Поздний ребенок рассказ на дзен твои истории

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

37437

Лучше меньше, да безопасней

Время от времени вижу тут мерзенькие высказывания like: «А вот шлюхи всякие столько зарабатывают за одну ночь, сколько я за месяц».

Ну и дальше — либо откровенная мизогиния, либо, если писала женщина — вопросы «почему». Хотя вопросы «почему» нужно вовсе не шлюхам адресовать, а скорее Минэкономразвитию РФ, а также всему руководству страны — мол, хрен с ними, со шлюхами, вы сверхзвуковые ракеты выпускаете, а медианная зарплата, тем временем, чуть более пятиста долларов, как это у вас получается?

Опустим тот факт, что «как я или вы в месяц» зарабатывают эскортницы, коих 1% среди общей массы проституированных женщин. Ну и естественно, представьте себе, какие средства надо потратить, чтобы попасть в этот один процент. Внешность, реклама, пластика, спортзал. С трассы туда никто не попадает.

Закончим тем, что я всё понимаю, конечно, кризис в стране. Но блин, почему эти ноющие господа не идут в уголовщину? А что. Тоже «делать ничего не надо». Тоже некоторые зарабатывают больше в день, чем учитель в месяц. Никакой писечки продавать не нужно, на внешность плевать.

Ах, уголовного преследования боитесь? Ах, избить могут? Ах, к ментам боитесь попасть? Ну надо же…

От работы шлюхой, судя по городским легендам, останавливает «воспитание». Ну это такой вот способ почувствовать себя выше и лучше женщины, которая, как правило, из крайней нужды пошла на панель. Нечего сказать. Вы бы ещё с бездомными посоревновались, хотя и такие есть.

А вообще, радуйтесь, что можете зарабатывать вне уголовщины и продажи тела, господа хорошие. Пусть даже и меньше.

Почему-то в других направлениях криминальной деятельности люди способны сложить два и два, и понять, что хоть там путь более денежный, но очень недолгий. До первой посадки, до первой разборки между бандами, до первой разборки внутри банды и т. п.

Выжить в такой среде можно, если ты там с детства тусил и знаешь «понятия», и кто кому что, а также обладаешь выдающейся интуицией, чтобы вовремя драпать.

Но на вопросе проституции у всех выключается мозг.

37436

Не груби слабому, не вернёт сильный

После таких сентенций у меня дёргается глаз.

Вот скажите, «туда, где мной пытается командовать какой-то шкет, вчера вылезший из-под мамкиной юбки» — это куда?

Я очень смутно представляю официанта в ресторане или баристу в кофейне, командующего посетителями. Возможно, вы имели в виду хостесс, которая провожает вас к столику? Возможно, желаемый вами столик для кого-то забронировали, и вас просят его освободить?

Или вы пришли на какие-то курсы, где вам рекомендуют правильное выполнение действий? Например, инструктор по скалолазанию, требующий перестегнуть неправильно зафиксированную обвязку? Шеф-повар, рекомендующий не хватать его ножи? Или вам просто объясняют, как устроен вызов лифта в отеле?

Моя мама — очень поздний ребёнок в семье долгожителей. Ей повезло застать прабабушек, обучавшихся в дореволюционной гимназии. Нет, не дворянок, просто воспитанных гимназисток, живших в домах с прислугой. И «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», глава про прислугу, прекрасно описывают то, как нужно общаться с людьми, стоящими ниже тебя по социальной лестнице.

Даже до революции этикет рекомендовал вежливость. Не угодливость вышестоящим, не хамство нижестоящим. Вежливость и тем, и тем.

А таким, как вы, я желаю понять, что на любую силу найдётся ещё большая сила.

37435

Conceal, don’t feel, don’t let them know…

Вы либо так ничего и не поняли, либо откровенно троллите. Надеюсь, что всё же первое.

Родные именно что любопытны. Чем больше вы что-то скрываете, тем больше у них вопросов и больше желания знать. И рано или поздно они докопаются до того, что вот эта подруга их дочери — на самом деле её девушка. Или что кавалер их дочери ходит не в православную церковь, а в костёл, мечеть, синагогу, или вообще никуда. Или что девушка их сына… ну, допустим, цыганка.

Казалось бы, просто факт, который сам по себе не делает человека лучше или хуже. Но родным зачастую бывает достаточно этого факта, чтобы невзлюбить партнёра — человека, который лично им не сделал ничего ВООБЩЕ. Они бойкотируют этого человека, говорят о нём гадости за спиной, оскорбляют словом и действием, а иногда и до откровенной уголовщины доходят.

Но ладно партнёр, этим родным он чужой. Своих-то детей за что так же гнобить? Ты живёшь с ребёнком всю его жизнь, ты его знаешь и любишь, и вдруг начинаешь ненавидеть просто потому, что он спит не с тем человеком? Не потому, что он кого-то изнасиловал или убил, не потому, что он наркоман и колотит свою бабушку, не потому, что он предал кого-то из членов семьи, даже не потому, что он оскорбил лично тебя? Простите, но иначе как предательством я это назвать не могу. Он-то тебя продолжает любить. По крайней мере, какое-то время.

Скрывать беременность, чтобы бабушку не волновать — это совсем не то же самое, что скрывать религию партнёра, его национальность или собственную ориентацию. Принимая решение не говорить бабушке о беременности, вы знали, что через год вы покажете ей ребёнка, она слегка обидится и очень за вас порадуется. Вам не пришлось отказываться от части себя и жить в страхе — а вдруг кто узнает и проболтается? — понимая, что вот это, скорее всего, очень надолго, если не навсегда.

Вы говорите, что с родными надо всеми силами поддерживать добрые отношения, потому что их не выбирают. Но вы это говорите тем, чья вина — отношения с неправильным человеком. Видимо, бедные жертвы признаний вроде дядюшек жены еврея или бабушки гея из первой истории выбирать таки могут и поддерживать добрые отношения с родственником им не надо, да? Ну уж нет, это так не работает.

Далеко не каждый родственник стоит того, чтобы с ними сохранять добрые отношения. Вам и вашему мужу повезло с роднёй, они того стоят. Вы можете общаться со всеми сразу — и с мужем, и с родными, можете обнять и поцеловать своего мужа при них, можете о нём рассказывать, ни от кого не скрываясь и зная: вас за это не оскорбят и не побьют. А вот гей из первой истории такого не может. И жена еврея не могла.

И кстати, почему вы априори отказываете людям в чувстве такта? С чего вы взяли, что однополая пара будет прямо при вас целоваться взасос и обсуждать свои постельные дела? Воспитанные люди не рассказывают окружающим, где, как, с кем, куда и сколько раз. Или у вас сказанные мужчиной слова «мой парень» в голове моментально включают гей-порно? Так это исключительно ваша проблема.

По поводу изменения неизменяемого — вы говорите про смену имени, пластику и осветление кожи на полном серьёзе? Тогда включите на минуту воображение и представьте, что ваш тогда ещё не муж вам говорит в начале знакомства: «Дорогая, я на тебе женюсь, но тебя должны принять мои родители. Случится это, если ты сменишь имя, примешь ислам, изменишь разрез глаз и сходишь сделать женское обрезание, а я всю жизнь буду выдавать тебя за соплеменницу». Что, совсем-совсем не возникает вопрос: «А какого хрена?!»? Не верю.

Вы, по сути, упрекаете людей за то, что они не хотят жить в постоянном страхе разоблачения, хотя не делают ничего предосудительного, и оправдываете тех, кто после разоблачения творит дичь. Не надо так.

37434

Ничто не делает человека столь презренным и ничтожным, как непоследовательность

Читаю на сайте истории о том, что феминистки, дескать, ничего не делают, только орут. Дорогие мои антифеминисты и антифеминистки: а вы-то чем лучше? Ваше, так сказать, движение, возникло ещё лет сто назад — когда писали карикатуры на первых суфражисток. Ну и чего вы добились с тех пор? И если вы боретесь с феминистками — то что лично вы делаете, чтобы женщинам жилось комфортно без феминизма? Потому что лично я вижу только вопли и визги с вашей стороны, а реальных дел нет.

Что лично вы сделали для того, чтобы повысить престижность профессии домохозяйки? Вы говорите жене спасибо за каждое приготовленное блюдо и за каждый подобранный с пола носок? Вы говорите ей, что она опора вашей семьи? Вы дарите жене подарки лишь за то, что она разгружает ваш быт, и поэтому вы можете заняться карьерой? Вы хвалите её перед всеми своими друзьями за то, что она воспитывает ваших общих детей, на которых у вас из-за работы нет времени? Ах, вы воспринимаете это как должное. Больше того: вы обзываете домохозяек «бытовыми проститутками» и мешаете их с грязью. А потом удивляетесь: и чего это женщины так стремятся работать.

Что лично вы сделали для того, чтобы женщины больше рожали? Вы пропускаете в очередях беременных и уступаете им место в транспорте? Вы прекращаете общаться со знакомым, который при вас назвал многодетную мать «свиноматкой»? Вы донатите организациям в помощь матерям? Вы бросаетесь на помощь каждой мамочке, которая об этом попросит? Если нет, то не удивляйтесь, что смертность в стране превышает рождаемость. Чего вы в принципе хотели, если отношение к матерям хуже, чем к собакам?

Что вы делаете для того, чтобы женщина воспринимала мужчин скорее как защитников, а не как агрессоров? Вы бьёте морду каждому подонку, который шутит про изнасилование? Вы вмешиваетесь, когда видите, что пьяница на улице грубо хватает девушку? Вы прекращаете общение с другом, если он рассуждает в стиле: «Если баба выпендривается, то можно ей и леща дать»? Опять нет? Тогда не удивляйтесь, что женщины превратились в злыдней с газовыми баллончиками.

Легко бороться с феминизмом, когда в голове миф, что фемки — это такие специальные женщины с промытыми мозгами, которые насмотрелись левацких американских бложиков. Но в действительности процентов 70 наших женщин — это «фемки поневоле». Ни одна женщина не рождается феминисткой, и всех нас воспитывают на сказках о нежных и ранимых принцессах — и мы хотим стать такими. А потом приходит суровая реальность, в которой принц говорит: «А с хера ли ты решила, что я тебе что-то должен», бросает тебя с ребёнком, отжимая копеечные алименты, и сваливает на коне в закат — это моя история, как вы поняли.

Ещё меня умиляет поговорка «Феминизм — до первого достойного мужчины». Может оно и так. Может и я, и другие сильные женщины рады перековаться обратно в слабых и зависимых. Но где, чёрт подери, наши достойные мужчины? Абсолютное большинство российских мужчин лишь прикидываются перед тобой душками, пока ты юна и прекрасна, а им нужно получить от тебя перепихон. А когда ты разведёнка с ребёнком — те же мужчины обнажают свою истинную сущность, и она отнюдь не прекрасна.

Хорошо, что у меня котелок нормально варит: я быстро осознала, что нужно не «достойного мужчину» ждать, а растить ребенка и пахать. А ведь некоторые дамы так и ждут! Сидят на попе ровно и тратят последние деньги на курс дыхания маткой, чтобы привлечь достойного жениха. Они не понимают, что проблема не в них, а в том, что достойные мужчины только в книжках и остались. А кто поддерживает веру этих дур в то, что где-то за горизонтом ходят толпы достойных мужчин? Вы и поддерживаете, глубоко неуважаемые антифеминисты.

Вы мешаете женщинам развиваться, мешаете двигаться дальше. Вы внушаете женщинам, что их патриархальное счастье близко: стоит лишь переодеться в юбку в пол и немного подождать того самого «настоящего мужика», который выведет тебя на свет из тёмной феминисткой пещеры. Правда, вы забываете добавить, что те самые «настоящие мужики» давно внесены в Красную книгу.

За это я вас и презираю.

37433

Нам в жизни несомненно всем досталось от «кажется», «авось» и «показалось»

Есть фраза «без техзадания нет результата». Но задолбало меня не наличие ТЗ, не необходимость его составлять, а то, что ТЗ не читают. Вот совсем не читают!

Отправляю мастеру ТЗ на согласование, пишу что там есть у меня вопросы из разряда «хочу вот так, но не нашла, что так можно делать». Ответ от мастера: «Всё сделаем». Ну раз всё, значит всё. Я жду результат.

Пришло время делать, и началось… «А как тут, ой, а так не делается, а таких деталей нет». И всё бы ничего, но между отправкой ТЗ и самой работой прошло два месяца! За это время я могла бы все детали дозаказать.

Заказываю мебель, пишу ТЗ, отправляю почти во все компании, что нахожу. Главный вопрос: «Деталь А должна быть таких размеров, сделаете?» Все отвечают, что сделаем всё и в лучшем виде. Хорошо, прошу посчитать и выбираю материалы, с которыми работает организация. Через час: «А деталь А можно только в стандартных размерах…» Слова для ответа и эмоции закончились на шестой организации.

И так во всём: без ТЗ результат ХЗ, но ТЗ никто не читает. Задолбало ли это меня? Наверное, очень. Если вам дали ТЗ, прочтите его, подумайте над ним. Внести правки в текст проще, чем в конструкцию. И да, иногда один мм не в ту сторону — это ежедневная физическая боль.

37432

Вина, кина, без домина

Валера каждый выходные идет в бар с друзьями, выпивает 5−6 кружек пива, после чего переходит на водку. Возвращается домой с трудом, иногда при помощи друзей.

Валера не алкоголик, просто любит хорошую компанию.

Маня, когда муж уезжает на вахту, собирает у себя подружек каждый 3−4 дня, они пьют вино, а иногда едут в клуб, чтобы подснять себе симпатичного мужичка на ночь. Иногда Маня возвращается домой в рваном платье и без трусов, обблёвывая крыльцо подъезда.

Маня не алкоголик, ей просто одиноко без мужа.

Танечка с подружками-щебетушками каждый день после пар берёт в магазине пару полторашек пива, чтобы вечерком посидеть поболтать.

Танечка не алкоголик, просто учёба вещь сложная, да и годы молодые.

А я вот — алкоголик. Потому, что мой муж вычитал, что когда человек пьёт один — это алкоголизм.

Да, вот уже лет двадцать я раз в 30−50 дней пью одна вино, смотрю хорошие фильмы, потом завариваю чай и засыпаю с книжкой.

Нет, мне не хочется в бар, не надо звать гостей, с подружками я лучше выпью кофе в обед. Это МОЁ время. Я хочу — вина, кино и чтобы от меня отстали.

Могу себе позволить?

37431

Лучшие сорта лжи делаются из полуправды

Уважаемая, в своём прочувствованном рассказе вы случайно забыли упомянуть, что же о смерти кота сказал патологоанатом после вскрытия.

Я позволю себе предположить, что вскрытия не было. Ну это ничего, вы ведь так авторитетно рассуждаете об убийстве капельницами, что вам не составит труда разъяснить публике, какое именно смертельное действие оказали конкретные препараты в применённых дозах?

Ещё раз позволю себе предположить, что вы не сможете. Откуда же выводы? Кот был жив, а после капельниц умер? Позвольте расширить. Совершенно здоровый девятнадцатилетний кот — ветеринары сейчас поняли, появился в ветлечебнице без всяких признаков недомогания, там ему с коммерческой целью стали делать капельницы, которые и явились единственной и неоспоримой причиной смерти.

Господа, на данный момент не одна сотня человек, вы лайкнули историю, в которой ветеринара, не конкретного, конечно, но всё же, обвинили в убийстве кота из-за алчности и непрофессионализма. Рассказчица деликатно опускает любые конкретные подробности, вроде причины, по которой здоровый кот попал в клинику, да ещё под капельницу.

Взамен с горкой навалено деталей, отлично плодящих «палец вверх».

Никому не интересные, но милые подробности из жизни кота, большая часть которых, уж извините ветеринарное занудство — плод воображения хозяйки. Вычурная кличка, которую обычно используют раз в пятилетку для смеха, но в рассказе она отлично подчеркнёт значимость кота для семейства. Жёлтые, пардон, янтарные глаза, мягкие лапки, тёплые животики. Всё, что заставит читателя сделать: «Ооооооуууу», — и обронить слезу. И уж конечно никто не станет искать нестыковки в такой «жалистной» истории. Что вы, у людей же горе!

У меня, знаете ли, были животные. И есть животные. Не вечные, конечно же. Так что я понимаю, что чувствует автор по поводу потери кота. А вот всего остального не понимаю. Голословных обвинений, умалчивания неудобных подробностей, слезливых деталей.

И знаете, что задолбало? Не тётенька, нет, она получит свои пять тысяч лайков и уверится в собственной правоте, вона сколько народу согласного. Тысяч пять человек меня задолбали, которым лень отличить информацию от манипуляции. И да, я не тот ветеринар. Наверное.

37430

Смеются — от души. Насмехаются — от бездушия

Не Эльвира, но отвечу.

Уважаемый или уважаемая, честное слово, я рад за вас — за то, что вас не задевают бородатые шутки и вы достаточно преисполнились в своём сознании, чтобы отмахиваться от них, как от назойливых, но безмозглых мух. Это действительно неплохо, и подобный дзен пригодится любому.

Но видите ли, в чём штука. Суть не в том, как именно пытаются пошутить, а в том, что это вообще происходит. В том, что любой мимокрокодил заранее прямо-таки убеждён в искромётности и уместности своих шуток и радостно делится ими со всеми, не спрашивая, хотят ли они прямо сейчас над этим веселиться.

Во всей этой культуре «ляпну первое, что в голову пришло, лишь бы разговор поддержать» — хотя неизвестно, кому это вообще надо, кроме тех людей, которые почему-то убеждены, что если они не будут заполнять каждую свободную секунду болтовнёй, всем сразу станет крайне неловко.

Зачем вообще над этим шутить? Для чего? Это действительно настолько смешно и весело? Что такое страшное произойдёт, если не спеть Кате про Катерину или Катюшу с яблонями и грушами? Зачем говорить Ларисе «Ларису Ивановну хочу», если она ни разу не Ивановна и вы не хотите оповестить её о своём желании заняться с ней сексом?

Это не вершина юмора — это просто показывает, что у человека в голове зажглась лампочка, сработала ассоциация, и он на уровне трёхлетнего ребёнка, который, услышав «собачка», радостно вопит: «Гав-гав!» — немедленно выпаливает первое, что пришло в голову, демонстрируя этим не умение уместно пошутить, а низкую культуру и невоспитанность. Проблема в том, что люди ан масс не умеют и не желают учиться держать болтливые языки за зубами.

Серьёзно, услышать чьё-то имя, обычное или не очень, и принять тот факт, что это просто сочетание букв, которое обозначает какого-то конкретного человека, не выдавливая из себя при этом натужные бородатые шутки, протухшие ещё при царе Горохе — настолько непосильная задача?

37429

Плюют в душу обычно от души

Я вроде как и не совсем начальник, но время от времени появляются у меня типа подчиненные. Моя задача: давать им задания, помогать, следить за их выполнением. При этом мы все вместе работаем для заказчика.

И вот взяли мы несколько месяцев назад человека предпенсионного возраста. Точно тех навыков, что нужны нам, у него не было, но он, как полагается, обещал их быстро набрать, всему, что надо, научиться и прочая, и прочая. Понятно, были опасения — но мы ж люди прогрессивные, эйджизму не подвержены.

Короче, позавчера этот мужичок заявил, что больше не может выполнять ту работу, что ему давали. Слишком, говорит, она тяжёлая, нервная, «я не понимаю, не могу разобраться, из-за этого стресс, перестал спать»… Ну тоже как бы ладно, не звери. Попросил его лишь: напиши список, что конкретно у тебя сейчас в работе, на какой стадии, до какого момента ты дошёл, что именно не получается. Чтоб человеку после тебя было проще разобраться.

Вчера, после нашего разговора, он присутствовал на совещаниях с клиентом, отвечал на письма, было видно, что он всё ещё работает над своими задачами. На мою просьбу отреагировал своеобразно: объяснил устно, правда, из его объяснений я так и не вынес того, что мне нужно, слишком там было всё неконкретно.

Сегодня утром перестал отвечать на запросы вообще. При этом в компании он числится.

Теперь мне, получается, нужно заново всю его немаленькую часть работы проверить от начала до конца, разобраться в деталях самому. Потратить на все это кучу времени, за которое мне никто не заплатит ни копейки, потому что, с точки зрения клиента, он за все это уже заплатил.

Можно сколько угодно обвинять меня — начальника, и поворачивать дело так, что я по-любому за всё отвечаю. Только вот для этого мне нужна власть, без неё с меня требовать что-то бессмысленно.

По факту, получается, обманул нас старичок, злоупотребил нашим хорошим отношением.

Буду теперь нанимать исключительно полуголодных студентов мужского пола, готовых за кусок хлеба луну достать с неба, и не жалеющих себя. Ими, по крайней мере, проще манипулировать для моей личной выгоды.

Задолбали!

37428

Мне так нужны восклицательные знаки — но я тону в многоточиях

Я задолбала сама себя от того что хочу сдохнуть, это желание есть давно, я не могу справиться сама, я не вывожу, да и с психологом не вывожу и не справляюсь.

Я понимаю, что я ужасная жена, мать, да просто человек не способный ни на что.

Дать ни себе, ни детям я ничего не могу, даже пишу с большими ошибками, путаю звуки.

Убрать, часто убирать у меня нет сил, поесть приготовить подвиг, а с ребёнком маленьким 1,3 так вообще подвиг вдвойне. А убирать приходиться каждый божий день, да по несколько раз, там разбросал, тут разлил, хоть не готовлю часто, муж готовит.

Нет сил даже в душ сходить, лежу тут грязная и вонючая.

Задолбалась и хочу сдохнуть от дня сурка, от истерик детских. Да, не часто, но всё же, спокойно не могу слушать любое недовольство ребёнка, хоть старшего шестнадцати лет, хоть младшего.

Задолбалась от бессонницы, время три ночи, я не сплю, а утром ребёнок проснётся. Исключения — выходные, там сплю до обеда, с младшим муж сидит.

Я плохая мать, не защитила старшего ребёнка в свое время.

Сейчас не защитила младшего, всё от того, что самой было страшно.

С младшим было страшно даже читать про симптомы пилоростеноза, когда штудировала информацию частого срыгивания. А ведь вынь я голову из песка, раньше бы диагностировали, раньше бы сделали операцию, да и договорились бы про палату совместную. Пусть даже за деньги, но вместе. А так забрали ребёнка от меня, и лежал он бедный один две недели, меня пускали только покормить на 30 минут, как же это ужасно. А так довела эту ситуацию, до крайности, стыдно, очень-очень стыдно.

Задолбалась и хочу сдохнуть от одиночества, быть с семьёй и одновременно быть одинокой, это так ужасно, это долбаное состояние безысходности, тоски, обид на себя и одиночества.

Задолбалась, устала и хочу сдохнуть.

Детям поверить в сказку гораздо проще, чем взрослым. Как минимум потому, что Новый год у них пока ассоциируется со сладкими подарками и хороводами, а не с годовым отчетом и подскочившими ценами на продукты для праздничного стола.

Однако не стоит думать, что предвкушение волшебства появится у твоего ребенка само по себе или благодаря подготовке к утреннику в детском саду или в школе. Родители играют важную роль в формировании у детей позитивного или негативного отношения к празднику, которое может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.

Но, перевоплощаясь в своеобразную Снегурочку, ты сможешь создать новогоднее настроение не только своему малышу, но и самой себе. Вот несколько магических ритуалов, которые точно в этом помогут.

1 Создайте новогодние украшения своими руками

Готовы поспорить, что в школьные годы ты умела вырезать снежинки и фонарики и, вполне возможно, что вместе с одноклассниками принимала участие в конкурсе на самую длинную цепь из цветной бумаги. Угадали? Что ж, сейчас самое время пустить полученные когда-то знания в ход и привлечь ребенка к преображению вашей квартиры.

Да, не спорим, купить готовые новогодние венки и прочие украшения проще и быстрее, однако погружению в атмосферу Нового года больше поможет что-то, созданное своими руками. Выкрои пару часов в один из вечеров, запасись цветной бумагой, клеем и ножницами и предложи сыну или дочери составить тебе компанию под плейлист из праздничных песен — наверняка вы не только сможете соорудить красивые поделки, но и отлично провести время вместе.

Еще одна отличная идея — сделать что-то тематическое и долговечное — например, елочную игрушку, которая станет не просто украшением, но настоящей семейной реликвией. Только представь, как спустя 10-20 лет ты достанешь ее из коробки и покажешь своему повзрослевшему ребенку. Будет здорово, не правда ли?

Один нюанс: не стоит заставлять ребенка заниматься этим насильно (так же как и в случае со всеми последующими пунктами). Превращая подготовку к празднику в «обязаловку», ты рискуешь добиться противоположного эффекта.

Кроме того, не забывай, что некоторым детям сложно долго сосредотачиваться на чем-то — как только заметишь, что малыш потерял интерес к изготовлению снежинок, предложи ему другое занятие, а к украшениям можно будет вернуться в следующий раз.

2 Придумайте сказку

Один из главных составляющих новогоднего настроения — наше воображение, так что стоит включить его на максимум. Возьмите с ребенком «базовый» комплект персонажей — Деда Мороза, Снегурочку, Бабу Ягу или Снеговика, а затем придумайте свою собственную историю с их участием. Если твой ребенок любит рисовать, можно снабдить вашу сказку иллюстрациями или наоборот — придумать захватывающий рассказ к уже существующему тематическому рисунку.

Важный момент: при коллективном сочинительстве предоставь ребенку возможность проявить свою креативность и не настаивай на собственном развитии событий, даже если оно кажется тебе более удачным. Если малыш в какой-то момент истории растеряется, попробуй задать ему наводящие вопросы из разряда «А куда они пошли дальше?», «А что после этого сделала Баба Яга?», «Кто поможет Деду Морозу?».

3 Пересмотрите советские новогодние мультфильмы

Современная анимация более реалистичная и динамичная, чем та, что была 30 или 40 лет назад, но ты наверняка согласишься с тем, что многие советские мультики обладали особенной атмосферой и были очень добрыми. «Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и лето» — выбрать есть из чего.

Весьма сомнительно, что в преддверии Нового года твои сын или дочь начнут гуглить подборки ретро-мультфильмов, поэтому тебе самой стоит предложить им составить компанию при просмотре «мультиков, которые любила мама, когда была маленькой». Чтобы сделать вечер еще уютнее, приготовьте к киносеансу что-нибудь вкусненькое — например, фруктовый пирог, или просто захватите тарелку с мандаринами.

4 Сделайте самых красивых снежных ангелочков

Не каждую зиму у нас бывает достаточно снега, чтобы слепить с детьми полноценного снеговика, но если земля покрыта хотя бы на несколько сантиметров, можно сделать снежного ангела. Это максимально быстро и просто: нужно просто лечь на спину и помахать руками, а затем аккуратно встать, чтобы не повредить получившийся волшебный отпечаток.

Если захотите, можете руками доработать свой шедевр, нарисовав ангелочку глазки и рот, нимб или ручки. Подобные мини-игры очень просты в организации и не требуют никаких затрат, однако могут внести весомый вклад в копилку теплых детских воспоминаний твоего ребенка и подарить вам обоим возможность немного подурачиться и посмеяться.

5 Приготовьте подарки родным

Чтобы научить своего ребенка таким качествам как щедрость, благодарность и забота о других, важно донести для него мысль, что Новый год — это время, когда стоит не только составлять длинный список того, что ты хочешь получить от Деда Мороза, но и радовать своих близких самому.

Если подготовка украшений вас увлекла, то можно также создать несколько тематических сувениров для бабушек, дедушек и прочих родственников. Кроме того, тем родным, кто живет далеко, можно написать настоящее бумажное письмо или подготовить поздравительную открытку.

6 Половите снежинки

Еще один экспресс-метод по созданию новогоднего настроения с нулевыми финансовыми затратами: по пути из детского садика или магазина во время снегопада ненадолго остановитесь и полюбуйтесь грациозным танцем «белых мух». Скажи ребенку о том, что каждая снежинка уникальна, и предложи ему поразглядывать их.

А еще можно вспомнить «Песенку о снежинке» из фильма «Чародеи» и, поймав особенно красивую, вместе загадать самое заветное желание.

7 Испеките новогоднее печенье

Запах ванилина, имбиря и свежей выпечки, а также красивые фигурки для печенья — вот список ингредиентов для создания уютного предновогоднего вечера. Есть красивый десерт всегда приятно, но ты можешь также попробовать привлечь ребенка к его приготовлению.

И здесь тоже стоит включить фантазию, чтобы превратить в настоящее волшебство каждый из рядовых этапов готовки. Возьмем, к примеру, просеивание муки — это же самый настоящий снегопад в миниатюре! Предложи ребенку придумать, на что похожи те ингредиенты, которые вы используете (яйцо как солнышко), и вместе наслаждайтесь чарующими запахами, наполняющими кухню.

8 Поищите подарки

Новогодний подарок от Деда Мороза под елкой — это, конечно, хорошо, но кто сказал, что он должен быть только 31 декабря и только один? Нет-нет, мы не призываем тебя начинать покупать ребенку каждый день по дорогостоящей игрушке весь декабрь.

Речь, скорее, идет о небольшом сладком презенте (подойдет шоколадная фигурка), который необходимо найти, отгадав загадку или сыграв в «горячо/холодно», — условия будут зависеть исключительно от твоей фантазии, времени на подготовку и возраста ребенка. Такая мини-игра с призом сделает лакомство более вкусным, чем если бы ты просто достала его из пакета, вернувшись из магазина.

9 Старайся не разрушить для него (или нее) волшебство Нового года

И последний, но не по значению, пункт. Помни, что волшебная атмосфера — субстанция почти невесомая и очень хрупкая. Ее гораздо проще разрушить, чем создать, даже не будучи злой ведьмой. Новый год может быть весьма стрессовым и непростым периодом из-за дедлайнов на работе, пробок и очередей или финансовых затруднений. Мы все это прекрасно понимаем.

Однако в этот напряженный момент важно случайно не сорваться на ребенке и не начать транслировать ему мысль, как трудно, дорого и неприятно тебе готовиться к празднику. Потому что если «этот Новый год» создает маме так много проблем, малышу может быть непонятно, почему он должен ему радоваться.

Не верь тем скучным и вечно грустным людям, которые со скепсисом утверждают, что волшебников не существует — это неправда. Накануне Нового года в них может превратиться любой из нас — главное, чтобы было желание это сделать.

Мария Минаева

Автор

Редактор рубрик  «Психология» и  «Отношения». 

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, ИА РОСБАЛТ*

Терпимость центральной власти к антиваксерам и отказ от единоличного решения по законам о куар-кодах говорят о ее растерянности.

В XII веке Владимир Мономах молвил: «Велик ты, Господи, и чудны дела твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои». Казалось, эта аксиома применительно к Кремлю, который, кстати, начал возводить сын Мономаха Юрий Долгорукий, безнадежно устарела. Давно уже никаких сюрпризов, все решения просчитываются и подчинены высшей, хотя и не божественной воле. И вдруг — чудо! Разум не в состоянии постигнуть суету, которая охватила Кремль в попытках имплементировать QR-коды в повседневную практику.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин вышел, как простой блогер, в Telegram и решил обсудить с пользователями мессенджера законопроект о введении QR-кодов. Великий Хабиб Нурмагомедов и несравненная Ольга Бузова не поднимали в сетях такого цунами. За сутки пост спикера собрал 400 тысяч комментариев. Люди, в основном, возмущались и ругались.

Выход на красное крыльцо — непозволительная вольность для современного чиновника, ибо прямой диалог с народом у нас дозволен лишь одному обитателю Олимпа. Никогда еще Ипполит Матвеевич, как сказано в классике, не протягивал руки. Никогда еще Кремль не искал обратной связи с народонаселением, ибо постиг его чаяния лучше самого народа. Нельзя же, к примеру, всерьез считать идеально отрежиссированное обсуждение поправок к Конституции выяснением глубинной позиции граждан. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поддержал затею спикера, поскольку обратная связь, вот новость, теперь приветствуется.

Наши высшие руководители принадлежат к поколению, которое воспитано на почтении к классикам марксизма. Во всех городах сохранились улицы с их именами. Но вот что писал о нашем существе Фридрих Энгельс в 1890 году: «Население России закостенело в умственном застое, лишено всякой инициативы». То есть русские накануне революции — на уровне алеутов. Чистейший экстремизм, статья 282 УК РФ. Злой Сталин запретил публиковать это сочинение, в котором предсказывалось, что Россия развяжет мировую войну. На то и тиран, чтобы рот затыкать. Так или иначе, у власти были основания не слишком оглядываться на мнение пребывающего в дремоте населения. Сказано на века: народ безмолвствует.

Telegram спикера — не единственное проявление того, что отношение власти к обществу изменилось. Врачи ковидных больниц направили письмо лидерам общественного мнения, которые выражают скептицизм в отношении прививочной кампании и добровольно-принудительного внедрения QR-кодов. В парламенте письмо радостно поддержали. Как иначе, депутаты же не дети малые, догадываются, что докторская цидула согласована в инстанциях. Однако сами адресаты отнеслись к предложению посетить «красную зону» без энтузиазма. К примеру, адепт здорового образа жизни Мария Шукшина высказала ответное приглашение — пусть врачи посетят «зеленую зону», где нет страха и сезонных заболеваний, процветает здоровая психика и неистребимый оптимизм.

У Василия Шукшина есть рассказ «Срезал», где деревенский острослов Глеб Капустин артистично «срезал» знатных гостей, которые приезжали погостить к родным: «Как стратегическая философия определяет понятие невесомости? Нет ли растерянности среди философов? А проблема шаманизма на Крайнем Севере?» Кандидаты наук терялись, а Глеб Капустин в своем окружении ходил в Сократах.

Мария Шукшина, ведомая чуткой наследственностью, ответила в том же духе и срезала умных докторов. Непонятно, на что они, наивные люди, рассчитывали. Переубедить ковид-диссидентов невозможно, ибо их позиция — вопрос веры, а не глубокого, построенного на фактах знания. Упертость — родная сестра невежества. Человек, впавший в состояние радикального умопомрачения, не допускает в черепную коробку никаких сомнений и в любых фактах находит подтверждение того, во что уверовал.

Кроме того, экскурсия в «красную зону» и вообще в больничную палату противоречит медицинской этике. Пациент — это не Шариков, который радостно пел и плясал в анатомическом театре. Пациенты со страшным заболеванием вправе рассчитывать на врачебную тайну и приватность. Не станет ли унижением человеческого достоинства зрелище праздного Юрия Лозы, вплывающего в палату на своем плоту, который тянет ко дну прежних ошибок груз?

Однако чудо не в том, что нас окружают недоучки. Такой публики даже в самые просвещенные времена было в избытке. Чудо в том, что власть проявляет невиданную и идущую вопреки ее традициям терпимость к воинствующим мракобесам, которые занимают откровенно антигосударственную позицию. В голодном 1919 году Ленин подписал декрет «Об обязательном оспопрививании», хотя в ту эпоху находилось множество противников очевидной манипуляции. Сегодня в США, которые считаются оплотом демократии и цитаделью либерализма, врачи, которые выступают против прививок, во всех штатах строго наказываются — от увольнения до лишения врачебной лицензии. У нас Роскомнадзор размышляет о проведении цикла просветительских лекций для выявленных врачей-диссидентов. Не исключено, что диалог с ними будет вестись в духе Глеба Капустина. При этом на иных направлениях Роскомнадзор — одно из самых решительных и жестокосердных ведомств.

Сегодня антиваксеры заняли нишу советских диссидентов. С той разницей, что ничем не рискуют. Кремль занимает непривычно миролюбивую позицию и ограничивается проповедями, как добрый пастырь среди дикарей. Паралич воли — даже локдаун объявлен всего на неделю. Почему изменилась реакция властей на инакомыслие? Почему Кремль снимает с себя ответственность за принятие федерального закона? Не малодушие ли то, что QR-законопроекты разосланы по Законодательным собраниям регионов? Конечно, местные парламенты, как тихие зайчики, послушно поддержали законопроект. И это на фоне буйных протестов граждан всех племен, наречий, состояний по поводу эксперимента с QR-кодами в разных регионах. Видимо, реальный избиратель депутатов не ходит с ними по одним улицам, а обитает в Кремле.

Не вижу иного объяснения чудесному явлению, которое мы наблюдаем, чем недоумение властей по поводу того, каким путем двигаться дальше в затянувшейся схватке с изворотливым вирусом. Настроения изменились радикально — от оптимистичных прогнозов о том, что с нашей вакциной мы быстренько, максимум за год прижмем вирус к ногтю, до почти апокалиптических предсказаний о вечном сосуществовании с треклятой и вечно мутирующей заразой под спудом жестких ограничений. И еще ведь властью не отрефлексирован новый штамм коронавируса под поэтичным названием «омикрон», из-за которого уже пришлось в экстренном порядке ограничить авиасообщение с рядом стран Африки. Право же, с экономическими санкциями ужиться легче, чем с крошечным вирусом…

Помните у Чехова в «Скучной истории» Катя молитвенно вопрошает: «Ведь вы умны, образованы, долго жили? Говорите же, что делать?» Профессор от медицины Николай Степанович отвечает честно: «По совести, Катя, не знаю».

*- некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Сергей Лесков, rosbalt.ru

  • Позднее сообщение как пишется правильно
  • Позднее обычного как пишется
  • Позвонить насчет билетов как пишется
  • Позвонить на удачу как пишется
  • Поздаровалась или поздоровалась как пишется