31.12.2020
— На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».
10.11.2019
— На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019
— На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019
— На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019
— Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019
— За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019
— Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019
— На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»
10.03.2019
— На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019
— Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017
— Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017
— Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017
— В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017
— На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017
— На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017
— На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,
Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.
Общие сведения
Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.
Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:
- проверяемая безударная гласная в корне;
- в корне.
Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.
Непроверяемая безударная гласная в корне
Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.
Перечень слов, не поддающихся проверке
Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:
Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.
Проверяемые безударные гласные
О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.
Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.
Примеры подборки однокоренных слов
Должны быть максимально приближенными к проверочным:
- вода — воды — вод;
- уходить — уходит — ход;
- чародей — чары;
- символический — символ;
- леса — лес;
- лиса — лис и пр.
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:
1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:
- -жег- — -жиг-;
- -кос- — -кас-;
- -стел- — -стил-;
- -лож- — -лаг-;
- -чет- — -чит-;
- -мер- — -мир-;
- -блест- — -блист-;
- -бер- — -бир-;
- -тер- — -тир-;
- -дер- — -дир-;
- -пер- — -пир-.
Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».
2. Ударением. К таким корням относятся:
- -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
- -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).
3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:
- -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
- -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
- -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
- -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).
4. Значением корня. К таким корням относятся:
- -равн- — -ровн-;
- -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» — «о»).
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне
, с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА
-):
хор
О
ший – прихор
А
ш
ИВА
ться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
в
ОРО
та – прив
РА
тник,
х
ОРО
нить – ох
РА
на,
з
ОЛО
то – з
ЛА
то,
х
ОЛО
дный – прох
ЛА
да.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ.
Если в проверяемом -оро-/-оло
(русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло.
Таким же образом поступайте со словами на —ра—ла-
(старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны
знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются
непроверяемыми.
аб…туриент — ?
в…кторина — ?
ор…гинал — ?
Корни с чередованием гласных –
одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом,
правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни
. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни!
Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное –
все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…ст
ительный, переск…ч
ил, вн…м
ал
2) д…л
ины, нап…д
ение, в…д
ать
3) ст…р
еть, закл…н
аю, пон…м
ать
4) тв…р
чество, расст…л
ать, нач…н
ать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст
ительный
, переск…ч
ил
, вн…м
ал
2) д…л
ины, нап…д
ение, в…д
ать
3) ст…р
еть
, закл…н
аю, пон…м
ать
4) тв…р
чество, расст…л
ать
, нач…н
ать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит,
правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
те..ретический
к..снулся
п..норама
Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.
Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.
Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.
Внимание!
Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование
в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.
Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.
- В этих корнях правописание зависит от ударения.
Запоминайте безударный вариант:-ГОР-
гор
елый, загор
еть
(-ГАР- под ударением загар
)-ЗАР
— зар
ница, зар
я
(-ЗОР- под ударением зорька
) Исключение: зоревать
-КЛОН
— преклон
ение, склон
иться
(под ударением –КЛАН-КЛОН)-ТВОР
— притвор
иться, столпотвор
ение
(под ударением –ТВАР-ТВОР)
Исключение: утварь
- Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ-
полаг
ать – полож
ение
Исключение: пОлог
-РАСТ – РАЩ – РОС-
раст
ение, выращ
енный, подрос
ла
Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток,
где О под ударением. На вырост –
приставка вы
оттянула на себя ударение.)-СКАК – СКОЧ
— скак
ать – вскоч
ить
Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный
-НИМ – НЯ-
сним
ать — сня
ть
-ЖИМ – ЖА-
сжим
ать — сжа
ть
-ЧИН – ЧА-
начин
ать – нача
ть
-КЛИН – КЛЯ-
проклин
ать — проклят
ие
-НИМ – НЯ-
поним
ать – поня
ть
примин
ать — примя
ть
- Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А
:-БЕР – БИРА-
убер
у — убир
аю
-ДЕР – ДИРА-
удер
ет — удир
аю
-ПЕР – ПИРА-
запер
— запир
ать
-ТЕР – ТИРА-
вытер
— протир
ать
-МЕР – МИРА-
замер
еть — замир
ать
-СТЕЛ – СТИЛА-
постел
ить — застил
ать
-БЛЕСТ – БЛИСТА-
заблест
еть — блист
ательные
-ЖЕГ – ЖИГА-
выжег
— прижиг
ать
-ЧЕТ – ЧИТА-
вычет
ы — вычит
ание
Исключение: сочетать, сочетание
-КОС – КАСА-
кос
нулся – кас
ался
- Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от
смысла слова
-МАК – МОК-
мак
ать, обмак
нуть
(«погрузить в жидкость»)промоч
ить, вымок
нуть
(«набрать влагу, стать мокрым»)-РАВН – РОВН-
уравн
ение, сравн
ить
(«одинаковый, равный»)заровн
ять яму, разровн
ять грядку
(«сделать ровной поверхность»)-ПЛОВ — ПЛАВ
— «О» только в словах плов
ец, плов
чиха
«А» в остальных словах поплав
ок, жук-плав
унец и др.
(Но: плыв
уны
– слои почвы)
Проверяя корни с безударными гласными, помним:
- Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА
— (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
- В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц
ающий –мерк
нет, просвещ
ение – свет.
- Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм
. Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный
словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия
не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион
– словарное слово. - Слова аква
рель, моно
графия, хроно
логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.). - Различайте омонимичные корни: примир
ять (мир
ный) врагов; пример
ять (пример
ка) платье.
В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер — замирать
.
В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).
- Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный
(экстрим – слово молодежного сленга). - В слове пАлисадник
нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
- ИнтЕллЕкт интЕллИ
генту
необходим, но корни этих слов различаются.
Выполним задание
:
Слово с чередующейся гласной – коснулся
(-КОС- потому что после корня нет суффикса А).
Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама
– непроверяемые, словарные слова.
Утопия
— разновидность фантастики, но фантастики
особого рода, которая была связана с
прогнозированием развития общества,
поскольку включала в себя ответ не
только на вопрос, каким должен быть мир
и как его изменить, основы ее социальной
совершенства. Поэтому утопия представляла
собой или альтернативные настоящему
идеальные модели общества, или показывала
перспективы развития тех или иных идей
и теорий. Кроме того, специфика утопии
заключалась в том, что писатель
сосредоточивал внимание не на
фантастическом описании технических
изобретений новейшей цивилизации и т.
д., а на картинке общества как социальной
системы, которая соответствовала идеалам
художника. Утопия — абстрактная модель
идеальной социальной системы, которая
соответствовала представлениям писателя
о гармонии человека и мира.
В
утопиях изображался мир, который
споглядався с безопасной дистанции и
был населен «чем-то нереальным, далеким».
В антиутопіях свет подавался с середины,
через видение его отдельными обитателями,
что чувствовали на себе его законы и
представляли себя в качестве «ближних».
Классическая
антиутопия характеризовалась
абстрактністю, художественной моделью
идеального общества, установкой на
результат социального развития, принципом
пространственно-временной символичности,
повышенной эмоциональностью стиля. В
отличие от утопии, антиутопия была
больше связана с действительностью, в
изображении которой прослеживались
социальные и хронологические приметы.
Мир будущего в антиутопии был представлен
хуже, чем настоящий, тот, который
критиковали. Антиутопия показала картину
трагической реальности, апокалиптического
бытия, поэтому если утопия представляла
собой позитивную модель социальной
системы, то антиутопия подала тотальное
отрицание и действительного и возможного
варианта будущего.
Фантастика
составляла основу поэтики антиутопии,
но не любое фантастическое произведение
считался антиутопией. Фантастика
выполняла в антиутопии две функции:
помогала раскрыть несовершенство
существующего порядка и отрицательные
последствия тех или иных общественных
процессов.
Антиутопия
была антиутопией вне связи с реальностью
и социальной проблематикой, поскольку
критиковала изображения государственной
системы, которая противоречила принципам
подлинного гуманизма. В ней выражался
протест против насилия, абсурдного
социального устройства, бесправного
положения личности. Авторы анти — утопий,
опираясь на анализ реальных общественных
процессов, с помощью фантастики пытались
предсказать их развитие в будущем,
предупреждая тем самым об опасных
последствиях существующего порядка.
Таким
образом, утопия и антиутопия имели
общность прежде всего в своем генезисе.
Они появились в связи с необходимостью
осознания существующего общественного
устройства и прогнозирования его в
будущем. их объединял комплекс
социально-политических проблем, среди
которых были такие: человек и общество,
личность и государство, свобода и насилие
и другие, которые имели философский
характер. Писателей волновал вопрос
общего порядка: могла или не могла другая
система предоставить человеку возможность
для достижения свободы, счастья,
плодотворного труда, какими были принципы
ее организации, отвечала она гуманистическим
идеалам. Существенной особенностью
утопии и антиутопии стало то, что они
смоделировали определенный тип
государственного устройства. Эта
художественная реальность была наделена
собственной ценностью, завершенностью,
системностью. Утопия и антиутопия как
художественные модели ориентировались
на исследования социальной системы
государственного устройства, на изучение
состояния людей и взаимоотношений между
ними в тех или иных условиях.
Важным
признаком утопии и антиутопии был их
прогнозируя характер. Они нацеливали
на реальность, которую необходимо было
менять, указывали, как проводить эти
изменения. Однако утопия и антиутопия
отличались целевой установкой, характером
заложенных в них конфликтов, соотношением
реального и фантастического, своеобразием
поэтики.
Утопия
всегда была связана с вымыслом, мифами
разного рода, поскольку она выражала
мечту, надежду на лучшее будущее. Целью
антиутопии было раскрытие настоящих
противоречий жизни, освобождения от
ложных мифов.
Антиутопия
— это антижанр, особый вид литературного
жанра, или, как его иногда называли,
«пародийный жанр, который характеризуется
соответствием его образцов определенной
традиции, набором конвенциональных
способов и интерпретаций». Специфика
антижанрів установила пародийное
отношение между антижанровими
произведениями и произведениями, которые
высмеивали традиции другого жанра. В
классическом варианте антижанрові
произведения были созданы по традициям
предыдущих образцов антижанру. Они
имели классические тексты и образцы
(например, пародии на эпос «Дунціада»
— это сатира на ничтожность и глупость
английского поэта А. Пона). Но эти
произведения не обязательно последовали
эти образцы. Антижанри могли развиваться
в традициях иллюзии к пародийного
текста, но который принадлежал к данному
жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М.
Сервантеса был образцом антиутопии.
Если
к утопии обращались в сравнительно
мирный, предкризисное время в ожидании
будущего, то антиутопии писали в сложный
период неудач. Антиутопического роман
— это роман, в котором было раскрыто
абсурдность и нелепость нового порядка.
Роман-антиутопия показал несостоятельность
идей утопистов. Нельзя построить
идеальное общество, где бы было счастье
для всех.
Признаки
антиутопии:
Изображения
определенного общества или государства,
их политической структуры;
Изображение
действия в далеком будущем (предполагалось
будущее);
Раскрытие
мира с середины, через видение его
отдельными обитателями, что чувствовали
на себе его законы и были представлены
в качестве ближних;
Показ
негативных явлений в жизни социалистического
общества, классовой морали, невелювання
личности;
Рассказ
от лица героев в форме дневника, заметок;
Отсутствие
описания домашнего жилья и семьи как
места, где царили свои принципы и духовная
атмосфера;
Присущие
жителям антиутопічних городов рис
рационализма и запрограммированности.
Антиутопия
— это очевидная современность часто
карикатурно заостренных идей, критический
пафос в оценке негативных тенденций
действительности. Это и элемент
фантастического, что вырастал из
реальности, из современных авторам
фактов, событий, процессов общественной,
политической, духовной жизни; это и
ироническое пародирование нежиттєвих
и угрожающие, по мнению авторов, идей и
представлений об идеальном обществе и
идеально счастливого человека. Вместе
с тем это и сила пророческого и
универсального понимания главных
тенденций развития общества, эволюции
человека и всего человечества; это вера
в то, что человек может развиваться
только свободно, естественно, путем
эволюции, а не по теориям, пусть самых
светлых умов, тем более не по приказам
всесильных тиранов; что в конечном итоге
должна была победить не универсальная
умственная конструкция идеальной жизни,
а здравый смысл и естественные человеческие
чувства и потребности.
Художественные
утопии и антиутопии обращались прежде
всего к разуму, а не к душе читателей.
Однако это не их недостаток, а жанровая
особенность, заложенный в них жизненный
план, основной принцип.
Философ
Леонид Ионин точно определил одну из
главных черт антиутопии: «Железную
логику утопий они «наваяли» на человеческую
психологию. И оказалось, что эта логика
нечеловеческая, или, если хотите,
античеловечная. По точно рассчитанным
орбитам в прекрасном будущем мире должны
механически двигаться безликие
человеческие единицы, унифицированные
существа, бессодержательные «функции»
социологических изменений. В старых
утопиях — у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у
Кампанеллы — живых людей не было».
Если
для утопии был характерен утверждающий
пафос, то для антиутопии определяющим
стал отрицающий. Устанавливая общие,
типовые черты антиутопии, нельзя не
отметить замечательное жанрово-стилевое
разнообразие произведений этого рода.
Если
взять за основу классификации своеобразие
фантастики, которая была основным
средством, отрицал утопическую мечту,
абсурдную действительность и доминанту
поэтики антиутопии, то можно условно
выделить такие разновидности жанра:
а)
социально-фантастическая антиутопия
(Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер
и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и
«Чевенгур»);
б)
научно — фантастическая антиутопия (Г.
Булгаков «Роковые яйца»);
в)
антиутопия — аллегория (Г. Булгаков
«Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики
и удавы»);
г)
историко — фантастическая антиутопия
(В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін
«Репетиция в пятницу»);
д)
антиутопия — пародия (В. Войнович «Москва
2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);
е)
роман — предупреждение (П. Буль «Планета
Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).
Эта
классификация достаточно условна,
поскольку в рамках одного произведения
нередко присутствовали элементы всех
других видов. Вместе с тем указанные
виды антиутопии дали возможность выявить
некоторые тенденции в развитии жанра,
возможно, они стали более устойчивыми
и привели к созданию новых жанровых
разновидностей в дальнейшем.