Технологическая карта НОД
Тема «Осень в гости к нам пришла.»
Цель: Закрепить полученные знания детей по образовательной области «Речевое развитие», в соответствии с возрастными требованиями.
Образовательные: Активизировать словарь по теме: «Осень»; закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь. Учить подбирать слова-признаки. Развивать диалогическое общение в процессе коллективных составлений рассказов
Развивающие:. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать положительную мотивацию к занятиям по развитию речи; воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
Предварительная работа: Беседы о осени, работа в календаре природы, отгадывание загадок, чтение художественных произведений об осени, наблюдения в природе, заучивание стихов, поговорок пословиц про осень, просмотр слайдовых презентаций по теме.
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности по данным направлениям речевого развития.
Этап продрлжительности
Задачи этапа
Содержание совместной деятельности на каждом этапе
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности
Результат
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Вводно-организационный этап НОД
Организация внимания обучающихся
(3мин.)
— Эмоционально настроить детей на предстоящую познавательно — речевую деятельность.
Организовать
направленное внимание
детей на тему заня-тия.
Побуждать произ-носить слова с раз-ной силой голоса, интонацией.
Ритуал утреннего приветствия.
Предлагаю:
Ребята! Давайте встанем в круг. Наши руки соединились, передали друг другу свое тепло, доброту. Они нас подружили. Как приятно держать друга за руку! Улыбнитесь друг другу и пошлем друг другу улыбку, доброту и хорошее настроение.
На экране появляется образ осени. Осень: Я Осень золотая. Хожу по полям, по лесам в красных сапогах. Ступаю тихо, не слышно, где пройду, там лист приобретает красивый цвет. Все дороги я замела листвой, деревья оголила. Ребята я рада вас видеть.
Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом. Вот так: «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.
Дети отвечают и приветствуют друг друга.
Дети встают в круг, здороваются с гостьей, берутся за руки и повторяют слово «здравствуй» с разной силой голоса.
.
Методы:
словесный,
Коммуникативное упражнение «Здравствуй!»
Психологическая готовность детей. Дети проявили заинтересованность, активно включились в игровую деятельность, что способствовало организации внимания.
Мотивационно-побудительный этап,
(2 мин.)
— Формировать представление о предстоящей деятельности, ее задачах, ввести детей в проблемно-игровую ситуацию.
-Ребята, я так торопилась к вам в гости, что по дороге случайно обронила свой разноцветный ларец с сюрпризом. Что же делать?
Звучит голос старичка-лесовичка:
«Если хотите получить ларец, то должны пройти все препятствия в осеннем лесу».
Осень спрашивает у детей, готовы ли они к испытаниям, предлагает произнести «волшебные слова»: «Вокруг себя обернись, в осеннем лесу очутись». Слайд (№1) «Осенний лес»
Дети внимательно слушают, предлагают свои варианты,
соглашаются пройти все препятствия.
Отвечают на поставленные вопросы. Хором проговаривают «волшебные слова».
Методы- словесный, наглядный.
Прием: использование художественного слова.
Проблемно игровая ситуация.
Дети совместно
определили вариант решения проблемно- игровой ситуации: помочь найти волшебный ледяной ларец.
Основной этап НОД
Актуализация и закрепление имеющихся знаний и умений детей.
(10 мин.)
-Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
Учить подбирать слова-признаки
Воспитатель: — Мы оказались в осеннем лесу. Ребята, а вот и первое задание от Лесовичка. А поможет справиться с ним волшебный листок: «Листок осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Воспитатель передает лист и задает вопросы (Слайд №2):
Если идет дождь, то погода какая? – дождливая;
— если дует ветер, то погода какая? – ветряная;
— если холодно, то вечер какой? – холодный;
— если пасмурно, то день какой? пасмурный;
— если хмуро, то утро какое? – хмурое;
— если солнечно, то дни стоят какие ? – солнечные;
— если ясно, то утро какое? – ясное.
Дети решают поста-вленную перед ни-ми задачу, отвечают на вопросы, договаривают нужное прилагатель-ное, согласовывая его с существительным
Методы: словесный.
Словесная игра «Какой,
Какая? Какое?»
Дети использовали в речи прилагательные, учились правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже
-Развивать логическое мышление, любознательность, пытливость, тренировать внимание и память
-Формировать навыки звукового анализа.
Выполнив первое задание дети идут по осеннему лесу, где перед ними два мешочка с необычными предметами. ( очки, слон, енот, ножницы, мягкий знак); (лупа,игра, собака, тигр). Воспитатель сообщает о следующим задании:
-Старичок-лесовичок приготовил для нас ребус. Чтобы разгадать его, нам нужно разделиться на две команды (дети предлагают способ деления) и нужно назвать первый звук в названиях этих предметов.
Какой первый звук в слове «очки» [о]
Какой первый звук в слове «слон» [с]
Какой первый звук в слове «енот» [е]
Какой первый звук в слове «ножницы» [н]
мягкий знак
Какой первый звук в слове «лупа» [л]
Какой первый звук в слове «игра» [и]
Какой первый звук в слове «собака» [с]
Какой первый звук в слове «тигр» [т]
Далее воспитатель предлагает соединить вместе все звуки. Дети получают слова «Осень», «Лист». Педагог подводит итог выполненных заданий, отправляются дальше по осеннему лесу на поиски ларца.
Дети отгадывают ребус, и получают слова и определяют сколько слогов в слове «Осень»; «Листок»
Методы:
словесный, наглядный,
практический
Дети показали свои умения при отгадывания ребуса: определение первого звука в слове, умение делить слова на слоги различными способами (с помощью шагов, хлопков, тыльной стороной ладони др.)
-Закрепить с детьми грамматический строй речи.
Воспитатель предупреждает ребят «Старичок-Лесовичок хочет нас запутать, и придумал следующее задание» (Слайд №3)
В конвертах находятся слова из низ нужно составить предложения правильно.
— Листья, летят, золотые, с, дерева.
-Золотая, осень, наступила, теплая.
После составления каждого предложения, воспитатель просит посчитать количество слов, составить схему предложения.
Дети составляют из слов правильное пред-ложения, находят схему составленного предложения.
Методы: словесный.
Дидактическое упражнение
«Составь предложение из слов».
Дети закрепили умения составлять предложения из слов, определять их количество.
Динамическая пауза(1мин)
Развивать согласованность речи с движением.
-Повысить работоспособность детей.
-Способствовать переключению детей с умственной деятельности на двигательную
Предлагаю немного отдохнуть и выполнить упражнения:
Солнце глянуло в кроватку: раз, два, три, четыре, пять!
Все мы делаем зарядку, надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире: раз, два, три, четыре, пять!
Наклониться – три, четыре и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку!
Дети выполняют действия в соответ-ствии с текстом (2-3раза)
Методы: словесный, практический.
Форма: физминутка
Дети легко переключились с умственной деятельности на двигательную. Упражнение способствовало эмоциональному подъему настроения, двигательной активности, снятию умственного напряжения.
Самостоятельная практическая работа обучающихся, (10 мин.)
Применение знаний,
умений, навыков детей в работе
-Учить переда-вать в тексте кра-соту осеннего пейзажа.
Отправляются дальше по осеннему лесу на поиски ларца. Старичок Лесовичок приготовил еще три конверта (сюжетные картинки), по которым нужно составить рассказ.Воспитатель просит детей разделиться на три команды, придумать название своей команде и выбрать лидера. ( Дети придумывают название команды и выбирают лидера). Воспитатель просит лидеров выбрать себе по 1 картинке и составить вместе с командой небольшие рассказы по картинкам. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, ребята, у вас получились удивительные красивые рассказы про осень и она нам говорит «Спасибо!».
Осень сообщает, что дети выполнили все задания Старичка-Лесовичка. Вместе открывают ларец в котором спрятан сюрп-риз для детей (осенние раскраски)
Дети находят ларец.
Выполняют заключительное задание, чтобы порадовать осень.
Методы: наглядный, словесный, практический
Дети с удовольствием и заинтересованностью включились в практическую деятельность, которая способствовала эмоциональному подъему настроения.
Заключительный этап.
Рефлексия,
4 мин
— Подвести итоги образовательной деятельности, формировать у детей элементарные навыки самооценки, взаимооценки.
Воспитатель напоминает детям, что теперь можно возвращаться из осеннего леса в детский сад. Давайте скажем «волшебные слова»:
«Вокруг себя обернись, в детском саду очутись».
Провожу игру «Волшебная палочка»
Дети подводят итог, воспитатель спрашивает, что было наиболее интересным в заданиях Старичка Лесовичка?
Что было самым сложным?
Хвалит детей. Молодцы! Но это ещё не всё. Посмотрите у меня на столе лежат листочки: желтые и коричневые. Если вам на занятии всё понравилось было интересно, что со всеми заданиями справились, я прошу взять желтые листочки. Если что-то у вас не получилось, вы чем-то не довольны – то возьмите коричневый листочек.
Дети высказываются по содержанию и теме НОД, качеству выполненной ими работы, своему эмоциональному состоянию, анализируют своею деятельность.
Беседа с подведением итога НОД. Рефлексия.
Анализ полученных результатов работы
Методы: словесный.
Прием:
Игровой.
Дети отвечают на вопросы, анализируют, высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку, делятся впечатлениями, радуются успехам.
Итог НОД показал, в чем дети испытывают трудности, что было для них наиболее интересным, в чем и с кем из детей нужна дополнительная индивидуальная работа,др.
Познавательный проект на тему «Древний Египет»
Участники проекта-дети старшей группы (5-6 лет)
Авторы проекта- Воспитатели группы Захаренкова М.В., Малофеева К.И. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№76» Звёздный» г. Смоленск 2020г
Тип проекта — познавательный
Участники проекта — дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта – краткосрочный (1 неделя)
Ресурсы проекта — ноутбук, энциклопедии, дидактические пособия
Актуальность проекта — недостаточный уровень знаний детей о Египте.
Цель проекта-формировать у детей знания о Египте (географическом расположении, природных особенностях, достопримечательностях)
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать представление детей об интересной древней стране, находящейся на севере Африки — Египте, рассказать о народе, живущем там, о природных условиях, о животном и растительном мире Египта.
- познакомить с некоторыми географическими понятиями (карта, море, Африка, река Нил, пустыня).
- познакомить детей с цивилизацией Древнего Египта в доступной для дошкольника форме: наследие Древнего Египта (архитектурные памятники, археологические находки)
Скачать конспект
2. Развивающие:
- развивать умение выслушивать мнение сверстников, высказывать своё мнение.
- развивать познавательный интерес, художественные и творческие способности.
- развивать речь, расширять словарный запас (фараон, мумия, египтянин, сфинкс, долина, реки, континент и др.).
- развивать логическое и образное мышление.
- развивать зрительную память.
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, любознательность.
- воспитывать толерантность по отношению к людям иной национальности и культуры.
- воспитывать эстетические чувства: восхищение красотой пейзажа, произведений искусства.
- воспитывать интерес и уважение к культурным традициям другого народа.
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса дошкольников к истории, культуре других стран на примере Египта;
Формирование представления о Египте;
Расширение кругозора воспитанников;
Преобразование предметно-пространственной среды группы.
Формы реализации проекта:
Беседы, совместная деятельность детей с педагогом, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр презентаций, познавательных фильмов.
Форма проведения итогового мероприятия: выставка детских работ и рисунков, создание мини-музея «Что мы узнали о Египте»
Этапы реализации проекта:
1 этап-Подготовительный
Во время проведения «Детского совета» была выбрана тема недели «Древний Египет»
Использовали метод трёх вопросов для выявления уровня знаний детей по теме.
Подготовка атрибутов для проведения мероприятий:
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий; подбор настольно – печатных и дидактических игр,
Подбор художественной и познавательной литературы
Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций про Египет.
Подбор материалов для создания презентаций о Египте, подбор видеоматериалов.
Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон,
2 этап- практический
Для планирования дальнейшей работы, использовали с детьми технологию «интеллект-карты»
Каждый из дней недели разбили на микро-темы.
В зависимости от темы дня дети выбирали в центрах активности занятие. Так же готовили дома рассказ или продукт деятельности по теме.
Формы работы:
Просмотр фильмов и презентаций: «Географические открытия», «Страны и
континенты», «Животный мир Африки», «Река Нил», «Красное море и его обитатели», «Как празднуют Новый год в Египте», «Памятники Древнего Египта», «Священные животные Египта», «Мумии»
Рассматривание – изучение глобуса, карты мира (знакомство с географическим положением Египта, природными особенностями)
Рассматривание иллюстраций и энциклопедий по темам: «искусство Древнего Египта», «археологические находки», «современный Египет (государственные символы, достопримечательности, население)».
Беседы: «страны и континенты», «по морям и океанам», «мореплаватели –
первооткрыватели», «что такое туризм путешествия», «наука -археология», «древняя письменность»
Чтение/ слушание: «Сказки и мифы Древнего Египта». Обсуждение прочитанного, поиск общих черт с русскими народными сказками.
Художественно-продуктивная деятельность:
Изготовили макет «Великая река Нил» (краски, манная крупа, цветная бумага)
Работа с родителями:
Объявление о проведении проекта, приглашение к участию. С помощью родителей был
создан мини-музей, подготовлен рассказ-презентация «Обитатели Красного моря»
3 этап-Итоговый
Провели итоговое мероприятие «Путешествие в Древний Египет»
Оформили выставку детских работ
Создали мини-музея «Что мы знаем о Египте»
Особенности развития пятилетнего ребенка
Свободное время – это время, в которое человек предоставлен самому себе в выборе того, чем бы он хотел заняться. А ребенок в возрасте 5 лет пока не самостоятелен и не может определить, что для него сейчас важно, необходимо и полезно.
Если в этом возрасте маленький человечек посещает детское учреждение, то часть его времени уже распланирована и организована работниками детского сада. Ребенок поиграет со сверстниками, поработает на занятиях, посетит музыкальные и хореографические кружки в саду.
А вот когда малыш воспитывается дома, или же когда наступают выходные дни и каникулы, то перед проблемой организации его досуга оказываются родители. И тогда очень важным является тот набор знаний, которым обладают родители.
Конечно, можно прибегнуть к помощи специалиста, но все-таки иногда хочется добавить доверительности во взаимоотношения с ребенком и самому почувствовать, что для него интересно.
Дети в возрасте пяти лет стараются осознать себя как личность, о себе говорят не в третьем лице, а начинают говорить «я», ребенка начинают готовить к школе.
Практически все дошкольные заведения работают с детьми по специальным программам подготовки к школьной жизни: детей учат буквам, звукам, читать по слогам, решать простые примеры и задачки, развивают логику и мышление и многое другое. Это очень ответственный возраст, поэтому именно сейчас важно «что слепить» из малыша.
Следовательно, досуг ребенка, в первую очередь, должен быть направлен на его развитие. И оставлять его с этим наедине ни в коем случае нельзя, родители должны во всем помогать своему малышу.
Ко всему прочему, пятилетний ребенок – это большая почемучка. Ему все интересно, у него куча вопросов. И в этот момент ему важно слышать ответы на эти вопросы, а не просто «отстань». Дети в свои 5 лет уже начинают понимать где добро, а где зло, различать плохое и хорошее.
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.
Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.
Целевая направленность занятий
Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход для детей осуществляется без напряжения и без проблем.
Развивающая игра для детей 5-6 лет
Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.
В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:
- развивать познавательный интерес;
- совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
- задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
Игра на тренировку памяти
В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:
- по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
- математического направления – начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
- по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
- по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.
Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами
Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.
В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.
Что нужно учитывать при организации занятий
Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.
Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.
Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.
Надо учить ребенка пересказывать прочитанное
Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.
Особенности восприятия информации в 5-6 лет
Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:
- проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
- умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
- распределение внимания на два и более объекта.
Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.
Игра на понимание ситуации
Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.
Какие формы занятий наиболее подходящие
Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина.
Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, буквам и чтению. В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.
Художественное творчество – великолепный способ развития способностей
Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.
Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.
Развивающие занятия для детей дошкольного возраста
Математические игры
Занимательные задания в картинках помогут ребёнку освоить цифры, счет в пределах 10, сформируют базовые математические представления. Каждая игра развивает 1-3 конкретных умения: ориентироваться в примерном количестве предметов и пересчитывать их, освоить сложение и вычитание, размещать по возрастанию и убыванию и многое другое.
Равенства и неравенства
Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества. Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).
Цифры и числа
Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры. Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.
Изучение счета с помощью разноцветных цифр
Базовая геометрия
Развивающие занятия должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).
Изучение геометрических фигур
Материалы, которые помогут для занятий: рисунки геометрических фигур по точкам, красочные таблицы геометрических фигур с примерами из жизни (например, треугольный кусок торта, круглая пуговица и так далее), таблицы с группами геометрических фигур, игра “найди лишнюю фигуру”.
Речевые
В 4 года малышу особенно необходимо общение. Именно поэтому стоит обратить внимание на выполнение упражнений по следующим темам:
Соблюдение грамматических норм
Малыш не должен путаться в предлогах, родах и числах предметов. Если Вы наблюдаете у ребенка “западающие” слова, то лучше всего исправлять ошибки с помощью использования карточек.
Изучение и написание букв
Понятная речь
Ребенку необходимо владеть, как минимум, тысячей слов (если вы не уверены в словарном запасе малыша, можно пройти тесты на его определение), а также построением несложных предложений. Удобно заниматься этой темой с помощью словесных игр (например, загадки, шарады, данетки и так далее).
Задания на развитие речи
Изучение иностранного языка
В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.
Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).
Логическое мышление
Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.
Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.
Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.
Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.
Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).
Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.
При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.
Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.
Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.
Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.
- Найди лишний предмет
- Раздели на группы
- Составление рассказов по картинкам
- Установление закономерностей
Спортивные
Спортивное развитие малыша обязательно должно присутствовать, поэтому, если у Вас нет возможности отдать сына или дочку в спортивную секцию, то выполняйте развивающие упражнения дома.
Спортивные занятия дома
Рекомендуются игры с мячом, выполнение зарядки, несложных танцев и подвижных игр.
Помните, что все дети развиваются в разном темпе, поэтому, если у малыша что-то не получается, не стоит ругать его. Лучше предложите ребенку интересные игры, с помощью которых он сможет развить тот или иной навык.
Память и внимание
Память носит непроизвольный характер. К 6 годам формируется произвольность запоминания с помощью воли. Взрослый учит ребенка приемам запоминания. Дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В пять лет проводят работу со всеми органами чувств для развития произвольности.
Виды памяти:
- Зрительная. Запоминание увиденного. Объем в пятилетнем возрасте — 5-6 объектов.
- Слуховая. Запоминание услышанного. Объем — 6-7 слов.
- Двигательная. Запоминание поз и положения в пространстве. Объем — 4-5 поз.
- Вкусовая. Запоминание вкусов и соотношение их с предметами. Объем: до 10 разных вкусов.
Дети запоминают информацию, которая вызвала у них яркие впечатления, была эмоционально окрашенной. Они запоминают отдельные детали объектов. Благодаря эмоциональной памяти, дети формируют представления об окружающем мире и безопасности в нем. Если ребенок обожжется о горячий утюг, в следующий раз он вспомнит, какие эмоции у него это вызвало. Дошкольники легко запоминают понравившиеся стихи, потешки.
Дети обладают фотографической памятью — способностью быстро, ярко и четко запечатлевать объекты и подробно воспроизводить их в дальнейшем.
Пример игры для развития памяти.
Что должен уметь ребенок 5 лет:
- находить 6 отличий между двумя рисунками;
- удерживать в поле зрения 10 предметов;
- повторять узор;
- запоминать 8 картинок;
- рассказывать по памяти маленькие рассказы и сказки.
Внимание дошкольника развивается от непроизвольного к произвольному. Он способен усилием воли задерживать внимание на предмете, выполнять неинтересную монотонную деятельность. В то же время пятилетний ребенок отвлекается на яркие стимулы и образы, ему требуется смена деятельности.
Знания об окружающем мире
Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.
Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.
Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.
Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.
Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.
Заходя в магазины одежды и обуви, попросите ребенка вспомнить, что из этого он знает и может назвать.
В магазине бытовой техники можно познакомить ребенка с той, которой нет у вас дома и объяснить, для чего она нужна.
Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду. Все это — отличный способ познакомить кроху с окружающим миром на примерах из жизни, а знания, полученные таким образом, усваиваются намного эффективнее.
Также в знакомстве с окружающим миром отлично помогут различные дидактические игры, карточки, лото, домино.
Примерная программа упражнений на неделю
Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:
- У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
- Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
- В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
- После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
- Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.
Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.
Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
Физическое развитие | Зарядка под музыку | Подвижные игры | Игра с мячом | Прыжки | Велосипед | Игра с фитболом | Зарядка по видео-уроку |
Познавательное развитие | Пазлы | Изучаем цвета | Лото | Находим лишний предмет | Изучаем домашних животных | Ищем отличия | Изучаем растения |
Сенсорное и музыкальное развитие | Танцы | Изучаем запахи | Угадываем предметы на ощупь | Пение | Игра с сенсорным мешочком | Изучаем вкусы | Изучение музыкальных инструментов |
Мелкая моторика | Игра с водой | Пальчиковая гимнастика | Игра с бусинами | Игра с крупой | Мозаика | Игра с прищепками | Игра с песком |
Речевое развитие | Разучиваем стих | Слушаем аудио-сказку | Пересказывание сказки | Артикуляционная гимнастика | Изучаем буквы | Читаем с мамой | Отгадываем загадки |
Творческое развитие | Раскрашивание | Аппликация | Кукольный театр | Рисование | Лепка | Поделки из природных материалов | Игры с конструктором |
Что должны знать родители
В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.
За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:
- поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
- общение с окружающими людьми;
- какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
- насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.
Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. Развивающие занятия, помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.
Советы
- В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
- Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
- С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
- Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
- Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.
- https://ChildAge.ru/dosug/chem-zanyat-rebenka/chem-zanyat-rebenka-5-let-doma.html
- https://GotovlusKShkole.ru/razvitie/znaniya_i_umeniya/zanyatiya-dlya-razvitiya-rebenka-v-5-let
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-dlya-detej-5-i-6-let.html
- https://o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/zanyatiya-5-6-let/
- https://logiclike.com/igry-zadaniya/5-let
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/zanyatiya-dlya-detej-v-4-5-let.html
- https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/4-goda/
Как научить ребёнка безопасно переходить дорогу, если он забывает о правилах дорожного движения? Можно использовать занимательный рассказ. Герои нашей истории Витя и Оля помогли Коту Учёному запомнить несколько правил для пешеходов. Прогулка по городу с юными друзьями превратилась в полезный урок.
Летом Витя с помощью старшего брата строил большой железнодорожный мост из конструктора. Такой, как на фотографии в журнале «Вокруг света». Красивый мост через реку Форт в Шотландии очень понравился мальчику и стал для него образцом. Витя целый месяц трудился, наконец, работа была закончена.
Он с гордостью показал готовый мост Оле. Девочка ахнула от восторга и захлопала в ладоши.
-Вот бы показать его Котофею Ивановичу! – мечтательно сказал мальчуган.
-А давай пригласим его к нам! – предложила подружка. – Покажем твой мост, а потом поведём в городской парк на прогулку.
– Думаешь, Хранитель Знаний найдёт время? – неуверенно спросил Витя.
– Доставай кьюриосити, сейчас узнаем, – ответила Оля.
Приятель протянул Оле волшебный прибор. Она нажала кнопку вызова, раздался голос учёного кота. Девочка вежливо поздоровалась и пригласила его в гости.
Котофей Иванович удивился, но согласился, закончил дела и через полчаса оказался у юных друзей. Благодаря чудесному кьюриосити, никто, кроме детей, не заметил его появления. Родители Вити думали, что дети играют, а брат был в отъезде.
Коту понравился красивый мост. Он внимательно рассмотрел сложную конструкцию и похвалил мальчика за старание. Потом дети повели гостя в новый парк, построенный недавно, современный и необычный.
Компания шагала по тротуару вдоль автотрассы и вскоре подошла к перекрёстку с оживлённым движением. Множество автомобилей мчалось по обеим дорогам. Нужно было перейти на другую сторону.
-Пойдёмте наискосок, так гораздо ближе! – воскликнул Кот и двинулся вперёд.
Витя едва успел удержать его за лапу, как мимо промчался автобус.
Оля очень испугалась за гостя:
– Стойте, это же опасно, нельзя переходить улицу где попало! – воскликнула она. – Вы что, забыли правила дорожного движения для пешеходов?
Котофей Иванович смущённо ответил:
– Видите ли, я редко бываю в больших городах, поэтому многое уже не помню. Там для меня слишком шумно, много автотранспорта. Двести лет назад было гораздо спокойнее. В прошлом году отправился изучать архитектуру Барселоны и чуть не попал под машину…
Дети переглянулись, и Витя сказал:
– Если хотите, мы проведём для вас небольшой урок, расскажем о правилах перехода дороги.
– Буду вам благодарен, мои маленькие друзья, – ответил Кот.
Начала урок Оля:
– Проезжую часть улицы люди пересекают по пешеходному переходу. Его иногда называют «зеброй» из-за белых или жёлтых полос, нарисованных поперёк дороги. Переход отмечают специальным знаком, на нём изображён идущий пешеход.
Витя подхватил:
– На трассах, где всегда много машин, для людей строят безопасные подземные и надземные переходы.
Кот спросил:
– Напомните, что это за прибор с разноцветными лампами на столбе? Для чего он нужен?
Оля объяснила:
– Это обычный светофор! Он показывает, можно или нет переходить дорогу. Когда горит зелёный свет, пешеходам разрешается перейти на противоположную сторону. Красный свет – перехода нет.
– А жёлтый зачем? – поинтересовался Кот.
– Это сигнал предупреждения, – ответил Витя. – Пешеходам пора заканчивать переход, пока не зажёгся красный свет или готовиться к появлению зелёного.
Девочка продолжила:
– Прежде чем переходить дорогу, нужно поглядеть налево, а дойдя до середины – направо. Важно убедиться, что путь свободен от транспорта. Если к переходу приближается автомобиль, лучше его пропустить. Пересекать проезжую часть перед движущейся машиной опасно! Смотрите, зажёгся зелёный свет, нам можно идти.
Друзья посмотрели налево, направо, перешли на другую сторону улицы и отправились дальше. Подходя к очередной дороге, Котофей Иванович указал на электронный светофор:
– Вот этот прибор с человечками мне очень нравится! Запоминать ничего не надо: человечек двигается, значит, можно идти, если стоит – нужно ждать.
Вскоре они дошли до городского парка. Дети показали гостю водный лабиринт с водопадом, живописные фонтаны необычной формы. Затем прошлись по красивым аллеям и дорожкам, полюбовались яркими цветами, отдохнули на зелёной лужайке. В завершение прогулки компания поднялась на смотровую площадку, с которой был виден весь парк.
В одном из киосков дети купили светоотражающий браслет и подарили Котофею Ивановичу.
Оля сказала:
– С браслетом безопасней переходить дорогу, когда стемнеет. Водители заметят вас издали.
Довольный Учёный кот поблагодарил ребят за полезный урок и подарок.
-Мне всё понравилось, и мост, построенный Витей, и необычный парк. Я рад, что побывал у вас в гостях, – сказал он. – А теперь мне пора возвращаться.
Друзья тепло попрощались с Хранителем знаний. Кьюриосити доставил их домой, а Котофея Ивановича перенёс в старинный замок, где располагалась Академия любознательности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Краткосрочный познавательный проект
«Перелетные птицы»
в старшей логопедической группе
№17 «Ветерок»
Подготовили и провели:
Воспитатели: Полякова М.А.
Сапожникова Т.И.
р/п Дрожжино
2021г.
Краткосрочный проект «Перелётные птицы» (старшая группа)
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Вид проекта: Краткосрочный (1 неделя).
Участники: Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Возраст участников: 5-6 лет
Актуальность:
В ходе образовательной деятельности было выявлено, что у детей недостаточно знаний о перелетных птицах. Они путают зимующих и перелетных птиц, не знают, почему перелетные птицы улетают в теплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц полезно, а что – вредно. Данный проект позволит углубить знания детей о перелетных птицах, о причинах перелета птиц в теплые края. Разбудит в детях интерес к живой природе, послужит воспитанию любви к ней, научит беречь окружающий мир.
Цель: Расширить знания детей о перелётных птицах в осенний период их образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность.
Задачи:
1. Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
2. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
3. Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
4. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой.
5. Расширять словарный запас у детей.
6. Воспитывать познавательный интерес, любознательность, бережное отношение к природе.
Цель проекта (для родителей) – активное участие родителей в реализации проекта.
Задачи:
— Познакомить родителей с замыслом проекта, совместно с ними разработать содержание деятельности по проекту.
— Направить усилия родителей на создание «Копилки проекта».
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит:
— Расширить знания детей о перелётных птицах их значимости для человека.
— Формировать бережное отношение к живой природе.
— Развивать детскую инициативу, любознательность.
— Приобщить родителей и детей к совместной деятельности.
— Проявить творческий потенциал в совместной деятельности.
Этапы работы по проекту:
1. Подготовительный этап
— составление плана совместной работы с детьми, родителями;
— разработка конспектов НОД;
— подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
— подбор художественного материала;
— изучение методической литературы.
2. Основной этап
«Познавательное развитие»
Беседы:
Беседа с детьми «Нужны ли нам птицы?»
Цель: рассказать, какую пользу приносят птицы в природе.
Беседа «Из чего птицы строят гнезда?» «Как появляются птенцы», «Почему птицы поют».
Цель: Формировать представление детей о перелетных птицах, их внешнем виде, особенностях, повадках поведения, способах приспосабливаться к окружающей местности.
«Как устроены перья птиц?», «Зачем птицы чистят перья».
«Как люди заботятся о птицах».
Цель: развивать диалогическую речь, расширять знания детей о птицах.
Беседа с детьми «Части тела птиц».
Цель: расширять представление детей о строении птицы, об особенностях строения.
«Кто живет в пруду?»
«Почему птицы улетаю на юг?»
«Что ты знаешь о перелётных птицах?»
«Жизнь перелётных птиц осенью»
«Чем птицы отличаются от животных»
Тематические занятия:
«Перелётные птицы – кто они?»
«Составление описательного рассказа о птицах».
«Красная книга — печальная книга природы»
Ситуативный разговор.
«Что было бы, если бы не было птиц? «Нужны ли птицы в природе?»
«Как вести себя с птицами?»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.
Рассматривание и беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Наблюдение на прогулке за птицами:
«Куда летят перелетные птицы?»;
«Социально – коммуникативное развитие»
Дидактические игры и упражнения:
«Один – много»;
«Какой, какая?»;
«Назови ласково»;
«Угадай птицу по описанию»;
«Счет птиц»;
«Четвертый лишний»;
«Кто как кричит?»;
«Назови перелётную птицу»;
«Кто улетел?»;
«Улетает – не улетает»;
«Кто чем питается?» (подобрать корм);
«Опиши, я отгадаю» (описание птиц);
Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы».
Разрезные картинки «Собери и назови птицу».
«Лабиринт».
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «Лечим уточку».
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Журка»,
Русская народная сказка «Гуси — Лебеди»,
К.Д. Ушинский «Уточки»,
Е. Чарушин «Цапля»,
В. Бианки «Чей нос лучше»,
Л. Толстой «Лебеди»,
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»,
А. И. Куприн «Песня скворца»,
К. Д. Ушинский «Ласточка»,
И. Соколов – Микитов «Жаворонок».
Рассматривание энциклопедий о птицах.
Стихи о перелетных птицах.
Грачи
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат:
— Дайте муху и жучка,
Заморим мы червячка!
Н.Нищева
Скворец
На березе скворушка –
Черненькие перышки
Распевает песни звонко
Про скворчиху и скворчонка.
Н.Нищева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим
Милый скворушка-скворец,
Прилетайте же наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец.
Загадки о перелётных птицах.
Всех приметных птиц черней,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица… (грач)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок… (жаворонок)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)
Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день… (скворец)
Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
Гости приходят весной,
А уходят осенью… (перелетные птицы)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это… (цапли)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот… (соловей)
Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит… (грач)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач —
Насекомых ест всех… (грач)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу… (иволга)
На месте — дворец,
Во дворе — певец… (скворец)
Пословицы и поговорки.
Птицу видать по полету.
В одно перо и птица не родится.
Летать умеет тот, кто умеет садиться.
Соловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Грачи» (способом «тычка»), «Ласточки улетели».
Лепка «Наш пруд».
Конструирование (оригами) «Птички».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
«Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Птички в гнездышках», «Птица и кошка», «Перелет птиц», «Поймай и назови» (с мячом), «Лягушка и цапля», «Филин и пташки», «Пчелки и ласточка», «Гуси-лебеди».
Физкульминутки:
Перелетные птицы
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Пальчиковая гимнастика.
Перелетные птицы
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Сжимают пальцы рук в кулаки.
Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди
Птицы перелетные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
«Птицы прилетают», «Кормушка».
Дыхательная гимнастика:
«Подуй на лебединое перышко».
Взаимодействие с родителями.
Мероприятия по работе с родителями:
- Предложить родителям список литературы для совместного прочтения художественных произведений по теме недели.
- Рекомендовать родителям экскурсию с детьми к пруду, в парк.
- Выставка совместных с детьми рисунков и творческих работ по теме недели.
- Консультации по теме недели.
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
- Предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку для птиц.
3 этап заключительный
— Викторина: «Птицы – наши друзья».
Цель: Закреплять знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через иллюстрации, художественное слово, игры.
— Изготовление папки – передвижки на тему «Перелетные птицы»;
— Организация выставок детских работ.
Достигнутый результат:
1. У детей появился интерес к жизни перелётных птиц, инициатива больше узнавать о них.
2. Дети знают названия, внешний вид и причины отлёта перелётных птиц.
3. Умеют составлять рассказ о перелётных птицах.
4. Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.
ФЭМП
Дыхательная гимнастика
Дидактические игры
Беседа «Что ты знаешь о перелётных птицах?»
Рисование «Грач».
Лепка «Наш пруд».