Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях александра сергеевича пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. в ней поэт

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».

Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».

Характер, поступки

Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.

Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.

Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».

Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.

Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».

Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.

Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.

Отношение других персонажей к героиням



Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.

Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.

Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.

Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.

Отношение автора к героиням

В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.

О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».

О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Параметры сравнения Царевна Царица
Портрет Красива, «белолица, черноброва». Красива, «высока, стройна, бела».
Речь Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом.
Черты характера, поведение Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно).
Отношение к другим людям Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя.
Отношение других людей к героиням Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы.
Отношение автора к героиням Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой».
Вывод Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными.

Вывод

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.

Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс


1

Какие поступки совершала Царевна из сказки

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»?

3 ответа:

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс



2



0

Главная героиня из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» сама Царевна можно сказать что и не совершала ни каких выдающихся поступков, если не считать того, что она привела в порядок терем семи богатырей, поддерживала в нём уют какое-то время, встречала и провожала богатырей. Но если вникнуть в суть сказки и немного рассудить, можно выделить то, что Царевна сочетает в себе внешнюю красоту (краса-девица) со своей внутренней духовной красотой. А любят все в этой сказке юную Царевну за то, что она не совершила ни одного дурного поступка, она никому не причинила вреда.

ф

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс



2



0

Царевна из сказки «Сказка о мёртвой царевне» совершала только хорошие поступки, ни с кем не спорила, ни у кого ничего не забрала, а только помогала богатырям, да о бедных и нищих заботилась, чем воспользовалась старушка, которая под видом благодарности за угощения взяла и подсунула Царевне ядовитое яблоко.

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс



1



0

Вежливая, простодушная, кроткая по нраву, удивительно скромная и бескорыстная, преисполненная добродетелей и безусловно добрая по характеру — вот основные черты характера царевны. Какие поступки, с таким багажом, могут у нее быть? Конечно же, она заботится о тех же богатырях — терем им убирает, растапливает очаг, зажигает где-нужно свечи. Становится тепло и уютно. Она, при этом, не требует чего-то взамен и не кичится своими поступками, просто делает то, что и должно делать. Она воспитана, за столом ест немного и вина не пьет, хозяйственна, верна своему царевичу и отказывается от предложений. В разговоре не только искренна, но и ласкова, при этом речь идет бойко, простодушно и живо.

Читайте также

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Правильный ответ — Яблоко

По сюжету очень напоминает эта сказка «Мёртвая царевна и Семь богатырей» «Белоснежку», Там так же угостила злая ведьма яблоком и Белоснежка заснула крепким сном, только в этой сказке еще уточняется что время ее сна было 100 лет, и по сути раз будил ее не принц, потому что в реальности он дожить в молодом теле не мог до такого времени, а был это вкук его. Отлично Пушкин изобразил любовь всем покалением к мертвой царевне и показал на сколько сильно любили её. А вот по поводу яблока, вообще не понятно, она что голодная была, или яблок не ела что так быстро его съела что даже помыть забыла. Ей явно в детсве не рассказывали что у чужих брать нельзя и не мытое кушать тоже.

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

В этой всем известной сказке А. С. Пушкина главным врагом царевны была ее мачеха.

Первая царица, мать главной героини, скончалась, и царь женился второй раз. А мачеха падчерицу невзлюбила. Она завидовала ее красоте, ведь царица очень любила спрашивать у зеркальца: «Кто на свете всех милее?».

И вот, когда девочка подросла и затмила красотой мачеху, та решила ее погубить. Сначала она велела служанке завести царевну в лес и оставить на растерзание волкам. Но девушка спаслась, попав в дом к семи богатырям. Тогда царица снова взялась за свое черное дело и отравила падчерицу ядовитым яблоком.

И все-таки в конце концов все заканчивается хорошо: жених, королевич Елисей, разыскивает невесту и спасает ее. Добро побеждает зло, как обычно и бывает в русских народных сказках.

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Нет, это вовсе не был пирог. Это было яблоко

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…»

Яблоко в сказке Александра Сергеевича Пушкина и оказалось отравленным. Из-за него уснула царевна.

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Садко, герой былин, образ его ассоциируется с благородным мужским образом русского богатыря, богатого, щедрого, красивого, благородного и любвеобильного.

Дополняет образ Садко, его талант и способность очаровывать окружение своими песнями. Естественно, акомпонируя пение, он посредством струнного инструмента извлекает мелодичные чистые звуки, ласкающие слух.

Называется этот струнный инструмент -ГУСЛИ.

Музыкант, играющий на гуслях -гусляр.

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Поведение царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Можно сначала просклонять единственную и множественную форму выражения «зимние сказки» по падежам, что представлены в таблице, а потом уже начать придумывать предложения с ними.

Какие предложения составить со словосочетанием Зимняя Сказка

Примеры простых и сложных предложений с использованием словосочетаний о зимней сказке/зимних сказках в разных падежах

  • (В именительном). За расписанным морозом окном на моих глазах происходила настоящая зимняя сказка.
  • (В родительном). В волшебной книжке зимних сказок на первом месте стоит история про Госпожу Метелицу, которая прячет под снежным покрывалом молодые зеленые побеги растений.
  • (В дательном). Дети на празднике рассказывали Деду Морозу стихи, посвященные зимним сказкам, за что добрый старик награждал их небольшими подарками.
  • (В винительном). На горнолыжном курорте мы окунулись в зимнюю сказку суровых гор, где солнце и мороз — яростные соперники.
  • (В творительном). Я любовался зимней сказкой леса, где каждый сугроб был похож на берлогу со спящим медведем, а заснеженные деревья воспринимались застывшими великанами.
  • (В предложном). Композитор написал сюиту о снежной сказке, которая стала символом русской зимы.
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Персонажи сказки

Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:

  • Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
  • Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
  • Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
  • Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
  • Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
  • Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
  • Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
  • Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.

В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.

В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

3.3

(24)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему? Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему? В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло. Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра? Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер. А кто воплощаёт силы зла? Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха. Кто же помогал ей творить зло? Чернавка. Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли? Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но … Чёрт ли сладит С бабой гневной? Спорить нечего … Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути. Откуда же в царице ненависть к царевне? Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно. Вспомните: когда у царевны появилась мачеха? Через год после смерти родной матери: Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери? Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе. Когда же мачеха вспомнила о падчерице? Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ: Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее. Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова. Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны? От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера. Отчего умерла царица? От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка: Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Можете ли вы назвать дату рождения царевны? Да — 6 января, накануне Рождества. С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им. Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности. Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она … взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я, Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». и Чернавка пожалела бедную девушку: Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой». Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме: и царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс: Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь … А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)? Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя … Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём? Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем. Чем стало для неё это зеркальце? Почему? Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова … Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»? Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало. Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей? Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице? Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой. Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие. Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему? Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи. Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление? Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление. Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной? Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны. Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

3.3 / 5. 24

.

Краткий анализ

Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1833.
  • Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  • Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Жанр — стихотворная сказка.
  • Тема — любовь бессмертна.
  • Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.

Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.

В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.

В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.

Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.

Персонажи

Главные герои

  • Варвара Краса — Длинная Коса

    Екатерина Гороховская
  • Василиса — Царевна Лягушка

    Юлия Рудина
  • Дарья — Царевна Несмеяна

    Наталья Терешкова
  • Царевна Елена Прекрасная

    Елизавета Захарьева
  • Спящая Царевна Соня

    Алёна Кононова

Второй план

  • Кощей Бессмертный

    Станислав Концевич
  • Кот

    Сергей Мардарь
  • Марлен

    Мария Цветкова
  • Сова

    Светлана Кузнецова
  • Баба Яга

    Сергей Дьячков
  • Улыбка кладовой

    Галина Чигинская
  • Закадровый голос

    Михаил Черняк
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. По произведению Сказка о мертвой царевне

Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.

Зло олицетворяет собой жена царя. Это молодая, на редкость привлекательная женщина, но с очень плохим характером. Она высокомерная, строптивая и очень самолюбивая особа. В своём государстве царица — первая красавица. Это всё время подтверждает её волшебное зеркальце, в которое женщина постоянно любуется собой.

Между тем, падчерица подрастает и становится день ото дня всё краше. К тому же, в отличие от мачехи, у неё добрый и покладистый характер. Для такой славной девушки находится и жених соответствующий — королевич Елисей. Влюблённые готовятся к свадьбе, но их планы нарушает царица.

При очередном вопросе к зеркальцу о подтверждении своей красоты, царица получает неожиданно неприятный для неё ответ, что царевна красивее её. Разъярённая мачеха принимает решение устранить неугодную ей соперницу. Она отправляет падчерицу в лес на растерзание хищникам. Служанка, сопровождающая царевну, пожалев её, оставляет в лесу несвязанной, тем самым сохраняет девушке жизнь. Поплутав в лесу, царевна находит себе приют в тереме богатырей, которые принимают её в свою семью, как сестру. Девушке прекрасно живётся в лесу. Днём братья уходят на охоту, а царевна остаётся хозяйкой в доме. Они прекрасно ладят между собой.

В это время царица узнаёт от зеркала, что падчерица жива и по-прежнему является самой красивой в царстве. Крайне разгневанная женщина приглашает к себе служанку и требует от неё объяснений. Затем приказывает ей немедленно расправиться с царевной, иначе чернавке тоже не жить. Переодевшись в нищенку, служанка угощает царевну отравленным яблоком. Откусив от него, девушка скоропостижно умирает. Вернувшиеся домой братья, не могут поверить в случившееся, надеются, что царевна придёт в себя. Чуда не случается, и они вынуждены оставить девушку в хрустальном гробу, в пещере.

Между тем Королевич Елисей, не может смириться с пропажей невесты, ищет её по всему свету и находит в горах мёртвой. В отчаянии он разбивает гроб, и царевна оживает. Влюблённые счастливы и возвращаются в царство.

Коварная царица не может пережить возвращения царевны и от злости и зависти умирает. Королевич Елисей с царевной играют свадьбу. Всё заканчивается хорошо.

Таким образом, Пушкин даёт нам понять, что главная красота в человеке – его духовные качества.

Вариант 2

Произведение рассказывает читателю о борьбе двух героинь-женщин, добро борется со злом. Также в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви.

В сказке рассказывается об одной положительной героине, доброй и красивой девушке, которая случайно оказывается в густом лесу. В этом лесу она наткнулась на терем, в котором проживают братья-богатыри. У девушки очень доброе и открытое сердце, а по происхождению она является царевной. Молодые люди решили приютить девушку у себя в доме и полюбили ее. Девушка, несмотря на то, что она царевна, не пугалась никакой работы по дому, она готовила. Убиралась, стирала вещи. Относятся братья к ней тепло и ласково, также, как и девушка к ним.

В один день богатыри поняли, что полюбил царевну, как женщину, а не как сестру и попросили ее выбрать одного из них, а для других она будет оставаться сестрой, как и прежде. Царевна же на это попросила прощение и сказала, что не будет делать выбор, так как у нее уже имеется жених. Царевна очень любит своего жениха королевича Елисея и будет всегда любить, даже если они никогда больше не увидятся.

В произведении речь идет и о второй героине-отрицательном персонаже. Героиня также обладает красотой, но она очень злая, коварная и бессердечная. Царица всегда крутилась возле зеркала и любовалась своей красотой, зеркало же в ответ подтверждала ее слова, но до тех пор пока не выросла царевна, которая и была всех красивее на свете.

В произведении злая царица то и спровадила красавицу царевну в лес, она надеялась на то, что девушка больше никогда не вернется из этого леса и ее съедят дикие звери. Мачеха завидовала девушке, ведь та была моложе и красивее ее. Царевна своей молодостью и внешностью затмила завистливую мачеху. Хотя сама девушка никогда не приносила ей зла и вреда, а даже наоборот. Царица-мачеха так и не смогла смириться с царевной и ее красотой и пытается ее убить еще раз. Царица пришла в терем к красавице в облике бедной старушки и дала девушке яблоко, которое было содержало яд. На этой раз ей удалось это, и царевна умирает. Но возлюбленный девушки Елисей, оживил царевну, поцеловав ее. Любовь и верность Елисей и царевны помогли им все преодолеть.

В данной сказке, как и во всех, добро победило зло. И учит читателя тому, что всякое зло будет наказано и уничтожено. В конце сказки злая царица умерла, когда увидела, что молодая и красивая падчерица все же жива. Она умерла от своей досады, злобы. Злая мачеха получила по заслугам за свою злость и зависть.

Сочинение-рассуждение «Какие силы в сказке помогают царевне, а какие – губят?»

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

Сочинение по Сказке о мертвой царевне 5 класс

Сказка о мертвой царевне одинаково интересна и взрослым и детям. Людей разных возрастов восхищают душевные качества героев этого произведения: смелость, преданность, милосердие, великодушие.

Царица-мать самоотверженно ждет мужа из похода. Много месяцев она надеждой и трепетом смотрит в окно, но видит там только снег и метель.

Царевна-дочь – образец совершенства. Она кроткая, заботливая, хлебосольная. Девушка хоть и царского рода, а с хозяйством справляется лучше некоторых слуг. Оказавшись в доме у богатырей, она в первую очередь навела порядок: зажгла свечи, развела огонь в печи, приготовила ужин. Еще она скромная и благородная. Все персонажи этой сказки любят царевну. Неудивительно, что вскоре ее полюбили и богатыри. Но она призналась, что навечно хранит верность единственному милому.

Ее жених, Елисей, похож на былинного богатыря. Благодаря его настойчивости царевна осталась жива. Царевич не только спас любимую, но и уничтожил зло. Оно само рассыпалось осколками волшебного зеркальца.

Завистливая и ревнивая мачеха царевны заботится только о своей внешности. Эта героиня – воплощение зла. Сказочный сюжет развивается вокруг конфликта мачехи и падчерицы. Причем царица сама вызвала раздор. Она не может смириться с тем, что ее падчерица красива. В ней она видит свою конкурентку. Царица мечтает обладать званием единственной на все времена красавицы. Добиваясь превосходства путем устранения дочери царя, она опустошила свою душу. Царица высоко вознеслась над окружающими, презирая всех, не чувствуя ни любви, ни сострадания. И все-таки, эта женщина не до конца уверена в себе. Она не обходится без комплиментов от зеркальца, своего единственного друга. Но и его она в итоге разбила, а вслед за ним умерла сама. Царицу убила зависть к чужому счастью.

На примере мачехи автор противопоставляет внешность и содержание, привлекательное лицо и разносторонний внутренний мир. В представлении поэта подлинная красота – это жить для других и нести добро людям. Сказка призывает созидать и еще раз напоминает, к чему приводит ненависть к окружающим, зависть и самолюбование. Добро всегда одержит победу, а зло получит по заслугам.

5 класс

Другие сочинения: ← Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане↑ ПушкинСказка о царе Салтане →

Несколько интересных сочинений

Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровског

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей.

Эта поэма Блока вся наполнена революционной музыкой в том смысле, что в ней дух революции, её ритм, ощущение, а не в том, конечно, что там цитируются революционные гимны.

Главным человеческим богатством автор считает семью. В произведении показана истинную жизнь в казачьих семьях. Обычаями в таких семьях в те времена были строгое воспитание, порой даже жестокое, а также патриархат

Сочинение 5 класс что помогло елисею в поисках невесты?

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях»

Пушкина, у королевича Елисея бесследно исчезает невеста. Расстроенный жених немедленно отправляется на ее поиски. Но в какую сторону ехать и где отыскать? Лишь одной мачехе известно, что ее падчерицы уж нет в живых, ведь именно царица стала виновницей того, что та съела отравленное яблоко. Но женщина никогда бы не созналась в этом. Ведь только ее устраивало такое положение вещей. Ведь теперь, избавившись от конкурентки, царица «автоматически» становилась самой красивой во всем «белом свете». В поиске царевны, молодому человеку помогают все силы природы. Королевич вынужден обращаться и к месяцу на небе, и к солнечному свету. Солнце не стало обнадеживать молодого человека, сообщив ему, что, скорее всего царевны уже нет в живых. Месяц так же не смог помочь мужчине, но посоветовал обратиться к ветру. Ветер, облетевший всю землю, нашел молодую царевну. Он сообщил королевичу, что та покоится в хрустальном гробу и ей уже ничем нельзя помочь. Услышав трагическую новость Елисей

разрыдался. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он по-настоящему любил девушку, и если бы нужно было объехать всю землю или найти край земли, он бы непременно туда отправился ради нее. Королевич, решил, что обязательно должен отправиться к последнему пристанищу свой возлюбленной. Он должен убедиться, что нет никакой ошибки, а если, на самом деле девушку забрала «старуха с косой», то хотя бы проститься с ней. Зайдя в пещеру, и увидев мертвую невесту, молодой человек с отчаяния ударил по хрустальному гробу. Гроб не выстоял и раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней произошло. Не знала, почему здесь. Все выглядело так, как будто бы она пробудилась после долгого сна. Чувство которые молодые люди испытывали друг к другу, помогли воскресить девушку. Ведь любовь и вера способны творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю. Воскрешение молодой царевны и возвращение ее домой с женихом, стали роковой новостью для супруги царя. Царица от злости разбила ненавистное зеркальце, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодежь на пороге и от нахлынувшей вдруг тоски, умерла. Ведь что бы ни делала мачеха, ненавистной падчерице удавалось остаться в живых и превосходить ее по красоте. По возвращению домой, молодые сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу, да и расставаться даже ненадолго уже не хотелось. Автор вознаградил обоих героев, за все пережитые испытания. Этим, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться, и верить только в лучшее. Ведь только это способно придать человеку сил на дальнейшую борьбу. И не важно, будет ли в этой борьбе победитель или побежденный, главное, что это закаливает характер. Ведь из всего можно вынести положительные моменты.
Царевна
повстречала семи богатырей, мачеха умерла, а Елисей обрел настоящую любовь всей жизни. Каждому из героев досталось по его вере, мышлению и отношению к окружающим.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Волшебные приметы и их роль в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» В чем превосходство царевны над царицей? (по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях») Сравнительная характеристика Царицы и Царевны (по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях») В чем общность и различие «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

  • Поведение ивана в поединках с чудом юдом в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Побыть как пишется слитно или раздельно слово
  • Побью как правильно пишется
  • Поведение вани из рассказа бежин луг
  • Поведение илюши из рассказа бежин луг