Однако всё, что было за пределами орфографии – фонетика, морфология, морфемика, синтаксис, лексика – ребят отталкивало. В начале учебного года я видела потухшие глаза своих второклассников и неподдельный испуг при словах «фонетический разбор». Вообще говоря, детей довольно легко мотивировать к изучению какого-то предмета, если показать им практическую значимость знаний. Но я никак не могла придумать убедительного для них смысла изучения йотированных гласных или времен глагола.
В подобных случаях я всегда стараюсь вспомнить себя-ребенка в похожей ситуации. Но и этот прием не сработал: лично мне очень нравился школьный русский, мне действительно было интересно искать приставки и суффиксы, я прочла все детские книжки по занимательному языкознанию в районной библиотеке и вполне осознанно получила профессию учителя русского языка и литературы. Поэтому никакой опоры в своем личном опыте я не смогла найти.
В первом классе я преподавала у этих детей чтение. И я очень надеялась, что именно чтение и работа с книгой станут для ребят мостиком в лингвистику, помогут им понять и полюбить русский.
***
Еще первоклассниками мои ученики прочли немало прекрасных разнообразных азбук и книг про буквы ‒ «Пропавшая буква» Михаила Раскатова («»Пропавшая буква»: детектив для маленьких»), книги Александра Шибаева и многие другие. Во втором классе я включила в круг нашего чтения вслух «грамматические сказки» двух итальянских писателей, которые были друзьями и единомышленниками. В сборник «Какие бывают ошибки» бывшего школьного учителя Джанни Родари вошло более пятидесяти сказочных историй об учителе Грамматикусе. Их названия говорят сами за себя: «Учитель Многоточие», Италия с маленькой буквы», «Трагедия одной запятой», «Орфографическое воспитание», «Старые пословицы», «Машина, которая уничтожала ошибки».
Марчелло Арджилли, друг, ученик и соратник Родари, тоже создал подобный цикл ‒ «Сказки про тик-так, про алфавит и многое другое». В его сказках гласные устраивают забастовку, а тщеславный профессор Козимо придумывает новую букву, но никак не может изобрести звук длянее. «Учёный пытался произнести свою букву громко, тихо, шёпотом, сипя, бормоча, чихая, складывая губы трубочкой или растягивая их в улыбке, выпячивая или втягивая внутрь, вращая языком справа налево или слева направо, загибая его кончик то вверх, то вниз. Ничего не получалось!» Козимо так и не смог придумать звук для своей буквы. Зато Арджилли создал для нас отличный тренажер по фонетике.
Небольшие, остроумные и увлекательные сказки оказались очень удобны для уроков русского языка: ребята читали их вслух, пытаясь разобраться в сюжетных поворотах. Я использовала тексты этих сказок для диктантов, разборов, анализа текста и прочих вполне прозаических учительских надобностей. Посмеявшись над необычным сюжетом, дети без сопротивления – и даже с удовольствием! – подчеркивали главные члены предложения, искали глаголы и местоимения, разбирали слова по составу.
***
Я довольно скептически отношусь к самому жанру «учебника» и не пользуюсь ими в образовательном процессе. Мне важно учить детей самостоятельно добывать информацию, а не получать «уже готовую продукцию». При этом одним из самых важных источников информации для нас являются книги – и художественные, и познавательные: всевозможные справочники, энциклопедии, рабочие тетради и многое-многое другое. Безусловными «хитами» у моих второклассников стали «Нескучные уроки орфографии», придуманные Мариной Аромштам.
В этой серии издано семь книжек-тетрадок. Каждая из них посвящена одной орфограмме, которую в российских школах дети изучают в 1‒2 классах: парные согласные и безударные гласные в корне слова, разделительные Ь и Ъ, непроизносимые согласные. Это мастерски придуманные истории, в которых использовано огромное количество слов с нужными орфограммами. В каждой тетрадке есть несколько типов заданий: найти буквы или слова с изучаемой орфограммой; переписать текст без ошибок; вставить буквы; нарисовать; придумать продолжение. Иногда даже сюжетные повороты строятся вокруг поиска правильного написания.
Все семь тетрадей ребята использовали в качестве материала для самостоятельной домашней работы. Порядок тетрадей соответствовал моей программе – я предлагала детям очередную тетрадь в тот момент, когда мы «подходили» к нужной орфограмме. Первую тетрадь мы начали в сентябре, последнюю закончили в феврале. Дети работали в тетрадях с огромным увлечением, вместо заданных 2‒3 страниц обычно делали сразу всю главу, а на каникулах даже успевали отработать всю тетрадь. Работали на совесть: рисовали, писали, раскрашивали, сочиняли. По моим наблюдениям, именно второй класс – идеальный возраст для «Нескучных уроков». В первом классе для многих ребят они еще не по силам, а в третьем большинство уже перерастает сказочные сюжеты. Во 2 классе материал в такой игровой и веселой форме запоминается идеально. И когда уже в мае кто то из ребят забыл про разделительный Ъ в слове «съесть», остальные ему сразу напомнили: «Ну как же! “Я тебя съем! История, от которой съеживаешься в комочек”».
В феврале, когда мои ученики полностью изучили все тетрадки, я провела два итоговых занятия по «Нескучным урокам». Для начала я попросила каждого выбрать одну самую любимую историю и объяснить свой выбор. Конечно, у каждого были свои предпочтения. Для тех, кто любит лошадей, вне конкуренции была книжка про Лошадёнка. Для девочек-«собачниц» любимой стала история про терьера-таксу. Мальчики предпочли детектив про Ъ и астрономическую сказку о звезде Альгораб. На первом занятии мы обсудили эти книжки-тетрадки как литературные произведения: кто из персонажей понравился ребятам и почему, как развиваются сюжеты историй. Очень удобно было изучать на этих книжках типы текстов и литературные жанры, потому что все это там довольно ярко представлено.
На втором занятии я предложила ребятам самим придумать орфографическую, грамматическую, фонетическую сказку. На любую тему – про буквы и звуки, орфограммы и части речи. Все откликнулись с большим воодушевлением. Обсуждая детские работы, я заметила, как внимательно ребята вглядывались в «Нескучные уроки»: в своих книжках они использовали даже такие же условные обозначения!
Сейчас, когда второй класс уже завершен, я совершенно точно могу сказать: эти книжки-тетрадки сыграли важную роль в том, что дети научились грамотно писать. Но самое главное не в этом. Благодаря «Нескучным урокам» ребята действительно поняли, как интересно заниматься русским языком, как увлекательно читать большие тексты и самостоятельно их сочинять.
Анна Рапопорт
Фото автора
_________________________________
Марчелло Арджилли
«Восьмой день недели. Необычные современные сказки»
Художник Михаил Емельянов
Перевод с итальянского Льва Тарасова
Издательство «Фолиант», 2017
ДжанниРодари
«Какие бывают ошибки»
Художник А. Яковлев
Перевод с итальянского Льва Тарасова, Ирины Константиновой
Издательство «Махаон», 2015
Серия книг «Нескучные уроки орфографии с Мариной Аромштам»издательства «Clever»
Автор статьи
В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.
Выбираем сказки по возрасту
При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.
3–4 года
В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.
В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.
Примеры сказок:
- «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
- «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
- «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
- «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).
5 лет
С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.
Например, русские народные сказки:
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна Несмеяна»;
- «Волшебное яблочко»;
- «Сивка Бурка».
6–8 лет
В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:
- «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
- «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
- «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
- «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).
Народные сказки
В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.
У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.
Сказки для мальчиков и девочек
Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.
Популярными «женскими» сказками являются:
- «Красная шапочка»;
- «Маша и Медведь»;
- «Крошечка-Хаврошечка»;
- «Морозко»;
- «Золушка».
Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.
Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.
Как придумать собственную сказку
Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.
Приведем 7 правил составления сказок4.
- Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
- Отсутствие лишних героев.
- Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
- Отсутствие осуждения, назидания.
- Минимальное использование частицы «не».
- Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
- Учет темперамента ребенка:
- холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
- сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
- меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
- флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.
Как читать
Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.
Есть специальные сборники сказок на ночь:
- «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
- «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
- «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).
С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.
Например:
- «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
- «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).
Так что же почитать
Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.
- «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
- «12 месяцев» (С. Маршак).
- «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
- «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
- «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
- «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
- «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
- «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
- «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
- «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).
Видео
Список литературы
- Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
- Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
- Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
- Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos
список детских ТВ каналов пакета Максимальный Ростелеком ТВ действует с 1 декабря 2021 года
NICKELODEON
NICKELODEON — детский развлекательный и развивающий канал, который смотрит на мир глазами ребенка. Аудитория – дети 3-16 лет и их родители.
В эфире телеканала — веселые, непосредственные и очень добрые анимационные сериалы Nickelodeon –
«Губка Боб Квадратные Штаны», «Кунг-фу Панда», «Черепашки-ниндзя», «Даша-путешественница», а также детские сериалы – «Никки, Рикки, Дикки, Дон», «Опасный Генри», «Грозная семейка» и многие другие.
КАНАЛ DISNEY
КАНАЛ DISNEY — круглосуточный развлекательный телеканал для всей семьи. Телеканал предлагает российским зрителям качественные развлекательные программы для всей семьи.
В программной сетке федерального Канала Disney – классические и современные анимационные фильмы, семейные кинокартины, популярные мультипликационные и художественные сериалы, оригинальное кино Канала Disney,
а также развлекательные программы российского производства. Для самых юных зрителей в эфире телеканала предусмотрен специальный утренний блок под названием «Узнавайка» с веселыми познавательными мультсериалами.
МУЛЬТ
МУЛЬТ — российский телеканал, в эфире которого круглосуточно и без рекламы транслируются только детские мультфильмы.На «Мульте» дети увидят самые современные популярные мультсериалы «Белка и Стрелка.
Озорная семейка», «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», «Паровозик Тишка» и другие хиты детской анимации, а также классику «Союзмультфильма» и Гостелерадиофонда.
ДЕТСКИЙ
ДЕТСКИЙ — название телеканала говорит само за себя — он создан, чтобы дети развлекались, веселились и учились с каналом «Детский».
В эфире телеканала, помимо мультфильмов, развлекательных и познавательных передач, представлены и программы, созданные детьми.
РАДОСТЬ МОЯ
РАДОСТЬ МОЯ — это детский семейный образовательный телеканал. Мы предлагаем зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы собственного производства.
TiJi
TiJi — один из ведущих детских каналов во Франции, поможет родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Программы телеканала разрабатываются с участием педагогов и психологов.
В эфире — анимационные сериалы, развивающие передачи и развлекательные шоу, в общем, всё, что так любят дети.
CARTOON NETWORK HD
CARTOON NETWORK HD — один из ведущих детских телеканалов. Канал показывает популярные комедийные и приключенческие мультсериалы, в том числе
«Время приключений», «Удивительный мир Гамбола», «Бен 10», «Суперкрошки», «Обычный мультик», «Вся правда о медведях», «Юные титаны, вперед!».
МАМА
МАМА — круглосуточный телеканал для родителей, которым интересно с детьми. Телеканал дает ответы на множество вопросов, которые возникают у современных семей с детьми и у тех, кто ожидает прибавления.
ДЕТСКИЙ МИР / ТЕЛЕКЛУБ
ДЕТСКИЙ МИР / ТЕЛЕКЛУБ — эфир канала поделен на 2 части. Первая половина дня — добрые отечественные мультипликационные и кинофильмы увлекательно расскажут об окружающем мире, а сказки народов мира помогут оказаться в волшебной стране фантазий, с 20.00 — лучшие российские сериалы
МУЛЬТИМУЗЫКА
МУЛЬТИМУЗЫКА — круглосуточный телеканал лучших песен из популярных мультфильмов. Среди них: современные
«Лео и Тиг», «Маша и Медведь», «Сказочный патруль», «Смешарики», «Ми-ми-мишки», «Фиксики», «Деревяшки», музыкальная классика «Союзмультфильма», а также многочисленные зарубежные мультфильмы и анимационные сериалы.
JimJam
JimJam — это анимационный канал, адресованный дошкольникам. В эфире телеканала — классические детские телевизионные шоу, кукольная анимация, мультфильмы, а также познавательные программы.
GULLI GIRL
GULLI GIRL — единственный телеканал, созданный специально для девочек от 4 до 14 лет.
В эфире канала – лучшие мультфильмы и сериалы, реалити-шоу и документальные передачи, романтичные художественные фильмы для юных зрительниц.
В программной сетке телеканала сохранился блок передач с увлекательными приключенческими программами Gulli Good , который будет интересен как девочкам, так и мальчикам!
Nick Jr.
Nick Jr. — развивающий канал для дошкольников, которому доверяют родители.
Вместе с героями канала — «Дашей-путешественницей», «Командой Умизуми», «Щенячьим патрулем» и многими другими — дети в игровой форме учатся математике, логике, иностранным языкам.
Мультфильмы Nick Jr. развивают внимательность и фантазию, а также учат позитивному отношению к окружающему миру и прививают семейные ценности. Аудитория телеканала – дети от 3 до 6 лет и их родители.
BABY TV
BABY TV — канал для самых маленьких
BOOMERANG
BOOMERANG — канал сети Cartoon Network для самых маленьких
О!
О! — это остров открытий для детей от 3 до 8 лет и их родителей. Программы телеканала направлены как на интеллектуальное, так и на эмоциональное развитие ребёнка.
На познавательном канале собраны лучшие развивающие программы и мультфильмы, которые сделают время ребёнка, проведённое перед телевизором, не только приятным, но и полезным.
Телеканал «О!» расскажет маленьким фантазёрам и экспериментаторам о том, как устроен мир, как научиться рисовать, танцевать, создавать что-либо своими руками.
Он ответит почемучкам на самые распространённые детские вопросы и объяснит природу вещей. Телеканал «О!» вещает круглосуточно.
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ — первый сказочный канал для всей семьи. Более 700 наименований тематического контента со всех уголков света.
Классические и современные экранизации народных и авторских сказок, шедевры советского кино, сказочные мультфильмы, популярные современные сказки-сериалы и фэнтези.
Добрые и поучительные сказки расширяют кругозор ребенка и помогают сформировать правильные жизненные ценности.
DA VINCI
DA VINCI — научно-образовательный канал для детей и взрослых. Нет сухим фактам и скучным рассказам: открывать новое и учиться по-настоящему интересно с Da Vinci Learning !
МАЛЫШ ТВ
МАЛЫШ ТВ — – телеканал для детей дошкольного возраста. В сетке вещания: эксклюзивный развлекательный и обучающий контент, рассчитанный на самых маленьких.
Российские и зарубежные мультсериалы: «Приключения Мими на Земле», «Любимчики», «Барбарики», «Куми‑Куми». Познавательные программы: «Формы и размеры», «Живые карандаши», «Университет для малышей», «Считалочка».
МУЛЬТИЛАНДИЯ
МУЛЬТИЛАНДИЯ — телеканал для детей и про детей. Добрые мультфильмы, захватывающие приключения, занимательные передачи и весёлые конкурсы на любой вкус !
СТС KIDS HD
СТС KIDS HD — телеканал для детей, которые любят хорошие мультфильмы и для родителей, которые хотят, чтобы их дети обучались развлекаясь.
Входит в холдинг «СТС Медиа». Миссия телеканала — помочь родителям развивать и обучать их малышей. СТС Kids – телеканал для детей, с которыми занимаются.
NICKELODEON HD
NICKELODEON HD — первый в России HD-канал для детей, транслирующий все любимые мультфильмы и сериалы Nickelodeon в высоком качестве.
Невероятные приключения любимых героев еще красочнее, а эмоции еще ярче.
В библиотеке Nickelodeon HD несколько тысяч часов контента, ставшего классикой Nickelodeon, в высоком качестве для детей самого разного возраста
ТЛУМ HD
ТЛУМ HD — российский мультипликационный телеканал для детей до 12 лет, показывающий хиты российской и зарубежной анимации в формате высокой четкости.
На канале в HD-качестве можно увидеть такие известные мультсериалы, как: «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Лунтик», «Фиксики», «Пингвиненок Пороро», «Тайо», «Монк», «Моланг» и многие другие.
Многие популярные мультсериалы в стандарте высокой четкости российским зрителям будут доступны только на канале «Тлум HD».