Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. Невидимкой, осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит, При солнце, при месяце Серебром блестит В белом бархате деревня – И заборы, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. Белый дед, белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму – Никто не поднимет. Весна придет — Он сам уйдет. В мороз – лежит, в тепло – бежит, Прозрачное, а не стекло, Пригреешь – собрать не успеешь.
И. Бунин Первый снег.
Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Елец. До 11 лет воспитывался дома. В 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати.
Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук. Умер во сне с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции.
Пластов «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло… И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
пахнуло Белой скатертью полей Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. с запоздалой вереницею гусей.
http://childline.ru/zima.shtml http://www.nanya.ru/articles/10515.html http://900igr.net/kartinki/literatura/Bunin/Biografija-Bunina.html http://www.pixnet.ru/wallpapers/390fd2727f907293c989d82b9a0fe3bc/2700_5.jpg http://www.welldes.com/animation2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Н. Рубцов «Первый снег»
Презентация создана по стихотворению Н.Рубцова «Певый снег» Можно вставить музыку П.И. Чайковского «Декабрь»…
план-конспект к уроку чтения 3 класс по разделу «Снег летает и сверкает». Дрожжин «Снег летает..», Бальмонт «Снежинка», Есенин «Пороша».
Тема урока: С.Дрожжин «Снег летает…»…
Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Ивана Бунина «Первый снег»»
Анализ стихотворения Бунина «Первый снег»
К раннему периоду творчества Ивана Бунина относится стихотворение «Первый снег», которое сегодня считается хрестоматийным и входит в школьную программу начальных классов. В этом нет ничего удивительного, так как написано оно очень простым и доступным языком.
Вместе с тем, в произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.
Она еще не вступила в свои права, однако по косвенным признакам автор безошибочно угадывает ее приближение.
В воздухе уже пахнет морозом и «ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», что указывает на предстоящее похолодание. Предположения поэта оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился. Действительно, «с рассветом на село, на пруды, на сад пустынный первым снегом понесло». В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и пруды также готовы к приходу зимы. Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает,
ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.
При этом Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.
Предлагаем вам красивые зимние стихи Ивана Бунина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Ивана Бунина о зиме
, а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти произведения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие Ивана Бунина
помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года зима.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится —
В мерзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом…
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Стихи Ивана Бунина о зиме отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.
Тема: Первый снег. Стихотворение И.А. Бунина.
«Зимним холодом пахнуло…».
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло…».
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения и к классической музыке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения:
— (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
— (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
Формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
Формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
Формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, —планировать пути решения поставленной проблемы;
Формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
Формирование критического мышления;
Формирование умения извлекать информацию, представленную в разных —-формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Овладение диалогической и монологической речью;
Формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Тип урока
: урок открытия нового знания
Оборудование:
учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, презентация, репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег», фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, карточки с заданиями.
Ход урока.
I
Организационный момент
Психологический настрой на работу. Звучит музыка.
Нарисуйте свой настроение.
II
Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.
Речевая разминка
(Звучит музыка Чайковского «Времена года». Дети с закрытыми глазами)
А) Упражнение на дыхание
Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая…
Странная звёздочка с неба упала,
Вам на ладошку легла, не пропала.
Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки(3 раза)
Б) Чтение предложения с разной интонацией
(На доске записано одно и то же предложение, в каждом предложении слово выделено ярким цветом)
Наша задача, ребята, произнести чётко за мной предложение, делая ударение на выделенном слове
Падают
с неба снежинки.
Падают с неба
снежинки.
Падают с неба снежинки.
Когда мы представляем себе снежинку, падающую с неба, какое чувство у нас возникает? Нам становится грустно или радостно, холодно…
Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)
Зима – это одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Вспомните, как народ ласково называет зиму?(зимушкой, волшебницей, чародейкой, матушкой, гостьей)
У нас сегодня необычный урок – урок – путешествие в снежное царство Зимы
Как вы думаете, на чём будем путешествовать в зимнее время? Прислушайтесь к звону бубенцов…
Правильно, на волшебных санях
У каждого из нас есть карта — маршрут (карточка оценивания работы)нашего путешествия, который поможет нам не сбиться с пути. В нем мы будем фиксировать баллы, заработанные на уроке. В путь, дорогие ребята!
Работа с интерактивной доской
(работа в группах)
(соединить слоги в слова)
Иван Алексеевич Бунин
IV
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».
(демонстрация портрета поэта)
Родился поэт в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома. В семье. Сочинять стихотворения стал очень рано, в 6 лет. А в 7 лет написал своё первое стихотворение. Большое внимание на его творчество оказали народные песни, сказания. Кроме того, что он писал стихотворения, он очень хорошо декламировал (рассказывал) стихотворения собственного сочинения
— Отгадайте загадку и вы узнаете, о чем это произведение.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути. (Снег)
III
Учебно-познавательная деятельность.
Создание проблемной ситуации
А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)
Галерея Зимы
Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.
(Дети рассматривают картину А. Пластова)
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картины?
(учитель не называет название картин.)
Проблемный вопрос???
Работа со словарём настроений.
Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей. (на столах смайлики настроений, в группе принимают решение)
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
Литературная галерея
А с каким настроением воспринимал зиму И.А. Бунин, мы сейчас.узнаем.
4.Работа над произведениями.
Первичное восприятие.
Чтение стихотворения с. 190 (звучит музыка)
Какую картину вы представили?
Работа над анализом стихотворения
Чтение, пометка непонятных слов.
Какие непонятные для вас слова встретились?
Словарная
Словарная работа
(соединить понятие- определение)
(работа в парах)
Холодом пахнуло –
повеяло, подуло, почувствовался холод
Ярким пурпуром –
красным цветом
Пред –
перед
Буря бушевала —
дул сильный ветер
Снегом понесло –
пошёл первый снег
Вереницею –
ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом
Закат –
это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером
Ребята, какую картину нарисовало вам ваше воображение, когда вы читали это стихотворение?
Какую поду вы себе представили?(снежную, холодную, сырую)
Какой был закат?(яркий, красный)
4.1 Чтение через строку
4.2 Выборочное чтение
(работа в группах)
(в конверте задание для каждой группы)
Прочитайте строки, в которых говорится о первом снеге.
Прочитайте строки, где говорится о закате
Прочитайте строки, в которых говорится о том, что последние птицы улетают в далёкие края
А какие птицы улетают последними?(гуси и утки)
А первыми?(стрижи, ласточки и трясогузки)
Кто не улетает на юг?(воробей,голубь, сорока, снегирь, ворона)
Как мы должны помогать этим птицам зимой?(сыпать корм)
* Физ.пауза « Снежинка»
5 Подготовка к выразительному чтению.
Расставим паузы в этом стихотворении.
«Зимним
холодом
пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.
— «На
поля
и на
леса
». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.
— «Ярким
пурпуром
зажглися» — подчеркну «пурпуром»
— «Пред закатом
небеса
» — большая пауза, подчеркну слово «небеса».
— «Ночью
буря
бушевала», — маленькая пауза, подчеркну слово «буря».
— «А с рассветом на
село
», — маленькая пауза, подчеркну слово
« село».
— «На
поля
, на
сад
пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».
— «
Первым
снегом понесло…» — большая пауза, подчеркну слово «первым».
— « И
сегодня
над широкой» — подчеркну слово «сегодня».
— «
Белой
скатертью полей» — подчеркну слово «белой».
— «Мы
простились
с запоздалой» — подчеркну слово «простились».
— «Вереницею
гусей
». – подчеркну слово «гусей».
6 Выразительное чтение стихотворения детьми.
Галерея творчества
IV
Работа над произведениями.
Творческое задание
.(разноуровневые задания)
1 группа Составление синквейна
Ключевое слово «Снежинка»
Творческое задание. 2 учащихся работают по карточкам, 2 учащихся выполняет рисунок в альбоме «Первый снег»
—
Составить небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую», используя иллюстрации и словосочетания.
2 группа
Попробуйте составить и записать четверостишье, используя данные рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…… ….летала
….. …..упала-
3 группа Вставьте пропущенные слова
Зимним ……… пахнуло
На поля и на леса.
Ярким ……… зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью …… бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на ….. пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой ……. полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею ……. .
4 группа
Восстанови правильную последовательность событий
На поля и на леса.
Зимним холодом пахнуло
Пред закатом небеса.
Ярким пурпуром зажглися
А с рассветом на село,
Ночью буря бушевала,
Первым снегом понесло.
На пруды, на сад пустынный
Белой скатертью полей
И сегодня над широкой
Вереницею гусей.
Мы простились с запоздалой
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения
Выучить стихотворение наизусть или придумать своё стихотворение
2. Речевая разминка
Снежинки.
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку,
Пушистую льдинку,
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
3.
— Мы говорили о зиме.
—
—
2. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Аркадия Мельникова.
Снежинки.
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку,
Пушистую льдинку,
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
3.
Определение темы урока. Постановка цели урока.
О каком времени года мы говорили сейчас?
— Мы говорили о зиме.
Откройте учебник на странице 190 и прочитайте название главы. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать?
Верно. Могут ли разные поэты писать стихотворения о зиме одинаково?
— Поэты думают по разному, видят красоту природы по своему, поэтому стихотворения будут не одинаковы.
Кто догадался, как называется тема нашего урока?
— Тема урока «Чтение стихотворений о зиме».
Чему вы должны сегодня научиться?
V
II
РЕФЛЕКСИЯ
Проблемный вопрос???
-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?
Я познакомился…
Мне понравилось….
Я затруднялся…
С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?
Символом Зимы мы называем …(снежинку)
Давайте посчитаем наши достижения, заработанные в теч.урока. Оценивание.
Покажите снежинку голубого цвета, если вы всему научились, белого — если есть какие – то сомнения
Нарисуйте своё настроение
Итог. слова учителя
Я желаю всем, чтобы завтрашнее утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми снежинками. И чтобы с первым снегом
пришла радость.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Анализ стихотворения «Первый снег» Бунина
«Первый снег» — стихотворение, которое принадлежит к раннему творчеству поэта. Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. Детство автора прошло в деревне, поэтому он научился замечать красоту природы.
В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля. Это становится понятно с первой строфы. Кругом веет ароматом морозной свежести. Небо окрашено в багряные цвета. Все описано понятной речью, потому что есть присутствие лирического героя. Стих состоит из трёх частей, в каждую заложен определённый смысл.
Ощущаются изменения в природе. Используя объективные эпитеты, кажется, что все природные явления происходят в настоящий момент. С самого начала есть первые признаки зимы. Это заметно по морозной свежести в полях и лесах, цвету заката. Тем самым, предвещается наступление настоящей зимы.
Прочитав вторую строфу, можно заметить некоторую тревогу. В этой части, наблюдая за изменениями в природе, поэт ждёт, когда выпадет первый снег. Но не только он томится в ожидании. Природа тоже это предчувствует. Листья опали с деревьев, не наблюдается цветов. Поля и сады опустели. Все готово к наступлении холодного времени года.
В третьей части ожидания оправдываются. Ночью слышится буря, а когда рассветает, то видны летящие хлопья снега. Происходит прощание с осенью, которое подчеркивается запоздалой вереницей гусей. Герой становится свидетелем, который наблюдает за сменой времён года.
Описывая приход зимы, становится заметен положительный настрой героя, его мечта о преображении мира. Он видит в этом светлый праздник и принимает жизнь во всех проявлениях.
В последних строчках присутствует чувство грусти. Поэт немного грустит о прошедших тёплых днях. Но скоро они вернутся. А события и само время уже не сможет вернуться. Именно от этого присутствует небольшая тоска. Прошедшие дни выражаются с помощью улетевшей вдаль вереницей.
Совмещение красных и белых цветов помогают проще описывать, показав причастность природных явлений к мироощущению лирического персонажа. Он является частью природы. Этому свидетельствует его употребление местоимения «мы».
Стихотворение Бунина передаёт движущуюся природу, ее жизнь, наводит на раздумья. Умело демонстрируется иллюзия того, что действия происходят прямо сейчас. Видно, как сильно, автор любит родную землю.
В жаркую погоду хочется чего-то прохладного. Сетевое издание «Учительская газета» и «СЛОГиЯ» решили помочь читателям охладиться и подобрали несколько слов, правильное написание и произношение которых вызывают затруднения. А связаны они, конечно, с холодом.
В Антарктиде много их – ледников больших-больших
Ле́дник или ледни́к? Да что тут спрашивать? Разумеется, ледни́к! Разберемся в понятиях.
Ледни́к в представлении не нуждается. Все знают, что это скопление масс льда в горных и полярных областях.
Но не все знают, что есть еще и помещение, где хранятся скоропортящиеся продукты, а охлаждение их происходит за счет льда. А называется оно ле́дник. Выбор ледников богат – от простого подпола до огромных сооружений с запасами льда. Интересно, что ле́дник, построенный в грунте вечной мерзлоты, называется мерзло́тник.
Как видим, бывают и ледники́, и ле́дники. Только в случае с массами льда ударение падает на второй слог – ледни́к, а помещение для хранения продуктов – ле́дник – с ударением на первый слог. А лучше запомнить поможет наша простая рифма:
Давным-давно на севере
Возни́к большой ледни́к.
На юг вёз лёд посре́дник,
Чтобы построить ле́дник
Зима-холода
От воздействие холода возникают холодовые реакции. А еще холод применяют в медицине, где и распространено данное понятие- холодовая аллергия, холодовая травма. Ударение «просится» на первый слог – от слова «холод». Некоторые, напротив, «ударяют» в последний слог.
И оба варианты неверны. Правильно только – холодО́вый, независимо от того, массаж это, шок или технологии. А рифма поможет не забыть произношение:
Полезны для здоровья
Зарядка и массаж:
И гидро, и медо́вый,
И даже холодо́вый
Ванильное на палочке, с орехами в стаканчике
Конечно, речь идет о мороженом. Как выглядит десерт, знают все, а вот с написанием слова порой встает вопрос. Сразу вспоминаются -н и -нн, и многие отдают предпочтения двойному написанию «н».
Но «мороженое» – это существительное и пишется с одной «н», о чем сообщают нам все словари.
Кстати, «мороженое» – прилагательное тоже содержит только одну «н», удвоится она только в случае, когда «мороженое» станет причастием с зависимым словом – мороженное блюдо.
Запомнить просто: представляем мороженное мясо, а все остальное – мороженое. Карточки же помогут закрепить
Ветер в поле воет, дождик моросит
Изморозь или изморось – как правильно? Верно и так, и так, поскольку это два разных слова, которые звучат практически одинаково, а вот пишутся по-разному.
Изморось – это осадки в виде мелкого дождя – вроде он есть, а как будто и нет. Неприятное явление: и зонт не достанешь, и промокнуть не хочется.
И́зморозь же – это отложения льда. Ее часто путают с инеем. Но иней может образоваться на любой поверхности, а изморозь – только на тонкой и длинной, например на ветке дерева. Замечали пушистые гирлянды на деревьях? Это изморозь постаралась. А причудливые узоры на окнах рисует иней. Изморозь «любит» влажный воздух и мороз, отсюда и название.
Запомнить легко: изморось – когда дождь моросит, а изморозь – когда на улице морозно.
Так что написание зависит от того, о чем мы хотим сказать – о дожде или о морозе. А запомнить помогут наши карточки.
Нынче ветер творил чудеса
Ветер, действительно, может натворить разных чудес – и деревья поломать, и освежить, и танец листьев устроить. Да и слово «ветреный» довольно необычное. Очень уж хочется написать его с двумя «-н».
Но «ветреный» – слово исключительное, поскольку образовано оно не от слова «ветер» при помощи суффикса -нн, а от глагола «ветрить» (был такой в старину).
«Ветреный» продолжает нас удивлять и дальше, поскольку образует приставочные прилагательные уже с двумя «н» – безветренный, подветренный.
Еще одна особенность «ветреного», что им может быть не только день, но и человек. Слово употребляется в переносном значении и означает легкомысленность – ветреная особа.
И есть у «ветреного» близкий родственник – «ветряной». Настолько близкий, что легко и перепутать.
Однако «ветреный» означает то, что сопровождается ветром, а ветряной – то, что приводится в действие силой ветра. Вспомним Дон Кихота и больше никогда не перепутаем ветреный день с ветряной мельницей.
Надеемся, что карточки и рифмы помогут нашим читателям не забыть правильное произношение и написание слов. Кстати, кто-то удивится, что ветреный мы отнесли к «холодным», ветер бывает и теплым. Но мы исходили из того, что на пороге осень, скоро будет ветрено и прохладно. Да и, услышав, что на улице ветрено, мы представляем не лучшую погоду.
А пока длятся летние деньки, не закончился отпуск, можно узнать много нового и интересного, заглянув в нашу рубрику «Грамотатор».
Зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета», наши читатели всегда могут задать вопросы, поделиться информацией и предложить темы для новых публикаций.
Рисунки Лии Волчер
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Урок
№ 17
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА (ТЕСТ)
Цель:
оценить уровень учебных достижений одиннадцати классников по стилистике языка и
культуры речи;
выяснить
возможные недостатки в ходе овладения языков ной теорией; оценить уровень
орфографической грамот ности учащихся.
Тип
урока: урок оценивания учебных достижений учащихся.
ТЕЧЕНИЕ
УРОКА
I.
Организационный момент
II.
Ознакомление с темой, целью и задачами урока
III.
Мотивация учебной деятельности
Проведение
инструктажа по выполнению тестовых заданий.
IV.
Выполнение тестовых заданий закрытой формы
Вариант
1
►
Задания 1-12 имеют по четыре варианта ответа, среди которых
только
один правильный вариант. Нужно выбрать один пра вильный вариант ответа.
1.
Литературный язык — это:
А
народный язык, которым пользуются на определенной территории;
Б
язык, являющийся средством письменного и устного общения нации;
В
нормированный язык общественного общения, зафиксированный
в
письменной и устной практике;
Г
язык художественного стиля речи.
2.
Стилистика языка…
А
является совокупностью речевых действий, каждая из которых имеет цель, что
вытекает
из общей цели общения;
Б
изучает реализацию стилистических ресурсов языка в зависимости от
речевой
ситуации;
В
изучающей стилистические ресурсы всех языковых уровней: лексики,
фразеологии,
морфологии, синтаксиса;
Г
включает понятия синонимии и вариативности.
3.
В специфических понятий стилистики относятся:
А звуковой
строй, словарный состав и фразеология, грамматическая структура и нормы
литературного языка;
Б
языковые приемы и средства;
Повторение
изученного в 10 классе. Стилистика речи. Культура речи 79
В
стилистические средства, стилистическая норма, функциональный
стиль;
Г
синоніміка, эмоционально-экспрессивный окрас, багатознач ность.
4.
Орфоэпические нормы регулируют:
А
правильное произношение звуков, звукосочетаний, ударения в слове;
Б
употребление языковых средств в соответствии с их стилистическим
значение;
В
правильную запись слов;
Г
целесообразным употребление аллитераций, ассонансов.
5.
Определите предложение, в котором не пишется со всеми словами
разом:
А
На коне сидит казак, в свите — не/свите, и без шапки;
Б
не / знакомый порывисто козырнул, поднеся кулак и выпрямив пальцы у самого
виска;
Пока
не очень холодно, сидеть дома;
Г
Ты, может, сердечко, того и не знаешь, как красиво, любо как
поешь.
6.
Найдите слово, которое пишется слитно (а не через дефис):
А
сине / зеленый;
Б
научно/прикладной;
В нежно
/ розовый;
Г
красно/горячий.
7.
Все местоименные формы в строке написано правильно:
А
ни о чем, бог весть какого, Как знать-кого, у кое-кого;
Кто-то,
чтобы-то ни к чему, несколько;
В
нисколько, бог весть, кто-нибудь;
Г-Да,
никакой, кое-кто, невесть как.
8.
Определите строку, в которой допущены орфографические ошибки:
А
День Победы, Золотые ворота, клубника»Виктория»;
Б
праздник Ивана Купала, село Золотая Балка, Национальный банк
Украины;
В
созвездие Большой ВОЗ, Декларация прав человека, газета «Литэ ратурна
Украина» ;
Г
Великий пост, День Рождения, Волынская область.
9.
Определите строку, в котором есть неправильно образована форма при кметників
высшего и наивысшего степеней сравнения:
А
менее надежный, самый добрый, самый дальний;
Б
наиболее приветливый, более узкий, наиболее известный;
В
самый старый, самый длинный, самый удобный;
Г
легче, дороже, хуже.
80
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень
10.
Отметьте строку, в котором все наречия записаны правильно:
А
по соседски, вдвоем, с горы, на диво;
Бы
отныне, наскоро, без конца, по нраву;
В
где-то-инде, во время, не зря, с полная;
Г
з роду-вику, на счастье, на изнанку, издалека.
11.
В количественных числительных от 50 до 80 склоняются:
А
первая часть;
Б
вторая часть;
В
обе;
Г
эти числительные не склоняются.
12.
Укажите строку, в котором вместо точек везде нужно вста вить в:
А
… Астрахани, заметила … глазах, работала … бухгалтерии;
Б
одета … хвою, утеряны … волнах, растерялся … склад ней ситуации;
В
моя подруга ..читель начальных классов, … семь, где-то … роща;
Г…
Поли, ходить … валенках, увидела … объявлении.
►
Задания 13-16 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых
только
два правильных варианта. Выберите два правильных вари анти ответа.
13.
Укажите ряды слов, в которых пишется -нн — во всех словах:
А
безгомі..ий, неодми..ой, безбереж..ий, бездога..ий;
Бало..ой,
парад..ой, бензы..ой, чека..ий;
В
кассет..ой, люминисцент..ий, моното..ой, безіме..ий;
Г
безці..ий, неузнаваемый, неодолимый..ой, НеЗаМи..ий;
Д..ой,
отлично..ий, карава..ой, магази..ий;
Е
доверше..ой, изящно..ой, Пи..ой, нарече..ий.
14.
Определите, в каких предложения приняты полные нестянутые формы при кметників:
А
недобрая сутень упала на землю, повеяло холодом (м. При гара).
Б
Зеленеє жито, зелене. Хорошії гості у меня (Народная песня).
В
только здоровые жилистые руки с длинными пальцами и длинные
усы
напоминали о давнем Николае Джерю (И. Нечуй Левицкий).
Г
Ружа красная, но и та бледнеет (народная мудрость).
Д
Пливе човен води повен (Т. Шевченко).
Е
если бы мои струны нимии и песней стали без слова (Леся Українка).
Повторение
изученного в 10 классе. Стилистика речи. Культура речи 81
15.
Укажите строки, где допущены ошибки в написании частицы
не
со словами:
А
вскоре, еще не принятые законы, негромко, недруг;
Бы
недостаток, невиконавши, видеть, пренебрегать;
В
не выполнять, не соблюдая, не ответив, Несмеян;
Г
незчутися, бесчисленный, совсем не страшный, не зная;
Дырявые
грядки, истошный, словно быто, лист не напи Санный;
Е
до сих пор не исполнено, недолюбливать, не смысля, недовое Дэна теорема.
16.
Отметьте строки, в которых все сложные прилагательные пишутся
разом:
А
ослепительно белый, желто/горячий, нежно/розовый;
Б
снежно белый, северо/восточный, светло/голубой;
В
горько/соленый, химико/биологическое, західно/український;
Г
юго / западный, физико / математический, всемирно / исто ричный;
Д
Восточно / украинский, кисло / мол глазной, бело / снежный;
Е
первобытно/общинный, вечно/юный, воле / любный.
►
Задание 17 предусматривает установление соответствия. К каждой строке,
обозначенной цифрой, нужно подобрать ответчик, обозначенный буквой.
17.
Установите соответствие между существительными и родам, до которых
они
принадлежат.
1
мужской. А папоротник, СБУ, девушка, путь.
2
женский. Б математик, вельможа, Сибирь, тигр.
3
средний. В токарь, поэтесса, плетиво, ничтожество.
4
совместный. Г, Листья, теленок, девчонка.
Д
злюка, бедняга, хитрюга, недоучка.
Вариант
2
►
Задания 1-12 имеют по четыре варианта ответа, среди которых
только
один правильный вариант. Нужно выбрать один пра вильный вариант ответа.
1.
Признаками культуры речи является:
А
правильность, точность, логичность, стабильность;
Б
богатство, чистота, уместность, завершенность;
В
точность, логичность, чистота, богатство;
Г
разнообразие, уместность, над диалектный характер.
82
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень
2.
Главные признаки литературного языка:
А
обработанность мастерами, устойчивость, необязательность носителей
языки;
Б
наддіалектний характер, стабильные нормы, функционально стилевая
разветвленность;
В
нормированность, полифункциональность, письменная форма;
Г
унифицированность, благозвучие, изящество.
3.
Лексические нормы регулируют:
А
правильное созидание и употребление слов, их форм;
Б
правильное построение словосочетаний и предложений;
В
употреблении слов в присущем им значении, правильное понимание слов по смыслу в
словосочетании и предложении;
Г
употребление языковых средств в соответствии с их стилистическим
значение.
4.
Правильная речь — это:
А
вещание, соответствующее установленным правилам, нормам;
Б
вещание, устанавливающее и поддерживающее контакт;
В
вещание, уточняющее и дополняющее ту или иную ситуацию
общение;
Г
красивое, чистое речи с употреблением разнообразных языков них средств.
5.
Определите предложение, в котором не пишется со всеми словами
отдельно:
А
мыслями он был сейчас далеко от Харитона-возле Тоси,
и
еще дальше — в не/определенных очертаниях своего будущего.
Б
не / жаль за сном, не/время, не / можно спать.
В
Шаблий барахтается,не / как в петле, сеет по стерне не / вымо лоченными
колосками.
Г
обручилась она с Яковом Полищуком,а того не / гадано
отдано
в москали.
6.
Укажите слово, которое пишется через дефис:
А
семидесяти/пяти/миллионный;
Б
мясо / молочный;
В
тяжело / больной;
Г
право / Бережной.
7.
Все местоименные формы в строке написано правильно:
А
у некоторых, любого, бог весть что, ни с кем;
Б
кое-какой, кое с кем, на чьем-нибудь, кое-какой;
В
абы-какая, какая-то, невесть с кем, во что;
Г
с чем угодно, будь с чем, никакой, невесть чей.
Повторение
изученного в 10 классе. Стилистика речи. Культура речи 83
8.
Определите строку, в которой допущены орфографические ошибки:
А
река Южный Буг, мыс Капитана Джеральда, майдан Неза лежности;
Б
роза «Элизабет», Великая Отечественная война, Вторая мировая
война;
В
эпоха Возрождения, Организация Объединенных Наций, День
Независимости
Украины;
Г
медаль «За отвагу», орден «Мать-героиня», орден Ярослава
Мудрого.
9.
Определите строку, в котором есть неправильно образована форма при кметників
высшего и наивысшего степеней сравнения:
А
больший, меньший, лучший;
Б
менее толстый, самый удобный, более белокурый;
В
смелый, самый аккуратный, самый яркий;
Г
ближе, более белый, наименее теплый.
10.
Укажите строку, в котором все наречия нужно писать че рез дефис:
А
по / двое, эдак / так, хоть/не/хоть;
Б
любой / что / любой, до / вкола, по / другому;
В
казна / как, по / соседски, год / У / год;
Г по
латыни, едва/едва, где/нибудь.
11.
Какие числительные имеют две падежные формы?
А
10, 20, ЗО;
Б
5, 6, 9;
В
40, 90, 100;
Г
1, 1000, 1000000.
12.
Укажите строку, в котором вместо точек везде нужно вста вить в:
А
сидим … вагоне, была … Одессе … садку;
Б
… холодочку, взяла … него, на траве … цветах;
В
как … сне … Антарктиде,… сумерки;
Г
наш … читель,… лесу … дарник.
►
Задания 13-16 имеют по шесть вариантов ответа, среди которых
только
два правильных варианта. Выберите два правильных вари анти ответа.
13.
Укажите ряды слов, в которых пишется -нн — во всех словах:
А
башня..ой, оси..ий, шире..Ой, вы..ий;
1.
… рискнувшие на зимовку. В Нескучном повеяло знакомой, совсем недавно забытой юностью. На склонах то тут, то … испустил он дух- в горнице повеяло ночью. Открылась дверь, и на миг увидел Всеслав самого Великого …
Гаврилов Дмитрий. Падение Арконы
2.
… Но что-то уже шелохнулось, повеяло, скользнуло по воздуху серебристым крылом. Как-никак был сентябрь, середина …
Вулф Вирджиния. На маяк
3.
… котел Жан-Клода, Ашер? Страх повеял по лупанарию. Я вздрогнула, когда он пробежал по моей коже …
Гамильтон Дональд. Анита Блейк 1-8
4.
… таким образом. На штагна вдруг повеяло холодком, и мурашки побежали по его телу. Паника горьким комком … воцарилось странное спокойствие. На него повеяло запахом осмотрительного выжидания в засаде. — Надо его проверить. — Зачем? От …
Галлахер Г. Диана. Темный пришелец
5.
… поднял руку, и от него повеяло таким холодом и властностью, что я тут же осекся. — Первые …
Воронкин Игорь. Звездное братство
6.
… расположенного в нише, на него повеяло давно забытым домашним уютом. Мягкий свет настольной лампы, две чашки … крахмального халата, и на Сиверова повеяло тонким запахом дорогих духов — прежде его не было. «Это же …
Воронин Андрей. Слепой 1-18
7.
… высоко над их головами. Вдруг повеяло ветром. Раз. Два. Ветер дунул посильнее и, казалось, все поле …
Востоков Станислав. Рассказы
8.
… цепко Словно чем-то ледяным повеяло на Самарина.. Но мужчина повернулся и неспешно вышел на Кирочную … маленькую тележку! Но потом сверху повеяло свежестью. И Волк понял, что дверь на чердак осталась отрытой …
Воскобойников В.М.. Охота на скунса 1-2
9.
… восхищения лица постороннего. Ночной ветерок повеял, над восточным краем гор уже звезды. Пойти, думаю, набросить пиджак … восхищения лица постороннего. Ночной ветерок повеял, над восточным краем гор уже звезды. Пойти, думаю, набросить пиджак …
Гансовский Север Ф.. Рассказы
10.
… темную рулевую рубку, на него повеяло свежим, прохладным от дождя бризом. Он автоматически проверил курс. Слева …
Гандольфи С.. Трент 1-3 Золотая (девушка, месть, паутина)
11.
… вдруг пронеслась, Земля сотряслась, И повеял чуть слышный Голос воли всевышней, — Мог ли я ожидать, Ловя …
Гарди Томас. Стихотворения
12.
… своей дочерью, в воздухе словно повеяло таким ветром, от которого счастье ему изменило. Памятный обед с …
Гарди Томас. Мэр Кэстербриджа
13.
… листьями так, будто на них повеял легкий ветерок. Он поймал себя на том, что старается уловить … Внезапно из пресыщенных влагой джунглей повеяло холодным ветерком, и Лен поспешил на камбуз. Эти маскировочные костюмы … прошли мимо невидимки: на них повеяло страшным холодом. Квинн последовал за ними. Он знал, куда они …
Гамильтон Питер. Пришествие ночи 1-5
14.
… большое, прущее сквозь деревья, и повеяло ужасом. Я побежала, вскинув руки, чтобы прикрыть лицо от сухих …
Гамильтон Лорел. Обсидиановая оболочка
15.
… свободу. Внезапный страх сковал обоих, повеяло ледяным дыханием неведомого. — Бежим отсюда, — крикнул Гарри. — Ради Бога, бежим …
Гамильтон Эдмонд. Рассказы
16.
… 1956 году. На меня словно повеяло ветром с далекого звездного океана, на островах-планетах которого живут … здесь, на Варге. Здесь тоже повеял ветер перемен! Равенство кланов — это чушь, анахронизм, такого нет нигде … мертвым и не живым, вдруг повеяло от тела (тела ли?) поверженного биоробота. Что-то подобное он …
Гамильтон Эдмонд. Звездный волк 1-9
17.
… извиваясь длинным хвостом, стальной трос. Повеяло холодком смерти… Уже потом Дорогин узнал, что кабина пробила бетонный …
Воронин Андрей. Сергей Дорогин 1-6
18.
… ветерок свободы, который бы наконец повеял над немой страной. От своих дедов и бабок, чье детство … станций и деревень. Особой жутью повеяло от развалин прежнего Царицына, многоверстных кладбищ сбитых самолетов, сгоревших танков …
Волков О.В.. Погружение во тьму
19.
… Холодом несчетного числа минувших лет повеяло вдруг в душу Алексея от этих картин, запечатлевших жизнь народа …
Волков Владимир. Великая тайна
20.
… бледном безоблачном небе. От моря повеяло, наконец, освежающей прохладой. В полу посреди зала был выложен неглубокий …
Волознев Игорь. Последняя ночь Клеопатры
21.
… заревел диким ревом. На бандита повеяло жаром от раскаленного пола и он пришел в неистовство от …
Волознев Игорь. Дарт 1-3
22.
… день». От восходящего солнца вдруг повеяло холодом. Галлен встал и взглянул, как ползут по холмам белые … последовать за собой». На Эверинн повеяло холодом. Ей вспомнилось, как дрожал Галлен, держа ее руку в … каких-либо признаков жизни — пустыня. Повеял легкий ветерок, и Вериасс начал замечать, что здесь имеется кое …
Волвертон Дэйв. Золотая королева
23.
… шарами забились голубовато-фиолетовые молнии. Повеяло свежестью, как во время грозы. Изумленно смотрел Федор, как вспыхивают …
Войскунский Евгений. Экипаж Меконга
24.
… робкими поцелуями. И вот вдруг повеяло чем-то родным, щемящим, и на краткий миг позабылась и … автоматными очередями. В воздухе сразу повеяло тревогой. Хуже всего была неизвестность — мало ли кто может стрелять …
Волков Александр. Рассказы
25.
… схватить его, но на него повеяло таким жаром, что Лев взвыл и, поджав хвост, выбежал из …
Волков Александр. Истории про изумрудный город 1-6
26.
… по взлетному полю. На Комбата повеяло немного подзабытым, родным. Темно-зеленые фюзеляжи транспортных самолетов, пара серебристых …
Воронин Андрей. Комбат 1-7
27.
… тонкий аромат французской парфюмерии, которым повеяло от госпожи Окими. — Уж, наверное, не для меня и не …
Воронин Андрей. Инструктор спецназа ГРУ 1-13
28.
… глаз. Из них как будто повеяло чем-то безысходным, чем-то таким, о чем порой доводится …
Воронин Андрей. Панкрат 1-2
29.
… и женщина спустились в низину. Повеяло рекой. Они уже видели высокий забор, круглую, похожую на луну … забытым, давным-давно виденным, пройденным повеяло от кабинета и хозяина. Директор архива, ознакомившись с документами Холмогорова … Григорий не отреагировал. На ребенка повеяло холодом, и он даже втянул голову в плечи и выбежал …
Воронин Андрей. Кровавые жернова
30.
… коврика выросли крохотные цветущие яблони; повеяло нежным ароматом. — Чудесно, — улыбнулась Элистэ. — То ли еще будет. Смотри …
Волски Пола. Наваждение