Поведение ивана в поединках с чудом юдом в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо

Урок 7. иван крестьянский сын и чудо-юдо волшебная богатырская сказка героического содержанияурок 8. иван крестьянский сын и



Урок 7. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания
Урок 8. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

УРОК 7
«ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО» —
ВОЛШЕБНАЯ БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА
ГЕРОИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Основное содержание урока.
Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване — крестьянском сыне. Тема мирного
труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки.

Основные виды деятельности учащихся.
Пересказ первой части сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Восприятие и выразительное чтение по ролям трёх поединков Ивана и чуда-юда.
Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы.
Самостоятельная работа. Различные виды пересказов на тему «Подвиги Ивана». Устное иллюстрирование. Сообщение об иллюстрациях к
сказке. Выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их презентации и
защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Черты волшебной, богатырской и героической сказки
в повествовании об Иване — крестьянском сыне

Пересказ первой части сказки и чтение по ролям

трёх поединков Ивана и чуда-юда.
Комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).

Вступительная беседа:

Почему братья отправились на бой с чудовищем?

Какие черты волшебной сказки вы нашли в этой сказке?

Почему эту сказку называют богатырской и героической?

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

II. Тема мирного труда и защиты родной земли

Чем чудо-юдо было опасно для русской земли?

Опишите чудо-юдо.

Рассмотрите в учебнике иллюстрации художника В. Бельтюкова к сказке.

Как на них показана напряжённость боёв? Почему чудо-юдо было трудно победить?

Можно ли предположить, что наши предки на самом деле боялись многоголового чуда-юда, или в этом образе воплотилось их
представление о завоевателях, которые мешали мирному труду людей?

Найдите в сказке фрагменты, где говорится о стремлении людей к мирной жизни и мирному труду. Как это характеризует
русского человека?

III. Особенности сюжета сказки

Сколько частей можно выделить в сказке? Составьте её цитатный план.

Почему сказка не закончилась победой Ивана — крестьянского сына?

С какой целью в сказку включено повествование о матери-змеихе и жёнах чуда-юда?

Докажите, что сражение с врагом в открытом бою менее опасно, чем скрытое коварство матери и жён чуда-юда.

Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?

Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подготовить выборочный пересказ на тему «Подвиги Ивана — крестьянского сына».

Индивидуальные задания.

Найти в печатных изданиях или в Интернете иллюстрации к этой сказке и подготовиться рассказать о них в классе
(фамилия художника, какой эпизод сказки изображён, какие чувства вызывает иллюстрация, в чём мастерство художника).

Ответить на вопросы и выполнить задание учебника из раздела «Литература и изобразительное искусство».

Создать свою иллюстрацию к сказке и подготовиться к её защите.


УРОК 8
«ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО»:
СИСТЕМА ОБРАЗОВ СКАЗКИ

Основное содержание урока
Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Герои сказки в оценке автора-народа.

Основные виды деятельности:
Беседа о главных и второстепенных героях сказки. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Составление характеристики главного героя сказки.
Групповые мини-исследования: поиск и изучение слов и выражений, в которых даётся оценка героев. Презентация и защита иллюстраций к сказке.
Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.
Самостоятельная работа. Составление письменной характеристики героя, подготовка к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля»,
составление развёрнутого устного высказывания о любимых жанрах русского фольклора.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Главные и второстепенные герои сказки

Вступительная беседа:

Перечислите в тетради всех героев сказки.

Подчеркните в этом списке положительных героев. Обоснуйте своё решение.

Есть ли в сказке герои, которым присущи и положительные, и отрицательные черты? Докажите своё мнение.

Какие персонажи в этой сказке являются главными героями, а какие — второстепенными? Почему вы так думаете?

II. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Нравственное превосходство главного героя

Составление характеристики главного героя сказки:

Расскажите о подвигах Ивана — крестьянского сына.

Почему Иван не остался дома, когда его братья собрались сражаться с чудом-юдом? Как это его характеризует?

Почему именно Иван предложил ходить ночью в дозор? Что можно сказать о его характере?

Почему Иван отправился к реке Смородине, когда в дозор поехал его старший брат, а затем — средний брат? Как он сражался с чудовищем, пока его братья спали?

Какие черты характера Ивана проявились в сценах боя? Почему ему было особенно трудно в последнем бою?

Найдите цитаты, которые показывают, как Иван преодолевал трудности в третьем бою с чудовищем.

Только ли сила помогла Ивану победить? Обоснуйте своё мнение.

Как вы думаете, почему в сказке нет описания внешности Ивана?

Сформулируйте главную мысль сказки. Как она отразилась в образе главного героя?

Найдите в сказке слова и выражения, которые характеризуют Ивана как положительного героя. Выпишите их.

В чём превосходство Ивана перед другими героями? Чем он отличался от своих братьев, от чуда-юда, от его жён и матери-змеихи?

Ответьте на вопросы и выполните задания 5—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Составление устной характеристики Ивана — крестьянского сына
по следующему плану
:

1. Место Ивана в крестьянской семье.

2. Его отношения с родителями и братьями.

3. Поведение Ивана в поединках с чудом-юдом.

4. Главные черты его характера: решительность, сообразительность, предусмотрительность, смелость, находчивость, сила
(проиллюстрируйте каждую из черт его характера примерами из сказки).

5.Способы создания характера главного героя сказки.

6. Общность и различие главных героев сказки: Ивана — крестьянского сына и чуда-юда.

Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.

IV. Герои сказки в оценке автора-народа
Обобщающая беседа:

Охарактеризуйте злые силы сказки.

Какие черты людей осуждаются в фольклоре?

V. Мини-исследование (по группам):

1. Выпишите из сказки цитатные характеристики.

Найдите в сказке слова и выражения, в которых даётся оценка Ивану, его братьям, чуду-юду, его матери и жёнам.

Сделайте вывод о народных оценках добра и зла, которые отразились в сказке.

2. Защитите свою иллюстрацию к сказке, особо отметьте, какие человеческие черты вы приветствуете, а какие — осуждаете.

Домашнее задание

Составить письменную характеристику Ивана — крестьянского сына.

Подготовиться к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля».

Индивидуальное задание.

Подготовить развёрнутое устное высказывание о ваших любимых жанрах русского фольклора.

Следующие уроки: Сказки о животных. «Журавль и цапля» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса
училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу…

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что,
мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума,
чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?

А. С. Пушкин заметил:

Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали
сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла
сказок.

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему
веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка
— хитрецу… Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ
наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту…

Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть
над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.

В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства,
типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.

Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.

Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок»

«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»

«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
«Марья Моревна»

Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода»,
«добрый молодец», «красная девица».

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу,
когда поешь мягкого хлеба».

Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке,
например: «Жил да был крестьянин…», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…», «За тридевять земель, в тридесятом
царстве жил-был царь с царицею…», «В старые годы у одного царя было три сына…», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», «Жил да
был царь с царицею…».

Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей
сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».

Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к
слушателю («…а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки,
постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки
— напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


РАЗМЫШЛЯЕМ
О ПРОЧИТАННОМ

За что сражался Иван — крестьянский сын

1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

2. Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?

4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?

5. Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?

6. Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?

7. Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Подготовьте оказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные
словосочетания из текста. Например:

— Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали…

— Затужили старик со старухой, загоревали…

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились?

На что обращает внимание художник?

Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван — крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 5 класс>>«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка» — так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы, в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание на то, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль.

Волшебные сказки, включенные в программу 5 класса, позволят учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной сказки.

Учитель подготавливает школьников к восприятию волшебной героической сказки, воспевающей подвиги Ивана — крестьянского сына на Калиновом мосту.

После рассказывания или чтения сказки учителем выясняем, насколько интересной показалась школьникам вновь прочитанная сказка, верно ли поняты ими содержание и характеры героев, готовы ли школьники ответить на вопросы учителя. Например: «Понравились ли вам герои сказки? Кто больше всех? Почему? Как называют Ивана — крестьянского сына на протяжении всей сказки? Что общего в зачине и концовке сказки? В чем подвиг Ивана — крестьянского сына?»

При подготовке пересказов и выразительного чтения дома и на уроке учащиеся обратят внимание на особенности всей сказки.

Следующий урок начинается с пересказов учащихся. Школьники отвечают на вопросы, пересказывают, читают, выбирают из текста наиболее важное, составляют план. Пересказ иллюстрируется выразительным чтением эпизодов.

Параллельно ведется работа по вопросам и заданиям: «На какие части распадается сказка? Озаглавьте их. Подготовьтесь рассказать одну из них (по выбору); сохраните в пересказе особенности сказочного повествования (повторение близких по значению слов: жили-были, разорил, разграбил; предложения, похожие на стихотворные строки: „старший брат спит, во всю мочь храпит…“)».

Для такого пересказа с сохранением особенностей сказочного повествования можно предложить начало сказки до того момента, когда братья остановились в избушке на реке Смородине.

Выборочный пересказ «О подвигах Ивана — крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через Калиновый мост не пропустить…» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно Иван больше других братьев понимает ответственность за безопасность своей земли.

Далее школьники выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана — крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но главное — по силе духа, которую дает ему сознание правого, справедливого дела защиты родной земли.

Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения.

Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ учащихся, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…») Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание учащихся, что братья, не раздумывая, решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили всех троих сыновей в путь-дорогу».

Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, учащиеся верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал». После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу.

С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном — крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Школьники не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, учитель должен их подчеркнуть.

Отвечая на вопрос, почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее, пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, школьники сопоставят поведение чуда-юда и Ивана — крестьянского сына.

Учащиеся отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван — крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает, серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом, врагом родной земли.

Анализируя текст по вопросу «Чем отличается третий бой от первых двух?», школьники должны представлять, с какой целью преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастает сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя.

«Нелегко было выиграть Ивану — крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое, — говорят школьники, — потому что он ведь пришел насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить. Себя он не берег, о себе не думал, говорил: „…бей, руби, себя не береги“. Он боролся за справедливое дело». А вот ответ на вопрос «Каким предстает Иван — крестьянский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван — крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый. Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвратился домой поле пахать да пшеницу сеять…»

Помогая школьникам раскрыть характер Ивана — крестьянского сына, полезно использовать и такое задание: «Прочитайте пословицы „Вороне соколом не быть“; „Кто скоро помог, тот дважды помог“ и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана — крестьянского сына, а какими — людей, похожих на его братьев?»

Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и т. д.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями, делающими его речь сильнее и убедительнее и еще раз подчеркивающими его тесную связь с народом: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его».

Поступки главного героя и его противника легко сопоставляются в процессе проведения наблюдений над языком сказки, например:

 Иванушка и его родственники: не ленились, трудились, пахали, засевали, затужили, загоревали, пойдем биться насмерть, вернулись, стали поле пахать… Чудо-юдо, чудо-юдовы жены и мать: собирается напасть, разорил, разграбил, вогнал в сыру землю, свистом оглушает, жжет, палит…

Нетрудно заметить, насколько по-разному «звучат» сами действия героев. Даже в названиях действий чувствуется отрицательное отношение создателей сказки к противникам Ивана и уважительное, любовное — к Ивану — крестьянскому сыну.

В конце урока подводится итог всей работы. Обратим внимание и на вопросы: «Как вы думаете, почему Иван — крестьянский сын принял тяжесть всех трех боев на себя? Как удалось ему спасти жизнь своим братьям?» И т. д.

Школьники рассказывают о том, каким показался им Иван — крестьянский сын, как совмещаются фантастика, волшебство и реальное в сказке, почему сказку можно назвать волшебной и героической, какие особенности народной сказки заметили учащиеся.

Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли школьники, кто помогает Ивану — крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль как одну из важнейших полезно провести через все уроки, посвященные данной сказке. Обратим внимание учащихся, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители. Разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость.

Дома одни школьники знакомятся с новыми сказками, посвященными героической тематике, готовят краткий пересказ наиболее понравившейся, другие снова перечитают сказку, выборочно расскажут о подвигах Ивана — крестьянского сына, по возможности близко к тексту передав диалоги, не забыв пословицы, которые так часто встречались в речи Ивана — крестьянского сына, глубже проникаясь пафосом русской народной героической сказки.

Кроме бесед, пересказов, рассказов о герое, возможна работа с иллюстрациями — рисунками учащихся, с вариантами изучаемой сказки, организация конкурсных пересказов и выразительного чтения, направленных на осмысление патриотического смысла сказки.

Данилов А. А. История России, XIX век. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 287 c., л. ил., карт.

Сборник конспектов уроков по литературе скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: info
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: ads

  • Сказка русского народа «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» мне очень понравилась. У меня вызвала восхищение храбрость и скромность главного героя. Я искренне переживала за Ивана, когда его хотели погубить жены страшилищ. Но, в конце концов, добро преодолело все козни зла, и сказка закончилась очень хорошо.
    Когда ужасное чудо-юдо начало совершать налеты, Иван-крестьянский сын сам вызвался идти на бой с ним вместе со старшими братьями. И это доказывает, что он был храбрым, и вообще ничего не боялся. А еще Иван был верен своему делу. Его братья спали, а он дважды сумел победить чудо-юдо, и никому об этом не сказал. Только братья все знали, и им было стыдно.
    Сказка учит нас доброте и смелости. Иван был очень умным, он умел все подмечать, и поэтому разгадал коварные планы жен чудовищ. Он не позволил никому пить из отравленных колодцев, и всегда был наготове. Именно поэтому козни злодеек не удались, и все герои сказки вернулись домой целыми и здоровыми. Иван-крестьянский сын – это пример мужества, находчивости и удивительной русской смекалки. Он понравился мне еще и своей добротой, скромностью.
    Сказка очень мудрая и поучительная. Я с удовольствием прочитала ее, а Иван-крестьянский сын теперь станет одним из любимых моих героев.

  • Одной из самых любимых мною сказок является «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Мне кажется, что Иван – это герой, достойный уважения, он честный и смелый. Хоть Иван в семье и самый младший, он все равно без страха идет на битву с чудищем, разоряющим его родную землю и убивающим людей.
    Старшие братья, с которыми герой отправился к чудищу, завалились спать, приехав на калиновый мост. А сам Иван в это время две ночи подряд сражался со страшными чудищами и убивал их. Однако главная битва ждала его впереди. На третью ночь самое страшное чудо-юдо вышло из реки. Его победить было совсем не просто. Оно прижигало огненным пальцем отрубленные во время схватки головы, и они прирастали обратно, словно и не падали.
    Враг вогнал Ивана по плечи в землю, но боевая доблесть и смекалка помогли крестьянскому сыну. Он сумел отсечь огненный палец чуда-юда, а после и головы ему отрубил. Не ушли от расплаты ни чудо-юдовы жены, ни ужасная змеиха-мать. Их не смогло спасти даже коварство. С тех пор в том краю перевелись все чуда-юда и змеи, а люди смогли жить без страха. Благодаря внимательности и ответственности Ивана все герои вернулись домой живыми и здоровыми.
    Чудо-юдо представлено в сказке воплощением зла, но не стоит забывать и о том, что есть не менее страшное зло. Это лень, безответственность, неосторожность и глупость, которые ярко представлены в образе старших братьев. Уверен, что эта сказка станет хорошей наукой на будущее всем нам.

  • Когда добры молодцы приехали на калиновый мост, чтобы встретить чудо-юдо, два старших брата просто-напросто завали­лись спать и «ухом не повели», в то время как Иван две ночи под­ряд бился с многоголовыми чудищами и побеждал их. Но главная битва была еще впереди. Когда Иван пошел в дозор в третью ночь, из реки выехало самое старшее и самое страшное чудо-юдо: «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать голов огнем-пламенем дышат». Свои срубленные во время битвы головы чудище прижи­гало огненным пальцем, и прирастали они обратно, будто с плеч и не падали.
    По плечи вогнал чудо-юдо в землю Ивана, снова оставшегося без помощи нерадивых братьев. Но смекалка и боевая доблесть не подвели крестьянского сына, он «приловчился и отсек чуду-юду огненный палец», а после этого «давай рубить ему головы». И жены чудо-юдовы, и ужасная змеиха-мать не ушли от расплаты за свои черные дела. Не спасли их ни хитрость, ни коварство. «С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страху люди жить стали».
    Читая сказку, я понимаю, что чудо-юдо — это воплощение зла, но понимаю также, что есть еще зло, не менее страшное. Это та­кие отрицательные черты характера, как леность, безответствен­ность, глупость, неосторожность, которые ярко проявились в об­разе старших братьев. Думаю, что эта битва впредь будет хорошей наукой и им, и нам.[/sms]

  • Можно написать рассказ, придерживаясь следующего плана:
    Место Ивана в семье.
    Иван-крестьянский сын жил в дружной крестьянской семье, которая работала с утра до ночи, не ленилась, была очень трудолюбива. В семье помимо Ивана было еще двое старших братьев.
    Появление Чуда-юда.
    Покой крестьян нарушило однажды чудище поганое, которое вознамерилось погубить всех людей, а их жилища спалить огнем. На борьбу с Чудом-юдом отправилось трое братьев.
    Поведение Ивана в бою с Чудом-юдом и его главные черты характера.
    Главные черты характера героя мы узнаем из поединком с чудовищем. Иван, в отличие от своих братьев, серьезно отнесся к беде своего народа, оказался далеко не легкомысленным, но отважился сражаться в одиночку. Сражался он храбро, отважно, с чувством собственного достоинства.
    Как Иван победил Чудо-юдо.
    Иван-крестьянский сын оказался и очень сообразительным: так, во втором поединке он додумался засыпать Чуду-юду глаза песком, а в третьем поединке он догадался, что сила чудовища располагается в его огненном пальце. Иван отрубил его и одержал победу.
    Поход за Калинов мост.
    Победив Чудо-юдо, Иван не потерял бдительности, он решил отправиться за Калинов мост напрямую в царство страшных чудовищ. Он пробрался к каменным палатам, услышал разговор матери и жены Чуда-юда о том, как те собираются убить братьев. Но Иван смог обхитрить и их.

  • Победа добра над злом. На моей книжной полке на самом видном месте стоят русские народные сказки. Я уже не маленький, но с удовольствием читаю и перечитываю их, потому что мне нравится, что в сказках добро всегда побеждает зло, а ум — глупость и коварство. Я считаю, что многовековая народная мудрость безгранична и ценна для людей любого возраста.
    «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — одна из моих самых любимых сказок, и Иван — герой, достойный подражания. Ему не занимать смелости. Самый младший в семье, он без тени страха идет биться с невиданным чудищем, которое разоряло его родную землю, предавая людей лютой смерти.
    Когда добры молодцы приехали на калиновый мост, чтобы встретить чудо-юдо, два старших брата просто-напросто завали­лись спать и «ухом не повели», в то время как Иван две ночи под­ряд бился с многоголовыми чудищами и побеждал их. Но главная битва была еще впереди. Когда Иван пошел в дозор в третью ночь, из реки выехало самое старшее и самое страшное чудо-юдо: «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать голов огнем-пламенем дышат». Свои срубленные во время битвы головы чудище прижи­гало огненным пальцем, и прирастали они обратно, будто с плеч и не падали.
    По плечи вогнал чудо-юдо в землю Ивана, снова оставшегося без помощи нерадивых братьев. Но смекалка и боевая доблесть не подвели крестьянского сына, он «приловчился и отсек чуду-юду огненный палец», а после этого «давай рубить ему головы». И жены чудо-юдовы, и ужасная змеиха-мать не ушли от расплаты за свои черные дела. Не спасли их ни хитрость, ни коварство. «С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись — без страху люди жить стали».
    Читая сказку, я’понимаю, что чудо- юдо — это воплощение зла, но понимаю также, что есть еще зло, не менее страшное. Это та­кие отрицательные черты характера, как леность, безответствен­ность, глупость, неосторожность, которые ярко проявились в об­разе старших братьев. Думаю, что эта битва впредь будет хорошей наукой и им, и нам.

  • Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
    В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали.
    Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу.
    Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить.
    Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!»
    Тут вышел Иван — крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно.
    На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам.
    На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара.
    Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики.
    Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям
    о хитростях жен чудовищ.
    Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули.
    Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась.
    Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать.
    В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.

  • Прочитав сказку, мне понравилось то, что Иванушка по своему желанию пошел на чудо-юдо вместе со старшими братьями. Они договорились, что ночью будут стоять в дозоре. В первую ночь охранять пошел старший брат и уснул под мостом, а Ивану не спалось. Взяв свой меч, он вышел, не стал будить брата. Когда чудо-юдо пришло, он начал с ним бой, у него было аж 6 голов, он срубил ему все головы, разрезал его и под мост положил. На следующее утро другой брат пошел охранять и тоже уснул, но Иван не надеялся на него и пошел сам в дозор. За полночь он услышал, что идет чудо-юдо, спрятался за мост, потом вышел и изрубил ему все его 9 голов, и лег спать. Показал он утром все головы, стало стыдно братьям, на третью ночь Иван попросил их помочь ему. На этот раз пришло 12 – головое чудовище, у которого был огненный палец, способный восстанавливать головы. Иван и с ним справился, но тяжело ему было, еле братьев разбудил, чтобы они помогли ему.
    Утром он пошел к логову чудовищ, а там жены убитых думали, как отомстить Ивану, он подслушал их разговор и был начеку. Когда братья ехали домой, стало жарко, они хотели испить водицы из колодца, но Иван не разрешил. Исколол он колодец, тот и испарился, это была одна из жен змеиных, такая же история приключилась и с яблонькой, и с ковром.
    Мне понравилась мужественность Ивана, его сила, находчивость, смелость, решительность. Он настоящий герой, которым можно гордиться и восторгаться.

  • Иван – самый младший из трех сыновей, как сказал о нем один из братьев:
    Однако, несмотря на свою молодость, Иван – явный лидер. Он не только говорит братьям, что нужно делать, он, по сути, берет ответственность за битву с Чудом-Юдом на себя, планирует ее и контролирует исполнение. Если бы не он, исход битвы закончился бы трагически.
    Иван не хвастается и не гордится своими заслугами: убив первого Чуду-Юду, которого проспал его старший брат, он даже ничего не сказал ему об этом. Просто вернулся домой, как ни в чем ни бывало.
    После убийства второго чудища Иван, понимая, что ему может понадобиться помощь братьев, показал им отрубленные головы, но вовсе не для того, чтобы похвастаться, а чтобы показать им степень опасности, воззвать к их чувству долга.
    Правда и это не помогло, пока Иван сражался с чудищем, братья сладко спали.
    На обратной дороге Иван продемонстрировал еще одно качество – предусмотрительность. Случайно подслушанный разговор дочек чудищ спас впоследствии жизнь и ему, и братьям, которые в какой-то момент взбунтовались, дескать, ты нам не указчик, но потом смирились.
    В конц сказки Иван возвращается домой, заниматься любимым делом – землю пахать да хлеб собирать.

  • “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка», – так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана – крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить… » Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность. Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана – крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами? Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом? » и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…» ) Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить». ) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу» . Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал! » После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу. С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном – крестьянским сыном, как бы отдавая ему дан

  • Если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки «Чудо-юдо», в этой статье вы найдете необходимую информацию. Мы расскажем о том, какие качества проявил герой, как он сражался с чудовищем, что помогло ему победить в битве. Характеристика Ивана, крестьянского сына, будет интересна не только тем, кто готовится к уроку литературы. Образ этого персонажа многие оценят по достоинству. А сказки, как известно, — это кладезь народной мудрости.

    Главными героями интересующего нас произведения являются: Иван, его братья и Чудо-юдо. Братьев было трое, но почему лишь у одного из них есть имя? Это, конечно, не случайно. Характеристика Ивана, крестьянского сына, больше всего интересует автора. Только он сражался с Чудом-юдом, и именно его имя представлено в заглавии.

    Значение имени в древней Руси

    характеристика ивана крестьянского сына из сказки

    В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.

    Семья Ивана

    В произведении описывается обычная крестьянская семья, дружная и трудолюбивая. Автор отмечает, что члены семейства не ленились, работали с утра до ночи. Мирный труд нарушило появление Чудо-юда поганого, которое вознамерилось напасть на их землю, уничтожить всех людей, а села и города спалить огнем.

    Почему дети решили сразиться с чудовищем

    характеристика ивана крестьянского сына

    Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.

    Как проявили себя братья главного героя

    Очень важно быть бдительным на границе, так как враг в любой момент может ее пересечь. Однако братья оказались безответственными и легкомысленными. Они просто обошли кругом моста и, не заметив ничего, улеглись спать, не думая о грозящей опасности. А Ивану не спится на чужой стороне, так как он переживает за свою родину и непрестанно думает о том, как бы не пропустить врага.

    Почему Иван отправился на битву один

    Почему же главный герой решил взяться за дело сам, не разбудив братьев? Причина этого не в том, что Иван не надеется на них. Дело в том, что он младший, поэтому должен проявлять уважение к старшим. Иван думает, что справится сам. Зачем же в этом случае нарушать их сон?

    Борьба с чудовищем

    краткая характеристика ивана крестьянского сына

    Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.

    Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.

    характеристика главного героя сказки иван крестьянский сын

    Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.

    Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.

    Последний бой

    характеристика ивана крестьянского сына из сказки

    Описывая последний бой, автор использует гиперболы. Они необходимы для того, чтобы показать богатырскую силу главного героя. Рукавица, брошенная им, пробила крышу избы, где спали братья. Дом затем чуть не раскатился по бревнышкам от удара его шапки. Иван сражался с Чудом-юдом один в двух первых боях, однако в третьем ему потребовалась помощь. Герой предчувствовал это. Отправляясь на бой, он предупредил братьев о том, что может понадобиться подмога, и попросил их не спать ночью. И что же получилось?

    Предательство братьев и реакция Ивана

    Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.

    Окончательная победа

    Победив чудовище, не успокоился Иван, крестьянский сын. Характеристика героя дополняется новыми качествами, проявленными им после битвы. Ивана не опьянила победа, он не потерял бдительность. Герой справедливо предположил, что Чудо-юдово царство еще может предпринять какие-то каверзы. Дело в том, что герой убил лишь главных воинов. Само царство осталось нетронутым… А Ивану необходима была полная победа. Именно поэтому он решил пойти за Калинов мост, незаметно прокрасться к каменным палатам. Наш герой подошел к окошку и прислушался – не замышляется ли что-нибудь еще? Не напрасны были опасения Ивана. Оказалось, что мать и жена Чуда-юда задумали погубить братьев. Снова Иван оказался умнее и предусмотрительнее их, благодаря чему спас их от смерти.

    Иван — крестьянин и христианин

    иван крестьянский сын характеристика героя

    Заметим, что и в начале, и в конце произведения упоминается о земледельческом труде главного героя и его семьи. Автор пишет в начале сказки, что они «с утра до ночи трудились». А в конце он замечает, что они начали жить-поживать, «пшеницу сеять» и «поле пахать». Следовательно, самое главное в жизни семейства Ивана – труд. В названии сказки прозвище главного героя (крестьянский сын) соответствует смыслу жизни Ивана, который заключается в труде на своей родной земле. Однако слово «крестьянский» ведет свое происхождение от слова «христианский», которое, в свою очередь, произошло от «христианин». Так называется тот, кто живет по заповедям религии, исповедует веру в Иисуса. Это честный, добрый, трудолюбивый, милосердный человек, который любит родную землю и готов защищать ее.

    характеристика героя сказки иван крестьянский сын

    Краткая характеристика Ивана, крестьянского сына, может быть дополнена тем, что это не просто крестьянин, но и христианин. Он любит свою землю, самоотверженно встает на ее защиту, усердно возделывает ее, умеет прощать, незлопамятен, почтителен к старшим. Его жизнь отражает христианские представления о человеке. Кроме того, Иван оказывается еще и настоящим героем. Однако он очень скромен: возвратившись к своему привычному делу, крестьянский сын не требует и не ждет никаких наград. Он освобождал свою землю бескорыстно.

    На этом завершается характеристика героя сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Этот персонаж проявляет лучшие качества, свойственные простому народу. Одним из самых достойных его представителей является Иван, крестьянский сын. Характеристика главного героя доказывает это.

    Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

    В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья со­брались идти сражаться. Младший был слиш­ком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, тоже со­брался идти сражаться с чудом-юдом. Собрались браться и поехали.
    Встретили они старика. Он спросил, куда они путь держат. Братья рассказали. Старик сказал, что для битвы нужны мечи булатные. И расска­зал, где их достать. Нужно было ехать прямо, до­ехать до высокой горы. Там пещера глубокая. В пещере и были мечи булатные. Братья поеха­ли, нашли гору, взяли себе мечи. Ехали они, ехали и приехали в деревню. Здесь никого не бы­ло. Все было поломано, сожжено. Вошли они в одну избушку, там лежала старуха на печи. Старушка сказала, что чудо-юдо разорило всю деревню, всех уничтожило. Осталась она одна. Братья переночевали у старухи и снова отправи­лись в путь-дорогу.
    Подъехали к реке Смородине, к калиновому мосту. Здесь они решили остановиться в пустой избушке. Братья решили ходить по очереди в до­зор, чтобы чудо-юдо не переправилось через мост. В первую ночь в дозор пошел старший брат. Он прошелся по берегу, ничего не увидел, лег и уснул. Иванушка лежал в избушке. Не спа­лось ему, взял он меч и отправился к реке. Уви­дел, что под кустом спит старший брат. Не стал его будить Иванушка. Спрятался под мост и стал сторожить.
    Вдруг на реке вода взволновалась, подъехало чудо-юдо шестиголовое. Оно выехало на середи­ну моста. Под ним споткнулся конь, за ним на­сторожился черный пес, и на плече черный во­рон встрепенулся. Чудо-юдо спросило, почему споткнулся конь, почему насторожился пес, по­чему встрепенулся ворон. Чудо-юдо сказало: «Или вы знаете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу другой прихлопну!»
    Тут вышел Иван — крестьянский сын и стали они сражаться. Иван срубил три головы у чудо­вища. Взмолилось чудо-юдо, попросило пере­дышки. Но Иван отказался дать ему отдых. Сно­ва стали они сражаться. Иван отрубил еще три головы, рассек туловище на части и бросил в ре­ку. Вернулся в избу и стал спать. Утром пришел старший брат. Иван спросил, видел ли он что-ни­будь. Старший брат сказал, что мимо него даже муха не пролетала. Иван ничего не стал гово­рить. На следующую ночь пошел в дозор сред­ний брат. И он уснул под кустом. Иван отправил­ся к мосту. Появилось чудо-юдо девятиголовое. Стал с ним Иван сражаться. Нелегко ему было. Но справился он, победил он чудо-юдо девятиго­ловое. Вернулся в избушку и уснул. Утром при­шел средний брат и сказал, что ничего не видел. Тогда Иван позвал своих братьев с собой и пока­зал головы чудовищ. Братьям стало стыдно.
    На третью ночь отправился в дозор Иван. Он ска­зал братьям, что идет на страшный бой. И велел им не спать, прислушиваться. И как услышат свист Ивана, должны братья выпустить коня и сами спешить на помощь. Пошел Иван к мос­ту. Появилось чудо-юдо двенадцатиголовое. На­чался бой. Иван размахнулся мечом и срубил три головы чудовищу. Но чудо-юдо подхватил головы, чиркнул по ним огненным пальцем, приложил к шее, и они приросли. Ивану было очень тяжело. Чудо-юдо жгло его огнем, оглу­шало свистом, осыпало искрами, вгоняло в сы­рую землю по колени. Бросил Иван рукавицу в избушку. Но братья спали и ничего не услы­шал. Снова стал сражаться Иван. Он срубил чу­довищу шесть голов. И снова чудо-юдо чиркнул огненным пальцем, и приросли они на место. Чудо-юдо вогнало Ивана в сырую землю по пояс. Иван бросил другую рукавицу. Она пробила крышу, но братья спали и ничего не слышали. В третий раз размахнулся Иван и отрубил чуду-юду девять голов. Однако и они снова приросли. Тогда Иван бросил в избу свою шапку. От удара чуть избушка не развалилась. Братья просну­лись, отпустили коня и бросились на помощь. Иван вылез из земли и продолжал битву. Он от­рубил чудовищу волшебный палец. После этого отрубил головы и уничтожил чудовище. Прибе­жали братья, но Иван справился сам.
    На следующий день Иван незаметно подобрал­ся к дворцу чуда-юда, чтобы подслушать разго­вор. Там сидели три жены чудовищ и их старая мать. Они хотели отомстить. Первая жена сказа­ла, что хочет обернуться колодцем. Иван с брать­ями будут страдать от жажды, выпьют воды и сразу умрут. Вторая жена сказала, что обернет­ся яблоней. Если Иван с братьями съедят по яб­лочку, сразу же их разорвет. Третья сказала, что напустит на них сон, а сама обернется мягким ко­вром с подушками. Только они лягут отдохнуть, как сгорят в огне. Мать чудовищ сказала, что ес­ли не получится их извести, то она обернется ог­ненной свиньей и всех проглотит. Иван все это выслушал и запомнил. Вернулся он к братьям. Поехали они домой. Было жарко, очень хотелось пить. Вдруг увидели они колодец. Захотели на­питься воды. Но Иван стал мечом рубить коло­дец. Послышались крики. Сразу пропала жара.
    Едут они дальше, увидели яблоню с красивы­ми яблочками. Братья хотели съесть по яблоку, но Иван принялся рубить дерево. Послышались страшные крики.
    Ехали они дальше, сильно устали. Увидели ковер с мягкими подушками. Иван запретил братьям к нему подходить. Но они стали его ру­гать. Иван бросил свой кушак на ковер, сразу ку­шак сгорел в огне. Иван сказал братьям, что с ни­ми случилось бы то же самое. Иван изрубил ковер в мелкие кусочки. Потом разъяснил братьям
    о хитростях жен чудовищ.
    Поехали они дальше. Вдруг за ними погна­лась огромная свинья. Братья вытащили из сво­их котомок соль и бросили в пасть. Свинья дума­ла, что схватила братьев. Но потом поняла, что ее обманули.
    Иван с братьями разделились и поскакали в разные стороны. Свинья не знала, куда бежать сначала. Пока она думала, подбежал Иван, под­нял ее и ударил об землю. Свинья рассыпалась.
    Иван с братьями вернулись домой. И стали жить-поживать, добра наживать.
    В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Простые люди труди­лись на благо своей родины. Но в случае необхо­димости сразу же вставали на защиту родной зем­ли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужест­во. Очевидно нравственное превосходство Ивана над его братьями. Он более ответственен, умен и дальновиден. Именно он спасает родную зем­лю и своих братьев от опасности от врагов.

  • Побыть как пишется слитно или раздельно слово
  • Побью как правильно пишется
  • Поведение вани из рассказа бежин луг
  • Поведение илюши из рассказа бежин луг
  • Повар или повор как правильно пишется слово