1) в каком слове пишется приставка пре: Пр.рикание, радиопр.ёмник, пр.седание,пр.бывать в город. 2) В каком слове пишется приставка при: Пр.творить
мучту в жизнь, пр.бывать на работе, пр.творить дверь, пр.дание старины. 3) в каком слове пишется приставка при: Пр.грустный, пр.ободрился, пр.спокойный, знаки пр.пенания. 4) В каком слове пишется при: Пр.увеличение, прючудливый, пр.мерзская ситуация, прюмудрый. 5) В каком слове пишется пре: Пр.надлежит, пр.пугнуть, непр.ступное укрепление, пр.ступный замысел. 6) В каком слове пишется ПРЕ: Пр.тронуться, пр.зедент, пр.годиться, пр.целиться. 7) Вкаком слове пишется ПРЕ: Пр.видение замка, прюкоснуться, пр.глубокий, пр.балтийский.
Вставьте пропущенные буквы, распределите слова на группы: 1) слова с приставкой при- со значением пространственной близости, 2) слова с приставкой при-
со значением неполноты действия, 3) слова с приставкой при- со значением приближения, присоединения, прибавления, 4) слова с приставкой пре- со значением высокой степени качества или действия, 5) слова с приставкой пре-, близкой к пере-.
Пр..соединиться, пр..колючий, пр..пугнуть, пр..граничный, пр..долгий, пр..сыпать, пр..отличный, пр..амурский, пр..ворожить, пр..образился, пр..школьный, пр..задуматься, пр..ложение, непр..станно, пр..скакать, пр..обидно, Пр..днестровье, пр..ломление лучей, пр..землиться, пр..ступить закон.
№1. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука? 1 разговариваешь
2 отворилась
3 поднимет
4 сделать
№2. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 подходила
2 отдал
3 сделала
4 вспоминала
№3. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 расхаживая
2 обвиняли
3 приведешь
4 поведении
№4. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 пришел
2 сделал
3 поступил
4 растерялся
№5. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1 заспанная
2 втыкал
3 обмазывался
4 разложенные
№6. Укажите слово, в котором написание приставки объясняется тем, что она означает приближение.
1 прекращает
2 пригодится
3 пришла
4 приглашал
№7. В каком слове есть приставка, которая пишется всегда одинаково (неизменяемая)?
здесь
безвестных
растелилась
сжимая
№8. В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»
?
приехал
прерывающимся
прибыло
приостановились
1. В каком слове нет приставки?
а) погоня б) подкова в) подошва г) пощёчина
2. В каком слове две приставки?
а) недоумевать в) перестройка
б) задобрить г) неоконченный
3. В каком слове есть суффикс -к-?
а) ленточка б) почка в) косилка г) баночка
4. В каком слове есть суффикс -очк-1
а) сорочка б) уточка в) лампочка г) тарелочка
5. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
а), прочитанный в) созвучный
б) антикварный г) доблестный
6.Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
сбежать
подберёзовик
берёзовый
прогулять
7.Укажите слово, образованное приставочным способом:
унести
подосиновик
мостик
зимний
8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
прогулять
потрясти
связать
подделка
9. Укажите слово, образованное сложением основ:
газопровод
подосиновик
подберёзовик
подлесок
10.Укажите способ образования слова шестиклассник:
приставочный
сложение основ
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
11.Укажите способ образования слова допушкинский:
приставочный
сложение основ
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
12.Укажите способ образования слова смешной:
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
13. Укажите способ образования слова обход:
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
14.Укажите способ образования слова мороженое:
приставочный
суффиксальный
переход из одной части речи в другую
бессуффиксный
Русский язык невероятно богат и отчасти благодаря морфемам, которые, участвуя в словообразовании, создают новые слова
. Приставка, она же префикс
, — важнейшая морфема, без существования которой половина слов исчезла бы. Ставится она перед корнем и количество этой морфемы в слове может достигать трёх единиц!
Вконтакте
Одноклассники
Многие приставки русского языка образованы от синонимичных предлогов. Например: слово отглагольный
образовано от сочетания предлога с существительным, от глагола. Некоторые из них заимствованы из других языков. Например, морфема «анти-»
означает «противоположность» или же «враждебность». Чтобы быть грамотным и образованным человеком
, необходимо знать не только правописание приставок, но и их значение. Данные морфемы в русском языке по форме бывают неизменяемые и изменяемые.
Неизменяемые приставки
Даже не выучивая весь список наизусть, невероятно сложно ошибиться в написании неизменяемых приставок. Они пишутся одинаково
при любых обстоятельствах, независимо от того, стоит ли гласная или согласная после них, глухой звук или же звонкий.
- «о-»
, например: окликнуть, обернуться, окинуть; - «до-»
, например: доехать, добежать, доплыть; - «по-»
, например: постичь, пожарить, постепенно; - «про-»
, например: пролежать, пролазить, пробежать; - «пра-»
, например: прабабушка, прадедушка, праславянский (приставка употребляется в том случае, если слово имеет значение родства, изначального и древнего); - «на-«
, например: набег, нападение, народ; - «за-»
, например: застрелить, записать, забежать; - «над-» («надо-»)
, например: надорвать, надсмеяться, надоить; - «под-» («подо-»)
, например: подоконник, подтачивать, подсказывать; - «от-» («ото-»)
, например: отточить, оторвать, отогнуть; - «об-» («обо-»)
, например: оборванный, обсыпанный, обход; - «в-» («во-»)
, например: вцепляться, ворваться, вход; - «пред-»
, например: предвестник, предвесенний, предшествовать; - «пере-»
, например: переехать, передвинуть, переждать; - «с-» («со-»)
, например: согнать, сбежать, сдвинуть.
Стоит заметить, что приставки «з-» в русском языке не существует. В начале слова перед согласным буква «з» ставится лишь в нескольких словах: здание, здесь, здешний, здоровье, не видно ни зги.
Изменяемые
Запомнить, то как они пишутся, довольно легко
. Важно смотреть на букву, с которой начинается корень, следующий за первой морфемой. Если звук звонкий, то и приставка будет оканчиваться на звонкий согласный. Если же звук глухой, то и окончание её будет глухим.
Важно знать
, что это правило неприменимо к словам, приставка в которых неизменяема: сдаться и сгруппироваться.
«Не-» и «ни-» употребляются чаще всего в отрицательных и неопределённых местоимениях
, а также отрицательных наречиях, образованных от местоимений. Определить, какая гласная буква будет употребляться довольно просто. Если на морфему падает ударение, то пишем «е», если же приставка безударная — «и».
Например: некто — никто, нечто — ничто, некогда — никогда и т. д.
Это правило применимо к словам других частей речи только в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений или наречий. Например: ничтожный, никчёмный.
Правописание «пре-» и «при-»
«Пре-»
и «при-»
возможно, самые сложные в написании, потому как необходимо знать все их значения.
Начнём с «при-». Она имеет следующие значения:
- Значение приближения. Приезжать, прибегать.
- Значение неполноты действия
. Пристукивать, притоптывать. - Значение присоединения и скрепления
. Приплюсовывать, припаять, пришить. - Значение близкого расположения
, прилегания к чему-либо, соседства. Пригород, прибрежье.
«Пре-» употребляется в тех случаях, когда:
- Означает
высокую степень
или качество
. Проверить себя можно, заменив её словом «очень». Преинтереснейший (очень интересный), прехорошенькая (очень хорошенькая).
- Имеет значение «чрез» и синонимична «пере-»
. Преступник (т.е. человек перетупивший через закон), преображение.
Следует тщательно проанализировать слово, чтобы не допустить ошибок, ведь в зависимости от того, какая буква будет использоваться, значение слов будет меняться. Предать друга, но придать значения. Пребывать в стране, но прибывать в страну. Приклониться в дверях, но преклоняться таланту.
Сложно это правило и тем, что в результате заимствований
в нашем языке появились слова, значение которых не всегда просто понять. Вот некоторые из них: преамбула, прерогатива, прецедент, примитивный.
Иноязычные приставки
Изучать значение тех или иных иноязычных частей слова не только невероятно полезно, но и интересно. Большинство из них было заимствовано из латинского и греческого языков.
- «А-»
имеет отрицательное значение и указывает на отсутствие какого-то признака. Ахроматизм, алогичный, аморальный ;
- «Анти-» используется в русском языке для образования слов, имеющих значение противоположности
. Антинаучный, антибактериальный, антивирус;
- Значением высшей степени и превосходства обладает морфема «архи-»
. Архипастырь, архиважный;
- С помощью приставки «гипер-»
указывают на превышение нормы. Гиперактивность, гиперчувствительность;
- «Диз-»
(употребляется перед гласными) и «дис-»
(употребляется перед согласными) несут в себе значение разделения и отрицания. Дисбаланс, дисгармонировать;
- Заимствованная «контр-»
синонимична русской приставке против. Контрнаступление.
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности | Добрые советы |
Нередко последний согласный звук в неизменяемой приставке оглушается. По…крался, пре…писание. | Правописание неизменяемых приставок не зависит от их звучания. ПоДкрался, преДписание. |
Нередко последний согласный звук в приставке совпадает по звучанию со следующим звуком в слове. В пре…дверии лета, оказать по…держку. В этих случаях возможны ошибки. | В преДдверии лета, оказать поДдержку. |
Есть слова, в которых вместо приставки по- возможно ошибочное написание приставки под-: по…черк, по…скользнуться. В слове предварительный иногда по ошибке выделяют приставку пред-, а слово пишут с удвоенным Д. | В словах почерк и поскользнуться пишется приставка по-. Запомните правописание слова предварительный (в нем нет удвоенной согласной). |
Русскую приставку пере- иногда можно спутать с греческой приставкой пери-, которая стала частью корня в некоторых заимствованных словах. Пер…ферия. Пер…одичность. Пер…петия. | Запомните правописание следующих слов: перИферия перИодичность перИпетия перИскоп |
По правилу после приставки иноязычного происхождения И не меняется на Ы. Как узнать приставку иноязычного происхождения? | Запомните следующие приставки иноязычного происхождения: супер- (суперигра); пан- (паниспанский); контр- (контригра); пост- (постиндустриальный). |
В некоторых случаях, когда после приставки на согласный оказывается заимствованный корень, «рука не поднимается» менять в нем И на Ы. Пред…нфарктный; С…мпровизировать; С…митировать. | Действуйте по правилу. Предынфарктный; Сымпровизировать; Сымитировать. |
Как правильно пишется: взимать или взымать? | Слово взимать пишется через И. Взимать налоги. Не спутайте со словом возыметь. |
Перед согласной Ч иногда хочется написать в приставке букву З. Бе…честный. И…чезнуть. Чере…чур. Чере…полосица. В таких случаях возможны ошибки. | Перед буквами, обозначающими глухие согласные, в приставке следует писать глухую согласную С. БеСчестный. Исчезнуть. ЧереСчур. ЧереСполосица. |
В слове безвкусный | Запомните: в слове безвкусный |
Иногда последний согласный звук в приставке сливается со следующим звуком в слове. Мирово…зрение, во…звание, во…стание, ра…стилал, бе…счетный. В этих случаях возможны ошибки. | Не забывайте писать двойную согласную на стыке приставки и корня, если рядом стоящие согласные сливаются в звучании. МировоЗзрение, воЗзвание, воСстание, раСстилал, беСсчетный. Отличайте от подобных примеров случаи, в которых на стыке приставки и корня не образуется удвоенной согласной. Растаять. Раскрыть. Распрямить и др. |
Ра…счет, ра…счетливый, ра…счетливость, ра…счетный. | Обратите особое внимание на правописание слов расчет и рассчитать. Слово расчет и все слова, образованные от него, пишутся без удвоенной согласной. Расчет, расчетливый, расчетливость, расчетный. |
В русском языке есть предлоги ЧЕРЕЗ, БЕЗ, ИЗ, которые пишутся со словами раздельно и только через букву З. Бе… смысла, бе…смысленный. И…-под забора, и…подлобья. И…-под навеса, и…подтишка. Чере… седло, чере…седельник. | Такие предлоги нужно отличать от приставок. БеЗ смысла, но беСсмысленный. ИЗ-под забора, но иСподлобья. ИЗ-под навеса, но иСподтишка. ЧереЗ седло, но череСседельник. |
В русском языке НИЗ может быть не только приставкой, но и корнем. В корне –низ- всегда пишется буква З. Ни…падающие локоны, ни…кий заработок. Сни…ходительность, ни…кокалорийный. | Корень –низ- следует отличать от приставки НИЗ (С)-. НиСпадающие локоны, ниЗкий заработок. СниСходительность, ниЗкокалорийный. |
Часто возникает соблазн перед согласной, обозначающей звонкий звук, заменить приставку С- на З. Не…гораемый шкаф. …двинуть с места. …жать в руке. | Приставка С- является неизменяемой. Ее никогда не следует менять на З. НеСгораемый шкаф. Сдвинуть с места. Сжать в руке. Запомните правописание слов здесь, здание, здоровье, не видно ни зги. В этих словах приставку С- не выделяют. |
Самая главная трудность правописания приставок пре- | Внимательно прочтите справочные материалы. Обращайтесь к ним каждый раз при затруднении. |
Правописание неизменяемых приставок
По..текает; пр..дедушка; пер..оборудовать; д..говорились.
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми,
т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся
единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список
неизменяемых приставок смотрите в таблице:
окликнул, остановка, осадок, онеметь | ||
ДО- | добраться, дойти, догадка | |
ПО- | поверье, подворье, порезать, полагаться | |
ПРО- | проварить, пробел, проделка, произрастать | |
ПРА- | В особом значении: прабабушка, праязык | |
НА- | нападение, накрыть, нагнать | |
ЗА- | задаваться, заключенный, забрать, забить | |
НАД- (НАДО-) | надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться | |
ПОД- (ПОДО-) | подтаять, подточить, подсказать, подождать | |
ОТ- (ОТО-) | отдать, отдых, отодвинуть, открыть | |
ОБ-(ОБО-) | обстричь, обточить, обтереть, обойти | |
В- (ВО-) | всласть, вшить, вцепиться, вовлечь | |
ПРЕД- | председатель, предшественник, предрешать | |
ПЕРЕ- | перегной, перелить, перекос | |
С- (СО-) | сдвинуть сбиться сберечь сдаться сдружиться сделать согнуться | Нет приставки в словах: здесь, здешний, здание, здоровье, ни зги и однокоренных. |
По
д
текает
— неизменяемая приставка ПОД-.
Пр
а
дедушка
— неизменяемая приставка
ПРА-.
Пер
е
оборудовать
— неизменяемая приставка ПЕРЕ-.
Д
о
говорились
— неизменяемая приставка ДО-.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Понятно, что составить ясное правило для всех случаев
невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит
преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.
Запомним некоторые случаи: | |
придать форму, блеск не придавать значения приданое невесты придел храма радиоприемник восприимчивый привратник притворить окно прибывать к поезду прибытие припирать дверь палкой приклонить голову к плечу приклониться в дверях призреть сироту приступить к делам неприступный бастион приходящий врач приложить усилия приуменьшить (немного уменьшить) приставить стул приткнуться неприменимый прием притерпеться к трудностям приставать с расспросами при | предать друга, мечты предавать земле старинное предание предел терпения преемник руководителя преемственность поколений превратное представление, превратности судьбы претворить идеи в жизнь пребывать на отдыхе пребывание препираться по пустякам преклонить голову в знак почтения, непреклонный человек, преклонный возраст, преклоняться перед талантом презирать трусов преступить закон преступник имеет непреходящее значение непреложный закон преуменьшить (значительно уменьшить) преставиться (умереть) камень преткновения непременное условие претерпеть лишения, изменения беспрестанный, непрестанный |
Выбор в приставках З либо С
В русском языке есть приставки, в которых происходит
чередований букв З
и С
:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС-
(ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)
Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.
Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:
Во
с
кликнуть
— после С
стоит глухой согласный.
По ни
с
ходящей
— после С
стоит глухой согласный.
Сделать
— слово с неизменяемой
приставкой С-.
Ра
з
жигать
— после З
стоит звонкий согласный.
Приставки с беглыми гласными
От..брать; над..рвать; раз..слать.
В некоторых случаях (обычно при стечении согласных в начале
корня) для благозвучия к приставкам, оканчивающимся на согласную, добавляется
гласная О
.
Поднять — подозвать;
открыть — отодвинуть.
Отобрать; надорвать; разослать.
Выбор И либо Ы после приставок, оканчивающихся на согласный
Небез..звестный; контр..гра; сверх..нтересный.
После приставки, оканчивающейся на согласный, стоящая за ней
буква И
меняется на Ы.
Искать — подыскать Инициативный — безынициативный Искусный — безыскусный |
Небез
ы
звестный
— после приставки на согласный И
меняется
на Ы
.
Контр
и
гра
— после приставки иноязычного происхождения смены И
на Ы
не происходит.
Сверх
и
нтересный
— после приставки сверх-
смены И
на Ы
не происходит.
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 2. Правописание приставок
Приставка
, префикс (от лат. praefixus
«прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ.
Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а
в значении «не», анти —»против», архи — «очень», контр — «против», пан —»весь», суб — «под», транс — «через»
и др.
2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:
окликнул, остановка, осадок, онеметь | ||
добраться, дойти, догадка | ||
поверье, подворье, порезать, полагаться | ||
проварить, пробел, проделка, произрастать | ||
В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык | ||
нападение, накрыть, нагнать | ||
задаваться, заключенный, забрать, забить | ||
НАД- (НАДО-) | надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться | |
ПОД- (ПОДО-) | подтаять, подточить, подсказать, подождать | |
ОТ- (ОТО-) | отдать, отдых, отодвинуть, открыть | |
ОБ-(ОБО-) | обстричь, обточить, обтереть, обойти | |
В- (ВО-) | всласть, вшить, вцепиться, вовлечь | |
ПРЕД- | председатель, предшественник, предрешать | |
ПЕРЕ- | перегной, перелить, перекос | |
С- (СО-) | сдвинуть | Нет приставки в словах: |
2.2. Правописание приставок на…з — …с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З
и С
:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)
Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.
Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:
2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Слова, начинающиеся на пре-
и при-
, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae-
стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-
, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре-
и при-
имеют собственно русское происхождение.
Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.
Запомним некоторые случаи: | |
придать форму, блеск | предать друга, мечты |
2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.
Примечание.
Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.
2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.
Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)
Запомните:
расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).
В словах разевать, разинуть, разорить
пишется одна 3.
ЗАДАНИЕ 10. ПРИСТАВКИ.
Буквы И/Ы после приставок.
После приставок, оканчивающихся на согласную
, вместо буквы И пишется буква Ы.
подЫграть, разЫграть, сЫграть — Играть
отЫскать, подЫскать, разЫскать — Искать
безЫдейный — Идейный
безЫнициативный — Инициативный
безЫндукционный — Индукционный
подЫнтегральный — Интегральный
предЫстория — История
предЫюльский — Июльский
КОГДА ЭТО НЕ РАБОТАЕТ.
1. Исключение. В слове взИмать
пишется буква И.
в однокоренных ПОСЛЕ ДРУГИХ ПРИСТАВОК пишется Ы согласно правилу: изЫмать
2. После приставок МЕЖ-
и СВЕРХ-
сохраняется буква И.
межИнститутский, межИмпериалистический, сверхИзысканный, сверхИндустриализация, сверхИнтересный
3. После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-
буква И сохраняется.
дезИнформация, контрИгра, постИмпрессионизм, субИнспектор, суперИнтендант, трансИорданский, панИсламизм
4. Сложносокращённые слова не подчиняются данному правилу. Буква И сохраняется.
медИнститут, педИнститут, спортИнвентарь, спорИгра, спецИнтернат
5. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ, ЧЕТЫРЁХ-
тоже сохраняется И.
двухИмпульсный, трехИмпульсный, трёхИонный, четырехИгольный
Задание
1
#11791
1) пред..нфарктное, без..дейный, небез..звестный
2) вз..мать, пред..стория, полит..нформация
3) пост..нфарктное, контр..ск, дез..нформация
4) трёх..онный, за..скрить, из..мать
5) сверх..нтуиция, под..грал, под..нтегральный
1) Предынфарктное, безыдейный, небезызвестный. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Политинформация. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
3) Постинфарктное, контриск, дезинформация. После приставок ПОСТ-, КОНТР- и ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычные приставки; все они являются исключением для этого правила.
4) Трёхионный. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- в начале второй основы сохраняется И.
Заискрить. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Изымать. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
5) Сверхинтуиция. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
Подыграл, подынтегральный. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Ответ:
13
Задание
2
#11792
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) под..скать, от..граться, из..ди
2) без..нициативный, с..мпровизировать, пред..юньский
3) гос..мущество, транс..орданский, сверх..мпульсивный
4) до..сторический, мед..нститут, меж..нститутский
5) без..ллюзорный, с..здавна, по..стрепаться
1) Подыскать, отыграться, изыди. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 1.
2) Безынициативный, сымпровизировать, предыюньский. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
3) Госимущество. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Трансиорданский. После приставки ТРАНС- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все они являются исключением для этого правила.
Сверхимпульсивный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.
4) Доисторический. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
Мединститут. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
5) Безыллюзорный, сыздавна. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому после приставки И заменяем на Ы.
Поистрепаться. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
Ответ:
1234
Задание
3
#11793
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фин..нспектор, вз..мать, пере..начить
2) роз..ск, вз..скующий, за..звестковать
3) пост..мпрессионизм, об..скивающий, воз..меть
4) сверх..зысканный, меж..мпериалистический, раз..граться
5) без..нтересный, с..змала, пред..юньский
1) Фининспектор. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
Переиначить. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
2) Розыск, взыскующий. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Заизвестковать. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
3) Постимпрессионизм. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все они являются исключением для этого правила.
Обыскивающий, возыметь. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
4) Сверхизысканный, межимпериалистический. После приставок СВЕРХ- и МЕЖ- пишем И, т.к. эти приставки — исключение.
Разыграться. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
5) Безынтересный, сызмала, предыюньский. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому после приставок И заменяем на Ы.
Ответ:
15
Задание
4
#11794
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сам..здат, пере..збираться, пред..стория
2) из..мать, под..тожил, под..нтегральный
3) со..скатель, без..ндукционный, под..грали
4) меж..мпериалистический, фин..нспектор, вз..мать
5) четырёх..нтервальный, трёх..гольный, под..тог
1) Самиздат. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Переизбираться. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
Предыстория. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
2) Изымать, подытожил, подынтегральный. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 2.
3) Соискатель. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
Безындукционный, подыграли. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
4) Межимпериалистический. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
Фининспектор. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.
5) Четырёхинтервальный. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- в начале второй основы сохраняется И.
Трёхигольный. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- в начале второй основы сохраняется И.
Подытог. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Ответ:
24
Задание
5
#11795
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) со..змеримый, за..золировал, парт..мущество
2) пан..сламизм, за..ленный, вз..грать
3) дез..нформация, пост..ндустриальный, сан..нспектор
4) двух..мпульсный, от..граться, за..нтересовать
5) с..здавна, вз..скующий, с..мпровизировать
1) Соизмеримый, заизолировал. Приставка оканчивается на гласную. Поэтому в начале корня И НЕ заменяем на Ы.
Партимущество. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 1.
2) Панисламизм. После приставки ПАН- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Заиленный. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Взыграть. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
3) Дезинформация, постиндустриальный. После приставок ПОСТ- и ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычные приставки; все они являются исключением для этого правила.
Санинспектор. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.
4) Двухимпульсный. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- в начале второй основы сохраняется И.
Отыграться. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Заинтересовать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
5) Сыздавна, взыскующий, сымпровизировать. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 5.
Ответ:
135
Задание
6
#11796
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вз..мать, пред..стория, меж..нститутский
2) небез..нтересный, с..грать, под..тожить
3) контр..гра, пед..нститут, сверх..нтересный
4) супер..гра, мед..нститут, вз..мать
5) дез..нформация, без..нициативный, под..грать
1) Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
Предыстория. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Межинститутский. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
2) Небезынтересный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Сыграть. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Подытожить. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 2.
3) Контригра. После приставки КОНТР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Пединститут — сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Сверхинтересный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.
4) Суперигра. После приставки СУПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Мединститут — сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.
5) Дезинформация. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Подыграть. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Ответ:
234
Задание
7
#11797
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пед..нститут, пред..дущий, без..нициативный
2) дез..нтеграция, небез..звестный, вз..грать
3) сверх..збыточный, пере..грать, пост..мперский
4) пере..начить, меж..здательский, вз..мать
5) с..мпровизировать, под..скать, из..мать
1) Пединститут. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.
Предыдущий. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Безынициативный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
2) Дезинтеграция. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Небезызвестный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Взыграть. После приставки ВЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
3) Сверхизбыточный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
Переиграть. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Постимперский. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.
4) Переиначить. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.
Межиздательский. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка — исключение.
Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.
Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.
5) Сымпровизировать. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Подыскать. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.
Изымать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Важно помнить: это слово не является исключением.
Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 5.
Ответ:
345
Готовясь к прохождению аттестационного тестирования по русскому языку, учащиеся старших классов непременно должны еще раз вспомнить основные правила, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок. Хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базовой школьной программы, многие выпускники сталкиваются с необходимостью повторения данного материала. При этом точное знание правил написания букв -и, -ы в корне после приставок позволит учащимся быстро выполнить предложенные задания и избежать распространенных ошибок в процессе сдачи ЕГЭ по русскому языку. Это, в свою очередь, является залогом получения конкурентных баллов по итогам написания аттестационных тестов.
Базовый материал, который требуется для повторного изучения
Чтобы точно знать, в каких случаях после приставок будет писаться буква -и, а в каких -ы, рекомендуем освежить в памяти основные правила.
Необходимо усвоить!
- Написание буквы -ы в соответствии с произношением вместо -и осуществляется после русских приставок, которые оканчиваются на согласную, за исключением меж- и сверх-. Например, искать-разыскать
. В качестве исключения из этого правила стоит отметить слово взимать
. - Написание буквы и- необходимо осуществлять в следующих случаях:
- после иностранных приставок контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб-. Например, контригра
; - после приставок сверх- и меж-. Например, межиздательский
; - после приставок, которые оканчиваются на гласную, согласно произношению. Например, выиграть
.
Важно! Это правило правописания букв -ы и -и после приставок неприменимо к сложносокращенным словам. Например, спортинвентарь
. - после иностранных приставок контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб-. Например, контригра
Выбирайте образовательный сайт «Школково» для качественной подготовки к аттестационному тестированию по русскому языку!
Чтобы задания, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок, оканчивающихся на согласную, не вызывали особых затруднений при прохождении обязательного итогового испытания, занимайтесь на нашем онлайн-портале. Здесь вы найдете весь материал, который поможет полноценно подготовиться к экзамену. Информация представлена в максимально доступной форме.
Опытные педагоги «Школково» уверены, что, постепенно переходя от простого к более сложному, учащиеся старших классов смогут определить наиболее трудные для себя темы и таким образом улучшить базовые знания. Сначала выпускникам предлагается еще раз повторить основной теоретический материал ( , суффиксов и проч.). Сделав это, учащиеся могут ознакомиться с конкретными примерами и попрактиковаться в выполнении упражнений. Обширный банк заданий представлен в соответствующем разделе сайта «Школково». Перечень упражнений постоянно дополняется нашими педагогами.
Не стоит откладывать подготовку на потом, начинайте занятия своевременно! Посмотрите задания по теме «Правописание гласных -и, -ы после приставок», выберите вначале наиболее простые из них и попробуйте их выполнить. Если при этом вы не столкнулись с особыми сложностями, можете смело переходить к более серьезным упражнениям. А если определенные трудности все-таки появились, тогда рекомендуем вам добавлять в свое расписание регулярные занятия на нашем сайте.
Мы осуществляем подготовку учащихся в онлайн-формате. Это означает, что заниматься на образовательном портале «Школково» могут не только выпускники из Москвы, но и учащиеся, проживающие в других городах России.
Правило написания буквы и/ы после приставок на согласный касается разных случаев написания слов с начальной буквой И или Ы в корне слова. Выбор буквы определяется тем, русская или иноязычная приставка предшествует корню слова.
Правописание буквы Ы после русских приставок на согласный
Если в морфемном составе слова имеется русская приставка, которая заканчивается на согласный, за исключением букв «ж» и «х», после неё в корне пишем букву Ы.
Примеры:
- инфаркт — преды
нфарктный; - инициативный — безы
нициативный; - искусный — безы
скусный; - иронизировать — сы
ронизировать.
Примечание.
Аналогично пишутся следующие слова
:
обындеветь, обыскать, безынвентарный, безыглый, взыгравший, безымянный, сызмальства, безыскусный, безысходность, предыдущий, изыскать, подыгрывать, разыскивать, безыдейный, небезызвестный, сыгранный.
Примечание.
Исключение:
взимать; взимание.
Эти два слова пишутся в соответствии с их произношением.
Буква И после приставок меж- и сверх-
В русской орфографии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишется буква Ы, поэтому после приставок меж- и сверх- в корне сохраняется начальная буква И.
Примеры:
- игровой — межи
гровой, - институтский — межи
нститутский, - издательский — межи
здательский, - интересный — сверхи
нтересный и так далее.
Таким образом, алгоритм написания приставок будет выглядеть следующим образом.
Алгоритм написания приставок Ы и И
Написание буквы И в сложных словах
В сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх- после буквы «х» пишется только буква И.
Примеры:
- двухигольный,
- трехимпульсный,
- четырёхигровой.
В составе сложных слов есть сокращёное первое слово, а второе сохраняет в корне начальную букву И.
Примеры:
- спорти
нвентарь (спортивный инвентарь), - специ
нструмент (специальный инструмент).
Написание буквы И после иноязычных приставок
Если в морфемном составе слова имеются иноязычные приставки дез-, контр-, пан-, пост-, супер-, суб-, транс-, то в корне слов сохраняется начальная
Примеры:
- дези
нформация, дези
нсекционный, дези
нтегральный; - контри
гра, контри
тог, контри
ск; - пости
мпрессионизм, пости
нфарктный; - пани
сламистский, пани
роничный; - супери
гровой, супери
зящный, супери
нтересный; - транси
ранский, транси
ндийский; суби
нспектор.
Таким образом, при сочетании приставки, которая оканчивается на согласный, с корнем или другой приставкой, начинающейся с И, по общему правилу пишем букву Ы.
Пример:
предыдущий, розыск, предыстория.
Пишем букву И в словах с приставками сверх-
и меж-
(сверхинтересный, межинститутский) и в словах с иноязычными приставками и частицами пан-, суб-, транс-, контр- и так далее (контригра, субинспектор, постимпрессионизм).
97.
Вместо и
после приставок, которые оканчиваются на согласный, произносится и пишется ы:
разы
грать, преды
дущий, безы
скусственный, поды
тожить, безы
дейный, преды
стория, небезынтересно
и т. п.
В двух случаях после согласного звука приставки пишется и
:
1) в словах с приставками меж-
и сверх-
, например: межи
нститутские
(соревнования), сверхи
зысканные
(манеры);
2) после иноязычных приставок, например: суби
нспектор, пани
сламизм, контри
гра.
98.
Приставки, оканчивающиеся на согласный, кроме з
, пишутся по общему правилу, т.е. не изменяют этого согласного: с
бавить, с
пилить, под
бить, под
пилить
и т. д.
Вот почему в начале русских слов никогда не пишется зб, зг, зд, зж,
а пишется сб, сг, сд, сж,
за исключением слов: зд
есь, зд
ание, зд
оровье, зг
и (ни зг
и не видно)
, а также производных от них: зд
ешний, зд
равствуйте
, и т. п. (в этих словах первая буква не является приставкой).
99.
Приставки же из-
, низ-
, воз-
, вз-
, раз-
, роз-
, без-
, чрез-
и через-
пишутся с буквой з
перед гласными и перед звонкими согласными, а перед глухими согласными эти приставки пишутся с буквой с:
раз
бить — рас
пилить, воз
делать — вос
кликнуть, низ
вергнуть — нис
ходить, из
бить — ис
портить, без
дарный — бес
правный, без
аварийный — бес
партийный
и т. д.
Примечание. Не следует упускать из виду, что правило касается только приставок
, т. е. что оно не имеет никакого отношения к корню, например: возка
(где воз
— корень) или низкий
, низший
(где низ
— корень).
100.
Приставка роз- (рос-)
пишется только под ударением, когда в ней слышится о:
ро́спись,
но: распи́ска;
ро́звальни,
но: развали́ться
.
101.
Чтобы не ошибиться в правописании приставок пере-
, пре-
, при-
, надо понимать значение этих приставок. Смысл приставки пере-
— «вновь», «по-иному», «через»: перекрасить, перегнать, перескочить.
Основной смысл приставки при-
— «приближение», «прибавление»: прибежать, приделать,
также привлечь;
в других случаях она указывает на действие, совершающееся в небольшой степени: приоткрыть, прилечь, приподнять;
кроме того, она имеет и другие значения. Приставка пре-
имеет два основных значения: 1) означает высокую степень качества: предобрый, пренеприятный;
2) имеет в книжных словах тот же смысл, что в простых словах имеет приставка пере-
. Например: преломление
(ср: переломить
), преобразовать, превратить
(ср: переворотить
) и т. п.
Следует различать слова (значение их см. в словаре): прибыть, прибывать, прибытие
и пребывать, пребывание;
придел
и предел,
определить;
приёмник
и преемник
, преемственный
; призреть
, призирать
, призрение
и презреть
, презирать
, презрение
; приступить
и преступить
, преступник
, преступление
.
Конспект урока по русскому языку в 5 «А» классе.
ТЕМА УРОКА
:
Буква Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласный.
ТИП УРОКА:
Урок объяснения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование орфографических умений по новой теме.
Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.
Формировать умение осознано воспринимать, формулировать правило.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Учебник по русскому языку. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 270 с.
Рабочая тетрадь по русскому языку.
Раздаточный материал (карточки).
Ход урока
Этап урока
1.Оргмомент.
Действия учителя
Здравствуйте, дети! Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и слова: Классная работа.
Посмотрите на доску. Там записаны пары слов. Перепишите их к себе в тетрадь и выделите приставки и корень.
Слова на доске:
1)именной – поимённый – безымянный
2)интересный – неинтересный – безынтересный
3)играть – наиграть – отыграть — сыграть
4)искать – поискать – разыскать
5)исторический – доисторический – предысторический
6) индеветь – заиндеветь – обындеветь
Что интересного вы заметили в этих словах?
Молодцы!
Совершенно верно. А как вы думаете, почему?
Да! Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Почти в каждом правиле есть исключения. Так вот, исключение из нашего сегодняшнего правила слово ВЗИМАТЬ. Почему?
Ребята, а еще есть такие приставки, когда после них мы пишем в корне И, не смотря на то, что они оканчиваются на согласный. Это приставки МЕЖ и СВЕРХ.
Межинститутский, сверхизысканный, сверхинтересный.
В русском языке много слов с иноязычными приставками. Такими как: КОНТР — , СУБ-, ТРАНС, ПАН-, -ДЕЗ, _СУПЕР, -ПОСТ. После этих приставок в корне тоже будет писаться буква И.
Давайте обобщим все вышесказанное.
Нарисуем себе схему нашего нового понятия.
А теперь давайте проверим, хорошо ли мы поняли новое понятие.
Диктуются слова, ученики записывают под диктовку, выделяют приставку, орфограмму и комментируют написание Ы или И.
Подытожить, безыдейный, розыгрыш, дезинфекция, предыдущий, безысходный, межиздательский, контригра, безынициативный, субинспектор, заинтересовать,
предыстория, предыюльский, дезинформировать, межинститутский,
сыграть, взимать.
Вам даны предложения. Из них вы выписываете слова с интересующей нас орфограммой, объясняете ее написание.
1) Я отыщу секрет и ларчик вам раскрою. (И.Крылов)
2) К вечеру разыгралась метель.
3) Мы решили отыскать брод.
4) В предыдущем номере была интересная статья о дельфинах.
5) Надо было подыскать надежное место.
6) Я не терял надежды разыскать дорогу.
Сделаем упражнение, которое дано вам в карточках:
1. Без…дейная информация, без…мпульсный датчик, без…нициативный помощник, небез…нтересный фильм, без…скровая сварка, без…скусный рассказ, без…сходное положение, вз…мать налоги, вз…гравшее самолюбие, вз…скательный вкус, дез…нтегральная схема, из…сканная обстановка, предложить контр…гру, предъявить контр…ск, меж…гровая тренировка, меж…нститутская конференция, меж…рригационный период, меж…здательское соглашение.
2. Раз…гранный жребий, уголовный роз…ск, сверх…зысканные манеры, с…грать шутку, с…змала закаляться, затеять с…знова.
— Вы сегодня хорошо поработали и усвоили новый материал. Что будем делать дома?
На дом упражнение 639
. Урок окончен, до свидания!
Действия учеников
Дети здороваются и садятся. Делают записи в тетрадях.
Дети записывают слова в тетрадь и выделяют приставки.
Что иногда буква И в корне после приставки сохраняется, а иногда меняется на букву Ы.
Буква И в корне НЕ МЕНЯЕТСЯ на Ы, когда приставка оканчивается на гласный, а вот когда приставка оканчивается на согласный, то И в корне меняется на Ы.
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Приставка ВЗ, оканчивается на согласный, по правилу должны писать Ы, но так как это исключение, пишем И.
Дети записывают слова, выделяют приставки и корень.
Итак,
буква Ы после приставки пишется если:
Приставка оканчивается на согласный, кроме приставок МЕЖ и СВЕРХ.
Приставка не иноязычная.
Буква И пишется после приставки, если:
Приставка оканчивается на гласный.
Приставка иноязычная.
Приставка МЕЖ, СВЕРХ.
….Согл Ы,кроме МЕЖ, СВЕРХ+иноязычные
приставки.
Дети записывают слова, выделяют приставки, комментируют написание букв И, Ы к корне.
Тренироваться писать буквы Ы, И после приставок.
Правописание приставок и соседних с ними букв часто вызывает затруднение не только у школьников, но и у взрослых людей. Это объясняется еще и тем, что данный раздел орфографии несколько раз не очень удачно реформировался. Рассмотрим одну из трудных тем.
Гласные после приставок
«Зачем эти правила? Можно писать так, как слышится!» – такие фразы приходилось слышать, наверное, всем. Но на самом деле писать так, как слышишь, совсем неудобно. И правило, которое мы сейчас будем рассматривать — подтверждение этому факту.
Дело в том, что правописание И и Ы после приставок противоречит основному, фонематическому, принципу русской орфографии. Эти слова пишутся по несвойственному ей фонетическому принципу: как слышится, так и пишется. Однако от ошибок это отнюдь не уберегает, скорее напротив, провоцирует их. Это объясняется тем, что многие из нас отнюдь не отличаются идеальным фонетическим слухом, который встречается не чаще, чем идеальный музыкальный. Иначе мы легко делали бы фонетические разборы, и учить бы ничего не пришлось.
Основной принцип русской орфографии — фонематический. Это значит, что в слабой позиции (например, безударной) пишется то же, что и в сильной (например, под ударением).
Проблема еще и в том, что ни одна из гласных, указывающих на смягчение предыдущего согласного, на самом деле не смягчает последнюю букву приставки. Если за ней следуют Е, Ё, Ю, Я, то после приставки перед этой гласной ставится твердый знак. Если же в этом месте оказывается И, то она превращается в Ы.
Ы или И?
Итак, правило гласит: после приставки на согласную первая буква корня И переходит в Ы
.
Примеры
: розыск (искать), безынициативный (инициатива), подыграть (играть).
Кроме того, И сохраняется и после приставок сверх-, меж-.
Правило «Ы И после приставок» имеет одно исключение
. Это слово взимать
, его надо запомнить.
Кроме того, правописание Ы/И после приставок требует написания буквы И, если в этом месте производится перенос слова на другую строку; то есть, например, если мы переносим слово «разыграть», мы оставляем на стоке «раз», а на следующей продолжаем «играть», а не «ыграть».
Объясняется это «неполноправием» Ы. Эта буква обозначает звук, но не фонему (так ученые называют звук не речи, а языка — модель звука в нашем сознании). Поэтому Ы не может быть первой буквой русского слова, не пишется после Ж, Ш и т.д. И мы все, действительно, ощущаем, что с этой буквой «что-то не так», поэтому на такое нетрудное на самом деле правило часто бывают ошибки; задания на него включены в ЕГЭ.
Не надо забывать, что правило распространяется только на гласные после приставок. В сложных словах И сохраняется: двухигольный, специнвентарь
.
Примеры
:
- Разыскать.
- Подыграть.
- Безыскусный.
- Безынициативный.
- Отыграться.
- Предыстория.
- Безыдейный.
- Подытожить.
- Взыскать.
- Взимать — искл.
- Сверхинтеллектуальный.
- Межинститутский.
- Дезинфекция.
- Постимпрессионизм.
Что мы узнали?
После приставки на согласный в корнях, начинающихся на И (-иск-, -инициатив-, -игр-), и предшествующей приставке из- (ис-) вместо И пишется Ы. Это правило основано на фонетическом принципе (пишем так, как слышим). Исключение: взимать. И, а не Ы пишется (сохраняется) также после приставок сверх-, меж- и иноязычных. Буква И пишется и в сложных словах.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.3
. Всего получено оценок: 159.
Ищешь, что значит слово коммуникация? Пытаешься разобраться, что такое коммуникация? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «коммуникация» в словарях русского языка
Коммуникация это:
Коммуникация
Коммуника́ция (от — сообщение, передача; от — делаю общим):
Википедия
Коммуникация
I ж.Путь сообщения; линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения. II ж.Передача сообщения посредством языка и других знаковых систем; общение, контакт, связь ( в лингвистике ) .
Большой современный толковый словарь русского языка
Коммуникация
( лат. communicatio)
1) путь сообщения ( напр. , воздушная к., водная к.);
2) форма связи ( напр. , телеграф, радио, телефон);
3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
4) массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.
Новый словарь иностранных слов
Коммуникация
1. ж.
1) а) Путь сообщения. б) Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения.
2) Сообщение, связь.
2. ж. Общение, контакт.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Коммуникация
жен. , франц. сообщение, пути, дороги, средства связи местоимений. Коммуникационный, к сообщениям относящ. Коммуизм муж. политическое учение о равенстве состояний, общности владений, и о правах каждого на чужое имущество. Коммунист муж. -нистка жен. кто держится этого учения; комунистический, к нему относящ.
Словарь Даля
Коммуникация
[лат. communicatio]
1. путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);
2. форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);
3. акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
4. массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств — средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим, рассредоточенным аудиториям.
Словарь иностранных выражений
Коммуникация
( лат. communicatio — сообщение, связь).
1) Сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.
2) По терминологии А. А. Шахматова, сочетание двух представлений, приведенных в предикативную связь. Такое сочетание является психологической основой предложений любого типа, поэтому не только в двусоставных предложениях, но и в односоставных имеются психологический субъект и психологический предикат.
Словарь лингвистических терминов
Коммуникация
коммуник`ация, -и
Словарь русского языка Лопатина
Коммуникация
сообщение, общение Lib Речь как средство коммуникации (печать, радио, кино, телевидение). коммуникация путь сообщения, линия связи Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации.
Словарь русского языка Ожегова
Коммуникация
(лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь),
1) путь сообщения, связь одного места с другим.
2) Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.
Современный толковый словарь, БСЭ
Коммуникация
коммуникация
1. ж.
1) а) Путь сообщения. б) Линия энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения.
2) Сообщение, связь.
2. ж. Общение, контакт.
Толковый словарь Ефремовой
Коммуникация
— процесс обмена информацией, контактная линия связи.
Словарь экономических терминов
Коммуникация
коммуникация, -и
Полный орфографический словарь русского языка
Коммуникация
, путь сообщения, линия связи, снабжения сообщение информации; общение, контакт
Викисловарь
Где и как употребляется слово «коммуникация»?
Кроме значения слова «коммуникация» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «коммуникация».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «коммуникация» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «коммуникация»
В постиндустриальной цивилизации средства массовой коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их.
Самым эффективным средством коммуникации сейчас становится речь, потому что это самая привычная в неформальной жизни форма общения.
Меларен и служил основой для внутренней системы коммуникаций, консолидируя округу.
Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «коммуникация»
Синонимы к слову «коммуникация»:
- биокоммуникация
- общение
- связь
- сообщение
- контакт
Гиперонимы к слову «коммуникация»:
- линия
- путь
Гипонимы к слову «коммуникация»:
- энергоснабжение
- теплоснабжение
- газоснабжение
- водоснабжение
Разбор слова «коммуникация»
Русский язык – это великий и могучий язык, национальный русского народа. Он является языком межнационального общения, так как Россия – многонациональная страна. Я живу в России, поэтому русский язык является неотъемлемой частью моей жизни: он является основание нашей культуры, на нем общается большая часть населения нашей страны, на нем преподают в учебных заведениях и на нем написаны все важнейшие документы. Что для меня значит Русский язык?
Русский язык для меня – это, прежде всего, мой родной язык. С самого раннего детства родители
разговаривали со мной именно на русском языке, именно на нем мама пела мне колыбельные, читала сказки. А сейчас, на русском языке я обучаюсь в школе, общаюсь с окружающими людьми, читаю книги, написанные на нем. Александр Сергеевич Пушкин, считающийся основателем современного русского языка, сказал, что Русский язык “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, “переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”, звучный и выразительный.
Действительно, Русский язык является сложным и развивающимся языком. По сравнению с другими языками, например с английским, Русский язык намного
сложнее, богаче и мощнее. По сравнению с русским языком, английский – упрощенный и примитивный.
Взять, например, англо-русский словарь: на одно английское слово приходится несколько русских, а значит, что в русском языке намного больше слов близких по смыслу, при этом они отражают различные оттенки одного слова. Также русский язык постоянно развивается, множество нововведений с каждым годом появляется в нем. Появление новых слов, заимствование иностранных и изменение уже имеющихся слов, смена ударения, введение профессиональных слов – все это на сегодняшний день меняет и совершенствует русский язык. За что мы все любим русский язык? Меня, в частности, русский язык удивляет и завлекает своей бесконечностью и богатством.
Его подробное изучение дается не многим, возможно, поэтому не все понимают его истинной глубины и ценности. Русский язык чем-то похож на русский народ. Он такой же сильный, стойкий, мужественный. Невероятное чувство гордости охватывает меня, когда я задумываюсь о том, что именно русские писатели и поэты, такие, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, написали свои великие, известные всему миру произведения. Они раскрыли душу русского языка перед читателями.
И именно с их помощью, многие увидели красоту, богатство и ценность русского языка. И. С. Тургенев так написал: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И в этих строчках мы видим большую любовь, уважение, почет и гордость своим языком. Русский язык настолько богат и разнообразен, что им мы можем выразить абсолютно все свои мысли и эмоции. Русский язык, как человек, может перевоплощаться в разные образы.
Строгий, официальный стиль у него для официально-делового и публицистического текстов, нарядный, с яркими удивительными узорами для художественного и разговорного. А также есть еще один – жаргонизмы. Неряшливый, грубый и неприятный.
Он выражает не совсем чистые мысли. Такую неряшливую форму нужно использовать как можно реже и тогда наш я зык будет выглядеть достойно. Я люблю русский язык за то, что это мой родной язык.
Ведь в нем для всего есть много хороших и понятных слов. Русский язык в умелых руках и опытных устах вместителен, выразителен, гибок. Мы должны ценить, то, что русский язык дан именно нам – русскому народу и умело пользоваться, данным нам во владение богатым, метким, могучим и поистине волшебным русским языком.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
Великий русский язык живет и развивается План 1. “Большие” и “малые” языки. 2. Место русского языка среди “мировых” языков. 3. Развитие русского языка. 4. Проблема оскудения языка. 5. Будущее русского языка. Русский язык должен стать мировым…
Сочинение на тему: Язык – душа народа Часто население той или иной страны относится к языку безразлично или даже пренебрежительно, считая ее пережитком прошлого, ненужным отзвуком легенды или же лишним элементом в повседневной жизни. Но правильно ли…
РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и “в течение…
Язык – главное богатство народа (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) Каждый писатель имеет свою записную книжку, в которую в течение всей жизни заносит свои мысли, заметки, наблюдения. Записи из такой книжки и стали последними произведениями Ивана Сергеевича Тургенева. Он опубликовал…
РУССКИЙ ЯЗЫК И. С. ТУРГЕНЕВ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ Стихотворения в прозе И. С. Тургенева ввели новый прозаический жанр малой формы в русскую литературу. Современник Тургенева А. Незеленов так оценивал эти произведения: “…небольшие…
Славянские языки и русский язык среди них Славянские языки в настоящее время делят на Группы по географическим принадлежностям и таких Групп Всего три. 1. Восточнославянские языки: Украинский, Белорусский и Русский. 2. Западнославянские языки: Чешский, Польский, Словацкий и…
Сочинение на тему “За что я люблю жизнь?” Жизнь – это удивительная вещь, которая дарит нам множество интересных возможностей. Уже то, что мы можем ходить, дышать, видеть и слышать, делает нас самыми счастливыми на этой планете. Я благодарен…
Сочинение на тему: “Русский характер. Как проявлялся характер нашего народа перед лицом суровых испытаний” Ошибочно будет полагать, что характеры представителей разных народов и наций являются полностью идентичными или максимально похожими. За всю историю человечества мы могли множество раз наблюдать за тем, как разные народы…
Русский алфавит Русский алфавит основан на кириллической письменности и содержит 33 больших и 33 маленьких букв. Датой Создания русского алфавита принято считать 863 год, создателями которого являются Кирилл и Мефодий. Русский алфавит…
Значение русского языка сочинение На сегодняшний день, Русский язык, без всякого преувеличения, стал языком мирового уровня. Его изучают во всех уголках нашей необъятной планеты. Даже, для многих граждан других стран, он давно стал родным…
Язык, на котором не общаются, становится мертвым Что такое язык? Так средство общения людей, с помощью которого они обмениваются информацией. Это и есть основная функция языка в жизни людей. И если речь перестает выполнять свое предназначение, то…
Сочинение на тему: Родная речь Сначала было Слово… Так начинается книга книг – Библия. Именно в слове берет все свое начало. Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен…
Анализ стихотворения Брюсова “Родной язык Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри…
Как изменяется язык На протяжении времени Язык изменяется, обогащается, развивается, но на первый взгляд этого не заметно. Если прийти к пожилому человеку и поговорить с ним о его детстве то в его речи…
Сочинение: Почему я люблю школу Школа – это самый интересный этап нашего детства. Сколько же лет мы учимся в школе? На первый взгляд – очень много. Но, на самом деле, обучение в школе дает нам…
Сочинение на тему: “Как я писала свое первое сочинение” Каждому из нас в школе приходится писать сочинения. Наверняка уже, все здесь присутствующие не раз с этим сталкивались и уже научились излагать свои мысли. Но не все помнят, каким был…
Сочинение на тему: Власть слова Слово есть двигатель мысли, лишь оно одно обращает текущее чувство вмысль. А. Платонов. Власть слова! Сила слова! Эти уже устоявшиеся ичасто встречающиеся словосочетания известны всем. Ноесли разобраться, такли властно исильно…
ЕДИНЫЙ МИРОВОЙ ЯЗЫК И ЕГО ИСТОРИЯ Самая величайшая мечта человечества, которая тянется с древних времен это создание Единого языка для всех народов, живущих на земле. Вы только представьте себе, как можно было бы осуществить мечту многих…
Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1….
Сочинение на тему: Сначала было слово Эта библейская фраза говорит о том, что сначала Творец Небесный молвил, а потом уже начал действовать – творить земную твердь, холодные воды и, в конце концов, человека. Слово – первое,…
Значение понятий “речь” и “язык” в литературе Значение понятий “речь” и “язык” в литературе В филологии мы часто слышим выражения “художественная речь” и “язык художественной литературы”. Как соотносятся между собой эти понятия? Являются ли они синонимами или…
Чем я больше всего люблю заниматься и почему? Чем я больше всего люблю заниматься и почему? В свободное время я люблю играть в компьютерные игры. Это не только интересно, но и полезно. Хотя мои родители со мной не…
Сочинение на тему “Моя будущая профессия” Много веков назад было всего несколько Рабочих профессий: люди работали фермерами, пекарями, мясниками или продавцами. На сегодняшний день существуют тысячи различных видов работ, а новые профессии постоянно появляются. И проблема…
Сочинение на тему “Культура речи – это неотъемлемая культура человечества” В современном обществе почему-то слишком часто забывают о правилах и достаточно уверенно номинируют это демократией. Проблема касается различных аспектов жизни. Речь идет и о правовых, и моральных, и Культурных, в…
Сочинение на тему “Слово” Слово – это наш самый ценный клад. Оно сопровождает нас от рождения. Первые мамины слова… Мы их не помним. Однако в первые минуты жизни, придя в этот неизвестный мир, ребенок…
Я люблю тебя, Россия План 1. Наша Родина – Россия. 2. Что такое Родина? А) С чего начинается любовь к Родине? Б) Что значит любить Родину? В) Охрана природы – забота каждого. 3. Любовь…
Как появился славянский язык и его история В 863 году была создана первая азбука Славянской письменности и называлась она Кириллической письменностью. Создателями данной азбуки до настоящего времени считают двух ученных Кирилла и Мефодия, которые были монахами и…
Сочинение на тему “Чем особенна моя школа?” Школа… Это необычное место! Здание, в котором каждый проводит девять или одиннадцать лет своей жизни. Это место, где мы впервые начинаем читать, писать, считать, потом выражать свои мысли и развиваться….
ЯЗЫК – ВОЛШЕБНОЕ ОРУДИЕ Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру…
За что я люблю свой край План 1. Чувство Родины. 2. Что значит Родину любить: А) воспоминания о детстве; Б) природа родного края; В) любовь к родному народу. 3. Будущее Родины – в наших руках. Привет…
Сочинение на тему: “За что я люблю русский язык”
О своей обиде на Максима Фадеева, знакомстве со звёздами шоу-бизнеса, а также о том, почему современному музыканту не нужно заниматься джазом, рассказал ведущему Pravda.Ru Сергею Каргашину композитор, певец, аранжировщик, лауреат многих музыкальных премий Олег Шаумаров.
Загадка авторства
— Олег, в этом году ты получил национальную премию «Золотой хит» за неподражаемый музыкальный стиль. Тебя поют Алла Пугачёва, Григорий Лепс, Александр Маршал, Лолита. Ты написал песню «Вдвоём», которую исполнили Максим Фадеев и Наргиз. На YouTube 285 миллионов просмотров этого клипа. А вообще твои песни посмотрело на YouTube более полумиллиарда человек. Как ты добился такого успеха? Ты родился в Ташкенте и только в 1998 году приехал в Москву.
— Песню «Вдвоём» я написал в соавторстве с Наташей Касимцевой, поэтессой. Успеха я достигал очень долгим скучным путём под названием «труд». Хотя если Максим Фадеев, который никогда не отвечает на письма, вдруг прочитал наше с Наташей письмо и захотел купить эту песню, то это, наверное, удача улыбнулась.
Я начинал с того, что пел на корпоративах, пел в метро с ребятами. А потом познакомился с Толиком Лопатиным. Это человек, который сделал половину хитов нашего шоу-бизнеса. Он работал с Аллой Борисовной и артистами, которых ты перечислил. Он мне предложил делать аранжировки. Потом мне надоело делать аранжировки, захотелось куда-то расти — начал писать песни. Но они были не нужны, я никому ничего не продал. Несмотря на то, что в аранжировках я добился больших успехов с помощью Толика, работая с теми же самыми артистами, с которыми я сейчас работаю как автор песен.
Но когда я стал автором песен, они меня все воспринимали как аранжировщика. Поэтому пришлось заново всё доказывать, и это получилось.
Сейчас у меня новый виток: мне надоело писать для всех песни. Я хочу их писать теперь для себя и пробовать организовать свою скромную музыкальную карьеру. Потому что изначально я приехал в Москву именно в качестве исполнителя. Мне очень хотелось петь. В начале 2000-х не получилось. Надеюсь, что мой опыт, музыкальный и жизненный, мне позволит грамотно это организовать и получить результат, чтобы моя душа была спокойна, как говорят психологи, «закрыть этот гештальт».
— У тебя уже получается движение к этой цели. Ты был участником 7-го сезона программы «Голос», у наставника Ани Лорак.
— Я никогда себя не позиционировал вокалистом. «Голос» — это вокальный конкурс. У меня в этом смысле всё гораздо скромнее. Я всегда называл себя общим словом «музыкант». Я пианист по образованию, но не пианист. Потому что пианист — это Денис Мацуев. Я играю на гитаре, но я не Юрий Зинчук. Я пишу песни, но я не Игорь Крутой. Поэтому скромно называю себя просто музыкантом.
На «Голос» я пошёл, чтобы показать себя как композитора. Тогда был напряжённый момент. Он был связан с песнями Максима Фадеева:
- «Вдвоём»,
- «Орлы или вороны»,
- «Стану ли я счастливым».
Нигде не было написано, даже на YouTube, что это я автор музыки, авторы текста — такие-то. Были указаны все (звукорежиссёры, подносчики пиццы, операторы), кроме авторов песни. Меня это очень обидело, потому что я вырос на музыке Максима Фадеева, он для меня — Гуру, я до сих пор слушаю его с удовольствием. Я даже подарил ему одну из своих песен. Конечно, мне стало неприятно, что нигде я не был указан, даже на сервисах типа Tophit, где авторы пишутся по запросу. Я понял, что, наверное, это сделано намеренно. Меня это задело. В чём был смысл, неясно. Возможно, это вообще не его рук дело, а его помощницы. Или просто указать забыли.
Я познакомился с продюсером Сергеем Пудовкиным. У него появилась идея: иди на «Голос». Я говорю: «Серёж, я композитор. Как мне соревноваться с ребятами голосистыми?» Он говорит: «Пойдёшь, сыграешь «Вдвоём». Если пропустят, то потом скажешь на съёмке, что ты автор этой песни». Вот такой был план. Я пошёл на «Голос», чтобы просто восстановить некую историческую справедливость, рассказал, что я автор этих песен.
— У жюри челюсть отвисла, наверное?
— Не у всех. Я всё-таки работал в шоу-бизнесе. Для большинства это не было какой-то загадкой.
Академия сонграйтинга
— Олег, ты сам научился писать хиты и сейчас учишь писать хиты других: организовал академию сонграйтинга. Это значит «написание песни» — от идеи до готовой аранжировки. Почему ты это начал?
— Я всегда хотел заниматься бизнесом. Мне пришла мысль сделать курсы. То есть свои знания я структурировал, расписал, записал, упаковал. Это изначально была шпаргалка для меня самого. Ты обладаешь набором знаний, которые себя проявили на практике положительно, и хочешь их как свод правил для себя оформить. А потом подумал, почему их нельзя кому-то ещё продать.
«Сонграйтинг по-русски» — это общий курс:
- как писать песни,
- с чего стартовать,
- какие есть алгоритмы.
Потому что поп-музыка — это структурированный продукт. Я всю эту аналитику предлагаю. Был успех у курса. Я заработал внушительное количество денег, учитывая, что это был только органический трафик с моего канала, на котором пять тысяч подписчиков. Были потрясающие отзывы от людей, которые приобрели курс.
Тогда я подумал, что нахожусь в зависимости от артистов: купят песню, не купят. Они говорят: «Ой, мы сейчас у украинских ребят купили в 6 раз дешевле».
Меня как человека, ответственного перед своей семьёй, эта ситуация всегда раздражала, потому что я очень не люблю просить.
Я подумал, что пора делать свой бизнес, открыл академию. А сейчас мы развернулись настолько, что у нас 15 продуктов в академии, будет сайт, где мы будем продавать песни тех, кто учился в академии. Пытаюсь сделать современное качественное образование и не только заработать денег, но и выполнить миссию. Люди пишут отзывы, благодарности за мотивацию и знания, когда они могут не наступать на чужие грабли.
Всё это возможно благодаря тому, что государственное образование не поспевает за трендами.
Фактически у нас в стране была только школа диджея Грува. Человек хочет писать электронную музыку. Куда ему идти? В консерваторию? В Институт культуры? Нет. Там джазу научат, который никому не нужен. Сейчас джаз — музыка, которая играет в туалете в торговом центре. Зачем ею заниматься? То есть человека учат тому, что ему не то что не пригодится, а навредит. Поэтому сейчас предприниматели предлагают людям современные инструменты для достижения конкретных результатов сегодня, а не послезавтра. Это общемировая тенденция. Я рад, что в Россию это пришло.