Повеселее как правильно пишется

Элементарная орфография. интерактивный справочник для 1-11 классов есть люди, которые пишут грамотно, не изучая правил. но таких мало. остальным правила

Элементарная орфография. Интерактивный справочник для 1-11 классов

Есть люди, которые пишут грамотно, не изучая правил. Но таких мало. Остальным правила нужны, потому что они учат писать без ошибок. Я за правила! Но я за вдумчивую работу. Если осмыслить закономерности, лежащие в основе правил, разобраться с примерами, то ничего специально учить не придётся.

Правила сформулированы кратко и просто. Для каждого из них дана рекомендация: на что обратить внимание, чтобы не ошибиться. Примеры вынесены в заголовок. Запомни примеры: они могут стать эталоном, подсказкой для верного написания других похожих слов.

Не забудь про исключения, примечания и другие комментарии: исключений много в контрольных, тестах, диктантах.

Авторы раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

Общие правила

Перенос слов

нос, май-ка, обезь-яна, объ-езд, тен-нис, мос-ты – мо-сты

Прописная буква

Лев Николаевич Толстой, Владимир Красное Солнышко, Салтыков-Щедрин

кот Пушок, роза Танго

Дед Мороз, Красная Шапочка, Мартышка

Москва, Большой Каменный мост, Волго-Донской канал, Дальний Восток

Земля – земля, Большая Медведица

роман «Война и мир», картина «Грачи прилетели», журнал «Деньги»

Мишуткина чашка, пушкинские строки, эзопов язык, по-толстовски

Гласные И, А, У после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу

лыжи, машина, чаща, чудо

Сочетание согласных ЧК, ЧН, СТ, СН

дочка, точный, листик, парусник

Орфограммы в корне слова

Гласные в корне слова

собака, каракатица, каморка

коза, козёл – козы

ворона, голова, дерево, селезень

вымок, намоченный – макать

поплавок – пловцы (искл.)

Выросло – растение, выращенный; слагаемое – сложить, скакать – выскочка

Гласные в корне слова после шипящих и Ц

Согласные в корне слова

сердце, здравствуй, безмолвствовать, поздно, солнце, гигантский, голландский, крёстный, счастливый, агентство

аппетит, грамматика, бассейн, ссора, жужжать, балл

Орфограммы в приставках

войти – внести – вбежать – встать

премилый, преграда – прийти, привязать, прикрыть, придорожный

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

старушонка, старичок, зайчонок, холщовый, перцовый, смешон, хорошо

врачом, палачом – царевичем

о чём, а также в союзе причём и наречии нипочём

выкорчёвывать, размежёвывать, тушёный, тушёнка, сожжённый

стережёшь, стережёт, бережёшь, бережёт, жжёшь, жжёт

голубого, его, десятого, итого, сегодняшний

Орфограммы на стыке морфем

подделка, карманник, главврач

Правописание существительных

С основой на шипящие

камыш, луч, (много) туч

Суффикс -ен в разносклоняемых существительных

Суффиксы со значением лица по роду деятельности

лётчик, каменщик, асфальтщик

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

братец – умница, пальтецо – платьице

дочечка, местечко, Ванечка – луковичка

гнёздышко, головушка, полюшко

Слова на -ние, -нье. Различение суффиксов [н’ий’] и [н’й’]

печение – печенье, склонение – чавканье

Безударные окончания

к маме, на стуле, о ночи

станция, здание, гений – на станции, в здании, о гении

Слитное – дефисное написание сложных существительных

водопровод, нефтепровод, птицефабрика

авиапочта, метеоусловия, полдома, пятидесятилетие, времяисчисление, горицвет, Рособрнадзор

премьер-министр, грамм-калория, юго-запад, мать-и-мачеха, гамма-излучение

Правописание прилагательных

Суффиксы отымённых прилагательных

зимний, летний – весенний, осенний

песчаный, серебряный, мышиный

красивый – боевой, счастливый, доверчивый

деловой, сероватый, ядовитый – речевой, синеватый, боевитый

Согласные в основе

дощатый, веснушчатый, брусчатый, крупитчатый

немецкий, пиратский, дурацкий

Суффиксы отглагольных прилагательных

корчеванный участок, бракованная вещь

жареное мясо, тушёные овощи

Краткие прилагательные

красна девушка, ночь безлунна, совет ценен

свеж, цветущ, могуч

Безударные окончания

весёлому (какому?), весёлый (какой?), весёлое (какое?)

Слитное – дефисное написание сложных прилагательных

железнодорожный, молочнокислый, тонкостенный, древнерусский

юго-западный, нижне-боковой, норвежско-русский, красно-коричневый

Правописание числительных

пять – девятнадцать, двадцать и тридцать

пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – девятьсот

пол-арбуза, пол-России, полкниги

Правописание местоимений

некого – никого, некому – никому

некому – не с кем, никому – ни с кем

некто, нечто, некоторый, несколько

кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто

Правописание глаголов

Выбор гласных в безударных окончаниях

Суффиксы глаголов

рисовать, горевать – опаздывать, оценивать

распевать, заболевать – оправдывать

Мягкий знак в глагольных формах

беречь, бережёшь, нарежь, нарежьте

умываться – умывается, умываются

Буквы Е-И в суффиксе и окончании

Выберите ответ! – Когда вы выберете ответ…

Буква Ё после шипящих и Ч в суффиксах и окончаниях глаголов и отглагольных слов

выкорчёвывать, размежёвывать, жжёт, течёт, тушёный, тушёнка

Правописание причастий

Суффиксы причастий настоящего времени

Суффиксы причастий прошедшего времени

написанное письмо, вязанные бабушкой варежки

Суффикс н в кратких формах страдательных причастий

книга прочитана, письмо написано

Правописание наречий

  • §100. Суффикс о в наречиях с приставками в, на, за, суффикс а в наречиях с приставками с, из, до

кстати, вперемешку, вдребезги, сначала

послезавтра, вдвое, вовсе, попусту, напропалую

по-твоему, во-первых, кое-как, едва-едва

без толку, до полуночи, с лихвой

Правописание частиц

НЕ с разными частями речи

  • §108. НЕ с существительными

невежа, неправда – не праздник, а выходной

не хочу, не буду – ненавижу

дом небольшой, невзрачный, совсем некрасивый – не каменный, а деревянный и отнюдь не дешёвый

дорога нелегка – дорога не легка, а трудна; дорога вовсе не легка; мы не готовы

Он не лучше её. Она не хуже его.

обещание не выполнено; не задержавшийся, а опоздавший ученик, не замеченная мною ошибка – ненавидимый всеми кот, незамеченная ошибка, незакончившееся собрание

необразованный человек, невидимая черта характера, никому не видимая черта характера, вовсе не видимая черта, не видимый поверхностным взглядом поступок

не зная, не узнав, негодуя, недооценивая

нехорошо и неплохо; не хорошо, а плохо

не один, не два, не третий, не пятеро

не он и не она, не каждый, не твой – некого, не у кого

НЕ – НИ

  • §119. Употребление частицы не

не верю, нехороший, недруг, не раз, некому, не грех

Ни шагу!, Куда ни взгляни. , Ни капли не боюсь., никто, ничто, во что бы то ни стало, ни жив ни мёртв

Правописание предлогов

  • §121. Слитное написание предлогов

ввиду, навстречу, несмотря на

в заключение, в течение, за счёт

Правописание союзов

  • §124. Слитное написание союзов

зато, также, тоже, притом, причём, чтобы

то есть, потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы

cover

В книге обобщён и систематизирован основной теоретический и практический материал по орфографии и пунктуации школьного курса русского языка, а также даны некоторые необходимые сведения по орфоэпии и культуре речи. Цель справочника – оказать помощь в самостоятельной работе по изучению русского языка, в овладении грамотным письмом и в повышении языковой культуры в целом. Пособие адресовано учащимся образовательных учреждений.

Оглавление

  • I. Орфография

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Наталья Григорьевна Детюк, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Краткие сведения о русской орфографии

Орфография — это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфография — это система правил, устанавливающая единообразное написание морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; написание заглавной и прописной буквы; правила переноса слов с одной строки на другую. Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что следует писать в том или ином случае. В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм: морфологический, предполагающий единообразное написание морфем; фонетический принцип, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (предыстория, хотя образовано от слова история); традиционный принцип, согласно которому выбор буквы определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией и традицией написания, а также семантический принцип, предполагает учёт значения слова или словосочетания; синтаксический (заглавная буква в начале предложения).

Правила переноса основываются на делении слова на слоги с учётом состава слова. Выбор правильного переноса зависит от правильного деления слова на слоги и правильного определения частей слова. В русском языке существуют определённые правила переноса слов:

1. Слова переносятся по слогам (по-ле, кни-га);

2. Одну букву не переносят на следующую строку и не оставляют на предыдущей строке, т.е. нельзя переносить слова, состоящие из одного слога (мрак, полк);

3. Если слово состоит из двух слогов, но один из них гласная, такие слова не переносятся (Оля, моя, осень);

4. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку (паль-то, боль-шой, подъ-езд, край-ний);

5. При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова, одна из них остаётся на строке, а другая переносится (Ал-ла, шос-се, мас-са);

6. При переносе нельзя отрывать одну букву от приставки, корня, суффикса (неправильно по-дписали, нужно под-писали, неправильно гру-зчик, нужно груз-чик, неверно гречес-кий, нужно грече-ский);

7. Правила переноса допускают варианты переноса при стечении согласных в корне слова (сест-ра и сестра).

Написание заглавных букв

С большой буквы пишется:

1. начало каждого предложения: Наступила золотая осень. Падают с деревьев листья. Птицы улетают в тёплые края;

2. начало каждой стихотворной строки:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна. (А. Фет);

3. имя собственное (имя, отчество, фамилия человека), а также его уменьшительно-ласкательные формы: Степан, Ольга Владимировна, Исаев, Мишутка, Василёк, — кличка животного: собака Жучка, кот Пушок, медведь Бумба, попугай Кузя;

4. название реки, озера, моря, океана, горы, страны, области, района, города, улицы, части света, планеты, созвездия. Например: река Енисей, озеро Байкал, Красное море, Атлантический океан, гора Эльбрус, страна Россия, Новгородская область, Московский район, город Вологда, улица Некрасова, материк Америка, планета Марс, Млечный путь.

5. Названия журналов, газет, музыкальных произведений, кинофильмов, картин, стихотворений, фабрик, заводов, магазинов, гостиниц, кулинарных и кондитерских изделий, автомобилей, телевизоров, часов, телефонов пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки. Например, роман «Три мушкетёра», журнал «Огонёк», газета «Родина», песня «Для тебя», фильм «Дождь», картина «Золотая осень», стихотворение «Бородино», завод «Невский», телевизор «Рубин», торт «Старый замок», салат «Весенний», конфеты «Белочка», часы «Слава», автомобиль «Мерседес».

Правописание гласных букв в разных частях слова

Выбор гласных букв зависит от ударения, особенностей структуры слова и от традиции письма.

Буквы и, у, а после шипящих.

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся — и, у, а.

Жи-ши: живот, широкий, жизнь, машина;

Чу-щу: чудо, чужой, щупальца, щука;

Ча-ща: счастье, часы, чаща, щавель. Исключениями являются заимствованные слова и собственные имена: брошюра, жюри, парашют, Жюль.

Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки

Безударные гласные в корне слова пишутся так, как они произносятся под ударением. Например, слова волы и валы произносятся одинаково, а пишутся по-разному, так как под ударением в первом слове будет о (вол), во втором слове — а (вал).

Правило: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Способы проверки безударных гласных:

1. Измените форму слова:

а) число у существительных —

река (ед. ч.) — реки (мн. ч.); тропа — тропы;

поля (мн. ч.) — поле (ед. ч.); листва — листик;

б) род у глаголов прошедшего времени —

свила (ж.р.) — свил (м.р.); взяла (ж.р.) — взял (м.р.);

в) время глагола —

ходили (П. вр.) — ходит (Н. вр.);

потянул (П. вр.) — потянет (Б. вр.);

написал (П. вр.) — напишет (Б. вр.).

2. Подберите однокоренное слово: единение — единый; ночной — ночка; вблизи — близко; лесной — лес; тяжело — тяжесть; примирение — мир; ковёр — коврик.

Обратите внимание!

а) Нельзя проверять безударную гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида: упросить (совершенный вид) — упрашивать (несовершенный вид), следует проверить словом просит;

б) Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения, например, подкопать — подкапывать; колоть — выкалывать.

Соединительные гласные «о» и «е» в сложных словах

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о — самолет, снегопад, вертолёт, пароход, а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная е: пылесос, пешеход, птицеферма, овощехранилище.

Чередование гласных в корне слова

При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила. Правила написания корней с чередованием гласных а — о делятся на две группы:

1) правописание корней зависит от ударения;

2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.

Правописание корней с чередованием гласных а — о.

1) От места ударения зависит правописание корней

— — гар — (-гор-), — зор — (-зар-), — клон — (-клан-), — твор — (-твар-).

Правило: В корне -гар — (-гор-) под ударением пишется а, без ударения — о, например, загар, угар — загорелый, сгореть.

В корне -зор — (-зар-) под ударением пишется о, без ударения — а: зорька, зори — заря, зарница, озарённый, зарево.

В корнях -клон — (-клан-), — твор — (-твар-) под ударением может быть и а, и о, без ударения — только о!

Кланяться — поклон, наклонение, преклоняться;

тварь — творчество, творение. Исключение: утварь.

2) От звука, следующего за корнем, зависит правописание корней: — кас — (-кос-), — лаг — (-лож-), — раст — (-рос-, — ращ-).

Правило: В корнях -лаг — (-лож-), — кас — (-кос-) пишется буква а, если за корнем следует суффикс — -а-. Например:

— КАС — прикасаться (есть суффикс -а-);

— КОС — прикоснуться (нет суффикса -а-).

Правило: В корне -лаг — (-лож-) безударная а пишется перед буквой г, а безударная буква о — перед буквой ж. Например:

ЛАГ — располагать, разлагать, излагать;

— ЛОЖ — положить, разложить, изложение, положение.

Правило: В корне -раст — (-рос-, — ращ-) безударная буква а пишется перед буквами ст, щ, буква — о пере с:

РАСТ — растение, возраст, выращенный, сращение;

— РОС — росли, отросли (волосы), заросли, водоросли.

Исключение! Отрасль. Росток. Ростов. Ростислав.

Правило: В корне — скач — (-скоч-)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • I. Орфография

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

cover 167

Согласование времен в испанском языке. Правила и упражнения

Татьяна Олива Моралес

cover 167

Слово живое и мертвое

cover 167

Теория литературы. Проблемы и результаты

С. Н. Зенкин, 2018

cover 167

Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников

cover 167

Профессиональный русский язык. Дидактические материалы для самостоятельной работы

cover 167

English for sound operators. Английский язык для звукооператоров. Сборник текстов и упражнений по английскому языку

Ирина Ивановна Борисова

cover 167

The Adjective and the Adverb in the English Language. 300 tests & Grammar

cover 167

Дополнительное чтение по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей

cover 167

Tales of the unexpected by Roald Dahl. Пособие по домашнему чтению (уровень В2)

Ксения Эдуардовна Болотина

cover 167

Английский легко и просто: тренажер по говорению «Numbers/Questions». Часть 1

Г. А. Хабибуллина

cover 167

The Noun and the Article in the English Language. 300 tests & Grammar

Валентин Викторович Матвиенко

cover 167

Перевод фразеологических единиц с китайского на русский язык: учебное пособие. Теоретический и практический аспекты

Руслан Андреевич Полончук

cover 167

Основы древнегреческого языка. Учебное пособие

cover 167

Англо-русский словарь военно-технической и сопутствующей лексики и сокращений с комментариями. 2-е издание. Часть I: A – R

Основные правила по орфографии и пунктуации, примеры, упражнения и проверочные работы по русскому языку для слушателей подготовительных курсов отделения педагогики и психологии (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

1483677278zhcc4

Пособие для абитуриентов

Основные правила по орфографии и пунктуации, примеры,

отделения педагогики и психологии

Русский язык: Пособие для абитуриентов / Сост. . – Уфа:

В пособии представлены основные правила по орфографии и пунктуации с примерами и необходимыми к ним разъяснениями (как правило, в виде таблиц). Упражнения помогут абитуриентам выработать навыки грамотного письма, автоматизм в правильном написании “трудных” слов и расстановке знаков препинания. В конце каждой темы предлагается проверочная работа для объективной оценки уровня знаний. В приложении даны ключи к проверочным работам, трудные случаи управления, краткий словарь ударений.

Пособие предназначено для слушателей подготовительных курсов отделения педагогики.

Автор-составитель: , к. ф.н.

Рецензенты: , д. ф.н., профессор.

Раздел I. Орфография

Правописание гласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова.. . 7

Правописание гласных после шипящих и Ц

Правописание Ъ и Ь. . 17

Правописание некоторых суффиксов

Правописание Н/НН в различных частях речи

Правописание некоторых окончаний частей речи. 26

Правописание сложных слов. . 29

Правописание служебных частей речи

Правописание НЕ и НИ в различных частях речи. . 40

Раздел II. Пунктуация

Тире между подлежащим и сказуемым

Предложения с однородными членами

Обособление второстепенных членов предложения 9

Знаки препинания в сложных предложениях

Предложения с прямой и косвенной речью

Раздел III. Стилистика

Анализ типичных стилистических ошибок

на примере фрагмента текста ……………………………………………..63

«Ключи» к проверочным работам

Управление глаголов, существительных, прилагательных,

Краткий словарь ударений

Раздел I. ОРФОГРАФИЯ

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключается их основное значение.

Научитесь проверять безударные гласные ударными в той же значимой части слова, например:

разрядить ружьё – заряд, разрядка;

разредить рассаду – редкий;

старожил – старый (житель);

сторожил (склад) – сторож;

(флаг) развевается – веять;

(ребёнок) развивается – развитие.

Корень глагола совершенного вида нельзя проверить глаголом несовершенного вида на –ывать (-ивать), например:

«молчать» – проверяем словом «молча» (а не «умалчивать»);

«топтать» – «топот» (а не «вытаптывать»).

Различайте слова по значению:

компания (группа друзей) – кампания (мероприятие).

Написание непроверяемых гласных в корне слова проверяйте по словарю, например:

аплодисменты, рекомендация, палисадник.

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

В…новный, ч…столюбие, оч…рование, пренебр…гать, восп…минание, совп…дение, вост…ргаться, отн…шение, согл…шение, прод…лжение, законсп…ктировать, уд…вительный, первост…пенный, изм…нение, возр…ждение, восп…тание, провозгл…шать, упр…вление, гр…жданин, ув…жение, перевопл…щаться, тр…нировка, заинт…ресованность, об…зательство, увл…кательный, сопрот…вление, напр…жённая, д…лина, благосл…вить, конкр…тизировать, опубл…ковать, прим…рение друзей, посв…тить стихи, разв…вается флаг.

Словарь трудных слов.

Авангард, авантюрист, автомобиль, алюминий, аналогия, аргумент, гарнизон, галерея, гуманизм, багаж, багровый, багряный, базар, балалайка, балкон, бензин, бетон, бокал ботинки, бригадир, вагон, вентиляция, вестибюль, ветеран, ветчина, винегрет, витрина, вокзал, газон, галерея, гараж, дезинфекция, декада, десант, диалог, диван, дифирамб, драма, жетон, жилет, жакет, жаргон, ефрейтор, забастовка, западный, кабан, календарь, каникулы, канонада, капуста, карандаш, карикатура, картина, катастрофа, квартáл, комар, комбайн, композиция, коридор, корова, криминал, кульминация, иждивенец, имитация, интеллигенция, ирония, йод, ладонь, ландшафт, лакомый, лаконичный, лачуга, нотариус, нигилист, нигилизм, магазин, макароны, манифест, метель, мораль, монтаж, палисадник, поликлиника, орден, оккупант, пассажир, периферия, пластилин, портфель, привилегия, радикальный, ревизия, реклама, религия, ресурс, санитар, секретарь, сигнал, силуэт, стипендия, телефон, увертюра, университет, универсальный, ураган, торжествовать, талант, феодализм, фортуна, фасад, халат, хижина, чехол, чемодан, цемент, церемония, цилиндр, щекотать, шаблон, шофёр, штемпель, юбилей, ювелир, ярмарка, ябедничать, эликсир, энциклопедия, эпизод, эпилог, эстакада, эстафета.

Правописание корней с чередующимися гласными

Ударением определяется написание гласных в следующих корнях:

Без ударения

Исключения

выгарки, изгарь, пригарь

утварь

зоревать, зорянка

пловец, пловчиха, плывун

Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:

Корень

Правило

Пример

Исключения

-кас – – – косн-

перед Н пишется О

коснуться,

касаться

-лаг – – – лож-

перед Г – А, перед Ж – О

изложить,

излагать

полог

-раст – (-ращ-) – – рос-

перед СТ и Щ – А

возраст,

выращенный,

вырос

росток, Ростов, отрасль,

ростовщик, Ростислав

-скак – – – скоч-

перед К – А, перед Ч – О

скакать,

подскочить

скачок, скачу, скачи

От следующего за корнем суффикса зависит написание корней:

Корень

Правило

Пример

гласная И пишется, если после корня следует суффикс –â-;

В остальных случаях пишется буква Е.

сочетание,

соберу, собирать

сдеру, сдирать

замереть, замирать

запереть, запирать

стереть, стирать

-блест – – – блист – + â

блестеть, блистать

выжег, выжигать

стелить, расстилать

вычет, вычитать

По значению различается написание корней:

обмакнуть (в чернильницу)

макать (хлеб в сметану)

вымокнуть (под дождём)

промокнуть (написанное)

слова имеют значение

«погружать в жидкость»

слова имеют значение

сравнить (с чем-либо)

уравнять (в правах)

сровнять (с землёй)

подровнять (грядку)

слова имеют значение

«равный, наравне, одинаковый»

слова имеют значение

«ровный, прямой, гладкий»

поровну, ровесник, уровень

Исключения: равнина, «Равняйтесь!», равнение (направо)

Задание 2. Вставьте пропущенные чередующиеся гласные:

Р…внение в строю, зап…реть, сж…мать, соб…рать, соч…тание, р…внина, предл…жение, неприк…сновенный, соб…ру, бл…стать, вн…мать, заг…релый, р…стение, зан…мать, предл…гать, оз…рение, подск…чить, бл…стит, расст…лать, покл…ниться, ст…реть, ст…лить, выч…тать, к…снуться, м…кать, пон…мать, з…ря, ур…внивать, нач…нать, г…реть, вым…чить, сн…мать, к…саться, р…стовщик, р…вноправие, Р…стов, сл…гаемое, оз…ренный, накл…нить, распол…гать, вым…кнуть, пл…вучий, зар…внять, ур…внение, поч…тать, напом…нать, прин…мать, зан…маться, зам…рать.

Необходимо различать сочетания с чередующимися гласными и безударные гласные в корне слова.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы:

1) прик…снуться к стеклу, 2) к…сой взгляд, 3) к…саться горячей плиты, 4) к…саться этого вопроса, 5) острая к…са, 6) к…снуться ногами дна реки, 7) к…сательная линия, 8) неосторожные прик…сновения, 9) русая к…са, 10) лучи, к…савшиеся деревьев, 11) к…согор.

Проверьте себя по теме «Правописание гласных в корне», расставляя пропущенные буквы.

Б…гущий, б…льной, ж…леть, м…ролюбивый, нав…рить, поб…дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, нал…денелый, поб…лить, обн…влённый, загл…дение, кл…ёнка, позв…нить, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, обж…гание, оп…реться, проб…раться, подн…мать, соч…тание, отм…реть, к…саться, прик…сновение, предл…гать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Звонкие и глухие согласные, а также непроизносимые согласные отчётливо различаются перед гласными ( или согласными л, р, м, н, в).

Глухие и звонкие согласные

Различайте слова по значению:

изморось (очень мелкий дождь) – моросит

изморозь (похожий на снег осадок) – морозит

Запомните написание слов:

абстракция (хотя: абстрагировать), транскрипция (хотя: транскрибировать), свадьба (хотя: сват, сватать), склянка (хотя: стекло).

Непроизносимые согласные

Совестливый – совесть Но: опасный – опасение

Устный – уста участвовать – участие

Различайте слова по значению:

Яства (кушанья) – от древнего слова ясти (есть); явственно (отчётливо) – от явно; шествовать (торжественно идти) – шёл; шефствовать (быть шефами) – шефы.

Непроверяемые согласные в корне

Лестница, чувствовать, блеснуть, плеснуть, ровесник, сверстник, вокзал, автомат, космонавт, карабкаться, футбол, асбест, копчик (конечность позвоночника), кобчик (птица), ягдташ, мундштук.

Удвоенные согласные в корне

Пишите удвоенные согласные в словах и производных от них:

дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать, жжение, ссора, Россия, Белоруссия (но: Русь, белорус), металл – металлический, группа – групповой – группка, хоккей – хоккейный и др. (но: кристалл – кристаллический – кристальный; оперетта – оперетка; финн – финка; колонна – колоннада – колонка, тонна – трехтонный – трехтонка).

В сложносокращённых словах:

· во второй основе: Донецкий бассейн – Донбасс;

· на стыке двух основ: главный врач – главврач.

Но: не сохраняется удвоение в первой основе сложносокращённого слова: граммофонная пластинка – грампластинка; групповой организатор – групорг.

Проверяйте написание слов с удвоенными согласными по словарю.

Различайте слова по значению:

балл (оценка) – пять баллов, семибалльный шторм; бал (праздник) – бальное платье.

Словарь трудные слов.

Агрессор, акклиматизация, аккредитив, аннотация, аннулировать, аппарат, апелляция, аппендицит, аппетит, ассистент, ассоциация, аттестат, аттракцион, баллада, баллотировать, баррикада, бассейн, бацилла, беллетристика, босс, бюллетень, ванна, гиппопотам, группа, дилемма, дискуссия, диссертация, дистиллированный, дифференциал, дифференциация, идиллия, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, импресарио, индифферентный, интеллигенция, иррациональный, ирригация, касса, коллегия, колледж, коллектив, коллоквиум, колонна (но: колонка), колосс, комиссия, комментарий, коммунизм, коммюнике, компромисс, конгресс, концессия, корреспондент, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, кристаллический (но: кристальный), кросс, масса, металл, миллион, миссия, оккупация, оппозиция, оппонент, параллель, пассивный, перрон, пессимизм, пресса, программа, прогресс, продюсер, пропеллер, профессия, раса, режиссёр, репрессия, рессора, сéттер, симметрия, стеллаж, суррогат, телеграмма, теннис, терраса, территория, террор, тонна (но: трёхтонка), трасса, троллейбус, труппа, туннель, хлорофилл, хоккей, целлулоид, целлюлоза, шасси, шоссе, экспрессия, эксцесс, эллипс, эссенция, эффект.

Для правописания согласных в словах придерживайтесь несложных правил-инструкций:

1) сомнительную согласную корня проверяй гласной: просьба – просить, низкий – низок;

2) не пропускай буквы в корне: праздник – празден, осчастливил – счастье;

3) не вставляй лишнюю букву: опасный – опасен, прекрасный – прекрасен.

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова

Задание 4. Включите каждое из данных слов в словосочетания так, чтобы образовались пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слов.

Образец: ö д – заросший пруд (пруды)

÷ т – гибкий прут (прутик)

ö з öг ö д ö ж ö з

ро мо моло впереме ку ве

ô с ô к ô т ô ш ôс

ö д ö г ö з ö г ö д ö ж

ро ро изморо ь сто пло но

ô т ô к ô с ô к ô т ô ш

Правописание непроизносимых согласных

Задание 5. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные:

Учимся запоминать правила русского языка

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. Адукар делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.

Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-канале

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

kak uchit pravila russkogo yazyka 6

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку .

kak uchit pravila russkogo yazyka 111

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.

Чтение книг

Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

70 правил русского языка

1. У строгой завучи все знают правила склонения имён существительных общего рода и исключения из них.
2. Проверяйте род обеих существительных для корректного написания собирательных местоимений в обоих формах.
3. Иногда, если прямое дополнение не заменит страдательный залог, останется смысловая неопределённость.
4. Молодёж, кто не дремучь, род существительного и краткость прилагательного – ключь к пониманию необходимости мягкого знака после шипящей в конце слова.
5. Если ужь невтерпёжь похвастать знанием правописания мягкого знака в конце наречий после шипящих, изучите исключения.
6. Ещо не во всех наречиях после шипящих под ударением пишется “о”.
7. Не редко не сдобровать тому, кто ниразу правильно ни напишет “не” и “ни” с глаголами и наречиями.
8. Не гоже безразбору впику правилам валить в месте внавал правописание наречий и выражений, на них похожих.
9. Нехудший вариант – запомнить не исчислимый список прилагательных, имеющих один вариант написания с “не”.
10. В вопросительных предложениях, где отрицание логически подчеркивается, “не” пишется отдельно, неправда ли? Или это не правда?
11. Применяя деепричастный оборот всегда выделяйте его запятыми.
12. Играючи, отличают знатоки деепричастный оборот от наречия, в которое он перешёл.
13. Причастный оборот стоящий после определяемого слова выделяется запятыми.
14. Стоящий до определяемого слова, причастный оборот не выделяется запятыми.
15. Оторванный от определяемого слова выделяется запятыми причастный оборот.
16. Применяя неоднородное, сочетающееся с причастным оборотом, определение, после оборота запятую не ставьте.
17. Всё, объединённое обобщающими словами, разделяйте запятыми: однородные определения и неоднородные.
18. Как обособленное приложение, этот оборот, присоединяемый союзом как, не выделяется запятой.
19. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.
20. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.
21. Ох, они, грамотеи, разделяющие запятой цельные сочетания междометия.
22. Над правильной пунктуацией во фразеологизмах нам всем ещё работать, не покладая рук.
23. Следует в течении одной секунды определяться в отношение отличия предлога от существительного.
24. Часто ошибки от того, что не понятно: нето это союз, нето предлог с местоимением.
25. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
26. Всёж-таки хорошобы изучить раздельное и дефисное написание частиц.
27. Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
28. Удобочитаемость нарушается порой пишущим неправильным выбором формы дополнения.
29. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.

m3024263 1130872763

Оборот денег в семье.

Старший сын подарил младшей сестре 5000 руб на днюху(13 лет разница).
Сегодня она подходит ко мне:
– Пап, вот 5000 рублей. И вот мои заказы на али. Это подарки тебе, маме, брату, его жене и их мелкому. Успеют же приехать? Можешь оплатить по карте?
– Конечно, доча.
Оплатил. Деньги взял. Ибо это её решение. Добавлю их в её подарок. Но об этом ей, конечно, не скажу.

Новый Год на носу. Подарки. Берегла эти деньги с апреля. Вот так решила их потратить.

У меня хорошие дети.

m1006921 1803816558

163545199131111301

Не рой яму другому.

1637082507184045910

m2876867 2134991685

Мастер спорта

1637081322156489421

Прошу юридической помощи, напали чеченцы в метро

Здравствуйте, я очень сомневался писать пост или нет, но сил уже нет бороться в одиночку с нашей правоохранительной системой. 30 августа я ехал на работу к 14:00, на выходе из метро Юго-Восточная на меня напали 2 чеченца ( https://www.m24.ru/shows1/14/308198 сюжет на Москва 24, правда они вырезали специально тот кусок, когда я отмахивался, разрывая дистанцию, уже после нескольких минут избиения в голову и назвали это “дракой”, хотя ни одного удара я не нанес), я подбежал к службе безопасности метрополитена, одна из сотрудниц сразу убежала, вторая стояла и смотрела как меня избивают, ничего не делая. В итоге мне сломали нос и нанесли множественные повреждения в области головы. Когда они меня били они орали, что они из Чечни и всех русских вы**ут и ничего им не сделают, явный состав 282 статьи УК РФ, однако в итоге им инкриминировали лишь 115. После их задержания, когда я ждал скорую, полицейская сказала, что у них был нож и они орали, что воевали против русских в чеченскую войну, а также что они находятся под действием наркотиков (в таганском отделении опер потом также сказал). После меня отвезли в ГКБ им. Пирогова, в приемное отделение к нейрохирургу, где я пробыл более 6 часов, как в последствии выяснилось, принял со скорой меня санитар, а заключение выдал медбрат. В итоге в заключении прописаны препараты, которые мне якобы ввели, но их не вводили + заключение противоречит в некоторых моментах самому себе. Госпитализировать меня отказались, хотя по словам врачей скорой должны были госпитализировать на 10-14 дней. На следующий день я пошел в травмпункт рядом с домом, чтобы снять всё-таки побои, но травматолог сказал, что поставил бы ушиб мягких тканей только в случае наличия разрыва кожи (хотя это уже должно быть рваной раной, в моём понимании).

На данном этапе мне не дали ознакомиться с материалами уголовного дела, нож по словам дознавательницы в деле не фигурирует, я просил ознакомить меня с записями с камер видеонаблюдения, мне было отказано, а также с дозоров полицейских, тоже было отказано. Дознавательница не присылает никаких повесток по следственным действиям, я посмотрел, её действия нарушают 164, 188 и 192 статьи УПК РФ, когда на очередной встрече я хотел написать заявление на отвод дознавателя. Я думаю, что дознавательница ангажирована к этим чеченцам и/или диаспоре. При первой встрече, назначенной на 10:00, она отказалась меня принять к оговоренному по телефону (повестки не было) времени, а когда из кабинета выходил другой сотрудник, я слышал, как она говорит кому-то из своих “мариную **анного терпилу”.

Прошу оказать юридическую помощь, что делать с этой дознавательницей? Что делать с врачами, которые отказались меня принимать и госпитализировать? Мне назначена очная ставка на 20 ноября, но я боюсь туда идти, потому что возможен вариант, что эти чеченцы придут туда с оружием.

Подбегая к сотрудникам безопасности метро, я включил камеру, думал это их вразумит, я стал кричать, что они хотят меня убить, но люди даже не обернулись. У меня сохранился кусочек видео, до того момента, как один из нападавших выхватил телефон (когда он выхватил телефон, то прервал запись) у меня из рук и начал меня избивать.

Как пишется: “классно” или “класно”?

Как правильно пишется слово: “классно” или “класно”?

Как правильно писать слово: “классно” или “класно””?

answer avatar

Классно. Так придется правильно , от слова класс

answer avatar

Слово “классно” может быть:

  • краткой формой прилагательного “классный” в единственном числе, именительном падеже, среднем роде), напр.: Твоё платье неимоверно классно! (каково?),
  • наречием от качественного прилагательного “классный”, образованного при помощи суффикса “-о”, напр.: Ты выступил классно! (как?).

Вне зависимости от морфолгических признаков корень во всех родственных однокоренных словах пишется всегда с удвоенной буквой “с”, т.к. основное/корневое слово заимствованное, пишется по аналогии с языком-оригиналом (французский на основе латинского).

answer avatar

Правильно: классно

Наречие классно образовалось от прилагательного классный с качественным значением – принадлежащий к высшему классу, разряду, мастерству. Классно – это значит отлично, например: Всё было классно. Он классно ездит.

В исходном существительном класс пишутся две буквы СС и сохраняются во всех производных словах: классный, классно, классифицировать, первоклассник.

Это общее правило для производных слов, но есть и исключения, например: кристалл – кристаллический, но кристальный. В этом случае перед суффиксом Н пишется одна буква С.

answer avatar

Не требуется” – это даже и не слово, а два слова. Первое – частица, а второе – глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово (“требуется”) отвечает на вопрос “что делает?” (или “что делается?”, если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово (“не”) не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово “требуется”, но не может быть слова “нетребуется”. Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с “НЕ”.

T0YzFetXhzFm1t5HhdcK1Nwrb0zRWiJ

Итак, глагол “требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с “НЕ”. Писать “нетребуется” нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того – возможность принудительного разделения “НЕ” и глагола вставленным словом. Например: “не очень требуется”, “не слишком требуется”, “не каждый год требуется” и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • “А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?”.

answer avatar

Чёрно-белый” – это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией “блеклый во всех отношениях” и с модальностью “отрицание цвета”.

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова “чёрно-белый” совершенно семантически равноправны.

Писать “чёрно белый” (раздельно) или “чёрнобелый” (слитно) нельзя.

iNngfIA98HZmRg6gibK4bafEhvErQRRG

Например (предложения).

  • “Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины”.
  • “В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры”.
  • “Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах”.

answer avatar

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот – не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона “неприступный” (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово “неприступный”.

answer avatar

Сочетание “со мной” (ударение на “О“, которая после “Н“) – это ни что другое, как предлог “С” с местоимением “Я“. Но мы эмпирически понимаем, что говорить “Пойдём с я” нельзя.

  • Со” – вариант “с”, иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: “со многими”. Это из разряда “подо”, “предо”, “передо”, “ко”, “во”, “надо”, “обо” и так далее.
  • Мной” (“мною”) – это указанное выше “Я” в творительном падеже. “С кем? – со мной (со мною)”. Личное местоимение.

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: “с тобой (с тобою)”, “с ней (с нею”)”, “с ним”.

Писать “сомной” нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • “Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?”.
  • “Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда”.

answer avatar

Слово “повеселее” находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц (“получше”, “понастойчивее”, “похуже” и так далее).

Элемент “по-“, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного “весёлый” и от наречия “весело”. И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • “Весёлый – веселее – повеселее”.
  • “Весело – веселее – повеселее”.

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём – системный. Пишется приставка слитно. Писать “по веселее” (или “по веселей”) нельзя.

Например.

  • “Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!”.

Ïðîâåðî÷íûé FAQ

Ïðîâåðêà òåëåâèçîðà ïåðåä ïîêóïêîé

Çàëèâêè äëÿ ïðîâåðêè FULL HD òåëåâèçîðîâ (ñ ðàçðåøåíèåì 1920 x 1080) ìîæíî ñêà÷àòü çäåñü

Çàëèâêè äëÿ ïðîâåðêè Ultra HD (4K) òåëåâèçîðîâ (ñ ðàçðåøåíèåì 3840 x 2160) íàõîäÿòñÿ òóò

Ðàñïàêóéòå ñêà÷àííûé àðõèâ è ñîõðàíèòå ñîäåðæèìîå íà USB-íàêîïèòåëü (ôëåøêó).
Âñòàâüòå ôëåøêó â USB-ïîðò òåëåâèçîðà, âûáåðèòå ñ ïîìîùüþ ïóëüòà òåëåâèçîðà íóæíûé âõîä (USB), ïðîâåðî÷íûå çàëèâêè ìîæíî çàïóñêàòü â ëþáîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè.

Âíèìàíèå !
à) Ïðè ïîêóïêå òåëåâèçîðà â çèìíåå âðåìÿ ãîäà, ïîñëå äîñòàâêè äîìîé ðàñïàêóéòå åãî, íî íå âêëþ÷àéòå â ñåòü â òå÷åíèè äâóõ ÷àñîâ !

á) Ïîäêëþ÷åíèå òåëåâèçîðà ê àíòåííå, êàáåëüíîìó îïåðàòîðó èëè äðóãîé A/V òåõíèêå, íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü ïðè ïîëíîì îáåñòî÷èâàíèè âñåé ïîäêëþ÷àåìîé àïïàðàòóðû !
Òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê íåîáõîäèìàÿ êîììóòàöèÿ áóäåò âûïîëíåíà, ìîæíî ïîäêëþ÷àòü òåëåâèçîð è êîììóòèðóåìóþ àïïàðàòóðó ê ðîçåòêàì ýëåêòðîïèòàíèÿ

1. Ïðîâåðêà òåëåâèçîðà íà íîâèçíó

à) Íîâûé òåëåâèçîð äîëæåí èìåòü çàâîäñêóþ óïàêîâêó. Ïóëüò, ïîäñòàâêà è ïðî÷èå àêñåññóàðû äîëæíû áûòü çàïàêîâàíû. Ïðîâåðÿéòå ïîëíîòó êîìïëåêòàöèè;

á) Îñìîòðèòå òåëåâèçîð íà ïðåäìåò ïîâðåæäåíèé, öàðàïèí, ïîòåðòîñòåé è ïðî÷èõ ñëåäîâ ýêñïëóàòàöèè. Çàòåì ïóëüò, ïîäñòàâêó;

â) Äëÿ íåêîòîðûõ ìîäåëåé ñ ïîìîùüþ ïîëüçîâàòåëüñêîãî ìåíþ ìîæíî óçíàòü, ñêîëüêî ÷àñîâ ïðîðàáîòàë òåëåâèçîð. Äëÿ äðóãèõ ýòó èíôîðìàöèþ ìîæíî íàéòè òîëüêî â ñåðâèñíîì ìåíþ.

Äàííûå î íàðàáîòêå ìîãóò áûòü îáíóëåíû, ïîýòîìó íå ñòîèò ïîëíîñòüþ ïîëàãàòüñÿ íà ýòè ñâåäåíèÿ.
Èíôîðìàöèþ ïî âõîäó â ïîëüçîâàòåëüñêîå èëè ñåðâèñíîå ìåíþ è ðàñøèôðîâêå äàííûõ äëÿ êîíêðåòíîé ìîäåëè òåëåâèçîðà ìîæíî ïîëó÷èòü â âåòêå ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðîèçâîäèòåëÿ;

ã) Ïî ìàðêèðîâêå íà êîðïóñå íåêîòîðûõ òåëåâèçîðîâ ìîæíî óçíàòü î äàòå âûïóñêà (ìåñÿö è ãîä âûïóñêà), ìåñòå ñáîðêè (ñòðàíà, ãîðîä) è äðóãóþ èíôîðìàöèþ;

ä) Âî èçáåæàíèå ïðîáëåì ñ ãàðàíòèåé, ïðîâåðÿéòå íàëè÷èå ÷åêà è ïðàâèëüíî çàïîëíåííîãî ãàðàíòèéíîãî òàëîíà (ãàðàíòèéíîé êíèæêè) — ñåðèéíûé íîìåð òåëåâèçîðà íà êîðïóñå äîëæåí ñîâïàäàòü ñ ñåðèéíûì íîìåðîì â òàëîíå. Äîëæíà áûòü óêàçàíà äàòà ïðîäàæè, ïðèñóòñòâîâàòü íàçâàíèå, ïîäïèñü è ïå÷àòü ïðîäàâöà. Ñðîê ãàðàíòèè äîëæåí áûòü íå ìåíüøå çàÿâëåííîãî ïðîèçâîäèòåëåì.

2. Ïðîâåðêà íà äåôåêòíûå ïèêñåëè

Çàïóñòèòå â ëþáîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè çàëèâêè ðàçëè÷íîãî öâåòà (áåëîãî, ÷åðíîãî, ñèíåãî, êðàñíîãî, çåëåíîãî) è îñìîòðèòå ñ ïîìîùüþ óâåëè÷èòåëüíîãî ñòåêëà âñþ ïëîùàäü ýêðàíà.
Äåôåêòíûå ïèêñåëè âûãëÿäÿò êàê òî÷êè, öâåò êîòîðûõ îòëè÷àåòñÿ îò öâåòà çàëèâêè.

Êàê ìîãóò âûãëÿäåòü äåôåêòíûå ïèêñåëè ïðîèëëþñòðèðîâàíî íà ðèñóíêå, ôîòî 1 è ôîòî 2.

3. Ïðîâåðêà íà òèíò è áàíäèíã

Òèíò è áàíäèíã ìîæíî îáíàðóæèòü ñ ïîìîùüþ çàëèâîê áåëîãî, ñåðîãî è ñèíåãî öâåòà (èñïîëüçóéòå âñå ïåðå÷èñëåííûå çàëèâêè). Íà çàëèâêàõ ýòè íåãàòèâíûå ÿâëåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå íåðàâíîìåðíîñòåé ëþáîé ôîðìû (ïîëîñ, ïÿòåí, íåîäíîðîäíîñòåé, îòòåíêîâ/ãðàäàöèé è ò.ï.).

Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè ïðè÷èíàìè òèíòà è áàíäèíãà ÿâëÿþòñÿ ïðîèçâîäñòâåííûé áðàê, ïîëó÷åííîå ïîâðåæäåíèå (ïðè òðàíñïîðòèðîâêå è äð.) èëè ÷ðåçìåðíîå óäåøåâëåíèå ïðîèçâîäèòåëÿìè ñèñòåìû ñâåòîäèîäíîé ïîäñâåòêè â íåêîòîðûõ ìîäåëÿõ — òèïîâîé ïðèìåð ïîäîáíîé ýêîíîìèè ïðåäñòàâëåí íà ôîòî 3.  ðåçóëüòàòå òàêîãî óäåøåâëåíèÿ, íà èçîáðàæåíèè ÷àñòî çàìåòíû ãîðèçîíòàëüíûå ïîëîñû-çàçîðû è ïîìóòíåíèÿ ïî óãëàì ýêðàíà (ôîòî 4).

Äðóãèì ïðèìåðîì ÷ðåçìåðíîãî óäåøåâëåíèÿ, ÿâëÿåòñÿ ïðèìåíåíèå îäíîñòîðîííåé ïîäñâåòêè (êîãäà âñå ñâåòîäèîäû ïîäñâåòêè ðàñïîëîæåíû â íèæíåé ÷àñòè ýêðàíà).  ýòîì ñëó÷àå íà ìåíåå óäà÷íûõ ýêçåìïëÿðàõ íèæíÿÿ ÷àñòü èçîáðàæåíèÿ ìîæåò âûãëÿäåòü ñâåòëåå, à âåðõíÿÿ — çàìåòíî òåìíåå.

Ïðèìåð îáðàçöîâîãî ýêçåìïëÿðà òåëåâèçîðà (íå ñòðàäàþùåãî òèíòîì è áàíäèíãîì) ïðåäñòàâëåí íà ôîòî 5.

Ïðèìåðû íåóäà÷íûõ ýêçåìïëÿðîâ ìîæíî ïîñìîòðåòü íà ôîòî 6 (Òèíò), ôîòî 7, ôîòî 8, ôîòî 9 (âñå — Áàíäèíã) è ôîòî 10 (Êðóãîâîé Áàíäèíã — âèäåí ïîä óãëîì ê ýêðàíó).

4. Ïðîâåðêà íà óðîâåíü çàñâåòîâ

Ïðîâåðÿòü íóæíî òîëüêî LCD (ÆÊ)-òåëåâèçîðû.
Ïðîâåðêó æåëàòåëüíî ïðîâîäèòü ïðè ìèíèìàëüíî âîçìîæíîì âíåøíåì îñâåùåíèè.

Ïðè èñïîëüçîâàíèè ñïëîøíîé ÷åðíîé çàëèâêè ñâåòîäèîäíàÿ ïîäñâåòêà íåêîòîðûõ òåëåâèçîðîâ ïðîñòî îòêëþ÷àåòñÿ, òåì ñàìûì ñêðûâàÿ âîçìîæíûå ïðîáëåìû. Ïîýòîìó ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü êîíòåíò, ñîäåðæàùèé ëþáûå ñâåòëûå ýëåìåíòû íà ÷åðíîì ôîíå — íàïðèìåð, ÷åðíóþ çàëèâêó ñ áåëûìè áóêâàìè (ïðèñóòñòâóåò â âûøåïðèâåäåííîì ïðîâåðî÷íîì íàáîðå), çàñòàâêó ñ áåëûì ëîãîòèïîì íà ÷åðíîì ôîíå, ñîáñòâåííîå ìåíþ òåëåâèçîðà (ñâåòëûå íàäïèñè/çíà÷êè íà ÷åðíîì ôîíå) è ò.ï.

Ïåðåä ïðîâåðêîé íà çàñâåòû æåëàòåëüíî îòêëþ÷èòü «ðåæèì ýíåðãîñáåðåæåíèÿ» è íàñòðîéêè, êîòîðûå àâòîìàòè÷åñêè ïîäñòðàèâàþò ÿðêîñòü òåëåâèçîðà (óðîâåíü ïîäñâåòêè) â çàâèñèìîñòè îò âíåøíåãî îñâåùåíèÿ è êîíòåíòà.
Íàñòðîéêè, êîòîðûå ñëåäóåò îòêëþ÷èòü, ìîãóò èìåòü ðàçëè÷íûå íàçâàíèÿ (çàâèñèò îò ìîäåëè òåëåâèçîðà): «äàò÷èê îñâåùåíèÿ», «äèíàìè÷åñêèé êîíòðàñò», «äèíàìè÷åñêàÿ ïîäñâåòêà», «Smart LED», «êîððåêòîð ÷åðíîãî», «ëîêàëüíîå çàòåìíåíèå» è ò.ï.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ âîçìîæåí áîëåå ïðîñòîé ïîäõîä.
Êàê ïðàâèëî, â ìåíþ òåëåâèçîðà äîñòóïíî äëÿ âûáîðà íåñêîëüêî çàâîäñêèõ ðåæèìîâ èçîáðàæåíèÿ (íàïðèìåð, «Äèíàìè÷åñêèé», «Íîðìàëüíûé», «Êèíîòåàòð», «Èãðà», «Ôîòî» è ò.ï.).
Äëÿ ïðîâåðêè íà çàñâåòû (íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ íàøåé ïðîâåðî÷íîé ÷åðíîé çàëèâêè ñ áåëûìè áóêâàìè) ñëåäóåò âûáðàòü òîò ðåæèì èçîáðàæåíèÿ, â êîòîðîì ýòè áóêâû âûãëÿäÿò äîñòàòî÷íî ÿðêèìè (ôîòî 11). Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî â äàííîì ðåæèìå ïî óìîë÷àíèþ îòêëþ÷åíû äèíàìè÷åñêèå «ïðèãëóøèòåëè» óðîâíÿ ïîäñâåòêè.

Äëÿ òåëåâèçîðîâ ñ áîêîâîé ïîäñâåòêîé äîïóñêàåòñÿ ìàëîçàìåòíîå èçìåíåíèå ÿðêîñòè ïî êðàÿì ýêðàíà (íåäîñòàòîê òåõíîëîãèè).

Íà ôîòî 12 ïðåäñòàâëåí ïðèìåð íåóäà÷íîãî ýêçåìïëÿðà, ñòðàäàþùåãî ñèëüíîé íåðàâíîìåðíîñòüþ ïîäñâåòêè. Òåëåâèçîð èìååò ñåðüåçíûé çàñâåò â ëåâîì íèæíåì óãëó ýêðàíà óæå ïðè ñðåäíåì óðîâíå ïîäñâåòêè.

Ýêçåìïëÿð íà ôîòî 13 òàêæå èìååò ïîâûøåííûé óðîâåíü çàñâåòîâ, ÷åðíûé ôîí öåëèêîì âûñâåòëåí â òåìíî-ñèíèé.

Ðåçþìèðóÿ ñêàçàííîå: âñå çàëèâêè èç FAQ (êðîìå çàëèâêè äëÿ ïðîâåðêè íà çàñâåòû) ÿâëÿþòñÿ îäíîöâåòíûìè è ìîíîòîííûìè. Ïîýòîìó ïðè îòîáðàæåíèè äàííûõ çàëèâîê, íà ýêðàíå ïðîâåðÿåìîãî òåëåâèçîðà íå äîëæíî ïðèñóòñòâîâàòü çàìåòíûõ òî÷åê ïîñòîðîííåãî öâåòà, ïÿòåí, ïîëîñàòûõ îòòåíêîâ, ñóùåñòâåííîé íåðàâíîìåðíîñòè, ïîñòîðîííèõ ýëåìåíòîâ (îñòàòî÷íûõ èçîáðàæåíèé).

Åñëè ó Âàñ âîçíèêëè âîïðîñû, áåç êîëåáàíèé îáðàùàéòåñü â êîíôåðåíöèþ IXBT.com !

Âûðàæàåòñÿ îãðîìíàÿ áëàãîäàðíîñòü çà ïîìîùü â ñîñòàâëåíèè äàííîãî FAQ ó÷àñòíèêàì êîíôåðåíöèè:
vol-men, sinist@r, Gorovenko, myhnet, FQL, 1920×1080, StasChel, Ñàòóðèíåö, Skipper

  • Поверхностный как пишется правильно
  • Поверху или по верху как пишется
  • Поверхность как пишется и почему
  • Повернуть вправо как пишется
  • Повернуть направо как пишется