открыть свой стартап


Антон Ленев, СТО Viewst

С небольшими командами области развития более очевидны. Растет количество людей и команд, приобретаются навыки управления. Постепенно увеличивая команду, можно перейти на макро уровень управления и выстраивания таких процессов.

Органичнее такое развитие происходит в небольшой кампании по мере ее роста. Так можно достаточно быстро дорасти до СТО крупной команды. При этом зона ответственности и компетенции будут расти постепенно, вместе с компанией.

Можно попробовать пойти другим путем и создать свой стартап. Но важно ответить себе на вопрос — есть ли желание еще дальше отодвинуть техническую часть и уйти в бизнесовую часть движухи, с иными задачами и требованиями. Если есть такое желание и ресурсы на такую авантюру — это интересный путь
Третий вариант — уйти в большую корпорацию. После небольших стартапов и команд там можно получить совершенно отличный опыт. Но и на высокие уровни в таких кампаниях сразу не запрыгнешь — придется откатиться от СТО к тимлиду или и вовсе штатному разработчику и постепенно дорасти до СТО.

Как планировать менеджерскую карьеру


1. Понять, в какую компанию вам нужно


Я был разработчиком долгое время, а потом ушел работать в стартап. Теперь у меня своя компания, в которой я — технический директор.

Когда долго работаешь в одной компании, в какой-то момент вырастаешь технически как инженер, но сталкиваетесь с тем, что продукты не растут вместе с тобой. Задачи не растут по сложности так, как вам нужно. С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все разработчики.

Еще одна проблема — вы переросли культуру компании. Речь о культуре, когда один руководитель рассказывает всем как поступать, не объясняя почему. Рано или поздно в такой компании становится тесно. И когда вы понимаете, что созрели как лид, у вас есть свое мнение, то из компании нужно уходить. Ведь если хотите стать сеньором или лидом, нужно брать на себя больше обязанностей, проявлять инициативу.

Нужна компания, которая заинтересована в вашем росте и росте лежащей на вас ответственности. Такая культура обычно есть в больших компаниях. Это причина, почему люди стремятся попасть на работу в условный Google, Spotify, Яндекс.

Когда ты руководишь разработчиками, у них тоже есть свои мнения. Поэтому важно уметь выстраивать коммуникацию в команде без холиваров. Для успеха команды не менее важно делегировать, уметь долгосрочно планировать и верно оценивать тайминг задач.

Двигаться к цели нужно без выгорания и пиков нагрузки, чтобы все в команде видели результаты своей работы. Это добавляет бодрости в проекты. Если ты видишь проект только на три шага вперед, то ничего не получится. Принцип waterfall не работает в динамике и долгосрочной перспективе. В этом случае нужно уметь работать с гибкими методологиями — Kanban, Agile и так далее. Вводить ритуалы, демо, спринты. Все эти механики помогают эмпирически двигаться к цели, быть гибкими, как нужно бизнесу, а команде видеть результаты своей работы на постоянной основе.

Мы работаем в настолько динамичном и стремительно развивающемся рынке, что обязаны уметь это делать. А еще в задачу руководителя входит умение договариваться с соседней командой, которая договариваться не хочет. Для этого нужно уметь апеллировать к общей цели, презентовать что вы делаете и зачем это нужно. И уметь общаться с бизнесом на его языке — это навыки самопрезентации, стратегического мышления, оценки перспектив и последствий.

1. Построить карту развития


pjvfhneuj9ep8i51 sw6 ukgj4Я не планировал стать директором, двигался по некоторому внутреннему курсу, рос как инженер и тимлид. Но тимлид — это назначаемая менее самостоятельная должность. Вовсе не обязательно становиться из тимлида директором. Многим комфортнее оставаться в инженерной деятельности, например, программировать и непосредственно управлять инженерами. Да и вообще стоимость инженеров сейчас часто выше, а ответственность изрядно ниже. Если ты колеблешься, нужен ли тебе путь вертикального роста, то идти по нему не стоит.

Я стал СТО, когда вокруг меня появилось слишком много начальников, которые давали разные, порой противоречивые вводные. Стать директором — это способ получить одного (в идеальной ситуации) начальника.

Но моем карьерном пути мне помогли и подсказали знакомые. Они предложили попробовать себя в этой роли и искать места, где серьёзный профильный управленческий опыт не обязателен. Важно понимать, что если ты идешь в руководство, то скорее всего лишишь себя возможности работать как инженер.
Если ты уверен, что это твое, можно построить карту развития. Например, директору нужны более развитые софтскиллы: навыки переговоров и коммуникации, умение стратегически и системно мыслить, управлять конфликтами и т.д. Прокачать их можно с помощью курсов, книг, посещения конференций, просмотров докладов. Потому что если ты без подготовки свалишься с кресла тимлида в кресло директора, то быстро перегоришь. Ведь будет слишком много неопределенности, слишком много вопросов, на которые ты не знаешь ответов. Самое сложное — это понять в чём ты слаб и убедить себя в этом.

tlroadmap.io

Став техдиректором ты рискуешь безвозвратно уйти из истории с разработкой, потому что СТО «руками» техническими вещами почти не занимается, например, код не пишет. Он обсуждает технологии, процессы, архитектуру, проводит ревью, строит планы развития, адаптирует технические подразделения под задачи бизнеса и т.д. У меня есть всего несколько примеров руководителей, которые поддерживают хороший исполнительный технический уровень. Но в большинстве случаев, когда у тебя в подчинении 100-200 человек, сил на то, чтобы что-то программировать у тебя просто не остается.

Основная идея в том, что тебе нужно разбираться в самом себе: что тебе хочется, а что нет. Это поможет осознанно ставить себе рамки на масштаб того, что ты хочешь попробовать.

Когда попадаешь в среду, которая тебе непонятна ты скорее всего разберешься с помощью литературы или ментора. Но если ты ленивый или тебе на самом деле не хочется, то ничего не получится. Важно понять что нужно развивать, следом понять как развивать, ну и, наконец, планомерно двигаться в выбранном направлении.

Что в итоге


Чтобы не выгореть, нужно развиваться в профессии. Стагнация и непонимание куда двигаться — быстрый путь к эмоциональному истощению.

Строить карьеру, когда ты тимлид или СТО можно по разным сценариям: сменить стек, уйти в стартап, заниматься бизнес-процессами в больших компаниях, стать консультантом, идти по карьерной лестнице в крупной корпорации.

Чтобы спланировать карьеру, нужно понять, чего именно ты хочешь добиться и в какой компании это проще всего сделать. Дальше нужно посмотреть вакансии и построить карту развития — выписать навыки, которые нужны и подготовить пошаговый план их освоения.

А как вы строили карьеру тимлида или технического директора? Какое направление выбрали? Удалось не выгорать на пути к поставленной цели? Расскажите о своем пути в комментариях.

Ну а мы продолжаем делать настраиваемого под ваши запросы Telegram-бота с «вкусными» вакансиями Get Me It. В последнем релизе, мы добавили много всего, чтобы вы получали более подходящие вашим запросам предложения.

Теперь, если вы синьор-помидор с зарплатой 300к/наносек и опытом управления межгалактической империей — вы сможете лучше настроить фильтры для себя. Еще мы добавили пару крупных городов, которые несправедливо обошли стороной: Екатеринбург и Новосибирск (тамошнему IT-сообществу большой привет!).

Следуйте за белым кроликом, кликнув на картинку ниже?

Сцена после титров совсем как у Marvel (а точнее мемасы, которые не вошли в статью)


osz8hm yt4tqrucspkcje1ucgok
0qb1blsl9hczvupvtsvhgb93e1c

Дока — это справочник, который помогает начинающим разработчикам разобраться с нюансами веба, а более опытным даёт возможность делиться и обмениваться знаниями. Его особенность в том, что наполнением сайта занимается сообщество, а редакция Доки в этом помогает.

Недавно мы писали про запуск проекта, а в этом посте поговорим подробнее про его устройство. Редакторы Доки рассказали, сколько они работали над проектом, в чём отличия Доки от остальных справочников и почему важно формировать сообщество единомышленников.

Яндекс.Практикум поддерживает работу редакции Доки.

6f4lxeed tcwrc7sp j8tl3p5mm

Что такое Дока и зачем она нужна

p1ocjwflgoze wlsvdysblllbdwАлёна Батицкая, редактор разделов HTML и CSS: Дока — это опенсорсный проект, который будет развиваться и поддерживаться силами сообщества. Мы захотели написать классную документацию по веб-технологиям, максимально избегая технических терминов и показывая примеры использования той или иной функции или инструмента.

j1xco8iНиколай Лопин, редактор разделов JavaScript и Инструменты: Дока — это документация для начинающих и продолжающих разработчиков. Её цель — дать понимание, как вообще работает веб, а не быть полной и объяснять всё супердетально. Другими словами, не фокусироваться на деталях, а дать высокоуровневое понимание того, что как функционирует.

Алёна: Глобальная цель Доки — передача знаний. Все, кто участвует в проекте, так или иначе были связаны с преподавательской деятельностью. Мы понимаем, что разные люди воспринимают информацию по-разному, поэтому важно делиться опытом на максимально высоком уровне качества и при этом простым языком.

Наша аудитория не ограничивается только студентами — к нам вполне могут приходить и действующие разработчики. Например, если кто-нибудь из бэкенда решил сверстать сайт, то он без проблем сможет это сделать, воспользовавшись нашей документацией.

Главная страница Доки. Навигация простейшая

Николай: Практически вся документация, которая есть в интернете, говорит на языке технических терминов. Для начинающих это очень сложный барьер: человек, который только учится разработке, запросто может потеряться в терминах, деталях и описаниях краевых случаев. Наша задача — поддержать их и показать, что в программировании работают не сверхлюди, а сложные вещи можно объяснять простым языком. Именно язык стирает дистанцию между читателем и автором документации.

Алёна: Важно, что все статьи на Доке — не перевод, а уникальный контент. Мы не переводим спецификацию или какие-то другие источники, а пишем всё с нуля. Вместе с информацией из официальных источников мы рассказываем и о собственном опыте.

Как пришла идея проекта

Алёна: Я довольно давно работаю в онлайн-образовании и много общаюсь со студентами. Они часто сталкиваются со сложностями при чтении англоязычных источников: либо им недостаточно их уровня английского, либо они не понимают, как работает веб. Так я начала переводить статьи, которые могли быть интересны моим студентам. Но даже для опытных разработчиков понятный текст на русском языке удобнее, чем официальная документация. Не всегда хочется погружаться и вникать в детали, особенно когда нужно что-то быстро подсмотреть.

Николай: Изначально мы были сайд-проектом Практикума и ориентировались на программу курсов по веб-разработке. Но в процессе работы мы поняли, что выходим за рамки методички для студентов, и нам захотелось создать большую справочную систему.

Дока направлена не на студентов конкретной школы. Бывают ситуации, когда человек уже давно занимается разработкой, но у него есть пробелы в отдельных областях. Дока может их закрыть на уровне интуитивного понимания проблемы, а за конкретным решением можно идти в документацию.

Алёна: Подобные проекты-справочники встречаются в русскоязычном сегменте, но у них есть свои недостатки.

Например, MDN — самый большой сборник документации. Там есть переводы определённых статей на русский язык, но в них злоупотребляют терминами. То есть если ты начинающий разработчик, джун или студент, то ты не сможешь сразу понять, что происходит. А ещё текст ломается при переводе на русский язык, потому что часто это машинный или неполный перевод. Если смотреть на русскоязычные аналоги — WebRef или HTMLbook, — в них всё представлено в максимально сжатом формате: свойство, что оно делает и набор значений.

Нам захотелось пойти глубже, потому что часто для понимания того, как работает свойство или тег, нужно чуть углубиться в то, как браузер обрабатывает это свойство. А ещё хорошо бы показать примеры, как это можно использовать в своей работе, — классные, яркие, интересные.


Иллюстрации помогают объяснить сложный материал, например вот статья о градиентах

Но наше самое большое отличие — блок «В работе». Суть этого блока в том, что мы уже не как авторы, а как разработчики делимся тем, как сами используем свойство, тег, функцию или что-то ещё для решения конкретных задач в своих проектах. Или рассказываем про какой-то баг, который не описан в спецификации, но если начать пользоваться тем, о чём говорится в статье, то этот баг обязательно всплывёт. То есть мы делимся накопленной мудростью. Это сильно отличает Доку от всех остальных проектов: нигде студент не может узнать такие нюансы, кроме как на собственном опыте, из рассказов ментора или преподавателя.

sjb0ihebmyvmwphvflrhrknsl8o
Так выглядит блок «В работе» в статье о тенях блока

Сколько прошло времени от идеи до релиза

Николай: У нас был идейный вдохновитель — Андрей Уродов. Это была его идея — собрать «добрую» документацию, где авторы разговаривают с читателем на понятном языке, а не на техническом. Постепенно эта идея оформилась: начинали мы с совсем уж панибратского стиля, но потом нашли хороший промежуточный вариант.

Алёна: Андрей пришёл ко мне с этой идеей три года назад. Она хоть и зародилась внутри Практикума, но на самом деле давно витала в воздухе внутри сообщества. Тогда мы начали собирать MVP на коленке, писали первые статьи в Notion и давали их посмотреть студентам. Отклик был позитивным, поэтому мы однозначно решили продолжать работу над этим проектом.

Какое-то время мы ещё писали в Notion, копили базу статей, потом сделали первый сайт, но в публичный доступ не выходили. Фоново мы отлаживали внутренние процессы: разделяли контент и код платформы, писали редакторскую политику, придумывали правила оформления, искали авторов, чтобы они помогали писать статьи. Так мы начали потихоньку разрастаться, крепчать и делать серьёзные шаги на пути к полноценному проекту.

Так выглядела Дока в самом начале

Николай: Большой пласт работы был сделан именно тогда, когда мы сами писали материалы и пытались их склеить с программой Практикума — на это ушёл год. Потом мы поняли, что странно оставлять проект только в рамках Практикума — нужно идти дальше.

Алёна — большой специалист по HTML и CSS, она закрыла эту часть. Я отобрал набор знаний по JavaScript, который считал необходимым минимумом, чтобы начинающий разработчик мог найти максимум информации в Доке и ему не нужно было идти куда-то ещё за дополнительной инфой. Сюда попало то, что могло пригодиться при подготовке к собеседованиям или при создании первых самостоятельных проектов.

Во время работы мы осознали, что современный веб не только про JavaScript, HTML и CSS — там гораздо больше всего. Особенно это заметно в больших проектах, где проявляется четвёртое измерение — инструменты, которые анализируют, как появляется сайт в интернете или как проверяется качество кода. Так в Доке выросло ещё одно направление, которое мы назвали «Инструменты». Это тот клей, который делает разрозненные куски кода приложением.

Алёна: Потом в команде начали появляться другие люди. Они выполняли те функции, которые мы не могли закрыть. Например, у нас появился литературный редактор Ольга Алексашенко, которая подчищала за нами все некрасивости и приводила тексты к единому стилю. Потом появился девопс Игорь Коровченко, который занимается автоматизацией, тестами и поиском. А когда дорисовали дизайн, мы нашли в команду талантливого разработчика Алексея Бузмакова, который реализовал очень непростой адаптивный интерфейс Доки и помог с движком Eleventy.

Николай: Сейчас мы релизимся, но у нас нет ощущения, что мы закончили. Документация по JavaScript и всему остальному — бездонный колодец, о котором можно писать вечно. Но мы стараемся приоритизировать темы и смотрим, что реально используется в индустрии. Дока должна отражать реальность разработки — это один из ключевых принципов, которым я руководствуюсь, делая выбор, о чём нужно рассказывать.

Кто ещё занимается Докой

1curmw6gbgihlcnxjqnqbrcy lo

Николай: У нас очень крутая команда. Она росла и изменялась, но главное, что в ней всегда были душевность и драйв. Мы с Алёной задаём стратегическое направление Доки, а курирует нас Вадим Макеев — фактический менеджер проекта.

Алёна: У нас есть отдел дизайна. Валя Броницкая помогает с общим дизайном контента, иллюстратор Кира Кустова рисует бомбические картинки к нашим статьям, а Света Коробцева занимается дизайном демок. Демки — это наша гордость. Они помогают визуализировать то, о чём мы пишем.

ess9 vm7ul5k2ifw nceipv5quu

Пример статьи с демкой, в которой мы рассказываем про размер фона. В ней можно переключать значения, чтобы понять, как работает это свойство

Раньше мы работали с авторами, которые помогали нам писать статьи. Они нам очень помогли собрать основу, потому что было бы странно запускать справочник с минимумом информации. Сейчас мы релизнулись и планируем, что Дока будет развивается силами сообщества.

Как устроена работа над статьями

Алёна: Как всё будет работать на самом деле, ещё пока никто не знает, но у нас есть план. Опенсорсный проект предполагает, что в него может зайти любой человек, кому это интересно и кому хочется поделиться опытом. Дальше мы смотрим новый материал на предмет технических ошибок — нет ли грубых расхождений со спецификацией. Мы оставляем автору комментарии, обсуждаем ту или иную правку. Когда все комментарии согласованы, приходит редактор и правит текст с точки зрения русского языка. Когда статья проходит все эти этапы, она попадает на сайт. А если в ней есть картинки и демки, дизайнеры отрисовывают их, когда статья уже опубликована. Всё открыто и прозрачно.

06e1iiv8ygyymcjhbiojaerpjgy
Наш репозиторий на Гитхабе

Николай: В отношении иллюстраций и других доработок у нас работает простое правило: если текст уже достаточно хорош и приносит пользу, то мы публикуем статью, а дальше дорабатываются остальные сопутствующие материалы. Мы не блокируем процесс релиза статьи этими вещами. Пусть текст будет опубликован с черновыми схемами, но им уже будут пользоваться люди — остальное доедет постепенно.

Алёна: Наверняка будут ситуации, когда люди будут исправлять что-то в текущих статьях. Например, если захотят уточнить формулировку или обновить информацию о какой-нибудь функции. Человек создаёт пул-реквест, мы оцениваем, насколько это актуальная правка и нужна ли она нам. Дальше запускаются те же процессы, как и при публикации статьи.

Всех авторов, которые написали статью или внесли значимые правки, мы указываем в контрибьюторах. Другими словами, у нас нет политики «смерти автора». Поскольку мы опенсорсный проект силами сообщества, мы будем стараться всячески задаривать плюшками активных участников. Пусть пока и в виде упоминания, но позже придумаем что-то поинтереснее.

Николай: Ещё у нас есть список материалов, которые хотелось бы увидеть на сайте, — ишью на Гитхабе. Этот список доступен всем, поэтому любой заинтересованный человек может написать свою статью. Мы постараемся всё обсудить заранее, поможем составить план и верхнеуровнево обсудить, о чём нужно написать.

Алёна: Сейчас разделы в Доке уже неплохо заполнены: в разделе HTML 161 статья, CSS — 448, JavaScript — 328, Инструменты — 164. В общей сложности сейчас на сайте опубликовано 1011 статей (данные на момент записи интервью — Прим. ред.).

У нас есть три типа статей. Дока — это небольшая статья справочного характера. В ней есть теги и свойства, про которые много не напишешь, поэтому мы просто рассказываем, как это работает или зачем это нужно.

Есть формат статьи, где автор рассуждает про какую-нибудь парадигму программирования. Как правило, это объёмный материал, в котором рассказывается о происхождении какого-нибудь процесса, функции, тега, где это всё применяется и как работает в больших проектах.

Третий тип статей — плейсхолдеры. Это суперкороткая выжимка: что это за свойство, тег или метод и какие у него есть значения или атрибуты. Формат временный: мы его сделали к запуску, когда поняли, что не успеваем написать обо всём. Нам хочется, чтобы человек не расстраивался, если что-то искал в Доке и в итоге не нашёл. Пусть он лучше найдёт краткую, но, возможно, достаточную для работы информацию вместо ошибки 404. На плейсхолдерах есть плашка, что эта статья пока не закончена, вы можете написать её сами.


Так выглядит плейсхолдер. В шапке статьи есть прямая ссылка на репозиторий

Какой будет Дока

Алёна: У нас амбициозные планы. Мы очень хотим стать чем-то вроде настольной книги разработчика, тем местом, куда люди будут приходить, когда им нужно будет найти ответ на вопрос или освежить знания.

Сейчас нам нужно закрыть все плейсхолдеры. После этого хотим развивать другие разделы — мы не ограничимся теми четырьмя, которые есть сейчас. Мне бы очень хотелось запустить раздел по SVG, потому что это отдельный язык векторной графики в браузере со своими особенностями. Ещё думаю о разделе по доступности: например, чтобы сайты были читабельны скринридерами, нужно их правильно настроить. Пока такого источника по доступности, в который можно обратиться в любой момент и всегда найти там ответ, на горизонте нет.

Очень хотелось бы, чтобы сообщество поняло пользу проекта и поддержало нас своими силами. Нужно, чтобы люди приходили и дописывали или правили какие-то штуки, делились своим опытом в блоке «В работе».

Николай: Без сообщества Дока, конечно, невозможна. Наша задача — создавать его вокруг этого проекта. Но сообщество не создашь написанием статей и комментариями. Здесь нужно постоянное общение, которое нужно поэтапно выстраивать. Важно не быть стеной, за которую закидывают статью, а потом она оттуда возвращается с правками. Нужно быть максимально открытыми, и с точки зрения обратной связи от сообщества, и с точки зрения общения.

Алёна: Да, взаимодействие с сообществом предполагает открытость, и мы хотим делиться знаниями не только в формате Доки, но ещё устраивать митапы и, может быть, даже организовать «Докафест» по примеру «Хактоберфеста». Кроме этого хочется делать какие-то фан-проекты на стыке технологий, которые не относились бы только к одному определённому разделу. Например, какой-нибудь проект по анимации сайтов.

Николай: Я верю, что нам удастся собрать сообщество, и у нас будет такая тусовка, где людям интересно помогать другим с помощью документации или как-нибудь ещё. Мне нравится думать о Доке как о платформе обмена знаниями и опытом. Я вижу серьёзный потенциал проекта — он даст гораздо больше, чем любая техническая документация.

  • Позвонил дарье как пишется
  • Позвонить заранее как пишется
  • Позволяет или позваляет как пишется
  • Позатом году как правильно пишется
  • Позапрошлый как пишется правильно