Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

Толстой котнок какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс? 1 рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. что на них

Толстой «Котёнок» Какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс?

1 Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

Толстой Котёнок Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс

2 Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

3 Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера

Чуть не случилась беда!

Нашлась, да не одна, а с котятами!

Кошка пропала

На прогулке с котёнком

4 К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

5 Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.

Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать. Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями. Полностью соответствует содержанию. Эмоциональный рассказ. Выражено своё отношение к происходящему. Не нарушена логика.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Толстой «Котенок» стр. 39 — 40

4

Corelpainter

Ответы (10):

Share

3

Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.

Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.

Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:

8d14b6e175c7e2575a74ad7df0e1cf51

Выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася и Катя, Весной, пропала, искали везде.
  2. Тонкие голоса, крыша амбара, чудесные котята
  3. Играть на дороге, солома, щавель, забыли
  4. Испугалась, закричала, побежала, упал животом, охотник, отогнал.

Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.

Share

8

1)Рассмотрим все иллюстрации. На них мальчик и девочка заинтересованно смотрят на кошку с котятами. Катюша молоко для кошки-мамы принесла. И довольные ребята поят животных. Потом уже другая ситуация на второй картинке. Ребята прихватили котёночка с собой. На иллюстрации №3 одинокий брошенный котёнок оказался в смертельно опасной ситуации. И на четвёртой видим, как малыша, к счастью, спасли. Мальчик Вася это сделал.

2)Иллюстрацию №1 можно назвать такими словами из текста.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

А вот второй рисунок, к которому можно подобрать следующее название:

d92728288a45865e5736567301e2a015

На третьей иллюстрации вот что происходит:

685b1bf93aaab54e7a82edb717602b43

На четвёртой картинке

fafd4716b99e0e9fd478ad4622756747

3)План должен иметь такую последовательность: 4,2,1,3.

4)Ключевыми (опорными) словами могут быть следующие:

ad1ae870a6d35f2c26611589dcf370d6

5)Передать содержание эпизодов рассказика близко к тексту, то бишь пересказать, нужно самостоятельно, это сделать просто.

Share

8

1-2.) Прочитав рассказ и внимательно просмотрев картинки, можно сделать вот такие к ним подписи словами из текста рассказа, которые как раз и рассказывают, что на этих картинках изображено:

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

3.) В задании нам дается вот такой план (пронумеруем его пункты, чтобы было понятнее):

507781830b46725e38670171ed0a790e

Но этот план не правильный, он не отражает правильной последовательности событий в рассказе, надо расставить пункты плана вот так:

ec487f777bd7060c2f02bfa1f7f08313

4.) Теперь выписываем опорные слова из рассказа к каждому из этих четырех пунктов плана.

  1. брат, сестра, кошка, весной, амбар;
  2. котята, молоко;
  3. котенок, солома, ветер, щавель, собаки;
  4. Вася, собаки, охотник, домой.

Share

3

После того, как прочитали интересный рассказ «Котенок» Толстого, постараемся ответить на вопросы к рассказу.

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

В учебнике даны четыре иллюстрации. Рассмотрим каждую из них и опишем, что на ней изображено.

На первой иллюстрации мы видим, как дети нашли кошку с котятами. Катя принесла молока, ребята поят кошку молоком.

На второй мы видим, что дети пришли в поле. Они взяли котенка, которого оставили себе, с собой на дорогу.

На третьей иллюстрации мы можем видеть, как собаки увидели беззащитного котенка. Они хотят схватить его.

На последней картинке изображено спасение котенка. Вася подбежал к котенку и схватил его, защищая от собак.

Можно сделать следующие записи к рисункам:

Первый рисунок.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

Второй рисунок.

52ba52720c4e8ac94472e74cece1d21e

Третий рисунок.

434c2fcac3b3b7fa3aa131e96cb9982a

Третий рисунок.

d356d35e8142b690f823ee8cee966e3d

Расставим правильную последовательность:

ead90872157494dc987a0022ee66e1b9

Далее выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася, Катя. Кошка, пропажа.
  2. Амбар. Находка, кошка, котята, молоко.
  3. Дорога, солома, котенок, игра.
  4. Охотник, собаки, опасность, спасение, защита.

Дальше можно самостоятельно подготовить пересказ. Рассказ короткий и интересный, пересказать его будет несложно.

Share

3

Чтобы ответить на вопросы задания по литературному чтению к рассказу Толстого «Котенок», нужно внимательно рассмотреть рисунки.

Прочитав рассказ, мы уже точно знаем последовательность событий и можем разместить картинки в правильном порядке.

Верхнюю левую картинку подпишем: Катя … достала молока и принесла кошке.

Нижнюю левую подпишем так: «котенок играл с соломой».

Верхнюю правую подпишем: «впереди него две собаки».

Нижнюю правую подписываем таким образом: «Вася упал животом на котенка».


Расставим правильную последовательность событий рассказа:

  • Чуть не случилась беда! — 4
  • Нашлась, да не одна, а с котятами! — 2
  • Кошка пропала — 1
  • На прогулке с котёнком — 3

Опорные слова по пунктам плана:

1.Вася и его сестра Катя, пропажа, кошка.

2.Нашлась, котята, молоко.

3.Солома, котенок, прогулка.

4.Охотник, охотничьи собаки, угроза котенку, спасение, смелость.

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

Готовим пересказ эпизода самостоятельно.

Share

2

Ответим на вопросы к заданию.

aba847d0606d5194cb892b39694f9cc0

На картинке слева вверху мы видим, как девочка Катя пожалела кошку с котятами, сбегала быстро домой и дала кошке молока. На картинке справа вверху изображена драматическая сцена: впереди всадника бегут две гончии собаки, которые во-вот разорвут маленького котенка. На картинке слева внизу можно увидеть, как дети наблюдают за играющим котенком. На картинке справа внизу Вася совершает героический поступок, закрывая своим телом котенка от собак.

  1. Сделаем подписи к предложенным рисункам.

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

51220aecab56c426e60d50bf891a2a76

Расставим точно цифры к предложенным надписям:

f216245995d814932dc068483de4e930

  1. Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

bcf7a6d754292c4b752d022d42bc6801

Отвечаем на следующий вопрос задания.

60d638ce0d22c64a6556bbc6c860a65d

Наиболее яркий эпизод в этом рассказе такой. Когда охотник и собаки приблизились к котенку, мальчик Вася не растерялся и закрыл собой котенка на дороге. Это был мужественный поступок, достойный уважения.

Share

2

Перед нами четыре картинки, иллюстрирующие рассказ.

Первая ( верхний левый угол ): дети нашля котенка, дали ему молока, играют с малышом.

Вторая ( под первой ): дети взяли с собой найденыша на прогулку, котенок играет в соломе.

Третья ( верхний правый угол ): по дороге на коне скачет охотник с охотничьими собаками.

Четвертая ( под третьей ): мальчик животом упал на котенка и закрыл его собой от собак.


Пункты плана для рассказа Льва Николаевича Толстого расположены в неправильном порядке. Должно быть так:

  1. Кошка пропала. ( Исчезла домашняя кошка )
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами! ( Кошка родила котят в укромном уголке )
  3. На прогулке с котёнком. ( Ребята стали брать котенка с собой гулять )
  4. Чуть не случилась беда! ( Охотничьи собаки чуть не разорвали беспомощного малыша )

К каждому из пунктов плана можно подобрать опорные слова:

b552fd4190248de4fec1fa5902f25713

Share

2

  • На первой картинке мы видим, как ребята кормят котенка.

На второй картинке мы видим как дети отпустили котенка погулять в поле.

На третьей картинке мы видим, как охотничьи собаки бегут прямо на котенка.

На четвертой картинке мы видим как мальчик спасает котенка.

  • Сделать подписи к картинкам можно следующим образом:

    Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

  • Последовательность будет такая:

    1. Чуть не случилась беда!
    2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
    3. Кошка пропала
    4. На прогулке с котёнком
  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Первое: брат и сестра, игра, амбар,

Второе: молоко, пять, котенок,

Третье: пошли играть, солома,

Четвертое: собаки, охотник, испугалась, пал животом.

Share

1

Сделаем задание, ответим на вопросы по Толстому «Котенок». Это небольшой детский рассказ.

1) Рассмотрим картинку. Дети дают поесть котенку; котенок играет; охотник с собаками; Вася и котенок.

2) Подпишем картинки, согласно фразам из произведения по сюжету.

7c0bbc617c8aba988da94eccb032d261

3) Последовательность плана следующая:

3c3cfd689157dde443cf4089ff261313

4) Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

• Весна, поиски, Катя, Вася, находить

• находка, котята, пятеро, чудесный

• отправились, дорога, прогулка, котенок

• охотник, собаки, скачка, закрыл, Вася

5) Выбрать любой эпизод из текста, чтобы пересказать. Передать, используя опорные слова.

У Васи и Кати весной потерялась кошка, она не находилась, а когда обнаружила себя, то была не одна, а с котятами.

Share

1

Ответим на вопросы по рассказу «Котенок»:

1.Рассмотрим картинки. На первой картинке мы видим как дети кормят молоком котенка. Потом котенок игрался соломой, а дети смеялись. На третьем рисунке мы видим двух больших собак и охотника. На четвертом рисунке Вася падает на живот и защищает котенка.

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

2.План сделан неверно, правильная последовательность должна быть такая:

Пожарные собаки лев толстой читать полностью рассказ

3.Напишем такие опорные слова:

Вася и Катя — пропажа, кошка, ребята.

Нашлась — кошка, котята, молоко.

Котенок играется — солома, веселится, смеются.

Охотник — собаки, страх, испуг, котенок.

Подготовим пересказ по эпизодам самостоятельно.

Сентябрь

Мероприятия

Дата

Цели

1

Беседа «Огонь добрый, огонь злой»

 

Формировать представление детей, о том, что огонь приносит не только пользу в жизни человека, но и может нанести вред.

2

Чтение и рассматривание дидактических карточек «Правила противопожарной безопасности»

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнём.

Октябрь

1

Беседа о работниках пожарной службы, «Пожарный — герой, он с огнем вступает в бой»»

 

Познакомить детей с работой пожарной службы, закрепить знания детей о специальных видах транспорта — пожарная машина. Воспитание положительных качеств на примере героев пожарной службы.

2

Сюжетно ролевая игра «Кто быстрей потушит дом?»

 

Познакомить детей со значимостью пожарной службы. Закрепить знания детей о противопожарной безопасности в игровой ситуации.

Ноябрь

1

Рассматривание лепбука по противопожарной безопасности

 

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, в алгоритме вопросов и ответов.

2

Рассказ Льва Толстого «Пожарные собаки»

 

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Развивать способности к сопереживанию героям.

Декабрь

1

Сюжетно ролевая игра «Пожарная безопасность дома»

 

Закрепить знания детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Закрепить потребность в соблюдении правил пожарной безопасности в игровой деятельности.

 

Беседа в ситуациях «Ты дружок не шути, зажигалку и спички — дома в руки не бери. Ёлочные гирлянды, петарды, бенгальские огни под Новый год — меры предосторожности»

 

Формировать представления детей об опасных для ребёнка игр, которые могут привести к возникновению пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.

Январь

1

Театрализованное представление «Кошкин дом»

 

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Продолжать закреплять правила поведения при угрозе или возникновении пожара в театрально-игровой деятельности.

Февраль

1

Коллаж «Огонь и игра несовместимы»

 

Побудить детей к воспроизведению с помощью вырезанных или нарисованных картинок, свое отношение к играм с огнём, поделиться своими знаниями с родителями и родными и другими детьми.

2

Рисование буклетов для родителей «Огонь — хороший и плохой»

 

Побудить детей к воспроизведению с помощью изобразительных средств, своего отношения к огню (каким они его себе представляют) поделиться своими знаниями с родителями и родными.

Март

1

Просмотр фильмов с использованием ИКТ

 

Формировать знания детей о правилах пожарной безопасности. Расширить и углубить знания детей о транспортных средствах пожаротушения

2

Проблемная ситуация «Если ты «видел, что Петя взял спички».

 

Довести до сведения детей, чем могут быть опасны спички. Закрепить в дидактической игре с детьми знания правил пожарной безопасности.

Апрель

1

Проблемная ситуация «Ты один нужно воспользоваться электробытовыми приборами для приготовления обеда?»

 

Закрепить знания детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Формировать правила поведения при угрозе или возникновении пожара.

2

Просмотр фильма «Огонь в жизни людей» с использованием ИКТ

 

Довести до сведения детей, что огонь важен в жизни людей, но не всегда бывает он безопасен.

Май

1

Подготовка концерта о правилах пожарной безопасности для младших групп ДОУ.

 

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности в творческой деятельности. Побудить желание детей познакомить с правилами пожарной безопасности других детей.

2

Рассматривание альбома «Осторожно электроприборы» для детей других групп детского сада.

 

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности в творческой деятельности. Побудить желание детей познакомить с правилами пожарной безопасности других детей.

Июнь

1

Просмотр фильма с использованием ИКТ «Советы МЧС»

 

Продолжать осваивать правила поведения при угрозе или возникновении пожара в игровой деятельности. Закрепить знания детей о работе пожарной службы.

2

Чтение и рассматривание дидактических карточек «Правила противопожарной безопасности»

 

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнём.

Июль

1

Дидактическая игра «Опасные ситуации»

 

Закрепить знания детей об опасных ситуациях, требующих осторожного обращения, предметы, которые могут вызвать огонь, обсудить и проиграть это в игровой ситуации.

2

Чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

 

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Развивать способности к сопереживанию героям.

Август

1

Сюжетно ролевая игра «Юные пожарники»

 

Продолжать осваивать правила поведения при угрозе или возникновении пожара в игровой деятельности. Закрепить знания детей о работе пожарной службы.

2

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

 

Закрепить в дидактической игре с детьми знания правил пожарной безопасности.

         

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Дошкольное отделение № 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»

Подготовила воспитатель

старшей группы №12

Меджидова Мадина Магомедхабибовна

г. Москва, г. Троицк
2021 года

Цель: Познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого.

Задачи.

1. Образовательные:

-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;

-отвечать на вопросы  полными ответами;

-обогащать и активировать словарь;

2. Развивающие:

-развивать логическое мышление;

-умение формировать свои мысли.

3. Воспитывающие:

-формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной культуры, познание, физкультура.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации «Служебные собаки», картинка «Лондон», загадка, дидактическая игра  «Разрешается-запрещается».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Предварительная работа: беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций пород собак.

Ход НОД.

  1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Воспитатель:

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

Водная часть:

— Ребята, а хотите узнать что у меня в мешочке? Тогда отгадайте мою загадку и вы узнаете о чем мы будем сегодня говорить.

Загадка.

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (собака)

Воспитатель: Собаки-друзья человека, они ему помогают.

В: Какие бывают собаки?

В: Как помогают собаки людям?

Дети: Собаки служат в полиции, в армии, спасают людей на воде, помогают пожарным и т. д.

В: Как называются эти собаки?

Дети: Служебные.

В: Собаку, которая помогает охотнику, называют (охотничьей)

Спасает человека, заблудившегося в лесу, из-под обломков дома собака — (спасатель)

Охраняет границу собака (пограничник)

 Спасает раненых собака (санитар)

 Собака, которая ведет слепого человека – это… (поводырь)

Вытаскивает угоревших во время пожара людей ….(пожарная собака)

(При отгадывании загадок иллюстрации соответствующих собак вывешиваются на доске)

В: Пожарные собаки, как вы думаете, кому помогают?

Д: Пожарным.

В: Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди.

II. Чтение рассказа.

В: Ребята,  мы будем с вами продолжать знакомиться с произведениями известного нам автора Л.Н. Толстого. (Показать портрет)

Сегодня я вам прочитаю рассказ  «Пожарные собаки».

В: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «Лондон». Лондон – это город в другой стране, в Англии. (Показать иллюстрацию города)

В: Слушайте внимательно, после чтения будете отвечать на вопросы  по содержанию.

III. Беседа по содержанию.

В: О чем говорится в рассказе?

(Ответы детей).

В: Почему собак назвали пожарными? Что они делают?

(Ответы детей).

В: Что однажды произошло? (Ответы детей).

В: С кем приехали к дому пожарные?

(Ответы детей).

В: Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?

(Ответы детей).

В: Что делала женщина, о чем она говорила?

(Ответы детей).

В: Как Боб нес девочку?

(Ответы детей).

В: Что сделала мать девочки?

(Ответы детей).

В: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

(Ответы детей).

В:Куда рвался Боб? (Ответы детей).

В: Что подумали пожарные?  (Ответы детей).

В:Когда народ рассмотрел то, что вынесла собака, что стал делать? (Ответы детей).

IV. Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

V. Повторное чтение. (Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста)

VI. Пересказ детьми.

Первый рассказывает начало.  (Поведение детей при пожарах. Лондонские пожарные собаки.)

Второй – о том, как собака спасла девочку.

Третий – о том, как собака принесла куклу.(Отважная собака бежит в огонь и повторно спасает куклу.)

В: Понравился вам рассказ? Чем понравился рассказ?

VII. Дидактическая игра «Разрешается-запрещается».

Воспитатель называет действие, дети поднимают круг определенного цвета:

-в случае пожара вызывать пожарных по телефону 01 или 112;

-бросать горящие спички;

-кричать и звать на помощь взрослых;

-оставаться в помещении где начался пожар;

-открывать окна, двери во время пожара;

-закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;

-прятаться в угол, под шкаф, кровать;

-оставлять без присмотра включенные электроприборы;

-двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

-не бояться пожарных и слушаться их во всем;

-обращаться к соседям за помощью;

-включать газ, электроприборы, свет.

VIII. Рефлексия.

В: Что нового узнали сегодня?

(Ответы детей)

В: Молодцы, дети! Вы сегодня внимательно слушали, пересказывали, узнали о смелой собаке Боб. Спасибо!

© ngonb.ru

Татьяна Толстая: «Интеллигент оказался дико живуч и выжил!»

28 Ноя 2021, 13:43

Известная российская писательница и телеведущая Татьяна Толстая стала хедлайнером литературного фестиваля «Белое пятно» в Новосибирске. Она провела три встречи с читателями. Поклонников романа «Кысь» и «Школы злословия», которая умудрилась продержаться в рейтинговом телеэфире 12 лет, оказалось очень много. Татьяна Толстая ответила на вопросы, которые ей были заданы в стенах Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Получился откровенный рассказ про жизнь и про литературу.

Публикуем выдержки из бесед — о фатализме и живучести интеллигентов, тенденции к реализму и словесной кулинарии, про русский мир и «феминистический раж» и «доносы» в США.

Про жизнь

Это такая сущность. Очень многозначная, много чем наполняется. И это есть некая совокупность, и, однозначно, сила. Есть вещи, которым ты ничем не можешь сопротивляться. Вот где-то в Канаде или в Америке на берегу озера образуется лед и начинает ползти на берег. А там стоит дом, и людям сначала интересно, но лед все давит и ползет. В итоге он разваливает дом… Вот это такая сила, с которой ты ничего не можешь поделать. Это — часть природы — жизнь! Она может быть и неприятной, но она идет по каким-то своим дорогам и путям. И ничего ты с ней сделать не можешь.

Я в принципе не поддаюсь отчаянию. Это у меня отключено.

Я очень легко переношу ограничения, потому что мне как интроверту общение совсем не нужно. Я совершенно легко общаюсь в «Зуме» и не вижу никаких повреждений психических от этого. Я знаю, что многие это не любят, а уж детям тем более тяжело. Но нужно просто искать интересных собеседников и знать, что они интересны.

Про фатализм

В общем и целом, я фаталист. Могут быть какие-то варианты — судьба не ломит так прямо. Ты можешь болтаться туда-сюда, но это как идти в вагоне, который катит по рельсам. Все предначертано

Про интеллигентов

Интеллигент описан Максимилианом Волошиным в поэме. Он считал, что интеллигент умер. Вымер! Он описывает интеллигента русского как порожденного петровской эпохой и как сделанного по слепку против власти: если у одного выгнутое, то у другого выпуклое. И он растворился в горниле революции и гражданской войны.

Но Волошин не прав. Интеллигент оказался дико живуч и выжил. Да еще как выжил и до наших дней дошел! Интеллигент — человек чуткий к культурным вещам, имеющий чуткое ухо, внимательный к языку.

Про Чехова

Почему никто не знал, в какой лагерь Чехова отнести? Либералы говорили: как ты можешь с этим дружить и там печататься? В ненаших изданиях! Они его терпели за талант, но не понимали, как он так может? А ему было все равно: для Чехова этих лагерей как бы не существует. Он знает, что они существуют, но для него совсем не важно это. Он воспроизводит жизнь и человека в постоянной динамике. Чехов никогда не осуждает, потому что это глупо — осуждать. Это для примитивных писателей.

Про писателей

Писатель должен почувствовать, должен встать на свой голос. Он должен ощущать этот свой голос. Тяжело молодому и начинающему — обнаглеть надо как-то! Но обнаглеешь — что-то теряешь… Сложно это. И, вообще, нельзя научить писать — это понятное дело. Но можно научить чему-то в этом плане. Я вот учила людей в Америке: называлось это creative writing — творческое письмо. Учила, с чего должен начинать, чем заканчивать и каким-то правилам. В художественном письме нет законов. Очень полезно учить метафоры. Но вот почему-то американское сознание плохо воспринимает метафоры. А ведь метафора — это когда ты отрываешься от реальности и что-то происходит…

Я пишу в разных жанрах. И в каждом из них я другой человек.

Про «Кысь»

У персонажей книги вообще нет прототипов. Технически можно назвать это антиутопией, но не было у меня этой схемы в голове. Привиделось, наверное. Можно сказать, что это такая метафора нашей жизни — о том, что культура уничтожается. Люди начинают делиться на тех, кто помнит старую культуру и на новых — тех, кто ничего не знает. Обрушиваются какие-то пласты, люди не могут наладить коммуникацию. Старый культурный код исчез, а нового нет.

Это и о том, что если ты глупый и у тебя нет какого-то воспринимающего устройства, то книги не несут тебе ни света, ни разума. Да, есть книжная наркомания, но если нету соображения, то не в коня корм. Главный герой — невежественный, глупый; он эгоистичен и у него нет нравственного стержня. Интересно продумать само ощущение героя-дурака! Считается, что очень трудно писать героя умнее себя. Льву Толстому удавались такие фокусы! Но, оказывается, написать героя глупее тебя тоже довольно трудно. Так же трудно, как в Мертвое море нырнуть.

Про «Школу злословия»

Мы — не профессионалы. Мы работали экспромтом. В этом есть фишка, но она может не сработать. Поскольку мы не профессионалы, а организаторы — профессионалы, то они хотели встречаться еженедельно для разбора полетов. Чтобы рассказать, что было плохо, неправильно и как нам надо было себя вести. Я сразу сказала, что ничего не буду делать из того, о чем они говорят. Потому, что я абсолютно ничего не запоминаю и не выучу! Я сказала, что буду делать так, как мне удобно и больше никак… Говоришь с человеком и все как-то летает, поскольку он знаменит, интересно отвечает на вопросы. Тогда и сама программа так и летит…

Возродить передачу невозможно ни в каком виде. Это абсолютно исключено и даже думать об этом не нужно. Мир унесся далеко вперед.

Про современную литературу

Произошло какое-то перенасыщение солевого раствора. Огромное количество вещей, ходов разных, того, что составляет суповой набор литературы, уже много раз использовалось. Все темы конечны, непостижимо только одно — индивидуальность. Ты можешь писать от своего лица, даже если с тобой произошло то же, что с другими. Сегодня действительно есть тенденция идти в реализм какой-то, мемуарный план развивается.

Про новую «Войну и мир»

Нет, не появится! И понятно почему. Для того, чтобы написать роман такого масштаба и такой важности, нужно родиться гением. И потом, время таких кирпичей» все-таки прошло. Многие пробовали, но вот мир у них как-то не присоединился к войне…

Про экранизации

Я плохо к этому отношусь. Это разные вещи. То, что мне было нужно и важно, я в этом вот виде вылила на бумагу. Я это сконструировала и отвечаю за каждую запятую. Любая переделка — кино, театр, еще что-то — это уничтожение моего труда. Это может быть совершенно замечательно по-своему, но мне это не нравится.

Про Русский мир

Русский мир? Это апроприация! Русский мир апроприирован не самыми симпатичными мне группами людей.

Про культуру в США

Сейчас там ужасно — правда, ужасно в смысле выражения своих мыслей. Может быть, даже хуже, чем я себе представляю. Я уехала в 1998 году — они политкорректность свою внедряли тогда сильно. Уже тогда, в 90-е, считалось, что мужчина — это плохо, это белая шовинистическая свинья. Сейчас и другие определения добавились: например, цисгендерность… И существует представление, что классики, как Шекспир и Лев Толстой — это плохо, потому что это мертвые белые шовинистические свиньи… Было такое движение и оно густым липким слоем покрыло кафедры колледжей и университетов.

Представление о России совсем превратное. Ну, сейчас-то уже совсем все плохо. Им казалось, что мы, как бурлаки на Волге, где-то бредем с этой лямкой… А последние два года с этим БЛМ — полный кошмар: феминистический раж, внесудебные расправы, доносы, радостное кликушество и все прочее.

Одна женщина написала неплохую пьесу и напечатала ее. И тут набежали со всех сторон, а они ведь всегда толпой набегают! Стали возмущаться, что в этой пьесе нет ни одного черного персонажа. Начинают ее шеймить, доводят до слез, и она пишет покаянное письмо про то, как она ошибалась.

Это чистый РАПП! У нас были люди, которые пострадали за это. И я им говорю, что вы только сейчас проходите 20-е годы — так сильно от нас отстали. Вы слыхали про наши 30-е годы, про Большой террор, а вот про 20-е вы, голубчики, не слыхали! И даже не представляете себе, как это!

Про кулинарию

Из меня, конечно, кулинар еще тот. Я из рецептов не делаю никакого секрета — я их публикую полностью. Но известно, что по одному и тому же рецепту у людей блюда получаются разные… Тем не менее, все в открытом доступе. Я немножко готовлю, но я готовлю достаточно редко и не увлекаюсь этим делом. Я больше в словесной кулинарии.

Ресторанные критики, конечно, великие люди, но их возможности словесные довольно сильно ограничены. Они начинают метаться, у них там все сочное и хрустит… Читать их невыносимо, особенно, если ты сыт. Противно почему-то становится. Нужно искать какие-то другие ходы для того, чтобы писать о ресторанах. У меня вышло где-то шесть эссе о ресторанах, довольно больших. Я буду это издавать. Добавлю какие-то свои тексты из фейсбука или ЖЖ, которые имеют отношение к еде. И, наверное, туда же впендюрю какие-то рецепты.

Про фейсбук

Я опыты ставила. Например, у меня давно в фейсбуке был пост из одной точки. И что вы думаете?! Уже через десять комментариев драка с украинцами… То есть, людям все равно на какой почве! Им совершенно все равно: они с утра встают и выходят где-то желчь погонять.

Я как-то писала, что комментатор, как и сапер, ошибается только один раз. А потом придумывает себе новую личность, тихо сидит под новым аватаром, помалкивает, посматривает… Я на них абсолютно не обижаюсь, я им говорю: пошел ты в жопу!

Подготовил Владимир Кузменкин

  • Пожар или пажар как пишется
  • Пожалуйста прости меня как пишется
  • Пожар в доме дубровского сочинение
  • Пожалуйста сказку про золушку
  • Пожалуйста по итальянски как пишется