Поступки ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк 3 класс

Главный персонаж русского фольклорамногих интересует вопрос: кто и когда выдумал ивана-царевича? как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич – воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного огненного Змея или бессмертного Кощея. И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Первое испытание

Не успели браться насладиться новоиспеченной семейной жизнью, как отец придумывает новое задание. Он решает проверить, на что способны царские невестки. Первое, что интересует царя-батюшку, — как жены сыновей умеют печь хлеб. Этот продукт на Руси считался самым главным на столе, и каждая девушка должна была с детства знать, как это делается. Старшие сыновья с почестью поклонились и пошли сообщать женушкам об испытании отца. Характеристика Ивана Царевича из сказки «Царевна Лягушка» должна быть дополнена тем фактом, что он себе места не находил от печали. Знал младший сын, что вновь опозорится перед братьями.

Мог ли он ожидать, что супруга успокоит его и уложит спать, а сама начнет чудеса творить! Обернулась она прекрасной девушкой, Василисой Премудрой. Принялась печь каравай, да такой, что представить трудно. Тесто белое, мягкое, а сам он украшен лебедями.

Наутро проснулся наш Иванушка и поверить не мог, что его лягушка такой чудесный хлеб испекла. Обрадовался он, взял блюдо и понес отцу. Стал царь принимать работу невесток. У старшего подгорел каравай, его государь приказал только в большой голод есть. У среднего косой да кривой вышел. Такой хлеб отец только собакам бы отдал. А как увидел он каравай Ивана, сказал, что его только на стол праздничный подавать.

Характеристика Ивана Царевича меняется: он теперь не грустит, а чувствует себя победителем перед братьями.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, П. П. Ершов удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший – умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление – такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки – славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»

«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»

«Это неправильно! Понаедут, натопчут — не протолкнуться будет!»

«Иван: — Ты зачем притворяешься? Змей Горыныч: — Чего это я притворяюсь? Иван: — Ты притворяешься злым, а ты добрый. Змей Горыныч: — Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Герой сказок Иван-царевич – добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру – символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт — не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация – схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

Третье испытание

После проверки навыков невесток государь придумывает последнее испытание. Он зовет всех своих сыновей с женами на пир, посмотреть, как они себя умеют вести. Теперь Иван понимает — позора не избежать. Придется везти с собой вместо прекрасной девушки лягушку. Братья точно поднимут его на смех. Опечалился он больше, чем раньше. Но чудесная лягушка и тут укладывает мужа спать, успокоив.

На следующий день, прибыв на пир, гости шокированы. Вместо того, чтобы смеяться над младшим братом, они и слова вымолвить не в состоянии. Перед ними является сама Царевна — Лягушка!

Характеристика Ивана Царевича будет включать в себя тот факт, что он оказывается нетерпеливым человеком. Пока его супруга пляшет перед царем-батюшкой, он находит ее лягушачью кожу и сжигает. Теперь он уверен: с ним рядом будет красавица-жена, наконец, он заживет, как все нормальные люди, а братья перестанут подшучивать над ним.

Как же он ошибался! Оказывается, не все так просто: девушку заколдовал Кощей, превратив в лягушку. Еще бы три дня ему подождать, и роковое проклятье бы закончилось. Но, не спросив ни слова у Василисы Премудрой, он торопится и совершает ошибку. Царевна превратилась в лебедя и улетела, сказав о том, чтобы он искал ее.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк – один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично «зоологической» Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь – всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

История создания

Произведение заимствовано у восточных славян. По своему жанру оно относится к волшебным сказкам. Сюжет о том, как три брата-царевича едут за жар-птицей, но только Иван смог привести ее, считается очень распространенным. На сегодняшний день известно множество вариантов сказки:

  • в русском фольклоре — 30;
  • в белорусском — 6;
  • в украинском — 19.

Произведение было зафиксировано впервые в латинском сборнике монаха Иоганна Габиуса, изданном в 1480 году. В народном варианте русской сказки действует царь, а в литературных сочинениях он обычно уже упоминается с именем. На сегодняшний день самыми распространёнными вариантами являются народные сказки в обработке Алексея Толстого (1940) и Василия Жуковского (1945).

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, – Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена – заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц – супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, – щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя – помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло – в виде Кощея или другой нечисти – будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

Характеристика героя

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич

)

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились молодильные яблоки и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» – предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

Краткий сюжет

В одном из царств жил царь Демьян, у которого были сыновья. Клим, Пётр и Иван по характеру оказались совершенно разные. В саду у царя росли яблони с золотыми плодами. Однажды отец недосчитался всех плодов. Тогда позвал он сыновей, желая, чтобы они вора поймали, а тот, кто выполнит этот указ, получит в награду полцарства при жизни и всё, когда царь умрёт.

Первым пошел сторожить сад старший сын Клим, только он уснул. То же произошло на следующую ночь и с Петром. На третью ночь сторожить яблони отправился Иван. Он не стал спать и увидел, как прилетела чудесная Жар-птица, которая и стала рвать яблоки. Попытался главный герой её схватить, но она вырвалась и улетела, оставив лишь в руке своё прекрасное перо. Рассказал младший сын отцу об этой чудесной встрече.

Захотел царь, чтобы у него была такая удивительная птица. Послал он сначала старших сыновей, чтобы они привезли ему её, пообещав своё царство в награду. Собрался в дорогу и младший сын, но не хотел царь его отпускать. С трудом удалось герою его уговорить. И вот отправились братья в путь.

Доехали они до развилки, где нужно было выбор сделать: прямо поехать — голодным остаться, налево — коня сохранить, но самому погибнуть, направо — коня потерять, а самому спастись. Решил Иван поехать направо, но вскоре выскочил Волк и съел коня. Но Серый сам стал служить Царевичу и даже помог добраться к волшебной птице.

Встреча с Жар-птицей

Волк отвёз нового друга к ограде из камня, за которой и находилась клетка с чудесной птицей. Серый сразу же предупредил царевича, что трогать руками клетку нельзя. Но юноша забыл о наставлениях друга и взял клетку в руки. Тут же начался звон и грохот. Охрана схватила Ивана и привела к царю Далмату, который возмутился, что Царевич действовал, словно он вор.

Но всё-таки Далмат согласился отдать чудесную птицу, если Иван приведёт ему коня Золотогрива, который служил царю Афрону. Отправился Царевич вместе с Волком к другому царю. Серый сразу предупредил, что нужно выводить коня из стойки так, чтобы уздечку не трогать. Но опять Царевич забыл о наказе друга. Схватила его охрана и привела к царю Афрону, который потребовал у Ивана, чтобы он привёз Елену Прекрасную.

Решил теперь действовать сам Волк. Отправились они вместе к царю Косыму, а когда Елена осталась одна, он её выкрал. Но по дороге Иван и Елена влюбились друг в друга. Тогда волк превратился в Елену, которую и поменяли на коня. Затем он догнал Царевича и Елену. Но и в царстве Далмата они решили не отдавать коня Золотогрива. Волк превратился в коня, которого обменяли на Жар-птицу. Доехав до распутья, пришлось Серому расстаться с Иваном. Но он успел его предупредить, чтобы тот братьям не доверял.

Дорога домой

По дороге герой встретил братьев, те увидели, с чем он приехал, и стали ему завидовать. Вскоре они решили убить его и воткнули в грудь острый меч. Забрали братья Елену Прекрасную, коня и Жар-птицу и поехали к отцу, чтобы получить полцарства. Но волк спас Ивана, побрызгав его живой и мёртвой водой. Он предупредил Царевича, что в последний раз будет служить ему.

Серый рассказал герою, что братья его домой не доехали, а повстречались с Кощеем, который всё у них забрал. Как справиться со злым волшебником, знает Баба-яга. Отправились они в дремучий лес, где нашли хорошего коня. Верный друг отвёз Царевича к Бабе Яге. По дороге Иван обманул леших, забрав у них волшебные предметы:

  • скатерть-самобранку;
  • дубинку, которая сама дерётся;
  • шапку-невидимку.

Добрался Иван до Бабы-яги, которая ему рассказала, что посреди воды стоит остров. На нём растёт старый дуб, под которым зарыт сундук с зайцем. В нём находится утка с яйцом, в котором смерть Кощея. Яйцо нужно раздавить, чтобы погубить злого волшебника. Кроме того, Ивану необходимо было забрать гусли-самогуды, которые должны были всех в царстве разбудить.

Добрался Царевич до Окиана и увидел невод со щукой, которую он освободил. А дальше всё было, как и рассказывала Баба-яга. Когда Иван подстрелил утку, яйцо упало в море, но его тут же принесла щука, которой он помог.

Конец сказки

Добыв смерть Кощея, стал главный герой добираться до его замка. Сторожем в нем оказался змей с двенадцатью головами, которого Царевич убил дубинкой. Потом он нашел злого волшебника и убил его, забрав все. Когда же вернулся к отцу, то всё царство спало. Он заиграл гусли, и все люди проснулись. Вскоре сыграли свадьбу Ивана Царевича с Еленой Прекрасной. Когда же царь умер, то престол занял Иван, а волк нянчил его детей, обучая грамоте. После смерти Ивана волк недолго пожил и вскоре тоже умер.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж – за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет – злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание – залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности – именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

С чего все начиналось

Традиционно для русского фольклора сказка начинается с присказки «В некотором царстве…».

Читатель сразу окунается с головой в жизнь могущественного государя. У правителя имеются три взрослых сына. Он уже довольно стар и дает им задание найти себе жен. Да не просто найти, а пустить для этого стрелы и испытать судьбу. Где стрела найдет суженую, на той и необходимо жениться. Характеристика Ивана Царевича из сказки «Царевна Лягушка» будет включать в себя момент, когда его будущей женой оказывается… лягушка. Несомненно, он опешил и не знал, как ему поступить. Ведь другим братьям достались достойные девушки! Молодой человек оказывается в сложной ситуации.

Отношение к родителям

Характеристика Ивана Царевича включает в себя типичные для того времени черты. Он послушен, не противоречит отцу. После того, как батюшка настаивает на его женитьбе с лягушкой, он соглашается. Несмотря на всю абсурдность его положения, он не посмел пойти наперекор мнению родителя.

Старшие браться смеются над Иваном, потешаются, что тому придется взять в жены такую необычную жену. Несомненно, он стыдится своего положения, поскольку у него довольно высокий статус — сын самого государя. Вынужденный жениться на лягушке, «повесил голову» наш Иван Царевич. Характеристика героя в целом положительная, он оказался силен духом.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания – помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история – уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, – любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Второе испытание

Но на этом не успокаивается царь-отец. Просит он показать, как его невестки ковры ткут. И снова младший сын в печали. Характеристика Ивана Царевича дополнится новым фактом: он недоверчив к своей жене, которая уже однажды выручила его. И снова лягушка успокаивает мужа, укладывает его спать и ткет чудесный ковер. Старшие же невестки позвали на помощь прислуг, потому как понимали, что сами с этой задачей справиться не в силах. И снова отец принимает работу. У старшего такой ковер, что для лошадей лишь сгодится. У среднего сойдет только перед воротами стелить. И снова отличился Иван: его жена сделала лучшую работу. Царь доволен и приказывает этот ковер стелить по праздникам.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.
Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Основные персонажи сказки

  • Берендей – царь, батюшка трех сыновей.
  • Старший и средний сыновья – горделивые братья Ивана, которые легко дают, но не выполняют своих обещаний. Они позавидовали младшему братцу, когда тот выполнил все отцовские поручения и коварно убили его.
  • Иван – младший сын Берендея, смелый и правдивый, но простодушный, бесхитростный.
  • Серый волк – преданный друг и защитник Ивана. Сопровождал царевича во всех его опасных приключениях. Помог главному герою выполнить царское задание, спас его от неминуемой смерти по вине предателей братьев.
  • Елена – дочь царя Далмата, прекрасная царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

История персонажа

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то Василиса Премудрая, дочь Кощея (сказка о Царевне-Лягушке), то Марья Моревна — степная воительница и носительница колдовской силы, то Елена Прекрасная.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.


Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания – помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история – уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, – любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале. Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.


Иван-царевич и Серый волк

Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).


Иван-царевич и Жар-птица

Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем — лесная ведьма Баба-Яга.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк – один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично «зоологической» Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь – всё становится на свои места.


Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он — царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.


Иван-царевич и Царевна-Лягушка

Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.


Как уже говорилось, Иван-царевич – воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного огненного Змея или бессмертного Кощея. И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз — в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.


Владислав Толдыков в роли Ивана-царевича

В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь — царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.


Иван-царевич в мультфильме студии «Мельница»

Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста Черномора. Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным…

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки…

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер Никита Ефремов.


Иван-царевич в мультфильме «Как поймать перо Жар-птицы»

В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились молодильные яблоки и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.


Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» – предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

Интересные факты

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж Виктору Васнецову, мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти Ивана Билибина, художника конца XIX — первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.


Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы — «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста Кира Булычева, создателя цикла книг об Алисе Селезневой, есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.


Иван-царевич в игре «Свадьба Василисы»

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.


Спектакль «Иван-Царевич, серый волк и другие»

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством Николая Губенко поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, – Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена – заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц – супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, – щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя – помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло – в виде Кощея или другой нечисти – будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»

«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»

«Это неправильно! Понаедут, натопчут — не протолкнуться будет!»

«Иван: — Ты зачем притворяешься? Змей Горыныч: — Чего это я притворяюсь? Иван: — Ты притворяешься злым, а ты добрый. Змей Горыныч: — Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Роковая ошибка

После той ужасной ночи наш герой решается отправиться на поиски своей жены. Характеристика Ивана-царевича из сказки дополняется новой чертой – целеустремленностью. Он не испугался трудностей, пошел за тридевять земель, чтобы разыскать свою красавицу.

По дороге ему встречается старичок. Выслушав Иванушку, тот укоряет его за нетерпеливость и рассказывает историю. Оказывается, Василиса – дочь самого Кощея. Она была очень умной девушкой и довольно хитрой. Обозлился на нее отец и наказал быть лягушкой целых три года. И вот как раз в тот момент, когда испытание подходило к концу, Иван и выкинул ее кожу.

Старик решает помочь парню и дает ему волшебный клубок, который должен привести его к супруге.

По дороге герою встретились животные. Первым был медведь. Ивану очень хотелось есть, но он не смог убить молившего о пощаде зверя. Это говорит о таком его качестве, как милосердие.

Дальше он встретил селезня, в которого чуть не пустил стрелу, но снова пожалел. Также он поступил и с зайцем, и со щукой, которых встретил.

Мы долго не возвращались к сказке об Иван-царевиче и сером волке (см. сказку — http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan.htm ), проведя анализ только первого сюжета. Там рассказывалось, что Волк — тотемный предок, который становится наставником Ивана-царевича, ведь отец его отправляет не воровать, как кажется на первый взгляд, а поучиться жизни. Он отправляет именно Ивана учиться, потому что тот показал себя наиболее достойным из всех братьев: пройдя испытание в ночном карауле, он заслужил волшебный дар от предка.
Я долго ожидал от читателей каких-то собственных соображений. Но поскольку таковых уж нет, давайте разбирать сказку дальше. Первый сюжет был разобран в 15-ом выпуске рассылки «Древняя религия славян» от 2 августа 2004г. ( 
http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan2.htm ). Начало темы с постановкой проблемы, со всеми сюжетами сказки и вопросами в 14-ом выпуске от 24 июля 2004г. (http://slavya.ru/trad/folk/skaz/ivan1.htm ). Сегодня мы разберем второй и третий сюжеты и вопросы к ним.

====
Сюжет 2. Волк научает Ивана, как похитить Жар-птицу. Однако, похитив Жар-птицу, Иван хочет сверх меры прихватить и золотую клетку, на чем попадается. Происходит такой диалог Ивана с хозяином жар-птицы, царем Афроном:
«- Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.»
Потом эта же ситуация повторяется в сюжете с царем Кусманом, и тот готов простить Ивана, если он похитит для него Елену Прекрасную у царя Далмата.
Вопросы детские такие:
— Разве волк не учит Ивана воровству, разве не этому учит вся сказка?
— Царь Афрон призывает Ивана вести себя по совести, но почему мы не видим даже тени сожаления о содеянном у Ивана? 
====
Действительно, волк наущает Ивана стащить Жар-птицу, но ведь такова волчья натура: дичь добывать хоть в лесу, хоть в хозяйском хлеву. Жить-то на что? Не так ли и наши “новые русские” оправдывают свое первоначальное накопление капитала нечистыми средствами?! В свое время психологи проводили эксперимент, изучая готовность людей пойти на мошенничество в игровой форме. Обнаружили, что некоторые люди переходят к этому достаточно быстро, а другие могут долго сопротивляться соблазну, но когда стресс и риск ущерба от честного поведения превышает некий порог, то практически все переходят к “жульничеству”. 
А поскольку юный Иван является молодым воином-волком, то он обязан овладеть этим волчьим искусством: преодолевать преграды, незаметно подкрадываться, находить уязвимое место в охране. И кто, как не тотемный предок–волк, может его этому научить лучше всех. Это можно рассматривать как одно из инициационных испытаний. 
Посмотрите-ка, ведь царь Афрон явно знает царевича и его отца, раз выражает ему уважение. Значит, и отец Ивана знает царя Афрона, вероятнее всего, они родственники! Так что же получается, отец посылает заранее сына на воровство к родственнику, чтобы поссориться с последним? Ужели он не боится ссоры, не боится потерять сына или даже начала войны?
Вот здесь мы с вами подошли к одному из очень интересных моментов в организации родовой жизни многих древних племен. Этнологи знают, что на Кавказе у некоторых племен, например, у чечен, и сейчас остается в силе традиция так называемого обрядово-инициационного воровства, когда юноша должен похитить нечто у родственника, подтвердив свой взрослый статус. Ведь в древних родовых обществах, когда еще не возникает резкого классового различия, то нет и института частной собственности. Значит, и похищение у родственника вещи является не воровством, а своего рода ритуальным обменом-дарением. Но обычай требует, чтобы этот ритуальный обмен произошел именно как похищение, в котором посвящаемый должен проявить ловкость, смекалку, хитрость, уверенность в себе. Причем родственник, у которого похищают, сразу же понимает, что произошло и кто похитил. Но разыгрывает целый спектакль, одновременно радуясь тому, что его молодой родич исполнил положенное. А ведь далее ему предстоит в соответствии с обычаем похитить себе невесту! Все идет к этому в сказке, и это отражение наших очень древних обычаев.
Однако, отвлекаясь от этой наиболее архаической подоплеки, обратим внимание на два обстоятельства нравственного значения. 
Во-первых, Иван не чувствует сожаления о содеянном, потому что с чувством справедливости осуществляет древний принцип «око за око». И волк учит его чувствовать эту справедливую меру возмездия, предупреждая, чтобы Иван не покушался на большее. Но тот прокалывается именно на том, что пытается взять не только «око за око» или «жар-птицу за яблоки», но хватает из алчности больше этой справедливой меры. И эта алчность, не умение удержать меру «око за око», оборачивается тем, что его хватает охрана. Это действие языческого вселенского нравственного закона (именуемого Ротой-Ритой).
Во-вторых, мы видим, что царь Афрон, обращаясь к совести, увещивая и пристыживая Ивана, сам совершает поступок, который нравственным никак не назовешь. Осуждая Ивана за воровство, призывая к совести, он тут же вопреки совести посылает его на новое воровство. Согласитесь, что это не менее безнравственно, чем просто воровать. И в силу действия языческого вселенского закона справедливости, он должен понести соразмерное наказание. Затем эта же ситуация повторяется с царем Кусманом.
Возвращаясь к анализу на наиболее архаическом уровне, мы можем здесь усмотреть, что родственник, у которого посвящаемый не смог похитить вещь, дает шанс испытуемому исправиться, продолжив испытание. Такое истолкование также может иметь место.

=====
Сюжет 3. Волк не допускает Ивана, чтобы тот похитил Елену Прекрасную, а делает это сам. Когда Иван едет обратно с Еленой Прекрасной и не хочет с ней расставаться, волк помогает ему обмануть, — притворившись сперва Еленой, а потом Конем, — царей Кусмана и Афрона и получить задаром Коня с уздечкой, Жар-птицу с клеткой, не отдавая Елены Прекрасной.
Вопросы: 
— Почему волк сам похищает Елену Прекрасную для Ивана, а его не допускает до этого разбойничьего дела?
— Почему Иван, не испытывая никаких угрызений совести, идет на обман царей Афрона и Кусмана?
— Учит ли сказка детей и взрослых быть бессовестными обманщиками?
=====
Из ответов по второму сюжету вы понимаете, что Ивану незачем жалеть царя Афрона и Кусмана. Они ведь сами понуждали его к воровству, значит, и заслужили этого по отношению к себе. Но Иван из уважения к старшим и в благодарность за то, что они его не стали предавать позору, когда поймали на воровстве, не способен был бы подвергнуть их такому осмеянию, каковому их подвергает волк, обращаясь то Еленой Прекрасной, то Конем. Иван к тому же еще и юн, и не настолько силен в волховстве-оборотничестве. Волк, как тотемный предок общий и для Ивана, и для каждого из этих царей, берет на себя исполнение того, что положено им по Роте, по нравственному вселенскому закону.
Если же смотреть на это с точки зрения архаического обычая инициационного воровства, то можно догадаться, что родственники Ивана, приветствуя завершение им цикла испытаний и похищение невесты, одаривают молодых дополнительно свадебными подарками, отыгрывая по обычаю это, как комический спектакль-происшествие.

Открытое же похищение Волком у царя Далмата его дочери, Елены Прекрасной, носит свадебно-ритуальный характер похищения невесты с помощью дружков. Если бы это сделал Иван, это было бы воспринято именно как насилие и разбой, за ним учинили бы погоню. Когда же такое похищение совершается тотемным предком, то все понимают, что совершается священнодействие, результатом которого должна быть свадьба. И в результате Иван просто обязан это сделать, иначе это будет позор перед всеми родными.

Итак, мы видим, что те обычаи ритуального воровства и похищения, которые раньше были нормой взаимообмена, взаимодарения, инициационного и предбрачного испытания в обществе, не знающем частной собственности, в другое время начинают интерпретироваться как подлинное воровство и похищение. Архаический обычай забыт, хотя люди, знающие народную жизнь изнутри, догадываются, что здесь что-то не так, что все это шутовство и игра. Помните, что даже в наше время во многих деревнях двери не закрываются на засов. В результате этого наложения разных пластов восприятия, интерпретаций и попытки художественным путем свести концы с концами возникает удивительный феномен этой сказки.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Летающий конь

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг

В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова

BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты

Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак

Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Поступить по своему как пишется правильно
  • Поступил не по товарищески как пишется и почему
  • Поступил по совести как пишется
  • Поступить нелогично как пишется
  • Постройтесь по трое как пишется