Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. — Часть 1 — Е. В. Селезнева 2020
Вариант 1
Часть 1
1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в племен.., у деревн..
2) на плать.., в академи..
3) кулич..м, камеш..к
4) совоч..к, сапож..к
Ответ: 1
2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?
1) столица Волгари..
2) лицо Мари..
3) позвонил Дарь..
4) говорил о Васили..
Ответ: 3
3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?
1) он (не)вольник
2) это (не)эпитет
3) находиться в (не)известности
4) проявить (не)равнодушие
Ответ: 2
4. От какого слова образуется имя существительное с суффиксом -ЩИК- со значением профессии, рода деятельности?
1) резать
2) разносить
3) пулемёт
4) паром
Ответ: 4
5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
1) Рейд
2) шимпанЗе
3) акаДемик
4) муЗей
Ответ: 2
6. Укажите пример без речевой ошибки.
1) далёкая Лимпопо
2) позвонил капитан Синицына
3) подпись Леонида Шмидт
4) справедливые жюри
Ответ: 1
7. Укажите слово с ошибкой.
1) галчёнок
2) краешек
3) горошек
4) мальчонка
Ответ: 1
8. Укажите неверное утверждение.
1) падеж и число имени существительного — непостоянные морфологические признаки
2) метро — существительное 2-го склонения
3) над полем — существительное стоит в форме творительного падежа
4) путь — разносклоняемое существительное
Ответ: 2
9. Укажите слово с ошибкой.
1) по аллее
2) вдоль аллеи
3) около аллее
4) об аллее
Ответ: 3
10. Укажите ответ с ошибкой в морфологической характеристике выделенного слова в предложении
На лугу выросли красивые цветы.
1) существительное, начальная форма — луг
2) нарицательное, неодушевлённое
3) мужского рода, 1-го склонения
4) в предложении является обстоятельством
Ответ: 3
Часть 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания 11 — 13.
(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.
(По К. Лебедеву)
11. Выпишите разносклоняемое имя существительное.
Ответ: времени
12. Выпишите несклоняемое имя существительное.
Ответ: Крузо
Часть 3
13. Напишите продолжение текста (3 — 4 предложения).
Вариант 2
Часть 1
1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в стремен.., на перепуть..
2) к матер.., по алле..
3) плач..м, замоч..к
4) горош..к, пирож..к
Ответ: 3
2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?
1) гора в Армени..
2) писал об Аркади..
3) глаза Анастаси..
4) уверен в Андре..
Ответ: 4
3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?
1) решить это (не)равенство
2) (не)проницаемость взгляда
3) (не)радивость мальчика
4) это (не)приставка
Ответ: 4
4. От какого слова образуется имя существительное с суффиксом -ЩИК- со значением профессии, рода деятельности?
1) разносить
2) гонять
3) автомат
4) разведывать
Ответ: 2
5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?
1) инТерьер
2) Резерв
3) коФе
4) кРем
Ответ: 1
6. Укажите пример без грамматической ошибки.
1) отдыхали в Сочах
2) принял смену диспетчер Чумакова
3) повесть Сельмы Лагерлёф
4) нет время
Ответ: 3
7. Укажите слово с ошибкой.
1) на поляне
2) лучик
3) в тетраде
4) рубашонка
Ответ: 3
8. Укажите неверное утверждение.
1) задира — существительное женского рода
2) род и склонение — постоянные морфологические признаки имён существительных
3) неряха — пишется слитно с НЕ, так как слово без НЕ не употребляется
4) род сложносокращённых слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего словосочетания
Ответ: 1
9. Укажите ошибку в морфологической характеристике выделенного слова в предложении.
В углу комнаты стоял большой комод.
1) существительное, начальная форма —угол
2) употреблено в ед. ч. в форме предложного падежа
3) нарицательное, 3-го склонения
4) в предложении является обстоятельством
Ответ: 3
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) КПД* равен нулю.
* КПД — коэффициент полезного действия.
2) Сколько время?
3) Досадный пенальти не дал возможности команде выйти в полуфинал.
4) Пили чёрный кофе.
Ответ: 2
Часть 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания 11 — 13.
(1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды — маяки.
(По К. Лебедеву)
11. Выпишите разносклоняемое имя существительное.
Ответ: путь
12. Выпишите сложные имена существительные.
Ответ: мореплаватели, мореходства
Часть 3
13. Напишите об известных вам значениях слова маяк.
(Ответ должен быть полным.)
СЕ́ЛЬМА ОТТИ́ЛИЯ ЛОВИ́ЗА ЛА́ГЕРЛЁФ
Даты жизни: 20 ноября 1858 – 16 марта 1940
Место рождения: село Морбакка, Вермланд (Швеция)
Шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909)
Известные произведения: «Сага о Йесте Берлинге», «Иерусалим», «Легенды о Христе», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Писательница Лагерлеф Сельма, подарившая миру удивительную историю о мальчике Нильсе и диких гусях, во всех своих произведениях старалась научить человечество с малых лет любить природу, дорожить дружбой и уважать родину. К сожалению, жизнь этой замечательной женщины не была легкой и безоблачной
Сельма Лагерлеф появилась на свет в 1858 году в Швеции в многодетной семье, которая принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки – отставной военный, мать – учительница. Появление малышки стало необычайно счастливым моментом в жизни всей семьи. Однако в то время, когда родилась Сельма Лагерлеф, от прошлого родового величия остались лишь старое поместье Морбакка и красивые сказания. Их девочке часто рассказывал отец, который души в ней не чаял. А она, в свою очередь, очень нуждалась в любви, ласке, поддержке и постоянном уходе. Нелегкое детство Сельме больше других детей в семействе нужна была забота. Ведь когда девочке исполнилось три годика, ее разбил паралич. К счастью, она осталась жива, но стала инвалидом. В то время, когда остальные дети гуляли на улице, девочка вынуждена была оставаться в постели. Чтобы хоть как-то отгонять грустные мысли, Сельма переделывала на свое усмотрение различные настоящие и выдуманные истории, услышанные от отца и бабушки. Так прошли необычайно трудные шесть лет. Но не только печальные моменты содержит ее биография. Сельма Лагерлеф и родные не могли нарадоваться, когда стокгольмские доктора сумели поставить девочку на ноги. Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново, опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Но разве могла сдаться перед трудностями Сельма Лагерлеф?
С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей. И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.
После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу. Это должность учителя в школе для девочек, находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.
После смерти самого близкого ей человека – отца – Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды. Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге». Герой произведения – путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.
В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов. Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию. Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями. Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.
Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» – так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.
Но ведь не всегда у писательницы витали темные тучи над головой. Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии. Золотая медаль, диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. К этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе.
Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах – «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд». Они повествуют о жизненных перипетиях одной семьи на протяжении нескольких поколений. События в романах происходят с 1730-го по 1860-й год.
Сельма Лагерлеф в обычной жизни была не особо общительным человеком. О ее личной жизни известно немного. Конечно же, основную часть своего времени она коротала в родовом имении.
Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.
В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований. Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.
В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни.
Но даже спустя многие десятилетия миллионы девчонок и мальчишек все так же вглядываются в небеса, затаив дыхание. Ведь, может быть, там, под самыми облаками, спеша навстречу приключениям, пролетает бесстрашный домашний гусь Мартин, неся на спине своего маленького товарища Нильса.
СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ
1858-1940
В одном из парков Токио стоит памятник Нильсу и Мартину — крохотный мальчик сидит верхом на гусе. Такую славу по всему миру обрела повесть о чудесном путешествии Нильса. У нас в России это не только самое знаменитое произведение Сельмы Лагерлёф, но и единственное по-настоящему известное…
Маленькая девочка с длинным именем Сельма Оттилия Лувиса родилась в 1858 году в южной шведской провинции Вормланд. Через много лет она станет первой женщиной — лауреатом Нобелевской премии, а пока что её воспитывает бабушка и рассказывает девочке бесконечные народные сказки. Маленькая Сельма много болела, да так, что почти не могла вставать с кровати, а поэтому училась дома. Говорят, уже тогда она начала придумывать продолжения услышанных сказок и другие волшебные истории. Неудивительно, что будущая писательница ещё в детстве увлеклась фольклором, ведь Вормланд известен на всю Швецию своими самобытными преданиями и народными традициями.
По профессии Сельма Лагерлёф — учительница. Окончив Королевскую Женскую академию в Стокгольме, она стала работать в крохотном городке на юге Швеции — Ландскруне. Именно тогда Лагерлёф начала писать первые главы книги, которую задумала ещё во время учебы в Стокгольме. Эта книга должна была быть основана на народных сказках и легендах. Уже написанные главы девушка отправляла на литературный конкурс. «Сага о Йесте Берлинге» была опубликована в 1891 году и сделала писательницу знаменитой. Часто говорят, что именно это произведение определило место Лагерлёф в мировой литературе.
После успеха своей первой книги Сельма Лагерлёф решила полностью посвятить себя литературному творчеству. В дальнейшем у неё вышли два сборника рассказов, несколько романов. Писательницу часто вдохновляли путешествия — к примеру, свой знаменитый (правда, не у нас) роман «Иерусалим», состоящий из двух частей, она написала после путешествия по Египту и Палестине, а роман «Чудеса Антихриста» был навеян путешествием по Италии.
И все-таки самое известное произведение Сельмы Лагерлёф — это детская повесть под длинным названием «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», опубликованная в 1906 году. Это история мальчика, которого в наказание за проступок хитрый гном сделал крохотным, и который путешествовал через всю Швецию на спине у гуся Мартина. Во время своего путешествия Нильс узнает много нового об обычаях людей и о повадках животных. Он участвует в войне против крыс, попадает в логово к медведям и в гусиную страну, и среди прочих своих проделок умудряется разозлить бронзовую статую. Самое интересное, что эта книга изначально задумывалась как учебник географии — ведь Лагерлёф некоторое время, напомним, работала учительницей, и сначала подразумевалось, что сказочный сюжет будет служить не более, чем поводом для описания шведской природы. Описания природы действительно получились очень лирическими, а сюжет — настолько захватывающим, что книга была переведена на множество языков и по сей день издаётся огромными тиражами. Немалый вклад в популярность этой книги в нашей стране внес замечательный советский мультфильм.
Сельма Лагерлёф была первой женщиной-писательницей в истории, которая удостоилась вручения Нобелевской премии. Премия была ей присуждена «в знак признания возвышенного идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, характеризующих её труды». Через пять лет Лагерлёф избирают членом Шведской Академии.
Шведская писательница скончалась там же, где и родилась, в их семейном поместье Морбакка, в провинции Вормланд. Ей было восемьдесят два года.
Последние пятнадцать лет портрет Сельмы Лагерлёф печатается на банкноте в двадцать шведских крон — хорошо это или плохо, но таков знак признания её популярности.
Д.А. Горянина
Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.24-25., ил.
Страницы автора на других языках и псевдонимы: | Лагерлёф Сельма Оттилия Ловиса ( Lagerlof Selma Ottiliana Lovisa )
|
Об авторе:
Редактировал(а): RIP 29 июня 2013, 11:06Редактировать
Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (швед. Selma Ottiliana Lovisa Lagerlof) (1858—1940)
Шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909).
Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу.
Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906—1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик».
В 1909 г. Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе.
В начале советско-финской войны Лагерлёф послала правительству Финляндии свою нобелевскую медаль, чтобы помочь этой стране собрать средства для борьбы с агрессией СССР. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена.
Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.
Основные произведения:
• Сага об Иёсте Бёрлинге (Gosta Berlings saga, 1891)
• Иерусалим (Jerusalem, 1902)
• Чудеса Антихриста (
• Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, 1906—1907)
• Девочка с фермы на болоте (1907)
• Сказка о сказке и другие сказки (1908)
• Возница (Korkarlen, 1912),
• Император Португалии (Kejsarn av Portugallien, 1914),
• Морбакка» (Marbacka, 1922)
• Перстень Лёвеншёльдов (Lowenskoldska ringen, 1925),
• Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Lowenskold, 1925).В библиотеке ВВМ
• Анна Сверд (1928)
- Написанные книги (32)
- Комментарии книг (6)
- Последние оценки (53)
- Архив книг
Название книги | Оценка | Cтатус | Дата добавления | Жанр | Стр./Год/Язык | Серия | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 8.6 (5) | 27.10.2010, 00:44 | 1288136655 | Классическая проза | 64/1989/RU | Трилогия о Лёвеншёльдах #3 | ||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:52 | 1288137173 | Сказки | 2/1991/RU | |||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:46 | 1288136804 | Классическая проза | 22/1993/RU | |||
| 10 (1) | 25.10.2013, 20:47 | 1382730465 | Биографии и мемуары, Зарубежная публицистика | 8/2013/RU | Морбакка #2 | ||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:48 | 1288136884 | Классическая проза, Фэнтези | 16/1989/RU | |||
| 0 (0) | 27.09.2017, 22:44 | 1506548659 | Детские приключения, Сказки, … | 35/2005/UK | |||
| 0 (0) | 26.08.2013, 11:03 | 1377511419 | Классическая проза | 99/2009/RU | |||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:45 | 1288136739 | Классическая проза | 42/1993/RU | |||
| 8 (1) | 31.08.2014, 06:21 | 1409462473 | Детская проза, Религия и духовная литература | 4/2004/RU | Школьная библиотека (Детская литература) | ||
| 0 (0) | 29.06.2013, 11:10 | 1372500638 | Биографии и мемуары, Зарубежная публицистика | 11/2011/RU | |||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:47 | 1288136867 | Сказки, Мифы. Легенды. Эпос | 31/1989/RU | |||
| 0 (0) | 27.09.2017, 22:39 | 1506548380 | Зарубежные приключения, Исторические приключения | 35/2012/RU | |||
| 8.2 (5) | 27.10.2010, 00:40 | 1288136441 | Зарубежные приключения, Исторические приключения | 35/2012/RU | Трилогия о Лёвеншёльдах #1 | ||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:46 | 1288136815 | Сказки, Классическая проза | 5/1993/RU | |||
| 10 (5) | 10.01.2014, 12:35 | 1389357345 | Сказки | 14/2007/RU | |||
| 8.33 (3) | 05.12.2010, 21:50 | 1291585830 | Современная проза | 8/-/RU | |||
| 0 (0) | 27.10.2010, 00:47 | 1288136820 | Классическая проза | 24/1993/RU | |||
| 0 (0) | 25.08.2016, 19:33 | 1472150017 | Зарубежные детские книги, Сказки | 4/-/RU | |||
| 0 (0) | 12.03.2009, 00:00 | 1236816000 | История | 27/-/RU | |||
| 0 (0) | 16.07.2017, 10:30 | 1500197452 | Зарубежная классика, Зарубежные детские книги, …, … | 6/2016/RU | |||
| 0 (0) | 27.09.2017, 22:46 | 1506548806 | Сказки, Детская проза, … | 19/-/RU | |||
| 0 (0) | 05.12.2010, 21:50 | 1291585838 | Классическая проза, Фэнтези | 96/1989/RU | |||
| 0 (0) | 13.02.2015, 16:01 | 1423843283 | Классическая проза | 97/1959/RU | |||
| 0 (0) | 11.05.2017, 16:30 | 1494516602 | Зарубежная классика | 26/-/RU | |||
| 0 (0) | 07.06.2017, 18:44 | 1496857479 | Классическая проза, Классическая проза | 141/1989/RU | Сельма Лагерлёф. Собрание сочинений в четырех томах #3 | ||
| 9.36 (11) | 27.10.2010, 00:52 | 1288137131 | Детские приключения, Зарубежные детские книги, … | 33/1991/RU | |||
| 0 (0) | 10.10.2016, 01:31 | 1476059466 | Детские приключения, Зарубежные детские книги, … | 32/-/RU | |||
| 0 (0) | 05.12.2010, 21:50 | 1291585845 | Сказки | 1/1990/RU | |||
| 0 (0) | 27.09.2017, 22:48 | 1506548905 | Классическая проза, Религия, … | 65/1910/RU | |||
| 10 (1) | 05.12.2010, 21:50 | 1291585848 | Детская проза, Религия | 7/-/RU | |||
| 9.24 (17) | 26.07.2015, 05:25 | 1437884745 | Зарубежные детские книги, Сказки | 4/1989/RU | Золотой ключик | ||
| 8.2 (5) | 27.10.2010, 00:40 | 1288136456 | Классическая проза | 56/1989/RU | Трилогия о Лёвеншёльдах #2 |
Ñåëüìà Ëàãåðë¸ô
Çíàìåíèòàÿ øâåäñêàÿ ðîìàíèñòêà, ïîëó÷èâøàÿ â ýòîì ãîäó ïðåìèþ Íîáåëÿ.
(Ñ ïîðòðåòîì).
Æàê äå Êóññàíæ
———————————————————————————-
Начинается эта повесть очень поэтично, с описания, наполненного любовью и вниманием к каждой детали, – и с привязки к знаменитой сказочной повести:
«Если бы ты мог – как Нильс в “Чудесном путешествии” Сельмы Лагерлеф – сесть на шею гуся и полететь немного на юг, потом немного на запад, а потом еще немного на восток, ты бы увидел под собой город. С западной стороны гусю пришлось бы лететь чуть выше, потому что как раз там построили огромные высотки, в которых люди почти не знают друг друга, а по утрам и вечерам через стенку слышное каждое слово соседа. В таком доме очень трудно держать собаку или кошку <…>
А теперь посмотри вниз. Видишь дома с красными крышами? Крыши блестят новенькой черепицей, но сами дома старые. Их построили сразу после войны, когда люди очень боялись, что она вернется, ‒ вот почему дома стоят вплотную друг к другу, огораживая полный зелени двор <…>
Теперь вернись и сделай еще один круг над двором. Смотри, под стеной прачечной виднеется что-то, с высоты напоминающее разноцветные пуговицы. Если бы ты дождался вечера, то смог бы узнать, что это кошачьи миски. А если бы хоть ненадолго перестал спешить, то мог бы познакомиться с детьми этого двора».
После такого лирического зачина (мной сильно сокращенного, хотя было жаль упускать каждую подробность) перед нами неспешно, местами с юмором, местами пронзительно-задушевно, разворачивается история ребят, живущих во дворе при Лопуховом поле. У каждого из них свои трудности и путь их преодоления. Вот Самый Толстый – уже по прозвищу можно догадаться, какие у него проблемы в мальчишеской среде (а потом мы узнаем, что еще у него пьет отец). Вот Шопен, новенький, который вместе с родителями переехал в квартиру умершего дедушки и дико, до боли в сердце, по нему скучает – да еще и местные мальчишки дразнят его за любовь к музыке.
А вот Магда, которая вынуждена оставаться дома с ослепшей сестрой. Ну а каково самой сестре, лучше даже не представлять…
Вот Чумазый Гарри Поттер (неслабое такое прозвище), которого все ребята чураются за его неопрятность и задерганность (а попробуй-ка побыть старшим братом в многодетном и очень небогатом семействе!).
И Джек Воробей, который на самом деле никакой не пират, а носит бандану, потому что облысел от химиотерапии – у него рак.
И безымянный мальчишка из Дома ребенка, который решается на побег, потому что ненавидит свой приют и верит, что где-то на свете, в Доме родителей, живут его папа с мамой.
И еще много других ребят, у каждого из которых свой нелегкий путь, часть которого мы проходим вместе с ним.
Все эти истории рассказываются по отдельности, каждая в своей главке, но они переплетены, не только потому что все эти ребята живут в одном месте, но и потому что постепенно герои становятся настоящими друзьями, а беда или трудность каждого воспринимается ими как ОБЩАЯ проблема.
Немаловажную роль и в объединении ребят, и в решении большинства проблем играет самая главная, пожалуй, героиня, живая «хранительница» и двора, и этих ребят с Лопухового поля – Колдунья.
Надо сказать, что мы с сыновьями довольно напряженно относимся ко всяким магическим фэнтези. Слишком уж часто там встречается заигрывание с инфернальной стороной (а мы, читавшие с замиранием сердца «Тима Таллера», точно знаем, что ни к чему хорошему общение с силами тьмы не приводит). Поэтому и к Колдунье из «Лопухового поля» мы отнеслись настороженно. Но писательница в самом начале повести так мастерски обыграла (ну и по-доброму высмеяла) наши вместе с героями представления о тех ужасах, которыми Колдунья должна заниматься за закрытыми дверями своего домика, что мы потихоньку начали оттаивать. И с каждой новой историей все яснее становилось – не так все с Колдуньей просто. Да, все атрибуты «чернокнижия» налицо, конечно: и разговаривающий черный кот, и метла, полеты на которой Колдунья старается тщательно скрывать, чтобы ее не замучили фанаты Гарри Поттера, и котел, в котором что-то такое почти волшебное варится. И даже друг, который под покровом ночи переезжает жить поближе к Колдунье, подозрительно смахивает на одного известного всем ребятам с Лопухового поля инфернального персонажа – а после того как на двери его домика появляется надпись «Д-р. А. Кула», у ребят уже не остается никаких сомнений, кто перед ними.
И тут писательница опять все переворачивает. Никакой этот загадочный герой не вампир, а ветеринар, Доктор Амброзий Кула. Добрейший, как и Колдунья, самый отзывчивый из всех взрослых, помогающий Колдунье решать все детские (и недетские) проблемы окружающих ее людей.
«Не Колдунья она, а добрая Волшебница», ‒ в какой-то момент сформулировал для себя мой Ваня и успокоился.
И впрямь, чудес, совершенных Колдуньей вместе с Котом за время действия повести, не сосчитать. Ожившие брошенные игрушки, получившие новых любящих хозяев. Мальчишка-сирота, к которому внезапно пришли родители. Мучители мальчика Шопена, силой заставлявшие его «играть» понарошку, которые вдруг от взмаха зонтика Колдуньи поневоле начали сами играть «в оркестре» на чем попало и танцевать, пока не свалились без сил (кажется, мы в детстве читали какую-то народную сказку с похожей развязкой?..). Отец Самого Толстого, который благодаря волшебному прянику Колдуньи смог бросить пить и вернулся к нормальной жизни. Малышка-звездочка, приклеенная котом к небу (привет, Мэри Поппинс, мы тебя помним!). И Джек Воробей, исцелившийся от рака благодаря желанию, загаданному Магдой у найденного ею цветка папоротника. Девочка-задавака из Элитного, превращенная в наказание за свою надменность в лягушку (не навсегда, но урок ею был вполне усвоен). Футбольный матч, выигранный, к радости азартно болевшей на трибуне Колдунье и вопреки всем прогнозам, командой Лопухового поля, а не сборной Элитного квартала, – «и хотя было подозрение, что не обошлось тут без каких-то чар, никто не осмелился сказать этого вслух» (как тут не вспомнить и старика Хоттабыча на футбольном матче, и чемпионаты по квиддичу, где каких уж только тайных чар не совершалось…).
Много-много добрых (а иногда и воспитательно-наказующих) чудес, порой напоминающих любимые сказочные сюжеты, в этой книге вплетаются в очень трудную жизнь современных мальчишек и девчонок, делая ее добрее, напоминая им о вечных ценностях дружбы, верности, заботы о других, помогая им противостоять современным представлениям о том, что самое главное – это деньги и развлечения. И ребята с Лопухового поля впитывают в себя уроки Колдуньи, они сами становятся хранителями этих вечных ценностей и получают высшую похвалу от других колдуний, прилетевших в гости к нашей: «Какие хорошие дети… Точно такие же, как сто лет назад…»
Здесь, на Лопуховом поле, словно замерло время.
А еще, несмотря на все сложности и трудности, с которыми приходится сталкиваться детям из этой повести, здесь, на Лопуховом поле, словно царит вечное лето. С дворовыми играми. С кружащими голову ароматами. С теплыми вечерами и задушевными детско-взрослыми посиделками в садике у Колдуньи («…Когда дети уходили из дома Колдуньи, было уже очень темно. А за столом под сиренью продолжались разговоры и раздавался смех…»). С беззаботностью и счастьем, разлитыми повсюду.
…Мы с пятилетней дочкой этим летом были в семейном лагере в Крыму, и на последнем занятии педагоги предложили детям смастерить бумажные «секретики» – объемные конверты-фонарики, в которые они положили шишку, камень с морского берега, бутон южного цветка… Потом каждый ребенок заклеил свой «секретик», чтобы спрятать его до самых холодных, самых колючих зимних дней. И когда покажется, что эти холода, этот снег будут всегда (как тут не вспомнить Муми-тролля из «Волшебной зимы»!), ребята достанут свои «секретики», откроют их, возьмут в руки шишку, камешек – и вспомнят, каким удивительным было их прошлое лето, и вдруг поймут, что и следующее лето тоже обязательно будет!
…Именно таким «секретиком», в котором хранится вечное лето, неожиданно стало для нас с мальчишками «Лопуховое поле».
P.S.
Для тех, кто любит в сказочных историях фантасмагорию с ноткой сюрреализма, в «Лопуховом поле» тоже найдется много поводов для радости. Ожившая Кругленькая сумма (те деньги, которые дети тратят на лакомства), которая теперь всегда бегает с Самым Толстым на утренней пробежке – то ли собака, то ли коллективная галлюцинация. Тоска Зеленая, живущая в ящике, которую нужно подкармливать чем-то зеленым, шпинатом, например. Постоянно философствующий и иронизирующий Черный кот (и опять у взрослого читателя нет-нет да и проскочит ассоциация то с Булгаковым, то с «Понедельником…» Стругацких). Облакогонитель Тимотеуш, выгуливающий грозовую тучу на веревочке. Дыра в черном носке, которая по волшебству Колдуньи превратилась в Черную дыру, ставшую научным открытием в детском Астрономическом лагере (где, кстати, «открыли» и ту звезду, которую приклеил на ночной небосвод Кот). Весь этот сказочный «сюр» описан писательницей настолько забавно и при этом филигранно, что, уверена, доставит немало приятных минут любому читателю, как доставил он нам.
Евдокия Варакина