Поведение мальчиков в рассказе бежин луг

Сочинения по литературе тургенев характеристика мальчиков из рассказа бежин луг рассказ писателя одна из частей сборника записки охотника. основными
  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг

Рассказ писателя – одна из частей сборника «Записки охотника».

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории. Наблюдая за пацанами, охотник выделяет природную даровитость и яркость мальчишек, которые по характеру и социальному положению весьма разные.

Федя – красивый подросток с утонченными чертами лица, выросший в богатой крестьянской семье, самый взрослый из ребят. Он оказался на лугу, чтобы развлечься, поскольку у него нет необходимости зарабатывать себе на жизнь. Федя хорошо одет, имеет новые кожаные сапоги. Общается Федя с остальными мальчиками несколько надменно, важно, немного свысока, подражая своему отцу, привыкшему руководить работниками. Ему нравятся рассказы товарищей, и он немногословно, но точно дает свои комментарии к рассказанным историям.

Илюша – горбоносый мальчишка двенадцати лет со светлыми волосами, непримечательной и слегка болезненной внешности, при этом увлеченно и умело рассказывающий истории, которые он знает в большом количестве. Ребенок растет в обеспеченной семье и поэтому носит хорошую, добротную одежду, но несмотря на это совместно с братом трудится на бумажной фабрике. Илюша рассказывает друзьям о русалке, о несчастном деревенском мальчике Васе, об утопленнике. Все рассказы Илюши услышаны им от отца, который тоже является отменным рассказчиком.

Павлуша – ровесник Илюши, обладающий сильным, волевым характером, несмотря на бедность его семьи, которая не может позволить ребенку даже лапти. Он больше всех мальчиков нравится охотнику, который наблюдает за ребятами. Умный Павлуша спокойно утешает мальчишек, если их что-то пугает и его поведение отличается рассудительностью и смелостью. Мальчик не верит в суеверия и пытается убедить ребят в том, что нечистой силы не существует. В финале произведения Павлуша погибает, упав с лошади и разбившись насмерть.

Костя – мальчуган десяти лет маленького роста, лицо которого украшают веснушки и грустные, внимательные черные глаза, имеющие отблеск непонятного света, будто желающие сообщить что-то важное. Внешность ребенка из-за мелких черт лица напоминает белку. Мальчик живет в бедной семье крестьян и растет слабым болезненным ребенком. По характеру Костя трусоват и очень осторожен, некоторые истории товарищей его страшно пугают.

Самый маленький из ребят Ваня, кудрявый малыш семи лет, тихо и незаметно дремлющий под телогрейкой, не знающий ни одной истории, но привлекающий внимание охотника к себе чистыми детскими размышлениями. Ваня имеет очень тонкий ребячий голосок с оттенками картавости и огромные голубые глаза, светящиеся наивной детской искренностью. Малыш еще далек от жизненных проблем и только начинает познавать окружающий его мир, поэтому ему не интересны страшилки, рассказанные товарищами, его больше привлекает звездное удивительное небо, на котором рассыпаны в виде пчелок яркие звезды.

Мальчики в рассказе Тургенева Бежин луг

В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у  каждого из них что – то есть.

Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он был грустный, и погруженный в свои мысли, глаза были черные, и блестели. Лицо  у него худощавое, а сам он среднего роста. Он очень мнительный, верит, что русалки и водяные существуют, об этом он рассказал своим друзьям. Костя поскорее хочет вырасти, он произносит в своей речи «братцы мои». Тургенев, называет его боягузом, за боязнь волков. Этот мальчишка добрый, жалостливый, очень бедно одет.

Иван Петрович  делает акцент  на мальчика Павла, он готовит  картошку стоя на коленях. Он был внешне не красивым, можно сказать, что он выглядит невзрачно: большая голова, не расчесанные волосы, очень светлое лицо, несуразное телосложение. Охотнику он понравился за его смелость, храбрость, и твердость характера. Он без нечего ночью не побоялся волка и никогда этим не гордился. Выделяет же охотник его талант: выглядел этот мальчик здравомыслящий, и прямым, а голос у него очень уверенный и можно услышать силу  этого человека. На вещи, в которых был одет Павел, Тургенев делает акцент в последнюю очередь. Он был одет в обычную рубашку, и портки. Он, из всех ребят ведет себя намного смелее и безмятежный, он очень сообразительный, не глупый, и спокойный. Любит слушать по ту сторонние истории, и вещать их потом своим друзьям.

Самый взрослый из всех ребят, которых встретил охотник это Федор. Ему уже 14лет. Федор вырос в деревни в самодостаточной семье. Так как для остальных ребят ночной поход для того  чтобы заработать каких то денег то для Феди просто развлечение. И вещи у него совсем не такие как у товарищей. Рубашка ситцевая с каемкой на нем, сапоги его личные , у него даже была расческа которая была редкостью у остальных ребят. У этого парня красивое телосложение, у него симпотичные черты лица, светлые вьющиеся волосы. У него на лице всегда улыбка. Он своим товарищам демонстрировал всегда свое преобладание. Во время диалогов с ребятами он ведет себя очень по-деловому, по важному будто бы разрешает своим товарищам высказывать свои мнения, и рассказывать истории. Он их очень сосредоточенно слушает, но не подает виду, и показывает, что им не верит. Наверное он получил в домашних условиях какое то образование. Поэтому если его товарищи сидят все наивные, то ему эта черта характера не приемлема.

Вариант 3

Рассказ «Бежин луг» является частью литературного цикла «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Помимо этого, автор наполнил повесть чувствами любви к родным краям и природе. Сюжет завязывается тогда, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой вокруг костра расположились деревенские мальчишки. Они не похожи друг на друга: ни чертами характера, ни внешностью. Но все они открыты и непосредственны. Охотник, Иван Петрович, внимательно слушал рассказы ребят, наблюдал за их поведением.

Самым старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было около четырнадцати лет, не меньше. Охотник сразу подметил, что он был из состоятельной семьи. Его выдавали не только манеры, но и опрятная одежда. Федор был стройным и симпатичным. Автор часто упоминает о том, что мальчик всегда улыбался и был «полувеселым». Даже во время бесед проскальзывала его деловитость: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно показывал, что не очень сильно верит в рассказы и «байки» других ребят. Было понятно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одни мальчиком, которого встретил охотник на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу он пришелся «по душе». Внешне Паша казался неуклюжим. Его взъерошенные темные волосы и бледное лицо никак не выдавали его смелость и решимость. Его не пугали истории, которые рассказывали ребята. Наоборот, он старался всех успокоить и подбодрить. Лишь в саамы последний момент, рассказчик замечает простую одежду Павлуши. Жаль, что произведение заканчивается описание гибели Паши, его погубила врожденная храбрость.

Третий мальчик – Илюша. Его особенностью было то, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничем не примечателен, наоборот, его лицо казалось немного» туповатым и болезненным». Однако это не помешало Илюше рассказать семь «страшилок», которые когда-то приключились с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Костю, рассказчик ярко описывает его внешность, особенно взгляд. Его задумчивое лицо, покрытое веснушками, прекрасно гармонировало с черными глазами. Стоит отметить, что многие истории производили на маленького мальчика сильное впечатление. Но было видно, что внутри него имелся некий «стержень», ведь он сам тоже рассказал несколько жутких историй, которые когда-то услышал от отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего семь, или около того, лет. Он не рассказывал истории, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в его мыслях было нечто философское: Ваня, молча, любовался и восхищался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает проникнуться уважением к каждому из мальчишек, невольно задумываясь над дальнейшей судьбой ребят.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг

Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Чудесная лодка Снегирева

    Главный герой решил съездить к своему знакомому рыбаку, которого звали Михей. Мужичок каждый день ранним утром ездил на рыбалку на лодке. В реке Северке, около которой он жил, водились большие щуки

  • Человек, который мне нравится — сочинение

    Наверное, у каждого есть человек, по отношению к которому пробуждаются теплые чувства и симпатия. Для меня это Катя, моя младшая сестра.

  • Анализ рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (6 класс)

    Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.

  • Сочинение Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова

    Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова. Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве

  • Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова

    Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году. Произведение изучается в программе литературы 6 класса. Очерк вошел в цикл рассказов автора «Записки охотника».

Главные герои рассказа «Бежин луг» Тургенева

О чем рассказ Тургенева – сюжет

В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть.

Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он был грустный, и погруженный в свои мысли, глаза были черные, и блестели. Лицо у него худощавое, а сам он среднего роста. Он очень мнительный, верит, что русалки и водяные существуют, об этом он рассказал своим друзьям.

Костя поскорее хочет вырасти, он произносит в своей речи «братцы мои». Тургенев, называет его боягузом, за боязнь волков. Этот мальчишка добрый, жалостливый, очень бедно одет.

Иван Петрович делает акцент на мальчика Павла, он готовит  картошку стоя на коленях. Он был внешне не красивым, можно сказать, что он выглядит невзрачно: большая голова, не расчесанные волосы, очень светлое лицо, несуразное телосложение.

Охотнику он понравился за его смелость, храбрость, и твердость характера. Он без нечего ночью не побоялся волка и никогда этим не гордился. Выделяет же охотник его талант: выглядел этот мальчик здравомыслящий, и прямым, а голос у него очень уверенный и можно услышать силу  этого человека.

На вещи, в которых был одет Павел, Тургенев делает акцент в последнюю очередь. Он был одет в обычную рубашку, и портки. Он, из всех ребят ведет себя намного смелее и безмятежный, он очень сообразительный, не глупый, и спокойный. Любит слушать по ту сторонние истории, и вещать их потом своим друзьям.

Самый взрослый из всех ребят, которых встретил охотник, это Федор. Ему уже 14 лет. Федор вырос в деревни в самодостаточной семье. Так как для остальных ребят ночной поход для того, чтобы заработать каких-то денег то для Феди просто развлечение. И вещи у него совсем не такие как у товарищей.

Рубашка ситцевая с каемкой на нем, сапоги его личные, у него даже была расческа, которая была редкостью у остальных ребят. У этого парня красивое телосложение, у него симпатичные черты лица, светлые вьющиеся волосы. У него на лице всегда улыбка. Он своим товарищам демонстрировал всегда свое преобладание.

Во время диалогов с ребятами он ведет себя очень по-деловому, по важному будто бы разрешает своим товарищам высказывать свои мнения, и рассказывать истории. Он их очень сосредоточенно слушает, но не подает виду, и показывает, что им не верит.

Наверное, он получил в домашних условиях какое-то образование. Поэтому если его товарищи сидят все наивные, то ему эта черта характера не приемлема.

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
  • Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
  • Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои:

  • Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
  • Костя – мальчик 10-ти лет.
  • Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

Развернутая характеристика героев

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории. Наблюдая за пацанами, охотник выделяет природную даровитость и яркость мальчишек, которые по характеру и социальному положению весьма разные.

Федя – красивый подросток с утонченными чертами лица, выросший в богатой крестьянской семье, самый взрослый из ребят. Он оказался на лугу, чтобы развлечься, поскольку у него нет необходимости зарабатывать себе на жизнь.

Федя хорошо одет, имеет новые кожаные сапоги. Общается Федя с остальными мальчиками несколько надменно, важно, немного свысока, подражая своему отцу, привыкшему руководить работниками. Ему нравятся рассказы товарищей, и он немногословно, но точно дает свои комментарии к рассказанным историям.

Илюша – горбоносый мальчишка двенадцати лет со светлыми волосами, непримечательной и слегка болезненной внешности, при этом увлеченно и умело рассказывающий истории, которые он знает в большом количестве.

Ребенок растет в обеспеченной семье и поэтому носит хорошую, добротную одежду, но несмотря на это совместно с братом трудится на бумажной фабрике. Илюша рассказывает друзьям о русалке, о несчастном деревенском мальчике Васе, об утопленнике. Все рассказы Илюши услышаны им от отца, который тоже является отменным рассказчиком.

Павлуша – ровесник Илюши, обладающий сильным, волевым характером, несмотря на бедность его семьи, которая не может позволить ребенку даже лапти. Он больше всех мальчиков нравится охотнику, который наблюдает за ребятами.

Умный Павлуша спокойно утешает мальчишек, если их что-то пугает и его поведение отличается рассудительностью и смелостью. Мальчик не верит в суеверия и пытается убедить ребят в том, что нечистой силы не существует. В финале произведения Павлуша погибает, упав с лошади и разбившись насмерть.

Костя – мальчуган десяти лет маленького роста, лицо которого украшают веснушки и грустные, внимательные черные глаза, имеющие отблеск непонятного света, будто желающие сообщить что-то важное.

Внешность ребенка из-за мелких черт лица напоминает белку. Мальчик живет в бедной семье крестьян и растет слабым болезненным ребенком. По характеру Костя трусоват и очень осторожен, некоторые истории товарищей его страшно пугают.

Самый маленький из ребят Ваня, кудрявый малыш семи лет, тихо и незаметно дремлющий под телогрейкой, не знающий ни одной истории, но привлекающий внимание охотника к себе чистыми детскими размышлениями. Ваня имеет очень тонкий ребячий голосок с оттенками картавости и огромные голубые глаза, светящиеся наивной детской искренностью.

Малыш еще далек от жизненных проблем и только начинает познавать окружающий его мир, поэтому ему не интересны страшилки, рассказанные товарищами, его больше привлекает звездное удивительное небо, на котором рассыпаны в виде пчелок яркие звезды.

Обобщенное описание героев «Бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» является частью литературного цикла «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Помимо этого, автор наполнил повесть чувствами любви к родным краям и природе.

Сюжет завязывается тогда, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой вокруг костра расположились деревенские мальчишки. Они не похожи друг на друга: ни чертами характера, ни внешностью. Но все они открыты и непосредственны. Охотник, Иван Петрович, внимательно слушал рассказы ребят, наблюдал за их поведением.

Самым старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было около четырнадцати лет, не меньше. Охотник сразу подметил, что он был из состоятельной семьи. Его выдавали не только манеры, но и опрятная одежда. Федор был стройным и симпатичным.

Автор часто упоминает о том, что мальчик всегда улыбался и был «полувеселым». Даже во время бесед проскальзывала его деловитость: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно показывал, что не очень сильно верит в рассказы и «байки» других ребят. Было понятно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одни мальчиком, которого встретил охотник на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу он пришелся «по душе». Внешне Паша казался неуклюжим. Его взъерошенные темные волосы и бледное лицо никак не выдавали его смелость и решимость.

Его не пугали истории, которые рассказывали ребята. Наоборот, он старался всех успокоить и подбодрить. Лишь в самый последний момент, рассказчик замечает простую одежду Павлуши. Жаль, что произведение заканчивается описание гибели Паши, его погубила врожденная храбрость.

Третий мальчик – Илюша. Его особенностью было то, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничем не примечателен, наоборот, его лицо казалось немного» туповатым и болезненным». Однако это не помешало Илюше рассказать семь «страшилок», которые когда-то приключились с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Костю, рассказчик ярко описывает его внешность, особенно взгляд. Его задумчивое лицо, покрытое веснушками, прекрасно гармонировало с черными глазами.

Стоит отметить, что многие истории производили на маленького мальчика сильное впечатление. Но было видно, что внутри него имелся некий «стержень», ведь он сам тоже рассказал несколько жутких историй, которые когда-то услышал от отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего семь, или около того, лет. Он не рассказывал истории, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в его мыслях было нечто философское: Ваня, молча, любовался и восхищался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает проникнуться уважением к каждому из мальчишек, невольно задумываясь над дальнейшей судьбой ребят.

Образ природы в рассказе Бежин луг

Вариант 1 — природв в рассказе Тургенева

Все кто читал произведение Тургенева «Бежин луг» наверное, помнят о том, что там подробно и красочно описывается природа. Он сравнивает описание природы с судьбой человека. И при помощи этого он выражает не только эмоции, но еще и мысли и переживания.

Вначале произведения нет ни одной строчки о том, что здесь произойдет что-то плохое. Рассказчику очень даже нравится охота, и он старается туда ездить как можно чаще. А совсем недавно он ездил туда, а вернулся домой с добычей. Как раз в этот день солнце ярко светило, а облака бегали по небу, будто играли в догоняшки. Рассказчик ехал домой, а рядом с ним находилась пара подстреленных рябчиков, и от этого на душе становилось спокойно и чувство удовлетворенности покрывало все тело.

А вот вечером погода очень сильно поменялась и вместо жаркого солнца пришли черные облака, а немного позже полился сильный проливной дождь. И вместе с этим дождем главный герой начал теряться в пространстве, на душе появляется страх и сомнение, которых раньше не было. Он оказался там, где никогда раньше не был и это его еще сильнее пугало. Каждый шорох, каждый поворот говорил о том, что за ним может таиться опасность. Когда стало еще темнее, то появились летучие мыши, которые стали летать туда-сюда, а все птицы быстро спрятались по своим норам.

Наступила такая тишина, что стало даже немного страшно и от этого на душе стало еще страшнее, ведь неизвестно, что будет дальше. Звуки стали сильнее, а вот краски стали наоборот темнее и скуднее, чем днем и это нагоняло еще больше страха.

И здесь чутко видно, что природа взаимодействует с человеком. Все что находится вокруг него, принимает участие в его судьбе, вот только повлиять на события или помочь ему природа и все что имеется, вокруг никак не смогут. Они не могли подсказать ни дороги домой, и ни об опасности, которая может таиться за углом.

Когда парень оставался наедине с природой или когда разжигал костер, то четко слышал стоны и всхлипы животных, крики птиц и от этого становилось жутко на душе. Рядом рассказывали страшные истории и неожиданный крик птицы или шорох возле них усиливал ощущение страха. От этого, кажется, что природа слышит человека и порой подыгрывает ему.

Когда все уснули, то и природа успокоилась и ни один шорох или крик не могли разбудить путников.

Природа оживает вместе с человеком в тот момент, когда наступает утро. Появляется шум, птицы начинают щебетать, собаки лают, будто говоря всем о том, что наступило утро.

Вариант 2 — описание природы в рассказе Бежин луг

«Бежин луг» – это одно из произведений, входящее в тургеневский цикл «Записки охотника». Этот рассказ повествует не только о мистических историях, которые рассказывают мальчики, сидя у костра. Одним из действующих персонажей, наряду с ребятами, является природа.

Иван Сергеевич Тургенев смог выстроить сюжетную линию произведения таким образом, что без пейзажных описаний рассказ сразу бы стал пустым и унылым. Даже начало текста начинается с описания природы. Завершается повесть тоже пейзажными зарисовками. Автор описывает окружающий мир так, что читателю становится легко нарисовать в воображение гречишные поля, представать аромат полыни и почувствовать сухой воздух летней ночи.

Тургенев смог не только описать позитивную природу, но и негативную. Это можно проследить в сцене, когда охотник заблудился в лесу. В миг весь пейзаж для него стал серым и туманным. При этом природа позволяет задумываться над философскими вопросами. От взгляда на ночное небо и млечный путь, у охотника возникают мысли о бренности бытия, бесконечности вселенной и быстроте времени. А наступление рассвета только усиливает эти чувства.

Автор наделяет природу душой, делая ее действующим лицом. Это особенно заметно в беседе мальчиков у ночного костра. Отголоски диких зверей и птиц органично вливаются в рассказанные мистические истории. Атмосфера таинственного вечера постоянно наполняется неожиданными шорохами, которые ребята воспринимают, как знаки. А ведь основное действие повести разворачивается именно в «центре» природы на лугу среди лесов.

Тургенев смог красочно передать в своем рассказе цикличность дня. Автор описал июльский день и прелесть теплого летнего вечера. Он передал настроение самых темных часов перед рассветом и создал романтичную картину восхода солнца. Именно описание рассвета становится одним из кульминационных эпизодов произведения.

Иван Сергеевич использует пейзажные зарисовки в качестве проводника и посредника между людским и потусторонним миром. Поэтому тема природы так активно задействована в произведении «Бежин луг». Именно описание пейзажа позволяет читателю проникнуться в суть произведения, понять его персонажей и, даже, представить себя сидящим у того ночного, июльского костра.

Вариант 3 — сочинение про природу в расскаже Бежин луг

Ни один читатель не может оставаться равнодушным к описанию природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг». С первых строк раскрывается истинное отношение автора рассказа к простому человеку, его роду занятий, положению в обществе. При этом все это происходит на фоне природы родного края, который, несомненно, дорог писателю.

Для автора произведения характерно детальное описание всего окружающего мира, охватывающего и небеса, и землю, и воздушные массы. При этом здесь имеют место самые разнообразные оттенки. Особое место занимают небесные светила,

По описаниям Тургенева можно легко догадаться, какое время суток, года за окном. Объекты природы сопровождают героев на протяжении всего произведения. Они задают настроение, например, подсказывая настроение героев, которые вынуждены в своем юном возрасте пасти стадо животных в ночное время вдали от дома. Природы в его рассказе иногда будто сопереживает героям, иногда дает им возможность просто отдохнуть, насладиться красивейшим ночным небом.

В ней есть много загадочного, что нравится деревенским мальчишкам, так как подобная атмосфера необходима им для того, чтобы можно было интересно и эффектно представить свои небылицы. Зарю автор представляет в виде «кроткого румянца», лучи предстают перед писателем так, будто «поднимается могучее светило». Эти и многие другие художественные средства, используемые автором в произведении, более ярко выражают мысли героев, подчеркивают их настроение.

Природа не дает ни минуты ребятам, чтобы не напомнить о себе. Это происходит в виде стонов, криков животных, всплесков воды, встрепенувшегося голубя. На протяжении сочинения очевидна смена разных картин, когда раннее пробуждение природы сменяется тоскливым пугающим приближением ночной поры в лесу.

Но в любом случае дети с уважением, бережностью и любовью относятся ко всему, что их окружает. Внутренний мир каждого героя, их состояние во время работы под открытым небом, любое чувство находится под прицелом автора, тем более что наиболее хорошо их состояние просматривается благодаря явлениям природы.

Читатель чувствует, насколько нежные и искренние чувства автора произведения благодаря его наблюдательности, точности в описании деталей, использовании огромного количества художественно-выразительных средств, применении необыкновенной цветовой палитры.

Читайте также: Что такое предательство – итоговые сочинения для 9 класса.

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках.

В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.

Иван Сергеевич Тургенев был русским писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. На счету этого писателя множество выдающихся произведений, которые остаются актуальными и в наше время. Не секрет, что книги Александра Сергеевича наполнены большой любовью к русской природе и крестьянскому быту. Например, всем нам знаком рассказ «Бежин луг», он вошёл в цикл «Записки охотника». Работу над его созданием русский писатель завершил в 1851 году. Свой знаменитый рассказ автор посвятил крестьянским детям. В своем произведении Иван Сергеевич сопоставляет внутреннее состояние человека с картинами природы. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим краткое содержание рассказа «Бежин луг». Кстати, версия для читательского дневника тоже есть.


Повествование ведётся от лица рассказчика — дворянина. Он был охотником и заблудился в лесу вместе со своей собакой Дианкой. Ближе к ночи он вышел на луг, который называли Бежин. Главный герой чувствовал неимоверную усталость, поэтому он мог просить приюта у кого угодно. К счастью, охотник увидел ребят, которые расположились у костра. Ребята разрешили рассказчику переночевать у костра, правда, собаки, принадлежащие им, скулили и лаяли, глядя на чужака. Крестьянские дети пасли лошадей, поэтому были одни ночью в лесу. Они варили картошку.

Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. 

  1. Федя была красивым и стройным ребенком лет 14. У него были белые волосы и светлые глаза. Он был из обеспеченной семьи, судя по одежде, и приехал в поле ради забавы, а не на работу.
  2. Павел был приземистый и растрепанный, его нельзя было назвать красивым: голова была слишком большой, скулы — слишком широкими, рост — небольшим. Он был бедно одет. Зато глядел прямо, и глаза у него были «умные». Ему 12 лет.
  3. Илья был непримечательным мальчиком. Лицо у него «горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Он был одет в обновки и носил шапочку. Ему 12 лет.
  4. Костя был маленьким и худам мальчиком из бедной семьи. Он был с веснушками и с большими печальными черными глазами, которые привлекли внимание рассказчика. Лицо было худо и заострено, автор сравнил его с белкой. Ему 10 лет.
  5. Ване было всего 7 лет, и он уже спал. У него кудрявая русая голова.

Сперва ребята стеснялись барина и поддерживали тишину. Когда они решили, что охотник заснул, то продолжили свой прерванный разговор. Они рассказывали друг другу неприятные истории про нечистую силу. Первая история представляла собой рассказ о том, как мальчики, которые были вынуждены ночевать на бумажной фабрике, неожиданно услышали домового. Безусловно, они не смогли его увидеть, но своими звуками он очень напугал ребят. Это были звуки простых шагов за стеной, затем распахнулась дверь и раздался сильный кашель. При этом никого не было видно. 

Далее ребята рассказывали историю о местном плотнике, которого звали Гаврила. Однажды этот человек случайно в лесу встретил русалку. У неё были зелёные волосы, и она сидела на дереве. Русалка звала плотника к себе, и Гаврила пошёл навстречу ей. Вероятнее всего, она хотела его защекотать до смерти. Плотник вдруг решил перекреститься. Русалка все время смеялась, а после крестного знамения перестала смеяться. Русалка заявила, что могла бы жить с Гаврилой, однако теперь это невозможно. Русалке теперь будет совсем не весело. Она хочет, чтобы плотник тоже не смог веселиться. С тех пор у Гаврилы всегда печальное настроение. 

Затем ребята рассказали историю о Ермиле, который проходил через болото мимо могилы утопленника. Внезапно он увидел славного барашка. Герою захотелось его забрать, он позвал его «Бяша, Бяша». Барашек чудесным образом ответил ему также «Бяша, Бяша». 

Мальчики рассказывали, как кому-то однажды удалось увидеть, как покойный барин искал разрыв-траву ночью. Он не мог терпеть той силы, с которой на него давит могила.

Также ребята поведали о том, как однажды баба Ульяна ночью отправилась к церкви. Согласно народному поверью, таким образом можно узнать, кого не станет в течение года. Ульяна увидела деревенского мальчишку, тот действительно умер весной. Затем она увидела женщину. Когда Ульяна пригляделась, то поняла, что это она сама. Она пока жива, но год ведь еще не закончился. 

Мальчики рассказывают о Тришке, который придет тогда, когда наступят последние времена, и он будет «соблазнять» народ христианский. Его видели на днях и очень испугались, а он надел на голову пустой жбан. Павел вспомнил и душу Акима, которого утопили воры. Она взывает к путникам. Много других уникальных историй рассказывали ребята. Они беседовали и о водяных и о леших. Мальчики вспомнили сестру Вани Анюту и попросили его, чтобы он ее привел к ним за гостинец. Потом они обсудили Акулину и то, что она стала дурочкой после встреч с Водяным, который на дне ее «испортил».

Один мальчик отошёл от костра, а когда он вернулся, то рассказал, что когда подошёл к реке, его кто-то позвал по имени. Ребята сразу же подумали, что это был водяной. Ведь они только недавно о нем разговаривали. Этот знак был не к добру. 

Именно на этом рассказчик и уснул. Утром охотник поблагодарил ребят и отправился домой. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что тот мальчик умер. Однако он упал с лошади, а не утонул. 

Таким образом, в свое известное произведение Иван Тургенев заложил глубокий смысл. Автор демонстрирует прекрасную способность человека видеть красоту окружающей природы и наделять ее мистическим смыслом. Также писатель акцентирует внимание на неразрывной связи человека и природы. 

Автор: Виктория Комарова

Цель: показать мир детства, представленный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», через анализ портретов и разговоров мальчиков, их рассказов.

Задачи: познакомить учащихся с биографией И$.С.Тургенева, с историей рассказа «Бежин луг», найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета, показать, как автор относится к своим героям, $рассказать об историях, рассказанных мальчиками, выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

— развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

— воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Оборудование: проектор, доска, презентация, иллюстрации русских художников, изображающие крестьянских детей, выставка р$исунков учащихся к рассказу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация цели. (слайды1-4)

Сегодня на уроке мы окунёмся в мир детства, созданный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

$ В начале урока познакомимся с биографией И.С.Тургенева. (Сопровождается показом слайдов) Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец дослужился до поручика, мать, Варвара Петровна, сильная, властная женщина, владелица усадьбы Спасское Орловской губернии. Вокруг просторного двухэтажного дома были разбиты парки, сады, оранжереи, парники. Именно там, в окружении прекрасных пейзажей, прошло детство Тургенева. Он впитывал красоту$ окружающего мира, общался с крестьянскими детьми. Однако он рано стал замечать произвол и капризы помещиков и бесправие крестьян.

— Какое произведение Тургенева, рассказывающее об этом, вы уже читали?

В 15 лет Тургенев поступил в Московский Университет на словесное отделение. Здесь же он начинает писать стихи, поэму. В 1852 году в свет выходит сборник «Записки охотника», о котором В.Г,Белинский скажет: Тургенев «…зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Рассказ «Бежин луг» родился из одной заметки: «Авг$уст 50г. Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». (слайд 5)

— Ребята, а кто является рассказчиком в рассказе? (Автор=рассказчик)

-Что такое очерк? Кто может сказать? (слайды 6-7)

  1. Анализ рассказа. (слайды 8-9)

-Ребята, какова композиция рассказа? Как построен рассказ? Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Такое построение называется кольцевой$ композицией.

-Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке

«Был прекрасный июльский день…»? (слайды 10-12)

При описании неба, солнца, ветра, облак$ов найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

(Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.
Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: «тускло-багровое», «светлое и

приветно лучезарное», «бл$еск кованого серебра», «бледно-лиловый», «золотисто-серый», «голубоватый»,»алый».
Множество сравнений дают возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: «блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра», «облака — подобны островам»$, «небо — бесконечно разлившаяся река», «вечерняя звезда — бережно несомая свечка», «приближающаяся ночь — грозовая туча», «облака…,как дым…».
Текст оживает благодаря изобилию олицетворений («солнце …- мирно всплывает», «вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…», «уныло висело… небо», «звездочки… зашевелились» и т.д.); метафор («утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце…. мирно всплывает», «трава на дне долины…белела ровной скатертью», и т.д. ); эпитетов («солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает», «край… облачка засверкает змейк$ами», «надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак», «ночная птица… пугливо нырнула в сторону», «неприятная, неподвижная сырость», «страшная бездна», и т.д.).

Эпитеты: «Солнце – не $огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всп$лывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

— Вспомните содержание$ рассказа «Бежин луг». Автор заблудился в темноте и наткнулся на крестьянских детей. Что делали здесь ребятишки?

— Что значило для них ночное? (самостоятельность,свобода.) (слайд 13)

— Далее Тургенев подр$обно описывает внешность детей. Как называется в литературе такое описание внешности? (портрет)

— Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя. (слайд 14)

— На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

— Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид)

— Как ведёт себя Федя на протяжении все$го рассказа?

(он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнаётся. Ночное для него развлечение)

— Каким предстаёт перед нами Павлуша? (слайд 15)

— Что свидетельствует об уме Павла, его наблюдательности и любознательности?

(«а куда кулички летят?» белый голубок. Это цапля кричит.)

— Можно ли сказать, что он хозяйственный?

-Какие истории он рассказывал? Как он относится к н$епонятному, странному, которое пугает других мальчиков?

(О солнечном «предвидении». Павел старается вс$ё объяснить, понять, у него есть знания о мире, приобретённые благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьёзная рассудительность)

— О чём говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум?

(О смелости, ловкости, решительности.)

— Обратимся к другому мальчику – Илюше. Зачитайте его портрет. (слайд 16)

— Что вы можете рассказать о нём?

( он бол$ьше всех знает поверий. Работает на заводе, хотя ему нет и 12, что говорит о нелёгкой доле крестьянских детей. Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит $проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?)

— Как вы думаете, какой он рассказчик? Почему?

(Он умеет заинтересовать ребят своими рассказами, значит он хороший рассказчик. Е$го речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.)

— Портрет Кости. О чём рассказывал Костя? ( о русалке, Гавриле-плотнике, о Васе)(слайд 17)

— Какого героя становится жалко с первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему?

(Ваню. Тургенев подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том,

что Ваня маленький, тщедушный.) (слайд 18)

— Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых —  Феде — 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Илюше  —  по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

$ -Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой. (слайд 19)

$Имя

героя

$

$

Возраст

Портрет

Поступки /действия

$«Былички» ребят

Федя

14

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем прим$етам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги —  не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

12

$

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная — с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

О предвиденье небесном

О Тришке

О душе утопленника

Ильюша

$

12

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную

заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапоч$ки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

О домовом

$

Костя

10

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хоте$ли что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

О русалке

О белом барашке на могиле утопленника$.

История о бабе Ульяне.

О Тришке

О лешем

Ваня

7

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

$

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

— Гляньте на Божьи звёздочки, — ч$то пчёлки роятся!

  1. Физминутка.

  2. Анализ историй. (слайды 20-22)

— В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и повер$ий.

— Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. Как их можно назвать? Россказни, предания, поверья? Современные исследователи называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был р$ассказчик. Расскажите о тех, которые вам понравились. (Выборочный пересказ.) При рассказе опирайтесь на свои рисунки. Какие былички вы изобразили? Почему именно эту?

«Ильюша о домовом»

«Костя о русалке»

«Павел о солнечном затмении»

$- Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?

(Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Он доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь»)

Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вмес$те с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.

— Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их.

— Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.

— Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

— А Костя? Он выбирает поверья о р$усалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

— А Павлуша? (Он не расс$казывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает

это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

— О чём говорит финал рассказа?

(не всё так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается – утро)

  1. Итоги.

— Как относится автор крестьянским детям?

($С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы).

Несмотря на разницу в возрас$те, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? Ответить на вопрос вам помогут репродукции картин русских художников, показывающие жизнь крестьянских детей. (слайд 23)

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться)

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это $счастье и горе, радость и печаль. Петров писал: «Бежин луг» вводил в литературу проблему изображения детского мира, детск$ой психологии»

— Можно ли позавидовать тем детям? А они вам могли ли позавидовать? В чём?

7. Домашнее задание.

1. Напишите рассказ об одном из героев очерка.

2. Сочините свою быличку. (слайд 24)

8. Оценки за урок.

  • Поведение характер царицы и царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Поведение мачехи из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Поведение царевны в тереме богатырей из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Поведение кости из рассказа бежин луг
  • Поведение феди из рассказа бежин луг краткое