Поступки лидии михайловны из рассказа уроки французского

Для 11-ти классников выпускников 2021 года подготовлены готовые аргументы по всем направлениям: человек путешествующий: дорога в жизни человека, цивилизация и

Готовые аргументы по теме Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Итоговое сочинение 2021-2022 учебного годаДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) подготовлены готовые аргументы по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Ниже представлены 5 готовых аргументов к данному направлению.

Купить полный банк из 140 аргументов по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» привлекает тем, что автор обращает читательское внимание на несостоятельность нигилистических воззрений центрального персонажа Евгения Базарова, на их несоответствие реальной жизни.
В начале повествования подчеркивается категоричность Евгения Базарова, который называет себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы, и вступает в конфликт с представителем «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым. И.С. Тургенев дважды проводит Базарова по следующему кругу: «Марьино – Никольское – родительский дом». Проводя своего героя по одним и тем же места два раза, автор демонстрирует, что в душе Евгения Базарова происходят изменения. Самым ярким событием романа является то, что Базаров, отрицая любовь, в итоге влюбляется в Анну Одинцову. Автор показывает, что главный герой пытается противиться возникшим и развивающимся чувствам, однако он не может противиться самой жизни, человеческому началу.
Внимательный читатель способен увидеть, что несогласие И.С. Тургенева с нигилизмом центрального персонажа выражается не только через демонстрацию его несостоятельности, которую постепенно осознает Базаров, но и через другие детали. Автор не согласен с мнением Базарова о том, что «сперва нужно место расчистить» и лишь позже «строить». Базаров отрицает эстетическое воздействие природы, считая, что она является «не храмом, а мастерской», а человек является «работником» в ней, однако автор помещает в повествование большое количество пейзажных зарисовок, выражая собственное мнение относительно природы. Будучи писателем, И.С. Тургенев не может не уважать искусство, которое отрицал его герой. Чувства к Анне Одинцовой показывают, что Базаров, оказывается, умеет глубоко и сильно любить. В начале повествования Базаров не представлен как любящий сын, однако в финале, предчувствуя приближение смерти, он пытается оставаться сильным в глазах родителей, чтобы не усиливать их боль от потери.
Важно то, что И.С. Тургенев, демонстрируя несостоятельность базаровского нигилизма, который, по мнению автора, вступает в конфликт с самой окружающей действительностью, не изображает Евгения Базарова как исключительно отрицательного персонажа, в нем сочетаются разные качества, включая и такие положительные, как ум, образованность, интерес к науке, трудолюбие, неравнодушное отношение к будущему страны, внутренняя сила. Евгений Базаров отличается от Кукшиной и Ситникова, также называющих себя нигилистами, автор подчеркивает, что Базаров имеет внутренний стержень, его нигилизм – это не веяния моды.

В.Г. Распутин «Уроки французского»

О многом заставляет задуматься и многому учит рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Учительница Лидия Михайловна является героиней, с которой нужно брать пример. В повествовании она представлена в первую очередь не как хороший учитель, а как отличный Человек с большой буквы, который способен пожертвовать собственными интересами, чтобы совершить добро по отношению к другим людям. То, что в начале каждого урока Лидия Михайловна обращала внимание на внешний вид своих учеников, говорит о ее неравнодушном отношении к ним, ей важно было не только провести урок французского языка, но и помочь школьникам и оказать им поддержку в трудные послевоенные времена. Лидия Михайловна совершает действительно добрые и милосердные поступки по отношению к мальчику-рассказчику, который жил вдали от семьи, которому приходилось играть на деньги с другими ребятами, чтобы спасти себя от голода. Лидия Михайловна приглашает рассказчика на дополнительные занятия не только для того, чтобы подтянуть его знания по французскому языку, но и для того, чтобы накормить его. Лидию Михайловну не останавливает отказ мальчика от ее подарка в виде продуктов пропитания, она находит другой способ, чтобы помочь мальчику: предлагает ему игру в «замеряшки», победитель которой забирает деньги себе.
Нельзя не согласиться с авторским отношением к директору Василию Андреевичу, который даже не постарался понять причин поступка Лидии Михайловны, называя игру в «замеряшки» настоящим преступлением. Через отношение взрослого рассказчика, который вспоминает свои школьные годы и в особенности поступок учительницы французского языка, В.Г. Распутин выражает собственное мнение: поступок Лидии Михайловны – настоящий подвиг, поскольку она, будучи неравнодушной к судьбе мальчика, спасала его от голода и преподавала ему уроки доброты и милосердия, в которых нуждаются абсолютно все люди. Лидия Михайловна пожертвовала собственной карьерой и репутацией, но осталась Человеком с большой буквы, чего нельзя сказать о директоре школы, который был бесчувственным, равнодушным к судьбам других людей, не осознающим, с какими трудностями приходилось сталкиваться детям в послевоенные голодные времена. Рассказ заставляет задуматься над тем, что к благополучному существованию всего общества способны привести именно «уроки доброты».

Н.В. Гоголь «Портрет»

В повести Н.В. Гоголя «Портрет» поднимается вечная проблема губительной силы стремления к деньгам и величию.
Чартков подается искушению деньгами, осознанно становится жертвой дьявольского портрета ростовщика, что приводит к началу процесса нравственной деградации. Получив большое количество денег, Чартков забыл все нравственные ценности. В повествовании отмечаются стремления Чарткова: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью»; «В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». Став частью светского общества, Чартков лишается того таланта, которым он обладал, и становится посредственным ремесленником, который пишет «модные картинки, портретики за деньги». Н.В. Гоголь показывает, что за внешней привлекательностью светского образа жизни скрывается настоящая ничтожность. Н.В. Гоголь подчеркивает, что Чартков самостоятельно приводит себя к трагедии, поскольку в его душевной деградации и растрачивании таланта виноват не портрет ростовщика, а сам Чартков, который подался искушениям и оказался во власти славы и денег. Получив 1000 червонных, Чартков мог использовать их для развития своего таланта, однако управлявшие им «двадцать два года и горячая юность» способствуют тому, что обретенные деньги он тратит на одежду, прическу, хорошую квартиру. Между вариантами стать художником, который создает истинные произведения искусства, или стать «модным живописцем», который создает заказные работы, Чартков выбрал второй путь. Поднимая тему искусства, автор выражает мысль о том, что погоня за деньгами и славой приводят истинного художника к растрачиванию таланта, поскольку деньги и слава «губят, а не развертывают талант». Поняв, что теперь его талант не таков, как раньше, увидев, что его прежний товарищ создал настоящее произведение искусства, Чартков приходит к сумасшествию, а вскоре и к смерти, причем к смерти физической, поскольку внутри он уже был мертв.
В современном обществе также много людей, которые центром своей жизни делают материальные богатства, ради которых они готовы на все, даже продать свою душу дьяволу, забывая при этом о нравственных началах. Многие люди стремятся стать частью высшего общества, быть известными, богатыми и влиятельными людьми, не понимая, что за внешней красотой жизни таких людей чаще всего скрывается пошлость, пустота и нравственная ничтожность.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

О многом заставляет задуматься сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», в которой поднимаются актуальные во все времена проблемы.
Главный герой – премудрый пискарь, который боялся всего на свете, поэтому ему приходилось постоянно в полном одиночестве находиться в тесной норе, из которой он выбирался лишь ночью для того, чтобы найти себе пропитание.
М.Е. Салтыков-Щедрин дает премудрому пискарю такую характеристику: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». У героя не было ни жены, ни детей, ни друзей, ни знакомых, он никогда не выбирался из норы, чтобы развлечься и получить удовольствие от жизни. Премудрый пискарь считал, что, если он выберется из норы, он обязательно столкнется с опасностью, которая, несомненно, закончится для него трагически.
В сказке показано, что целых 100 лет премудрый пискарь «сидел и дрожал». М.Е. Салтыков-Щедрин осуждает такое пустое и бесцельное существование. Сто лет жизни, которые прожил премудрый пискарь, нельзя назвать жизнью в полноценном смысле этого слова, это лишь физическое существование, которое не имело никакого смысла и цели. Только под конец своей никчемной жизни пискарь задается вопросами: какие были у него жизненные радости? Кто был близким и родным для него? Кого он утешил? Кого приютил? Кого защитил? Вспомнит ли о нем кто-нибудь?
Аллегорический образ премудрого пискаря, олицетворяющий общество тревоги и страха, помогает читателю задуматься над вопросами смысла собственной жизни, человеческого предназначения и счастья. Нельзя не согласиться с авторской мыслью о том, что лучше короткая, но счастливая жизнь, чем долгое, но несчастное существование. Сказка заставляет задуматься о том, что нужно радоваться жизни в каждом ее проявлении, что не нужно растрачивать себя на мысли о возможных проблемах, что не нужно доводить свой страх опасности и смерти до самой крайней стадии, поскольку это не принесет никакой пользы. Боязнь только ограничивает человека, заставляет его отказываться от многих удовольствий жизни и даже от многих обыденных явлений, тем самым человек, думая, что он поступает правильно, защищая свою жизнь от возможных опасностей, собственноручно делает себя несчастным. Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что нельзя жить, думая лишь о сохранении жизни, нужно получать удовольствие от жизни и не бояться трудностей и препятствий на своем жизненном пути.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна своими социальными и нравственными проблемами, которые, несмотря на то что комедия была написана еще в XVIII веке, актуальны до сих пор.
В комедии находит яркое отражение проблема крепостного права. Госпожа Простакова, Скотинин и многие дворяне не ценят деятельность крестьян, воспринимая ее как должное. Они не гнушаются притеснять права крепостных и даже избивать их, считая, что такое право им дано самим законом. В разговоре с Правдиным по поводу наказания крестьян госпожа Простакова задает следующий вопрос: «Разве я не властна и в своих людях?». Скотинин также задает Простакову вопрос: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?». На слова Правдина о том, что «тиранствовать никто не волен», госпожа Простакова обращает внимание на указ о вольности дворянства, на что Правдин характеризует героиню «мастерицей толковать указы», поскольку она совершенно неправильно воспринимает свои права относительно крестьян, думая о том, что ей разрешена вседозволенность. Несмотря на то что в современном обществе нет дворянского и крестьянского классов, эта проблема остается актуальной по той причине, что есть влиятельные и состоятельные люди, которые считают, что они вправе управлять жизнями других людей, чувствуя безнаказанность и вседозволенность.
Комедия «Недоросль» интересна также тем, что в ней поднимаются проблема воспитания (слепая любовь госпожи Простаковой к сыну, постоянное потакание его желаниям, демонстрация жестокого отношения к крепостным приводят к тому, что Митрофанушка вырастает безнравственным человеком, который не ценит даже собственных родителей), проблема образования (Митрофанушка, несколько лет занимаясь с учителем арифметики Цыфиркиным, учителем грамоты Кутейкиным и учителем Вральманом, который обучал Митрофана «по-французски и всем наукам», не имеет никаких результатов, поскольку он не хочет учиться, негативно к образованию относится и госпожа Простакова, которая нанимает Митрофанушке учителей только из-за того, что так было принято в дворянской среде; положительная героиня Софья в свою очередь любит самостоятельно читать, не завися от учительских заданий). Проблемы воспитания и образования актуальны для современного общества, в частности для молодого поколения, представителям которого когда-то придется стать родителями, и от того, как они воспитают детей, зависит будущее поколение.

Вам будет интересно:

Официальные темы итогового сочинения 2021-2022 учебного года 11 класс


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

  1. Сочинения
  2. 9 класс и ОГЭ
  3. Что такое Доброта

Что же это за понятие? Доброта — это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты — это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Окружающие относятся друг к другу по-разному. Одни проявляют внимание и теплоту к другим, а вторые не показывают никакой заинтересованности к проблемам того или иного человека. Наличие второго типа людей на нашей планете крайне печально, ибо присутствие равнодушных, безразличных ко всему людей вселяет отрицательные качества в души молодых поколений, что постоянно взаимодействует с этими жителями. После такого воздействия на светлые умы, человек превращается в бездушное существо, которого, кроме своих сложностей, ничего не интересует. А это очень трагично осознавать.

К глубокому сожалению, многие забыли о понятии «доброта», что испокон веков значило проявление участия к трудностям других людей. За добротой значится то, что в любой ситуации важно помогать нуждающемуся в поддержке человеку, если нужно, то проявить заботу, внимание к окружающим. Следует понимать, что на доброту способен только сильный человек, ибо слабому в тягость, что-либо предпринимать не в выгоду себе. И людей, что творят добрые дела, называют личностями! Они могут понять страдания любого отчаявшегося в жизни человека, способны сочувствовать, сопереживать. А таких людей затруднительно сыскать в современном мире, так как он содержит в себе жителей разных взглядов и принципов.

Люди же, что не желают иметь в своём сердце такое прекрасное качество, как доброта, не представляют собой ровным счетом ничего, ибо их существование является бессмысленным. Они зажаты, тщеславны, равнодушны. Иметь такие негативные качества, значит быть отчуждённым от этого мира, так как на планете должно царить добро. Это мы знаем ещё из сказок, где зло всегда отдает победу добру, потому что так принято и так правильно. С этим ничего не поделаешь. Не способен на такое возвышенное чувство, значит, ты несчастен. Твоя судьба не имеет должного смысла в жизни, что очень обидно и печально.

Воспитывать доброту необходимо с раннего детства. Это и очевидно, ибо все сталкивались с такой ситуацией, как проезд в автобусе, где важно сообразить: нужно уступить старшему поколению место, иначе это считается не проявлением уважения. За это должно быть стыдно не родителям, а ребенку, который не сумел вовремя усвоить жизненный урок.

Так, доброта — это качество, которое означает проявление заботы и участия к переживаниям людей. Доброту обязан носить в своём сердце каждый человек на Земле! Тогда и мир изменится!

Вариант 2

Что же такое доброта? В чем она проявляется? Врожденное это чувство или его нужно воспитывать в себе? На эти и на многие другие вопросы, я попыталась найти ответы, раскрывая тему сочинения.

В моем понимании доброта, это то чувство, которое нужно воспитывать в детях с самого рождения. Необходимо заложить основы доброты, и на протяжении всей жизни укреплять их и совершенствовать. Я помню, как гуляя на улице, мы с мамой всегда выносили еду бездомным животным и кормили птиц. Став старше, я сохранила эту привычку и теперь сама подкармливаю пушистых друзей.

По моему мнению, это одно из проявлений добрых качеств человека. Заботиться и помогать тем, кому нужна помощь. Мои родители отдают много вещей и игрушек в приюты и помогают нуждающимся людям. Никогда не останутся в стороне, встретив на улицу бабушку или беспомощного старика.

Смотря на это, я тоже стараюсь по мере своих сил, быть доброй к окружающим. Например, недавно, я помогла пожилой женщине дойти до дома. Ей стало плохо, и она не могла сама подняться со скамейки. Увидев эту картину, я подошла к ней, дала воды и отвела до квартиры. Я считаю, что каждый человек, должен помогать тем, кто слабее. Тогда жить станет гораздо легче и светлее. Особенно, важно проявлять доброту к близким людям. Очень часто, мы забываем, на сколько, они дороги и близки нам, что можем отказаться, если нас попросили помочь или обидеть грубым словом. Но кто если не близкие, являются самыми родными людьми на планете.

У нас дружная семья и каждый член семьи выполняет свои обязанности. Недавно у нас произошло пополнение. Мама родила очаровательную сестренку, которую мы все очень сильно любим! Я вижу, как бывает трудно маме и, тогда, я предлагаю ей немного поспать и могу сама покормить малышку смесью, переодеть ей подгузник, поиграть и уложить спать. Я получаю удовольствие от процесса общения с сестрой и радость от того, что могу сделать доброе дело и помочь маме.

Добрые дела должны идти от души и не требовать ничего взамен.К сожалению, многие люди забыли о том, что такое доброта. Ими движут злоба, агрессия и негатив. А если каждый из нас, каждый день, будет совершать одно доброе дело, то все хорошие поступки обязательно сделают наш мир лучше и красочней.

Что такое доброта?

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта – это добродетель, которая редко встречается в наши дни. Люди в наши дни настолько заняты удовлетворением своих собственных потребностей и желаний, что не замечают других. Быть добрым к другим не подлежит сомнению для большинства.

Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Бахревского * «Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову…»)

Текст. В. Бахревский. Рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету»

(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову – за ум и отличные успехи. (3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал. (13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое. (16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске. (20)Конечно, «пятёрка»! (21)Учительница Клара Ниловна говорит: – (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет? (25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой: – (26)Наталья, хочешь одну вещь покажу? – (27)Покажи! – удивилась Лоскутикова. (28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся. – (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут. (31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу. – (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо. (33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям. – (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова. – (36)Самые настоящие, – погордился Серый. – (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как! (39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости… (По В.А. Бахревскому*)

[свернуть]

Определение понятия

Доброта – это когда человек безвозмездно помогает или просто желает чего-нибудь хорошего другим людям. Доброта основывается на умении сострадать, сочувствовать, ставить себя на место другого. Но не каждому это дано. Это чувство не позволяет оставаться равнодушным к бедам других, когда это так необходимо человеку или животному.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в тексте В.А.Бахревского рассказывается о мальчике, который спасал лебедей в подвале, так как озеро замерзло. Он кормил птиц и заботился о них, тем самым выражая свою любовь и доброту. Мальчик был смышлёным, он хорошо решал математические задачи, однако ему не очень хорошо давались гуманитарные науки. В их классе примером для всех была девочка Наталья Лоскутикова. Главный герой также симпатизировал ей. Он решил открыть ей свою тайну, показал лебедей, за которыми он ухаживал. Однако Наталья, несмотря на свой ум, оказалась холодной и не доброй.

Аргумент из личного опыта

Многие люди бросают камни в бродячих собак и кошек, чтобы отпугнуть их. Это нормально, если это нужно для самозащиты, однако многие люди делают это просто для удовольствия. Мы должны быть добры к животным. Правильное обращение с животными и кормление их – два способа проявить доброту к ним. Мы сейчас тратим много еды. Мы выбрасываем остатки пищи в мусорный ящик. Вместо того, чтобы выбрасывать их, мы должны кормить ими кошек и собак, которые бродят вокруг нашего дома. Мы также можем проявить к ним доброту, взяв их к себе. Так же мы можем кормить птиц, вешая кормушки. Эти небольшие акты доброты не только принесут пользу этим птицам и животным, но и заставят вас чувствовать себя лучше.

Заключение

Раньше доброта описывалась по-разному в разных религиозных книгах и литературе. Однако все они повторяют одну и ту же мысль. Все они говорят о том, что люди должны проявлять доброту к другим людям, а также к другим существам. Мы должны быть вежливы, дружелюбны и гуманны. Хотя мы должны проявлять доброту, мы не должны делать это с целью получить что-то взамен. Доброта – это прежде всего, самоотверженный поступок.

* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) – русский советский писатель, поэт, классик детской литературы.

Второй вариант сочинения (по тексту А.А. Лиханова* «Я тащился по улице и вдруг увидел толпу…»)

Текст. А. Лиханов. Из романа «Мой генерал»

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел. (3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка. (4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков. (6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им. (7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится. (12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках. – (13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете! (16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились. – (17)А! Генерал! – закривлялся он. – (18)Опять командуешь! (19)И захохотал: – (20)Генерал без войска! (21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал. – (22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене. (23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз. (26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко… (28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё. (32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек. – (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец! (По А.А. Лиханову*)

[свернуть]

Определение понятия

Доброта – это когда мы вежливые и внимательные по отношению к другим людям. Это качество, которым обладают не все. Очень немногие люди в этом мире наделены этим качеством. Говорят, что добрый человек обладает хорошим характером. Его любят и высоко ценят окружающие. Однако это не должно быть главной причиной для того, чтобы заниматься добрыми делами. Доброта – это то, что нужно делать самоотверженно. Если мы ожидаем, что люди оценят нас или сделают услугу за услугу, тогда это не доброта, а эгоизм. Это ясно указывает на то, что мы делаем это с эгоистичным мотивом.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в тексте А.А.Лиханова повествуется ситуация, когда старшеклассники бессовестно и бесчеловечно обстреливают снежками беззащитную белку, которая из последних сил хочет спастись. Главный герой, увидев эту картину, заступается за беззащитную белку. Он пошел против десятерых старшеклассников, так ему было обидно за белку, за ничего не повинное живое существо. Проявил милосердие и доброту к ней. За это его зверски избили, но ему не было больно. Вот он, добрый человек!

Аргумент из личного опыта

Доброта в наши дни не является характерной чертой большинства людей. В сегодняшние времена люди стали чрезвычайно погруженными в себя. Многие из них думают только о себе. Растущая конкуренция на разных этапах нашей жизни – одна из главных причин, почему люди оказываются такими. Все вокруг заняты тем, чтобы стать лучше и показать миру, насколько лучше их жизнь по сравнению с жизнью других. Такую черту характера, как доброта, необходимо прививать людям с самого детства. Важность доброты должна преподаваться в школе. Необходимо проводить семинары и читать лекции, чтобы рассказать детям, почему необходимо быть добрым к людям.

Заключение

Быть добрым не сложно. Проявлять доброту к тем, кто нас окружает, должно быть конечной целью каждого из нас. Попробуйте быть добрым и посмотрите, как это может изменить вашу жизнь в лучшую сторону!

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Сочинение про Доброту

Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека. Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг. Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств. А вот понимание доброты у каждого человека своё, индивидуальное. Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том, хорошие или плохие последствия будут впереди.

Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребёнка с детства. Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка (впоследствии взрослого) принимать верные решения в своей жизни. Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают. Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котёнка.

Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение. И, когда за очередное хорошее дело человек не получил «приз», то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил. А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке? Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершённый в сторону ближнего, — это, прежде всего, поступок для самого человека.

Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подаёт пример другим людям, в том числе и детям. Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится. Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу. Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.

Добро всегда по определению вызывает высокие чувства, отчего плохое дело легко отличить от хорошего. Не зря существуют такие устойчивые и много раз доказанные и проверенные на деле пословицы как «твори добро – и оно обязательно тебе вернётся» и «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Простые предложения с сильным смыслом.

Таким образом, добро – одна из важных составляющих жизни каждого человека. Без добра не прожить счастливой жизни, а поскольку жизнь дана одна, то без добра она не будет иметь смысла. И совсем неважно, как относятся другие люди – плохо или хорошо. Самое важное для человека – это его отношение к окружающим. Только излучая добро в окружающий мир, будешь счастлив сам.

Популярные сочинения

  • Сочинение Одиночество человека
    Одиночество – это состояние человека, в данном состоянии он не имеет друзей или близких, которые могли бы его поддержать в трудную минуту. Или они есть, но просто не понимают данного человека. От этого люди и становятся одинокими
  • Образ и характеристика Тимохина в романе Война и мир Толстого
    В произведении «Война и мир» очень много различный героев, одним из них является капитан по имени Прохор Тимохин, неизвестно был ли он чьим-то прототипом или же реальным персонажем.
  • Сочинения по картинам Степанова
    Описание картин Алексея Степанова

Сочинение на тему Значение слова доброта

Доброта – одно из самых важных качеств человека. Это отзывчивость, стремление помочь другим, не ожидая получить ничего взамен. Одним добрым делом можно облегчить жизнь или даже спасти человека. Добрые люди считают своим долгом помочь всем, кто оказался в трудной ситуации: людям, животным, попавшим в беду. Чтобы совершать добрые поступки, требуется немало благородства, бескорыстия, а подчас и самоотверженности, храбрости. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими примерами доброты, когда люди жертвуют собой, своим комфортом ради других.

Один из таких случаев описывает Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница главного героя, Лидия Михайловна, видя, как тяжело живется мальчику, решает помочь ему. Она занимается с ним французским языком, отправляет ему посылку с продуктами, но тот отказывается от подарка. Несмотря на то, что рассказчик не хотел принимать прямую помощь, Лидия Михайловна не отступилась. Она стала играть с ним в «замеряшки» на деньги, поддавалась ему и позволяла выиграть. Такой поступок был рискованным для учительницы, но стремление сделать добро, помочь, оказалось для нее сильнее боязни потерять работу. Следует думать, что благодарность, благополучие рассказчика были для нее лучшим вознаграждением за добрый поступок, нежели любые материальные блага. Поступок Лидии Михайловны – пример самопожертвования во имя доброты.

Доброта – это не просто слово, это сила, способная помочь миллионам людей. Такой силой доброты обладала врач, общественный деятель Елизавета Глинка, или Доктор Лиза. Пять лет она проработала в хосписах США, а после занялась благотворительностью. Доктор Лиза осуществляла сбор средств для пострадавших от стихийных бедствий, войн, тяжело больным людям. Более того она лично посещала и работала в странах, где ведутся военные действия, оказывала помощь пострадавшим. Свою жизнь она посвятила тому, чтобы спасать человеческие жизни, нести добро. Доктор Лиза создала благотворительный фонд, который и сейчас продолжает ее дело – помогать людям.

Таким образом, доброта – это не просто качество человека, но, прежде всего, его дела. Доброта способна помочь нам преодолеть, как мелкие невзгоды, так и проблемы всего человечества. Люди, которые бескорыстно и самоотверженно творят добро, всегда окружают нас. Иногда мы можем не сразу заметить и оценить их благородные поступки, но без таких людей жизнь стала бы по-настоящему трудной. Они – настоящие герои, которые на деле доказывают, что доброта способна изменить мир к лучшему.

Образец 5

Что такое доброта? Это желание помочь от всего сердца, не ожидая ничего взамен.

Часто бывает так, идешь по улице и замечаешь кого-то с тяжелой сумкой, проходишь мимо, потому что либо тебе все равно, либо у тебя даже не хватает смелости предложить свою помощь. Мы боимся творить добро. А ведь это так просто – предложить свою помощь. Ведь, возможно, человек с большой дороги, не знает местности. В подобных ситуациях может оказаться каждый, помощь и поддержка здесь бы не помешали. Так вот, доброта – это простая человеческая поддержка в простых обыденных ситуациях.

Что такое доброта? Это не оставлять в беде ближнего один на один, это вовремя найти слова поддержки и проявить заботу. Доброта – это неравнодушие.

У соседей сгорел дом. Вся их семья осталась ни с чем. Это так страшно – за считанные минуты потерять все, что ты наживал всю жизнь. Соседи по всей округе, недолго думая, обеспечили их всем, чем нужно. Одни впустили жить в свой собственный дом, кто-то помог вещами первой необходимости, кто-то финансово, а кто-то – теплым словом. Такая поддержка окрылила наших соседей, и через год у них был построен новый дом. Доброта – делает людей счастливыми, наполняет жизнь новыми красками.

Что такое доброта? Это любовь к жизни, это стремление к лучшему, это вера в большое человеческое сердце.

Знаю одну пожилую пару, которая каждую весну сажают деревья. Этим делом они уже занимаются многие годы. Посаженных деревьев уже несколько сотен. Их доброта спасает нашу планету, пусть это капля в море, но эта капля есть. Если последовать их примеру, наша экология будет на другом уровне.

Есть группа молодежи, которая еженедельно посещают детский дом. Они не просто приносят игрушки, сладости. Они душевно беседуют с детьми, обучают их чему-то новому, учат верить в лучшее будущее. После их прихода лица детей озаряются новым смыслом, желанием творить что-то полезное во благо себя и своей Родины.

У моего отца друг работает тренером. Так вот, он каждое воскресенье собирает детей со двора и учит их играть в футбол на профессиональном уровне. Ему не жалко своего времени, ему не жалко, что он делает это бесплатно. Но он очень горд, когда его ребята добиваются больших успехов, когда у ребят закаляется здоровый характер. Их счастье – это его счастье.

Доброта – это всегда просто. Здесь нет ничего сложного. Доброта тебя делает человеком. Доброта приносит теплоту в твое сердце.

9 класс

Другие сочинения: ← Что такое красота↑ 9 класс и ОГЭЧто такое душевные силы →

Сочинение 2

Проявлять добро — значит совершать благородные поступки. Например, помогать пожилым людям, уступать им место в общественном транспорте, защищать несчастных и обездоленных. Я думаю, добро — самое лучшее, что может быть в душе человека и в его поступках.

Добро и его проявления основаны не только в сострадании к людям, у которых есть проблемы, но и в добром отношении к успехам других людей. Если человек по-настоящему добрый, он никогда не будет завидовать чужому счастью. Не будет места зависти.

К понятию доброты можно отнести уважение к любому труду и профессии. Это значит, что нужно уважать труд дворников и не сорить на улицах. Умение заметить вовремя, что ваши слова кого-то обидели — это тоже составная часть доброты. Ведь только истинно добрый человек может исправить свои поступки и попросить прощения.

Людскую доброту нельзя описать конкретными словами. Это качество включает в себя много разных положительных черт характера. Но доброту можно увидеть не только по отношению к людям, но и ко всем живым существам на земле. Помощь животным, уход за ними, помощь приютам — это тоже добрый поступок.

Доброта отражает в людях человечность. В доброте можно увидеть и эмпатию, и толерантность, душевную щедрость и любовь ко всему живому. Дети с детства учатся понимать добро и зло. Хорошее воспитание в семье способствует взращиванию доброты у ребенка. Когда ребенок расстроен чем-то и начинает плакать, мама и папа успокаивают ребенка. Таким образом, проявляется их доброта и любовь.

В каждой семье должны быть понимание и доброта друг к другу. Без проявления добра, невозможно выстроить здоровые и крепкие взаимоотношения.

Добро — это как и физическая помощь, так и поддержка добрым словом в трудную минуту. Если же человек помогает кому-то не из добрых побуждений, то это говорит о его корыстных мотивах. Таким людям сложно доверить свои душевные тайны. И рассчитывать на поддержку таких людей тоже не приходится.

Первые ростки доброты закладываются с раннего детства. Если родители умели правильно проявлять добро, то скорее всего, у ребенка это качество тоже будет присутствовать. Нужно быть отзывчивым к чужой боли и беде. Не нужно проявлять жестокосердие и злобу, алчность и зависть. Лучше нести свет и добро в мир! Заряжать людей позитивом и давать им надежду и веру в свои силы. Доброта — это самое важное качество характера. Без добра по отношению друг к другу нельзя было бы выжить в современном мире.

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.

Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»

Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.

В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.

Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»

Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.

Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.

Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»

Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»
В. Г. Распутин — один из крупнейших современных писателей. В своих произведениях он проповедует вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой деревенский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо знают, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— говорили все в селе его матери. Вот и пошла она «наперекор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горько и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по родному углу. От душевной тоски он и физически ослабевает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чуткость, он не берется искать, кто ворует у него небогатые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достаются матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компании ребят, где все относились со страхом и заискиванием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя развязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их недобрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. Открыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, которые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко владеет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в достижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась учениками того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одноклассника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким человеком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учитель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, который тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадальной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до добра. Она стала искать для него выход и нашла его, решив назначить ему дополнительные занятия по французскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совладать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учительницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Оказавшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чувствует себя неуютно, неловко. Самым страшным испытанием для него становятся не занятия по французскому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и направляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый разгар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намереваясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоинства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.

Прежде всего отмечу, неназванный по имени мальчик из сибирской глубинки уже имеет понятие о нравственности.
Первый из деревни, которого мать смогла отправить учиться “в район” после начальной школы, понимает свою ответственность за успешную учёбу. Продолжает учиться отлично, придти с невыученными уроками для него невозможно.
Бежит со слезами за отъезжающей машиной с мамой, но когда она, сжалившись, хочет забрать его в деревню, мальчик убегает, вернуться к односельчанам неучем, ему стыдно и невозможно. Он готов терпеть, но не опозорить себя и маму.
Мальчику трудно и голодно, как всем в послевоенные годы. Его положение осложняется оторванностью от семьи, а в той семье, где он получил приют, даже присланные мамой продукты кто -то подворовывает. Он не смеет жаловаться, иначе где ему жить? Единственное, что мальчик допускает – прячет часть картошки в заброшенной сараюшке, берёт понемногу и печёт за посёлком на костре.
Голод толкает его начать играть на деньги, где он сталкивается с завистью, нечестностью, подтасовками, унижением и наконец, с откровенным предательством одноклассника Тишкина.
Учительница французского понимает тяжёлое положение ученика, видит его стремление вопреки всему учиться на пятёрки, пытается отвлечь от неподобающего занятия (азартной игрой в чику), в меру своих возможностей пробует подкормить или передать ему продукты.
Гордость мальчика, понятие о чести не позволяют ему принимать такую помощь.
Тут классная руководительница переступает определённую нравственную грань, склоняет мальчика к игре на деньги, только в своей квартире, чтобы никто не знал. Умышленно поддаётся, старается проиграть, мальчик ловит Лидию Михайловну на мухляже, требует играть честно.
То есть мальчик уступил в одном, согласился играть, только в другом уступить ему невозможно, нравственные установки сдерживают.
Герой получает ещё несколько уроков:
-учительницу французского увольняют, детский ум понимает формальную объективность и моральную несправедливость ситуации,
-Лидия Михайловна честно берёт вину на себя, обиды не держит,
-позже посылает ему привет – посылку с макаронами и яблоками, которые герой никогда не пробовал.
Уроки нравственности от учительницы французского запомнятся мальчику навсегда.

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ­ных писателей. В своих произведениях он проповеду­ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере­венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна­ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово­рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере­кор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь­ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род­ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе­вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут­кость, он не берется искать, кто ворует у него небога­тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достают­ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компа­нии ребят, где все относились со страхом и заискива­нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз­вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не­добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От­крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко­торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла­деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос­тижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась ученика­ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно­классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове­ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи­тель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко­торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль­ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб­ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре­шив назначить ему дополнительные занятия по фран­цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла­дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель­ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока­завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув­ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис­пытанием для него становятся не занятия по француз­скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на­правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз­гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева­ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоин­ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва­силий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна­чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи­тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро­ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми­хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон­зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Нравственное значение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ Валентина Распутина «Уроки француз­ского», на мой взгляд, является одним из самых не­однозначных в творчестве этого замечательного рус­ского писателя.
В нем нет четких и ясных акцентов, нет однознач­но положительных или отрицательных персонажей. В каждом герое множество различных черт и ка­честв.
Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в го­лодные послевоенные годы «…Я только рубль выиг­раю, — объясняет герой, — покупаю молоко…».
Учитель, педагог, воспитатель Лидия Михайлов­на играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление против морали или акт доброты и ми­лосердия? Однозначно не ответишь. Зачастую жизнь ставит задачи намного сложнее, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков.
Лидия Михайловна — необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «чест­ные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол, к обеду по­спел, и посылку посылала, да не хочет наш герой полу­чать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики — играет с ним на деньги.
Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не преступление это, а хороший поступок. По­чему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяс­нять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встре­тила меня после школы и проводила до дому.
— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, проща­ясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот ду­рацкий случай не тронет… Тут виновата я…
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я их ви­дел только на картинке, но догадался, что это они».
Мы понимаем, что герой до конца своей жизни про­несет благодарное воспоминание об этой учительни­це. И как бы тяжело ни приходилось ему в дальней­шем, наверняка зерно доброты, зароненное в его душу, дало свои благодатные ростки.
«Уроки французского» — замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Слайд 1

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».Тема урока:

Текст слайда:

Нравственные проблемы рассказа
В. Г. Распутина «Уроки французского».

Тема урока:


Слайд 2

Цели урока:Познакомиться кратко с биографией В.Г. Распутина и текстом произведения «Уроки французского»Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателемРасширить

Текст слайда:

Цели урока:

Познакомиться кратко с биографией
В.Г. Распутина и текстом произведения «Уроки французского»
Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем
Расширить лексический запас, объясняя значение этических терминов
Воспитывать чувства добра, жалости, любви и благодарности
Создать образ современного учителя


Слайд 3

Распутин Валентин Григорьевич родился 15.03.1937 в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик.

Текст слайда:

Распутин Валентин Григорьевич родился 15.03.1937
в с. Усть-Уда Иркутской области, прозаик.

Детство Валентин провёл
в деревне Аталанка.

Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы.


Слайд 4

ПроизведенияПовесть «Последний срок» (1970)Повесть «Живи и помни» (1974) Повесть «Прощание с Матёрой» (1976)

Текст слайда:

Произведения

Повесть «Последний срок» (1970)
Повесть «Живи и помни» (1974)
Повесть «Прощание с Матёрой» (1976)


Слайд 5

Проверь себя!К какому жанру литературы относится произведение В. Г. Распутина «Уроки французского»? Автобиографический рассказ

Текст слайда:

Проверь себя!

К какому жанру литературы относится произведение
В. Г. Распутина «Уроки французского»?

Автобиографический рассказ


Слайд 6

Словарная работаАвтобиография (от греч. сам, жизнь, пишу) - собственное жизнеописание, последовательное изложение человеком фактов жизненного пути. В

Текст слайда:

Словарная работа

Автобиография (от греч. сам, жизнь, пишу) — собственное жизнеописание, последовательное изложение человеком фактов жизненного пути. В автобиографии в определённой мере отражается становление человека как личности, его мировоззрение, характер, отношение к действительности, самосознание.
Автобиографическое произведение — это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.


Слайд 7

Прототип - реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения.

Текст слайда:

Прототип — реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения.


Слайд 8

Словарная работа Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность - это внутренняя

Текст слайда:

Словарная работа

Нравственность — это принятие на себя ответственности за свои поступки.
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести или согласно своим принципам.


Слайд 9

Какие синонимы можно подобрать к слову нравственность?Честность, целомудрие, добродетельность, мораль, этика, благородность, благородство, моральность, педагогичность, благонравие.

Текст слайда:

Какие синонимы можно подобрать
к слову нравственность?

Честность, целомудрие, добродетельность, мораль, этика, благородность, благородство, моральность, педагогичность, благонравие.


Слайд 10

Словарная работаПроблема (от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий

Текст слайда:

Словарная работа

Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.


Слайд 11

Эпиграф к рассказуСтранно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед

Текст слайда:

Эпиграф к рассказу

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?
И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами.
В.Распутин


Слайд 12

Кроссворд Что прислала учительница в обеих посылках?м ы о а а р к н л 9. Назовите

Текст слайда:

Кроссворд

Что прислала учительница в обеих посылках?

м

ы

о

а

а

р

к

н

л

9. Назовите главного игрока в деньги?

2. Из чего были перешиты штаны героя?

г

ф

и

н

е

3. Река, где жил мальчик.

а

к

а

р

г

а

4. Название игры.

а

и

ч

в

5. Какое чувство постоянно испытывал герой?

о

л

о

г

д

5. Что помогло узнать отправителя первой посылки?

м

е

т

о

е

г

6. Что было во второй посылке?

б

я

о

и

к

л

7. Кто нанес первый удар мальчику?

х

т

п

8. Что покупал мальчик на выигранные деньги?

о

о

м

к

д

и

к

«В.Г. Распутин
“Уроки французского”»


Слайд 13

Кроссворд м ы о а а р к н л г ф и н е а к

Текст слайда:

Кроссворд

м

ы

о

а

а

р

к

н

л

г

ф

и

н

е

а

к

а

р

г

а

а

и

ч

в

о

л

о

г

д

м

е

т

о

е

г

б

я

о

и

к

л

х

т

п

о

о

м

к

д

и

к

«В.Г. Распутин
“Уроки французского”»


Слайд 14

Вопросы по тексту: -От чьего лица ведётся повествование? -О каком времени пишет автор?-Когда и как началась у

Текст слайда:

Вопросы по тексту:

-От чьего лица ведётся повествование?
-О каком времени пишет автор?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
— Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре?
Почему он не вернулся домой?


Слайд 15

Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.

Текст слайда:

Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.


Слайд 16

Вопросы по тексту: - Почему герой рассказа начал играть в «чику»?-Почему Вадик и Птаха избили его?

Текст слайда:

Вопросы по тексту:

— Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Почему Вадик и Птаха избили его?


Слайд 17

Вопросы по тексту:-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

Текст слайда:

Вопросы по тексту:

-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?


Слайд 18

В какой ситуации оказался мальчик? Один в чужой семьеСтрахДиковатостьХорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровиеДурная компания,

Текст слайда:

В какой ситуации оказался мальчик?

Один в чужой семье
Страх
Диковатость
Хорошо учится несмотря на постоянный голод и малокровие
Дурная компания, где его избивают


Слайд 19

Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»?Вороватьвлиться в компанию Птахипожаловаться матери и вернуться домойпринять

Текст слайда:

Какие пути возможны были для героя рассказа « Уроки французского»?

Воровать
влиться в компанию Птахи
пожаловаться матери и вернуться домой
принять помощь Лидии Михайловны
учиться вопреки всему


Слайд 20

Как говорят о таких людях?Это человек с нравственным стержнемЧто это за качество?Жить по совестиБыть ответственным за своё

Текст слайда:

Как говорят о таких людях?

Это человек с нравственным стержнем

Что это за качество?

Жить
по совести

Быть ответственным
за своё дело, то есть за учёбу

Оставаться самим собой в трудной ситуации


Слайд 21

Какие же уроки получили вы от своего ровесника? умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не

Текст слайда:

Какие же уроки получили вы
от своего ровесника?

умение жить среди чужих людей, не жаловаться, не просить помощи
ответственность за учёбу, преодоление трудностей, слабостей
стойкость характера, нравственный стержень сопротивление обстоятельствам, дурной силе


Слайд 23

Вопросы по текстуКакой представлялась мальчику Лидия Михайловна?Какой приём применяет автор в описании учительницы?Как меняется интонация учительницы и

Текст слайда:

Вопросы по тексту

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
Какой приём применяет автор в описании учительницы?
Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?


Слайд 24

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

Текст слайда:

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?


Слайд 25

Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку?пригласила домой и попыталась накормитьсобрала посылку с макаронами и гематогеном

Текст слайда:

Как Лидия Михайловна предполагала помочь ребёнку?

пригласила домой и попыталась накормить
собрала посылку с макаронами и гематогеном


Слайд 27

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Чем закончилась игра? Как

Текст слайда:

Почему Лидия Михайловна решилась на игру
в «замеряшки» со своим учеником?

Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором?
Почему не объяснила свой поступок директору?


Слайд 28

Вопросы:Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает?Правильно ли она

Текст слайда:

Вопросы:

Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает?
Правильно ли она поступает?


Слайд 29

Вопросы по тексту:Что мы узнали нового из монолога учительницы о её характере? Как теперь относится герой к

Текст слайда:

Вопросы по тексту:

Что мы узнали нового из монолога учительницы о её характере?
Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом.
Справедливо ли повёл себя
в данной ситуации директор?


Слайд 30

Не получается помочь! Какие пути возможны в этой ситуации?Что могло бы быть дальше? Придумать что-нибудь такое, что

Текст слайда:

Не получается помочь!
Какие пути возможны в этой ситуации?

Что могло бы быть дальше?

Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет.

Успокоиться

Не успокоиться


Слайд 31

Вопросы: Что ещё предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Перечитайте последние абзацы

Текст слайда:

Вопросы:

Что ещё предпринимает учительница, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок?
Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?


Слайд 33

Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою?

Текст слайда:

Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою?


Слайд 34

Что значит «уроки доброты»? умение почувствовать боль ближнегоготовность прийти на помощьне отступничество, а заступничествоготовность пожертвовать чем-то важным

Текст слайда:

Что значит «уроки доброты»?

умение почувствовать боль ближнего
готовность прийти на помощь
не отступничество, а заступничество
готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность


Слайд 35

Как вы понимаете слово «добро»?взаимопонимание;любовь;поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях;доверие друг к другу.

Текст слайда:

Как вы понимаете слово «добро»?

взаимопонимание;
любовь;
поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях;
доверие друг к другу.


Слайд 36

Каким должен быть хороший учитель?

Текст слайда:

Каким должен быть
хороший учитель?


Слайд 37

Словарная работаПодберите антоним к слову нравственность.Антонимы -????????????????????Нравственность – БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.

Текст слайда:

Словарная работа

Подберите антоним
к слову нравственность.

Антонимы -????????????????????
Нравственность – БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ.


Слайд 38

Рефлексия: Чем запомнился Вам урок?Что нового Вы узнали и какую пользу извлекли сегодня для себя?

Текст слайда:

Рефлексия:

Чем запомнился Вам урок?
Что нового Вы узнали и какую пользу извлекли сегодня для себя?


Слайд 39

Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.

Текст слайда:

Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.

В.Астафьев


Слайд 40

Домашнее задание:Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Текст слайда:

Домашнее задание:

Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»


Слайд 41

Спасибо за работу на уроке! До встречи!

Текст слайда:

Спасибо за работу на уроке!
До встречи!


  • Поступки мальчиков из рассказа ложь или правда
  • Поступки лизы из рассказа барышня крестьянка
  • Поступки павлуши из рассказа бежин луг
  • Поступки солдата в сказке находчивый солдат
  • Поступки лизы в рассказе бедная лиза