Повесть о настоящем человеке аргументы к сочинению война

Проблема осознания жестокости войны. цыбулько и. п. - 2022. вариант 5 из 36. как война влияет на судьбы людей? в

Проблема осознания жестокости войны. (Цыбулько И. П. — 2022. Вариант 5 из 36).

Как война влияет на судьбы людей? В чём состоит жестокость войны? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Гроссмана.

Раскрывая проблему жестокости войны, автор изображает эпизод Сталинградской битвы. Застигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков побежали в сторону ничейной земли и упали в глубокую воронку. В этот момент и молодой, и старый солдат думали только о том, как бы выжить, в них горел свет трогательной надежды, который горит не только в человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц. Этот пример подчёркивает противоестественность войны, которая отнимает у всего живого самую главную ценность – жизнь.
Неожиданно Климов увидел в воронке запылённого немца. Оказывается, оглушённый и ослеплённый, он спутал руку Полякова и руку немца. Два русских солдата и немец были беспомощны во время жестокой бомбёжки: их придавила одна и та же сила. Они вылезли из ямы и разошлись в разные стороны, не стали стрелять друг в друга. Это говорит о том, что война жестока тем, что существует необходимость убивать себе подобных. Оказавшись в одной и той же экстремальной ситуации, враги поняли бессмысленность убийства.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об антигуманной сущности войны, о том, что жажда жизни объединяет всех жителей земли.

Авторская позиция заключается в следующем: война жестока, она отнимает жизни людей – самую большую ценность на земле. Желание жить свойственно всему живому на свете.

Мне близка позиция автора. Действительно, война – это противоположное человеку состояние. Мы не рождаемся со стремлением убивать всё живое. Жестокость войны заключается в том, что человек вынужден убивать врагов и может погибнуть сам.

В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» жестокость войны подчёркивается тем, что при выполнении боевого задания гибнут пять девушек — зенитчиц. Природой они предназначены для того, чтобы давать жизнь, быть матерями, но война заставила их взяться за оружие и сражаться с врагом, защищать Родину.

В заключение хочу подчеркнуть, что каждый на земле должен осознать жестокость и противоестественность войны и сделать всё, чтобы на земле был мир.


Текст


(1)В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода. (2)Две пехотные дивизии должны были войти в проломленные авиацией, артиллерией и танками ворота. (З)Над заводскими цехами за полтора часа до рассвета загудели моторы «юнкерсов». (4)В начавшейся бомбёжке не было спадов и передышек: если на краткий миг в этом гремевшем сплошняке образовывалась щель, то она тотчас заполнялась свистом бомб, спешащих изо всех своих тяжёлых железных сил к земле. (б)Беспрерывный плотный грохот мог, казалось, как чугун, проломить человеку череп, сломать позвоночный столб.

(6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь.

(7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль.

(8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки.

(9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления.

(10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба.

(13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц.

(15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо.

(17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову.

(20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска.

(22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому.

(26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал.

(28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал.

(30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых.

(31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности.

(32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (ЗЗ)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли.

(По В. С. Гроссману)

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников единый государственный экзамен. Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

проблемы мужества

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать проблему текста, охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть – аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

«Судьба человека»

Тема проблемы мужества – это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество – это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

проблема мужества и стойкости

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание – смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

«А зори здесь тихие»

проблема мужества аргументы

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям – девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда – Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один – смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Проблема мужества, аргументы которой есть во множестве произведений о войне, встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

проблема мужества аргументы из литературы

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет – это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

«В списках не значился»

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Готовое проверенное сочинение на тему какими деяниями предков мы вправе гордиться? (№102) итогового сочинения ЕГЭ 2021 с аргументами, официальная дата проведения 15 апреля 2021 год.

Готовое итоговое сочинение 2021 №1

У каждого из нас есть родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Мы помним о них, благодарим за заботу, проявляем уважение по отношению к ним. Я считаю, что память о достижениях, победах наших предков необходима, в противном случае мир погрязнет в небытие. Воспоминания о былой славе наших предков должны быть с нами всегда — каждый из нас должен принять это.

Упоминая славные победы наших прародителей, невозможно не вспомнить Великую Отечественную войну, унесшую жизни миллионов человек.

Наша страна одержала победу над фашистами, в первую очередь, благодаря героическим поступкам наших соотечественников, которые, несмотря на жестокость войны, оставались людьми человечными и милосердными. Так, в рассказе «Судьба человека» М. Шолохов повествуется о тяжелой, по-настоящему ужасной судьбе Андрея Соколова. Этот человек пережил смерть близких людей, потерю родного дома и немецкий плен. Но, несмотря на это, Андрей проявляет сострадание и великодушие и усыновляет маленького беспризорного мальчика Ваню. Андрей Соколов проявил настоящую смелость и благородие, и я считаю, что этот человек является настоящим примером мужества и силы духа, которому мы должны следовать и сегодня.

Примером невероятного мужества может стать главный герой произведения «Капитанская дочка»

А. С. Пушкина. Пётр Гринёв, пережив все тяжести жизни: войну, смерть знакомых, расправы, не пал духом, и, оказавшись перед выбором между смертью и предательством родины, не стал переходить на сторону врага — Пугачёва. Вместо этого он остался верным своему долгу. Тем самым он показал своё мужество и храбрость, которое может стать примером для подражания у людей даже сейчас.

В заключение, хотелось бы сказать о том, что слава предков не может быть забыта, ведь сами они — наша защита и опора. Наше будущее возможно только благодаря ним, благодаря их подвигам, победам и поступкам. Именно поэтому мы должны помнить и гордиться славой наших прародителей, благодаря которым сейчас мы живем счастливо.

Готовое итоговое сочинение 2021 №2

Сегодня часто поднимается вопрос о ценности истории. Одни говорят, что исторические события ушли в прошлое, и мы уже не имеем к ним отношения. Другие, наоборот, утверждают, что необходимо помнить о подвигах деятелей своей Родины, уважать их и стараться соответствовать высокой планке, которую они подняли.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» – считал А.С. Пушкин. Сам он стал свидетелем грандиозного успеха Российского государства – победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812-го года. Это событие вызывало в нём гордость за своё Отечество и уважение к русскому народу. Мы знаем это из стихотворений Пушкина (например, «Клеветникам России»).

С тех пор прошло более двухсот лет, и наша страна прославила себя не раз. Определяющим событием в XX веке стал разгром нацистской Германии, осуществлённый благодаря Советскому Союзу. Эта победа навсегда вписана в наши сердца – не зря каждый год мы отмечаем День Победы, смотрим Парад на Красной площади, проходим в Бессмертном полку. Всё это доказывает, насколько значимыми для нас являются события Великой Отечественной войны. Воспоминания о трагедии народа и о преодолении страшного зла нацизма сплачивают государство и дают ему шанс на счастливое будущее. Те же, кто предлагает забыть о славном прошлом, вносят раскол в общество и работают на разрушение России. Вот поэтому, для её сохранения, необходимо сохранить память – прежде всего о том, каких высот достигала наша страна и наше общество в разные периоды истории.

Помнить о неудачах тоже нужно, делая правильные выводы. И всё-таки именно гордость за Родину может возвысить человека и дать ему силы с уверенностью смотреть в будущее.

Советский период многие сейчас критикуют. Конечно, были тогда допущены ошибки, однако и достижение того времени потрясают. Стремительная индустриализация, восстановление страны после Гражданской войны, изобретение ядерного оружия, запуск первого спутника и первого человека в космос.

У нашего народа много поводов для гордости, и не нужно этого стыдиться. Пушкин в одном из стихотворений писал, как облагораживает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». И это действительно так, ведь человек без прошлого, как «Иван, родства не помнящий», как дерево без корней, он не может развиваться, совершенствоваться, двигаться вперёд.

Готовое итоговое сочинение 2021 №3

Изначально дети почитали взрослых, проявляли к ним неустанное уважение. Но что же происходит сейчас в этом мире?

К сожалению, некоторые ребята не ценят собственных предков, не чтят сложившиеся традиции. А что? Может, так и должно быть? Однако на подобный вопрос важно ответить нет! Иначе мир погрузится в хаос из-за неуважения к взрослым людям, поменяются взгляды и ценности. После чего жить станет намного труднее… Стоит гордиться славою собственных предков. Это не просто позволено в современном мире, это необходимо! С каждым часом всё меньше и меньше людей, которые действительно благосклонно способны относиться к старшему поколению. А так быть ни в коем случае не должно!

Так почему же необходимо ценить и гордиться предками? Первое, это их слава, доблести и заслуги. Все население планеты столкнулось в двадцатом веке со страшными революционными действиями, с войнами. Проходя через жестокие испытания судьбы, каждый из них менялся внутри. Война разлучала друг с другом, невинные жизни бесповоротно забирала… Многие люди во время беспощадных лет отдали собственные жизни на благо родине! Они старались обеспечить последующим поколениям надежную опору и защиту. Эти люди хотели сделать мир лучше, дать возможность надеяться детям на счастливое будущее!

Отчего мы должны забывать и не гордиться славою предков? Они наша гордость и защита! Их нужно любить и проявлять по отношению к ним искреннюю благодарность! Следует заботиться об этих героях! Главное понимать, что они прошли через адские муки. Были и страшные репрессии, и голод морил, и холод не давал спокойно заснуть. Мы, как новое поколение, не должны забывать о них! Без таких людей давно бы разразилась еще одна война. Однако мы живем в гармоничном мире, где, спасибо за это предкам, ребенок не знает тяготы боевых действий!

Именно поэтому важно ценить и гордиться славой предков, которые отдавали все силы, чтобы встать на спасение родины. Не нужно забывать, что дышим и смотрим на яркий мир мы только благодаря таким героям! Память об этих людях должна жить вечно в сердцах всего современного населения земного шара!

Готовое итоговое сочинение 2021 №4

А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно…». И это действительно так, потому что они прожили нелегкую, героическую жизнь в разные годы. Наши прабабушки и прадедушки создавали историю нередко ценой собственной жизни и ,и мы обязаны помнить об этом, гордиться своими предками! Нельзя забывать о тех страшных испытаниях, что выпали на долю русского народа.. Чтобы жива была память о тех событиях, русские писатели в своих произведениях рассказали об этом.

В «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстой рассказывает о героизме защитников Севастополя, проявленном в 1855 году. Читая о первых неделях обороны Севастополя, мы видим истинных героев из народа, которые в тяжёлые времена не упали духом и без страха готовились к смерти за город, за родину. Это не храбрость, не молодецкая удаль, а великодушие, забвение себя в беззаветной любви к Родине. С поразительной простотой и скромностью матрос рассказывает о том, как он был ранен и у него отняли ногу выше колена. Он не жалуется на свои страдания, он знает по опыту, что не надо много думать о себе. Не думать о себе — это значит чувствовать постоянную связь со своим народом.

Мужество духа, уникальная сила воли, удивительный патриотизм жителей города достойны не только нашей памяти, но и гордости за наших предков, за их патриотизм и готовность отдать жизнь за Отчизну во имя счастливой и свободной жизни потомков.

Размышляя о словах великого Пушкина, я не могу не обратиться к рассказу Льва Абрамовича Кассиля «Линия связи», в котором говорится о Человеке(именно так называет автор главного героя, не присваивая ему ни имени, ни звания), совершившем героический поступок ,»не думая, не помня ни страхов, ни желаний, даже себя не выделяя и совсем забыв себе цену». Герой Кассиля умирает ради того, чтобы замкнуть разорванный взрывом провод, восстановить связь, от исправности которой так много зависит на войне

И эта связь, восстановленная ценой собственной жизни, кажется мне символичной: я вижу в этом невидимую нить, которая тянется к нам из прошлого ,чтобы мы помнили о тех, кто ценой своей жизни подарил нам сегодняшний день, возможность учиться, дружить, ,заниматься любимым делом, чтобы гордились славой наших предков и были достойными их преемниками.

Слова А.С. Пушкина актуальны в современном мире: не гордиться своми предками означает «постыдное малодушие». Я согласна с каждым словом поэта. Мы не должны забывать славные подвиги своих предков, которые отстояли наше будущее, проявив несгибаемый характер, формировавшийся столетиями. ,закалённый в древности и хранимый по сей день..

Таким образом ,возвращаясь к теме сочинения, хочу с уверенностью сказать, что мы должны знать о тех, кто добывал славу нашему Отечеству, помнить о них и гордиться их славой.

Готовое итоговое сочинение 2021 №5

Наши славные предки совершили много подвигов, которыми мы можем гордиться по праву. По-настоящему значимыми для нашего настоящего и для будущего наших детей является такое событие, как освобождение всего мира от нацизма. Дню Победы мы обязаны нашей свободой, нашим процветанием, нашим будущим. Это достижение советских солдат — вечный повод для гордости. Мою точку зрения разделяют многие известные авторы.

Вспомним произведение Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Прошлое, описанное в той книге, мотивирует нас стать лучше, ведь демонстрирует реальные примеры храбрости, ума, таланта. В «Повести о настоящем человеке» речь идет об истории, которая произошла в действительности с одним из военных летчиков. Его самолет подбили, и он вынужден был добиваться до своей части через лес, будучи раненым. В результате герой потерял обе ноги. Отчаяние стало душить его, ведь он больше не мог летать и сражаться с врагом. Кроме того, его беспокоили отношения с невестой: как она примет инвалида? Однако Мересьев смог побороть уныние и заставить себя вернуться в строй. Он стал учиться жить с протезами и освоил все упражнения, необходимые для медкомиссии, чтобы она допустила его к полетам. Занятия были очень тяжелыми, порой он падал и рыдал от изнеможения и боли. Однако Алексей смог добиться своего: вновь стал боевым летчиком. Невеста не разлюбила его, и они завели счастливую семью. Его пример вдохновляет мое поколение на совершение подвигов и учит тому, что сила духа, отвага и целеустремленность творят чудеса. Этим подвигом нашего летчика мы вправе гордиться всегда.

Не секрет, что в Великой Отечественной войне участвовали и женщины. Они тоже внесли огромный вклад в Победу, о котором мы не имеем морального права забывать. Его воспел Б.Л. Васильев в повести «А зори здесь тихие». Отважные зенитчицы отправились на фронт совсем еще молодыми девчонками. У кого-то дома остался ребенок, у кого-то — родители, а кто-то пришел на передовую уже одиноким — без семьи, но с жаждой мести. Несмотря на тяжелое положение, девчонок в армии берегли, поэтому отправили их в тихое место, где ничего не происходило. Однако именно там враги высадили своих диверсантов, чтобы те подорвали важный объект. Зенитчицам предстояло принять неравный бой, чтобы задержать бойцов из элитного подразделения. Женя, Галя, Рита, Соня и Лиза проявили бесстрашие на поле сражения, хоть и не все справились с паникой первоначально. Каждая девушка погибла на боевом посту, но никто из них не проиграл. Они приняли свою ношу и достойно выдержали испытание, сколько могли, замедлив продвижение оккупантов и сорвав их планы. Сколько милых девушек сложили головы, защищая Отечество? Мы никогда не забудем их подвига, мы свято будет охранять их память, ведь мы горды тем, что в наших жилах течет их кровь.

Таким образом, мы можем гордиться общенародным подвигом, освободившим всю Европу от коричневой чумы фашизма и нацизма. Наши предки голыми руками победили более мощного и технически развитого противника. Сила духа и сплоченность позволили им сотворить чудо и сделать так, чтобы их потомки были свободными.

Аргументы к теме какими деяниями предков мы вправе гордиться?

1) В.К. Железников «Чучело» В.К. Железников в повести «Чучело» изобразил человека, который с должным почтением относится к памяти предков. Николай Николаевич тратил всю свою пенсию, чтобы собрать коллекцию картин своего знаменитого прадеда — крепостного художника. Когда-то он рисовал чудесные полотна, которые его современники распродали поодиночке. Правнук высоко ценил мастерство своего предка. Мысли о нем помогали ему пережить военные будни, давали цель в жизни. После демобилизации Николай Николаевич вернулся в родной город на Оке, чтобы найти все работы прадеда и сделать родовое гнездо, где все члены его семьи смогут насладиться живописью и памятью о своем происхождении. Ради этого герой охотно ходит в пальто с заплатами и всячески себя ограничивает. Но в финале он понимает, что собранное им богатство не должно принадлежать ему одному. Им нужно поделиться с людьми, которые могут по праву гордиться историей своего городка. Он отдал свой дом вместе с картинами под музей. Жители получили возможность культурного просвещения. Николай Николаевич чтил своих предков, и эта благородная черта характера стала началом большого мирного подвига — сохранения русской культуры.

2) И.А. Бунин «Антоновские яблоки» Но чтить нужно не только далеких предков, но и тех, кого мы еще застали в живых. Их опыт не менее ценен, их достижения не менее достойны уважения. Об этом писал и И.А. Бунин в произведении «Антоновские яблоки». Главный герой вспоминает о том, какие впечатления он запомнил в детстве благодаря досугу в поместье тетушки. Анна Герасимовна была хлебосольной, радушной и веселой хозяйкой большой усадьбы. В этом райском уголке царили уют и покой. Все крестьяне жили безбедно, их никто не притеснял, ведь барыня была честной женщиной с высокими нравственными принципами. Она жила в ладу со своими работниками. Ее юный племянник часами бродил по залитым солнцем полям, по осенним лесам, охотился и собирал яблоки. А иногда он просто наслаждался тихим утром в окружении книг и душистого запаха деревенских угодий. Анна Герасимовна накрывала стол, собирала гостей, и люди получали удовольствие от общения. Эти прекрасные дни на лоне природы навсегда запомнились рассказчику. Его тетушки давно нет в живых, ее имения уже нет, но герой хранит в сердце воспоминания о тех временах, которые его согревают и вдохновляют. Он чтил своих предков, поэтому смог получить эти впечатления и сохранить их.

Смотрите также на нашем сайте:

Реальные темы итогового сочинения 15 апреля ЕГЭ 2021

Анна АЛЕКСАНДРОВА

05.12.2021

Штрихи к полузабытому портрету: график-самородок Валериан Щеглов

Современному массовому зрителю, а равно читателю имя Валериана Щеглова почти неизвестно. Причина этого, возможно, кроется в его красном прошлом: он воспевал революцию, выполнил множество работ, посвященных 1917 году и Гражданской войне. Подобное забвение представляется несправедливым. Ведь этот талантливый график создавал не только образцы агитпропа, но и прекрасные иллюстрации к книгам лучших советских поэтов и прозаиков.

Книги, в которых про него рассказывается, вышли из печати еще в советское время, поэтому информацию о художнике приходится собирать по крупицам. Известно, что он родился в Калуге, где отец Валериана заведовал городской типографией. Проявлявшего с ранних лет интерес к рисованию мальчика отдали в реальное училище, где его учителем стал Всеволод Левандовский, не только талантливый живописец, но и одаренный график. Тот обучался в Академии художеств у легендарного Павла Чистякова, воспитавшего целую плеяду таких мастеров, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерих, Виктор Васнецов.

Под руководством Левандовского юный Щеглов оттачивал навыки рисунка и довольно скоро начал получать премии и наградные листы. Он мечтал пойти по стопам наставника — тоже поступить в Академию.

Однако революция и Гражданская война нарушили эти планы. Молодой художник начал работать в местной газете «Коммуна», рисовал карикатуры и плакаты. В 1920 году 19-летним вступил в ряды Красной Армии, где продолжил заниматься агитационным искусством (нарисовал плакаты «Бей Деникина!», «III Интернационал», «Все на разгром Врангеля!» и другие). По завершении кровавой междоусобицы вернулся к мысли об учебе, уехал в Ленинград, где в 1925-м поступил в рисовальную школу. В бывшей столице в то время царили особые нравы в искусстве: на коне были те, кого позже станут обвинять в газетах и на собраниях в формализме.

В 1926 году он вернулся в Калугу и возобновил сотрудничество с «Коммуной». Как отмечала искусствовед Элла Ганкина, «пребыванием в школе Общества поощрения художеств исчерпывается специальное художественное образование В.В. Щеглова». Многому он учился самостоятельно, что не помешало ему стать мастером своего дела.

В 1927-м перебрался в Москву, где начал сотрудничать с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание — сила», а также с издательством «Молодая гвардия». Нередко путешествовал, побывал в Крыму, Средней Азии, на Крайнем Севере, жил на Балтике. Сделанные в этих поездках наброски легли в основу самых разных работ. Несколько лет Щеглов трудился над иллюстрациями к пятитомному изданию «История Гражданской войны в СССР».

В одном из своих исследований Ганкина приводит его слова: «Я много работаю над темой Гражданской войны. Считаю, что те из художников, которым посчастливилось быть свидетелями зарождения Красной Армии, кто провел свои юношеские годы в ее рядах, должны упорно теперь работать над воссозданием ее героических образов. Они увлекают нас своей силой и оптимизмом. Неустанно тружусь над композицией и рисунком. Изучаю до мелочей одежду и вооружение Красной Армии периода Гражданской войны и интервенции; собираю материал об интервентах и тщательно подыскиваю типаж. Основным недостатком всех наших произведений я считаю отсутствие страсти в изображении Красной Армии. Отсутствие динамики, патетики. Искусственная «приподнятость» наряду с плохим знанием изображаемых событий приводят художника только к бесстрастным и фальшивым произведениям».

С 1933 года он сотрудничал с Государственным издательством детской литературы. Большим успехом в довоенный период пользовалась книга Ивана Папанина «На полюсе» (1939). За событиями, которые разворачивались вокруг дрейфующей станции, в то время следил весь мир, советские дети поголовно играли в «папанинцев», и рассказ о покорении Арктики пришелся как нельзя кстати. Тем более — в сопровождении чудесных цветных иллюстраций, изображавших суровые северные пейзажи и трудную жизнь среди льдин. Популярности этих рисунков не смогло помешать даже низкое качество типографской печати.

Среди авторов, чьи книги охотно оформлял этот на редкость востребованный график, был Сергей Михалков. Начало их творческой дружбе, по словам журналиста Виталия Амурского, положила книга «Товарищи» (1937), ставшая ярким публицистическим выступлением против фашизма в Испании. Через год Валериан Васильевич выполнил иллюстрации к михалковской «Границе», а в 1939-м вышло их совместное издание «Красная Армия». Щеглов, как отмечала Элла Ганкина, был художником героико-романтического плана, справедлива эта характеристика и в отношении книжных иллюстраций. К примеру, в «Красной Армии» пехотинцев, парашютистов, кавалеристов и других русских воинов он изобразил в этакой медально-чеканной манере, много общего в тех работах с его плакатами.

Сотрудничество с Михалковым было долгим и успешным. После войны художник проиллюстрировал книгу «Служу Советскому Союзу» (1948). В ней «рассказывается о семье Орловых — простой советской семье, все члены которой внесли вклад в дело освобождения Родины. В бою и в труде братья и сестры Орловы — первые по силе, мужеству и трудовой доблести. Семья Орловых, конечно, не реальная конкретная семья, это собирательный образ семьи, характерной для нашего времени. На обложке художник дает портрет братьев и сестер Орловых, идущих в День Победы по Красной площади. В тексте, в цветных акварелях дается краткий рассказ о боевых эпизодах, в которых участвовали герои, или об их трудовых подвигах» (Элла Ганкина).

Высочайшее мастерство он проявил не только в акварели, ему прекрасно удавались рисунки пером. (Эта техника недаром считается очень сложной, тут художник не имеет права на ошибку: одна неверная линия — и работа испорчена.) Из-под его пера выходили искусные, с тончайшей штриховкой вещи. Порой автор пытался приблизить такой рисунок к карандашному, чтобы передать всевозможные нюансы светотени. С годами его искусство становилось все более душевным, проникновенным, плакатное начало в нем постепенно уступало место индивидуальному, психологическому.

А плакату он сил отдал немало, особенно в годы Великой Отечественной. В первые дни войны пошел работать в «Комсомольскую правду». По словам Ганкиной, жил прямо в редакции, как, впрочем, и многие другие сотрудники, дневавшие и ночевавшие на работе. Напечатанные в «Комсомолке» рисунки использовались как фронтовыми газетами, так и изданиями в тылу. Виталий Амурский о том времени повествовал:

«Закрытые темными шторами окна. Светомаскировка. В редакции «Комсомольской правды» полным ходом идет подготовка очередного номера газеты. Немцы в нескольких десятках километров от Москвы. За столом, заваленном листами белой бумаги, красками, карандашами, перьями, — невысокий, чуть полноватый человек. Это Валериан Васильевич Щеглов. Несколько часов назад поступила информация о подвиге 28 гвардейцев-панфиловцев. Утром новость должна знать вся страна. Щеглов делает плакат-рисунок об этом событии. В этот раз художник не был на передовой и своими глазами не видел названной позднее легендарной обороны. Но опыт мастера-профессионала и те знания, которые дала ему личная солдатская судьба, помогают руке находить точные штрихи, за которыми возникает живая панорама боя, напряжение фигур. Солдатскую кашу Валериан Васильевич попробовал еще в Гражданскую войну. Жизнь армии была ему хорошо знакома… Кстати, тогда же началась и его творческая биография. Художник-любитель, он нарисовал интересный плакат… В Политуправлении Армии на эту работу обратили внимание… К 1941 году у художника была уже большая практика. Он стал профессионалом. И снова — дни и ночи плакаты».

Последний рисунок для «Комсомольской правды» он сделал уже в День Победы. По окончании войны Щеглов выполнил иллюстрации к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. В тот раз поставил перед собой задачу: показать, как суровые испытания закалили воина, превратили его в Героя с большой буквы. На фронтисписе изображен веселый, удалой парень: «широкоскулое, улыбающееся лицо с живыми «цыганскими», по выражению Полевого, глазами… Весь облик Мересьева пронизан выражением бодрости, уверенности» (Элла Ганкина). Далее читатель как бы наблюдает эволюцию вернувшегося на фронт, несмотря на чудовищное увечье, персонажа: «Повествование достигает кульминационной точки в рисунке, изображающем Мересьева в самолете… во время воздушной атаки. Лицо летчика, его плотно сжатые губы, сдвинутые брови и устремленные вперед глаза выражают моральное торжество».

Творческое наследие Щеглова включает в себя также замечательные иллюстрации к роману Алексея Толстого «Хлеб» (пожалуй, лучшая его графика на тему Гражданской войны). Кроме того, он оформил фадеевский роман «Разгром». Иллюстрированием мэтр занимался до последних дней, а не стало его в 1984 году. Тонкие, искусные рисунки сохранили для нас дух ушедшей эпохи. Как писал Виталий Амурский, «просматривая работы Валериана Васильевича Щеглова, вы не найдете ни одной «веселой» или «забавной»… Но в каждой есть жизнь, дыхание своего времени».



Материал опубликован в ноябрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новокаякентская СОШ» Каякентского района

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»

99771413 1

Автор: учитель русского языка и литературы

Саидова Г.А.

2020г.

Цели урока: 

— формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);

формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.

Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.

Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

(Просмотр фрагмента фильма)

После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .

(Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)

Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.

Первый вопрос: что вы видели на экране?

Ученики записывает ответ в течение 2 минут

Учитель:Что вы думаете об увиденном?

Ученики записывают ответ

Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?

Ученики записывают ответ

(Фронтальный опрос)

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос

(Ответы учеников )

Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос

Ответы учеников

Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос

Ответы учеников

2. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?

Ответы учеников: Что такое сила воли?

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.

3. Работа над темой урока.

Работа в группах

Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?

Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.

(Выступления учеников).

Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.

Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

(Организация опроса по ПОПС-формуле.)

Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.

Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.

Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?

Примерные ответы учеников.

Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.

Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.

Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.

Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Работа над построением сочинения — рассуждения.

Текст читает ученик.

Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Аргументируя свой тезис, приведите 

2 (два) примера-аргумента

, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите 

из прочитанного текста

, а второй — 

из Вашего жизненного опыта.

 
Объём сочинения должен составлять 

не менее 70 слов

. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите 

аккуратно, разборчивым почерком

.

Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

(Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)

Ответы учеников:

Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.

Работа в группах.

Учитель дает задание каждой команде.

Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).

Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?

Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

Ученик: Аргумент выстраиваю по такой 

схеме:

1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

Учитель:

Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.

Физминутка.

Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.

  • Александр Невский, 

  • Дмитрий Донской, 

  • Михаил Кутузов, 

  • Василий Чапаев, 

  • Георгий Жуков, 

  • Лев Толстой, 

  • Максим Горький и другие.

Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.

Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)

Затем каждая команда читает написанное.

Примерные ответы учеников

Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.

Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг.  Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.

Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.

Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.

Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.

  Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. 

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.

Урок  заставил задуматься …,

Навел меня на размышления …

  Что нового вы узнали на уроке?

 Что вы считаете нужным запомнить?

  Над чем ещё надо поработать?

 Своей работой на уроке я  доволен;  

не совсем доволен;

  не доволен, потому что …

Домашняя работа.

  1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту

Л. Пантелеева;

2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.

  • Повести и рассказы сологуб федор кузьмич
  • Повести и рассказы про охоту в тайге
  • Повесть о красноречивом крестьянине древнеегипетская сказка
  • Повесть о настоящем человеке краткое содержание для сочинения
  • Повести василия быкова это рассказы очевидца о событиях из предложения 2 выпишите слово