Повесть сказка щелкунчик и мышиный король легла в основу балета щелкунчик кто автор этой сказки

Гофман знаменитый сказочник, имя которого знакомо как детям, так и взрослым. все помнят, кто написал щелкунчика. многие понимают, что

кто написал Щелкунчика

Гофман – знаменитый сказочник, имя которого знакомо как детям, так и взрослым. Все помнят, кто написал «Щелкунчика». Многие понимают, что Гофман был не просто писателем, а настоящим волшебником. Ну разве может обычный человек создавать настолько чудесные истории из пустоты?

Рождение писателя

Принято считать, что волшебники появляются на свет там, где сами того желают. Эрнст Теодор Вильгельм (так звучало его имя в начале жизни) родился в прекрасном городе под названием Кенигсберг. В тот день церковь чествовала святого Иоанна Златоуста. Отцом будущего писателя стал юрист.

Увлечения юного Гофмана

С малых лет Эрнст полюбил музыку, она была его отдушиной. Позднее он даже изменил себе имя, и из Вильгельма превратился в Амадея (так звали Моцарта). Мальчик играл на органе, скрипке, фортепьяно, писал стихи, увлекался живописью и вокалом. Когда он повзрослел, родители не оставили ему выбора, и парню пришлось продолжить семейную традицию – стать чиновником.

автор Щелкунчика

Учеба и работа

Эрнст послушался отца, отучился в университете и долгое время работал во всевозможных судебных ведомствах. Он никак не мог где-то осесть: без конца разъезжал по польским и прусским городам, чихал в запыленных документохранилищах, дремал на судебных заседаниях и изображал шаржи на своих коллег на полях важных бумаг. В то время он не мог и мечтать о том, что однажды прославится, и всем станет известно, кто написал «Щелкунчика».

Берлин и Бамберг

Неоднократно незадачливый юрист пытался уволиться с работы, но безрезультатно. Однажды он поехал в столицу Германии, чтобы заниматься там живописью и музыкой, однако не заработал там ни гроша. Затем он отправился в небольшой городок под названием Бамберг, там он работал дирижером, композитором, декоратором, театральным постановщиком, писал очерки и рецензии для газеты о музыке, занимался репетиторством и даже торговал роялями и нотами. Однако ни больших денег, ни известности автор сказки «Щелкунчик» так и не получил.

Дрезден и Лейпциг, создание «Золотого горшка»

Однажды Гофман понял, что больше не может оставаться в Бамберге, и отправился в Дрезден, откуда вскоре последовал в Лейпциг, едва не погиб от взрыва бомбы во время одного из заключительных наполеоновских сражений, а потом…

Наверное, это можно назвать благосклонностью судьбы или помощью Иоанна Златоуста, но в один прекрасный день Эрнст взял перо, опустил его в чернила и… Вдруг раздался звон хрустальных бубенчиков, зашевелились на дереве изумрудные змейки и было создано произведение «Золотой горшок». Шел 1814 год.

«Фантазии в манере Калло»

кто автор Щелкунчика

Гофман наконец понял, что его предназначение заключается в литературе, перед ним раскрылись врата удивительной и волшебной страны. Однако стоит отметить, что и раньше он писал, например, в 1809 году был создан «Кавалер Глюк». Вскоре целые тетради были исписаны волшебными сказками, а затем они были включены в книгу «Фантазии в манере Калло». Произведения понравились многим, и Гофман сразу же получил известность. Да и сейчас, если спросить современного ребенка, кто написал «Щелкунчика», он, скорее всего, ответит правильно.

Великая тайна

Гофман говорил, что он, словно ребенок, появившийся на свет в воскресенье, замечает то, что не видят обычные люди. Повести и сказки автора могли быть забавными и пугающими, добрыми и ужасными, но мистическое в них появлялось нежданно-негаданно, из самых простых вещей, иногда будто из воздуха. В этом заключалась великая тайна, которую писатель постиг первым. Постепенно Гофман становился все более знаменитым, но денег ему это не прибавляло. Поэтому сказочнику вновь пришлось стать советником юстиции, на этот раз в столице Германии.

автор Щелкунчик и Мышиный Король

Создание знаменитых произведений

Этот город автор «Щелкунчика» называл человеческой пустыней, ему было очень некомфортно здесь. Однако именно в Берлине были созданы практически все его известнейшие произведения. Это «Щелкунчик и Мышиный Король», «Ночные рассказы» (от них захватывает дух), «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра», «Принцесса Брамбилла» и другие. Со временем у Гофмана появились приятели с таким же богатым внутренним миром и развитым воображением, как и у него самого. Они часто вели серьезные и веселые разговоры о психологии, об искусстве и о многом другом. И именно на основе этих бесед были созданы четыре тома «Серапионовых братьев». Открыв любую из этих книг, можно узнать, кто написал «Щелкунчика», включенного в одну из них. Имя автора указано на первой странице.

Трагическое событие, создание «Повелителя блох»

автор сказки Щелкунчик

У Гофмана было много новых идей и задумок, служба занимала не очень много времени, и все бы складывалось хорошо, если бы не одно трагическое происшествие. Писатель однажды стал свидетелем того, как невиновного человека хотели посадить в тюрьму, и он заступился за этого мужчину. Но полицей-директора по фамилии фон Камптц этот поступок привел в ярость. Более того, отважный автор «Щелкунчика» изобразил этого несправедливого человека в произведении «Повелитель блох», которое было написано в 1822 году. Он дал ему фамилию Кнаррпанти и описал, как он сначала задерживал людей, а затем вешал на них подходящие правонарушения. Фон Камптц был просто взбешен и обратился к королю с просьбой уничтожить рукопись этого рассказа. Так было возбуждено судебное дело, и лишь помощь приятелей и серьезный недуг помогли писателю избежать неприятных последствий.

Конец пути

Гофман утратил возможность двигаться, но до конца верил в выздоровление. На исходе жизни была создана повесть «Угловое окно» — последний подарок почитателям писателя. Но подавляющее большинство людей помнит его благодаря знаменитой рождественской сказке, которая покорила многие сердца. Кстати, о том, кто автор «Щелкунчика», многие дети узнают в школе.

кто написал сказку Щелкунчик

Самое известное произведение

Отдельно следует сказать о произведении «Щелкунчик и Мышиный Король», включенном в книгу «Серапионовы братья». Эту сказку лучше всего читать на Рождество, так как действие происходит именно в это время. На создание данного шедевра Гофмана вдохновили дети его приятеля Юлиуса Хитцига, с которым он познакомился в столице Польши. Их именами и некоторыми личностными качествами немецкий писатель наградил персонажей своего произведения. Когда сказка была готова, ребятам прочитал ее сам автор. «Щелкунчик и Мышиный Король» — великое произведение, как посчитали они.

Мари Хитциг, которая в сказке носит фамилию Штальбаум, к сожалению, рано умерла. А ее брат по имени Фриц, отдававший в «Щелкунчике» команды оловянным солдатам, выучился на архитектора и стал директором академии художеств, расположенной в столице Германии.

Мы лишь марионетки…

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему главным героем произведения стала игрушка? Просто писателю, некоторое время увлекавшемуся театром, были близки марионетки и куклы. Его приятель рассказывал, что у Гофмана был целый шкаф, забитый игрушками. Писатель полагал, что люди – всего лишь марионетки, а за ниточки дергает сама Судьба, далеко не всегда благосклонная к нам. Он часто повторял, что все будет так, как угодно богам.

Вот вы и вспомнили, кто написал сказку «Щелкунчик», которую вам наверняка читали родители.

Здесь даны основные сведения о повести-сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король» немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал в 1816 году, тогда же она была опубликована в сборнике «Детские сказки». Эта сказка была написана под влиянием общения Гофмана с детьми своего друга. Имена их — Фриц и Мари — писатель дал главным героям Щелкунчика. В основе сюжета лежит противостояние Кукольного царства и Мышиного королевства.

Главные герои повести-сказки

  • Щелкунчик — некрасивая игрушка, предназначенная для колки орехов. В неё был превращён юный племянник Дроссельмейера.
  • Мари Штальбаум — семилетняя девочка с чутким, добрым сердцем и открытой душой.
  • Мышиный король — повелитель Мышиного королевства, коварный и жестокий.

Другие персонажи

  • Фриц Штальбаум — брат Мари, мальчик решительный и отважный.
  • Дроссельмейер — чудак и искусник, мастер на все руки, крёстный Фрица и Мари, которые его очень любят.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.

Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.

Очнувшись в постели, Мари рассказала матери и доктору о сражении, но они принимают её рассказ за отголоски горячки от болезни. Крёстный приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что тот был его племянником, но королева Мышильда превратила его в маленького уродца. Чтобы Щелкунчик снова стал человеком, он должен одержать победу над Мышиным королём. Второе условие — нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.

Ею становится Мари, которая полюбила Щелкунчика, победившего Мышиного короля и показавшего ей волшебную страну. Родители её воспоминаниям о приключениях не верят. Однажды в доме Штальбаумов появился племянник Дроссельмейера. Он признался, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари стала его невестой, и на свадьбе танцевало множество прекрасных кукол.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ёлка

Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.

Подарки

Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».

Любимец



Мари видит, что под ёлкой стоит «замечательный человечек». Он был не особенно красив, но зато умел «аккуратно разгрызать твёрдые орехи». Щелкунчик очень понравился девочке. Шалун Фриц нарочно давал ему большие орехи, и у игрушки сломалось несколько зубов. Мари пожалела Щелкунчика и стала его опекать.

Чудеса

Перед сном дети кладут свои игрушки в шкаф со стеклянными дверками. Фриц ушёл спать, а Мари задержалась, чтобы получше устроить раненого Щелкунчика. Вдруг из-под пола появились «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» — это был Мышиный король, он вёл свою армию на бой с куклами из шкафа.

Битва

Щелкунчик стал командовать армией игрушек. Битва с мышами была ожесточённой. Храбрый Щелкунчик был окружён мышами. Мари, желая его спасти, кинула свою туфельку прямо в Мышиного короля. От волнения и боли в руке, порезанной стеклянным осколком от дверцы шкафа, девочка упала в обморок.

Болезнь

Утром Мари проснулась в своей кроватке. Она с волнением начала рассказывать о ночной битве игрушек с мышами, но никто ей не поверил, посчитали, что это лихорадочный бред от раны на руке. Девочке пришлось несколько дней лежать в постели и пить лекарства.

Крёстный Дроссельмейер пришёл проведать Мари. Он рассказал ей сказку о твёрдом орехе.

Сказка о твёрдом орехе

Принцесса Пирлипат с самого рождения была очень красивая, не было ребёнка прекраснее её.

Однажды король попросил королеву приготовить различные колбасы. Королева сама поджаривала сало и угостила им Мышильду, которая была королевой мышей. Но тут выскочила вся родня Мышильды и набросилась на приготовленное сало.

Король за это изгнал из дворца королеву мышей с её подданными. Мышильда пообещала отомстить.

Продолжение сказки о твёрдом орехе

Мышильда дождалась пока все няньки принцессы Перлипат заснули и превратила её в уродину. Придворному часовщику Дроссельмейеру был дан приказ вернуть принцессе её красоту. На это дан был ему месяц. Поговорив с придворным звездочётом, часовщик узнал, что принцессу освободить от заклятия способен лишь орех Кракатук, поданный принцессе особым образом. Причём преподнести его должен обязательно человек, который никогда ещё не брился и не носил сапог.

Конец сказки о твёрдом орехе

Найти орех Кракатук король поручил Дроссельмейеру, и тот, после пятнадцати лет поисков, отыскал его случайно в своём родном городе Нюрнберге. А под описание юноши, который должен преподнести орех принцессе, очень подходил его племянник Щелкунчик. Юноше удаётся расколдовать Перлипат, но на последнем шаге он споткнулся и мгновенно стал таким же уродцем, каким только что была принцесса.

Дядя и племянник



«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что всё это — чистая правда. Она очень расстроилась, что Дроссельмейер не помог своему племяннику.

Победа

Мышиный король принялся шантажировать Мари. Бедная девочка не выдержала и рассказала об этом Щелкунчику. Ночью тот убивает Мышиного короля и вручает Мари семь его золотых коронок.

Кукольное царство

Щелкунчик ведёт девочку в платяной шкаф, где оказалось чудесное Кукольное царство. Мари восхищается красотой Миндально-Изюмных ворот, Рождественского леса, апельсинового ручья. Множество других чудес, как в калейдоскопе, проносятся перед её глазами.

Столица

В столицу Кукольного царства, Конфетенбург, Мари и Щелкунчик отправились на колеснице-раковине, в которую были впряжены два «золоточашуйчатых дельфина».

В Марципановом замке Мари и сёстры Щелкунчика готовят чудесное сладкое кушанье, а храбрец повествует между тем «о страшной битве с полчищами Мышиного короля».

Заключение

Мари рассказала о своём путешествии в Кукольное царство родителям, но они только засмеялись. Девочка очень обиделась.

В доме Штальбаумов появляется нюрнбергский племянник крёстного Дроссельмейера. Когда юноша остался наедине с Мари, то сразу признался, что перестал быть уродливым Щелкунчиком благодаря ей. На просьбу юноши выйти за него замуж, Мари согласилась стать невестой. Через год расколдованный Щелкунчик увёз Мари в Кукольное царство.

Заключение к краткому пересказу



В повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» раскрывается тема борьбы добра и зла. Идея произведения состоит в том, что смелые защитники добра в конечном итоге побеждают зло.

В этой сказке нет грани между фантастическим миром и реальным. Она учит детей быть справедливыми, добрыми.

После ознакомления с кратким содержанием, которое может быть полезно для читательского дневника, рекомендуем прочесть это произведение полностью, чтобы узнать подробнее о чудесных приключениях его героев.

Конспект занятия по музыкальному развитию

Тема занятия:  Царство балета (беседа о музыкальном жанре балет по произведению П. И. Чайковского «Щелкунчик»)

Тип учебного занятия: усвоение новых  навыков и умений                                        Категория участников: средний  школьный возраст                                                         Год обучения: первый  год обучения                                                                                         Цель занятия:  формирование и закрепление у детей знаний о виде сценического музыкального искусства – балете  

Задачи:

  • Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

• Учить понимать язык музыки, созданный композитором, различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по содержанию музыкальные произведения;

• Развивать в детях эмоциональную отзывчивость к прослушиваемым музыкальным произведениям, воодушевлять их к высказыванию о характере музыкальных произведений; развивать у детей интерес к классической музыке.

  • Способствовать  созданию  творческой  атмосферы  на занятии.

Методы обучения

Словесный:  беседы «Творчество композитора П.И.Чайковского», Что такое «Балет»

Наглядный:  работа с макетом ёлки  —  музыкальная викторина

Практический: повторение и закрепление  ранее изученного материала

Обьяснительно-иллюстративный: показ презентации с помощью ИКТ.

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества

Методическое обеспечение: слайдовая презентация, упражнения и практические задания.

Оборудование:

  • музыкальный центр, мультимедийное оборудование,
  • Сказка Гофмана Э. Т. А. “Щелкунчик”, текст.
  • Портреты композитора: Чайковского П. И.
  • Портреты  Мариуса Петипа, Гофмана Э. Т. А.
  • Карточки с заданиями для кроссворда. .
  • Текст песни “Дорога Добра” муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.
  • Нарисованные персонажи балета: Щелкунчик, Мари;  ёлка с заданиями (музыкальной викториной)
  • Фотоматериалы по теме “Балет”. Видеофрагменты из мультфильма “Щелкунчик”

Музыкальный материал:

  • Музыка к балету “Щелкунчик” Чайковского П. И.
  • Песня “Дорога Добра” муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.

Подготовительная работа:

     1. Работа с литературой

2. Подбор музыкального оформления

3. Подбор иллюстраций

4. Оформление наглядного материала

5. Оформление презентации

     6. Написание конспекта

Ход занятия:

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, я предлагаю вам немного подвигаться, чтоб вашей энергии хватило до конца занятия. А как именно вы будете двигаться, подскажет сама музыка.

 (звучит песня «Дорогою добра» – дети маршируют)

Педагог: — Что подсказало вам, что вы должны именно маршировать?                   (в музыке маршевый характер)

Педагог: — А как вы думаете,  на самом деле это прозвучал марш? (песня)

Педагог: Если это песня, то чего не в ней не хватает? (слов)

В песне  музыка  ярко выражает чувства, настроение, а слова отражают содержание. Совместно они помогают слушателю в создании яркого образа произведения.  

Но не всегда нужны слова — есть такие жанры в музыке, где без них можно обойтись. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав кроссворд, который составлен на вашей карточке. Я зачитываю вопрос, а вы, посовещавшись, должны написать ответ в нужные клеточки.  (Слайд 1)

1. Кто-то в барабан стучит,
Отбивает чётко… (РИТМ)

2. Любит русский и испанец
Весёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)

3. В музыке царица  Я
Зовут меня… (МЕЛОДИЯ)

4. Выражения на лицах – это мимика.

 Позы, жесты и движенья
(ПАНТОМИМИКА).

(Слайд 2)

5. Посмотрите на картину —
Здесь мы видим… (БАЛЕРИНУ)

Педагог:   Кто такие балерины? (танцовщицы  балета) Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Итак, прочитаем по вертикали название музыкального жанра.

 (5 — БАЛЕТ).

Педагог:   Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с историей балета  и сказочные звуки музыки поведут нас в мир сказки.

— Вы ведь любите сказки?   (Ответ детей)

Но сначала скажите, что вы знаете о балете:

— Что вы знаете о балете?

 Балет — это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую». Послушайте немного из истории балета.

(Беседа об истории балета)

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. (Слайд 3)

Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Балет был развит в Италии и Франции. Эти две страны сделали очень много для хореографии, особенно Франция. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем. Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером.

(Слайд 4)

Впервые во Франции в конце 18 века, стали ставиться танцевальные спектакли и танцоры встали на полупальцы, исполняли прыжки, вращения, быстрые перебежки. В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа. А благодаря композитору П.И. Чайковскому музыка в балете из сопровождающего элемента превращается в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства, т.е. музыка в балете становится главной.

— Скажите, действительно ли в этом жанре вообще нет слов, а все только танцуют?

(в балете есть слова, и они называются «либретто»)

— А кто сочиняет слова, либретто? (либреттист).  В основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов и пения, как в опере, а посредством танцевальных движений под музыку. Бывают и бессюжетные балеты, передававшие в танце не сюжет, а свойство или состояние характера героя. 

(Слайд 5)

— Кто ещё создаёт балет? (Композитор – музыка. Либреттист – содержание. Балетмейстер – хореография)

Музыку  сочиняет композитор и  под музыку танцоры исполняют свои партии.

Литература –  либреттист пишет содержание спектакля или ставится балетный спектакль по известным произведениям писателей, например: Шекспир «Ромео и Джульетта», Гофман «Щелкунчик», Шарль Перро «Спящая красавица», «Золушка».

Балетмейстер ставит танцевальные номера.

Педагог:  Какую роль в балете играют музыка, костюмы, декорации?

Костюмы артистов, декорации, красивая музыка усиливает наше восприятие балетного спектакля.

Как и в др. видах театра, костюм в балете характеризует персонажей, выявляет их исторические, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем костюм  должен отвечать требованиям танцевальности, т. е. быть лёгким и удобным для танца, не сковывать движения, а помогать им и подчёркивать их.

Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится действие в спектакле. 

(Слайд 6) 

Педагог: Балет является самым известным танцевальным действием из-за его уникальных особенностей и методов:  поворотов ног,  больших растяжек,  изящных  плавных  и  точных  движений, воздушности. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

— Как называется специальная обувь балерины, которая позволяет встать на полупальцы. (Пуанты)

Педагог: Слово пуанты  переводится с французского дословно, как  «кончики пальцев»  — это женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепляли стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки. Танец на пуантах отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения. Это положение  делает позу более возвышенной.

Пуанты позволяют танцовщице становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы.  Они закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым ролям» отводился танец на полупальцах  или в характерных туфлях на каблучках

Педагог: Как называется специальная юбка для балерин?

 Юбка балерины называется пачка  из–за особенностей изготовления. Пачкой называют пышную многослойную балетную юбку. Это некий театрализованный вариант модного бального платья из легкой развевающейся полупрозрачной ткани, которая струится мягкими складками. Это несколько коротких юбочек из прозрачной материи, надетых одна на другую.

Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжен Лами. Стиль и форма пачки со временем менялись.

(Слайд 7) 

В конце XIX века пачка Анны Павловой, известной балерины, сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале 20 века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой.

(Слайд 8)  

Балет — это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете  три составные части — классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец в основных чертах сложился еще во Франции XVII века. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны,  он невероятно пластичен и  грациозен.  Танцы, воспроизводящие движения народных танцев, называются характерными. Характерные танцы —  это народные танцы, введенные в спектакль. Характерный танец – отличается пантомимой и необычной хореографией

Итак, основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец.

Давайте вспомним, как называют сольный танец в балете. (ответы детей)

Педагог: Сольный танец  героя в балете называют  вариациями и адажио. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Педагог: Помимо солистов, участие в действии принимает  и большое количество танцоров, которые создают массовые сцены. А как называют танцоров, исполняющих большой общий танец в балете?

  • Кордебалет – большой общий танец.
  • Pas-de-deux –  танец двух героев.
  • Pas-de-trois– танец трех героев.
  • Pas-de- quatre Падека́тр (фр. pas de quatre pas шаг + quatre четыре)

Педагог: Кто отвечает за постановку танцев в балете?

— За постановку хореографических номеров отвечает балетмейстер.

И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета — пантомима.
(Слайд 10) 

Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики.

При помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета.

Педагог: А сейчас мы попробуем с помощью пантомимы передать образ известных героев из разных сказок.

Физминутка ( игра «Пантомима»)

Педагог: А теперь вспомните, кто автор этой известной  музыки, и в каком балете она звучит. (П. И. Чайковский, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

(Показ портрета композитора и краткая беседа о его биографии)

Педагог: Что вы знаете об этом композиторе?

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор,  родился 25 апреля 1840г. в г. Воткинске на Урале. Второй сын в семье, Петр Ильич имел еще 2 сестер и 4 братьев. Пробуждение его интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, началось в 5 лет. Но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, мальчика в десятилетнем возрасте родные отправили в Петербург, в Училище правоведения. Окончив училище, Чайковский  начал работу в министерстве юстиции, однако через 2 года бросил службу и поступил в музыкальные классы, открытые при Русском музыкальном обществе. И только в возрасте 26 лет, был приглашен Н. Рубинштейном в Москву, где получил должность профессора Московской консерватории. Так началась его самостоятельная жизнь  музыканта. Он становится известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России.

Он написал много музыки для детей и взрослых. Из под его пера выходят различные известные  произведения. Всего  он написал более 80 произведений, в том числе 11 опер и три балета — настоящие сокровища мировой культуры и искусства, инструментальную музыку для большого симфонического оркестра, для инструментальных ансамблей, для фортепиано многое другое.                                                    (на листах распечатаны названия произведений П.И.Чайковского)

Петр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Пётр Ильич Чайковский часто был в гостях в семье своего племянника, Володи Давыдова. Композитор следил за играми друзей мальчика, пел с ними песенки, и сам сочинял музыку для детей и об их играх. Так постепенно сочинялись небольшие музыкальные пьесы, которые потом соединились в музыкальный альбом – «Детский альбом».

А теперь, внимание, вопрос…

(Слайд 13) 

Что объединяет  эти три картинки… (показ презентации)

Итак, мы знаем, что П.И.Чайковский написал много произведений для детей, потому что очень любил детей и сказки. На сюжет немецкой сказки «Щелкунчик и мышиный король», вышедшей в 1816 году, которую  написал Эрнст  Теодор   Вильгельм Амадей Гофман он сочинил балет.  Эрнест Теодор Амадей Гофман (показ портрет прозаика), прозаик начала XIX века, юрист по образованию, романтик по призванию. Писал остроумные, причудливые по содержанию новеллы, сказки, где реальность соседствует с фантастикой. Он был одарённым музыкантом, замечательным карикатуристом… Сказка Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”  легла в основу либретто балета. Либретто к балету написал друг Чайковского П. И. Мариус Петипа (показ фотографии). 
Это
самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру.

Педагог: Щелкунчик — так зовут главного героя балета. Какие ещё действующие лица в этой сказке?

Действующие лица

Описание

Штальбаум

советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события

Мари, Марихен

дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика

Фриц, Франц

брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике

Дроссельмейер

крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе

Щелкунчик

заколдованный принц

Фея Драже

правительница в волшебном городе Конфитюренбурге

Принц Коклюш, Оршад

принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика

Король мышей

злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика

Педагог: Когда происходят основные действия в сказке?

Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника — Рождества. 

Педагог: Кто помнит, о чем эта сказка?

В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари.

После того, как праздник заканчивается, и все дети гости расходятся, что происходит дальше?

В зале, где стояла ёлка,  стало все меняться и ёлка становится огромных размеров, затем слышится странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик чудесным образом оживает.  Он вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.

Сумев одолеть коварное войско, Мари с Щелкунчиком  отправляются в сказочное царство, в которое достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его.

Музыка балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране.

Что такое дивертисмент?

Дивертисме́нт (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento), — так называются:

  • ряд концертных  номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному  спектаклюконцерту;

Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное  представление, своего рода концерт внутри спектакля.  Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского  «Щелкунчик».

  • Театральное представление из различных эстрадных номеров в дополнение к главному представлению.

Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе: арабский танец, характерный китайский танец – Чай, а также необычайно яркий и живой русский народный танец – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио (па-де-де) (танец феи Драже и принца Оршада)

Педагог: Посмотрите, у нас на доске тоже необычная ёлка, она музыкальная. И сейчас вашему вниманию будут представлены фрагменты из этого балета. Но для  этого вам необходимо выбрать шарик  с музыкальным заданием. Итак, приступаем к выполнению задания. (дети по очереди  берут шарик, и, посовещавшись, отгадывают какой фрагмент из балета «Щелкунчик» звучит

Послушайте, как П. И. Чайковский передает в музыке настроение героев.

«Увертюра», «марш»,  «вальс снежных хлопьев» (танец снежинок),  «шоколад» (испанский танец), «кофе» (арабский танец), «чай» (китайский танец), «вальс цветов», «Фея Драже и принц Оршад»

(Слушание музыкальной викторины)

Педагог: А кто исполняет “Увертюру”?

А  что такое увертюра, где она звучит,  вы помните?

Увертюра – инструментальная, как правило, оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого – либо представления.

Педагог: Кто управляет симфоническим оркестром?  (Дирижёр)

Итог занятия:

Мы сегодня познакомились с вами с одним из жанров  музыкально-театрального искусства, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Как называется такой музыкальный жанр, в котором переплелись пластика танца,  мимики и жеста? (балет)

Найдите на картинках:

  • вариации
  • па-де-де
  • па-де-труа
  • па-де-катр      
  • кордебалет

Молодцы ребята! Сегодня вы отлично работали на занятии. На память о нашем занятии я хочу подарить вам вот эти орешки. Пусть они напоминают вам о нашем герое, который неустанно  мог щёлкать самые твёрдые орехи. Вы поняли про кого я говорю? Это наш щелкунчик. Спасибо.

Пояснительная записка

«Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного
компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и
потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем
языковой культуры, культуры чувств и мышления».

6 класс занимается по программе Образовательная система «Школа 2100».
Учебник-хрестоматия «Год после детства»,

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Количество часов в неделю – 2; в год- 68.

«6 класс – постепенный переход от литературного образования к постижению
литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы
литературного образования в начальной и средней школе.

Основные учебные цели:

— формирование личностного отношения к прочитанному;

— осмысление литературы как словесного вида искусства на материале
произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, мистическую и детективную
литературу, произведения о своих сверстниках».

Уделяется внимание и теоретико- литературным понятиям:

-базовые понятия: роды и жанры;

-структурообразующий принцип: тематический.

В программе и реализующих её учебниках тексты русских писателей разных эпох
соседствуют с текстами зарубежных писателей. Это даёт возможность показать
место русской литературы в общемировом духовном процессе.

Учебник-хрестоматия «Год после детства» поделён на разделы. Во втором разделе
«Сказки для взрослых» помещены произведения зарубежных авторов: В.Гауф
«Маленький Мук», Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», Г.Х. Андерсен
«Русалочка». Все произведения предназначены для текстуального изучения. Все они
объединены вечными темами в литературе: любовь, взаимопонимание, отношения
между людьми, отношение к себе и миру «внутри» себя. Раздел не случайно назван
«Сказки для взрослых», так как в детстве интересен сюжет, а в старшем возрасте
сказка заставит задуматься над серьёзными проблемами.

В шестом классе был проведён урок по сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». Тема урока: «Двоемирие в сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». При планировании урока были учтены интересы учащихся, их стремление
познавать новое, необычное.

В 6 классе — 21 человек: 7 мальчиков и 14 девочек.

Для большинства учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса
к учёбе, к классным и школьным мероприятиям. В классе учащиеся с высоким
интеллектуальным потенциалом. В среднее звено дети пришли подготовленными,
ориентированными на хорошую учёбу. Учащиеся чувствуют себя на уроках уверенно,
готовы ответить на любые вопросы, высказать свои предложения.

Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке Гофмана, так как
на нём рассматриваются нравственные ценности и для детей, и для взрослых.
Личность Гофмана, его отношение к жизни находят своё отражение в его
произведениях. Герои Гофмана так же, как и сам автор, относятся к жизни
по-особому. Мир обычный и мир фантазий живёт в душах этих героев.

Данный урок можно отнести к урокам комбинированного типа. При подготовке
использовались следующие материалы:

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». В сб.
«Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка.
Начальная школа. Основная и средняя школа». – М., Баласс, 2004, с.334.

— Барова Е.С. «Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после
детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией
Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс,2005.

-Мировая литература XIX – XX веков. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2008.

На уроке применялись технические средства обучения: мультимедиапроектор,
компьютер. Музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик».

На уроке использовались такие приёмы, как работа с книгой, слушание, наблюдение,
пересказ, прием словесного описания. Учащиеся были активны на уроке. Урок
достиг своей цели.

Тема урока: ^
Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного.

Задачи:

Образовательные:

-развивать навыки анализа текста;

-формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные:

-продолжать формировать интерес к предмету;

-организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

-развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана

Тип урока: комбинированный.

План урока.


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.

  3. Анализ произведения – 35 мин.

  4. Подведение итогов -3 мин.

  5. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
    мин.

Этапы деятельности учителя и ученика.


Этапы урока.

Номер слайда.


Деятельность учителя


Деятельность ученика


1.Организационный момент.


Проверяет готовность учащихся к уроку.


Настраиваются на учебную работу.


2.Подготовка к основному этапу.

Музыка П.И.Чайковского

«Маленькая увертюра».

Слайд 1.


-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».

А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?

— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. — Жизнь Э.Т.Гофмана действительно
была необычна. Он и юрист, и композитор, и живописец. Но Гофману было тяжело
в реальном мире, поэтому он выдумал свой, фантастический, который так тесно
переплетается с реальным миром. Потому так подчеркнуто противоречивы
произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика и реальность.

-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.

(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).

Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».


Рассказ ученика.^ Эрнст Те́одор
Ви́льгельм Амаде́й Го́фма
�� .24 января 1776, Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин —
немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Псевдоним
как композитора Иоганн Крейслер

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться
и зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском
университете и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года
работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.
Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к
бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения
небольшого наследства.С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны
повести: «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и
другие. Гофман имел гордое, пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как
живую частичку общей судьбы обездоленных маленьких людей.Умер в Берлине,
похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.


3. Слайд 2.


Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».

Цель:

-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?


Восприятие информации.


4.Слайд 3.


-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».

-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?

-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?

-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?

— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?


Комментированное чтение.

Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и
до слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».

Учащиеся делают вывод из прочитанного.


5. Слайды 4 и 5.


— Какой подарок заметила Мари?

-Чем он был необычен?

-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?

-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?^ Глава «Чудеса».

-Что за странные события произошли в полночь?

-Кого увидела Мари на часах?

полночь?

Глава «Битва». Расскажите о событиях в главе «Битва».

-Как Мари спасла Щелкунчика?

-Действительно ли всё это произошло с Мари?

Мари заболела.

Комментированное чтение.

-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?


Ответы учащихся.

Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.

Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».

Вывод:- Кажется, крёстный знает, что всё призошедшее с Мари не сон.


6. Слайды 6,7,8.


Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».

-Расскажите эту сказку.

-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?

-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином
короле?

Какую роль в ней играет Дроссельмейер?

Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и

в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.


Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.

Вывод обо всём сказанном:

Дроссельмейер

защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.


7.Слайд 9.


Подведение итогов.

Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?


Делают вывод вместе с учителем. Герои Гофмана из сказки «Щелкунчик» живут в
таком обычном, обыденном мире. Но мир сказок, фантазии манит их к себе. Мари,
Щелкунчик, Дроссельмейер стремятся побывать в волшебном мире, где так
прекрасно, где мир фантазии так же реален, как и обыденный мир.


8. Слайд 10. Звучит музыка из балета

П. И.Чайковского «Марш», «Вальс цветов»..


Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6 декабря 1892
года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое представление балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана


Слушают музыку.


9.Информация о домашнем задании.


Домашнее задание предлагается по вариантам.

1.Мари и Щелкунчик-кукла,

2. Мари и Щелкунчик-принц,

3.Мари и Щелкунчик-племянник.


Выслушивают рекомендации учителя.


Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

^ Цель урока: показать единство двух
миров, выдуманного и обыденного.

Задачи:

Образовательные:

— развивать навыки анализа текста;

— формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные:

— продолжать формировать интерес к предмету;

— организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

— развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Тип урока: комбинированный.

План урока.


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.

  3. Анализ произведения – 35 мин.

  4. Подведение итогов -3 мин.

  5. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
    мин.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Маленькая увертюра».

2.Вступительное слово учителя.

-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».

А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?

Ответы детей.

— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Далее идёт презентация.

1 слайд. Рассказ ученика о Гофмане.

Эрнст Те́одор Ви́льгельм Амаде́й Го́фман .24 января 1776,
Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин — немецкий писатель, композитор,
художник романтического направления. Псевдоним как композитора Иоганн Крейслер

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и
зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете
и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в разных
чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки
его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь
после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства.

С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны повести: «Золотой горшок»,
«Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и другие. Гофман имел гордое,
пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как живую частичку общей судьбы
обездоленных маленьких людей.

Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Учитель:

— Жизнь Э.Т.Гофмана действительно была необычна. Он и юрист, и композитор, и
живописец. Но Гофману было тяжело в реальном мире, поэтому он выдумал свой,
фантастический, который так тесно переплетается с реальным миром. Потому так
подчеркнуто противоречивы произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика
и реальность.

-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.

(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).

Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».

2 слайд.

Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».

Цель:

-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?

3 слайд.

-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».

-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?

Ответы учеников.

-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?

-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?

Комментированное чтение.

Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и до
слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».

— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?

^ Глава «Любимец».

Учитель:

— Какой подарок заметила Мари?

-Чем он был необычен?

-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?

-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?

Ответы учеников.

Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.

^ 4 слайд.5 слайд.

Глава «Чудеса».

-Что за странные события произошли в полночь?

-Кого увидела Мари на часах?

Ответы детей.

^ Глава «Битва». Расскажите о событиях
в главе «Битва».

-Как Мари спасла Щелкунчика?

-Действительно ли всё это произошло с Мари?

Учитель: Мари заболела.

Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».

-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?

— Кажется, он знает, что всё произошедшее с Мари не сон.

Учитель:

-Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».

«^ Сказка о твёрдом орехе» (6 слайд, 7
слайд, 8 слайд)

-Расскажите эту сказку.

Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.

-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?

(защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.)

-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином короле?

Какую роль в ней играет Дроссельмейер?

Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.

^ Подведение итогов урока.

9 слайд. — Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?

10 слайд. Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6
декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое
представление балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана.

Далее звучит музыка из балета «Щелкунчик».

Домашнее задание предлагается по вариантам.

1.Мари и Щелкунчик-кукла.

2. Мари и Щелкунчик-принц.

3.Мари и Щелкунчик-племянник.

Информация о проведении открытого урока .

Тема урока, проведенного в 6 классе, «Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король».

Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного. При
планировании данного урока были учтены интеллектуальные особенности учащихся,
их стремление познавать новое и необычное.

Урок сопровождался показом слайдов, звучала также музыка из балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Следует отметить подготовленность учащихся к уроку, активность их на уроке.
Учителем были даны и индивидуальные домашние задания при подготовке к уроку, с
чем учащиеся хорошо справились.

В течение всего урока в классе поддерживалась высокая работоспособность,
хорошая психологическая атмосфера. Между учителем и учениками было полное
взаимопонимание. Учащиеся не боялись высказывать своё мнение, доказывать его.

Урок достиг своей цели.

Немного не хватило времени для рефлексии, так урок был очень насыщенным.

Оригинал

Берлинский государственный балет отказался в этом году от всех показов «Щелкунчика». Что не так со спектаклем, и почему он не соответствует духу нашего времени?

3571522

Вместо волшебного балета «Щелкунчик» Чайковского, традиционного для предновогоднего репертуара, в Берлине в этом сезоне будет идти «Дон Кихот». События в этом балете происходят, однако, под раскаленным солнцем Испании отнюдь не в канун Рождества, поэтому решение руководства театра не могло не вызвать вопросов. Как никак, «Щелкунчик» стоимостью 1,5 миллиона евро, поставленный в Берлине в 2013 году российскими хореографами Василием Медведевым и Юрием Бурлакой, был одним из самых популярных спектаклей в репертуаре театра.

Причину отмены «Щелкунчика» объяснила исполняющая обязанности директора Берлинского государственного балета Кристиана Теобальд (Christiane Theobald). В интервью берлинской газете Berliner Zeitung она, в частности, сказала: «Я убеждена, что мы должны поместить этого «Щелкунчика» в новый контекст, дать новое прочтение этому репертуару».

Постановка Мариуса Петипы вызвала вопросы

Отмененный в Берлине «Щелкунчик» является реконструкцией оригинального балета 1892 года в постановке Мариуса Петипы для Мариинского театра в Санкт-Петербурге. То есть сегодняшний зритель видит на сцене то, что более ста лет тому назад породили танцевальный гений и воображение легендарного танцора и балетмейстера. А ему помимо сказочной мышиной возни под елкой привиделись разнообразные экзотические танцы народов мира. И хотя в Турции и Китае Петипа не бывал, хореографию китайских и турецких танцев он осилил.

В 2021 году некоторые элементы этой хореографии и вызвали обеспокоенность на родине Э. Т. А. Гофмана (E. T. A. Hoffmann), автора рождественской повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король», по мотивам которой создан балет «Щелкунчик».
«Китайский танец показывает стереотипно семенящие шаги. В момент создания хореографии они не вызывали критических нареканий. Но сегодня мы должны это объяснить. Восточный танец с женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле — это сегодня тоже нельзя выносить на сцену без объяснения. (…) В связи с актуальными дискуссиями о том, какой репертуар еще можно показывать в постколониальные времена, мы должны проверить, не будет ли сложностей с постановками в их первоначальной форме», — пояснила отмену «Щелкунчика» нынешняя глава Берлинского балета Кристиана Теобальд.

Что делать с «неполиткорректными» классическими постановками?

Берлинский государственный балет еще в 2015 году отреагировал на новые веяния политкорректности — в ответ на жалобы общественности для спектакля «Щелкунчик» перестали красить в черный цвет лица двух детей, выходивших на сцену в роли статистов. С тех пор так называемый «блэкфэйс» в Берлине не практикуется.
В ноябре 2020 года Берлинский балет оказался в центре еще одного скандала. Танцовщица ансамбля тогда публично заявила, что неоднократно подвергалась в театре дискриминации и расовым оскорблениям, особенно со стороны балетмейстера, из-за цвета ее кожи. Дело дошло до суда и было полюбовно улажено. Но руководство театра после инцидента пообещало «радикальные изменения» в театре и провело серию дискуссий под названием «Балет для будущего? Нам нужно поговорить!»

Суть их сводилась к тому, допустимо ли показывать сегодня шедевры столетней давности, которые не соответствуют современным нормам политкорректности. Что делать с классическим «Щелкунчиком», в котором предполагаемые фольклорные номера исполняют отнюдь не восточные танцовщицы и не китайские акробаты? Можно ли еще выпускать на сцену псевдо-индийских храмовых танцовщиц в «Баядерке»? И насколько соответствуют духу нашего времени покорные женские персонажи из потустороннего мира в балете «Жизель»?

Участники и участницы дискуссий в Берлинском балете тогда пришли к выводу, что делать что-то надо, но не запрещать и не подвергать цензуре, а объяснять в тех же программках, почему некоторые сцены балетов в оригинальной постановке могут сегодня показаться оскорбительными.

Объяснять, а не отменять

Так почему же «Щелкунчика» отменили, а не объяснили? Исполняющая обязанности директора Берлинского государственного балета Кристиана Теобальд сослалась на нехватку времени. «Я не сторонник отмен в культуре, напротив, я считаю, что такой большой ансамбль, как наш, должен иметь большой балетный репертуар. Но я просто не успеваю. Нужно провести массу специальных мероприятий, надо выслушать мнение ученых. Надо переделывать сопроводительные программки».

В балете «Дон Кихот», поставленном испанским хореографом Виктором Улатэ и заменившем «Щелкунчика», тоже есть вариации на тему народных танцев. Но руководство берлинского балета не видит проблем с gitanos, что переводится как «цыгане». «Это термин, которым синти и рома в Испании обычно сами себя называют, — отметила Кристиана Теобальд. — Так что gitanos в испанском языке не имеет такого негативного оттенка, как слово на букву «Ц» в немецком. Но постановка содержит, тем не менее, романтические стереотипы. Мы связались с представителями синти и рома в ходе работы над реконструкцией этого балета, переделали программку, есть сопроводительная информация».

Неискушенный зритель, возможно, и не заметит разницы между оригинальной версией классического балета и его слегка подретушированной современной копией. Но истинных любителей балета любые вторжения в оригинальную постановку не очень радуют. Ведь балет существует только в момент его исполнения, а у Петипы и его современников еще не было возможностей делать видеозаписи.

«Исторические балетные версии, — пишет одна читательница Berliner Zeitung, это — традиция; обрезание их в соответствии с сегодняшней политкорректностью лишает их достоинства и самобытности. Существуют новые версии старых балетов (например, «Жизель» Акрама Хана), которые являются прекрасными новыми интерпретациями. Но это не значит, что традиционные версии больше не надо ставить: это прекрасные балеты, и они нравятся широкой аудитории! Мои пожелания таковы: сохраните классику, включите в программу ссылки на исторический контекст и указания на расизм и прочие проблемы. Пусть новые постановки классического балетного наследия интерпретируют его в духе нового времени. Ах, да, и не надо недооценивать зрителей. Большинство из них знает, что «Щелкунчик» — это сказка».

Автор — Элла Володина

Оригинал

  • Повзрослел или повзраслел как правильно пишется
  • Повести и рассказы николай лесков книга
  • Повесть о настоящем человеке аргументы к сочинению война
  • Повести и рассказы сологуб федор кузьмич
  • Повести и рассказы про охоту в тайге