Поучительный рассказ с фразеологизмами

Задания 1 2 егэ - 2022 суязова и.а., учитель русского языка и литературы мбоу каменская сош 1 с

Задания
1 – 2 ЕГЭ — 2022

Суязова
И.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ
«Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Воронежской
области

Вариант
1

1. Прочитайте текст и выполните задания
1–2.

Собака — это преданность, идущая до конца,
преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего
вздоха. <…>несколько эпизодов, доказывающих это.

Фрам был вожаком упряжки, любимой собакой Георгия
Седова, выдающегося русского географа, путешественника, стремившегося достичь
Северного полюса. Седов не перенёс тягот похода, заболел и умер. Товарищи
похоронили его на острове Рудольфа, в безмолвной полярной пустыне. Фрам
остался там добровольно. Не захотел расстаться с могилой хозяина. Его ловили,
но он убегал и вновь возвращался на могилу. Уходя, люди ещё долго слышали
надрывный, протяжный плач Фрама.

Хозяев сеттера Сильвы фашисты заточили в концлагерь.
Ребёнку первому грозила гибель от истощения и холода. Но вот однажды ночью
людей разбудило тихое повизгивание. Кто-то тыкался влажным носом, лизал,
радостно поскуливал… Сильва! Она была неимоверно тоща, на шее болтался
обрывок верёвки. Собака перегрызла веревку и убежала от фашистов. Как она
отыскала хозяйский след — тайна. Сильва притащила с собой кость с остатками
мяса. Принесла и положила у ног хозяев. Эта кость вернула жизнь ребёнку. Ещё
несколько раз приносила Сильва что-нибудь съестное: картофелину, сырую
морковку. А потом ушла и больше не вернулась. Видимо, фашистская пуля
оборвала цепь её благородных поступков…

Собака очень тонко ощущает добро, сделанное ей, и
никогда не ошибается в человеке, оказывая знаки внимания в первую очередь
достойному.                                     (Б.Рябинин)

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера

этих ответов.

1) В тексте есть
отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (истощение,
повизгивание, повизгивание).

2) Основной
функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору
сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Однако
автор, помимо рассуждения, в своих аргументах использует и повествование,
приведя в пример поведение Фрама и Сильвы. Это позволяет ему точнее рассказать
о верности собак.

3) Воздействие
на читателя достигается за счёт создания образности.

4) Использование
метафор (собака – преданность, цепь…поступков), эпитеты (преданность
идущая, в безмолвной
пустыне, надрывный плач, сделанное добро),
разговорной лексики (притащила, картофелину, морковку) способствует
эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторское
отношение к описываемым явлениям.

5) Текст относится
к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации
и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).

2. Самостоятельно
подберите смысловую (модальную)указательную частицу, которая должна стоять на
месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.

2. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Бояться
глобального потепления на Земле не стоит. Атмосфера планеты оперативно
выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность.  <…>
заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым,
которая провела анализ архива данных о колебании температур в Северной
полярной области с 1959 по 2000 годы. По мнению учёных, опасность растопления
айсбергов сильно преувеличена. Вопреки расхожему мнению, их таяние не
повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. Лёд, который уже находится
в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы.

1.       Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера

этих ответов.

1) Большинство
слов в тексте употреблено в прямом значении (потепление, атмосфера планеты,
избыток тепла, колебания температур)
.

2) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые
явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.

3) В тексте есть
отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (потепление,
заключение, колебание, растопление, таяние).

4) Использование
стандартизированных фраз и шаблонов способствует однозначному восприятию текста
(анализ архива данных, группа исследователей, по мнению учёных, вопреки
расхожему мнению).

5). Текст
относится к официально-деловому стилю, так как порядок слов в предложении
отличается строгостью и консерватизмом.

2. Самостоятельно
подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в
третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

К
концу XIX века самыми крупными кораблями были броненосцы. Покрытые толстой
железной обшивкой, вооружённые тяжёлыми орудиями, они тогда представляли
собой настоящее чудо техники. В <…>конструкции были воплощены самые
последние достижения в области механики, теплотехники, средств связи,
электротехники, оптики. Их мощь особенно впечатляла на фоне положения в
сухопутных армиях, которые, также получив новое вооружение, всё-таки
сохранили свою прежнюю структуру и способы ведения боевых действий. Поэтому
предполагалось, что именно эскадры броненосцев, сойдясь между собой в
генеральном сражении, решат исход грядущей войны. А крейсеры, несколько хуже
вооружённые, но обладавшие большей скоростью и дальностью хода,
предназначались для разведки и выведения броненосцев на боевые позиции.

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое
явление охарактеризовано через перечисление признаков.

2) Использование
метафор (чудо техники, мощь …впечатляла), однородных членов (механики,
теплотехники, средств связи, электротехники, оптики; структуру и способы; для
разведки и выведения), обособленные определения (вооружённые тяжёлыми орудиями;
несколько хуже вооружённые, но обладавшие большей скоростью и дальностью хода)
помогает
передать авторское отношение к описываемым явлениям.

3) Точность текста
достигается за счёт использования имён существительных одной тематической
группы – военной лексики (корабли, броненосцы, армия, эскадры,
крейсеры)

4) В тексте
использован производный предлог (в области механики…)

5) Текст
относится к официально-деловому стилю, так как его функция – сообщить
информацию, имеющую практическое значение. Основное требование, предъявляемое к
деловым бумагам, — предельная точность и однозначность информации, исключающая
разные толкования содержания.

2. Самостоятельно
подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в
третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

4. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Подводные
лодки – сравнительно новый тип военных кораблей. Хотя идея построить судно,
которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно
стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. Тогда
же, во время Гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака
подводной лодкой надводного корабля. И только в начале XX века появились
технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на
несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям,
находящимся на поверхности. Уже в начале Первой мировой войны новый вид
морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская
подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера.
<…>
казалось невероятным – маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил
три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) Ряды однородных
членов помогают последовательно представить явления или предметы
(И только в
начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам
выходить
в открытое море,
погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить
торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности
.), обособленные
определения позволяют автору подробно и точно описать действия (технологии,
позволившие …; по кораблям, находящимся…
).

2) Разговорная
речь, употреблённая в данном тексте, выполняет функцию общения.

3) Текст содержит
грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные
существительные (желание, удары, вооружения, внимание), конструкции с
существительными в родительном падеже (тип кораблей, атака корабля, в начале
войны).

4) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет
собой цепь последовательных умозаключений, оформленных сложноподчинёнными
предложениями с придаточными определительными (Например: три… судна, которые
обслуживали сотни людей
), придаточными уступки (Хотя идея построить
судно)
.

5) Это
художественный текст, представляющий собой лирическое размышление.

2. Самостоятельно
подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в
шестом предложении текста. Запишите это местоимение.

5. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Сегодня
одной из важнейших проблем бизнеса является подбор квалифицированного
персонала. На российском рынке труда наблюдается постоянный спрос на
менеджеров по маркетингу. Эти специалисты должны уметь подготовить и
реализовать контракты на закупку и поставку товара. Существует также большой
спрос на главных бухгалтеров.  <…>должны иметь высшее финансовое или
экономическое образование, опыт работы по специальности, навыки работы с
компьютером и знать международные системы бухгалтерского учёта. Поэтому
многие фирмы приглашают на работу секретарей-референтов, свободно владеющих
иностранными языками и знающих современное делопроизводство.

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) Основной
функционально-смысловой тип речи данного текста — описание, так как
изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.

2) В тексте есть
отглагольные существительное, употреблённые в единственном числе и образованные
бессуффиксным (подбор, труд, спрос, работа, учёт) и суффиксальным
способами (покупка, поставка).

3) Полные
причастия употребляются преимущественно в книжных стилях речи. Это связано с
тем, что причастия способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные
придаточные предложения (секретарей-референтов, свободно владеющих и
знающих…)
.

4) Простая форма
превосходной степени (в отличие от такой же формы сравнительной степени) имеет
книжный характер (важнейших, высшее).

5) В тексте
публицистического стиля выражается активная жизненная автора, который путём
приведения доводов, аргументов в пользу своего видения ситуации стремится
убедить массового слушателя (читателя) в том, что проблема подбора
квалифицированного персонала является одной из важнейших проблем бизнеса.

2. Самостоятельно
подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом
предложении текста. Запишите это местоимение.

Вариант
2

1. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. (2)Два
сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые.  <…>третий
– подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.

Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный
ветер, трещал мороз.

Мать и говорит тихонечко, как будто сама себе, но
так, чтобы дети слышали:

– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами
идти?

Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в
землю и печь колупают.

– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.

– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на
старших сыновей поглядывает.

– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.

– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко
подпоясала и поцеловала сына.

Ушёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё
живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на
дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:

– Мы тоже пойдём в лес, мама.

– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от
радости.                   (По В.Сухомлинскому)

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) В
художественной литературе диалоги выступают как средство оживления рассказа.
Диалог – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное
описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

2) Сравнение служит
для создания в тексте художественной выразительности. Оно создает особый
экспрессивный подтекст (тоненький, как тростинка; …так тихо, будто всё
живое, что есть на свете, прислушивалось и думало…).

3) Текст В.
Сухомлинского – это притча, т.е. краткий иносказательный поучительный рассказ,
характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи: надо
помогать друг друга, заботясь о матери.

4) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое
явление охарактеризовано через перечисление признаков.

5) В художественном
стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства
разговорной речи.

2. Самостоятельно
подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте
пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

2. Прочитайте текст и выполните
задания 1–2.

Доверенность

     
Я, Фёдорова Татьяна Фёдоровна, проживающая в Тамбове по ул. Мичуринской, д.4,
кв. 25, доверяю Сальниковой Екатерине Владимировне,
<…> в
Тамбове по ул. Широкой, д.1, кв. 15, паспорт (серия 00 10 № 123456, выдан
25.03.2001 года ПВС Московской области, получить причитающуюся мне за март
2011 года заработную плату.

Сальникова

Подпись
Сальниковой Т.Ф. удостоверяется

Делопроизводитель 
ЖРЭУ № 5

(дата)
__________                      Подпись ______________

Печать

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изображаемое явление
охарактеризовано через перечисление признаков.

2) В тексте используется лексика официально-делового стиля
речи (проживающая…, паспорт…выдан, причитающуюся … заработную плату, подпись
удостоверяется, делопроизводитель).

3) Все
сложные предложения в тексте — сложноподчинённые.

4) В тексте
использованы производные предлоги и союзы.

5) Текст относится
к официально-деловому стилю, так как его основная функция –
предписывающе-информационная.

2. Самостоятельно
подберите действительное причастие, которое должно стоять на месте пропуска в
первом предложении текста. Запишите это причастие.

3. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Хотя
ораторское искусство знали в Египте и Индии, его родиной по праву считают
Древнюю Грецию.
<…>здесь
красноречие начало стремительно развиваться и появились систематические
работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено
софистами, которые принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V
в. до н.э. школе философов-просветителей. Софисты мастерски владели всеми
формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением
воздействовать на аудиторию. Будучи выдающимися мастерами красноречия, они
обучали этому искусству и других: софисты основали школы, где за плату каждый
желающий мог узнать правила построения речи, надлежащую манеру её
произнесения, эффектной подачи материала. Так слово, речь (логос) стали
объектами изучения, а риторика — «царицей всех искусств», обучение которой
провозгласили высшей степенью античного образования.

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Сложноподчиненные
предложения позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и
подкрепить его необходимой аргументацией, дать точное обоснование: например,
придаточные уступки (Хотя ораторское искусство…), определительные
придаточные (…софистами, которые принадлежали к сложившейся в Афинах во
второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей
.  …школы, где
за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи
).

2) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение.

3) Ряды
однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы (формами,
законами, искусством, умением).

4) Все предложения
в тексте сложные, сложноподчинённые.

5) Текст
относится к разговорному стилю, так как характерными особенностями разговорной
речи являются эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция.

2. Самостоятельно
подберите модальную (смысловую) уточняющую частицу, которая должна стоять на
месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.

4. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Путешествие
и чтение — занятия, родственные между собой. Путешествуя, мы узнаём новые
края, города и сёла, видим, как за далью вновь и вновь открывается другая
манящая даль. Узнавая в пути ранее неведомых нам людей, приобретая друзей, а
бывает, и недругов, расширяя круг знакомых, мы глубже постигаем самих себя. 
<…>
разве
не то же происходит с нами при чтении литературы? От книги к книге мы идём,
как путник от горизонта к горизонту. По мере того как человек читает, всё
выше и выше над ним поднимается, распахивается во всей глубинной красоте
солнечный и звёздный небосвод; открываются новые, ранее неведомые материки
знаний, и герои книг несметною толпою всё плотнее окружают нас, рассказывают
— по нашему желанию — о жизни, делах, своём времени.

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) В тексте есть отглагольные
существительные, употреблённые в единственном числе (чтение, занятие,
желание).

2) Порядок слов во
всех предложениях прямой, что способствует большей конкретности повествования.

3) Сравнение служит
для создания в тексте выразительности. В этом проявляется его стилистическая функция.
Оно создает особый экспрессивный подтекст (глубже, как путник от горизонта к
горизонту, выше и выше).

4) Деепричастия обладают богатыми выразительными
возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий
широко использует автор своём произведении (путешествуя, узнавая, расширяя).

5)Текст относится
к публицистическому стилю, так как его основная функция – воздействие на
массовое сознание посредством общественно значимой информации, формирование у
слушателя или читателя определённого отношения к тем или иным проблемам.

2. Самостоятельно
подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте
пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.

5. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

   
Сад цветет, и каждый нагружается в нём ароматом. Так и человек бывает как
цветущий сад: любит всех и каждый в его любовь входит.

   
Начало любви — во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что
любовь без дела мертва.

<…>мне
кажется, любовь, вытекающая из цветущего сада, как ручей – ручей любви,
претерпев необходимые испытания, должен прийти в океан, который так же, как и
сад цветущий, существует и для всех, и для каждого. (М. Пришвин)

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Это
художественный текст, представляющий собой лирическое размышление. Цель автора
–размышление в художественной форме.

2) Текст состоит из
нейтральных и книжных средств. В нём использовано книжное слово (претерпев),
много слов, книжность которых основана на грамматических свойствах (абстрактные
отглагольные существительные внимание, избрание, достижение, испытания;
причастия цветущий, вытекающая и деепричастие претерпев; краткие
прилагательные в роли сказуемого мертва, должен).

3) Сравнение служит для создания в тексте
художественной выразительности, создавая особый экспрессивный подтекст (человек…как
цветущий сад; любовь…как ручей).

4) Основной функционально-смысловой
тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных
умозаключений.

5) Текст относится к разговорному стилю,
так как разговорной речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а
также чувственно-конкретизированный (а не понятийный) характер общения.

2. Самостоятельно
подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте
пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.

Вариант
3

1. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Среди большого поля стоит маленькая хатка.  <…>построили
для того, чтобы люди могли укрыться и посидеть в тепле в ненастье.

Однажды среди летнего дня небо вдруг обложили тучи,
пошёл дождь. В поле в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались
от дождя и смотрели, как с неба льёт дождь как из ведра.

Вдруг они увидели: к этому домику бежит мальчик лет
десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки,
замёрз так, что у него зуб на зуб не попадал.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и
сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь и
теперь дрожишь от холода. Мне очень жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые
слова:

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди
поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою
рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые
дела.                                  (По В. А. Сухомлинскому)

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) В
художественной литературе диалоги выступают как средство оживления рассказа.
Диалог – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное
описание внешнего и внутреннего облика персонажей.

2) Все сложные
предложения в тексте – союзные сложноподчинённые.

3) Текст В. Сухомлинского
– это притча, т.е. краткий иносказательный поучительный рассказ,
характеризующийся широтой обобщения, значимостью заключенной идеи: доброта
должна проявляться в делах, а не на словах.

4) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые
явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.

5) В
художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются и
средства разговорной речи.

2. Самостоятельно
подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором
предложении текста. Запишите это местоимение.

2. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

На
чём писали до того, как научились делать бумагу из древесины? Известно, что
самым употребляемым в древности материалом для письма был папирус. Так
называется и водное растение, из стеблей которого он изготовлялся.
<…>папирус
было удобнее всего свёртывать в свитки, и читатель постепенно мог
разворачивать длинные рулоны, продвигаясь вперёд по тексту. Есть сведения о
том, что длина одного из свитков, на котором была записана поэма
древнегреческого поэта Гомера «Илиада», достигала 150 метров. Кстати, из
папирусных свитков состояло богатейшее собрание знаменитой в древности
Александрийской библиотеки.

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Основной
функционально-смысловой тип речи текста – повествование, которое помогает
наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и
пространстве.

2)
Вопросно-ответное построение — основной композиционный принцип
текста-рассуждения в публицистическом стиле (предложения 1-2).

3) Предложения
1-3, 5 сложные, союзные, сложноподчиненные.

4) Одним из
«типичных» примеров текстовой скрепы является скрепа кстати. Сферой её
функционирования являются преимущественно газетно-публицистический и
художественный текст. Вводное слово кстати
указывает на смысловую связь между предшествующим и
последующим высказываниями.

5) Текст относится
к разговорному стилю, так как основной функцией разговорной речи является
общение. Для такой речи свойственны непосредственность, неподготовленность, а
также чувственно-конкретизированный характер общения.

2. Самостоятельно
подберите модальную (смысловую) уточняющую частицу, которая должна стоять на
месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

3. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

История
вывесок началась давным-давно — в то время, когда появились первые магазины,
лавки и мастерские. Вывеска служила указателем, знаком. <…>
привлечь внимание посетителей, торговцы и художники старались придумать
что-нибудь оригинальное, яркое, бросающееся в глаза и порой рисовали целые
сюжетные композиции. Но бывали и другие времена, когда торговля приходила в
упадок, тогда живописные изображения исчезали с вывесок и на них оставались
только скупые надписи. Тогда вывески теряли своё своеобразное очарование, а
города становились похожими на скучные канцелярии. К счастью, обычно это
длилось недолго.

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Сравнение
служит для создания в тексте образной выразительности. В этом проявляется его стилистическая
функция. Оно создает особый экспрессивный подтекст (города становились
похожими на скучные канцелярии
).

2) В тексте
используются только глаголы в форме прошедшего времени единственного и
множественного числа (началась, появились, служила, старались, рисовали,
бывали
и др.).

3) Основной
функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору
сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

4) Эпитет даёт
индивидуальную окраску описываемому предмету, бросает на него определенный свет
и делает предмет стилистически значимым (скупые надписи, скучные
канцелярии).

5) Текст относится
к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации
и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).

2. Самостоятельно
подберите подчинительный целевой союз, который должно стоять на месте пропуска
в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

4. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака
бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы
зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он
упал из гнезда
(ветер
сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив
крылышки.

    Моя собака
медленно приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой.

<…>

взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою
своё детище! Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и
охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была
ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой,
безопасной ветке… Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно‚ и он
признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился,
благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой
героической птицей, перед её порывом. Любовь‚ думал я, сильнее смерти и
страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.      (По
И.С.Тургеневу)

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Основной
чертой морфологии научного стиля является расширение возможностей имени над
глаголом. Это преобладание отглагольных имен существительных (дарение,
задержание, казуальное толкование, квотирование),
преобладание в тексте
существительных над глаголами.

2) Использование эмоционально
окрашенных эпитетов («молодой воробей», «едва прораставшие крылышки»,
«отчаянный жалкий писк», «безопасная ветка», «любовный порыв
»), метафор («голосок
одичал и охрип», «сила …сбросила его
»), сравнений («камнем упал», «сила,
сильнее
») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает
передать авторскую оценку описываемых явлений.

3) Абстрактная
лексика (например, ужас, воля, сила, любовь) в тексте преобладает над
конкретной.

4) Порядок слов во
всех предложениях прямой, что способствует большей конкретности повествования.

5) В
художественном произведении функция убеждения и оценки являются вторичной.
Главная задача писателя – изобразить действительность: идя этого стихотворения
в прозе
– самоотверженность в любви, которая способна
победить даже смерть.

2. Самостоятельно
подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска
во восьмом предложении текста. Запишите это местоимение.

5. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

 Почему
южный конец магнитной стрелки красный, а северный–чёрный?
<…>исключено,
что здесь мы следуем древнекитайской традиции: китайцы всегда окрашивали
южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца
стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре
времён Александра Македонского север называется чёрной страной, юг – красной,
восток – зелёной и запад – белой. Городские ворота также окрашивались в
соответствии с расположением в красный, чёрный, зелёный и белый цвета.
Вероятно, такое обозначение стран света (красным, чёрным, зелёным и белым)
было в то время общепринятым, и отголоском этого являются названия Чёрного и
Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.

1. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.

1) Вопросно-ответное
построение — основной композиционный принцип текста-рассуждения в
публицистическом стиле.

2) Выразительность
текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – однородные
члены предложения (в красный, чёрный, зелёный и белый цвета), вводное
слово (вероятно), неполные предложения (…север называется чёрной
страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой).

3) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые
явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.

4) Все сказуемые в
тексте простые глагольные.

5) Главная
установка разговорной речи – установка на непринужденное, естественное,
неподготовленное общение.

2. Самостоятельно
подберите отрицательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во
втором предложении текста. Запишите эту частицу.

Вариант
4

1. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро чувствовал
своё одиночество.
Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он
шёл по лесу и размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него
выхватывали из-под носа другие. Волчица — и та оставила его, потому что он
мало приносил зайцев. Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их
много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало…Да, в волчьем
мире зайцы решают всё.

Ёлки, ёлки… «Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же
всё это кончится? Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»

 И вдруг… Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели
правда? Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав
голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там
невесть что показывают.

«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. —
Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на ёлку. Сколько ёлок видел он на
своём веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками,
переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику,
хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.
— Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него — и чувствуешь, как у
тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. И уже
ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

 Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк под
новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.

 И
Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков,  <…>
Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье.                      (Ф. Кривин)

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) В тексте широко
употреблены отглагольные существительные и отглагольные прилагательные.

2) С
помощью умолчания автор передаёт эмоциональное состояние Волка (И вдруг…).
Обрыв
фразы – это всегда следствие эмоций: герой произведения может находиться в
сильном волнении, которое мешает ему договорить.

3) Все предложения
в сказе Ф. Кривина сложные, союзные, сложноподчинённые.

4) Основной
функционально-смысловой тип речи данного текста — повествование, так как
изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической
последовательности.

5) Художественный
стиль характеризуется образностью и широким использованием
изобразительно-выразительных средств: (эпитет остро чувствовал, метафора
глаза горят, сравнение посильнее волка, разговорная лексика дай-ка,
погляжу, убрали к празднику, невесть что,
фразеологизмы захватывали
из-под носа, никуда не денешься
и др.)

2. Самостоятельно
подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте
пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.

2.
Прочитайте текст и выполните задания 1–2.

Мы
пойдем до конца, мы будем биться во Франции.

Мы
будем бороться на морях и океанах.

Мы
будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе.

Мы
будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена.

Мы
будем драться на пляжах.

Мы
будем драться на побережьях.

Мы
будем драться в полях и на улицах.

Мы
будем биться на холмах; мы
<…> не сдадимся…

(Из
речи Уинстона Черчилля после вступления Великобритании во Вторую мировую
войну)

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) В публицистическом
стиле используется анафора, задача которой — усилить эмоциональность и пафос
произведения или выступления; также выделить наиболее важные мысли; объединить
в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

2) В
тексте использовано умолчание, то есть намеренное прерывание высказывания,
предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем
предложение должно завершиться (Мы будем биться на холмах; мы никогда не
сдадимся…
).

3) Во всех
предложениях – составные глагольные сказуемые.

4) Ряды
однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы.

5) Автор прибегает
к лексическому повтору (растущей, драться), чтобы выделить важное
с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей
большей выразительности и экспрессивной окраски.

2. Самостоятельно
подберите отрицательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в
последнем предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Одна маленькая девочка, обняв мою шею ручонками и
уютно примостившись на моем плече, рассказывала:

— Жил-был слон. Вот однажды пошел он в пустыню и лег
спать… И снится ему, что он пришел пить воду к громадному-прегромадному
озеру, около которого стоят сто бочек сахару. Больших бочек. Понимаешь? А
сбоку стоит громадная гора. И снится ему, что он сломал толстый-претолстый
дуб и стал разламывать этим дубом громадные бочки с сахаром. В это время
подлетел к нему комар. Большой такой комар — величиной с лошадь…

— Да что это, в самом деле, у тебя, — нетерпеливо
перебил я. — Всё такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар
громадный, бочек сто штук…

Она
заглянула <…> в лицо и с видом превосходства пожала плечами:

— А как же бы ты думал. Ведь он же слон?

— Ну, так что?

— И потому что он слон, ему снится все большое. Не
может же ему присниться стеклянный стаканчик, или чайная ложечка, или кусочек
сахара.

Я промолчал, но про себя подумал: «Легче девочке
постигнуть психологию спящего слона, чем взрослому человеку — психологию
девочки».   (Аркадий Аверченко. «Жил-был слон»)

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите
номера этих ответов.

1) В тексте
используется такой приём, как умолчание, который в значительной степени влияет
на восприятие текста читателем: намеренное прерывание высказывания
предоставляет читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем
предложение должно завершиться (Вот однажды пошел он в пустыню и лег спать…
Все такое громадное: озеро громадное, дуб громадный, комар громадный, бочек сто
штук…).

2) Парцелляция делает
сообщение особенным в стилистическом отношении и экспрессивным на синтаксическом
уровне
(И снится ему, что он пришел пить воду к
громадному-прегромадному озеру, около которого стоят сто бочек сахару. Больших
бочек
.).

3) В тексте нет
деепричастных и причастных оборотов.

4) В отличие от
других стилей художественный стиль характеризуется многообразной гаммой
стилевых красок используемых языковых средств

5) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет
собой цепь последовательных умозаключений, оформленных сложноподчинёнными
предложениями с придаточными причины.

2. Самостоятельно
подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в
двенадцатом предложении текста. Запишите это местоимение.

4. Прочитайте
текст и выполните задания 1–2.

Попытки
создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное
время, предпринимались ещё в Древнем Египте. Однако первый такой календарь
был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и
введён в действие Юлием Цезарем. В этом календаре (его называют юлианским
календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток,
то есть он короче тропического года.
<…>приблизить
среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического,
каждые четыре года к февралю добавлялся день. В Древнем Риме он назывался
«биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный
год». В результате средняя продолжительность года по юлианскому календарю
даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) В
тексте очень много имен существительных, прилагательных, причастий и
деепричастий. Особенно разнообразно представлены существительные (среди них
есть конкретные и абстрактные, стилистически окрашенные и нейтральные).

2) Вставная
конструкция дополняет и уточняет сообщение
(его называют
юлианским календарём, или старым стилем
).

3) Основной
функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет
собой цепь последовательных умозаключений, оформленных сложноподчинёнными
предложениями.

4) В тексте
использованы только составные глагольные сказуемые.

5) Специфической
определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в
условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном
участии говорящих.

2.
Самостоятельно подберите подчинительный целевой союз, который должен стоять на
месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите этот союз.

5.
Прочитайте текст и выполните задания 1–2.

Доверие

…Иду
я по лесу, хлюпая по болоту, пересекаю поле — везде свои птицы. И по-своему
<…>
относятся: одни доверяют, другие — нет. И доверие их можно измерить…
шагами!

Плиска[1] 
на болоте подпустила на пять шагов, жаворонок в поле — на пятнадцать, дрозд в
лесу— на двадцать. Чибис — на сорок, кукушка — на шестьдесят, сарыч — на сто,
кроншнеп — на сто пятьдесят, а журавль — на триста. Вот и понятна — и даже
видна! — мера их доверия. Плиска в четыре раза доверяет больше, чем дрозд,
дрозд — в пятнадцать раз больше, чем журавль. Может, потому что человек для
журавля в пятнадцать раз опаснее, чем для дрозда?

Есть тут над чем призадуматься.

Ворона в лесу доверяет охотнику только на сотню
шагов. А вот трактористу в поле — уже на пятнадцать. А у горожан в парке,
которые её подкармливают, она чуть ли не из рук куски берёт. Соображает!

Значит, всё зависит от нас. Одно дело мы в лес с
ружьём, а другое — с куском. Да даже и без куска, но хотя бы без палки.

Видели диких уток на городских прудах? Дроздов и
белок, живущих в парках? Это мы с вами становимся лучше. И потому нам
доверяют больше. В лесу и в поле. На болоте и в парке. Везде.             
(По Н.Сладкову)

1. Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) Парцелляция делает
сообщения особенными в стилистическом отношении и экспрессивными на
синтаксическом уровне (В лесу и в поле. На болоте и в парке. Везде.).

2) В тексте
употреблены контекстуально-неполные предложения (… одни доверяют, другие —
нет. Плиска на болоте подпустила на пять шагов, жаворонок в поле — на
пятнадцать, дрозд в лесу— на двадцать. Чибис — на сорок, кукушка — на
шестьдесят, сарыч — на сто, кроншнеп — на сто пятьдесят, а журавль — на
триста.)

3) Умолчание,
которое встречается в тексте,
определяется как намеренное прерывание
высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому
догадаться, чем предложение должно завершиться
(И доверие
их можно измерить… шагами
!).

4) Все предложения
в тексте повествовательные, невосклицательные.

5) Текст относится
к публицистическому стилю, так как его цель – оказать желаемое воздействие на
разум и чувства читателя, слушателя.

2. Самостоятельно
подберите личное местоимение с предлогом, которое должно стоять на месте
пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение с предлогом.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

image0011

image0022

1

image003image0042

1

2

1

2

1

1234

вот

1235

а

1345

её

245

а

2

134

такое

25

проживающей

234

именно

125

никогда

3

234

их

123

именно

134

Чтобы/для
тогочтобы

124

мне

4

134

это

1345

но

25

весь

23

чтобы

5

2345

они

1234

но//однако

12

не

123

ко
мне

На чтение 6 мин Просмотров 1к. Опубликовано

Сказка — притча про паршивую овцу

Сказка — притча про паршивую овцу — поучительный рассказ для всей семьи.

Откуда взялась поговорка «паршивая овца»? Сказка может открыть вольное толкование выражения.

Далеко-далеко, за горами, за реками, был зеленый луг с пасущимися овцами которых охраняла овчарка. Все овцы слушали овчарку, потому что она был их проводником и следила за тем, чтобы они не попали в беду.

— Помните, что овцы всегда держатся за стадо и никогда никуда не ходят одни, — напоминала им овчарка каждое утро, когда они паслись на своем зеленом пастбище. — В лесу есть волки, которые любят отведать баранину. Также не подходите к большой реке возле леса, потому что она слишком глубока для овец. А в горах это слишком опасно, ведь там пропасть в которую можно упасть.

Овцы слушалась Овчарки, держалась вместе и никуда без надобности не уходили. Они спокойно гуляли по лугам, у них было много травы и воды в ближайшем ручье.

Все овцы в стаде были белыми, кроме одной, полностью черной. Его назвала Черная Овца. Однажды, когда Черная Овца съела свою траву и впитывала воду с солнцем, она легла на лугу и растянулась на солнышке, греясь на солнышке. Она задавалась вопросом, почему только она черная, а остальные сестрички белые. Она наконец поняла, что как только она черная, она особенная. Из-за этой «уникальности» ее голова запуталась, и она заснула, устав думать. Ей приснилось, что она вожак стада, а не пастырь. Когда она проснулась, она обнаружила, что, поскольку она черная и, следовательно, особенная, она также самая умная, и, поскольку она самая умная, она очень любит слушать.

Черная овца очень хотела поделиться этой новостью с другими овцами. Поэтому она поднялась на холм и сделала заявление.

— Эй, овцы, с сегодняшнего дня я, Черная Овца, буду вести тебя и рассказывать, что для тебя хорошо!

— А зачем вам вести нас? — спросила одна из овец.

— Потому что я черная! — крикнула Черная Овца решительно и с большой уверенностью.

— Действительно, черный, — кивнули между собой овцы.

«Тот факт, что ты черная, не означает, что ты можешь вести стадо», — сказала овчарка.

— О да, могу! Черная Овца крикнула: «Я овца, а ты собака!» Собака не может вести овец, собака может вести за собой других собак! Овца должна вести овец. Овца за овцой!

Овчарка была умной собакой и не собиралась спорить с Черной овцой.

— Ну КТО НЕ СОГЛАСЕН !? — спросила Черная Овца с высоты холма.

Наступила тишина. Единственным звуком было журчание ближайшего ручья. Ни одна овца не возразила. Черная Овца гордо выпрямилась.

— Отныне я проводник стада! — торжественно объявила она.

Овчарка посмотрела на овцу, повернулась и молча ушла.

После такого впечатляющего успеха на выборах Чарна Овца приказала стаду перебраться на луг у леса.

— Идем на поляну возле леса. Там лучше травы, больше воды в большой реке и тени под деревьями. У нас будет много места, источник воды и отдыха.

Овцы послушно последовали за новым проводником. Но они помнили, что Овчарка предостерегала их от леса с волками и течения глубокой воды.

Трава на лугу возле леса имела такой же вкус, как и на старом пастбище, но Черная овца утверждала, что она намного вкуснее, и все овцы согласились, что она права, потому что они не хотели ее обидеть. Когда они насытились пищей, они почувствовали жажду. Итак, они пошли к ближайшей реке. Это был не тихий ручей, как на старом лугу, а большая бурная река. Вода в нем была глубокой и быстро текла по каменистому дну. Овца в страхе приблизилась к берегу. Видя их нерешительность, Черная Овца подбежала к ним и стала их подбадривать.

— Давай, барашки, пейте чистую воду! — крикнула она и толкнула сзади несколько овец.

Овцы столкнулись друг с другом, началась паника, и те животные, которые были ближе всего к берегу, оказались в воде. Их сразу унесло стремительное течение. Они уплыли, жалобно крича о помощи.

— Смотрите что вы натворили! Черная Овца крикнула остальным овцам, оставшимся на берегу: «Не ведите себя так, каждой воды хватит!»

Уменьшившееся стадо наконец утолило жажду, хотя еще несколько овец упали в воду. Вечером овца легла на траву и заснула. Однако в ту ночь они не выспались! Голодные волки выскочили из леса и схватили несколько овец из стада. Черную овцу не взяли, потому что она была черной и ночью ее полностью не было видно.

На следующий день Черная Овца приказала еще раз пойти в место, где, как она уверяла, не появится ни один волк.

«Мы идем в горы», — сказала она.

— В горы? — испугались овцы.

— Да. Высоко в горах волков нет. Погнали!

Овца вспомнила, что Овчарка предупреждал о горах, потому что там трудно ходить, много камней, мало травы и можно упасть в пропасть. Но овчарки там не было, и горы казались лучше, чем волки, выскакивающие из леса. Итак, они последовали за Черной Овцой. Когда они начали лазить, они быстро устали, потому что с утра мало ели и не обладали большими силами.

— Может, мы отдохнем и поедим травы, мы устали! — предложила одна овца.

«Вы отдохнете, когда мы поднимемся наверх», — сказала Черная Овца и продолжила восхождение.

«С меня хватит, я не пойду, пока не поем и не отдохну», — ответила одна из старых овец, и остальная часть стада подержала её, что означало, что им очень понравилась идея.

— Что вы сказали? Вы против гида? Черная Овца зарычала. — Я научу вас уму! — закричала она и побежала с холма к непослушной овце.

Но она так ускорилась, что ее ноги запутались, она споткнулась о камень и начала так быстро кувыркаться, что было невозможно увидеть, где были голова, ноги и круп. Она проскочила мимо усталой овцы, отскочила от камня и упала в пропасть.

Овцы посмотрели друг на друга и, не говоря ни слова, начали спускаться. Они вернулись на старый луг, где с большой радостью увидели одинокую овчарку. С тех пор ни одной овце не приходило в голову вести стадо в одиночку.

Зара на Алиэкспресс

Как очистить память на андроиде

Акт посещения семьи 2021-2022 образец

Доброе утро!

Ангела Меркель, проработавшая канцлером Германии 16 лет, на следующей неделе уходит на покой, но торжественное прощание Grosser Zapfenstreich – старинная военная церемония вечернего отбоя (нечто вроде парада-концерта военного оркестра) – уже состоялось. Исполнялся, среди прочего, и ранний шлягер Нины Хаген – его заказала сама Меркель. В новостях так:

  • В Подмосковье задержали 200 участников пасторской конференции протестантских церквей «Нового поколения».
  • Лавров и Блинкен провели переговоры в Стокгольме на полях конференции ОБСЕ.
  • США, Евросоюз, Великобритания и Канада ввели новые санкции в отношении Беларуси.
  • Журналисты-расследователи рассказали о пытках в ливийских тюрьмах для мигрантов, содержащихся на средства ЕС.

Русская жизнь

Путин провел совещание о ситуации в угольной отрасли Кузбасса с участием членов правительства, Генпрокуратуры, Ростехнадзора и руководства холдинга «СДС-уголь», в состав которого входит шахта «Листвяжная», при аварии на которой 25 ноября погиб 51 человек. Путин журил угольных магнатов за пренебрежение вопросами безопасности, а те, склонив головы, сожалели о случившемся и говорили, что готовы понести ответственность. На том и разошлись. На поверхность подняли тела еще трех погибших, в шахте остаются тела еще 15 человек. Вот фоторепортаж из поселка Грамотеино, где находится шахта, с репликами шахтеров и членов их семей.

Компания USM Алишера Усманова продала акции VK группе «Согаз», которую контролирует друг Путина Юрий Ковальчук.

Команда Навального изучила процесс сокрытия сведений из Росреестра – кадастра, в котором учитывается вся российская недвижимость, земельные участки и операции с ними. Скрывать данные начали в 2016 году, когда сыновья тогдашнего генпрокурора Юрия Чайки получили там смешные прозвища ЛСДУ3 и ЙФЯУ9. С тех пор из Росреестра исчезли упоминания бывших высокопоставленных чиновников и их родственников, многочисленных членов семей высокопоставленных сотрудников ФСБ, а также всех отравителей Навального. Кроме того, в базе нет почему-то данных о московской недвижимости, которой владеют родственники президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Сведения эти, естественно, неполные: соратники Навального просто сверяли нынешнее состояние Росреестра с выписками, накопившимися у них за десять лет расследовательской деятельности.

Российская юстиция

  • Роскомнадзор работает над блокировкой еще шести VPN-сервисов.
  • Суд в Москве заменил бывшему юристу ФБК Любови Соболь условные исправительные работы на реальные – по делу о «проникновении в жилище» одного из отравителей Навального, сотрудника ФСБ Константина Кудрявцева. Соболь сейчас за границей.
  • Навальный выплатил 850 тысяч рублей штрафа по делу о «клевете на ветерана».
  • Антона Астахова, сына бывшего детского омбудсмена Павла Астахова, обвинили в мошенничестве на сумму 1,2 миллиарда рублей. Следствие просило отправить его под домашний арест, но суд не стал этого делать.
  • В подмосковном Раменском полицейские пришли на пасторскую конференцию протестантских церквей «Нового поколения» и задержали около 200 человек. В августе четыре зарубежные организации, связанные с «Новым поколением», были признаны «нежелательными». А может, просто перепутали протестантов с протестующими.
  • Томскому активисту Игорю Кузнецову, арестованному в сентябре по делу о склонении к массовым беспорядкам через телеграм-канал «Что делать», предъявлено новое обвинение – в создании экстремистского сообщества. Сейчас он сидит в московском СИЗО.
  • В Сыктывкаре после обыска и изъятия техники задержали правозащитника Андрея Ивашева – ему вменяют неуважение к суду (за слова «эта судья не имеет права быть судьей») и возбуждение ненависти. Ивашев борется с полицейским произволом и помогает местным активистам с защитой в судах.

Вокруг Украины

В Стокгольме состоялась встреча госсекретаря США Энтони Блинкена и главы МИД России Сергея Лаврова. Переговоры на полях министерского заседания ОБСЕ продлились 40 минут. Стороны снова предъявили друг другу свои несовместимые позиции: США настаивают на необходимости отвода российских войск от украинской границы и деэскалации всех связанных с Украиной конфликтов, а Россия, считающая Украину своей вотчиной, настаивает, что убраться из региона должны как раз США и их союзники. С тем, что считают в Украине, Россия не считается – в каком смысле, здесь объясняет украинский дипломат и военный эксперт Александр Хара.

На этом фоне ФСБ поймала трех украинских граждан, которые якобы вели разведывательно-диверсионную деятельность.

Деятели российской оппозиции, которая проводит сейчас в Вильнюсе форум “Свободная Россия”, считают российские маневры у украинских границ блефом.

В Беларуси

США, Канада и Великобритания ввели новые санкции против Беларуси в связи с подвозом мигрантов к границам Евросоюза. Ранее о похожих санкциях официально объявил Брюссель.

Суд в Минске признал «экстремистским» телеграм-канал Shraibman, принадлежащий политическому аналитику Артему Шрайбману (он уехал из страны и продолжает комментировать белорусские события в медиа и соцсетях). Суд в Могилеве отправил на принудительное лечение в психиатрическом стационаре с усиленным наблюдением 27-летнего Даниила Жарина за то, что он 10 июня бросил «коктейль Молотова» в дверь Могилевского института МВД. Белорусские спортивные власти препятствуют лыжнику Сергею Долидовичу и его воспитанникам участвовать в международных соревнованиях. Сейчас он находится в России и в Беларусь, вероятно, уже не вернется.

Как долго еще белорусский режим будет закручивать гайки? Здесь на этот вопрос отвечает уехавший из страны политолог Валерий Карбалевич, а здесь – сидящая в колонии Мария Колесникова, один из лидеров августовских протестов 2020 года.

И вот, пожалуй, самый поучительный материал: рассказ о главном белорусском пропагандисте – 26-летнем Григории Азаренке, который восхваляет в эфире Александра Лукашенко и называет участников протестов «извращенцами, убийцами, педофилами, грязными лжецами, психопатами, содомитами, террористами, проститутками, плесенью человечества, канализацией, дном жизни, бесами». В истории бывали случаи, когда подобный риторический накал приводил к кровопролитию.

Вокруг света

  • Суд в Киеве вынес приговор по делу об убийстве бывшего депутата российской Госдумы Дениса Вороненкова: к 12 годам лишения свободы приговорен Ярослав Тарасенко, бывший водителем Павла Паршова, который стрелял в Вороненкова и был убит на месте его телохранителем. Второго обвиняемого, предположительно, следившего за бывшим российским депутатом, суд оправдал. Кто заказчик преступления, по-прежнему неясно: здесь детали объясняет вдова Вороненкова Мария Максакова.
  • В Тбилиси продолжаются судебные заседания с участием бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили: в четверг он отвечал на обвинения в растрате госсредств.
  • В Таджикистане объявили конкурс на лучшего осведомителя: жители Душанбе могут сообщать в Управление МВД о замеченных ими правонарушениях, а по итогам там объявят, кто доносил лучше всех.
  • Бывший канцлер Австрии Себастьян Курц, возглавляющий Австрийскую народную партию, объявил об уходе из политики. К отставке готов и нынешний канцлер Александр Шалленберг. Курц намерен передать полномочия председателя партии Карлу Нехаммеру (сейчас он министр внутренних дел) – вероятно, он в итоге и станет канцлером.
  • Опубликовано расследование независимого американского центра The Outlaw Ocean Project о ливийской береговой охране, которая на деньги ЕС сдерживает поток мигрантов из Африки в Италию. Отловленные этой береговой охраной люди содержатся в ужасающих условиях в тюрьмах, которые тоже финансируются Евросоюзом. Над ними издеваются, у них вымогают выкуп, их продают в рабство, а иной раз – просто убивают. Полный текст на русском, крайне печальный.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России вырос до 33 389. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 703 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 277 640 человек (+1221 за сутки). Для возвращающихся из ЮАР и прилегающих стран введен двухнедельный карантин.

В Германии объявили об ужесточении ограничений для непривитых: им запрещено посещать культурные мероприятия и ходить в магазины (кроме продовольственных). Уходящий и будущий канцлеры поддержали введение обязательной вакцинации.

Шесть ссылок

  • Поэты. Эссе Аллена Гинзберга об Анри Мишо из сборника «Сознательная проза» (изд-во «Подписные издания»). Или очерк Андрея Россомахина о легенде советского андеграунда Леониде Губанове (1946-1983) – к переизданию его юношеской поэмы «Полина» в изд-ве «Пушкинский дом».
  • Кино. Анализ фильма Дени Вильнева «Дюна» с точки зрения ассириологии. Или рассказ Константина Львова о нынешнем архивном кинофестивале в Москве (куда он переместился из Белых Столбов).
  • История болезни. Рассказ о самой страшной болезни Средневековья – лепре. Или отрывок из репортажа американской журналистки Нелли Блай «Десять дней в сумасшедшем доме» – он был опубликован в 1887 году и спровоцировал реформу психиатрических учреждений (из сборника «Профессия: репортерка. «Десять дней в сумасшедшем доме» и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики», который вышел в изд-ве Individuum).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Ранним туманным утром Купла стоял в лодке с длинным веслом. Момба забрёл по колено в воду, друзья обнялись, похлопали друг друга по плечам. Купла упёрся веслом в дно и быстрое течение унесло лодку в густой туман.
 

Купла грёб изо всех сил, в итоге сквозь туман, показался другой берег. Охотник причалил, вытащил и спрятал лодку. Осторожно, вглядываясь в туман, он побрёл вглубь Заречья.
 

Через несколько дней он вышел на равнину. По пастбищу ходили стада диких антилоп. Такого изобилия Купла даже представить себе не мог.
 

Несколько дней ничего не ев, он решил кого ни-будь подстрелить. Стрела вонзилась глубоко в тело животного поразив его прямо в сердце. Охотник подбежал к трофею, стал его разделывать.
 

– Эй – Услышал Купла окрик – Что ты тут делаешь?
 

Юноша обернулся, увидел к нему идут три незнакомца. Двое мужчин и одна женщина. – Прямо как в прошлом году в племени Приречья – пронеслось у него в голове.
 

– Я Купла – охотник из-за Топи – громко прокричал он, подняв руку тем самым показывая свои мирные намерения.
 

– Так – так. – Сказал подошедший – Я Макулу, — это Уамма – указал он на женщину, — а это Рилл. Мы из племени Заречья. А ну-ка покажи, как ты убил оленя. – Он ходил, смотрел, потрогал стрелу, похлопал по убитому животному. – И кто тебя учил так убивать? Ты что не видишь? Зачем ты в сердце стрелял? Кому теперь такая шкура нужна?
 

– Посмотри – поддержала его Уамма – ещё и старого самца. Кто такое мясо будет есть? Ты если хочешь здесь охотиться, сначала должен нам, Макулу и Риллу, уважение выказать.
 

– Каким образом? Вам недостаточно, что я добычу для вас добыл?
 

– Добычу? Кого интересует твоя добыча? Знаешь сколько мы добыли такой добычи? Сам «Хаос» нас хвалит.
 

– Кто такой «Хаос»? Он незримо присутствует среди вас как «Порядок» у Приреченцев?
 

– Не упоминай при нас этих варваров. Они ничтожества по сравнению с нами. – Уамма отвернулась и пошла прочь.
 

– А что с оленем делать? – растеряно спросил Купла у оставшихся.
 

– Как это что? Реж на куски и на шкуре частями перетаскивай к нам в деревню – ответил Рилл.
 

– А вы не поможете? – озадаченно спросил Купла.
 

– Конечно нет – с презрением ответил Макулу – Сам застрелил, сам и в порядок приводи. Тем более стрелять не умеешь. Кто так стреляет? Откуда вы только приплываете? Сидели бы в своих пещерах и на скалах рисовали, так нет, все прямо охотники. Слушай меня, — презрительно посмотрел он на Куплу – чтобы до вечера справился, понял? Стойбище там, возле скалы – он показал рукой куда-то в сторону.
 

К вечеру Купла управился. Перетащил добычу к стойбищу. Оглядевшись, он увидел много людей которые спешно проходили, мимо боясь встретиться с ним взглядом. Народ то и дело поглядывал на Макулу, Уамму и Рилла. Которые с презрением оглядывали окружающих.
 

Купла отрезал себе не большой кусок мяса и направился к дальнему костру, у которого сидели два охотника.
 

– Ты от куда? – спросил тот охотник, который постарше.
 

– Я из-за Топи – ответил Купла, протягивая мясо нанизанное на палку, к костру.
 

– Ого! – удивился другой охотник – Далеко. Ты сам прошел Топь? Без проводника?
 

Купла улыбнулся. – Топь не так страшна как о ней думают люди. Её надо понимать.
 

– Зачем ты пришёл к нам? – охотник по старше посмотрел на Куплу.
 

– Я хочу учиться. Меня многому научили в Приречье, там есть народ этого племени, среди них незримо правит «Порядок». Я слышал у вас незримо правит «Хаос», — это так?
 

– Почему не зримо? Очень даже зримо. Он часто себя показывает посещая нас.
 

– Он вождь? – Купла посмотрел по сторонам. – У Приреченцев «Порядок» не зрим, он в каждом. Ваш «Хаос» такой же?
 

– Нет, «Хаос» часто к нам приходит. Чаще всего когда его верные рабы переходят все границы и доводят общество до смуты. Тогда «Хаос» для вида, как бы ругает их при общине, но потом позволяет им продолжать вести себя так же.
 

– Зачем? – Купла перестал понимать происходящее в общине. Но он верил словам старого охотника.
 

– «Хаос» привёл общину в эти угодья, и волен поступать так, как хочет – ответил тот.
 

– Ты назвал их рабами, почему? Они требуют к себе почитания, позиционируют себя как господа, а ты говоришь, рабы.
 

– Да, они рабы «Хаоса». Кроме как здесь они больше ни где и ни кому не интересны.
 

– Но ведь они хорошие охотники – возразил Купла.
 

– Это они только так себя представляют. Хорошие охотники уходят в «Долину» и их знают по обе стороны реки, и даже у тебя за Топью. А про них никто не знает дальше нашего поселения.
 

– А почему вы тут? Почему не ушли в «Долину»?
 

– Привыкли, да и что нам делать в «Долине»? Кому мы там нужны? А здесь, мы таким новичкам как ты, можем рассказать о нашей жизни в племени «Заречье» образованное «Хаосом».
 

****
 

Как бы Купла не старался, в общине на него смотрели с презрением. После каждой охоты Макулу кричал на всю общину, что Купла опять не правильно стрелял в добычу, что не правильно лук держал, что не такую стрелу использовал. Все жители общины, проходя мимо него, укоризненно цокали языком и неодобрительно покачивали головами.
 

– Макулу наверное очень хороший охотник – спросил Купла у старого охотника, когда они у костра жарили мясо.
 

– Нет, он вообще не охотится. Только ходит и оценивает как другие подстрелили добычу. – ответил ему старик.
 

– Но, тогда откуда он знает как правильно стрелять? Он был раньше хорошим охотником?
 

– Он никогда не был охотником. А знает он как это делать только с помощью специального механизма. Который от всех прячет, чтобы все думали, будто он сам понимает так хорошо все премудрости охоты. И тем самым унижать настоящих охотников.
 

– Зачем он это делает? – искренне удивился Купла.
 

– Без этого он не нужен «Хаосу». Он это отлично знает, потому так старается. – Улыбаясь ответил старый охотник.
 

– А Уамма хорошая охотница? Я вижу её все хвалят.
 

– Её хвалят только потому, что боятся не похвалить. Если её не похвалит кто-нибудь, она обязательно на всю общину начнёт кричать и обвинять её не похвалившего. А если кто вздумает с ней из-за этого поспорить, она сразу жалуется «Хаосу». А тот тогда наказывает того на кого она пожаловалась.
 

– Ух ты! А почему «Хаос» не утихомирит её? – Купла смотрел озадаченно на старого охотника.
 

– Никто не знает замыслов «Хаоса»
 

– А почему у вас в общине за весь год я не слышал чтобы люди пели у костра? Когда я жил в «Приречье», там все пели и шутили. Женщины плели красивые венки и танцевали для своих мужей в красивых одеждах. – Молодой охотник с улыбкой на лице вспомнил эти вечера.
 

– Однажды к нам пришел весёлый охотник из «Долины». Он хотел всех развеселить. Уамма это заметила и созвала всех на совет, для того, чтобы изгнать пришельца.
 

– Зачем? – удивился Купла.
 

– В смеющихся не живёт страх.
 

– Да, прав был Момба из племени Приречья, не познав «Хаос» так сильно полюбить «Порядок» невозможно.
 

(продолжение следует)

БАНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
 

Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Это вполне относится и к моему герою. Он туляк вот уже не в одном поколении, коренной житель города, таких здесь называют козюками, что пошло еще с времен Петра Первого, приписавшего к заводу казенных крестьян. Родившись и живя в городе, где даже названия улиц символизируют винтовку (Штыковая, Ствольная, Курковая, Замочная, Ложевая и т. д. ), он не мог не выбрать оружейное поприще деятельности. Постиг науки в местном политехе и отдался интересному, увлекательному творческому труду на ниве обороны родной страны.
 

Звучит немного пафосно, но здесь всё к месту: упорство, трудолюбие и смекалка при хороших знаниях вскоре превратили его в способного специалиста, талантливого изобретателя и не плохого организатора.
 

Судьба свела его с замечательной девушкой, попавшей в город по распределению, то ли землячку Ломоносова, то ли с уральских краев. Девушка скромная, не избалованная достатками, работящая и тоже сноровистая. Соединили они свои взаимные чувства узами Гименея и зажили в мире и согласии. Гармонично совпали их интересы, привязанности и желания. Жили дружно, вне работы гуляли по городу, наслаждались прямыми улочками с искусной резьбой на старинных домах, любовались новостройками, увлекались местными уникальными музеями, скромными театрами, помпезными ведомственными дворцами культуры, красотами скверов и парков, кривыми излучинами утопающей в зелени тихой реки, каменными неприступными стенами и зубцами бастионов седого, пережившего века, кремля. Город нравился, они гордились его историей и радужными перспективами в настоящем. Жизнь удалась. Горизонт был чист и безоблачен.
 

Между тем его успехи на работе стали известны не только на предприятии, но и в городе. Ему настойчиво прочили престижные должности, номенклатура ввела в свой круг; заметили и в Министерстве, предложили работу в Москве. Но он не питал иллюзий, знал себе цену, его кредо: высоко взлетишь, больно и мучительно будет падать. Наотрез отказался от посул, остался на привычном месте.
 

Но вдруг столичные амбиции неожиданно обуяли супругу. Обнаружилось, что здесь ей не хватает простора, провинция её гнетет, не дает расправить крылья, раскрыть свой деловой, творческий и культурный потенциал, показать свой интеллект и индивидуальность. В общем, как у Пушкина: «Не хочу быть столбовою дворянкой, хочу быть царицей морскою».
 

В семье атмосфера стала сгущаться: недомолвки, неудовольствия, упреки в черствости и эгоизме. Дом из теплого гнездышка ласки и отдохновения превратился в сумрачный вокзальный зал ожидания неприятностей и отчуждения. Раньше он с удовольствием возвращался в него: здесь его ожидал уют, тепло, ласка, прекрасные и вкусные яства от заботливой хозяйки. Теперь холодный, не первой свежести, суп или простая магазинная сухомятка.
 

Однажды, придя домой, он не увидел и этого. На столе записка:
 

«Прости! Я так больше не могу. Не хочу прозябать в этой дыре, я достойна другого, но ты не захотел мне его представить, хотя и была возможность. С болью вычеркиваю тебя из своего сердца. Я нашла другого, он меня понимает: не такой скряга, как ты, зовет в Москву. Он очарован мной, моей жаждущей натурой, с готовностью бросает к моим ногам все преимущества, все возможности и перспективы большого мегаполиса. Только там я увижу свет, войду в круг желанных людей. Не ищи меня, я обрела свободу и теперь никому её не отдам».
 

Хоть тучи давно сгущались, но это был гром среди ясного неба, молния неожиданности и отчаяния поразила сердце. Жизнь разбита, порушено святое чувство, порушена вера, порушен сам смысл дальнейшего существования, больше на этом свете делать нечего. И такая мысль стала единственным выходом и утешением; почему-то очень кстати вспомнился изумительный нелюдимый водоем у глухой деревни Руднево.
 

Туда! Быстрей! Утопиться! На дне никто не найдет, никаких хлопот коллегам и товарищам по работе: пропал человек бесследно, мало ли таких, и всё. На машину, почти на автомате, не раздумывая. Вот он увесистый булыжник, обвязал, веревку на шею… Но какая-то сильная мозолистая рука перехватила конец и оттолкнула его от обрыва.
 

Что за чудо, никого здесь никогда не было и, вдруг, человек, да такой дюжий, спокойный и настойчивый. При таком не завершишь задуманное: сник, прислонил голову на его плечо и в судорогах выплакал ему свое горе. Мужик посочувствовал, не бросил, успокоил, отвел в свой дом, велел жене отогреть, накормить, а сам пойдет – проверит верши, вернется и порешит, как быть дальше.
 

Хозяйка ладная, домовитая, внимательная и тактичная, не пристает, не лезет в мятежную душу несчастного. Но, когда узнала, что он из Тулы, так и прилипла с вопросами: и есть ли трамвай или троллейбус, есть ли театры, стадионы, музеи, бывают ли концерты, много ли народу и т. д. И тут же запричитала: как же она завидует тем горожанам, как им, наверное, интересно жить, как бы она хотела оказаться среди них.
 

Мужик долго провозился на водоеме, и не зря: плотвичек набралось чуть ли не целое ведро. Будет, чем попотчевать неожиданного гостя, отвлечь от кручины. Заходит в дом, а на столе записка:
 

«Ухожу от тебя, не хочу всю жизнь ковырятся в земле и навозе. Осточертело топить печку, ухаживать за живностью, таскать коромыслами воду, ходить в замызганном тряпье, хорошие наряды моль доедает, а выйти в них некуда. Я другая и достойна другого. Как ты велел, я того человека успокоила, но приглянулась ему, позвал к себе, уезжаю в Тулу. Прости, что так поступила, но иначе не могу».
 

Вот такую историю я однажды подслушал в нашем садоводческом кооперативе. Беседовали две старушки, наши дачницы: одна из Москвы, другая из Тулы. Сетовали, что города надоели: шум, гам, маета, никакого покоя, теснота, не протолкнешься, никуда не сходишь, ничего не посмотришь, один телевизор, а он одинаков, что в городе, что в деревне. Мнимые блага и возможности оказались призрачными, дорогими и недоступными.
 

И еще одна жалела и проклинала себя, что когда-то давно обидела хорошего человека, а другая не могла нахвалиться своим и горевала, что бог так рано позвал его к себе.
 

Кроме той народной мудрости или поговорки, их ещё очень много на все случаи жизни:
 

– Что посеешь, то и пожнешь.
 

– Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше.
 

– От добра, добра не ищут. Последняя, пожалуй, больше всего подходит к этой истории.
 

  • Поучительный рассказ о блудном сыне 6 букв сканворд
  • Поучиться как правильно пишется
  • Поуши как пишется слитно или раздельно
  • Пофамильно как правильно пишется слитно или раздельно
  • Поучительные сказки для детей 8 лет рекомендуемые психологами слушать аудио