Позиция автора в сочинении это

Важно!позиция автора по основной проблеме, как правило, представляет собой основную мысль всего текста, т.е. основной авторский вывод и его отношение

Важно!

Позиция автора по основной проблеме, как правило, представляет собой основную мысль всего текста, т.е. основной авторский вывод и его отношение к проблеме, которые всегда совпадают с идеей текста.

Отношение автора к описываемой проблеме может быть положительным, отрицательным, осуждающим, неоднозначным, ироничным, двойственным, скептичным, юмористическим и другим. Это видно при внимательном чтении исходного текста во время поиска позиции автора.

Например:

В тексте №4 К.Г. Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой… » в 64-м предложении автор пишет: «Он справедливо полагал, что таким путем даёт толчок развитию вашего воображения».

Слово «справедливо» указывает на положительное отношение автора к описанному пути влияния учителя на формирование личности учеников.

А в тексте №16 А.Г. Алексина «Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» осуждающее отношение к поступкам героя написано в 38-39 предложениях: «Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма.

Данные примеры дают понять, что нужно внимательно читать текст, так как нахождение авторской позиции часто представляет сложность для учеников.

Как найти позицию автора?

Для того чтобы правильно найти авторскую позицию, используют следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию поступки героев?

Ответы на эти вопросы и будут авторской позицией.

Чтобы получить эти ответы, важно особенно внимательно прочитать начало и конец экзаменационного текста, так как чаще всего основная мысль текста, а следовательно, и позиция автора находятся либо в вначале, либо в конце исходного текста.

Важно!

Нельзя отождествлять «я» автора исходного текста с «я» рассказчика (героя текста). Герой-рассказчик (персонаж исходного текста) является посредником между миром произведения, автором и читателем.

Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Чтобы не допускать ошибок в определении позиции автора, необходимо знать способы выражения авторской позиции.

Способы выражения позиции автора

В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:

  • прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
  • косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.

Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:

  1. определение типа и стиля речи исходного текста;
  2. выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.

Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности.

Внимание!

Экзаменационный текст может быть либо публицистическим, либо художественным.

В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.

Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).

В публицистическом тексте

В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.

В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:

  • название текста (если есть);
  • отдельные предложения в тексте;
  • различные аргументы, факты.

Например:

В тексте №11 А. П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток…» , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».

Важно!

Бывают публицистические тексты, включённые в экзаменационный материал, где повествование ведётся от третьего лица.

Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.

Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в тексте №15 В. А. Каверина «Почти невозможно было представить себе, что лишь неделю назад он защищал диссертацию…» .

Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.

В художественном тексте

В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.

Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:

  • риторические вопросы;
  • порядок слов в предложении;
  • лексические повторы;
  • оценочная лексика;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.

Например:

В тексте №14 Б. Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».

После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.

Как сформулировать позицию автора публицистического текста?

Позиция автора проявляется прежде всего в его отношении к изображаемым им явлениям, событиям, героям и их поступкам.

Авторская позиция в публицистическом тексте обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить.

Внимание!

Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами, так как выпускник должен показать умение анализировать предложенный на экзамене текст, а не пересказывать его.

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать те же способы отсылки к тексту, что и при комментировании проблемы .

Например:

В сочинении по тексту №7 К.Г.Паустовского «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох…» позицию автора по проблеме смены эпох в жизни человечества, исходя из содержания 1-4 предложений исходного текста, где прямо выражена позиция автора, можно сформулировать следующим образом: «По мнению автора, смену эпох определяют великие события, среди которых первый полёт человека в космос (предложения 1-4)».

Как уже говорилось выше, в отличие от публицистического текста в художественном произведении позиция автора может быть не заявлена прямо, поэтому для формулирования авторской позиции в художественном тексте необходим другой подход.

Как сформулировать позицию автора художественного текста?

Для того чтобы грамотно сформулировать авторскую позицию в художественном тексте, нужно сначала обратить внимание на особенности художественного повествования.

Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно при формулировании позиции автора сказать об этом.

Например:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.

(Описание позиции автора по тексту №17 К. Г. Паустовского «Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север…» ).

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, в таких случаях позицию автора определить трудно.

Для определения позиции автора в подобном тексте, можно основываться на размышлениях о том, что представляет собой герой рассказа, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с точки зрения выпускника, неправильно, то, возможно, автор думает точно так же.

Другими словами, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком (персонажем исходного текста).

Например:

«Решая проблему честолюбия маленького человека, А.П.Чехов использует ярко сатирическую характеристику поведения героя. Ему смешно, но и одновременно грустно сознавать, как человек, учитель, не гнушается обмануть людей только ради того, чтобы в их глазах казаться значительнее, чем он есть на самом деле. » (Описание позиции автора по тексту №29 А. П. Чехова «Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым…» ).

Важно!

При формулировании позиции автора выпускник может воспользоваться готовыми типовыми конструкциями.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

В русском языке есть большой набор различных типовых конструкций для выражения позиции автора.

Используя их, выпускник покажет не только умение видеть и формулировать позицию автора по проблеме текста, но и умение использовать в своей речи разнообразие грамматического строя речи (критерий 6 «Точность и выразительность речи» см. в статье «Требования к сочинению ЕГЭ»).

Поэтому при формулировании позиции автора можно использовать следующие словосочетания:

Автор считает, что…

Автор утверждает, что…

Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что …

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Задача автора – убедить читателей в том, что…

Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора очевидна: …

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

Утверждение автора, что… , бесспорно

Справедливость высказанных автором суждений несомненна

Резкая категоричность автора вызвана тем, что…

Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.

Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…

Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.

Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …

Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…

Автор с сожалением говорит о том, что…

Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения…

При использовании данных типовых конструкций необходимо знать и помнить способы формулирования позиции автора.

Способы формулирования позиции автора

Чтобы получить максимальный балл за верно сформулированную позицию автора по проблеме исходного текста, выпускник может воспользоваться одним из способов формулирования позиции автора.

Важно!

Способы формулирования авторской позиции и способы выражения авторской позиции в исходном тексте — это не одно и то же! И их необходимо уметь отличать друг от друга!

Каждый автор в своем произведении использует наиболее подходящий способ выражения своей позиции, где он прямо или косвенно выражает свою точку зрения по затрагиваемой проблеме.

Выпускник является автором своего сочинения, поэтому он может на свое усмотрение использовать тот или и ной способ формулирования позиции автора исходного текста, представленного ему на ЕГЭ.

Внимание!

Способы формулирования позиции автора похожи на способы отсылки к тексту, и их необходимо уметь различать. (см. статью «Как писать комментарий проблемы текста?»).

Позицию автора в сочинении ЕГЭ можно сформулировать следующими способами:

а) написать её своими словами;

Например:

«Автору важно убедить читателя в том, что люди, изучающие различные науки, для того чтобы стать специалистами своего дела, должны добросовестно изучать нужные предметы, быть ответственными за свои знания». (Описание позиции автора по тексту №36 А. П. Чехова «Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… » ).

б) кратко пересказать содержание той части текста, в которой авторская позиция выражена прямо;

Например:

«Позиция автора очевидна: книги воспитывают людей. Человек, который не любит книгу, по мнению автора, несчастен, так как, несмотря на полную событиями жизнь, он лишён читательского опыта: сопереживания прочитанному». (Описание позиции автора по тексту №31 Е. А. Евтушенко «Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт… » ).

в) указать номера предложений, где даётся позиция автора;

Например:

«К. И. Чуковский считает, что общественность должна понять: можно и нужно бороться за совершенствование культуры русского языка (предложение 36)» (Описание позиции автора по тексту №26 К. И. Чуковского «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять… » ).

г) процитировать исходный текст.

Например:

«Поэтому я полностью поддерживаю позицию В.В. Быкова: «Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме»». (Описание позиции автора по тексту №34 В. В. Быкова «В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина… » ).

Важно!

Как уже было сказано выше, выпускник может использовать любой способ, главное – соблюдать правила формулирования позиции автора.

Правила формулирования позиции автора

Для грамотного формулирования позиции автора необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. При формулировании авторской позиции желательно избегать сложных синтаксических конструкций и образных выражений.
  2. При цитировании исходного текста нужно подбирать предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно.
  3. Важно обращать внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции.
  4. Формулировку позиции автора необходимо выделять отдельным абзацем сочинения

Объём формулировки позиции автора в сочинении ЕГЭ: 1-3 предложения.

После формулирования позиции автора необходимо выразить своё отношение к ней (согласие или несогласие) и обосновать его.
О том, как сформулировать своё мнение по проблеме и отношение к авторской позиции читайте в статье «Собственное мнение выпускника по проблеме текста».

В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Какие изменения внесены в формулировки заданий и критерии оценивания письменной работы? Рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Два вида сочинения на ЕГЭ

При прохождении итоговой аттестации по русскому языку участники пишут сочинение по прочитанному тексту (задание 27). Условием допуска учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку является успешное написание ими итогового сочинения. Что объединяет эти письменные работы?

Оба сочинения — это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Отличия итогового сочинения от сочинения по русскому языку

Особенностью итогового сочинения является литературоцентричность, что предполагает обязательное обращение к литературному произведению, построение аргументации с опорой на материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация
  • Привлечение литературного материала

    и минимум по одному из трех оставшихся критериев:

  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Написание сочинения в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет свои особенности. Участник работает с исходным публицистическим или художественным текстом и строит свои рассуждения с опорой на авторский текст. Это предполагает определение и формулировку проблемы, поставленной автором исходного текста, написание комментария к сформулированной проблеме, выявление авторской позиции, а также выражение своего отношения к ней и обоснование собственной точки зрения.

Важно не допускать смешения понятий «тема» и «проблема». Тема — это то, о чем текст: «Автор раскрывает тему памяти», «Автор пишет о чести», «В этом тексте рассказывается о героизме». Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор; он спорный, общественно значимый.

Проблему лучше всего формулировать в виде вопроса: «Можно ли человеку прожить без любви?», «Какую роль играет музыка в жизни человека?», «Что является подлинной красотой человека?» Обращаясь к авторскому тексту, нужно выделять ключевые слова, опорные фразы, которые раскрывают смысл авторских рассуждений. Прежде чем отражать позицию автора, необходимо написать комментарий к сформулированной проблеме.

Роль комментария в сочинении

Комментарий — это толкование текста, его анализ. Комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы, и пояснение к каждому из них, указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.

Новым в 2021 году является требование не только указать логическую связь между примерами, но и проанализировать ее

Обращение к авторскому тексту может иметь форму его аналитического пересказа, а также прямого или косвенного цитирования. Пояснение примеров — это раскрытие смысла, расшифровка, интерпретация слов автора и сюжетной линии текста. Пояснить — значит рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, выразить свое отношение к ним. Пояснение — это текст участника экзамена. В этом и состоит диалог автора и пишущего, что является одним из важных показателей понимания прочитанного текста. При комментировании нужно избегать чрезмерного цитирования исходного текста, не допускать простого пересказа, нарушения логической связи между заявленной проблемой и комментарием, фактических ошибок, связанных с пониманием текста.

Отношения между привлеченными для анализа примерами

Смысловая связь может заключаться в противопоставлении событий (фактов, героев), их сопоставлении, указании на причинно-следственные отношения между ними, переходе от общих рассуждений к конкретным примерам и др. На эту связь можно указывать как в начале комментария, так и в конце, а также в середине — между примерами-иллюстрациями.

Анализ связи (новое требование к структуре комментария) является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, ответ на вопрос, как они помогают глубже понять содержание привлеченных фрагментов авторского текста.

Одной из частых ошибок при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями является ее подмена общими словами: «Также автор приводит еще один пример…», «Развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…»

Полный, содержательный, без фактических ошибок комментарий оценивается в 6 баллов — это весомый вклад в итоговую оценку, учитывая, что максимальный балл за сочинение равен 25. Но если участник экзамена не сформулировал или неверно сформулировал проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается в 0 баллов.

Авторская позиция в тексте

Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть к ответу на проблемный вопрос, положению, которое доказывается или опровергается в тексте; это мнение автора, его точка зрения на поставленную проблему. Проблема и позиция автора логически связаны. Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций и метафорических выражений.

Кроме того, выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора и обосновать его. В обосновании, в отличие от итогового сочинения, не обязательно опираться на художественное произведение.

Это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщенным наблюдениям или собственному жизненному опыту

Важно помнить, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается в 0 баллов.

Нужно следить за тем, чтобы изложение мыслей было последовательным и логичным, без нарушения абзацного деления текста. Для этого важно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами.

Речевое оформление сочинения

Сочинение должно быть оформлено грамотно с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Особое внимание необходимо уделить речевому оформлению своего текста: следить за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускать неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, стремиться к выразительности и лексическому разнообразию. После написания текста сочинения уделите внимание самопроверке.

Для развития письменной речи рекомендуем читать хорошую литературу, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас, учить наизусть стихи, анализировать образцовые тексты.

Таким образом, написание сочинения по исходному тексту — работа сложная, так как требует аналитических умений, и одновременно интересная, поскольку позволяет выпускнику проявить себя как самостоятельную личность со своими взглядами, убеждениями, собственной точкой зрения на предложенную проблему.

Полезные ссылки для самоподготовки

При самоподготовке к экзаменам рекомендуем пользоваться проверенными учебными материалами и информационными ресурсами — такими, как, например, открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений. На сайте МЦКО размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий Единого государственного экзамена, а на «Московском образовательном» телеканале можно посмотреть видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ.

А еще можно подключаться к трансляциям «Суббот московского выпускника». Там ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбр ТВ разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к ГИА. У школьников есть возможность самим выбрать тему ближайшей программы. Каждую субботу на сайте МЦКО проходит голосование. А трансляции всех записей можно найти на портале МосОбр ТВ.

Самодиагностики в МЭШ помогут проверить свой уровень подготовки по каждому школьному предмету. В Библиотеке доступны работы разных уровней сложности: стартового, базового, профильного и олимпиадного.

Источник: МЕЛ

  1. Сочинения
  2. 11 класс и ЕГЭ
  3. Влияние искусства на человека

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Вот и автор поднимает в своем тексте важную проблему влияния искусства на жизнь человека.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, , что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Роль искусства в жизни человека

  1. Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», с детства чуток к миру звуков, потому что для него это единственная возможность ощутить мир (он родился слепым). Для Петруся искусство – отдушина, способ самовыражения. Герой слушает игру конюха Иохима на дудочке, а вскоре сам начинает играть на фортепьяно. Ему пришлось пройти через многие испытания, чтобы добиться признания. Петрусь не просто играет, он чувствует музыку, передает в ней жизнь и народные чаяния.
  2. Яков, герой рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», относится безразлично к искусству, видя в нем лишь работу. Но он ощущает силу искусства, когда на него наваливается тоска о прожитой зря жизни. Тогда у Якова выходит настолько жалобная и прочувствованная мелодия, что он плачет. Герой умирает, а свою скрипку и музыку передает еврею Ротшильду, на которого постоянно нападал при жизни. И композиция продолжает жить.

Влияние искусства на жизнь человека

  1. Нина, героиня пьесы А.П. Чехова «Чайка», увлечена театром, мечтает стать актрисой. Но ее родители категорически против такой карьеры для дочери. Нина идет против семьи, уезжает из дома, играет много, но плохо, «с завываниями». Однако после перенесенных трагедий: разрыва с любимым, смерти ребенка – героиня решает изменить свою жизнь, едет в провинцию, чувствуя в себе способность играть совершенно по-новому. Искусство для Нины – вся жизнь, с ее радостями и трагедиями.
  2. Николай Ростов, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», проиграл в карты крупную сумму. Приехал домой он в ужасном состоянии: где найти столько денег, как сказать о проигрыше бедной семье? Но когда молодой человек услышал пение сестры Наташи, то оно захватило его и избавило от гнетущего состояния, потому что все эти карты, деньги, шулеры – все это приходит и уходит. А искусство вечно, оно остается навсегда.

Егэ сочинение по русскому языку на тему искусство

Сочинение Сочинение пишется по определенному плану: 1. Введение (Вступление) 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме ( 2 примера из текста) 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. Литературный аргумент 7. Любой другой аргумент 8. Заключение Вступление Автор – сведения об авторе NN (указываем автора), известный публицист (русский писатель, журналист и т.п.), пишет о …. А.П. Чехов, известный русский драматург, пишет о лени – одном из самых тяжелых человеческих пороков. В.П. Астафьев – один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к … (природе, ко всему живому, к учителю, женщине, к человеку, к книге….) Указание темы текста Милосердие ( сострадание, надежда, любовь, вера…) – без этой нравственной категории невозможно представить себе жизнь мыслящего человека. Дружба, верность….Что это такое? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста…( автор) О роли (книги, учителя, искусства, воспитания, образования, любви, дружбы и т.п.) в жизни человека рассуждает NN, известный русский писатель. Проблема Начинайте работу не с поиска и формулировки проблемы, а с определения темы, идеи (авторской позиции), потому что проблема – это скрытый вопрос, над которым автор размышляет. ТЕМА Задайте вопрос: о ком или о чем говорится в тексте? Сформулируйте ответ одним словом. Это и будет тема текста. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Что автор хотел донести до читателя мысль о ….? С какой целью написан данный текст? Запишите авторскую позицию в виде законченного предложения; определите, на какой вопрос отвечает это предложение; запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. НЕЛЬЗЯ писать: автор затрагивает проблему или автор касается проблемы. Можно воспользоваться такими фразами: Автор текста поднимает проблему… Автора текста волнует проблема… Волнующую всех нас проблему… поднимает автор. Можно (и это выигрышнее) сформулировать проблему в виде вопроса: Что такое лень и что будет с человеком, если он не сопротивляется ей – вот проблема, которая находится в центре внимания автора. (Что такое…? В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…? Эту важную проблему поднимает автор) Комментарий Обязательно приводим 2 примера из текста! Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором. Текстовый комментарий ( художественный текст) Текстовый комментарий (публицистический текст) Концептуальный комментарий (публицистический текст) – Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого с кем)…. – Не случайно писатель изображает (кого, что) … – поступок героя свидетельствует о том, что… – Слова (мысли) героя свидетельствуют о том, что… – Автор осуждает (одобряет) поступок героя… – Автор сочувствует своему герою… – Симпатии автора на стороне (кого)… – В качестве примера автор рассматривает.. – Автор заставляет читателя задуматься над (чем)… – В размышлениях автора звучит мысль о том, что… – Автор убежден в том, что.. – Автор искренне восхищен (огорчен)…. – Автор текста обращает внимание на…. – Проблема раскрывается автором на примере…. – Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. – Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой… – Автор полемизирует ( с кем?) – Автор обращает наше внимание на… – Автор убеждает нас в том, что… Автор (что делает?) отмечает, описывает, подчеркивает останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу. В комментарии можно указать абзац, номера предложения или использовать цитату. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Авторская позиция Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена. Средства выражения позиции автора Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста: автор подводит итог сказанному, размышляет о том, что сказано выше, дает оценку поступкам героев, событиям и т.п. Анализируя текст, обращайте внимание на оценочную лексику, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это является средствами выражения авторской позиции. Средства выразительности Примеры Оценочная лексика Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, роскошный, великолепный (+); скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, нахальный, противный, бессовестный (-) Например: Любящий человек- это великое благо; Л. Толстой в «Войне и мире» написал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовым к противостоянию. Средства выразительности Отношения автора могут передавать риторические вопросы и восклицания. Например: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! Как много во всем этом ума и чувства красоты! Слова-маркеры Авторскую позицию помогут найти слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно и т.п. Например: Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. Вводные слова Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора. Например: К сожалению невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Побудительные предложения Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю. Например: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя. Типовые конструкции Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора такова… Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор призывает нас (к чему) Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого / что, за что) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что… Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что… Аргументация собственного мнения по проблеме. В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Обратите внимание! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе. Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» — высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» — высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям., Логические переходы-скрепы Композиционная часть сочинения Примеры 1.Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказывается тезис, с основной частью – В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. – Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых доказывается высказанное мною утверждение. – Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведению (произведениям) художественной (публицистической) литературы. – За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы. – В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе. – В произведении ( назвать ) я нашел (нашла) подтверждение моим мыслям. 2.Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими 1.Чтобы убедиться в правильности высказанного мною тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, т.е. во вступлении) 2.Каждый тезис начинается: Во-первых, (тезис +аргумент) Во-вторых, (тезис+ аргумент) 2. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе. Например, (тезис+ аргумент) Кроме того, (тезис+ аргумент) 3.Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится о… Можно привести и другой пример. Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, -это произведение…. Эта же тема рассматривается и в произведении… 3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение В заключение мне бы хотелось сказать, что… В заключение хочется призвать людей к…. Подводя итоги сказанного, хочется выразить надежду…. В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой проблемы, которая до сих пор звучит современно, потому что…

Понимание ценности искусства

  1. Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», обладает удивительным музыкальным чутьем. Она не только поет сама, но и слышит подлинное искусство в музыке других. Девушка пускается в пляс под народную мелодию, потому что ее переполняет восторг от удивительного мира звука. Наташа видит в музыке целый мир, она сближается с народом в его понимании. Именно эта чуткость и делает Ростову любимой героиней автора.
  2. Василий Теркин, герой одноименной поэмы А. Твардовского, в главе «Гармонь» играет на этом инструменте. От звуков музыки будто стало теплее холодной зимой, повеяло домом, родными местами. И уже не чувствовалась боль в отмороженных пальцах, а ноги сами пускались в пляс. Музыка разогнала тягостные мысли, в этом небольшой эпизоде бойцы отдохнули от трагических военных событий, хотя бы на миг забылись, отодвинув страх и усталость. Именно поэтому Тёркину гармонь и подарили, он песней согрел сердца людей.

Взаимодействие формы и содержания в искусстве

  1. А. Михайлов в книге «Маяковский» описывает биографию великого поэта. Знаменитого футуриста постоянно порицали по различным причинам за форму его произведений, будто бы не видя подлинного масштаба их содержания. Рваные строчки, неологизмы, желтая кофта как основа эпатажных выступлений – все это не так важно, главное – смысл и поднимаемые проблемы. Владимир Маяковский был футуристом, но, в отличие от других коллег по цеху, он не замыкался в этой форме, поэтому и стал классиком.
  2. Сальери, герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «алгеброй искусства». Однако гением он не был, в отличие от Моцарта, потому завидовал, считал, что Моцарт ведет себя неподобающе. Для последнего же главное содержание: творить можно где и когда угодно, главное – то, что получится, а каких-то правил и рамок не существует. Из-за зависти Сальери отравил своего удачливого коллегу, но так и познал тайны его совершенства.

Сочинение ЕГЭ. Об отношении прозаика к искусству. По тексту К.Г. Паустовского

Сочинение ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского. Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства? Должен ли он интересоваться живописью, архитектурой, музыкой?

«
Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.
» Исходный текст

Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства? Должен ли он интересоваться живописью, архитектурой, музыкой? Именно эти вопросы волнуют К. Паустовского, автора предложенного для анализа текста.

Рассматривая данную проблему, К. Паустовский рассуждает о том, как разные виды искусства влияют на прозу. Он пишет, что знание смежных областей искусства «необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе». Если же писатель пренебрегает этими знаниями, то его произведения не оставляют в памяти читателя ничего. Они не воссоздают жизнь, не обладают образностью. Рассуждения автора приводят нас к мысли, что для создания качественной прозы недостаточно хорошего слога. Писатель должен обладать знаниями в разных видах искусства.

Чтобы подтвердить свое мнение, автор переключается с собственных наблюдений по поднятой теме на мнение другого человека. К. Паустовский рассказывает о художнике, который когда-то посоветовал автору развивать свое творческое зрение. «Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками», — такой совет художник дал К. Паустовскому. Автор признается, что он последовал совету и уже вскоре заметил, что и люди, и вещи стали выглядеть гораздо интересней, чем раньше. Этой историей автор доказывает, что писатель должен изучать разные виды искусства и уметь соединять в себе и художника, и архитектора, и музыканта. Только тогда результат его труда будет достоин внимания и похвал. Эти два примера взаимосвязаны и важны для понимания проблемы, поскольку показывают мнения двух людей на один и тот же вопрос и доказывают, что смежные с писательским творчеством области искусства очень важны для прозаика.

Автор считает, что писатель не должен пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, в том числе должен интересоваться поэзией, живописью, архитектурой, скульптурой и музыкой. Эти знания наполняют красками, свежестью и характером работы прозаика. Я согласен с мнением автора. Писатель должен быть подкован в разных видах искусства, чтобы его работы были полны жизненных образов и искренних эмоций.

В мире искусства есть немало примеров, которые подтверждают мою мысль, один из них – это Борис Пастернак. Известный поэт был хорошо знаком и с другими видами искусства – он увлекался живописью, музыкой, философской наукой. Такой широкий спектр знаний, безусловно, оказал влияние на его творчество, у которого сегодня тысячи поклонников.

Таким образом, писатель должен изучать разные виды искусства, чтобы его произведения были наполнены глубоким смыслом и выразительными образами.

Автор сочинения:

Татьяна Городецкая

Взаимодействие искусства и власти

  1. Мастер, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», написал гениальный роман. Однако этот роман идеологически не соответствовал государственному курсу, так как включал в себя библейские мотивы. Роман Мастера начали травить критики, а он сам оказался в каких-то темных застенках, о которых автор умалчивает. Все эти страдания привели героя в сумасшедший дом, из которого он вышел только благодаря заступничеству возлюбленной Маргариты перед Сатаной. Таким образом, в нашей стране власть неоднократно норовила подчинить искусство своей воле и навязать творцам свои интересы.
  2. А. Ахматова в поэме «Реквием» правдиво рассказывает о сталинских репрессиях: тысячи арестованных, которые ни в чем не виноваты, их матери и жены, которые стоят в тюремных очередях, ожидая хоть какой-то информации о любимых людях. По мнению Анны Андреевны, ее долг как поэта – отразить эти трагические события. Она считает, что если ей когда-то будут устанавливать памятник, то это необходимо сделать здесь, где она простояла долгие семнадцать месяцев, ожидая весточки от сына и права вручить ему «передачу». Даже после развенчания культа Сталина, когда в СССР началась «оттепель», ее правдивый крик об участи тысяч репрессированных соотечественников так и не был опубликован. Его напечатали лишь за границей, и поэтессе пришлось оправдываться, что это была не ее инициатива, ведь за такое творчество ей грозили серьезные последствия. Достаточно того, что ее в 1946 году публично оскорбил чиновник А. А. Жданов на съезде писателей, назвав ее «взбесившейся барынькой». С тех пор Ахматову прекратили печатать, даже стихи, далекие от политики, партийные деятели считали вредными. Таким образом, Анна Андреевна пережила нападки, издевательства и даже семейный драмы, расплачиваясь за свою честную позицию в искусстве.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пример 2

Каким образом эрудиция в смежных с писательским творчеством областях искусства может повлиять на произведения прозаика? Над этим вопросом задумывается К. Г. Паустовский в своем тексте. Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу автор рассуждает на тему того, как знания живописи, архитектуры, поэзии, скульптуры и музыки могут повлиять на творческую деятельность прозаика. Он пишет о том, что познания в различных творческих сферах расширяют кругозор писателей. Это помогает им «обогатить», добавить новых красок в их произведения. Классик называет «незрячими» невеждами писателей, не любящих живопись и поэзию, и пишет, что не верит им. Затем Константин Георгиевич приводит пример из своего писательского опыта. Автор рассказывает, как в его юности один художник посоветовал ему «смотреть на всё с мыслью, что это обязательно надо написать красками». Этот совет в корне поменял его виденье мира, и автор с сожалением осознает, сколько всего прекрасного он упустил и не увидел, отказываясь расширять свой творческий кругозор, смотря на вещи под другим углом. Этими рассуждениями автор побуждает всех творцов и не только расширять свой кругозор, не бояться по-другому взглянуть на обыденные вещи и заниматься самообразованием. По мнению автора, знание скульптуры, музыки, поэзии, живописи и архитектуры необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Невозможно не согласиться с авторской позицией. Проза должна быть неразрывна со смежными областями, только так можно творить поистине прекрасные, необычные, насыщенные душой и красками произведения. Сразу вспоминается один из главных героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем Мастер является полной противоположностью представителей литературного кружка МАССОЛИТа. У Мастера историческое образование, он умен и начитан, знает пять иностранных языков и в прошлом занимался переводами. Герой всячески развивался и поэтому ему удалось создать предмет настоящего искусства: роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Члены МАССОЛИТа вовсе не образованы и не имеют никаких знаний в областях искусства, помимо литературы. Их узкий кругозор разительно отличается от широкого спектра знаний Мастера и не позволяет им писать что-то интересное, стоящее и достойное. Таким образом, чтобы по праву считаться мастером прозы, пишущим выразительные, достойные и насыщенные произведения, следует интересоваться смежными с прозой областями искусства и не пренебрегать ничем, что может помочь расширить виденье мира.

Текст. Собственная позиция Одиннадцатое января

Текст. Собственная позиция Одиннадцатое января

Текст. Собственная позиция

Одиннадцатое января
Развитие речи №

Сочинение в формате ЕГЭ 2020-2021

Сочинение в формате ЕГЭ 2020-2021

Сочинение в формате ЕГЭ 2020-2021

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 1. ПРОБЛЕМА (О

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 1. ПРОБЛЕМА (О

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

1. ПРОБЛЕМА (О ЧЁМ ТЕКСТ)
2. КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ.
3. ПОЗИЦИЯ АВТОРА
4. СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА И ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, КОТОРЫЙ

ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, КОТОРЫЙ

ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЁТ АВТОР. ПОЗИЦИЯ АВТОРА – ЭТО ОТВЕТ АВТОРА НА ЗАДАВАЕМЫЙ ВОПРОС.КОГДА ВЫ ИЩЕТЕ ПРОБЛЕМУ, ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ : —ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ? -ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР ИМЕННО МНЕ? -ЧЕМУ Я МОГУ НАУЧИТЬСЯ? -КАКИЕ ВЫВОДЫ МОГУ СДЕЛАТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ДАННОГО ТЕКСТА?

1. ПРОБЛЕМА+ПОЗИЦИЯ АВТОРА

КОММЕНТАРИЙ – ЭТО АНАЛИЗ ТЕКСТА

КОММЕНТАРИЙ – ЭТО АНАЛИЗ ТЕКСТА

КОММЕНТАРИЙ – ЭТО АНАЛИЗ ТЕКСТА ПОД УГЛОМ ЗРЕНИЯ СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.ОПИРАЯСЬ НА ТЕКСТ, СЛЕДУЕТ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС,КАК АВТОР ОТ ВОПРОСА (ПРОБЛЕМЫ) ПРИХОДИТ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ ОТВЕТУ (ПОЗИЦИИ АВТОРА)ДВИГАЯСЬ ПО ТЕКСТУ, МЫ БУДЕМ НАХОДИТЬ ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ.

2. КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН СВЯЗАТЬ ПРОБЛЕМУ

КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН СВЯЗАТЬ ПРОБЛЕМУ

КОММЕНТАРИЙ ДОЛЖЕН СВЯЗАТЬ ПРОБЛЕМУ С АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ, ПОКАЗАТЬ ХОД МЫСЛИ АВТОРА: КАК ИМЕННО ОН РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ, ПОДВОДЯ ЧИТАТЕЛЕЙ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ ВЫВОДУ.

ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

НАЙТИ В ТЕКСТЕ 2 ПРИМЕРА, ВАЖНЫХ

НАЙТИ В ТЕКСТЕ 2 ПРИМЕРА, ВАЖНЫХ

НАЙТИ В ТЕКСТЕ 2 ПРИМЕРА, ВАЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.ПРОДУМАТЬ, В ЧЁМ ВАЖНОСТЬ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ПРИМЕРОВ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ МЫСЛИ АВТОРА.УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЕЁ.Примеры должны быть связаны с той проблемой, которую вы обозначили. (Иначе они не будут засчитаны)

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ КОММЕНТАРИЯ

КОММЕНТАРИЙ (ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ)

КОММЕНТАРИЙ (ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ)

КОММЕНТАРИЙ (ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ)

ПОДБИРАЯ ПРИМЕРЫ, ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ТЕМ,
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ О НИХ?
КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?
КАК ВЫ БУДЕТЕ ПОЯСНЯТЬ ЭТИ ПРИМЕРЫ?
В ЧЁМ ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПРОБЛЕМЫ?
КАКОВА СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭТИМИ ПРИМЕРАМИ?
Автор их сопоставляет, сравнивает, изображает, противопоставляет, они связаны, как причина и следствие, или потому, что автор хочет объяснить какое-то понятие.
Этот комплекс вопросов нужно держать в голове, когда ищешь примеры-иллюстрации для комментария.

ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЭТО ЗНАЧИМАЯ

ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЭТО ЗНАЧИМАЯ

ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЭТО ЗНАЧИМАЯ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИЯ ТЕКСТА, СОПРОВОЖДАЕМАЯ ПОЯСНЕНИЯМИ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ УЧАЩИХСЯ.ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ – ЧТО ГОВОРИТ АВТОР? ЧТО ДЕЛАЕТ ГЕРОЙ?ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРУ-ИЛЛЮСТРАЦИИ – КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ПОСТУПОК ГЕРОЯ, ТА ИЛИ ИНАЯ СИТУАЦИЯ, ОПИСАННАЯ В ТЕКСТЕ?

КОММЕНТАРИЙ.
ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

А) ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

А) ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ;

А) ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ; Б) ЦИТИРОВАНИЕ;В) КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ;Г) ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕСКАЗА.

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ ССЫЛКА

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ ССЫЛКА

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Автор не случайно так настойчиво повторяет слово «помните» (предложения 10,13,15). Это обращение к каждому из нас с требованием не забывать о подвиге наших предков, пожертвовавших своими жизнями во имя Родины.

ЦИТИРОВАНИЕ

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», — пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ КОСВЕННОЕ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ КОСВЕННОЕ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

Автор подчёркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

ЭЛЕМЕНТ ПЕРЕСКАЗА

Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь от гибели колонну советских солдат. Это настоящий подвиг самопожертвования, и только сильный духом человек мог совершить такой поступок.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ПРИМЕРОВ-ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Автор не случайно приводит слова (кого?)…
Автор разделяет мнение (кого?)…
Автор спорит (с кем?)…
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
Особого внимания заслуживает мнение автора о …

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Писатель изображает (кого? Что?)…
Герой говорит «…»
Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя, который…

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОЯСНЕНИЯ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОЯСНЕНИЯ

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОЯСНЕНИЯ К ПРИМЕРАМ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

Писатель хочет сказать, что…
Этот пример показывает, что…
Смысл этого высказывания в том, что…
Эти слова убедительно доказывают, что…
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Приведённые слова содержат глубокий смысл…

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Автор не случайно обращает наше внимание на…
Поступок героя показывает…
Слова (мысли) героя позволяют увидеть…
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы…

УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ОЗНАЧАЕТ ЕЁ НАЗВАТЬ ( Например: «автор противопоставляет», «писатель сравнивает», «публицист объясняет»…)ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ОЗНАЧАЕТ РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЭТИХ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (Например: в чём смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.)ПРИОРИТЕТНЫМ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ. БЕЗ НЕГО УЧЕНИК НЕ ПОЛУЧИТ ИСКОМЫЙ 1 БАЛЛ.

КОММЕНТАРИЙ.
УКАЗАТЬ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЕЁ.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. 2. СРАВНЕНИЕ (АНАЛОГИЯ)

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. 2. СРАВНЕНИЕ (АНАЛОГИЯ)

1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.2. СРАВНЕНИЕ (АНАЛОГИЯ).3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.4. ОБЪЯСНЕНИЕ.5. УКАЗАНИЕ НА ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ.6. ВЫДЕЛЕНИЕ.7. ДЕТАЛИЗАЦИЯ.8. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ
ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.) автор хочет подчеркнуть…
С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
Благодаря антитезе, мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным

СРАВНЕНИЕ

Сравнивая этих героев, мы видим…
Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) описываемой ситуации…

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
(1 пример вытекает из другого)

Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых события…
Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
(текст посвящён раскрытию какого-то понятия: благородства, честности, доброты, интеллигентности, предательства)

Автор пытается определить значение слова (раскрыть содержание понятия)
Эти примеры позволяют лучше понять значение слова…

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

ОБЪЯСНЕНИЕ
Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.) что-либо произошло…
Приведённые примеры позволяют автору объяснить…

Проблема Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с её сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей?

Проблема Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с её сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей?

Проблема

Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с её сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей? Такова проблема, над которой заставляет задуматься текст Феликса Кривина.

Указание на смысловую связь между примерами.

Автор раскрывает проблему, противопоставляя двух героев. В олицетворённых образах камней без труда угадываются люди с противоположными взглядами на жизнь. Использованные писателем имена также подчёркивают различие между персонажами.( С самого начала комментария мы указываем на смысловую связь между примерами и протянем это через весь комментарий)

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру.

Например, слово «Кремень» имеет переносное значение – «закалённый человек с твёрдым характером». Этот герой не боится жизненных бурь и штормов, смело идёт навстречу трудностям и преодолевает их.

Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру.

Совсем иначе изображён его друг: проведя жизнь в бездействии, он вообразил себя героем, некогда рисковавшим собой ради товарища. Сочетание «Растрескавшийся камень» передаёт негативную оценку пассивной жизненной позиции, указывает на несостоявшегося человека, не реализовавшегося как личность.

Анализ смысловой связи между примерами.

С помощью противопоставления Феликс Кривин показывает жизненные итоги людей с противоположными взглядами на мир и своё место в нём. Нетрудно заметить, что симпатии писателя на стороне тех, кто смело идёт к поставленной цели.

Позиция автора.

Итак, автор стремится донести до нас основную мысль текста: человек не должен быть равнодушным созерцателем, прячущимся от трудностей и невзгод. Только активная жизненная позиция, сопричастность всему, что происходит вокруг нас, делает человеческую жизнь полноценной и осмысленной. ( Ф.Кривин «Два камня»)

ОБОСНОВАТЬ КАКОЕ-ЛИБО СУЖДЕНИЕ

ОБОСНОВАТЬ КАКОЕ-ЛИБО СУЖДЕНИЕ

ОБОСНОВАТЬ КАКОЕ-ЛИБО СУЖДЕНИЕ ОЗНАЧАЕТ ПРИВЕСТИ ДРУГИЕ, ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ С НИМ И ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ЕГО СУЖДЕНИЯСогласны ли вы с автором?Почему?

3. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА.

ОТСЫЛКА К ТЕКСТУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОТСЫЛКА К ТЕКСТУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОТСЫЛКА К ТЕКСТУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДОЛЖНА ПОЯВИТЬСЯ ВНУТРИ ВАШЕГО РАССУЖДЕНИЯ КАК К АРГУМЕНТАЦИОННОЙ ЧАСТИ ВАШЕГО ОБОСНОВАНИЯ.НАПРИМЕР.Трудно не согласиться с автором. Равнодушие и невнимание больно ранят наших близких. Непонимание в отношениях между людьми в моём сознании прочно связано с рассказом А.П. Чехова «Попрыгунья». Главная героиня Ольга Ивановна ведёт себя легкомысленно и эгоистично: заставляет мужа выполнять свои прихоти, изменяет ему, и только в конце она раскаивается, осознавая свою косвенную причастность к смерти Дымова. Это произведение многое изменило в моём восприятии мира и помогло осознать, как важно быть внимательным к близким. Ведь человеческая жизнь слишком коротка и нужно уметь ценить людей, которые подарены тебе Богом, и согревать их своей любовью и заботой.

ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

НАПРИМЕР. Таким образом, автор считает, что человек должен занимать активную жизненную позицию

НАПРИМЕР. Таким образом, автор считает, что человек должен занимать активную жизненную позицию

НАПРИМЕР.Таким образом, автор считает, что человек должен занимать активную жизненную позицию.Трудно не согласиться с автором. Люди, не пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, — это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внёс вклад в развитие общества.

ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ НА
НАУЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ

ОБОБЩЁННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО ВЫВОДЫ

ОБОБЩЁННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО ВЫВОДЫ

ОБОБЩЁННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО ВЫВОДЫ ИЗ ТОГО, ЧТО ПОМНИМ, ЗНАЕМ, ЧИТАЛИ… ПОМОГАЕТ РАЗВЕРНУТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДОСТАТОЧНО ШИРОКО.НАПРИМЕР.Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми.Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять.Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надёжных партнёров, которые не подведут, не нарушат данного обещания.Итак, нечестным путём можно добиться временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.

ОБОСНОВАНИЕ
С ОБОБЩЁННЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ НАД ЖИЗНЬЮ.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ, ПОНАДОБЯТСЯ ФАНТАЗИЯ И РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ!НАПРИМЕР.Таким образом, автор приходит к следующему выводу: умение сочувствовать – важнейшее качество духовно развитого человека.Конечно же, он прав! Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию. У вас трудности, вам нужна помощь, а лучший друг говорит: «Мне некогда! Разбирайся сам». Вы заболели, вам плохо, а родители равнодушно заявляют: «Сходи к врачу», — и как ни в чём не бывало принимаются за домашние дела…Хотелось бы вам жить в таком равнодушном мире? Думаю, нет. От людей, которые нас окружают, мы ждём сочувствия, готовности разделить с нами горе и радость. Именно внимание окружающих помогает человеку понять, что он не одинок, что ему есть для чего жить в этом мире.

ОБОСНОВАНИЕ С ПРИВЕДЕНИЕМ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ.

Автор убеждён в том, что компьютер не заменит книгу

Автор убеждён в том, что компьютер не заменит книгу

Автор убеждён в том, что компьютер не заменит книгу.Я не во всём согласен с писателем. Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь. Мне кажется, благодаря электронным носителям книга просто приобрела новый вид и даже стала доступнее для читателей.

ОБОСНОВАНИЕ С ОПОРОЙ
НА СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. ШАГ 1

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. ШАГ 1

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

ШАГ 1. ЧИТАЯ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ, НАД КАКИМ ВОПРОСОМ РАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР И КАК ОН НА ЭТОТ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ .
ТАК ВЫ НАЙДЁТЕ ПРОБЛЕМУ И СФОРМУЛИРУЕТЕ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
ШАГ 2. ПЕРЕЧИТАЙТЕ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ, ЧТОБЫ НАЙТИ 2 ПРИМЕРА, ВАЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ПОЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ПРИМЕРОВ, УКАЖИТЕ И ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ.
НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ПОМЕЩАТЬСЯ МЕЖДУ ПРОБЛЕМОЙ И АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ.
ШАГ 3. СФОРМУЛИРУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ И ОБОСНУЙТЕ ЕЁ (С 1 ПРИМЕРОМ-АРГУМЕНТОМ В ЧАСТИ ОБОСНОВАНИЯ)
ШАГ 4. НАПИШИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ПРОБЛЕМА

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ ПРОБЛЕМА

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.
УКАЗАНИЕ НА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ.
ПЕРВЫЙ ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ.
ВТОРОЙ ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА.
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ (ВАША ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОЗИЦИИ АВТОРА).
ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ С ОПОРОЙ НА СВОЙ ПРИМЕР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный пункт программы для любого выпускника, а сочинение — его важная и наиболее «дорогая» часть. Каждый хочет написать его на высокий балл. Вместе с тем, подготовка к сочинению должна базироваться не на таланте «лить воду на бумагу», а на определенных критериях, соответствие которым проверяют эксперты. На что обращать внимание, чтобы не потерять баллы в 2022 году? Стоит ли заучивать клише для сочинения по русскому ЕГЭ? Как готовиться к этому элементу экзамена?

Особенности ЕГЭ 2022 по русскому языку

Задание №28 — весомый вклад в общий успех на экзамене. До ЕГЭ остался почти год, поэтому вы еще успеете проработать все элементы, чтобы набрать высокий балл. Кстати, за идеальное сочинение можно получить 25 баллов или 42% от максимально возможного результата за весь ЕГЭ.

Сочинение пишется по исходному тексту из первой части ЕГЭ. Какие элементы должны присутствовать в работе? Это указано в контрольных измерительных материалах, которые служат своеобразной подсказкой для тех, кто вообще не готовился к сочинению. Мы же рекомендуем изучить «формальную» сторону экзамена заранее, чтобы написать качественный, аргументированный текст в соответствии с предложенными правилами.

Итак, о правилах. По требованиям ФИПИ в 2022 году в сочинении должно быть от 150 до 300 слов. Если объем работы составит от 70 до 149 слов, оценки по ряду критериев будут снижены. При объеме до 69 слов автор получит за сочинение 0 баллов. Также запрещается полностью переписывать исходный текст. При этом умеренное цитирование разрешено. Во избежание чрезмерного цитирования можно ссылаться на номера предложений в исходном тексте. Это удобно для автора и упрощает восприятие сочинения экспертами.

Содержание сочинения

В сочинении оцениваются следующие моменты:

  • содержание;
  • речевое оформление;
  • грамотность.

Сейчас нас интересует только содержание, в котором должны присутствовать следующие моменты:

  • формулировка проблемы опорного текста: 1 балл — «стоимость» невелика, но при неверной формулировке можно потерять 9 баллов;
  • комментарий к проблеме: 6 баллов;
  • позиция автора опорного текста: 1 балл;
  • отношение экзаменуемого к позиции автора: 1 балл.

Чтобы отразить указанные вопросы, автор работы должен придерживаться следующей структуры сочинения:

  • водная часть (2-3 предложения);
  • формулировка и анализ проблемы (3-4 предложения);
  • комментарий с 2 примерами иллюстрациями и пояснениями к каждому из них (обязательно необходимо указать связь между примерами);
  • позиция автора (2-4 предложения);
  • отношение экзаменуемого (3-5 предложений);
  • заключение (3 предложения).

Клише для сочинения по русскому ЕГЭ

Для каждой из указанных выше частей сочинения можно пользоваться готовыми клише. Это упрощает работу над написанием работы, экономит время и обеспечивает связность изложения. Конечно, зубрить клише для сочинения по русскому ЕГЭ нет необходимости — важно ознакомиться с ними, почувствовать подход и использовать аналогичные приемы в своей работе.

Клише для вводной части

Самое сложное — начать сочинение, подводя читателя к проблеме исходного текста. В этом случае лучше не использовать стандартные клише об актуальности. Часто автор исходного текста писал свои строки сотню-две лет назад, поэтому они могут не быть актуальными в наши дни. К первым строкам текста лучше подойти творчески, хотя и в этом творчестве могут быть стандартные приемы. Для иллюстрации обратимся к тексту из демоверсии 2022 года и попробуем заинтересовать читателя вопросом: «Что такое «шедевр»? (Паустовский сам сделал нам эту подсказку).

Клише для формулировки проблемы

  • Автор предложенного нам отрывка (можно указать ФИО) затрагивает проблему…
  • В тексте Автора поднимается проблема…
  • Прочитав строки Автора, я задумался (задумалась) над проблемой…

Клише для комментария

  • Автор поднял эту проблему, когда…
  • Проблема взволновала и самого автора, который…
  • Автор рассуждает над проблемой с позиции… (рассказчика, участника и пр.)

Далее нужно перейти к примерам-иллюстрациям:

  • Автор увидел решение в…
  • Писатель склоняется к мысли, что…
  • Действия героя свидетельствуют о…
  • Автор привлекает внимание читателей, рассказывая о… (для публицистики или в художественных текстах от первого лица)

Для перехода между примерами-иллюстрациями:

  • В другом эпизоде писатель указывает на…
  • У писателя есть еще один аргумент в пользу идеи…

Клише для позиции автора

  • Автор считает, что…
  • Позицию автора не нужно искать между строк. Она сформулирована четко и ясно…
  • Писатель однозначно не сформулировал свою позицию, но мы можем предположить, что…

Клише для позиции экзаменуемого

  • Я согласен с автором…
  • Мне чужда позиция автора…
  • Считаю, что автор не прав…

В обосновании своего отношения экзаменуемый может использовать фразы:

  • Мой опыт подсказывает, что…
  • Я пережил подобную ситуацию…
  • Моя позиция подтверждается…

Клише к заключению

  • В заключение хочу сказать, что…
  • И пусть наши позиции отличаются, но…
  • По-моему, сходство наших позиций свидетельствует в пользу…

Заключение

В заключение хотим сказать, что подготовка к ЕГЭ по русскому языку  — не заучивание клише. Опирайтесь на эти примеры, формируя свой собственный арсенал для аргументации. Только тогда даже самая неожиданная тема на государственном экзамене не создаст проблем.

  • Позиция автора в рассказе чистый понедельник
  • Позиция автора в сочинении примеры
  • Позиция автора в рассказе челкаш
  • Познавательная когнитивная как пишется
  • Позитивчик как правильно пишется