Поступки вани из рассказа бежин луг

Чингиз айтматов легенда о манкурте: краткое содержание в одной сарозекской легенде рассказывается о найман-ане, матери манкурта. местное кладбище названо

Чингиз Айтматов — Легенда о манкурте:
Краткое содержание

В одной сарозекской легенде рассказывается о Найман-Ане, матери манкурта. Местное кладбище названо в ее честь Ана-Бейит («Материнский упокой»). В давние времена жуаньжуаны захватили земли найманов. В одном бою к ним попал раненый Жоламан. Они сделали из него послушного беспамятного манкурта, раба. Для чего обрили ему голову, надели на нее обруч из верблюжьей кожи, бросили в пустыне на солнцепеке. От мук врастающей в голову сохнущей верблюжьей кожи, пленник проклинал день своего рождения, мать и Бога. В себя выживший приходил уже не человеком, а «чучелом» без собственного «я», без памяти о Родине, семье, детстве. Он служил хозяину, как собака, пас стада верблюдов за еду. И не снимал шапку с изувеченной головы.

Узнала Найман-Ана, что сын ее жив, но теперь манкурт. С надеждой она отправилась в степь. Напрасно рассказывала она сыночку о прошлом, об убитом жуаньжуанами отце его Доненбае, называла его Жоламаном. Он твердил, что его зовут манкуртом, и дело его жизни – быть здесь пастухом. Не раз мать на верблюдице Акмае навещала сына. И решила увезти его к своим. Пусть он останется таким, не помнящим родства. Зато люди увидят, сколь злы жуаньжуаны, вновь пойдут в бой. Один жуаньжуан ее чуть не убил. Он же уверил манкурта, что она никакая ему не мать. Эта женщина хочет снять с него шапку, «отпарить ему голову».

И тогда манкурт выстрелил матери в сердце из лука. Слетел с ее головы белый платок, стал птицей Доненбай, повторявшей: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» Место ее погребения люди назвали Материнским упокоем…

Читательский дневник «Легенда о манкурте» Айтматова

Сюжет

Захватчики жуаньжуаны сделали из молодого пленника Жоламана, раненого воина найманского племени, манкурта, раба. Он выжил после пытки вросшей в голову верблюжьей кожи, но потерял разум, чувства, память, свое «я», имя, и пас верблюдов хозяина. Его нашла мать Найман-Ана. Тщетно она говорила сыну об убитом врагами его отце Доненбае, детстве, родине. Он не помнил ничего. И все же она решила его увезти. Мать увидели жуаньжуаны. И сказали манкурту, что она ему чужая и хочет сорвать с его искалеченной головы шапку, чтобы помучить. Испуганный манкурт убил мать стрелой в сердце. Ее платок стал птицей Доненбай, а место ее погребения люди прозвали Ана-Бейит, Материнский упокой.

Отзыв

Легенда о материнской любви, о том, что беспамятство – худшее зло. Только тот, кто всем сердцем любит родную землю и народ, семью может называться человеком. Манкурт – раб, забывший имя, мать, Родину. Как пес, он служит за кусок хлеба хозяину, и боится только одного: физической боли.
Легенда учит не быть манкуртом, беспамятным предателем. Учит защищать родной край и народ, быть мужественным и благодарным, напоминает о силе материнской любви, самопожертвовании.

Краткое содержание Айтматов Легенда о манкурте

Основным персонажем произведения является пожилой стрелочник Едигей, работающий после войны на степном железнодорожном разъезде.

До Едигея доходит новость о смерти давнего друга его семьи Казангапа, рядом с которым они прожили более тридцати лет, вместе растили детей и помогали друг другу во всем.

Возвращаясь с работы домой и обдумывая предстоящие похороны друга, Едигей видит вспышку яркого огненного света с находящегося вблизи космодрома, с которого стремительно взлетает ракета.

Едигей решает похоронить приятеля на далеком кладбище, имеющим давнюю историю. По преданию, в этих местах в древности проживает племя жестоких людей, которые с помощью изощренной пытки превращает пленных людей в манкуртов, бездушных рабов, полностью потерявших память. Для создания идеальных рабов, на голову человека, который полностью обездвижен, надевают кусок свежевыделанной кожи верблюда, называемый шири, и помещают его на открытое пространство в степи. Под палящим солнцем шири высыхает, сдавливает голову пленного как стальной обруч и человек обречен либо на смерть, либо на потерю рассудка. Выживший манкурт ничего не помнит ни о себе, ни о своем прошлом и признает, как верная собака, одного хозяина, выполняя для него тягостную, грязную работу, даже не мысля о побеге.

Согласно легенде на месте кладбища погибла мать одного из манкуртов, которая разыскивала пропавшего сына. Поскольку манкурт не помнил свое прошлое, хозяин вручил ему лук со стрелами, которыми сын пронзил свою родную мать, пытавшуюся вернуть любимого ребенка. Перед смертью с матери слетел белый платок, который превратился в летящую и кричащую птицу. С того момента кладбище стало именоваться Материнским упокоем.

Когда похоронная процессия подходит к кладбищу, люди обнаруживают выставленную охрану, которая сообщает им о принятии решения о ликвидации древнего кладбища. Едигей организовывает могилу для друга невдалеке от Материнского упокоя, а затем начинает обращаться в различные инстанции, а в первую очередь к начальству космодрома, с требованием о запрете уничтожения ритуального места, на котором покоятся их далекие предки.

Повествуя о событиях, происходящих в романе, писатель раскрывает понятие высоконравственных человеческих ценностей, выражающихся в порядочности, доброте, отзывчивости, объединяя в своем произведении реальностью и глубокий философский смысл.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Айтматов. Все произведения

Легенда о манкурте. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Светловолосый мальчик Никишка живёт со своей мамой в небольшой деревне рядом с морем. Он очень добрый и спокойный мальчуган. Любит оставаться один и мечтать о будущем. За это его не любят все деревенские дети.

Книга «Шляпа Волшебника» — одна из самых прекрасных выпусков серий о Муми-троллях. Это произведение наполнено радостью к жизни, теплом, солнечным светом, морем, нежным песком и всякими приятными моментами, которые стоит проживать и ценить

Действие рассказа Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль» происходит в восемнадцатом веке. Герой рассказа обычный фермер по имени Рип ван Винкль. Автор его описывает, как очень ленивого и ничего не делающего мужика.

Шерлок Холмс сравнительно молодой мужчина, но уже хорошо известный и уважаемый в определенных кругах. Живет он со своим другом Ватсоном в Лондоне на улице Бейкер – стрит. Холмс нигде как будто не работает, но проводит химические опыты

Перед нами предстает супружеская пара, которая находится в стадии конфликта. Джорджу, главе семейства 46 лет, и он преподает в колледже.

617. Краткое содержание рассказа Легенда о манкурте Айтматова. Русский язык, литература

Краткое содержание — Легенда о манкурте. Русский язык и литература

Легенда о манкурте повествует про стрелочника по имени Едигей, выполняющие работу на железной дороге. Он работает в этой местности после войны, но он узнает известие о смерти его лучшего друга. Потом он решает сделать могилу друга на кладбище, вспоминая историю о манкуртах. Они обозначались в качестве рабов, похожие на зомби. Еще следует отметить оригинальный принцип подчинения людей, но есть много способов для их использования в бытовых целях.

Недалеко от этого кладбища, расположились злые люди, использующие манкуртов для решения конкретных задач. Чтобы завладеть манкуртом, они стараются зафиксировать человека, установив ему на голову, простую кожу зверя. После процедуры человека удерживают в пустынном месте. В итоге кожа сжимается, сдавливая голову будущему рабу. Если человек остался в живых, то он забывает прошлые события, подчиняясь хозяину, выполняя все рабочие команды. Потом данное создание используется для того, чтобы делать разную грязную работу. В действительности человек становится своеобразным бытовым прибором, выполняющим разные поручения.

Из легенды узнаем, что кладбище появилась мать одного из манкуртов, но хозяин раба решил уничтожить даму, поэтому хозяин вручил ему холодное оружие. Манкурт убил женщину, но с нее упал белый платок, воплотившийся в стремительную птицу. После трагедии кладбище стали обозначать Материнским у покоем.

Едигей приходит с похорон, но через кладбище, он обнаруживает, что она огорожена по периметру, а пространство под ним власть забрала для осуществления своих грандиозных планов. В итоге люди стремятся создать полезную вещь на данной территории. Герой вынужден сделать захоронение неподалеку от этой местности.

Потом он отправляется к начальнику, для сохранения древнего кладбища, поэтому возникает его ожесточенная борьба за отстаивание своих интересов. В этом противостоянии прослеживается множество граней человеческой души, где отражаются нравственные поступки, обсуждаются моральные ценности для людей. Книга помогает отражать вещи, где между собой взаимодействуют люди, но в ней есть огромная моральная основа, помогающая глубоко размышлять над обычными вещами и контактами между людьми.

Искренне рекомендую изучить творчество Айтматов, чтобы отметить его талантливые идеи и выдающиеся способности, которые оказывают сильное влияние на людей.

Краткое содержание А.П. Чехов «Жалобная книга»

chehov zhalobnaya kniga main

«Жалобная книга» — рассказ, написанный А.П. Чеховым. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Осколки» №10 в 1884 году. Под рассказом стояла подпись «А. Чехонте».

В основе «Жалобной книги» Чехова лежит реальная история. Автор поведал, как однажды, проезжая мимо одной из станций Донецкой дороги, он прочел там жалобную книгу. Произведение является пересказом событий, взятых оттуда, Антон Павлович лишь поменял имена главных героев.

Основные персонажи

Чтобы понять смысл краткого содержания, нужно рассмотреть главных героев:

  • Ярмонкин — обычный глупый гражданин, который считает, что в его безграмотности виноват кто угодно, кроме него самого;
  • Самолучшев — работник конторы, который оставил жалобу на грубое поведение жандарма и кондуктора. Пожалуй, единственный персонаж, чей отзыв действительно связан с качеством обслуживания;
  • Алексей Зудьев — молодой человек, который учится в 7 классе Курской гимназии. Во время написания отзыва в книге сильно переживал;
  • Забавный дачник — очень веселый человек, любит пошутить;
  • Дьякон Духов — служитель церкви, который не знал, что в столовой у дороги не всегда продается постная пища;
  • Козьмодемьянский — телеграфист, был уволен за злоупотребление алкоголем, так и не осознал своих ошибок;
  • Иванов 7-ой — этот человек пытался образумить людей, оставляющих бредовые записи. Ему написали, что он дурак.

Очень краткий пересказ

В одной из железнодорожных станций есть жалобная книга, в которой можно пожаловаться на работу транспорта, улучшая тем самым качество обслуживания.

До недавнего времени книга лежала в конторке, закрытой на ключ (последний можно было взять у местного жандарма). Но теперь, когда замок сломан, любой может добраться до книги и писать всякую чепуху, которая никак не связана с транспортом.

Кто-то писал глупые стихи, кто-то — признание в любви. Некоторые вообще оставляют кляксы и рисуют рожицы.

Да, в книге действительно есть пара записей по делу, но написаны они крайне безграмотно.

Краткое содержание рассказа

Рассказ «Жалобная книга» повествует об обычной жалобной книге на железнодорожной станции. Там люди могут оставлять отзывы о работе транспорта, пожаловаться на определенные вещи или дать советы по улучшению качества обслуживания. Ранее конторка была заперта на ключ, который находился у местного жандарма. Но недавно замок взломали, и теперь каждый имеет доступ к ней. Сейчас в книге можно прочитать множество различной чепухи, которая никак не связана с транспортом — людям просто захотелось пошутить.

Открыв книгу, можно заметить, что она наполнена различными оскорблениями и смешными картинками. Кто-то даже оставил там признание в любви. При этом большинство записей были написаны с ошибками, некоторые из них и вовсе было невозможно понять.

Какой-то шутник изобразил на странице забавную кривую рожицу, украсив ее рогами и длинным носом. Под картинкой была забавная надпись.

Далее идет запись господина Ярмонкина, который оставил жалобу на ветер, сорвавший шляпу с его головы. Это произошло, когда ехал поезд.

Конторщик Самолучшев оставил жалобу на кондуктора. Его отзыв действительно был обоснованным, грубый кондуктор Кучкин нахамил его спокойной жене. Самолучшев хотел вмешаться, но жандарм схватил его за руку.

Потом идет запись Алексея Зудьева. Во время написания отзыва его одолели сильные эмоции. Ученик гимназии не смог совладать с ними, поэтому перечеркнул свою запись.

Забавный дачник написал, что во время ожидания поезда ему приходится видеть неприятное лицо управляющего на станции. Это ему не нравится.

После отзыва дачника стоит анонимная запись. Кто-то оставил предупреждение, что Тельцовский — шулер, а у жены жандарма есть любовник (буфетчик Константин).

Следующую запись оставил служитель церкви дьякон Духов. Он пожаловался, что в буфете нет постной еды и он был вынужден остаться голодным. А еще ниже находится ответ анонима, который в грубой форме предложил ему есть то, что дают.

Еще один пассажир написал, что недавно потерял портсигар. Человек попросил, того, кто найдет утерянную вещь, передать ее в кассу.

Телеграфист Козьмодемьянский был пьяницей, и потому его уволили с работы. Он использовал книгу, чтобы описать свое негодование, заявляя, что все вокруг воры и мошенники.

Далее кто-то написал краткое признание в любви. Но автор остался неизвестным.

Последнюю запись оставил некий Иванов-7й. Он обратился с просьбой не писать ничего лишнего в книге. Но в ответ ему написали, что он дурак, хоть и седьмой.

Краткое содержание А.П. Чехов «Жалобная книга»

Последняя запись в книге

Главная мысль

Прочитав краткое содержание рассказа Чехова «Жалобная книга», может показаться, что в нем нет никакого смысла. Действительно, весь сюжет разворачивается вокруг абсурдных и смешных записей. Но если проанализировать каждую цитату или картинку, то можно увидеть жизненные ценности самих людей. А.П. Чехов хотел показать нам тех, кто живет в России, что они любят, от чего получают удовольствие, а что приносит им огорчение. Краткое содержание рассказа позволяет читателям посмеяться над героями, но одновременно и над всеми остальными людьми, ведь среди всех упомянутых в книге можно найти похожих на себя. Записи действительно вызывают улыбку, и именно этого добивался автор – он хотел, чтобы смех позволил людям победить собственные недостатки.

Краткое содержание Чехов Жалобная книга

Если вы задумаете искать сюжет в рассказе Антона Чехова «Жалобная книга», то это окажется пустым занятием. «Жалобная книга» — некая коллекция записей посетителей, а хранится книга на железнодорожной станции. Этакий сборник курьезов, замечаний, признаний.

Что же можно увидеть в книге? Рожицу с комментарием «ты скотина, а я нет», обиду на ветер: классическое «подъезжая к станции, с меня слетела шляпа», возмущения конторщика по поводу грубости кондуктора. Есть претензия к жандарму, который не так взял за плечо гражданина, юного гимназиста, которого поверг в ярость чей-то неправильный поступок.

Еще в «Жалобной книге» дачник описывает, какой ему представилась физиономия начальника станции. С точки зрения «обозревателя», портрет разочаровывает.

В анонимной записи читателей книги предупреждают, что гражданин Т. – шулер, а жандармская жена крутит роман с буфетчиком. Кто-то разыскивает портсигар, кто-то опасается увольнения за пьянство. Есть в книге и трогательное признание в любви к Катеньке.

Дьякону кто-то советует есть что придется, потому что поиски постной пищи на станции бессмысленны. На что философ-дьякон отвечает в том смысле, что надо быть благосклоннее к людям.

Весь этот «винегрет» подтверждает: книга как бы используется не по своему назначению. Но зато любой, кто пробежал по ее строчкам, может увидеть и зафиксировать для себя удивительные подробности станционной жизни. Можно даже сказать, что главное действующее лицо рассказа – не перечисленные персонажи, а сама жалобная книга.

Интересную деталь подчеркивает Чехов. Книга общедоступна, ключа к конторе, в которой лежит «фолиант», не существует. Поэтому каждый может приобщиться к веселой и грустной летописи местных станционных нравов. Благодаря записям в ней здесь пересекаются люди и судьбы, которых ничто другое не могло бы свести вместе.

То, что кажется словесным мусором на первый взгляд, обретает некую закономерность, если воспринимать написанное как собирательный образ мыслей маленького человека. Начертанный, разумеется, Чеховым не без юмора

Ну, а вывод в отношении «авторов» налицо: они и наушничают, и кляузничают, и малодушничают, и иронизируют, и радуются. Слепок с общества своего времени – вот что такое записи в «Жалобной книге». Чтобы в полной мере насладиться потрясающим языком классика, надо, конечно, перечитать каждую уникальную запись.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Жалобная книга. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой, названный просто К., приезжает в деревню, принадлежащую Замку, и останавливается на ночь на постоялом дворе. Разбуженный ночью сыном кастеляна Замка, сообщившем, что для нахождения на территории Замка

Вовка Грушин всегда что-то изобретал. Погрузившись с головой в творчество, он частенько забывал об учебе. Вот и теперь, накануне каникул, Вовка затеял новый загадочный проект, который держал в секрете

Рассказ о мальчике Феде Рыбкине. Федя вернулся домой, после катания на коньках. Дома было тихо. Его сестра уже приготовила домашнее задание и ушла на улицу с подружками.

Под горячими лучами солнца снег начал таять. Пройдёт несколько дней и весна вступит в свои права. В полдень уже настолько тепло, что на снегу можно заметить разных жучков, паучков и блошек.

Речь идет об одном мужике Макаре, который жил в слободе Чалган, в Тайге вместе с якутами. Был он потомком русских крестьян, чем изрядно гордился и считал себя на головы выше якут, татар и всех, кто его окружал.

Краткое содержание рассказа «Жалобная книга» А. П. Чехов

Краткое содержание рассказа «Жалобная книга» для читательского дневника в шутливом тоне перескажет содержание жалобной книги, которая пылится в маленькой конторке в пыльной железнодорожной станции где-то в глубине бескрайней России.

«Жалобная книга» очень краткое содержание

Чехов Жалобная книга краткое содержание для читательского дневника:

Заброшенной железнодорожной станции в особом месте лежит жалобная книга, в которую нужно писать жалобы на обслуживание или предложения по улучшению работы железнодорожного транспорта.

Ключ хранится у жандарма, но конторка давно сломана и ключа, чтобы добраться до книги не нужно, поэтому там пишут все, кому не лень, причём пишут всякую ерунду, не относящуюся к делу.

Кто-то пишет глупые стишки, кто-то объяснения в любви, а кто-то рисует рожицы и ставит кляксы.

Есть и несколько записей, которые якобы направлены на улучшение качества обслуживания на транспорте, но они написаны так безграмотно и сумбурно, что сделать по ним какие-то выводы невозможно.

Я думаю, с одной стороны автор хотел пошутить над безграмотными и скучающими людьми, а с другой стороны, невежество – страшная проблема общества, к которой автор хотел привлечь внимание, чтобы сначала мы посмеялись, а потом задумались.

Читайте также: Рассказ Антона Павловича Чехова «Налим» повествует смешную историю о том, как мужики рыбу налима ловили. Все герои суетятся вокруг укрывшегося под корягой налима. Но рыба просто не достанется. Интересно и увлекательно описана внешность и диалоги героев. Чехов настолько точно передаёт характер каждого, что кажется, что стоишь на берегу и наблюдаешь.

Короткий пересказ «Жалобной книги» Чехова

С самого начала рассказа поясняется, что эта книга для жалоб лежит на станции. К ней есть доступ у каждого человека. Автор пока призывает, мол, раскрывайте книгу и читайте.

И у читателя создается мастерством Чехова ощущение настоящей жалобной книги, набранной печатным шрифтом. Начинается она с “пробы пера”. За этой подписью должна быть нарисована рожица. Далее — обидный стих. Первый призыв к серьезности. Далее, конечно, сообщается о происшествии — слетела шляпа, “глядя на природу в окне”.

Складывается комичный образ, что эта шляпа смотрела на природу, кинулась в окно. Что с этим поделать? Надеется ли автор сообщения, что ему вернут шляпу или предупреждает, чтоб не смотрели в шляпах в окна. Или просто жалуется? В конце еще одно “объявление” о пропаже портсигара. Кто найдет, дескать, отдайте туда-то.

Далее рассказывается целая история — жалоба на кондуктора. Тот был груб с женой автора сообщения. Жена, оказывается, старалась, чтоб все было тихо, но получилось “шумно”. Опять в очень краткой зарисовке с передачей характера через выбор слов и манеру письма создается комичная история.

Не обходится в книге и без обличений: один — шулер, другой — социалист. Жена жандарма ездила с другим мужчиной за речку. Наговор и месть? Остается без ответа.

Ученик гимназии возмущен до глубины души тем, что… и вся история зачеркнута.

Аноним недоволен “физиономией” начальника станции. Следующий автор раскрывает имя предыдущего, но в инициалах, да и сам не подписывается.

Можно подумать, что авторы начинают повторяться. Дьякон, которому посоветовали есть то, что дают, а не искать постной пищи, которой на станции нет, будто бы отвечает: “добродетелью украшайтесь”. То есть будьте добрей к людям. А вечно возмущенный гимназист, чуть повзрослев, признаётся девушке в любви на этих страницах. Опять призывают к порядку, но, видно, бесполезно.

Это интересно: Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. Для читательского дневника и подготовке к уроку литературы в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хирургия». С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Содержание «Жалобной книги» с цитатами

Краткое содержание Жалобная книга Чехов:

Станционная жалобная книга полна нелепых и смешных надписей, в которых отражаются характеры писавших их людей.

На железнодорожной станции в специальной запирающейся конторке лежит жалобная книга. Ключ от конторки должен храниться у станционного смотрителя, но на самом деле она всегда открыта, и любой проходящий через станцию может в ней писать.

В книге есть оскорбления, рисунки, признания в любви и жалобы на то, что к железнодорожной станции никакого касательства не имеет. Многие записи пестрят ошибками.

Вот кто-то намалевал в книге смешную рожицу и подписал:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет».

Далее, некий Ярмонкин жалуется на ветер:

Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Конторщик Самолучшев жалуется на кондуктора, который нагрубил его тишайшей жене, и на жандарма, грубо взявшего конторщика за плечо.

Ученик гимназии Алексей Зудьев «возмущён до глубины души» и находится «под свежим впечатлением возмутительного поступка». Какого именно — зачёркнуто.

Неунывающий дачник «обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен».

Следом кто-то предупреждает, что Тельцовский — шулер. Аноним радостно сообщает, что жандармиха изменяет мужу с буфетчиком. Затем следует жалоба дьякона Духова на станционный буфет, в котором нет постной пищи. Чуть ниже ему грубо отвечают: «Лопай, что дают».

Далее, некий разиня разыскивает свой кожаный портсигар. Телеграфист Козьмодемьянский негодует, что его выгоняют со службы за пьянство и объявляет всех мошенниками. За его жалобой следует надпись: «Добродетелью украшайтесь».

Следом идёт признание в любви некой Катиньке. После него «Иванов седьмой» просит не писать в жалобной книге посторонних вещей, на что ему отвечают: «Хоть ты и седьмой, а дурак».

Жалобная книга используется не по назначению, зато благодаря этому можно многое узнать о тех, кто заглянул в неё хоть раз. Каждая запись, как зеркало, отражает характер её автора.

Читайте также: Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехов написал в 1883 году. Впервые рассказ был опубликован в юмористическом издании «Осколки» (1883). Прочитать краткое содержание «Толстого и тонкого» можно на нашем сайте. В произведении автор осмеивает существующие в любом обществе человеческие пороки: лицемерие и «чинопочитание».

Видео Жалобная книга Чехов

В этом рассказе-зарисовке представлена жалобная книга одной станции. Не рассказывается никакой целостной истории, но звучит много голосов, представлены забавные случаи… кто признается в любви, кто жалуется, кто шутит, кто призывает к порядку.

Чувствуется, когда сочинял пьяный, а когда непьющий дьякон, но иногда бывают и контрасты, например, серьезные вещи пишет гимназист. Герои будто отвечают друг другу: за шутку укоряют, на жалобу шутят.

Цифры

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, — это было после одной из наших ссор, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечёт тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдёшь и прижмёшься к моему плечу! Если же это происходит после ссоры, и я говорю тебе ласковое слово, как порывисто ты целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которую способно только детство! Но это была слишком крупная ссора. »

В тот вечер ты даже не решился подойти ко мне: «Покойной ночи, дядечка» — сказал ты и, поклонившись, шаркнул ножкой (после ссоры ты хотел быть особенно благовоспитанным мальчиком). Я ответил так, будто между нами ничего не было: «Покойной ночи». Но мог ли ты удовлетвориться этим? Забыв обиду, ты опять вернулся к заветной мечте, что пленяла тебя весь день: «Дядечка, прости меня. Я больше не буду. И пожалуйста, покажи мне цифры!» Можно ли было после этого медлить с ответом? Я помедлил, ведь я очень умный дядя.

В тот день ты проснулся с новой мечтой, которая захватила всю твою душу: иметь свои книжки с картинками, пенал, цветные карандаши и выучиться читать и писать цифры! И все это сразу, в один день! Едва проснувшись, ты позвал меня в детскую и засыпал просьбами: купить книг и карандашей и немедленно приняться за цифры. «Сегодня царский день, все заперто» — соврал я, уж очень не хотелось мне идти в город. «Нет, не царский!» — закричал было ты, но я пригрозил, и ты вздохнул: «Ну, а цифры? Ведь можно же?». «Завтра» — отрезал я, понимая, что тем лишаю тебя счастья, но не полагается баловать детей.

«Ну хорошо же!» — пригрозил ты и, как только оделся, пробормотал молитву и выпил чашку молока, принялся шалить, и весь день нельзя было унять тебя. Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше, и вечером ты нашёл им выход. Ты начал подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и громко кричать. И мамино замечание ты проигнорировал, и бабушкино, а мне в ответ особенно пронзительно крикнул и ещё сильнее ударил в пол. И вот тут начинается история.

Я сделал вид, что не замечаю тебя, но внутри весь похолодел от внезапной ненависти. И ты крикнул снова, весь отдавшись своей радости так, что сам господь улыбнулся бы при этом крике. Но я в бешенстве вскочил со стула. Каким ужасом исказилось твоё лицо! Ты растерянно крикнул ещё раз, для того, чтобы показать, что не испугался. А я кинулся к тебе, дёрнул за руку, крепко и с наслаждением шлёпнул и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь. Вот тебе и цифры!

От боли и жестокой обиды ты закатился страшным и пронзительным криком. Ещё раз, ещё. Затем вопли потекли без умолку. К ним прибавились рыдания, потом крики о помощи: «Ой больно! Ой умираю!» «Небось не умрёшь, — холодно сказал я. — Покричишь и смолкнешь». Но мне было стыдно, я не поднимал глаз на бабушку, у которой вдруг задрожали губы. «Ой, бабушка!» — взывал ты к последнему прибежищу. А бабушка в угоду мне и маме крепилась, но едва сидела на месте.

Ты понял, что мы решили не сдаваться, что никто не придёт утешить тебя. Но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за самолюбия. Ты охрип, но все кричал и кричал. И мне хотелось встать, войти в детскую большим слоном и пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами воспитания и с достоинством справедливого, но строгого дяди? Наконец ты затих.

Только через полчаса я заглянул будто по постороннему делу в детскую. Ты сидел на полу весь в слезах, судорожно вздыхал и забавлялся своими незатейливыми игрушками — пустыми коробками спичек. Как сжалось моё сердце! Но я едва взглянул на тебя. «Теперь я никогда больше не буду любить тебя, — сказал ты, глядя на меня злыми, полными презрения глазами. — И никогда ничего не куплю тебе! И даже японскую копеечку, какую тогда подарил, отберу!»

Потом заходили мама и бабушка, и так же делая вид, что зашли случайно. Заводили речь, о нехороших и непослушных детях, и советовали попросить прощения. «А то я умру» — говорила бабушка печально и жестоко. «И умирай» — отвечал ты сумрачным шёпотом. И мы оставили тебя, и сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Опустился вечер, ты все так же сидел на полу и передвигал коробки. Мне стало мучительно, и я решил выйти и побродить по городу. «Бесстыдник! — зашептала тогда бабушка. — Дядя любит тебя! Кто же купит тебе пенал, книжку? А цифры?» И твоё самолюбие было сломлено.

Я знаю, чем дороже мне моя мечта, тем меньше надежд на её достижение. И тогда я лукавлю: делаю вид, что равнодушен. Но что мог сделать ты? Ты проснулся, исполненный жаждой счастья. Но жизнь ответила: «Потерпи!» В ответ ты буйствовал, не в силах смирить эту жажду. Тогда жизнь ударила обидой, и ты закричал от боли. Но и тут жизнь не дрогнула: «Смирись!» И ты смирился.

Как робко ты вышел из детской: «Прости меня, и дай хоть каплю счастья, что так сладко мучит меня». И жизнь смилостивилась: «Ну ладно, давай карандаши и бумагу». Какой радостью засияли твои глаза! Как ты боялся рассердить меня, как жадно ты ловил каждое моё слово! С каким старанием ты выводил полные таинственного значения чёрточки! Теперь уже и я наслаждался твоей радостью. «Один. Два. Пять. » — говорил ты, с трудом водя по бумаге. «Да нет, не так. Один, два, три, четыре». — «Да, три! Я знаю», — радостно отвечал ты и выводил три, как большую прописную букву Е.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Иван Бунин — Цифры:
Краткое содержание

Дядя напоминает племяннику эпизод из детства. Женя жизнерадостный мальчик, и немножко шалун. Но у него доброе сердце. Он охотно просит прощенья и с радостью мирится. Но однажды случилась крупная ссора. Женя боялся, что дядя его не простит. А ведь только «дядечка» может показать ему цифры!

Глава 2

Все началось с радости: Женя будет учиться. Ему купят книжки, пенал, научат писать буквы и цифры. Женя хотел сразу всему научиться, но дяде было лень ехать в город за покупками. Он соврал, что сегодня «царский» (выходной) день. Тогда мальчик стал упрашивать учить его цифрам. Дядя видел, что ребенок будет счастлив, но решил не баловать Женю. И отложил урок до завтра. Бабушка поддакнула дяде. И Женя весь день проказничал, раз уж мечта не сбывается.

Глава 3

За столом Женя с криком бил ногами в пол, подскакивая. Так он радовался жизни. И хотел, чтобы дядя знал: он не сдался, он дотерпит до завтра. Бабушка с мамой делают мальчику замечанья. Потом дядя злобно орет на него и вышвыривает испуганного Женю за дверь. «Вот тебе и цифры!»

Глава 4

Дядя чувствует, что не прав, что испортил ребенку счастье. Женя кричит и рыдает так долго, что взрослым не по себе. Даже дядя хочет его пожалеть. Но они выдерживают характер. И ребенок затихает сам.

Глава 5

Все по очереди заглядывают в детскую комнату. Будто что-то ищут. И зовут ребенка непослушным. Говорят, что очень обидел дядю – и тот вряд ли приедет к ним еще из Москвы. Мальчик тихонько играет со своими коробочками. Дяде жалко его, но он молчит. И тогда Женя объявляет, что больше не любит дядю.

Глава 6

Бабушка стыдит мальчика. Напоминает, что пенал и чудесные цифры – во власти дяди. Дядя знает, как трудно откладывать мечту. Особенно в детстве. Потому и случилась та ссора. Жизнь, взрослая и правильная, обидела ребенка. Его заставили подчиниться, ждать.

Глава 7

И мальчик сдался. Он не мог ненавидеть, держать обиду так долго. И так хотел научиться цифрам, что от всего сердца сказал, что очень любит дядечку. Сели к столу, взяли карандаши. Мальчик был счастлив, боялся рассердить своего учителя. Дядя учил и тихонько радовался вместе с ребенком.

Читательский дневник по рассказу «Цифры» Бунина

Сюжет

Мальчику Жене не терпится начать учиться цифрам. Но дядя откладывает урок на завтра, хотя знает, какое это счастье для ребенка. В ответ Женя балуется, потом плачет. Взрослые стыдят его. Он просит прощенья – и дядя, чувствуя свою вину, учит его писать цифры.

Отзыв

Взрослые должны помнить, что тоже были детьми. Ребенок рад всякой мелочи – так зачем без причин лишать его радости. Тема воспитания: с виду правильного, а на самом деле бездушного. Дяде из рассказа всю жизнь стыдно за свой поступок. Ссора глазами взрослого и глазами ребенка. Взрослые учатся у детей радости жизни. Рассказ учит беречь чувства других, ставить себя на место другого, исполнять мечту – если она исполнима, забывать обиды, прощать, исправлять свои ошибки, дорожить семьей.

Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»

kratkoe soderzhanie rasskaza bunina cifry

В основе краткого содержания рассказа — история непослушного мальчика и его дяди. Иван Бунин раскрывает взаимоотношения между родственниками после ссоры. Мягко и ненавязчиво подводит читателя к интересному выводу на тему взаимоотношений поколений. Сам рассказ «Цифры» очень короткий, но емкий по содержанию и наводит на интересные, пускай и грустные, мысли.

Краткая характеристика персонажей

В кратком содержании рассказа «Цифры» Бунина участвуют 4 персонажа:

  • Главный герой — от его имени ведется повествование. Он является дядей для маленького мальчика. Его размышления о воспитании основа рассказа. Человек строгий, принципиальный, но любящий своего племянника.
  • Мальчик Женя — воспитывается бабушкой и мамой. Дядю воспринимает как наставника и учителя, получает от него подарки, новые знания. Обычный ребенок, мечтательный, любознательный, непосредственный.
  • Мама — поддерживает методы воспитания своего брата.
  • Бабушка — безусловно любит Женю, жалеет его, но не подает виду. На стороне авторитарных правил дома. Пытается напутствовать ребенка, заставить его слушаться взрослых.

Пересказ очень кратко

Женя просыпается утром с желанием выучиться писать цифры. Дядя давно обещал ему объяснить их, но не находил времени. В очередной раз ребенок получает отказ, и, чтобы все-таки добиться своего, начинает вести себя непозволительно. Мужчина не выдерживает и наказывает Женю. Происходит крупная ссора. После родственники мирятся.

Краткое содержание по главам

Пересказ основных событий глав произведения.

Глава I

Автор обращается к своему племяннику, чтобы напомнить про один случай из своего детства. Эпизод был настолько незначителен, что, скорее всего, ребенок его не запомнил, но дядя помнит его всю жизнь. Он сетует на то, что Женя не знает удержу, когда что-то задумает. Вспоминает, как заканчивались их ссоры, описывая чувство глубокой любви к ребенку в эти моменты.

Затем повествование переходит на вечер, когда Женя пришел к дяде после крупной ссоры и с уважением, забыв про все обиды, просил прощения. Детское сердце перенесло свое дневное горе и было готово вновь вернуться к мечте. Мальчик хочет обучаться цифрам. Но дядя медлит с ответом.

Глава II

Дядя вспоминает день ссоры с самого начала. Утром Женя проснулся и захотел, чтобы ему подарили цветные карандаши, пенал, научили рисовать и писать цифры. Он позвал дядю и горячо попросил помочь выполнить задуманное.

Мужчина начинает искать причины, чтобы не идти за покупками и не заниматься с ребенком. Ему лень. Он говорит, что магазин не работает, в нем “царский день”. Мальчик быстро раскрывает обман. Но дядя грозит ему, и Женя соглашается подождать еще. Однако просит хотя бы показать цифры.

Бабушка говорит ребенку, чтобы он не приставал. Дядя обещает исполнить просьбу завтра. Мальчик соглашается и убегает на завтрак.

После завтрака Женя ведет себя плохо. Кидает стулья, носится по дому, кричит и смотрит на дядю в ожидании. Постоянно требует подтверждение обещания.

Глава III

Ребенок совсем расшалился. Подпрыгивает, стучит ногами в пол и громко кричит. Взрослые поочередно просят его прекратить, но тот не унимается и мешает разговору.

Тут дядя понимает, что теряет терпение. Мальчик не слушается, продолжает вскрикивать и прыгать. Дядя приходит в бешенство, грубо просит ребенка замолчать. Но тот не утихает. Женю хватают за руку и выпроваживают из комнаты, предварительно шлепнув.

Глава IV

Мальчик в один миг переживает смену бурного веселья на отчаяние. Он громко плачет, вопит. После прояснения сознания начинает давить на жалость, однако взрослые не поддерживают его.

Мама говорит, что Женя ужасно избалован. Бабушка явно нервничает, но старается не проявлять сочувствия открыто. Ребенок пытается найти у нее поддержки, но старушка не сдается, подыгрывая остальным взрослым.

Женя рыдает, пока есть силы. Все его жалеют, но никто не подходит, чтобы утешить, потому что это не согласуется с правилами строгого воспитания. Наконец, он затихает.

Глава V

Дядя заглядывает в детскую спустя полчаса под видом внезапного дела. Женя сидит на полу с потемневшим лицом, прерывисто вздыхает и играет с пустыми спичечными коробками. Сердце дяди преисполнено жалостью к ребенку, но он решает уйти. В этот момент Женя говорит, что больше не будет его никогда любить. Не видя реакции, пытается добиться ее и говорит, что заберет свои подарки у дяди обратно. Мужчина уходит.

Поочередно в детскую под видом важных дел заходят мама и бабушка. Отвлеченно говорят о том, что непослушным ребенком быть нехорошо. Советуют Жене пойти попросить прощения у дяди. Мальчик не хочет. Бабушка говорит, что дядя больше не приедет и она умрет, пытаясь пробудить в нем совесть. Но ребенок упрямится и не хочет извиняться. Дядя раздосадован. Мама говорит, чтобы он не обращал внимания на Женю, и все уходят из детской.

Глава VI

Дядя расстроен произошедшим, решает выйти погулять, но случайно слышит, как бабушка стыдит Женю. Она говорит о том, что больше никто не подарит ему карандаши и пенал. И самое главное — не научит писать цифры. Бабушка оставляет ребенка одного в темноте и уходит.

К дяде приходит осознание, что мальчик проснулся утром в ожидании чуда, ждал его всем сердцем. Но пришлось потерпеть. Его поведение показывало бурное желание действовать, учиться новому. Однако взрослые просили опять потерпеть. Последовало наказание и обида, но на смену им пришло смирение.

Глава VIII

Женя выходит из комнаты и просит у дяди прощения. Говорит, что любит его и не хочет огорчать. Дядя соглашается, прощает ребенка и просит его принести карандаш и бумагу.

Мальчик жадно слушает объяснения, учится писать цифры. Его мечта сбывается в этот миг. Дядя счастлив, ему нравится находиться рядом с ребенком.

Краткое содержание рассказа Ивана Бунина «Цифры»

Иллюстрации к рассказу «Цифры» Ивана Бунина

В чем идея автора

Краткий пересказ произведения «Цифры» иллюстрирует теплое отношение автора к детям. Сам Бунин за год до написания этого произведения пережил смерть пятилетнего сына. По всей видимости, какие-то отголоски той боли впитались в рассказ.

Автор раскрывает непосредственный детский характер ребенка, как он искренне ждет исполнения простого желания. Наглядно описывается, как внутреннее напряженное ожидание чуда перерастает во внешнее возбуждение и непослушание.

При этом дядя, несмотря на требования строгости в воспитании, характерные для начала XX века, внутренне понимает, что был неправ. Его пропитывает жалость и любовь к ребенку. По описанию видно, что Женя готов на все, чтобы добиться исполнения своей мечты. Поначалу дяде лень заниматься мальчиком, но в конце он понимает, что процесс приносит счастье и ему тоже.

Бунин стремился объяснить, что взрослым нужно быть более чуткими к детям. Скромные желания составляют для них целый мир, занимающий все мысли и чувства. И родители способны сделать ребенка счастливым очень просто, например, объяснив, как пишутся цифры.

Читать краткий пересказ «Цифр» Бунина или полный рассказ следует всем семьям, где есть дети. Автор пытался донести, что мгновения ссор между родными неизбежны, но последствия могут оказаться гораздо тяжелее. Повзрослевший Женя уже и не помнил о произошедшем, но дядя запомнил тот случай на всю жизнь. Иван Бунин хочет, чтобы люди осознали, насколько детский мир ограничивается возможностями старших. Как хрупок этот мир, как он рушится в одно мгновение от неосторожных слов и действий. И то, как дети верят в своих взрослых, несмотря ни на какие обиды.

  • Поступки василисы премудрой из сказки царевна лягушка
  • Поступки балды из сказки пушкина
  • Поступки героев в рассказе жеребенок
  • Поступить точно так же как пишется
  • Поступить некрасиво как пишется