Посвятить рассказ проверочное слово

31.12.2020 - на форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к огэ 2020 года под редакцией

31.12.2020
— На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

10.11.2019
— На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019
— На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019
— На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019
— Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019
— За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019
— Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019
— На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019
— На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019
— Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017
— Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017
— Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017
— В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017
— На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017
— На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017
— На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

462921

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:

462923

Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

462922

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода — воды — вод;
  • уходить — уходит — ход;
  • чародей — чары;
  • символический — символ;
  • леса — лес;
  • лиса — лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

462924

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» — «о»).

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне
, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА
-):

хор
О
ший – прихор
А
ш
ИВА
ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в
ОРО
та – прив
РА
тник,

х
ОРО
нить – ох
РА
на,

з
ОЛО
то – з
ЛА
то,

х
ОЛО
дный – прох
ЛА
да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ.
Если в проверяемом -оро-/-оло
(русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло.
Таким же образом поступайте со словами на —ра—ла-
(старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны
знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются
непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных –
одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

A13 2
Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом,
правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни
. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни!
Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное –
все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст
ительный, переск…ч
ил, вн…м
ал

2) д…л
ины, нап…д
ение, в…д
ать

3) ст…р
еть, закл…н
аю, пон…м
ать

4) тв…р
чество, расст…л
ать, нач…н
ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст

ительный
, переск…ч
ил
, вн…м

ал

2) д…л
ины, нап…д
ение, в…д
ать

3) ст…р
еть
, закл…н
аю, пон…м
ать

4) тв…р
чество, расст…л
ать
, нач…н
ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит,
правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание!
Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование
в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения.
    Запоминайте безударный вариант:-ГОР-
    гор

    елый, загор
    еть
    (-ГАР- под ударением загар
    )

    -ЗАР
    зар

    ница, зар
    я
    (-ЗОР- под ударением зорька
    ) Исключение: зоревать

    -КЛОН
    преклон
    ение, склон
    иться
    (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР
    — притвор
    иться, столпотвор
    ение
    (под ударением –ТВАР-ТВОР)
    Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ-
    полаг
    ать – полож
    ение
    Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС-
    раст

    ение, выращ
    енный, подрос
    ла

    Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток,
    где О под ударением. На вырост –
    приставка вы
    оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ
    скак

    ать – вскоч
    ить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ-
    сним
    ать — сня
    ть

    -ЖИМ – ЖА-
    сжим
    ать — сжа
    ть

    -ЧИН – ЧА-
    начин
    ать – нача
    ть

    -КЛИН – КЛЯ-
    проклин
    ать — проклят
    ие

    -НИМ – НЯ-
    поним
    ать – поня
    ть

    примин
    ать — примя
    ть

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А
    :-БЕР – БИРА-
    убер
    у — убир
    аю

    -ДЕР – ДИРА-
    удер
    ет — удир
    аю

    -ПЕР – ПИРА-
    запер
    — запир
    ать

    -ТЕР – ТИРА-
    вытер
    — протир
    ать

    -МЕР – МИРА-
    замер
    еть — замир
    ать

    -СТЕЛ – СТИЛА-
    постел
    ить — застил
    ать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА-
    заблест
    еть — блист
    ательные

    -ЖЕГ – ЖИГА-
    выжег
    — прижиг
    ать

    -ЧЕТ – ЧИТА-
    вычет
    ы — вычит
    ание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА-
    кос

    нулся – кас
    ался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от
    смысла слова
    -МАК – МОК-
    мак

    ать, обмак
    нуть
    («погрузить в жидкость»)

    промоч
    ить, вымок
    нуть
    («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН-
    уравн
    ение, сравн
    ить
    («одинаковый, равный»)

    заровн
    ять яму, разровн
    ять грядку
    («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ — ПЛАВ
    — «О» только в словах плов

    ец, плов
    чиха

    «А» в остальных словах поплав
    ок, жук-плав
    унец и др.

    (Но: плыв

    уны
    – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА
      — (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц
      ающий –мерк
      нет, просвещ
      ение – свет.

    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм
      . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный
      словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия
      не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион
      – словарное слово.
    4. Слова аква
      рель, моно
      графия, хроно
      логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примир
      ять (мир
      ный) врагов; пример
      ять (пример
      ка) платье.
      В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер — замирать
      .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный
    (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник
    нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ
    генту
    необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание
:

Слово с чередующейся гласной – коснулся

(-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама
– непроверяемые, словарные слова.

Утопия
— разновидность фантастики, но фантастики
особого рода, которая была связана с
прогнозированием развития общества,
поскольку включала в себя ответ не
только на вопрос, каким должен быть мир
и как его изменить, основы ее социальной
совершенства. Поэтому утопия представляла
собой или альтернативные настоящему
идеальные модели общества, или показывала
перспективы развития тех или иных идей
и теорий. Кроме того, специфика утопии
заключалась в том, что писатель
сосредоточивал внимание не на
фантастическом описании технических
изобретений новейшей цивилизации и т.
д., а на картинке общества как социальной
системы, которая соответствовала идеалам
художника. Утопия — абстрактная модель
идеальной социальной системы, которая
соответствовала представлениям писателя
о гармонии человека и мира.

В
утопиях изображался мир, который
споглядався с безопасной дистанции и
был населен «чем-то нереальным, далеким».
В антиутопіях свет подавался с середины,
через видение его отдельными обитателями,
что чувствовали на себе его законы и
представляли себя в качестве «ближних».

Классическая
антиутопия характеризовалась
абстрактністю, художественной моделью
идеального общества, установкой на
результат социального развития, принципом
пространственно-временной символичности,
повышенной эмоциональностью стиля. В
отличие от утопии, антиутопия была
больше связана с действительностью, в
изображении которой прослеживались
социальные и хронологические приметы.
Мир будущего в антиутопии был представлен
хуже, чем настоящий, тот, который
критиковали. Антиутопия показала картину
трагической реальности, апокалиптического
бытия, поэтому если утопия представляла
собой позитивную модель социальной
системы, то антиутопия подала тотальное
отрицание и действительного и возможного
варианта будущего.

Фантастика
составляла основу поэтики антиутопии,
но не любое фантастическое произведение
считался антиутопией. Фантастика
выполняла в антиутопии две функции:
помогала раскрыть несовершенство
существующего порядка и отрицательные
последствия тех или иных общественных
процессов.

Антиутопия
была антиутопией вне связи с реальностью
и социальной проблематикой, поскольку
критиковала изображения государственной
системы, которая противоречила принципам
подлинного гуманизма. В ней выражался
протест против насилия, абсурдного
социального устройства, бесправного
положения личности. Авторы анти — утопий,
опираясь на анализ реальных общественных
процессов, с помощью фантастики пытались
предсказать их развитие в будущем,
предупреждая тем самым об опасных
последствиях существующего порядка.

Таким
образом, утопия и антиутопия имели
общность прежде всего в своем генезисе.
Они появились в связи с необходимостью
осознания существующего общественного
устройства и прогнозирования его в
будущем. их объединял комплекс
социально-политических проблем, среди
которых были такие: человек и общество,
личность и государство, свобода и насилие
и другие, которые имели философский
характер. Писателей волновал вопрос
общего порядка: могла или не могла другая
система предоставить человеку возможность
для достижения свободы, счастья,
плодотворного труда, какими были принципы
ее организации, отвечала она гуманистическим
идеалам. Существенной особенностью
утопии и антиутопии стало то, что они
смоделировали определенный тип
государственного устройства. Эта
художественная реальность была наделена
собственной ценностью, завершенностью,
системностью. Утопия и антиутопия как
художественные модели ориентировались
на исследования социальной системы
государственного устройства, на изучение
состояния людей и взаимоотношений между
ними в тех или иных условиях.

Важным
признаком утопии и антиутопии был их
прогнозируя характер. Они нацеливали
на реальность, которую необходимо было
менять, указывали, как проводить эти
изменения. Однако утопия и антиутопия
отличались целевой установкой, характером
заложенных в них конфликтов, соотношением
реального и фантастического, своеобразием
поэтики.

Утопия
всегда была связана с вымыслом, мифами
разного рода, поскольку она выражала
мечту, надежду на лучшее будущее. Целью
антиутопии было раскрытие настоящих
противоречий жизни, освобождения от
ложных мифов.

Антиутопия
— это антижанр, особый вид литературного
жанра, или, как его иногда называли,
«пародийный жанр, который характеризуется
соответствием его образцов определенной
традиции, набором конвенциональных
способов и интерпретаций». Специфика
антижанрів установила пародийное
отношение между антижанровими
произведениями и произведениями, которые
высмеивали традиции другого жанра. В
классическом варианте антижанрові
произведения были созданы по традициям
предыдущих образцов антижанру. Они
имели классические тексты и образцы
(например, пародии на эпос «Дунціада»
— это сатира на ничтожность и глупость
английского поэта А. Пона). Но эти
произведения не обязательно последовали
эти образцы. Антижанри могли развиваться
в традициях иллюзии к пародийного
текста, но который принадлежал к данному
жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М.
Сервантеса был образцом антиутопии.

Если
к утопии обращались в сравнительно
мирный, предкризисное время в ожидании
будущего, то антиутопии писали в сложный
период неудач. Антиутопического роман
— это роман, в котором было раскрыто
абсурдность и нелепость нового порядка.
Роман-антиутопия показал несостоятельность
идей утопистов. Нельзя построить
идеальное общество, где бы было счастье
для всех.

Признаки
антиутопии:

Изображения
определенного общества или государства,
их политической структуры;

Изображение
действия в далеком будущем (предполагалось
будущее);

Раскрытие
мира с середины, через видение его
отдельными обитателями, что чувствовали
на себе его законы и были представлены
в качестве ближних;

Показ
негативных явлений в жизни социалистического
общества, классовой морали, невелювання
личности;

Рассказ
от лица героев в форме дневника, заметок;

Отсутствие
описания домашнего жилья и семьи как
места, где царили свои принципы и духовная
атмосфера;

Присущие
жителям антиутопічних городов рис
рационализма и запрограммированности.

Антиутопия
— это очевидная современность часто
карикатурно заостренных идей, критический
пафос в оценке негативных тенденций
действительности. Это и элемент
фантастического, что вырастал из
реальности, из современных авторам
фактов, событий, процессов общественной,
политической, духовной жизни; это и
ироническое пародирование нежиттєвих
и угрожающие, по мнению авторов, идей и
представлений об идеальном обществе и
идеально счастливого человека. Вместе
с тем это и сила пророческого и
универсального понимания главных
тенденций развития общества, эволюции
человека и всего человечества; это вера
в то, что человек может развиваться
только свободно, естественно, путем
эволюции, а не по теориям, пусть самых
светлых умов, тем более не по приказам
всесильных тиранов; что в конечном итоге
должна была победить не универсальная
умственная конструкция идеальной жизни,
а здравый смысл и естественные человеческие
чувства и потребности.

Художественные
утопии и антиутопии обращались прежде
всего к разуму, а не к душе читателей.
Однако это не их недостаток, а жанровая
особенность, заложенный в них жизненный
план, основной принцип.

Философ
Леонид Ионин точно определил одну из
главных черт антиутопии: «Железную
логику утопий они «наваяли» на человеческую
психологию. И оказалось, что эта логика
нечеловеческая, или, если хотите,
античеловечная. По точно рассчитанным
орбитам в прекрасном будущем мире должны
механически двигаться безликие
человеческие единицы, унифицированные
существа, бессодержательные «функции»
социологических изменений. В старых
утопиях — у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у
Кампанеллы — живых людей не было».

Если
для утопии был характерен утверждающий
пафос, то для антиутопии определяющим
стал отрицающий. Устанавливая общие,
типовые черты антиутопии, нельзя не
отметить замечательное жанрово-стилевое
разнообразие произведений этого рода.

Если
взять за основу классификации своеобразие
фантастики, которая была основным
средством, отрицал утопическую мечту,
абсурдную действительность и доминанту
поэтики антиутопии, то можно условно
выделить такие разновидности жанра:

а)
социально-фантастическая антиутопия
(Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер
и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и
«Чевенгур»);

б)
научно — фантастическая антиутопия (Г.
Булгаков «Роковые яйца»);

в)
антиутопия — аллегория (Г. Булгаков
«Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики
и удавы»);

г)
историко — фантастическая антиутопия
(В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін
«Репетиция в пятницу»);

д)
антиутопия — пародия (В. Войнович «Москва
2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);

е)
роман — предупреждение (П. Буль «Планета
Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).

Эта
классификация достаточно условна,
поскольку в рамках одного произведения
нередко присутствовали элементы всех
других видов. Вместе с тем указанные
виды антиутопии дали возможность выявить
некоторые тенденции в развитии жанра,
возможно, они стали более устойчивыми
и привели к созданию новых жанровых
разновидностей в дальнейшем.

  • Посвящается или посвещается кому то как правильно пишется
  • Посвящена как пишется слово правильно
  • Посвятить фонарем как пишется
  • Посвятить себя как пишется
  • Посвещено или посвящено как пишется