Повесть о красноречивом крестьянине древнеегипетская сказка

Восстановление единого египетского государства дало толчок дальнейшему развитию египетской торговли. вс больше и больше укрепляются торговые связи египта с соседними

Восстановление единого Египетского государства дало толчок дальнейшему развитию египетской торговли. Всё больше и больше укрепляются торговые связи Египта с соседними областями, в частности с оазисами, откуда в Египет привозили минералы, соль, растения, дерево, кожи, птиц, в частности голубей. В «Повести о красноречивом крестьянине» рассказывается о том, как поселянин, живший в «солончаковом оазисе», расположенном около юго-западного края дельты, грузит на ослов различные товары, очевидно, местные продукты, чтобы отправить их в Египет. Он гонит свой маленький караван в ближайший большой город Гераклеополь, чтобы «достать там питание для своих детей». Можно думать, что уже в период Среднего Царства египтяне обменивали избыточные продукты сельского хозяйства, возможно зерно, на соль, кожу, шкуры и в значительной степени на различные виды ремесленного сырья, которое им доставлялось в первую очередь из оазисов, окружавших долину и дельту Нила.

Однако египетская торговля стала проникать и в более далёкие страны. За последнее время раскопки в Палестине и в Сирии дают нам возможность утверждать, что некоторые города в этих странах в период Среднего Царства превратились в передовые пункты египетской торговли и вообще экономического и культурного влияния. Таков был древний Гезер, расположенный к северо-западу от Иерусалима. В развалинах Гезера сохранились египетские статуи из песчаника и гранита, а также различные изделия из слоновой кости и других материалов, очевидно, привезённые в Палестину из Египта. Весь этот археологический слой Гезера может быть отнесён к началу второго тысячелетия до н. э., т. е. ко времени царствования фараонов XII династии. Возможно, что жители Гезера вели торговлю с Египтом, что в этом палестинском городе жили египтяне и что здесь были построены здания в египетском стиле, может быть египетский храм. На это указывают сохранившиеся здесь камни от построек с остатками гиероглифической надписи. Таков был, например, в Сирии город Библ, в развалинах которого были обнаружены многочисленные египетские изделия, относящиеся, судя по надписям, ко времени Среднего Царства. Здесь найден роскошный обсидиановый сосуд с золотой надписью, содержащий имя фараона Аменемхета III, и драгоценные сосуды с именами Аменемхета IV. Египетские предметы, как, например, сфинкс с именем дочери царя Аменемхета II, были найдены и в другом сирийском городе, в Катне. Наконец, египетские памятники времени Среднего Царства, в частности статуэтки царевны Хнумит, обломки сфинксов с именами Аменемхета III и скульптурная группа с именем «начальника города, везира, судьи Сенусерта-анх», были найдены во время раскопок в Рас-Шамра, в Северной Сирии, в развалинах столицы царства Угарит, что указывает на проникновение египетской торговли вплоть до областей Северной Сирии.

Известный «Рассказ Синухета» красноречиво рисует укрепление торговых связей между Египтом и Сирией. Один из князей Сирии, к которому является бежавший из Египта вельможа Синухет, говорит, что египтянин может услышать в Сирии египетскую речь. В том же рассказе говорится о том, что египетские караваны проходили через Сирию. Синухет, обосновавшийся в Сирии, не теряет связи со своей родиной. С гордостью говорит он об этом: «Посол, отправлявшийся на север или на юг — ко двору, останавливался у меня — я давал приют всем». На стенах одной египетской гробницы Среднего Царства изображены 37 типичных жителей Азии, принадлежавших, как говорится в надписи, к племени аму. Они прибыли в Египет во главе со своим вождём Ибша, очевидно, для того чтобы завязать с Египтом более тесные торговые связи. В надписях этого времени говорится об египетских экспедициях, снаряжавшихся в Сирию. Так, на 45-м году царствования Аменемхета III (1804 год до н. э.) экспедиция во главе с Пта-Уром проникла далеко в глубь Сирии — «в таинственные долины, и области очень отдалённые, о которых раньше никто ничего не слыхал». Египетская торговля с Сирией, в частности с Библом, в эту эпоху играет уже такую крупную роль в хозяйственной жизни Египта, что прекращение этой торговли в годы большого восстания рабов и бедняков рассматривается как тяжёлое несчастье. Наконец, в эту эпоху устанавливаются первые торговые связи Египта с Вавилонией. В развалинах храма в Тод в 1935 году было найдено 4 медных ящика с различными предметами, происходящими из Азии, в частности с амулетами и печатями типично месопотамского происхождения. Судя по надписям, эти вещи доставлены в Египет в царствование Аменемхета II.

Одновременно с этим усиливаются и торговые связи Египта с южными странами — с Нубией, а также с той далёкой страной Пунт, которая была расположена в восточной части Африки, в районе современного Сомали. В надписи казначея Хену времени XI династии описывается снаряжение довольно большой торговой экспедиции в эти отдалённые юго-восточные страны. Египтяне должны были преодолевать здесь большие трудности далёкого и тяжёлого пути. Им приходилось пересекать районы пустыни и поэтому брать с собой в большом количестве воду, провиант и сандалии. На берегу Красного моря они строили корабли и оттуда направлялись морем в страну Пунт с целью доставки в Египет богатств этой страны. Эти экспедиции должны были сопровождаться большими отрядами войск, что иногда придавало им полувоенный характер. В надписи «казначея царя Нижнего Египта и начальника дворца Хент-хетура» говорится о том, что «он благополучно вернулся из Пунта, причём воины его были с ним целы и невредимы и корабли его пристали к Сау». Возможно, что эта гавань Сау находилась на берегу Красного моря, несколько севернее Косейра. По дорогам, шедшим из Коптоса к побережью Красного моря, часто двигались караваны, вслед за которыми шли отряды воинов, направлявшиеся в Пунт, или в «Страну бога», как тогда называли египтяне области, расположенные в Восточной Африке. В надписи, найденной к северу от Косейра, говорится, что на первом году царствования фараона Сенусерта II был «сооружён его памятник в Стране бога», Египетские фараоны XII династии в период расцвета Среднего Царства делали активные попытки завязать торговые связи с далёкими странами, расположенными к юго-востоку от нильской долины. Торговля с Пунтом продолжала существовать и во времена XIII династии. В надписи Поферхотепа упоминаются «благовония из Пунта» и «драгоценные камни из страны богов».

В надписях этого времени упоминаются торговые сношения с северными народами, которых египтяне называли «ханебу», т. е. «находящиеся позади». Существовали особые управления, ведавшие сношениями с этими северными племенами ханебу; некоторые вельможи указывают в своих надписях, что они одерживали победы над этими племенами. В Египте, в развалинах города Ха-Сенусерт-Хотеп (современный Кахун), построенного Сенусертом II близ его пирамиды у входа в оазис Фаюм, были найдены черепки сосудов так называемого «типа Камарес», доставленные с острова Крита. Одновременно с этим египетские вещи Среднего Царства были обнаружены при раскопках на Крите. Это свидетельствует о существовании торговых связей между Египтом и Критом в эпоху Среднего Царства.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 214-217.

Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.

Русские литературные сказки

skaz23

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.

Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836). 
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.

Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929). 

Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе. 

Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958)  Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.

Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.

Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..

С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз»  начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший  повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939).  Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.

Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».

В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.

Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила  в себе различные стили, от утопии до памфлета.

Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки,  в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки

▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам

ss196tr

70 лучших сказок русских и советских писателей

1 Александр Пушкин — Руслан и Людмила
2 Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
3 Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
4 Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде
5 Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке
6 Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
7 Василий Жуковский —  Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери
8 Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке
9 Иван Крылов — Ворона и Лисица
10 Иван Крылов — Мартышка и очки
11 Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука
12 Иван Крылов — Стрекоза и Муравей
13 Иван Крылов — Слон и Моська
14 Сергей Аксаков — Аленький цветочек
15 Петр Ершов — Конёк-Горбунок
16 Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино
17 Алексей Толстой — Прожорливый башмак
18 Александр Островский — Снегурочка
19 Павел Бажов — Уральские сказы
20 Николай Некрасов — Генерал Топтыгин
21 Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
22 Николай Гоголь — Вий
23 Александр Грин — Бегущая по волнам
24 Самуил Маршак — Двенадцать месяцев
25 Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей
26 Николай Носов — Незнайка на Луне
27 Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе
28 Алан Александр Милн — Винни-Пух
29 Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот
30 Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч
31 Корней Чуковский — Мойдодыр
32 Корней Чуковский — Доктор Айболит
33 Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана
34 Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
35 Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке
36 Виталий Бианки — Рассказы и сказки
37 Юрий Олеша — Три толстяка
38 Константин Паустовский — Сказки
39 Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал
40 Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты
41 Виталий Бианки — Синичкин календарь
42 Евгений Шварц — Голый король
43 Валентин Катаев — Цветик-семицветик
44 Александр Волков — Волшебник Изумрудного города
45 Александр Волков — Жёлтый Туман
46 Александр Волков — Огненный бог Марранов
47 Александр Волков — Семь подземных королей
48 Борис Шергин — Волшебное кольцо
49 Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
50 Юрий Томин — Шёл по городу волшебник
51 Лия Гераскина — В стране невыученных уроков
52 Сергей Абрамов — Выше радуги
53 Кир Булычев — Сто лет тому вперёд
54 Владимир Одоевский — Городок в табакерке
55 Владимир Одоевский — Мороз Иванович
56 Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих
57 Вениамин Каверин — Песочные часы
58 Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы)
59 Всеволод Гаршин — Attalea princeps
60 Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав
61 Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты?
62 Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки
63 Андрей Малышев — Елена Прекрасная
64 Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей
65 Виталий Губарев — В Тридевятом царстве
66 Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты»
67 Тамара Крюкова — Кот на счастье
68 Елена Данько — Побеждённый Карабас
69 Степан Григорьевич Писахов —  Соломбальска бывальщина
70 Ованес Туманян.  Умный и глупый

BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ


Русские народные сказки

Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).

Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).

Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.

65 лучших русских народных сказок

1 Гуси-лебеди 33 Два Ивана — солдатских сына
2 Иван-царевич и серый волк 34 Два Мороза
3 Сестрица Аленушка и братец Иванушка 35 Елена Премудрая
4 Василиса Прекрасная 36 Золотая рыбка
5 Царевна-Лягушка 37 Иван Бесталанный и Елена Премудрая
6 Иванушка-дурачок 38 Иван — коровий сын
7 Колобок 39 Казак и ведьма
8 Репка 40 Как лиса шила волку шубу
9 Курочка Ряба 41 Кашица из топора
10 Петушок – золотой гребешок 42 Коза — дереза
11 Баба-Яга 43 Кот — серый лоб, козел да баран
12 Сивка-Бурка 44 Кривая уточка
13 Теремок 45 Мальчик с пальчик
14 Морозко 46 Маша и медведь
15 Иван — крестьянский сын и чудо-юдо 47 Медведь и лиса
16 Финист — ясный сокол 48 Морской царь и Василиса Премудрая
17 Волк и коза 49 Мужик и медведь
18 Белая уточка 50 Никита Кожемяка
19 Бобовое зернышко 51 О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове
20 Волшебное кольцо 52 О молодильных яблоках и живой воде
21 Журавль и цапля 53 Пастушья дудочка
22 Зимовье зверей 54 По щучьему веленью
23 Каша из топора 55 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
24 Летучий корабль 56 Поп и батрак
25 Кот и лиса 57 Правда и Кривда
26 Лиса и волк 58 Семь Симеонов
27 Лиса и журавль 59 Фома и Ерема
28 Лиса и кувшин 60 Хаврошечка
29 Мужик и медведь 61 Хрустальная гора
30 Никита Кожемяка 62 Царевна — змея
31 Хаврошечка 63 Чернушка
32 Марья Моревна 64 Чудесная рубашка
    65 Яичко

Сказки. Купить книги


Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru

Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru 

Почитать русские народные сказки 


Детская электронная библиотека «Пескарь»

peskarlib.ru/skazki

Сайт «Сказки»

l-skazki.ru 

Мульфильмы по руским сказкам


А

А в этой сказке было так…

Алёнушка и солдат (мультфильм)

Б

Баба Яга. Начало (мультфильм)

Бабка Ёжка и другие

Бурёнушка

В

Вернулся служивый домой

Волк и семеро козлят (мультфильм)

Волк и семеро козлят на новый лад

В некотором царстве…

Василиса Прекрасная (мультфильм)

Верлиока (мультфильм)

Вершки и корешки

Волчище — серый хвостище

Волшебная птица (мультфильм)

Г

Горе — не беда

Гуси-лебеди (мультфильм)

Д

Двенадцать месяцев (аниме)

Девочка и медведь

Дереза (мультфильм)

Ж

Жар-птица (мультфильм)

Жил у бабушки козёл

Жихарка (мультфильм, 2006)

З

Зимовье зверей (мультфильм, 1981)

И

Ивашко и Баба-Яга

К

Как поймать перо Жар-Птицы

Как старик наседкой был

Колобок (мультфильм, 1936)

Краса ненаглядная

Крылатый, мохнатый да масленый

Как грибы с горохом воевали

Каша из топора

Колобок (мультфильм, 1956)

Кот и лиса (мультфильм)

Кот Котофеевич (мультфильм)

Л

Лиса и дрозд (мультфильм)

Летучий корабль (мультфильм)

Лиса и Волк (мультфильм, 1936)

Лиса и волк (мультфильм, 1958)

Лиса и заяц

Лиса и медведь (мультфильм)

Лиса Патрикеевна (мультфильм)

Лиса, заяц и петух (мультфильм)

М

Машенька (мультфильм)

Межа (мультфильм)

Мороз Иванович (мультфильм)

Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)

Машенька и медведь (мультфильм)

Медведь — липовая нога

Молодильные яблоки (мультфильм)

П

Петушок — золотой гребешок (мультфильм)

Поди туда, не знаю куда (мультфильм)

Последняя невеста Змея Горыныча

Про деда, бабу и курочку Рябу

Петух и боярин

По щучьему велению (мультфильм, 1984)

По щучьему велению (фильм, 1970)

С

Синеглазка (мультфильм)

Сказка о солдате (мультфильм)

Сказка сказывается

Снегурочка (мультфильм, 2006)

Старик и журавль (мультфильм)

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)

Сказка о глупом муже (мультфильм)

Сказка о Снегурочке (мультфильм)

Сказка про Емелю

Снегурка (мультфильм)

Т

Теремок (мультфильм, 1937)

Теремок (мультфильм, 1945)

Терем-теремок (мультфильм)

Три дровосека

У

Уважаемый леший

У страха глаза велики

Ц

Цапля и журавль (мультфильм)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)

Царь Дурандай

Ч

Чудесный колодец

Чудесный колокольчик

Чудо-мельница

ВИДЕО


Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок

www.ivi.ru

Советские и российские фильмы по мотивам сказок

www.youtube.com

60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок

kino.mail.ru

Фэнтези – один из наиболее востребованных и интересных жанров кино, чьи законы позволяют режиссёрам дать волю фантазии и создавать уникальные, удивительные миры. Истории о волшебстве, магических существах, героях и далёких королевствах не теряют популярности, ведь захватывают воображение и помогают сбежать от реальности. Предлагаем вашему вниманию подборку лучших фильмов в жанре фэнтези всех времён.

1. Трилогия «Властелин колец» (The Lord of the Rings), 2001-2003.

Экранизация серии романов отца мирового фэнтези Дж. Р. Р. Толкина – одна из наиболее успешных кинофраншиз в истории. Режиссёр Питер Джексон в полной мере передал дух толкиновского Средиземья и рассказал эпическую, многослойную сказку-эпос, которая не оставит равнодушным ни одного любителя фэнтези. История войны народов Средиземья против злобного Саурона, сплетённая с путешествием Кольца Всевластия, станет украшением любого киновечера. Трилогия подарит зрителям захватывающий сюжет, зрелищные батальные сцены и напряженные драматические моменты.

2. Трилогия «Хоббит» (The Hobbit), 2012-2014.

Новая трилогия Питера Джексона рассказывает историю взбалмошного дядюшки Фродо Бильбо, который отправился в путешествие задолго до знаменитого племянника и стал участником рискованного, но захватывающего приключения. Бильбо Бэггинсу предстоит опасный путь к логову настоящего огнедышащего дракона. По дороге он обретёт новых друзей и то самое магическое кольцо, которое через несколько десятилетий поставит под удар будущее всего Средиземья.

3. «Гарри Поттер» (Harry Potter), восемь фильмов, 2001-2011.

Кто не знает историю знаменитого Гарри Поттера? Волшебные книги о приключениях мальчика, который выжил, долгие годы остаются самыми продаваемыми литературными произведениями, а экранизации этих романов продолжают бить зрительские рейтинги. История взросления Гарри и его друзей, бесподобная атмосфера магической школы Хогвартс, в которой воспитываются будущие волшебники и волшебницы, понравятся зрителям всех возрастов.

4. «Седьмой сын» (Seventh Son), 2014.

Юный Том – сын простого крестьянина. Он живёт на ферме, ухаживает за скотом и работает на поле, но однажды к герою приходит таинственный охотник за нечистью, который предлагает парню стать своим учеником. Приняв предложение, Том становится частью неведомого магического мира, в котором ему предстоит освоить ведьмацкую науку, сразиться с могущественной колдуньей Малкин и спасти мир.

5. «Джек – покоритель великанов» (Jack the Giant Slayer), 2013.

Новое прочтение известной сказки о волшебных бобах рассказывает о простодушном крестьянине Джеке и мятежной принцессе Изабелле, которые становятся пленниками гигантского бобового стебля и оказываются в мире злобных великанов. Отвратительные чудовища, побеждённые и изгнанные предком Изабеллы, мечтают вернуться в подоблачный мир и уничтожить королевство людей, но для этого им придётся завладеть волшебной короной короля Эрика.

6. «Чернильное сердце» (Inkheart), 2008.

Реставратор книг Мо и его дочь Мэгги обладают редким даром. Строчки произведений, которые отец и дочь читают в голос, обретают воплощение в реальном мире, но эта способность отнюдь не безобидна. Места оживших героев книг занимают настоящие люди, а книжные злодеи оказываются способны на реальное зло. Мо и Мэгги предстоит победить зловредного негодяя Козерога, а также вернуть людей и книжных персонажей на свои места.

7. Трилогия «Хроники Нарнии» (The Chronicles of Narnia), 2005-2010.

В годы Второй мировой войны четверо братьев и сестёр покидают Лондон и отправляются в эвакуацию. В доме друга семьи ребята обнаруживают таинственный шкаф, который ведёт в волшебную страну Нарнию. В краю удивительных чудес и говорящих животных дети становятся настоящими королями и королевами, которые освобождают страну от злодеев и приносят народу долгожданный мир. Закончив приключение, ребята возвращаются домой, но Нарния готова призвать их снова.

8. «Подземелье драконов» (Dungeons and Dragons), 2000.

Страной Измир правит избранная каста магов, а простолюдинам без магических способностей приходится прозябать в нищете. Бедняки Ридли и Снэйлз решают исправить социальную несправедливость, ограбив Школу магии, но это решение приводит их в эпицентр опасных политических игр и драконьих войн. Ворам-неудачникам приходится объединиться с волшебницей Мариной и добыть древний свиток, который ведёт к магическому Жезлу, который дарует власть над драконами.

9. «Легенда о Зелёном рыцаре» (The Green Knight), 2021.

Эта красивая сказка артуровского цикла лишена эпических элементов, но захватывает атмосферой и визуальной составляющей. Юный племянник короля Артура Гавейн – пустой, трусливый гуляка, которому не место во дворце своего знаменитого дяди. Он проводит время в борделях и не желает совершать подвиги, пока не сталкивается с таинственным Зелёным рыцарем, который бросает герою вызов. Гавейну предстоит опасное путешествие, которое испытает рыцарские качества беспутного парня и проверит его добродетель.

10. «Белоснежка и охотник» (Snow White and the Huntsman), 2012.

Новое видение сказки о Белоснежке отличается от знаменитого оригинала. Злая мачеха, чью красоту питает кровь юных дев, бросает красавицу-падчерицу в темницу, но та сбегает из заточения и скрывается в магическом лесу. В погоню за беглянкой отправляется следопыт, который пытается вернуть Белоснежку злобной мачехе, но приключение в заколдованной чаще заставит его перейти на сторону добрых сил и выступить против королевы.

Главная

История и исторические личности
Кастовая организация в странах Древнего Востока

Общее определение касты. Каста как замкнутая общественная группа. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества. Авилум и мушкенум Месопатамии. Система варн в Древней Индии. Закрепление кастового устройства в праве древневосточных государств.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Кастовая организация в странах Древнего Востока
Предметом изучения в контрольной работе является предмет истории государства и права зарубежных стран.
Объект изучения — кастовая организация в странах Древнего Востока.
Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что социальные основы структуры современного общества и их закрепление в праве исторически основаны на различиях между общественными группами еще с древних времен. Знание данных аспектов развития человеческого сообщества в древней истории помогает современному человеку уяснить эволюцию правоотношений в обществе.
Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
— дать характеристику понятия «каста»;
— представить основные положения сословно-кастовых групп в древнем Египте;
— охарактеризовать понятия «авелума» и «мушкенума» в Месопотамии;
— дать представление о системе варн в древней Индии;
— показать правовое закрепление кастового устройства общества в праве древневосточных государств.
Касты это замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что могло быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности) Советская историческая энциклопедия, -М: Советская энциклопедия,1969 .
Касты — замкнутая общественная группа.
Касты образуют иерархию в общении между кастами строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ. В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящено религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х годах 20 века было 3,5 тысячи каст и подкаст.
Конституция Республики Индия (1950) признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых».
Варны в переводе с санскрита — буквально качество, цвет). Иными словами — это 4 основных сословия в Древней Индии. При этом господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и приниженными были вневарновые.
2. Социально-кастовые группы древнеегипетского общества
Одним из основных классов в Египте времени Древнего царства был класс подневольных работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В его состав входили прежде всего рабы — бывшие военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, но основную массу составляли люди, именуемые «рабы (слуги) царя». Они трудились на полях под надзором надсмотрщиков, вооруженных палкой или жгутом, получали питание из государственных складов, были обязаны выполнять точно определенные нормы работы. Зерно для посевов, сельскохозяйственный инвентарь, тягловый скот находились в собственности царя и выдавались по мере необходимости таким работникам. Рабы (слуги) царя» владели небольшим личным имуществом, которое, однако, не составляло собственности, а находилось в их пользовании. Отсутствие собственности, внеэкономическое принуждение к труду, нередко путем грубой силы, характерны для положения этого основного эксплуатируемого класса.
Второй класс древнеегипетского общества составляли рядовые общинники, юридически сохранявшие права свободных людей, но все более притесняемые царскими чиновниками, разоряемые поборами и повинностями, ввергавшими их в бедность и нищету.
В некоторых надписях упоминаются названия «джаджат» и «кенбет». Возможно, что этими терминами были названы общинные советы, органы судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они наблюдали за сетью искусственного орошения, регистрировали акты продажи и выполняли некоторые судебные функции в области обычного, в частности семейного, права. Общинные советы решали гражданские дела, связанные с правом собственности, главным образом на землю, с различными семейными спорами, например о наследстве. Постепенно члены общинных советов были подчинены центральной власти и превращены в простых царских чиновников Морган Л. , Древнее общество, — М: Знание, 1990 .
На территории сельской общины жили большие патриархальные семьи. На их значение указывает обычай наследования, по которому старший сын мог претендовать на большую часть наследства умершего отца. Этот обычай способствовал сосредоточению имущества крупных патриархальных семей в одних руках, усилению расслоения в общинах. В надписях Древнего царства старший сын называется «наследником своего отца» и «хозяином всего его имущества».
Эксплуататорскую верхушку общества составлял господствующий класс, куда входили сам фараон с его окружением, местная знать, вельможи, правители номов, образующие своего рода местные династии. Вельможи получали в пользование от царя должности с приписанными к ним земельными угодьями и «рабами царя», нередко имели свои частные хозяйства, которыми, в отличие от царских пожалований, они могли распоряжаться более свободно. Особую группу образовывали жречество и многочисленное чиновничество, которое необычайно разрослось в централизованном государстве фараонов и стремилось распространить свое влияние на все сферы хозяйственной и общественной жизни страны. Часто в руках крупного чиновника, придворного вельможи сосредоточивались различные гражданские, военные и даже жреческие должности, что, в конечном счете, содействовало еще большему усилению рабовладельческой аристократии.
Со времени возникновения централизованного Египетского государства во главе управления стоял царь, сосредоточивавший в своих руках верховную власть.
В период Древнего царства фараон все более становился древневосточным деспотом. Его единовластие увеличивается, он назначает на должность верховного сановника («чати») своих сыновей, как, например, в период правления IV династии, что способствовало концентрации государственной власти б руках царской семьи. Полномочия верховного сановника («чати»), напоминающего средневекового арабского везира были очень широки: он являлся первым помощником царя по управлению страной; ему подчинялся архив фараона, в котором хранились царские указы, документы на право собственности, контракты и завещания; он возглавлял судебное ведомство, называвшееся «6 судебных палат», и поэтому носил особый титул — «жрец богини справедливости»; наконец, он стоял I во главе государственной сокровищницы. В период Древнего царства появляются центральные ведомства, в частности государственная сокровищница, верховные судебные палаты и государственное хозяйственное управление, которое ведало наблюдением за сельским хозяйством, поступлением податей и натуральным довольствием чиновников. Особое ведомство контролировало сельское хозяйство. Во главе этого учреждения стоял чиновник, ведавший наблюдением за скотом и снабжением мясом царского дворца. Особые чиновники, носившие титул «казначей бога», возглавляли экспедиции, направлявшиеся в соседние страны, например на Синайский полуостров, для добычи меди. Иногда эти чиновники носили титул «начальник каравана» Морган Л. , Древнее общество, — М: Знание, 1990 .
В период Древнего царства организуется и судебное ведомство, во главе которого стоит фараон, наделенный неограниченной властью. Ближайший помощник фараона по управлению страной — «чати» — возглавляет от имени фараона судебное ведомство, являясь начальником высшей судебной коллегии, состоявшей из 30 судей. Одновременно с этим он считался начальником особой палаты — «шести великих домов». Другой высокий орган, в состав которого входили знатные вельможи и чиновники, носил название «десяти великих юга». В каждой области высшая судебная власть принадлежала правителю области (номарху), носившему титул «жрец богини истины». Некоторыми судебными функциями обладали общинные суды «именитых» (сэру), которые ведали делами в области семейного, главным образом наследственного, права и компетенция, которых восходила к обычному праву.
Необходимость организации походов, зашиты от набегов соседних кочевых племен, а также стремление держать в своих руках важнейшие торговые пути вызвали совершенствование организации военного дела. Упоминается всенародное ополчение, которое составлялось из юношей, обычно называемых «неферу» («хорошие»).
Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, значительно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи сосредоточивали в своих руках все еще значительную реальную власть. На стенах гробниц номархов времени Среднего царства сохранились изображения крупных поместий, а также автобиографические записи, которые содержат сведения об их значительных материальных и человеческих ресурсах. Развитие внешней торговли, военные экспедиции в соседние страны, эксплуатация их естественных богатств, главным образом на Синайском полуострове и в Нубии, привели к притоку огромных материальных ценностей в долину Нила.
Рост численности древнеегипетских рабов был связан с успешной завоевательной политикой египетских фараонов, которые обращали а рабство военнопленных, захватывали во время походов рабов и скот. В надписях и других источниках Среднего царства часто упоминаются рабы: сохранились завещания о передаче рабов жене завещателя, его брату, другим родственникам: в литературных произведениях (например, в «Повести о красноречивом крестьянине») упоминаются рабы как часть имущества и хозяйства знатных воинов и аристократов. Фараоны жаловали рабов своим телохранителям и знатным воинам (известно, что Сенусерт III пожаловал одному телохранителю 60 «голов», а затем еще 100 «голов»). Рабов покупали и продавали, заключая соответствующие купчий. В одной из них говорится: «Я приобрел тридцать одну голову людей, 33 быка и 13 ослов» Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993 .
Рабы пополняли рабочую силу царских и храмовых хозяйств, но немалая их часть попадала в поместья египетской аристократии, средних прослоек населения, включая зажиточных общинников и богатых ремесленников. Развитие частного рабовладения — характерная черта общественных отношений Египта эпохи Среднего царства.
Многочисленную прослойку составляли разоренные и опустившиеся в социальном отношении общинники, беднейшие слои городского населения. Эти люди назывались рабами царя («хему нисут»). Они эксплуатировались методами прямого принуждения, получая за свои труд скудное пропитание. Как показывает само их название, они были тесно связаны с царским хозяйством, хотя фараон мог передавать их в пользование (но не в собственность) за службу и частным лицам. Положение рабов царя было более благоприятным, чем положение рабов из иноземцев, пленников или покупных рабов. Они имели семью, небольшое имущество и крошечное хозяйство, некоторые права.
В сельских общинах существовали многочисленные патриархальные семьи, так называемые «дома». В состав таких «домов» могли входить как купленные рабы, так и прямые или дальние родственники, обязанные работать на главу «дома», получая за это определенное содержание. Эти патриархально зависимые лица назывались «отроками», «воспитанниками», «детьми», «чадами дома», а родственные или мнимородственные отношения с главой дома лишь прикрывали отношения социальной зависимости и экономической эксплуатации. Подобная патриархальная зависимость являлась пережитком ранних отношений и составляла определенную специфику социальной структуры древнеегипетского общества времени Среднего царства. В состав класса мелких свободных производителей входили полноправные члены общин, ремесленники, располагающие средствами производства, небольшими участками земли, некоторым набором оборудования для организации маленькой ремесленной мастерской. Мелкие земледельцы, члены общин, назывались выразительным термином «маленькие» («неджес»). Постепенно в общинах выделились люди, которых стали называть «сильными неджесами». Они обладали не только материальным достатком, но могли дать своим детям образование; из их среды пополнялись низшее жречество, чиновники, писцы. Одни из писцов, вышедших -из «сильных неджесов», так говорит о своем положении: «Это — неджес, могучий своей рукой, писец, искусный перстами своими. Он почтенен, у него больше имущества, чем у подобных ему. Он—владыка приказаний» Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2 .
«Сильные неджесы» в сельских обшинах, зажиточные ремесленники з городах, низшие звенья жречества, чиновничества и писцов составляли средний слой древнеегипетского общества, который был переходным от класса свободных мелких производителей к господствующему классу Древнего Египта.
К нему принадлежали многочисленные придворные, окружающие трон фараона, исполнители его приказаний, члены центрального бюрократического аппарата, представители высшего командного состава, многочисленное египетское жречество. Значительную часть господствующего класса составляла номовая аристократия, прежде всего номархи и их ближайшее окружение. Особенностью общественно-политической структуры Египта эпохи Среднего царства была известная автономия номов и сила номархов. Фараонам эпохи Среднего царства так и не удалось до конца подчинить их центральной власти и превратить в послушных чиновников. Власть номархов была наследственной, передавалась от отца к сыну. Некоторые из номархов вели собственное летосчисление. Они возглавляли местное ополчение, часто бывали верховными жрецами местных богов и руководителями храмового хозяйства. Кроме пожалованного за службу от паря имущества и земель (оно называлось «дом номарха» и было владением, а не собственностью) они располагали наследственным имуществом, которое называлось «домом отца моего» и которым они могли свободно распоряжаться, в частности передавать по наследству своим детям. Стремясь ограничить произвол номархов и поставить их под более жесткий контроль цеытра, фараоны, особенно Аменем-хет III. заменяют ряд номархов чиновниками, всецело преданными парю. Несмотря на некоторую разнородность господствующего класса Древнего Египта и наличие промежуточных слоев, между ним и классом: свободных производителей лежала огромная пропасть, развивались острые, непримиримые классовые и социальные противоречия Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2 .
В городах, появившихся в Египте еще в III тысячелетии до и. э., находились резиденция правителя, главные храмы области или района, мастерские ремесленников. Появляются новые города, построенные по определенному плану. При раскопках около Фаюмского оазиса были найдены развалины одного из таких городов — Кахуна. Здесь была воздвигнута царская пирамида, а вокруг нее возник город, в котором жило население, строившее и обслуживавшее царскую усыпальницу. Всюду преобладали геометрические формы, улицы перекрещивались под прямым углом; весь город был окружен кирпичной стеной. Размеры и внутреннее устройство домов свидетельствуют о резком социальном расслоении. В этом городе наряду с богачами жили люди среднего достатка, ремесленники и мелкие торговцы, наконец, в убогих хижинах ютилась беднота. В квартале бедняков, занимающем небольшую площадь, лачуги тесно жались друг к другу. Богатые дома» усадьбы, нередко занимавшие большие участки земли (45X60 м) и примерно в 50 раз превышавшие по своим размерам домики бедняков, были сосредоточены в особом аристократическом квартале. В развалинах Кахуна были также обнаружены остатки домов, которые больше хижин бедняков, но все же сильно уступают богатым постройкам аристократов. В этих домах жили люди среднего слоя, ремесленники или торговцы. Надгробные надписи, найденные на абидосском кладбище, подтверждают, что в это время уже появлялись представители среднего слоя населения, ремесленники —«мастера, изготовители сандалий», «золотых дел мастера», «медянки» или просто, как они себя называли «жители города» Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. — М., 1998. .
Квартал богачей в Кахуне был отделен от квартала бедняков прочной стеной, а дворец был защищен особенно массивными стенами. Видимо, не совсем спокойно чувствовали себя в своих усадьбах жрецы и чиновники, окруженные массами трудового люда, жившего в условиях нищеты.
Социальные отношения и классовая и структура Нового царства. Высокий уровень экономического развития предполагает сложную структуру египетского общества эпохи Нового царства. К этому времени оформились основные классы египетского общества: основные классы производителей — класс рабов и подневольных работников; класс мелких свободных производителей, жителей сельских общин, беднота городов; господствующий класс, включающий рабовладельцев, землевладельцев, представителей бюрократии, жречества, военной верхушки, зажиточных членов сельских общин.
Источники Нового царства свидетельствуют о росте числа рабов в Египте и бурном развитии рабовладения. Большое количество невольников — от нескольких сот до нескольких тысяч — пригонялось во время каждого из многочисленных и успешных завоевательных походов фараонов. Например, после взятия Мегиддо Тутмос III привел 823 раба, из Митанни — 691 пленника, из городов Иануамму и Кадета — 2503. Фараон Мернептах из сирийского похода пригнал свыше 9 тыс. рабов Но особенно много невольников принес удачный поход фараона Аменхотепа II в Сирию — 101 218 человек. Захват рабов был желанной добычей, и многочисленные надписи рассказывают о том, как фараон награждал отличившихся воинов и вельмож рабами и как высоко ценились такие награды Васильев Л. С. История Востока. — М., 1999. — Т. 2 .
Множество невольников фараоны дарили своим вельможам и храмовым хозяйствам. Особенно велики были пожертвования в крупные храмы, например в храм Амона в Фивах. За очень короткий промежуток времени Тутмос III пожертвовал храму лмоиа 1588 сирийцев, а Рамсес III создал храмовое хозяйство при своем поминальном храме в Мединет-Абу, в котором было 62 626 человек. За тридцатилетнее правление этот фараон подарил храмам Египта свыше 100 тыс. человек. Рабы широко внедряются в производство в качестве земледельцев, ремесленников, торговцев, работают на ирригационных сооружениях, на многочисленных стройках. Рабами владеют не только знать, вельможи, зажиточные люди. Судя по некоторым документам, рабы были у рядовых общинников, далеко не богатых людей. Есть также данные о том, что некоторые рабы сами имели рабов. Все это свидетельствует о глубоком проникновении рабства в жизнь египетского общества.
Рабов клеймили, заковывали в колодки. Однако в эпоху Нового царства рабам нередко предоставлялась возможность иметь маленький участок земли, небольшое имущество, семью, что несколько смягчало тяжесть их положения. В ремесленных мастерских рабы трудились зачастую бок с бок со свободными бедняками.
Огромную роль в экономике Древнего Египта играли мелкие свободные или полузависимые производители: земледельцы и ремесленники — самый многочисленный класс древнеегипетского общества. Их трудом вспахивались и засевались поля, поливались и обрабатывались сады, убирался урожай, поддерживались в порядке ирригационные сооружения, мостились дороги, они работали в многочисленных ремесленных мастерских, строили велико цепные здания, из их числа набирались основные контингенты египетского войска.
Ремесленное производство достигло высокого уровня развития в Египте эпохи Нового царства. Частично ремесленники проживали в сельской местности в поселениях, где выполняли заказы своих односельчан, членов обшины, получая за свою работу натуральное довольствие. Однако множество ремесленников живет в городах, которые все более и более превращаются в центры ремесленного производства целой округи. Как правило, ремесленники работали в царских или храмовых мастерских. За свой труд они получали овощи, зерно, хлебцы, рыбу, пиво, одежду. По раскопкам хорошо известны громадные царские мастерские, где изготовлялась обстановка для погребения фараонов. Здесь работали ремесленники самых разных специальностей: каменотесы, строители, штукатуры, медники, гончары, деревообделочники, граверы, ткачи, резчики, скульпторы и многие другие. На западном берегу Нила, напротив Фив, археологи раскопали целый город, где жили эти многочисленные ремесленники. Положение и достаток ремесленников были различными. Ремесленники высокой квалификации — скульпторы, ювелиры, художники — имели приличные дома, а надписи говорят об их известном положении в обществе. Однако большая часть ремесленников этого городка ютилась в жалких лачугах.
К господствующему классу древнеегипетского общества принадлежали рабовладельцы, землевладельцы, придворная и храмовая знать, многочисленное жречество, военная верхушка. Именно они получали все выгоды от успешных завоевательных походов, развитого сельского хозяйства, процветающего ремесленного производства.
Экономика, общественный и политический строй Вазилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся сборнику законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.
Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993 .
Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резкая граница между свободными гражданами и рабами.
Свободный гражданин «авелум»— «человек», или «мар авелим» — «сын человека». Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, там-кары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурэпи лишь в статье 202 различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.
Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20%); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговое рабство ограничивалось тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался, пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой — рабов.
Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например, Бальмунамхе из Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев. Кроме свободных граждан в вавилонском обществе имелась такая категория, как мущкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве Экономическая история. Проблемы, исследования, дискуссии, М: 1993 .
Особенностью общественных отношений в Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. является сложное переплетение классового и сословного (варно-кастового) деления индийского общества.
Как и в других странах Древнего Востока, в Древней Индии господствовал рабовладельческий способ производства, а основными общественными классами были экономически господствующий класс рабовладельцев-землевладельцев, придворной и военной знати, жречества, верхушки общинников и классы мелких производителей и рабов. Однако и господствующий класс, и класс свободных мелких- производителей в Древней Индии делились на несколько варн. а внутри варн — на множество каст, что разделяло их многочисленными сословными, религиозными, правовыми и другими перегородками на сословные группы.
Так, например. В состав господствующего класса входили представители варн брахманов, кшатриев, богатые вайшьи и шудры. Даже господствующие варны брахманов и кшатриев не были однородными. Поскольку социально-экономические отношения развивались, а варны в принципе должны были оставаться абсолютно неизменными, сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.
В рассматриваемый период в связи с ростом торгово-ремесленных городов, образованием крупных государств и ассимиляцией варварских племен сословная организация индийского общества переживала серьезные перемены. Представители многих брахманских родов переставали выполнять жреческие функции, большая часть старой племенной аристократии лишилась политической власти. С другой стороны, в результате развития городского специализированного ремесла, усложнения бюрократического государственного аппарата, выделялись новые социальные группы (профессиональные ремесленники и чиновники). Определенное место в общественной структуре должны были занять и подвергавшиеся ассимиляции племена. Повседневная жизнь человека и его место в обществе по-прежнему зависели от происхождения, но для определения происхождения уже было недостаточно назвать только варну, в которую входил его род. Обособлялись местные группы родов, объединенные общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением и т. п. — шел процесс образования каст (джати — букв, «происхождение»). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки, как правило, только с представителями своей касты. Таким образом, каста была эндогамна Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ»,2003 .
Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Отнесение касты к той или ‘иной варне и вообще ее положение в социальной иерархии зависело от чистоты’ или нечистоты ее занятий и происхождения, от степени ее социального и политического влияния в данной местности. Некоторые касты занимали настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т. е. вневарновыми. Наиболее распространенной кастой из числа вне-варновых были чандалы; занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей. Жили вневарновые за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, принадлежавших к какой-либо из четырех варн.
Сложная система сословно-кастового деления, прочно утвердившаяся в общественном сознании как нечто незыблемое, освященное вековыми традициями, затушевывала реальные социальные противоречия древнеиндийского общества, сглаживала классовую борьбу, переводя накопившееся недовольство в область сословных предрассудков.
Рабство. Рассматриваемый период характеризуется развитием рабовладельческих отношений. Класс рабов пополнялся из самых различных источников. Рабы (даса) рождались в доме, т. е. были детьми рабынь. Важными источниками рабства были также войны (порабощение части военнопленных и мирного населения), самопродажа и продажа детей. Рабы являлись собственностью хозяина, и поэтому их передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали. Освобождение раб мог получить только по воле хозяина. Закон почти не вмешивался в отношения хозяина и раба, и, если были ограничения произвола хозяина, то преимущественно неписанным обычаем. Некоторые права за рабом, однако, признавались. В частности, хозяин не мог присвоить наследство своего раба, если у того оставались родственники. Содержание рабов, естественно, было скудным — выражение «рабская пища» вошло в поговорку. Рабов преимущественно использовали на тяжелых и ритуально-нечистых работах, на таких, где их можно было занять круглый год и легко контролировать. Рабы и особенно рабыни составляли значительную часть домашней прислуги (надо заметить, что в древности домашние работы в значительной мере имели производственный характер: молотьба, уход за скотом, прядение и ткачество). Множество рабов было занято в домах богачей: гаремная прислуга, носильщики паланкинов, посыльные, привратники, сторожа, уборщики. Обладание такими слугами считалось необходимым и с точки зрения социального престижа. В более крупных хозяйствах, в частности государственных, рабы использовались и на полевых работах.
Помимо полного рабства были распространены и другие формы рабовладельческой эксплуатации. К рабам в широком смысле слова часто причисляли и попавших в долговую кабалу. Кабальные либо сами отрабатывали долг в течение определенного срока, либо заставляли отрабатывать младших членов семьи. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу, зачастую не мог заставить их выполнять нечистые работы. Семейство кабального оставалось свободным, сам он не терял принадлежности к своей варне и после отработки долга мог вернуться к прежнему социальному положению Страхов М.М., История государства и права зарубежных стран, К: Конценрн «Ин Юрэ»,2003 .
Рабовладельческие отношения во второй половине I тысячелетия до н. э. имели тенденцию к развитию, и положение кабальных часто сближалось с положением собственно рабов. Класс рабов становится одним из основных классов в системе общественных отношений Древней Индии. Государство должно было принимать меры по ограничению рабства для индийцев, принадлежавших к какой-либо из варн. Как правило, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Влияние института рабства испытывали все другие формы эксплуатации, политический строй и идеология древнеиндийских государств.
Наемный труд и другие формы эксплуатации. Древнеиндийские источники выде
Кастовая организация в странах Древнего Востока контрольная работа. История и исторические личности.
Дипломная работа по теме Разработка теории радиогеохимического эффекта
Курсовая работа по теме Река Днепр: его современное состояние и проблемы охраны
Дипломная работа по теме История исследований мышления животных
Дипломная работа: Разработка человеко-машинного интерфейса в GraphWorX32
Реферат: Место и роль конкуренции в рыночной экономике
Таблица Для Декабрьского Сочинения
Дипломная Работа На Тему Семантико-Інтонаційні Особливості Вираження Концепту «Страх» У Сучасній Англійській Мові На Матеріалі Відеофільмів
Курсовая работа по теме Эффективная организация взаимоотношений с потребителями услуг
Реферат По Анатомии На Тему Нервная Система
Управление Качеством Обслуживания В Организации Дипломная Работа
Найти Сочинение По Русскому
Стратегический Менеджмент В Рыночной Экономике Курсовая
Потребительский кредит
Государственное стимулирование инвестиционного процесса
Георгий Иванов (из истории русской эмиграции)
Реферат На Тему Качественные Сведения О Химической Связи
Reading Books Эссе
Реферат: Парниковый эффект 9
Курсовая работа: Міжнародні розрахунки в банку
Реферат На Тему Социальный Конфликт И Социальное Согласие
Организация учета оплаты труда — Бухгалтерский учет и аудит курсовая работа
Выявление порядка привлечения воинских частей и должностных лиц к ответственности за нарушение бюджетного законодательства — Государство и право дипломная работа
Особенности избирательной системы Германии — Государство и право контрольная работа




Народы, живущие в речной долине Нила, одними из первых в истории древнейших цивилизаций достигли высокого уровня культуры, овладели силами природы, частично покорив её, и образовали древнейшее в мире государство. Длительное время их история была мало известна, поскольку те немногочисленные памятники древних, что найдены (глиняные обломки, плиты, свитки папирусов и др.) содержали тексты, которые невозможно было прочесть. Позднее путешественники и учёные Греции и Рима сами бывали на египетских землях. Основываясь на увиденном, а равно на рассказах, передаваемых из уст в уста со сменой поколений, они писали историю Египта. Но они познавали это государство уже в период его упадка и много позднее, когда многие исторические документы были утеряны. А до наших времён эти повествования дошли и вовсе или в искажённом виде, или неполно, часть же утеряна. Последовательность, хронология были нарушены, наблюдаются нестыковки фактов и множество противоречий. Только в XIX в., когда человечество научилось читать древнеегипетские источники, мир получил возможность изучить историю этого священного края. И человечество уяснило важность, незаменимость, ценность для исторической науки знаний основ древнеегипетской письменности.



Ключевые слова:



Древний Египет, письменность, иероглиф, писец, папирус.

Сначала было не слово. Из того, что эта великая цивилизация создала и того, что сохранилось до современных нам времён, сначала был рисунок. Начертание различных фигур и знаков на всевозможных поверхностях. С их трактовкой тоже возникали трудности, некоторые остаются загадкой для нас. Но большинство всё ж помогли составить представление о жизни одного из первых в мире государственных образований. Одним из самых ранних изобразительных исторических документов является

Палетка царя Нармера

. На ней царь Верхнего Египта замахивается на своего противника — царя Нижнего Египта и, вероятно, победив, объединяет страну. Папирус, обнаруженный в Фивах, возрастом 3000 лет, изображает природных врагов — льва и антилопу, мирно играющих в сенет[1], рядом — шакал, играющий на флейте, пасёт овец, и ворон, охраняющий корзину с вишнями. Находка иллюстрировала отличное чувство юмора древнеегипетских художников-сатириков. Следующим этапом освоения творчества были сочетанные изображения рисунка с текстом. Например, царевич IV династии Рахотеп. Он сидит перед столом, на котором собраны жертвоприношения — дары для загробного мира. И рядом иероглифическим письмом перечислены наименования этих даров.

Древнеегипетское иероглифическое письмо появилось на рубеже IV-III тыс. до н. э., в период становления I династии. Самые древние из обнаруженных по настоящее время текстов найдены в гробницах царей в Абидосе[2]. Знаки нанесены на небольшие костяные таблички, уложенные в тканевые мешки. Поскольку изначально иероглифы применялись для записи имён царей, чиновников и титулов, то, как полагают египтологи, пользовались ими сами же чиновники. Иероглифы были системой рисунков-ребусов, которые изображали звуки при помощи картинок. Первые иероглифы были в виде обычных и привычных предметов: утка, перо, волна, глаз, тростник, лодка и т. п. Слова из таких рисунков дополнялись пояснительными символами — для понимания смысла текста. Иероглифы наносились в разнонаправленных порядках: и справа налево, и слева направо, и внизу вверх и наоборот, а вспомогательные символы указывали, как именно следует читать. Например, изображение верхушки тростника, повёрнутой вправо указывал читать справа налево. Тростник, повёрнутый влево, — читать слева направо. В период Древнего царства применялось около 750 знаков, и к ним периодически добавлялись новые. Ко времени правления Клеопатры VII[3] их насчитывалось уже до 2,5 тыс. Отдельные иероглифы означали буквы, некоторые — целые слова. Однобуквенных, точнее — односогласных, иероглифов насчитывают 24. В рисунках имелась своя логика: рот, например, изображал и собственно рот, и букву «р», и буквосочетание «ре». В письменности существовала отдельная система знаков и для обозначения цифр. И чисел: 1–3, 10–30, 100–300, 1000, 10000, 100000 и даже 1 млн. (фигурка человека, приклонившего учтиво колено и с поднятыми к небу руками в знак удивления). Так, число 313, например, писалось как 3 крючка, одна петля и 3 палочки.

В 1352 г. к власти пришёл фараон-реформатор Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон, который правил 18 лет. К периоду его правления относятся обнаруженные в 1887 г. 400 клинописных табличек с дипломатическими посланиями, адресованными фараону. Язык посланий —

аккадский

— был, вероятно, официальным дипломатическим языком того времени. Но поскольку имя фараона ввиду его непопулярных государственных реформ было на многие годы вычеркнуто из списков царей, то это направление в истории древнеегипетской письменности остаётся малоизученным и загадочным до настоящего времени.

Позже на основе иероглифического письма сформировалась упрощённая версия —

иератическое

письмо, скоропись из знаков облегчённого вида, для быстрого изображения. Писцам было легче обучиться иератическому письму; так писали на доступных материалах: тканях, коже, глиняных черепках. К середине VII века до н. э. иератическое письмо упростилось ещё больше, так появилось

демотическое

письмо. На основе иератического письма в раннехристианский период появился

коптский язык,

который пользовался уже сочетанием демотического письма и греческого алфавита. Коптский язык был официальным языком Египта до XIII века. Таким образом, древнеегипетская письменность состояла из трёх видов знаков: фонетических (звуковых), словесных (идеограмм) и детерминативов (пояснительных, направляющих). Во времена Среднего царства было создано множество письменных сочинений разных жанров: исторические романы, поучения, магические истории, путевые заметки из путешествий за границу, приключенческие повести и, конечно, сказки. Лучшим произведением признано «Сказание о Синухе» о событиях становления XII династии. Эта история была так популярна, что переписывалась на папирусах на протяжении 700 лет. В новом царстве самыми популярными были мифологические истории и житии богов.

Судя по разнообразию жанров, первая литература создавалась и для пропаганды, и для обучения, и для развлечения. Но изначально все древнеегипетские истории были предназначены не для записи, а для прослушивания. Аллитерации и каламбуры, собрания куплетов, сочинения из фраз особого ритма — передавались в устной форме. И об этом тоже можно узнать из содержания текстов папирусов: описывая вечера сказок при царском дворе, некий автор Весткар каждый рассказ начинал со слов: «И тогда принц встал, чтобы говорить, и сказал…»

Надписи на стенах в пирамидах помогли установить, что в строительстве были заняты не рабы, а свободные люди, получающие за труд заработную плату. А руководили их работой грамотные управленцы, непосредственно на местах распределяющие обязанности и хорошо понимающие в инженерном деле. Не без юмора описано ими создание рабочих отрядов под названиями «Друзья Хуфу», «Собутыльники Менкаура» и т. п.

Грамотность ценилась высоко. Писцы Древнего Египта могли претендовать на разной значимости государственные должности: выполняли функции счетоводов, чиновников и управляющих. Им поручалось вести учёт налогов, фиксировать судебный процесс, учёт сельскохозяйственных продуктов, результаты торговых сделок. Словом, выполнять важные государственные обязанности. Археологами в Фивах обнаружена гробница, в которой был похоронен Небамон — «писец и учётчик зерна в зернохранилище Амона». Гробница богатая, имеет свою часовню, отлично сохранились многочисленные росписи, изображающие как земной путь этого уважаемого человека, его семьи, так и наставления ему для загробной жизни.

Литературные папирусы возносили профессию писца. Его труд хорошо оплачивался, а сам он имел авторитет и пользовался уважением. Тогда как все другие рабочие специальности называли тяжёлым грязным трудом для самых низких слоёв общества. «Будешь писцом, — наставлял учитель, — и твои конечности останутся гладкими, а руки — нежными». Чаще всего профессия писца была династической, т. е. сын продолжал дело отца. Школы были доступны только детям знати. Согласно надписи верховного жреца Уджахорресента об организации школ, «сделал я по приказу фараона и учредил я школы со всеми их учениками из сыновей знатных, но не из сыновей бедняков». Обучение начиналось с 5 лет и длилось 12 лет, в школах, самая лучшая из которых организовывалась при дворце фараона, туда принимались дети придворных. Прочие школы функционировали при храмах. В период обучения школяры получали чины и звания, не выполняя при этом никаких обязанностей. Зато по окончании учёбы молодой специалист, поступая на службу в ведомство, сразу занимал низшую должность этого учреждения.

Ученик сначала овладевал азами беглого чтения, грамотного и аккуратного письма, затем — умением составлять разного рода деловые документы, прошения, письма, протоколы, науке выбирать нужные обороты речи и образности мышления.

Инструментами писца были папирус, тростниковая палочка, палетка с кисточками, ступка (для измельчения красок), чернильница и сосуд с водой. Для письма использовали чёрные из сажи (обычные тексты) и красные из охры (выделение заголовков, первых строк[4], дат и заглавных букв) чернила. Красными же точками отделяли один стих от другого в поэтических произведениях. Письменные принадлежности были постоянными спутниками писцов с детских лет. Жрец Нембаатранахт наставлял своего ученика Унуэмдиамона такими словами: «Люби писания и ненавидь пляски… Целый день пиши своими пальцами и читай ночью…Побратайся со свитком и с письменным прибором». Ввиду трудоёмкости изготовления и высокой стоимости папируса, учащиеся сначала тренировали технику письма на камнях, деревянных дощечках, глиняных черепках, только потом им давали папирусы. Для переписывания ученикам давали такие тексты, из которых они могли бы почерпнуть для себя полезные знания или навыки. Часто это были образцы писем, которые впоследствии писец должен был уметь составлять самостоятельно.

Египетский скрипторий — место для письма — называли «Домом жизни». Там писцы создавали и копировали манускрипты, там же хранилось собрание свитков папирусов. В скрипториях оборудовали классные комнаты, где премудростям письменной грамоты обучались будущие не только писцы, но даже жрецы. Многие дошедшие до нас древнеегипетские рукописи хранят следы поправок, исправлений. Это тексты, созданные сначала учениками, а исправленные — учителем, более опытной рукой.

Первые иллюстрации появились в

«Книге двух путей»

, своеобразном «путеводителе» по загробному миру. А

«Книга о выходе к свету дня»

, больше известной под названием

«Книга мёртвых»

уже была богато иллюстрирована виньетками всевозможных форм. Кроме иллюстраций Книга содержит множество заклинаний, которые следует читать, чтобы душа умершего могла принимать различные формы и покидать гробницу. И, конечно, подробное описание загробного суда, где центральный момент — взвешивание сердца умершего для определения: является ли он «правоглассным». От этого зависела его судьба в загробном царстве. Заупокойные тексты начертаны на стенах гробниц, саркофагах, амулетах и папирусах и тоже являлись своего рода гидами по загробному миру.

В Древнем Египте был популярен особый вид текстов —

поучения

, с помощью которых молодые люди обучались азам социальных отношений, грамотному поведению в самых различных житейских актах: от поведения за столом до подбора лексики при подготовке к значимым диалогам. Рекомендации поучений сильно различались в зависимости от статуса собеседника и его положения на сложной египетской иерархической лестнице. Так, в обнаруженном папирусе Присса XII династии содержатся поучения благородного Кагемни об основах нравственного поведения.

Особое место в ряду сохранившихся памятников письменности принадлежит сказкам. Их содержание разнообразно, а лексика очень богата. Истории появления сказок различны, как и пути хождения в народе. Сказка, возникнув в доме, где были дети, передавалась устно от одного поколения другому, и, следуя законам развития жизни, отражала своими дополнениями современную каждому рассказчику обстановку в государстве. Есть сказки — они же религиозные сказания или легенды, есть повествования о победоносных походах, битвах и сменах династий фараонов, о дальних путешествиях. Нам известны те, что были записаны и сохранились, тогда как очевидно, что многие просто не фиксировались письменным образом. Язык сказок книжный, прозаический, не отражающий в полной мере присущего жанру напевного характера изложения и непосредственности сюжетных линий. Но зато в такой форме сказки пришлись ко двору и служили развлечением фараонов с их высоким окружением. Неудивительно, что до нас не дошли такие тексты сказок, где бы высмеивались правители или образ жизни жрецов, а народный юмор представал бы во всём великолепии своей остроты. Хотя такие, вероятнее всего, имелись во множестве. Их отчасти пересказал в своём труде Геродот.

Около 400 г н. э. власть и доминирующая религия сменились, храмы закрылись, жрецы как класс исчезли. «Божественному письму» древних египтян пришлось ждать 15 веков и счастливого случая для возрождения из пепла забвения. В 1799 году, при сооружении форта Сен-Жюльен близ порта Розетта, на западном рукаве дельты Нила, офицер армии Наполеона Бушар обнаружил базальтовый камень с текстом на разных языках и тремя видами письма: иероглифическом, демотическим и древнегреческим. Камень получил имя

«Розетский»

. Демотическое письмо расшифровали довольно быстро, тогда как иероглифы процесс затрудняли. В 1808 г. решение проблемы доверили юному французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790–1832гг.) Знающий отлично латынь, греческий, древнееврейский, арабский и коптский языки, он сумел прочесть на камне имя

«Птолемей»

на греческом, после распознал эквивалент греческим буквам уже среди иероглифов. Так, постепенно, сверяясь с другими источниками, был впервые расшифрован артефакт с начертанными иероглифами. И оказалось, что на камне начертан указ мемфисских жрецов 196 г. до н. э. в честь Птолемея V Эпифана (вступил на престол в 200 г. до н. э.) в благодарность за щедрость, проявленную им к храмам и институту жрецов при восшествии на престол. Ключ к прочтению был найден. 27 сентября 1822 года Шапмольон сделал отчётный доклад на заседании Академии наук в Париже, в присутствии европейских учёных из разных стран. Так в календаре появилась новая дата рождения науки

Египтологии

. Теперь ведущие музеи мира имеют любопытные коллекции памятников древнеегипетской письменности мирового значения. А имена востоковедов, египтологов, среди которых — наши соотечественники В. С. Голенищев, Б. А. Тураев и др., навсегда вошли в учебники истории Древнего Востока.

Литература:

  1. Грант Н. Древний Египет и Древняя Греция. От пирамид до первой демократии. СПб., 2014. 46 с.
  2. Древний Египет за 30 секунд. Под ред. П. Д. Мануэляна. М., 2015. 160 с.
  3. Древний Египет. Энциклопедия. Под ред. Т. Земцовой. М., 2013. 128 с.
  4. Древний Восток. Под ред. В. В. Струве. М., 1958. 240 с.
  5. Египтология. Под ред. О. Красновской. М., 2012. 60 с.
  6. Смит М. Древний Египет. М., 2013. 48 с.

[1] Древнеегипетская настольная игра, старейшая из известных игра с передвижением фишек на доске. Как светское развлечение, игра известна с Додинастического периода (ок. 3500 лет до н. э.)

[2] Древний город в Египте. Входил в VIII верхнеегипетский ном. С сер.IV тыс.до н. э. — важный религиозный центр. Располагается на левом берегу реки Нил, близ современного населённого пункта Эль-Араба-эль-Мадфуна.

[3]

Клеопа́тра

VII Филопа́тор (69-30 гг. до н.э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев.

[4] Отсюда — правило написания «с красной строки».

Основные термины (генерируются автоматически): древнеегипетская письменность, Древний Египет, загробный мир, иератическое письмо, иероглиф, коптский язык, писец, IV-III, демотическое письмо, иероглифическое письмо.

  • Повесть о настоящем человеке краткое содержание для сочинения
  • Повести василия быкова это рассказы очевидца о событиях из предложения 2 выпишите слово
  • Повести и рассказы андрей платонов книга
  • Поверить на слово как пишется слитно или раздельно
  • Поверх рубашки как пишется слитно или раздельно