Поступал так же как пишется

Наименьшая значимая часть слова.1 082автор: алексей морозовдата: 29.01.2021вы открываете учебник и там написано, что корень это наименьшая значимая часть

Наименьшая значимая часть слова.

1 082

Что такое корень понятным языком

Поступал так же как пишется

Автор: Алексей Морозов

Дата: 29.01.2021

Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?

Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.

Что значит «наименьшая значимая часть слова»

Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.

Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.

Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:

  1. Окончания: леса, лесу, лесам, лесе.
  2. Суффиксы: лесок, лесной, лесник, лесистый.
  3. Приставки: подлесок.

Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».

Вот эта наименьшая часть – корень.

Как найти корень слова

Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».

Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:

  1. Почк – сразу думаете о почке или о почках.
  2. Почт – сразу подумали о почте.
  3. Почв – о почве.

Вот так.

80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.

У корней должно быть одинаковое лексическое значение

Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.

«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?

Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.

Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».

Про Бога

Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».

От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».

Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.

И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».

Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.

Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».

То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».

Однокоренные слова и формы слов – в чем разница

У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:

  1. Формы слова «дом»: дома, дому, домах, доме.
  2. Однокоренные слова: домишко (это уже маленький дом), домище (огромный), домик (опять маленький), домовая [книга] (связанная с домом).

Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.

Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.

А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.

Как проверять орфограммы в корнях

Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».

Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.

Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).

Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».

Корни с чередованием надо запомнить.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.

Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.

Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.

Спасибо.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Поступал так же как пишется

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новая тренировочная работа №3 ОГЭ 2021 статград по русскому языку 9 класс ответы и задания для тренировочных вариантов РУ2090501 (РЯ2090501), РУ2090502 (РЯ2090502). Официальная дата проведения работы 18.05.2021 (18 мая 2021 года).

Тренировочные варианты (РУ2090501-РУ2090502): скачать задания

Все ответы и критерии для данных вариантов: скачать ответы

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

Тренировочная работа №3 статград по русскому языку 9 класс решать варианты ОГЭ 2021 онлайн:

Текст изложения:

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на некоторое их однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображённых святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало художественной фантазии для того, чтобы по-разному изобразить известные библейские и евангельские сюжеты?

Недостаток фантазии здесь ни при чём. Дело в том, что средневековый художник, изображая фигуры, лица и ситуации, стремился вовсе не к оригинальности. Наоборот, он старался следовать уже созданным ранее произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме. Например, Николай Чудотворец на иконах всегда добродушен и с теплотой смотрит на зрителя. А вот лицо пророка Ильи по традиции изображалось суровым и непреклонным.

Чтобы облегчить труд художника, под началом церкви стали возникать специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. В них также приводились цитаты из Библии, которые следовало воспроизводить на той или иной иконе. Пособия снабжались подробными рисунками. Так возникли иконописные каноны – правила изображения святых, которыми и руководствовались средневековые художники.

Вариант РУ2090501:

1)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)К концу XII века на Руси насчитывались сотни больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения начали создавать за много веков до этого на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и с владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и центры крупных княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)А северный город Белоозеро был включён в список городов лишь в виде исключения: изначально Белоозеро было крупным поселением, которое не имело укреплений

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старик молча вывел Ивашку (1) боявшегося даже поднять на него глаза (2) через (3) расшатанную ветром (4) калитку (5) махнул рукой (6) и отпустил его восвояси (7) так и не дав ему ни одного тычка (8) и (9) даже не сказав вдогонку ни одного слова.

4)Замените словосочетание «посмотреть с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ДВОРНЯЖКА – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости / звонкости согласный звук, проверяется формой слова дворняжек. 2) ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением близость. 3) ПРОМОКНУТЬ (салфеткой) – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) ДЕРЁТСЯ – в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется. 5) ОТГУЛ – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Посёлок в тайге был очень большим, размером с целый город. 2) Несмотря на молодой возраст телефонистки, её все уважали, потому что она была способна на время прекращать разлуку. 3) Телефонистка не послушала «старшую» коллегу и всё равно постаралась помочь геологу: несколько раз перепроверила что-то, а потом даже отперла уже закрытую почту и нашла там письмо. 4) Жена геолога забыла про его день рождения и ушла на встречу с друзьями. 5) Телефонистка даже не оглянулась, когда геолог её поблагодарил: наверное, просто не услышала.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Вечером с самолёта посёлок светился крохотной точкой, мигал своими маленькими блестящими глазками в бескрайнем таёжном море. 2) В этот поздний час маленькие оконца почты были уже заставлены табличками «Закрыто». 3) А вот таблички «Телеграф» и «Переговорный пункт» гордо и призывно красовались на самом видном месте, всем своим видом показывая, что бодрствуют. 4) И люди бросятся в застеклённую кабину и будут говорить лишь самые главные, заранее отрепетированные слова в минуты, скупо отпущенные для междугороднего разговора. 5) Где-то за тридевять земель телефон разрывался понапрасну, находясь на грани сердечного приступа и рискуя голосовыми связками.

8)Найдите в предложениях 1–10 антоним к слову МАЛЕНЬКИЙ (предложение 1). Напишите этот антоним.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя Алексея Николаевича Толстого: «Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего…»

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?..» Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…»

9.3)Как Вы понимаете значение слова НЕРАВНОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется неравнодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Вариант РУ2090502:

2)Прочитайте текст. (1)В музыке звуки соотносятся друг с другом по нескольким параметрам, отличаясь не только по высоте, но и по длительности. (2)Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке, так как мелодия изменится. (3)Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называют ритмом. (4)Ритм – яркое выразительное средство музыки: часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. (5)Например, по ритму мы можем отличить марш от вальса, мазурку от польки, так как для каждого из этих жанров характерны определённые ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. В то время великий учёный уже был стар и поступал так (1) как поступало большинство стариков (2) он отстаивал те нормы русской речи (3) какие существовали во времена его детства и юности. А потом наступила новая эпоха (4) и прежние юноши стали отцами и дедами (5) и пришла их очередь возмущаться словами (6) которые ввела в обиход молодёжь (7) «даровитый» (8) «отчётливый» (9) «голосование» и «общественность».

4)Замените словосочетание «крик журавля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (Морковка) ПО-КОРЕЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 2) НАВЗНИЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь. 3) ПОДРОСЛА – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) НИЧЕМ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И. 5) ПОМАЖЬ – в форме повелительного наклонения на конце глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В такой поздний час никто, кроме геолога, не ждал звонка и в переговорном пункте было непривычно пусто. 2) Звонившие по телефону всё время спрашивали у собеседника, слышит ли он их, потому что связь была очень плохая. 3) «Старшая» коллега телефонистки сразу вошла в положение и потратила много своего времени, чтобы помочь геологу, потому что день рождения – очень важный праздник для любого человека. 4) Жена геолога не брала трубку, потому что её не было дома: она уехала в командировку. 5) Геолог давно не заходил на почту за письмами, потому что был далеко в тайге.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Иногда свет в кабине не загорался, и, сочувственно вздохнув, телефонистка не называла номер кабины и город, а приглашала к своему окошку, словно вынося тем самым какой-то страшный приговор. 2) Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. 3) Дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждал. 4) Телефонистка, сидевшая за стеклянной перегородкой, всё делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. 5) Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, будто писала контрольную.

8)Найдите в предложениях 1–10 синонимы к слову НЕБОЛЬШОЙ (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Николая Михайловича Карамзина: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? И правда, что она такого особенного сделала? Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. Вот и всё».

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем дóрог близкий человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс:

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами

30.04.2021 русский язык 9 класс варианты РЯ2090901 РЯ2090902 статград ОГЭ 2021

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа (итоговая), русский язык, 10 класс, базовый уровень

Вариант № 1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) началА 2) катАлог 3) обнЯлись 4) звОнит

В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить ПАМЯТЛИВЫЙ?

1.Каждый год мама покупала календарь ПАМЯТНЫХ дат.

2.Это был ПАМЯТНЫЙ разговор, который повлиял на мою судьбу.

3.До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.

4.Мне дорого и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1.пара чулок

2.более теплее

3.попробуем

4.у обоих ворот

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1.Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно.

2.Учитель литературы спросил учеников, что какие проблемы возникли у них при написании сочинения.

3.Правильно распорядиться возможностями своей памяти — вот задача, стоящая перед каждым человеком.

4.Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..заветно, не..гибаемый

2) старинное пр..дание, пр..образовать

3) об..ятия, неб..ющееся стекло

4) без..нициативный, до..грать

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.
1) 1    2) 1,2    3) 3  4) 2,3

В каком ряду во всех словах пропущена гласная О?

1.к..снуться, предпол..жение

2.непром..каемый, ост..новиться

3.отр..жение, пор..зительный

4.обр..мление, заг..релые

В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1.о полын…, в аудитори…

2.при жизн…, о подруг…

3.по алле…, в парк…

4.у дорожк…, в книг…

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1.присво..шь, незыбл..мый

2.закле..шь, выстрел..вший

3.побор..шься, движ..мый

4.поразмысл..шь, постел..нный

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1.Бунин рисует в рассказе (не) определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

2.В Мещёрском крае можно встретить никогда (не) кошенные луга.

3.Трава, ещё (не) успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.

4.Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.

В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1.Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, и некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2.Он всегда поступал ТАК(ЖЕ), как его отец.

3.Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее.

4.(В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.

1) 1,3    2) 1,2    3) 1,2,3   4) 1,2,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вполне (1) вероятно (2) и такое решение вопроса. Но окончательное решение (3) вероятно(4) будет принято позже

1) 1,2   2) 1,3, 4    3) 3,4    4) 1,2,3,4

Определите стиль и тип текста.

1) научный стиль; рассуждение, повествование

2)художественный; повествование

3)публицистический стиль; описание

4)публицистический стиль; повествование, описание

Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в 3 предложении.

1) поэтому 2) однако 3) наконец 4) итак

Вариант № 2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Агент   2) цЕмент   3) обеспечЕние   4) звонИт

В словах какого ряда на месте пропусков пишется И?

1) бл..стательный, подп…реть

2) вн…мание, выт..раться

3) соч..тание, нач..нающий

4) оп…раться, зам…реть

В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) о полын…, в санатори…

2) при жизн…, о подруг…

3) по алле…, в парк…

4) у дорожк…, в книг…

КЛЮЧИ

Вариант 1 Вариант 2 Баллы
1 1 4 1
2 3 2 1
3 2 3 1
4 2 3 1
5 2 3 1
6 1 4 1
7 1 2 1
8 1 3 1
9 2 4 1
10 4 3 1
11 3 3 1
12 3 2 1
13 3 2 1
14 4 3 1
15 1 1 1
16 1 3 1
17 2 4 1
18 делала первые шаги промежуточным звеном 1
19 Как хорош лес осенью! Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт. Ранней осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски окрестного леса, лиловый краешек неба. Тихо, уютно здесь. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно. 2 балла – ошибок нет
или 1 пунктуационная;
1 балл – 1 – 3 ошибки
0 баллов – 4 и более ошибок

Всего 20 баллов

Контрольная работа (итоговая), русский язык, 10 класс, базовый уровень

Вариант № 1

Среди множества часто встречающихся в русском языке ошибок неправильное правописание «также» и «так же» является довольно распространённым. Многие люди не видят разницы между данными словами, используют их невпопад, ошибаются и снижают подобными ошибками качество своего текста. Но насколько сложно понять разницу между данными словами и избежать подобных ошибок в будущем? Давайте разберёмся, как правильно на русском написать «так же» или «также», и какие правила регулируют правописание указанных слов.

«Так же» или «также» – правила правописания

Прежде всего, давайте рассмотрим основные правила слитного и раздельного правописания данного слова.

Когда «также» пишется слитно

Слитное написание данного слова (в форме «также») используется в ситуации, когда оно употребляется в качестве соединительного союза, объединяющего воедино несколько схожих словесных форм. Для проверки попробуйте заменить «также» на «тоже» или «ещё» — если смысл предложения не поменяется, тогда стоит использовать слитное написание.

Примеры слитного написания слова «также»:

  • Саша любит шоколад, а также газировку.
  • Мы помыли посуду, а также подмели веником пол.

Отличия союзов от других частей речи

Полезно знать: лексический разбор слова.

Случаи, при которых «так же» пишется раздельно

Данное слово пишется раздельно в нескольких ситуациях.

Правило: Пояснение:
Когда выражение употребляется в форме наречия и частицы. Их можно распознать, проанализировав смысловую нагрузку предложения. Если в данном предложение «так же» можно легко заменить на «таким же образом», то перед нами наречие и частица, а значит, данная форма будет писаться раздельно.
Другим эффективным способом идентифицировать раздельное правописание является опускание в предложении частицы «же». Если смысл рассматриваемого предложения существенно не меняется, тогда стоит использовать раздельное правописание.

Пример:

  • Оля, так же как и её сестра Люба, носит две косы.
  • Сергей так же думает, как ты.
Ещё одним способом определения раздельного правописания является ситуация, когда за словом «также» (так же) следует союз «как». В подобных случаях рассматриваемое нами слово также пишется раздельно. Пример: я умею готовить так же, как и Олег.

Как выбрать правильное правописание

Алгоритм определения правильного правописания слов «также» или «так же» выглядит следующим образом:

  1. Определите, каким целям служит данное слово – для сравнения или добавления новой информации. В первом случае это раздельная форма, во втором — слитная;
  2. Задайте предложению вопрос;
  3. Попробуйте убрать частицу «же» и проверьте, изменился ли смысл предложения. Если нет — это раздельная форма.
  4. Проверьте наличие соседних слов – не находятся ли рядом «а», «и», «как» (обычно раздельная форма)
  5. Замените анализируемое слово синонимом. Перечень синонимов — ниже.Примеры правильного правописания

Это интересно: проверить предложение на правильность написания.

Слова-синонимы

Раздельному правописанию «так же» (частица с наречием) обычно соответствуют следующие синонимы:

  • точно так же;
  • так же как;
  • таким же образом;
  • как и;
  • равно как и;
  • похоже;
  • аналогично;
  • подобно;
  • одинаково.

Синонимами слитной формы «также» являются:

  • тоже,
  • в равной мере;
  • равным образом
  • вместе с тем,

Подставьте синоним вместо анализируемого слова и просмотрите, изменился ли (и как изменился) смысл предложения. Если смысл не меняется, то использованный вами синоним является лакмусом, позволяющим определить слитную или раздельную форму слова.

Необходимо ли ставить между «так» и «же» дефис?

Поскольку частица «же» всегда пишется раздельно, то использование её с дефисом являются ошибкой. Избегайте использования дефиса со словом «также» в будущем.

Нужно ли выделять «также» и «так же» запятыми

Многих читателей интересует, нужно ли выделять слова «также» и «так же» запятыми с обеих сторон.

Две запятые с обеих сторон будут лишними, а вот одна запятая ставится в следующих случаях:

  • Перед присоединительными союзами «также» и «а также» в ситуации, когда они используются для связи однородных членов или грамматических основ. Например, в предложении «Даша купила хлеб, макароны, молоко, а также конфеты», запятая стоит перед «а также», использующегося для связи однородных членов.
  • Перед сравнительной конструкцией «так же». Например: «Завтрашний день будет хорошим, так же как и сегодняшний». В предложении использовано сравнение, и перед «так же» стоит запятая.

Двойственность трактовок

Бывают случаи, когда довольно сложно определить, какая из двух форм должна быть использована в каком-либо конкретном предложении. Тогда остаётся ориентироваться на интонацию предложения или анализировать общий контекст предложения.

К примеру:

  • Девушка была так же очень красивая (эта девушка была такая же красивая, как и другая).
  • Настроен Игорь был также решительно (и настроен Игорь был решительно).

Как правильно «а так же» или «также»

При использовании словесной конструкции «а так же» обычно задействуются те же правила, что и со стандартными формами «также» и «так же». Если «также» можно заменить союзом «и», то данная форма пишется слитно, то есть «а также».

Например: Он пригласил родственников, а также коллег.

Данная форма пишется раздельно («а так же») в случае использования в сравнительных предложениях, когда частица «же» используется для усиления конструкции. Данное предложение не потеряет своего смысла даже в случае, когда данная частица будет из предложения изъята.

Заключение

Выше мы разобрали, как правильно написать, слитно или раздельно, «также» и «так же», привели правила корректного правописания и синонимы указанных слов. Используйте алгоритм определения корректной формы, не забывайте о перечисленных правилах, и это позволит избежать частых ошибок, связанных с рассмотренными в статье формами данных слов.

Местоименное наречие «так же» может выступать в роли самостоятельной части речи или быть частью сложного союза. Запятые ставятся в зависимости от его роли и контекста.

Сочетание указательного местоименного наречия «так» с усилительной частицей «же» выражает присоединительно-сопоставительные отношения. Его можно заменить синонимами «таким же образом», «похоже», «именно так», «одинаково», «аналогично».

Наречие «так же» отвечает на вопросы «как?», «как именно?», «каким образом?», «в какой степени?». Оно имеет обстоятельственное значение.

  • Пример: «Он хотел выглядеть так же, как и его любимый актер». Хотел выглядеть (как?) так же. «Он хотел выглядеть таким же образом, как и его любимый актер».
  • Пример: «Второй подарок упакуйте так же: в красную коробочку, с золотой лентой». Упакуйте (как именно?) так же. «Второй подарок упакуйте аналогично: в красную коробочку, с золотой лентой».

Наречие с частицей «так же» присоединяет сравнительный оборот. При этом оно может стоять перед союзом «как (и)» или входить в состав союзной конструкции «так же как (и)». От этого зависит пунктуация в предложении. Перед ним могут находиться слова «точно», «совершенно», «абсолютно».

  • Пример: «Попробуй спеть точно так же, как вчера».
  • Пример: «Я буду помогать тебе так же, как и раньше».
  • Пример: «Так же как в прошлый раз, мы снова начали спорить друг с другом».
  • Пример: «Она, абсолютно так же как и ее мама, увлекается шитьем одежды».

Сравнение с союзом «как» может быть выраженным или подразумеваемым.

  • Пример: «Мы думаем так же, как вы». Присутствует сравнение «как вы».
  • Пример: «Твое лицо все так же печально». Подразумевается сравнение «как и раньше».

Запятые

Наречие с частицей «так же» является второстепенным членом предложения и не выделяется запятыми.

  • Пример: «Он смотрел на меня все так же задумчиво».
  • Пример: «Она относилась ко мне все так же».

Если за наречием с частицей «так же» находится сравнительный оборот с союзом «как (и)», то запятая ставится перед «как». При произношении «так же» выделяется интонационным ударением.

  • Пример: «Эта задача решается так же, как и предыдущая».
  • Пример: «Я доверяю тебе так же, как самой себе».
  • Пример: «Он боится совершить ошибку точно так же, как и ты».

Если «так же» входит в состав союза «так же как (и)», то присоединяемая им синтаксическая конструкция обособляется полностью. Первая запятая ставится перед «так», а вторая — в конце придаточной части. Сам союз не разделяется, перед «как» запятая не ставится.

  • Пример: «Кожа рук нуждается в ежедневном уходе, так же как и кожа лица».
  • Пример: «Я не мог заснуть, так же как и другие участники похода, и прислушивался к каждому шороху».

Его можно заменить синонимами «в такой же степени» и «равно как (и)». При произношении пауза отсутствует.

Одно и то же предложение, в зависимости от смысла, может звучать по-разному.

  • Пример: «Животные нуждаются в заботе так же, как и люди». Подчеркивается именно «так же», поэтому запятая ставится после наречия «так же».
  • Пример: «Животные нуждаются в заботе, также как и люди». Акцентируется «животные нуждаются в заботе», поэтому запятая ставится перед союзом «также как и».

Наречие «так же» входит в состав устойчивых словосочетаний «все так же», «точно так же».

«Так же» и «также»

Сочетание местоименного наречия «так» с частицей «же» следует отличать от простого сочинительного соединительного союза «также». Он пишется в одно слово. Это служебная часть речи, которая не отвечает на вопросы.

Союз «также» может заменяться синонимами «и», «тоже», «еще». Союз служит для связи частей синтаксической конструкции.

  • Пример: «Я люблю футбол, а также баскетбол». «Я люблю футбол, а еще баскетбол».
  • Пример: «Сегодня мы убирались в доме, а также стирали одежду». «Сегодня мы убирались в доме и стирали одежду».

Чтобы удостовериться, что перед нами именно сочетание наречия и частицы «так же», а не союз «также», можно опустить частицу «же». Если без частицы «же» смысл предложения не изменился, то «так же» пишется раздельно.

  • Пример: «Ты не изменилась и выглядишь так же, как и десять лет назад». «Ты не изменилась и выглядишь так, как и десять лет назад». Это наречие с частицей «так же».
  • Пример: «Мне нравятся ромашки, а также васильки». «Мне нравятся ромашки, а так васильки». Без частицы «же» предложение стало некорректным по смыслу. Это союз «также».

Слово «также» в простом предложении может выступать в роли наречия со значением «еще», «в равной степени», «одинаково». Встречаются сложные ситуации, когда предложение имеет смысл как с наречием «так же», так и с наречием «также». В таком случае правильное написание можно определить по контексту или подчеркнутому логическому ударению.

  • Пример: «Миша умный. Саша так же очень умен». «Саша такой же умный, как и Миша». Здесь наречие «так» с частицей «же».
  • Пример: «Саша сильный. Он также очень умен». «Саша сильный, он еще и очень умен». Здесь наречие «также».

  • Постскриптум как пишется в тексте
  • Постскриптум коротко как пишется
  • Постскриптум как пишется пример
  • Поступать по совести как пишется
  • Построят дом как пишется