Повесть о петре и февронии сказка повесть или житие

Полное оригинальное название - повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя петра, нареченнаго в

Полное оригинальное название — «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии»

Петр и Феврония Муромские жили в XIV веке. Сама повесть написана в XVI веке Ермолаем Еразмом. При написании повести он опирался на народные сказания.

Повесть состоит из 4-х эпизодов.

1 эпизод повествует о двух Муромских братьях – князья Петре и Павле. К жене князя Павла повадился змей, принимающий облик ее супруга. Хитростью она смогла выведать у змея, от чего он погибнет — «от петрова плеча, от Агрикова меча». Убив змея мечом, найденным при таинственных обстоятельствах, Петр забрызгался змеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями.

2 эпизод рассказывает о Февронии. Она – жительница села Ласково. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона. Но, Феврония соглашается исцелить князя, если он женится на ней. Петр дает ей это обещание, но, едва исцелившись, отказывается жениться: «Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» — восклицает он. Однако болезнь вновь поражает Петра и, лишь вторично исцелившись, он исполняет свое обещание.

3 эпизод — княжна из крестьян вызвала неудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой, что она пожелает. Обрадованные бояре не возражают, но мудрая Феврония уводит с собой мужа, который предпочитает княжеской власти долг супруга, венчанного в церкви. Распри, поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя и княгиню обратно.

4 эпизод —  животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали просить у бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе. Так и Тристан оттягивает час своей кончины. «Срок близится, — говорит Тристан Изольде, — разве мы не испили с тобою все горе и всю радость. Срок близится. Когда он настанет, и я позову тебя, Изольда, придешь ли ты?» «Зови меня, друг, — отвечает Изольда, — ты знаешь, что я приду».

После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. Так же точно в победе любви над смертью Тристан спускается на могилу Изольды цветущим терновником. Образы героев этого рассказа, которых не могли разлучить ни бояре, ни сама смерть, для своего времени удивительно психологичны.

«Повесть» наполнена многообразной христианской символикой. Остановимся лишь на двух важнейших символах, определяющих весь внутренний смысл этого произведения. Первый — символ князя-змееборца. Змееборчество — это символическое обозначение великого подвига во имя веры, не случайно на Руси столь популярным был культ великого змееборца Георгия Победоносца. Впрочем, змееборчество Петра не представлено в «Повести», как конкретный подвиг, и сохраняет максимально абстрактное религиозное значение — это какая-то великая победа над дьяволом, покушающегося на чистоту и целомудрие светских правителей. Победа Петра обеспечивается небесными силами, которые послали Петру меч, священное оружие, заложенное в церковной алтарной стене.

Второй символ — это образ мудрой жены, Премудрость, целительная и целомудренная, с которой правитель вступает в союз. Образ мудрой Февронии находит параллели в Библии и в различных древнерусских памятниках. В «Книге о Троице» самого Ермолая-Еразма представлен ряд земных жен, творящих своей мудростью человеческую историю. Поэтому битва Петра со змием может рассматриваться как битва с неверием, ересью, в ходе которой борец, соприкоснувшийся с дьявольским неверием, заражается им. Но женщина-Премудрость исцеляет его. Следовательно, образ Февронии — это символ царственной Премудрости, второго компонента власти православного государя, с помощью которой созидается царство.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

  • В основу современного искусства была положена древнерусская литература. Ее признаки: в отличие от фольклора, здесь уже известен автор и их может быть несколько, нет занимательного сюжета, вымысла, все персонажи исторические. Чувствуется забота о судьбе страны и патриотизм.
    На уроках, посвященных древнерусской литературы изучаются былины. Былинами называют эпическое произведение, в котором воспеваются богатыри, а они воплощают лучшие качества народа. Былины зародились в 9 веке, а перестали их писать в 17 веке, основными образами былин были: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Микула Селянович, Волхв Всеславович.
    Следующий жанр житие, возник он в 11 веке, это произведение о святых или религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были образцовыми. Жития имели религиозный поучительный смысл. Одним из ярких примеров этого жанра является «Житие Сергия Радонежского».
    К древнерусской литературе также относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В этой повести черты жития: герои здесь верующие, посещают церковь, они благоверные и блаженные. Это история любви, преданности и самоотверженности. Здесь любовь и верность утверждаются как главные чувства. Именно они стали символом любви и верности.
    К жанрам древнерусской литературы относятся. Хроники (история мира), летописи (история Руси), повести ( важные события русской и мировой истории), хождения ( описания путешествий), жития (описание жизни и деяний святых людей), слово ( произведения подчеркивающие важность и особенность), плач (оплакивание и молитва) и слава (восславление князей и высокопоставленных лиц).
    В центре древнерусской литературы личность человека, человек интересен не сам по себе, а как представитель социальной категории. Здесь изображали человека через его поступки, герои были либо положительными, либо отрицательными, противоречивых героев не было. Постепенно в литературе начинают изображать человеческий характер, открывают психологическую жизнь человека. Главная задача такой литературы воспитать человека и вложить нравственные основы, а также зафиксировать события и передать их.

  • Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.
    Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.
    Стоит отметить, что в школах не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.
    Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.
    Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.
    Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как  полноценный участник той или иной социальной отрасли.

  • Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и
    жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник
    культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом,
    духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков,
    своеобразный мостик, соединяющий современность и старину. Итак, каков же
    он, древнерусский герой литературы?
    Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в
    древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает
    точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный
    характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к
    определенной социальной категории определяют личность.
    Если перед нами монах – важны его монашеские качества, если князь –
    княжеские, если богатырь – богатырские. Жизнь святых изображается
    специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.
    Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его
    поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам,
    побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за
    кадром. Древнерусский герой – цельная и бескомпромиссная личность,
    живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”.
    Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на
    незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его
    направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь,
    например, – собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный
    определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского
    поведения.
    Кем бы ни был герой – он мужественен, честен, добр, великодушен,
    предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды,
    православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно
    упрямый.
    Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно
    описанное Н. В.Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку
    добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например,
    св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом,
    Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья
    Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет
    врагов земли русской. Характерной чертой героя древнерусской литературы
    является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных
    национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность.

  • В основу современного искусства была положена древнерусская литература. Ее признаки: в отличие от фольклора, здесь уже известен автор и их может быть несколько, нет занимательного сюжета, вымысла, все персонажи исторические. Чувствуется забота о судьбе страны и патриотизм.
    На уроках, посвященных древнерусской литературы изучаются былины. Былинами называют эпическое произведение, в котором воспеваются богатыри, а они воплощают лучшие качества народа. Былины зародились в 9 веке, а перестали их писать в 17 веке, основными образами былин были: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Микула Селянович, Волхв Всеславович.
    Следующий жанр житие, возник он в 11 веке, это произведение о святых или религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были образцовыми. Жития имели религиозный поучительный смысл. Одним из ярких примеров этого жанра является «Житие Сергия Радонежского».
    К древнерусской литературе также относится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». В этой повести черты жития: герои здесь верующие, посещают церковь, они благоверные и блаженные. Это история любви, преданности и самоотверженности. Здесь любовь и верность утверждаются как главные чувства. Именно они стали символом любви и верности.
    К жанрам древнерусской литературы относятся. Хроники (история мира), летописи (история Руси), повести ( важные события русской и мировой истории), хождения ( описания путешествий), жития (описание жизни и деяний святых людей), слово ( произведения подчеркивающие важность и особенность), плач (оплакивание и молитва) и слава (восславление князей и высокопоставленных лиц).
    В центре древнерусской литературы личность человека, человек интересен не сам по себе, а как представитель социальной категории. Здесь изображали человека через его поступки, герои были либо положительными, либо отрицательными, противоречивых героев не было. Постепенно в литературе начинают изображать человеческий характер, открывают психологическую жизнь человека. Главная задача такой литературы воспитать человека и вложить нравственные основы, а также зафиксировать события и передать их.

  • Первый учитель – это не только тот, кто подарил тебе первые знания, но и тот, кто привил тебе любовь к школе и учебе. Этот человек играет большую роль в судьбе каждого, и мы должны быть благодарны ему за все, что он сделал для нас.
    Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча
    Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда
    Значение древнерусской литературыСредняя оценка: 4.5
    Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
    Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
    Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
    Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
    В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
    Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.
    Популярность темы: 35933 | Оценка: 4.5 | Закладки:
    Сочинения по русской и зарубежной литературе в 8 классе. Все представленные темы для написания школьных сочинений для 8 класса по произведениям классической и современной литературы доступны для использования в качестве примера. Не ленитесь – используйте 3-4 сочинения, близких к вашей теме, для написания собственного варианта сочинения и хорошая оценка вам обеспечена!
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Фев- ронии Муромских».
    Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объе­динены в одно литературное произведение. Повесть легко рас­падается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части расска­зывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра.
    Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел ос­тавить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои пра­вили честно, при их правлении город процветал. «Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому.
    Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что глав­ной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму.

  • 8 июля в России отмечается “День семьи, любви и верности”, приуроченный к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.

    Сказания о Петре и Февронии

    В связи с этим возникает множество вопросов и недоумений.

    В «Русском биографическом словаре» отмечается, что сведения о Петре и Февронии

    “дошли до нас уже позднейшего происхождения. Известия эти дошли до нас в виде повести о святых князьях, в достаточной степени изобилующей измышлениями фантазии”.

    Более того, ряд исследователей считают их вымышленными литературными персонажами.

    Источник сведений о Петре и Февронии – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в конце 1540-х гг. Ермолаем-Еразмом, книжником из круга митрополита Московского Макария.

    Все версии жития святых Петра и Февронии, созданные в XVII–XXI веках как церковными, так и светскими авторами, так или иначе восходят к одному источнику – «Повести о Петре и Февронии».

    При этом «Повесть…» не соответствовала канонам агиографии в силу использования сказочных сюжетов и фольклора.

    Ключевский в работе «Древнерусские жития как исторический источник» писал, что Повесть

    «не может быть названа житием: ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто её содержание: в истории древнерусской агиобиографии она имеет значение только как памятник, ярко освещающий неразборчивость, с какою древнерусские книжники вводили в круг церковно-исторических преданий образы народного поэтического творчества» (С. 287).

    Аналогичную позицию занимал и Георгий Федотов. В его книге «Святые Древней Руси» есть особая глава “Легендарные мотивы в русских житиях”. Там он пишет следующее:

    «Есть одно единственное русское житие, которое включило в себя не только легенду, но и народную сказку. Для истории русской сказки сохранившийся текст XVI века представляет совершенно исключительную ценность, но для русской агиологии он не дает ничего. Это житие муромских святых князей Петра и Февронии. О князе Петре и его супруге ничего не известно из летописей. Муромские агиографы, известные нам с XVI века, отсутствие исторических сведений о своих святых восполняли художественным творчеством. Нам известен и автор жития святых Петра и Февронии: это инок Ермолай-Еразм, недавно открытый писатель времен Грозного. Составляя свое житие в эпоху Макариевских Соборов, на которых были канонизованы муромские князья, он вложил в народную сказку кое-что из политических настроений своего времени: антибоярская его тенденция отражает годы боярского правления в малолетство Грозного”.

    Сказания о Петре и Февронии

    Георгий Федотов далее поясняет, что

    “первая использованная Еразмом тема – народная сказка о Кощее бессмертном, встречающаяся в фольклоре многих народов. Летающий змей – дьявол – обольщает и сожительствует с женой муромского князя Павла. В ночной беседе с ней он проговаривается, что ему смерть «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Петр, брат князя Павла, добывает Агриков меч (Агрик – герой византийского эпоса) и убивает змея. Тут начинается сказка о Василисе Премудрой. Заболевший проказой от змиевой крови Петр посылает искать лекарей, и посланцы его находят в селе Лыскове простую девицу Февронию, которая задает и разрешает мудреные загадки и в конце концов исцеляет князя Петра, обещавшего жениться на ней. 

    Но здесь сказка переходит в политическую сатиру. Муромские бояре невзлюбили княгиню-крестьянку и требуют у князя развестись с женой. Петр вменил в «уметы» свое «самодержание», оставил княжение и поплыл по Оке с любимой женой. Но идиллия в лодке непродолжительна: граждане раскаялись и призывают князя обратно.

    Лишь конец сказания представляет легенду христианскую и агиографическую. Эта легенда повествует о многих святых древней Церкви. Ее знает и Восток и Запад. Она естественно развивается вокруг общей гробницы супругов». 

    Сказания о Петре и Февронии

    Версии Федотова придерживается и Валерий Шамбаров– российский писатель, автор книг об истории России и Древней Руси. По его мнению Ермолай-Еразм писал «Повесть о Петре и Февронии» с намёком на Ивана Грозного и Анастасию:

    «Как только мы уточняем время написания, невольно обращает на себя внимание сюжет Жития. Св. Петр убивает лютого змея, потом следует тяжелая болезнь. Петра выхаживает мудрая красавица Феврония, дальше – бунт бояр, не желающих служить княгине низкого рода, и супруги садятся на струги, плывут в изгнание… А теперь сопоставьте с реальными событиями, происходившими как раз тогда же, в 1552-1553 гг. Иван Грозный берет Казань. Вслед за этим – опасная болезнь, Анастасия днюет и ночует у постели царя. И боярский бунт. Отношение заговорщиков к царице было в точности таким, как описано в Житии, князь Ростовский возмущался, что царь “нас истеснил… поял рабу свою, и нам как служити ей?” Разве что до изгнания дело не дошло, было другое плавание, паломническое. Сколько совпадений! Учтем, что автор был близок ко двору. В ходе работы над столь важным Житием его обязательно должны были читать и царь, и царица. А отсюда напрашивается в общем-то логичный вывод. В литературных образах свв. Петра и Февронии Ермолай-Еразм так или иначе, вольно или невольно, должен был отразить какие-то черты… Ивана и Анастасии! И это подтверждается текстом Жития. Например, в нем настойчиво подчеркивается, что муромские князья были “самодержцами” в своих владениях».

    В соответствующей статье “Православной энциклопедии” (т. 56) дана интересная информация для размышления:

    «особенностью почитания Петра и Февронии на раннем этапе является вариативность их семейного статуса. Так, в древнейшем проложном Житии (нач. 16 века) они фигурируют как сын и мать. В тропаре и кондаке Псалтири сер. 16 века Феврония названа матерью Петра не только к заголовке, но и в тропаре».

    Подведем итоги.

    По всей видимости, Петр и Феврония — исторически не существовавшие легендарные персонажи.

    Сказание о муромских князьях было составлено с оглядкой на судьбу царя Ивана Грозного. 

    В «Повесть о Петре и Февронии» проникли элементы сказок о Кощее бессмертном о Василисе Премудрой.

    Отсутствие детей у этих супругов ставит вопрос о правомерности рассмотрения их как образца православной семьи. Поскольку Феврония в ранних источниках представлена как мать Петра, следует признать, что

    “День семьи, любви и верности” совершенно напрасно был приурочен к дню памяти Петра и Февронии.

    Литература

    1. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-kanonizatsii-svjatyh-v-russkoj-tserkvi/
    2. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния), благоверные кн. и кнг. / Православная энциклопедия. — М. Т.56
    3. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871. 
    4. Русский биографический словарь в 25-ти т. — Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.
    5. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/ 

    Повесть о Петре и Февронии Муромских

    О Петре и Февронии

    Есть древнерусская повесть о Петре и Февронии муромских. Вопрос об исторических прототипах героев остается открытым по сей день. В основе сюжета ясно просматриваются некоторые сказочные мотивы, бытовавшие в устно-поэтической форме. Петр и Феврония были канонизированы (причислены Церковью к лику святых) в 1547 году, повесть в устной форме подверглась переработке, приспосабливаясь к житиям святых, пока не была написана в окончательной форме в середине XVI века публицистом того времени Ермолаем-Еразмом.

    Эта повесть затронула что-то в самой глубине моей души. Есть за этими простыми, немудреными словами какая-то невыразимая чистота.

    То, что сейчас лежит перед вами, — это не попытка создать нечто новое на основе этой повести, не пересказ ее на новый лад. Просто что-то увиделось вдруг за словами Ермолая-Еразма, сошла торжественность, присущая житиям, и открылась простая жизнь, где действуют не легендарные герои, а простые люди, не отделявшие от своей жизни того, что сейчас мы называем чудом, сказкой, небылицей.

    Ей нравилось встречать восход солнца. У нее было любимое место на берегу реки, куда она приходила каждое утро перед восходом, садилась на поваленное дерево, смотрела на светлеющее небо, воду, деревья. Слушала пробуждающихся птиц. Окружающее обретало свои краски и звуки, привычные днем и скрытые ночью. Величественно всходило солнце, разливая свет и тепло, пробуждая жизнь. И каждый раз в этот миг ее душа трепетала… Ей казалось, что она понимает голоса птиц, шорох трав, шелест листьев. Она не чувствовала разделенности со всем этим. Она была рекой, ивой, склонившей над водой свои ветви, малой птахой, только пробудившейся, сидящей на ветке ивы и расправляющей свои перышки под первыми лучами солнца. Встретив рассвет и искупавшись в реке, она шла домой и принималась за обыденные дела по хозяйству — в деревне дел не переделать, — но сегодня ее неодолимо потянуло в другую сторону. Она долго бродила по полям и лесным опушкам, а возвращаясь, увидела на краю деревни стайку мальчишек.

    Кто-то нашел на лесной поляне зайчонка, и теперь, смастерив себе луки из гибких веток, мальчишки играли в охотников, расстреливая зайчонка тупыми стрелами и хвалясь друг перед другом каждым метким выстрелом. Зайчонок был совсем маленьким и у него была перебита лапка, он сжался в комочек, закрыл глаза и то и дело вздрагивал всем тельцем.

    — Ах вы разбойники! Что учинили?! — зазвенел девичий голос. Подойдя, она взяла зайчонка на руки и понесла домой. Самый старший из мальчишек, заводила, крикнул ей вслед:

    — А моя мамка говорит, что ты глупая!

    Девушка, ничего не отвечая, быстро шла, прижимая к груди зайчонка, чувствуя, как колотится его маленькое сердце. И по всей деревне сзади за ней бежали мальчишки и кричали:

    — Февка — глупая девка! Февка — глупая девка!

    Мать полола траву в огороде у дома.

    — Где пропадала сегодня так долго? Отец уже хотел разыскивать идти! Кто помогать-то будет?

    — По полям гуляла, вот зайчонка подобрала…

    — Вот повадилась всякую животинку в дом приносить, хоть бы прок какой от нее был, а то ведь то воробья принесешь подбитого, то мышонка полуживого с поля, как будто своих мало! Ну ладно, иди поешь, вымой чашки и помогать приходи.

    Девушка вошла в дом. На столе после завтрака было не убрано. Это делала каждый день она. Перевязав зайчонку лапу, скатала лоскуток ткани, намочила в молоке и дала зайчонку. Зайчонок успокоился, но молоко пить не хотел ни в какую. Она устроила его под кустом во дворе, соорудив из травы гнездо. Поела каши с молоком, вымыла чашки и ложки. Смахнула в ладонь хлебные крошки со стола и, как делала это всегда, высыпала во дворе для птиц. Сидевшие на крыше воробьи тут же слетели вниз, радостно чирикая. Она улыбнулась.

    Отец все это время возился во дворе и молча, между делами, наблюдал за происходящим.

    — Доченька, зайчишка махонький, он все равно не выживет.

    — Не могла я его оставить, мальчишки бы замучили.

    — Эх, Февушка, добрая ты, о зверюшках да пташках беспокоишься, а о хозяйстве у тебя такой сухоты нет. Я тебя не корю, но кто же тебя такую замуж возьмет? Чай, слышишь, что мальчишки тебе вдогонку кричат?

    Ничего не ответив, она пошла на огород помогать матери. Отец глубоко вздохнул:

    — Эх, Февушка! Двоих дочерей выдал замуж, а тебе, видать, в девках век вековать.

    Муромский князь Павел вернулся из поездки по княжеству. Слезая с коня у крыльца княжеских палат, увидел жену свою княгиню, вышедшую его встречать.

    — Что с тобой, моя княгинюшка, на тебе лица нет?

    — Он опять приходил…

    Князь взял жену за плечи, глядя в ее бледное, измученное лицо. По ее щекам текли слезы. Павел, обняв, увлек ее в комнаты.

    — Пашенька! Он приходит, он мучает меня, ввергает в грех! Я уж думала, что он больше не придет после того, как батюшка освятил мои покои. Его долго не было. Ты уехал, и вот он пришел опять. Я хожу в церковь, я молюсь, я делаю все, что могу… У меня нет больше сил… Когда он приходит, я не могу крикнуть, не могу шептать слова молитвы, рука не поднимается, чтобы осенить себя крестом. Тело будто не мое, я все чувствую, но руки и ноги не слушаются меня.

    — Ты бы наказала Пелагее всю ночь быть возле себя и читать молитвы.

    — Я так и сделала. Пелагея каждую ночь сидит возле меня, но когда он приходит, она засыпает и ничего не помнит потом! Никто не может ему противиться! Что делать, Пашенька?!

    Павел сидел некоторое время неподвижно, положив сжатые кулаки на стол, с каменным лицом.

    — Если бы он был человек, то давно бы его уже не ходить по земле, но он же нежить, как погубить его? Поговрю с братом, он богомолен, может, вместе что-нибудь придумаем.

    А младший брат Петр любил охоту и неделями пропадал в муромских дебрях, ночуя в деревнях или в лесу. Ему нравилась даже не столько сама охота, сколько эти скитания в глуши. Петр возвратился через два дня и сам поспешил к брату. После приветствий начал было расспрашивать о поездке, но Павел перевел разговор на свою беду. Петр и раньше что-то слышал краем уха, но о семейных делах старшего брата не расспрашивал.

    Княгиня поведала, ничего не тая, о своей напасти:

    — Все началось прошлым летом в Петров пост. Было мне что-то неспокойно на душе, тревожно, какое-то томление, ожидание, что вот-вот что-то произойдет. Ночами я часто просыпалась, от каждого шороха что-то вздрагивало внутри. Тревога не проходила. В одну из теплых ночей я не спала и сидела у открытого окна. По небу пронеслось что-то огненное. Темное небо прочертила огненная полоса. Моя нянька в детстве говорила не раз, что это огненный змей пролетает высоко в небе, и рассказывала старые преданья… Прошло несколько дней. И вот он пришел. Во сне. В первый раз это было что-то неясное, смутное, но я поняла, что это был он, змей. Когда проснулась — испугалась. Я почувствовала свою беззащитность перед чем-то страшным, неведомым, надвинувшимся на меня. Это было что-то, чего я не знала. Я помолилась, мне стало спокойнее. Но потом, днем, я снова думала о случившемся. Он стал являться во сне каждую ночь. Сначала это был пылающий пламень, постепенно приобретающий облик змея. Я убегала, но он настигал меня. Я чувствовала во сне его палящий жар и в жару просыпалась. Пробуждение не приносило покоя. Потом явился и сам змей — отвратительный, крылатый ящер, мерзкий и скользкий. Во сне он всегда преследовал меня, если раньше я пыталась убегать, то теперь страх делал мои руки и ноги неподвластными мне. Хочу бежать — и не могу сдвинуться с места. Затем он заговорил по-человечьи! Ужас охватывал меня от мысли, что я не могу убежать, избавиться от него. Я молилась, но, видно, вера моя некрепка… Я боялась заснуть, но усталость валила меня. Я не замечала сама, как засыпала. С ужасом ждала я ночи! Но он и днем не отпускал меня! Где бы я ни была, я чувствовала, что кто-то следит за мной, наблюдает. Каким-то внутренним взором я видела эти змеиные глаза. Во сне я тоже стала разговаривать с ним. Я говорила, что он ненавистен мне, просила, чтобы он оставил меня. Тогда он стал являться мне прекрасным молодцем. Явь путалась со сном. Он приходил ко мне и днем, являясь то змеем, то молодцем. Моим девушкам же являлся он князем, а мне от этого еще больнее было… Отец Григорий освятил покои. Впервые после долгих мучений я спала спокойно. Поганый змей оставил меня. Я думала — навсегда. Но вот уехал князь, и он вернулся…

    Краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма является шедевром древнерусской литературы. Произведение было написано в середине XVI века на основе муромских устных преданий о житии Петра и Февронии, правивших в Муроме в XIII веке.

    Сюжет основан на легенде о мудрой крестьянской девушке, которая стала княгиней. В повести отражены многие детали крестьянского и княжеского быта.

    Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских» на нашем сайте.

    kuchmina nadegda 100

    Главные герои

    Петр – муромский князь, добрый, честный, благонравный человек.

    Феврония – княгиня, супруга Петра, мудрая женщина.

    Другие персонажи

    Павел – князь Мурома, старший брат Петра.

    Бояре – муромские вельможи, каждый из которых мечтал заполучить трон.

    А ещё у нас есть:

    Краткое содержание

    Глава 1

    Когда-то давно правил русским городом Муромом «благоверный князь по имени Павел» . Дьявол, который издавна ненавидел весь род человеческий, решил поглумиться над Павлом. Он отправлял к его жене «на блуд» крылатого змея, который являлся перед ней в облике самого князя. Подобное наваждение продолжалось долго, пока однажды княгиня не заподозрила неладное и не рассказала обо всем своему супругу.

    Павел стал гадать, как справиться с обольстителем, но не смог ничего путного придумать. Тогда он велел жене выпытать у змея, «от чего ему смерть должна приключиться» . Та лестью выведала у змея, что смерть ему «суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча» .

    У князя Павла был родной брат Петр. Узнав о коварстве змея, бесстрашный Петр готов был тут же сразиться с ним, но «только одно смущало его – не ведал он ничего об Агриковом мече» . Однажды Петр зашел помолиться в «церковь Воздвижения честного и животворящего креста» . В церкви он встретил мальчика, который предложил ему взглянуть на Агриков меч. Петр с радостью согласился: теперь он сможет помочь брату справиться с ненавистным змеем.

    С тех пор Петр стал искать подходящего случая, чтобы уничтожить коварного змея, который с легкостью принимал княжеский облик. Вскоре Петру представился такой момент, и он что есть силы пронзил змея Агриковым мечом. Тот принял «свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью» . От той крови тело Петра покрылось болезненными язвами, которые не смог вылечить ни один лекарь.

    Глава 2

    Тяжкая болезнь одолела Петра, который слабел с каждым днем. Узнав, «что в Рязанской земле много врачей» , он приказал отвезти его туда. Прибыв на место, Петр приказал своим слугам отыскать хороших врачей. Один из них забрел в дом, где встретил мудрую девицу. Ею оказалась Феврония – дочь древолаза, добывающего дикий мед. Слуга поведал девушке о страданиях князя и попросил назвать имя достойного лекаря. Феврония же наказала привести к ней больного князя, сказав, что «если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров» .

    Петр готов был щедро одарить девушку, если ей удастся вылечить его. Однако Феврония потребовала от него иной платы: в случае выздоровления князь должен был взять ее в жены. «Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее» , но сделал вид, что согласился с ее условием. Феврония передала слугам хлебную закваску и наказала смазать князю все язвы, кроме одной.

    Тем временем Петр решил проверить, настолько ли мудрой и сообразительной была Феврония, как о ней поведал слуга. Он передал ей пучок льна и приказал соткать из него «сорочку, и одежду, и платок» за то время, пока он будет в бане. В ответ находчивая девица передала ему обрубок полена, чтобы князь изготовил из него ткацкий станок. Петр ответил, что это невозможно, на что Феврония дала ему понять, что и из пучка льна ей никак не сшить одежду для взрослого человека. Петру понравился ее ответ.

    На следующее утро князь проснулся полностью здоровым. Он не хотел брать в жены дочь древолаза и в благодарность отправил Февронии богатые дары. Вот только девушка не приняла их. Когда же князь отправился обратно в Муром, все его тело вновь обильно покрылось болезненными язвами. Со стыдом он вернулся к Февронии. Она вновь исцелила его, и стала законной супругой.

    Глава 3

    Спустя время Павел скончался, и Муромом стал править его брат Петр. По наущению своих жен бояре невзлюбили Февронию, «потому что стала она княгиней не по происхождению своему» , и часто наговаривали на нее Петру. Однако князь никогда не слушал наветов боярских и не давал в обиду любимую жену.

    Однажды терпению муромских бояр пришел конец, и они открыто сказали Петру, что не желают видеть Февронию своей княгиней. Вельможи поставили перед ним условие: если хочет остаться на престоле, то пусть берет в жены достойную женщину, а Февронию изгонит из города. То же самое они сообщили и Февронии. Княгиня согласилась уйти восвояси, но пожелала взять с собой лишь единственную ценность – своего мужа. В свою очередь Петр, который «по божьим заповедям жил» , также не захотел разлучаться с законной женой своей. Он добровольно отрекся от княжества на радость боярам-властолюбцам.

    Петр и Феврония уплыли из города по Оке, но уже на первой стоянке их догнали вельможи из Мурома и принялись умолять вернуться на княжение. Много бояр полегло от меча: каждый из них мечтал о престоле.

    По возвращении в родной город князь и княгиня вновь стали править, «соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно» . Они были добрыми и справедливыми правителями: «странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли» .

    Глава 4

    В преклонном возрасте, чувствуя скорое приближение смерти, стали супруги молить Бога о том, чтобы умереть в один день и час. Они завещали похоронить себя в гробах, высеченных из единого камня, с тонкой перегородкой промеж собой. Также супруги одновременно приняли «монашество и облачились в иноческие одежды» . Петр был назван по иноческому чину Давидом, а Феврония – Ефросинией.

    Когда Феврония «вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы» , Петр послал за ней. Он сообщил, что готов отойти в мир иной. Феврония доделала свою работу и присоединилась к мужу. Помолившись вместе, супруги отдали «святые свои души в руки божий в двадцать пятый день месяца июня» .

    После кончины княжеской четы люди похоронили Петра у соборной церкви Богородицы, а Февронию – в Воздвиженском женском монастыре. Каково же было всеобщее удивление, когда на следующее утро тела супругов были найдены «в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни» . Неразумные люди попытались еще раз разлучить их, но утром история повторилась, и святые были найдены на прежнем месте. После этого их тела уже не смели трогать и погребли «возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами» . С тех пор каждый верующий человек мог припасть к их мощам и получить исцеление.

    Заключение

    Повесть учит людей жить по совести: не предавать ближнего своего, держать слово, помогать по мере сил нуждающимся в помощи, свято чтить заповеди Божьи.

    После прочтения краткого пересказа «Повести о Петре и Февронии Муромских» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

    Тест по повести

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Повесть о Петре и Февронии . Муромских

    3991

    В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

    У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

    Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

    Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

    Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

    Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

    Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

    Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

    Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

    Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

    На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

    Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

    Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

    Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

    Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

    Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    Житие Петра и Февронии Муромских

    История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – «предобрая и пречистая двоица». В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества. В Муроме в Свято-Троицким женском монастыре стоит рака с мощами муромских святых Петра и Февронии.

    petr fevronia 03

    Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

    Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

    Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

    Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

    Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

    Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5:26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

    После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

    Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

    Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14:7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

    Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

    В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.

    Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

    Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

    «Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «Пусть подождет, мне надо закончить…», — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и «затихла навеки». Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе».

    petr fevronia 04

    Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

    На Московском соборе 1547 г. положено было местно прославить их. Впоследствии (вероятно с 1552 г.) это празднование стало повсеместным.

    Сегодня честные мощи святых покоятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме и совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.

    История любви Петра и Февронии Муромских

    В православном календаре можно найти один очень удивительный день — праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника — ромашки.

    История жития святых очень интересная. Петр и Феврония Муромкие — содержание и краткий пересказ повести.

    Петр и Феврония Муромские. История святости

    1b9a53751cf8521bb8eaaf8d64ac2511

    Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

    Петр и Феврония умерли в один день — 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее.

    Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

    Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

    Поэтичная повесть

    53 Pamyatnik Petru i Fevronii Muromskim

    История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

    Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным — гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

    О любви и верности

    galleryo8k

    Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.

    Спаситель Петр

    IMG 0389

    Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

    Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

    И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

    Знакомство с Февронией

    image image 1552300

    Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

    Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

    Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

    Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

    Уйти, чтобы вернуться

    tula 28508

    После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного – отдать ей ее благоверного Петра.

    Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено — то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

    Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

    Pamyatnik Petru i Fevronii muromskim v Ekaterinburge

    Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

    Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.

    Пояснительная записка.

    $ В Дмитровском детском доме-интернате живут, обучаются, лечатся и проходят реабилитацию 105 детей в возрасте от 5 до 20 лет. Все они дети – инвалиды, имеющие определенную группу инвалидности. Это дети, страдающие ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеют менее развитую скорость письма, замедленное восприятие, невнятную речь, нескоординированные движения. Дети с ограниченными возможностями – это особая категория учащихся. Их отличают: состояние, в котором они находятся, индивидуальные возможности по самопроявлению, отличие от здоровых детей такого же возраста. Потенциал таких детей значителен, но его надо уметь раскрыть,

    В общеобразовательной школе при ДДДИ дети получают основное (10 классов) и полное среднее (12 классов) образование. Программы, п$о которым они обучаются, составлены и разработаны в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования на основе Программы для общеобразовательных учебных заведений Министерства образования Российской Федерации.

    Ученический класс состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свои психологические и нравственные особенности, свои интересы и склонности, свое$ видение действительности. Не все школьники одинаково быстро и успешно овладевают знаниями. Определяющая причина такого явления заключается в том, что воспитывающее, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через «внутренние условия» ее развития, которые бесконечно разнообразны. Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно решить путем индивидуализации и дифференциации обучения. А индивидуальная работа с детьми – инвалидами определяется еще их заболеванием или физическим недостатком. Индивидуальный подход в обучении — это учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося. Индивидуальная проверка и оценка знаний выполняет не только функцию контроля, но имеет большое обучающее и воспитательное воздействие. Если с помощью проверки выявляются знания и умения учащихся$ и если при этом им помогают идти от незнания к знанию, то сам процесс проверки будет интересен для них. Очень важно – снять страх у ребенка перед будущей проверочной работой. Педагогический такт$ учителя, его чуткость и объективность в оценивании знаний и умений имеет большое воспитательное значение.

    Открытый урок (7класс )

    Тема «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

    Разработала урок учитель русского языка и литературы (высшей категории) Государственного стационарного учреждения социального обслуживания

    Московской области «Дмитровский детский дом – интернат

    $ для детей с физическими недостатками»

    КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

    Цель урока:

    Проникнуться уважением и сочувствием к героям повести, помочь ученикам почувствовать силу и красоту человеческих отношений; показать уникальность литературного шедевра;

    Воссоздать связь с литературно-историческим контекстом;

    Оформление урока:

    $ Репродукции миниатюр к «Повести…»;

    Изображение Спасо-Преображенского мужского монастыря;

    Раки с мощами Петра и Февронии Николо-Набережной церкви.

    Эпиграф( на доске):

    Века в$ своей развернутой поэме

    Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме…

    (Вс. Рождественский)

    На доску вынесено:

    Великие Четьи- Минеи

    Mineos(греч.)-месяц

    $ $Ермолай Еразм (Прегрешный)

    Агиография-писание о Святом

    Агиос-Святой

    Графо-пишу

    Ход урока

    Слово учителя$

    Стареют книги…Нет, не переплет,

    Не тронутые плесенью страницы…

    А то, что там,за буквами живет

    И никому уж больше не приснится.

    Остановило время свой полет,

    $Иссохла старых сказок медуница,

    И до конца никто уж не поймет,

    Что озаряло предков наших лица…

    (Вс. Рождественский)

    Мы погружаемся в мир древнерусской литературы- спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век-время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное-12 огромных томов –собрание всех чтомых, т. е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «$ Великие Четьи –Минеи»

    -Что обозначают это слово?

    -Минео(греч.)-месяц

    -А четьи?- ежемесячные чтения.

    В « Великих Четьи- Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит : «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручат священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своим$и благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие Муромских святых Петра и Февронии. Муром славился своими легендами.

    -С чем ассоциируется у вас город Муром?

    $(ученики вспоминают Илью Муромца и песню «умуромской дорожки…»)

    Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней,оно и послужило основой для повести, а автор ее-Ермолай –Еразм(прегрешный)

    Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения.Я думаю,что вчера появилось еще несколько новых читателей, покоренных живым словом Ермолая_Еразма.

    — Понравилась вам эта повесть?

    $ — О чем она?

    -Какие чувства вызвала у вас?

    Словарная работа

    Текст древний, события происходят в 12 веке. $

    -Какие слова требуют толкования?

    Агриков меч-

    Искони-

    Церковь Воздвижения-

    Отрок-

    Скважня-

    Алтарная стена-

    Керамиды-

    $Сноха-

    Струпья-

    Пядь-

    Отчина-

    Блаженный-

    Канонизировать-$

    Иноческие-

    Воздух-

    Риза-

    $Разберемся в прочитанном:

    — Это повесть, житие, сказка, былина, легенда? (Дать пояснение)

    (правильный ответ-Это повесть с занимательным сюжетом)

    Обратимся к композиции:

    — Как построена повесть?

    — Сколько частей можно выделить?

    $ — Составляем коллективно план повести, запишем его на доске и в тетради.

    ПЛАН

    $ 1.Подвиг князя Петра

    2.Мудрая дева Феврония

    3.Поединок Петра и Февронии с боярами

    4.Кончина святых и посмертные чудеса

    Обратимся к 1 части

    -Художественный пересказ момента о прилете змея –дьявола.

    $-Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете?

    -Найдите в тексте слова, где показано отношение автора к змею. Прочитайте эти слова.

    -Как автор относится к Петру?

    — Какие человеческие качества привлекательны в Петре? (САМООТВЕРЖЕННОСТЬ,ХРАБРОСТЬ,ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С БРАТОМ)

    -Обратите внимание на фразу « любил молиться вне города». О чем она говорит? (Глубокая вера, молитвенность князя; уединившись в тихом храме ,легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву ,попросить о помощи в праведном деле)

    $ Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества воли,напряжения сил, Заканчиваются на этом испытания героя?

    -Что такое $подвиг? (подбираем однокоренные слова,выделяем корень,задумываемся над значением слова)

    -Кто такой подвижник? (Это тот,кто постоянно,всей своей жизнью идет(движется) по пути к БОГУ

    Обратимся ко 2 части

    Сюжет о змееборце дополнился сюжетом о мудрой деве

    -Почему называют Февронию мудрою?(говорит загадками)

    Чтение по ролям отрывка(князь и Феврония)

    -Зачем к$нязь испытывает Февронию?

    -Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?

    -Достойна ли Феврония Петра?

    $-Есть ли в тексте портреты героев?Почему?

    -Петр и Феврония жили благочестиво и праведно.. Как это понять?

    Обратимся к 3 части

    $Беседа

    -За что невзлюбили новую княгиню бояре?

    -Как отвечают супруги на козни бояр?

    -Как автор через слово выражает свое отношение к боярам?

    -Докажите,что Петр и Феврония –идеальные правители.

    Обратимся к 4 части

    Выразительное чтение

    Слово учителя

    На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы,т. е. объявлены святыми. Ежегодно 8 июля (по старому стилю-25)во всех храмах Прав$ославной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский День всех любящих.

    Есть 2 чудотворные иконы Петра и Февронии- в Спасо-Преображенском мужском монастыре и в храме Малого Воздвижения в Москве.

    $ -Как вы думаете, о чем просят святых верующие?

    СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

    -О каких вечных темах идет речь в повести?

    Добро побеждает,а зло само губит себя!

    — Как приходит в мир зло?(От корысти,глупости,властолюбия людей)

    -Можно ли бороться со злом и одолеть его?

    ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ.

    Иконы русской золотая осень,

    $

    Как яростна небес твоих лазурь.$

    Уж на цветы не залетают осы.

    И тишина, как после гроз и бурь.

    Прожить под золотом,

    Что под позором.

    Под солнцем жить.

    Осенние леса невидимо проходят перед взором

    Прощального иконного лица.

    — Рассмотрим миниатюры .Какие события из жизни святых изображены?

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    $ -Чем вам запомнился сегодняшний урок?

    -Чем обогатила$ вас история Петра и Февронии?

    -О каких вечных темах мы говорили сегодня?

    Поклоняемся вечным святыням,

    И любовь наша к миру чиста.

    Сердце русское верит и ныне-

    Мир жестокий спасет красота(ДУХОВНАЯ)

    Домашнее задание

    Написать сочинение –миниатюру « Духовная красота человека нашего времени» или создать презентацию « Повести о Петре и Февронии Муромских»

    $

    Вывод

    Одной из новых форм организации обучения на уроке литературы является личностно-ориентированный подход, который является основой традиционного обучения. Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знан$иям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включит$ь “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности. Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке литературы Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае. [

    $ Октябрь-2011год

  • Повесть о петре и февронии муромских таблица сказка житие повесть в таблице
  • Повесть о петре и февронии муромских сочинение на тему счастье
  • Повесть о разорении рязани батыем сочинение
  • Повесть о петре и февронии муромских гимн любви и верности сочинение 7 класс
  • Повесть о петре и февронии муромских элементы сказки и элементы жития