Повелитель мух сочинение рассуждение

Путь и дорога это то, с чем сталкиваются все люди, поскольку человек, рождаясь, начинает свой жизненный путь, который неизбежно

Путь и дорога – это то, с чем сталкиваются все люди, поскольку человек, рождаясь, начинает свой жизненный путь, который неизбежно завершается со смертью. То, какой путь выбирает человек, говорит о его внутреннем мире. Кто-то выбирает служение обществу, кто-то – удовлетворение собственных корыстных потребностей. У каждого человека собственная дорога. Однако под путем можно понимать и путешествия, которые помогают человеку в познании окружающему мира и собственного «я». Под дорогой может пониматься и этапы научных исследований или творческие поиски.

Мотив дороги отражается во многих художественных и публицистических произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов, поэтов и публицистов. Часто путь, который совершает герой, говорит о произошедших внутренних изменениях.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется судьбе Григория Мелехова, который то уходит из дома, чтобы жить с Аксиньей Астаховой, то возвращается домой к жене Наталье Коршуновой, который принимает участие в военных действиях, выбирая то одну, то другую сторону.

Григорий Мелехов постоянно находится в движении. Он не может окончательно определиться с объектом любви: по-своему он любит и Аксинью, и Наталью. В гражданских делах Григорий Мелехов также неоднозначен: сначала он является большевиком, потом переходит на другую сторону, затем вновь оказывается на стороне Красной Армии, после опять воюет против них. Центральный персонаж «мечется» и в выборе спутницы жизни, и в выборе стороны во время Гражданской войны по той причине, что он постоянно обращен вглубь себя. Главный герой стремится познать жизнь, найти собственное «я», поэтому то, что раньше считалось им правильным, порой приобретает обратный характер. Григорий Мелехов не может понять, на чьей стороне находится правда, за кого воевать правильно и верно. «Метания» – это и есть жизненный путь Григория Мелехова, который признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов, рассуждая о том, что у таких людей, как Листницкий и Кошевой, «прямые дороги», утверждает: «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».

Григорий Мелехов является участником как Первой мировой войны, так и Гражданской войны. Главный герой воплощает в себе лучшие народные качества: смелость, мужественность, справедливость, отзывчивость, любовь к людям. Через его судьбу описывается судьба казачества и даже судьба всего народа в те времена. Смятения в душе были не только у Григория Мелехова, они сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. С помощью собирательного образа Григория Мелехова, который в финале произведения стоит с сыном на руках, потеряв почти всех своих родных и близких, автор показывает те трудности и несчастья, с которыми пришлось столкнуться всему народу. М. А. Шолохов, правдоподобно описывая события тех времен и не отдавая предпочтения ни «белым», ни «красным», показывает путь, по которому шла Россия в начале XX века.

А.С. Пушкин «Телега жизни»

Название стихотворения А.С. Пушкина «Телега жизни» метафорично, оно является символичным, так как речь больше идет не о поездке на телеге, а о жизненном пути человека. Мотив дороги, по которой едет телега, связан с проблемой жизненного пути.

Через изменения внутреннего состояния лирического героя автор показывает, как идет жизнь и как человек относится к ней в разные периоды жизни. Утро, при котором «телега на ходу легка», когда человек, «презирая лень и негу», просит ямщика ехать быстрее, символизирует молодость человека, когда он радуется жизни. Полдень, при котором «нет уж той отваги», когда человеку уже становится «страшней», когда он просит ямщика ехать «полегче», символизирует середину человеческой жизни, когда происходит рациональное оценивание окружающей действительности и собственного существования. Вечер, когда человек уже привыкает к тому, что телега по-прежнему катится, символизирует старость человека, когда наблюдается равнодушное отношение к собственному существованию, когда человек находится в ожидании смерти. В стихотворении показано, что лирический герой на протяжении всего повествования находится в пути, а телега не останавливается, следовательно, жизнь человека постоянно идет, ее нельзя остановить. Время гонит не только лошадей, как это отмечается в стихотворении, но и человека, направляя его к смерти.

Образ ночлега, в направление к которому идет телега, является символом смерти. А.С. Пушкин подчеркивает мысль о неотвратимости и неизбежности смерти, о том, что к такому финалу придет абсолютно каждый человек, о том, что человек не может не встретиться со смертью, что она является неотъемлемой частью человеческого существования. Жизнь человека также краткосрочна, мимолетна, недолговечна, быстротечна, как поездка на телеге. Человек как начинает свой жизненный путь, так и завершает его, и такая замкнутость жизненной дороги неизбежна.

В.А. Каверин «Два капитана»

В одних из первых глав романа В.А. Каверина «Два капитана» показано, как центральный персонаж Саня Григорьев и его друг Петька Сковородников, сбегая из Энска в Туркестан, дают друг другу «кровавую клятву дружбы», последняя фраза которой становится жизненным девизом Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В юном возрасте Сане Григорьеву пришлось столкнуться со многими жизненными трудностями: немота из-за какой-то болезни в детстве, нахождение отца в тюрьме и его смерть, сложные взаимоотношения с отчимом Гаером Кулием, смерть матери, возможность оказаться в детском доме, работа у спекулянтов в Москве, разъединение с другом Петькой Сковородниковым, довольно сложная жизнь в школе-коммуне. Однако ни одна трудность не заставляет Саню Григорьева опустить руки, в любых ситуациях он руководствуется честью, правдой и справедливостью.

Учитель Кораблев утверждал, что у Сани Григорьева нет силы воли, однако главный герой решил доказать обратное: чтобы поступить в летную школу и стать летчиком, Саня Григорьев долго и упорно трудится, изучая нужные книги, улучшая собственное физическое состояние и развивая необходимую силу воли. В итоге Саня Григорьев успешно выиграл борьбу за собственное будущее, поступив в летную школу и став в дальнейшем полярным летчиком. В.А. Каверин демонстрирует, что сила характера Сани Григорьева помогает ему идти строго по выбранному жизненному пути.

На это указывает и то, что центральный персонаж, поставив перед собой цель найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать, что причастным к гибели экспедиции является Николай Антонович, действительно находит останки пропавшей экспедиции и доказывает причастность к гибели экспедиции Николая Антоновича, которому долгое время удавалось «перекладывать» собственную вину на другого человека. С момента, когда Саня Григорьев поставил перед собой цели, до момента, когда он их реализовал, прошло много времени, однако Саня Григорьев никогда не опускал руки, всегда стремясь сделать то, что было для него важным. Это говорит о том, что главный герой был верен самостоятельно выбранному жизненному пути, даже если для этого ему приходилось жертвовать силами, временем, собственным честным именем и взаимоотношениями с дочерью капитана Татаринова Катей, на которой он впоследствии женился.

А.П. Чехов «Студент»

Центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский на протяжении повествования находится в дороге. В страстную пятницу он возвращается после охоты домой, по пути оказываясь во дворе двух вдов Василисы и Лукерьи, где горит костер. Автор демонстрирует, как «встреча» Ивана Великопольского с костром отражается на его внутреннем мире. В рассказе мотив дороги тесно соприкасается с проблемой жизненного пути, поскольку Иван Великопольский находит свой истинный жизненный путь по пути домой.

Будучи сыном дьячка и студентом духовной академии, Иван Великопольский находился на охоте в страстную пятницу, что было запрещено по религиозным традициям и считалось настоящим грехом. Подсознательно главный герой понимает свою греховность, однако пытается оправдать себя, обвинив окружающую действительность в несправедливостях.

Нахождение Ивана Великопольского в холодный вечер у костра напомнило ему евангельскую историю о том, как холодным вечером, когда допрашивали его арестованного учителя Иисуса, апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды бессознательно отрекся от Иисуса. Сравнение себя, стоящего у костра, со стоящим у костра Петром помогает Ивану Великопольскому признать собственную греховность, выраженную в том, что он пошел на тягу в неположенный для этого день. Осознание греха становится первым шагом к перерождению главного героя.

Продолжив свой путь домой, студент больше не думал о тех несправедливостях, которые сопровождают русского человека во все время его существования, он почувствовал совершенно другие эмоции: « невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». А.П. Чехов демонстрирует, что Иван Великопольский, в начале повествования имеющий больше отрицательных характеристик за счет того, что он отошел от Бога, после «встречи» с костром возвращается к Богу, в большей степени демонстрируя положительные характеристики. «Встреча» с костром становится кульминационным моментом в жизни центрального персонажа. У Ивана Великопольского происходит озарение, он переходит от материальной жизни к жизни духовной, начиная путь перерождения и духовного восхождения, на что указывает то, что Иван Великопольский по пути домой поднимается в гору.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Тема пути находит яркое отражение в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Данная тема в первую очередь связана с образом Данко, который ведет свой народ по дороге сквозь тьму к свету. Мотив пути является сюжетообразующим в легенде о Данко. Физический путь, который проделывает Данко, взявший ответственность за проведение народа в безопасное место, связан с его жизненным путем: Данко отодвигает собственное существование на второй план, заботясь о благе всего народа. Когда уставшие люди начали роптать на Данко, он не остановился, наоборот, он сделал все возможное, чтобы довести дело до конца и выполнить данные народу обещания: Данко вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. М. Горький показывает: альтруизм – таков путь Данко. Его дорога – освещать дорогу другим людям.

Свой путь проходит и герой другой легенды – легенды о Ларре. Сын девушки и орла, всю жизнь воспитываясь орлом, не был частью общества. Ларра считал себя лучше всех людей, он был уверен в том, что может делать абсолютно все, что ему захочется. Ларра отказался подчиняться правилам племени матери, ярким выражением протеста против людей стало убийство девушки за то, что та не согласилась быть с ним. М. Горький демонстрирует, что путем Ларры является эгоизм, из-за которого он и получил наказание в виде вечной жизни.

С образом самой старухи Изергиль, которая повествует легенды о Ларре и Данко и рассказывает о собственной жизни, также связана тема пути. До сорока лет родившаяся на берегу Бырлата героиня провела свою жизнь в движении, посещая различные страны и города: Букурешти, Скурати, Болгария, Польша, Бохния, Галиция, Добруджу. Такое большое количество мест взаимосвязано с большим жизненным путем старухи Изергиль. За свое существование она встречалась с различными приключениями и препятствиями, у нее было много объектов любви.

Проблема жизненного пути связана и со словами старухи Изергиль о том, что молодое поколение не умеет жить по-настоящему, поскольку оно всю жизнь «примеряется», а уже под конец жизни, когда все упущено, начинает роптать на судьбу, не понимая, что каждый человек является вершителем собственной жизни.

Жизненные пути Данко, Ларры и старухи Изергиль заставляют читателей задуматься над тем, что у каждого человека собственный жизненный путь. Если Данко выбрал жизнь ради общества, а Ларра – жизнь ради себя одного, то старуха Изергиль жила для себя, но в рамках общества. Каждый из них выбирает собственный путь, исходя из своих целей, интересов и приоритетов. Старуха Изергиль, Данко и Ларра выбирают ту дорогу, которая была близка именно им.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» изображение судеб «новых людей» Веры Павловны Розальской, Дмитрия Лопухова, Александра Кирсанова тесно связано с проблемой путей развития России.

В четвертом сне Веры Павловны показано то будущее, к которому стремились демократы-революционеры: «светлый и прекрасный» мир, в котором царят свобода, мир и гармония, любовь и дружба, где все люди являются друг другу семьей, где существует равноправие, где каждый человек трудолюбив, получая от труда удовольствие. Н.Г. Чернышевский, вводя в повествование образы «новых людей», выражает уверенность, что именно такие люди могут вести Россию к тому беззаботному и счастливому будущему из сна Веры Розальской. Автор призывает читателей стремиться к «прекрасному и светлому» будущему: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести…». Н.Г. Чернышевский показывает, что ради общественного блага «новые люди» выступают против предрассудков прошлого, против семейного гнета, против брака по расчету. Они борются за возможность быть творцами собственной судьбы. Автор показывает, что «новые люди» решают пойти сложным путем, поскольку тяжело стремиться к равенству и свободе и думать о благе всего общества, находясь среди «старых людей», которые, заботясь лишь о собственном благе, готовы пойти на все. Характерной чертой «новых людей» было то, что они самостоятельно «пробивали себе дорогу» в жизнь.

Главная героиня Вера Павловна Розальская как представительница «новых людей» выбирает себе сложный жизненный путь. Воспитываясь типичной представительницей «старых людей», героиня сохранила в себе искренность и доброту. Семейный гнет не сломил характер Веры Розальской, она не стала похожей на свою мать, наоборот, она всячески стремилась к свободе. С образом Веры Павловны связана проблема борьбы за женские права. Героиня стала ярким выразителем неожиданной для того времени идеи о равенстве людей по гендерному признаку. И мысли Веры Розальской о том, чтобы женщины тоже имели право на работу, не были просто мечтой, героиня совершала конкретные действия. Создав свою первую мастерскую, Вера Павловна Розальская боролась не только за собственные права, но и за права всех женщин. Открытие собственной мастерской не было связано с эгоизмом и стремлением Веры Павловны считаться лучше мужчин, героиня хотела, чтобы женщины получили право быть не прислугой, а работать на полноценной работе.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

В двадцать девятом письме «Путешествуйте!» («Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева) утверждается, что поездки по собственной стране и по чужим странам являются одной из самых больших жизненных ценностей.

Д.С. Лихачев демонстрирует, как влияют на человека путешествия: воспитывают любовь к родному, наводят на размышления, многое открывают, заставляют мечтать, воспитывают «нравственную оседлость».

Автор призывает читателей не делить поездки на интересные и неинтересные, а посещенные места – на значительные и незначительные, не устанавливать степень значимости посещенных мест. Он допускает деление поездок лишь на те, к которым осуществлялась подготовка, и те, к которым подготовки не было или она была плохой. Последние воспринимаются людьми как скучные и неинтересные поездки, в то время как первые – «становятся в десять раз интереснее» благодаря знанию истории места. Д.С. Лихачев утверждает, что неинтересных мест не существует, есть только люди, которые не умеют находить интересное, что «для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат». Автор призывает «погружаться в атмосферу», находить интересное в том, что человеку кажется неинтересным, «всюду уметь находить свое, собственное, характерное».

Подготовка к поездкам, по мнению Д.С. Лихачева, заключается в изучении истории места и его планировки, в чтении записок и воспоминаний известных личностей, в планировании тех мест, которые стоит посетить, в определении примерных маршрутов, чтобы не терять времени на месте. Однако мнение других людей, в том числе и известных, не должно в полной мере воздействовать на человека, поскольку оно может помешать индивидуальному впечатлению. Собственное впечатление о месте намного искреннее чужого мнения. Д.С. Лихачев призывает: «Когда доведется бывать в новом городе, смотреть знаменитые произведения искусства или знаменитые пейзажи, не поддавайтесь тому, что о них слышали, читали, о чем вам «прожужжали уши»». Автор утверждает необходимость самостоятельно оценивать посещаемые места, составляя о них мнение, исходя из собственных впечатлений.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв, что за свои 58 лет он не жил по-настоящему. Копя деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что он потратил отведенное ему время, что времени на жизнь больше не останется. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь, так его и не начав. В рассказе показано, что завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия о жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско. Жизнь одного человека завершается, но жизнь всего общества идет дальше, она не останавливается.

Путешествие ведет господина из Сан-Франциско к смерти, о чем говорят многообразные детали. Пока главный герой находится в пути, корабль сопровождают постоянные дожди, на улице наблюдаются серые и черные оттенки. Главный герой отправляет в Рим, чтобы услышать католическую молитву покаяния, которая в свою очередь читается перед смертью.

Однако образ господина из Сан-Франциско собирателен, к такому же исходу жизни придут и другие богатые и влиятельные люди, путешествующие на корабле с говорящим названием «Атлантида». Равнодушное отношение окружающих к покойному господину из Сан-Франциско подчеркивает, что находящиеся на корабле внутренне мертвы. Символичными становятся образ «наследного принца», усы которого «сквозили как у мертвого», и образ принца, на которого обратила внимание дочь главного героя: его кожа была будто слегка лакирована. В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. И.А. Бунин показывает, что люди, растрачивающие свое существование на никчемные удовольствия, так и не начнут свой жизненный путь, в то время как придет время его уже заканчивать.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» демонстрируется судьба пискаря, который почти всю свою жизнь провел в норе. Из-за того что премудрый пискарь боялся абсолютно всего на свете, он постоянно находился в своей норе, в которой мог уместиться только он. Из норы пискарь выбирался лишь для того, чтобы поесть, и то делал это только ночью. Такой образ жизни не мог позволить пискарю завести семью и друзей. В повествовании премудрому пискарю дается следующая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». На протяжении целых 100 лет пискарь «сидел и дрожал», пытаясь тем самым убежать от реальной действительности, которую он считал исключительно опасной и жестокой, смотря на нее лишь с одной стороны. Также «дрожа», премудрый пискарь и умирает.

Отсутствие движения в существовании премудрого пискаря тесно связано с его жизненным путем. Путь вечного страха и отсутствия радости жизни – этот тот путь, который выбрал премудрый пискарь. Существование героя нельзя назвать полноценной жизнью, оно пусто, скучно и бессмысленно. Премудрому пискарю удалось прожить целых 100 лет, но имеет ли цену такое существование? Физически герой был жив, но внутренне он был мертв. Премудрый пискарь умер, так и не начав жить. Автор приводит читателей к мысли о том, что недолгая, но радостная и счастливая жизнь лучше долгого, но бессмысленного и несчастного существования. Внутренняя смерть, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, намного страшнее смерти внешней, физической. В сказке выражена мысль о том, что затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение себя полноценной жизни.

Только перед своей смертью премудрый пискарь осознал бесполезность собственного существования. Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? Герой понял, что никто о нем не вспомнит, что он ничего не оставит после себя. М. Е. Салтыков-Щедрин, демонстрируя бессмысленность обывательского существования, наполненного вечным страхом, показывает, насколько важно найти правильный жизненный путь, без которого невозможно обрести счастье. Сказка заставляет задуматься над тем, что хозяином человеческой жизни должен быть сам человек, а не страх за существование.

Б.Л. Пастернак «Снег идет»

Уже в названии стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идет», в котором жизнь человека метафорично сравнивается со снегом, прослеживается мотив движения. Путь, который «проходит» снег, символизирует жизненный путь человека. Строки «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет ?»; «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?» выражают мысль о том, что человеческая жизнь идет также, как и снег. «Повтор сочетания «снег идет» в стихотворении неслучаен, автору было важно подчеркнуть быстротечность времени. Падение снега не зависит от человека, поэтому его нельзя остановить, нет возможности остановить и время, которое подталкивает человека к смерти. Время в стихотворении также сравнивается со «словами в поэме»: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет, // Или как слова в поэме?». Строки «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год» выражают мысль о том, что время идет настолько быстро, что человек этого не замечает.

Б.Л. Пастернак выражает мысль о невечном характере жизни человека. Время никогда не стоит на месте, оно находится в постоянном движении, сокращая количество лет и дней, которые есть у человека. Автор утверждает, что время приближает человека к смерти, которая в свою очередь имеет неотвратимый характер. Смерть – это итог жизни любого человека, ее невозможно избежать, так как она является неотъемлемой частью человеческого существования.

Важен в стихотворении образ «перекрестка поворота», который встречается в повествовании дважды. Б.Л. Пастернак намекает на то, что жизнь человека коротка и невечна, однако на своем жизненном пути человек часто оказывается перед перекрестками, когда ему нужно сделать тот или иной выбор, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Жизненный путь – это передвижение человека от одного перекрестка к другому.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Сюжетной завязкой сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является похищение Снежной Королевой мальчика Кая. Основой сюжета является путь девочки Герды, решившей спасти своего друга от злых чар Снежной Королевы. По пути в королевство Снежной Королевы Герде помогают все встречные: река и роза убеждают Герду, что Кай жив; ворон и ворона помогают Герде найти дворец принцессы; принцесса и принц делятся с Гердой одеждой и дают ей карету; Северный олень сопровождает Герду в пути; маленькая разбойница помогает Герде уйти от смерти; лапланка и финка помогают Герде найти замок.

Читатель видит, какие приключения дало Герде путешествие и с какими трудностями ей пришлось столкнуться по дороге. Однако Герду не путают препятствия, она готова преодолевать их ради спасения друга. Героиня справляется с вьюгой и сугробами, не отказываясь от идеи найти Кая и помочь ему. Герда рисковала собственной жизнью, отправляясь бороться со Снежной Королевой, обладающей злыми силами. Ничто на пути не смогло сломить силу характера Герды, благодаря которой девочке удалось добраться до места, где находился Кай, победить чары Снежной Королевы и растопить ледяное сердце Кая.

Г.Х. Андерсен показывает, что жизненный путь Герды основывается на таких качествах, как сила характера, смелость, отвага, стойкость, доброта, любовь к людям, бескорыстность, милосердие, сострадание, самопожертвование. Именно жизненный путь, основанный на этих качествах, способен, по мнению автора, привести человека к счастью, поскольку Герде удалось добиться того, ради чего она отправлялась в путешествие: спасти Кая. В это же время Снежная Королева, путь которой основывался на злости и жестокости, потерпела поражение, следовательно, такой жизненный путь не может дать человеку счастье.

Отправляясь в путешествие ради спасения своего друга Кая, Герда оказалась и в путешествии в переносном смысле этого слова: те трудности, с которыми она встретилась по дороге, способствовали ее взрослению, обретению целостности жизни.

С проблемой жизненного пути связан и образ Кая. Герде удалось вернуть Кая к прежней жизни, которой он лишился из-за того, что он поддался чужому влиянию. Сказка заставляет задуматься над тем, что то, каким будет жизненный путь, должен решать сам человек, а не быть под влиянием мнения других людей.

У. Голдинг «Повелитель мух»

В романе У. Голдинга «Повелитель мух» особое внимание уделяется жизненным путям Ральфа и Джека, двух мальчиков, которые первоначально имели общую цель. Оставшись без взрослых на необитаемом острове, ребята создают правила для всеобщего существования. Ральф и Джек сначала поддерживали друг друга, всячески помогали и шли на компромиссы ради решения проблем, затрагивающих всех детей, находившихся на необитаемом острове.

Однако вскоре Джек выбирает совершенно другой путь. Желая получить всю власть в свои руки, мальчик фактически делит всех детей на две противоборствующие группы. У. Голдинг показывает, что жизненный путь одного человека влияет на путь всего общества: злость и жестокость Джека, рожденная стремлением к власти, приводит к тому, что дети, которые и так оказались в сложной ситуации, попав на необитаемый остров без взрослых, сталкиваются с еще большими проблемами. Решение Джека воздействует на дальнейшую жизнь других детей, из-за эгоизма Джека даже погибают некоторые дети. В итоге Ральф теряет всю свою поддержку, поскольку находящиеся на его стороне ребята либо погибают, либо переходят на сторону Джека. В финале романа показано, что жизнь Ральфа, который на протяжении всей этой «борьбы» старался сохранить командный дух, вновь объединить всех ребят для благополучного проживания на необитаемом острове, находится в опасности, поскольку Джек и подчиненные ему встали на животный путь, истребляя всех, кто против них. Зло почти торжествует, и неизвестно, что было бы, если бы Джек ликвидировал мешающего ему Ральфа, возможно, в следующий раз ему помешали бы другие люди, уничтожение которых стало бы причиной вымирания общества. Роман заставляет задуматься над тем, что эгоизм людей, рождающий жестокость, не может принести обществу счастья и благополучия, что их можно получить только тогда, когда каждый человек идет по такому жизненному пути, который основан на понятиях нравственности.

Открытый финал романа (когда загнанный в угол Ральф находится на гране жизни и смерти, на необитаемом острове появляется офицер) неслучаен, автор показывает: выбор пути, по которому пойдет общество, остается за человеком. Читатель вправе сам определить для себя, продолжится ли та жестокость, которая царствовала при Джеке, или общество вернется к добру и всеобщему благополучию.

Таким образом, под дорогой может пониматься движение человека из одного места в другое, такой внешний сюжет в художественных произведениях нередко символизирует жизненный путь человека, его внутренние изменения.


(649 слов) Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» остается популярным долгое время не только из-за увлекательного и запутанного сюжета, но и благодаря множеству важных тем, которые затрагиваются на страницах произведения. Через своих героев писатель говорит о вере, любви, предательстве, пороках человечества, всепрощении и, конечно, творчестве. В основном, безусловно, литературном. В романе автор показывает три совершенно разных стороны искусства: деятелей общества МАССОЛИТ, поэта Ивана Бездомного и загадочного Мастера. Проанализируем все грани творчества.

Авторы МАССОЛИТА едва ли имеют прямое отношение к настоящему творчеству. Они больше увлечены интригами и попытками бесплатно заполучить путевки и квартиры. Даже таблички на дверях комнат в доме Грибоедова — месте, где работают массолитовцы — называются следующим образом: “Квартирный вопрос”, “Рыбно-дачная секция”, “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года”. Несложно догадаться, какими делами там на самом деле занимаются такие “творцы”. К слову, фамилии у них тоже говорящие: Богохульский, Подложная, Павианов и многие другие. Во главе объединения значительное время находился “несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах”, для которого наибольшую ценность также представляли материальные блага. Берлиоз был достаточно образованным, умел красиво выражаться и казался интеллигентной личностью, успешно использующей полученные знания для достижения нужных целей. Но, несмотря на это, именно он устранял неугодных власти литераторов. Среди тех, кто попал к директору МАССОЛИТа в немилость, был и сам Мастер. Причина жестоких гонений — роман, в котором рассказывается о прокуроре Иудеи Понтии Пилате и его встрече с проповедником Иешуа Га-Ноцри. Казалось бы, ничего примечательного, но Михаил Александрович резко выступал против всего, что хоть как-то затрагивало веру в Бога и Иисуса Христа, который угадывался в образе добродетельного и мудрого Иешуа. Этому “безверию” настойчиво учил Берлиоз и своего протеже — бездарного поэта Ивана Понырева (Бездомного), лишая начинающего литератора желания творить вне установленных рамок, так, как того требует душа. Впрочем, молодому человеку повезло гораздо больше, чем скоропостижно скончавшемуся наставнику. Иван временно пребывает в психиатрической лечебнице, а затем через некоторое время становится профессором Института истории и философии и даже заводит жену.

Жизненный путь Бездомного — пример того, как человек, который не понимает своего истинного предназначения и слепо идет за другими, находит, наконец, собственное место в мире. Символично то, что ближе к концу произведения Иван отказывается от творческого псевдонима, освобождаясь от прежних заблуждений. Но преображения бы не случилось без случайного знакомства с тем, кто олицетворяет настоящее искусство в романе — безымянным Мастером. 

Гонимый порочным обществом, один из главных героев не может обрести покой. Труд всей его жизни сначала отказываются принимать издательства, а после публикации подвергают жестокой критике. В один момент негативные чувства настолько сильно переполняют Мастера, что у того случается нервный срыв, в ходе которого он сжигает драгоценную рукопись. Далее — клиника для душевнобольных, отчаяние и безысходность. Спастись удается с помощью возлюбленной Маргариты и демонических сил. Финал для персонажа можно назвать относительно счастливым — после всех пережитых горестей он уходит в Вечность, где волен творить столько, сколько захочется. И больше не получит осуждений и ненависти со стороны людей. Но ради счастья приходится расстаться с жизнью и примкнуть ко мраку. Через образ страдающего Мастера Булгаков дает понять, что в этом мире за смелость писать то, о чем на самом деле думаешь, приходится очень дорого платить. Произведение героя интересное, серьезное, но в нем содержатся мысли, которые не нравятся властям. Искренность и свободомыслие — все это, по мнению высших чинов, является вредным для общества, недопустимым. А значит, подлежащим уничтожению.

“Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим…” — так рассуждает Мастер о тех, кто критиковал его. 

Он понимает, что люди просто боятся высказаться иначе. И все же гениального автора вознаграждают за попытку сохранить нравственную чистоту. Причем делает это повелитель Тьмы, а не кто-то более “светлый”, как можно было бы ожидать.

Таким образом, Михаил Булгаков показал на конкретных примерах, какими бывают творцы. Для кого-то важны деньги и звания, для кого-то — возможность донести правильные идеи. А кому-то придется пройти долгий путь, прежде чем удастся отыскать свое призвание. Но в финале книги жизни каждый из них получит по заслугам.

Автор: Инна Колокольникова

(664 слова) Одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя является комедия «Ревизор». Работу над ней писатель закончил в 1835 году. Книга обличает пороки недобросовестных чиновников. В своем произведении автор демонстрирует, к каким последствиям приводит безответственное и равнодушное отношение к своему делу. Создавая пьесу, Николай Васильевич использовал средства художественной выразительности, чтобы создать яркие и запоминающиеся образы. Гротеск и гипербола выполняют очень важную функцию в комедии. Именно благодаря этим приемам писатель демонстрирует, насколько смешным и нелепым является пренебрежение своим долгом. Рассмотрим, какие функции выполняют гротеск и гипербола в комедии «Ревизор».

Гротеск — это способ художественного формообразования, при котором происходит трагикомическое обобщение жизненной ситуации посредством объединения карикатуры и правдоподобия. Гипербола — это художественное преувеличение, усиливающее эффект сказанного. Оба приема используются автором для того, чтобы показать абсурдность реальности, искаженной человеческими пороками. Благодаря данному приёму произведению высмеиваются серьёзные человеческие изъяны. Такой прием, как гротеск, главным образом, преувеличивает те или иные жизненные явления, будучи объединением реальности и карикатуры. Если гротеск выражается во всем сюжете пьесы, то гипербола — это более узкое явление, обозначающее конкретный пример из текста. Например, городничий говорит: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Это гипербола — преувеличение расстояния. А примером гротеска в «Ревизоре» может послужить сон городничего накануне явления проверяющего. Антон Антонович видел неестественно огромных крыс, которые пришли к нему, понюхали все вокруг и скрылись. Такой сон накануне события выглядит фантастично и даже карикатурно, ведь на прожорливых животных больше походят сами чиновники. Также гротескно смотрится обсуждение чистоты колпаков в богоугодном заведении. На собрании городничий прямо говорит о том, что колпаки нужно найти, чтобы показать ревизору. А Артемий Филиппович с сомнением отвечает: «Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые». Это звучит так, как будто начальник не распорядился, а попросил, тем более о том, что должно было быть всегда.

С помощью таких приемов Николай Васильевич показывает читателю серьёзные человеческие пороки. К ним относятся, например, обман, халатность, самоуправство, коррупция. Автор описал все эти негативные проявления общества в комедии, чтобы продемонстрировать, насколько смешными могут быть эти пороки.

Прием гротеска пронизывает всю комедию Гоголя. Так, смех вызывают у читателей говорящие фамилии персонажей. Эти фамилии отражают их истинный характер и нелепый внутренний мир. Например, врач имеет фамилию Гибнер, а судья — Ляпкин-Тяпкин. Даже сам сюжет данного произведения представляет собой сплошной гротеск. Весьма карикатурно выглядит ситуация, когда главный герой, будучи глупым человеком, останавливается в гостинице, проматывает все деньги и вдруг становится ревизором. 

Читатель видит, как писатель насмехается в каждой сцене над своими персонажами, их рассуждениями и поведением. Гротеск в комедии можно заметить, как в общих чертах, так и в частных. Например, Аммос Федорович всерьез полагает, что ревизор приезжает в город, потому что Россия «хочет вести войну», а «министерия» выявляет предателя. Это конспирологическое предположение кажется такой несусветной глупостью, что градус абсурда повышается стремительно уже в первой сцене.

Поскольку «Ревизор» повествует о неисполнении служебных обязательств, автор преувеличивает именно это невыполнение до абсурда. Так, каждый из чиновников думает только о собственном благополучии, забывая не только о пользе города, но и о здравом смысле. Попечитель богоугодных заведений Земляника заявляет прямо: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Нелепо выглядит то, как трусливые чиновники стремятся услужить мнимому ревизору. Например, интересную гиперболу читатель находит в рассказе все того же Земляники:

С тех пop, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком…» 

Чиновник настолько заврался, что его оправдания звучат как самообвинение, ведь больные не выздоравливают, а «мрут как мухи».

Используя прием гротеска в своем произведении, Николай Васильевич хотел донести до читателя простую мысль: необходимо сохранять честность в исполнении своего долга. Именно гротеск придал комедии Гоголя «Ревизор» уникальность, а также сделал ее по-настоящему интересной для читателя. Благодаря данному приёму писатель сумел высмеять человеческие пороки. Несмотря на то, что в комедии ситуации кажутся довольно смешными, автор смог убедить читателя в том, что этот смех сквозь слезы, и страна в опасности. Прочитав данное произведение, многие читатели смогли посмотреть на себя со стороны, проанализировать все свои взгляды и поступки, а также сделать первые шаги к улучшению общества.

Автор: Виктория Комарова

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна —  «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к литературе позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Примерные темы:

  • Почему людям так нравится путешествовать?
  • Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки —  это инвестиции в себя»?
  • Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
  • Как найти смысл на жизненном пути?
  • Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия —  возвращение домой?

«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.

  • Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
  • «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
  • «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы:

  • Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?

  • Может ли прогресс навредить человеку?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
  • Могут ли технологии заменить учителя?
  • Как технологический прогресс отражается на природе?
  • Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др

Примерные темы:

  • Чем страшен человек без совести?
  • Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?

«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?

  • Что может толкнуть человека на преступление?
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
  • Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М.Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Примерные темы:

  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?

Литературные аргументы:

  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

 Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Примерные темы:

Какого человека можно назвать гражданином?

Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?

Нужно ли отдавать долг Родине и почему?

Что делает граждан одной страны счастливыми?

Может ли один человек повлиять на общество?

Чего не хватает нашему государству?

За что вы любите Россию?

Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизин
  • «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов

  • Повенчанный или повенченный как пишется
  • Поведение царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Повезло 80 терапевтических рассказов
  • Поведение человека в экстремальных ситуациях сочинение
  • Поведешь как пишется правильно