Постоянные эпитеты в сказке журавль и цапля 5 класс

5. работа над темой урока.знакомство с текстом сказки журавль и цапля.первичная проверка понимания текста.словарная работа.физминутка.анализ содержания сказки.закрепление изученного. выводы.выразительное чтение

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».

Первичная проверка понимания текста.

Словарная работа.

Физминутка.

Анализ содержания сказки.

Закрепление изученного. Выводы.

Выразительное чтение сказки по ролям.

6. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Подготовка к анализу сказки и выразительному чтению.

Организация усвоения обучающимися содержания сказки.

Предупреждение утомляемости.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст.

Развитие умения делать выводы.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Совершенствование умения делать выводы. Оценивание работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности на уроке, самооценка результатов своей деятельности.

— Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных .

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

— Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас послушаем  сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику)

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

— Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

— Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

— Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

— Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

— Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1).

— Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

— А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

— Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

— Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

— Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

— А теперь немного отдохнём.

— А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

— Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

— Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

— Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

— Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

— Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

— В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

— А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

— Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

— Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

— Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

— Совпадают ли желания журавля и цапли?

— Что такое «согласие»?

— Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

— Почему птицы не пришли к согласию?

— Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

— Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

— Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

— Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

— Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).

— Каковы жанровые особенности сказки о животных?

— К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

— Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

— Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

— А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4).

— Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прослушивание сказки.

Нахождение незнакомых слов и выражений.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Объяснение слов и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».

Слушают сообщение одноклассника.

Ребята переводят версту в километры.

Слушают сообщение.

Объясняют понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).

Один из обучающихся проводит минутку отдыха (выполняется несколько упражнений).

Чтение текстов. Работа с раздаточным материалом.

Подготовка ответов на вопросы. Работа в паре.

Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.

Предполагаемый ответ: В научной статье об этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».

Предполагаемый ответ: журавль по болоту не идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье коротко», «худо летаешь», «долговязый».

Предполагаемые ответы: отношения автора научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение автора к персонажу и отношение других героев.

Устное иллюстрирование.

Просмотр иллюстрации (слайд 5) и фотографий (слайд 6).

Рассматривание иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.

Предполагаемые ответы: особенности сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»), повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами).

Индивидуальная работа.

Предполагаемый связный ответ:

Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось скучно жить одному» — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало обидно.

Отвечают на вопросы.

У доски читают сказку по ролям(по трое).

Оценивание чтения.

Ответы на вопросы.

«Микрофон» (каждый отвечает)

Запись домашнего задания в дневник.

Заполняют карточку.

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.

Сказка Журавль и цапля скачать:

Сказка Журавль и цапля читать

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Андреева Галина

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки
«Журавль и цапля
»

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.

Это присказка
, а сказка вот какая
.

Жили-были на болоте журавль да цапля
. Построили они себе по концам избушки. Журавлю
показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле
!

Пошел журавль
, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит
:

Дома ли цапля
?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль
,не пойду за тебя замуж
: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль
домой несолоно хлебавши. Цапля
после раздумалась и сказала
:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля
«.

Приходит к журавлю и говорит
:

Журавль
, возьми меня замуж!

Нет, цапля
, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал
:

«Напрасно не взял за себя цаплю
! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит
:

Цапля
! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль
, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой
. Тут цапля раздумалась
:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду
«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет
. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных
, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки
являются две птицы –это журавль и цапля
. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься
. Но цапля не захотела
,потому что у журавля
ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл
, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль
,вспомнив обиду, тоже отказал цапле
. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца
, зато есть присказка
. А присказка такая же как и сказка без конца
. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому
,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора
. Ни цапле
, ни журавлю
не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели:

формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку

    «Журавль и цапля»

    с помощью вопросов и заданий учебника
    (с. 40)

    .

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках»
(с. 42-43)

.

Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Жили-были Журавль и Цапля. Они были со­седями, часто ходили друг к другу в гости. Жу­равлю было скучно жить одному. Он решил же­ниться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.

Цапля подумала, зачем же она прогнала Жу­равля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: “Возьми меня за­муж!” Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль спохватился и подумал, что зря

оби­дел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил же­ниться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.

Только ушел Журавль, как Цапля стала жа­леть о своем отказе. И пошла она сама к Журав­лю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут догово­риться. И все оттого, что слишком гордые.

Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недо­статки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуа­ции, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими

ка­чествами. Сказка “Журавль и Цапля” высмеи­вает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эго­изм.

Глоссарий:

        • Анализ Сказки журавль и цапля
        • журавль и цапля краткое содержание
        • краткое содержание журавль и цапля
        • краткое содержание сказки журавль и цапля
        • сказка журавль и цапля анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Даже вступив на территорию камакурского храма, Кикудзи все еще продолжал колебаться, идти ему или не идти на эту чайную церемонию. Устраивая чайные церемонии в павильоне…
  2. Сказка-анекдот Жил бедный мужик, у него была большая семья, а из добра — один-единственный гусь. Од­нажды осталась семья мужика без еды, и при­шлось зарезать и…
  3. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…
  4. Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли вни­мание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находит­ся кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,…
  5. Краткое содержание-анализ: И. И. Пущину (Пушкин) И. И. Пущину В первых строках своего стихотворения лири­ческий герой Пушкина обращается к другу, на­зывает его “бесценным”. Герой радуется…
  6. Часть восьмая Каренин забирает дочь Анны и Вронского и вос­питывает ее. У Левиных растет сын, в семье царят мир и благополучие. Левины помогают Долли, от­дают…
  7. Бирюк Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали…

Урок литературы в 5 классе на тему:

Сказка «Журавль и Цапля»

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.

  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 

  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 

  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” — “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение 2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)

  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).

  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)

  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).

  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Приложение 1

I. Сравним научный и художественный текст

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет

90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький

журавль — красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида

G.a.antigone у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает

175 см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым

тяжёлым журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.

В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство

цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на

аистов, но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова

маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов

участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые

перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и

пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.

Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по

сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;

а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв

пропорционально меньше.

Это крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;

вес самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела

синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди

лесистой местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и

брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,

подбородок, верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.

Затылок синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,

начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени

перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной

шапочкой. Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове

и шее серые с рыжими окончаниями.

Из сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите (подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.

Выпишите из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 2                       

1. Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять:

а). он решил завести хозяйство________________________________________

б). цапля очень нравилась журавлю____________________________________

в). Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________

г). Он любил цаплю всю жизнь________________________________________

3. Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

Скрыть

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного
    произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как
    фольклорного произведения; уметь выявлять
    основную нравственную проблему в произведении,
    опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных
    ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
    выстраивать связный развёрнутый ответ на
    поставленный вопрос, использовать аргументы,
    цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель,
ученики могут подготовить выразительное чтение
дома).

2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от
научного?

(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на
вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).

2. Углубление представлений о содержании
сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”.
    (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор
    противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
    дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
    мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
    они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Урок литературы на тему: Сказка «Журавль и Цапля»

Батырева
Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Формировать
    навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь
    выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать
    представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать
    речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый
    ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих
    ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них?
(Приложение 2).

  • Сказка
    складом, песня ладом красна. 
  • Сказку
    слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие
    питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим
сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок,
подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что
мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном
произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и
журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут
подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды
сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам
увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к
другому стилю.
 (Приложение
1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на
них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и
шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица
стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как
правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее,
ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль.
Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В
отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные,
длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их
ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке.
Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются?
Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного
журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки
посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а
“тяпает” — “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о
внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком
текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы
предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите
кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите
иллюстрации.
 (Приложение
2).
 Опишите, какой представлял себе
цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи
образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните
задание по тексту на карточке 
(Приложение
1, II). 
Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга.
Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом
выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и
выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и
выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст
болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось
жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не
выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только
в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих
желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы
раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы
как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте)
похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский
человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту
сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение,
используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем
рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть
    согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие
    к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда
    в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не
    дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное
    — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как
    ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного
    размышления”. (Пифагор).

Приложение 1

I.
Сравним научный и художественный текст

Это
крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет

90-155
см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький

журавль
— красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида

G.a.antigone
у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает

175
см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым

тяжёлым
журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.

В
отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство

цапель,
в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на

аистов,
но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова

маленькая,
с острым прямым клювом. На голове у большинства видов

участки
неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые

перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и

пышным,
когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.

Если
визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по

сравнению
с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;

а
по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв

пропорционально
меньше.

Это
крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;

вес
самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела

синевато-серое,
что позволяет птице маскироваться от врагов среди

лесистой
местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и

брюхо
более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,

подбородок,
верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.

Затылок
синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,

начинающаяся
под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени

перья
почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной

шапочкой.
Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове

и
шее серые с рыжими окончаниями.

Из
сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во
внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите
(подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.

Выпишите
из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение
2                       

1.
Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение,
которое помогает вам это понять.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите
выражение, которое помогло вам это понять:

а).
он решил завести хозяйство________________________________________

б).
цапля очень нравилась журавлю____________________________________

в).
Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________

г).
Он любил цаплю всю жизнь________________________________________

3.
Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово,
которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

4.
Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите
выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Постоянные сравнения в сказке колобок
  • Постельное белье сказка скандинавия
  • Постельное белье сказка валберис
  • Постоянные народные эпитеты в сказке спящая царевна
  • Постораться или постараться как пишется