Если хотите побыстрее сдать дипломную работу и начать профессиональную карьеру, нужно не только найти необходимую информацию для итоговой работы, но и знать, как эту дипломную работу правильно оформить. Кстати, многое о том, как написать дипломную работу самостоятельно (для чайников), вы уже можете найти на нашем телеграм-канале. А тут мы собрали только самую важную и полезную информацию.
На этапе подготовки
Выбор научного руководителя
Сложно ли писать диплом самому? Многое зависит от выбора не только темы работы, но и научного руководителя. Поэтому они тщательно присматриваются к преподавателям в университете.
Не стесняйтесь узнавать, как защитили старшекурсники. Они подскажут, как тот или иной преподаватель ведет себя на этапе написания диплома и на защите.
Почему так важно выбрать хорошего руководителя? От этого будет зависеть, сколько раз вы будете отправлены на доработку. Одни преподаватели могут с первого раза подробно описать все недочеты и недоработки, чтобы студент не терял напрасно время и работал по существу.
Другие же будут раз за разом отказывать в принятии работы, ссылаясь то на недостаточную уникальность, то на неверное оформление литературных источников, то на нехватку объема дипломной.
В конце концов, вы должны помнить, что именно этот человек (в идеале) будет ставить свою оценку в рецензии на дипломную работу. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует теме, не выполнены задачи, пропущены промежуточные сроки по сдаче глав и т.д., руководитель может написать отрицательный отзыв или написать в отзыве «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты».
Такие формулировки сразу же обращают на себя внимание Государственной аттестационной комиссии и влекут за собой дополнительные вопросы, а иногда и негативную оценку по защите.
Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать.
Выбор темы
Первое, с чем придется столкнуться выпускнику, – выбор темы для дипломной работы.
А правильный выбор темы дипломной работы означает, что вы защититесь на отлично.
Выбирать тему можно следующим образом:
- выбрать тему по интересам;
- продолжить тему предыдущих курсовых проектов;
- определить тему, исходя из планов в будущей профессиональной деятельности;
- воспользоваться помощью преподавателя.
Если хотите быстро написать дипломную, подумайте, как из курсовой сделать дипломную работу. В этом случае большая часть исследований, оформлений и приложений у вас уже готова.
Написание плана
Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него?
К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут вас на защите.
Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?
Именно для этого и нужно знать, как составить план дипломной работы. Это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.
План решает следующие задачи:
- раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
- показать его актуальность и целесообразность;
- подобрать оптимальную методологическую базу;
- логично и последовательно изложить ход мыслей;
- прийти к объективным выходам;
- не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).
Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о впустую потраченном времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.
Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:
- Введение работы.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Доказательства научной новизны.
- Заключение.
- Выводы.
- Библиографический список.
- Приложения.
Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если вы планируете внести их в содержание.
На этапе написания
Написание диплома – сложная штука. Вам придется не просто описать все проведенные исследования в мельчайших подробностях, но и грамотно оформить их.
Структура диплома
Итак, зная структуру, вы узнаете, как правильно написать дипломную работу самостоятельно. И по ГОСТам каждый диплом состоит из следующих обязательных элементов:
- титульный лист,
- оглавление,
- аннотация,
- перечисление основных терминов и их определения, аббревиатур с краткой расшифровкой,
- введение на пять страниц,
- основная часть (теория и практика, разбитые на параграфы по 5 страниц каждый),
- заключение на две-три страницы
- библиографический список,
- приложения.
Определение цели и задач диплома
И перед тем, как написать дипломную работу самому, необходимо определить для себя два важных пункта: цель и задачи.
Вот почему одним из требований к написанию ВКР выступает не формальный, а творческий подход к выбору темы, составлению плана выполнения выпускной квалификационной работы, а также порядку ее написания и оформлению.
- Цель. Диплом является систематизацией и закреплением теории в определенной специальности в ходе решения практических задач по исследованию и анализу, выявлению способностей к самостоятельной работе.
- Задачи. Задачи необходимо четко формулировать: изучить и формулировать литературу по теме; исследовать и выучить основные термины и понятия по данной теме; выявить и проанализировать влияние некоторых показателей на развитие данной темы; дать собственные рекомендации на тему усовершенствования вопроса по заданной теме.
Теперь более подробно по каждому пункту дипломной работы.
Титульный лист
Любой диплом начинается с грамотного оформления титульного листа.
На этой странице должна содержаться следующая информация:
- Полное название вуза, факультета и кафедры. Пишутся на первых трех строчках титульного листа с выравниванием по центру и шрифтом Times New Roman, размер 14.
- Тема дипломного проекта. Должна размещаться в центре и помещаться в одну или несколько строк. Шрифт названия темы – полужирный Arial прописными буквами 20 размера. В названии не допускаются сокращения и переносы слов.
- Фамилия, имя и отчество студента, форма его обучения (заочная, дневная или вечерняя). фамилия и инициалы, звание и ученая степень научного руководителя дипломного проекта. Помещаются на 3 строки, о научном руководителе – в 2 строки. Они помещаются внизу справа от названия темы. Шрифт — Times New Roman, размер 14, с выравниванием по левому краю, с отступом вправо на 8,5 см. Ф. И. О. руководителя и автора дипломной пишутся полужирным шрифтом.
- Город и год написания диплома. Находятся внизу в центре страницы на двух последних строчках и пишутся шрифтом Times New Roman, размер 14 с выравниванием по центру.
Нельзя недооценивать оформление титульного листа диплома: это ваш пропуск на защиту.
Содержание
Содержание – это, по сути, тот же план дипломной работы, только в более развернутом виде и с указанием места расположения информации. Но студенты терпеть не могут выполнять именно эту часть работы за то, что понадобятся дополнительные знания и усидчивость для грамотного оформления оглавления проекта.
Оглавление дипломной работы никак не связано с литературным жанром. Здесь непозволительно использовать намеки и загадки. Существуют определенные требования о том, как нужно правильно написать содержание дипломной работы:
- отражение всех вопросов, затрагиваемых в работе;
- взаимосвязанное раскрытие итогов исследования;
- четкость и последовательность изложенных данных;
- обязательное написание в виде неразрывных повествовательных предложений, а не восклицательных или вопросительных.
Если знать, как составить содержание дипломной работы, то в итоге получится четкое перечисление основной информации, четкий план диплома. Здесь студент перечисляет все имеющиеся в работе:
- разделы,
- подразделы,
- пункты,
- подпункты,
- параграфы, а также страницы, им соответствующие.
Правильное оформление содержания диплома по ГОСТу 2022 должно выглядеть следующим образом:
- названия глав (заголовки первого уровня) – 14 размер полужирный шрифт Times New Roman,
- названия параграфов (заголовки второго уровня) – 14 размер нормальный шрифт Times New Roman,
- названия пунктов (заголовки третьего уровня) — 14 размер курсивный шрифт Times New Roman.
Делать это не обязательно вручную. Можно воспользоваться функциями Microsoft Word что позволит написать содержание в ворде быстро и качественно.
Введение к диплому
Многие считают, что во введении можно как в сочинении писать свои мысли и плавно подводить к основной сути. Навсегда забудьте этот вздор! Именно с введения начинается знакомство руководителя и членов комиссии с вашим трудом. Вот почему крайне важно максимально качественно подойти к написанию введения к диплому.
Из введения должно быть понятно, с какой целью был написан диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируется использовать.
Итак, в этой части работы всегда будут:
- актуальность работы;
- цель и задачи дипломного проекта;
- знакомство с объектом и предметом исследования;
- перечисление методологических основ исследования;
- описание научной и практической значимости квалификационной работы;
- гипотеза исследования.
До начала работы обязательно следует оговорить все тонкости с научным руководителем. Иногда, если спросить у него, как правильно написать введение в дипломной работе, он может указать на необходимость перечисления основных глав, параграфов, разделов с кратким содержанием или основной мыслью. Но это не для всех работ и отраслей.
До того как написать введение для дипломной работы, вы должны найти пример в методичке или спросить у научного руководителя о приемлемом для него объеме. Если он не выкажет собственных предпочтений, придерживайтесь стандартных норм:
- стандартный объем введения — 2-4 страницы;
- 5 страниц – максимально допустимый объем.
Помните: в этих трех-четырех страницах вам нужно будет очень кратко и по делу описать главные аспекты труда.
Основная часть
С чего начать написание диплома? Правильно, с самого главного! А в дипломной работе самое главное – это теоретическая и практическая часть.
- Теоретическая часть.
Теоретическая часть состоит из нескольких глав (3-4) общим объемом примерно в 15 листов формата А4. Здесь автор описывает методы выполнения дипломной работы, указанные во введении, но делает это более подробно. Часто теоретическую часть называют литературным обзором, где описывается многоплановый анализ проблемы.
Задача автора в этой части – дать максимально полную характеристику изучаемой проблемы, сопоставить и проанализировать разные точки зрения, определить подходы к исследованию указанных проблем. В конце теоретической части автор знакомит слушателей/читателей с собственными взглядами на проблему, пытается найти пути ее решения.
- Практическая часть.
Во второй главе диплома описывается ход проведения исследования, указываются все этапы его проведения, подводятся общие выводы. В практической части приводятся точные результаты с их подробным анализом, а также обоснованные практические рекомендации по повышению эффективности изученных процессов.
Здесь студент обязан продемонстрировать теоретические и практические навыки, полученные в ходе всего обучения в вузе. Суть этой части – описание личного вклада студента в сферу исследования. То есть выпускник должен предоставить комиссии новый, ранее неизведанный способ решения проблемы, а также опробовать его и рассказать о результатах.
Заключение дипломной работы
Сложность написания хорошего(!) заключения состоит в том, что в нем нужно отразить собственные выводы по работе, а не фразы из учебника, схемы и диаграммы с расчетами. Окончание работы – это комплексное и логичное выражение своих мыслей, подведение итога работы.
Данный раздел следует сразу после основной части и перед библиографическим списком (списком литературы). Сюда входят следующие элементы:
- Выводы по теоретическим и практическим аспектам работы, которые были получены в ходе исследования.
- Оценка и результаты эмпирического исследования с описанием выводов.
- Предложения, которые позволят устранить выявленные в работе проблемы, а также описание их практической значимости.
- Итог проделанной работы (успешность достижения поставленной цели и выполнения задач).
К написанию заключения стоит отнестись весьма серьезно, ведь введение и заключение кратко характеризуют всю проделанную работу. На этом этапе можно по-быстрому увидеть все результаты и решенные задачи. Если попадется ленивый рецензент, то он будет судить работу именно по этой части.
Список литературы
У многих студентов возникают проблемы с тем, как правильно написать и оформлять литературу в дипломе. Первое, что необходимо помнить, – библиографический список перечисляется в порядке важности материалов. Порядок важности такой:
- нормативные акты;
- статистические источники;
- учебные пособия в алфавитном порядке;
- книги на иностранном языке;
- источники из интернета.
Немного по-разному может производиться оформление статей из журналов, электронных источников, учебников вузов, учебных пособий, материалов конференций, методических источников. И в ГОСТах строго прописано, как оформлять списки литературы в дипломе. Поэтому определитесь с типом источника и смотрите образцы.
Приложения
Качество оформления приложений в дипломе играет огромную роль. Зная, как правильно оформить приложения в дипломе, вы сможете грамотно резюмировать вашу работу, сделать ее более понятной. В приложение дипломной работы входят:
- рисунки,
- таблицы,
- графические наглядные материалы.
Существуют определенные стандарты, которые необходимо соблюдать при создании приложений к диплому. Вот основные из них:
- Каждое новое приложение начинается с чистой страницы. Сверху в центре пишется заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» с причисленным ему порядковым номером, соответствующем ссылке в тексте работы. Под ним идет заголовок таблицы, рисунка или другого графического объекта (начинается с прописной буквы с отдельной строки по центру).
- Нумерация приложений можно оформлять кириллицей (кроме о, ё, й, з, ь, ч, ъ, ы) или латиницей (кроме букв I, O). Если количество приложений превышает количество букв одного из алфавитов, можно использовать арабские цифры. Если к диплому прилагается лишь одно приложение, оно обозначается заглавной буквой А.
- Нумерация страниц приложений должна быть сквозной. Она начинается с первой цифры с первой страницы приложения.
Особое внимание обратите на то, как следует оформлять таблицы в дипломе. Этот графический элемент позволяет улучшить наглядность примеров и расчетов. Мы хотим рассказать вам как раз о том, как это правильно делать. Каждый рисунок, графический объект и таблица непременно нумеруются одним из следующих способов:
- Сквозная нумерация по ходу дипломного проекта.
- Новая нумерация с началом каждой новой главы.
При создании приложений также пролистайте материалы о том, как правильно оформлять схемы в дипломе, если ваша работа технической направленности. И если с остальными видами предоставления информации все понятно, то схемы вызывают у студентов больше всего вопросов. Давайте разбираться, как правильно оформлять схемы в дипломной работе.
Схема должна быть понятной и наглядной, вся информация должна представляться последовательной. Все надписи должны быть хорошо видны и выполнены в том же стиле, что и другие графические объекты в дипломной работе.
Линии схемы должны быть четкими. У всех элементов должны быть хорошо различимые границы.
В правильно составленной схеме можно легко различить связи и последовательности. Надписи должны емко отражать суть схемы и всех происходящих процессов, которые вы хотите описать.
После написания основной части важно проверить ее на антиплагиат. Это актуально для тех, кому важно знать, как написать дипломную работу без плагиата и не дорабатывать ее десяток раз.
Методика написания диплома
Существует определенная методика написания диплома, качество выполнения которого в первую очередь оценивает комиссия.
Итак, вот основные пункты, на которые стоит обратить внимание при подготовке к сдаче.
Объем работы
По объему рукопись не должна быть чрезмерно большой. При стандартном шрифте 14 кеглем на листах формата А4 оптимальный размер работы – 50 листов.
Конечно, это не закон, и при необходимости вы можете превысить указанную цифру. Но скорее всего лишний объем просто не будет учтен членами комиссии (проще говоря, лишние листы даже не будут прочтены).
Оформление
ГОСТы были созданы для того, чтобы кто-то их соблюдал. Поэтому любой учащийся при подготовке дипломной должен уметь грамотно ее оформлять, ведь соответствие нормам – первое, на что смотрят члены ГАК.
Не стоит надеяться, что научный руководитель или члены ГАК не обратят внимания на некорректное оформление. В рецензии даже есть пункт, оценивающий качество оформления работы.
Итак, аккуратно подготовленный документ должен быть написан:
- в строгом научном стиле;
- внятно, логично, последовательно;
- с изложенными основными материалами, необходимыми для выпускной работы.
Основные материалы для выпускной работы – это постановка целей и задач, довод научных публикаций по тематике, описание методов и этапов решения задач, демонстрация и анализ полученных результатов.
Стандарт оформления дипломных работ: общее
Существуют различные требования к оформлению дипломной работы 2019 года. Без их соблюдения работу не примет ни научный руководитель, ни комиссия.
Например, есть четкие правила оформления выпускной работы:
- дипломная работа выполняется на белых листах бумаги формата А4;
- объем (размер) дипломной работы должен составлять до 80 страниц (по согласованию с руководителем);
- форматирование текста: отступы дипломной работы слева – 3 см, отступы справа – 1 см, отступы сверху и снизу – 2 см;
- стандартный шрифт при оформлении дипломного проекта — Times New Roman, кегль 14, с межстрочным интервалом в 1-1,5;
- заголовки пишутся с заглавной буквы и помещаются по центру строки;
- новый пункт дипломной работы начинается с нового листа;
- название каждой главы пишется БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Название параграфа – обычными буквами, но с Заглавной первой буквы;
- все страницы дипломного проекта при оформлении нумеруются, кроме титульного листа и содержания;
- нумерация страниц размещается в нижнем правом углу страницы;
- после номера главы точка ставится, а после номера параграфа нет.
Оформление списков и рамок диплома
Посмотрите, правильно ли у вас выполнено оформление списков и рамок в дипломе.
Правила оформления списков:
- Оформлять списки можно по-разному: в виде пунктов или подпунктов.
- Маркер должен быть проставлен перед каждым новым перечислением. При этом сам маркер должен быть стандартным, общепринятым (точка или тире для ненумерованного списка).
- Перечисления можно детализировать при помощи арабских цифр. Иными словами: использовать нумерованный список. Как правило, после каждой цифры ставится закрывающая круглая скобка. В этом случае составляющие списка после нумерации пишутся с маленькой буквы.
Каждое новое перечисление пишется с новой строки. Величина абзацного отступа стандартная – 12,5 мм.
А вот главные параметры рамок диплома:
- Нижнее и верхнее поле – 20 мм
- Правое поле – 10 мм
- Левое поле – 25 мм
При необходимости (как правило, для студентов технических специальностей) дипломная работа обрамляется в специальную рамку. По ГОСТу 2.106-96 ее необходимо выполнять по форме 5 и 5а.
Оформление сносок и ссылок
Есть определенные требования, как оформить сноски и ссылки в дипломе. Звучит смешно, но именно это может повлиять на решение комиссии.
Существует несколько видов сносок:
- внутритекстовые;
- подстрочные;
- затекстовые (ссылки).
Однако по ГОСТу сноски в дипломной работе следует располагать сразу же под текстом (таблицей, рисунком) или в конце страницы, на которых он расположен.
Все, с оформлением покончили. Теперь переходим к финальной части, которая тоже потребует от вас определенных сил.
На этапе завершения
Не думайте, что по окончании написания дипломной работы можно наконец расслабиться и пуститься во все тяжкие. Самое время навести внешний лоск, добавить кое-какие документы.
Давайте разбираться, что обязательно нужно сделать после написания диплома и перед защитой.
Написание рецензии, аннотации, пояснительной записки к диплому
Аннотация
Аннотация – это краткое описание к диплому с краткой характеристикой содержания. Она не является самостоятельным документом. Ее нельзя использовать отдельно от диплома, поэтому ее прикладывают к работе до прошивания.
Написание аннотации к диплому – своеобразное отражение проблем, которые раскрываются во всех главах. При прочтении аннотации читатель сразу должен сформировать у себя четкое понимание того, о чем пойдет речь в работе.
Аннотация может быть составлена в двух видах:
- В кратком варианте. Размер этого документа вполне может не превышать 0,5 стандартного листа А4. Здесь достаточно описать методологию проведения исследования и указать цели.
- В расширенном варианте. В этом случае размер документа должен занимать от 1-2 до 3-4 листов. Здесь следует указывать основную информацию и собственный отзыв обо всех существенных и значимых моментах в проведенном исследовании. Нужно указывать и ключевые этапы проведения исследования и приводить обоснованные выводы.
Не стоит недооценивать важность аннотации. Это лицо вашего диплома. Часто достаточно лишь взглянуть на нее, чтобы понять суть труда в целом.
Рецензия
Написанием рецензии занимается рецензент – человек с дипломом (а еще лучше – с научной степенью) по специальности дипломного проекта.
Если удалось найти рецензента, не надейтесь, что он сам напишет рецензию. Такие люди слишком заняты, чтобы тратить свое время. Позаботьтесь о том, чтобы у вас все было готово, а рецензент мог только поставить подпись под написанным.
Вот основные черты, которыми должна обладать хорошая рецензия:
- выдержанность в одном стиле;
- соответствующее оформление и четкая структура;
- наличие полноценного анализа дипломного проекта.
Помните: вы, то есть рецензент, пишете не эссе и не отзыв, которым свойственен свободный стиль написания. У рецензии есть четкая структура. А вот форма может быть свободной.
Оформление рецензии:
- Объем – не больше одной страницы формата А4.
- Шрифт — Times New Roman.
- Размер шрифта – 14 кегль.
- Одинарный межстрочный интервал.
- Отступы – 2 см снизу и сверху, 3 см слева, 1 см справа.
- Наличие подписи рецензента.
Пояснительная записка
Пояснительная записка к диплому (курсовой) – это официальный документ, по которому выставляется итоговая оценка за весь проект, а в случае дипломной работы – присваивается квалификация.
Крайне важно соблюдать правила написания пояснительной записки, ведь этот документ не только представляется комиссии, но и будет храниться еще несколько лет в архиве, который регулярно проверяется. И если будут выявлены несоответствия – жди беды.
Пояснительная записка к дипломному проекту должна соответствовать следующим требованиям:
- объем – до 80 страниц;
- оформление на листах формата А4;
- написание 14 шрифтом.
Создание презентации к дипломной работе
Компьютерная презентация – самый яркий момент в защите диплома. В недавнем прошлом выпускники должны были вручную создавать бумажные плакаты. И отнимало это почти столько же времени, сколько написание самой дипломной работы.
Сегодня же в вашем распоряжении компьютеры, с помощью которых оформление презентации к докладу или диплому может занять всего несколько часов.
Презентация нужна для того, чтобы облегчить работу членов комиссии. Благодаря ей существенно облегчается визуальное восприятие информации, а время прослушивания доклада сокращается с нескольких часов до нескольких минут.
На сегодняшний день не существует каких-то строгих и четких требований к оформлению презентации дипломной работы. Однако есть общие положения, рекомендации, советы в составлении презентации в составлении презентации, следуя которым можно повлиять на свою защиту.
Теперь более конкретно по важным пунктам о том, как правильно создать презентацию к диплому:
- Шрифт. Для создания презентации рекомендуют использовать шрифты Arial или Times New Roman. Это обусловлено тем, что эти шрифты есть на любом компьютере. Если же использовать редкий шрифт, то при использовании презентации на неизвестном компьютере, в котором нет используемого шрифта, на экране будут отображаться квадратики или непонятные символы. Печатайте информацию 24 кеглем без использования CapsLock. Если вам нужно выделить слово или выражение, используйте лучше полужирный шрифт.
- Графика. С ее помощью вы можете проиллюстрировать информацию, которую хотите представить комиссии на защите. При использовании диаграмм или графиков обязательно указывайте на слайдах внизу расшифровку сокращений. При этом каждая иллюстрация должна сопровождаться подписью.
- Таблицы. Программы для презентаций, как правило, не любят таблиц. Если вы хотите поместить чрезвычайно важную информацию в форме таблицы, вставьте ее в слайд как картинку, используя, например,
- Анимация. Анимацию не следует использовать, если вы, не выпускник режиссерских специальностей. Исчезание, всплывание, растворение надписей оказывает впечатление несерьезности, что вовсе ни к чему при защите дипломной работы.
- Звуковые эффекты. Старайтесь не использовать никаких звуков из пакета программы для создания презентации. Они будут мешать сосредоточиться на смысловой составляющей работы
- Количество слайдов. Для защиты дипломной работы рекомендуется создавать презентацию объемом не больше 25 слайдов (включая выходные данные). В среднем комиссия отводит на каждого выпускника не более 10-12 минут своего времени. Рассчитывайте на то, чтобы успеть вписаться в этот временной промежуток.
А вот и частые ошибки при составлении презентации:
- опечатки,
- использование чужого компьютера,
- применение мультимедийных файлов,
- мелкий шрифт,
- написание в последний день.
И еще один важный совет напоследок: обязательно создавайте резервную копию и носите ее с собой. Имея флэшку с презентацией, вы всегда сможете воспроизвести ее, если аппаратура вуза вдруг заглючила. Достаточно найти студента с лэптопом.
Написание доклада и речи к дипломной работе
При подготовке к защите следует изучить информацию о том, как написать доклад к дипломной работе.
Доклад пишется на 3-4 листа формата А4 и состоит из основного текста (краткое изложение дипломной работы) с выводами, раздаточных материалов, самой презентации.
В содержание доклада должны быть включены следующие пункты:
- Актуальность работы (2-3 предложения достаточно).
- Характеристика объекта и предмета исследования.
- Перечисление используемых методов исследования.
- Описание поставленных целей и задач.
- Логически составленный краткий рассказ о том, как вы решали поставленные задачи и к каким выводам пришли (краткий пересказ всех глав диплома с выводами).
- Внесение предложений и рекомендаций по улучшению и оптимизации предмета и объекта исследования.
- Приведение фактов научной и практической ценности предложений студента и выпускной квалификационной работы в целом.
Грамотная четко продуманная речь к диплому – важная составляющая успеха. Мало просто написать речь к дипломной работе, нужно еще и уметь красиво рассказать о своей работе. Иначе комиссия может ненароком расстроиться и потерять к вам всякий интерес.
Итак, вот дельные рекомендации о том, как написать речь на защиту диплома:
- Как написать защитное слово (речь) к диплому? Написать сам диплом. Не стоит составлять защиту диплома, не изучив свой диплом досконально. Перечитайте материал, пусть он «уложится» в голове. После этого можно начинать. Но как защитить диплом если писал не сам? То же самое — хорошенько изучите работу перед защитой.
- Помните о времени. Как правило, защита диплома длится недолго. Как говорится, 10 минут позора – и можно расслабиться. Поэтому не стоит напрямую переписывать весь диплом в свою речь. Пусть доклад будет помощником, шпаргалкой, в соответствии с которой будет проще рассказывать о сути исследований.
- Перед тем как написать защитное слово к дипломной работе, вместе с научным руководителем подумайте о возможных вопросах, которые может задать почтенная комиссия. Информацию, которая поможет с ответами, целесообразно включить в речь.
- Используйте информацию из введения и заключения. Укажите, какова была задача диплома, как она решалась, что было сделано и что получили в итоге. В речи должна быть отражена самая суть, квинтэссенция вашей работы, так что добавьте в нее выводы из каждой главы.
- Репетируйте защиту перед зеркалом. Или перед друзьями. Во-первых, это забавно. А во-вторых, уже стоя перед комиссией, вы не будете чувствовать большого дискомфорта, так как «на репетиции» уже побывали в этой ситуации. К тому же, так вы сможете подогнать речь под четко заданные временные рамки.
- Хотите быть образцом того, как написать речь для защиты диплома? Сделайте презентацию.
Подготовка ко дню Х
Ну что, готовы? Конечно, нет! Готовым можно быть только к чему-то положительному, чего вы ждете с нетерпением. А момента защиты каждый пытается избежать, оттянуть его до последней секунды.
Впрочем, соблюдайте несколько советов, которые помогут вам безболезненно пережить этот день:
1.Предварительно узнайте, как проходит защита в вашем вузе (колледже или техникуме). Это позволит подготовиться морально к вопросам, узнать более детально о поведении членов комиссии и получить много другой полезной информации.
2.Научитесь расслабляться. Ромашковый чай, медитация, арт-терапия – существует множество способов забыть о волнении и справиться с нервозностью.
3.Обязательно выполните проверку работы. Есть множество сервисов, позволяющих обнаружить ошибки, плагиат и другие неприятные фрагменты в работе и не опозориться.
В общем, вопрос о том, как написать диплом (за неделю или месяц – не важно), мы раскрыли сполна. Но остался один нюанс, который хотят знать все студенты, но никто не решается спросить напрямую.
Что делать, если не защитил диплом?
Что ж, бывает и такое. Но вы должны знать, что если провалили диплом, жизнь на этом не заканчивается.
А можно ли не защитить диплом в принципе? Да, конечно можно! Правда, для этого придется постараться. Правда, если вы уделяли ему хоть какое-то время и не видите документ на защите впервые, сделать это будет очень сложно. Рассмотрим сначала, по каким причинам такая ситуация может произойти.
- Вы не успели подготовить работу к сроку.
- Вы не явились на защиту.
- Вы не получили допуск из-за отрицательного отзыва преподавателя.
- Вы провалили саму защиту.
Если это все-таки случилось, то ваша судьба окажется в руках Аттестационной Комиссии. Комиссия посмотрит и решит, как ей покажется лучше. Либо вам-таки дадут время на исправления и предоставят возможность пересдать диплом «по-быстрому», либо выдадут новую тему, справку об обучении, и придется сделать диплом в следующем году.
Как это пережить?
Просто нужно начать писать диплом задолго до планируемой сдачи. Полгода – вполне достаточный срок, чтобы решить все проблемные моменты при написании финальной работы.
Впрочем, для идеального диплома иногда совершенно не обязательно прилагать титанические усилия. Это же касается тех, кто думает, как быстро написать диплом качественно, чтобы он прошел антиплагиат с первого раза. Иногда достаточно просто обратиться в специальный студенческий сервис, где профессионально занимаются написанием дипломной работы.
Вопрос/ответ
Как написать план дипломной работы?
План дипломной работы — это:
- Введение работы.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Доказательства научной новизны.
- Заключение.
- Выводы.
- Библиографический список.
- Приложения.
Дальше ориентируйтесь на своё содержание.
Как написать введение к диплому?
Из введения должно быть понятно, с какой целью был написан диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируется использовать.
Итак, в этой части работы всегда будут:
- актуальность работы;
- цель и задачи дипломного проекта;
- знакомство с объектом и предметом исследования;
- перечисление методологических основ исследования;
- описание научной и практической значимости квалификационной работы;
- гипотеза исследования.
Стандартный объем введения — 2-4 страницы.
В РСПП увидели риск уплаты налогов от добывающих отраслей в зарубежные бюджеты
Владимир Астапкович / ТАСС
Крупный российский бизнес попросил у премьера Михаила Мишустина защиты от последствий глобальной налоговой реформы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил председателю правительства предложение поручить профильным ведомствам активно отстаивать интересы компаний на площадке ОЭСР (его письмо есть у «Ведомостей»). Реформа, по словам главы бизнес-объединения, может привести к уплате налогов от пользования российскими недрами за рубежом. Этот риск Шохин считает одним из основных. Он может реализоваться в случае, если формулировки механизма Pillar 1 (один из двух столпов реформы, вместе с Pillar 2) не учтут специфику бизнеса добывающих компаний.
Представитель аппарата правительства в ответ на запрос «Ведомостей» сообщил, что письмо РСПП получено и будет рассмотрено в установленном порядке. В Минфине и ФНС не ответили на запрос «Ведомостей».
Многие российские группы вертикально интегрированы: от непосредственно извлечения ископаемых до сбыта продукции их переработки (металлопродукция, нефтехимия и т. д.). Кроме этого отечественные компании не только разрабатывают недра, но и получают природные ресурсы другим способом (лесозаготовки, изъятие водных ресурсов и т. д.). Для защиты такого вертикально-интегрированного бизнеса за рубежом необходимо максимально широкое, но при этом четкое определение добывающей деятельности для исключения споров при использовании регулирования на практике.
Кроме этого необходимо добиться исключения выручки от добычи ископаемых и финансовой деятельности при определении порога для применения Pillar 1 (подпадают только холдинги с оборотом свыше 20 млрд евро) для диверсифицированных групп. ОЭСР представила консолидированную позицию 131 страны, включая Россию, по видению налоговых изменений 1 июля. Правила игры планируется поменять по двум направлениям.
Первое – Pillar 1 – предполагает налогообложение прибыли международных групп компаний с выручкой более 20 млрд евро в странах, где они получают доходы от местной аудитории, но не платят по ним налоги.
Изначально предполагалось распространить эту меру прежде всего на IT-компании, но к моменту публикации организация решила не ограничивать ее определенными отраслями, а распространить повсеместно – на любые международные группы компаний (МГК). Из-под действия механизма вывели только добывающие и финансовые компании. Фактически Pillar 1 подразумевает более справедливое распределение налоговых потоков, где МГК зарабатывают деньги, страны сбыта смогут претендовать примерно на 20–30% налогов на прибыль.
Абсолютно справедливо, что основная часть прибыли добывающих компаний должна облагаться в стране, в которой добываются соответствующие полезные ископаемые, полагает партнер и руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. В связи c этим целесообразно проводить различия между мировыми IT-гигантами, против которых изначально и проектировался Pillar 1, и добывающими компаниями, отметил он.
Несмотря на то что технические детали правил Pillar 1 пока не разработаны (текст соответствующей многосторонней конвенции планируется опубликовать в начале 2022 г.), из последнего заявления ОЭСР можно сделать вывод, что в отдельных случаях будет допустима сегментация отчетности, полагает партнер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Наталья Кузнецова. Как мы понимаем, это позволит исключить «добывающий» элемент как из расчета глобального оборота, так и из суммы сверхприбыли, добавила она. Специалисты все-таки надеются, что радикальные меры, например такие, как реструктуризация путем выделения из существующих групп компаний добывающего сегмента, не понадобится, резюмировала эксперт.
Итоговые правила Pillar 1 и 2 планируется сконструировать таким образом, что возможность их обхода путем реструктуризации или использования аналогичных инструментов будет исключена, добавил Калинин. Правильнее ставить вопрос об определенных изъятиях в самих правилах механизмов в отношении прибыли добывающих компаний, отметил он.
В рамках механизма Pillar 2 бизнес беспокоит негативное влияние на льготные налоговые режимы, установленные национальным законодательством, – СПИК, ОЭЗ, САР, ТОСЭР, льготы по межправительственным соглашениям и т. д., пишет Шохин Мишустину. Многие предприниматели начинали свои инвестпроекты с расчетом на поддержку в течение срока их реализации, который может составлять десятки лет, напоминает президент РСПП. Необходимо либо добиться исключения таких режимов из-под действия Pillar 2, либо компенсировать бизнесу потери, например в виде адресных субсидий, предлагает он.
Второе направление, или Pillar 2, состоит, по сути, из трех частей. Первое – это выравнивание налоговых ставок по странам до минимального уровня в 15% (правило Income inclusion rule, IIR). В частности, если эффективная ставка налога в отдельных юрисдикциях, где представлена МГК, меньше минимального налога, то возникнет дополнительный сбор, компенсирующий эту разницу. По общему правилу он выплачивается в стране регистрации материнской компании. Вторая часть Pillar 2 – это нивелирование различий в ставках по налогу у источника в разветвленных международных группах, по сути, повышение до единого уровня в 9% почти на все виды платежей, кроме дивидендов (Subject to tax rule, STTR). Третья часть механизма предполагает определенную гарантию работы правила IIR. Если по тем или иным причинам страна, из которой выводится капитал, не получила положенную ей компенсацию налога на прибыль, она вправе фактически заблокировать перечисление платежей из материнской организации в зарубежные «дочки». Под действие механизма подпадет группа с общей выручкой в 750 млн евро. Запустить новые правила планируется в 2023 г.
Pillar 2 может коснуться международных групп, у которых в России действует, скажем, одна компания и вся ее прибыль облагается по льготной ставке, полагает партнер налоговой и юридической практики PwC Галина Науменко. Причем в данном случае неважно, каковы обороты «дочки» именно в России, – главное, чтобы выручка всего глобального холдинга превышала 750 млн евро, отметила она. Юрисдикция материнской организации группы сможет дообложить прибыль российской «дочки» до порога в 15%. Конечно, лучше освободить такие льготные режимы (ТОСЭР, ОЭЗ, СПИК, РИП и др.) в принципе. Но, отмечает Науменко, если это не удастся, то выгоднее повысить ставку налога до минимального значения и одновременно предусмотреть субсидии для компенсации увеличения нагрузки. По ее мнению, вряд ли ОЭСР сочтет это «трюком», поскольку в таком случае придется анализировать и подвергать риску всю систему субсидий в странах – участницах глобальной реформы, включая и те, которые были введены до реформы.
Субсидии станут одним из вариантов поддержки значимых отраслей экономики в случае, если не удастся договориться с ОЭСР об их изъятии из общих правил, согласился Калинин.
Риски от присоединения к Pillar 2 для российских преференциальных режимов нужно просчитывать, но в первом приближении они не кажутся материальными, говорил ранее «Ведомостям» заместитель министра финансов Алексей Сазанов. Во-первых, общая ставка по налогу на прибыль в России – 20%, поэтому даже если какое-либо подразделение группы и пользуется льготами, то в целом по холдингу, скорее всего, минимальный порог в 15% будет соблюден, полагает Сазанов. Во-вторых, под оборот в 750 млн евро подпадает не так много холдингов и большая часть пользователей преференциальных режимов не проходит этот фильтр.
И.Виттель― Добрый день, дорогие друзья. В эфире «Эхо Москвы». Я Игорь Виттель. Это, как вы уже, наверное, догадались, программа «Виттель. Реальность». И сегодня мы продолжаем серию наших эфиров, посвященную российским винам. А в студии у меня Павел Борисович Титов, президент группы компаний Абрау-Дюрсо.
П.Титов― Здравствуйте!
И.Виттель― А поговорим мы сегодня уже более предметно про энотуризм как инструмент развития виноделия в России. Для начала, прежде чем мы поговорим про энотуризм, поговорим про русский винный гайд, который вышел сейчас под эгидой Роскачество. Как вы относитесь вообще к таким проектам, насколько они полно открывают потребителю картину российских вин? Насколько новые потребители, которые не знают, что такое российские вина или не разбираются в них, с помощью этого гайда способны разобраться в объективной картине мира. Винной, я имею в виду.
П.Титов― Я считаю, что это очень хорошая инициатива. На самом деле понятно, что, чтобы понять, почему нам необходимо такого рода гиды, наверное, надо смотреть, как исторически развивалось виноделие в России. И, наверное, все-таки надо помнить, что мы изначально начинали не с нуля репутационного, а, скорее, с достаточно отрицательной позиции, значит. И в общем-то доверие к российским винам за 90-е года и за начало 2000-х на самом деле претерпело большие поражения, по сути. Репутация была не очень. И только сейчас вот, буквально там вот в 2008-2010 году начали слышать о винах, созданных по-новому. И, конечно, чтобы быстро преломить информационный вакуум между «российское я пить никогда не буду, потому что не доверяю» до того, что, оказывается, есть российские вина, которые не просто высококачественные, а они забирают лучшие награды в мировых конкурсах. И в общем-то уже очень высоко оценены международными критиками. То здесь как раз вот необходима информационная прослойка в виде того, что делает сейчас Роскачество. Это… То есть как бы у нас есть по сути 3 функции в отрасли: винодел (наверное, самая важная), это регулятор, который должен отвечать за политику относительно… в виде саморегулируемой организации за политику относительно отрасли, за стандарты и качество, регуляторику и т.д. И Росалкогольрегулирование за легальность оптовых. Но пока у нас не было ответа, кто отвечает за коммуникацию с потребителем, особенно с не очень пока эрудированным потребителем, который, по сути, наверное, находится на такой entry level потребления российского вина. Как в нем разобраться, поскольку предложений уже на самом деле достаточно много. И оно не самое простое, поскольку мы находимся в зачаточном слегка… Когда мы видим, что предлагается в одном винном гиде тебе все вина там, если не ошибаюсь, у них, по-моему, до 1 тыс. рублей оценены. По сути показывают тебе нормальный эквилибриум цена-качество, то, во-первых, это и виноделов стимулирует слегка подтянуться, если это необходимо. И, во-вторых, это помогает тем, кто реально показывает хороший продукт за хорошую цену дойти до потребителя намного быстрее, поэтому инициатива такая может только приветствоваться.
И.Виттель― Хорошо. Раз уж вы упомянули победителей и т.д. Для наших виноделов какое место в мировом разделении труда винного, назовем это так, хотим занимать? Вот премиальные, дорогие вина, которые получают награды, которые для тонких любителей и которые продаются каким-то НРЗБ беседу с владельцами самых дорогих винных магазинов в мире, в том числе и с нашими бывшими гражданами, понятно, о ком идет речь. Они говорят: да, вот мы нет, но вот эти мы да не можем не отметить, что вот это хорошо. Либо массмаркет, хороший массмаркет. И те вина, которые на прилавке стоят уже в прошлом году меня убедили, что до 250-350 стоит на прилавке, это уже может быть нормально.
П.Титов― Это вино. Я думаю, что исключать на этом этапе развития отрасли ни то, ни другое исключать нельзя. Во-первых, это большой успех, что уже у нас есть вина, которые вот в общем-то в вами упомянутых магазинах мирового уровня стоят. Но тем не менее, как правило, происходит, есть определенный процесс такой, наверное, потребительской селекции, когда мы все должны начинать, наверное, с тех цен, в которых у нас будут покупать. И опять же, конечно там, периодически премиализация — это очень здоровая вещь. Но есть одна сложность. Если мы говорим про мировые рынки, то мы, скорее всего, не довезем туда дешевый, конкурентоспособный продукт. Просто-напросто у нас…
И.Виттель― Если там хватает своего, то зачем.
П.Титов― Во-первых, там своего хватает. Во-вторых, мы, правда, неконкурентоспособны, мы достаточно позади по уровню государственной поддержки на высадку винограда. То есть по сути у нас очень высокие издержки для производства. И, как только они… когда на своем рынке мы еще более или менее конкурентоспособны с импортом, то в обратную сторону уже в первой цене уже нет. И то вино, которое вы упомянули, стоит там 250-350 рублей, там оно уже будет стоить 10-11 евро. И это, конечно, перебор в предложении, как оно выглядит.
И.Виттель― Мы про экспорт отдельно еще поговорим. Давайте про энотуризм поговорим.
П.Титов― Да.
И.Виттель― Последние пару лет я наблюдаю просто всплеск этого направления. Люди хотят узнавать что-то новое в стране, тем более в условиях пандемии, когда границы закрыты. Люди неожиданно открыли: господи, у нас тут есть огромная страна, которая зачастую огромнее и интереснее того, что происходит не в этой стране. А еще, оказывается, у нас есть на что посмотреть в виноделии. И поехало. Как вы оцениваете эту историю? Не кажется ли вам, что она несколько сейчас уже скорее, простите за выражение, хайп, а не конкретная история про развитие виноделия и энотуризма? И о некоторых специфических регионах тоже давайте поговорим.
П.Титов― Смотрите, в целом без лишней скромности мы были у истоков как группа в непосредственном понятии энотуризм в России. И на самом деле достаточно долгое время бы были единственный эногастрономический центр с винодельней вместе. Логика тогда у нас была такая: как только мы начали инвестировать достаточно серьезный капитал в развитие нашей винодельческой продукции, мы параллельно моментально практически запустили и энотуризм как продукт, не воспринимая это как профитцентр. Это прежде всего был, конечно, инструмент продвижения вина. И это, наверное, самое легкое сравнение — сарафанное радио. Только достаточно высокой эффективности, поскольку… Ну если ты убежден в своем туристическом продукте. Каждый человек, приезжая к нам в центр винного туризма, по сути должен стать бренд-амбассадором. И заразить еще человек 10.
И.Виттель― Во времена пандемии как-то вот «заразить еще человек 10» звучит двусмысленно.
П.Титов― … своей любовью к нашим винам. Вот. Но тем не менее по сути сейчас, конечно, многие поняли, что, особенно если это касается премиализации вин, то крайне важно продавать не этикетку в соцсетях, потому что это неинформативно для оценки уровня вина. А прежде всего, конечно, вино, находящееся в его месте рождения. И, если это правда место красивое, это только помогает, потому что у тебя создается правильный эмоциональный ряд для восприятия вина. И, конечно, когда то, что мы замечаем, происходит у нас с нашими гостями, как правило они должны быть… За тот уикэнд, проведённый у нас, они, увидев поселок Абрау-Дюрсо, увидев красоты, воспринимая вина так, как они в своей изначальной форме есть, они поднимаются по премиальности на 1 или 2 ступеньки. Это очень эффективно в продаже премиальных позиций твоего дома. Это будет так же актуально, как…
И.Виттель― Если не упоминать брендов, но все-таки поговорить о брендостроительсте. Вот вы считаете, из достаточного количества производителей, которые у нас есть в стране в этом сегменте, кого из них.. не кого конкретно, а сколько в процентах из них можно полноценно назвать брендом со всеми атрибутами бренда? С эмоциями, с узнаваемостью и т.д.
П.Титов― Сейчас, конечно, стало больше. Я думаю, что если так… Я считаю, что у нас, если уж говорить о нашей отрасли, то, наверное, где-то около… если брать в целом, то я думаю, что у нас брендов 7-8 уже появилось. Но часть из них историческая. И тут, конечно, вопрос… То есть историческим легче, даже если они чуть заснувшие. Но я больше говорю о наших крымских коллегах. Но при этом есть и новые дома, которые, по крайней мере, учитывая, что они производят достаточно премиальные вина, они в правильных кругах достаточно знамениты. Это тоже бренд, просто это, наверное, бренд не в понятии FMCG , а…
И.Виттель― Я имел в виду все-таки в понятии FMCG. Понимаете, потому что если раньше… я как человек уже все-таки в возрасте помню, как люди приходили и уходили в магазин даже уже послестроечные, новейшие времена и выбирали ни по брендам, ни по чему, а просто шампусик, например, возьмем. Это для них был бренд. Брали абсолютно что дешевле. Брали Шато де Тетра Пак, что называется, в бумажных пакетах не пойми что. Переломилось эта тенденция? Люди стали разбираться?
П.Титов― Стали воспринимать бренды серьезнее, надо сказать. Опять же, если мы говорим о непосредственно о FMCG брендах, то, конечно, их меньше.
И.Виттель― Ну сколько?
П.Титов― Ну, на мой взгляд, это 4 бренда, 4 дома, которые…
И.Виттель― Вы мне потом расскажете, чтобы я сравнил свои ощущения с вашими. Вы еще упомянули слово не только энотуризм, но и гастротуризм. Это у вас совместно. Насколько у вас вообще сейчас развитие гастротуризма в сочетании с энотуризмом модно? Не всплеск ли это просто моды? И на что люди обращают внимание?
П.Титов― Эта модель достаточно старая в мировом контексте, чтобы это был какой-то хайп в отличие от тренда. Тренд оседает потом как какой-то там костяк. Он дальше существует. А хайп может исчезнуть — и больше о нем никто не вспомнит. Я бы не сказал, что, конечно, эногастротуризм — это хайп. Мы лично, когда ставили свою модель работы, мы смотрели на примеры, которым уже и 100, и 150 лет. И прежде всего в других странах, западные винодельни прежде всего. Это логическое заключение, что если ты уже решил попробовать вина, то рано или поздно ты проголодаешься. И если ты позиционируешь себя как дом…
И.Виттель― Прямо слоган для такого дома: закусывать надо.
П.Титов― В общем и целом да. И если ты позиционируешься как вино высокого качества, ты что-то должен понимать и в других гастрономических параметрах. Соответственно это такой же репутационный элемент. Качество твоей еды — это тоже репутационный элемент. Ну если играть совсем серьезно. Я бы не воспринимал энотуризм как исключительно экскурсии по винзаводу какому-нибудь. И НРЗБ в конце.
И.Виттель― Ну а люди остаются вообще жить, проводят не 2 дня, а дольше? У них есть какая-то… Я просто как человек, который очень много лет отработал в туротрасли, мне просто интересно: а помимо того. Ну люди приезжают за энотуризмом. Хорошо, гастрономическим. Но это все? По времени сколько?
П.Титов― 3 дня.
И.Виттель― 3 дня. А построить вокруг производства гостиницы, какие-то, может быть, еще точки притяжения, точки интереса, которые были бы интересны людям, чтобы они оставались на подольше. Потому что внутренний туризм — страшно интересная вещь. Крайне необходимо строить дополнительную инфраструктуру, которая позволит проводить больше времени.
П.Титов― На данный момент у нас конкретно есть узкое место в количестве спальных мест, так сказать.
И.Виттель―Ходят другие слухи.
П.Титов― Но тем не менее мы сейчас в нашем случае у нас в поселке достраиваем дополнительную гостиницу, чтобы совместить эквилибриум, потому что у нас достаточно много конференц-возможностей для корпоративного туризма.
И.Виттель― Не мешает?
П.Титов― Нет, не мешает.
И.Виттель― Нет, я имею в виду, что…
П.Титов― Из подвалов не доорешься. Там как бы…
И.Виттель― Нет, я не про это. Когда у тебя выбор пойти на конференцию или пойти на экскурсию…
П.Титов― Мы уже тоже опытные в это игроки. Мы обещаем, что в первую половину дня сотрудники приехавшие на тим-билдинг, они займутся сначала тим-билдингом.
И.Виттель― А на второй день — первая половина дня смещается на вторую.
П.Титов― Да, и там уже трава не расти. Но тем не менее, конечно, очень хочется, чтобы присутствовали дольше. Но, если уж брать опять международный опыт, то редко это занимает больше, чем 4 дня. То есть ты приезжаешь в ту же самую Бургундию или Бордо, ты навряд ли там будешь неделю сидеть. Ты попробуешь.. ну сколько ты можешь сходить в ресторан с мишленовской звездой? Это всем очень нравится, но их так много, что ты все все равно не посетишь. Соответственно, все равно так или иначе это наша абсолютная мечта, чтобы у нас 5-6 дней находились. Но для этого надо намного больше развлечений. И тут мы по сути сотрудничаем с нашими коллегами соседями, потому что в Абрау объективно говоря можно 3 дня, конечно, плотно, но так или иначе захочешь что-нибудь еще посмотреть. И тут мы просто своими силами наше предложение привезти там в другие винодельни, у которых также развита и гастрономия, и есть че другое посмотреть, просто, чтобы туристы приехали не только у нас, а вообще создалось понимание, что Краснодар — это регион с виноделием как один из его репутационных элементов.
И.Виттель― Есть какое-то объединение ваших коллег, которое специально занимается туризмом в регионе.
П.Титов― По сути по умолчанию де-юре такого нету, потому что мы по сути все состоим…
И.Виттель― Просто совместные усилия.
П.Титов― Есть, конечно. Таким образом мы с нашими коллегами несколько лет назад запустили винные маршруты Дороги Кубани. И по сути договорились об условиях работы между собой, чтобы и мы своим коллегам нам было интересно вывозить, предлагать пакеты дополнительных мероприятий в других винодельнях. И, собственно, должно быть взаимно, конечно. Но, как правило, за это отвечало региональное винодельческое СРО, поскольку все на этой площадке общаемся и работаем. И те, кто решил развивать свой энотуризм, а это практически подавляющее число, просто разного уровня, понятно, но все практически этим занимаются. Нам удается коллаборироваться.
И.Виттель― Хорошо. Я понимаю, что сейчас не время для зарубежного туризма, но вы начали развиваться до пандемии. Зарубежные туристы проявляют интерес к такому?
П.Титов― Да, у нас… Ну, конечно, это не подавляющее число, но…
И.Виттель― Сколько в процентах?
П.Титов― В процентах, я думаю, что до пандемии, это 11-12%.
И.Виттель― Я правильно угадал.
П.Титов― То есть это на удивление много.
И.Виттель― Специалисты или просто?
П.Титов― Специалистов мы обычно приглашаем, соответственно они в число туристов не входят. У нас гости из Германии, Италии достаточно часто приезжали. В какой-то момент были несколько всплесков предложений из Китая. Но там чуть сложнее. У них характер российского туризма в целом Москва и Санкт-Петербург. И они мало доезжают до юга. Но из Западной Европы туристов на удивление много было.
И.Виттель― Хорошо. Мы собирались поговорить о международных конкурсах и о медалях за экстерьер. Насколько большое количество наших производителей участвуют в конкурсах? И сколько из них получают награды. И вообще насколько можно сейчас говорить о России, о стране, которая, может быть, хоть и в узких сегментах, но уже обласкана международным признанием?
П.Титов― Ну, можно. Вот так уже говорить можно. Для нас зарубежные награды… Мы работаем по сути с зарубежными конкурсами где-то уже 11 лет. И наши награды в сотнях уже исчисляются. И есть дома, у которых похожие заслуги. По сути сколько реально активно работают за рубежом на конкурсах и на выставках — немного. Это, наверное, там 10-15 производителей, которым есть что показать… которые хотят быть оценены за рубежом — давайте объективно говорить так. Потому что есть производители, которые…
И.Виттель― Для того чтобы увеличить экспорт или чтобы дому дали медальку и сказать — вот, смотрите, нас в самом барыжье признали.
П.Титов― Это никому не помешает, но, наверное, это слишком субъективная история, чтобы в нее вкладывать деньги. Конечно, едут в основном оцениваться серьезно на зарубежных конкурсах и выставках те люди, которые хотят открыть для себя зарубежные рынки. И я еще раз говорю, что это может быть частью стратегии, а может и не быть. Для нас это есть часть стратегии.
И.Виттель― Ну и как?
П.Титов― В принципе неплохо. Конечно, нас чуть откорректировали эти 2 ковидных года.
И.Виттель― Я сейчас говорю не только про ваше производство, а рынок в целом.
П.Титов― Мы в абсолютном начале пути. Мы как группа продаем чуть меньше 2 млн бутылок за рубежом. Конечно, в контексте общего производства это, может быть, не очень много. Условно говоря, 5%, но для любого европейского дома это достаточно серьезное количество. У нас просто исторически большие объемы.
И.Виттель― Но вас уже, наших производителей, как бренды узнают на полках?
П.Титов― Нет, этого пока у нас нету.
И.Виттель― А что для этого нужно? Массивная реклама, партизанский маркетинг?
П.Титов― Вообще по-хорошему для этого нужно сначала устаканить концепт Вина России, потому что пока у России нету репутации винодельческой державы. И это работа, скорее, наша совместная. Наверное, в контексте нашего нового организованного… федеральной саморегулированной организации, потому что начиная с бренда… Мы свой бренд продвигаем за рубежом уже почти 12 лет. И некоторые страны нас узнают. И хорошо узнают.
И.Виттель― Страны или…
П.Титов― Рынки. Покупатели, конечно.
И.Виттель― Я понимаю, но мне просто хочется уточнить, потому что… Как страну нас узнают на всех…
П.Титов― Первичная и вторичная покупка с полки в магазине.
И.Виттель― Первая движется любопытством.
П.Титов― Да, а вторичная уже как бы…
И.Виттель― Это НРЗБ
П.Титов― Да. И, конечно, зачастую это работает. Но как ты один бренд свой будешь рекламировать по всему миру? Ты один в поле не воин. Чаще всего, если ты один производитель вина в России, пардон, а информационно это так и выглядит, ты просто клоун. Есть люди, которые…
И.Виттель― А нельзя воспользоваться тем, что… Уж не знаю, на уровне слухов или на уровне чего, многие наши чиновники высокопоставленные, наши олигархи все ассоциируются со своими винодельнями. Так почему бы нам не продвигать вино России через это? Эти люди плохого не посоветуют.
П.Титов― Во-первых, не лишено абсолютно логики. Во-вторых, часть-то так и делает. Просто это вопрос, для чего это? Если это потом ты хочешь продавать за рубеж, но в частные коллекции, это работает…
И.Виттель― Это и был мой вопрос. Мы как бы страна вина для частных коллекций и для некоторых целителей и маленькое количество продавать…
П.Титов― В любом случае нам придется играть на потребительском рынке.
И.Виттель― Окей, тогда задам, наверное идиотский с точки зрения профессионала вопрос, обывательский абсолютно: у нас на мировом рынке существуют страны традиционные, в том числе и в сегменте игристого вина. Есть Франция, Испания, Италия. Я уж не говорю про Новый Свет. Вполне себе понятные по цене и качеству. Человек же приходит еще и затем, чтобы купить понятно соотношение цена-качество. Нам необязательно бренд конкретный, но он знает, что Испания в этом сегменте…
П.Титов― Плохо не будет, да.
И.Виттель― В худшем случае будет никак, но плохо не будет, да. И тут появляется новый игрок. Поскольку уже немного на экспорт, немножечко получается другая цена, пошлины, таможни, логистические расходы. И вы оказываетесь на полках немножко в Европе в другой категории, чем традиционные европейские производители. И тут соответственно вам нужно убедить потребителя, что российское вино в этой ценовой категории не хуже, а значительно лучше. Так почему я за него должен заплатить дороже?
П.Титов― По сути вы описали ровно ту работу, которую мы сейчас и пытаемся делать.
И.Виттель― Значит не совсем идиотский вопрос.
П.Титов― Нет, это не идиотский вопрос. Просто тут такая история, что вино делается медленно достаточно. Репутацию но получает еще дольше. И, конечно, к каждому рынку надо свой подход иметь. И по сути это достаточно немалые маркетинговые бюджеты у нас уходят, чтобы ознакомить каким-то образом именно с нашим продуктом наших потенциальных потребителей. Тут вопрос такой, что это не делается одинаково ни в одном рынке мира. Когда мы прекрасно понимаем, как это делать у себя в России, то там ты подбираешь ключики заново. И да, у нас есть вопрос, что мы в принципе по цене отличаемся по сравнению со своими эквивалентами, мы чуть подороже стоим. Но если только это не какие-то абсурдные цифры в разы, то в принципе это не всегда отталкивает.
И.Виттель― Это, кстати, отличный маркетинговый пример. Они понимают: кстати, да, если это дороже, то, возможно, это и лучше. Давайте потихонечку возвращаться… Во-первых, у нас вообще время подходит к концу. Мы закончим с энотуризмом. Но один вопрос не могу не задать. Какие регионы не вам конкретно как компании, а российским виноделам в целом интереснее с точки зрения экспорта: Европа, где правила игры простые и понятные, и больше конкуренция, Новый Свет, где воспринимают новое получше, либо Азия и в первую очередь Китай, в котором, по-моему, культура потребления не очень высока, зато велик интерес.
П.Титов― Мы на самом деле пока ключи подбираем…
И.Виттель― Если к китайцам, то не надейтесь, к ним ключи не подберешь.
П.Титов― Я вам могу сказать, что мы очень долго подбираем эти ключи. И у нас по сути своя компания в Китае, где мы стараемся продвигать российское вино. Это сложный рынок, и не все в него в состоянии зайти, особенно если там игристые вина, которые, несмотря на размер потребительского рынка Китая, для игристых это не очень большой рынок. В принципе, интереснее, если говорить о приоритетах, заходить через рынки западные. Те, которые… Во-первых, они менее предвзяты, кстати, по поводу страны производителя, потому что китайцам сказали, что у тебя вино делается во Франции, в Испании ну и еще там в нескольких регионах. При этом опровергать они это не собираются. А когда мы говорим о странах США, Великобритании, Северная Европа — у них нету предвзятости к новым странам производителям. Так собственно и открывался и Новый Свет. Чили, Новая Зеландия и т.д. Даже в свое время когда-то первое появившееся игристое вино на самом деле оценивалось не во Франции, а в Англии. И они берут на себя роль первопроходцев, оценивая это вино для себя, но и не только, потому что они тренд-мейкеры во всем остальном мире. Если ты хорошо начнешь продаваться в западных рынках, то ты войдешь в рацион питания и азиатских рынков. Это по сути 2 приоритета. Есть просто органический рост в других рынках, но он, скорее, решается запросом оттуда. И мы в него не проталкиваемся. А здесь как раз так.
И.Виттель― Последний вопрос на сегодня. Если мы вернемся к энотуризму: вы все-таки не ответили на вопрос, это хайп или это будет продвигаться дальше, развиваться без уже построенной помощи, люди сами оценили и поехали?
П.Титов― Я думаю, что это будет продолжаться. Просто потому, что это будет активно развиваться со стороны самих виноделов. И предложение будет только улучшаться, просто-напросто потому что уже многие поняли, что это большая часть репутации дома в целом. Тут, конечно, надо сказать, что наши неприятные пандемические года они, наверное, даже чуть на руку пошли, потому что очень много для себя открыли новых туристов наши энотуристические края. И это сарафанное радио заработало по новой. И уже в новых масштабах. И когда наш бренд всегда знали за винодельческие вещи, то сейчас я уже даже не уверен, что мы видим по своей статистике заполненности. Может, конечно, сейчас мы в каком-то пике находимся, но я думаю, что это уже основополагающий инструмент в продвижении вина и восприятии юга России в целом, потому что теперь уже у наших граждан нет вопросов, что там наши южные регионы, у них виноделие — это часть их жизни. И даже ВРП.
И.Виттель― Валового регионального продукта, расшифрую.
П.Титов― Да. И соответственно и репутации тоже. И это, я думаю, как раз у нас сейчас достаточно серьезное понимание, симбиоз со всеми, по крайней мере, региональными властями, что мы все хотим, чтобы это развивалось. И пока тренд на то, что спрос на это только растет.
И.Виттель― Спасибо большое! Напомню, что это «Эхо Москвы», это была программа «Виттель. Реальность». Беседовали мы сегодня об энотуризме как институте развития виноделия в России. В гостях у меня был Павел Титов, президент группы компаний Абрау-Дюрсо. Ну и прежде чем с вами попрощаться на сегодня, напоминаю, что бушует, бушует все-таки пандемия. А вместе с ней, правда, бушует и внутренний туризм, что хорошо. А вот что плохо — бушует пандемия. Поэтому прививайтесь, прививайтесь, ревакцинируйтесь. Социальная дистанция, маски. А главное — берегите себя, пожалуйста. Пока!
Правительство утвердило новый порядок расчета цен на электроэнергию: регионы смогут вводить дифференциацию тарифов для населения в зависимости от объемов потребления. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уверены, что гражданам опасаться нечего — тарифы не вырастут. Нововведение ограничит возможность пользоваться льготным электричеством для майнинга.
Майнинговая ферма — это один высокопроизводительный компьютер или несколько объединенных в одну сеть компьютеров, мощности которых используются для майнинга — добычи криптовалют. Такую ферму можно купить примерно за 1500 долл., а заработать на ней в сотни раз больше.
В минэнерго напомнили, что тарифы для населения регулируются государством, а предельные уровни роста определяются ФАС. Изменения в правила расчета дают главам регионов право реагировать на злоупотребления со стороны потребителей, пользующихся льготными тарифами, считают в ведомстве.
Сколько в России майнеров, неизвестно, но в 2021 году страна вышла на третье место в мире (11,23%) по майнингу самой популярной криптовалюты — биткойна. Есть оценка, что энергопотребление майнинговых ферм в стране скоро превысит 1% от всех мощностей генерации. Показательно, что долгое время лидирующий в рейтинге Китай совсем вылетел из него, поскольку правительство страны запретило майнинг из-за роста потребления энергии.
В квартире не организуешь лесопилку, а вот ферму для майнинга создать можно без особого труда. Простейшие устройства для майнинга, собранные на базе домашнего компьютера, могут потреблять энергии меньше электрочайника. Проблема в том, что чайник работает в среднем 15 минут в день, а устройства для майнинга — круглосуточно. В среднем устройство для майнинга потребляет больше электроэнергии, чем все электробытовые приборы за год.
Население в России платит за электричество по тарифам ниже рыночных, в несколько раз меньше, чем, например, в Европе. Но льготы не берутся из ниоткуда. Недоплата компенсируется из бюджета и через тарифы промышленных потребителей. А в конечном итоге через цены на товары и услуги нагрузка ложится все равно на население, пусть и косвенно. И чем выше перерасход энергии по льготным тарифам, тем больше будет объем необходимой компенсации.
Документ, утвержденный правительством, предполагает, что региональные власти смогут самостоятельно устанавливать минимальный объем потребления, который можно получить по льготному тарифу. Субъекты также смогут определять разные тарифы для отдельных групп населения.
Исключение майнинговых ферм и энергорасточительных потребителей из рядов «льготников» — очевидное и давно назревшее решение, считает директор практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ Павел Шпилевой. Льготные ставки тарифов должны применяться для тех категорий граждан, которые действительно нуждаются в поддержке, подчеркивает он.
Естественно, всех интересует, не вызовут ли нововведения в формировании тарифов для населения их рост. Как уточнил аналитик «Финам» Александр Ковалев, сейчас не идет речь о поголовном увеличении тарифа — скорее, о его дифференциации. Масштабы нелегального майнинга разнятся по регионам, и проблема стоит особенно остро для некоторых субъектов, отмечает Ковалев. К таковым в первую очередь относится Иркутская область, благодаря которой во многом и начались разговоры про введение дифференцированных тарифов для майнеров.
Иркутская область начала потреблять электричества примерно как половина Нидерландов
В Иркутской области самое дешевое электричество для населения — 1,23 рубля за кВт*ч. Потребление электричества в Иркутской области за первую половину 2021 года выросло на 5,8%. За 5 лет почти на 10%. Рост значительный, но не катастрофический. При этом население области — 2,37 млн человек, а по уровню потребления электричества она опережает Москву. В 2020 году потребление электричества в области составило 55ТВт*ч — это больше половины годового потребления такой страны, как Нидерланды.
Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Сергей Тихонов
С учетом того, что тарифы для населения и приравненных к ним категорий субсидируются, нелегальный майнинг в России очень выгодное предприятие, считает Ковалев. Можно, например, посчитать прибыльность майнинга в той же Иркутской области. Маржа при различных технических условиях майнинга колеблется здесь между 44% и 97%.
В Иркутской области не стоит проблема выработки достаточных объемов электроэнергии, мощности генерации здесь выше потребления. Но в России есть другие регионы с низкими тарифами. Например, Хакасия — 2,36 рубля за кВт*ч, Дагестан — 2,83 рубля за кВт*ч, и здесь таких избыточных мощностей нет. Кроме этого, электроэнергия — это один из источников выбросов CO2 в атмосферу. В среднем одна трехкомнатная квартира — это 1,5 тонны CO2 в год. Майнинг, с учетом его повышенного энергопотребления, увеличивает эту цифру вдвое.
При этом в большинстве регионов тарифы для населения уже слишком дороги для майнинга, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. По его мнению, если деятельность нелегальных майнеров будет возрастать, то тарифы будут неизбежно расти. Поэтому необходима борьба с кражей энергии на уровне энергосбытовых компаний с привлечением правоохранительных органов, подчеркивает Тузов.
Ограничивать «аппетиты» региональных властей при определении объема потребления по льготным ставкам будет антимонопольная служба — в течение двух месяцев ФАС должна привести свои документы в соответствие с новыми правилами.
Тарифы на 2022 год уже утверждены, и правила, утвержденные правительством, их не коснутся. Однако ранее начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев отмечал, что уже с 2022 года в России изменится распределение перекрестного субсидирования тарифного регулирования услуг по передаче электроэнергии (когда одна категория покупателей частично платит за другую, например, промышленность платит больше из-за низких тарифов населения). По сути, речь идет как раз о защите льготных тарифов населения от нецелевого коммерческого использования.
Победитель Премии Арсеньева в номинации «Детская проза» рассказала про жизнь среди северных людей и о планах на новую книгу
Нина Коледнева: сказки определили мою судьбу. Фото: Предоставлено автором
Создательница сказок про северные народы Нина Коледнева (Беломестнова) стала победителем общероссийской литературной Премии им. В. К. Арсеньева (12+). Как признается писательница, сказки определили ее судьбу — в детстве, сидя у костра, фантастические истории оленщиков запали в ее душу настолько, что теперь это стало ее профессией. О победной «Золотой нити» (6+) и планах на будущую книгу в материале ИА PrimaMedia.
— Нина Васильевна, расскажите, что сподвигло вас начать писать сказки?
— Я родилась и выросла в эвенкийском селении Тунгокочен на севере Забайкалья. Мое детство и отрочество прошло среди сверстников-эвенков. У нас были общие учебники, общие игры и забавы. Оленщики с караваном оленей, случалось, делали крюк в тайге, чтобы заглянуть к нам в село, проведать своих детей, живущих в пришкольном интернате. И тогда у ночного костра звучали фантастические истории — об одноглазых людоедах-великанах и об отважных охотниках, сумевших победить злобных нелюдей; о волках, что могут перевоплощаться в людей; о медведях, отвечающих добром на людское добро. Эти сказки запали мне в душу. И, по сути, подсказали мне будущую профессию, определили мою судьбу.
— Чтобы создавать такие фантастические истории, необходимо где-то черпать вдохновение, искать зацепки, приключения. Как вы ищите свою сказочную музу?
— За эти годы исколесила на машинах, облетела на самолетах, исходила пешком полмира. Сплавлялась по Витиму. Встречалась со звероловами и старыми оленщиками в эвенкийских селениях на севере Забайкалья и республики Бурятия, записывала их истории об охоте на диких зверей, о том, что случалось с ними на перекочёвках, их загадки, верования, шаманские табу. Побывала на Аляске, гостила в резервациях индейцев племени Пуэбло и племени Навахо в Америке. Дышала живительным воздухом Амура. Посетила деревню китайских орочон на Малом Хингане.
Слева Нина Коледнева. Фото: Предоставлено автором
Всё это стало питательной почвой для моих авторских сказок, герои которых — северяне, звероловы, оленщики и рыбаки. Они живут, согласуясь с циклами природы, и сами, по сути, ее часть. Они обитают на вечной мерзлоте, где, казалось бы, сложно выжить, но соорудили себе теплые чумы, пошили одежду из звериных шкур, и мороз им не страшен. Они умеют радоваться жизни — первому снегу, прилету птиц по весне, пению горного ручья. А чтобы не голодовать в зимнюю пору, когда не так-то просто добыть зверя, коренные северяне, эвенки, соблюдают нимат. Это неписанный закон звероловов, когда удачливый промысловик раздает часть своей добычи соплеменникам, тем, кому не повезло на охотничьей тропе.
— Расскажите, как была создана книга сказок «Золотая нить», с которой вы стали победителем на Премии Арсеньева?
— История уходит корнями в третью тунгусоведческую международную конференцию, что проходила в Благовещенске в 2018 году. Ученые-тунгусоведы из разных стран мира вместе с краеведами, журналистами, представителями северных коренных народов России искали наиболее действенные пути развития северного оленеводства. Печалились о том, что эвенки теряют свой родной язык (в наши дни общаются в быту на нем лишь старики), искали пути ревитализации языка. А самый эффективный способ дать второе дыхание языку, по мнению участников дискуссии, — через сказку.
Председатель родовой эвенкийской общины «Неут» Екатерина Шмонина из Хабаровского края загорелась идеей издать сказки о своем народе на эвенкийском языке. Я отозвалась на ее клич — у меня часть авторских сказок уже была издана, часть находилась в рукописи. Члены родовой общины «Неут» придирчиво прочитали сказки — в героях увидели себя и своих сородичей, узнали ушедших в мир иной предков, встретили своих эвенкийских богов. Они признали сказки — эвенкийскими, а после взялись за их перевод на родной язык.
Сборник сказок «Золотая нить». Фото: Предоставлено автором
В течение последующего года я, Екатерина Шмонина и эвенки — переводчики на эвенкийский язык, работали в тесном союзе: компоновали сборник сказок, привлекали к оформлению книги творчески одаренных детей. Иллюстрации к сказаниям готовили школьницы Диана Бондарь, жительница Забайкалья и старшеклассницы Наталья Волкова и Дарья Красинская из эвенкийского селения Тугур.
И в начале 2021 г книга сказок Нины Коледневой «Золотая нить», изданная на двух языках, увидела свет. Удалось также издать аудиоприложение к ней.
— А кому бы вы рекомендовали прочитать эти сказки?
— К сожалению, тираж книги небольшой — всего тысяча экземпляров. Все они разошлись по библиотекам Дальнего Востока и Восточной Сибири, в первую очередь северных сел, где живут аборигены. Сборник сказок «Золотая нить» мы подарили музеям, университетам и другим заведениям, где изучают эвенкийский язык.
Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Материал можно будет использовать для театральных постановок. Хабаровские эвенки уже осуществили постановку сказки «Женщина-радуга» (6+) в своем национальном эвенкийском кукольном театре. Спектакль был впервые показан на телемосте трех регионов — Забайкальского и Хабаровского краев, а также Амурской области, где был презентован сборник сказок «Золотая нить» и принят зрителями на «Ура».
Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Фото: Предоставлено автором
Но главное, сказка вхожа в каждый дом жителей северных селений, в каждый чум или палатку оленевода. И если зазвучит на родном языке потомков вечных кочевников, то поможет юным северянам понять и впитать ценности их предков, полюбить свой родной язык.
— Ваша миссия по сохранению эвенкийского языка понятна, а что побудило вас принять участие в Премии?
— Этот литературный конкурс близок мне, как близок по духу путешественник, исследователь, писатель Владимир Арсеньев, как близок и его проводник в дебрях Уссурийской тайги Дерсу Узала… Я встречала немало таких людей среди наших забайкальских эвенков, охотников и следопытов, знающих северную тайгу как свои пять пальцев. А подавая заявку на участие в конкурсе, всегда в душе надеешься на победу.
— Вы же не собираетесь на этом останавливаться? Есть ли в планах идея для новой книги?
— Я буду продолжать писать о Севере и северянах, о первопроходцах Дальнего Востока. И у меня есть конкретные герои — это мои родители. Они были врачами. Первыми в истории эвенкийского народа — у нас, на севере Забайкальского края. Отец возглавлял районный отдел здравоохранения в Тунгокоченском районе, а мама была главным и единственным в военные годы врачом в этом районе, по площади равном трем Франциям.
Совсем еще девчонка, выпускница Омского мединститута, моталась по глухой тайге верхом на лошади — часто одна, без сопровождения, без ружья, лишь с саквояжем с лекарствами и шприцем. А до Калакана было пять суток езды в одну сторону, до других эвенкийских селений, где ждали ее помощи, — по трое суток. Врач-педиатр по специальности, но ей пришлось овладеть смежными направлениями: принимать роды, оперировать неотложных пациентов, помятых медведем и истекающих кровью, спасать эвенков от инфекционных болезней.
Я очень хочу, чтобы о ее подвиге, о ее самоотверженном труде узнали наши современники. Узнали о судьбе моего отца, попавшего на Дальний Восток в молодости, и прикипевшему к этому суровому краю.