Поводырь костюнин краткое содержание рассказ

Методическая разработка урока литературы в 6 классе тип урока: урок развития речи тема урока: образ учителя в рассказах а.в.костюнина поводырь

Методическая разработка урока литературы в
6 классе

Тип урока: урок
развития речи

Тема урока: Образ
учителя в рассказах А.В.Костюнина «Поводырь» и В.Г.Распутина «Уроки
французского»

Цель урока:
сформировать целостное представление об образе учителя в произведениях
А.Костюнина и В.Распутина, развивать навык характеристики героя, в том числе
сравнительной, выявления авторской позиции; развивать монологическую речь,
умение высказывать свою точку зрения

Оборудование:
презентация по творчеству А.В.Костюнина, презентация «Наши учителя», детские
иллюстрации к прочитанным произведениям

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Создание эмоционального настроя: просмотр
презентации «Наши учителя» под фонограмму песни «Учат в школе…»

2 Актуализация знаний

Работа с эпиграфом «Учатся у тех, кого любят»
(Иоганн Вольфганг Гёте)

Как понимаете это высказывание? Как связано
оно с нашим уроком? (это эпиграф к рассказу А.Костюнина «Поводырь») Какие
строки предшествуют ему? (Учителю посвящается/Мам, в первую очередь тебе!)
Вспомните, как начинается рассказ В.Распутина? ( «Странно: почему мы так же, как
и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то
вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после»)Как
заканчивается рассказ А.Костюнина? («После окончания училища нет бы первым
делом к нему. С новеньким-то дипломом. Помчался домой. А осенью -его уже нет в
живых. Опоздал…Кто хоронил учителя? Где?- неизвестно. Мы тогда были молодыми,
не придавали большого значения утратам. Если бы время вернуть назад и ещё раз
дать нам шанс. Нет, никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик..»)
О чём предупреждают нас писатели? От чего предостерегают?

3 Постановка целей урока

Учитель — особый человек в жизни каждого.
Какими показаны учителя в рассказах А.Костюнина и В.Распутина? За что говорят
им спасибо? Какую роль сыграли они в жизни своих воспитанников? Вот круг
вопросов, ответы на которые мы будем искать в течение урока.

4 Знакомство с биографией и основными
вехами творческого пути А.В.Костюнина
(за основу взять
материал на сайте писателя).Возможные вопросы для обсуждения: что вам известно
об авторах произведений? что говорят они об учителях? понятны вам чувства и
мысли писателей?

5 Работа с текстом. Выделение ключевых эпизодов.
Чтение по ролям или инсценировка
. Ученики отвечают на
вопросы: какой эпизод считаете ключевым для раскрытия характера учителя? Какие
качества учителя проявляются в нём? ( Предпочтительна работа в группе)

Возможные эпизоды для прочтения и анализа (рассказ
А.В.Костюнина «Поводырь»)

«Первое знакомство» (  От слов «…После уроков я болтался по пустым коридорам…И тут слышу
приглушённые звуки живой музыки…Я, точно мотылёк, поплыл на огонь» до слов
«Ночью мне снился слепой старик в круглых чёрных очках, он водил меня за руку
от кларнета к скрипке, от скрипки к балалайке, к баяну и что-то разъяснял..»)

«Занятия музыкой»
( от слов «На другой день еле дождался конца уроков- бегом в зал» до слов
«Антонин Карлович учил азам. Служил мне…поводырём в мире музыки!»

«Случай с солнечным зайчиком» ( от слов «Идёт урок…Солнечный зайчик, отражённый карманным
зеркальцем, пробегает по глобусу, беззвучно скользит по доске, останавливается
на учителе…» до слов «Я в классе никого не боялся и всегда был за учителя
горой…» )

6 Составление цитатного плана «Учитель
Антонин Карлович Качмарик»
(Возможна работа в парах)

1)      «Казалось, сам недуг этот физический- горькая плата за великий талант
педагога»

2)      «Антонин Карлович учил азам. Служил мне…поводырём в мире музыки»

3)      «Как Антонину Карловичу хватало на нас терпения? Он никогда не
взрывался»

4)      «Антонин Карлович- человек мудрый. Добрый. Он многому научил»

7 Рассказ об учителях в  произведениях
А.Костюнина и В.Распутина

1)внешний облик, особенности восприятия
учеником

2)как удалось заинтересовать своим предметом,
вселить уверенность в свои силы, способности

3)учителя дали хорошие знания. Развили умения
по предмету, но только ли за это благодарны дети своим учителям? Какие
жизненные уроки преподали Антонин Карлович и Лидия Михайловна детям и нам, читателям?
Как можете объяснить названия рассказов? Подсказка в статье В.Распутина «Уроки
доброты», статьях толковых словарей, цитатах из рассказа «Поводырь», выписанных
в тетрадь дома.

Дополнительный вопрос: что объединяет эти
истории, в чём видите различия?

8 Подведём итоги. Рефлексия содержания
урока: составление синквейна.

Возможный вариант

Учитель

Добрый, необыкновенный

Поддерживает, увлекает, направляет

Дарит веру в свои силы

Поводырь

8  Домашнее задание: Александр Викторович Костюнин — наш современник. О чём вы хотели бы
спросить у этого замечательного писателя? Что рассказать о своих учителях и
школьной жизни? У вас есть такая возможность. Напишите письмо Александру
Костюнину. Предлагаю темы : « Я хочу Вам рассказать…», « Я хочу у Вас
спросить…», « Давайте поспорим…»

Дополнительный материал к уроку

Что объединяет эти истории? Рассказчики, будучи
детьми, оказались вырванными из привычной обстановки, оба из глухой провинции,
остались наедине со своими проблемами, застенчивостью, одиночеством. Но в их
жизни появился Учитель, тот, кто протянул руку помощи, увлёк своим предметом,
позволил почувствовать себя прочно и уверенно стоящим на земле в этом
непростом, а порой равнодушном и даже жестоком мире. В «Уроках
французского»-эпизод, повлиявший на формирование характера мальчика, в рассказе
«Поводырь»-дружба, длящаяся около пяти лет и определившая всю дальнейшую жизнь
ученика. Из вступления мы узнаём, что Магомед  Агаев стал директором школы
искусств и «свою жизнь полностью, без оглядки посвятил любимому
учителю».Главные герои выросли, стали достойными людьми, испытывают чувство
благодарности к своим учителям и стремятся в Слове увековечить память о них.

Примечания: методические материалы к рассказу
В.Распутина можно найти в пособии Н.Егораевой «Поурочные разработки по
литературе. 6 класс.-4-е издание-М.:ВАКО, 2016.

Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение

Новокалитвенская средняя
общеобразовательная школа

Россошанского муниципального
района

Воронежской области

Рассмотрена и
принята

методическим
объединением учителей гуманитарного цикла

_______Т.В.Лосевская

Протокол от___________№___

Согласовано

Заместитель
директора по УВР

МКОУ
Новокалитвенская СОШ

___________Е.П.
Смолякова

Утверждаю

Директор МКОУ
Новокалитвенская СОШ

____________Л.Н.Пархоменко

Приказ от
___________№_____

Рабочая программа учебного
предмета

«Родная литература (русская)»

(Приложение к ООП ООО)

5-9 класс

Нормативный срок освоения – 5
лет

                                                                           
                                    Составители:

                                                                           
                                    Голобородько Елена Викторовна,

                                             
учитель русского языка и  

                                      
                                                                  литературы,
ВКК,

 Лосевская
Татьяна Владимировна,

 учитель
русского языка и

литературы,
1КК                                    

С. Новая Калитва

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5-9 классов
разработана   в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

2. Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»); изменения утверждены приказами Министерства образования и науки
РФ № 1644 от 29.12.2014г. и № 1577 от 31.12.2015г.

3. Основной
образовательной программой основного общего образования МКОУ Новокалитвенская
СОШ

4. Программой по
литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной
(авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина. В. И. Коровин, И. С.
Збарский)

Рабочая программа
ориентирована на использование учебника:

1. Коровина В.Я. Коровин В.И. Журавлёв В.П.
Литература. 5 класс В 2-х ч. М., Просвещение, 2016

2.   Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П.,
Коровин В.И. Литература. 6 класс. В 2 ч. М., Просвещение, 2016

3.   Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Литература. 7 класс. В 2 ч. М., Просвещение, 2016

4.   Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Литература. 8 класс. В 2 ч.  М., Просвещение, 2017

5.   Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Литература. 9 класс. В 2 ч. М., Просвещение, 2017

Программа рассчитана на
94 часа.

5
класс

19
часов

0,5
часов в неделю

6
класс

19
часов

0,5
часов в неделю

7
класс

19
часов

0,5
часов в неделю

8
класс

19
часов

0,5
часов в неделю

9
класс

18
часов

0,5
часов в неделю

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Личностные результаты:

1.Российская гражданская идентичность
(патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация
себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.Развитое моральное сознание и
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи.

4.Сформированность
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.

5.Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6.Освоенность социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных иэкономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в

жизнедеятельности
подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с
социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,
ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций
анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).

7.Сформированность ценности здорового
и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8.Развитость эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера (способность понимать художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном
и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).

9.Сформированность основ экологической
культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).

2.Метапредметные результаты

Метапредметные 
результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные учебные деи
̆ствия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные)
.

Межпредметные
понятия

Условием   формирования  межпредметных   понятий,   например   таких   как   система,
факт,
закономерность,
феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской
компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся
овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».

При изучении учебных предметов
обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с
информацией
и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать
и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
    интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

    выделять
    главную и избыточную информацию,
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;
    представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или
    тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем
    и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В
ходе изучения
всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения,
в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к
поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.

Перечень ключевых межпредметных
понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы
основного общего образования образовательной организации в зависимости от
материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов
работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО
выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные,
познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.        
Умение
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.

Обучающийся сможет:

· анализировать существующие и
планировать будущие образовательные результаты;

 · идентифицировать собственные
проблемы и определять главную проблему;

 · выдвигать версии решения
проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;

 · ставить цель деятельности на
основе определенной проблемы и  существующих возможностей;

 · формулировать учебные задачи
как шаги достижения поставленной цели
деятельности;

 
· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты
ссылками на ценности, указывая и

 обосновывая
логическую последовательность шагов.

2.        
Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных

и
познавательных
задач.

Обучающийся сможет:

·        
определять
необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;

·        
обосновывать
и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;

·        
определять/находить,
в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;

·        
выстраивать
жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);

·        
выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;

·        
составлять
план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·        
определять
потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;

·        
описывать
свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;

·        
планировать
и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.                               
Умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

· определять совместно с
педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки
своей учебной деятельности;

· систематизировать (в том
числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;

· отбирать инструменты для
оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в
рамках предложенных условий и требований;

· оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

· находить достаточные средства
для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;

· работая по своему плану, вносить коррективы в
текущую  деятельность на основе

анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;

· устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;

· сверять свои действия с целью
и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

и                                 
Умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения
.

Обучающийся сможет:

· определять критерии правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;

· анализировать и обосновывать
применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

· свободно пользоваться
выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
средств, различая результат и способы действий;

· оценивать продукт своей
деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;

· обосновывать достижимость
цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;

· фиксировать и анализировать динамику собственных
образовательных результатов.

и                                 
Владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

· наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;

· соотносить реальные и планируемые результаты
индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·                             
принимать
решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·                             
самостоятельно
определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;

·                             
ретроспективно
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·                             
демонстрировать
приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения
эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.                               
Умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы
.

Обучающийся сможет:

· подбирать слова,
соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

· выстраивать логическую
цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

· выделять общий признак двух
или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

· объединять предметы и явления
в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;

· выделять явление из общего ряда других явлений;

· определять обстоятельства,
которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;

· строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;

· строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;

 · самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации;

 · вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;

· объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

· выявлять и называть причины
события, явления, в том числе возможные /наиболее     вероятные причины,
возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;

· делать вывод на основе
критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.                               
Умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

·                             
обозначать
символом и знаком предмет и/или явление;

·                             
определять
логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические
связи с помощью знаков в схеме;

·                             
создавать
абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·                             
строить
модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·                             
создавать
вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии

с  ситуацией;

·                             
преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·                             
переводить
сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·                             
строить
схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;

·                             
строить
доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·                             
анализировать/рефлексировать
опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.                               
Смысловое
чтение.

Обучающийся сможет:

· находить в тексте требуемую
информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

· ориентироваться в содержании
текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

· устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;

· преобразовывать текст,
«переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст
non-fiction);

· критически оценивать содержание и форму текста.

9.                               
Формирование
и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:

· определять свое отношение к природной среде;

· анализировать влияние
экологических факторов на среду обитания живых организмов;

· проводить причинный и вероятностный анализ
экологических ситуаций;

· прогнозировать изменения
ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

· распространять экологические
знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

· выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10.                    
Развитие
мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем
.

Обучающийся сможет:

·                                           
определять
необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·                                           
осуществлять
взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·                                           
формировать
множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов
поиска;

·                             
соотносить
полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с      учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

определять возможные роли в
совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию
собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и
действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку
зрения, в дискуссии уметь

выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к
собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и
вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога
разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с
    ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в
    процессе коммуникации с другими
  • людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  •             · представлять в устной
    или письменной форме развернутый план собственной
  • деятельности;
  • · соблюдать нормы
    публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии

    с
             
    коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение
    (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога
    и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и
    оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

·                 
использовать
вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков
своего выступления;

·                 
использовать
невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под
руководством учителя;

·                 
делать
оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности
в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ).

Обучающийся сможет:

· целенаправленно искать и
использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;

· выбирать, строить и
использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;

· выделять информационный
аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

· использовать компьютерные
технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

· использовать информацию с учетом этических и правовых
норм;

· создавать информационные
ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.

3. Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:

•           осознание
значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального
удовлетворения;

•           восприятие
литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его
менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные
для человечества в целом);

•           обеспечение
культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

•           воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;

•           развитие
способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие
разные этнокультурные традиции;

•           овладение
процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти
общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у
обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в
скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих
классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

Выпускник научится:

•           определять
тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

•           владеть
различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

•           характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать
систему персонажей (6–7 кл.);

•           находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять
особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

•           определять
родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

•           объяснять
свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений (7–9 кл.);

•           выделять
в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними
(5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные
произведения разных жанров (8–9 кл.);

•           выявлять
и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на
своем уровне);

•           пользоваться
основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе –
умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

•           представлять
развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом
классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

собирать материал и
обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана,
конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем
уровне);

Выпускник получит
возможность научиться:

•           выражать
личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения (в каждом классе – на своем уровне);

•           выразительно
читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9
класс);

•           ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться
каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РУССКИЙ
ФОЛЬКЛОР

«Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка
героического содержания.

Народные представления о справедливости, добре и зле в
сказках о животных и бытовых сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».

Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и
Соловей-Разбойник»

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая
поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх глухих». Отличие
литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей
русского народа в литературной сказке.

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его
ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Домострой» как памятник русской литературы XVI века,
сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и
семьи.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в
произведениях древнерусской литературы.

Рассказы русских летописей XII – XIV веков. Образное
отражение жизни в древнерусской литературе.  «Гнездо орла»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и
Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».
А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

Гражданский пафос как основная отличительная черта
литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д.
И. Фонвизин.

Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории
государства Российского».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа
произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении.
Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.

А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и
преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.

Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева,
И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы
анализа.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные
сердца».

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести.

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях
Тургенева. Стихотворения в прозе «Собака», «Голуби», Враг и
друг».

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь,
смерть).

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта.
«Как сладко дремлет сад темно-зеленый!…», «Природа-сфинкс. И
тем она верней…»

Юмористические рассказы А.П. Чехова. «Пересолил»,
«Налим», «Лошадиная фамилия». Сатира и юмор.

            Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы
«Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких
испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое
нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя.
Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

            Поэтический образ Родины. И. С. Никитин.
«Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы
«Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к
родине в строках лирических стихов.

 Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств
человека в стихотворении «Водопад». Звукопись

Гаршин В.М. «То, чего не было». Аллегорический
смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. 

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия
и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?».
Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и ответственности за
свои поступки.

«Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из
книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика.

А.П.Гайдар «Тимур и его команда»

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как
сохранить память о войне?

Стихотворные лирические произведения о
Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; А.
Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»;
Дон-Аминадо. «Города и годы».

А. Т. Аверченко. Сатирические и
юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист».

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня».
Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.
М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы
о большой судьбе». «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема
ответственности.

В. О. Богомолов. Краткие сведения о
писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах
произведения. Подвиг речников.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества.
Бескорыстное и доброе отношение друг к другу — центральная идея повести
«Тимур и его команда».

В. К. Железняков «Чучело» Человек в
коллективе. Главные герои повести.

К.Паустовский. Слово о писателе.
Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция.
Роль пейзажа. Смысл названия.

А.С.Грин. Слово о писателе.
Рассказ «Зелёная лампа». Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.

Ю.П. Казаков. «Запах хлеба». Проблема утраты связи с
отчим домом в рассказе.

Ю. К. Олеша «Друзья». Кого можно
назвать настоящим другом.

А.Г. Алексин «А тем временем где-то. Нравственные
проблемы рассказа.

 «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким. 

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где
искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…».
Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети.

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в
нашей бухте сонной…», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в
детстве…». 

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе»,
Духовно-нравственная проблематика. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание
детей и родителей. Доброта и дружба.

 Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в
произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя
победы.

РождественскийР.И. Стихотворения. Величие духа
«маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»

Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя
рассказа.

Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как
следование внутренним нравственным идеалам

Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя
как отражения характера

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Одиночество подростков в современном мире

Ю.Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава
«Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в
лирике

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Б.Васильев. Слово о писателе.
Повесть «А зори здесь тихие…»

Героизм женщин на войне.
Композиция повести, контраст как основа авторского приёма.

Ю.Друнина «Зинка», «Я только раз
видала рукопашный…».
Тема
героизма и подвига.

Н.Старшинов «Песня о пехоте»,
«Болота, населённые чертями…» Героизм, патриотизм, трудности военных лет,
чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине в стихотворениях о войне.

Э. Асадов. «Письмо с фронта»,
А.Прокофьев «Мама», Ж.Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е.Трутнева
«Мама».

К.Симонов «Свеча». Гуманистическая
направленность рассказа.

Р.Р. Выразительное чтение.
Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Д.Кедрин «Весь этот край, милый
навеки…» Тема Родины в стихотворении.

В.Фирсов «Чувство Родины». Эхо
былого в стихотворении.

Р.Р. Выразительное чтение.
Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

         ИЗ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
21 ВЕКА

         Людмила Улицкая. Тема
послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

А.Костюнин. «Поводырь» — рассказ о «светлом человеке».

Проблематика рассказа «Никто и никогда не исчезнет…».

О. Павлова «Гришка».

Р.Р. Выразительное чтение. Участие
в коллективном диалоге.

РОДНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Г.Троепольский. Краткие сведения о
писателе. Человек и собака в повести «Белый Бим Черное Ухо». Нравственные уроки
повести.

В.М.Песков. Жизнь и творчество.
«Шаги по росе»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

5 класс(19 часов)

Тема

Кол-во

часов

1

Своеобразие
родной литературы

1

2

Русский
фольклор

2

3

Литературная
сказка

1

4

Древнерусская
литература

1

5

Литература
18 века

1

6

Литература 19 века

5

7

Литература
20 века

5

8

Современная
литература

3

Всего

19

6 класс
(19 часов)

Тема

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Литературная
сказка

1

3

Из литературы ХIХ
века

3

4

Из литературы ХХ
века

11

5

Литература родного
края

2

Итоговый
урок

1

Всего

19

7 класс (19 часов)

Тема

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Русский фольклор

2

3

Древнерусская литература

1

4

Литература 18 века

6

5

Литература 20 века

8

Всего

19

8 класс
(19 часов)

Тема

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Из древнерусской
литературы

1

3

Из литературы XVIII
века

2

4

Из литературы XIX
века

6

5

Из литературы XX
века

7

6

Литература родного
края

2

Всего

19

9 класс (18 часов)

Тема

Кол-во

часов

1

Из русской
литературы 20 века. Из русской прозы

7

2

Великая
Отечественная война  в русской литературе

4

3

Из
русской поэзии

3

4

Из современной
русской литературы 21 века

2

5

Обобщение

2

Всего

18

Сопроводительное письмо.

             Международный литературный  конкурс «Купель» 2012 – 2013 года

                         по произведениям писателя Александра Костюнина

                                    ФИО: Живцова Наталья Николаевна

 zhivcova.natalya@mail.ru 

    Место работы: учитель русского языка и литературы в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении   «Бережковская основная общеобразовательная школа»  Кировского района, Калужской области.

             Номинация: Методическая разработка по произведению А. Костюнина

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

                «Бережковская основная общеобразовательная школа»    

                                 Живцова Наталья Николаевна

              Урок внеклассного чтения в 8 классе

            по рассказу  А. Костюнина «Поводырь»

Тема:          Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Поводырь»

Цели:

    Познакомить детей со страницами жизни и творчества писателя Александра Костюнина. Совершенствовать умение анализировать прозаический текст.

    Развивать умение определять тему и основную мысль текста, развивать речь детей, развивать навыки составления кластера по произведению, развивать навыки написания эссе.

    Воспитывать интерес к произведениям Костюнина. Воспитывать чувство заботы и внимания к окружающим людям.

    Оборудование: сайт http://kostjunin.ru/rasskaz/rasskaz.html, презентация, тетради, альбомные листы.

                                              Ход занятия

  1. Орг. момент.

II. Основная часть:

1.Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке мы поговорим о писателе, творчество которого только-только становится известным широкому кругу читателей. Примечательно  то, что с его произведениями мы могли  познакомиться только в сети интернет.  К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ А. Костюнина «Поводырь»

2. Знакомство с биографией Александра Костюнина.

-Чтобы глубже проникнуть в замысел рассказа, следует познакомиться с некоторыми фактами из жизни писателя. Показ слайдов презентации, сопровождаемых  комментариями.

    Александр Викторович Костюнин родился в Карелии 25 августа 1964 года, в селе Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Получил высшее образование, окончив сельскохозяйственный и экономический факультеты Петрозаводского Государственного Университета.

    Женат. Имеет двух детей.

    Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством.

    Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.  
Его мать была учителем русского языка и литературы, но сочинять сам он не любил. Мать помогала ему, стараясь развить в нем любовь к языку.

Костюнин А.В. работал на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков проекта 12650 — противоминных кораблей, обеспечивающих развёртывание стратегических ядерных сил морского базирования.
Сейчас полностью посвятил себя творчеству. Член Союза писателей РФ.
Костюнин А. В. является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

    На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. И. Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу».
По итогам литературного конкурса 2007 года в номинации «Повести и рассказы (малая проза)
«Лучшая книга года» Александр Костюнин признан лауреатом за книгу «В купели белой ночи». 18 марта в Москве Председатель жюри С. В. Михалков вручил высокую награду карельскому писателю. Народный артист СССР Вячеслав Тихонов собирался снять фильм по рассказу «Рукавичка».  Общественное объединение «Карельский конгресс» проводит конкурс сочинений по его произведениям с целью ознакомления учащихся и студентов с творчеством Александра Костюнина.

3.Анализ рассказа «Поводырь»

-Ну что же. Отправляемся в путешествие по этому произведению.

Посвящение

-Кому посвятил свое произведение автор?

-Как это можно объяснить?

(-Матери. Возможно, в мире литературы поводырем для самого автора была она.)

Анализ эпиграфа

-Какой эпиграф выбрал автор? (прочитать эпиграф)

-Как вы можете объяснить его смысл? (объяснения детей)

-Кому принадлежат эти слова? (Иоганну Вольфгангу Гете)

Анализ названия рассказа

-Объясните смысл названия этого произведения.

-Давайте посмотрим, как словарь дает толкование этому слову.

Поводырь – человек, который водит кого – нибудь. Слепой с мальчиком поводырем.

-А сколько вы насчитали поводырей в рассказе? Объясните.

Жанр рассказа

Что можно сказать о жанре данного произведения?

-Форма произведения?

Композиция

-Какие композиционные особенности вы можете здесь увидеть?        

Сюжет

Перескажите сюжет рассказа кратко.

Круг героев рассказа

-Определите круг героев рассказа.

-Что узнали о судьбе Качмарика Антонина Карловича? Какой это человек?

-Расскажите о детстве Агаева Магомеда. Что вы узнали о нем?

-Какие отношения сложились между ними? Подтвердите словами из текста.

Язык произведения

-Что необычного в языке рассказа вы наблюдали? Почему здесь автор использует множество коротких, отрывистых предложений, просторечных слов, диалогов?

-Приведите примеры из текста.

Образ повествователя.

-Дайте краткую характеристику Магомеду.

-Почему им заинтересовался учитель?

-Как проходили занятия на кружке?

-Чем отличались уроке в музыкальной школе от уроков в общеобразовательной школе?

-Как вел себя мальчик по отношению к учителю?

-Когда мы в тексте встречаем слово «поводырь»?

-А как мальчик называл своего учителя про себя?

-Найдите в толковом словаре значение этого слова.

Кобзарь – перен. «наставник»

-Когда учитель попросил себя отвести в дом престарелых?

-Чему был очень удивлен Магомед?

-На Кавказе, действительно, очень чтут традиции, очень уважительно относятся к старикам, и нам с вами не мешало бы брать пример с таких людей.

-В чем винит себя Магомед? 

-Может ли человек оправдать себя в подобной ситуации?

-Сможет ли когда – нибудь Магомед забыть своего учителя?

Основная мысль рассказа

-Скажите, чему учит нас этот рассказ?

-Что хотел донести своим рассказом до нас автор?

-Как можно назвать уроки Александра Костюнина для нас?

-Что особенно вас поразило в рассказе?

-Что показалось удивительным?

4. Составление кластера по рассказу «Поводырь»

Возможный вариант


                              музыка

        музыка

        Учитель Антонин Карлович

                   поводырь в музыке

                                    поводырь в жизни

                                       учитель   Магомед Агаев

                      поводырь в музыке

        музыка

5. Пятиминутное эссе

Это произведение Александра Костюнина проникнуто огромным смыслом. Напишите эссе по произведению «поводырь». Постарайтесь в нем выразить свои понимание этого произведения.

6. Домашнее задание.

    Прочитайте еще один рассказ Александра Костюнина на выбор. Подумайте, как вы расскажите об этом рассказе другу, чтобы ему захотелось прочитать его.

7.Итог

    Рассказ очень поучительный. Я хочу еще раз обратиться к строкам этого произведения и предостеречь вас о том, что «никто и никогда не даст нам переписать жизнь на чистовик». То есть все то, что мы совершили в жизни, останется с нами навсегда. И пусть страницы вашей жизни остаются светлыми, проникнутыми любовью к человеку.

И еще хочу пожелать вам, чтобы ваша жизнь была прожита так, чтобы и про вас можно было сказать: «Благодарение и хвала тому, кто не умирает». 

Спасибо за рассказ, Александр Костюнин!

Содержание:

1. Вступление

2. Способы передачи информации.

3. Как работает интуиция.

4. Интуицию можно тренировать.

5. Размышления постскриптум.

1. Вступление

Доброго времени суток, дорогие мои читатели и подписчики!

С вами я, социальный психолог, Сызранова Людмила Андреевна. И сегодня разговор пойдёт об интуиции, которую некоторые специалисты считают шестым чувством. И если зрение, слух, вкус, обоняние и осязание напрямую связаны с телесными ощущениями, то вот интуиция… Но!

Интуиция — как верный друг, который никогда не предаст ради забавы и не подставит подножку в трудной ситуации, чтобы посмешить других.Интуиция — как спасательный круг, когда барахтаешься в омуте собственных

заблуждений и иллюзий.

Интуиция — как навигатор в незнакомом месте.Интуиция — это подсказка, когда ищешь решение трудной проблемы.Интуиция — это наш путеводитель по жизни, как поводырь для слепого.Интуиция — это тот самый «внутренний голос». Смешно? И всё же…

2. Способы получения информации.

Человек получает информацию из окружающей среды с помощью органов чувств.

Он пользуются своим зрением и слухом для ориентации в пространстве, вкусом — для определения

вкуса пищи, обоняние помогает распознавать запахи, осязание — это тактильные ощущения.

Интуицию долгое время не признавали, как шестое чувство. Но «внутренний голос» …

Многие знают по себе что такое «внутренний голос», который иногда громко,

иногда еле слышно предупреждает о грядущей опасности и неблагополучии.

В данном случае этот «внутренний голос» не имеет ничего общего с теми «голосами», которые наблюдается, как симптом при некоторых психических расстройствах.

Этот «внутренний голос» похож на партнёра, который всегда обеспечит безопасность и помощь

в трудной ситуации, подскажет нужное решение любой проблемы, причём по первому зову.

3. Как работает интуиция.

Интуиция, или внутренний голос проявляет себя, как некое предчувствие,

предвкушение, которое каким-то непонятным образом возникает как мысль, промелькнувшая, как молния, или воспринимаемая, как холодок, как ощущение.

Причём это происходит в тот момент, когда меньше всего этого ожидаешь.

Иногда этому предчувствию предшествует какой-либо знак: чьё-то случайно услышанное слово, карканье вороны, фраза из передачи по телевизору, сообщение в телефоне, картинка или видео,

песня, какая-нибудь находка, старая фотография…

Иногда мы не хотим верить в то, что нас как-то зацепило или насторожило, потому что наш мозг,

наш разум даже не допускает подобного развития событий. Но, жизнь и последующие события в

нашей жизни убеждают нас в правильности услышанной или увиденной нами информации. Сама

эта информация идёт как предупреждение о грядущих неприятностях, ухудшении отношений,

измене партнёра, предательстве друга, то есть о чём-то таком, чего не ожидаешь от близкого

человека или ситуации.

А предвкушение приятных событий, радость означает наступление

или приближение хороших перемен в жизни.

А вот ещё. Многие слышали о том, что некоторые пассажиры авиалайнеров опаздывают на

свой рейс и тем самым, спасают свою жизнь. А не менее известные факты опоздания пассажиров «Титаника»? И это не единственные примеры. Каждый может привести в пример собственную

историю. Всё это подтверждает тот факт, что у этих людей хорошая, развитая интуиция.

4. Интуицию можно тренировать.

Как? спросите вы. Ответ очень простой:

1. Обращайте внимание на свои ощущения при общении с тем или иным человеком.

Что Вы испытываете? Хочется Вам продолжать общение? Или скорее закончить разговор?

2. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Когда вы ощущаете какую-то тревогу,

страх, спросите себя: а что меня беспокоит? Почему меня это тревожит?

3. Обратите внимание на беспричинную радость при пробуждении или при общении с каким-то человеком.

4. Цените и берегите тех людей, в присутствии которых вы ощущаете себя красивыми, успешными, нужными, весёлыми. Они заряжают вас позитивом и способствуют вашему успеху.

5. Внутренний голос — он сродни внутреннему ребёнку, которого не обманешь.

6. Наше тело подаёт сигналы о благополучии или неблагополучии в окружающем мире в виде

ощущения счастья, радости или недомогания, или неприятного ощущения.

7. Обращайте внимание на знаки.

8. Записывайте или запоминайте, обращайте внимание на сны. Подсказки часто приходят во сне.

9. Запоминайте те моменты, когда вы ощущаете радость, уверенность и переполняющее чувство:

«вот оно!». Это касается и секрета креативных идей и озарений.

5. Размышления постскриптум.

Приняв, поверив в факт существования интуиции и убедившись в её мощи, вы научитесь

пользоваться интуицией, как мощным инструментом вашего успеха в жизни. Развить интуицию

по силам каждому человеку. Надо только захотеть!

А, когда возникают такие ситуации, и требуется принять быстрое решение, когда нельзя

подождать недельку — другую, — то есть такой приём:

1. Расслабьте всё тело;

2. Сделайте несколько глубоких вдохов или круговых вращений плечами;

3. Расслабьте мышцы лица;

4. Почувствуйте спокойствие;

5. Уверенно скажите 10 раз: «Я всегда принимаю правильные решения.»

6. Произнеся фразу в последний раз сразу примите решение.

Таким образом, вы избежите вмешательства разума и получите ответ из

подсознания. Первое, что придёт в голову, и будет правильным решением.

Почему так происходит? Разум стремится логически обосновать решение на основании

опыта и доступной информации, поэтому может ошибаться. Подсознание работает на уровне

инстинктов и эмоций, и этим всё сказано.

И ещё, к случаю:

Худшее из злодеяний — не воровство и даже не убийство, а предательство.

Никогда не предавай человека, который тебе доверился.

Обманывать можно лишь тех, кто тебе не верит;

Изменять позволительно лишь тем, кто на тебя не надеется.

Борис Акунин

Источник:

«Ягуар» № 15 (359) от 20.04.2005 г. стр. 32, статья «Сделай себя сам. Интуиция» автор Динекина С.

https://zen.yandex.ru/video/watch/608e5ad5b8f34b04d272e2b1

https://zen.yandex.ru/video/watch/619e00835502d27406b68c90

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам

М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

 (8 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Цель: приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора.

Задачи:

Образовательные:

— углубить знания обучающихся о сатире и юморе;

— раскрыть содержание понятий комическое, сарказм, ирония;

— закрепить и расширить знания о приемах создания комического;

 — познакомить с фактами биографии и творческой деятельности Н. Тэффи и             М. Зощенко;

— определить художественное своеобразие рассказов А. Аверченко, Н. Тэффи,        М. Зощенко;

— познакомить с жанром «моноспектакль»;

— вспомнить требования выразительного чтения.

Развивающие:

— развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний);

— развивать интерес к учению и художественному слову.

Воспитательные:

— содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: видеозапись моноспектакля А. Филиппенко.

Предварительная подготовка: прочитать рассказы А. Аверченко, Н. Тэффи,         М. Зощенко (по выбору). Задания по группам (рассказ о биографии А. Аверченко, Н. Тэффи, анализ рассказов по плану). Индивидуальное задание (рассказ о биографии             М. Зощенко).

Ход урока

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (2 минуты)

Что такое юмор и сатира? Чем они отличаются?

Юмор – особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Примеры юмора в литературе: Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (народно-праздничный смех), «Нос» (причудливый гротеск), «Шинель» (грустный юмор).

Сатира – особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Примеры сатиры в русской литературе: М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

3. Целеполагание (2 минуты)

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (формулирование темы урока)

— Всегда ли вам удается понять юмор, когда вы читаете юмористическое произведение?

Какая цель нашего урока? (формулирование цели урока)

— Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? (определение задач)

4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)

Проблемная ситуация

— Сатира и юмор – это виды комического. А знаете ли вы еще какие-либо виды комического?

Комическое (от греч. komikos — весёлый, смешной) – смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

Ирония – приём, при котором слово или высказывание приобретают в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению, либо отрицающий его или ставящий под сомнение. Примеры иронии в русской литературе:                  И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей» («Ты всё пела? Это –  дело…»).

Сарказм (от греческого sarkadzo — рвать, терзать) –  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. Примеры сарказма в русской литературе: А. С. Грибоедов «Горе от ума» («Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! // Там моську вовремя погладит, // Тут в пору карточку вотрет, // В нем Загорецкий не умрет»).

— Для создания комического эффекта писатели используют различные приёмы. Перечислим их (учитель приводит примеры, учащиеся называют приём).

Пример: вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным (Гипербола – преувеличение).

Пример: этот приём активно используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города». По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители города, глуповцы, «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, который знает только два слова — «не потерплю» и «разорю» (Гротеск – литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия).

Пример, «горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы», «юные старики», «слышно, как молчит тишина», «звучащая философия» (Оксюморон (оксиморон; др.-греч. буквально –  остроумная глупость) – стилистическая фигура, или стилистическая ошибка – сочетание слов с противоположным значением).

Слово учителя о сатире в отечественной литературе XX века

Сатира в отечественной литературе XX века пережила годы бурного расцвета и, по выражению одного из критиков, «ледниковый период». Первый взлет ее –  прежде всего журналистики – произошел в начале века после издания в ноябре 1905 года «Временного положения о русской печати и свободе слова». Отменялась любая предварительная цензура. Разрешалось открывать собственные газеты и журналы. В 1905–1907 годах в стране выходило более трехсот сатирических и юмористических изданий. «Бич», «Плеть», «Скорпион», «Пулемет», «Жупел», «Пощечина» – в названиях отражалось активное желание обличать, клеймить, жалить. Многие, если не большинство этих изданий, оказались недолговечными и не оставили никакого следа в истории литературы. Однако среди журналов-однодневок существовал блестящий образец сатирического издания – журнал «Сатирикон», собравший под своей крышей многих талантливых авторов: А. Аверченко, Н. Тэффи, Сашу Черного, А. Бухова и др.

Главным рупором сатиры и юмора Санкт-Петербурга того времени становится журнал «Сатирикон». Первый номер выходит 1 апреля 1908 года. В нём печатают работы лучших сатириков и юмористов.

Вторым по счёту главным редактором «Сатирикона» выступает журналист и писатель Аркадий Аверченко. Местная интеллигенция его называет не иначе, как «король смеха». Он пишет сатирическую прозу, отображающую жизнь России в эпоху трёх революций. Свой талант сатирика автор в полной мере раскрывает в сборниках: «Рассказы для выздоравливающих» (1907),«Круги по воде» (1912), «О маленьких – для больших» (1916) и другие.

Ещё одна яркая представительница сатирической литературы – Надежда Лохвицкая, писавшая под псевдонимом Тэффи. За её искрометные фельетоны о русской жизни вели борьбу газеты и журналы. Следуя традиции Чехова, она выявляет, систематизирует и коллекционирует типы человеческих личностей.

С большой изобретательностью Тэффи использует комические приёмы. Писательница находит способ соединить смех и слёзы, добродушную иронию и сатиру, улыбку и трагическое видение мира.

Михаил Зощенко продолжает традиции Гоголя, Лескова и раннего Чехова. В произведениях он разоблачает нравы городских обывателей, пошлость, скудоумие и духовную нищету. Все персонажи рассказов Зощенко – мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям.

Во все времена сатира является признаком силы искусства и инструментом сохранения адекватности и независимости взглядов. Ироничные, острые, едкие и смешные произведения, написанные сатириками в 20—30-х годах XX столетия, живы и не утратили своей ценности до сих пор.

5. Первичная проверка понимания (представление результатов групповой деятельности, индивидуальной работы и беседа по прочитанным рассказам; рецензирование ответов учащихся одноклассниками) (10 минут)

Группа 1. А. Аверченко (3 человека)

  1. Биография писателя (кратко).
  2. Особенности сатиры Аверченко.
  3. Анализ рассказа «Бал у графини Х…» по плану.

Текст рассказа: http://ocr.krossw.ru/html/averch/averchenko-bal_grafini-ls_1.htm 

Группа 2. Н. Тэффи (3 человека)

  1. Биография писателя (кратко).
  2. Особенности сатиры Тэффи.
  3. Анализ рассказа «Жизнь и воротник» по плану.

Текст рассказа: http://az.lib.ru/t/teffi/text_1910_07_rasskazy.shtml 

Вопросы классу:

Какие рассказы вы прочитали?

— Какой рассказ вам особенно запомнился? Почему?

— Какие рассказы можно назвать сатирическими? Юмористическими? Почему?

— Какие приемы использует автор для создания комического эффекта?

Индивидуальное задание: М. Зощенко – писатель-сатирик. Биография. Особенности сатиры Зощенко.

6. Моноспектакль. Особенности. Требования выразительного чтения. Первичное закрепление (самостоятельный анализ прослушанного рассказа) (10 минут)

Просмотр моноспектакля Александра Филиппенко по рассказу М. Зощенко «Случай в провинции» и анализ рассказа по плану. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Path2rS_cWM

Пояснить: Имажини́зм –  литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов –  метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов –  прямого и переносного).

— Что же такое моноспектакль? В чем его особенности?

Слово учителя: Моноспектакль (театр одного актера) – это постановка с участием одного актера. В таких спектаклях, как правило, не используют сложные декорации и реквизит. В основе постановок лежат либо специально написанные литературные произведения –  монодрамы, либо адаптированные традиционные пьесы.

Создателем театра одного актера считают советского артиста эстрады Владимира Яхонтова. В 1924 году он поставил свой первый моноспектакль «На смерть Ленина». В отличие от творческих вечеров и мелодекламаций, представление Яхонтова было сюжетным, в нем использовались декорации и музыка. Сценарий Яхонтов придумал сам: составил из отрывков газетных статей о революции, писем Ленина, мемуаров его современников. Н. Крымова: «Искусство Яхонтова уникально. Он создал новый жанр – театр одного актера – которого до него не было. Этот жанр явился синтезом искусства актера, художественного слова и исследования литературы».

— Как вы думаете, сложно ли играть моноспектакли? Как удерживать внимание зрителей?

Выразительное чтение – это комплексная деятельность, проявляющаяся одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова и как воплощение, передача своего личного истолкования смысла прочитанного. Выразительно прочитать произведение означает, подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения.

Как писал Ю. Озаровский: «Искусство художественного чтения есть искусство обращения письменной, немой речи в живую и образную, т.е. звучащую и исполненную мысли и чувства» (Ю. Озаровский Музыка живого слова. – СПб., 1914, С.1).

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, научиться понимать внутренний мир героев.

— Какое же чтение мы называем выразительным?

Прежде всего, чтец должен соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора, а также соблюдать интонацию вопроса, утверждения и придавать голосу нужные эмоциональные окраски. Выразительное чтение невозможно без хорошей дикции, ясного, четкого произношения звуков. Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходима достаточная громкость, темп речи.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 минуты)

— Чем юмор отличается от сатиры?

— Каких писателей-сатириков XX века вы запомнили?

— В чем особенность моноспектакля?

— Смех – дело серьезное?

8. Домашнее задание (1 минута)

— Посещение моноспектакля в Государственном драматическом театре (по желанию). Написать рецензию на спектакль.

— Посмотреть видеозапись моноспектакля К. Райкина «Самое любимое», написать рецензию на спектакль (для ребят, которые не идут на спектакль).

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=OgPHp5kDeIQ&t=131s 

9. Рефлексия (2 минуты)

— Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

— Что бы вам хотелось еще узнать?

  • Повозможности слитно или раздельно как пишется
  • Поволжские немцы как пишется
  • Повкусу или по вкусу как пишется
  • Повитуха яндекс дзен рассказ
  • Повнимательнее как пишется слитно или раздельно