Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность «Азбука
нравственности»
3 класс
Внесены
изменения в тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания.
Необходимость
специальных уроков нравственности, на которых ребенок сможет постигнуть и
почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою
моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого
необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна.
В
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России подчеркивается, что «образованию отводится ключевая роль в
духовно-нравственной консолидации российского общества». «Именно в школе должна
быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и
культурная жизнь обучающегося».
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука
нравственности» в 3 классе составлена творческой группой педагогического
коллектива «Многопрофильной гимназии №38» в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с
учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана на 34 учебных
часа. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного
общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание
таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в
обществе. Данная программа направлена на формирование нравственных понятий. Это
очень сложный и длительный процесс, который требует больших усилий и
планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Важным здесь
является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них
действительно нравственных чувств.
Она
предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных
знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности,
а так же создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих
эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и
закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений
детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и
любви к семье, Родине.
Необходимость
нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на
потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать
принятом в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность
за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников
связано, прежде всего с тем, чтобы идеи добра и справедливости, проблемы
общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное развитие
личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает
организацию нравственного образования младших школьников как в процессе
изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают
ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил:
«Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души» Необходимо
проводить с детьми беседы на этические темы,
— чтение и обсуждение произведений художественной литературы,
— обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Приобщение
детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию
гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию,
распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему,
овладению своими эмоциями и чувствами. Актуальность программы
определена еще и тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее
время является
освоение
детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности
человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов,
убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: воспитание
нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, развитие
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России.
Задачи:
1.Сформировать
первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2.Способствовать
усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в
населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3.Раскрывать
сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми
разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.Научить приемам
и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и
внимательно слушать мнение собеседника.
Планируемые
результаты освоения учебной программы
Метапредметные
результаты
Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии
с целью выполнения заданий. Самостоятельно определять важность или
необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных
ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять
правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями,
или на основе различных образцов. Корректировать выполнение задания в соответствии
с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Использовать в работе литературу. Оценка своего задания по критериям.
Познавательные
УУД: Ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по
изучению незнакомого . Самостоятельно предполагать, какая дополнительная
информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые
источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и
научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.
Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли,
договариваться друг с другом.
Формы
организации деятельности
Обсуждение
книг
Игры
нравственно-патриотического содержания
Организация
выставок
Беседы
с интересными людьми
К
концу учебного года учащиеся:
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в
соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента
Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической,
информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры
здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда.
Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да
разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие.
Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность.
Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание.
Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние.
Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как
состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность.
Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь
к себе.
Календарно
-тематическое планирование программы разработано с учетом рабочей программы
воспитания По внеурочной деятельности «Азбука
нравственности»
3 класс (2021-2022г)
№ | Тема | Кол-во часов | Модуль программы | Форма деятельности |
1. | Семья-мир самых близких людей. | 1ч. | Беседа. Обсуждение правил вежливости. | |
2. | Любовь. Анализ | 1ч. | Чтение и обсуждение. Разбор произведения. | |
3. | Совесть. Уважение к старшему поколению. Анализ | 1ч. | День пожилого человека. Акция «К людям с добром!» | Чтение |
4. | Природа и человек. Анализ | 1ч. | Чтение | |
5 | Природа и человек. Анализ | 1ч. | Познавательная | |
6. | Жадность. Уроки жизни. Анализ | 1ч. | Участие в | |
7. | Внутренний мир человека. Анализ | 1ч. | Чтение и | |
8. | Внутренний мир человека. Анализ | 1ч. | Чтение | |
9. | Братья меньшие. Анализ | 1ч. | Участие в | |
10. | Братья меньшие. «Бедный | 1ч. | Чтение Выставка | |
11. | Братья наши меньшие. Анализ | 1ч. | Чтение | |
12. | Дружба.Анализ текста | 1ч. | Работа в | |
13. | Дружба. | 1ч. | Познавательная беседа Разбор произведения. | |
14. | Дружба. | 1ч. | Просмотр | |
15. | Дружба. Драгунский «Друг | 1ч. | Умение | |
16. | Дружба. Анализ | 1ч. | Чтение | |
17. | Дружба. | 1ч. | «Мы дружбой единой | Игра ток-шоу «Интервью |
18. | Знание и мудрость. Анализ | 1ч. | Участие в беседе | |
19. | Труд человека. Анализ | 1ч. | Чтение | |
20. | Раскаяние.Е.Пермяк | 1ч. | Познавательная | |
21. | Внутренний | 1ч. | Чтение | |
22. | Память. Труд человека. | 1ч. | Участие в инсценировании. разговора. Умение работать в группах. | |
23. | Что значит поступить по совести.«Девочка, | 1ч. | Чтение | |
24. | Взаимовыручка. «Мешок яблок» В. | 1ч. | Понимать и | |
25. | Взаимовыручка. | 1ч. | Участие в беседе Выставка | |
26. | Поступки нравственные и | 1ч. | «Забота» в рамках «Неделя | Участие в |
27. | Взаимовыручка. | 1ч. | Чтение | |
28. | «Что у Сеньки было» Р.Погодина. | 1ч. | Познавательная | |
29. | «Тайное всегда становится явным» | 1ч. | Участие в | |
30. | Совесть. Анализ текста | 1ч. | Чтение | |
31. | Безразличие. | 1ч. | Чтение | |
32. | Нравственные и безнравственные поступки. | 1ч. | Чтение | |
33. | Борис Гонаго, «Прозрение» из книги | 1ч. | Участие в | |
34. | Урок обобщение. |
Методическая литература
1.
Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.
2.Камкин
А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки.
Приложение № 2. – 2007. – Декабрь.
3.Камкин
А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М.,
2007.
4.
Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов //
Школьные технологии. — 2005. — №1.
5.Программа
для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 2006. –
Сентябрь.
6.Сборник
рассказов нравственного воспитания «Поучительные рассказы»
7.Борис
Ганго «Детям о вере»
Читаем с интересом — Рассказ Две матери читать онлайн полностью, Сухомлинский В. А.
В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.
— А я хочу, чтобы мой сын стал хорошим человеком, — сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.
…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…
…Наконец, Чернокосая мать спросила:
— Кем же стал твой сын?
— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.
Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
— А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…
— Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйся, мама», — сказал он на прощание и поцеловал её.
…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
— У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала, что сейчас в поле горячая пора, работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.
К Белокосой матери никто не приходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.
На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.
— Я тоже буду комбайнёром, — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…
… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришёл.
Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.