Постапокалипсис как правильно пишется

31.7 пол: муж. возраст: 31 на сайте: с 07.04.2011 комментариев: 837 08 апреля 2013г. 13k приветствую всех! сегодня я решил

+31.7

Пол: муж.

Возраст: 31

На сайте: с 07.04.2011

Комментариев: 837

08 апреля 2013г.

13K

Приветствую всех! Сегодня я решил разобраться в довольно неоднозначной теме — а чем же нас так притягивает атмосфера постапокалипсиса и почему всё больше книг, игр и фильмов выходит на эту тему.
Постапокалипсис как правильно пишется
Постапокали́птика (ПА) — жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Основным характеристическим признаком ПА является развитие сюжета в мире (или ограниченной его части) со специфической историей. В прошлом этого мира цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил некую глобальную катастрофу, в результате которой цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены.
Самые распространённые варианты ПА:
Третья мировая война (Метро 2033);
Зомби-апокалипсис (Resident Evil);
Восстание ИИ (Терминатор, Матрица);
Инопланетное вторжение (День, когда Земля остановилась; Mass Effect);
Локальный (I`m Alive) или общепланетарный (Survarium) катаклизм.
Естественно, этот жанр не получил бы такого развития, не будь он так притягателен. Но вот в чём фокус – трудно ответить, чем же всё-таки так манит людей ситуация потенциального уничтожения человеческого вида или, на худой конец, цивилизации. Давайте попытаемся разобраться в мотивах, которые движут людьми.

Вседозволенность.
Каждый из нас живёт в обществе. Однако, всем давно известно, что невозможно жить в обществе и быть от него абсолютно свободным. Мало-помалу, но людская толчея начинает раздражать: толкнули в транспорте, нахамили в магазине/больнице, наорал шеф… Список можно продолжать бесконечно. Важно лишь, что напряжение со временем растёт, набираясь по капле. Даже если у человека есть способы снять стресс, он уже всё равно будет подсознательно готов к подобному обращению на следующий день что, само собой, не добавит симпатии к окружающим. У некоторых людей раздражение постепенно вырастает в неприязнь к социуму. Глядя на снующих вокруг людей, появляется желание перемен к лучшему, вот только выражается оно своеобразно – в идее, что мир должен рухнуть, и тогда уж всё изменится. Да, вот тогда точно можно будет разбить все стёкла на машине шефа и проколоть колёса; напасть на гопников около подъезда, предварительно вооружившись украденным в оружейке стволом; обнести супермаркет и прочее-прочее.
Лишившись внешних ограничителей, таких как закон, вся низменная сущность человека непременно рано или поздно вырвется наружу. И тогда уже только ему одному будет известно, что он станет делать.

Постапокалипсис как правильно пишетсяСправедливости ради стоит заметить, что далеко не все начнут мародёрствовать и убивать. Большая часть людей всё же попытается вернуться к прежней жизни, сплотившись вокруг появившихся лидеров.

Дух «Робинзона». Один без всех
Думаю, все из нас если не читали, то хотя бы видели экранизацию романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Человек остаётся один наедине с самим собой. Впервые в жизни, что вполне возможно, он предоставлен сам себе. Никто не отведёт за ручку и не скажет, что нужно делать. Абсолютная свобода, о которой многие так мечтают. Вот только где взять эту свободу горожанину, живущему все свои года в одной и той же квартире панельной многоэтажки? Выбраться получается только редкий раз за город или на отдых в южные страны. Но и там снова человек не остаётся один – вокруг толпы таких же, как он, желают отдохнуть от ежедневной рутины. Вот тут-то и появляются мысли о том, чтобы попасть на необитаемый остров или же оказаться совершенно одному в пустом городе. Проснуться в абсолютной тишине, не видеть бесконечных пробок на дорогах, запаха бензина в воздухе, толкотни в метро… Только абсолютная свобода так же убийственна, как и заточение в одиночной камере. Роберт Невилл из романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда» оказывает точно в такой же ситуации, но за одним исключением – он не хотел остаться в одиночестве среди мутировавших (В экранизации он сам является виновником всего произошедшего).

Постапокалипсис как правильно пишетсяВойна. Внутренняя жажда насилия.

— Сознание моё хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я?
Писатель. Сталкер. 1979г. реж. А. Тарковский

Постапокалипсис как правильно пишется

Пожалуй, самым распространённым сценарием краха цивилизации является Третья Мировая война. По подсчётам аналитиков длиться она будет всего несколько часов. Максимум – пару суток. Все международные соглашения будут попраны в первые же секунды, когда всем известные державы решат нанести упреждающий удар. Далее всё пойдёт по цепочке, подобно неуправляемой ядерной реакции – химическое и бактериологического оружие также достанут из загашников, чтобы уж точно побить супостата (попутно отравив землю на много метров вглубь и тысячелетий вперёд). Как итог – ни победителей, ни побеждённых в это войне не будет. Самая глобальная в мире ничья превратится в абсолютное уничтожение всех и вся если не прямым умыслом, то уж последствия затронут каждого.
Постапокалипсис как правильно пишется

Постапокалипсис как правильно пишется

В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» описан как раз такой вариант развития событий: поверхность в больших городах больше непригодна для жизни и люди вынуждены спасаться в метро, которое тоже не так и дружелюбно. Общество раскололось на противоборствующие фракции и каждая проводит свою политику: свободные станции выживают за счёт торговли или присоединения к уже существующим альянсам, коммунисты задались целью построить «коммунизм на отдельно взятой ветке метро им. Ленина», нацисты создали 4 рейх на 3 станциях, и, конечно же, Ганза – самое влиятельное из новых объединений. Добавьте к этому постоянную войну между большинством фракций, преступный мир так же никуда не исчез и процветает. Да, и не забудьте об изрядном количестве мутировавших животных, аномалиях и сектантах. И даже свой шанс на спасение (симбиоз с Чёрными) люди по своей привычке отвергли, а разумным мутантам устроили ракетный обстрел.

Любовь к ужасам.

1365437616Эта тема всегда вызывала неподдельный страх вперемешку с таким же неудержимым любопытством в людях. Вместо желания спрятаться, услышав шорох в подвале, где (по закону жанра) нет света, главные герой фильма/книги/игры непременно спустится туда. Дальнейшее развитие сюжета всем нам известно. Или прогулка в одиночку по лесу/кладбищу, имеющему дурную славу. Тема эта также бездонна в своих воплощениях, как и порой банальна. Но тем и интригует, что в основе своей есть лишь несколько сюжетов для раскрытия идеи. И главный из них – преодоление этого скрытого где-то в подсознании ужаса перед темнотой или зловещим местом. Каждый из нас где-то в глубине души желает побороть страхи, или просто пощекотать себе нервы.
1365437660Раньше ужасы заключались в показе одного вампира на весь фильм («Носферату. Симфония ужаса» 1922г. Реж. Фридрих Вильгельм Мурнау). И этот фильм действительно пугал людей. Сейчас же высокополигональная физиономия оборотня, которая высовывается на тебя из экрана в кинотеатре, заставляет рассматривать насколько качественно она нарисована, но никак не испытывать чувство страха. Страхи людей изменились, нужно всё больше нагнетания мрачной атмосферы и куда большей трагичности. Теперь в главной роли нужно ставить в фильмах ипотеку и высокий процент по кредиту или всемирный абзац, но никак не «старых добрых» вампиров и оборотней. Хотя, это уже ближе к жанру антиутопии.

Итак, что же мы видим? Любовь к постапокалипсису, как и к любому другому виду творчества, является ничем иным, как отражением внутренней сущности человека на окружающую его действительность. Если же человек находится в подавленном состоянии, в хроническом депресняке или просто любит вид разрушенных строений (к последним отношусь и я), то жанр постапокалипсиса является как раз тем, что хочется увидеть и почувствовать. Вот только далеко не факт, что оказавшись в реальных условиях разрушения и падения цивилизации, эти люди будут чувствовать себя также уютно, как и дома, потому что сидя в бункере или тоннеле метро уже не завернёшься в плед, заварив кастрюльку чая и кружку пельменей))

В данной статье я попытался, не углубляясь в психологические причины происходящего, разобраться, чем же так манит людей тематика постапокалипсиса. Насколько это получилось – решать вам. Пытошная в комментариях. С вами был Hasar, до скорого!

P.S. Чуть не забыл…

1365438602

В эту статью нужно добавить как можно больше произведений, теорий и предсказаний большого пиздеца.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.

Постапокалипсис — один из жанров фантастики, описывающий жизнь человечества в течение и после Большого Пиздеца.

[править] Зарождение жанра

Постапокалипсис как правильно пишется

Они тоже имеют неиллюзионное отношение к Апокалипсису!

Постапокалипсис как правильно пишется

Нам пиздец настал уже давно.

Зарождение жанра можно отнести к концу XIX века. В романах Джека Лондона описывался мир, в котором людей выпилили страшные болезни (ибо до ядерных вундервафель было еще долго). Однако расцвет постапокалиптической литературы пришелся на середину XX века, и этому немало способствовала специальная олимпиада между СССР и США, грозящая перерасти в экстерминатус.

[править] Постъядерный мир как направление в постапокалипсисе

Постапокалипсис как правильно пишется

Fallout 3. Картинка какбе намекает, кто же автор глобального пиздеца.

Из общего постапокалиптического направления (включающего уничтожение людей любыми способами, будь то огромный метеорит, болезни или анальное порабощение роботами) выделяется «постъядерный мир», основной темой которого стало выживание остатков человеческой расы после глобальной ядерной войны в нелегком быту, заключающемся в поедании крыс, войне с мутантами, мародерстве, поиске женщин для секса (читаем нетленку Харлана Эллисона «Парень и его пес») и т. п.
На сегодняшний момент постъядерный сеттинг является одним из самых популярных направлений в постапокалиптике.

Постъядерный сеттинг имеет несколько основных предположений, которые в разной форме комбинируются в произведениях сеттинга и выделяют его в отдельный жанр:

  • Радиация. Тонны радиации, радиация везде, опасные мутанты, отравленная вода и почва, количество пригодных для обитания мест ограничено. Мем изначально родился в 50-е, когда уже было известно, что радиация вызывает мутации и лучевую болезнь, но в целом воспринималась как неведомая ёбаная хуйня. (Меченый уже в пути).
  • Ядерная зима. Тонны бомб привели к полному замерзанию шарика, немногие выжившие шугаются от замёрзшего мира. Мутанты и пираты прилагаются. Мем сильно форсился антиядерными диссидентами с 60-х (кстати, словечко «Fallout» переводится, как «выпадение радиоактивных осадков»).
  • Подземные убежища. На поверхности полная жопа, все выжившие живут в убежищах, где предаются тоталитаризму, армейскому методу и евгенике в разных проявлениях. Под землёй выросли поколения, никогда не видевшие поверхности, при этом на эту поверхность в какой-то момент нужно выйти. Обычно здоровая доза социальной фантастики прилагается («Метро 2033»).
  • Пиздец ресурсам. Предполагается, что в результате глобальной гонки сверхдержав ресурсы на шарике кончились, тонны нефти испарились в атмосферу, и аборигены занимаются тем, что или разбирают поржавевшие вундервафли на металлолом, или холят и лелеят немногие уцелевшие варианты шушпанцеров, которые ещё работают (этот ваш Макс со своим «Перехватчиком»). Социальная деградация обычно прилагается (Скрипач не нужен).
  • Оголтелый вундервафлизм. Поскольку в рамках сеттинга действие происходит обычно после большой и долгой войны, то мир напичкан военными базами, гигантскими человекоподобными роботами и прочей хренью чуть менее, чем полностью (так как отыгрывать жителей Папуа Новая Гвинея в постапокалипсисе никому нахуй не интересно, предполагается, что действие происходит в укрепрайоне). Ну и, соответственно, главные герои используют продвинутую плазму с особым цинизмом (Терминатор и Солид Снейк одобряют).
  • Телепатия, телекинез и прочая магия. В результате воздействия радиации, экологии и отсутствия живительного Интернета у аборигенов ВНЕЗАПНО развиваются какие-нибудь паранормальные способности, которые способны радикально изменить человечество (похоже у синекожих ребяток тоже произошёл БП. И, судя по всему, техногенный).

[править] Зомби-апокалипсис

Со времён «Рассвета живых мертвецов» зомби плотно вошли неспешной поступью в поп-культуру, застолбив для себя отдельный жанр зомби-апокалипсиса, когда резкое появление неизвестного вируса, нарушение проклятья работорговцев или использование соуса при бальзамировании трупов приводит к появлению зомби. Зомби размножаются так же, как и вампиры, только если вампиры сосут, то зомби обычно грызут мозги, превращая жертву в такого же зомби. В результате прикладного применения геометрической прогрессии в мире остаются считанные не-зомби, которые отчаяно пытаются сохранить голову на плечах.

За долгие годы существования жанр разросся, обрёл свои собственные атрибуты, и по состоянию на настоящий момент процветает едва ли не лучше постапокалипсиса ядерного.

[править] Другие варианты

Собственно говоря, весь постапокалипсис делится на два подвида: пиздец приходит или в результате действий людей, или в случае вмешательства некой природной силы.

Первый вариант, чаще всего, предполагает какую-нибудь социальную страшилку. Например, британские учёные выводили вирус от крыс и он ВНЕЗАПНО выпилил всех женщин. Или британские учёные пытались передавать энергию через ионосферу и она ВНЕЗАПНО выпилила 95% почвы. Или террористы ВНЕЗАПНО запустили какую-нибудь сверхсекретную вундервафлю. Ну, вы поняли.

Второй вариант обычно базируется на прочих популярных страшилках глобального характера, прежде всего экологических и биологических как наиболее непонятных и всемогущих в глазах 95% населения. Огромные генно-модифицированые метрокрысы вылезают из своих метроподземелий, отчего случается глобальное потепление и заражение всего населения вирусом-мутантом, в результате — опять же Большой Пиздец и сокращение поголовья.

Многие такие варианты очень любят в голливудском синематографе, ибо позволяет засирать глаза и мозг ЦА совершенно произвольными эффектами. Гигантские цунами, замораживание или зажаривание всего человечества, затопление суши водой и т. п. — это же так красиво, пипл хавает! Наличие же взаимоисключающих параграфов при этом всем похуй — на такое кино ходят не биологию, географию и физику изучать, а попереживать и погрызть попкорн.

Особняком стоят произведения вроде «Пасынки Вселенной» про большой пиздец, случившийся на отдельно взятом космическом корабле размером с хороший астероид.

Отдельной категорией стоит упомянуть пост-постапокалипсис — когда пиздец произошел, но уже довольно давно: от 200—300 лет и до тысячелетий. Когда все довоенные консервы уже съедены, патроны расстреляны, а человечество не столько выживает, сколько активно строит новое общество на развалинах старого, которые для них представляют в лучшем случае археологическую ценность, чем практическую. Классика жанра — «Путешествие Иеро» Стерлинга Ланье (лютый вин), а также «Гимн Лейбовицу» Уолтера Миллера. Постепенно это становится настолько популярным, что теперь любая околонаучная фантастика считает хорошим тоном намекнуть, что её оригинальный сеттинг появился после глобального апокалипсиса в прошлом, что можно увидеть даже в полу-фэнтезийном аниме «Песня неба».

[править] Общие черты постапокалиптического мира

Постапокалипсис как правильно пишется

Если видеть небо серым и не вспоминать, что небо, небо было голубым. © Агата Кристи

  • Крутой как яйца главный герой, что является вынужденным из-за творящегося вокруг пиздеца.
  • Духовная и технологическая деградация человечества.
  • Мутанты, доставляющие пиздюли обывателям.
  • Разрушенные города, в которых процветает Ад и Израиль.
  • Повсеместная работорговля и грабеж корованов.
  • Постоянно обложенное черными тучами небо.
  • Полное отсутствие велосипедов. А также парусов, кайтов, парапланов, дельтапланов и прочих штук, работающих за счёт естественной энергии, которые как транспорт могли бы пригодиться вполне и вполне.
  • Также непозволительно малое количество арбалетов, луков, гарпунов. Зато огромное количество огнестрела с вечно недостающими боеприпасами. Хотя первые намного эффективнее вторых в силу возобновляемости боеприпасов и относительной простоты конструкции.

[править] Эстетика постапокалипсиса

С одной стороны, говорить об эстетике мира после БП, который почти всегда скатывается в сраную анархию (поверхность в фильме «Парень и его пес»), в тоталитаризм («Пастырь»), либо вообще в условные «джунгли», когда как такового общества нет и каждый выживает, как умеет («Я — легенда») — могут только циничные битарды. С другой стороны, количества кина, игр, книг, фанфиков и общая избитость сеттинга говорит о том, что все-таки что-то бередит душу анонимуса, заставляя вздыхать от красот заходящего солнца на фоне разъебашенного города. Итак, что же именно доставляет в постапокалипсисе с чисто художественной и психологической точки зрения:

  • Существенное сокращение популяции пипла — перенаселение, а также растущая урбанизация с неизбежным ростом поголовья быдла приводит к изменению психики и укоренению ненависти к бесчисленным суетящимся людишкам. Какой анонимус в тайне не просил у Деда Мороза на Новый Год револьвер, когда его толкали на улице или топтали ноги в метро?
  • Ощущение абсолютной свободы — логическое продолжение пункта первого.

Тут есть ряд аспектов:

  1. Свобода в философском понимании. Кто-то из великих сказал, что свобода одного человека всегда ограничивается свободой другого. Соответственно, чем меньше людишек остается на земле, тем больше у них степень свободы.
  2. Свобода в уголовном понимании. Свобода — как безнаказанность. Больше нет высокоразвитого общества, следовательно не действуют его законы. Кто не замирал от восторга, когда в фильме выжившие грабили пустой супермаркет, пересаживались в брошенный на улице новенький «Хаммер» или находили одинокую скучающую тян?
  3. Свобода в психологическом понимании. Согласно Фрейду, культура появилась в результате столкновения первобытных инстинктов (ака воруй-убивай-еби гусей) с желанием жить цивилизованно, по правилам, то есть, сознательного и бессознательного («Недовольство культурой»). Следовательно, отмена общества и культуры позволяет реализовать наши подавленные желания.
  • Осознание собственной крутости — очень часто герой постапокалипсиса — крутой парень с дробовиком, что объясняется естественным отбором (компьютерный задрот вне тепличных условий вряд ли выживет). А поскольку, читая книгу, проходя игру, смотря фильм, мы подсознательно ассоциируем себя с главным героем, ставка на крутого парня весьма оправдана.
  • Отстрел мутантов, бандитов, зомби, терминаторов и проч. — в каждом битарде дремлет первобытный охотник, которому дай в руки дубину/лук/пращу/дробовик и больше ничего ему для счастья не надо.
  • Ощущение постоянной опасности — так не хватающий офисному планктону адреналин, заставляющий его прыгать с парашютом, кататься на горных лыжах и задирать гопников.
  • Атмосфера пиздеца, отчаяния и безысходности — этой чертой постапокалипсис сильно напоминает другое культурное явление, известное, как «декаданс» (упадок). В последний раз декаданс в России расцвел буйным цветом в годы «серебряного века», совпавшего с такими социальными пиздецами, как первая мировая война, русская революция и становление тоталитарного государства. Чуешь, куда все идет, анон?

[править] Оно самое в мировой культуре

Тысячи их! Особенно, как указано выше, в Голливуде. Всякие безумные Максы, водные миры, дити человечьи и прочее всех направлений — за последние 40 лет чего только ни наснимали, причем разной степени успешности, от сотнемиллионных блокбастеров, радостно потребляемых всей планетой, до полных фейлов, с которых даже самый непуганный хомяк удирал еще с середины. И этот мутный поток не прекращает пополняться.

Тема популярна и в литературе. Стоит отметить винрарнейшие «Молот Люцифера» Л. Нивена (Большой Пиздец настал в результате падения осколков кометы, акцент на реалистичности описания как чисто физических последствий, так и поведения людей в данной ситуации), «День триффидов» Дж. Уиндема (после любования на необычный метеоритный дождь все смотревшие ослепли, немногие зрячие пытаются построить новый мир, в чем мешают расплодившиеся полуразумные ходячие растения, акцент на вопросах морали и социологии), «Первый день спасения» В. Рыбакова (классический ядерный большой пиздец, народ в убежищах, мрак и безысходность), «Господь Гнева» самого Желязны (в соавторстве с Диком) — БП произошёл из-за амбиций и зашкаливающего ЧСВ одного немецкого (и снова немцы!) ублюдка по имени Карлос Люйтойтоффель (потом раскаялся и решил стать новым Господом. Господом Смерти и Гнева (ИЧСХ, становится), «Власть огня», выгодно отличающийся тем, что человечество заедено огнедышащими драконами, «Мобильник» Стивена Кинга, где все человечество найух слетело с катушек от мобильных телефонов и еще много других.

Наконец, вполне себе апокалиптична советская литература 20-х, так как центральное Нечерноземье в разгар Гражданской и правда напоминало лютый американский фронтир с более-менее уцелевшими городами и бандами всех возможных расцветок. «Чевенгур» и «Сокровенный человек» Платонова, «Ташкент — город хлебный» Неверова и прочие «Чапаевы» доставляют и символизируют не хуже этих ваших американских аналогов.

[править] Компьютерные игры

Разумеется, тысячи их, в основном ролевых и приближенных к ним. От древнейших двухмерных бродилок по выжженой квадратно-гнездовой пустыне до современных, включая всякие фоллауты и прочее. Ибо жанр позволяет легко свести всю полноценную жизнь героя к примитиву, когда всех ролевых возможностей только кого-нибудь пристрелить, максимум — в нескольких локациях сделать что-то весьма ограниченное, а все остальное отсутствует, так как ну шо же ви таки хотели от атомной пустыни, чтоб там цивилизация расцветала?

[править] См. также

  • Fallout
  • Большой пиздец
  • Жопоголизм
  • Припять

[править] Ссылки

  • Постапокалиптический портал
  • Постапокалиптические фильмы, книги, игры
  • Выживание в постапокалиптическом мире
  • Портал о постапокалипсисе
  • Ещё один портал с книгами, играми и фильмами
  • Качественный сабж на тему
  • Постапокалиптический портал
  • Сеть ПА-сайтов, большая часть на английском
  • Флешки в стиле постапокалипсиса

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Столь объемное и противоречивое понятие «постапокалипсис» — это парадоксальное сочетание отсутствия логики. Ибо мир, представленный в данном жанре, находится за пределами общепринятого рационализма, а парадокс здесь указывает на видение образов, которых, по сути, нет в нашем сознании. Картина мира представлена весьма расплывчато.

Христианские истоки постапокалипсиса

постапокалипсис это

С незапамятных времен религиозная традиция представляет концепцию апокалипсиса, как полное завершение истории всего человечества. Однако «Книга Откровения» указывает на последующий, совершенно новый этап бытия: воцарение Христа и его Святых подданных. Сатана потеряет свой главный источник подпитки: ложь, соблазн, искушение, которые, по сути, и привели человечество к концу земного пути. Данные общие особенности и будут выражать постапокалипсис, как нулевое содержание мира.

Особенности светского взгляда на концепцию

фантастика постапокалипсис

С конца ХХ века, в рамках мультипликации и кинематографа, жанр постапокалипсис прочно укрепляет свои позиции. Приставка «пост-» является отражением научно-философского течения 70-80-х годов прошлого века, именуемого как постструктурализм, и его ответвления – постмодернизма. Когда история той или иной цивилизации достигает пределов своего развития, тогда же и происходит обнажение всех существующих логических, духовных и социальных конфликтов. Это приводит к неизбежному процессу изживания, где дальнейшее развитие системы невозможно. В то время и вступает в силу время деградации, разрушения структуры общего уклада, ценностей и духовных ориентиров. Мир поглощает состояние опустошенности и пессимизма. Фантастика постапокалипсиса становится суровой реальностью в борьбе за индивидуальное выживание.

Филосовские и психологические штампы постапокалиптического сценария

труп на дороге

Если ориентироваться на классификацию потребностей психолога Абрахама Маслоу, те немногочисленные люди, пережившие крушение своей эпохи, возвращаются к необходимости удовлетворения своих базовых потребностей – поиск еды и обеспечение безопасности. Налицо – откат цивилизации на многие века.

Выживание становится основным критерием, характеризующим положение уцелевшего человечества. Эти критерии являются оптимальными для взращивания зла. Однако постапокалипсис – это еще и зарождение таких высших ценностей, как попытка пробудить людские души к единству, обеспечение условий сплочения ради наивысших целей. Сама жизнь принимает на себя роль того самого добра, причем, жизнь социальная. Одной из базовых задач является восстановление цивилизаций.

Краткий чек-лист любого постапокалиптического сценария

  • Обязательное наличие народного героя, который будет бороться со злом и вести за собой некоторую часть выживших граждан.
  • Проявление повсеместной деградации в духовных, социальных и интеллектуальных сферах.
  • Зарождение коммун.
  • Полное или частичное разрушение цивилизаций или отдельных населенных пунктов.
  • Появление мелких социальных поселений доисторического типа с применением остатков благ исчезнувшей цивилизации.
  • Тотальное исчезновение технологий.

Теперь, когда рассмотрена основная структура фантастики постапокалипсиса, какой жанр может выразить наихудший сценарий гибели человечества?

Зомби-апокалипсис

Зомби постапокалипсис

Зомби – самостоятельный отдельный фэнтези-жанр, который успел завоевать свою многочисленную армию поклонников. Не секрет, что для подготовки к столь ожидаемому прогнозу необходимо вооружиться коллекцией оружия, если мертвецы пожелают восстать из мертвых.

Что же определяет основу? Обязательное чувство безысходности, когда один или несколько героев пытаются скрыться от бродячих мертвецов за хлипкой дверью. Шансов на спасение становится все меньше, ведь зачастую выжившие люди загнаны в тупик, попав в какое-то высотное строение. После представленного сценария на ум сразу приходят такие картины, как «Война миров Z» (где Бред Питт сыграл главную роль), а также «Карантин».

Нельзя не отметить линейку фильмов «Обитель зла» с Милой Йовович и, пожалуй, лучшее в жанре постапокалипсис кино – «Инфекция». Особенностью сценария данной картины является то, как вирус воздействует и изменяет разум зараженной главной героини. Главную роль блестяще сыграла актриса Неджарра Таунсенд.

Монстроапокалипсис

Особенности данного поджанра заключают в себе сценарий нападения захватчиков, стремящихся произвести полных захват планеты Земля с целью порабощения населения или его полного уничтожения.

Ярким примером служит небезызвестный фильм «Я – легенда», где Уилл Смит играет героя Роберта Невилла, единственного человека, иммунитет которого противостоит вирусу монстров-вампиров. Сама идея и концепция выделяют картину из числа представленных вариантов на данную тематику.

Обязателен к просмотру фильм «Гостья», снятый по одноименному роману Стефани Майер. Здесь главными антигероями выступают неземные формы жизни, которые не могут существовать без основного носителя. Таким образом, инопланетным гостям необходимо паразитировать на любом живом объекте.

Природная катастрофа

жанр постапокалипсис

Пожалуй, одним из самых излюбленных режиссерами видов постапокалипсиса являются природные катаклизмы, представленные во всевозможных вариациях. Все, что находится в доступе творческой фантазии: от разрушительных цунами и резких смен климата до усиления ветряных потоков и изменения магнитного поля Земли. Порой сценаристы не скупятся смешивать сразу несколько природных стихий в единую картину, чтобы придать истории особо яркий окрас.

Не секрет, что многие экранные сценарии позаимствованы из книжных произведений. Таковым примером является роман «Дорога», который был экранизирован в 2011 году. История этого фильма о том, как мир превратился в безжизненную пустыню, по итогам глобальной катастрофы. Такое положение вещей обнажило ряд человеческих пороков – каннибализм, нарастающая жестокость, агрессия, и все это приправлено нескончаемым голодом и холодом. Вражеское первенство отдается самому человеку, и теперь каждый должен бороться за собственное выживание самостоятельно.

Постапокалипсис – это пропитанная неподдельным драматизмом картина «Послезавтра», которая заставляет зрителей всецело проникнуться разворачивающейся на экранах трагедией. На этот раз природа не на шутку обозлилась на человечество, тем самым пробудив засуху в одной части мира, непрекращающиеся ливни – в другой, а также шквальные ветры и резко сменяющиеся температурные показатели. Главный герой – эколог Джек Холл всячески пытается остановить разбушевавшиеся катаклизмы, однако правительство отказывает ему в содействии.

Весьма захватывающе стиль постапокалипсис отражен в фильме «2012», где основная ставка режиссеров была сделана на качественную картинку. Сюжет здесь отодвинут на второй план, но это не отнимает зрелищности и чувства вовлечения в происходящие события.

Другие сценарии постапокалипсиса на примере известных кинолент

В центре сюжета «Безумный Макс» выступает техногенная катастрофа, которая всецело обрушилась на мир. Действие разворачивается в Австралии, где отчаявшиеся жители рассекают по пустыням в поисках питания и крова.

Трилогия «Матрица» братьев Вачовски. Наступил момент, когда разумные машины создали для человечества виртуальную реальность, используя его представителей в качестве «биобатареек».

Не менее известный «Терминатор», где в основу содержания заложено восстание машин, которые желают истребить человечество всевозможными путями.

Также неоднозначная картина «Облачный атлас», которая вбирает в себя шесть параллельно переплетающихся между собой сюжетных линий. Фильм достаточно сложный для восприятия, однако он стоит того, чтобы зритель вникнул в сюжетную линию.

Пожалуй, одним из самых милых примеров фэнтези постапокалипсиса представлена анимационная история от PIXAR – картина WALLE. По сценарию, люди настолько загрязнили Землю, что она больше не пригодна для любой формы жизни. В груде мусора планетарного масштаба остался жить кроткий робот Валли, который, обнаружив крохотный росток, всячески пытается сохранить его.

Тотальная глобализация

фантастика постапокалипсис какой жанр

Сжатие границ мира стало отчетливо проступать еще в прошлом веке, когда эффективность коммуникаций стала набирать обороты. В особенности, тотальные и необратимые последствия для человечества стали реальными после изобретения ядерного оружия. После этого, культурная оболочка общества подхватила столь обширную параноидальную подпитку, чем сыграла особую роль в создании различных антиутопий и истоков киберпанка. Все это породило смешение проблем глобальных угроз техногенной природы, религиозного универсализма в идею неизбежного апокалипсиса от ошибок, связанных с безграмотным использованием ручного атома.

Раскрытие тем индивидуализма и коллективизма

Постапокалипсис – это раскрытие взаимоотношений двух социальных моделей: одиночки-индивидуалиста и стихийный коллектив, который нуждается в лидере. В такой связке проявляется интересная закономерность: на того, кто принял на себя командование людской массой, возлагается полная ответственность за каждого индивида. Теперь субъект не сможет отвести в сторону ответственность за чью-то жизнь, как это можно было сделать в еще не разрушенной апокалипсисом системе.

Эстетика постмодерна

стиль постапокалипсис

Как известно, сама специфика постмодерна заключает в себе всевозможные грани понятия «странный», разбивая его на такие составляющие, как «незнакомый», «причудливый», «курьезный», «сверхъестественный», «специфический» и даже «эротизированный». Это и является основой жанра постапокалипсиса, как такового. Посему неудивительна любовь поклонников данного стиля к мутантам, различным зомби, инопланетным захватчикам и иным фрикам.

  • Пост релиз как пишется
  • Пост компенсация как пишется
  • Пост январский как пишется
  • Пост рассказ о себе в инстаграме пример
  • Пост сдал пост принял как пишется