Постоянные эпитеты в сказках пушкина примеры

Путешествие в сказку урок литературы в пятом классе урок с постановочными элементами цель урока: знакомство с особенностями народной сказки. задачи:

Путешествие
в сказку

Урок
литературы в пятом классе

Урок
с постановочными элементами

Цель урока:
знакомство с особенностями народной сказки.

Задачи:

-привить интерес к
чтению сказок;

-развивать навыки
творческой деятельности;

-знать виды
народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;

-уметь находить в
тексте сказочные элементы: зачины, постоянные эпитеты, повторы, концовки.

Оборудование:
рабочие листы, костюмы журавля и цапли, тексты сказки «Волк и лошадь»

Ход
урока

Первый
постановочный элемент.

Сценка «Опоздание»

Начало урока.

Входит опоздавший
ученик.

Учитель:
Здравствуй, Миша! Ты почему опоздал?

Ученик:
Здравствуйте! Извините за опоздание. Меня колдунья на улице задержала.
Встретила и говорит: «Не ходи сегодня в школу, а то двойку получишь!» Но я её
не послушал.

Второй ученик: А
наливное яблочко она тебе не предлагала?

Ученик: Нет. Да я
бы и не взял. А вдруг оно отравлено, как в сказке о семи богатырях.

Учитель: Садись на
место, фантазёр. Видно, что ты любишь читать сказки.

Ученица: А я бы
хотела встретить не злую ведьму, а добрую волшебницу.

Второй ученик: А я
бы хотел поймать золотую рыбку.

Третий ученик:
Мечтать не вредно!

Беседа.

Учитель: Ребята,
мечтать интересно и полезно. К тому же, мечты имеют свойство сбываться. Скажите
мне, в каких произведениях устного народного творчества могут сбываться самые
необыкновенные мечты?

Ученики: Конечно
же, в сказках!

Учитель: Верно! Вы
догадались, в какое путешествие мы сегодня отправимся?

Ученики:
Путешествие в сказку.

Учитель: Запишите
тему урока. Давайте вспомним, какие сказки вы читали.

На какие группы
делятся сказки?

Выполним задание
на рабочем листе. Запишите по два примера на каждую группу.

Учитель: ребята,
как вы думаете, почему сказки так интересно читать?

Ученики: В сказках
всегда необычные герои, там происходят чудеса.

Учитель: А как вы
думаете, почему с давних пор люди любили сочинять сказки?

Ученик: Все люди
любят мечтать, фантазировать. А если видят что-то необычное, то хотят об этом
рассказать. 

Учитель: Давайте
порассуждаем. Зачем придумали ковёр-самолёт?

Ученик: Хотели
быстрее передвигаться, летать.

Учитель: А для
чего придумали скатерть-самобранку?

Учитель: Итак, мы
говорим о том, что в сказках отражён фантастический мир, далёкий от реальности.
Почему же А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок!..»  ? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, вспомнив сказку «Журавль
и цапля».

Второй
постановочный элемент.

Инсценировка
сказки «Журавль и цапля».

Беседа.

Учитель: Что здесь
реального и что фантастического?

Ученик: Лиса и
журавль-сказочные герои, но ведут себя как люди.

На ваших рабочих
листах записаны пословицы. Какая из пословиц отражает основную мысль сказки?

По Сеньке и шапка.
Не красна изба углами, а красна пирогами. Как аукнется, так и откликнется.

Учитель: Итак,
чему научила нас сказка?

Ученик: В жизни
часто так бывает: как ты относишься к людям, так и они к тебе отнесутся.

Учитель: Ребята,
вы обратили внимание, какие необычные слова встречаются в сказках? Многие из
них в современном языке не употребляются. Это устаревшие слова. Вы читали
сказку «Царевна-лягушка» и наверняка заметили, что в ней много устаревших слов.
Их называют историзмами.

Приведите примеры
таких слов.

Итак, мы с вами
начали исследовать сказочные тексты. Мы знаем, что в них часто встречаются постоянные
эпитеты. Вспомним, что такое эпитет.

Ученик: Яркое,
образное определение.

Учитель: А что
такое постоянный эпитет?

Ученик: Это
красочное определение, которое используется в паре с определяемым словом.
Красна девица, сила богатырская.

На рабочем листе
создайте словосочетания с постоянными эпитетами.

Учитель: Продолжим
наше исследование. Ребята, у вас было домашнее задание: выписать слова, с
которых могут начинаться сказки. Что у вас получилось?

Ученики приводят
примеры.

Учитель: Вспомним,
как называется начало сказки.

Ученик: Зачин.

Учитель: Всегда ли
сказка начинается с зачина? Как называется элемент, с которого начинается
сказка «Журавль и цапля»?

Ученик: Присказка.

Учитель: Ещё в
текстах сказок есть интересная особенность: в них встречаются повторы.
Приведите примеры повторов из сказки «Царевна-лягушка».

Учитель: Наше
путешествие подходит к концу. Это значит, что мы должны обратить внимание на
слова, которыми заканчиваются сказки. Мы знаем, что в сказке есть зачин,
который обычно говорит нам о времени, месте или главных героях. А как
называются слова, которыми заканчивается сказка?

Ученик: Концовка.

Учитель: Приведите
примеры.

Ученик: « Тут и
сказке конец, а кто слушал, молодец», «После того они жили долго и счастливо»

Учитель:
Прочитайте неполный текст сказки и придумайте окончание.

Волк
и лошадь

Повадился волк
ягнят в деревне таскать. Поймали его крестьяне и отдубасили палками за все
проделки, но не убили.А вскоре стал волка опять голод донимать. Поплёлся Серый
добычу искать. Вдруг видит — пасутся на горном склоне лошадь с жеребёнком.
Собрал волк все силы и мигом лошадь с жеребёнком настиг, не успела она от
своего лютого врага убежать. Вот волк ей и говорит:

— На здешнем
выгоне пастись запрещено — это всякий знает! Ты нарушила запрет, и в наказание
я заберу твоего малолетку в залог. Я здесь сторож.

Стала лошадь волка
просить, умолять не забирать жеребёнка. Но всё без толку!

— Ах, — заплакала
лошадь, — бедный мой несмышлёныш! Он в темнице до смерти истомится!

— Сколько лет ему?
— спрашивает волк.

— Точно не знаю, —
отвечает лошадь. — День его рождения вместе с именем у меня на правом копыте
записан. Вы, поди, читать умеете? Раз вы на выгоне в сторожах, стало быть, и
грамоте обучены!

Не хотелось волку
признаваться, что в грамоте он ничего не смыслит.

— Покажи-ка твоё
копыто! — говорит.

Ученики
читают свои тексты.

Учитель:
Прочитаем текст полностью.

Подняла лошадь
правое копыто да как волка по лбу стукнет. Невзвидел он света белого, оглох,
ослеп и во всю длину на земле растянулся.

Ну а лошадь, ясное
дело, не стала ждать, пока он очнётся и на ноги встанет. Убежала вместе с
жеребёнком.

С тех пор волк к
лошади с опаской подходит. Боится, как бы она его снова не лягнула.

Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Что вы узнали сегодня на уроке?
Как оцениваете свою работу? Нарисуйте, пожалуйста, на рабочем листе смайлик,
который характеризует ваше настроение в конце урока.

Рабочий
лист к уроку литературы в 5 классе

Путешествие
в сказку

image001image002image003Виды
сказок

          ______________                         ______________                       
______________


Выберите
пословицу и объясните её смысл

image006

По Сеньке и шапка.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Как аукнется, так и откликнется.

image007Подберите постоянные
эпитеты

Лес_______________________________

Солнце____________________________

Поле______________________________

Девица____________________________

Приведите
примеры

Зачин______________________________________________________

Концовка____________________________________________________

На чтение 21 мин. Просмотров 158 Опубликовано

Metel.jpg

Описывая природу, поэты как правило, не скупятся на средства художественной выразительности, особенно в таких произведениях преобладают тропы. Стихотворение «Зимний вечер» А. Пушкина в этом отношении не представляет собой исключения из правил. Средства художественной выразительности – это слова или словосочетания, придающие произведению живость, яркость описаний, повышают восприятие образов и предметов. Рассмотрим, какие средства художественной выразительности использовал Пушкин в произведении «Зимний вечер».

Эпитеты

Эпитеты это в своей сути определения предметов, явлений, описываемых в литературном произведении. В стихотворении использованы следующие эпитеты:

  • снежные (вихри).
  • ветхая (лачужка).
  • темна (тоже о лачужке). Так Пушкин называет свой флигель, в котором он жил и работал в Михайловском.
  • обветшалой (кровле). Это определение говорит о том, что кровлю давно не ремонтировали, она успела обветшать.
  • добрая (подружка). Так в стихотворении Пушкин называет свою няню.

Сравнения и олицетворения

В описании бури поэт применил рядом сравнения и олицетворения:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя..

Как зверь и как дитя – это сравнения, относящиеся к буре. Буря кроет мглою (темнотой), вихри крутит – это все олицетворения. Правда, слово «крутит» использовано в форме причастия. Здесь также присутствуют другие олицетворения: завоет и заплачет. Далее продолжаются олицетворения: зашумит соломой, застучит в окошко словно путник. Здесь мы снова видим сравнение: на этот раз, бури с путником.

 Метафоры

Бедной (юности). Здесь слово «бедной» имеет несколько значений: и несчастливой из-за вынужденного заточенья, и материально поэт был стеснен.

Печальна (лачужка). Конечно дом не может быть печальным. Таковой ее делают люди. Этой метафорой поэт выразил настроение свое и няни.

Синтаксические средства выразительности.

Здесь поэт применил рондо – метод кольцевого повторения. Правда, в отличие от классического музыкального рондо строфы повторяются два раза.

В начале стихотворения поэт использовал повторы. Союз «то» встречается в 1-й строфе 4 раза в начале строки. Во второй строфе дважды повторяется союз «или», и дважды – союз «и». В третьей строфе. Повторяется слово выпьем, и дважды повторяется фраза «спой мне песню». Все эти повторы приближают стихотворение к народным песням. Неслучайно сокурсник поэта Михаил Яковлев положил на музыку это произведение.

Обращения «моя старушка», «подружка» относится к эмоционально оценочной лексике. Эти слова подчеркивают, как тепло Пушкин относился к своей няне. И в то же время – это обращения к няне. Хотя лирическое стихотворение и написано не в жанре послания.

Стихотворение было написано в 1825 году, когда Пушкин жил в Михайловском в ссылке. Состояние подневольности действовало угнетающе. После отъезда родителей с ним оставалась только няня, да редкие поездки к соседям скрашивали его одиночество. Однако, в этом стихотворении нет чувства обреченности. Но есть надежда, что рано или поздно закончится и буря, и это вынужденное заточение.

</ul>

«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

analiz-stihotvoreniya-zimniy-vecher-pushkina-48517.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты«кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Тема

Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина?</h3>

    • <label>1812 г.</label>
    • <label>1816 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин опять был отправлен императором в ссылку. На этот раз в Михайловское – родовое поместье по линии матери.

Здесь поэт сначала скучал, а затем привык и начал писать, создав много талантливых произведений.

В ссылке вместе с ним находилась няня Арина Родионовна. Многие исследователи считают, что именно тогда Александр Сергеевич, вдохновившись ее сказками, задумал написать авторские волшебные произведения для детей.

Стихотворение «Зимний вечер» родилось тут же, в Михайловском, и посвящено оно как раз любимой няне поэта.

Не исключено, что именно в один из таких вечеров, когда за окном выла вьюга, и шел снег, великому русскому писателю пришла идея написать невероятно теплое, пропитанное любовью и тихим домашним уютом, творение.

2. Литературное направление

Стихотворение сочетает в себе признаки романтизма и реализма.

3. Род

Произведение относится к пейзажной лирике.

4. Жанр

Жанр объединяет в себе послание (обращается к няне) и элегию (передается общее настроение грусти, некое ностальгическое состояние).

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему вынужденного одиночества, отчуждения от внешнего мира, замкнутости.

Подавленное, грустное состояние лирического героя передается посредством описания пейзажа – прием, характерный, в первую очередь, для романтических произведений и уже потом для реализма (психологический параллелизм).

6. Тематика

В стихотворении поэт затрагивает тему зимнего состояния природы, переплетая ее с настроением героев, с темой общения двух родных друг другу людей, темой поддержки и взаимопонимания.

7. Идея

Автор написал «Зимний вечер», чтобы показать, насколько для него важно нахождение рядом няни. Это своеобразная благодарность старушке за то, что она осталась рядом, поддержала в трудную минуту.

С другой стороны, Пушкин изливает собственные переживания, открывает душу человека, находящегося в заточении, вдали от общественной жизни.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения многогранен. Читатель ощущает грусть, печаль, тоску. Но потом становится чуть легче от теплого, родственного общения.

Вообще, стихотворение, несмотря на свои ностальгические нотки, очень уютное, доброе и красивое.

9. Система образов

«Зимний вечер» наполнен разными образами. Перед глазами читателя предстает образ злой вьюги, уподобляющейся то воющему зверю, то плачущему ребенку.

А вот мы видим старушку, приумолкшую у окна. В ярких, четких словах поэт изображает домик, в котором они находятся вместе с няней.

Стихотворение – галерея образов, мелькающих перед мысленным взором читателя.

10. Центральные персонажи

Вьюга становится значимым персонажем произведения. Именно с ее описания автор начинает «Зимний вечер».

Старушка-няня, к которой обращается лирический герой произведения, тоже является центральным действующим лицом. Она особенно дорога ему: в каждом слове чувствуется теплота, трепетное, нежное отношение воспитанника к человеку, практически заменившему ему мать.

11. Лирический герой

Лирический герой произведения обладает характерными чертами личности самого Пушкина. Это он обращается к сидящей у окна няне.

Читатель получает эмоции именно от автора произведения. Кажется, будто сам попадаешь в тот уютный вечер, когда за окном воет вьюга, а в небольшой комнатке тепло, хоть и печально, и темно.

В стихотворении автор проецирует собственный образ, который и становится лирическим героем.

12. Сюжет

Сюжет «Зимнего вечера» незамысловат: за окном воет вьюга, подражая разным голосам и звукам. Валит снег. Типичная картина неспокойного зимнего вечера.

Посреди разбушевавшейся стихии стоит маленький домик, в которой находятся лирический герой стихотворения и его няня – старушка. Она тихонько сидит у окошка.

Герой смотрит на дорогого человека и начинает вести незамысловатую беседу, спрашивая, что она делает. Он просит няню спеть песню, поговорить с ним.

13. Композиция

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

14. Художественное своеобразие произведения

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.

В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

15. Размер, рифма и строфика

Текст состоит из четырех восьмистиший, причем первое и четвертое начинаются одними и теми же строчками, что только усиливает чувство тоски и печали, ведь настроение лирического героя не улучшается, хотя и становится немного легче.

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, больше подходящим народным частушкам, чем элегиям. Почему Пушкин выбрал именно такую форму, неясно. Возможно, хорей подбадривал поэта, настраивал на оптимистичный лад.

Рифмовка перекрестного типа АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

Помимо интереснейшего приема психологического параллелизма, великий поэт использовал разнообразные средства художественной выразительности.

Здесь очень много сравнений и олицетворений: «как зверь завоет», «заплачет как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко постучит», «буря мглою небо кроет», «ветхая лачужка… печальна»).

Встречаются эпитеты («добрая подружка», «вихри снежные», «ветхая лачужка»), метафоры («подружка бедной юности моей», «жужжанье своего веретена»).

Кроме того, много раз используется прием единоначатия (анафора):

Присутствие анафор завораживает, полностью погружает в атмосферу происходящего, заставляет чувствовать эмоции, состояние автора.

Кроме уже перечисленных средств выразительности, поэт использует риторические вопросы, обращаясь к няне. Он не ждет ответов на них, просто ведет одностороннюю беседу.

17. Значение произведения

Произведение значимо для понимания внутреннего состояния Александра Сергеевича во время ссылки, для раскрытия мотивов его творчества соответствующего периода.

Кроме того, в нем явно ощущается, как поэт любил и уважал свою няню, как дороги ему были родные люди.

18. Актуальность

Любовь к близким, спасающая в тяжелых жизненных ситуациях, всегда будет актуальной и животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Зимний вечер», потому что оно, хоть и грустное, но очень нежное, теплое и красивое.

20. Чему учит

Произведение учит пониманию, бережному отношению к своим родным людям или друзьям, готовым поддержать даже в сложнейший жизненный период и разделить горькую долю.

Опубликовано 19.09.2016 — 14:38 —

Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства

Пример – непонятные выражения для ребенка — объяснить

I. Тропы (слова и выражения в переносном значении)

1. Эпитеты (образное определение)

Ветхая (лачужка), добрая (подружка), снежные (вихри), обветшалая (кровля)

2. Метафора (слово, оборот в переносном значении)

Буря небо мглою кроет – небо темнеет, вдруг соломой зашумит солома шумит из-за порывов ветра

3.Олицетворение (неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета)

Буря завоет, заплачет, зашумит  — шум от порывов ветра

4. Сравнение

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя – звуки похожи то на плач ребенка, то на вой зверей

II. Синтаксические фигуры речи

1. Анафора (повторы слов в начале стихотворных строк)

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой…

2. Риторические вопросы, восклицания, обращения (не требующий ответа)

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

3. Антитеза (оборот, в котором резко противопоставлены противоположные понятия)

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…(противопоставление плача ребенка и воя зверя)

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. (противопоставление шума соломы и звуков издаваемых при постукивании в окно)

4. Инверсия (расположение слов, нарушающее обычный порядок)

Буря мглою небо кроет…

………………синица

Тихо за морем жила…

………………девица

За водой поутру шла…

III. Звукопись (повторение звуков)

1. Ассонанс (повторение гласных)

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

2. Аллитерация (повторение согласных)

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные, крутя

То, какзверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(раскатистый звук «Р», приглушенный глухой «Т» в сочетании со звонким «Д», глухие «К», «Х», взаимодействуя со звонкими «В», «З», передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко)

IV. Лексика

1. Высокая книжная лексика

Приумолкла, дремлешь, утомлена

2. Устаревшая лексика

Кровля, лачужка, дитя, веретено.

3. Просторечная лексика

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта….

Урок литературного чтения по теме: «Работа над анализом стихотворения И. Сурикова «Зима» 3 класс УМК «Школа России»

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: «Работа над анализом стихотворения И. Сурикова «Зима»  3 класс УМК  «Школа России»…

Литературное чтение План анализа стихотворения и литературного героя

План характеристики литературного героя 2-4 класс и план анализа стихотворения 3и4 класс…

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» 3 класс, Программа «Перспектива», авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве…

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) «Анализ стихотворений Ю.Мориц»Хвостики», «Букет».Поход в «Музейный дом»

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС….

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова «Зима»

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без «з…

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина «Русь». УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род…

  • Мне нравится

  Содержание:

История написания

Исследователи приводят краткие тезисы о времени, когда было написано произведение «Зимний вечер». 1824 год был сложнейшим периодом в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Поэт возвратился домой после нескольких лет южной ссылки, куда он был отправлен за свои вольнолюбивые политические стихи. Но в Петербурге и в Москве ему жить было не позволено.

Власти отправили Пушкина в родовое имение Михайловское, где проживала семья поэта. Там в это время находились его родители, сестра и брат Лев. То, что поэт находился в качестве поднадзорного, испортило его отношения с отцом. Власти предложили Сергею Львовичу наблюдать за перепиской сына и его кругом общения. Отец читал письма поэта и контролировал каждый его шаг. Из-за этого постоянно происходили ссоры. Отношения с отцом обострились еще больше, когда Александр Сергеевич узнал, что тот пытался отправить его в тюрьму.

Из-за тяжелой обстановки в семье поэт вынужден был подолгу гостить в соседних имениях у своих знакомых. Но каждый отъезд ему приходилось согласовывать с губернским начальством. К зиме семья Пушкиных уехала в Петербург, и поэту стало комфортнее. Но вскоре разъехались и его друзья, и поэт остался в имении один, с няней Ариной Родионовной. Там он жил безвыездно всю зиму 1825 года. Тогда он написал стихотворение «Зимний вечер», посвященное буре и общению со старушкой няней. Впервые оно было опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг.

Краткая характеристика

Стихотворение изучают в 6 классе средней школы. Его можно проанализировать по следующему плану :

  • Тема стихотворения «Зимний вечер» — бушующая за окном вьюга и разговор с близким человеком.
  • Композиция — произведение состоит из 2 частей. В первой поэт описывает непогоду, а во второй обращается к Арине Родионовне.
  • Стихотворение делится на четыре октавы, по жанру оно представляет собой элегию.
  • Размер. Стихотворение написано восьмистишиями, 4-стопным хореем с использованием перекрестной рифмы.

При анализе произведения обычно применяют разбор по строфам. Он проводится следующим образом:

  • В первой строфе описывается непогода за окном, вьюга и метель. Главный герой — это буря, но она еще не раз появляется в тексте.
  • Во второй и третьей описывается уютный старый домик, в котором живет няня Арина Родионовна. В нем царят мир и покой, обитатели защищены от бури и зимнего холода. Автор обращается к своей няне, хочет приободрить и отвлечься от грустных мыслей. Чтобы поднять настроение и развеселиться, он предлагает ей выпить и спеть ему песню.
  • Четвертая строфа в точности повторяет описание бури из первой строфы и обращение к няне из третьей.

Авторские приемы

Предпосылкой создания произведения послужили тяжелые обстоятельства, в которых оказался поэт. В стихотворении явно прослеживается автобиографический мотив. Идея зимней бури — это враждебное окружение Пушкина. Его жизнь, подобно ветхой лачужке с обветшалой кровлей, сотрясается под ударами непогоды. Подобный образ часто используется в романтических произведениях поэта. Он использует прием антитезы, противопоставляя хрупкий внутренний мир лирического героя, изображенный в виде тихого домашнего очага, бушующим внешним злым силам, олицетворением которых является буря.

Тавтологию в первой и четвертой строфе автор применяет для того, чтобы выделить главную тему стихотворения — борьбу с невзгодами и враждебными обстоятельствами. Для описания поэт использует множество разнообразных эпитетов. Он не просто говорит, что за окном была вьюга, для ее характеристики он применяет сравнения, слуховые и зрительные образы. В завываниях бури автор слышит различные звуки:

  • звериный вой, наводящий страх;
  • жалобный детский плач;
  • стук в окошко путника, вызывающий чувство одиночества;
  • шорох соломы на крыше, похожий на шаги живого существа.

Движения вьюги передаются с помощью различных глаголов. У Пушкина буря кроет небо, плачет, воет, шуршит, крутит вихри, стучит в окно. В этом произведении автор применяет такое художественное средство, как звукоподражание: завывания вьюги передаются с помощью звуков «з», «р», «ш» (буря, зверь, вихри). Во многих словах встречается ударение на звуки «а», «о» и «у», что также передает вой метели. Звуки, с которыми потрескивают в очаге поленья, шуршит от ветра солома, передаются согласными «з», «с», «ч», «ш». Подобные приемы придают произведению выразительность.

Образ няни

Няня Арина Родионовна была крепостной крестьянкой, воспитавшей Александра Сергеевича Пушкина. Она горячо любила своего воспитанника и разделила с ним ссылку. Пушкин пишет о ней как о единственном близком человеке, скрасившем его одиночество.

Долгими зимними вечерами поэт слушал сказки, которые няня рассказывала ему в детстве. Старинные сказания имели большое значение для Пушкина, в них он находил вдохновение для своего творчества. Благодаря Арине Родионовне читатель смог узнать истории о царе Салтане, Золотой рыбке, Мертвой царевне и многие другие.

Свою няню Пушкин описывает с особой теплотой. Он обращается к ней со словами, проникнутыми любовью: «моя старушка», «добрая подружка». Ему хочется немного приободрить пожилую женщину, отвлечь ее и себя от грустных мыслей. Поэт спрашивает, почему же она приумолкла, может быть, устала или задремала. Как в детстве, он хочет найти у своего единственного оставшегося рядом друга защиту от жизненных бурь и просит спеть песню «про синицу».

Пушкину нравится слушать народные песни и сказания, следить за кружащимся веретеном в руках у няни. Чтобы рассеять тяжелое впечатление от воя метели за окном, поэт предлагает старушке выпить. Он верит, что настроение от этого улучшится и «сердцу станет веселей».

В стихотворении ничего не говорится о свете. Для описания жилища автор использует слова: «лачужка», «бедная», «печальна», «темна». Но, благодаря образному языку Пушкина, перед внутренним взором читателя предстает иллюстрация: старушка прядет при одинокой свече возле горящего очага, а рядом с нею поэт.

Вывод из стихотворения

В произведении «Зимний вечер» через образ бушующей за окном стихии автор передает свою боль и душевные терзания. В первой строфе ощущается безысходность, овладевшая поэтом. Но затем Пушкин обращается к сидящей у окна няне, своей доброй подружке. Ее присутствие вносит умиротворение в его мятущуюся душу, разгоняет в ней тьму и уныние. Рядом с ней буря за окном уже не кажется страшной. Мысли о невзгодах уходят, появляется надежда на лучшее будущее. В произведении прослеживается основная идея о том, что невзгоды не страшны, когда рядом близкий человек.

Благодаря особой тональности и выразительности, стихотворение «Зимний вечер» много раз привлекало внимание известных композиторов. К нему написали музыку Алябьев, Даргомыжский, Свиридов и другие. Но наиболее популярным остается романс Яковлева, лицейского друга Пушкина.

Михайловское в творчестве поэта

Хотя одинокая жизнь в Михайловском стала испытанием для Пушкина, сельская обстановка подействовала на него благоприятно. Характер поэта стал сдержаннее и терпеливее, он начал серьезнее относиться к своему творчеству и уделять ему намного больше времени.

Пушкин оценил уединенную жизнь. В 1826 году, когда император Николай 1 взошел на престол, поэт добровольно приехал в Михайловское, где находился целый месяц, наслаждаясь покоем и осенней природой.

В течение жизни Пушкин неоднократно возвращался в это ветхое родовое поместье, где всегда был долгожданным гостем. Он знал, что в Михайловском может рассчитывать на теплую встречу и поддержку близкого человека — няни Арины Родионовны.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnij-vecher-pushkin-metafory-epitety-sravneniya-olitsetvoreniya.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimniy-vecher.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zimnij-vecher-po-planu/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/09/19/literaturnyy-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-zimniy-vecher
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/pushkin-zimniy-vecher.html

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

Тема урока: Контрольная работа по родному (русскому) языку по теме «Язык и культура»

Класс: 5

Тип урока: урок контроля знаний и умений

Цель:

Определить уровень овладения предметных результатов у учащихся 5 класса по итогам усвоения программы по предмету «Родной (русский) язык».

Оборудование: Задания для выполнения контрольной работы

УМК: Русский родной язык.5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/О.М.Александрова ,Л.А.Вербицкая и д.р./-М.:Просвещение, 2018.-176с.

Структура урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Инструктаж по выполнению контрольной работы

Характеристика структуры и содержания работы.

Контрольная работа состоит из трёх частей.

Первая часть – текстовая. Проверяются орфографические и пунктуационные умения и навыки, способности учащихся делить текст на микротемы, составлять план.

Вторая часть – практическая по темам «Пословицы», «Постоянные эпитеты «Суффиксы субъективной оценки».

Третья часть — проверка знаний теории по предмету

3. Время выполнения работы.

На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.

Контрольная работа № 1 по родному (русскому) языку по теме «Язык и культура»

Задание 1.

Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания

Кружева пл…ли во многих уг…лках (Р/р)оссии в Ельце и Рязани Вятке и Мценске. Мес(?)ные м…стерицы с…здавали свой, особый вид круж…вных узоров.

Славилась круж…вами и ст…ринная (В/в)ологда. В этой северн..й ст…роне выр…щивали «ру(с/сс)кий ш..лк» — лён. А л…няные нити – пр..восходный материал для пл…тения кружев.

Ажурные вологодск…е круж…ва это и (за)сн…женный лес и м…розные узоры на ст…кле и пуш…стые сн…жинки…В них можно разгл…деть те же рисунки, что и на ст…ринных выш…вках: сказоч(?)ные птицы-павы со(?)нце зв…зды цветы и гирлянды, фигурки людей и чудес(?)ные травы…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________А) Определите тему данного текста _________________________________________________

Б) Составьте план текста _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Выпишите из текста имена собственные _____________________________________________________________________________

Задание 2

1.Прочитайте пословицы русского и других народов. Письменно объясните смысл каждой из них

А)Родимая сторона-мать, а чужая — мачеха.(рус) ____________________________________

____________________________________________________________________________

Б)Чужбину хвали, а живи на Родине.(татарск.) ____________________________________

_____________________________________________________________________________

В)Надежда без действия что дерево без плодов.(арабск.) ____________________________

_____________________________________________________________________________

2.К представленным существительным подберите эпитеты, которые часто встречаются в русских народных сказках

________________месяц, _______________молодец, ______________конь, _____________

лебедь, ____________поле, _______________свет, ______________________лес,

________________стрела, __________________море, _________________батюшка.

3.Выделите в словах суффиксы субъективной оценки

Девчушка, носик, котяра, миленький, ножище, дороженька, берёзонька, лебёдушка.

4.Напишите 5 названий самых старых Российских городов

_____________________________________________________________________________

Задание 3

Дайте определение

Ономастика _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пример ______________________________________________________________________

Топонимика __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пример ______________________________________________________________________

Эпитет ______________________________________________________________________

Пример ______________________________________________________________________

Метафора ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пример ______________________________________________________________________

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Домашнее задание: повторить теорию п. 6-9

Ответы

Задание 2.2 Ясный месяц, добрый молодец, ретивый конь, белый лебедь, чистое поле, белый свет, дремучий лес, меткая стрела, синее море, родный батюшка.

2.3 –ушк-,-ик-,-яр-,-еньк-,-ищ-,-еньк-,-оньк-,-ушк-

2.4. (возможны варианты)Москва, Казань, Тула, Тотьма, Керчь, Херсонес, Великий Новгород, Старая Ладога, Суздаль, Ростов, Муром, Владимир, Рязань

Урок литературы в 5 классе «Добро
и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)

Тема урока: «Добро и зло в сказках (на
примере русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту» и сказки А.С.Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)»

Цели урока:

обучающие:

систематизировать знания, полученные на
предыдущих уроках; повторить термины: сказка народная и литературная,
 эпитеты, структура сказки, противопоставление — антитеза;
 Продолжить обучение
элементам анализа художественного текста, умению сравнивать и обобщать, уметь
находить антитезу в сказке. Обучать умению работать с текстом Давать ответы,
опираясь на текст.

развивающие:

совершенствовать навыки речевого
высказывания;

развивать память, внимание, логику и
интеллектуальные навыки и умения;

развивать языковые компетенции учащихся в
разных ситуациях общения;

развитие слухового восприятия,
формирование произношения;

воспитывающие:

развивать интерес к народному творчеству,
сказкам и другим жанрам русского фольклора воспитание уважения к истокам

своего народа, интереса к фольклору,
родной речи и литературе, побуждать к чтению

народных и авторских сказок;

повышать уровень культуры речи.

Предварительная подготовка: Детям раздаются
задания: 1 группа: из текста народных сказок («Бой на калиновом мосту») выписать
героев положительных и отрицательных;  2 группа: 1. Из текста литературных
сказок (на примере сказки А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях») проделать ту же работу; 3 группа: выписать из сказки «Бой на
Калиновом мосту» эпитеты, примеры антитезы, олицетворения; 4 группа: Выписать
из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» эпитеты, олицетворения, примеры
антитезы.

Ход урока

 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В
5 КЛАССЕ

І. Вступительное слово учителя.

— Добрый день, дорогие ребята!  У нас
сегодня необычное занятие, в другом  кабинете. Чтобы вы почувствовали себя
увереннее, и у всех поднялось настроение, подарите друг другу улыбки и
поздоровайтесь с гостями.

Ребята, на прошлых уроках мы знакомились
со сказками, читали их, изучали, даже пробовали силы в написании собственной
сказки. А сегодняшний урок подведет итог изученной теме.

С самого раннего детства сказка входит в
нашу жизнь и сопровождает нас до глубокой старости. Она учит, развлекает, дает
совет. Сегодня я вас всех приглашаю в прекрасный мир сказки. Вместе нам
предстоит о многом поговорить, о многом задуматься и сделать необходимые
выводы.

 С ЭПИГРАФОМ

В качестве эпиграфа к уроку я подобрала
русские пословицы (ЧИТАЮ), но смысл их разберем позже,  в конце урока.

(В класс входит КОТ УЧЕНЫЙ)

— Мяу-мяу, я слышу, здесь говорят о
сказках! А я очень люблю сказки.

-Ребята, посмотрите, да это же кот ученый
пришел к нам на урок! Заходи, Кот Ученый, гостем будешь, послушаешь выступления
наших ребят, все ли они знают о сказках.

(Кот проходит)

Ребята, что такое сказка? (…)

Скажите, на какие две группы можно
разделить сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные)

А чем они различаются?

Приведите примеры народных сказок.

Какие авторские сказки знаете? (дети
приводят примеры)

А какие приметы народных сказок вы
запомнили?

Сказки имеют зачин, троекратный повтор,
волшебство, концовку. Добро побеждает зло.

— А свойственны ли эти признаки авторским
сказкам?

— Да

— В сказках отражаются реальные отношения
людей. Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать
хитрецов и глупцов.

А как вы думаете, чем похожи все сказки –
и народные и литературные? Какие две силы всегда борются в сказках? (Добро
побеждает зло) Ребята, наверное, вы догадались, какая будет тема урока? (Добро
и зло в сказках)

 ТЕМА УРОКА «Добро и зло
в народных и литературных сказках

 (На примере
народной сказки «Бой на Калиновом мосту» и литературной сказки А.С.Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Тема урока нам известна, и, конечно же,
каждый урок имеет свои цели, т.е. чего мы  хотим достичь за урок.

 ЦЕЛИ:

1. Выяснить значение
слов ДОБРО и ЗЛО

2. Выявить качества
героев положительных и отрицательных

3. Повторить
литературные термины (композиция, эпитеты, олицетворение, антитеза)

4. Повторить, что такое
сказка, ее признаки

5. Проверить свои знания
народных и авторских сказок

6. Выяснить, почему же
добро побеждает зло.

Что же такое Зло и Добро?

1 ученик. Добро – это то, что хорошо
полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и
счастье.

2 ученик. Зло – всегда имеет отрицательный
смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Может Кот Ученый нам подскажет?

-Хоть я  кот и ученый, но иногда сам
заглядываю в умные книги, например, в словари.

-Правильно! Ребята, в каких словарях мы
можем узнавать значения, толкование слов?

(В толковых)

Самые известные толковые словари составили
С.И.ОЖЕГОВ и В.ДАЛЬ. И мы обратимся к толкованию слов «добро» и «зло» именно в
этих словарях.

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ДОБРО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ЗЛО

На основе этого толкования можем ли мы
утверждать, что добро и зло являются противоположными значениями?

(Да)

В каких образах выражаются эти понятия?

(В сказочных героях)

Во всех народных  и авторских сказках,
которые мы изучали на уроках литературы, всех героев можно разделить на
положительных, которые олицетворяют добро,  и отрицательных, которые
олицетворяют зло.

Дома две группы учеников поработали с
текстами сказок и могут нам назвать положительных и отрицательных героев в
сказках…

1-я группа

 ИЛЛЮСТАЦИЯ К СКАЗКЕ
«БОЙ НА КАЛИНОВОМ МОСТУ»

В сказке «Бой на Калиновом мосту» очень
ярко и эмоционально и художественно выражена патриотическая идея, а также идея
товарищества, братства, взаимопомощи и взаимовыручки русских людей в борьбе с
многочисленными кочевниками, разорявшими на протяжении столетий Русскую землю.

 Хазары, печенеги, монголо-татары…
Один враг страшнее и вероломнее другого. Время и народная фантазия превратила
их в сказке в злого и страшного огненного змея, приходящего на речку Смородину
и полонившего русских людей.

  ГЕОРГИЙ
ПОБЕДОНОСЕЦ

 Георгий Победоносец – один из
главных русских святых изображается на иконах топчущим змея, олицетворяя вечную
борьбу добра со злом.
 

 СКАЗКА ПУШКИНА

— В сказке А.С.Пушкина тоже есть
положительные герои и отрицательные.

2-я группа Называют героев

— Подумайте, в образах каких героев
заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(Царевны и Царицы)

Сказки утверждают народные принципы жизни:
честность, смелость, трудолюбие.

Ребята, какими качествами могут обладать
положительные и отрицательные герои (Запись в тетрадях)

Мы уже много сказали о наших героях. А
теперь попробуем собрать все вместе, сделать вывод.

 Ребята, рассмотрите таблицу. Всех ли
героев сказок я в ней указала? (нет Чернавки) Я не могла определить, в какую
колонку записать этот персонаж. А как вы считаете?

-В таблице герои, которые в сказках
олицетворяют добро и зло.

А как в литературоведении эти
противоположные  понятия называются? (антитеза)

 — Давайте вспомним это определение.

 Антитеза – резкое противопоставление
образов, понятий.

Какие еще признаки характерны для сказок?

Зачин, троекратные повторы, употребление
эпитетов, олицетворений, концовка.

Ребята, поработаем с текстом сказок и найдем
все эти признаки.

 (Выполнение теста,
взаимопроверка)

физкультминутка

Всех ребят прошу подняться

И немножечко размяться.

Мы похлопаем руками

И потопаем ногами,

А теперь потянемся,

До неба дотянемся.

Ребята, вернемся к нашим эпиграфам

 « Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто
доброе творит, тому зло не вредит». Это русские пословицы, а в пословицах, как
известно, отражена многовековая мудрость народа. Почему же добро всегда
побеждает зло?

-Зло – разрушающая сила, а добро – творит,
создает (созидающая.)

-У зла мало друзей, и зло осуждается всем
миром, и поэтому в конечном результате всегда побеждает добро.

-Добрым всегда помогают все силы
волшебные.

— В сказках у Добра много помощников, а
Зло – одиноко.

Рефлексия

Ребята, сегодня мы разобрались с понятиями
добро и зло, и рассматривали их на материале сказок.

Как вы считаете, мы достигли тех целей,
которые поставили в начале урока?

А в жизни добро побеждает зло? Не всегда.
Поэтому в сказке народ и авторы стремятся преодолеть жизненные невзгоды, хотя и
с помощью волшебства.

-Считаете ли вы себя добрыми?

Сказочные рассказы — это очень хорошее
средство воспитания.
 Сказками воспитывали не одно поколение людей.
Сказки сочиняли и писатели, и народ. С помощью сказок детям легко объяснить,
что хорошо, а что плохо. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от
жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не
обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить.

Делая добро, человек помогает и себе и
другим людям.

Д/З: Домашнее задание —
написать сочинение «Моя любимая сказка». В сочинении вам нужно будет описать
положительных и отрицательных героев, т.е. дать им характеристику, и
обязательно показать, почему вам понравилась именно эта сказка, чему вы
научились, прочитав ее.

В заключении я хочу дать слово для
пожелания УЧЕНОМУ КОТУ.

КОТ: Ребята, вы любите ходить в гости к
своим друзьям? (ДА)  Приглашаю вас в гости к  книгам и сказкам, ведь
встреча с хорошей книгой дарит такие же приятные эмоции, как общение с
друзьями. Я желаю, чтобы книги стали для вас добрыми друзьями и помощниками во
всем.

         
 Тест по теме «Сказки»

1. Какой из перечисленных
признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки — реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки — реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют
литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок
 является литературной?

а) «Снежная королева»;    
 

в) «Колобок»;    

б) «Царевна-лягушка»;      
 

г) «Мороз Иванович».

4. Что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

А) царевна

Б) чернавка

В) царица

5. Как называется данная часть
сказки?

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

 Да усы лишь обмочил.

а) зачин;     б) кульминация
    в) развитие действия;   г) концовка.

6. Добрый молодец, красная девица
– это

А) повторы

Б) постоянные эпитеты

В) антитеза

Г) олицетворение

  • Постоянные места в волшебных сказках
  • Постояли как правильно пишется
  • Постоянно действующая комиссия как пишется правильно
  • Постоянно как пишется с двумя н или с одной
  • Постоплата как пишется в договоре