Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил особенности образов сказки а образы символы

Известный русский писатель михаил ефграфович салтыков-щедрин написал свою сказочную повесть о двух генералах в 1869 году. щедрин по праву считается

Известный русский писатель Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин написал свою сказочную повесть о двух генералах в 1869 году. Щедрин по праву считается гением сатирических сказок, в которых с ужасающей достоверностью описывает и высмеивает пороки общества. Одной такой сказкой и является эта саркастическая повесть, где писатель противопоставляет простой, но сметливый рабочий народ невежественной верхушке правителей.

Краткий анализ:

Год написания – 1869

История создания.

Салтыков-Щедрин написал более тридцати произведений, входивших в его книгу «Сказки». Волшебные сказочные мотивы служили сатирику прикрытием поднятых им идейно-политических проблем общества. Одной из таких сказок и является «Повесть о двух генералах». Сказочными мотивами с элементами фантастики Щедрин завуалировал тяжелую реальность происходящих событий.

Тема.

Обходя острые зубы цензуры, Щедрин поднимает множество глобальных тем. Здесь и беззаконие власти, и социальные различия, и несправедливость.

Композиция.

В произведении легко угадывается композиция сказок — зачин, рассказывающий о двух генералах; кульминация – генералы нашли безответного мужика; развязка — как во всех сказках, все заканчивается хорошо, генералы возвращаются домой, и мужик получает награду.

Направление

реализм

Об истории создания сатирических сказок.

Книга сказок, включающая в себя более тридцати произведений, является итогом творчества писателя в сатирических сочинениях. К концу 19 века общественные пороки настолько въелись в различные сферы жизни, укоренились в быту, что сатира стала острой необходимостью. В сказках Салтыкова-Щедрина мастерски переплетаются фантастика и реализм, комизм сплетается с трагедией. Автор широко использует аллегорию и гротеск. Применяя для своих произведений простой язык, используя сказочные и фантастические мотивы, употребляя пословицы и поговорки, Щедрин передал все глобальные общественные явления, происходящие в то время. Выражая порицание и неодобрение тем сложившимся явлениям посредством сатирических сказок, писателю удавалось избегать цензуры и доносить до читателя всю нелицеприятную правду жизни.

Тема.

В «Повести» раскрыты очень сложные и актуальные во все времена темы: жизненная несправедливость, беззаконие властей, социальные различия. В сказке ясно определяются две сюжетные линии. Первая линия, это образы двух генералов, их сходство и различия, жизнь генералов до того, как они нашли мужика. Во второй линии главное место принадлежит мужику, и его взаимоотношению с двумя генералами. В этом и заключается главная проблема «Повести», в противопоставлении двух социальных слоев: власть и простой народ. В своей сказке писатель с чувством горькой иронии описывает безвольность и беспрекословное подчинение трудового народа беспринципному и невежественному правительству. С сарказмом автор высмеивает безличных генералов, наделяя их такими качествами, как лень, эгоизм, неуемная гордость и абсолютная неприспособленность к жизни. Их превосходительства привыкли жить на всем готовом, они не умеют и не знают даже самого элементарного. Зато они хорошо знают, что есть бесправный народ, который можно беспрепятственно эксплуатировать и унижать. Генералы отправляются на поиски такого мужика из народа и находят его. Мужик, наделенный автором волшебными и сказочными способностями, безропотно начинает служить их превосходительствам. Таким образом, Щедрин показывает, насколько неискоренимо народное раболепство перед власть имущими.

Композиция.

Композиционное построение «Повести» полностью соответствует композиции русских сказок. Сначала идет зачин, описываются генералы, их никчемная жизнь, и тот момент, когда они, как в сказке, оказываются на необитаемом острове. На острове полно всякой еды, но генералы не могут ее добыть. Далее следует кульминация: они решают, что надо найти мужика, который бы на них работал. Генералы отправляются на поиски, и все-таки находят работника. Тот начинает ловить рыбу, дичь, собирать фрукты и ягоды, и кормить генералов. Наконец генералы придумали, что работяга должен доставить их на Подъяческую улицу. Наступает развязка – построив лодку, мужик доставляет генералов по адресу, они получают кучу денег, и не забывают работника. В благодарность они высылают ему пятак денег да рюмочку водки. Так и отображается жизненная несправедливость: власть имущие имеют все, катаются, как сыр в масле, а рабочий народ прозябает в нищете.

Жанр.

«Повесть» относится к жанру сказки. В своих произведениях Щедрин использует жанр сатирической сказки. Сказочное написание отображает реальность происходящих событий, и все сказки писателя имеют реалистическое направление. Жанр сказки помогает автору правдоподобно и реально показать неприглядность общественных явлений, вскрыть пороки насквозь прогнившего высшего класса, обличить раболепство и беспрекословное подчинение низов. В сказках Салтыкова-Щедрина сокрыта страшная действительность, и, несмотря на то, что со времени написания этой сказки прошло почти полтора века, в мире мало что изменилось, и она актуальна до сих пор.

Text.ru - 100.00%

1. История создания произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году.

Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией.

Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

3. Название произведения и его смысл.

Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица в сказовой форме.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.

Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.

Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове.

Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове.

Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове.

Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

7. Система образов произведения.

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.

Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.

Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

8. Композиция произведения.

Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция.

Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка.

В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.

10. Отзыв о произведении.

Легкая для понимания сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» актуальна во все времена. Она и сейчас заставляет о многом задуматься.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»




  • Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

    История создания

    История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

    • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
    • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
    • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
    • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

    Направление и жанр

    Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

    Композиция и конфликт

    Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

    1. Сказочный зачин.
    2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
    3. Развязка — возвращение в столицу.

    Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д. 

    Суть: о чём сказка?

    Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

    Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

    Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

    Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

    В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

    герои характеристика
    два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
    мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

    Темы

    Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

    1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
    2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
    3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
    4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
    5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

    Проблемы

    Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях): 

    1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
    2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
    3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

    Смысл

    Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

    С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

    Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

    Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

    Чему учит?

    Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

    Средства выразительности

    Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

    Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

    Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил особенности образов сказки а образы символы

    Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Критика

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

    Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы. 

    Автор: Михаил Щепин

    Автор: Варламова Лилиана Валерьевна

    Организация: МБОУ «СОШ №41» г. Чебоксары

    Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

    Тип урока: урок — размышление.

    Цели:

    1. Выявить связь сказки с народной.
    2. Научить распознавать теоретико — литературные понятия.
    3. Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.
    4. Формирование умения работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

    Используемая технология: обучение в сотрудничестве.

    Задачи:

    образовательные — обличение паразитизма, невежества, произвола;

    углубление понятий об авторской иронии, гиперболе,

    гротеске;

    развивающие – формирование умения высказывать мысль и ее

    доказывать;

    воспитательные – формирование у учащихся общечеловеческих

    нравственных качеств на примере сказки Салтыкова – Щедрина,

    чувства любви к России.

    Оборудование: учебник 7 класса, иллюстрации, ИКТ.

    Оформление доски:

    Иллюстрация Сказка – умное чудо.

    А. Шаров

    Ход урока.

    На прошлом уроке мы, ребята, познакомились с биографией писателя – сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина. Говорили о непростой судьбе Михаила Евграфовича., о трудностях службы честного чиновника Салтыкова, о литературной деятельности в период отставки.

    — Что вам в биографии Салтыкова-Щедрина показалось интересным, необычным?

    — О С-Щ. достаточно много высказываний, с некоторыми из которых мы познакомились на прошлом уроке. Но мне особенно понравились слова, прозвучавшие в одной из аналитических передач современного телевидения: «С-Щ.- вице – губернатор, не бравший взяток». А современники писателя называли его «прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних».

    В учебнике на странице 263 приводится высказывание самого С-Щ.

    Вопрос№3. «Мир грустен — …». Как вы понимаете слова писателя? (Писатель грустит …, значит, он искренне переживает за судьбу Отчизны своей).

    — Посмотрите, ребята, с одной стороны М.Е. – человек, способный «грустить и вздыхать вместе со всеми», но мы знаем, что С-Щ. – прежде всего сатирик. Сатирик — обличитель отрицательных явлений действительности.

    — У Александра Ивановича Куприна есть небольшой рассказ «Исполины», написанный в 1907 году.

    Исполины – люди необыкновенного роста и силы, которые рождались в результате браков между сынами Божиими и дочерями человеческими. В рассказе исполины — это наши великие писатели. Главный герой – учитель гимназии господин Костыка, озлобленный на весь мир в ночь перед Рождеством, приходит домой из гостей. Он не то во сне, не то наяву учиняет экзамен великим русским писателям. Их портреты, приобретенные когда – то давным — давно, в ранней юности, висят у него в кабинете. Как своим нерадивым ученикам, Костыка выставляет единицы и двойки за поведение ненавистным ему писателям — Пушкину, Лермонтову, Гоголю… (Текст).

    — Почему именно С-Щ. вызвал у Костыки такой ужас? (С-Щ.- сатирик. Писатель, который гневно обличал негативные явления, пороки общества и людей).

    — Дома вы прочли сказку С-Щ. «Повесть…». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о таком жанре, как сказка? (Сказка- это волшебство, детство…).

    — Зачитаем определение слова сказка, которое дается в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

    Сказка – повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

    — Опираясь на данное определение, сформулируем основные принципы сказки.

    Основные принципы народной сказки.

    1. Повествование (рассказ о событиях).
    2. Элементы волшебства, чудес.
    3. Необычные, сказочные герои.
    4. Неконкретное место.
    5. Добро побеждает зло.

    — Думаю. Вы заметили, что сказка С-Щ отличается от традиционной. Сегодня на уроке мы должны определить, в чем же заключается своеобразие сказки «Повесть о том,…». Итак, Определяем тему урока. М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки.

    — И все же вы согласитесь, что сказка С-Щ действительно написана в традициях жанра «сказка». В группах отметьте черты народной сказки, которые использовал автор.

    Работа в группах.

    1. Сказочный зачин «жили-были».

    Устойчивые выражения: «по щучьему велению, по моему хотению; долго ли коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать»…

    1. Волшебные, фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом, но мужик-то нашелся…

    — Мы приходим к выводу, что есть пункты, соответствующие принципам народной волшебной сказки.(1,2).

    — Так чем же отличается сказка С-Щ от традиционной? (Литературная, т.е. есть автор).

    — Какие слова в произведении вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки?

    Служить – исполнять обязанности, работать.

    Примите уверения — поверьте.

    Упразднили – закрыли, отменили.

    Тунеядец – человек, который живет за чужой счет.

    — В каком стиле используются такие слова? (официально- деловой).

    — Как вы думаете, ребята, для чего С-Щ. использует именно эти слова? (Вводит их для комического эффекта).

    — Согласитесь, что сказка смешная. Кого высмеивает автор? (Генералов).

    — Как изображены генералы? Иллюстрации.

    Расскажите, чем они вас удивили или даже рассмешили?

    1. Генералы не знают того, что известно каждому ребенку: что булки не

    растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать…

    2. Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу…

    3. Смешно от их вида: они в ночных рубахах, спят под одним одеялом.

    4. Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища

    кругом растет, плывет и бегает.

    — Где и как служили генералы? (В какой-то регистратуре; 2-ой абзац).

    — О чем говорит эпитет «какой-то»? (Он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И всетаки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве только за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые ничего не умели делать).

    — Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?

    (Инсценировка. Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов- глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).

    — И вот в руках у них газета «Московские ведомости». Для чего поминается именно эта газета? (Реакционная газета. С-Щ. таким образом указывает на то, что она не отвечала общественным потребностям, а освещала неактуальные вопросы и проблемы. В форме гиперболы, т.е. преувеличения С-Щ. показывает читателю газету, в которой говорится только о еде).

    — Все мысли генералов о еде. Вспомним, кого они чаще всего упоминают в своих разговорах? (Кухарок. Начинается сказка с упоминания о кухарках, о которых даже «поплакивали» и заканчивается ими же. Самые дорогие, близкие люди для генералов. Кухарка — это прежде всего символ сытной жизни).

    — А если говорить о месте действия. Где жили генералы? (Петербург).

    — В чем географическая особенность Петербурга? (Город на островах. Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, и на необитаемом острове. Следовательно, браз жизни не изменился).

    — Какой выход находят генералы? (стр.269… «найти мужика»).

    — О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого).

    — К кому можно отнести слово тунеядец?

    — Как мужик угодил генералам? (Мультфильм).

    — Изменилось ли отношение генералов к мужику? (Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…).

    — Таким образом, автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.

    — Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

    — Какие чувства вызывает у вас мужик, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняет любую работу, безропотно слушает оскорбления генералов и даже плетет себе веревку, чтобы не сбежать…).

    — Почему так покорен мужик?

    Если изобразить генералов в виде точки, то где они будут находиться?

           М

    .      =       .  

    — Мужик по отношению к генералам. Генералы полностью зависят от мужика. Возможно, поэтому С-Щ изображает мужика огромным по сравнению с генералами.

    — Автор смеется над генералами и мужиком. Одинаков ли этот смех?

    Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Над генералами смеется зло, издевается над их беспомощностью и над их самомнением. Автор показал, как быстро возникает у них звериный инстинкт. Автор — сатирик.

    — А как высмеивает С-Щ мужика? Высмеивает его по-другому. Писатель восхищается его трудолюбием, способностью выполнить самую трудную работу. В то же время автор недоумевает, как мужик может быть таким покорным и безропотным? В этом мужике — вся Россия. Крестьянская Россия противоречива. Она сочетает в себе талант, трудолюбие и безмерную покорность. Но генералы не забыли мужика — наградили его рюмкой водки да пятаком серебра. Вспоминается стихотворение Некрасова «Железная дорога»: строители – мужики награждены были за каторжный труд бочкой вина. Поэтому можно сказать, что смех писателя С-Щ по отношению к мужику в сказке — горький, смех сквозь слезы.

    Известно, что принципиальный М.Е. часто заступался за бесправных крестьян: «Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа… Очень, слишком даже будет». Эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. И вице-губернатора Салтыкова прозвали «вице-Робеспьером». (Робеспьер- один из лидеров Великой Французской революции, которого в народе называли «неподкупным».

    — И все же С-Щ высмеивает всех героев сказки, используя при этом приемы сатиры: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм, эзопов язык (иносказание).

    — У каждой группы есть задание. Приведите примеры из сказки. Работа в группах.

    Гипербола — булки растут на деревьях…

    Гротеск — оказались на необитаемом острове, огромный мужик и маленькие генералы…

    Ирония — покорность мужика.

    Сарказм — речь генералов, их поведение.

    Иносказание — сюжет сказки, поведение героев.

    -Таким образом, используя приемы сатиры, С-Щ. высмеивает пороки человеческие, обличает паразитическую сущность генералов, безропотную покорность мужика. И, действительно, автор как мы с вами уже зачитывали «грустит вместе с миром, вздыхает с ним». В этих словах слышим боль за всю Россию.

    — Поэтому сказка С-Щ. «Повесть о том, …» отличается от народной сказки.

    Пункт 3. Здесь обычные герои (генералы и мужик), совершенно не сказочные.

    Пункт 4. Изображено конкретное место. Необитаемый остров, как и Петербург – место для чиновников, где они продолжают вести паразитический образ жизни.

    Пункт 5. В сказке С-Щ., как ни печально, зло побеждает добро.

    — Таким образом, сказка С-Щ. отличается от народной. Мы с вами говорили о том, что автор создал «Сказки для детей изрядного возраста», т.е. для взрослых.

    — Почему С-Щ. обращается именно к этому жанру? (Цензура).

    — Как вы думаете, ребята, так ли были наивны работники цензуры? Неужели не понятно, против кого направлена сатира С-Щ. в «Повести …»?

    — Я зачитаю заключение одного из цензоров того времени: « Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже трех копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».

    — Как вы думаете, почему С-Щ. хотел издать некоторые свои сказки в брошюре, доступной многим? (Сказки любят все, понятны многим).

    — Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного детского писателя Александра Шарова: «Сказка – умное чудо».

    — Как вы можете объяснить эти слова?

    — В своих группах обсудите этот эпиграф и напишите небольшое рассуждение на тему «Почему сказка СЩ. «Повесть…» остается «умным чудом» и в наше время».

    — Зачитываем работы.

    Рефлексия

    — С-Щ. всего написал 32 сказки. Появилось ли у вас желание прочесть некоторые из них? Поставьте + или –

    Домашнее задание. Фонохрестоматия 13 (19). Прослушать текст. Обратите внимание на то, как передается ИРОНИЯ автора через интонацию актеров, эмоциональную окрашенность речи генералов. Ответить на вопросы.

    Приложения:

    1. file0.doc.. 55,5 КБ

    2. file1.pptx.zip.. 1,1 МБ

    Опубликовано: 07.09.2021
    • Сочинения
    • По литературе
    • Другие
    • Мужик в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика)

    Мужик — простой крестьянин, он умеет всё: охотиться, ловить рыбу, разжигать костёр, строить лодку и т. д. Он спас двух генералов от неминуемой гибели от голода. Он исполнителен и добр. В своё время работал маляром в Петербурге. В то же время он нерешительный и робкий, его эксплуатируют а он не может ответить.

    На примере этого мужика Щедрин показал всё российское крестьянство − бесправное, забитое. Как писал М. Горький, писал «Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма».

    Недовольство копилось и крепло в народе, всё это позднее выльется и в революцию и в гражданскую войну.

    Имущий класс и правящая бюрократия уже оторвались от народа, между ними пропасть непонимания. Вот на именно это «непонимание» и делает основной акцент Щедрин, изображая это в сказке. Но, не смотря на развлекательную форму произведения, автор поднимает очень важную тему для России.

    Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирическая сказка Михаила Салтыкова-Щедрина. Это сказка является карикатурным отображением российской действительности середины девятнадцатого века. Только отменили крепостное право, но эта историческая традиция крепко корнями в России. Салтыков-Щедрин показал тупость и легкомыслие высшего класса бюрократии.

    Суть произведения, состоит в тот что на какой то остров попадают два генерала. Остров необитаем. Но, там живут разные животные. Они начинают голодать, сами ничего сделать не могут, потому как ленивы и глупы. Не умеют готовить, ещё и удивляются видя что «еда» прежде чем стать едой плавает и бегает. Они чуть не съедают друг друга. Генералы приходят к мысли что нужно найти «мужика», который и накормит их. Им нужен раб которым можно понукать и который всё делал бы за них. Такой мужик находится. Он добывает и готовит для них еду и даже сооружает лодку по которой генералы добрались до «столицы мира» Петербурга. В Петербурге они довольны, там есть кому их обслуживать. Надобность в мужике, который спас и опекал их отпала. В благодарность за его труды генералы дают ему рюмку и пятак. Этим Щедрин показывает пренебрежительное отношение имущих классов к народу.

    История создания

    Во время ссылки в Вятку Салтыков-Щедрин имел возможность наблюдать за жизнью и чиновников, и крестьян. Эти наблюдения подвигли его на создание цикла сатирических сказок. Всего в этот цикл входят 32 сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» — в числе первых произведений этого цикла.

    Проблематика: народный труд и безделье вельмож.

    Смысл названия: в названии подразумевается, что народ кормит правящее сословие, причём один простой мужик стоит двух вельмож.

    Литературное направление: реализм.

    Литературный жанр: сатирическая сказка.

    Жанровые особенности: сохраняя форму сказок, произведения Салтыкова-Щедрина поднимают остросоциальные проблемы и являются в первую очередь сатирой на общественные явления того времени.

    Время и место действия: действие сказки происходит на неком вымышленном необитаемом острове и в Петербурге. Время не уточняется (как чаще всего происходит в сказках).

    Почему произведение имеет такое название?

    Как вы уже успели заметить, Салтыков-Щедрин определяет жанр произведения, как сказку. Это свойственно автору, ведь так проще обойти жесткую цензуру. В детских произведениях не пишут про политику, именно этим правилом и пользовался Салтыков-Щедрин. Название «Как мужик двух генералов прокормил» используется как раз для этого. По конструкции оно напоминает название старорусских сказаний.

    Также это может быть некой отсылкой на то, что подобное явление (то, что на крестьянах держится все общество нашей страны) наблюдается испокон веков. Ведь если заменить парочку моментов из современной для автора эпохи, то произведение вполне может стать отличным образцом народного творчества древней Руси.

    Краткое содержание

    Очутились как-то два генерала на необитаемом острове. Ничего они не знают и не умеют — генералы ведь. Рыскали в поисках еды, но ничего не нашли — чуть друг друга не съели. Только «Московские ведомости» генералам попались. И решили они найти мужика — уж он-то все их проблемы решит. Как ни странно, мужик довольно быстро нашёлся. И тут же насобирал для генералов яблок (себе взял одно, кислое), накопал картофеля, поймал рябчика в силок из собственных волос, а потом ещё и веревку сплёл, чтобы генералам было чем мужика к дереву привязывать.

    И зажили генералы хорошо — мужик им даже суп в пригоршне варил. А потом им надоело на необитаемом острове — так мужик лодку сделал и в Петербург их отвёз. В благодарность генералы выдали мужику рюмку водки и пятак серебром — гуляй не хочу!

    Анализ рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    4.8

    (8)

    В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

    КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

    Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

    Проблематика: ⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью; ⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

    Сказочный зачин: «Жили да были два генерала … »

    Завязка:

    Два генерала оказываются на необитаемом острове.

    Кульминация:

    Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

    Развязка:

    «Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик — «рюмку водки да пятак серебра».

    ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

    Образы Характеристика, роль в произведении
    Генералы • глупые, беспомощные, ленивые, привыкшие жить чужим трудом; • высокомерные и грубые, заботятся лишь о своём благосостоянии
    Мужик (народ) • трудолюбивый, смекалистый, ловкий, выносливый; • может найти выход из любой ситуации, нигде не пропадёт; • терпит унижения, безропотно подчиняется слабым и глупым генералам; • собственными руками делает себе при вязь; • считает грубое отношение к себе и мизерную плату справедливыми

    ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    ⦁ Тема: народ и власть. ⦁ Идея: паразитирующая власть купается в золоте, а простой народ — кормилец и труженик — бедствует и остаётся ни с чем.

    Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание совсем ещё не готово к свободе.

    ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

    ⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание. ⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

    ⦁ Сочетание реального и фантастического: на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп. ⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой. ⦁ Смешанный стиль речи: фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова. ⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

    В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

    Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

    Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

    Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.

    Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

    Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

    Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

    Как можно позволить истинным тунеядцам ругать себя за лень и безделье, и в то же время кормить и поить их? Истинная горечь звучит в заключительных словах «Повести … »: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Этот смех можно назвать смехом сквозь слёзы. И тех и других.

    4.8 / 5. 8

    .

    Скрытый смысл произведения

    Давайте вкратце вспомним суть сказки. Два генерала, всю жизнь проработавших в регистратуре, попадают на необитаемый остров. Они не знают абсолютно ничего, кроме пары фраз, необходимых им на работе. Плакали генералы, но слезами горю не поможешь. Проголодались они. Но тут для них открылась страшная тайна — еда изначально имеет совершенно иной от уже готового блюда вид. Остров, к слову, полон различной растительной еды и дичи. Но не умеют и добывать еду генералы. Так и легли спать голодными.

    Где-то нашли они журнал «Московские ведомости», так и там писали про еду. Все больше и больше убеждались генералы в своем голоде. Дошло даже до драки, но из-за крови они остановились. Утром голод не прошел. Стали генералы думать о том, где и как им раздобыть пропитание. И тогда одному пришла умная мысль. «Нужно найти мужика», — с гордостью заявил тот.

    И вот они его нашли. Лентяй отдыхал под пальмой. Быстро взяли генералы его в оборот. Сразу же он приготовил им еды, раздобыл все, что только те желали. Мужик был умный, поэтому справился со всем. В конце произведения по требованию генералов он строит корабль и возвращает их в Санкт-Петербург. Дали тому водки чекушку и пятак серебра. Заканчивает сказку фраза: «Веселись, мужчина».

    Смысл произведения в том, чтобы показать несостоятельность «уважаемых» людей и простой, но одаренный, ум крестьянства. Генералы не смогли бы и 3 дней протянуть на острове, ведь всю жизнь они только получали блага. Крестьянин-мужчина показал себя настоящим мастером на все руки. Он смог и приготовить еду и построить корабль. Он сделал все, что от него требовалось. Однако награда для него была очень скромна — рюмка водки и пятак.

    Современная интеллигенция не ценит простого, рабочего мужика, хотя на таких все и держится. Именно к этой мысли и подводит нас Салтыков-Щедрин. Он в очередной раз показывает огромнейшую роль крестьян в жизни общества. Без них пропало бы все давно, ведь знать может только принимать балы и веселиться ночами напролет.

    Вариант 2

    Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» непростая, иносказательная, предназначенная для мыслящего и думающего читателя. Сюжет её связан с общественной темой, раскрывающей социальные пороки российского общества.

    Генералы, попавшие на необитаемый остров, который полон разной «еды», чуть не погибли от голода и не съели друг друга, если бы им не попался мужик, беззаботный, спящий под деревом. Он и спелых яблок им нарвал, и силок из собственных волос сделал, и рябчика поймал, и огонь развёл, и в пригоршне суп сварил, потом корабль построил и доставил генералов домой. Описывая жизнь генералов на острове, автор беспощадно высмеивает не только их легкомысленность, никчемность, пустоту, но и несправедливое отношение к мужику-труженику.

    В конце сказки говорится, что генералы, попав домой, не забыли мужика, отблагодарив его рюмкой водки и пятаком серебра. Но и мужик в сказке, олицетворяющий русский народ, не является положительным героем. Он умеет трудиться, ведь любая работа ему по плечу, проявляет смекалку, сноровку, но продолжает безропотно слушать и выполнять приказы генералов. Даже сам свил веревку, которой генералы привязали его к дереву, чтобы не сбежал. Рабская покорность мужика вызывает у читателей горький смех, смех сквозь слёзы, боль за настоящих тружеников русской земли.

    Писатель в сказке осуждает не только бессмысленную жизнь генералов, но и долговечное крестьянское терпение и чрезмерную покорность русского народа. Художественное своеобразие данного произведения выражается в соединении традиций народной сказки и литературного новаторства, в умелом использовании писателем различных приёмов. Несмотря на то, что в произведении употребляются сказочные выражения и обороты, написана сказка необычным эзоповым языком — языком намеков и иносказаний — и близка к басне.

    Генералы на необитаемом острове находят газету «Московские ведомости» и читают ее, пытаясь отвлечься от голода, но содержание текстов в газете состоит лишь из описания пиршеств. Читатель догадывается, что писатель иронизирует над бессодержательностью и казённой восторженностью публикаций в этой газете. Создавая образы генералов и мужика, автор использует гиперболу и гротеск, помогающие раскрыть и понять идею произведения. Генералы думали, что пища сразу бывает такой, в каком виде попадает на стол. Даже представить себе не могли, что сначала надо потрудиться, прежде чем её съесть. Голод привел генералов к драке, во время которой они чуть не погубили друг друга, только съеденный орден заставил их одуматься. Генералы не погибли от голода на острове только благодаря заботам крестьянина. Данное произведение написано не для увеселений и развлечений маленьких детей. Прочитав его, начинаешь задумываться о том, что волновало русского писателя, жившего в XIX веке, и современно ли это произведение в наши дни.

    Другие сочинения: ← Лиса и журавль — анализ сказки↑ ДругиеАнализ произведения Маленький принц Экзюпери →

  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил о чем сказка
  • Повесть о петре и февронии муромских таблица сказка повесть и житие определение
  • Повесть о петре и февронии муромских похожа ли феврония на героинь русских народных волшебных сказок
  • Повесть о петре и февронии муромских черты сказки и черты жития и повести
  • Повесть о петре и февронии сказка повесть или житие