Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

Сочинения по литературе пушкин характеристика и образ пугачева в романе капитанская дочка произведение пушкина капитанская дочь - это творение, которое
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Произведение Пушкина «Капитанская дочь» — это творение, которое было посвящено восстанию крестьян 1773-1774 годов.  Хоть все действия происходят и в вымышленном мире, весь сюжет реален.

Пугачев – один из центральных персонажей в повести, именно он руководитель данного восстания. В истории Емельян характеризуется как разбойник, убийца, грабитель. Одним словом – преступник. Однако, не стоит забывать о том, что за ним пошли люди, значит, было в нем что-то, к чему тянулись народные массы. Пушкин подчеркнул в своем романе то, что Пугачев был умен, рассудителен и сообразителен. Своими действиями Емельян показывал свою мудрость и даже расчетливость.

Пугачев не разбирался в своих отношениях к дворянам. Многие хорошие дворяне были казнены, хоть и заботились о своих крепостных крестьянах.  В число таких дворян входила и семья Миронова. Для Емельяна любой из помещиков был заведомо врагом, для него не было важным то, какой это человек: хороший или плохой. Пугачев боролся до конца за свою позицию и расправлялся с любым, кто бы мог нарушить свободу крестьян. Пугачев искренне хотел освободить крестьян от крепостничества путем восстания.

Емельян Пугачев не забыл о помощи, всегда помогал тем, кто когда-то помог ему. Например, Пугачев помог Гриневу, который когда-то спас его от холода, подарив тулуп и налив немного водки для согрева. Гринев просил милосердия Емельяна, чтобы освободить свою возлюбленную Марию Миронову, когда те попали в руки к Швабрину.

Исходя из всего этого, напрашивается вывод, что все-таки Пугачев не был таким уж зверем, как его описывали. Он – казак, который хотел восстановить права крестьян, помочь им освободиться от зависимости. Мало того, Гринев так же говорил, что у Пугачева была довольно-таки «замечательная» внешность. Он был добор к своим подчинённым, помогал им, поддерживал, давал свободу слова. Пугачев для своих союзников был настоящим героем, поэтому, можно сказать, что Емельян Пугачев не полностью отрицательный персонаж.

Пугачев ассоциировал себя с такой птицей, как орел. Его жизнь, подобно жизни этой птицы – короткая, но достойная.

Пушкин в образе Пугачева попытался воссоздать русского человека, у которого огромная душа. Александр Сергеевич любил в какой-то степени этого персонажа, он восхищался им. Автору нравилось его мудрость, храбрость и сила, однако, не понимал, почему именно такой способ Пугачев избрал для борьбы.

Вариант 2

Бунт под управлением Пугачева Емельяна значится одним из самых ужасных в истории Российской Империи. Пугачев стал интересен для большого количества писателей и историков. Александр Пушкин являлся одним из них, поэтому в 1836 году он написал повесть «Капитанская дочка», которое было посвящено этому волнению.

Пугачев Емельян располагается в сердце и является центральной фигурой этого произведения, несмотря на заглавие произведения. Его образ является необычным и занимательным. Пугачев является руководителем народного бунта, то есть беспощадным человеком. Он атакует Белогорскую крепость и предпринимается покончить с людьми, которые не желали подчиняться ему и принимать его за правителя. Он убивает всех и детей, и женщин, и стариков.

Но, также его образ обладает и хорошими качествами, несмотря на все недостатки. В произведении можно увидеть его сильные способности лидера, его деяния сопоставлены бестолковым деяниям императорским полковникам.

Также в этом произведении автор показывает Пугачева как и воинского руководителя, так и человека. Например, когда Гринев и Савельич сбились с пути на службу, им помогает простой невежа с хитрющими глазенками. За этот жест помощи Гринев подносит ему свой тулуп в знак признательности. В это время Петруша еще не представлял, кто стоял перед ним и какое предназначение исполнит этот подарок в его дальнейшем. Последующая встреча Гринева с Пугачевым происходит в Белогорской крепости, в период ужасных происшествий. Как раз в этот момент Пугачев припоминает подарок Гринева и не убивает его.

Во время разговора Пугачева с Гриневым, можно увидеть много хороших достоинств военачальника восстания, например, что он очень близок к народу и непредвзят. Он не обделен мудростью народа и наблюдательностью. С помощью этих качеств Пугачев рационально взвешивает свои силы, а также способности народное ополчение.

Поэтому когда Маша Миронова попадает в ужасное обстоятельство, Петр просит помочь Пугачева. В этих происшествиях можно ясно увидеть непредвзятость, великодушие, осмысление, гуманность предводителя. Он помогает отпустить Машу из страшной тюрьмы и дает добро на их союз.

Можно сделать заключение, что писатель описывает Пугачева как несовместимый характер, в котором совмещены и хорошие и плохие качества. Также как безнадежного человека, который не поменяет три месяца богатой еды на тридцать лет простого варева. По моему мнению, Емельян Пугачев является необыкновенной персоной, с твердым характером и блестящими способностями. Пугачев назвал себя царем, но народ пошел бы за ним, если бы он вел себя как истинный предводитель.

Сочинение про Пугачева

Образ Пугачёва в романе «Капитанская дочка» настолько многогранен, что описать и понять его полностью, наверное, не хватило бы терпения и нервов ни одному человеку. Пушкин окутывает Пугачёва в шубу, которая покрыта мраком и тайнами.

Никто точно не может сказать, каким был Емельян Пугачёв, потому что для восставших крестьян он был лучшим господином и царём, для Екатерины он был самозванцем, а главный герой Гринёв и вовсе постоянно меняет своё мнение о Пугачёве.

Сначала мы видим Гринёва, который в ужасный холод отдаёт свой тулуп казаку, который пропил свою одежду, — Пугачёву. Уже здесь у читателя закрадываются мысли о том, что Емельян — крайне неблагополучный человек, который любит выпивку и потому жизнь его обречена. Но не всё так просто.

Сам Пушкин же на протяжении всего романа ассоциирует Пугачёва со снегом, пытаясь внушить читателям, что процесс восстания во главе Емельяна был неожиданным для России, был как снег на голову. Люди, которые идут за Пугачёвым, видят в нём самые лучше черты правителя: он обращается к народу понятным языком, он смелый и не боится выступать против власти, он готов к тому, чтобы за ним шли, его считают справедливым, великодушным и честным.

Сам главный герой Гринёв относится к Пугачёву плохо, потому что произносит известную фразу «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», но великодушие, смелость и другие положительные черты характера Пугачёва так или иначе привлекают Гринёва.

Пугачёва можно назвать жестоким, потому что для него казнь — это обычный инструмент, но в таком контексте нужно сказать, что на тот момент была лютая ненависть между разными классами на Руси, потому народом жестокость воспринималась даже с задором и весельем.

Емельян в одной из сцен щадит Гринёва и Машу, отменяет их казнь и даёт добро на то, чтобы они спокойно передвигались по подконтрольным ему территориям, но я считаю, что мотивы здесь двойственны: с одной стороны, таким жестком Пугачёв хотел отблагодарить Гринёва за тот тулуп, который он ему отдал в жуткий холод, с другой же стороны, Пугачёв всегда хотел быть похож на царей и «истинных» правителей, а значит, такой подарок с барского плеча вполне себе мог возвысить Пугачёва в глазах самого себя.

Образец 4

Повесть (или же роман) Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» является историческим с элементами художественного вымысла. Он повествует о восстании 1773-1775 годов, возглавленном Емельяном Пугачевым.

Емельян Пугачев – один из трех главных героев произведения (другие два – это Швабрин и Гринев). Пугачев по своей натуре парадоксальный персонаж, так как вобрал в себя как положительные качества примерного Гринева, так и всю скверну коварного Швабрина.

Емельян Пугачев – это казак. Всем сыновьям степи свойственно неутолимое стремление к свободе. Они воинственны, и если ведут борьбу, то до последней капли крови.

Пушкин вводит Пугачева в повествование в качестве героя казацкого фольклора, знакомя с ним читателя плавно и динамично. Сначала это какая-то непонятная фигура, что с каждой главой занимает более значимое место, чем прежде, и заполоняет все пространство произведения. Изначально Пугачев предстает как пьяница, но вскоре становится известно о нем больше.

Глаза этого казака огненные, искрящиеся, привлекающие внимание. Они говорят о феноменальности и незаурядности своего владельца. При этом Пугачев жестокий, зверский, хитрый человек. Он не задумываясь приказывает казнить или миловать. В то же время Александр Сергеевич наделяет своего героя совершенно противоположными качествами, а именно: широкой душой, щедростью, пониманием, о которых становится известно спустя некоторое время повествования. Емельян уважает правдивых, верных и искренних людей, не забывает о добрых делах. Он отпускает Гринева с Машей.

Кроме того, Пугачев умный, умеет отлично играть на публику и чуток лукавит. Именно благодаря этим качествам ему удалось убедить народ в том, что он исчезнувший несколько лет назад император России. Однако, Гриневу он в открытую рассказывает о том, что он не Петр III, а самозванец.

Автор рисует образ Пугачева как царя, избавляющего народ от сильного гнета. Вести себя он старается соответственно: раздает титулы, награждает или наказывает.

А.С. Пушкин создал действительно сложного и многогранного героя, который достоин внимания читателей.

Вариант 5

Автор создал неоднозначный образ вождя народного восстания. Пушкин показал как резко отрицательные стороны самозваного царя, так и отразил в его образе черты русского народа, невольно внушающие симпатию.

Автор, безусловно, был противником революции, бунта бессмысленного и беспощадного. Показывая свое отношение к этому, Пушкин изобразил расправы восставших и их предводителя над дворянами. Жестокость Пугачева хорошо продемонстрирована в сцене расправы победивших пугачевцев над семьей Мироновых – положительных персонажей, не замеченных в плохом отношении к крепостным.

Вместе с тем, впервые Пугачев появляется на страницах повести еще до того, как он возглавил восстание, в образе безвестного казака, которому Гринев в метель дает чарку водки и тулуп. Вероятно, сделано это было не только для того, чтобы помилование предводителем бунтовщиков честного офицера выглядело как акт благодарности, было более психологически оправданным, давая возможность глазами пленного описать события. Целью также являлось дать многогранный образ Пугачева, изображение его не только черными красками.

Несмотря на проявляемую жестокость, самозваный мужицкий царь помнит сделанное ему добро, помогает Петру Гриневу и Маше. Кроме того, возглавляемое им восстание вызвано не просто желание грабить и убивать. Пушкин прекрасно понимал истинные его причины, хотя в то время, конечно, говорить об этом прямо было довольно затруднительно.

Пугачев показан не только сильным человеком, казачьим и крестьянским лидером. Он и олицетворение самого русского народа. В речи вождя восстания звучит народный фольклор, настоящие выражения из языка, используемого в повседневной речи.

Живой взгляд и плутовское лицо, отмеченные автором, вместе со сравнением Пугачева себя с орлом, пьющим кровь, показывают неоднозначность не только этой исторической личности, но и русского народа в целом, как его понимал Пушкин. Здесь видна не только и не столько кровожадность и жестокость, проявляющаяся в подобных экстремальных ситуациях, но и сила простого народа. Для Пушкина, в отличие от многих его современников, крестьяне не были лишь носителями добродетелями и объектами притеснений со стороны высших классов. Он предпочитал видеть и показывать жизнь многогранной.

В целом, Пугачев в данном произведении дан не только для того, чтобы изобразить реальное историческое лицо, но и показать истинный характер русского народа, доведенного до отчаяния.

Образец 6

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» изначально планировалась автором как сугубо историческое произведение, повествующее о событиях Крестьянского восстания (или Крестьянской войны) 1773-1774 годов, однако во время её написания, автором придумывались всё новые и новые детали, которые не могли бы быть известны ему — например, главная любовная линия и вообще многие персонажи, такие например, как главные герои.

Однако описать события того времени было бы просто невозможно без создания образа реально существовавшей исторической личности – предводителя восстания, донского казака Емельяна Пугачёва. Именно он поднял крестьянство и казачество на бунт, представляясь погибшим мужем императрицы Екатерины Второй, руководил войсками бунтовщиков, а так же именно его фамилией в народе и прозвали те события – «пугачёвщина».

Впервые мы встречаем его как случайного путника, который замерзает в дороге во время ужасного бурана. Главный герой, Пётр Гринёв, подаёт ему чарку водки и отдаёт свой теплый заячий тулуп. Тогда ещё Пётр не знал, что его щедрость и доброта, проявленная к незнакомцу, потом спасёт ему жизнь. А именно – когда Пугачёв уже стал «вожаком» и поднял восстание, одной из крепостей, которую захватили его войска, оказалась именно крепость, в которой и служил Пётр.

Емельян велит жестоко расправиться со всеми солдатами и офицерами, не согласными предать императрицу и перейти на сторону бунтовщиков. В них, несмотря на личные качества, воинскую доблесть, на преданность и верность воинской службе и императрица Екатерине лично, он видит помещиков и угнетателей крестьян. Но несмотря на то, что Пётр является таким же «угнетателем» и что он отказывается присягать на верность войску восставших, Емельян пощадил его, потому что помнил то добро, которое проявил к нему Гринёв во время бурана, не зная, кто перед ним стоит и думая, что это обычный заблудший крестьянин. Фактически, это первая попытка придать Пугачёву благородные черты, объяснить его поступки не с позиций верного императорскому дому дворянства, как это делали историки до Пушкина, а с позиций обычного человека.

И действительно, Пушкин помимо жестокости к всем неугодны, придаёт Пугачёву множество положительных черт – он умён, хладнокровен, его речь наполнена пословицами и поговорками, просторечными казачьими фразами, сам он предстаёт перед нами как довольно простой в отношениях со всеми людьми человек (несмотря на то, что для народа он «царь-батюшка», для своих подчиненных он просто «вожатый») , не лишенный, однако, нечта «плутовского во взгляде».

Не лишен Пугачёв и героических черт, что раскрывается в рассказанной им сказке об орле и вороне, говорящей о том, что ради своих целей и идеалов он готов погибнуть. Благороден Пугачёв и по отношению к Петру и Маше, которую он освобождает, узнав о злоупотреблениях подчинившегося ему предателя Швабрина. Но автор не идеализирует его – тот метод, который выбрал Пугачёв для освобождения крестьян, неприятен Пушкину, он предпочитает плавные реформы кровопролитным бунтам и революциям.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Что такое Ответственность 15.3 9 класс ОГЭ

    С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

  • Сочинение Главные герои произведения Аленький цветочек (характеристика)

    В сказке «Аленький цветочек» главными героями можно назвать практически всех персонажей. Каждый из них выполняет важную функцию. Первые персонажи с которыми знакомится читатель — это купец и его дочери.

  • Проблемы романа Война и мир Толстого (проблематика)

    Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками

  • Анализ сказки Каша из топора

    Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.

  • Образ и характеристика Пантелея Прокофьевича Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Для того что бы провести анализ произведения «Тихий Дон» проведем анализ образа, главного героя произведения Мелехова Пантелея Прокофьевича. Его отношение к семье и обществу. Является ярким персонажем.

Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по разделу синтаксис, актуализировать знания по синтаксической стилистике; показать мастерство писателя в создании художественного образа, выявить особенности стиля А.С.Пушкина, способствовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенции, формировать профессиональную компетентность обучающихся, воспитывать внимательное отношение к языку и слову писателя, уважение к родной культуре.

Тип урока: интегрированный урок-исследование.

Технологии, применяемые на занятии: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», презентация.

Используемая литература

  1. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.Е. Русский язык. ч.2, М.: АльянС, 2020.
  2. Твардовский А.Т., Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970). Собрание сочинений Т. 5 — 1980

Ход урока

Работа с эпиграфом

Сегодня мы с вами проведём необычный урок — урок русской словесности, а эпиграфом к нему предлагаю взять слова Александра Трифоновича Твардовского о Пушкине.

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.

Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!»

Создание проблемной ситуации

— Почему повесть А.С.Пушкина произвела на К.Г.Паустовского такое сильное впечатление? (на слайде)

— В этом нам предстоит разобраться.

Анализ текста

— Вспомните, как называется глава, в которой автор воссоздает картину снежной бури? («Вожатый»).

— Какой смысл заложен в ее названии?

Глава «Вожатый» связана со всей повестью. Пушкин дает понять, что вожатый — это не просто человек, который помог Петру Гриневу выйти из бури, он вожатый в широком смысле слова, Пушкин предвещает, что этот человек будет вождем, то есть самым главным в восстании.

— Вожатый неожиданно возникает в повествовании. В чем же необычность его появления?

Вожатый появляется как бы из бури, несшей смерть путникам; его появление кажется необыкновенным, символическим в снежной степи, когда кружит буран.

— Что такое «буран»? Подберите синоним к этому слову.

Снежная буря, метель в степи, вьюга (на слайде).

— Давайте прочитаем описание бурана и попытаемся понять, в чем заключается и как достигается сила воздействия пушкинского слова.

Выразительное чтение отрывка из текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?

— Каков стиль данного текста?

Художественный.

— На чем сосредоточено внимание автора? Что для него является главным в изображении?

Показано изменение состояния природы, главное здесь — действие, динамика.

— Слова, какой части речи преобладают в описании? Приведите примеры.

Глаголы (на слайде).

— Какое изобразительно-выразительное средство усиливает ощущение снежной стихии?

Метафора «небо смешалось со снежным морем».

— Найдите другие известные вам средства изобразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения.

— Их мало. Тогда за счет чего создается столь выразительная картина?

За счет синтаксиса.

Пушкин использует сначала пространные, затем и короткие предложения, что создает эффект внезапности, стремительности происходящего.

— Посмотрите, каких предложений, простых или сложных, больше в прочитанном отрывке?

Простых (на слайде).

— Почему автор использует именно простые предложения, отрывистые фразы?

Для динамичности сюжета, для передачи быстроты изображаемых явлений.

— Приведите примеры, прочитайте.

— Но простые предложения Пушкин чередует со сложными. Давайте их найдем и прочитаем.

— Прочитайте предложение на слайде: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран». «Ветер завыл, сделалась метель».

— Какие это сложные предложения?

СПП, БСП.

— Вспомните, что называется логическим ударением?

Средство выделения важного в сообщении слова.

— Каким может быть порядок слов в предложении?

Прямым и обратным.

— Какова его роль?

Средство усиления выразительности речи.

— Какой порядок слов в предложениях, вынесенных на доску?

В первом — прямой: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран»; а во втором прямой порядок слов сменяется обратным: «Ветер завыл; сделалась метель»(на слайде).

— Заметьте, что со сменой порядка слов меняется и состояние природы. Если до этого описание лишь предвещает бурю, то после него буран изображён со всей силой, мощью. То есть изменение порядка слов способствует усилению выразительности речи, меняет картину изображаемого, а следовательно, и интонацию.

— Попробуем прочитать этот отрывок выразительно, так, чтобы обратный порядок слов отразился в вашей интонации при чтении.

Работа в группах

Первая группа

— Найдите в отрывке предложения с однородными членами. Какие однородные члены встречаются чаще? С какой целью их использует Пушкин?

Сказуемые — придают речи динамизм и напряженность.

Вторая группа

— Найдите и прочитайте предложения с деепричастными оборотами. Для какой речи характерны такие предложения? В чем их достоинство?

Для книжной. Краткость, лаконичность, энергичность.

— Также в данном отрывке вы видите прямую речь. Для чего Пушкину это нужно? Какова роль предложений с прямой речью?

Для передачи душевного состояния людей, попавших в буран.

Прочитаем.

— Но передача душевного состояния путников лишь дополняет картину, а что же придает картине законченность? Какая фраза? Она находится не в конце, а в середине отрывка.

(«Все было мрак и вихорь» на слайде). После этого Пушкин возвращается к своим героям.

Обобщение наблюдений. Выяснение роли описания в художественной структуре текста.

— Для чего же автору понадобилось столь подробное изображение бури? Каково значение описания? Зафиксируем это в таблице (на слайде).

1. Для создания фона, на котором разворачиваются события (в степи привычны бураны, это придает рассказу достоверность).

2. Композиционное (благодаря бурану встречаются Петруша Гринев и Пугачев и проникаются друг к другу симпатией).

3. Аллегорическое (буран — символ грядущих событий, разгула мятежа. Буря — не снежная, народная буря. Вожатый как бы сливается с природой, но в шуме стихии слышится его твердый голос: «Дорога-то здесь, стою на твердой полосе»).

— Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Ощутили ли вы теперь магическую силу пушкинского слова? В чем эта сила?

Слово учителя: Сила воздействия пушкинского слова мы ощущаем всякий раз, когда обращаемся к его произведениям. А сегодня мы с вами провели небольшое исследование и попытались понять, как, за счет чего достигается это воздействие. Вы ответили на этот вопрос. Это простота, динамизм, лаконизм, мастерское владение словом, точность отбора языковых средств.

Творческая работа

— А теперь я предлагаю вам, используя полученный опыт, написать сочинение-миниатюру на тему «Бушует стихия» или изложение по тому отрывку, над которым мы сегодня работали, используя разнообразные синтаксические конструкции.

Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

Текст: Ольга Лапенкова

Обсуждая поэму А. С. Пушкина «Полтава», мы уже вспоминали, что в конце 1820-х гг. классик превратился из «обыкновенного» любителя давних сказаний в настоящего историка. Этому способствовало и новое положение при дворе.

До 1825 года — года, когда произошло восстание декабристов — Российской Империей правил Александр I. К деятельности этого правителя Пушкин относился более чем скептически — и даже писал на него эпиграммы (короткие желчные стихотворения, высмеивающие ту или иную персону). Иногда он «вписывал» в свои работы и более тонкие шуточки над государем. Напомним, как начинается стихотворение «Я памятник себе воздвиг…», которое является вольным переводом оды древнеримского поэта Горация:

  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
  • К нему не зарастёт народная тропа,
  • Вознёсся выше он главою непокорной
  • Александрийского столпа.

Эти строки, на первый взгляд, отсылают нас к одному из чудес света, возведённому ещё до нашей эры и до нынешнего времени не сохранившемуся, — Александрийскому маяку. Именно его мог и должен был иметь в виду Гораций. Однако почему Пушкин заменил «маяк» на «столп»? Дело в том, что на самом деле он имел в виду Александровскую колонну, установленную в Санкт-Петербурге в центре Дворцовой площади. Таким образом он намекнул, что его слава — выше и честнее, чем «сомнительная» репутация Александра I.

Неудивительно, что император отвечал мятежному поэту взаимностью: в 1820-м году 21-летнего Александра отправили в южную ссылку, а в 1824-м, не дав заехать в родную Москву и повидать друзей в Петербурге — в другую, в родительское поместье в Псковской губернии. Однако 1 декабря 1825-го Александр I умер, и на престол взошёл Николай I. Его политика также вызывала у Пушкина много возражений — но отношение к самому писателю при дворе, однако, стало более благоприятным. Новый монарх больше не «гонял» поэта по всей стране, наоборот — дал ему работу «по интересам».

Пушкин стал кем-то вроде придворного историографа: по приказу Николая I Пушкин обратился к истории петровских времён; а сверх того, уже по собственной инициативе он написал документальный труд «История пугачёвского бунта».

Платили за эту работу, может, и не баснословные деньги — зато она имела огромное преимущество для Александра Сергеевича как для автора: он получил возможность изучать документы, которые «простым смертным» были недоступны.

Именно во время работы над «Историей Пугачёвского бунта» у Пушкина возникла идея написать отдельное художественное произведение об исторической фигуре — офицере М. А. Шванвиче, который в 1773 году отрёкся от служения Екатерине II и перешёл на сторону повстанцев, став секретарём Пугачёвской военной коллегии; после восстания он был арестован и умер в ссылке. Однако, набросав план произведения, А. С. Пушкин решил, что предатель недостоин того, чтобы быть главным героем. Поэтому он ввёл в повествование перебежчика Швабрина, персонажа, у которого, кажется, нет ни одной положительной черты — а главным действующим лицом выбрал вымышленного Петра Андреевича Гринёва. И его вымышленную невесту Марию Миронову — по ней-то будущее произведение и получило название «Капитанская дочка».

Любопытный факт

Собирая материалы о восстании Пугачёва, Пушкин не только «рылся в архивах», но и сам выезжал в Оренбургскую область. Восстание прогремело в 1773-75 гг., Александр Сергеевич собирал материал в начале 1830-х, соответственно, с момента тревожных событий прошло шестьдесят лет и некоторые их свидетели могли быть ещё живы.

Перспектива познакомиться с местными старожилами восхитила Пушкина, однако почти никто из деревенских стариков не стал с ним разговаривать. Александр Сергеевич не понимал, в чём дело. Но поставьте себя на место оренбургского дедули и посудите сами! Живёте вы тихо-мирно — и вдруг в вашу глушь приезжает странный молодой человек. Одет он вычурно даже для петербуржца; кожа у него смуглая, а не светлая, как у большинства жителей России; при этом у него тёмные кудрявые волосы и своеобразный «маникюр» (в начале XIX в. у мужчин было модным отращивать длинные ногти). И о ком же он расспрашивает? О проклятом кровопийце! Кто же этот молодой человек, если не посланник нечистого?

Поездив по деревням и толком ничего не добившись, Пушкин позвал на помощь В. И. Даля — того самого, который составил «Словарь живого великорусского языка».

Тот-то отлично умел общаться с крестьянами — иначе он не собрал бы столько пословиц и поговорок. Даль с удовольствием взял на себя общение с местным людом, и работа наконец закипела.

Русский бунт

В «Капитанской дочке» Пушкин пользуется излюбленным приёмом, который он взял на вооружение при работе над «Медным всадником» и «Евгением Онегиным»: прежде чем перейти к описанию трагических событий, он обманывает ожидания читателя — и всячески подтрунивает над центральным персонажем. Вот что мы узнаём о Петруше Гринёве из его якобы автобиографии:

  • Матушка была еще мною брюхата [беременна], как уже я был записан в Семёновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. <…> С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. <…>
  • Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, <…>. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; не редко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки. <…> Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом.

Обучение у француза, впрочем, долго не продлилось: однажды отец Петруши обнаружил «преподавателя» мертвецки пьяным и прогнал со двора. Больше никакого образования главный герой не получал. Когда же Гринёву-младшему исполнилось шестнадцать лет, отец решительно отправил его на службу — и лично позаботился о том, чтобы юношу отправили не в Петербург или ещё какое-нибудь «модное» место, а в настоящую глушь — подальше от картёжников и дуэлянтов. Так Петруша и оказался в Белогорской крепости; но, конечно, Андрей Петрович не мог предполагать, что вскоре это место будет захвачено мятежными казаками во главе с Емельяном Пугачёвым.

С такой же иронией А. С. Пушкин написал и о семействе Маши Мироновой — гостеприимном, но простоватом капитане Иване Кузмиче и его верной супруге Василисе Егоровне, хлопотушке и любительнице посплетничать. Сама же Маша, что интересно, с первого взгляда вовсе не понравилась Петруше. Это — ещё одна «обманка», осознанно допущенная автором: таким образом Пушкин посмеялся над читателями, привыкшими к романтическим штампам. Вот как Гринёв «вспоминает» о знакомстве с Мироновыми:

  • Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на неё с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою.

Не случайно здесь и упоминание Швабрина: вскоре читатель узнает, что новый приятель Гринёва не просто так оговаривает капитанскую дочку… Но так ли важны эти мелкие интриги, если вот-вот в крепость вторгнется армия Емельяна Пугачёва и далеко не все герои переживут приступ?

Повесть или роман?

Вспомнив кое-что о главных героях, зададимся вопросом: почему исследователи до сих пор не могут определиться, к какому жанру относить «Капитанскую дочку» — к повести или роману?

Всё дело в том, что эти жанры отличаются количеством сюжетных линий, то есть «цепочек» событий, происходящих с отдельным персонажем или с двумя тесно связанными фигурами: возлюбленными, друзьями либо врагами.

Сторонники мнения, что «Капитанская дочка» — роман, утверждают, что в произведении есть три отдельные линии: Гринёва, Маши и Пугачёва.

И действительно, все эти герои по мере развития сюжета серьёзно меняются. Гринёв из «маменькиного сынка» становится бравым офицером, не боящимся рисковать жизнью — и не только ради защиты Отечества, но и во имя дворянской чести; Маша из «трусихи» превращается почти что в жену декабриста, а Пугачёв, в начале повести уверенный в успехе своего предприятия, ближе к развязке ведёт такой диалог с главным героем:

  • — А ты полагаешь идти на Москву?
  • Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
  • — То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
  • Пугачёв горько усмехнулся. «Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».

Всё это справедливо, возражают те, кто называет «Капитанскую дочку» повестью; но нельзя ли сказать, что в произведении две сюжетные линии: Гринёв с Машей — и Гринёв с Пугачёвым?

Мы практически не видим этих героев по отдельности, и если Петруша не находится рядом с возлюбленной или мятежным казаком, всё равно — от его слов или поступков зависит их дальнейшая судьба. Первое же самостоятельное решение неуклонно взрослеющего Гринёва — за исключением, разумеется, карточного проигрыша Зурину — относится именно к Пугачёву. Напомним: главного героя по пути в Белогорскую крепость застигает метель, и он выбирается на свет божий лишь благодаря таинственному незнакомцу; в знак благодарности молодой дворянин отдаёт помощнику заячий тулуп — и уже через несколько страниц мы узнаём, что вызволил Гринёва из снежного плена не кто иной, как Пугачёв. И даже Зурин в конце концов играет немалую роль в судьбе Петруши, которому предъявляют обвинение — опять же — в сочувствии Емельяну и его «разбойникам».

Однако мучиться над вопросом, как правильно писать в сочинениях или на экзамене, школьнику не нужно: проверяющие не снимут оценки ни за «повесть», ни за «роман». А те, кто сдаёт ЕГЭ по литературе, могут кратко изложить написанное выше — и получить таким образом высший балл по критерию «Опора на теоретико-литературные понятия».

Емельян Пугачев прожил недолгую, но яркую жизнь и навсегда остался в истории России. Сохранившиеся свидетельства современников и исследования историков создают образ человека незаурядного. Если говорить о нем нынешним языком, то можно сказать, что это был харизматический лидер с характером авантюриста и пассионария, умелый мотиватор, способный эффективно манипулировать людьми.

Емельян Пугачев: жизнь и казнь самого известного бунтовщика в Российской империи

Жизнь в родном краю и казацкая служба

Емельян Иванович Пугачев родился в станице Зимовейская на Дону предположительно в 1742 г. Достигнув 17 лет, женился на Софье Дмитриевне Недюжевой и вскоре был отправлен в Польшу, где почти три года был участником Семилетней войны с Пруссией. Он вернулся домой и через два года ушел на войну с Турцией. К этому времени у него было уже трое детей. Участвовал в осаде Бендер на территории современной Молдавии. Получил чин хорунжего, что является свидетельством наличия у Пугачева качеств, которые выделяли его среди большинства других казаков.

Донские казака на биваке.

Донские казака на биваке.

Странствия

Сведения об этом периоде жизни Пугачева получены от него на следствии, поэтому они неполны и противоречивы. После возвращения с русско-турецкой войны, по мнению историка Е.Н. Трефилова, это было дезертирство, он заболел. Его оставляли лечиться в Черкасске (ныне – станица Старочеркасская, Ростовской области), тогдашней столице Войска Донского, но Пугачев отправился домой, где и излечился.

Е.Н. Трефилов утверждает, что, выздоровев, он отправился в Таганрог, откуда с мужем сестры они попытались бежать на Терек. Причиной были имевшиеся тогда среди казаков опасения, что казачество будет лишено вольности и переведено на положение обычных солдат. Затем он еще не единожды бежал и возвращался домой. Его несколько раз арестовывали. Под поручительство земляков его освобождали, но он снова бежал.

Емельян подбивает к бунту крестьян.

Емельян подбивает к бунту крестьян.

Затем Пугачев направляется в Польшу к русским старообрядцам, которые перебрались туда из-за несогласия с церковной реформой патриарха Никона в 17 веке. После этого, в 1772 г., он объявился на Волге, в Мечетной слободе (ныне город Пугачев, Саратовской области), где проживали старообрядцы. Далее он отправился в Яицкий городок (ныне город Уральск, Западный Казахстан), где подбивал местных казаков уйти на Кубань. Потом вернулся на Волгу, где в Малыковке (ныне город Вольск, Саратовской области) в январе 1773 г. был задержан по доносу и конвоирован до Казани. 19 июня 1773 г. бежал из-под стражи вместе с охранником. С берегов Волги Пугачев вновь отправился на реку Яик (Урал), на территорию казачества.

Приход на Яик

Среди яицкого казачества нарастало недовольство. А.С. Пушкин в «Истории Пугачева» пишет, что власти начали всячески ограничивать привычные вольности казачества. Появлению Пугачева на Яике предшествовало казацкое восстание, которое длилось с января по июнь 1772 г. После восстания много казаков было сослано на каторгу и отправлено в солдаты. Все же многие участники восстания остались на свободе, но на них был наложен крупный денежный штраф.

Уральское (яицкое) казачье войско

Уральское (яицкое) казачье войско

После побега, летом 1773 г., Пугачев появляется на Яике. Он снова намеревается увести казаков на Кубань под власть турецкого султана. Однако местные казаки не желали покидать родные места. Тогда 17 сентября 1773 г. он объявил себя императором Петром III. Как утверждает Н.Я. Эйдельман, он был восьмым по счету самозваным Петром III.

29 сентября на территории Яицкого казачьего войска распространилось обращение от имени государя Петра Федоровича (Петра III). Это был призыв к казакам, а также башкирам, татарам и калмыкам служить ему и обещание жалования рекою с вершин до устья травами, деньгами, свинцом, порохом и хлебом.

Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

Пугачев, по утверждению его современника, писателя и мемуариста А.Т. Болотова, который видел императора, а также присутствовал на казни Пугачева, внешне не имел ничего общего с Петром III. Кроме того, он был на 14 лет моложе царя и к тому же неграмотен. В окружении Пугачева лишь немногие знали, что он – самозванец. Те, кто знали, что Пугачев ‒ самозванец, или не верившие ему были циничны. «Какая разница, царь он или не царь. Нам только бы при добре быть» ‒ цитирует материалы расследования Е.Н. Трефилов. 

Восстание

А.Н. Сахаров с соавторами выделяют три этапа восстания Пугачева. 17 сентября 1773 г. он провозгласил себя императором Петром III, а на следующий день с отрядом из 200 казаков направился к Яицкому городку. Однако хорошо укрепленную крепость отряд штурмовать не стал и направился вверх по реке Яик, не имея конкретного плана действий. По пути следования отряд захватывал крепости Яицкой укрепленной линии. Гарнизоны крепостей не оказывали существенного сопротивления и переходили на сторону Пугачева.

А.С. Пушкин писал, что эти крепости представляли собой деревни, которые окружены забором или плетнем. Гарнизоны состояли из казаков и нескольких старых солдат. На вооружении они имели 2-3 пушки.

Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

В начале октября Пугачев с отрядом около 3 тысяч человек подошел к Оренбургу. Штурмовать город он не решился и начал осаду, длившуюся полгода. Здесь к нему присоединились отряды башкир, калмыков и марийцев. На помощь осажденному Оренбургу был послан отряд генерала В.А. Кара численностью 1,5 тысячи и 1200 башкир во главе с Салаватом Юлаевым. Но башкиры перешли на сторону Пугачева, а генерал Кара был разбит. К этому времени численность пугачевского войска достигла 20 тысяч.

Салават Юлаев с войском.

Салават Юлаев с войском.

На помощь Оренбургу были направлены три полка регулярной армии численностью 6,5 тысячи под командованием П.М. Голицына. Сражение между ними и 8 тысячами плохо вооруженных повстанцев, которое произошло 22 марта 1774 г., закончилось победой регулярных войск. Осада Оренбурга была снята, а Пугачев с 500 казаками ушел в Башкирию и на Южный Урал. Этим завершается первый этап восстания.

Крестьяне привозят припасы восставшим.

Крестьяне привозят припасы восставшим.

При походе Пугачева по заводским районам южного Урала к его войску присоединялись башкиры и горнозаводские крестьяне. В этот период он терпит ряд поражений от регулярных войск, после чего идет в Казанскую губернию. По пути следования к нему присоединялись крестьяне, которые, узнавая об его приближении, грабили помещичьи имения. Поэтому к Казани Пугачев подошел во главе войска численностью около 20 тысяч. 12 июля 1774 г. он вошел в Казань, но взять кремль не сумел. Вскоре подошла кавалерия под командованием И.И. Михельсона, которая разгромила войско Пугачева. Это событие подвело итог второго этапа восстания.

Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

Третий этап начинается с перехода Пугачева на правый берег Волги, где были районы помещичьего крепостничества. Тогда же появляется «Манифест Петра III» от 31 июля 1774 г. с обращением к крепостным крестьянам. Манифест гласил, что они освобождались от крепостной зависимости, награждались вольностью и владением землею. Это обеспечило новый приток сторонников в ряды восставших. А.С. Пушкин писал, что весь « черный народ» был за Пугачева, ему сочувствовали священники, а против него было лишь дворянство. Как следствие, численность его войска вновь достигла 20 тысяч.

Пугачев решает идти на Дон, по пути захватывает Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов. От Саратова он идет на юг к Царицыну. Его преследуют правительственные войска под командованием П.И. Панина. Последнее сражение произошло 24 августа в 40 верстах от Черного Яра (Астраханская область), где повстанцы были разбиты. Продолжать борьбу Пугачев уже не мог. К этому времени закончилась война с Турцией и на подавление восстания шли войска под командованием А.В. Суворова.

Пленение и казнь

Пугачев с 160 казаками перешел на левый берег Волги, чтобы затем вернуться на Яик. Но среди его ближайшего окружения возник заговор с целью выдать самозванца властям и получить себе прощение. Возглавляли его Л.А. Творогов и Ф.Ф. Чумаков. 15 сентября 1774 г. заговорщики схватили Пугачева и отвезли в Яицкий городок на казачий круг, который постановил выдать его властям. Там же его передали А.В. Суворову, который конвоировал Пугачева до Симбирска, откуда плененного доставили в Москву.

Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

Пугачев и пять его сподвижников были приговорены к смертной казни. Она состоялась 10 января 1775 г. в Москве на Болотной площади. Пугачев был приговорен к четвертованию, но чтобы избавить от лишних страданий, его обезглавили и только потом лишили конечностей. Семья Пугачева была сослана на северо-запад России в Кексгольм (ныне Приозерск, Ленинградская область).

Повесть а с пушкина капитанская дочка художественный рассказ о восстании пугачева

Значение восстания

Восстание было кровавой формой социального протеста, которое повлекло огромные человеческие и материальные жертвы. Правительство пошло на некоторые послабления, например, повысило оплату труда заводских крестьян и снизило цену на соль.

Однако главным следствием восстания Пугачева стали государственные реформы, направленные на упрочение существовавшего государственного строя. Это подчеркивают многие историки: С.Ф. Платонов, А.Н. Сахаров с соавторами, Н.Я. Эйдельман, Е.Н. Трефилов и другие.

След в культуре

Восстание Пугачева оставило заметный след в русской культуре. В 1833 г. А.С. Пушкин предпринял путешествие туда, где происходило восстание, и собрал многочисленные воспоминания. Они стали основой для книги «История Пугачева» и повести «Капитанская дочка». С.А. Есенин написал драматическую поэму «Пугачев». О восстании сняты кинофильмы.

12 сентября 2021

Урок литературы в 8 классе

по теме:

«Душевная красота Маши Мироновой»

(по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

нельзя было ее узнать и не полюбить.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Цель:

способствовать саморазвитию и самосовершенствованию учащихся через сознательное присвоение нового социального опыта (раскрытие нравственной стойкости и душевной красоты Маши Мироновой).

Личностные универсальные учебные действия:

  • формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • учиться видеть настоящую красоту за внешней простотой;

  • способствовать становлению активной нравственной позиции.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

Познавательные универсальные учебные действия

  • развивать умение выделять концепт (основную идею) урока с помощью эпиграфа;

  • учить детей отбирать и систематизировать необходимую информацию, перерабатывать ее, структуировать в соответствии с вопросами;

  • развивать умения и навыки анализа художественного произведения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

учить детей строить речевое продуктивное взаимодействие с другими учащимися класса и учителем

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки с домашним заданием для индивидуальной работы , презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

-Прочтите эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы понимаете его смысл.

/ответы учащихся/

-Понятие о красоте у всех разное… Я хочу прочесть вам стихотворение неизвестного автора. Послушайте и скажите, с чьей точкой зрения вы солидарны.

Что такое красота? Спор зашёл случайно,
Это спорили глаза и душа печально.
«Ничего красивей нет женского создания —
Внешний облик, грация — основы мироздания.
И черты её лица, и её фигура,» —
С блеском спорили глаза, в этом их натура.

Тихо слушала душа эти восклицанья,
Её очередь дошла делать замечанья:
«Вы, глаза, во всём правы, Только слушать грустно…
Если сверху красота, а внутри всё пусто.
Красота — это когда мир богат духовный,
А внутри и доброта, и уют любовный.»

/ ответы детей/

3. Актуализация знаний учащихся.

Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется внутренняя, душевная красота героев, вам в этом помогут.

Как вы думаете, о ком из героев повести сегодня пойдет речь?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

/Тема  урока: «Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини»./

4. Работа по теме урока.

1. Работа по вопросам учителя

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?

/ответы учащихся/

  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?

/Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. /

  • Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?  

/Это застенчи­вая, скромная, с непримечательной внешностью де­вушка. В семье воспитывалась в беспрекословном послушании родителям, ей даже в голову не могло прийти спорить с отцом или матерью. Очень любит своих родителей. Маша внимательна к Гриневу, ис­кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным. Героине не свойственно жеманство, она влюбляется в Петра Гринева и просто говорит ему о своих чувствах/

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

/ответы детей/

  • Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше, и она отвечает ему взаимностью. Так почему же она отказывается выйти за него замуж?

2. Просмотр отрывка из кинофильма  «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».

  • Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

/Маша — девушка своего времени, со своими моральными принципами и воспитанием, поэтому когда родители Гринёва сначала отказались дать своё благословение, она должна была отказаться от этого брака. Несмотря на свою любовь… Для неё чувство долга — превыше всего, есть вещи, переступить через которые она не была готова. К таким вещам, без сомнения, относится брак, не одобренный родителями жениха. /

  • Как вам кажется, кто лучше всех может знать Машу? Кто из родителей дает оценку своей дочери? Какую?

/ «Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась.» /

3. Работа с таблицей.

  • Давайте обобщим все те сведения, которые мы узнали о Марии Ивановне и внесем их в таблицу.

Маша Миронова в начале повести

Маша Миронова в конце повести

любящая своих родителей

скромная

богобоязненная

застенчивая, красневшая при неосторожно брошенном слове;

заботливая

«Трусиха»

-Итак, Василиса Егоровна называет Машу трусихой. Права ли была она в оценке своей дочери?

  • Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

4. Работа с текстом.  

  • Обратимся к главе 12. Прочитайте эпиграф.  Как он соотносится с Машей?

4. Игра «Радиотеатр» ( отрывок «В заточении у Швабрина» )

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

  • Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

  • Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

/Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная « трусиха», красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, ведет себя мужественно./

  • Какой эпизод повести еще раз доказывает нам, что перед нами сильная личность?

/ответы учащихся/

5) Прослушивание аудиозаписи (отрывок из 14 главы повести)

(Во время прослушивания идет показ слайдов:

1. Екатерининский парк в Царском Селе

2. Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

  • В процессе слушания нужно сформулировать вопросы и замечания, с которыми вы можете обратиться к одноклассникам.

/Возможные вопросы:

-Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

— Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.

— Как ведет себя Маша?

-Какие художественно-выразительные средства помогают Пушкину раскрыть характер своей героини?

Учитель: У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела.

Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием. Для императрицы Мария Ивановна — дочь человека, погибшего за царский престол, и она благодарна ей за это: «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)

  • Так какой же предстает перед нами Мария Миронова в конце повести.

/Она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице./

Вернемся к таблице.

6. Работа с таблицей.

Маша Миронова в начале повести

Маша Миронова в конце повести

любящая своих родителей

верная

богобоязненная

самоотверженная

застенчивая, красневшая при неосторожно брошенном слове;

мужественная

заботливая

ответственная за любимого человека

«Трусиха»

готова на жертвы ради любимого

5. Подведение итогов урока. 

  • Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

  • Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам великого Достоевского. Что изменилось в понимании этого эпиграфа?

Заключительное слово учителя.

  • Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
    (Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис­пытаниях проявляются человеческие качества, под­час скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

6. Домашнее задание.    

На «5» — Ответить письменно на вопросы:

  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?

  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?

  • На «4» — Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

  • На «3» — Разгадать кроссворд.

  • Повести рассказы лесков николай семенович
  • Повесть белкина станционный смотритель сочинение
  • Повести и рассказы об афганской войне
  • Повесть алые паруса это повесть или рассказ
  • Повесть белкина барышня крестьянка сочинение