: 5 историй: о затянувшейся на годы дуэли; о невесте, удачно перепутавшей жениха; о гробовщике и его гостях-мертвецах; о девушке, ради богатства бросившей отца; и о барышне, притворявшейся крестьянкой.
От издателя
К первому изданию повестей издатель решил приложить «краткое жизнеописание покойного автора», Ивана Петровича Белкина. Он связался с его другом, и тот поведал, что отец Белкина был секунд-майором и небогатым помещиком. Сам Белкин тоже служил в армии, но вышел в отставку после смерти родителей.
Иван Петрович был человеком мягким и неопытным, крестьяне его не боялись и безбожно обманывали. Жизнь он вёл умеренную, имел сильную склонность к женскому полу, но ему мешала «истинно девичья» стыдливость. Умер Иван Петрович холостяком на тридцатом году жизни от горячки.
Эти повести были первым его литературным опытом. Они большей частью правдивы: Белкин записывал истории, услышанные им от разных особ. Остальными рукописями Ивана Петровича ключница заклеила окна.
Выстрел
Офицеры армейского полка, расквартированного в провинциальном местечке, познакомились с таинственным человеком по имени Сильвио.
Когда-то он служил в гусарском полку и очень метко стрелял, но участия в дуэлях не принимал. Больше о нём ничего не было неизвестно.
Однажды Сильвио собрался уезжать. Перед отъездом он рассказал одному из офицеров, как в годы службы позавидовал молодому графу и вызвал его на дуэль. Во время дуэли граф показал, что совершенно не боится и не дорожит своей жизнью. Взбешённый Сильвио не стал стрелять и оставил за собой право воспользоваться этим выстрелом, когда ему вздумается. Теперь Сильвио узнал, что граф собрался жениться, и решил продолжить дуэль, ведь его врагу было что терять.
Несколько лет спустя вышедший в отставку офицер познакомился с графом и его молодой женой. В их гостиной он увидел картину, простреленную «двумя пулями, всаженными одна в другую». Этот меткий выстрел напомнил ему о Сильвио. Оказалось, что граф — его враг.
Пять лет назад Сильвио явился к графу и принудил его тянуть жребий. Первый выстрел снова достался графу, но от волнения тот промахнулся и попал в картину. Тут появилась испуганная графиня, граф тоже пришёл в смятение, и Сильвио не стал стрелять. Ему хватило того, что граф испугался. Выходя из комнаты, Сильвио почти не целясь выстрелил в картину и попал в простреленное графом место.
Позже офицер узнал, что Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании.
Метель
Дочь богатого помещика Марья Гавриловна Р. была влюблена в бедного соседа, прапорщика.
Родители Маши не были рады такому жениху, и прапорщик уговорил девушку венчаться тайно. Он подготовил венчание в соседнем селе и должен был встретиться с невестой у церкви, но проплутал из-за метели всю ночь, и, добравшись до села, нашёл церковь запертой.
Оказалось, что Машу обвенчали со случайно заблудившимся в метели офицером, который уехал сразу после обряда. К вечеру следующего дня с Машей случилась горячка. Из бреда дочери родители подумали, что она влюблена в соседа, и решили выдать её за него замуж. Они отправили прапорщику приглашение, но тот ответил, что ноги его не будет в их доме, уехал в армию, был ранен под Бородином и умер.
Вскоре скончался и Машин отец. Девушка стала богатой наследницей, но отказывала всем женихам. После войны у Маши появился новый сосед — Бурмин.
Между ними возникла симпатия.
Бурмин признался Маше, что любит её, но сам женат и не знает, кто его жена. Однажды во время сильной метели он сбился с дороги, наехал на открытую церковь и легкомысленно обвенчался с незнакомой девушкой, которая упала в обморок, увидев его после обряда. Побледнев, Маша призналась, что это была она, и Бурмин бросился к её ногам.
Гробовщик
Гробовщик Адриан Прохоров переехал в новый дом и познакомился с соседом, немцем-сапожником Шульцем.
Тот пригласил его на праздник по случаю своей серебряной свадьбы. Во время застолья немцы стали пить за своих клиентов и предложили Адриану выпить за здоровье мертвецов, что показалось тому обидным.
Домой Адриан вернулся пьяным и сердитым. Ночью за ним прислали: умерла богатая купчиха. Возвращаясь, гробовщик увидел, как в его калитку входят какие-то люди. Зайдя в дом, гробовщик с ужасом обнаружил, что комната полна мертвецов — его клиентов.
Один из покойников попытался обнять Адриана, тот оттолкнул его, покойник упал и рассыпался. Остальные увидели это, с угрозами обступили гробовщика, и тот лишился чувств.
Утром Адриан узнал, что купчиха не умирала, и покойники к нему не приходили. Вернувшись от сапожника, гробовщик сразу уснул, и всё это ему приснилось.
Станционный смотритель
Застигнутый дождём рассказчик остановился на почтовой станции, где познакомился со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его четырнадцатилетней дочерью-красавицей Дуней.
Через несколько лет рассказчик снова оказался на этой станции, но Дуни уже не застал. Вырин рассказал ему историю её исчезновения.
Однажды на станцию прибыл молодой офицер, заболел и пролежал у Вырина несколько дней. Собравшись уезжать, офицер взялся подвезти Дуню до церкви. Вскоре выяснилось, что офицер увёз девушку с собой.
Вырин слёг в горячке, а поправившись, отправился в Петербург и разыскал офицера. Тот поклялся, что любит Дуню и сделает её счастливой, дал смотрителю денег и выпроводил его на улицу. Затем Вырин разыскал дочь, которая жила в роскошном особняке. Увидев отца, Дуня упала в обморок, а офицер вытолкал старика из дому.
Вновь оказавшись на той станции, рассказчик узнал, что год назад Вырин умер. Потом сюда приезжала «прекрасная барыня» с тремя детьми и долго рыдала на его могиле.
Барышня-крестьянка
Два соседа-помещика не ладили из-за разных взглядов на ведение хозяйства. К одному из них приехал окончивший университет сын Алексей.
Об этом узнала дочь их соседа-англомана, Лиза.
Она захотела увидеть Алексея. Рассказ горничной, побывавшей в гостях у соседей, ещё больше разжёг любопытство Лизы. Она переоделась крестьянкой и встретилась с Алексеем в лесу, назвавшись дочерью кузнеца.
Алексей влюбился в смышлёную и хорошенькую «крестьяночку», и молодые люди начали тайком встречаться. Через два месяца их отцы помирились. Алексей с отцом приехали в гости к отцу Лизы, но девушка так накрасилась, что парень её не узнал.
Затем помещики решили поженить своих детей. Алексей отказался жениться на Лизе и решил связать свою судьбу с дочерью кузнеца. Он отправился к соседям объясниться, увидел Лизу без косметики и узнал в ней свою ненаглядную «крестьяночку».
Проза Пушкина отличается от всей русской прозы 19 века: ее стиль — сжатый, прозрачный, лаконичный. Разберем основные произведения, их особенности и героев.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».
Разберем прозу Пушкина и начнем с «Повестей Белкина» ?
✍️ Пушкин-прозаик ориентировался не на романтиков, а на Вольтера и французскую классическую традицию. В 1822 году в наброске статьи «О прозе» сформулированы принципы будущего стиля: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».
? В 1830 году опубликован цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга вышла без имени автора, чтобы поддержать игру. Пять текстов в сборнике приписаны вымышленному помещику Белкину.
? О Белкине мы знаем немного: «издатель» в предисловии рассказывает, что ему с трудом удалось добыть краткую биографию сочинителя. Белкин каждую повесть сопроводил пометкой «слышано мною от такой-то особы». Значит, у каждой повести есть минимум три выдуманных автора: устный рассказчик, Белкин, издатель — и за всеми ними реальный автор, Пушкин. К ним добавляются вставные рассказы персонажей.
? Повести расположены в таком порядке:
➖ «Выстрел». Отставной военный вспоминает о мрачном загадочном Сильвио: его тайна — в истории мести и отложенной дуэли.
➖ «Метель». Тайная свадьба из-за типичной пушкинской инфернальной метели приводит к недоразумениям — сначала трагическому, а потом и счастливому.
➖ «Гробовщик». Похоронных дел мастер Адриан Прохоров переезжает на новое место. Во время застолья ему приходит в голову поднять тост за клиентов-покойников — они являются к нему в страшном сне.
➖ «Станционный смотритель». Дочь скромного станционного смотрителя сбежала с гусаром. Убитый горем отец уверен, что судьба ее ужасна, но после его смерти выясняется, что она замужем и богата.
➖ «Барышня-крестьянка». Барышня Лиза переодевается крестьянкой, чтобы познакомиться с молодым соседом. Их семьи враждуют, но победят юные влюбленные, и все закончится помолвкой и примирением.
? Повести Белкина — это новеллы: в каждой излагаются только значимые для движения сюжета события, минимум персонажей и деталей, интрига движется к неожиданной развязке. У каждого текста своя узнаваемая атмосфера. В «Выстреле» — сумрачный байронический герой. В «Метели» и «Гробовщике» обыгрываются готические мотивы, в «Станционном смотрителе» и «Барышне-крестьянке» — сентиментальные мелодрамы (две последние повести при этом противоположны по эмоциональной окраске).
? Мир Белкина — маленький и обыкновенный. Вторжение необычного — загадки, сны, роковые ошибки, переодевания — колеблет ход вещей только на время, в конце всегда восстанавливается порядок. Пушкин пародирует моду на экстраординарные события, страсти и тайны. Возможно, Белкин пытается записывать романтические сюжеты, но повествователь он не романтический и не сентиментальный.
? «Повести Белкина» начали ценить только в поколении Достоевского. В 20 веке к ним стали возвращаться как к нереализованному потенциалу русской прозы. Яркий пример — «Талисман» Михаила Зощенко, «шестая повесть Белкина».
«Дубровский» — первый прозаический роман Пушкина. Он остался неоконченным: написан в 1833, опубликован только в 1841.
? Пушкин попробовал себя в популярном для западной литературы жанре «разбойничьего романа». Он восходит к легендам о Робин Гуде и драме Шиллера «Разбойники». В центре — образ «благородного разбойника»: герой, оказавшийся вне закона не по своей воле, сохраняет верность кодексу чести и вызывает симпатию читателей. Конфликт между неправедной властью и высокими принципами часто сопровождается историей любви с препятствиями.
? У Пушкина в «разбойничьей» роли молодой дворянин Владимир Дубровский. В исходный конфликт вовлечен не он, а его отец. Антагонист — «старинный русский барин» Кирила Петрович Троекуров, известный жестокими шутками. Дубровского-старшего оскорбила шутка псаря — с этого начинается вражда, в которой побеждает Троекуров: он отбирает имение Дубровских.
? Дубровский-сын приезжает к раздавленному унижением отцу и начинает мстить с романтическом размахом: поджигает бывшее отцовское имение, наводит ужас на округу. Но по законам трагического коллизии Владимир влюбляется в дочь Троекурова Машу… Третий том романа остался только в кратких планах, поэтому мы не знаем, какая развязка ждала героев.
❤️ В Дубровском сочетаются образы романтического бунтаря и трагического героя, чья судьба предопределена роком. Когда он открывается Маше, то говорит: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» — для героя его необыкновенное решение стать разбойником кажется единственным выходом.
?? Как и в «Онегине», с появлением героини баланс в тексте сдвигается в ее пользу. Марья Кириловна похожа на Татьяну, несмотря на совсем другое окружение: она выросла в уединении, и ее внутренний мир сформирован библиотекой с французскими романами. Пушкин пародирует сюжет сентиментального романа о мезальянсе: барышня влюбляется в учителя. Под маской скромного учителя скрывается Дубровский — тоже ей не пара, но не из-за происхождения, а из-за конфликта. Марья нарушает весь ход событий: влюбленный герой отказывается «от мщения, как от безумства».
⚡️ «Дубровского» часто считают неудачей Пушкина: это почти бульварный роман, менее глубокий и более мелодраматичный, чем остальная пушкинская проза. Но, кроме эксперимента с популярным жанром, роман интересен и тем, как задан в нем конфликт. Разлом между Троекуровым и Дубровским не сводится к частной ссоре — сталкиваются два несовместимых взгляда на жизнь, на границы дозволенного и социальные иерархии. А сам молодой Дубровский — редкий в истории русского романа пример деятельного и решительного героя.
«Капитанская дочка» — самое большое прозаическое сочинение Пушкина. Ее называли то повестью, то романом: сейчас предпочитают говорить «роман» — хотя от классических русских романов книгу отличает краткость и отсутствие разветвленных сюжетных линий.
✍️ В 1832 году Пушкин начал работу параллельно над двумя текстами: художественным и документально-историческим. Оба посвящены событиям конца 18 века — восстанию Емельяна Пугачева. Пушкин работал с архивными документами, ездил в Казань и Оренбург, планируя написать «Историю Пугачева» — замысел проблематичный для цензуры, но очень важный для пушкинского взгляда на историю. В 1834 году вышла «История Пугачевского бунта», а 1836 закончена рукопись «Капитанской дочки».
❓ В чем между ними разница?
? В «Истории Пугачевского бунта» собраны самые разные свидетельства. Пушкин внимательно работал с источниками, и его открытием был разрыв между взглядом «сверху» и «снизу». Различаются не только позиции сторон конфликта. Расходится рациональный взгляд на Пугачева как на политика-авантюриста, и народные легенды, в которых он — главная надежда на спасение. Пушкин исследует тему внимательно и трезво и пытается разобраться в том, почему вокруг одного случайного человека разыгралась стихия мятежа.
? «Капитанская дочка» написана от первого лица. Герой и рассказчик, Петр Гринев, случайно попадает в эпицентр исторических событий, но его задача — не анализировать, а просто и честно изложить свою историю. Сюжет его рассказа привязан к истории счастливой любви и женитьбы — отсюда и название романа.
?? Как в комедиях и сказках, повествование останавливается на свадьбе, когда влюбленные герои преодолели все препятствия. Пугачев для рассказчика — не столько историческое лицо, сколько таинственный рычаг личного сюжета.
? Как и в «Повестях Белкина», наличие вымышленного рассказчика позволяет Пушкину играть с несколькими уровнями текста. Гринев — человек 18 века, и, хотя текст написан современным языком, в речи и мышлении рассказчика, в литературных отсылках воссоздается образ другой эпохи.
? Значимо и расстояние между Гриневым-рассказчиком и Гриневым-героем. Повествование ведет взрослый человек, иронически вспоминающий свои юношеские ошибки и приключения.
? Эпиграф задает всю проблематику романа: «Береги честь смолоду». Главное для героя — сохранение кодекса чести, даже в опасных и морально сомнительных ситуациях. Гринев постоянно проверяет сам себя на соответствие кодексу. Если бы мы смотрели на него со стороны, мог бы получиться более пафосный благородный герой — но Гринев-рассказчик не склонен к торжественности и тем более к похвальбе, он больше рассказывает о своих страхах и сомнениях.
? «Капитанская дочка» расходится с нормами исторического романа: Пугачев вводит в текст не отсылки к реальности, а, наоборот, сказочную стихию. Необычен он тем, что играет роль сразу и сказочного злодея, представителя темных сил, и волшебного помощника героя.
? Появляется Пугачев во второй главе — «Вожатый». В «мутном кружении метели» заблудившиеся герои видят темную фигуру — не то волка, не то человека. Странный встречный помогает им выбраться, но Гриневу по пути снится жуткий сон, в котором место его отца занял «мужик с черной бородой». Наяву герой отдает замерзшему вожатому свой заячий тулуп, а рассказчик объясняет читателям, что в это время начинается восстание — а вожатый, конечно, окажется самим Пугачевым.
? Пушкин поэтически осмыслил ту же тему, что волновала его как историка-исследователя: чтобы понять бунт, нужно обратиться к народному мифологическому мышлению.
«Пиковая дама» была написана во «вторую болдинскую осень», одновременно с «Медным всадником» и «Историей Пугачева». Повесть была опубликована в 1834 году и пользовалась большим успехом у современников Пушкина.
♠️ Сюжет «Пиковой дамы» напоминает романтическую готику: тайна, рок, неопределенность границ между фантастикой и реальностью. В ней видят влияние фантастических повестей Гофмана. Главный герой носит немецкое имя Германн (есть версия, что это не имя, а фамилия). Он холоден и рационален, но цепь случайностей ведет его к безумию.
? Приятель Германна Томский за карточной игрой рассказывает о своей бабушке, некогда светской львице: она будто бы знает тайну беспроигрышной игры. Германном овладевает идея узнать секрет «трех карт», но, когда ему кажется, что он на пороге победы, одна карта — пиковая дама — ломает игру и приводит его к отчаянию.
? В повести точно описываются карточные игры, популярные в то время. Об их правилах и возможном смысле можно почитать в статье Анатолия Королева.
⚡️ Роковой игрой оказывается фараон — игра простая и построенная на случае. Германн надеется с помощью волшебного правила победить хаос игры, а в итоге хаос захватывает его собственный разум. Имеет значение и гадание на картах: в эпиграфе цитата из «Новейшей гадательной книги»: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
? История могла бы развиваться комически: в начале повести игра — обычное развлечение. Зловещие оттенки текст приобретает из-за разрушительной мании Германна. Он соблазняет юную воспитанницу графини Лизу, преследует старуху и пугает ее до смерти. Томский позже поражает Лизу мрачной характеристикой героя: «Этот Германн, — продолжал Томский, — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».
? Германн — первый «наполеонический» герой в русской прозе (к нему присоединятся Чичиков и Раскольников): речь не о сходстве с историческим лицом, а о мифологии успеха любой ценой и сверхчеловеческих претензиях. Желания Германна при этом приземленные и простые, он мечтает только о богатстве.
?? Старая графиня в повести — последний осколок 18 века, эпохи больших приключений и мистификаций. Ее прототип — княгиня Наталья Петровна Голицына, звезда придворных интриг 18 века: во время создания «Пиковой дамы» ей было около 90, как и героине повести. Секрет трех карт графиня узнала от Сен-Жермена — знаменитого авантюриста, алхимика, шпиона. Намеком на фатальный сюжет может быть и то, что Жермен и Германн — варианты одного имени.
✍️ В «Пиковой даме» мистический сюжет контрастирует с пушкинским ясным стилем — в этой повести Пушкин даже более краток, чем обычно. Короткие, скупые на метафоры эпитеты и предложения передают пошаговое движение к неизбежной развязке: «Время шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать, — все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое». А эпилог повести, в котором изложены судьбы Германна, Лизы и Томского, укладывается в пять предложений.
30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.
Год написания – 1830 год.
История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.
Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.
Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.
Жанр – Повесть.
Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.
Тематика и идейная наполненность
Одна из идейно-тематических особенностей «Повестей Белкина», проходящая красной нитью почти через все части цикла, — насмешка над штампами и типичными образами, свойственными литературе романтизма.
В «Метели» с иронией отмечается увлеченность Марьи Гавриловны французскими романами, также эксплуатируется сюжетный штамп о влюбленности состоятельной девушки в бедного молодого человека и невозможность их воссоединения. В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем — он носит кольцо с черепом и высказывается в духе Чайлда Гарольда о своем разочаровании в жизни, хотя на деле он веселый, наполненный жаждой жизни человек. В «Выстреле» доведен до абсурда романтический мотив отстаивания чести, какой на самом деле отсутствует, — по сути, Сильвио никто и не оскорблял.
В «Повестях Белкина» Пушкин с симпатией описывает жизнь русской провинции, не смеется над ней и не ищет острых переломных моментов. Все его герои по-своему вызывают интерес и сочувствие.
Исследователь пушкинского творчества Хализев В. Е. отмечает, что герои в «Повестях Белкина» несут в себе печать ограниченности, но вместе с тем и человечности. Сильвио ограничен свой мыслью о мнимой поруганной чести, но все же находит в себе сострадание пожалеть графа; раскаивается Дуня, которая бросила отца, пожелав иной, богатой и роскошной жизни.
История создания
Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.
Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.
Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Повести Белкина»
- для самых компанейских — Главные герои «Повести Белкина»
- для самых занятых — Читательский дневник «Повести Белкина»
- для самых крутых — Читать «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» полностью
История о гробовщике
Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».
Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.
Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.
Тема
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».
«Метель»
Рассказ о метели, разрушающей планы романтической женитьбы двух молодых героев-любовников, перерастает в историю жизненного испытания; неожиданное вмешательство судьбы в человеческую жизнь приводит здесь не только к ряду неожиданных хитросплетений и к смерти одного из героев на поле боя, но и способствует превращению его невесты из простодушной и наивной девушки в зрелую, умудренную жизнью женщину, а обвенчанного с нею волею случая гусара-повесу ведет к обретению жизненной зрелости и глубокого, подлинного чувства.
Композиция
Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.
Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.
К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.
В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.
Анализ «Повестей Белкина» А.С. Пушкин
В 1831 году в печати появляются пять повестей, объединенных одним названием — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Пушкин опубликовал это произведение анонимно, приписав авторство выдуманному лицу — некоему Белкину.
Персонажи в большинстве своем не обладают яркими индивидуальными чертами, как другие герои Пушкина. Эти люди не возвышаются над окружающей их средой, а являются ее типичными представителями. Бытовая сторона выступает здесь на первый план. Острота сюжета, постепенно нарастающее драматическое напряжение, тайны, разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки — все это непрерывно поддерживает интерес читателя и делает повести увлекательными. Так богатство содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.
«Выстрел»
Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространенной дворянской модой.
Герой этой повести, Сильвио, на первый взгляд кажется натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия. Он жаждет первенства, но не в чем-либо серьезном, а в том, что считается важным в пустой гусарской , и он старается приобрести славу «первого буяна по армии»; в моде хвастовство пьянством, и он «перепивает» самых знаменитых пьяниц; в моде дуэли, и он делается завзятым дуэлянтом. Это стремление к первенству и приводит его к столкновению с молодым графом, которого он возненавидел из зависти к его достоинствам и успехам.
Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены, в присутствии которой он в него прицеливается. Но что-то не позволило Сильвио убить графа, жизнь которого была в его руках. Потому ли, что пожалел его жену, или потому что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию. А может быть, потому, что проснулись в нем естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.
Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды. Как будто неожиданное, а на самом деле глубоко мотивированное раскрытие благородных задатков в душе «грозного» Сильвио производит яркий эффект.
В качестве третьего действующего лица выступает в повести сам рассказчик — некий отставной подполковник, когда-то, в молодости, отличавшийся «романтическим воображением», а потом остепенившийся мелкопоместный обыватель. В других повестях рассказ ведется прямо от автора, а в «Выстреле» личность рассказчика накладывает свой отпечаток на повествование. Герои изображаются не сами по себе, а с точки зрения рассказчика, воспринимаются сквозь призму его «романтического воображения». Образу Сильвио поэтому придается какая-то загадочность. Он кажется рассказчику «героем таинственной какой-то повести», на совести которого лежит «какая-нибудь несчастная жертва» его «ужасного искусства» в стрельбе из пистолета.
Во второй половине повести действие переносится в другую обстановку и в другое время. Рассказчик является здесь в новом виде. Молодой человек с «романтическим воображением» превращается в смиренного провинциала.
Таким образом, повествование ведется несколькими рассказчиками. Отставного подполковника, которому приписывается сам сюжет, бесхитростного Белкина, который записывает услышанную любопытную историю, и двух героев, в изложении которых даны самые драматические моменты повести: в передаче Сильвио мы узнаем завязку (отложенный выстрел), в передаче графа — развязку (последнюю встречу), причем везде соблюдается верный тон, соответствующий точке зрения того или иного рассказчика.
«Метель»
Мария Гавриловна, героиня «Метели», вся во власти романтических настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. Именно ее «романтическое воображение» и соблазнило ее согласиться на бегство из родительского дома и тайный брак с «бедным армейским прапорщиком» Владимиром, которого отвергают ее богатые родители.
После всего, что пришлось пережить Марье Гавриловне (венчание с чужим человеком, смерть отца и гибель Владимира), она продолжает играть роль романтической героини. Горе не мешает ей легкомысленно кокетничать с Бурминым, гусарским полковником с Георгием в петлице и «с интересной бледностью» в лице и добиваться от него «романтического объяснения». Да и неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть намек в повести: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».
То же самое можно сказать и о ее возлюбленном — Владимире. Он сочиняет разные «романтические» планы явно книжного происхождения: «венчаться тайно», «скрываться», потом «броситься к ногам родителей», которые будут тронуты «героическим постоянством и несчастьем любовников». Но когда доходит до дела, теряется и оказывается беспомощным.
Иронический тон рассказа подчеркивает несерьезность поверхностной романтической моды, увлекшей на время дворянскую молодежь, особенно провинциальную.
Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812—1814 годов, которая вклинивается в действие повести.
Война преображает людей, смывая все ложное, напускное и обнажая то, что таится в душе каждого русского человека. Романтический мечтатель Владимир гибнет героической смертью. Бурмин когда-то легкомысленно подшутил над неизвестной девушкой, став с ней под венец вместо жениха. Тогда это было для него гусарской проказой, забавным приключением, о котором он забыл на следующей станции. После войны он смотрит на это дело иначе. Он не знает, кто эта девушка, с которой венчался, брак его не записан ни в каких церковных книгах, но тем не менее он чувствует свою вину перед неведомой супругой, разыскивает ее и не может предложить руку той, которую полюбил, считая себя связанным прежней женитьбой.
К лучшим, живым страницам повести относится описание метели, сыгравшей роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью, и это придает описанию метели в повести драматический характер.
«Гробовщик»
Из военного и помещичьего мира действие этой повести переносится в среду мелких московских ремесленников и торговцев. Вместо гусаров с их «проказами» и барышень с «романтическим воображением» здесь действует гробовщик Адриан Прохоров с двумя дочерьми, чувствительный немец-сапожник Готлиб Шульц, его дочка Лотхен, толстый немец-булочник, будочник Юрко. Этот будочник в своем квартале является важной персоной, как представитель власти.
В маленьком мирке не занимаются праздными фантазиями, а интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что конкуренты, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую, перехватят у него богатые похороны. Смерть людей для них нажива. К покойникам Адриан относится как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди до того, как они стали «предметом» его мрачного ремесла, и даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, он различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон. Так, например, бригадир в треугольной шляпе, которого хоронили под проливным дождем, причинил ему ущерб, так как мантии от дождя сузились, шляпы покоробились, отчего предвидятся «неминуемые расходы». А вот этот бедняк, что «смиренно стоит в углу» и не смеет подойти к хозяину, «стыдясь своего рубища», был похоронен по приказу квартального совсем даром.
В мертвецах, как в зеркале, отражаются социальные отношения, существующие между живыми.
«Станционный смотритель»
Герой этой повести Самсон Вырин — маленький чиновник, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих, — уверен, что дочка его Дуня, которую увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными усиками», погибла. «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, — говорит он, — а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»
Но вместо подобной истории происходит нечто иное Когда смотритель отправляется в Петербург на розыски Дуни и является к Минскому, тот приходит в крайнее замешательство. Он говорит старику: «Виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово». И, как это ни странно, слово свое сдержал и женился на Дуне. Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською». Предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знатность.
Но трагедия Самсона Вырина заключалась в том что дочь он все-таки потерял. Между его миром, миром’ маленьких людей, и миром Минских целая пропасть, и ему даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть. И если Дуня все же перешагнула через нее то это чистая случайность, которой она обязана исключительно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.
Если бы Минский бросил Дуню, то получилась бы «жалостная» история и весь смысл повести сводился бы к обличению безнравственного соблазнителя. В этой повести у Пушкина все и тоньше, и глубже, и, главное, реалистичнее. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.
«Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка» — последняя, заключительная повесть в сборнике. Читатель снова попадает в обстановку «дворянского гнезда», окутанную «романтическими» настроениями. Но в этой атмосфере есть что-то новое, чего нет в «Метели».
Героиня, Лиза Муромская, такая же «уездная барышня», как Марья Гавриловна, но совсем в ином роде. Ее порывы не заимствованы из французских книжек, а вытекают из ее натуры и сдерживаются строгим английским воспитанием под надзором мисс Жаксон. Романтизм ее деятельный, а не пассивный и мечтательный, как у Марьи Гавриловны. Лиза — задорная, живая и шаловливая молодая девушка.
«Барышня-крестьянка» по сюжету как будто не более чем «водевиль с переодеванием». Но в нем есть какая-то необъяснимая прелесть, состоящая в раскрытии простых русских характеров. Трудно сказать, когда Лиза играет роль — тогда ли, когда она в одежде Акулины, или в своем настоящем виде барышни. Оказывается, что Лиза гораздо милее в крестьянском наряде: «Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась». Она сразу, без усилий, усвоила милый говорок крестьянской девушки и кокетливое крестьянское лукавство. «Я провожу тебя… — говорит ей Алексей Берестов, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает, — отвечает ему Лиза; — вольному воля, а дорога мирская». В роли крестьянки проявляется присущая ей русская народная грация. Эта грация и покорила сердце Алексея. Именно крестьянку Акулину, а не барышню Лизу полюбил Алексей — до того, что даже решил жениться на ней, несмотря на все дворянские предрассудки. Маскарад послужил к тому, чтобы обнаружить русскую сущность «уездной барышни». Личины упали, и в обоих героях открылись простодушные русские люди. «Русская душа» Лизы и есть то, что роднит ее с другими пушкинскими героинями, в том числе и с Татьяной, и придает поэтическую прелесть ее слегка очерченному образу.
В сборнике «Повести Белкина» представлено, как в разрезе, русское общество; от высших этажей до низших. Белкин — только маска, которую надел на себя поэт, чтобы подчеркнуть особый выбор сюжетов, из которых ни один не выходит за пределы кругозора простодушного провинциального помещика.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза — точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой.
Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. Но он всегда угадывает своим художественным чутьем, как должен поступать такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что читатель без всяких толкований сразу чувствует правду, видит живых людей со всеми их противоречиями.
Высоко оценил «Повести Белкина» Лев Толстой, считавший их школой для писателей. В 1874 году, работая над «Анной Карениной», он писал одному знакомому: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие». Это сильное действие производят «Повести Белкина» и сейчас. Если читать внимательно, вникать в каждое слово, поддаешься очарованию их поэтической простоты.
«Повести Белкина», обложка, иллюстратор Ольга Якутовская |
10 августа 2018 года в
программе «Читаем вместе» на радиостанции Южный Урал вместе с ведущей Натальей
Малышкиной (далее по тексту – Н.М. [1]) и издателем и культуртрегером Мариной
Волковой со слушателями общалась Елена Александровна Селютина (Е.С.), кандидат
филологических наук, доцент кафедры литературы и русского языка, ведущий
научный сотрудник Челябинского государственного института культуры.
Елена Александровна разработала
новую лекцию о «Повестях Белкина» Александра Сергеевича Пушкина, главный вопрос
которой – кто же их написал?
Предлагаем вашему вниманию
фрагмент расшифровки этого радиопередачи, в котором Елена Александровна
поднимает не только проблемы повествования в этом цикле повестей, но и вечный
вопрос: что же привлекает нас в Пушкинском творчестве?
(Полностью интервью вы
можете прослушать по ссылке:
https://radio.cheltv.ru/broadcasts/povesti-belkina-novoe-prochtenie-pushkina/)
Н.М.: «Повести Белкина» – одно из самых известных
произведений Пушкина, которое изучают в пятом или шестом классе, верно? Но
много ли мы помним из прочитанного, и многие ли из нас возвращаются к этой
книге уже в сознательном возрасте? Почему вообще существует такой феномен –
загадка «Повестей Белкина»? В чем там загадка?
Е.С.: Мы сейчас во всем ищем загадки. И если нет
загадки, мы еще подумаем приступать ли к какому-то тексту, смотреть ли фильм.
Это, в общем, объяснимо, потому что мы все время хотим узнавать что-то новое.
Что касается произведений
Пушкина, тех же «Повестей Белкина», они изучаются в средней школе, когда дети
недалеко ушли от проблемы вообще научиться читать, и «Повести Белкина», на
первый взгляд, кажутся довольно простыми. То есть, они выбраны для шестого
класса потому, что они, условно, проще, например, той же «Капитанской дочки».
Но это обманка. Однако, когда мы принимаем это все за чистую монету, решая для
себя, что «Повести Белкина» слишком просты и рассчитаны на детей, мы пропускаем
мимо себя одно из важнейших произведений позднего Пушкина.
Один из моих любимых
вопросов, который я всегда задаю своим студентам: «А кто, собственно говоря,
написал «Повести Белкина»?».
Н.М.: И все разумеется говорят: «Александр
Сергеевич Пушкин».
Е.С.: Да. Вроде: «В чем тут вопрос? Конечно,
Пушкин!».
Н.М.: И в этом подвох?
Е.С.: Даже если мы посмотрим просто на обложку
повестей, мы увидим, что автором там значится А. С. П. Нет там никакого
Пушкина. Это повести покойного Ивана Петровича Белкина. И даже не для
литературоведа, а просто для читателя должен сразу встать вопрос: а зачем
Пушкину понадобилось дистанцироваться от пяти замечательных, собранных в цикл
историй? И зачем понадобился этот дополнительный человек, который стал
определенной границей между Пушкиным и этими повестями?
Н.М.: То есть, получается, что все эти пять
историй – «Гробовщик», «Метель», «Станционный смотритель», «Выстрел» и
«Барышня-крестьянка» – все их написал некий автор, собственно, Иван Петрович
Белкин, который не есть тождество Александру Сергеевичу Пушкину?
Е.С.: Абсолютно верно.
Н.М.: А для чего был этот прием необходим нашему
великому классику?
Е.С.: Во-первых, если посмотреть внимательно,
это необходимо для того, чтобы выстроить сложный мир, а, во-вторых, для того,
чтобы показать новую художественную манеру, которую Пушкин как раз в 1830-е
годы вырабатывает. Что мы вообще знаем о Белкине? Мы знаем достаточно много. И
вот когда спрашиваешь: «А биография Белкина какова?», оказывается, что они с
Пушкиным ровесники – разница всего в год. Пушкин 1799 года рождения, Белкин –
1798-ого. Получается, что они должны быть одного поколения, соответственно, у
них должны совпадать ценности, жизненные стратегии, и, может, эта мысль и
поможет нам подойти к проблеме авторства. Белкин – обыкновенный человек. Он
служил, причем недолго, вышел в отставку, поселился в своем поместье.
Н.М.: И откуда мы все это узнаем о Белкине? Это
все скрыто в контексте рассказов?
Е.С.: А это еще одна загадка! «Повести Белкина»
открываются письмом ненарадовского соседа (Ненарадово – это соседнее с
Горюхиным поместье). И этот сосед просит даже имени своего не открывать, потому
что писатели – существа легкомысленные, и быть причастным к ним — не так уж и
почетно. И вот как раз из письма соседа мы узнаем, что Белкин прожил жизнь, на
его взгляд, не особо примечательную. И умер Белкин достаточно молодым, заболел,
и в тридцать лет его уже не стало. То есть судьба у него была самая-самая
обыкновенная. И ненарадовский сосед говорит, что единственная странность
Белкина – он был «охотник к историям», а сочинители обычно скрывают подобный
талант. И эта оценка – уже маркер. Белкин близок Пушкину именно этим моментом:
он видит в жизни Историю, так же как Пушкин видел в жизни Историю. А
ненарадовский сосед видит только то, что Белкин обыкновенный. Но Белкин ведь не
такой: он тоже литератор, сочинитель. Белкин ни одну свою историю не придумал,
у каждой есть свой рассказчик. Об этом даже ненарадовский сосед говорит: «вот
эта история – рассказана барышней». А барышни какие обычно рассказывают
истории?
«Барышня-крестьянка», «Метель», иллюстрации Ольги Якутович |
Н.М.: Предположу, что любовные.
Е.С.: Именно. И барышня рассказывает «Метель» и
«Барышню-крестьянку», то, что ей самой интересно. Историю станционного
смотрителя Белкин узнает от пожилого господина, который узнал ее будучи еще
совсем молодым человеком. А «Выстрел» ему рассказывает человек из офицерского
сословия. То есть, понимаете, эти истории абсолютно правдивы. Белкин их собрал
и только немножко обработал.
Например, ко всем
приставил эпиграфы. Все эти эпиграфы, кстати, сохраняют дистанцию между
Пушкиным и Белкиным. Все они не пушкинские, но белкинские. Например, в
«Выстреле» эпиграф из А. Бестужева-Марлинского, который сочинял увлекательные
кавказские повести со стрельбой, с экзотическим колоритом. Для Пушкина в 1830-е
годы – это, конечно, уже несколько смешно, потому что Пушкин прошел
романтический этап еще в начале 1820-х годов. То есть Пушкин за десять лет уже
прыгнул куда-то вперед, а вот Белкин остался в своих литературных вкусах со
своей эпохой, с тем романтизмом, который существовал в 30-е годы XIX века:
светскими повестями, кавказскими, с любовью к историческим романам. Поэтому,
конечно же, Пушкин не мог быть в полном смысле автором этих историй, потому что
если бы эти истории обрабатывал Пушкин, то это, наверное, получился бы «Евгений
Онегин». Поэтому эта надстройка – реальные рассказчики, реальные истории –
обрабатывается именно Белкиным, а Пушкин эти истории собирает, компонует и
представляет нам. Именно циклизация – не Белкина, а от издателя.
Н.М.: А чем 12-летнего ребенка, шестиклассника,
увлечь при чтении тех же «Повестей Белкина»? Какими крючками автор «цепляет»
своих читателей?
Е.С.: Проблема в том, что Пушкин писал это
произведение не для детей. На самом деле оно очень взрослое. Но диссонанс при
прочтении возникает только если очень глубоко копать. Детям можно не говорить о
стиле, о том, как распределяется эмоциональный накал. Они, может, и не
понимают, что это устроено по принципу градации, но чувствуют, что здесь что-то
нарастает, какая-то эмоция ведет нас вверх, и в «Повестях Белкина» это есть.
Кроме того, в них есть
один большой секрет – они действительно хорошо заканчиваются. Много ли в нашей
современной жизни заканчивается хорошо? Да еще и так, чтобы этот хэппи-энд не
походил на конец «розового» романа или на поимку преступника, как бывает конец
в детективной истории. А у Пушкина есть хороший финал.
«Станционный смотритель», иллюстрация Ольги Якутович |
Вот про «Станционного
смотрителя» говорят, что там, ведь, не все хорошо закончилось, станционный
смотритель умер, и когда Дуня приехала, она опоздала. Но когда мы читаем это
произведение, что мы узнаем о Дуне? Приехала богатая барыня с собачкой, на
шестерке лошадей. И мы, по крайней мере, про Дуню знаем точно, что в социальном
смысле у нее все прекрасно. Может, замуж она и не вышла, может, она богатая
содержанка, но для мальчика, который рассказывает о том, что барыня приходила
на могилу отца, очевидно, что у нее все хорошо. А, кроме того, мы ведь знаем,
что она на могиле горько плакала, что многое оправдывает в ее поведении. И то,
что она сломала свою не особо радостную судьбу, сбежав с гусаром, связала жизнь
с человеком из другой социальной страты, что необычно – этот слом тоже
интересен, нетипичен для эпохи.
Н.М: И еще один вопрос, интересный мне. Почему
же все же Сильвио не убил графа? (в повести «Выстрел»)
Е.С.: А это предполагает также ответ на вопрос
«почему «Повести Белкина» никогда не уйдут из нашей русской культуры»? Сильвио
не убил графа, потому что у него есть совесть. Мы в начале говорили о
многослойности, которая есть в этом произведении (главные герои произведения
рассказывают историю, Белкин ее записывает, а Пушкин собирает в цикл и
публикует), а дело все в том, что их, безусловно, пишет Пушкин – человек,
который не просто схватывает все новое, что случилось в обществе, а это новое
умеет интерпретировать и переинтерпретировать.
«Выстрел», «Гробовщик», иллюстрации Ольги Якутович |
Почему я говорю о совести
в этих произведениях? Герои всех пяти повестей, действительно, удивительно
совестливые. Они все время соизмеряют свои поступки с чем-то большим, чем
момент. Они соизмеряют их со всей жизнью. В каждом произведении у нас есть временная
дистанция: вот герои в начале, а вот они в конце. Например, в «Метели» главный
герой женился, потому что ему барышня показалась привлекательной, отчего бы не
жениться? Хорошая же шутка. А в конце произведения мы уже видим человека,
который мучается и думает о той женщине, которую сделал несчастной. А совесть к
тому времени, когда Пушкин писал, это еще новое понятие: слово это
только-только появилось в языке благодаря Великой французской революции. И вот
когда Пушкин говорит о том, что герои разговаривают с совестью, сами с собой,
чем-то внутренним, но большим, а не только с Богом и социумом, мы понимаем, что
масштаб всех этих повестей именно пушкинский. У этих произведений удивительный
объем.
Наша цивилизация, по
мнению Пушкина, она базируется на совести. Все эти люди со временем захотели
исправить свои ошибки: Дуня вернулась, выстрел не прозвучал, и, заметьте,
«Барышня-крестьянка», последняя повесть этого цикла, там все зарыдали,
бросились друг другу в объятия – «Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено»
(цитата из повести)! Это же прекрасно!
Н.М.: Замечательно! Благодарим Елену
Александровну Селютину, кандидата филологических наук, замечательного
преподавателя и читателя. Завидую Вашим студентам, им очень повезло с Вами! И
желаем всем сесть, может, уже даже со своими детьми, и перечитать классику, например,
те же «Повести Белкина». Читайте вместе и будьте счастливы!
1 – Здесь и далее в
круглых скобках – примечания лица, расшифровывающего текст
Расшифровала аудиозапись
Ольга Сустретова, главный библиотекарь
Центральной библиотеки им.
А.С. Пушкина
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Каша из топора», «Гуси — лебеди», «Царевна -лягушка» и другие. | ||
2 | Г. Х. Андерсен | «Дюймовочка» | |
3 | Шарль Перро | «Кот в сапогах» | |
4 | А.С. Пушкин | Cказки | |
5 | И. А. Крылов | «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и лисица» | |
6 | А.П. Гайдар | «Чук и Гек» | |
7 | Э.Н. Успенский | «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» | |
8 | Н.Н. Носов | Рассказы | |
9 | Н.Н. Носов | «Приключения Незнайки и его друзей» | |
10 | В.Ю. Драгунский | «Денискины рассказы» | |
11 | В.В. Бианки | «Аришка — трусишка», «Как муравьишка домой добирался» | |
12 | Г.Б. Остер | «Вредные советы», «Зарядка для хвоста» | |
13 | К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, Я.Л. Аким | Стихи | |
14 | В.И. Даль | «Девочка — Снегурочка» |
Мифы и легенды
Русская литература 19 века
Басни
Рассказы
Театр и драма
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Т.Г. Габбе | «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» | |
2 | В. Железников | “Чучело”, “Чудак из 6″Б””, “Путешествие с багажом” | |
3 | Ж. Верн | «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» | |
4 | К. Булычёв | «Сто лет тому вперёд», «Второгодники», «Лиловый шар», «Приключения чародея» | |
5 | А. Беляев | «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей» | |
6 | А. Гайдар | «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» | |
7 | А. Рыбаков | «Кортик», «Бронзовая птица» | |
8 | Д. Дефо | «Робинзон Крузо» | |
9 | Р.Л. Стивенсон | «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» | |
10 | Дж. Ф. Купер | «Зверобой», «Пионеры», «Последний из могикан» | |
11 | В. Каверин | «Два капитана» |
Обязательная литература
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | И. Крылова | Басни: “Волк и Ягненок”, “Квартет”, “Волк на псарне”, “Демьянова уха”, “Стрекоза и Муравей” | |
2 | Русские народные сказки: “Сказка о Василисе Золотой Косе, Непокрытой Красе и об Иване Горохе”, “Марья Моревна”, “Иван Быкович” | ||
3 | Леся Украинка | “Вила-посестра” | |
4 | Н. Островский | “Снегурочка” | |
5 | Русские былины: “Волх Всеславьевич”, “Добрыня и змей”, “Исцеление Ильи Муромца”, “Святогор и Илья Муромец”, “Илья и Соловей-разбойник”, “Садко” | ||
6 | М.Ю. Лермонтов | “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” | |
7 | А.С. Пушкин | “Дубровский” | |
8 | В.Г. Короленко | “Дети подземелья” | |
9 | Г.Х. Андерсен | “Снежная королева” | |
10 | Е.Л. Шварц | “Снежная королева” | |
11 | Песнь о Роланде |
Из Древнерусской литературы
Из грузинской литературы
Литература для внеклассного чтения
Детям о детях
Приключения и фантастика
Список художественной литературы на лето
Список книг для летнего чтения
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | А. С. Пушкин | «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов» | |
2 | М. Ю. Лермонтов | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Тарас Бульба Калашникова» | |
3 | Н. В. Гоголь | «Тарас Бульба» | |
4 | И.С. Тургенев | «Бирюк» | |
5 | Л.Н. Толстой | «Детство. Отрочество» | |
6 | М. Горький | «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль» | |
7 | Л. Андреев | «Кусака» | |
8 | А. Платонов | «Юшка» | |
9 | Б. Н. Полевой | «Повесть о настоящем человеке» | |
10 | В. Скотт | «Айвенго» | |
11 | Р. Стивенсон | «Чёрная стрела» | |
12 | М. Твен | «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий» | |
13 | М. Рид | «Всадник без головы» | |
14 | О.Генри | «Дары волхвов» | |
15 | Р. Брэдбери | «Каникулы», «Ржавчина» (и др. рассказы) | |
16 | Братья Стругацкие | «Стажёры», «Полдень, XXII век» | |
17 | Дж. Р. Р. Толкин | «Властелин колец» | |
18 | А. Рыбаков | «Кортик», «Выстрел», «Бронзовая птица» | |
19 | Р. Погодин | «Сколько стоит долг» (и др.) | |
20 | Ю.Сотник | Машка Самбо и Заноза | |
21 | А. Беляев | Человек-амфибия | |
22 | Ж. Верн | «Дети капитана Гранта» | |
23 | Д. Гринвуд | «Маленький оборвыш» | |
24 | М. Додж | «Серебряные коньки» | |
25 | Дж. Лондон | «На берегах Сакраменто» |
Список художественных текстов для летнего чтения
Русская литература
Литература эпохи Возрождения
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Сервантес | «Дон Кихот» |
Литература XVII века
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | Жан Батист Мольер | «Мещанин во дворянстве» |
Литература XVIII в. Эпоха Просвещения
Список литературы для летнего чтения (Программа Кудиной Г. Н., Новлянской З.Н.)
Зарубежная литература
Русская литература
Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения
Список литературы для летнего чтения
Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения
Русская классика
Зарубежная литература
Список литературы для летнего чтения
Список рекомендуемой литературы для внеклассного чтения
Номер | Автор | Название | Скачать |
---|---|---|---|
1 | А.П. Чехов | Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ «Ионыч»; пьеса «Вишневый сад» | |
2 | И.А. Бунин | «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Легкое дыхание» | |
3 | А.И. Куприн | «Олеся», «Гранатовый браслет» | |
4 | В.Г. Короленко | «Чудная», «Река играет», «Без языка» | |
5 | А. Блок | Поэма «Двенадцать» | |
6 | А. Ахматова | Поэма «Реквием» | |
7 | Л. Андреев | Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Февейского», «Стена», «Бездна» | |
8 | М. Горький | Ранние рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов». Пьеса «На дне». Литературные портреты «Лев Толстой», «А.П. Чехов». | |
9 | А. Серафимович | «Чапаев» | |
10 | Д. Фурманов | «Горячие гильзы» | |
11 | И. Бабель | «Конармия» | |
12 | А. Фадеев | «Разгром» | |
13 | М.А. Булгаков | Роман «Мастер и Маргарита» | |
14 | А.А. Платонов | «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек», «Котлован» | |
15 | А.Н. Толстой | «Петр Первый» | |
16 | М.А. Шолохов | роман-эпопея «Тихий Дон» | |
17 | Б. Васильев | «А зори здесь тихие» | |
18 | В. Быков | «Обелиск», «Сотников» | |
19 | Ю. Бондарев | «Горячий снег» | |
20 | В. Распутин | «Живи и помни» | |
21 | Б.Л. Пастернак | роман «Доктор Живаго» | |
22 | А.И. Солженицын | «Один день Ивана Денисовича» | |
23 | В. Шукшин | Рассказы по выбору учителя | |
24 | В.П. Астафьев | «Печальный детектив», «Царь-рыба» | |
25 | В.Г. Распутин | «Последний срок», «Прощание с Матерой» | |
25 | В.В. Набоков | «Другие берега», «Дар» (по выбору учителя) |