Повесть н в гоголя шинель закономерность или развитие темы маленького человека сочинение

Инфоурок литература презентациипрезентация образ маленького человека в повести н.в.гоголя шинель описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда:

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Он проповедовал люб...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Он проповедовал люб

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Он проповедовал любовь
    враждебным словом отрицанья…
    Н.А. Некрасов.

    Все мы вышли из «Шинели» Гоголя.
    Ф.М. Достоевский

  • 2 слайд

    «Маленький человек» в русской литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

    Описание слайда:

    «Маленький человек» в русской литературе.
    Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
    Цели:
    Познакомить учащихся с творческой историей и сюжетом повести «Шинель»; дать определение «маленький человек в русской литературе»
    Развить навык анализа художественного произведения, умение оценивать интонацию рассказчика, соотносить данную повесть с другими произведениями темы «маленького человека» в русской литературе.
    Развивать умение видеть авторскую позицию.

    Задачи:
    Определить тему и идею произведения
    Сопоставить черты «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

  • 3 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»История создания по

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    История создания повести «Шинель»

    От чьего лица ведётся повествование?

    Назовите героев произведения

  • 4 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Где служил Акакий А

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Где служил Акакий Акакиевич?
    Как сослуживцы относились к нему?

  • 5 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» «Мало сказать:

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    «Мало сказать: он служил ревностно,-нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир…»

  • 6 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

    Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей. 

  • 7 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич д

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
     Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи…

  • 8 слайд

    Повесть н в гоголя шинель закономерность или развитие темы маленького человека сочинение

  • 9 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»ОграблениеАкакий

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

    Ограбление
    Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Через несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь 

  • 10 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Приём у значительного лица

  • 11 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич та

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. 

  • 12 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Какие проблемы ставит автор в этом произведении?

  • 13 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Проблемы, которые а

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Проблемы, которые автор поднимает в своём произведении.

    Проблема «маленького человека» как личности.

    Проблема отношения государства к простым людям.

    Проблема сострадательного отношения к герою повести.

  • 14 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Кого ещё в этой пов

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Кого ещё в этой повести мы можем назвать «маленьким человеком»?

  • 15 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Из какого про

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Из какого произведения это иллюстрация? Какого автора интересовала эта же тема? Назовите героев произведения.

  • 16 слайд

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Особенности изображ

    Описание слайда:

    Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
    Особенности изображения «маленького человека» в русской литературе 19 века
    Влачит нищенское существование в убогом жилище.
    Низкое социальное положение.
    Предметный мир подчёркивает бедноту, нищету героя.
    Возможен протест против такого существования, но робкий, слабый.
    Внешней нищете и забитости противопоставлена душа – высокие моральные ценности, мечта о человеческом счастье.
    Душа нежная, сострадательная и любящая.
    Уязвимость мира героя при столкновении с силой и мощью государственной машины .
    Трагическая судьба «маленького человека»

  • 17 слайд

    ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 1. «Шинель» - произведение: а) романтическое, б

    Описание слайда:

    ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

    1. «Шинель» — произведение:
    а) романтическое,
    б) сентиментальное,
    в) реалистическое.
    2. «Кривой глаз и рябинка по всему лицу» — это о ком?
    а) об Акакии Акакиевиче,
    б) о Петровиче,
    в) о «значительном лице».
    3. Башмачкин служил в департаменте:
    а) иностранных дел,
    б) просвещения,
    в) в одном…
    4. Имя Акакий Акакиевич получил:
    а) по святцам,
    б) кума настояла,
    в) матушка дала.
    5. «Значительное лицо»:
    а) титулярный советник,
    б) генерал
    в) тайный советник
    6. Имя «значительного лица»:
    а) Григорий Петрович
    б) Иван Иванович Ерошкин,
    в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович
    7. Акакий Акакиевич:
    а) бвл равнодушен к работе
    б) старался работать, чтобы не выгнали,
    в) служил с любовью с наслаждением.
    8. Акакий Акакиевмч:
    а) положительныё герой,
    б) отрицательный герой,
    в) противоречивый характер.
    9. Повествователь:
    а) проявляется как «я»,
    б) не чувствуется,
    в) его позиция выражена пафосом пр-я.
    10. Пейзаж:
    а) играет важную роль,
    б) не играет особой роли,
    в) его здесь нет.
    11. «Маленький человек » Гоголя:
    а) ничтожное существо,
    б) личность временно задавленная обстоятельствами,
    в) человек, замкнутый, в своём богатом духовном мире.
    12. Шинель:
    а) художественная деталь,
    б) символ,
    в) образ.
    13. Носителем положительного начала является:
    а) образ Петербурга,
    б) повествователь,
    в) здесь нет положительного начала.
    14. Главный вывод автора:
    а) «маленький человек»достоин уважения,
    б) он продукт бесчеловечного государства,
    в) он сам виноват в своей малости.

  • 18 слайд

    ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТШифр к тесту 1-в 2-б 3-в 4-в 5-б 6-в 7-в 8-б 9-в 10-а 11-а 1

    Описание слайда:

    ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

    Шифр к тесту
    1-в
    2-б
    3-в
    4-в
    5-б
    6-в
    7-в
    8-б
    9-в
    10-а
    11-а
    12-б
    13-б
    14-в

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература», Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А.

Тема:
«Шинель»

Похожие материалы

  • Проектно-исследовательская работа «Гуманизм повести Н. В. Гоголя «Шинель» работу выполнила ученица 8 класса Темиргалиева Эльмира

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 9 классе, основное общее образование

  • Урок-викторина «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»

  • «Использование исследовательско — проектной деятельности обу-чающихся на уроках и во внеурочное время по формированию ценностного отношения к Великой Победе.»

  • Конспект урока «А. И. Куприн» Чудесный доктор»

  • Рекомендации к ведению читательского дневника летом

  • Конспект урока «Ф. М. Достоевский» Мальчик у Христа на елке».

  • Презентация Система образов-«двойников» Раскольникова как форма полемики автора с героем

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435615 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Тема маленького человека в повести Шинель

В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.

Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.

Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.

Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.

Сочинение 2

Тема «маленького» человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя «Шинель». Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им. Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: » Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту.

Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли «маленького» человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.

Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, «маленького» для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.

Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях,  которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.

Образ «маленького человека» в повести «Шинель» 8 класс

Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.

Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.

В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.

Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».

У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.

Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.

Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.

Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.

После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.

Вариант 4

Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».

В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.

В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.

Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Тема маленького человека в повести Шинель

Тема маленького человека в повести Шинель

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Легко ли быть другом? 9 класс

    Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.

  • Анализ рассказа Дураки Тэффи сочинение

    Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.

  • Сочинение Как мы работали летом в теплице, на огороде

    Мои бабушка и дедушка живут в деревне. Там у них есть огород, на котором дедушка построил две теплицы. Весной, когда заканчиваются заморозки и устанавливается постоянная теплая погода, бабушка высаживает в них рассаду.

  • Тема любви в лирике Фета (в творчестве) сочинение

    Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.

  • Сочинение Большов в пьесе Свои люди — сочтемся! Островского

    Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал.

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» приглашает нас заглянуть в петербургский чиновничий мир, рисуя быт, образ мыслей, отношение к службе и характер развлечений «должностного сословия».
Писатель ведет доверительное повествование от первого лица, называя себя «рассказчиком этой исто­рии». Шаг за шагом он знакомит нас со своими персо­нажами: служащими департамента, портным Петрови­чем и его женой, будочником, «одним значительным лицом» и его приятелем детства. Все эти люди так или иначе связаны с главным героем повести — Акакием Акакиевичем Башмачкиным.
Кто он такой?
Башмачкин, немолодой уже человек, — мелкий чи­новник одного из департаментов. Таких, как он, посме­иваясь, называют «вечными титулярными советника­ми» или «чиновниками для письма». И обязанности Акакия Акакиевича заключаются в механическом пе­реписывании разного рода казенных бумаг.
Природа не одарила его замечательной внешнос­тью. Башмачкин «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обе­им сторонам щек и цветом лица что называется гемор­роидальным…»
Не дала ему природа и сколько-нибудь значитель­ных талантов. Однажды нашему герою поручили рабо­ту поважнее простого переписывания, впрочем, совсем не сложную, где «дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». Эта задача оказа­лась непосильной для него настолько, что «он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”».
Кроме того, Башмачкин с трудом выражает свои мысли, используя в основном предлоги, наречия и междометия, которые не имеют никакого значения. Он часто не заканчивает фразу, и у него получается: «Это, право, совершенно того…» или «Этаково-то дело этакое…»
Неказистая внешность, отсутствие дарований, а также нерешительность, сомнения, колебания Ака­кия Акакиевича, подчеркивавшиеся его мимикой и жестами, не принесли ему любви и уважения сослу­живцев.
Сторожа департамента «даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая му­ха». Начальство обращалось с Башмачкиным «холодно-деспотически», а молодые чиновники издевались над ним в меру своего «канцелярского остроумия» и вообра­жения, которое, кстати, было совсем не богатым.
Насколько близко к сердцу принимает эти насмеш­ки Акакий Акакиевич? Несчастен ли он?
Совсем нет. Наш герой отгораживается от плоских острот и грубых выходок неугомонных чиновников жалобно звенящей фразой: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И погружается в единственно до­ступный ему волшебный, приятный, разнообразный мир букв. При переписывании на лице Акакия Акаки­евича застывает выражение несказанного наслажде­ния. Он относится к буквам как к своим друзьям, как к живым существам, отдавая предпочтение одним пе­ред другими и выводя их «и подсмеиваясь, и подмиги­вая, и помогая губами». Даже дома маленький чинов­ник не предается ни отдыху, ни развлечениям. С нео­слабевающим усердием он переписывает принесенные со службы бумаги, иногда «снимает нарочно, для соб­ственного удовольствия, копию для себя». И лишь вдоволь написавшись, Акакий Акакиевич ложился спать, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» А разве можно назвать несчастным человека, улыбающегося на сон грядущий? Нет, маленький чиновник доволен своим жребием. Но только спокойной его жизни вот- вот наступит конец.
Существование главного героя повести можно раз­делить на три части, условно назвав их мирное, одер­жимое мечтой и фантастическое.
Мечта о новой, теплой и добротной шинели совер­шенно изменяет и натуру Акакия Акакиевича, и образ его жизни. Бытие Башмачкина становится полнее и со­держательнее. Именно необходимость приобрести ши­нель заставляет его, «всегда отличавшегося тихостью голоса», может быть, первый раз отроду вскрикнуть («Полтораста рублей за шинель!»), делает его «живее и тверже характером», так что «огонь порою показы­вался в глазах его, в голове даже мелькали дерзкие и отважные мысли». А первый выход в свет в новой шинели приводит маленького чиновника в не свойст­венное ему «праздничное расположение всех чувств», пробуждает желание «усмехаться от внутреннего удо­вольствия». И едва ли не впервые в жизни Акакий Акакиевич обращает на себя пристальное внимание со­служивцев, принимая от них приветствия, улыбки и поздравления.
Но шинель, сделавшая Башмачкина счастливым, его и погубила. Робкое сердце маленького чиновника до тех пор не знало взлетов, а следовательно, не знало и падений, поэтому и не смогло принять и пережить потерю столь дорогой ему обновки. Предприняв не­сколько неудачных попыток отыскать пропажу, Ака­кий Акакиевич слег в горячке и умер.
И тут начался третий, ни на что не похожий, мис­тический этап существования Башмачкина. Несколько дней после свой смерти он «прожил шумно, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». Малень­кий чиновник стал привидением. Да каким! Дерзким, буйным, бесстрашным! Он набрасывался на прохожих, не разбирая чина и звания, и срывал с них шинели. Прежде тишайший, Акакий Акакиевич теперь держал в страхе всю округу. Наш герой никак не желал успо­коиться. Он искал своего обидчика — «одно значи­тельное лицо», жестоко распекшее Башмачкина и по­служившее причиной его болезни и смерти. Сорвав с плеч генерала роскошную, теплую шинель, бывший маленький чиновник не появляется больше на земле ни в какой ипостаси: «видно генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам». Акакий Акаки­евич прекратил свое существование. В департаменте на его месте давно служит новый чиновник, и о Баш­мачкине больше не вспоминают. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Но только не хочет ли Го­голь спросить у нас: «А любил ли сам Башмачкин дру­гих людей? Разве был он для кого-нибудь защитой и опорой? Считал кого-то интересным и дорогим для себя человеком? »
Впрочем, кто знает. «Ведь нельзя же залезть в ду­шу человека и узнать все, что он ни думает».

Сочинение


Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же образ «ма-ленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту «маленького человека» всетаа ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург — город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «…кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, — «Записки сумасшедшего». Герой произведения -Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, — так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя».»Записки сумасшедшего» — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека». Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», — так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмач-кин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Критик Апполон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом».Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.

Другие сочинения по этому произведению


Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель
Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)
В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя
Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»
Образ «маленького человека» (по повести ‘Шинель»)
Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)
Повесть «Шинель»
Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»
Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель’
Тема ‘маленького человека» в повести ‘Шинель»
Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Трагедия «маленького человека» в повести ‘Шинель»
Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)
Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»
Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича
Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя
Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)
Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа
Как много в человеке бесчеловечности
Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)
Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)
ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»
Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Гоголь и его «шинель»
Башмачкин 1
Башмачкин 2
Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)
Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»
О повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»
Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Духовная жизнь Башмачкина
Реальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»
История Акакия Акакиевича Башмачкина
Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича Башмачкина
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»
Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»
Образ «значительного лица» в повести «Шинель»

Инфоурок

Литература
Презентации«Шинель» Н.В.Гоголя. Тема «маленького человека»

Повесть н в гоголя шинель закономерность или развитие темы маленького человека сочинение

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Повесть н в гоголя шинель закономерность или развитие темы маленького человека сочинение

  • 2 слайд

    Образ «маленького человека» «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»

    Описание слайда:

    Образ
    «маленького человека»

    «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»

  • 3 слайд

    Считается, что первым «маленьким человеком» в русской литературе был станцион

    Описание слайда:

    Считается, что первым «маленьким человеком» в русской литературе был станционный смотритель Самсон Вырин. В творчестве Гоголя этот образ нашёл наиболее яркое отражение. Какие предположения можно сделать о том, каков «маленький человек»?

  • 4 слайд

    «Маленький человек» – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иер

    Описание слайда:

    «Маленький человек» – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение
    Черты личности
    приниженность
    острое ощущение несправедливости
    уязвлённая гордость
    Принцип развития сюжета
    История обиды, оскорбления, несчастья
    Герой-протагонист
    высокопоставленный человек, «значительное лицо»

  • 5 слайд

    История создания повести«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдо

    Описание слайда:

    История создания повести
    «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200(асс.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель»

  • 6 слайд

    Сравним, насколько Гоголь в повести отошёл от реальной основы

    Описание слайда:

    Сравним, насколько Гоголь в повести отошёл от реальной основы

  • 7 слайд

    Повесть н в гоголя шинель закономерность или развитие темы маленького человека сочинение

  • 8 слайд

    Сделаем выводы. Попробуйте заполнить пропуски в отрывке из статьи Ю.Манна «Од

    Описание слайда:

    Сделаем выводы. Попробуйте заполнить пропуски в отрывке из статьи Ю.Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя»
    «Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила _________ идея. Он взял ____________и ____________существо, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве притязание на __________ — на «шинель». И вот этого-то человека жизнь беспощадно __________ и ____________, как какого-то ________и _________.

  • 9 слайд

    Сделаем выводы. Попробуйте заполнить пропуски в высказывании Ю.Манна «Одно из

    Описание слайда:

    Сделаем выводы. Попробуйте заполнить пропуски в высказывании Ю.Манна «Одно из глубочайших созданий Гоголя»
    «Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял тишайшее и безобиднейшее существо, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве притязание на самое необходимое — на «шинель». И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника.

  • 10 слайд

    Поработаем с текстомИтак, в одном департаменте служил один чиновник, чиновник

    Описание слайда:

    Поработаем с текстом
    Итак, в одном департаменте служил один чиновник, чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на-вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный________________, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться.

  • 11 слайд

    Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора

    Описание слайда:

    Следующий по классу после чина титулярного советника чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками. Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник, своего рода кандидат в советники.

  • 12 слайд

    Поработаем с текстомФамилия чиновника была _________. … Имя его было:________

    Описание слайда:

    Поработаем с текстом
    Фамилия чиновника была _________. … Имя его было:______________. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени …

  • 13 слайд

    Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — «не

    Описание слайда:

    Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой». Один из святых, носивших это имя — Акакий (к. III — н. IV веков) — христианский святой, мученик, подвергнут казни при императоре Ликинии за открытое исповедование христианства.
    Из его жития известно только о перенесенных им пытках, которые не причинили ему вреда. Святой был казнен путем отсечения головы, из раны по преданию вытекла кровь и молоко.

  • 14 слайд

    Поработаем с текстомВ департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. С

    Описание слайда:

    Поработаем с текстом
    В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая ___________.

  • 15 слайд

    Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором сод

    Описание слайда:

    Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой

  • 16 слайд

    Поработаем с текстомИ долго потом, среди самых веселых минут, представлялся е

    Описание слайда:

    Поработаем с текстом
    И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «________» И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным.

  • 17 слайд

    Брат - это слово употребляется в различных значениях: 1) в значении "родн

    Описание слайда:

    Брат — это слово употребляется в различных значениях:
    1) в значении «родной брат», когда дети имеют общих родителей
    2) в значении кровного родственника
    3) так называют представителей одного народа или представителей родственных народов
    5) так может быть назван друг или просто ближний
    6) слово брат указывает также на схожесть судеб или характеров
    7) поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то так стали называть и единоверцев-христиан. Слово «брат» наиболее точно отражает родство отдельных людей, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца.

  • 18 слайд

    Поработаем с текстомВряд ли где можно было найти человека, который так жил бы

    Описание слайда:

    Поработаем с текстом
    Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с_________. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые ______у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую_____, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники…

  • 19 слайд

    Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изо

    Описание слайда:

    Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

  • 20 слайд

    Поработаем с текстомЕсть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста

    Описание слайда:

    Поработаем с текстом
    Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как ___________________…

  • 21 слайд

    ШИНЕЛЬ - форменное пальто особого покроя, со складкой на спине и хлястиком. К

    Описание слайда:

    ШИНЕЛЬ — форменное пальто особого покроя, со складкой на спине и хлястиком.
    КАПОТ — 1. Женская верхняя одежда широкого покроя для домашнего употребления. 2. Верхняя мужская одежда в виде халата (устар.)

  • 22 слайд

    Диалог Петровича и Акакия Акакиевича

    Описание слайда:

    Диалог Петровича и Акакия Акакиевича

  • 23 слайд

    Домашнее задание: заполнить таблицу цитатами из повести, сделать выводы об и

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    заполнить таблицу цитатами из повести, сделать выводы об изменениях, произошедших с героем

  • 24 слайд

    Мечта и реальность. Образ Петербурга2 урок

    Описание слайда:

    Мечта и реальность.
    Образ Петербурга
    2 урок

  • 25 слайд

    Проверим домашнее задание(вариант заполнения таблицы)

    Описание слайда:

    Проверим домашнее задание
    (вариант заполнения таблицы)

  • 26 слайд

    Проверим домашнее задание (вариант заполнения таблицы)

    Описание слайда:

    Проверим домашнее задание
    (вариант заполнения таблицы)

  • 27 слайд

    Проверим домашнее задание (вариант заполнения таблицы)

    Описание слайда:

    Проверим домашнее задание
    (вариант заполнения таблицы)

  • 28 слайд

    Сделаем выводы: Как изменилась жизнь Акакия Акакиевича и почему? Как называет

    Описание слайда:

    Сделаем выводы:
    Как изменилась жизнь Акакия Акакиевича и почему?
    Как называется приём, при помощи которого писатель противопоставляет события, героев?
    С какой целью его использует Гоголь?

  • 29 слайд

    «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как бу

    Описание слайда:

    «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли…»

  • 30 слайд

    Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Петербурге: «… на Петербурге же

    Описание слайда:

    Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Петербурге: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».

    Повесть «Шинель» входит в так называемый цикл «Петербургских повестей». Каким выглядит Петербург Гоголя?

  • 31 слайд

    Художник С.Бродский создал цикл иллюстраций к повести. Рассмотрим их. Какой м

    Описание слайда:

    Художник С.Бродский создал цикл иллюстраций к повести. Рассмотрим их. Какой момент изображен на иллюстрации? Какие детали, особенности вы можете отметить?

  • 32 слайд

    Какой эпизод изобразил художник и какие детали текста отразил? (Обратитесь к

    Описание слайда:

    Какой эпизод изобразил художник и какие детали текста отразил? (Обратитесь к повести). Какой мотив предыдущей иллюстрации повторяется?

  • 33 слайд

    Послушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести о

    Описание слайда:

    Послушайте инструментальную композицию Д.Маликова. К какому эпизоду повести она бы подошла в качестве музыкальной иллюстрации? Какие чувства героя она отражает?
    Каким изобразил Петербург художник?

  • 34 слайд

    Обратимся к эпизоду «Акакий Акакиевич у значительного лица». Почему он не пом

    Описание слайда:

    Обратимся к эпизоду «Акакий Акакиевич у значительного лица». Почему он не помог Акакию Акакиевичу? (зачитайте цитаты). Какую роль играет на иллюстрации уже знакомый мотив зеркала?

  • 35 слайд

    Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича. Каково отношение писателя к своем

    Описание слайда:

    Зачитайте эпизод похорон Акакия Акакиевича. Каково отношение писателя к своему герою?

  • 36 слайд

    Гоголь, однако, ввёл фантастический финал. С какой целью? Объясните мотив зер

    Описание слайда:

    Гоголь, однако, ввёл фантастический финал. С какой целью? Объясните мотив зеркала на иллюстрации.

  • 37 слайд

    Сделаем выводы:Как соотносятся мечта и реальность в повести?

    Описание слайда:

    Сделаем выводы:
    Как соотносятся мечта и реальность в повести?

  • 38 слайд

    Домашнее заданиеОтвет на вопрос «В чём причины гибели Акакия Акакиевича?» Ко

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Ответ на вопрос «В чём причины гибели Акакия Акакиевича?»

    Комментарий: описать причины гибели с точки зрения Н.В.Гоголя, изложить точку зрения Н.Г.Чернышевского (прочитать отрывок из его статьи «Не начало ли перемены?»), высказать личную точку зрения.

  • 39 слайд

    Ссылки на интернет-ресурсыhttp://itaka.pw/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB

    Описание слайда:

    Ссылки на интернет-ресурсы
    http://itaka.pw/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA
    http://vboge.com/dict/vihlyancev/b/brat/
    http://ria.ru/gogoтl_mm/20090402/166784623.html
    http://literatura5.narod.ru/gogol_brodsksy_schinel.html

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Шинель

Похожие материалы

  • Статья на тему «Употребление прописных букв»

  • Авторская методика Илюхиной В.А обучения письму

  • Статья на тему «Происхождение Алфавита»

  • Проверочная работа с текстом «Повесть о Петре и Февронии»

  • Урок 16. Антон Павлович Чехов «О любви»

  • Урок 14. Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала»

  • Сочинение -эссе «О забытых героях»

  • Урок 15 Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) А.С. Пушкин «Цветы последние милей…»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435615 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Повесть временных лет сочинение 7 класс
  • Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского сочинение
  • Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева
  • Повести рассказы лесков николай семенович
  • Повесть белкина станционный смотритель сочинение